Стругацкий Борис Натанович - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Борис Стругацкий: биография и некролог Личная жизнь Аркадия Стругацкого

Борис Натанович Стругацкий - советский и российский писатель, сценарист, переводчик, создавший в соавторстве с братом Аркадием Стругацким несколько десятков произведений, ставших классикой современной научной и социальной фантастики. После того, как в 1991 году умер А. Н. Стругацкий, опубликовал два самостоятельных романа.

Борис Стругацкий родился в Ленинграде, где его отец Натан Залманович Стругацкий был только что назначен научным сотрудником Государственного Русского музея. Мать Бориса, Александра Ивановна Литвинчёва, была учительницей, преподавала русскую литературу в той же школе, где учился Борис, после войны удостоена звания «Заслуженный учитель РСФСР» и награждена орденом «Знак Почёта».

Во время Великой Отечественной войны семья Стругацких оказалась в осаждённом Ленинграде, причём из-за болезни Бориса в январе 1942 г. Аркадий и Натан Залманович Стругацкие отправились в эвакуацию одни, отец умирает от истощения в дороге в Вологде. Только в 1943 г. старшему брату Аркадию удалось вывезти мать и брата Бориса в посёлок Ташла Оренбургской (тогда - Чкаловской) области. В Ленинград они вернулись в 1945 г. В 1950 году окончил школу с серебряной медалью и собирался поступать на физический факультет ЛГУ, однако принят не был. Тогда он подал документы на математико-механический факультет, который закончил в 1955 году по специальности «астроном».

После окончания Университета поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории, однако не защитил диссертацию, тема которой оказалась раскрыта ещё в 1942 году за рубежом. Затем Б. Стругацкий работал на счётной станции Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счётно-аналитическим машинам. В 1960 г. принял участие в геодезической и астроклиматической экспедиции на Кавказе в рамках программы поиска места для установки Большого телескопа АН СССР.

С 1964 года - профессиональный писатель, член Союза писателей СССР. Ещё несколько лет проработал в Пулковской обсерватории на полставки. С 1972 года - руководитель Ленинградского семинара молодых писателей-фантастов (впоследствии стал известен как «семинар Бориса Стругацкого»).

В 1974 году привлекался КГБ в качестве свидетеля по делу Михаила Хейфеца, которому инкриминировали ст. 70 УК РСФСР (Антисоветская агитация и пропаганда).

Учредитель премии «Бронзовая улитка». С 2002 года главный редактор журнала «Полдень. XXI век».

Был женат на Аделаиде Андреевне Карпелюк (23 октября 1931 - 20 декабря 2013), дочери генерал-майора А. И. Карпелюка, с которой познакомился в студенческие годы во время учёбы в ЛГУ. Сын Андрей (родился в 1959 году).

Борис Натанович был известен как страстный филателист, что нашло отражение в его творчестве.

После тяжелой и продолжительной болезни (лимфосаркома) Борис Натанович Стругацкий скончался 19 ноября 2012 года в возрасте 79 лет. В соответствии с завещанием писателя, его тело было кремировано и 5 апреля 2014 года прах Бориса Стругацкого и его супруги был развеян над Пулковскими высотами.

Борис Стругацкий - известный советский и российский писатель-фантаст. Работал в соавторстве со своим родным братом Аркадием. Их произведения стали классикой советской социальной и научной фантастики. Лучшие из них до сих пор читают и экранизируют.

Биография писателя

Борис Стругацкий был младшим из братьев. Он родился в 1933 году в Ленинграде. Его отец работал научным сотрудником в Русском музее, а мама была учительницей. Так что герой нашей статьи получил качественное образование.

Когда началась Великая Отечественная война, Стругацкие оказались в осажденном Ленинграде. Лютой и холодной зимой 1942-го Борис заболел, поэтому в эвакуацию отправились только его отец и старший брат. В дороге под Вологдой Натан Залманович скончался из-за истощения.

Покинуть город Борис Стругацкий с матерью смог только в 1943 году. С Аркадием они воссоединились в поселке Ташла Оренбургской области (тогда она называлась Чкаловской). После войны вернулись в город на Неве.

Образование фантаста

Борис Стругацкий окончил школу в 1950 году. На выпуске получил серебряную медаль. Планировал поступать в Ленинградский государственный университет на физический факультет. Однако не был принят.

Тогда он решил учиться на математико-механическом факультете. В 1955 году получил диплом астронома.

В аспирантуру Борис Натанович Стругацкий, биография которого в начале жизни была связана только с точными науками, поступил в Пулковскую обсерваторию. Пытался защитить диссертацию, но и тут потерпел неудачу. Выяснилось, что ее тема была изучена и раскрыта за границей еще в 1942 году.

После этого Борис остался работать на счетной станции, которая располагалась при Пулковской обсерватории, в должности инженера-эксплуатационника. Трудился на счетно-аналитических машинах.

В 1960 году отправился на Кавказ в геодезическую экспедицию. В рамках программы поиска территории для установки Большого телескопа академии наук СССР проводил астроклиматические исследования.

Творческая карьера

Борис Натанович Стругацкий, годы жизни которого 1933-2012, профессиональным писателем стал только в 1964-м. Ему был 31 год.

