За что убили леннона. Убийца Джона Леннона — психопат одиночка или наёмник ЦРУ

Перевод для mixednews — Света Гоголь

НОВАЯ СЕНСАЦИОННАЯ ВЕРСИЯ 30 ЛЕТ СПУСТЯ

«Официальное расследование этого убийства велось настолько небрежно, что в голове не укладывается».
«Мне казалось, что убив его, я стану кем-то, но вместо этого стал убийцей, а убийца никем не может быть».

Многие американцы, рождение которых пришлось на так называемый «бэби-бум» а становление – на «разгульные шестидесятые», вспоминают тихий понедельник 8 декабря 1980 года как день, когда умерла Музыка.

Загадочный, харизматичный, а порой и совершенно безумный Джон Леннон, шатаясь, появляется на пороге фешенебельного жилого дома Дакота в Нью-Йорке, в котором экс-битл прожил почти восемь лет. Из четырех пулевых ранений хлещет кровь, кассеты с только что записанной песней «Прогулка по тонкому льду» со стуком падают на пол…

Марк Чепмен получает автограф Джона Леннона у входа в фешенебельный многоквартирный дом Дакота (Нью-Йорк) за несколько часов до убийства бывшего битла.
Марк Чепмен, каким его сыграл Йонас Болл в фильме «Убийство Джона Леннона».

В тот день Леннон возвращался из студии довольно поздно, но ещё надеялся увидеть Шона, своего сына, перед тем, как тот отправится в постель.

Леннон и Йоко Оно, его жена и музыкальный соавтор, не стали въезжать в охраняемый внутренний дворик, их белый лимузин притормозил у тротуара перед домом.

Йоко поспешила вперёд, механически кивнув незнакомцу, — возле дома всегда околачивались фанаты и просто любопытные в надежде увидеть звёздную чету.

Экс-битл устало шёл сзади и успел сделать три-четыре шага, прежде чем услышал: «Мистер Леннон?»

Джон оглянулся. Этот парень уже не раз попадался ему на глаза в последнее время. И даже получил автограф на обложку новой пластинки «Двойная фантазия» несколько часов назад.

Но теперь у незнакомца была другая цель. Он опустился на одно колено и занял боевую позицию, сжимая в руке револьвер 38-го калибра.

Прогремели пять выстрелов. Четыре пули, специально приспособленные для того, чтобы причинить максимум физических повреждений, пронзили спину, бок и плечо Леннона.

В меня стреляли! В меня стреляли!– прохрипел музыкант, добравшись до вестибюля. Через 25 минут врачи констатировали его смерть в результате потери крови.

Тем временем убийца, маленький и пухлый Марк Чепмен 25-ти лет от роду, спокойно стоял на месте. Ещё тёплый револьвер лежал на земле рядом с залитыми кровью очками Леннона.

Чепмен прислонился к стене Дакоты и принялся лихорадочно перелистывать томик «Над пропастью во ржи». Главный герой этого культового романа Дж.Д.Сэлинджера о подростковом кризисе, очевидно, был одним из главных вдохновителей того, что он только что сделал.

Мир, шокированный жестокой и бессмысленной смертью Леннона, тут же окрестил Чепмена недоумком, одержимым манией величия, в биографии которого, как оказалось, были и наркотики, и проблемы с психикой.

Ещё в школе он терпел издевательства и находил убежище в воображаемом мире, в котором был властелином и распоряжался чужими судьбами.

Повзрослев, Чепмен так и остался неприкаянным подростком, только теперь пустоту своей жизни он пытался заполнить музыкой «Битлз».

Одиночка по натуре, он отождествлял себя с Ленноном, который жил почти отшельником, отгородившись от полного опасностей внешнего мира и от завистливой публики. В конце концов Чепмен и вовсе перестал отделять личность кумира от своей собственной.

И вдруг он узнаёт об огромном состоянии и растущей бизнес-империи Леннона! Недавнее божество вмиг оказалось свергнутым с небес.

Он чувствовал себя преданным, лично оскорблённым. Он выследил и застрелил экс-битла, отравленный гремучей смесью из жажды возмездия и желания хоть чем-нибудь прославиться.

Такой мы знаем эту историю. Однако, накануне 30-й годовщины гибели Леннона, на поверхность вновь всплывает теория, которая может изменить общепринятое представление о давней трагедии.

Теория эта выглядит, мягко говоря, несколько надуманной. Но, оказавшись правдой, способна потрясти и ужаснуть миллионы фанатов, для которых Леннон и по сей день остаётся иконой.

