Извращенные забавы состоятельных 18 века. Жестокие развлечения китайских богатых женщин, какими они были

Жизнь провинциальных дворянок, протекавшая вда­ли от крупных городов, имела немало точек соприкоснове­ния с жизнью крестьян и сохраняла ряд традиционных черт, поскольку была ориентирована на семью и заботу о детях.

Если день предполагал­ся обычный, будний и в доме не было гостей, то и утренняя еда подавалась простая. К завтраку подавали горячее молоко, чай из смородинного листа, «кашу из сливок», «кофе, чай, яйца, хлеб с маслом и мед». Дети ели «прежде обеда старших за час или за два», за едой «присутствовала одна из няней».

После завтрака дети садились за уроки, а для хозяйки име­ния все утренние и дневные часы проходили в нескончаемых хозяйственных хлопотах. Их бывало особенно много, когда хозяйка не имела мужа или помощника в лице сына и выну­ждена была сама главенствовать.

Семей, в которых с раннего утра «матушка была заня­та работою - хозяйством, делами имения… а отец - служ­бою», было в России XVIII - начала XIX в. предостаточ­но. О том говорит частная переписка. В жене-хозяйке ощущали помощницу, которая должна была «управлять домом самовластно или, лучше, самовольно» (Г. С.Винский). «Каждый знал свое дело и исполнял его рачитель­но», если рачительной была хозяйка. Число дворовых, нахо­дящихся под управлением помещицы, иной раз было очень велико. По словам иностранцев, в богатой помещичьей усадьбе бывало от 400 до 800 человек дворовых. «Теперь и самой-то не верится, куда такое множество народа дер­жать, а тогда так было принято», - удивлялась, вспоми­ная свое детство, пришедшееся на рубеж XVIII–XIX вв., Е. П.Янькова.

Жизнь дворянки в своем имении протекала монотон­но и неторопливо. Утренние дела (летом - в «плодовитом саду», в поле, в другие времена года - по дому) завершал сравнительно ранний обед, затем следовал дневной сон - распорядок дня, немыслимый для горожанки! Летом в жар­кие дни «часу в пятом пополудни» (после сна) ходили купать­ся, а вечером, после ужина (который «был даже поплотнее, так как было не так жарко»), «прохлаждались» на крыльце, «отпустя детей на покой».
Главное, что разноображивало эту монотонность, - «тор­жества и увеселения», случавшиеся во время частых наездов гостей.

Помимо разговоров, формой совместного проведения досуга провинциальных помещиц были игры, прежде все­го карточные. Хозяйки поместий - подобно старой графи­не в «Пиковой даме» - любили это занятие.

Переехавшие со временем в город и ставшие столичными жительницами провинциальные барыни и их дочки оцени­вали свою жизнь в усадьбе как «довольно пошлую», но пока они жили там - им так не казалось. То, что в городе было недопустимо и предосудительно, в деревне казалось возмож­ным и приличным: сельские помещицы могли «не выходить целыми днями из халата», не делали модных замысловатых причесок, «ужинали в 8 часов вечера», когда у многих горо­жан, «было время полдничать», и т.п.

Если образ жизни провиницальных барышень и помещиц был не слишком скован этикетными нормами и предполагал свободу индивиуальных прихотей, то повседневный быт сто­личных дворянок был предопределен общепринятыми нор­мами. Светские дамы, жившие в XVIII - начале XIX в. в сто­лице или в крупном российском городе, вели жизнь, лишь отчасти похожую на образ жизни жительниц усадеб и уж тем более не похожую на жизнь крестьянскую.

День горожанки привилегированного сословия начинал­ся несколько, а иногда и гораздо позднее, чем у провинци­альных помещиц. Петербург (столица!) требовал большего соблюдения этикетно-временных правил и распорядка дня; в Москве же, как отмечала В. Н. Головина, сравнивая жизнь в ней со столичной, «образ жизни (был) простой и нестеснительный, без малейшего этикета» и должен был, по ее мнению «понравиться всякому»: собственно жизнь города начиналась «в 9 часов вечера», когда все «дома оказывались открыты», а «утро и день можно (было) проводить, как угод­но».

Утро и день у большинства дворянок в городах проходи­ли «на людях», в обмене новостями о знакомых и приятель­ницах. Поэтому, в отличие от сельских помещиц, горожанки начинали с макияжа: «С утра мы румянились слегка, чтобы не слишком было красно лицо…» После утреннего туалета и довольно легкого завтрака (например, «из фрукт, просто­кваши и отличнаго кофе-мокка») наступал черед раздумьям о наряде: даже в обычный день дворянка в городе не могла позволить себе небрежность в одежде, туфли «без коблуков» (пока не пришла мода на ампирную простоту и тапочки вме­сто туфель), отстутвие прически. М. М. Щербатов упомянул с издевкой, что иные «младые женщины», сделав причес­ку к какому-либо долгожданному празднику «принуждены были до дня выезду сидя спать, чтобы не испортить убор». И хотя, по словам англичанки леди Рондо, русские мужчи­ны того времени смотрели «на женщин лишь как на забав­ные и хорошенькие игрушки, способные развлечь», сами женщины нередко тонко понимали возможности и преде­лы собственной власти над мужчинами, связанной с удачно подобранным костюмом или украшением.

Умению «вписывать» себя в обстановку, вести беседу на равных с любым человеком от члена императорской семьи до простолюдина аристократок специально учили с мла­дых ногтей («Ея разговор может нравиться и принцессе, и жене торговца, и каждая из них будет удовлетворена бесе­дою»). Общаться приходилось ежедневно и помногу. Оце­нивая женский характер и «добродетели», многие мемуари­сты не случайно выделяли способности описываемых ими женщин быть приятными собеседницами. Разговоры были для горожанок главным средством обмена информацией и заполняли у многих большую часть дня.

В отличие от провинциально-сельского, городской образ жизни требовал соблюдения этикетных правил (иногда - до чопорности) - и одновременно, по контрасту, допускал ори­гинальность, индивидуальность женских характеров и пове­дения, возможность самореализации женщины не толь­ко в кругу семьи и не только в роли жены или матери, но и фрейлины, придворной или даже статс-дамы.

Большинство женщин, мечтавших выглядеть «светски­ми львицами», «имея титулы, богатство, знатность, льну­ли ко двору, подвергая себя унижениям», лишь бы «добить­ся снисходительного взгляда» сильных мира сего, - и в том видели не только «резон» к посещению публичных зрелищ и празднеств, но и свою жизненную цель. Матери молодень­ких девушек, понимавшие, какую роль могут сыграть в судь­бе дочерей удачно выбранные любовники из числа прибли­женных ко двору аристократов, не гнушалсь и сами вступать в необременительные интимные связи, и «бросать» доче­рей «в объятия» тех, кто был в фаворе. В сельской провин­ции такая модель поведения для дворянки была немысли­ма, но в городе, особенно столичном, все это превращалось в норму.

Но отнюдь не такие сугубо женские «посиделки» делали погоду в светской жизни столиц. Горожанки купеческого и мещанского сословий старались подражать аристократкам, но общий уровень образованности и духовных запросов был в их среде ниже. Богатые купцы почитали за счастье выдать дочь за «благородного» или самому породниться с дворян­ской семьей, однако встретить дворянку в купеческой сре­де было в XVIII - начале XIX в. такой же редкостью, как и купчиху в дворянской.

Вся купеческая семья, в отличие от дворянской, вставала с рассветом - «очень рано, часа в 4, зимою в 6». После чая и довольно плотного завтрака (в купеческой и шире - город­ской среде стало принято «кушать чай» на завтрак и вооб­ще подолгу чаевничать) хозяин семьи и помогавшие ему взрослые сыновья уходили в торг; в среде мелких торговцев вместе с главой семьи в лавке или на базаре нередко хлопо­тала жена. Многие купцы видели в жене «умную подругу, чей совет дорог, чьего совета надо спросить и чьему сове­ту нередко следуют». Основной повседневной обязанно­стью женщин из купеческих и мещанских семей были дела домашние. Если у семьи были средства для найма прислуги, то наиболее тяжелые виды повседневных работ выполнялись приходящими или живущими в доме служанками. «Челядинцы, как везде, составляли домашний скот; приближен­ные… имели лучшее одеяние и содержание, другие… - одно нужное, и то бережливо». Зажиточное купечество могло себе позволить содержать целый штат домашних помощниц, и по утрам от хозяйки дома получали распоряжения экономка и горничные, няньки и дворничихи, девушки, взятые в дом для шитья, штопки, починок и уборки, прачки и кухарки, над которыми хозяйки «царили, управляя каждой с одина­ковой бдительностью».

Сами мещанки и купчихи были, как правило, обремене­ны массой повседневных обязанностей по организации жиз­ни дома (а каждую пятую семью в среднем русском городе возглавляла мать-вдова). Между тем их дочки вели празд­ный образ жизни («как избалованные барчата»). Его отли­чали монотонность и скука, особенно в провинциальных городах. Редкая из купеческих дочек была хорошо обучена грамоте и интересовалась литературой («…наука была стра­шилищем», - иронизировал Н.Вишняков, рассказывая о молодости своих родителей в начале XIX в.), если только замужество не вводило ее в круг образованного дворянства.