Бориса приняли в Союз писателей СССР. При этом он еще несколько лет оставался работать в Пулковской обсерватории на неполный рабочий день.

С начала 70-х годов не только пишет книги в соавторстве со своим родным братом, но и руководит семинаром, который функционирует в Ленинграде и пользуется популярностью в среде молодых писателей-фантастов. Позже стал известен далеко за пределами северной столицы как семинар Бориса Стругацкого. Фото писателя в те годы регулярно попадало на обложки советских литературных журналов.

Учредил премию "Бронзовая улитка", которая вручалась за лучшие фантастические произведения на русском языке. Она просуществовала с 1992 по 2012 год. Председателем жюри и его единственным членом был сам Борис Натанович Стругацкий, фото которого в то время было знакомо каждому любителю фантастики. Именно поэтому премию называли самой субъективной в мире. В разные годы ее лауреатами становились Михаил Успенский, Михаил Веллер, Кир Булычев, Андрей Лазарчук, Марина и Сергей Дяченко, Дмитрий Быков, Захар Прилепин.

В 2002 году учредил журнал под названием "Полдень. XXI век", в котором стал главным редактором. Это был ежемесячный литературный альманах, в котором публиковались фантастические произведения. Печатали как начинающих, так и маститых авторов.

Известно, что увлекался коллекционированием Борис Натанович Стругацкий. Интересный факт: он собирал марки. Это хобби нашло отражение в его произведениях.

Герой нашей статьи был женат. Его избранницей стала Аделаида Карпелюк, которая была младше его на два года. Ее отец Андрей Карпелюк - генерал-майор, участник советско-финской и Великой Отечественной войны. Борис и Аделаида познакомились еще в студенческие годы в Ленинградском государственном университете. В 1959 году у них родился сын Андрей.

Болезнь и смерть

В конце жизни у Бориса Натановича обнаружился тяжелый недуг - лимфосаркома. После долгой болезни в ноябре 2012 года он ушел из жизни. Ему было 79 лет.

Согласно завещанию, тело писателя было кремировано. Супруга фантаста пережила его всего на один год. Ее тоже кремировали. В апреле 2014 года их прах был развеян над Пулковскими высотами в Санкт-Петербурге.

Библиография

Большинство литературных трудов Борис создал совместно со своим братом Аркадием. В основном они написаны в жанре социальной и научной фантастики.

Сам Борис Стругацкий часто называл их реалистической фантастикой. Их главная цель была в том, чтобы отвести центральную роль в произведении человеку и его судьбе. Далекие планеты и невероятные технологии при этом были не более чем декорациями.

Первой книгой Стругацких стала повесть "Страна багровых туч", которая вышла в 1959 году. Действие этого произведения разворачивается в 90-е годы в Союзе Советских Коммунистических Республик. Главный герой - специалист по транспортным машинам с ядерным приводом Алексей Быков. Он приезжает в Москву и получает задание отправиться в экспедицию на Венеру.

В 1964 году вышла культовая научно-фантастическая повесть "Трудно быть богом". Действие в ней разворачивается в государстве Арканар, находящемся на другой планете. Уровень развития цивилизации, которая там обитает, сопоставим со Средневековьем на Земле. В Арканаре негласно работают сотрудники института экспериментальной истории с планеты Земля, которые наблюдают за развитием этого мира.

В 1965 году братья выпускают юмористическую фантастическую повесть "Понедельник начинается в субботу" о судьбе ленинградского программиста Александра Привалова. В произведении сатирически высмеиваются бюрократы, приспособленцы, жулики от науки.

Их последним совместным произведением стал роман "Отягощенные злом, или 40 лет спустя". Он вышел в 1988 году. В нем библейские сюжеты переплетаются с острыми современными проблемами. В центре событий молодежная группа под красивым названием "Флора" (аналог хиппи), главная проблема - в индивидууме, который идет против всех.

Самостоятельное творчество

После смерти Аркадия Борис стал работать самостоятельно. Под псевдонимом С. Витицкий он выпустил два романа. В 1995 году вышел "Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики".

Он рассказывает о программисте Станиславе Красногорове, который отмечает свой день рождения с близким товарищем по имени Виктор Киконин. Он начинает рассуждать об удивительной особенности - всю жизнь судьба его оберегает в самых невероятных и опасных ситуациях. Пытается осознать свое предназначение, для этого сочиняет роман "Счастливый мальчик", в котором пытается приводит доказательства избранности своей судьбы. Только для чего он предназначен, главный герой не знает.

Последний роман Стругацкого

В 2003 году Борис под псевдонимом С. Витицкий выпускает роман "Бессильные мира сего". Произведение основывается на трех сюжетных линиях. Композиция сложна, мозаична, имена и прозвища персонажей постоянно переплетаются. Критики считали, что это самое тяжелое произведение из всего написанного автором.

Один, немного нескромный вопрос... правда, как говорится «Hе бывает нескромных вопросов - бывают нескромные ответы»... Любое из Ваших произведений с течением времени может превратиться (или уже превратилось) из фантастического в повествовательное. Какому из них Вы не дали бы стать реальностью, имея возможность ВЫБОРА?