Чепмен был только марионеткой, – заявляет в своей новой книге Фил Стронгман, – ЦРУ – вот настоящий убийца Джона Леннона.Заказчиками преступления Стронгман считает экстремистов, принадлежащих к правому крылу политической элиты Америки.

Он приходит к этому спорному заключению, подвергая сомнению множество так называемых «фактов», связанных с делом, включая утверждение, что Чепмен был фанатом «Битлз» и Леннона.

Стронгман пишет, что вплоть до уикенда перед убийством, у Чепмена, «помешанного», по версии следствия, на Ленноне «фаната из фанатов», не было ни одной книги или пластинки Леннона. Ни единой! Какой уж там «фанат», и что за «помешательство»…

Он отвергает и такой часто повторяемый аргумент, что в день убийства Чепмен носил в рюкзаке 14 часов записей песен Леннона. Их нет ни на одной фотографии, их никогда не демонстрировали по той простой причине, что их никогда и не было.

Так что Чепмен не был просто «охотником за автографами», который зашёл слишком далеко. Так же, как, по мнению Стронгмана, он не мог убить Леннона и ради 15-минутной славы.

«Если ему не хватало внимания, почему, в таком случае, он упустил уникальный шанс и не устроил судебный «процесс века»? Признав себя виновным, Чепмен утратил всё внимание, которого он, по его собственным словам, так добивался. Почему?»

Ключом к тому, что произошло в действительности, Стронгман считает именно невероятное спокойствие убийцы после выстрелов. Это спокойствие и дало ему повод предположить, что смерть Леннона была секретной операцией, организованной по заказу правительства.

Если Чепмен выглядел зомбированным, когда ждал полицию после убийства, то только потому, что действительно был таковым.

Стронгман предполагает, что Чепмен был завербован ЦРУ и проходил специальную подготовку во время своих многочисленных поездок по всему миру. Известно, что он чудесным образом оказывался в местах, которые никак нельзя назвать привлекательными для молодого человека из Джорджии.

Довольно подозрительно, например, что Чепмен приехал в Бейрут в то время, когда ливанская столица была центром активности ЦРУ и, по слухам, одним из сверхсекретных тренировочных лагерей, готовивших наёмных убийц. Другой лагерь находился на Гавайях, где Чепмен жил несколько лет.

Кроме того, кто мог оплатить молодому человеку без гроша в кармане кругосветное путешествие в 1975-ом, включавшее в себя посещение Японии, Великобритании, Индии, Непала, Кореи, Вьетнама и Китая?

Похоже, деньги никогда не были проблемой для Чепмена, однако, никто никогда даже не пытался выяснить, откуда они брались.По мнению Стронгмана, остаётся предположить, что казначеем Чепмена были секретные службы.

По-видимому, во время одного из этих путешествий ему основательно промыли мозги. Для ЦРУ это было проще простого, учитывая длительный опыт Чепмена в употреблении наркотиков и разработанные к тому времени приёмы управления сознанием, такие, например, как гипноз. Используя подобные приёмы, секретные службы одновременно получали и наёмных убийц для устранения возмутителей спокойствия, и козлов отпущения, на которых такие убийства можно было повесить.

Стронгман убеждён, что книга «Над пропастью во ржи» была частью программы по зомбированию Чепмена, её спусковым механизмом, который приводился в действие при помощи нескольких простых кодовых слов. Они могли быть, например, записаны на магнитофонную кассету, переданы телеграммой, по телексу или даже по телефону.

Теоретики конспирации, как известно, долгое время подозревали как американцев, так и их противников-коммунистов в использовании подобных методов для активизации «спящих» наёмников, примерно так, как это представляли себе создатели фильма «Маньчжурский кандидат».

Это ещё менее вероятно, — считает он, — чем версия убийства Джона Кеннеди стрелком-одиночкой Ли Харви Освальдом или убийства Роберта Кеннеди от рук Сирхана Сирхана.Стронгман подвергает сомнению даже тот факт, что роковые выстрелы были сделаны Чепменом.

Пули вошли в тело Леннона так близко друг к другу, что эксперты с трудом определили разные точки входа. Если все эти выстрелы сделаны Чапменом, его стрелковое мастерство было просто поразительным.

На самом деле маловероятно, что он сделал хоть один выстрел. Чепмен стоял справа от Леннона в то время как все раны Леннона, как стало известно позже из заключения патологоанатома и свидетельства о смерти, находились на левой стороне его тела.