Самым распространенным видом женского досуга в мещанских и купеческих семьях было рукоделие. Чаще всего вышивали, плели кружева, вязали крючком и на спи­цах. Характер рукоделия и его практическое значение опре­делялись материальными возможностями семьи: девушки из бедного и среднего купечества сами готовили себе приданое; для богатых рукоделие было больше развлечением. С рабо­той сочетали беседу, для которой сходились специально: летом у дома, в саду (на даче), зимой - в гостиной, а у кого ее не было - на кухне. Главными темами бесед у купеческих дочек и их мамаш были не новинки литературы и искусства (как у дворянок), а житейские новости - достоинства тех или иных женихов, приданое, моды, события в городе. Стар­шее поколение, в том числе матери семейств, развлекалось игрою в карты и в лото. Пение и музицирование были менее популярны в мещанских и купеческих семьях: ими занима­лись напоказ, чтобы подчеркнуть свое «благородство», ино­гда в домах провинциального мещанства даже ставились спектакли.

Одной из самых популярных форм развлечения в третьем сословии было гостеванье. В семьях «очень состоятельных» купцов «жили широко и много принимали». Совместное застолье мужчин и женщин, появившееся во времена пет­ровских ассамблей, к концу столетия из исключения (ранее женщины присутствовали только на свадебных пирах) пре­вратилось в норму.

Между повседневным бытом среднего и мелкого купече­ства и крестьянства было больше общего, нежели различий.

Для большинства крестьянок - как показали многочислен­ные исследования русского крестьянского быта, ведущие­ся уже почти два века, - дом и семья были коренными понятиями их бытия, «лада». Крестьяне составляли большую часть негородского населения, преобладавшего (87 процен­тов) в Российской империи XVIII - начала XIX в. Мужчи­ны и женщины составляли в крестьянских семьях пример­но равные доли.

Будни сельских жительниц - а они неоднократно опи­сывались в исторической и этнографической литературе XIX-XX вв. - оставались нелегкими. Их заполняла рабо­та, равная по тяжести с мужской, так как заметного разграни­чения мужских и женских работ в деревне не было. Весной, помимо участия в посевной и забот на огороде, женщины обычно ткали и белили холсты. Летом - «страдовали» в поле (косили, ворошили, стоговали, скирдовали сено, вязали сно­пы и молотили их цепами), отжимали масло, рвали и тре­пали лен, коноплю, неводили рыбу, выхаживали приплод (телят, поросят), не считая повседневного труда на скотном дворе (вывоза навоза, лечения, кормления и дойки). Осень - пора продовольственных заготовок - была также временем, когда женщины-крестьянки мяли и чесали шерсть, утепля­ли скотные дворы. Зимой сельские жительницы «трудолюбствовали» дома, готовя одежду для всей семьи, вязали чул­ки и носки, сети, кушаки, плели подхомутники для сбруи, вышивали и изготовляли кружева и другие украшения для праздничных нарядов и сами наряды.

К этому добавлялись ежедневные и особенно суббот­ние уборки, когда в избах мыли полы и лавки, а стены, потолки и полати скребли ножами: «Дом вести - не кры­лом мести».

Крестьянки спали летом по три-четыре часа в сутки, изне­могая от перегрузок (надсады) и страдая от болезней. Яркие описания курных изб и антисанитарных условий в них мож­но найти в донесении московского уездного предводителя дворянства по вотчинам Шереметевых. Самой распростра­ненной болезнью была лихорадка (горячка), обусловлен­ная проживанием в курных избах, где вечером и ночью было жарко, а утром холодно.

Тяжесть труда земледельца заставляла российских кре­стьян жить неразделенными, многопоколенными семья­ми, которые постоянно регенерировались и были исклю­чительно устойчивыми. В таких семьях «на подхвате» была не одна, а несколько женщин: мать, сестры, жены старших братьев, ино­гда - тетки и племянницы. Отношения нескольких «хозяек» под одной крышей не всегда бывали безоблачными; в повсе­дневных дрязгах было немало «зависти, злословия, бранчливости и вражды», отчего, как полагали этнографы и истори­ки XIX в., «разстраивались лучшие семейства и подавались случаи к разорительным разделам» (общего имущества). В действительности причинами семейных разделов могли быть не только эмоционально-психологические факторы, но и социальные (стремление избежать рекрутчины: жену с детьми без кормильца не оставляли, а из неразделенной семьи нескольких здоровых мужчин могли «забрить» в сол­даты, невзирая на их «семьистость»; по указу 1744 г. в слу­чае, если кормильца забирали из семьи в рекруты, жена его становилась «от помещика свободной», однако же дети оста­вались в крепостном состоянии). Были и материальные льготы (возможность повысить имущественный статус при отдельном проживании).

Семейные разделы стали распространенным явлением уже в XIX в., а в рассматриваемое нами время оставались еще достаточно редкими. Напротив, многопоколенные и брат­ские семьи были весьма типичным явлением. От женщин в них ожидалось - несмотря ни на что - умение ладить друг с другом и совместно вести дом.

Большое, и даже более значительное, чем в повседнев­ном быту привилегированных сословий, имели во многопо­коленных крестьянских семьях бабушки, которым, кстати сказать, в те времена часто было едва за тридцать. Бабуш­ки - если не были стары и хворы - «на равных» участвовали в домашних делах, которые в силу их трудоемкости предста­вительницы разных поколений часто делали вместе: стряпа­ли, мыли полы, бучили (мочили в щелоке, кипятили или парили в чугунах с золой) одежду. Менее трудоемкие обязан­ности строго распределялись между старшей женщиной-хо­зяйкой и ее дочерьми, невестками, снохами. Жили относи­тельно дружно, если большак (глава семьи) и большуха (как правило, его жена; впрочем, большухой могла быть и вдовая мать большака) относились ко всем одинаково. Семейный совет состоял из взрослых мужчин, но большуха принимала в нем участие. Кроме того, она заправляла всем в доме, ходи­ла на базар, выделяла продукты для повседневного и празд­ничного стола. Ей помогала старшая сноха или все снохи по очереди.

Самой незавидной была доля младших снох или невесток: «Работать - что заставят, а есть - что поставят». Невестки должны были следить за тем, чтобы в доме все время были вода и дрова; по субботам - носили воду и охапки дров для бани, топили особую печь, находясь в едком дыму, готови­ли веники. Младшая сноха или невестка помогала парить­ся старшим женщинам - стегала их веником, обливала рас­паренных холодной водой, готовила и подавала после бани горячие травяные или смородинные отвары («чай») - «зара­батывала себе на хлеб».

Разведение огня, прогревание русской печи, ежеднев­ная стряпня на всю семью требовали от хозяек ловкости, умения и физической силы. Ели в крестьянских семьях из одной большой посудины - чугунка или миски, которые ухватом ставились в печь и им же вынимались из нее: юной и слабой здоровьем невестке с таким делом было непросто управиться.

Стар­шие женщины в семье придирчиво проверяли соблюдение молодухами традиционных способов выпечки и варки. Вся­кие новшества встречались враждебно или отвергались. Но и молодухи не всегда с покорностью сносили излишние при­тязания со стороны родственников мужа. Они отстаивали свои права на сносную жизнь: жаловались, убегали из дому, прибегали к «колдовству».

В осенне-зимний период все женщины в крестьянском доме пряли и ткали на нужды семьи. Когда темнело, усажи­вались вокруг у огня, продолжая разговаривать и работать («сумерешничали»). И если другие домашние работы пада­ли в основном на замужних женщин, то прядение, шитье, починка и штопка одежды традиционно считались занятия­ми девичьими. Подчас матери не выпускали дочерей из дому на посиделки без «работы», заставляя брать с собой вязание, пряжу или нитки для размотки.

Несмотря на всю тяжесть повседневной жизни крестья­нок, в ней находилось место не только будням, но и празд­никам - календарным, трудовым, храмовым, семейным.
Крестьянские девушки, да и молодые замужние женщины нередко участвовали в вечерних гуляньях, посиделках, хоро­водах и подвижных играх, где ценилась быстрота реакции. «Считалось большим срамом», если участница долго водила в игре, где надо было обогнать соперницу. Поздним вечером или в ненастье подружки-крестьянки (отдельно - замужние, отдельно - «невестящиеся») собирались у кого-нибудь дома, чередуя работу с развлечениями.

В деревенской среде больше, чем в какой-либо другой, соблюдались обычаи, выработанные поколениями. Русские крестьянки XVIII - начала XIX в. оставались их главными хранительницами. Новшества в образе жизни и этических нормах, затронувшие привилегированные слои населения, особенно в городах, оказали очень слабое влияние на повсе­дневный быт представительниц большей части населения Российской империи.

Код для вставки на сайт или в блог.

1 .. 178 > .. >> Следующая

Любая богатая индийская женщина обычно использовала ряд служанок, обязанностью которых было купать, умащивать, массировать и вообще украшать свою хозяйку. В современной Индии это все еще является обычаем. Близкий контакт со служанками или сакхи обычно развивается в сапфическое отношение, особенно у незамужних, одиноких или вдовых женщин.

КАМА СУТРА описывает, как женщины могут использовать свой рот на йони друг друга и способы удовлетворения половых желаний путем использования луковиц, корнеплодов или фруктов, имеющих ту же форму, что и лингам. В отличие от мужской гомосексуальности сапфизм не считался грешным и не был преступлением по индусскому праву. На миниатюрах средневекового периода женщины часто изображаются интимно ласкающими друг друга. Картины, иллюстрирующие темы Кришны и молочниц, часто изображают гопи в чувственном развлечении друг с другом.