Сергей Кузьмин < > Вентспилс, Латвия - 06/13/98 21:34:45 MSK

Дорогой Сергей! В своих произведениях АБС спроектировали много «злых» миров. Hапример, мир Саракша. Или мир Гиганды. Или мир Арканара. Разумеется, будь моя воля, ни одному из них я не дал бы реализоваться. Hо с другой-то стороны: в них нет ничего невероятного или «дьявольского» - их сотворили не демоны, а люди, эти миры населяющие. Вправе ли я лишать людей права выбора? Это вопрос! Тут ведь все дело в том, что не бывает миров, где ВСЕ были бы несчастны; в каждом мире можно приспособиться и жить счастливо, и даже не догадываться, что ты несчастен. И каждый раз, когда ты принимаешь решение «прекратить» какой-то мир, ты обязательно лишаешь миллионы людей их маленького, странного, но - для них-то несомненного - счастья. Такие дела. Спасибо за добрые слова о нашей работе.

Борис Натанович, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов: 1. Ваши собственные книги будут выходить?

Евгений Арабкин < > Санкт-Петербург, Россия - 06/13/98 21:44:27 MSK

Имеется в виду: буду ли я их писать? Я пишу, но очень медленно и трудно. Надеюсь, что еще один роман мне закончить удастся. Но когда? Не знаю.

2. Кого в российской фантастико-фэнтазийной литературе Вы сейчас выделяете?

Евгений Арабкин < > Санкт-Петербург, Россия - 06/13/98 21:45:00 MSK

Есть целая когорта прекрасных писателей. Все они хорошо известны. Рыбаков, Столяров, Логинов, Лукьяненко, Лукин, Штерн... всех не перечислишь. А ведь есть еще Веллер с Пелевиным - сами они себя фантастами не считают, но я-то знаю, что они фантасты - и превосходные.

3. Сколь хорошо или плохо, по-вашему, творчество Майкла Муркока?

Евгений Арабкин < > Санкт-Петербург, Россия - 06/13/98 21:45:58 MSK

Я давно уже стал равнодушен к зарубежной фантастике. Муркока читать пытался - не понравилось.

4. Вы продолжаете верить в «Храм», который описали в «Граде обречённом»?

Евгений Арабкин < > Санкт-Петербург, Россия - 06/13/98 21:46:42 MSK

Теория (а точнее - гипотеза) Храма есть просто попытка облагородить довольно-таки бессодержательное и очень неопределенное понятие «смысла жизни». Теория эта не хуже других. Но и не лучше. На самом деле смысл жизни каждый человек определяет себе в меру способностей своих и нравственного своего потенциала. Не может быть смысла жизни у толпы, а Храм очень недурен, как смысл жизни для человека определенного типа.

Как Вам удается добиваться того, что, читая Ваши произведения, не кажется, что писали 2 человека? Ведь, наверное у Вас с Аркадием разные стили и представления о пишущемся произведении. Как приходили к консенсусу?

Sol < > Новосибирск, Россия - 06/13/98 21:48:33 MSK

Это был длительный путь проб и ошибок. Мы перепробовали, я полагаю, все возможные способы работы вдвоем и остановились на самом эффективном. Один сидит за машинкой, другой - рядом. Один предлагает фразу, другой ее обдумывает и вносит изменения. Первый соглашается или не соглашается. Если соглашается, - фраза заносится на бумагу. Если нет, - процесс внесения поправок продолжается. И так - фразу за фразой, абзац за абзацем, страница за страницей. С точки зрения свежего человека этот метод кажется неуклюжим и излишне трудоемким. Однако, это есть не что иное, как УСТНАЯ правка черновика. В каждом окончательном тексте АБС содержится на самом деле три-четыре-пять черновиков, которые никогда не были написаны, но зато были ПРОИЗНЕСЕНЫ. Разумеется, такой способ работы возможет только в том случае, если соавторы, будучи людьми разными и даже очень разными, тем не менее имеют общие представления о том, что в литературе хорошо, а что - плохо. Такое общее представление у АБС было изначально, и с течением времени общего в их позиции становилось все больше, хотя определенные различия и сохранялись. Эти различия, впрочем, не мешали работе, а скорее помогали, особенно когда возникали творческие тупики. Так в процессе эвлюции выживают не самые генетически совершенные виды, а те, у которых генотип способен быстро и резко меняться при необходимости.

Уважаемый Борис Натанович! А какой музыкой Вы увлекаетесь (если увлекаетесь)? Какие жанры? Исполнители? Также, что Вы думаете по поводу произведений Кастанеды? Это надуманно, или правда? Насколько близки Вам эти произведения?

Артём < > New York, USA - 06/13/98 21:50:51 MSK

В музыке я почти полный профан. Всем симфоническим оркестрам и поп-группам предпочитаю обыкновенную тишину. О Кастанеде много слышал (в том числе и о том, что имеет место сходство между ним и АБС), но никогда в жизни не читал и даже не держал в руках.

Почти ВСЕ сегодняшние писатели-фантасты учились на Ваших книгах. Уважаемый БорНат (если Вас так можно называть:), хотелось бы знать, как Вы к этому относитесь?