Стронгман настаивает, что на месте преступления должен был находиться ещё один стрелок. Настоящим убийцей, по его мнению, мог быть агент спецслужб, работавший в здании Дакота.

Его странное спокойствие после убийства не привлекло внимания следствия: не был проведён тест на наркотики, его «запрограммированное» состояние (формулировка, которую повторил не один офицер полиции) не было исследовано, его предшествующие действия не были тщательно проверены.

Говоря попросту, официальное расследование этого убийства было настолько небрежным, что в голове не укладывается.

Вероятнее всего, — приходит к выводу Стронгман, — что ФБР и ЦРУ вступили в сговор, чтобы скрыть правду, и что заказчиками убийства Леннона были некие таинственные фигуры в правящих кругах Америки.

Но почему Леннон оказался в их черном списке? По всей видимости, он сильно раздражал могущественное правое крыло Америки, в первую очередь своими протестами против войны во Вьетнаме и многочисленными пацифистскими заявлениями.

Современникам «Битлз» эти аргументы вряд ли покажутся убедительными. Конечно, Леннон был сумасбродом и, безусловно, был гениален в своем сумасбродстве. Но он был только мечтателем, не деятелем.

Он писал песни, играл на гитаре, фонтанировал забавными идеями. Он заставлял нас улыбаться. Он был дерзким…

Но он не собирался свергать капитализм. Он слишком хорошо жил для этого. Однажды, когда Джон сетовал своему помощнику на чрезмерные расходы, он услышал в ответ строчку из своей песни: «Imagine no possessions» («Представь – никакой собственности»), на что немедленно парировал: «Это всего лишь песня!»

С другой стороны, тот факт, что некоторые документы, связанные с расследованием деятельности Леннона, до сих пор остаются под грифом секретности, косвенно подтверждает версию Стронгмана.

Он пишет: Я убеждён, как только может быть убеждён человек, что преступление, совершённое в декабре 1980 года, прикрывали люди из ФБР и ЦРУ. Они, вне всяких сомнений, приложили руку и к самому убийству.

Между тем, Чепмен — сумасшедший преследователь или зомбированный убийца — продолжает жить. И если допустить, что теория Стронгмана справедлива, то совершенно непонятно, как он умудрился пережить три десятилетия в одной из самых жестоких тюрем Америки, несмотря на опасную информацию, которой до сих пор обладает.

Он остаётся в Нью-Йорке, в тюрьме Аттика, вот уже 30 лет из своего пожизненного заключения, что намного превышает установленный судом минимальный срок в 20 лет.

Когда в 2006 году комиссия по досрочному освобождению попросила его объяснить, почему он убил Леннона, Чепмен ответил: Я думал, что стану знаменитым… Я хотел оказаться в центре внимания, и мне это удалось.

Другой комиссии он признался, что в 1980 году он составил длинный список потенциальных жертв, в котором, среди прочих, были имена Лиз Тейлор, ведущего ток-шоу Джона Карсона, и Пола Маккартни.

Они были знамениты, вот и вся причина, — сказал он, — и, убивая их, я бы тоже мгновенно прославился…

Он остановился на Ленноне, по его собственным словам, только потому, что к зданию Дакота было легче всего подобраться. Мне казалось, что убив его, я стану кем-то, а вместо этого я стал убийцей, а убийца никем не может быть. Вместо того чтобы убить себя, я убил другого, о чём жалею.

В 2006 году его четвёртое прошение об освобождении, встреченное, как всегда, протестом Йоко Оно, было отклонено. Та же история повторилась в 2008, потом ещё раз в этом году. Марк Чепмен имеет право на следующую попытку в 2012 году.

История человечества знает немало убийств, изменивших мир. Как правило, речь идёт о покушениях на влиятельных политических деятелей, королевских особ и военачальников. Но в 1980 году мир содрогнулся от гибели человека, не имевшего отношения к сильным мира сего, но при этом ставшего кумиром для миллионов людей в разных странах.

1980 год должен был стать поворотным в карьере Джона Леннона . После пяти лет фактического затворничества и перерыва в музыкальной деятельности, который Леннон объявил в 1975 году в связи с рождением сына Шона , музыкант выпустил новый альбом «Double Fantasy». Он был высоко оценён критиками и с восторгом принят фанатами.

Поклонники «Битлз» после возобновления Ленноном активной творческой деятельности вновь стали лелеять мечту о воссоединении любимой группы.

