Сказка василиса премудрая. Сказка Морской царь и Василиса Премудрая

    1 - Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    2 - Три котёнка

    Сутеев В.Г.

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка - чёрный, серый и …

    3 - Ёжик в тумане

    Козлов С.Г.

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

    4 - Про мышонка из книжонки

    Джанни Родари

    Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать …

    5 - Яблоко

    Сутеев В.Г.

    Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя …

    6 - Черный омут

    Козлов С.Г.

    Сказка про трусливого Зайца, который в лесу всех боялся. И так он устал от своего страха, что пришел к Черному Омуту. Но тот научил Зайца жить и не бояться! Черный омут читать Жил-был Заяц в …

    7 - Про Ёжика и Кролика Кусочек зимы

    Стюарт П. и Риддел К.

    История про то, как Ежик перед зимней спячкой попроси Кролика сохранить ему до весны кусочек зимы. Кролик скатал большой ком снега, обернул его листьями и спрятал у себя в норе. Про Ёжика и Кролика Кусочек …

    8 - Про Бегемота, который боялся прививок

    Сутеев В.Г.

    Сказка про трусливого бегемота, который сбежал из поликлиники, так как боялся прививок. И заболел желтухой. К счастью, его отвезли в больницу и вылечили. А бегемоту стало очень стыдно за свое поведение… Про Бегемота, который боялся …

В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил одну только дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

Слушай, Василисушка! Запомни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу. Береги ее всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.
Поцеловала мать дочку и померла.

После смерти жены купец потужил, а потом стал думать, как бы опять жениться. Пришлась ему по нраву одна вдовушка. Она была уже в летах, имела своих двух дочерей, почти однолеток Василисе, - стало быть, и хозяйка, и мать опытная. Купец женился на вдовушке, но обманулся в ней. Василиса была первая на все село красавица; вот мачеха и сестры завидовали ее красоте, мучили ее всевозможными работами, чтоб она от трудов похудела, а от ветру и солнца почернела!

Василиса все переносила безропотно и с каждым днем все хорошела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости. Как же это так делалось? Василисе помогала ее куколка. Без нее где бы девочке сладить со всею работою! Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчевает ее, приговаривая:

На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу никакой радости; злая мачеха гонит меня со света белого. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?

Куколка покушает, потом и советы дает, и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису, та только отдыхает в холо-дочке да рвет цветочки, а у нее уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена,и печь вытоплена. Хорошо ей было жить с куколкой. Прошло несколько лет. Василиса выросла и стала невестой. Все женихи в городе сватаются к Василисе, на мачехиных дочерей никто и не смотрит. Мачеха злится пуще прежнего и всем женихам отвечает:

Не выдам меньшой прежде старших! - А проводя женихов, побоями вымещает зло на Василисе.

Вот однажды купцу понадобилось уехать из дому на долгое время по торговым делам. Мачеха и перешла на житье в другой дом, а возле этого дома был дремучий лес. В том лесу на поляне стояла избушка, жила в ней Баба-яга, она ела людей, как цыплят. Купчиха то и дело посылала за чем-нибудь в лес ненавистную ей Василису, но она всегда возвращалась домой благополучно: куколка указывала ей дорогу.

Пришла осень. Мачеха раздала всем трем девушкам вечерние работы: одной кружева плести, другой чулки вязать, а Василисе прясть. Погасила огонь во всем доме, оставила только одну свечку там, где работали девушки, и сама легла спать. Вот нагорело на свечке; одна из мачехиных дочерей взяла щипцы, чтоб поправить светильню, да вместо того, по приказу матери, будто нечаянно, потушила свечку.

Что теперь нам делать? - говорят девушки. - Огня нет в целом доме, а работа наша не кончена. Надо сбегать за огнем к Бабе яге!

Мне от булавок светло! - сказала та, что плела кружево. - Я не пойду.

И я не пойду, - сказала та, что вязала чулок. - Мне от спиц светло!

Тебе за огнем идти, - закричали обе. - Ступай к Бабе-яге! - И вытолкали Василису из горницы.

Василиса пошла в свой чуланчик, поставила перед куклою приготовленный ужин и сказала:

На, куколка, покушай да моего горя послушай: меня посылают за огнем к Бабе-яге.

Куколка поела, и глаза ее заблестели, как две свечки.

Не бойся, Василисушка! - сказала она. - Ступай, куда посылают, только меня держи всегда при себе. При мне с тобой ничего не станется у Бабы-яги.
Василиса собралась, положила куколку свою в карман и, перекрестившись, пошла в дремучий лес. Идет и дрожит. Вдруг скачет мимо нее всадник: сам белый, одет в белом, конь под ним белый, и сбруя на коне белая, - на дворе стало рассветать. Идет она дальше, как скачет другой всадник: сам красный, одет в красном и на красном коне, - стало всходить солнце.

Василиса шла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка Бабы-яги. Забор вокруг избушки из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот - ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. Василиса и стала как вкопанная. Вдруг едет опять всадник: сам черный, одет во всем черном и на черном коне; подскакал к воротам Бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, - настала ночь. Тут у всех черепов на заборе глаза засветились, и на поляне стало светло, как днем.

Скоро послышался в лесу страшный шум: выехала из лесу Баба-яга - в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и закричала:

Фу, фу! Русским духом пахнет! Кто здесь?

Василиса подошла к старухе со страхом и, низко поклонясь, сказала:

Это я, бабушка! Мачехины дочери прислали меня за огнем к тебе.

Знаю я их, - сказала Баба-яга, - ты поживи да поработай у меня, тогда и дам тебе огня, а коли нет, так я тебя съем! - Потом обратилась к воротам и крикнула:

Эй, запоры мои крепкие, отомкнитесь, ворота мои широкие, отворитесь!

Ворота отворились, Баба-яга въехала, за нею вошла Василиса, а потом опять все заперлось.

Войдя в горницу, Баба-яга говорит Василисе:

Подавай-ка сюда, что там есть в печи: я есть хочу.

Василиса зажгла лучину от тех черепов, что на заборе, и начала подавать яге кушанье, а кушанья настряпано было человек на десять, из погреба принесла она квасу, меду, пива и вина. Все съела, все выпила старуха, Василисе оставила только щец немножко, краюшку хлеба да кусочек поросятины. Стала Баба-яга спать ложиться и говорит:

Как завтра уеду, ты смотри - двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, белье приготовь да пойди в закром, возьми четверть пшеницы и очисть ее от чернушки. Да чтоб все было сделано, а не то съем тебя!

Тут Баба-яга захрапела, а Василиса поставила старухины объедки перед куклою и говорит:
- На, куколка, покушай, моего горя послушай! Тяжелую дала мне Баба-яга работу и грозится съесть меня, коли всего не исполню; помоги мне!
Кукла ей ответила:

Не бойся, Василиса Прекрасная! Поужинай, помолись да спать ложись; утро вечера мудренее!

Ранешенько проснулась Василиса, а Баба-яга уже встала. Выглянула в окно: у черепов глаза потухают, вот мелькнул белый всадник - и совсем рассвело. Баба-яга вышла на двор, свистнула - перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Промелькнул красный всадник - взошло солнце. Баба-яга села в ступу и выехала со двора. Осталась Василиса одна, осмотрела дом Бабы-яги, подивилась изо-билью и остановилась в раздумье: за какую работу ей прежде всего приняться. Глядит, а вся работа уж сделана - куколка выбирала из пшеницы последние зерна чернушки.

Ах ты, избавительница моя! - сказала Василиса куколке. - Ты меня от беды спасла.

Тебе осталось только обед состряпать, - отвечает куколка, влезая в карман Василисы. - Состряпай да и отдыхай на здоровье!

К вечеру Василиса собрала на стол и ждет Бабу-ягу. Начало смеркаться, мелькнул за воротами черный всадник - и совсем стемнело, только светились глаза у черепов. Затрещали деревья, захрустели листья - едет Баба-яга. Василиса встретила ее.

Все ли сделано? - спрашивает яга.

Изволь посмотреть сама, бабушка! - молвила Василиса.

Баба-яга все осмотрела, подосадовала, что не за что рассердиться, и сказала:

Ну, хорошо! - Потом крикнула: - Верные мои слуги, сердечные други, смолите мою пшеницу!

Явились три пары рук, схватили пшеницу и унесли вон. Баба-яга наелась, стала ложиться спать и опять дала наказ Василисе:

Завтра сделай ты то же, что и нынче, да сверх того возьми из закрома мак да очисти его от земли по зернышку, вишь, кто-то по злобе земли в него намешал!

Старуха захрапела, а Василиса принялась кормить свою куколку. Куколка поела и сказала ей по-вчерашнему:

Молись Богу да ложись спать: утро вечера мудренее!

Наутро Баба-яга опять уехала в ступе со двора, а Василиса с куколкой всю работу тотчас справили. Старуха воротилась, оглядела все и крикнула:

Верные мои слуги, сердечные други, выжмите из маку масло!

Явились три пары рук, схватили мак и унесли. Баба-яга села обедать; ойа ест, а Василиса стоит молча.

Что ж ты ничего не говоришь со мною? - сказала Баба-яга. - Стоишь как немая?

Не смела, - отвечала Василиса, - а если позволишь, то мне хотелось бы спросить тебя кой о чем.