Sobo Igor < > Уфа, Россия - 06/13/98 21:52:37 MSK

Мне это, разумеется, приятно. Особенно, когда, начав как подражатель АБС, автор находит собственный путь и собственную манеру.

Уважаемый Борис Натанович! Прекратилось ли Ваше сотрудничество с кинематографистами? Помню, кажется, в конце 80-х упорно ходили слухи, что собираются снимать сериал по «Обитаемому острову», кто-то из фэнов кричал, что слышал собственными ушами, что запущен фильм по «Малышу». Потом пошли разговоры о том, что «Трудно быть богом» собирается переснимать какой-то наш кинематографический мэтр. Насколько эти слухи обоснованы, стоит ли ждать экранизаций?

Григ Пермь, Россия - 06/13/98 22:21:12 MSK

Сценарий «Обитаемого острова» (и очень недурной!) был написан; и договор был заключен; и дело было совсем на мази - говорят, даже какой-то материал был отснят. А потом все как-то само собой бесследно рассосалось. «Малыша» сняли в Чехии. Американцы купили «Пикник» несколько лет назад, но фильм почему-то так и не сделали. Греки купили «Миллиард лет». В России один режиссер давно уже грозится снять фильм по сценарию «Туча»... Ну, и так далее. Я уже давно отучился верить обещаниям киношников. Бог им судья.

Борис Натанович, в Вашем романе «Поиск предназначения» Вы упоминаете знаменитого рок-гитариста Ричи Блэкмора. А каково вообще Ваше отношение к современной музыке, в частности, к рок-музыке? Слушаете ли Вы ее? Если да, то что?

Александр Бессонов < > Томск, Россия - 06/13/98 22:22:51 MSK

Я никогда не слушаю музыку СПЕЦИАЛЬНО. Но мне иногда ПРИХОДИТСЯ ее слушать. Вообще я люблю классику рока: Битлов, Дип Парпл, Роллинг Стоунз... Ричи Блэкмор попал в текст «Поиска» совершенно случайно - просто подвернулся под руку.

Уважаемый Борис Натанович, у меня два вопроса. 1. Прогрессирует ли человечество духовно или нет ничего нового под солнцем, и мы остались теми же людьми (не скажу - дикарями), с той лишь разницей, что нас окружают не мамонты, а компьютеры? (Речь не идет о социальном прогрессе).

Дмитрий Поляшенко < > Москва, Россия - 06/13/98 22:27:52 MSK

Уважаемый Дмитрий! К сожалению, не существует эталона для измерения духовного прогресса человечества, а потому и ответа на Ваш вопрос также не существует. У меня лично такое впечатление, что все «открытия» в области нравственности и нравственной философии уже человечеством сделаны, и в этом смысле, действительно, ничего нового под Луной нет. Теперь дело за малым: внедрить все эти высочайшие достижения мысли и морали в души гигантских человеческих масс. И вот здесь нас ожидает большое разочарование. Названные массы тысячелетиями живут по принципу «старое поколение повторяется в новом», и ничто пока не способно изменить этого стационарного процесса. Под тоненькой хрупкой пленочкой новой нравственности (скажем, христианской) живет все тот же волосатый дикарь с дубиной, что и сорок тысяч лет назад. И пока не научимся мы этого дикаря в себе подавлять (или усыплять; или прикармливать; или одурманивать; или обманывать; или преобразовывать), до тех пор с духовным прогрессом человечества будет иметь место затрудненка. (Что, впрочем, как и раньше, как всегда, не будет мешать отдельным величайшим взлетам духа отдельных личностей и даже небольших коллективов.)

Перевернута ещё одна страница Истории, ушёл один из великих, владевший умами и сердцами миллионов читателей и почитателей Великой страны, которая называется «Миры братьев Стругацких»…

Скорбим.

Светлая память великому писателю…

Борис Натанович Стругацкий (15 апреля 1933, Ленинград - 19 ноября 2012, Санкт-Петербург) - писатель-фантаст, сценарист, переводчик, создавший в соавторстве с братом Аркадием Стругацким несколько десятков произведений, ставших классикой современной научной и социальной фантастики. После кончины А. Н. Стругацкого в 1991 году опубликовал два самостоятельных романа.

Борис Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде. Отец будущего писателя Натан Залманович Стругацкий был только что назначен научным сотрудником Государственного Русского музея. Мама Бориса, Александра Ивановна Литвинчёва, работала учительницей, преподавала русскую литературу в той же школе, где учился Борис, уже после войны она была удостоена звания «Заслуженный учитель РСФСР» и награждена орденом «Знак Почёта».

Во время Великой Отечественной войны семья Стругацких оказалась в осаждённом Ленинграде, причём из-за болезни Бориса в январе 1942 г. Аркадий и Натан Залманович Стругацкие отправились в эвакуацию одни. Лишь в 1943 г. старшему брату - Аркадию удалось вывезти мать и брата Бориса в посёлок Ташла Оренбургской (тогда - Чкаловской) области. В Ленинград они возвратились в 1945 г. В 1950 году Борис окончил школу с серебряной медалью. Собирался поступать на физфак ЛГУ, однако принят не был. Тогда он подал документы на математико-механический факультет университета, который закончил в 1955 году по специальности «астроном».