Джон Леннон, 9 октября 1980 года отметивший своё 40-летие, находился в расцвете сил и был вполне доволен жизнью. За плечами был успех «Битлз», активная антивоенная деятельность конца 1960 - начала 1970-х, обернувшаяся даже временным запретом на въезд в США. К 40 годам Леннон добился мирового признания как музыкант и общественный деятель как со стороны общества, так и со стороны власть предержащих.

«Это всё, чего вы хотели?»

Вместе со своей женой Йоко Оно и сыном Шоном Леннон жил в Нью-Йорке, в доме «премиум-класса» «Дакота», работал над записью новых песен на студии звукозаписи и охотно общался с поклонниками, толпами осаждавшими подходы к его дому.

Музыкант любил своих фанатов и не отказывал им во встречах. В начале декабря 1980 года Леннон заметил в интервью: что люди подходят к нему, просят автографы или говорят: «Привет», но при этом не пристают и не надоедают.

День 8 декабря 1980 года был для Леннона самым обычным. Около 10 утра они с Йоко давали интервью журналистам в своей квартире, затем там же состоялась фотосессия для журнала Rolling Stone. Покончив с этим и немного отдохнув, Леннон с женой отправились на студию Record Plant, чтобы продолжить работу над песней «Walking on Thin Ice».

Джон Леннон и Йоко Оно. Фото: www.globallookpress.com

Возле дома случилась заминка из-за не прибывшего вовремя лимузина, которой воспользовались фанаты, просившие автограф. Леннон никому не отказывал.

Молодой человек лет 25 протянул музыканту альбом «Double Fantasy» и ручку. Леннон улыбнулся и написал на экземпляре: «John Lennon, December 1980». В это время звезду и поклонника запечатлел фотограф.

— Это всё, чего вы хотели? — спросил Леннон.

— Да. Спасибо, Джон, — ответил фанат.

Поклонника звали Марк Дэвид Чепмен .

Маленький человек, жаждавший славы

25-летний уроженец Техаса стал битломаном ещё в 10-летнем возрасте. Он собирал все пластинки группы и плакаты с изображением её участников, пытался подражать им, играя на гитаре в школьной рок-группе. Марк одевался, как «битлы», и носил такие же, как они, причёски.

Но, когда Марку исполнилось 15 лет, группа распалась. Для подростка это стало настоящим ударом. Через какое-то время он резко изменился — коротко постригся, стал носить строгую одежду, изучал Священное писание. Как оказалось, Марк вступил в «Ассоциацию молодых христиан».

С юности он мечтал прославиться, стать известным и уважаемым. Окончив школу, он нигде больше не учился, не получил профессии, но много путешествовал в качестве «агента по делам азиатских беженцев».

В конце концов Чепмен осел в Гонолулу, на Гавайях, устроившись в качестве охранника на работу в кооперативный дом «Вайкики», и обзавёлся семьёй.

Но остепениться он не смог — мечты о славе не давали покоя. Чепмен решил, что самый надёжный и быстрый способ прославиться — это совершить убийство известной личности, политика, спортсмена или артиста. В голове охранника из Гонолулу крутился целый список потенциальных жертв, но номером один стоял Джон Леннон, главный кумир юности. Он обожал и в то же время ненавидел его. Жена Чепмена позже рассказывала, что Марк, прочитав очередную статью о Ленноне, приходил в ярость, называя его «ублюдком», который, проповедуя мир и любовь, сколотил на этих проповедях миллионное состояние.

«Я буду ждать»

В начале осени 1980 года Чепмен стал планировать убийство. Он приобрёл оружие и боеприпасы, но всё ещё колебался. О своём замысле он рассказал жене, которая, ужаснувшись, посоветовала ему срочно обратиться к психиатру. Марк поначалу согласился и даже записался к врачу, но затем решимость осуществить задуманное взяла верх.

Жену он убедил, что от оружия избавился и ни о каком убийстве больше не помышляет. Затем он рассказал супруге, что у него появился идея написания детской книжки, в связи с чем ему необходимо съездить в Нью-Йорк.

В Нью-Йорк Чепмен, вооружённый револьвером, прибыл 6 декабря. Он крутился возле «Дакоты», где собирались поклонники Леннона и «Битлз», выжидая удобного случая. Чтобы иметь повод обратиться к Леннону, Чепмен приобрёл альбом «Double Fantasy».

8 декабря Чепмен попросил фотографа-любителя Пола Гореша , который также был фанатом музыканта, помочь обратиться к Леннону за автографом и заплатил ему 50 долларов, чтобы тот сфотографировал его с Джоном, так как, по его словам, на Гавайях ему никто бы не поверил.

