Общественная ценность труда. Человеческие ценности в социальной психологии

В контексте данного исследования необходимо пояснить термин «профессиональная позиция». Вопросы выявления механизмов становления профессиональной позиции и роли ценностных ориентаций в этом процессе остаются сложными для исследования, поскольку в науке не сложилось сколько-нибудь устойчивое понимание о содержании и структуре профессиональной позиции, о функциях составляющих ее элементов. В настоящее время сложилось известное противоречие между пониманием определяющей роли позиции в профессиональной деятельности и поведении человека и невниманием к ее формированию на этапе профессиональной социализации человека.

Профессиональная позиция, как феномен, рассматривается и исследуется более в русле педагогики, чем собственно психологии . В одном из наиболее полных трудов на эту тему о профессиональной позиции педагога говорится так: «Профессиональная позиция педагога как система его ценностно-смысловых отношений к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности определяет его профессиональное бытие в воспитательном взаимодействии с ребенком, его место в пространствах современного воспитания». В профессиональной позиции выделяются вневоспитательный, нормативный, технологический, системный и концептуальный уровни, определяемые способностью осознанно выбирать эффективные в конкретной ситуации ориентиры деятельности.

Ведущие факторы становления профессиональной позиции педагога-воспитателя по Н.М. Борытко - рефлексия как осмысление своей профессиональной деятельности, самооценка как оформление профессиональных смыслов в ценности и самосознание как способность к произвольности профессиональной деятельности и поведения. Критерием динамики становления позиции педагога-воспитателя является его профессиональное саморазвитие, показателями - его профессиональная свобода и достоинство.

Становление профессиональной позиции педагога-воспитателя как цель его непрерывного образования определяет необходимость выполнения системы трех принципов: рефлексивности (предполагающем осмысление собственного опыта педагога, обнаружение профессионально-личностных смыслов), интерактивности (соотнесение собственных смыслов, осознание, формирование ценностных ориентиров) и проективности (развитие профессионального самосознания, утверждение своей профессиональной позиции в деятельности), которые отражают три уровня профессионального бытия педагога (смысловой, семантический и экзистенциальный).

Эти принципы реализуются в логике трех фаз освоения содержания, применения методов и форм образовательного процесса педагога-воспитателя:

целью рефлексивной фазы, характеризующейся системным анализом, является обращение к смыслам своей деятельности, понимание своей самости как профессионально-педагогической позиции, достижение внутреннего согласия;

ценностная фаза посвящена оформлению смыслов деятельности в процессе системного моделирования в индивидуальные ценности и применению позиции как инструмента понимания мира, иной самости;

в проективной фазе воспитательная позиция педагога как система ценностно-смысловых ориентаций становится концептуальным основанием гуманитаризации его профессиональной деятельности и поведения.

Три ступени непрерывного образования педагога-воспитателя - это три «переломных» момента в его профессиональной карьере, три его «переходных возраста»: от выбора профессии и романтических мечтаний о ней к профессиональной подготовке; от искусственно-имитационных условий деятельности в вузе к сложной педагогической реальности; от реактивной педагогической деятельности, от самоутверждения себя в профессии к профессионально-педагогическому творчеству.

Первая ступень - выбор профессии, подразделяется на этапы допрофессионального образования (усвоение мотивационно-психологических и процессуальных компонентов педагогической деятельности, идентификация социальной роли учителя с определенной предметной областью науки, культуры) и этап начальной профессиональной подготовки (осмысление педагогической деятельности как воспитательной, т. е. направленной на качественное преобразование ребенка, на «становление человеческого в человеке»). Итогом является ориентация человека в мире профессий, выбор педагогической деятельности как профессиональной.

Вторая ступень - самоопределение в профессии, разделяется на этапы овладения сущностными механизмами педагогической деятельности, готовностью к трансформации социокультурного опыта, поиска (в процессе студенческого исследования) и утверждение (в последипломном образовании) своего педагогического стиля, осознание воспитания как преобразующего взаимодействия. Итогом данной ступени представляется концептуальная позиция педагога-воспитателя, определение системы принципов своей профессионально-педагогической деятельности.

Третья ступень - профессиональное саморазвитие, подразделяется на этапы преимущественно курсовой подготовки и индивидуально-группового консультирования педагога в процессе его профессионально-педагогического творчества. Профессиональная субъектно-авторская позиция педагога-воспитателя как ценностно-смысловое образование реализуется в системе педагогической деятельности, становится не только основой, но и источником саморазвития педагога, его профессиональной свободы и утверждения собственного достоинства .

Н.М. Борытко делает вывод, что система смыслов как видение результата представляет собой основание позиции как инварианта деятельности. На основании исследований А.А. Бодалева, Д.Н. Завалишиной, В.С. Ильина, И.А. Колесниковой, Я.А. Коломинского, В.А. Кутырева, Б.Ф. Ломова, Л.М. Лузиной, Н.Н. Обозова, И.Е. Пискарева, В.Н. Сагатовского, Н.Н. Сергеева, П. Сорокина, И.Д. Фрумина, Н.Е. Щурковой и др. он приходит к выводу о трех типах профессионально-педагогической позиции: когнитивистском (когда в качестве ведущего педагогического результата видится овладение воспитанниками знанием), бихевиористском (опыт поведения и деятельности, умения и навыки) и экзистенциалистском (эмоционально-ценностные отношения, жизненная позиция) .

В психологической научной литературе практически не встречается сколько-нибудь концептуально обоснованного и целостного мнения о феномене профессиональной позиции. Психологами-практиками признается его значимость на уровне упоминания, например Ю.М. Жуковым : «Уяснение психологом-практиком собственной позиции при взаимодействии с другими участниками тех или иных акций - одна из важнейших задач, и она должна непременно решаться в процессе организации собственной активности. Неопределенность и нечеткость решения будут создавать массу проблем, отвлекая внимание и ресурсы от выполнения непосредственной работы с клиентами и заказчиками».

При определении профессиональной позиции Ю.М. Жуков имеет ввиду уточнение того, какое место деятельность психолога занимает в системе процессов, развертывающейся в реальной жизни, и какова цель этой деятельности. Необходимо решить, в каком отношении цели и задачи психолога находятся с целями и задачами других участников событий, как квалифицировать тот вид деятельности, которым он занимается .

Профессиональная позиция психолога-практика понимается Ю.М. Жуковым в контексте заключения «психологического контракта», некоей договоренности о сути, методах, результатах работы, также о том, кто будет ее оплачивать. В сущности, контрактинг фиксирует распределение ответственности в процессе работы. Он ориентирован на некие профессиональные стандарты, известные всем участникам ситуации психологической помощи. Оценка эффективности здесь также базируется на профессиональных стандартах.

Рассматривая проблему профессиональной позиции через призму заключения контракта, Ю.М. Жуков в большей мере уделяет внимание именно ролевому аспекту реализации позиции психолога-практика. Перечисляет спектр ролей, в которых оказывается психолог в ходе психологической помощи. Такой подход к профессиональной позиции более адекватен и продуктивен при решении вопроса маркетинга психологических услуг, но с точки зрения изучения становления профессиональной позиции психолога-практика, как понимаем ее мы, он несколько однобок.