После окончания Ленинградского Университета поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории, однако не защитил диссертацию, тема которой, как оказалась, раскрыта ещё в 1942 году за границей. Затем Б. Стругацкий работал на счётной станции Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счётно-аналитическим машинам. В 1960 г. принял участие в экспедиции на Кавказ в рамках программы поиска места для установки Большого телескопа АН СССР.

С 1964 года - профессиональный писатель, член Союза писателей СССР. Ещё несколько лет проработал в Пулковской обсерватории на полставки. С 1972 года - руководитель Ленинградского семинара молодых писателей-фантастов (впоследствии стал известен как «семинар Бориса Стругацкого»). Надо сказать, что подобные «семинары» маститых литераторов в Питере культивируются уже много лет и через них прошли десятки и сотни современных писателей и поэтов.

Учредитель премии «Бронзовая улитка».

С 2002 года главный редактор журнала фантастики «Полдень. XXI век».

Был женат на Аделаиде Андреевне Карпелюк, с которой познакомился в студенческие годы во время учёбы в ЛГУ.
Сын Андрей (родился в 1959 году).

Борис Натанович был известен как страстный филателист, что нашло отражение и в его творчестве.

Жил скромно в обычной ленинградской квартире, интервью почти не давал.

Последнее время тяжело болел, были проблемы с сердцем, лег на обследование по поводу рака крови, но скончался от тяжелой пневмонии 19 ноября 2012 года в клинике имени В.А. Алмазова в Санкт-Петербурге.

Основная масса литературных произведений Бориса Стругацкого был создана им в соавторстве с его братом Аркадием. Распространено мнение, что большинство их совместных произведений написано в жанре научной фантастики (science Fiction). Однако сам Б. Н. Стругацкий предпочитал называть своё и брата творчество «реалистической фантастикой», подчёркивая, что в центре его находится именно человек и его личная судьба, а иные миры, планеты или технологии будущего - не более чем «декорации».

Награды:

Орден Почёта (2003)
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1987) - за сценарий фильма «Письма мёртвого человека»
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2002)
В 2008 году ему присуждена медаль «Символ Науки»
Лауреат премии им. В. Высоцкого «Своя колея»

Почетный петербуржец, ленинградец.

Депутаты петербургского законодательного собрания предложили посмертно присвоить Борису Стругацкому звание почетного гражданина Санкт-Петербурга.
Звание почетного гражданина Санкт-Петербурга присваивается с 1993 года, при этом посмертно присваивалось лишь дважды: первому мэру города Анатолию Собчаку и поэтессе Ольге Берггольц. Как правило, каждый год почетными гражданами Петербурга становятся два человека, всего в этом списке около 40 человек.
Но ведь неважно, примут или не примут депутаты покойного писателя в почётные граждане города на Неве. Да и не им это решать! Он и так давно им является – почётным гражданином Ленинграда, Санкт-Петербурга и всей нашей страны! И принят – единогласно!

Романы и повести

1959 год - Страна багровых туч
1960 год - Извне (на основе одноименного рассказа, опубликованного в 1958 году)
1960 год - Путь на Амальтею
1962 год - Полдень, XXII век
1962 год - Стажёры
1962 год - Попытка к бегству
1963 год - Далёкая Радуга
1964 год - Трудно быть богом
1965 год - Понедельник начинается в субботу
1965 год - Хищные вещи века
1990 год - Беспокойство (первый вариант Улитки на склоне, написан в 1965 году)
1966-1968 годы - Улитка на склоне (написана в 1965 году; первая полная публикация в СССР - 1988 год)
1972 год - Гадкие лебеди (написаны в 1967 году; первая публикация в СССР - 1987 год)
1968 год - Второе нашествие марсиан
1968 год - Сказка о Тройке
1969 год - Обитаемый остров
1970 год - Отель «У Погибшего Альпиниста»
1971 год - Малыш
1972 год - Пикник на обочине
1988-1989 годы - Град обреченный (написан в 1972 году)
1974 год - Парень из преисподней
1976-1977 годы - За миллиард лет до конца света
1980 год - Повесть о дружбе и недружбе
1979-1980 годы - Жук в муравейнике
1986 год - Хромая судьба (написана в 1982 году)
1985-1986 годы - Волны гасят ветер
1988 год - Отягощённые злом, или Сорок лет спустя

Драматургия

1990 год - Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах

Сборники рассказов

1960 год - Шесть спичек
«Извне» (1960)
«Глубокий поиск» (1960)
«Забытый эксперимент» (1959)
«Шесть спичек» (1958)
«Испытание СКИБР» (1959)
«Частные предположения» (1959)
«Поражение» (1959)
1960 год - Путь на Амальтею
«Путь на Амальтею» (1960)
«Почти такие же» (1960)
«Ночь в пустыне» (1960, другое название рассказа «Ночь на Марсе»)
«Чрезвычайное происшествие» (1960)

Рассказы

1955 год - «Песчаная горячка» (впервые опубликован в 1990 году)
1957 год - «Извне»
1958 год - «Спонтанный рефлекс»
1958 год - «Человек из Пасифиды»
1959 год - «Моби Дик» (рассказ, исключенный из переизданий книги «Полдень, XXII век»)
1960 год - «В наше интересное время» (впервые опубликован в 1993 году)
1963 год - «К вопросу о циклотации» (впервые опубликован в 2008 году)
1963 год - «Первые люди на первом плоту» («Летающие кочевники», «Викинги»)
1963 год - «Бедные злые люди» (впервые опубликован в 1990 году)

Самостоятельное творчество после смерти брата Аркадия.