В буддийской и индуистской тантрической литературе имеются ссылки на трансцендентную и воспроизводящую силу, присущую сестринству. Даосские учения особенно подчеркивают эту точку зрения. Пять четко различимых категорий сапфизма известно современному индуизму. Обычная форма западного лесбиянства, весьма агрессивная и пресыщенная игрой половых ролей - самая низкая. Индийцы рассматривают её как дегенеративную и далеко отстоящую от высших, более дуКйв-ных форм сестринства, практикуемого на Востоке.

Между Египтом и Южной Индией существовали значительные связи. Южная Индия была знаменита своими богатыми шелками, специями, женщинами и храмовыми танцовщицами. В древнеегипетском обществе не было закона, осуждающего сапфизм. Археологические раскопки показывают, что женщины воспитывались в тесном контакте друг с другом. Рисунки на гробницах изображают служанок, ласкающих своих хозяек и показывают дома на индийский манер. В храмовых общинах танцовщицы жили вместе и’ сестринство поощрялось.

Иудейское право не осуждает сапфизм.

В исламском обществе, гле полигамия была

весьма обычной, лесбиянство всегда было популярно, как в гареме, так и за его пределами. Любопытно, что считали, что Мухаммед провозгласил лесбиянство незаконной практикой, особенно потому, что в тринадцатом веке арабский историк Абд-аль-Латиф аль-Багхдади писал: «Женщины, которая неоднократно не испробовала восторгов тела другой женщины, не существует в наших краях». Страх арабов перед тем, что женщины добьются власти, возможно, объясняет это противоречие. По мнению арабов, женщины являются собственностью и символами общественного положения, которых надо контролировать, а не возвышать или освобождать через силу мистического секса. Просвещенный взгляд на женственность, выраженный в Тантрах, не является частью арабской мысли.

Две женщины развлекаются друг с другом на кровати. С картины восемнадцатого века, Раджастан.

Дворянка с шестью служанками. Они заняты купанием, обтиранием, умащиванием и украшением своей хозяйки.

С миниатюры восемнадцатого века, Раджастан.

Во многих языческих культурах во всем мире близкий сексуальный контакт между женщинами считается естественным, особенно в матриархальных обществах. Большинство племенных групп в Африке, Азии, на островах Тихого океана и в Южной Америке включают сапфизм в виде неотъемлемой части социо-религиозной системы. Например, женщине группы Паиа африканского племени Банту, позволяется лишиться своей девственности

263
Девушка-египтянка прислуживает даме.

С картины периода восемнадцатой династии (1567- 1320 гг. до н. э.).

Женщины-музыкантши и танцовщицы.

С египетской картины периода восемнадцатой династии (1567-1320 гг. до н. э.).

только с помощью другой женщины. Эта женщина тщательно выбирается ею и становится её «сестрой», живя с ней в течение трех дней каждый месяц, в течение коего времени они практикуют сапфизм. Женщины племени Лудуку в Конго также разбиваются на пары в раннем возрасте. Среди племен в Новой Гвинеи для девушки является обычным выполнять оральное творение любви со своими старшими подругами; поступая так, она верит, что поглощает некоторую часть их женской мудрости.

В Китае и ‘Японии сапфизм также очень распространен. Согласно даосизму, женщина имеет неограниченный запас сущности Инь, которая воспроизводится каждый месяц с завершением её менструального цикла. Концепция

о том, что женщины питают животворящую сущность друг друга, является одним из фундаментальных принципов даосского учения.

Сестринство совершенно неправильно понимается на Западе. Последние опросы указывают, что большая часть западных женщин имели какую-либо форму сапфического переживания в своей жизни. Тем не менее, на Западе принято ассоциировать сапфизм с развратом и не делать никакого различия между

Формами лесбиянства. Самой известной из западных женских гомосексуалок была греческая поэтесса Сапфо. Большинство её писаний было уничтожено в 1073 году н. э. по приказу папы Грегория VII.

До 1917 года купцы были излюбленными мишенями газетных фельетонистов и карикатуристов. Кто только не упражнялся в остроумии по адресу и «ваших степенств». Какими же они были в реальности - русские богатеи? Как тратили свои богатства, как развлекались?…

Купеческий клуб

Прежде всего русский купец славился как любитель хорошо покушать. В Москве отличительным признаком Купеческого клуба было стремление всячески подчеркнуть превосходство денежных тузов над теряющей былое значение в государстве столбовой дворянской аристократией.

Купеческий клуб в Москве

Если еще не разорившиеся дворяне предпочитали кухню французскую, то купечество в своем клубе подчеркнуто упирало на старинные русские кушанья: « стерляжья уха; двухаршинные осетры; белуга в рассоле; «банкетная» телятина; белая, как сливки, индюшка, откормленная грецкими орехами; «пополамные» расстегаи из стерляди и налимьих печенок; поросенок с хреном; поросенок с кашей» и многое другое.

Поросята на вторничные обеды в Купеческом клубе покупались за огромную цену у Тестова, такие же, какие он подавал в своем знаменитом трактире. Он откармливал их сам на своей даче, в особых кормушках, в которых ноги поросенка перегораживались решеткой, «чтобы он с жирку не сбрыкнул!» - объяснял Иван Тестов.

Интерьеры Купеческого клуба

Каплуны и пулярки шли из Ростова Ярославского, а телятина «банкетная» - от Троицы, где телят отпаивали цельным молоком... Кроме вин, которых истреблялось море, особенно шампанского, Купеческий клуб славился один на всю Москву квасами и фруктовыми водами, секрет приготовления которых знал только один многолетний эконом клуба - Николай Агафонович.

Француженка за двести тысяч

Ну а после можно было отведать и других земных радостей:

«На обедах играл оркестр Степана Рябова, а пели хоры - то цыганский, то венгерский, чаще же русский от Яра. Последний пользовался особой любовью, и содержательница его, Анна Захаровна, была в почете у гуляющего купечества за то, что умела потрафлять купцу и знала, кому какую певицу порекомендовать; последняя исполняла всякий приказ хозяйки, потому что контракт отдавал певицу в полное распоряжение содержательницы хора».

Впрочем, довольствовались закабаленными певицами по большей части купчишки помельче. Финансовые тузы предпочитали женщин более высокого полета, требовавших огромных расходов. Рекордсменом в этом отношении являлся Николай Рябушинский, которому француженка Фажетт обошлась в двести тысяч рублей, потраченных за два месяца.

За одно только колье с жемчугом и бриллиантами от Фаберже Рябушинский заплатил десять тысяч двести рублей. Стоит напомнить, что тогда плата в пятьдесят копеек за рабочий день считалась хорошей ценой для рабочего.

Но одной француженкой Николай Павлович ограничиваться отнюдь не собирался. Родственники, напуганные безумным размахом трат молодого повесы, добились установления над ним опеки, снять которую ему удалось лишь через несколько лет. И уж теперь-то он развернулся вовсю.

Рябушинский Николай Павлович (1877-1951)

Любопытно, что помимо неистребимой страсти к женщинам Рябушинский оказался, пожалуй, одним из первых российских автолихачей. Его роскошный красный «даймлер» мощностью в 60 лошадиных сил (что по тем временам было последним словом техники) москвичи быстро научились узнавать.

Несколько раз его привлекали к ответственности за нарушение правил новомодной автомобильной езды, а однажды ему пришлось выплатить солидные отступные сбитому пешеходу.

Но основное веселье Николай Рябушинский устраивал на собственной вилле «Черный лебедь» в Петровском парке, где, как взахлеб сплетничали москвичи, «устраивались афинские ночи с голыми актрисами».

Вилла "Черный лебедь" в Петровском парке в Москве, где Николай Рябушинский устраивал вечера для богемы. Фото начала XX века.

Интерьеры виллы "Черный лебедь" до пожара 1915 года. На стенах картины из коллекции Рябушинского, в которой были работы Брейгеля и Пуссена.

Видимо, для того, чтобы эти самые ночи проходили более весело, Рябушинский украсил виллу коллекцией отравленных стрел из Новой Гвинеи.

Дело в том, что путешествуя в юности по экзотическим странам, Николай Павлович побывал у папуасов-людоедов и даже якобы пивал вино из черепа побежденного врага у вождя гостеприимного племени. Правда, злые языки утверждали, что эта история подозрительно напоминает «череп киевского князя Святослава», из которого любили попить крепкие напитки убившие его печенеги.

Как бы там ни было, но количество дам, желающих посетить скандальную виллу «Черный лебедь», не уменьшалось. Страсть к женскому полу Николай Рябушинский сохранил на всю жизнь.

Н. П. Рябушинский. Фото 1940-х.

Уже в глубокой старости, когда ему было за семьдесят, работая в художественной галерее «Эрмитаж» в Монте-Карло, он пережил последний увлечение - к молодой, втрое моложе его, беженке из Германии.

Тигрица и ученая свинья

Страсть к созданию особняков, построенных по принципу подороже и почуднее могла плохо кончится для ее обладателя весьма печально - Арсений Морозов, например, стал общемосковским посмешищем, выстроив дом хорошо известный и нынешним москвичам - здание общества дружбы с зарубежными странами, что напротив кинотеатра « Художественный».

Особняк Арсения Абрамовича Морозова, построенный в 1895-1899 годах архитектором В. А. Мазыриным в испано-мавританском стиле с элементами модерна. С 1959 года — Дом дружбы с народами зарубежным стран.

На вопрос архитектора о том, в каком стиле следует строить дом, Морозов ответил - во всех, денег хватит. Архитектор выполнил указание, всласть повеселив горожан.