Психолог-практик в норме, перед тем, как приступить к оказанию помощи, должен сформировать четкое представление, кто он здесь собственно, и что собирается делать, что хочет получить на выходе в актуальных условиях. Следовательно, в фокус его внимания становятся его личные ценности, убеждения, ожидания от работы, личные цели его жизни на данном отрезке жизни. То, насколько психолог осознает все это, определит адекватность его включений в психологический контакт, уменьшит возможную травматичность как для клиента, так и для него самого. Проработанность своих личных регуляторов деятельности может существенно облегчить психологу овладение перечисляемыми Ю.М. Жуковым ролями Эксперта, Учителя, Консультанта .

Проблему профессиональной позиции можно рассмотреть также и в контексте изучения профессионально значимых качеств личности психолога-практика. Так, например, Исаева М.В отмечает, что обращение к проблематике профессионально значимых личностных качеств психолога-практика связан с приходом в психологическую и педагогическую науку новых гуманистических тенденций, с новым осмыслением содержания психологии профессионализма в связи с резко изменившейся и постоянно изменяющейся ситуацией в психологии, образовании, экономике и стране в целом. Она подчеркивает, что на первый план обществом выдвигаются требования высокой профессиональной подготовки специалистов, которая не может быть полной без формирования личности будущего психолога, без развития его профессионально значимых личностных качеств.

Уже в 1930-1940-е годы в зарубежной психологии возникло понимание того, что изучение отдельных свойств личности в профессиональной деятельности недостаточно. Это повлекло за собой переход к многостороннему, так называемому характерологическому описанию, позволяющему дать целостную личностную оценку профессионала. М.В. Исаева отмечает, что в зарубежной психологии данная проблема рассматривается в русле таких направлений, как психоаналитическая психология (З. Фрейд, Х. Томе, Х. Кехеле, К. Хорни, К.-Г. Юнг); поведенческая психология (Скиннер Б.Ф., Бандура А.), гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, И. Ялом).

Личностный подход - не просто учет индивидуальных особенностей личности в профессиональной деятельности, но, прежде всего изучение путей становления личности профессионала.

Помимо этого существуют тенденции рассматривать профессионально значимые личностные качества психолога исходя из его основных видов деятельности - психотерапевт (Х. Томе, Х. Кехеле), психолог-консультант (Р. Мэй, Кочюнас Р.), ученый (Эйдрюсон Б.Т., Хантер М.). В то же время развитие профессионально значимых качеств личности психолога упоминается преимущественно только в материалах по супервидению. Супервизия - один из методов подготовки и повышения квалификации в области психотерапии; форма консультирования психотерапевта в ходе его работы более опытным, специально подготовленным коллегой, позволяющая психотерапевту систематически видеть, сознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение. Но эти работы труднодоступны даже для более зрелого круга психологов, не говоря уже о студентах и начинающих.

Были предприняты попытки рассмотрения проблемы профессиональной позиции и через формирование образа профессионала - Иванова Е.М пишет о том, что одним из средств, ускоряющих процесс профессионализации молодых специалистов, может быть формирование образа профессиональной деятельности уже на завершающих этапах их обучения. При чем этот образ должен быть не просто отражением конкретной реальности. Это должен быть синтез отражения, переживания, знания, осознания и мысленного преобразования человеком той объективной реальности, которая его окружает, которую он ощущает, понимает, принимает или отвергает, оценивает, «примеряет» и реконструирует, то есть происходит порождение образов конкретной реальности. Тогда образы могут рассматриваться как порождаемые субъектом модели предметной ситуации, цели и средств ее достижения в условиях «субъектной активности человека». В качестве компонентов этой активности рассматриваются ценностный опыт, операциональный опыт, коммуникативный опыт, рефлексивный опыт, опыт привычной активации (индивидуально особенные «внутренние» средства активизации собственных усилий, Осницкий А.К., 1997). Благодаря сформированности этих компонентов человек обретает возможность целенаправленно, умело, сообразуясь с интересами окружающих, осознанно и активно решать задачи, возникающие перед ним. Кроме того, образ характеризуется как субъективная модель реальности, как «система регуляторов человеческого поведения», включающая три компонента: образ объекта, образ субъекта и образ субъект-объектных и объект-субъектных отношений (Климов Е.А., 1999). В исследованиях Е.М. Ивановой (1992) образ профессионала включал в себя построение гипотетической операциональной модели учебно-профессиональной деятельности, аналитической профессиограммы и описательной характеристики образа будущего профессионала, содержащей мотивационно-потребностную направленность, осознание ценности и осмысления процесса, организации и исполнения работы, оценку своей готовности, своих возможностей и осознание индивидуальных способов преодоления как объективных, так и субъективных сложностей.

Фетискиным Н.П., Тарадановой И.В., Мироновым Т.И изучались перцептивные профессионально-ролевые позиции современных психологов, представления о профессионально-ролевых позициях современных психологов у студентов психологических отделений и их влияние на процесс вузовской подготовки. По материалам опросных исследований была создана перцептивно-метафорическая типология современных психологов. Все психологи были дифференцированы на две группы: «теоретиков» и «практиков». Каждая из групп была разделена на две подгруппы. Так, группа «теоретиков», по мнению будущих психологов, включала в себя два направления - «подлинно-научное» и «компиляционное». Первое направление олицетворяли «психологи-исследователи» (генераторы новых идей и подходов, создатели методов, методик и технологий), «просветители» (методологи и преподаватели психологических дисциплин) и «эксперты». По мнению 78% испытуемых, отрицательным типом психолога является «теоретик-компилятор», «делающий карьеру» на использовании «готовых» идей, концепций и «не привносящий в науку ничего нового». Однако дефицит психологической литературы и потребность психологии в синтезаторах психологических идей заставляет поставить под вопрос приемлемость и корректность столь оценочно-атрибутивного подхода.

Психологи-практики были дифференцированы на «групповиков» и «консультантов». Среди «групповиков» были выделены следующие негативные типы: «психологи по диплому», характеризующиеся дефицитом способностей к работе с группами и практической психологии в целом; «квазипсихолог» - в работе проявляет собственные комплексы и допускает перенос на собственные проблемы или используемыми средствами заводит клиента в тупик. «Психиатр» - без должного основания и образования излишне погружает клиента в его проблему и тем самым усугубляет его положение. «Дрессировщик» - не учитывая барьеры клиента, пытается сформировать у него те особенности, которые считает для себя наиболее важными. «Квазидруг» - легко переступает дистанцию «психолог-клиент», стремится стать другом клиента, опускаясь затем до уровня сплетен.