Спрашивай, только не всякий вопрос к добру ведет: много будешь знать, скоро состаришься!

Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела: когда я шла к тебе, меня обогнал всадник на белом коне, сам белый и в белой одежде: кто он такой?

Это день мой ясный, - отвечала Баба-яга.

Потом обогнал меня другой всадник на красном коне, сам красный и весь в красном одет, это кто такой?

Это мое солнышко красное! - отвечала Баба-яга.

А что значит черный всадник, который обогнал меня у самых твоих ворот, бабушка?
- Это ночь моя темная - все мои слуги верные!

Василиса вспомнила о трех парах рук, да промолчала.

Что ж ты еще не спрашиваешь? - молвила Баба-яга.

Будет с меня и этого, сама ж ты, бабушка, сказала, что много узнаешь - состаришься.

Хорошо, - сказала Баба-яга, - что ты спрашиваешь только о том, что видала за двором, а не во дворе! Я не люблю, чтоб у меня сор из избы выносили, и слишком любопытных ем! Теперь я тебя спрошу: как успеваешь ты исполнять работу, которую я задаю тебе?

Мне помогает благословение моей матери, - отвечала Василиса.

Так вот оно что! Убирайся же ты от меня, благословенная дочка!

Вытолкала она Василису за ворота, сняла с забора один череп с горящими глазами и, наткнув на палку, отдала ей:

Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его, они ведь за этим тебя сюда и прислали.
Бегом пустилась Василиса при свете черепа и к вечеру другого дня добралась до своего дома. Подходя к воротам, она хотела было бросить череп: «Верно, дома, - думает, - уж больше в огне не нуждаются». Но вдруг услышала глухой голос из черепа:

Не бросай меня, неси к мачехе!
Взглянула она на дом мачехи и, не видя ни в одном окне огонька, решилась идти туда с черепом. Впервые встретили ее ласково и рассказали, что с той поры, как она ушла, у них не было в доме огня: сами высечь не могли, а который огонь приносили от соседей - тот погасал, как только входили с ним в горницу.

Авось твой огонь будет держаться! - сказала мачеха. Внесли череп в горницу, а глаза из черепа так и глядят на мачеху и ее дочерей, так и жгут! Те было прятаться, но куда ни бросятся - глаза всюду за ними так и следят. К утру совсем сожгло их в уголь, одной Василисы не тронуло.

Поутру Василиса зарыла череп в землю, заперла дом на замок, пошла в город и попросилась на житье к одной старушке. Живет себе и отца поджидает. Вот как-то говорит старушке:

Скучно мне сидеть без дела, бабушка! Сходи, купи льну самого лучшего; я хоть прясть буду.

Старушка купила льну хорошего. Василиса села за дело, работа так и горит у нее, и пряжа выходит ровная да тонкая, как волосок. Набралось уж много пряжи, пора бы
и за тканье приниматься, да таких берд* не найдут, чтобы годились на Василисину пряжу. Стала она просить свою куколку, та и говорит:

Принеси-ка мне какое-нибудь старое бердо, да старый челнок, да лошадиной гривы, я все тебе смастерю.

Василиса добыла все, что надо, и легла спать, а кукла за ночь изготовила славный стан. К концу зимы полотно выткали, да такое тонкое, что сквозь иглу вместо нитки продеть можно. Весною полотно выбелили, и Василиса говорит старухе:
- Продай, бабушка, это полотно, а деньги возьми себе.

Старуха взглянула на товар и ахнула:

Нет, дитятко! Такого полотна, кроме царя, носить некому, понесу во дворец.

Пошла старуха к царским палатам. Царь увидал и спросил:

Что тебе, старушка, надобно?

Ваше царское величество, - отвечает старуха, - я принесла диковинный товар. Никому, кроме тебя, показать не хочу.

Царь приказал впустить старуху, а как увидел полотно - вздивовался.

Что хочешь за него? - спросил царь.

Ему цены нет, царь-батюшка! Я тебе в дар его принесла.

Поблагодарил царь и отпустил старуху с подарками.

Скроили царю из того полотна сорочки, да нигде не могли найти швеи, которая взялась бы их шить. Царь позвал старуху и сказал:
- Умела ты напрясть и соткать такое полотно, умей из него и сорочки сшить.

Не я, государь, пряла и ткала полотно, - сказала старуха, - это работа приемыша моего - девушки.

Ну так пусть и сошьет она!

Воротилась старушка домой и рассказала обо всем Василисе.

Я знала, - говорит ей Василиса, - что эта работа моих рук не минует.
Заперлась она в своей горнице, принялась за работу, и скоро дюжина сорочек была готова.Старуха понесла к царю сорочки, а Василиса умылась, причесалась, оделась и села под окном. Сидит себе и ждет, что будет. Видит: на двор к старухе идет царский слуга. Вошел в горницу и говорит:

Царь-государь хочет видеть искусницу, что сшила ему сорочки, и наградить ее из своих царских рук.

Пошла Василиса и явилась пред очи царские. Как увидел царь Василису Прекрасную, так и влюбился в нее без памяти.

Нет, - говорит он, - красавица моя! Не расстанусь я с тобою, ты будешь моей женою.

Взял царь Василису за белые руки, посадил ее подле себя, а там и свадебку сыграли. Скоро воротился и отец Василисы, порадовался и остался жить при дочери. Старушку Василиса взяла к себе, а куколку - подарок матери - всегда носила в кармане.

Как помним еще из детства, Василиса Премудрая - один из персонажей русских сказок, девушка, наделенная мудростью и рассудительностью. Это одна из самых привлекательных героинь, тем более, что кроме этих неизменных черт ее характера, ей присущи чистота души, доброта и скромность. Более подробную характеристику Василисы Премудрой мы дадим в этой статье.

Какова история Василисы Премудрой?

Самой известной сказкой о Василисе Премудрой, пожалуй, является «Царевна-лягушка». Там героиня предстает волшебницей, которую заколдовал собственный отец Кощей Бессмертный, так как дочь превзошла его в мастерстве магии (по другим версиям, Василиса отказалась выйти за него замуж, и за это ее заколдовали). Волей случая она становится невестой Ивана-царевича, а после пройденных испытаний - и его женой. Как мы помним, она использует свой дар, выполняя приказы царя, - выткать ковер, испечь хлеб. Когда царь устраивает пир, она на время сбрасывает лягушачью шкурку и предстает перед гостями в своем истинном виде - писаной красавицей.

Иван, увидев, какова на самом деле его жена, разумеется, желает, чтобы она осталась в таком виде навсегда и сжигает ее шкурку. Но выясняется, что он не должен был делать этого ни в коем случае, так как Василиса вынуждена вернуться к Кощею. После многочисленных трудностей, с которыми Ивану-царевичу пришлось столкнуться в поисках жены, он наконец находит ее и сражается с Кощеем Бессмертным, одерживая над ним победу, спасая тем самым Василису от злых чар.

Пара слов об имени

Имя Василисы, кстати, может быть указанием на ее высокое происхождение, поскольку один из переводов этого слова с греческого звучит как «царственная». Так, образ Василисы Премудрой украшается дополнительными смыслами.

Другой вариант сказки с Василисой Премудрой

В другой сказке, где главной героиней является Василиса Премудрая (в иных вариантах - Василиса Прекрасная, но этот эпитет встречается значительно реже, в сущности, он не имеет прямого отношения к смыслу этой сказки), она - молодая девушка, которую злая мачеха и не менее злые сестры отправляют в лес в услужение Бабе Яге. Вопреки их ожиданиям, колдунья не съедает Василису моментально, а оставляет ее у себя.

Когда девушка правильно и вовремя выполняет все поручения Бабы Яги (на самом деле героине помогает волшебная куколка, доставшаяся ей в наследство от матери), та, удивившись, что девушке все так удачно удается, узнает, что той помогает материнское благословение и отпускает ее, дав ей на прощание шест с черепом на конце. Его глаза светятся - чтобы не заблудиться по дороге домой. Когда Василиса возвращается домой, глаза черепа начинают светить еще сильнее и испепеляют мачеху и сестер. Подтекст этой сказки подробно разбирает в «Бегущей с волками» Кларисса Пинкола Эстес, известная исследовательница волшебных сказок. Поэтому, чтобы прочесть более подробную характеристику Василисы Премудрой, стоит обратиться к этому произведению.

Внешность Василисы Премудрой

Для того, чтобы дать краткое описание Василисы Премудрой, стоит упомянуть ее внешность. Однако, как и в большинстве сказок, о внешнем виде героине не сказано почти ни слова - лишь на царском пире Василиса выглядит писаной красавицей, но это достаточно размытое определение. Из этого становится ясно, что главным является не внешность персонажа, а черты его характера - тот внутренний смысл, который он несет в себе.

В «Царевне-лягушке», где Василиса сначала носит шкуру лягушки, это выражено как нельзя более точно, равно как и то, что эпитет, стоящий после имени героини, указывает в первую очередь не на красоту, а на ее мудрость. Но, в сущности, внешность не важна и еще по одной причине - Василиса является не столько личностью, сколько функцией - призом, который Иван-царевич получит после того, как пройдет положенные испытания. Поэтому здесь Василиса является скорее собирательным женским образом.