Позволить себе такой финансовый размах купцы победнее, разумеется, не могли, поэтому чудили подешевле и примитивнее. Нет денег на поездку в Египет или Новую Гвинею - зато можно “вусмерть” напившись, отправиться из Москвы «охотиться в Африку на крокодилов». Правда, такие поездки обычно заканчивались где-нибудь в Твери, в вокзальном ресторане.

Если купец-миллионер и известный чудак Михаил Хлудов везде появляется только в сопровождении ручной тигрицы - значит, купцы помельче покупают себе ученую свинью клоуна Танти и устраивают ее торжественное поедание. Правда, потом, в отличие от Хлудова, они становятся посмешищем всей Москвы ибо, как выяснилось, хитрый циркач подсунул им хрюшку простую и совершенно необразованную, а «артистку» сохранил в неприкосновенности.

Михаил Алексеевич Хлудов - русский купец и предприниматель

Михаил же Хлудов свою тигрицу предпочитал возить по войнам. Обзавелся он ею во время покорения Средней Азии, где животное получило «боевое» крещение.

От своих русских коллег старались не отставать и их восточные коллеги. Владелец крупнейших бакинских нефтяных промыслов, армянин Александр Манташев очень доступно объяснил, почему он сделал необычайно щедрое пожертвование на строительство армянской церкви именно в Париже – «это город, где я больше всего грешил». Для того, чтобы как следует погрешить, он и ездил туда каждый год.

Александр Иванович Манташев — крупнейший российский нефтяной магнат и филантроп . Был одним из самых богатых людей своего времени.

Его сыновья - Левон и Иосиф, уже прочно обосновавшиеся в Москве, поражали москвичей своими обедами и зваными банкетами. Достаточно сказать, что из Ниццы зимой к этим обедам специально завозились вагоны живых цветов. Но главной страстью братьев были лошади. И для своих любимцев они не жалели буквально ничего, построив настоящие дворцы вместо конюшен - с горячей водой, вентиляцией и душами.

Не желая отставать от моды, Левон стал коллекционировать работы известных художников. Вот только обращался он с ними своеобразно - любил пострелять по полотнам из карманного пистолета. Горячий человек...

От причуд к созданию музеев

К счастью для искусства, другие богатые коллекционеры обращались со своими коллекциями не в пример бережнее. О заслугах в создании отечественных музеев, в развитии наук и искусства, купеческих династий Третьяковых, Морозовых, Щукиных, тех же Рябушинских, Мамонтовых и многих других можно говорить бесконечно.

Алексей Александрович Бахрушин - русский купец, меценат, собиратель театральной старины, создатель частного литературно-театрального музея.

Зачастую увлечение коллекционированием начиналось как обычная купеческая причуда. Создатель знаменитого театрального музея Алексей Бахрушин, например, начал свою деятельность с пари. Поспорил с двоюродным братом, что всего за месяц соберет коллекцию большую и лучшую, чем та, что брат собирал несколько лет.

Пари то он выиграл, но увлекся настолько, что со временем для его жены стало тяжелейшей проблемой получить у него денег для домашнего хозяйства. Рубль, потраченный не на музей, Бахрушин считал потерянным.

Но купеческий темперамент превращал коллекционирование в своего рода состязание, азартную игру, заставляя его обладателей совершать, с точки зрения постороннего, совершенно бессмысленные поступки.

Михаил Абрамович Морозов - купец, предприниматель, коллекционер западноевропейской и русской живописи, скульптуры. Старший сын известного московского купца Абрама Абрамовича Морозова.

Купил, скажем, Михаил Абрамович Морозов 4 картины Гогена всего по 500 франков за каждую. А через несколько лет ему предложили за них уже 30000 франков. Перед такой ценой купец устоять не смог и продал картины. Но на следующий день, посетив картинную галерею, он обнаружил, что картины продаются уже за 50 тысяч.

Увидев, в какую сумму теперь оценена его бывшая собственность, Морозов решился на вторичную покупку. Купить за пятьсот, продать за тридцать тысяч и вновь купить за пятьдесят тысяч - в этом что-то есть.

Так что все было в истории русского купечества - и безумные загулы, и пьяное самодурство,и бесценный вклад в развитие отечественной культуры.

История: Развлечения XVIII века

Карнавально-маскарадные шествия
Петровское время отличалось не только жестокостью, кровавыми расправами с ворами и взяточниками, но и пестротой, яркостью всевозможных празднеств.
На той же Троицкой площади, где было лобное место, в сентябре 1721 года состоялось карнавальное шествие в честь окончания Северной войны, длившейся 21 год. Площадь пестрела всевозможными костюмами и масками. Сам государь выступал в роли корабельного барабанщика. Его супруга была в костюме голландской крестьянки. Их окружали трубачи, нимфы, пастушки, скоморохи. Античные боги Нептун и Бахус шли в сопровождении сатиров.
Бахус при Петре I был на почетном месте среди других античных богов. Царь любил медовуху и пиво и зело гневался, когда кто-нибудь при нем отказывался от чарки. Провинившегося угощали огромным “кубком Большого Орла”, вмещавшим около двух литров вина. Пить надо было до дна. После принятия кубка человек обычно валился с ног.
Иногда в карнавальных шествиях появлялись шутейные персонажи. Ехали всадники, сидящие в седлах задом наперед, старухи, играющие в куклы, карлицы рядом с высоченными мужиками, которые их брали на руки. Эти фигуры символизировали различные пороки.
До Петра I скоморохов на Руси преследовали. В юном Петербурге они участвовали в гуляниях на масленице и в Троицын день. Помимо зимних устраивались гуляния весной на пасху. Для этого были отведены Царицын луг и Адмиралтейская площадь. Она была обширной и занимала огромную территорию от Адмиралтейства до конца существующей ныне Дворцовой площади. Здесь строили балаганы, катальные горки, карусели.
Во время многочисленных празднеств устраивались фейерверки, которые так любил Петр. Петропавловская крепость и некоторые дома вблизи от нее вечером иллюминировались. Слюдяные керосиновые фонарики горели на воротах и крышах. В такие дни на одном из бастионов Петропавловской крепости поднимался флаг и гремели пушечные выстрелы. Они раздавались и с царской яхты “Лизетта”.
1710 год был рекордным по числу праздников. В ноябре месяце два карлика разъезжали по Петербургу в трехколесной коляске и приглашали на свадьбу гостей. В середине ноября открылось свадебное шествие. Впереди шел карлик с жезлом. За ним следовали семьдесят карликов. Свадебный пир состоялся в доме губернатора Меншикова, который в то время находился на посольской (позже Петровской) набережной. Шафером у невесты-карлицы был сам Петр I.
Танцевали карлики. Остальные гости были зрителями.

Танцы
Они вошли в моду при Петре I. В 1721 году был бал в доме Головкина, воспитателя и сподвижника государя, который находился неподалеку от домика Петра на Посольской набережной. Танцы сопровождались, как требовала мода того времени, частыми поцелуями дам. Особенно отличался генерал-прокурор Сената Ягужинский.
Широко известны заведенные Петром I ассамблеи. Сначала они проходили в галерее Летнего сада. Позже каждое знатное лицо обязано было в течение зимы устроить у себя ассамблею. Танцы на этих ассамблеях были весьма церемонны. Мужчина, желавший танцевать с дамой, должен был подходить к ней трижды, отвешивая поклоны. По окончании танца мужчина целовал даме ручку. С одним кавалером дама могла танцевать лишь один раз. Эти чопорные правила были привезены Петром из-за границы. Вскоре он понял, что этот этикет ужасно скучен и придумал новое правило для ассамблейных танцев.
Оно было заимствовано из старинного немецкого танца “гроссфатер”. Под звуки печальной и торжественной музыки двигались пары, медленно и важно. Неожиданно раздавалась веселая музыка. Дамы оставляли своих кавалеров и приглашали новых. Прежние кавалеры хватали новых дам. Поднималась страшная толкотня.
Сам Петр с Екатериной участвовали в подобных танцах. И смех государя звучал громче всех.
Мгновенно по поданному знаку все опять приходило в порядок, и пары продолжали чинно двигаться в прежнем ритме. Если же какой-нибудь нерасторопный кавалер оказывался без дамы в результате танцевальной постройки, его подвергали штрафу. Ему подносили “кубок Большого Орла”. В конце танцев провинившегося, как правило, уносили на руках.