Джон Леннон даёт автограф на обложке альбома «Double Fantasy» для Чепмена за шесть часов до убийства. Фото: Commons.wikimedia.org / Paul Goresh

Когда автограф был получен и фотография сделана, а Леннон с Йоко Оно уехали на студию звукозаписи, Пол Гореш сказал, что собирается домой, так как Джон вернётся поздно.

— Я буду ждать. Ты никогда не знаешь, увидишь ли его опять, — заметил Чепмен. Никто из присутствующих не увидел угрозы в этих словах.

Чепмен остался у дома, беседуя с одним из швейцаров «Дакоты».

«Я только что застрелил Джона Леннона»

В 22:30 Леннон с женой закончили работу на студии и поехали домой. Они хотели заехать куда-нибудь поужинать, но затем решили вернуться домой, чтобы пожелать спокойной ночи сыну, который оставался в квартире в «Дакоте» с няней.

Дело было не только в сыне — Леннон знал, что его фанаты собираются около дома и поздно вечером, и не упускал случая вознаградить их за преданность своим появлением.

Машина, на которой ехали Леннон и Йоко Оно, могла заехать в охраняемый двор «Дакоты», недоступный для посторонних, но они попросили высадить их на улице. Джон не чувствовал никакой опасности.

Они подходили к дому, Йоко шла чуть впереди мужа. Чепмен замер в ожидании. Поравнявшись с ним, Леннон бросил на поклонника короткий взгляд и двинулся дальше. Они подходили к арке, когда Чепмен выхватил револьвер и открыл огонь.

Он выпустил пять пуль, четыре из которых попали в Леннона. Две из них попали в левую часть спины, две — в левое плечо. Чепмен стрелял экспансивными пулями, которые при попадании в мягкие ткани увеличивают свой диаметр и причиняют страшные повреждения.

Леннон сумел сделать ещё шесть шагов, затем произнёс: «Я ранен», — и упал, выронив кассеты, записанные на студии.

Один из консьержей бросился к Чепмену и выбил у него оружие. Впрочем, стрелок не сопротивлялся. На вопрос, понимает ли он, что натворил, он ответил:

— Да, я только что застрелил Джона Леннона.

Чепмен снял пальто и шляпу и спокойно сел на тротуар, даже не пытаясь скрыться.

«Мёртв по прибытии»

Второй консьерж в это время пытался оказать Леннону помощь, но увидев характер ранений, понял, что помочь может только немедленное прибытие медиков. Поэтому он просто накрыл раненого своим жакетом.

Прибывший на место стрельбы полицейский наряд едва не схватил сердобольного консьержа — тот после попытки помочь Леннону был весь в крови музыканта. Однако коллеги консьержа из «Дакоты» указали на истинного виновника — Чепмен продолжал спокойно сидеть на тротуаре, читая роман Джерома Селинджера «Над пропастью во ржи».

Второй полицейский наряд, прибывший на место, увидев, что подозреваемый задержан, принялся за пострадавшего. Осмотрев Леннона, полицейские пришли к выводу, что счёт идёт на минуты. Не дожидаясь врачей, они погрузили музыканта на заднее сиденье машины и помчались в расположенную в 800 метрах от места событий больницу Святого Луки — Рузвельта.

По пути, который занял считанные минуты, полицейский пытался разговаривать с Ленноном, но состояние раненого стремительно ухудшалось.

К моменту, когда Леннон оказался на операционном столе, он уже не дышал и не имел пульса. Тем не менее опытнейшие врачи в течение 20 минут пытались реанимировать музыканта. Увы, все попытки оказались безуспешными.

В 23:07 8 декабря 1980 года первый доктор больницы по неотложной помощи Стефан Линн объявил Джона Леннона «мёртвым по прибытии».

По словам свидетелей, в этот момент в больнице зазвучала одна из песен «Битлз» — «All My Loving».

Йоко Оно покидает больницу после смерти мужа. Фото: Commons.wikimedia.org

В 23:15 доктор Линн вышел к прибывшей в больницу вслед за мужем Йоко Оно и сказал: «У него не было шансов. Мы ничего не могли сделать для спасения вашего мужа. Полагаем, что первая пуля убила его. Она разорвала грудь Джона и нанесла непоправимые повреждения главной артерии».

В этот момент в больнице находился журналист телеканала ABС, попавший в аварию. Он сумел добраться до телефона и сообщить своим коллегам сенсационную новость.