Среди ролей психолога-консультанта выделено больше позитивных типов, чем негативных. К ним будущие психологи отнесли: «исполнитель» - качественно выполняет заказы клиента, действуя в рамках одной из психокоррекционных программ. «Тренер» - совместно с клиентом формирует новые поведенческие стратегии; «новатор» - способен изменить структуру отлаженной программы в адекватном направлении; «друг» - характеризуется развитой эмпатией, может работать сверхнормативно в целях достижения желаемого результата.

Коллектив авторов отмечает, что выделенные перцептивные типы практических психологов отражают не только уровень развития практической психологии и готовность будущих психологов к выполнению профессионально-ролевых позиций, но и состояние вузовской подготовки в целом.

В основном в определениях феномена профессиональной позиции преобладают дескриптивные, описательные исследования.

Нами на основании теоретического анализа научной литературы была предложена следующая точка зрения на профессиональную позицию психолога. Профессиональная позиция психолога-практика есть совокупность психических регуляторов (отношения, ценностные ориентации) деятельности и взаимодействий с клиентами, и ценностные ориентации в ее составе выступают в качестве системообразующих компонентов. Это совокупность (система) ценностей, норм, установок, ролевых осуществлений и предписаний, запретов на некоторую деятельность или на особый ее характер. Все это осуществляется в профессиональной деятельности и направляет ее. Профессиональную позицию, в особенности, психолога-практика, достаточно сложно отделить от личностной, поскольку круг профессиональных обязанностей консультанта-психолога задан спектром различных ситуаций, в которых оказывается клиент - мы имеем в виду межличностные отношения, конфликты, проблемы социального общения. Очевидно, что невозможно быть профессионалом в проживании жизни оптимальным способом, вероятнее, это менее всего достижимо в том случае, когда человек идет в психологию как сферу деятельности, чтобы опосредованно разобраться в своих проблемах и неудачах. Профессиональная позиция психолога-практика закреплена в юридических документах, «Кодексе профессиональной этики» и законодательных актах, касающихся психологической и психотерапевтической помощи.

Но эти нормы профессиональной деятельности становятся регуляторами поведения только в том случае, если они сами внутренне приняты как необходимые компоненты системы ценностных ориентаций. Профессиональная позиция психолога-практика, на наш взгляд, специфична самим радикалом отношения к человеку, обратившемуся за помощью. Человек при этом - уникальная Личность, равноправный субъект диалога, и равноценный по своей человеческой ценности самому психологу. Он не может выступать средством реализации амбиций, решения своих, психологических, личностных проблем психолога. Необходимым компонентом сформированной профессиональной позиции является осознание психологом меры своей ответственности за результат консультативного контакта, меры вмешательства в чужую жизнь, иногда совершенно незнакомого человека, его близких.

Этот вопрос часто замалчивается в литературе, посвященной разнообразным аспектам консультирования , считается, что психолог-профессионал даже не будет над этим задумываться, поскольку предполагается, что в процессе прохождения тренингов и профессионального самосовершенствования вопросы этики становятся исключительно вопросами распределения ответственности в консультативном (или каком-либо другом) социальном контакте. Предполагается, что уровень личностной интеграции и степень осознанности поведенческих процессов достаточно велик, чтобы вообще больше об этом не думать.

Мы рассматриваем консультативную работу как помощь в формировании культурно-продуктивной личности, способной адекватно удовлетворять возникающие потребности в рамках существующего социума. В процессе консультирования происходит корректировка и изменение социальных установок клиента в сторону большей адекватности регуляции социальной жизни человека. Психологическое консультирование особенно эффективно, если направлено на базовые социальные установки и на систему ценностных ориентаций личности, регулирующих поведение и деятельность человека в наиболее значимых ситуациях социальной активности.

В процессе изменения социальных установок клиента особую роль играет личность самого консультанта. Его социальные установки, представления о целях консультирования, мотивы, личностный смысл его работы реализуются в контакте «психолог-клиент» и определяют его, тем самым, оказывая влияние на всю последовательность консультативной работы. От конструктивности этих факторов, в свою очередь, зависит профессиональное и личностное самосохранение психолога. Профессиональные и личностные деформации, психосоматические заболевания, уныние, депрессивные состояния у психологов можно обозначить как результат деструктивного отношения к базовым жизненным ценностям, неадекватного, «суженного» осмысления своей жизни и работы в целом.

Следует отметить, что мы не затрагиваем здесь этические моменты деятельности психолога, в особенности те, которые декларируются. Этические требования - во многом являются внешними ограничивающими факторами в поведении и деятельности, ценности же сами по себе - регуляторы внутренние, но становятся ими только в случае личностной значимости именно для этого конкретного человека.

Профессиональная позиция - совокупность регуляторов социального поведения в сфере профессиональной деятельности специалиста. Главным компонентом профессиональной позиции являются, с нашей точки зрения, личностно-значимые ценности. Они определяются на основе личностных смыслов, вкладываемых и реализуемых в работе не только отдельной личностью, но и теми, кто ранее трудился в этой сфере деятельности, а также социальным, экономическим, духовным, политическим и другими контекстами существования деятельности. Вопрос о соотношении личностных ценностей и ценностей, как бы «вложенных» в профессиональную деятельность, достаточно актуален при рассмотрении профессиональной позиции психолога-практика. Достаточно трудно, или практически невозможно провести четкую границу между ними; отследить их влияние и процесс их встраивания во внутреннюю картину профессиональной помощи. При этом очень важен именно процесс осознания специалистом своих собственных ценностей, личностных смыслов работы, собственной мотивации к помощи другому человеку.

В качестве регуляторов социального поведения специалиста также выступают законодательно закрепленные нормы профессиональной деятельности, сценарные предписания работы, запреты, внутренняя концепция психологической нормы и не-нормы для клиента и для самого психолога, ситуации выбора того или иного пути воздействия на личность собеседника, мера осознания собственной ответственности в контакте. Влияние перечисленных факторов довольно интересно, но объем данной работы не предусматривает их изучения.

Специфика деятельности психолога-практика, помимо направленности «человек-человек», состоит в том, что в силу предмета деятельности может оказаться психотравматичной для самого специалиста, нести сильный стрессовый заряд. Соприкосновение с чужой психологической реальностью, часто дисгармонической, вхождение в нее, принятие, необходимость действовать в ней может сильно отразиться на психологе-практике, на его самочувствии, восприятии мира и себя в нем.

Какие ценности являются ведущими для профессиональной позиции психолога-практика? Прежде всего, можно говорить о ценностях, способствующих успешности в профессиональной деятельности, о тех, которые помогают специалисту сохранять себя в разнообразных консультативных контактах, и тех, которые могут деструктивно сказаться не только на практической деятельности, но и на личности самого психолога. Изменения в личности и поведении, происходящие под влиянием ценностей, становятся отчетливо видны только с течением времени; можно провести аналогию с постепенным накоплением и увеличением сбережений в банке. Очень многое при этом зависит от того, в какие именно направления психолог «инвестирует» себя: в развитие и познание себя, своего внутреннего мира, в любовь к окружающим, стремление помочь, в совершенствование своей деятельности для того, чтобы иметь более ощутимый материальный доход и так далее.