В другой же сказке внешность в принципе не имеет особенного значения, поскольку внимание действительно концентрируется на линии жизни героини (которая, как считают исследователи, является образом женской инициации, превращения девушки в женщину путем получения мудрости от старшей по возрасту и опыту).

Характеристика Василисы Премудрой: ее личность

В «Царевне-лягушке» на первый план выступают ее ум, величественность и одновременно простота. В «Василисе Премудрой» девушка предстает смелой, стойкой, также послушной старшим и сдержанной. И наконец, в обеих сказках героиня обладает способностью принимать решения и сохранять спокойствие духа в любых обстоятельствах.

На самом деле многие героини волшебных русских сказок обладают аналогичными чертами, в том числе и способностью к перевоплощению и другим магическим свойствам, что позволяет отождествить их - и Марью Моревну, и Василису Премудрую, и Марью-царевну, и Елену Прекрасную. Впрочем, давать характеристику Василисе Премудрой и другим схожим героиням мы можем, исходя лишь из слов и поступков, принадлежащим им.

Волшебные сказки с давних времен являются неотъемлемым элементом культуры и творчества любого народа. В каждой стране есть свои сюжеты для них, свои добрые и злые персонажи. Для нас одной из любимых героинь является Василиса Премудрая из сказки «Царевна-лягушка». Для многих поколений детей она стала символом доброты и ума, заботливости и скромности. Описание Василисы Премудрой сопровождается множеством ярких эпитетов и представляет собой воспевание красоты и величия исконно русского женского характера.

Волшебная сказка «Царевна-лягушка» и ее главная героиня

Сюжет сказки «Царевна-лягушка» известен всем с малых лет. Василиса Премудрая - это волшебница, заколдованная своим отцом, за то, что превзошла его в искусстве колдовства. В сказке она становится невестой, а потом женой Ивана-царевича. По мере развития сюжета девушка проявляет свое мастерство, выполняя приказы царя: выпекает хлеб, искусно ткет шелковый ковер (или в других вариантах - рубашку). Впечатляет и описание Василисы Премудрой на пиру, где она превращается в сказочную красавицу и изумляет гостей своим волшебным искусством.

Иван, желая, чтобы его жена всегда оставалась в облике царевны, сжигает лягушачью кожу. После этого Василиса исчезает. Чтобы вновь обрести свою любовь, царевичу приходится пройти через множество опасностей и, главное, сразиться с отцом своей жены, Кощеем Бессмертным. Конец у сказки счастливый - Иван и Василиса преодолевают все трудности и оказываются вместе навсегда.

Чем же привлекательна Василиса Премудрая? Русская народная сказка - это не только плод фантазии, но и отражение реальной жизни людей. Помня об этом, можно проследить в образе Василисы наиболее ценные женские качества для русского народа.

Внешность главной героини Василисы Премудрой

Интересно, что о внешности главной героини в сказке практически ничего не говорится. дается читателю с помощью характеристики ее действий и слов. Лишь на царском балу героиня изображается писаной красавицей. Но и это описание является вполне типичным для большинства волшебных сказок.

Это лишний раз подтверждает, что образ Василисы Премудрой является собирательным, обобщающим. Более того, для сказки гораздо более важным оказывается изображение не внешних, а внутренних достоинств героини.

Черты характера Василисы Премудрой

Не из-за красоты, но из-за характера любима Василиса Премудрая. Сказка подчеркивает, что не яркая внешность (казалось бы, что может быть безобразнее лягушки) и не богатство («конкурентками» девушки во дворце были боярская и купеческая дочери) приводит героев к счастью. А понимание и желание быть вместе.

Характеристика Василисы Премудрой из сказки дается через ее поступки. То, как она утешает Ивана-царевича, с каким мастерством выполняет задания царя, как ведет себя во время пира, говорит о ней лучше любых описаний. В ее характере сочетаются одновременно глубокий ум и величественная простота русской души, гордость за себя и скромность.

Многие спрашивают, почему Василису называют Премудрой? На самом деле, этот эпитет подходит ей как нельзя лучше. Дело в том, что она в совершенстве освоила волшебные премудрости и даже превзошла в этом своего отца, могущественного колдуна. Характерно и то, что в сказке ее называют так в те минуты, когда она трудится, проявляет свое мастерство рукодельницы, хозяйки или волшебницы. К тому же героиня обладает способностью даже в самых трудных испытаниях сохранять спокойствие и принимать верное решение.

Почему Василиса превращена именно в лягушку?

Часто возникает вопрос о том, почему именно в лягушку была превращена Кощеем Бессмертным Василиса Премудрая. Сказка не дает прямого ответа на него. Однако разные исследователи предлагают свои варианты.

К примеру, можно вспомнить, что одним из ведущих художественных приемов в сказке является антитеза, противопоставление (к примеру, добро и зло, день и ночь, живая и мертвая вода, красота и безобразие). Уже имя героини - Василиса - говорит само за себя. С греческого языка его можно перевести как царственная, возвышенная. А с другой стороны, что может быть более непривлекательным и приземленным, чем лягушка, живущая на болоте.

Образ Василисы в других русских сказках

Описание Василисы Премудрой можно найти не только в сказке о царевне-лягушке. Она изображается и в других произведениях русского народа. Например, можно вспомнить сказку о Василисе и Бабе-яге. Сходный образ выступает под именами Марьи Моревны, Елены Прекрасной и Марьи-царевны. Все эти героини обладают мудростью и волшебными знаниями, в частности способностью перевоплощаться. Это позволяет отождествить их.

Сказка - ложь, да в ней намек

Максим Горький называл Василису одним из самых совершенных женских образов, сотворенных фантазией русского народа. Сколько прекрасных качеств она в себе сочетает, воспитывая и напутствуя все новые подрастающие поколения. Но вспомним, что изначально сказки писались вовсе не для детей, а для взрослых. Не исключение и те, в которых есть Василиса Премудрая. Русская народная сказка с присущей ей мудростью и поэтичностью напоминает нам о том, какова истинная роль женщины в семье - быть помощницей и поддержкой своему мужу.

Также мы узнаем, какие качества издавна ценились на Руси. Ум и скромность, заботливость и доброта, мастерство рукодельницы и хранительницы домашнего очага, объединяясь, порождают истинную мудрость и красоту. И образ Василисы Премудрой в полной мере сочетает все эти прекрасные качества.

Имя Василиса, означающее в переводе с греческого «жена царя» или «царица», попало на Русь из Византии не позднее XIII века. В Повести временных лет, датированной началом XII столетия, это имя не упоминалось ни разу. А первыми известными Василисами были дочь ростовского князя Василиса Дмитриевна, жившая на рубеже XIII–XIV веков, а также еще одна ростовская княжна - Василиса Константиновна, которая жила в XIV веке.

Вероятно, в это имя пришло уже после того, как прочно закрепилось в обиходе. Но сама героиня и сюжеты с ее участием существовали за тысячи лет до этого. Специалисты относят время появления волшебной сказки к эпохе разложения первобытно-общинного строя, когда основным источником пропитания стала не охота, а земледелие.

В волшебных сказках или Прекрасная - лишь одно из имен невесты героя, которую могут звать и по-другому: Елена Прекрасная, Марья-царевна, Царь-девица, Настасья-королевишна, Варвара-краса и так далее. Функция персонажа-невесты в русских сказках не зависит от имени. Например, в известном собрании сказок Александра Афанасьева встречаются разные сюжеты и роли, связанные с именем Василисы. Главная героиня «Василисы Прекрасной» вовсе не царевна, а бедная падчерица, которую отправляют за огнем в избушку Бабы-яги. В сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» Василису ловит стрелец-молодец по поручению царя. Царевна на первый взгляд желает своему похитителю смерти: «Не пойду, - говорит царю, - за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться» . Волшебный конь стрельца заговаривает воду, и герой выходит из котла краше прежнего. В финале, как и положено в волшебной сказке, старый царь погибает, по примеру стрельца искупавшись в кипятке, а главный герой получает жену и царство в придачу. В сюжете «Морской царь и Василиса Премудрая» Василиса - дочь Водяного, помощница героя-царевича. В разных вариантах известной сказки «Царевна-лягушка» главную героиню зовут то Еленой Прекрасной, то Василисой Премудрой, что подтверждает: имя героини не столь важно - важна лишь функция.

Филолог-фольклорист Владимир Пропп доказал, что жанр уходит корнями в эпоху первобытной общины, когда мужчины проходили «магические» обряды и получали специальные силы, власть над животным миром, чтобы охотиться успешней. Прохождение обряда было своего рода путешествием в потусторонний мир, где мужчина подвергался жестоким испытаниям: ему могли отрезать пальцы, его могли пытать огнем - и так далее. Позже, когда охотничье общество сменилось земледельческим, эти традиции постепенно ушли из жизни, но их завуалированные описания остались в сказках.

Именно поэтому во многих сказках Василиса испытывает потенциального жениха самыми странными и даже пугающими способами вроде прыжка в котел с кипятком: такие сюжеты - отзвук времен древнейшего матриархата, когда женщина была «держательницей рода и тотемической магии».

На момент этого повествования москвичке Василисе было 27 лет. Фамилия у нее была простая, среднестатистическая, но все друзья, приятели и друзья приятелей мужского пола называли ее Прекрасной, так как считали ее очень красивой. Ну и мама тоже так считала, конечно.