Игры
Еще в XVI столетии на Руси были известны такие игры, как зернь (кости), шашки, шахматы и карты. Особенно в то время была распространена игра в зернь. Кости имели белые и черные стороны. Выигрыш определялся тем, какой стороной они упадут, когда их бросали. Упоминание о картах встречается в 1649 году в своде законов царя Алексея Михайловича. Наряду с воровством карточная игра на деньги приравнивалась к тяжким преступлениям. За это могли и кнутом побить, и в острог посадить, и ухо отрезать. Но в начале XVIII века во многих домах открыто, не опасаясь наказания, играли в карты.
Петр I не увлекался картами, предпочитая им шахматы. В юности его обучили этой игре немцы. Свой досуг государь чаще всего проводил с кружкой пива и трубкой за шахматной доской. Достойных противников у него было не так уж много. Один лишь адмирал Франц Лефорт умудрялся выигрывать у Петра. Тот не гневался за это, а напротив, хвалил.
В 1710 году царь запретил игру в карты и кости на кораблях, а спустя восемь лет издал указ о запрете карточной игры во время военных действий. Впрочем, это не касалось гражданского населения. Какие же карточные игры были в петровское время?
Играли в ломбер, марьяж и занесенную из Польши игру в короли. Она больше всего была распространена в семейном кругу. Проигравший расплачивался всевозможными штрафами, которые назначал выигравший “король”.
Из-за этой игры пострадала супруга знаменитого прадеда Пушкина, арапа Ибрагима Ганнибала. В 1731 году капитан Ганнибал вместе с женой Евдокией жил в городе Пернове. На пасхе Евдокия побывала в гостях, где ей предложили сыграть в карты. Среди гостей оказался опытный ловелас, некий Шишков. Выиграв и оказавшись в роли “короля”, он назначил Евдокие штраф в виде поцелуя. С этого поцелуя и началась их любовная история. Ибрагим Петрович вскоре узнал о ней. Пылкий и ревнивый прадед Пушкина по-своему наказал неверную супругу - сослал ее в монастырь.
Бильярд появился в Петербурге в 1720-х годах. Его завезли сюда французы. Первый бильярдный стол был поставлен в Зимнем дворце Петра, который находился примерно на том месте, где ныне Эрмитажный театр.
Петр увлекался игрой на бильярде. При его огромном росте и твердой руке он легко научился точно класть шары в лузы. Вскоре умели играть в бильярд и многие придворные. Бильярды были выписаны из Франции вельможами, а затем и содержателями трактиров. Скорее всего, бильярд стоял и в часто посещаемой царем “австерии” у Иоановского моста, ведущего в Петропавловскую крепость. В книге Ф. Туманского “Описание Санкт-Петербурга” (1793 г.) можно прочесть: “Австерия именовалась Торжественной, потому что государь все торжества и фейерверки отправлял на площади перед оною. В праздники Государь Петр Великий, выходя из обедни Троицкого собора, шел со знатными особами и министрами в сию Австерию на чарку водки перед обедом”.

Шуты
У маленького Петра были два карлика-шута, подаренные ему старшим братом Федором Алексеевичем. Одного звали Комар, другого - Сверчок. Последний вскоре погиб, а Комар, которого государь очень любил, дожил до самой смерти Петра I. В Зимнем дворце на Дворцовой набережной Петра окружали еще два шута: легендарный Балакирев и Акоста.
Шуты при дворе выполняли определенную роль, высмеивая старинные обычаи и предрассудки. Иной раз они могли донести Петру о его подчиненных, и те не раз жаловались царю на его шутов. Петр, как правило, с усмешкой отвечал: “Что поделаешь? Ведь они же дураки!” Балакирев при Петре находился не более двух лет, но оставил по себе память. Его имя известно как автора остроумных ответов и анекдотов.
В книгах об этих анекдотах легенды перемежаются с былью. Один из случаев, может быть, имевший место в жизни, мы приведем.
Однажды на вопрос Петра, что в Петербурге говорят о самом Петербурге, Балакирев отвечал:
- Народ говорит: с одной стороны море, с другой горе, с третьей мох, а с четвертой “ох”!
- Ложись! - закричал Петр и стал колотить шута дубинкой, приговаривая. - Вот тебе море, вот тебе горе, вот тебе мох, а вот тебе “ох”!
В царствование “царицы престрашного зраку” Анны Иоанновны отношение к шутам было еще более жестоким. Достаточно напомнить историю с ледяным домом, построенном на Неве в конце 1739 года для шутовской свадьбы М. А. Голицина и А. И. Бужениновой, где им приказано было провести первую брачную ночь.
Анна Иоанновна окружила себя и бабами-шутихами. И карлицами, и уродами. Для своих шутов императрица сама придумывала костюмы. Их шили из разноцветных лоскутов. Костюм мог быть из бархата, а штаны и рукава - из рогожи. На голове шутов красовались колпаки с погремушками. Балы и маскарады в третьем Зимнем дворце, который был построен Ф. Растрелли в 1730-х годах примерно на том месте, где стоит ныне существующий Зимний, следовали один за другим. На маскарадные балы все должны были являться в масках. К ужину раздавался приказ: “Маски долой!” и тогда все присутствующие открывали свои лица. Сама императрица обычно не надевала ни костюма, ни маски. Балами распоряжался, как врочем и всем остальным, ее фаворит Бирон.
Балы заканчивались пышным ужином. Анна Иоанновна не любила вина, и поэтому за ужином больше ели, чем пили. Шуты на балы и маскарады не допускались. Иногда императрица брала их с собою на прогулку и охоту. Она несмотря на полноту была неплохой наездницей и метко стреляла из ружья. На площади перед Зимним дворцом был выстроен загон для различных зверей. Анна Иоанновна могла среди дня схватить ружье и выпалить прямо из окон дворца по пролетающей мимо птице.

Прихоти Елизаветы Петровны
Еще будучи цесаревной, Елизавета имела огромный штат прислуги: четыре камердинера, девять фрейлин, четыре гувернантки, камер-юнкер, масса лакеев. Став императрицей, она расширила свой штат еще в несколько раз. При ней находились музыканты, песенники, которые услаждали ее слух.
В число прислуги входили и несколько женщин, которые по ночам, когда императрица не спала, а это бывало часто, чесали ей пятки. При этом им было позволено вести тихую, вполголоса беседу. Иногда чесальщицам удавалось шепнуть на ушко Елизавете два-три словца, оказывая своим протеже щедро оплачиваемую услугу.
В наследство от отца Елизавете досталась любовь к перемене мест. Ее путешествия напоминали стихийное бедствие. Когда она переезжала из Петербурга в Москву, в обеих столицах начинался настоящий переполох. Персоны, управляющие Сенатом и Синодом, казначейством, придворной канцелярией, должны были следовать за ней. Елизавета Петровна любила быструю езду. В ее карету или возок, снабженный специальной топкой, впрягали двенадцать лошадей. Мчали в карьер.
Великолепие балов и маскарадов при Елизавете Петровне превзошло все, что было раньше. Императрица имела превосходную фигуру. Она была особенно красива в мужском костюме. Поэтому за первые четыре месяца царствования она сменила мундиры всех полков. Вообще, императрица любила переодевания. Гардероб ее состоял из баснословного числа самых различных нарядов, которые дочь Петра I выписывала из-за границы. Однажды императрица распорядилась, чтобы все дамы на бал в Зимнем дворце (этот временный Зимний дворец находился на углу Невского и Мойки) появились в мужских костюмах, а все мужчины - в женских. На псовую охоту Елизавета выезжала тоже в мужском костюме. Ради охоты любившая поспать императрица вставала в 5 часов утра.
Конечно, в этом очерке мы не смогли рассказать о всех увеселениях старого Петербурга, в частности о тех, что были при Екатерине II. Об этом немного позже. Важно отметить, что город и во время правления Анны Иоанновны, и в период царствования Елизаветы Петровны видоизменялся, рос.
При Анне Иоанновне появились Алексеевский и Иоанновский равелины Петропавловской крепости, названные так в честь деда и отца этой жестокой правительницы. При ней же была организована Комиссия о Санкт-Петербургских строениях, распоряжавшаяся постройками новых зданий.
При Елизавете Петровне Петербург получил окончательно статус второй столицы, и были построены Аничков дворец, Строгановский (Невский,17), ансамбль Смольного монастыря, Зимний дворец (пятый по счету), который и ныне красуется на Дворцовой площади.

Секс в эпоху Просвещения Часть 1.

На смену эпохи Возрождения (XIV-XVII века) пришла эпоха Просвещения (конец XVII века – весь XVIII век), во времена которой люди как никогда наслаждались сексом после длительного угнетения сексуальности церковью и светскими властями. Несмотря на все просветительские течения, во всей Европе этот период характеризуется крайней развращенностью, культом женщины и наслаждений.

Секс, общество, религия

Многие современники считают XVIII век периодом сексуальной раскрепощенности, когда интимные желания были естественными потребностями как мужчин, так и женщин. По словам историка Изабель Халл (Isabel Hull), «сексуальная энергия была двигателем общества и признаком взрослого и независимого человека». Культурные и социальные изменения в эпоху Просвещения отразились в интимной сфере сексуальной развращенностью, обусловленной богатством, экзотикой, шикарными костюмами и другими предметами роскоши. В основном это относилось к представителям высших сословий, которые жили беспечной жизнью, но и люди средних и низших слоев от них не отставали, хотя и были ограничены в средствах. Безусловно, и те, и другие брали пример с королевской власти, являвшейся абсолютной и непоколебимой. Чтобы не царило при дворе, это сразу же находило отклик во всех классах общества. Если короли и королевы вели разгульный образ жизни, им тут же уподоблялась аристократия и простой народ. Подражание придворным нравам привело к тому, что люди не жили, а играли в жизнь. На публике каждый человек позировал, и все поведение, от рождения до смерти, становилось единым официальным актом. Аристократическая дама совершает свой интимный туалет в присутствии друзей и посетителей не потому, что ей некогда, и она поэтому на этот раз вынуждена игнорировать стыдливость, а потому, что она имеет внимательных зрителей и может принять самые деликатные позы. Кокетливая проститутка высоко поднимает на улице юбки и приводит в порядок подвязку не из страха ее потерять, а в уверенности, что она на минуту будет стоять в центре внимания.

Принимая во внимание все вышесказанное, неудивительно, что в XVIII веке активно процветала свободная любовь, проституция и порнография. Лорд Мольмсбюри говорит о Берлине 1772 года следующее:

«Берлин - город, где не найдется ни одного честного мужчины и ни одной целомудренной женщины. Оба пола всех классов отличаются крайней нравственной распущенностью, соединенной с бедностью, вызванной отчасти исходящим от нынешнего государя притеснениями, отчасти любовью к роскоши, которой они научились у его деда. Мужчины стараются вести развратный образ жизни, имея лишь скудные средства, а женщины - настоящие гарпии, лишенные чувства деликатности и истинной любви, отдающиеся каждому, кто готов заплатить».