После смерти Аркадия Стругацкого Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника».
Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.

Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000-2001; они вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких.

На официальном интернет-сайте Стругацких с июня 1998 года шло постоянное интервью, в котором Борис Стругацкий ответил на несколько тысяч вопросов.
http://strugacki.ru/

Псевдонимы

С. Витицкий

Наиболее известным псевдонимом Бориса Стругацкого является псевдоним С. Витицкий.
С. (официально не имеет расшифровки, однако встречается «Сергей») - от «Стругацкий». Происхождение слов «Витицкий», «Витин» и т. п. таково: Борис Натанович жил в Санкт-Петербурге на улице Победы, а по латыни «Победа» - Виктория.
Под этим псевдонимом писателем опубликованы следующие произведения:
«Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995)
«Бессильные мира сего» (2003)

Экранизации

1979 год - Отель «У погибшего альпиниста» (реж. Г. Кроманов)
1979 год - Сталкер (реж. А. Тарковский)
1981 год - Космические пришельцы (реж. Алексей Соловьёв, сценарий Аркадий Стругацкий, Мариан Ткачёв.)
1982 год - Космические пришельцы 2 (реж. Алексей Соловьёв, сценарий Аркадий Стругацкий, Мариан Ткачёв, Алексей Соловьёв.)
1982 год - Чародеи (реж. К. Бромберг)
1983 год - Миллиард лет до конца света (венгерское ТВ, реж. Ласло Феликс, сценарий L;szl; Czet; Bern;t, P;ter Szentmih;lyi Szab;, Аркадий Стругацкий)
1986 год - Письма мёртвого человека - (реж. К. Лопушанский, сценарий В. Рыбаков, К. Лопушанский, Б. Стругацкий)
1987 год - Малыш - телефильм, театральная постановка Центрального детского театра
1988 год - Дни затмения (реж. А. Сокуров)
1989 год - Трудно быть богом (реж. П. Фляйшман)
1990 год - Искушение Б. (реж. А. Сиренко)
1994 год - Неназначенные встречи (чеш. Nesmluven; setk;n;, реж. Ирена Павласкова) по повести «Малыш».
1996 год - Перед концом света (греч. ;;;; ;; ;;;;; ;;; ;;;;;;, реж. Panagiotis Maroulis, сценарий Panagiotis Maroulis, Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий)
2006 год - Гадкие лебеди (реж. К. Лопушанский)
2009 год - Обитаемый остров (реж. Ф. Бондарчук)
2012 год - 6 (реж. Тимур Шин, по мотивам «Пять ложек эликсира»)
2012 год - История арканарской резни (реж. А. Герман)

Игры
2007 год - Обитаемый Остров: Послесловие
2007 год - Обитаемый Остров: Чужой Среди Чужих
2007 год - Трудно быть богом
2007 год - Обитаемый Остров: Землянин
2007 год - Отель «У погибшего альпиниста»
2008 год - Понедельник начинается в субботу
2009 год - Обитаемый Остров

Серия игр S.T.A.L.K.E.R. официально никак не связана с братьями Стругацкими, но использует многие элементы из «Пикника на обочине» и «Забытого эксперимента», а начало жанру «Сталкер» (книжная серия) положили именно Стругацкие.

Художественные переводы

Братьями Стругацкими под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин было осуществлено множество литературных переводов (брат Аркадий был профессиональным переводчиком, закончил в 1949 году Военный институт переводчиков Москве) хорошо известных отечественным читателям произведений Айзека Азимова, Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндэма, Абэ Кобо, Акутагавы Рюноскэ и других.

Переводы братьев Стругацких

Абэ Кобо. Совсем как человек: Повесть / Пер. с япон. С. Бережкова
Абэ Кобо. Тоталоскоп: Рассказ / Пер. с япон. С. Бережкова
Абэ Кобо. Четвёртый ледниковый период: Повесть / Пер. с япон. С. Бережкова
Азимов, Айзек. Как им было весело: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
Акутагава Рюноскэ. Бататовая каша: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
Акутагава Рюноскэ. В стране водяных: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
Акутагава Рюноскэ. Нос: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
Биксби, Джером. Мы живем хорошо: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
Браун, Фредерик. Этаоин Шрдлу: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
Ватанабэ Д. Ненависть: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
Джекобс, Уильям. Старые капитаны: Новеллы / Пер. с англ. С. Бережкова
Ихара Сайкаку. В женских покоях плотничать женщине: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
Ихара Сайкаку. И барабан цел, и ответчик не в ответе: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
Ихара Сайкаку. Подсчитали, прослезились бы, да некому: Новелла / Пер. с япон. А. Стругацкого
Клемент, Хол. Огненный цикл: Роман / Пер. с англ. С. Бережкова, С. Победина
Клемент Хол. Экспедиция «Тяготение»: Роман / Пер. с англ. С. Бережкова
Кумуока И. Солидарность: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
Миёси Тору. Девушка для танцев / Пер. с япон. А. Стругацкого
Миямото Юрико. Блаженный Мияда: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
Морита К. Горняки: Стихи / Пер. с япон. А. Стругацкого
Моррисон, Уильям. Мешок: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова
Нацумэ Сосэки. Ваш покорный слуга кот: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
Нома Хироси. Зона пустоты: Роман / Пер. с япон. А. Стругацкого
Нортон, Эндрю. Саргассы в космосе: Повесть / Пер. с англ. С. Бережкова, С. Витина
Санъютэй Энтё. Пионовый фонарь: Повесть / Пер. с япон. А. Стругацкого
Сказание о Ёсицунэ: Роман / Пер. со старояпон. А. Стругацкого
Уиндем, Джон. День триффидов: Роман / Пер. с англ. С. Бережкова
Уэда Акинари. Луна в тумане: Новеллы / Пер. с япон. Р. Зея, А. Стругацкого
Хотта Ёсиэ. Шестерни: Повесть / Пер. с япон. А.Стругацкого
Эмис, Кингсли. Хемингуэй в космосе: Рассказ / Пер. с англ. С. Бережкова