Несмотря на свою, казалось бы, доказанную красоту, Василиса изрядно попотела, прежде чем нашла себе суженого и, наконец, пошла с ним в ЗАГС одним погожим московским днем.

У нее было целых три настоящих жениха, прямо как в русских сказках, где почитали всегда троицу. И как в сказках, третий вариант оказался окончательным!

И вот как это было.

Василиса любила спорт и была крайне активной в этом смысле. Поэтому, не было ничего удивительного в том, что Василиса, или коротко Вася, стала фитнес-инструктором.

Не только работа была у нее связана со спортом, но и хобби - она частенько участвовала во всяких забегах, марафонах, фит-кроссах, квестах и всяких других ЗОЖ- мероприятиях.

И вполне естественно, что она оказалась в окружении единомышленников, которые общались друг с другом в популярной группе в ВК. А так как, все -таки женщины в спорте в меньшинстве, а красивые женщины тем более, Вася сразу стала очень популярной персоной среди одногруппников.

Какое-то время она поковырялась в ухажерах, а потом, наконец, дала добро Сергею, положительному парню из обеспеченной московской семьи.

Сережа был достойным поборником ЗОЖ, тоже крутил педали спортивного велосипеда в московских парках, был участником Гонки Героев, с удовольствием ходил в сложные походы с тяжеленым рюкзаком в туристических ботинках!

Но Василиса почувствовала ощутимое разочарование в своем бойфренде в тот момент, когда он довольно равнодушно отреагировал на поломку Васиного велосипеда, в которой, кстати, и был сам виноват, неосторожно превысив скорость и столкнувшись с ней на одной из прогулок. Вместо того, чтобы во-первых: извиниться за такой казус, выказать положенное сожаление, во-вторых: уверить в том, что эту поломку он самостоятельно и добровольно устранит, в -третьих: желательно даже как-то произвести некую компенсацию в виде приятного вечера в ресторане или на худой конец подарить букетик полевых цветов, Сергей дотащил Васькин велик до ее подъезда и ушел, бросив ее с поломанной техникой практически на улице!

Вася, как трезвомыслящая и психически здоровая девушка, увидела в этом поступке полное пренебрежение ею и свою увы низкую значимость для Сергея.

Она посмотрела вслед его удаляющейся фигуре и уже назвала про себя "бывшим". Так Сергей получил отставку.

Василиса усилила свою спортивную активность, дабы не залипать на неприятных переживаниях о Сереже и в этот момент ей по душе пришелся Женя, интеллигентный паренек из их общей тусовки. Женя был спортивен, но не настолько, чтобы ломать чужие велосипеды, а, наоборот, больше был романтик.

Вася сразу стала получать от него милые открытки со стихами его собственного сочинения, вечерами стала задерживаться на романтических вечерах со свечами и розами. Женя был начинающий архитектор - человек творческий и эмоциональный, что и нравилось Василисе, которая до этого с романтизмом сталкивалась только в книжках.

Всю эту "ваниль" со стороны наблюдал забытый Васей Сергей. Обнаружив, что его довольно быстро и хладнокровно заменили, он, промаявшись пару ночей, кардинально пересмотрел свое поведение, и однажды по утру понял, что Вася была им недооценена и недолюблена. Да еще раздражал этот слюнявый Женя, с восхищенными глазами и вздохами в сторону Васи.

Вася прекрасно видела, что Жена ею полностью пленен и наполнилась спокойной женской уверенностью, что в один из очередных романтических вечеров с бокалами хорошего вина и под песню Бейонсе ей преподнесут коробочку с заветным колечком. Она уже несколько раз представляла себе, как она это запостит в Инстаграмм, когда ее эйфорию нарушил "Бывший", то есть Сергей.

А было это зимой, когда Василиса и Евгений с небольшой компанией приятелей поехали в Подмосковье, в Горнолыжный клуб Леонида Тягачева погонять на сноубордах.

В этой компании оказался и Сергей, хотя и не планировался. Отношения между двумя парнями одной девушки были цивилизованными. До Васи они знали друг друга просто визуально, теперь же каждый из них делал равнодушное лицо при встрече, но внутри у обоих все клокотало!

И как же не повезло Васе на склоне - она неудачно упала и сильно подвернула ногу! Ее охи и ахи услышали оба ее ухажера и ринулись на помощь. Но вместо оказания этой самой помощи между ними состоялся довольно любопытный и даже смешной «петушиный» бой. Сергей вдруг оттолкнул склонившегося над Васей Женю и грубо крикнул: "Убери руки от моей девушки! Пошел вон!" Женя оторопел, но потом попытался оказать сопротивление: "Это моя девушка, ты, наверное, что-то перепутал!" Тогда Сережа двинул кулаком по лицу интеллигентного Жени. Из носа пошла кровь. Женя ужаснулся и отступил.

Сергей, воспользовавшись возникшей паузой, взял Ваську на руки и с видом победителя понес ее в медпункт! А Вася с такой грустью посмотрела на поникшего Женю, и стало ей больно уже во второй раз. Эх, Женька, ну что ж ты так... И назвала его про себя "бывший".

А Сергей трудился над восстановлением отношений. Человек изменился практически полностью и все это ради Василисы!

Отношения развивались стремительно благодаря Васиной травме - ушиб оказался непростой и Сергей воспользовался тем, что Вася нуждалась в постоянной помощи, которую он и предложил. Не спросив ее мнения, он перевез к Васе на съемную квартиру свои вещи и поселился у нее. Васю, конечно, подкупила такая его решительность, в которой проглядывалась любовь, поэтому она ничего не смогла возразить на этот его марш-бросок. Сергей окружил ее такой заботой и уходом, что Васька терялась от чувств. Если раньше ей казалось, что ее сердце принадлежит архитектору Жене, то после мощного натиска бывшего "бывшего", она поняла, что то были миражи, а вот тут, с Сережей - и есть любовь.

Сережа познакомил Васю с родителями, и сразу выяснилось, что папа Васю одобрил, а мама - нет. Оказалось, что уровень Сергеевых родителей выше, чем уровень разведенной мамы Васи, пусть и состоятельной дамы. Если это было все равно Сереже, Васе, и Сережиному папе, то вот МАМА - поджала губы и затаилась.

Вася отрефлексировала недовольную будущую свекровь четко и тоже напряглась. Потом молодость и девичья забывчивость взяли свое, и Вася расслабилась, как и в прошлый раз, предвкушая получение заветного колечка в ближайшем будущем. Она поделилась своими ожиданиями с мамой и подругами, и заранее разработала сценарий видеоролика с блестящим колечком, который она сразу же запостит в Инстаграмм, используя приложение Boomerang.

Однажды Василиса подслушала разговор Сергея с менеджером интернет-магазина, из которого поняла, что ей покупают помолвочное кольцо. Вася внутри себя улыбнулась и еще больше успокоилась. Перед сном мечтательно задумалась, в какой момент Сережа ей подарит это колечко и предположила, что возможно это будет на ее день рождения, который наступит через две недели. А может и раньше!

Вася стала ждать. Две недели пролетели быстро, в течение этого времени колечко у Васи не появилось. Тогда Вася принялась ждать его в день своего рождения, когда они большой толпой отмечали это событие на прогулочном теплоходе. Уж как было бы романтично, на закатном фоне вечерней Москвы увидеть Сережу коленопреклоненного и вручающего бархатную коробочку!

Но ничего этого не произошло. Ей подарили кучу ненужных подарков, но колечко так и не появилось. Все напились, наелись, чуть-чуть потанцевали и разошлись. Сережа был очень доволен, а Вася - нет.

И вот, прошли один за другим три месяца и Васе почудилось, что она страшно ошиблась. Подслушанный разговор Сергея о покупке ювелирного украшения оказался слуховой галлюцинацией - что и кому покупал тогда ее Сережа - непонятно, возможно маме - цепочку. Уж очень любил мамочку свою и слушался. А мамочка при встречах с Васей все также поджимала губы.

И как-то взгрустнулось Василисе и показалось ей, что наступает момент, когда она должна принять решение и снова присвоить Сереже утерянный им статус "бывшего".

В один из таких грустных дней, Вася оказалась один на один со старым приятелем из общей тусовки, хорошим душевным парнем, тоже спортсменом и тоже Василием. Они приятельствовали давно. Василий был свидетелем бурной Васькиной личной жизни и прекрасно знал двух предыдущих претендентов. И вот засели они в каком-то кафе и съели каждый по вегетарианскому блюду, и стали друг другу сердца открывать. Так Вася узнала, что Василий тоже входит в число ее поклонников, причем давно, по его признанию... А она почему-то думала, что у него есть девушка. А он ответил, что да, была, но теперь нет, потому что никто не может в его сердце заменить образ Василисы, столь прекрасный, что Василий плохо спит уже месяц, видя, что Вася явно недополучает от Сережи, а достойна она гораздо большего. И он надеется, что, возможно, скоро она станет свободной и у него появится шанс...

Тут Вася улыбнулась ослепительной улыбкой и даже рассмеялась, а потом сказала, что да, возможно шанс будет. В этот момент она твердо решила сказать Сергею "прощай!"