Несмотря на то, что многие просветленные умы видели, что подобное потакание сексуальным желаниям вело к национальной коррупции и анархии, никаких шагов против этого не было предпринято. Даже церковь, которая на протяжении нескольких веков формировала негативное отношение к сексу, была бессильна. Более того, многие представители церкви не только не задерживали развитие разврата, а прямо содействовали этому. Все высшее духовенство и в значительной степени определенные монастыри открыто участвовали во всеобщей оргии непристойности.

Нравственное поведение высшего духовенства, особенно во Франции, ничем не отличалось от такового придворной знати, хотя в самом факте и нет ничего удивительного: хорошо оплаченные церковные места были не чем иным, как синекурами , которыми короли вознаграждали своих сторонников. Главная суть этих мест - доставляемый ими доход, а связанный с ними духовный титул - только средство замаскировать этот доход.

Причины разврата, царившего в целом ряде монастырей, в особенности женских, тоже разгадать не так уж трудно. Во всех католических странах именно в XVIII веке появляется значительное количество женских монастырей, бывших, без преувеличения, настоящими домами разврата. Суровые орденские уставы в этих монастырях часто были только маской, так что в них можно было всячески развлекаться. Монахини могли почти беспрепятственно предаваться галантным похождениям, и начальство охотно закрывало глаза, если поставленные им символические преграды открыто игнорировались. Монашенки увековеченного Джакомо Казановой монастыря в Мурано имели друзей и любовников, обладали ключами, позволявшими им каждый вечер тайком покидать обитель и заходить в Венеции не только в театры или иные зрелища, но и посещать petites maisons (маленькие домики) своих любовников. В будничной жизни этих монахинь любовь и галантные похождения даже главное занятие: опытные совращают вновь постриженных, а наиболее услужливые из них сводят последних с друзьями и знакомыми.
Как видно, подобные учреждения имели общим с монастырями только имя, так как были на самом деле официальными храмами безнравственности. И это вполне совпадает с теми изменившимися целями, которым начинали с XVI столетия все более служить женские монастыри. Они постепенно превращались из приютов для бедноты в пансионы, куда высшее сословие отправляло на содержание не вышедших замуж дочерей и вторых сыновей. Именно такие монастыри, в которых находились дочери знати, обыкновенно и славились царившей в них или терпимой в них свободой нравов.

Что же касается остальной части духовенства, то здесь можно говорить лишь об индивидуальных случаях, число которых, впрочем, относительно велико. Безбрачие то и дело побуждало к использованию удобных шансов, которых у католического священника было больше чем предостаточно.

Культ женщины

Общая культура любого исторического периода всегда яснее всего отражается в воззрениях на сексуальные отношения и в законах, регулирующих эти отношения. Эпоха Просвещения отразилась в интимной сфере как галантность, как провозглашение женщины властительницей во всех областях и как ее безусловный культ. XVIII век - классический «век женщин». Несмотря на то, что миром по-прежнему правили мужчины, женщины начали играть заметную роль в жизни общества. Это столетие, что называется, «богато» на самодержавных императриц, женщин-философов и королевских фавориток, которые своим могуществом превосходили первых министров государства. Так, например, царствование короля Людовика XV и вовсе было названо «правлением трёх юбок», под которыми подразумевались всесильные фаворитки короля (самой результативной была маркиза де Помпадур).

Сущность галантности заключается в том, что женщина в качестве орудия наслаждения взошла на престол. Ей поклоняются как лакомому кусочку наслаждения, все в общении с ней должно гарантировать чувственность. Она постоянно должна находиться, так сказать, в состоянии сладострастного самозабвения - в салоне, в театре, в обществе, даже на улице, равно как и в укромном будуаре, в интимной беседе с другом или поклонником. Она должна утолять желания всех и каждого, кто с ней соприкасается. Мужчины для достижения конечной цели готовы выполнить любое ее желание или каприз. Каждый считает для себя честью отказаться от собственных прав и выгод в пользу ее.

В свете такого культа проститутка в глазах всех уже не публичная девка, а опытнейшая жрица любви. Неверная жена или неверная любовница становится в глазах мужа или друга после каждой новой измены тем более пикантной. Удовольствие, доставляемое женщине ласками мужчины, усугубляется от мысли, что до нее бесчисленное множество других женщин уступало его желаниям.

Высшим триумфом господства женщины в эпоху Просвещения стало исчезновение из характера мужчины мужественных черт. Постепенно он становился все более женоподобным, таковыми делались его манеры и костюм, его потребности и все его поведение. В записях немецкого историка Иоганна Архенхольца (Johann von Archenholz) этот модный во второй половине XVIII века тип описан следующим образом:

Мужчина теперь более, чем когда-либо, похож на женщину. Он носит длинные завитые волосы, посыпанные пудрой и надушенные духами, и старается их сделать еще более длинными и густыми при помощи парика. Пряжки на башмаках и коленах заменены для удобства шелковыми бантами. Шпага надевается - тоже для удобства - как можно реже. На руки надеваются перчатки, зубы не только чистят, но и белят, лицо румянят. Мужчина ходит пешком и даже разъезжает в коляске как можно реже, ест легкую пищу, любит удобные кресла и покойное ложе. Не желая ни в чем отставать от женщины, он употребляет тонкое полотно и кружева, обвешивает себя часами, надевает на пальцы перстни, а карманы наполняет безделушками».

Про любовь

Любовь рассматривалась только как случай испытать то наслаждение, которое в особенности ценилось эпохой. И это вовсе не думали скрывать, напротив, все в этом открыто признавались. Любовная связь становится в это время договором, не предполагающим постоянных обязательств: его можно разорвать в любой момент. Снисходя до ухаживающего за ней кавалера, женщина отдавала себя не всецело, а только на несколько мгновений наслаждения или же продавала себя за положение в свете.

Этот везде распространенный поверхностный взгляд на чувство любви неизбежно привел к сознательному упразднению ее высшей логики - деторождения. Мужчина уже не хотел больше производить, женщина не хотела быть больше матерью, все хотели лишь наслаждаться. Дети - высшая санкция половой жизни - были провозглашены несчастьем. Бездетность, еще в XVII веке считавшаяся карой неба, теперь многими воспринималась, напротив, как милость свыше. Во всяком случае, многодетность казалась в XVIII веке позором.
Вопрос, как суметь стать с ловкостью и грацией богато вознаграждаемой жертвой соблазна, составлял в продолжение полутораста лет наиболее животрепещущую проблему для женского остроумия; искусство соблазнить женщину - любимейшая тема мужских разговоров. Так, например, благоразумные и предусмотрительные матери - такими, по крайней мере, провозглашала их эпоха - весьма пикантным способом заботились об интимном будущем своих сыновей. Они нанимали камеристок и горничных и умелыми маневрами устраивали так, что «взаимное совращение молодых людей становилась самой простой и естественной вещью». Таким путем они делали сыновей более смелыми в обхождении с женщинами, пробуждали в них вкус к любовным наслаждениям и спасали их вместе с тем от опасностей, грозящих молодым людям от схождения с проститутками.

Сексуальное воспитание девушек вращалось, естественно, в других плоскостях, хотя имело в виду ту же конечную цель. Усерднее всего занимались половым воспитанием девушек в среднем и мелком сословиях. Так как в этих кругах наиболее честолюбивой мыслью каждой матери была «карьера» ее дочери, то стереотипный совет гласил: «Пусть она не отдается первому встречному, а метит как можно выше».

Особой спецификой обладали формы общения мужчины и женщины. Относиться к женщине с уважением, смотреть на нее просто как на человека - означало в эту эпоху оскорбить ее красоту. Неуважение, напротив, было выражением благоговения перед ее красотой. Мужчина совершал поэтому в обхождении с женщиной только непристойности - в словах или поступках, - и притом с каждой женщиной. Остроумная непристойность служила в глазах женщины лучшей рекомендацией. Кто поступал вразрез с этим кодексом, считался педантом или - что для него еще хуже - нестерпимо скучным человеком. Так же точно восхитительной и умной считалась та женщина, которая сразу понимала непристойный смысл преподносимых ей острот и могла дать быстрый и грациозный ответ. Именно так вело себя все светское общество, а каждая простолюдинка с завистью обращала свой взор именно к этим высотам, ведь у нее был тот же идеал.

Повышенная чувственность нашла свое наиболее артистическое воплощение в женской кокетливости и во взаимном флирте. Сущностью кокетства является демонстрация и поза, умение ловко подчеркнуть особенно ценимые преимущества. По этой причине также ни одна эпоха так не благоприятствовала развитию кокетства, как именно эпоха Просвещения. Ни в какую другую эпоху женщина не пользовалась этим средством с таким разнообразием и с такой виртуозностью. Все ее поведение насыщено в большей или меньшей степени кокетством.

Что касается флирта, то в XVIII веке все общение мужчины и женщины было насквозь им пропитано. Сущность флирта во все времена одна и та же. Он выражается во взаимных, более или менее интимных ласках, в пикантном обнаруживании сокровенных физических прелестей и во влюбленных разговорах. Характерная черта эпохи состояла в том, что флиртовали совершенно публично - любовь также стала зрелищем!
Лучшее воплощение флирта в эпоху - утренний туалет дамы, так называемое lever, когда она могла быть в неглиже. Женщина в неглиже - такое понятие, которое предыдущим эпохам было совершенно неизвестно или известно лишь в очень примитивном виде. Это явление относится лишь к XVIII веку, во времена которого был провозглашен официальным часом приемов и визитов.