Так, например, перевес в сторону ценностей, имеющих, так называемый «децентрированный» характер - «творчество», «жизненная мудрость», «счастье других», «развитие», «свобода», может, при определенных условиях, говорить о том, что их носитель способен руководствоваться при оказании психологической помощи несколько другими приоритетами, чем при доминировании «высокое материальное положение», «уверенность в себе», «общественное признание» и др.

До сих пор мы говорили о том, что ценности сами по себе могут оказывать конструктивное или разрушающее воздействие на личность психолога; имеет смысл сказать также и о том, что ценности организуются в разнообразные структуры и конфигурация их также влияет на деятельность и самосохранение психолога.

В профессиональной позиции присутствует и когнитивный компонент, знание о том, каким должен быть психолог. К этому внутреннему эталону конкретный человек может относиться по-разному, принимая его либо как положительный эталон и стремясь осуществить в собственной практике, либо используя его как негативный образец деятельности. Сформированность данного эталона зависит от таких факторов, как опыт наблюдения за действиями более профессиональных коллег в ситуации учебного консультирования или психологического тренинга, опыт собственной практической деятельности, оказания помощи друзьям, членам семьи, работа по осознанию своих собственных внутриличностных конфликтов, работа с собственными проблемами.

В.Н. Карандашев указывает на то, что во многих странах требуется длительный период изучения психологии, который превышает по продолжительности собственно академическое обучение. Он перечисляет этические принципы и правила в профессиональной деятельности психолога:

Принцип профессиональной компетентности.

Принцип ненанесения ущерба человеку.

Принцип объективности.

Принцип уважения клиента.

Соблюдение профессиональной конфиденциальности .

Далее В.Н. Карандашев указывает на то, что личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. Это, в первую очередь, коммуникативные свойства личности, умение понимать людей, психологическая интуиция, доброжелательность, уважительное отношение к людям, тактичность, способность к эмпатии, умение сохранять дистанцию, отсутствие чрезмерной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Профессиональному психологу необходимо иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных недостатков. Психолог не может быть одинаково успешен во всем, поэтому ему надо формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей. Значимыми качествами психолога, по Карандашеву, являются самостоятельность суждений, чуткость, проницательность, эмоциональная стабильность, терпеливость, устойчивость к агрессии, способность к рефлексии своих переживаний и профессиональных умений .

Вырисовывается странный парадокс: с одной стороны, действительно, бессмысленно писать о влиянии ценностей на профессиональную позицию, в том плане, что единственным действенным средством их формирования и коррекции был, есть и всегда останется только сам психологический тренинг, причем глубинный, но имеющий в основе какую-то изначальную, априорную систему ориентиров и нормативов нравственного развития поведения психологов, а следовательно, и критерии их личностного роста, проистекающие из над-психологической ценностной системы, старой и достаточно «апробированной». Такое ценностно-ориентированное психологическое консультирование должно «притягивать» под свое осуществление тренера только соответствующего типа, для которого нравственная сторона его деятельности важна не только как предмет отвлеченных умствований, но побуждает его самого к изучению и изменениям собственной жизни, ее целей и смыслов. Психоаналитик ответил бы нам, что у данного специалиста дисгармонически преобладает Супер-Эго, выполняя подавляющую функцию и не давая возможности обрести «истинную личностную свободу». С другой стороны, любая (подчеркиваем!) консультативная ситуация есть ситуация выбора действия в стрессовых условиях: условиях недостаточной информации и с высоким уровнем риска, и выбор стратегии этих действий иногда напрямую зависит от того, что сам специалист считает для себя приемлемым и выполнимым.

Вопрос профессиональной позиции психолога достаточно сложен сам по себе. Он лишь недавно начал рассматриваться в трудах по акмеологии, профессиональному психологическому консультированию. В определенной мере это может выступить доказательством того, что практическая психология в своем развитии перешла с этапа набора, «коллекционирования практик», этапа «технического» на этап осмысления, вопроса «Зачем?» и уже в состоянии предложить несколько осмысленных ответов. Эта тематика разрабатывается в трудах Г.С. Абрамовой, А.А. Деркача, Т.А. Флоренской, С.А. Белорусова, Б.С. Братуся и др.

Вот как пишет о позиции психолога М.В. Розин: «Теперь уточним позицию психолога. Он помогает (влияет, понимает) не только как знающий, но и как лицо, вовлекающее нас в новые формы жизни (при условии, что мы сами активны и куда-то идем); решает свои профессиональные задачи, создавая как знания, так и символические описания. С одной стороны, психолог познает, с другой - заражает нас определенным бытием, определенной жизнью и не только описывает в знании нашу индивидуальность, но и способствует ее росту (или - это не нужно забывать - ущербности), определенному способу ее бытования и существования» .

«… наряду с деятельностью психологов, действительно полезной для пациента или клиента (в качестве примера здесь можно указать на психологическую помощь, основанную на изменении ценностных и смысловых содержаний сознания клиента), не менее распространены случаи деятельности и усилий психологов, приводящих к деструкции психики пациента или клиента, к фрустрациям, хотя осознаются результаты такой деятельности прямо противоположно, во вполне оптимистическом ключе» .

Разные концепции и виды психологической помощи преследуют разные цели и навязывают пациенту разные способы существования (психического здоровья). При том, что как правило, пациент об этом не информирован или же не в состоянии уяснить результат принятия им того, или иного решения, то есть он не может понять последствия, проистекающие из принятия им определенной концепции психологической помощи .

Надо отметить, что возможная деструктивность одних видов ценностных ориентаций и конструктивность других, равно как и потенциальное влияние их конфигураций в принципе не доказуемы, поскольку предполагает слишком длительное и слишком пристальное наблюдение и изучение жизни конкретного человека. Лабораторное, лонгитюдное исследование влияние структур ценностных ориентаций на жизнь человека, в частности, психолога, с установлением четких закономерностей малоосуществимо еще и потому, что намеренно подвергать личность заведомо деструктивному (или предполагаемо деструктивному) воздействию противоречит принципу «Не навреди». Хотя практически ежедневно перед нашими глазами и в человеческой истории такая картина представлена вполне, а кое-что и в нашей, собственной жизни…

Жизнь человеческая осуществляется в связи со всеми проявлениями жизни общества, в том числе и духовной. Как духовное существо, человек не должен рассматриваться в положении отрыва, уединения, он всегда находится в определённом контексте и должен мыслиться во взаимосвязи с обществом, с культурой, с историей. Э. Шпрангер отмечал, что «…ценности, возникшие в исторической жизни, которые по своему смыслу и значению выходят за пределы индивидуальной жизни, мы называем духом, духовной жизнью или объективной культурой». Психолог-консультант, определяя цели изменения базовых социальных установок и ценностных ориентаций личности не только клиента, но и своих, должен учитывать тот духовный контекст, в котором находится и он сам, и клиент. Конструктивность профессиональной позиции психолога зависит от широты и глубины осмысления деятельности в не только социальном, но и в духовном контексте, определяется этими факторами. Несмотря на очевидность, эта проблема изучена недостаточно. Поиск ответов на вопрос о влиянии системы ценностных ориентаций на личностное и профессиональное самосохранение психолога-практика будет способствовать решению блока проблем профессиональной подготовки психологов-консультантов, соблюдения ими психогигиены и психопрофилактики в процессе консультирования.