Она пришла этим вечером домой и сказала лежащему на диване Сереже, что все между ними кончено, и она просит его покинуть ее помещение.

Сережа был шокирован, ведь он тоже был по-мужски спокойно уверен, что Васька стала его домашней курочкой и болтается у него на крючке, мечтая о коробочке с колечком! А тут Василиса со спортивной твердостью дала ему отворот-поворот уже во ВТОРОЙ раз! Только мужская гордость остановила Сережу от того, чтобы не упасть в ноги к Ваське и не умолять передумать. Лицо его застыло каменной маской. Он молча собрал сумку с вещами и вышел из квартиры, хлопнув все же дверью.

Василиса выдержала недельную паузу и позвонила Василию. Шанс был дан. Василий шанс использовал. Третий и окончательный жених Васи сделал единственный правильный в этой ситуации поступок - поспешил в ювелирный магазин и приобрел недорогое, согласно своему финансовому положению, помолвочное кольцо из белого золота с бриллиантом 0,10 карат и характеристиками 5/6. Также он купил очень миленькую блестящую коробочку и уложил туда драгоценность.

Через неделю после начала новых отношений, Василий пригласил Василису в ресторан и под звон бокалов с шампанским и под песню группы "Грибы" "Между нами тает лед", преподнес ей столь вожделенное колечко в коробочке!!!

И тут Вася неожиданно для себя расплакалась. Наконец, этот чертов момент состоялся! Потом она вспомнила, что плакать не надо, а то будут некрасивые глаза на таком важном селфи, которое она несомненно должна сделать в этот судьбоносный момент.

Через 10 минут после описанных событий тысяча подписчиков Васьки в Инстаграмме и более 10000 членов группы в "В контакте" уже знали, что Вася и Вася - жених и невеста!

Публика была ошарашена. Мало того, что все с любопытством следили на развитием событий в сериале "Личная жизнь Василисы Прекрасной в рамках одной группы спортсменов", а теперь все пришли к умозаключению, что такой сценарий не потянул бы ни один, даже самый крутой голливудский сценарист - на сцене, как настоящий джокер, появился Василий, тогда как все взгляды были прикованы к совершенно другим персонажам!

В обществе начались нешуточные волнения и Василий получил пару нелицеприятных высказываний от общих друзей - типа, отбил девушку у товарища по спорту. На это Василий хладнокровно парировал: "Это было ее решение".

Два жениха-отставника расстроенно жались к стеночке и тихо плакали скупой мужской слезой. Женя опубликовал на своей стене в ВК прощальный стих, посвященный окончательной потере Василисы, сожалел, что не смог во время важного момента проявить здоровую мужскую твердость и настойчивость, и ударился в депрессивный романтизм вместо того, чтобы просто дать сдачи.

Сережа вообще ушел в несознанку. Неделю его не видели даже мама с поджатыми губами и растерянный папа. Оба родителя звонили Васе и пытались узнать у нее какие-нибудь подробности. Но тут освободившаяся от Сережи Вася вдруг стала неожиданно злопамятной и во всей красе припомнила все обиды, причиненные ей Сережиной мамой, и довольно сухо отшила несостоявшихся родственников, - она не знает что с их сыном, они уже не вместе и она выходит замуж за другого!

Сережа появился дней через 10 и сразу выложил грустное-прегрустное фото с припиской "Что имеем - не храним, потерявши плачем". Позже выяснилась правда об истории с тем кольцом, которое он, вроде покупал в интернет магазине. Он пришел к Васе на квартиру за оставшимися вещами и сунул в ей в руку уже ненужную коробочку со словами: "Это я тебе покупал, возьми его себе в память обо мне". На что гордая Вася сказала: "Хороша ложка к обеду" и засунула коробочку назад, ему в карман. Почему он не вручил это колечко тогда, когда его очень ждали, доподлинно не известно, но Вася подозревала влияние недовольной Сережиной мамы. Ну что ж, Сережа, каждый платит за свои ошибки.

Через месяц состоялась свадьба Василисы и Василия. Свадьба была сугубо молодежной и спортивной, с активными играми и акробатическими номерами. Приглашенные друзья молодоженов кое-как смогли найти правильную линию поведения, ведь все четверо участников предыдущих событий - общие друзья и знакомые. Поди пойми кому из них улыбаться, а кому слезы вытирать, да еще так, чтобы другому было не обидно!

Через год у молодой пары родился первенец - Максимка, тоже будущий спортсмен! Ведь будучи еще у своей мамы в животе, он принимал участие в благотворительном забеге в защиту животных!

Однажды Вася показала маме общую фотографию всех их друзей, сделанную в финале Гонки Героев, в которой они все принимали участие. И мама с тихим ужасом заметила в одном углу фотографии Женю, а в другом - Сережу. У обоих были вполне довольные лица. Мама ткнула в парней пальцем и спросила: "И они здесь! Как же вы так, все вместе существуете? Как это вообще возможно, Вася?"

"Да все нормально, мам, мы все дружим...", - ответила Васька.

"Высокие отношения", - вздохнула мама и покачала головой.

Вот такая история приключилась с девушкой Василисой, по прозвищу Прекрасная. Не знаю, насколько сказочная. Тем не менее, как в русских сказках, в конце надо вывести какую-то мораль. По-моему тут все ясно как белый день – мораль относится к парням – ЕСЛИ ЛЮБИТЕ ДЕВУШКУ – СРАЗУ ВРУЧАЙТЕ КОЛЬЦО И ВЕДИТЕ В ЗАГС.

Василиса Прекрасная и Премудрая

Речь - про невесту главного героя. Будь он Иван-царевич или Иванушка-дурачок, ему непременно найдется Василиса Премудрая или Василиса Прекрасная. Девицу полагается сначала спасти, а потом жениться - все честь по чести. Вот только девица непростая. Она может скрываться в образе лягушки, обладать какими-то колдовским и способностями, уметь говорить с животными, солнцем, ветром и луной…

Василиса Премудрая - персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая - дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной. Максим Горький назвал Василису Премудрую одним из наиболее совершенных образов, созданных народной фантазией. Иной по своей природе является обездоленная сиротка - Василиса Прекрасная в уникальном тексте Афанасьева.

Имя "Василиса" намекает на высокое происхождение, его можно перевести с греческого как "царственная". И эта царственная девица (иногда в сказках она так и называется - Царь-девица) начинает подвергать героя испытаниям. То есть порой это делает не она, а какой-нибудь сказочный злодей вроде Кощея Бессмертного или Змея Горыныча, который похитил царевну и держит в плену (в лучшем случае) или собирается сожрать (в худшем).

Иногда в роли злодея выступает отец потенциальной невесты. В сказке, где Василиса предстает дочерью водяного царя, владыка морских вод чинит герою препятствия, чтобы погубить его, но проигрывает, потому что враг вдруг оказывается мил сердцу его дочери, и никакое колдовство не может его одолеть. Но тут все более-менее понятно: есть некая злая сила (дракон, чародей или злые родители девушки), и герой должен сразиться с неприятелем. Собственно, именно так он и становится героем. А принцесса, королевна или царевна (неважно) - награда для героя.

Бывает и так, что Иван-царевич или Иван-дурак или еще какой-нибудь центральный сказочный персонаж вынужден проходить испытания не из-за драконов или колдунов - его мучает сама невеста. То герою нужно на коне допрыгнуть до окон ее светлицы и поцеловать красавицу в уста сахарные, то узнать девицу среди двенадцати подруг, выглядящих точь-в-точь как она, то нужно поймать беглянку - или продемонстрировать завидное хитроумие, чтобы спрятаться от царевны так, чтобы та его не отыскала. На худой конец, герою предлагается разгадывать загадки, а Василиса будет его проверять.



У купца умирает супруга, оставив ему маленькую дочь. Отец решает жениться снова. У мачехи есть свои дочери, и вся эта новая компания начинает тиранить Василису, загружая ее непосильной работой. В общем, очень похоже на сказку про Золушку. Похоже, да не совсем, потому что Золушке помогла фея-крестная, а Василисе - жуткая ведьма из леса.

Получилось это вот как. Мачеха и ее дочери сказали, что в доме нет больше огня, и отправили Василису в лес к Бабе Яге, само собой, надеясь, что она не вернется. Девушка послушалась. Ее дорога через темный лес была страшной - и странной: она встретила трех всадников, одного белого, другого красного, и третьего черного, и все они ехали в сторону Яги.

Когда Василиса добралась до ее обиталища, то ее встретил высокий забор из кольев, усаженных человеческими черепами. Не менее жутким оказался дом Яги: например, вместо слуг у ведьмы было три пары рук, которые появлялись ниоткуда и исчезали неведомо куда. Но самым страшным в этом доме существом была Баба Яга.

Ведьма, однако, приняла Василису благосклонно и пообещала, что огня ей даст, если Василиса выполнит все ее задания. Выполнение тяжелых заданий - непременный путь героя. В отличие от сказок, о которых говорилось выше, в этой его проходит женщина, потому и задания у нее женские, просто их слишком много: и двор вычистить, и избу вымести, и белье перестирать, и обед приготовить, и зерна перебрать, и все - за один день. Само собой, если задания будут выполнены плохо, Баба Яга пообещала Василису съесть.