Канал ABC передал сообщение об убийстве Джона Леннона во время трансляции матча по американскому футболу между клубами «Майами Долфинс» и «Нью-Ингленд Пэтриотс».

Вскрытие показало, что причиной смерти Джона Леннона стали болевой шок и массивная потеря крови.

«Убийцы не являются кем-нибудь»

Марка Чепмена обвинили в убийстве второй степени. Главным вопросом во время разбирательства по данному делу была не виновность подозреваемого, а его вменяемость.

Многие считали, что убийца Леннона психически болен, но в итоге было принято решение, что он способен отвечать за совершённое преступление.

В ходе расследования всплыла ещё одна подробность — у Чепмена была «запасная жертва». Если бы по каким-то причинам убить Леннона не удалось, охранник из Гонолулу собирался застрелить . Чепмен побывал на спектакле «Человек-Слон», в котором играл Боуи, сделав фотографию артиста у входа на сцену. Таким образом, гибель Джона Леннона, как ни страшно звучит, избавила от этой участи Дэвида Боуи.

24 августа 1981 года суд приговорил Марка Дэвида Чепмена к заключению сроком от 20 лет до пожизненного с обязательным прохождением лечения у психиатра.

Начиная с 2000 года Чепмен получил право на ходатайство об условно-досрочном освобождении. Слушания по этому вопросу проводятся каждые два года, и неизменно Чепмен получает отказ.

Убийца Леннона, кажется, смирился со своей участью. В одном из интервью он заметил: «Я чувствовал, что, убив Джона Леннона, я стану кем-нибудь. Вместо этого я стал убийцей, а убийцы не являются кем-нибудь».

А экземпляр альбома «Double Fantasy», который Леннон подписал своему убийце за несколько часов для гибели, стал настоящим раритетом. В 2011 году он был продан на аукционе за 530 тысяч фунтов.

Мир капитала: идолы вместо идеалов

Вначале-два свидетельства, каждое из которых можно с полным основанием назвать свидетельством обвинения...

Первое. Известный американский социолог Олвин Тоффлер, автор книги "Столкновение с будущим", пишет о современной Америке: "Во всех сферах нашей жизни можно обнаружить приметы некоей болезни. Эта болезнь все более проявляется в нашей культуре, в нашей философии, в нашем отношении к реальности. Неудивительно, что многие называют наше общество домом дня умалишенных".

И второе. Говорит американский философ и социолог Дж. М. Камерон: "Возведенное в ранг института насилие чаще всего обнаруживается в различных формах действий с применением оружия... Самоутверждение насилия - признак того, что что-то в этом обществе происходит не так, что совершается если не юридическое, то моральное преступление".

Сколько произнесено и написано слов, фиксирующих различные симптомы той болезни, которая раздирает капиталистический мир и против которой бессильна любая терапия, ибо неизлечимая болезнь эта возникла из самой сути общественной системы, чьи законы и принципы определяет чистоган. Имя ее - антигуманность.

Психически неуравновешенный подонок стреляет в того, кому поклонялся и кого одновременно ненавидел... Сын знаменитого актера, "звезды" из "звезд", пускает себе пулю в лоб... Убийство, самоубийство... И в том и в другом случае - дикая иррациональность действий. Патологические отклонения? Или логическое порождение той духовной и нравственной, а точнее, бездуховной и безнравственной атмосферы, которая утвердилась в метрополии капитализма - США?

Об этом материалы, предлагаемые вашему вниманию.

Кто убил Джона Леннона?

Пять выстрелов из пистолета, прогремевшие 8 декабря 1980 года в ночном Нью-Йорке, всколыхнули пушечной канонадой не только Америку. Они отдались в сердцах миллионов людей многих стран болью и потрясением, когда радиоэфир, как обычно, перегруженный разноязыкой информационной текучкой, вдруг на секунду замер, а затем разрядился трагической "молнией"- убит Джон Леннон!

Композитор, поэт, певец, один из создателей знаменитого английского ансамбля "Битлз", открывшего эру поп-музыки, был убит наповал у подъезда своего дома на манхэттенском Вест-сайде - в центральном районе города. За два месяца до этого, 9 октября, ему исполнилось 40 лет. Уже через несколько минут после трагедии, случившейся около 11 часов вечера по местному времени, к "Дакоте" - старинному, похожему на замок зданию в готическом стиле на 72-й улице, где Джон Леннон жил с женой Йоко Оно и пятилетним сыном Шоном, - стали стекаться людские потоки со всех концов взбудораженного американского "Вавилона". Чугунные ворота перед входом в сумрачный двор здания исчезли из виду - они были сплошь увешаны букетами цветов, открытками, фотографиями Леннона.