Личностные и профессиональные ценности не могут быть одинаковыми для мужчин и женщин в силу того, что разные факторы приобретают для них различную личностную значимость. События личной жизни, гендерные стереотипы, социальные требования несомненно по-разному отражаются на структурах ценностных ориентаций и жизненных стратегиях, связанных с ними. Психотерапевт М. Эриксон постоянно подчеркивает, что такой важный фактор, как начало половой жизни, сексуальный опыт носит у мужчин и женщин неравноценное значение. «Для женщины, чтобы ее сексуальный опыт был полным, это означает в биологическом отношении: зачатие, девятимесячный период беременности, роды, постоянный уход до шести-девяти месяцев, и затем воспитание ребенка до 16-18 лет. Когда женщина начинает жить активной половой жизнью, происходит перестройка всей ее эндокринной системы. … Потому что, с биологической точки зрения, в сексуальной жизни участвует все тело женщины» . Если эти изменения становятся заметны в телесной сфере, то происходят изменения и в мировосприятии женщины, ее ценностях. Изменяется также и духовная сфера. Также имеет значение, как, в каком личностно-значимом контексте происходили эти события.

Затрагивая тему формирования профессиональной позиции, необходимо остановиться и на специфике практической психологической помощи как вида деятельности с точки зрения влияния ценностных ориентаций на различные стороны этого процесса.

Введение

Ценностные ориентации - критерии (этические, эстетические, политические, религиозные и т. п.), на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ ориентации.

Ценностные ориентации формируются, складываются, развиваются и меняются в ходе накопления человеком жизненного опыта в условиях изменяющегося мира, а находят свое выражение в целях, социальных выборах, представлениях, идеалах, интересах личности или группы в условиях реального взаимодействия.

Ценностные ориентации достаточно жестко привязаны как к интеллектуально-волевой, так и к эмоциональной сферам социальной активности субъекта и во многом, а нередко и решающим образом обусловливают содержательную сторону как индивидуальной, так и групповой деятельности и общения.

В социальной психологии групп ценностные ориентации напрямую связаны с проблематикой групповой сплоченности, выражающейся, прежде всего, в степени проявления такого социально-психологического феномена межличностных отношений, как ценностно-ориентационное единство.

Вполне понятно, что индивид (во всяком случае, психически нормальный и действующий не по принуждению) практически в каждой из своих групп членства стремится обеспечить реализацию тех или иных своих жизненных целей, обусловленных ценностными ориентациями. Не менее очевидно, что адекватно оценивающий собственные потребности и условия среды индивид будет соотносить специфику конкретной группы членства с конкретными потребностями и в зависимости от этого строить свое взаимодействие с партнерами как в предметно-деятельностной, так и в ценностной сферах. Однако, как считают некоторые зарубежные социальные психологи, существуют универсальные ценностные ориентации личности, связанные с социальным взаимодействием, определяющие доминирующую поведенческую стратегию индивида практически в любом контактном сообществе.

Вполне понятно, что вопрос о ценностных ориентациях как личности, так и группы невозможно рассматривать в отрыве от понятия собственно ценностей.

Проблема ценностей человека в психологии. Иерархия ценностей человека.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношения к окружающему миру, к другим людям к себе, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и “философии жизни”.

Ценности в психологии рассматриваются как ключевые жизненные ориентиры, определяющие способ и характер деятельности.

Ценность представляет собой объективную значимость явлений в качестве ориентиров человеческой деятельности.


Изучением ценностей человека занимается аксиология (axios - ценность).

Ценности вырабатывались человечеством путем обобщения происходивших типичных ситуаций и “оформлялись” в виде значимых принципов, ориентирующих жизнь человека. Существует некое единое для всех людей аксиологическое поле, в котором содержатся эти смысловые универсалии, и человек не придумывает ничего нового, а лишь “выбирает” из уже имеющихся те, которые соответствуют его индивидуальности.

Есть общечеловеческие ценности, в которых соединяются воедино ценности общественной и индивидуальной жизни. Они представляют собой определенную систему важнейших материальных и духовных ценностей. Основными элементами этой системы являются:

  • природный и социальный мир;
  • нравственные принципы, эстетические и правовые идеалы;
  • философские и религиозные идеи и другие духовные ценности

В личностном плане ценность может быть определена как такое отношение к предметам и явлениям действительности, которое показывает человеку его истинное благо, раскрывает перед ним возможность жизни, способной принести наибольшее счастье.

Общеизвестны два класса ценностей, которые выделил М. Рокич:

  1. терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
  2. инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Терминальные ценности:

  • активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
  • жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
  • здоровье (физическое и психическое)
  • интересная работа
  • красота природы и искусства (переживание прекрасного)
  • любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
  • материально обеспеченная жизнь
  • наличие хороших и верных друзей
  • общественное признание и т.д.

Инструментальные ценности:

  • жизнерадостность (чувство юмора)
  • самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
  • образованность (широта знаний, высокая общая культура)
  • широта взглядов (умение понять другую точку зрения)
  • эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) и пр.

Отечественный психолог В.Н. Мясищев рассматривал ценности с точки зрения психологии отношений. Как известно из его теории личность характеризуется несколькими типами отношений, или, говоря иначе, выделяются подсистемы личности такие, как интраиндивидная, интериндивидная и метаиндивидная. Все ценности или аксиологическое “Я” человека имеют непосредственное отношение к этим подсистемам.

  1. Интрапсихические отношения - “Человек - Я сам”. Здесь выделяются три типа отношений:
  • отношения к телу (соответствует ценности здоровья)
  • к психическим способностям (познавательные процессы, интеллектуальные способности, знания, умения навыки)
  • духовное отношение к себе.

Второй пункт можно отнести к инструментальным ценностям, благодаря совершенствованию которых человек может достичь своих целей. Последний характеризует ценности саморазвития, духовного роста, стремлением индивида обнаружить и реализовать смысл своей жизни.

2. Интерпсихические отношения - “Человек - другой”

  • микросоциальным отношениям соответствуют ценности такие, как любовь, семья, дружба
  • мезасоциальным - работа, карьера, признание и т.д.
  • макросоциальным отношениям соответствуют общечеловеческие ценности, затрагивающие политические и правовые идеалы, этические и эстетические нормы.

3. Транспсихические отношения “Человек - мир объектов”

  • отношения с вещами (материальный достаток и финансовое благополучие)
  • отношения к идеям (этические, эстетические, религиозные, философские ценности).