Василиса постирала одежду Яги, убирает ее дом, приготовила ей еду, потом научилась отделять здоровые зерна от зараженных, а мак - от грязи. После Яга позволила Василисе задать ей несколько вопросов. Василиса спросила о трех загадочных всадниках - белом, красном и черном. Ведьма ответила, что это ясный день, красное солнце и черная ночь, и все они - ее верные слуги. То есть Баба Яга в этой сказке - чрезвычайно могущественная колдунья.

"В символике архетипа одежда соответствует персоне, тому первому впечатлению, которое мы производим на окружающих. Персона - нечто вроде камуфляжа, который позволяет показать другим только то, что хотим мы сами, и не больше. Но … персона - не только маска, за которой можно спрятаться, но присутствие, затмевающее привычную личность.

Василиса видит, как и что Яга ест, как заставляет мир вертеться вокруг себя, а день, солнце и ночь - ходить у себя в прислужниках. И страшный череп, полыхающий огнем, который ведьма вручает девушке, в данном случае - символ особого колдовского знания, которое та получила, находясь у Яги в послушницах.

Колдунья, кстати, может, и продолжила бы обучение, не окажись Василиса благословенной дочкой. Но не сложилось. И Василиса, вооруженная силой и тайными знаниями, отправилась обратно в мир. В таком случае понятно, откуда у Василисы волшебные навыки, которые нередко упоминаются в других сказках. Так же понятно, почему она может быть и доброй, и злой.

Она по-прежнему благословенное дитя, но школу Бабы Яги тоже никуда не денешь. Потому Василиса перестала быть кроткой сироткой: ее враги погибли, а сама она вышла замуж за царевича и села на престол…

Морской царь и Василиса Премудрая - сказка народного фольклора, которая дорога сердцу не одного ребёнка. В ней рассказывается, как самодержец, не ведая о рождении сына, обязался отдать его правителю морей. Когда вернулся государь домой, узнал о сыне, да нечего делать: вырастил его и отправил на берег перстень искать. Встретил у воды царевич Иван бабушку, которая подсказала ему, что Ивана ожидает, и как избежать беды. Нужно было царевичу взять колечко у Василисы Премудрой. Стал Иван поджидать девицу. Что было с царским сыном дальше, прочтите из сказки о добре, осмотрительности, верности данному слову и настоящей любви.

За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был царь с царицею; детей у них не было. Поехал царь по чужим землям, по дальним сторонам, долгое время домой не бывал; на ту пору родила ему царица сына, Ивана-царевича, а царь про то и не ведает.

Стал он держать путь в свое государство, стал подъезжать к своей земле, а день-то был жаркий-жаркий, солнце так и пекло! И напала на него жажда великая;что ни дать, только бы воды испить! Осмотрелся кругом и видит невдалеке большое озеро; подъехал к озеру, слез с коня, прилег на землю и давай глотать студеную воду. Пьет и не чует беды; а царь морской ухватил его за бороду.

— Пусти! — просит царь.

— Не пущу, не смей пить без моего ведома!

— Какой хочешь возьми откуп—только отпусти!

— Давай то, чего дома не знаешь.

Царь подумал-подумал… Чего он дома не знает? Кажись, все знает, все ему ведомо, — и согласился. Попробовал бороду — никто не держит; встал с земли, сел на коня и поехал восвояси.

Вот приезжает домой, царица встречает его с царевичем, такая радостная, а он как узнал про свое милое детище, так и залился горькими слезами. Рассказал царице, как и что с ним было, поплакали вместе, да ведь делать-то нечего, слезами дела не поправишь.

Стали они жить по-старому; а царевич растет себе да растет, словно тесто на опаре, — не по дням, а по часам, — и вырос большой.

«Сколько ни держать при себе, — думает царь, — а отдавать надобно: дело неминучее!» Взял Ивана-царевича за руку, привел прямо к озеру.

— Поищи здесь, — говорит, — мой перстень; я ненароком вчера обронил.

Оставил одного царевича, а сам повернул домой. Стал царевич искать перстень, идет по берегу, и попадается ему навстречу старушка.

— Куда идешь, Иван-царевич?

— Отвяжись, не докучай, старая ведьма! И без тебя досадно.

— Ну, оставайся с богом!

И пошла старушка в сторону.

…А Иван-царевич пораздумался: «За что обругал я старуху? Дай ворочу ее; старые люди хитры и догадливы! Авось что и доброе скажет». И стал ворочать старушку:

— Воротись, бабушка, да прости мое слово глупое! Ведь я с досады вымолвил: заставил меня отец перстень искать, хожу-высматриваю, а перстня нет как нет!

— Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю; выйдет морской царь и возьмет тебя с собою в подводное царство.

Горько заплакал царевич.

— Не тужи, Иван-царевич! Будет и на твоей улице праздник; только слушайся меня, старуху. Спрячься вон за тот куст смородины и притаись тихохонько. Прилетят сюда двенадцать голубиц — всё красных девиц, а вслед за ними и тринадцатая; станут в озере купаться; а ты тем временем унеси у последней сорочку и до тех пор не отдавай, пока не подарит она тебе своего колечка. Если не сумеешь этого сделать, ты погиб навеки; у морского царя кругом всего дворца стоит частокол высокий, на целые на десять верст, и на каждой спице по голове воткнуто; только одна порожняя, не угоди на нее попасть!

Иван-царевич поблагодарил старушку, спрятался за смородиновый куст и ждет поры-времени.

Вдруг прилетают двенадцать голубиц; ударились о сыру землю и обернулись красными девицами, все до единой красоты несказанной: ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать! Поскидали платья и пустились в озеро: играют, плещутся, смеются, песни поют.

Вслед за ними прилетела и тринадцатая голубица; ударилась о сыру землю, обернулась красной девицей, сбросила с белого тела сорочку и пошла купаться; и была она всех пригожее, всех красивее!

Долго Иван-царевич не мог отвести очей своих, долго на нее заглядывался да припоминал, что говорила ему старуха, подкрался тихонько и унес сорочку.

Вышла из воды красная девица, хватилась — нет сорочки, унес кто-то; бросились все искать; искали, искали — не видать нигде.

— Не ищите, милые сестрицы! Улетайте домой; я сама виновата—недосмотрела, сама и отвечать буду. Сестрицы—красные девицы ударились о сыру землю, сделались голубицами, взмахнули крыльями и полетели прочь. Осталась одна девица, осмотрелась кругом и промолвила:

— Кто бы ни был таков, у кого моя сорочка, выходи сюда; коли старый человек — будешь мне родной батюшка, коли средних лет — будешь братец любимый, коли ровня мне — будешь милый друг!

Только сказала последнее слово, показался Иван-царевич. Подала она ему золотое колечко и говорит:

— Ах, Иван-царевич! Что давно не приходил? Морской царь на тебя гневается. Вот дорога, что ведет в подводное царство; ступай по ней смело! Там и меня найдешь; ведь я дочь морского царя, Василиса Премудрая.

Обернулась Василиса Премудрая голубкою и улетела от царевича.

А Иван-царевич отправился в подводное царство; видит — и там свет такой же, как у нас; и там поля, и луга, и рощи зеленые, и солнышко греет.

Приходит он к морскому царю. Закричал на него морской царь:

— Что так долго не бывал? За вину твою вот тебе служба: есть у меня пустошь на тридцать верст и в длину и поперек — одни рвы, буераки да каменье острое! Чтоб к завтрему было там как ладонь гладко, и была бы рожь посеяна, и выросла б к раннему утру так высока, чтобы в ней галка могла схорониться. Если того не сделаешь — голова твоя с плеч долой!

Идет Иван-царевич от морского царя, сам слезами обливается. Увидала его в окно из своего терема высокого Василиса Премудрая и спрашивает:

— Здравствуй, Иван-царевич! Что слезами обливаешься?

— Как же мне не плакать? — отвечает царевич. — Заставил меня царь морской за одну ночь сровнять рвы, буераки и каменья острые и засеять рожью, чтоб к утру она выросла и могла в ней галка спрятаться.

— Это не беда, беда впереди будет. Ложись с богом спать, утро вечера мудренее, все будет готово!

Лег спать Иван-царевич, а Василиса Премудрая вышла на крылечко и крикнула громким голосом:

— Гей вы, слуги мои верные! Ровняйте-ка рвы глубокие, сносите каменья острые, засевайте рожью колосистою, чтоб к утру поспела.

Проснулся на заре Иван-царевич, глянул — все готово: нет ни рвов, ни буераков, стоит поле как ладонь гладкое, и красуется на нем рожь — столь высока, что галка схоронится.

Пошел к морскому царю с докладом.

— Спасибо тебе, — говорит морской царь, — что сумел службу сослужить. Вот тебе другая работа: есть у меня триста скирдов, в каждом скирду по триста копен — все пшеница белоярая; обмолоти мне к завтрему всю пшеницу чисто-начисто, до единого зернышка, а скирдов не ломай и снопов не разбивай. Если не сделаешь — голова твоя с плеч долой!

— Слушаю, ваше величество! — сказал Иван-царевич; опять идет по двору да слезами обливается.

— О чем горько плачешь? — спрашивает его Василиса Премудрая.

— Как же мне не плакать? Приказал мне царь морской за одну ночь все скирды обмолотить, зерна не обронить, а скирдов не ломать и снопов не разбивать.