И в самом деле, трудно было найти другой более удобный и более благоприятный для флирта повод. Неглиже представляет ту ситуацию, в которой женщина может воздействовать на чувства мужчины самым пикантным образом, а эта ситуация тогда длилась не короткое время, а ввиду сложности туалета многие и многие часы. Какая, в самом деле, богатая для женщины возможность инсценировать перед взорами друзей и ухаживателей очаровательную выставку отдельных ее прелестей. То словно случайно обнажится рука до самых подмышек, то приходится поднять юбки, чтобы привести в порядок подвязки, чулки и башмаки, то можно показать пышные плечи в их ослепительной красоте, то новым пикантным способом выставить напоказ грудь. Нет конца лакомым блюдам этого пиршества, границей здесь служит лишь большая или меньшая ловкость женщины. Впрочем, это только одна сторона дела.

Однако дама принимала своих ухажеров, порой нескольких одновременно, не только за туалетом, а иногда даже в ванне и постели. Это была самая утонченная степень публичного флирта, так как женщина получала таким образом возможность идти в своей уступчивости особенно далеко и выставлять свои прелести напоказ особенно щедро, а мужчина в особенности легко поддавался искушению перейти в наступление. Когда дама принимала друга в ванне, то эта последняя ради приличия покрывалась простыней, позволявшей видеть только голову, шею и грудь дамы. Однако так нетрудно откинуть простыню!

Cекс до брака

Иным теперь становится и отношение к старости. Никто не хотел стариться, и все стремились остановить время. Ведь зрелость приносит плоды, а люди теперь хотели иметь цвет без плодов, удовольствие без всяких последствий. Люди любят больше юность и признают только ее красоту. Женщина никогда не становится старше двадцати, а мужчина - тридцати лет. Эта тенденция имела своим крайним полюсом форсирование половой зрелости. В самых ранних летах ребенок уже перестает быть ребенком. Мальчик становится мужчиной уже в 15 лет, девочка становится женщиной уже с 12 лет.
Такой культ ранней половой зрелости есть неизбежное последствие повышения значимости наслаждения. Мужчина и женщина хотят иметь нечто такое, «чем можно насладиться только один раз и может насладиться только один». Поэтому ничто так не прельщает его, как «никем еще не тронутый лакомый кусочек». Чем моложе человек, тем, разумеется, у него больше шансов быть таким кусочком. На первом плане здесь стоит девственность. Кажется, что тогда ничто так высоко не ценилось как она.

С этим восхвалением физической девственности женщины тесно связана та мания совращения невинных девушек, которая в XVIII веке впервые обнаружилась в истории как массовое явление. В Англии эта мания приняла свою наиболее чудовищную форму и господствовала дольше всего, но и другие страны в этом отношении не отставали.

Форсирование периода половой зрелости приводило, естественно, к очень ранним половым отношениям и, само собой разумеется, к не менее частому добрачному половому общению. При этом важно констатировать, что это добрачные связи носили массовый характер, так как отдельные случаи этой категории встречаются, конечно, во все эпохи. Началом регулярных половых отношений был именно тот вышеуказанный возраст, когда мальчик становился «мужчиной», а девочка «дамой».

Другим доказательством раннего полового созревания в эпоху Просвещения является частая повторяемость чрезвычайно ранних браков. Впрочем, это явление наблюдается только в аристократии.

Хотя в среднем и мелком сословии браки заключались и не так рано, все же и в этих кругах женщины созревали очень в юном возрасте. Яснее всего это доказывает галантная литература. Каждая девушка из низшего класса видела в муже освободителя из родительской неволи. По ее мнению, этот освободитель не мог явиться для нее слишком рано, и, если он медлит, она безутешна. Под словом «медлит» она подразумевает, что ей приходится «влачить ношу девственности» до шестнадцати - или семнадцатилетнего возраста - по понятиям эпохи, нет более тяжелой ноши.

Значительно реже были в XVIII веке случаи добрачных половых сношений в высших слоях населения. Не потому, что половая мораль этих классов была строже, а потому, что здесь родители старались отделаться от детей, как от неприятной обузы. Во Франции дети аристократии отдавались уже вскоре после рождения деревенской кормилице, а потом в разные воспитательные учреждения. Эту последнюю роль исполняли в католических странах монастыри. Здесь мальчик остается до того возраста, когда может поступить в кадетский или пажеский корпус, где завершается его светское воспитание, а девушка - до брака с назначенным ей родителями мужем.
И все же необходимо сказать, что, несмотря на такие благоприятные условия охраны девичьего целомудрия, число девушек, вступавших в половые сношения еще до брака, было довольно значительно и в этих классах. Если девушку брали из монастыря накануне не свадьбы, а сговора, то ввиду особой атмосферы века было достаточно и этих немногих недель или месяцев между выходом из монастыря и свадьбой, чтобы соблазнитель предвосхитил права мужа.

До сих пор мы говорили преимущественно о добрачных половых отношениях девушек. О мужчинах можно и не говорить. В обществе, где о доброй половине женщин можно предположить, что они еще до брака вступали в интимные связи, в эпоху, когда ранняя половая зрелость является общей характерной чертой, добрачные половые отношения мужчин становятся правилом. Отличие состоит в данном случае разве в том, что ни один класс и ни один слой не были исключением из этого правила, а лишь отдельные индивидуумы, и что сыновья имущих и господствующих классов здесь шли впереди.

Брак и измена

Отношение к браку

Как мы уже выяснили, в господствующих и имущих классах вступающие в брак молодые люди до свадьбы часто даже не виделись и, конечно, не знали, какой у кого характер. Обычными в этих кругах в XVIII веке стали такие браки, когда молодые встречаются в первый раз в жизни за несколько дней до свадьбы, а то и лишь накануне свадьбы. Все это говорит о том, что брак был не более чем условностью и являлся простой торговой сделкой. Высшие сословия соединяли два имени или два состояния, чтобы увеличить фамильное и финансовое могущество. Средние сословия соединяли два дохода. Наконец, простой народ вступал в брак в большинстве случаев потому, что «вдвоем жить дешевле». Но, безусловно, были и исключения.
Если в господствующих классах брак носил явно условный характер и детей женили «при встрече», то среднее и мелкое сословие не знало такого цинизма: в этой среде коммерческий характер брака был старательно спрятан под идеологическим покровом. Мужчина здесь обязан довольно продолжительное время ухаживать за невестой, обязан говорить только о любви, обязан заслужить уважение девушки, к которой сватается, и продемонстрировать все свои личные достоинства. И так же обязана поступать она. Однако обоюдная любовь и взаимное уважение появляются почему-то только тогда, когда улажена коммерческая сторона дела. Ибо эта с виду столь идеальная форма взаимного ухаживания, в конечном счете, не что иное, как способ проверить правильность коммерческой сделки.
О коммерческом характере такого брака наглядно свидетельствуют брачные объявления, возникновение которых относится именно к этому времени. Впервые они встречаются в Англии в 1695 году и были примерно следующего содержания: «Джентльмен 30 лет от роду, объявляющий, что обладает значительным состоянием, желает жениться на молодой даме с состоянием приблизительно в 3,000 английских фунтов стерлингов и готов заключить соответствующий контракт».

Необходимо здесь упомянуть еще об одной бросающейся глаза специфически английской черте, а именно о легкости бракосочетания. Не нужно было ни бумаг, ни каких-нибудь других справок. Хватало простого объявления о желании вступить в брак, сделанного облеченному правами административного лица священнику, чтобы брак совершился все равно где - в гостинице или в церкви. Легкость вступления в брак и трудность легального развода привели к страшному росту случаев бигамии (двоебрачия). То, что в настоящее время не более как индивидуальный случай, было тогда в Англии в низших классах обычным явлением.

Так как в низших классах брак был для мужчины часто не более как успешным средством соблазнить девушку, то сотни жили не только в двоеженстве, но даже в троеженстве. Если, таким образом, бигамия была удобнейшей формой беззастенчивого удовлетворения сексуальных потребностей, то она была, кроме того, и источником обогащения. И нужно думать, что в большинстве случаев ее использовали именно как средство забрать в свои руки состояние девушки или женщины.

Супружеская измена

В единобрачии главная проблема брака всегда взаимная верность. Поэтому прежде всего необходимо отметить, что в эпоху Просвещения адюльтер (измена) процветал в господствующих классах подобно добрачным половым сношениям. Он стал поистине массовым явлением и совершался женщиной так же часто, как и мужчиной. Очевидно, это было связано с тем, что супружеская измена не грозила главной цели брака (обогащение состояния), поэтому на нее смотрели как на пустяк.

Так как разнообразие - высший закон наслаждения, то прежде всего разнообразили сам предмет любви. «Как скучно каждую ночь спать с той же женщиной!» - говорит мужчина, и так же философствует женщина. Если же жена не изменила, то «не потому, что хотела остаться верной, а потому, что не было удобного случая совершить неверность». Любить мужа или жену считается нарушением хорошего тона. Такая любовь разрешается только в первые месяцы брачной жизни, ибо потом обе стороны уже не в состоянии дать друг другу что-нибудь новое.