За свое пятилетнее пребывание в Нью-Йорке, где я работал в Секретариате ООН, мне ни разу не довелось быть свидетелем такой бурной и волнующей реакции людей. На моей памяти ни убийство голливудской "звезды" Шарон Тэйт, ни "уотергейтское" дело и публичная отставка президента Никсона, никакие другие драмы и трагедии не вызывали у американцев такого брожения, сумятицы и отчаяния, какое вызвала смерть Джона Леннона...

Вот как все произошло...

Трагедия, разыгравшаяся на Манхэттене и завершившаяся столь молниеносным фатальным исходом, вызревала не в Нью-Йорке. Нити новой "Вест-сайдской истории" тянулись в Гонолулу-столицу "райского штата" Америки на Гавайских островах. Для полиции и следственных органов Нью-Йорка обнаружить эти нити не составило никакого труда, ибо главный действующий персонаж трагедии - убийца Джона Леннона-сам во всем сразу и признался. Он даже не пытался бежать. Когда подъехала полицейская машина, он бросил пистолет на землю и спокойно произнес: "Я убил Леннона". Убийцу зовут Марк Чэпмэн.

В конце октября 1980 года 25-летний американский гражданин Марк Дэвид Чэпмэн, безработный, вошел в один из магазинов в центре Гонолулу и выразил желание купить пистолет. Владелец магазина навел в ближайшем полицейском участке справки и, удостоверившись, что его клиент не числится в "черных списках" уголовников и прочих правонарушителей, продал Чэпмэну оружие. Торговец не придал никакого значения (или сделал вид, что не придал?) тому, что Чэпмэн, как он указал в анкете при оформлении покупки, нигде не работал. Он, конечно, мог бы и полюбопытствовать: откуда у безработного деньги на приобретение пистолета? Но когда коммерческий дух оттесняет на задворки гражданские соображения - стоит ли дознаваться, откуда у покупателя деньги? Главное, чтобы они побыстрее перекочевали из его кармана в твой собственный-а дальше все трын-трава.

На тот факт, что будущий убийца Леннона числился безработным, не обратила внимания и гавайская полиция. Ее представитель заявил впоследствии корреспонденту агентства Ассошиэйтед Пресс, что приобретение Чэпмэном огнестрельного оружия было "обычной" процедурой, предусмотренной американскими законами.

Потом, уже в момент ареста, в карманах у Чэпмэна было обнаружено 2 тысячи долларов наличными. Эту сумму, по словам его адвоката Адлерберга, он "занял", чтобы по приезде в Нью-Йорк "сделать то, что сделал...".

Так или иначе, вооружившись пистолетом 38-го калибра, безработный гонолулец отправился на континент - в надежде, как потом строили догадки эксперты, "получить автограф" у одного из своих идеалов, Джона Леннона? Звучит парадоксально. Но Чэпмэн действительно заполучил автограф экс-битла. Это произошло в день убийства. А за несколько дней до кровавой трагедии некоторые жильцы "Дакоты" и прилегающих кварталов заприметили "опрятно одетого, спокойного с виду" молодого человека в черной кожаной куртке, прогуливавшегося около фешенебельного дома на углу 72-й улицы и Центрального парка. Это был Чэпмэн. В руках у него была новая, выпущенная несколько недель назад пластинка Джона Леннона "Двойная фантазия". Дефилирование незнакомца перед воротами "замка" никого не удивило-ведь в "Дакоте" живет немало знаменитостей сцены и экрана, которых почитатели хотят увидеть воочию или взять у них автограф.

8 декабря в 5 часов после полудня Джон Леннон и Йоко Оно вышли из "Дакоты", направляясь в одну из звукозаписывающих студий. У ворот к ним подошел неизвестный молодой человек в черной кожаной куртке и, протянув диск "Двойная фантазия", попросил у автора автограф. Леннон расписался на альбоме и поспешил с женой к машине. В течение последующих шести часов Чэпмэн не отходил от "Дакоты", дожидаясь возвращения Леннонов. В 22 часа 50 минут к дому подъехал лимузин, из него вышли Джон и Йоко и направились через арку с массивными чугунными воротами к подъезду здания. В этот момент из темноты к ним шагнул человек в черной куртке-и выстрелил. Через несколько минут, когда Леннон был доставлен в расположенную неподалеку больницу Рузвельта, врачи сообщили, что он мертв.