— Это не беда, беда впереди будет! Ложись спать с богом; утро вечера мудренее.

Царевич лег спать, а Василиса Премудрая вышла на крылечко и закричала громким голосом:

— Гей вы, муравьи ползучие! Сколько вас на белом свете ни есть — все ползите сюда и повыберите зерно из батюшкиных скирдов чисто-начисто.

Поутру зовет морской царь Ивана-царевича:

— Сослужил ли службу?

— Сослужил, ваше величество!

— Пойдем посмотрим.

Пришли на гумно — все скирды стоят нетронуты, пришли в житницы — все закрома полнехоньки зерном.

— Спасибо тебе, брат! — сказал морской царь.

— Сделай мне еще церковь из чистого воску, чтобы к рассвету была готова; это будет твоя последняя служба.

Опять идет Иван-царевич по двору и слезами умывается.

— О чем горько плачешь? — спрашивает его из высокого терема Василиса Премудрая.

— Как мне не плакать, доброму молодцу? Приказал морской царь за одну ночь сделать церковь из чистого воску.

— Ну, это еще не беда, беда впереди будет. Ложись-ка спать; утро вечера мудренее.

Царевич улегся спать, а Василиса Премудрая вышла на крылечко и закричала громким голосом:

— Гей вы, пчелы работящие! Сколько вас на белом свете ни есть, все летите стада и слепите из чистого воску церковь божию, чтоб к утру ‘была готова.

Поутру встал Иван-царевич, глянул — стоит церковь из чистого воску, и пошел к морскому царю с докладом.

— Спасибо тебе, Иван-царевич! Каких слуг у меня ни было, никто не сумел так угодить, как ты. Будь же за то моим наследником, всего царства сберегателем, выбирай себе любую из тринадцати дочерей моих в жены.

Иван-царевич выбрал Василису Премудрую; тотчас их обвенчали и на радостях пировали целых три дня.

Ни много ни мало прошло времени, стосковался Иван-царевич по своим родителям, захотелось ему на святую Русь.

— Что так грустен, Иван-царевич?

— Ах, Василиса Премудрая, взгрустнулось по отцу, по матери, захотелось на святую Русь.

— Вот это беда пришла! Если уйдем мы, будет за нами погоня великая; морской царь разгневается и предаст нас смерти. Надо ухитряться!

Плюнула Василиса Премудрая в трех углах, заперла двери в своем тереме и побежала с Иваном-царевичем на святую Русь.

На другой день ранехонько приходят посланные от морского царя — молодых подымать, во дворец к царю звать. Стучатся в двери:

— Проснитеся, пробудитеся! Вас батюшка зовет.

— Еще рано, мы не выспались: приходите после! — отвечает одна слюнка.

Вот посланные ушли, обождали час-другой и опять стучатся:

— Не пора-время спать, пора-время вставать!

— Погодите немного: встанем, оденемся! — отвечает вторая слюнка.

В третий раз приходят посланные:

— Царь-де морской гневается, зачем так долго они прохлаждаются.

— Сейчас будем! — отвечает третья слюнка.

Подождали-подождали посланные и давай опять стучаться: нет отклика, вет отзыва! Выломали двери, а в тереме пусто.

Доложили дарю, чаю молодые убежали; озлобился он и послал за ними погоню великую.

А Василиса Премудрая с Иваном-царевичем уже далеко-далеко! Скачут на борзых конях без остановки, без роздыху.

Ну-ка, Ивав-царевич, припади к сырой земле да послушай, нет ли погони от морского царя?

Иван-царевич соскочил с коня, припал ухом к сырой землу и говорит:

— Слышу я людскую молвь и конский топ!

— Это за нами гонят! — сказала Василиса Премудрая и тотчас обратила коней зеленым лугом, Ивана-царевича — старым пастухом, а сама сделалась смирною овечкою.

Наезжает погоня:

— Эй, старичок! Не видал ли ты — не проскакал ли здесь добрый молодец с красной девицей?

— Нет, люди добрые, не видал, — отвечает Иван-царевич, — сорок лет, как пасу на этом месте, — ни одна птица мимо не пролетывала, ни один зверь мимо не прорыскивал!

Воротилась погоня назад:

— Ваше царское величество! Никого в пути не наехали, видали только: пастух овечку пасет.

— Что ж не хватали? Ведь это они были! — закричал морской царь и послал новую погоню.

А Иван-царевич с Василисою Премудрою давным-давно скачут на борзых конях.

— Ну, Иван-царевич, припади к сырой земле да послушай, нет ли погони от морского царя?

Иван-царевич слез с коня, припал ухом к сырой земле и говорит:

— Слышу я людскую молвь и конский топ.

— Это за нами гонят! — сказала Василиса Премудрая; сама сделалась церковью, Ивана-царевича обратила стареньким попом, а лошадей — деревьями.

Наезжает погоня:

— Эй, батюшка! Не видал ли ты, не проходил ли здесь пастух с овечкою?

— Нет, люди: добрые, не видал; сорок лет тружусь в этой церкви — ни одна птица мимо не пролетала, ни один зверь мимо не прорыскивал.

Повернула погоня назад:

— Ваше царское величество! Нигде не нашли пастуха с овечкою; только в пути и видели, что церковь да попа-старика.

— Что же вы церковь не разломали, попа не захватили? Ведь это они самые были! — закричал морской царь и сам поскакал вдогонь за Иваном-царевичем и Василисою Премудрою.

А они далеко уехали.

Опять говорит Василиса Премудрая:

— Иван-царевич! Припади к сырой земле — не слыхать ли погони?

Слез Иван-царевич с коня, припал ухом к сырой земле и говорит:

— Слышу я людскую молвь и конский топ пуще прежнего.

— Это сам царь скачет.

Оборотила Василиса Премудрая коней озером, Ивана-царевича — селезнем, а сама сделалась уткою.

Прискакал царь морской к озеру, тотчас догадался, кто таковы утка и селезень; ударился о сыру землю и обернулся орлом. Хочет орел убить их до смерти, да не тут-то было: что не разлетится сверху… вот-вот ударит селезня, а селезень в воду нырнет; вот-вот ударит утку, а утка в воду нырнет! Бился, бился, так ничего не смог сделать. Поскакал царь морской в свое подводное царство, а Василиса Премудрая с Иваном-царевичем выждали доброе время и поехали на святую Русь.

Долго ли, коротко ли, приехали они в тридесятое царство.

— Подожди меня в этом лесочке, — говорит Иван-царевич Василисе Премудрой, — я пойду доложусь наперед отцу, матери.

— Ты меня забудешь, Иван-царевич!

— Нет, не забуду.

— Нет, Иван-царевич, не говори, позабудешь! Вспомни обо мне хоть тогда, как станут два голубка в окна биться!

Пришел Иван-царевич во дворец; увидали его родители, бросились ему на шею и стали целовать-миловать его; на радостях позабыл Иван-царевич про Василису Премудрую.

Живет день и другой с отцом, с матерью, а на третий задумал свататься к какой-то королевне.

Василиса Премудрая пошла в город и нанялась к просвирне в работницы. Стали просвиры готовить; она взяла два кусочка теста, слепила пару голубков и посадила в печь.

— Разгадай, хозяюшка, что будет из этих голубков?

— А что будет? Съедим их — вот и все!

— Нет, не угадала!

Открыла Василиса Премудрая печь, отворила окно — и в ту ж минуту голуби встрепенулися, полетели прямо во дворец и начали биться в окна; сколько прислуга царская ни старалась, ничем не могла отогнать прочь.

Тут только Иван-царевич вспомнил про Василису Премудрую, послал гонцов во все концы расспрашивать да разыскивать и нашел ее у просвирни; взял за руки белые, целовал в уста сахарные, привел к отцу, к матери, и стали все вместе жить да поживать да добра наживать.

Все мы с детства знакомы с Василисой Премудрой. По другой версии - Прекрасной.
Нашел тут материал и захотелось поделится с вами.
Мне он показался интересным.

Речь - про невесту главного героя. Будь он Иван-царевич или Иванушка-дурачок, ему непременно найдется Василиса Премудрая или Василиса Прекрасная . Девицу полагается сначала спасти, а потом жениться - все честь по чести. Вот только девица непростая. Она может скрываться в образе лягушки, обладать какими-то колдовским и способностями, уметь говорить с животными, солнцем, ветром и луной…

В общем, она явно непростая девушка. При этом еще и какая-то "засекреченная". Судите сами: найти сведения о ней намного труднее, чем о каком-либо другом сказочном персонаже. В энциклопедиях (как в классических, бумажных, так и в новых, сетевых) легко отыщутся пространные статьи об Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о Кощее Бессмертном и о Бабе Яге, о русалках, леших и водяных, а вот про Василису почти ничего и нет. На поверхности лежит лишь коротенькая статья в Большой советской энциклопедии, которая гласит:

"Василиса Премудрая - персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая - дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной. Максим Горький назвал Василису Премудрую одним из наиболее совершенных образов, созданных народной фантазией. Иной по своей природе является обездоленная сиротка - Василиса Прекрасная в уникальном тексте Афанасьева".