Поскольку не может быть ценностей вне сфер взаимодействия личности, представляется правомерным рассматривать их с точки зрения обращенности их к тому или иному типу отношений человека. Система ценностных ориентаций в той или иной степени “привязана” к этим трем отношениям. Ценности некоторых типов могут преобладать у одних людей и быть неразвитыми у других. Ценностная ориентация личности представляет собой сложную сеть взаимодействий различных ценностей, где одни доминируют, являются ведущими для данного человека, другие служат для их достижения, третьи могут быть вовсе не активизированы, но потенциально присутствуют в аксиологическом “Я” индивида.

Любое гармоничное общество в идеале должно состоять из самоактуализирующихся личностей, при этом гармония в обществе может быть достигнута, прежде всего, через внутреннюю гармонию каждого его члена. Условием внутренней гармонии личности является развитие соответствующей системы ценностных ориентации в процессе целенаправленного воздействия и обучения.
Ценностная ориентация - это и есть выбор личностью такого типа поведения (поступка), в основе которого лежат определенные, с той или иной глубиной осознанные (или вообще неосознанные) ценности.
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
Содержание образования в настоящее время, в условиях переоценки ценностей в кризисном обществе, должно быть посвящено не столько усвоению профессиональных знаний и навыков, сколько личностному росту и развитию, формированию ценностных ориентации самоактуализирующейся личности. Это становится особенно актуальным, когда речь идет о подготовке к деятельности типа «человек — человек», в которой ведущее место должны занимать этико-де-онтологические аспекты, поскольку для данного вида профессий предметом трудовой деятельности выступает сама человеческая личность. Такие виды профессиональной деятельности являются областями существования и развития общечеловеческих ценностей. Именно здесь реализуются ценности альтруизма и творчества, которые придают смысл данной деятельности.
Одним из ярких примеров подобной деятельности является деятельность практического психолога.
В качестве наиболее специфической характеристики профессии психолога, который должен быть готов работать с людьми, кардинально отличающимися от него по образовательному и культурному уровню, национальности, политическим и религиозным убеждениям и т. п., можно выделить, в частности, необходимость принимать и уважать иной взгляд на мир, отличный от собственного, не теряя при этом своей индивидуальности.
Система ценностных ориентации личности органично включено в структуру профессионально значимых качеств специалистов широкого профиля. Так, она занимает центральное место в структуре профессиональных качеств практических психологов.
Система ценностных ориентации психолога проходит ряд своеобразных модификаций. Она осмысливается и оценивается в процессе обучения, в процессе выработки личностной и профессиональной позиции, в процессе осознания этических норм профессиональной деятельности. Деятельность психолога - это такой вид социальной активности где обобщённые идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в словах и действиях, направленных на другого человека. Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.
В том случае если ценностные ориентации личности плохо согласуются с профессиональной системой ценностей и этическими нормами практических психологов, наблюдается серьезный кризис, связанный с разочарованием в профессиональной деятельности. Это обуславливает необходимость детально и глубоко изучить проблему согласования ценностных ориентации личности и профессиональную систему ценностей будущих практических психологов.
Усложнение системы личностных конструктов приводит, тем самым, к осознанию значимости высших ценностей-целей — профессиональной и личностной самореализации, творчества и свободы, а также к выбору более адекватных средств их достижения.
Описанные высшие ценности занимают ведущее место в структуре профессионально значимых качеств практических психологов. Организованный на базе внедрения выделенных в ходе формирующего эксперимента принципов развития высшего уровня ценностной системы процесс психологического обучения создает адекватные условия для формирования профессиональной системы ценностей практического психолога.

Лекция, реферат. Ценности и ценностные ориентации практического психолога как основа его личностно-профессионального саморазвития - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

« назад Оглавление вперед »
13. Диалог в контексте профессиональной деятельности практического психолога. Особенности глубинного общения « | » 15. Эмпатия как важнейшее качество личности практического психолога



  • Профессиональные ценности - связаны с работой. Это деньги, богатство, комфорт, профессиональный рост, помощь другим людям и т.д.
  • Интеллектуальные - это знания, образование, эрудированность, любознательность, творческое мышление и т.п.
  • Физические - спорт, красота и гигиена тела, здоровье.
  • Духовные
  • Эмоциональные
  • Этические - честность, порядочность, справедливость, щедрость, умение радоваться тому, что имеешь, корректность.
  • Эстетические - стиль, мода, внешняя привлекательность людей, вещей, эстетический вкус, чистота, порядок в доме и т.п.
  • Материальные - деньги, благосостояние, имущество, ценные предметы и. т.п.
  • Культурные - искусство во всех своих проявлениях.
  • Патриотические -

Цель:

Описание:

Представьте, что через несколько часов неведомые силы отправят вас на необитаемый остров, где вам предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Там есть достаточное количество простой еды и воды (вы не умрете от голода и жажды), минимум одежды и постельных принадлежностей (вы не замерзнете), необходимые лекарства. К сожалению, там нет мобильной связи. Вам разрешают взять с собой только семь объектов, среди которых могут оказаться как вещи, так и люди. Условие - это только те вещи или люди, которые вы можете реально привезти в аэропорт в течение нескольких часов (привести свою квартиру или любимую собаку не удастся)

2). Второй этап упражнения таков: «Все течет, все меняется, и к вам на остров решили поселить сотоварища. У него тоже есть семь объектов. Итого, вместе с вашими, 14. Но остаться могут только семь». Организуется работа в парах. Их задача - из двух своих списков составить один, включающий семь пунктов.

зачем это нужно (например, книга - для личностного развития, приемник - для получения информации о мире и других людях).

Обсуждаются вопросы:

Цель:

Описание

- Купите газету, леди?



Она приготовила какао и тосты с джемом. Затем вернулась на кухню и занялась прерванным делом - разбирала счета.


Леди, вы богаты?
- Богата ли я? Нет! - она взглянула на свой потрепанный коврик.


Затем они ушли.
Незамысловатые голубые чашки и блюдца… Но они подходят друг другу. Она почистила картофель и приготовила грибной соус. Картофель и грибной соус, крыша над головой, ее надежный муж с хорошей работой, дети - все эти вещи тоже подходили друг к другу.

Обсуждаются вопросы:

О чем эта притча?

Резюме ведущего: Иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, что является по-настоящему ценным. Материальное - преходяще. Истинные ценности связаны с духовными ориентациями человека.

Цель:
Необходимые материалы:

  • Если человек украл осла, овцу или раба, он - вор, и должен быть наказан
  • Если сын ударил отца - ему следует отрубить руку

Резюме ведущего: Некоторые ценности переменчивы, но общечеловеческие ценности - добро, справедливость, красота, истина - были и будут всегда.

Методика «Мой личный герб».

Содержание:

Упражнение «Ценности»

Цель:

Необходимые материалы:

Описание:

семейные традиции

жизнь с родителями

эрудиция

профессиональная учеба

увлечения

развлечения

путешествия

личные вещи

личное имущество

финансовые накопления

любовь к богу

гармония души и психики

внутреннее развитие

победы и поражения духа

взлеты и падения

здоровье

спорт красота и гигиена тела

дружба общение

общественная деятельность

статус уважение

признание

Резюме ведущего:

Рефлексия занятия

Просмотр содержимого документа
«Психологическое занятие "Жизненные ценности" »

Психологическое занятие «Жизненные ценности»

Цель: профилактика рискованного поведения, посредством формирования системы духовно- нравственных ориентиров.