Дополнительные факты.

В среде фанатов широко распространено сокращение «АБС», означающее имена Аркадия и Бориса Стругацких. Оно часто используется при упоминании авторов, причем встречается не только в разговорной речи, но и в электронных и печатных изданиях.

Предвидение.

Надо отметить такой факт, что в книге «Хромая судьба», изданной в 1984 году (по сведениям О. В. Шестопалова: «Тридцать лет спустя», 1990), упоминается «Институт лингвистических исследований АН СССР». Однако в действительности, Ленинградское отделение Института языкознания АН СССР было преобразовано в самостоятельный Институт лингвистических исследований РАН только в 1991 году.

В качестве слов прощания хочется привести цитату из книги Братьев Стругацких «ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ».

«…Никакое государство не может развиваться без науки - его уничтожат соседи. Без искусств и общей культуры государство теряет способность к самокритике, принимается поощрять ошибочные тенденции, начинает ежесекундно порождать лицемеров и подонков, развивает в гражданах потребительство и самонадеянность, и, в конце концов, опять-таки становится жертвой более благоразумных соседей. Можно сколь угодно преследовать книгочеев, запрещать науки, уничтожать искусства, но рано или поздно приходится спохватываться и со скрежетом зубовным, но открывать дорогу всему, что так ненавистно властолюбивым тупицам и невеждам. И как бы ни презирали знание эти серые люди, стоящие у власти, они ничего не могут сделать против исторической объективности, они могут только притормозить, но не остановить…»
(1964 год)

Прощайте, Борис Натанович!

Мы будем Вас помнить!

(По материалам открытых СМИ и свободной энциклопедии Википедия)

Рецензии

Уж и не помню с чего начиналось для меня знакомство с Миром Полудня? "Шесть спичек" или "Страна багровых туч"? Какой-то из годов 60-х...
И с тех пор, когда терпеливое, а когда и нетерпеливое ожидание новых изданий книг АБС.
Было время когда купить книги Аркадия и Бориса Стругацких было очень трудно или почти невозможно. Что такое тираж 100 000 экземпляров для огромной страны? И тогда приходилось довольствоваться зачитанными до ветхости томиками из библиотечных фондов.
Потом (в первой половине 80-х годов) появились в магазинах отделы книгообмена, и стало немного легче. Можно было поменять том Зарубежного или Современного детектива на сборник "Волны гасят ветер" (Советский Писатель, 1989)...
Да мало ли что тогда менял я на книги АБС. Обижало что издательства, выпуская сборник, как правило дублировали вышедшие ранее романы и повести АБС.
Так в сборнике оказывалась одна новая вещь АБС вкупе с двумя уже имеющимися... Но всё равно. До сих пор помню восторг от обладания и от предчувствия прочтения сборника "Неназначенные встречи" (Молодая Гвардия, 1980). Да и потом - каждая приобретенная и прочитанная их книга становилась событием.
Помню, как мне нравился (да и до сих пор нравится) "Обитаемый остров" (Детская Литература, 1971). В первый раз я его прочитал, вероятно, в 1975-м. Да еще это была серия БПНФ, с рисунками Юрия Макарова.
Я надеюсь, что любители изданий "Понедельника..." с рисунками Евгения Мигунова, поймут, о чём идет речь.
Впрочем, сами АБС (судя по мемуарам) не очень любили "...Остров", что не помешало им создать великолепную трилогию. О чем эта трилогия? Об известных приключениях Максима Каммерера и неизвестных приключениях Белого Ферзя? Конечно нет.
О чем вообще они нам хотели рассказать в своих повестях и романах?
О начале и конце Мира Полудня?
О жизни на спиральном уступе между пропастями в "Граде обреченном"?
О вариантах расшифровки аббревиатуры "ОЗ"?
О выборе Вечеровского и Малянова?

Теперь нам самим придется разбираться во всем. Как это ни тоскливо, но без них.