Начнем, пожалуй, с Василисы-старшей, с той, которую Горький отождествил с Марьей-царевной, Марьей Моревной и Еленой Прекрасной. И на то были все основания. Все эти персонажи очень похожи, например, тем, что ничего про них в сказках толком не сказано. Мол, красная девица, каких свет не видывал - и все. Ни подробного описания внешности, ни каких-то черт характера. Просто женщина-функция, без которой не получится сказка: ведь должен же герой завоевать принцессу, а кто она там - дело десятое. Пусть будет Василиса.

Имя, кстати, намекает на высокое происхождение. Имя "Василиса" можно перевести с греческого как "царственная". И эта царственная девица (иногда в сказках она так и называется - Царь-девица) начинает подвергать героя испытаниям. То есть порой это делает не она, а какой-нибудь сказочный злодей вроде Кощея Бессмертного или Змея Горыныча, который похитил царевну и держит в плену (в лучшем случае) или собирается сожрать (в худшем).

Иногда в роли злодея выступает отец потенциальной невесты. В сказке, где Василиса предстает дочерью водяного царя, владыка морских вод чинит герою препятствия, чтобы погубить его, но проигрывает, потому что враг вдруг оказывается мил сердцу его дочери, и никакое колдовство не может его одолеть. Но тут все более-менее понятно: есть некая злая сила (дракон, чародей или злые родители девушки), и герой должен сразиться с неприятелем. Собственно, именно так он и становится героем. А принцесса, королевна или царевна (неважно) - награда для героя.

Впрочем, бывает и так, что Иван-царевич или Иван-дурак или еще какой-нибудь центральный сказочный персонаж вынужден проходить испытания не из-за драконов или колдунов - его мучает сама невеста. То герою нужно на коне допрыгнуть до окон ее светлицы и поцеловать красавицу в уста сахарные, то узнать девицу среди двенадцати подруг, выглядящих точь-в-точь как она, то нужно поймать беглянку - или продемонстрировать завидное хитроумие, чтобы спрятаться от царевны так, чтобы та его не отыскала. На худой конец, герою предлагается разгадывать загадки. Но в той или иной форме Василиса будет его проверять.

Казалось бы, что необычного в испытаниях? Испытывать мужчину - это вообще в женском характере: достаточно ли он хорош, чтобы связать с ним свою жизнь или родить ему потомство, обладает ли он силой и умом для того, чтобы быть достойным супругом и отцом? С биологической точки зрения все совершенно правильно. Однако есть одна маленькая деталь. Если несчастный Иван не выполнит задания, то его ожидает смерть - и это неоднократно подчеркивается в десятках русских сказок.

Спрашивается, почему прекрасная царевна демонстрирует кровожадность, которая скорее к лицу Змею Горынычу? Потому, что на самом деле она замуж совершенно не хочет. Более того, она враг герою, полагает знаменитый исследователь русского фольклора Владимир Пропп в своей книге "Исторические корни волшебной сказки":

"Задача задается как испытание жениха… Но эти задачи интересны еще другим. Они содержат момент угрозы: "Если не сделает - срубить за провинность голову". Эта угроза выдает еще другую мотивировку. В задачах и угрозах сквозит не только желанье иметь для царевны наилучшего жениха, но и тайная, скрытая надежда, что такого жениха вообще не будет.

Слова "пожалуй, я согласна, только выполни наперед три задачи" полны коварства. Жениха посылают на гибель... В некоторых случаях эта враждебность выражена совершенно ясно. Она проявляется наружу тогда, когда задача уже выполнена и когда задаются все новые и новые и все более опасные задачи".

Почему Василиса, она же Марья Моревна, она же Елена Прекрасная, против замужества? Возможно, в сказках, где она постоянно чинит козни главному герою, это замужество ей просто не нужно. Она или сама правит страной - и ей не нужен муж как конкурент у власти, или же она - дочь царя, который будет свергнут ее потенциальным супругом, чтобы захватить престол. Вполне логичная версия.

Как пишет все тот же Пропп, сюжет о кознях, которые герою чинит будущий тесть на пару с дочерью или наперекор ей, вполне мог иметь под собой реальные основания. По мнению Проппа, борьба за престол между героем и старым царем есть явление вполне историческое. Сказка здесь отражает переход власти от тестя к зятю через женщину, через дочь. И это лишний раз объясняет, почему в сказках так мало говорится о внешности и характере невесты - это персонаж-функция: или приз герою, или средство достижения власти. Грустная история.

Между тем, в русской традиции есть сказка, которая рассказывает о детстве, отрочестве и юности Василисы. Как раз о ней упоминал Горький, говоря, что она не похожа на обычный образ царевны, которую пробует завоевать герой. В этой сказке Василиса - девочка-сирота. Не факт, что это тот же самый персонаж. Тем не менее, эта Василиса, в отличие от других сказочных тезок, абсолютно полнокровная героиня - с биографией, характером и так далее.

Пунктиром набросаю сюжетную линию. У купца умирает супруга, оставив ему маленькую дочь. Отец решает жениться снова. У мачехи есть свои дочери, и вся эта новая компания начинает тиранить Василису, загружая ее непосильной работой. В общем, очень похоже на сказку про Золушку. Похоже, да не совсем, потому что Золушке помогла фея-крестная, а Василисе - жуткая ведьма из леса.

Получилось это вот как. Мачеха и ее дочери сказали, что в доме нет больше огня, и отправили Василису в лес к Бабе Яге, само собой, надеясь, что она не вернется. Девушка послушалась. Ее дорога через темный лес была страшной - и странной: она встретила трех всадников, одного белого, другого красного, и третьего черного, и все они ехали в сторону Яги.

Когда Василиса добралась до ее обиталища, то ее встретил высокий забор из кольев, усаженных человеческими черепами. Не менее жутким оказался дом Яги: например, вместо слуг у ведьмы было три пары рук, которые появлялись ниоткуда и исчезали неведомо куда. Но самым страшным в этом доме существом была Баба Яга.

Ведьма, однако, приняла Василису благосклонно и пообещала, что огня ей даст, если Василиса выполнит все ее задания. Выполнение тяжелых заданий - непременный путь героя. В отличие от сказок, о которых говорилось выше, в этой его проходит женщина, потому и задания у нее женские, просто их слишком много: и двор вычистить, и избу вымести, и белье перестирать, и обед приготовить, и зерна перебрать, и все - за один день. Само собой, если задания будут выполнены плохо, Баба Яга пообещала Василису съесть.

Василиса постирала одежду Яги, убирает ее дом, приготовила ей еду, потом научилась отделять здоровые зерна от зараженных, а мак - от грязи. После Яга позволила Василисе задать ей несколько вопросов. Василиса спросила о трех загадочных всадниках - белом, красном и черном. Ведьма ответила, что это ясный день, красное солнце и черная ночь, и все они - ее верные слуги. То есть Баба Яга в этой сказке - чрезвычайно могущественная колдунья.

После она поинтересовалась у Василисы, что же она не спрашивает дальше, про мертвые руки, например, и Василиса отвечает, что, мол, если много знать - скоро состаришься. Яга посмотрела на нее и, сощурившись, сказала, что ответ верен: слишком любопытных она не любит и ест. А после поинтересовалась, как это Василисе удается отвечать на ее вопросы без ошибок и как она умудрилась правильно выполнить всю работу.

Василиса ответила, что ей помогло материнское благословение, и тогда ведьма вытолкала ее за порог: "Не надо мне здесь благословенных". Но в придачу дала девушке огня - сняла с ограды череп, чьи глазницы полыхали пламенем. И когда Василиса вернулась домой, череп сжег ее мучительниц.

Жуткая сказка. А суть ее в том, что Василиса Прекрасная, выполняя задания Бабы Яги, многому у нее научилась. Например, стирая одежду Яги, Василиса в буквальном смысле увидела, из чего старуха сшита, пишет в своей книге "Бегущая с волками" известная исследовательница сказок Кларисса Эстес:

"В символике архетипа одежда соответствует персоне, тому первому впечатлению, которое мы производим на окружающих. Персона - нечто вроде камуфляжа, который позволяет показать другим только то, что хотим мы сами, и не больше. Но … персона - не только маска, за которой можно спрятаться, но присутствие, затмевающее привычную личность.

В этом смысле персона или маска - это знак ранга, достоинства, характера и власти. Это внешний указатель, внешнее проявление мастерства. Стирая одежду Яги, посвящаемая воочию увидит, как выглядят швы персоны, как скроено платье".

И так - во всем. Василиса видит, как и что Яга ест, как заставляет мир вертеться вокруг себя, а день, солнце и ночь - ходить у себя в прислужниках. И страшный череп, полыхающий огнем, который ведьма вручает девушке, в данном случае - символ особого колдовского знания, которое та получила, находясь у Яги в послушницах.

Колдунья, кстати, может, и продолжила бы обучение, не окажись Василиса благословенной дочкой. Но не сложилось. И Василиса, вооруженная силой и тайными знаниями, отправилась обратно в мир. В таком случае понятно, откуда у Василисы волшебные навыки, которые нередко упоминаются в других сказках. Так же понятно, почему она может быть и доброй, и злой.

Она по-прежнему благословенное дитя, но школу Бабы Яги тоже никуда не денешь. Потому Василиса перестала быть кроткой сироткой: ее враги погибли, а сама она вышла замуж за царевича и села на престол…