Задачи:

    формирование представлений об общечеловеческих ценностях;

    создание условий для обращения к собственной ценностно-смысловой сфере;

    формирование приоритета духовных ценностей над материальными.

Ход занятия

Сейчас мы проведем игру, которая носит в первую очередь содержательный характер, она поможет нам с вами раскрыть тему нашего занятия.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто ценит…»- 4-5 мин

Цель: введение в тему, создание рабочей атмосферы.

Описание: убирается стул ведущего за пределы круга. Ведущий стоя в центре круга произносит фразу: «Поменяйтесь местами те, кто ценит…(дружбу, деньги свободу, власть). Те, кто считает, что это высказывание относится к ним, должны встать со своего места и перебежать на другое, освободившееся место. Задача водящего занять любое свободное место. Оставшийся без стула становится новым водящим.

Обсуждение: - что понравилось в упражнении?

Что показало, открыло это упражнение?

Вы можете предположить тему нашего занятия? (Ценности)

Мне бы очень хотелось, прежде чем приступить к следующему упражнению, а также раскрытию темы занятия, прочитать вам одно стихотворение, которое, на мой взгляд, тоже очень подходит к теме нашего занятия:

Откинув время повседневности,

В ночной целительной глуши

Перебираю драгоценности,

Хранимые на дне души.

Их у меня не так уж много,

Но больше и не надо мне.

При подведении итогов

Они не падают в цене!

Ребята, а что же такое ценности? Как вы понимаете это слово?

Ценности – это представления человека о самом важном в жизни; это то, что задает вектор его существованию.

Какие ценности вы знаете? Как их можно классифицировать?

Виды ценностей:

    Профессиональные ценности – связаны с работой. Это деньги, богатство, комфорт, профессиональный рост, помощь другим людям и т.д.

    Интеллектуальные – это знания, образование, эрудированность, любознательность, творческое мышление и т.п.

    Физические – спорт, красота и гигиена тела, здоровье.

    Духовные - вера в Бога, душевная гармония, личностное развитие и самосовершенствование.

    Эмоциональные - открытость в общении, принятие людей такими, какие они есть.

    Этические – честность, порядочность, справедливость, щедрость, умение радоваться тому, что имеешь, корректность.

    Эстетические – стиль, мода, внешняя привлекательность людей, вещей, эстетический вкус, чистота, порядок в доме и т.п.

    Материальные – деньги, благосостояние, имущество, ценные предметы и. т.п.

    Культурные – искусство во всех своих проявлениях.

    Патриотические – любовь к родине, к стране, традициям и т.д.

Упражнение «Необитаемый остров»

Цель: создание условий для понимания того, что за любым поступком стоят ценности, исповедуемые человеком, ориентации в спектре возможных ценностей.

Описание: Упражнение проводится в несколько этапов.

1). На первом этапе участники группы работают индивидуально. Задается игровая ситуация: «Представьте, что через несколько часов неведомые силы отправят вас на необитаемый остров, где вам предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Там есть достаточное количество простой еды и воды (вы не умрете от голода и жажды), минимум одежды и постельных принадлежностей (вы не замерзнете), необходимые лекарства. К сожалению, там нет мобильной связи. Вам разрешают взять с собой только семь объектов, среди которых могут оказаться как вещи, так и люди. Условие – это только те вещи или люди, которые вы можете реально привезти в аэропорт в течение нескольких часов (привести свою квартиру или любимую собаку не удастся) ». Выбранные объекты записываются на листе бумаги.

2). Второй этап упражнения таков: «Все течет, все меняется, и к вам на остров решили поселить сотоварища. У него тоже есть семь объектов. Итого, вместе с вашими, 14. Но остаться могут только семь». Организуется работа в парах. Их задача – из двух своих списков составить один, включающий семь пунктов.

3). На третьем этапе аналогичная работа проводится в малых группах из 5-6 человек.

Затем группы представляют в кругу свои списки. Ведущий интерпретирует услышанное с позиции ценностей: зачем это нужно (например, книга – для личностного развития, приемник – для получения информации о мире и других людях).

Обсуждаются вопросы:

Какие чувства возникали по ходу упражнения?

Как проходило обсуждение в вашей группе?

Что оказалось самым ценным для нашей группы?

Что удивило, а что оказалось предсказуемым?

Дискуссия - обсуждение истории «Богатство»

Цель: создание условий для разделения материальных и духовных ценностей, осознание приоритета духовного над материальным

Описание : вниманию группы предлагается притча:
За дверью стояли два ребенка, оба в рваных пальто, из которых давно выросли.
- Купите газету, леди?
Она была занята, и уже собиралась сказать нет, но случайно опустила глаза и увидела их сандалии. Маленькие сандалии, промокшие под дождем.
- Проходите, я приготовлю вам горячего какао.
Они оба, не сказав ни слова, последовали за ней. Их мокрые сандалии оставляли на полу следы.
Она приготовила какао и тосты с джемом. Затем вернулась на кухню и занялась прерванным делом – разбирала счета.
Ее поразила тишина в соседней комнате. Она заглянула туда.
Девочка держала в руках пустую чашку и смотрела на нее. Мальчик смущенно спросил:
Леди, вы богаты?
- Богата ли я? Нет! – она взглянула на свой потрепанный коврик.
Девочка очень аккуратно поставила чашку на блюдце и сказала:
- Ваши чашки подходят к блюдцам, - и в ее голосе звучали нотки голода, но не того, от которого болит живот, а какого-то другого.
Затем они ушли.
Незамысловатые голубые чашки и блюдца… Но они подходят друг другу. Она почистила картофель и приготовила грибной соус. Картофель и грибной соус, крыша над головой, ее надежный муж с хорошей работой, дети – все эти вещи тоже подходили друг к другу.
Она убралась в гостиной, но грязные отпечатки маленьких сандалий остались в ее сердце. Она захотела оставить их там, на тот случай, если когда-нибудь забудет, как на самом деле она богата.

Обсуждаются вопросы:

О чем эта притча?

Какие виды ценностей можно назвать на основе услышанного? (материальные, духовные)

Что вам кажется более ценным? Почему?

Резюме ведущего: Иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, что является по-настоящему ценным. Материальное – преходяще. Истинные ценности связаны с духовными ориентациями человека.

Дискуссия «Ценности разных эпох»

Цель: осознание общечеловеческого характера основных ценностных ориентаций
Необходимые материалы: информация для работы в малых группах (ксерокопии ижеприведенных текстов)

Законы Хаммурапи (П век до н.э., Общемесопотамское царство)

    Если человек украл осла, овцу или раба, он – вор, и должен быть наказан

    Если сын ударил отца – ему следует отрубить руку

    Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода прорвала ее, затопив поля соседей, пусть виновный возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи поделят между собой.

    Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть три года в рабстве, затем их следует отпустить.

Всеобщая декларация прав человека (Европа, 1946 г.)

    Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать друг с другом в духе братства

    Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность

    Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии

    Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным, унижающим его честь и достоинство наказаниям

    Все люди равны перед законом, и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

Резюме ведущего: Некоторые ценности переменчивы, но общечеловеческие ценности – добро, справедливость, красота, истина - были и будут всегда.

Методика «Мой личный герб».

Цель: развить навыки самопознания, самовыражения, самопрезентации, творческие способности, гармонизация внутреннего мира. Оптимизировать самооценку.

Содержание: Продолжает звучать приятная музыка. Ученикам раздаются бланки с заготовками гербов или они рисуют свой вариант. Ребятам предлагается нарисовать свой личный герб и попытаться изобразить на нем свои важные жизненные ценности (внутренне содержание жизненных сфер). Детям, кто не хочет рисовать по каким-либо причинам предлагается с помощью старых журналов, клея и ножниц выполнить герб в технике коллажа на уже готовом шаблоне. Можно предложить учащимся уже готовые контуры гербов, состоящих из щита и ленты, или придумать форму щита самим.

По окончанию выполнения упражнения можно предложить ребятам по-очереди рассказать о своем гербе и ответить на вопросы: что он изобразил на своем гербе и почему именно эти ценности для него важны.

Упражнение «Ценности»

Цель: осознание жизненных ценностей.

Необходимые материалы: фоновое музыкальное сопровождение.

Описание: Участникам раздают по шесть листочков бумаги и предлагают на каждом из них написать то, что для них является наиболее ценным в жизни. Затем, листочки ранжируются таком образом, чтобы самая большая ценность оказалась на самом последнем листочке. Тренер предлагает представить себе, что случилось страшное событие, и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Ведущий предлагает смять и отложить листочек и подумать о том, как теперь без этого живется. Так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем тренер объявляет, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. Так шесть раз. Вернуть участникам их листочки. Затем предлагается осознать, что произошло, может добавить какие-то ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования. Упражнение выполняется под спокойную музыку, большое значение имеют интонации и голос тренера, произносимый текст должен быть простым и четким.

семейные традиции

жизнь с родителями

своя собственная будущая семья

эрудиция

профессиональная учеба

профессиональное развитие и рост

увлечения

развлечения

путешествия

личные вещи

личное имущество

финансовые накопления

любовь к богу

гармония души и психики

внутреннее развитие

победы и поражения духа

взлеты и падения

здоровье

спорт красота и гигиена тела

дружба общение

общественная деятельность

статус уважение

признание

Резюме ведущего: Ведущий подчеркивает, насколько важно выстроить собственную иерархию ценностей.

Рефлексия занятия . Цель: получить обратную связь от учеников, подвести итог занятия. Бланки, каждый по очереди говорит или по желанию: что понравилось, а что нет.

Последние несколько лет я наблюдаю, как растут дети. Это очень увлекательно. Радуясь отцовству, решая проблемы и анализируя свои родительские способности, я заметил, что маленькие дети не сомневаются в себе. Дочерям пока неведомы ограничения, чувства вины и стыда, избыточный самоанализ. В какой момент это обычно заканчивается? Когда дети начнут осуждать себя, станут рассматривать свои поступки как ценные и не ценные? Когда начнут спрашивать себя: «Тем ли я занимаюсь?» или «Поймут ли это другие?».

Я вспоминаю день, когда родилась старшая дочь. Я впервые стал отцом, на меня легла ответственность за человеческую жизнь. Я отчетливо понимал, что люблю ребенка не за поступки или соответствие моим ожиданиям, а чистой безусловной любовью.

Нам кажется: мы - это то, что мы делаем. Ценность определяется нашими действиями

Но в какой-то момент ожидания все-таки вмешиваются в отношения между родителем и ребенком. «Одевайся быстрее, мы опаздываем!», «Не разговаривай с мамой в таком тоне!», «Не бей сестру». Я по-прежнему люблю дочь, но у меня появились ожидания относительно ее поведения. Конечно, она чувствует это. Должно быть, думает: «Мама с папой так злятся, когда я медленно надеваю носки. Что в этом такого?»

«Сделай это, чтобы получить признание», «Не делай то, чтобы не навредить другим», «Не говори так, иначе все от тебя отвернутся», «Другие не одобрят, если я так поступлю»… У каждого бывают подобные мысли и сомнения. Проблема в том, что мы приравниваем себя к поступкам. Нам кажется, мы - это то, что мы делаем. Ценность определяется нашими действиями.

Многие сражаются в тихой внутренней битве. Это может выглядеть так:

«Я не похож на других».

«Я хуже остальных».

«Я не соответствую».

«Я неудачник».

«Никто не хотел бы оказаться на моем месте».

«Я особенный, поэтому могу себя так вести».

«Люди не понимают моих проблем».

«Я всегда получаю то, что хочу. Я заслуживаю этого».

«Я лучше других, потому что у меня больше способностей».

Эти модели мышления неверны. Все люди одинаково ценны. Без осознания этого факта невозможно сформировать здоровое чувство собственной ценности. Мы заслуживаем любви и признания не больше и не меньше, чем любой другой человек.

Вспомните, какие сообщения транслировало общество по мере вашего взросления. «Получай хорошие отметки, побеждай в соревнованиях, прояви свои таланты и докажи, что ты - особенный». Когда мы не получаем знаков признания, не преуспеваем в спорте или не соответствуем общепринятому стандарту красоты, то чувствуем себя хуже других. Кажется, нам чего-то недостает. Но это иллюзия. Здоровая самооценка предполагает осознание того, что все мы уникальны, но особенных нет. Никто не лучше остальных. Никто не добежал первым до конечной точки назначения.

Сравнение, высокомерие и самоуничижение еще никому не помогали

Избегайте роли жертвы и чувства привилегированности. Никто не подарит нам чувство собственной ценности, только мы сами можем это сделать. Если мы ждем похвалы за работу и надеемся, что очередное достижение поможет повысить самооценку, остаемся ни с чем. Как бы мы ни преуспели в жизни, это не делает нас важнее и ценнее остальных.

Сравнение, высокомерие и самоуничижение еще никому не помогали. Нам все время кажется, что мы недостаточно успешны и недостаточно много имеем. В конце концов это приводит к отрезвляющим вопросам. Почему то, что я делаю, и то, что другие думают обо мне, не радует меня? Почему я пытаюсь всем угодить?

Поиск ответов - сложный путь, но его стоит пройти. Возможно, в конце концов мы найдем внутри себя ребенка, который ценит себя таким, какой он есть. Это часть нашей личности впала в спячку и ждет, когда ее снова найдут и признают. Мы все уникальны и важны. Эта ценность дарована нам по праву рождения. Поверьте в это.

Об авторе

Джон Харрисон (John Harrison) - психолог и коуч.