И вспоминается из "За миллиард лет до конца света": "... с тех пор все тянутся передо мной глухие кривые окольные тропы ведущие к океану тьмы..."
И вспоминается анизотропное шоссе из "Трудно быть богом", движение по которому возможно только в одну сторону.
И я тоже, как и Рэд Шухарт, ничего не могу придумать, кроме этих слов Артура Барбриджа:

"СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!"

Текст унаследован из Википедии

Бори́с Ната́нович Струга́цкий (род. 15 апреля 1933, Ленинград , РСФСР) - русский советский писатель, сценарист, переводчик, создавший в соавторстве с братом Аркадием Стругацким несколько десятков произведений, ставших классикой современной научной и социальной фантастики. После кончины А.Н. Стругацкого в 1991 г. опубликовал два самостоятельных романа.

Биография

Борис Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде , где его отец Н. З. Стругацкий был только что назначен научным сотрудником Государственного Русского музея. Во время Великой Отечественной войны семья Стругацких оказалась в осаждённом Ленинграде, причём из-за болезни Бориса в январе 1942 г. Аркадий и Натан Залманович Стругацкие отправились в эвакуацию одни. Только в 1943 г. старшему брату Аркадию удалось вывезти мать и брата Бориса в посёлок Ташла Оренбургской (тогда - Чкаловской) области. В Ленинград они вернулись в 1945 г. В 1950 году окончил школу с серебряной медалью и собирался поступать на физический факультет ЛГУ, однако по ряду причин принят не был. Тогда он подал документы на математико-механический факультет, который закончил в 1955 году по специальности «звёздный астроном».

После окончания Университета поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории, однако не защитил диссертацию, тема которой оказалась раскрыта ещё в 1942 году за рубежом. Затем Б. Стругацкий работал на счётной станции Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счётно-аналитическим машинам. В 1960 г. принял участие в геодезической и астроклиматической экспедиции на Кавказе в рамках программы поиска места для установки Большого телескопа АН СССР.

С 1964 года - профессиональный писатель, член Союза писателей СССР. Ещё несколько лет проработал в Пулковской обсерватории на полставки.

С 1972 года - руководитель Ленинградского семинара молодых писателей-фантастов (впоследствии стал известен как «семинар Бориса Стругацкого»).

Учредитель премии «Бронзовая улитка».

С 2002 года главный редактор журнала «Полдень. XXI век».

В 2006 году участвовал в создании книги «Автограф века». Собственноручно поставил автограф в каждом экземпляре этой книги, вышедшей тиражом 250 экземпляров.

Женат (на Аделаиде Андреевне Карпюк), двое детей: Андрей и Виктор.

Борис Натанович известен как страстный филателист, что нашло отражение в его творчестве.

Творчество в соавторстве с братом

Основной корпус литературных произведений Бориса Стругацкого был создан им в соавторстве с его братом Аркадием . Распространено мнение, что большинство их совместных произведений написано в жанре научной фантастики. Однако сам Б.Н. Стругацкий предпочитает называть своё и брата творчество «реалистической фантастикой», подчёркивая, что в центре его находится человек и его судьба, а иные планеты или техника будущего - не более чем «декорации».

Самостоятельные произведения

После смерти Аркадия Стругацкого Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.

Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000-2001; вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких. На официальном интернет-сайте Стругацких с июня 1998 года идет интервью , в котором Борис Стругацкий ответил уже на несколько тысяч вопросов.

Художественные переводы

Стругацкими под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин были осуществлены переводы с английского романов Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндэма.

Псевдонимы

С. Витицкий

Наиболее известным псевдонимом Бориса Стругацкого является псевдоним С. Витицкий .

С. (официально не имеет расшифровки, однако встречается «Сергей») - от «Стругацкий». Происхождение слов «Витицкий», «Витин» и т.п. таково: Борис Натанович живёт в Санкт-Петербурге на улице Победы, а по латыни «Победа» - Виктория; отсюда имя «Виктор» и уменьшительно-ласкательное «Витя» (сына Бориса Стругацкого зовут Андрей).

  • «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995)
  • «Бессильные мира сего» (2003)

Награды

  • В 2002 году Борис Стругацкий стал лауреатом премии Президента РФ в области литературы и искусства.
  • В 2008 году ему присуждена медаль «Символ Науки».
  • Лауреат премии им. В. Высоцкого «Своя колея»

Взгляды

Память о Великой Отечественной стала святыней. Не существует более ни понятия «правда о войне», ни понятия об «искажении исторической истины». Есть понятие «оскорбления святыни». И такое же отношение стремятся создать ко всей истории советского периода. Это уже не история, это, по сути, религия. С точки зрения верующего человека, с точки зрения церкви, не бывает искажения «правды Библии» - бывает покушение на святость, оскорбление веры, ересь. Библия Войны написана, и апокриф о предателе-генерале Власове в нее внесен. Все. Не вырубишь топором. Но с точки зрения «атеиста» нет здесь и не может быть ни простоты, ни однозначности. И генерал Власов - сложное явление истории, не проще Иосифа Флавия или Александра Невского; и ветераны - совершенно особая социальная группа, члены которой, как правило, различны между собою в гораздо большей степени, чем сходны.

Статья Борис Стругацкий: «Возвращение в совок - итог путинского десятилетия» от 08.02.2010, "Новая газета"