Первый совет, который преподносится молодой женщине ее подругой, гласит: «Милочка, вы должны взять себе любовника!». Порой даже сам муж дает жене этот превосходный совет. Между мужем и благожелательной подругой в этом отношении только одна разница. Если последняя являлась со своим советом уже в первые недели брачной жизни, то муж давал его лишь после того, как «покончил» с женой, как «заканчивал» он по очереди со всеми женщинами, бывшими его временными любовницами, и когда у него вновь возникало желание заглянуть в чужой сад. «Посещайте общество, заведите себе любовников, живите, как живут все женщины нашей эпохи!».
И подобно тому, как муж ничего не имеет против любовника жены, так она ничего не имеет против любовниц мужа. Никто не вмешивается в чужую жизнь, и все живут в дружбе. Муж - друг любовника жены и поверенный ее бывших симпатий; жена - подруга любовниц мужа и утешительница тех, которым он дал отставку. Муж не ревнует, жена освобождена от супружеского долга. Только одного требует общественная мораль от него и от нее, главным образом, конечно, от нее, - соблюдения внешнего декорума. Последнее заключается отнюдь не в том, чтобы на глазах у всех симулировать верность, а только в том, чтобы не давать свету никаких явных доказательств противного. Все имеют право все знать, но никто не должен быть свидетелем.

Однако самым остроумным последствием, вытекавшим из этой житейской философии, было то, что "узаконенная" неверность мужу требовала верности любовнику. И в самом деле, если тогда можно было встретить верность, то только вне брака. Но и по отношению к любовнику верность никогда не должна была простираться так далеко, чтобы он был авансирован, так сказать, до чина мужа.

В Англии было совершенно в порядке вещей, если муж содержал любовницу прямо в своем доме рядом с законной супругой. Большинство мужей содержало в той или другой форме любовниц. Многие помещали их даже в своем доме и заставляли сидеть за одним столом с женой, что почти никогда не приводило к недоразумениям. Часто они даже выходили гулять вместе с женами, причем единственная разница между ними состояла в том, что обыкновенно метрессы (любовницы) были красивее и лучше одеты и менее чопорны.

Взаимная снисходительность супругов переходила в высших слоях населения очень часто в циническое соглашение по части взаимной неверности. И не менее часто один становится в этом отношении союзником другого. Муж доставляет жене возможность беспрепятственно вращаться в кругу его друзей и, кроме того, вводит в свой дом тех, которые нравятся жене. И так же поступает жена по отношению к мужу. Она вступает в дружбу с теми дамами, которых муж хотел бы иметь любовницами, и нарочно создает такие ситуации, которые позволили бы ему как можно скорее добиться цели.

В более низких классах господствовали более строгие нравы, и адюльтер был явлением значительно более редким. Во всяком случае, супружеская измена здесь не была массовым явлением и обычно приводила к трагическим последствиям.

Фаворитки и фавориты

Так как в XVIII веке интимные отношения построены исключительно на чувственном наслаждении, то метресса незаметно превратилась в главную фигуру, стоявшую в центре всеобщего внимания. Не женщина вообще была возведена эпохой на престол, а женщина в качестве метрессы.

Век галантности покоился на многообразии и разнообразии. Институт метресс позволял решить обе эти задачи. Любовниц можно менять, если угодно, каждый месяц и еще чаще, чего нельзя делать с женой, подобно тому как любовниц можно иметь целую дюжину или можно быть любовницей многих мужчин. Так как институт метресс столь удачно разрешал проблему галантности, то общество и санкционировало его: никакое позорное пятно на метрессу не ложилось. Это так же логично, как и то, что господствующие классы видели в этом институте исключительно им принадлежавшую привилегию. Поскольку в эту эпоху все сосредоточивалось вокруг абсолютного государя, то он имел специальное право содержать любовниц. Государь без любовницы был понятием диким в глазах общества.

Возведение любовницы государя в сан высшего божества выражалось теми почестями, которые обязательно ей оказывались. Так появилась метресса en titre или официальная фаворитка, которая являлась, как равная, рядом с законными государынями в обществе. Раз ее красота и любовь заслужили королевское внимание, то она сама становилась «божьей милостью». Перед ее дворцом стоял почетный караул, и часто она имела к своим услугам почетных фрейлин. Даже государи и государыни других стран обменивались любезностями с официальной фавориткой. Ни Екатерина II, ни Фридрих II, ни Мария Терезия не считали ниже своего достоинства посылать любезные письма идолу Людовика XV госпоже Помпадур.

Так как подчинение воле женщины в эту эпоху находило свое высшее выражение в подчинении воле метрессы, то стать фавориткой было тогда для женщины наиболее выгодной, а потому и весьма желанной профессией. Многие родители прямо воспитывали своих дочерей к этому призванию. Высшим идеалом, достижимым для женщины, было, естественно, стать метрессой государя.
Однако и здесь необходимо учитывать более глубоко лежащие мотивы. Было бы ошибкой считать эту борьбу за место королевской наложницы простым личным делом. Так как метресса пользовалась могуществом, то за каждой из этих дам всегда стояли известные политические группы. Фракция, стремившаяся захватить власть, хотела иметь на месте фаворитки своего человека. Другими словами: за гаремными ссорами часто скрываются политические распри эпохи.

В эпоху, когда продажно большинство женщин, не менее продажен, естественно, и мужчина. И потому в XVIII веке рядом с институтом метресс встречается другое характерное и чрезвычайно обычное явление - муж, соглашающийся из материальных соображений на такую роль жены.

На продажности жены и матери строилось немало домашних хозяйств, чаще же она служила подсобным средством, позволявшим семье тратить больше, чем она могла. Любовник одевал свою метрессу, подносил ей украшения, дававшие ей возможность блистать в обществе, и под видом займа, о возврате которого не думала ни одна из сторон, он, кроме того, оплачивал наличными оказанные ему любовные услуги. Это тем менее удивительно, что в ту эпоху обычной фигурой был профессиональный авантюрист, игрок и мошенник во всех возможных видах, торговавший женой, а когда она становилась для этого слишком старой, то и красотой дочери.

Из всего этого вытекало в конце концов неизбежное последствие. Узаконение метрессы как общественного института узаконивало и рогоносца. Звание рогоносца становилось эпоху своего рода типичной профессией.

Необходимо также остановиться еще на одной типической мужской фигуре эпохи - на мужчине в роли метрессы. Женщина, особенно в зрелые годы, когда одна ее красота уже не могла соблазнить мужчину, также покупала любовь. Для многих мужчин эксплуатация этого источника существования была наиболее выгодной профессией, какую они только могли придумать. Женщины платили любовникам не хуже, чем мужчины любовницам. Женщины, располагавшие политическим влиянием, платили, кроме того, должностями и синекурами. В Берлине функции мужской метрессы особенно часто исполняли офицеры. Ничтожное жалованье, получаемое прусскими офицерами, заставляло их стремиться к такому положению.

Любовник в свите женщины знаменует собой момент ее высшего господства в XVIII веке.

Персоналии


Людовик XIV , также известный как «король-солнце» (1638-1715) – король Франции и Наварры, был явным эротоманом который видел в женщине только пол и которому поэтому нравилась каждая женщина. У него было множество фавориток, наиболее известные из них: Луиза-Франсуаза де Лавальер, герцогиня де Фонтанж и маркиза де Ментенон, ставшая даже его тайной женой. По-видимому, страсть к разврату передалась ему с генами, поскольку его мать, королева Анна Австрийская, до преклонных лет была весьма доступна ухаживаниям преданных ей придворных. Более того, по одной из версий, отцом Людовика XIV является отнюдь не Людовик XIII, отличавшийся гомосексуальными наклонностями, а как раз таки один из придворных, граф Ривьер


Маркиза де Помпадур (1721-1764) – официальная фаворитка французского короля Людовика XV. Помпадур играла видную роль не только во Франции, которая всецело была в её руках, но и в Европе. Она направляла внешнюю и внутреннюю политику Франции, вникая во все мелочи государственной жизни, покровительствуя науке и искусству. Развратный король, очарованный ею вначале, скоро охладел к ней, находя, что в ней мало страсти, и называя её ледяной статуей. Сначала она пыталась развлекать его музыкой, искусством, театром, где, выступая сама на сцене, всегда являлась для него в новом, привлекательном виде, но скоро прибегла к более действенным средствам - представляла ко двору молодых красавиц. Специально для этого Помпадур создала особняк «Олений парк», в котором Людовик XV встречался с многочисленными фаворитками. В основном в нем находились девушки 15-17 лет, которые после того, как надоедали королю и выходили замуж, получали приличное приданное.

Екатерина II Великая (1729-1796) – императрица всероссийская. Она совмещала в себе высокий интеллект, образованность, государственную мудрость и приверженность к «свободной любви». Екатерина известна своими связями с многочисленными любовниками, число которых достигает 23. Самыми известными из них были Сергей Салтыков, Григорий Орлов, Васильчиков, Григорий Потёмкин, Семен Зорич, Александр Ланской, Платон Зубов. Со своими фаворитами Екатерина жила по несколько лет, но затем расставалась по самым разным причинам (из-за смерти фаворита, его измены или недостойного поведения), но никто из них не был подвергнут опале. Все они были щедро награждены чинами, титулами, деньгами и крепостными крестьянами. Всю свою жизнь Екатерина искала мужчину, который был бы ее достоин, разделял бы ее увлечения, взгляды и т. д. Но найти такого человека ей, по-видимому, так и не удалось. Впрочем, существует предположение, что она тайно обвенчалась с Потемкиным, с которым сохраняла дружеские отношения вплоть до его смерти.

При написании этой статьи использовался материал из книги