Добровольно сдавшийся полиции Чэпмэн был направлен для обследования в психиатрическую клинику, а американская Фемида поспешила предъявить ему предварительное обвинение в "убийстве со смягчающими вину обстоятельствами".

Первые дни убийца невозмутимо отлеживался в отдельной палате нью-йоркской психиатрической клиники "Бельвю", куда к нему каждые 15 минут заходили дежурные врачи или полицейские, чтобы упредить возможное самоубийство. Потом его стали возить из клиники на судебное разбирательство. Чэпмэн, такой же "спокойный с виду", как и накануне совершенного им преступления, этакий "тихий американец", являлся в суд в окружении плотного кордона полиции и в пуленепробиваемом жилете - слишком много было телефонных звонков с угрозой расправиться с ним. Кстати, примерно полтора года назад Джон Леннон ассигновал для нью-йоркской полиции тысячу долларов на приобретение таких пуленепробиваемых жилетов...

Так вот, пока шло разбирательство по делу гавайского преступника, американские криминалисты и эксперты в области социальной психологии на страницах газет, по радио и телевидению ломали голову над возможными мотивами "необъяснимого" преступления, пространно рассуждали о "загадках" человеческой природы, а некоторые пытались найти какие-либо зацепки и "смягчающие обстоятельства" в биографии убийцы.

Биография Чэпмэна - не ключ-универсал к разгадке "дакотской" трагедии. Но в ней есть такие штрихи и обстоятельства, которые вкупе с определенными чертами характера преступника из Гонолулу в самом деле могут пролить какой-то свет на маниакальные действия этого человека. Так что с некоторыми моментами жизни Чэпмэна и его особенностями как личности имеет смысл познакомиться - это знакомство поможет нам лучше понять саму американскую действительность, которая способна порождать таких чудовищ, как убийца Леннона.

Марк Дэвид Чэпмэн родился в 1955 году в штате Техас в семье сержанта американских ВВС. В начале 60-х годов он учился в школе в Атланте (штат Джорджия), когда "Битлз" уже взмыли на гребне мировой славы. С 10-летнего возраста Чэпмэн стал заядлым битломаном. На предвыпускных школьных фотографиях он изображен с длинноволосой прической "а-ля битлз". Марк играл на гитаре в школьной рок-группе и все годы собирал пластинки "Битлз".

После школы Чэпмэн нигде не учился, у него не было определенной профессии. В период после окончания школы и до ареста у ворот "Дакоты" он много путешествовал в качестве "агента по делам азиатских беженцев". География его поездок включала Южную Корею, Японию, Гонконг, Таиланд, Ливан и Англию. Из Ливана Чэпмэн привез магнитофонную запись уличной перестрелки. Дома он прослушивал эту ленту по нескольку раз. По свидетельству очевидцев, она его "сильно возбуждала и одновременно наводила на него ужас".

С декабря 1979 года Чэпмэн устраивается сторожем в кооперативном доме "Вайкики" в центре Гонолулу. Управляющий кооператива Джо Бустаменте отзывался о Чэпмэне в самых лестных тонах. Это был "очень добросовестный работник, нормальный во всех отношениях", заверил он американского журналиста, взявшего у него интервью вскоре после трагической гибели Леннона. От управляющего репортер узнал несколько любопытных деталей, связанных с уходом Чэпмэна из "Вайкики". Во-первых, оформляя расчет, Чэлмэн заявил, что уходит с работы "по личным причинам". Во-вторых, он сказал, что сразу уезжает в Лондон. В-третьих (самая, пожалуй, любопытная деталь), в последний день работы в "Вайкики" (23 октября 1980 года) сторож Чэпмэн расписался в рабочем журнале не как "Марк Чэпмэн", а как "Джон Леннон". "Мы заметили это только тогда, - сказал Бустаменте, - когда у нас стали наводить о нем справки после смерти м-ра Леннона".

Рассчитавшись с "Вайкики", Чэпмэн, как уже упоминалось выше, купил пистолет, занял 2 тысячи наличными и, не объяснив толком жене, куда он едет, отправился через Тихий океан в самый большой город Америки, чтобы "сделать то, что сделал".

Фанатичное поклонение битлам и подражание им во всем переплетались в душе Чэпмэна с еще одной "неуправляемой" чертой - неотступной верой в бога, в "неземные силы". Один из его однокашников по средней школе вспоминал, что Марк стал "очень религиозным" еще в начальных классах. Позднее Чэпмэн сделался неутомимым читателем Библии. По словам приятеля Чэпмэна, работавшего вместе с ним в 1975 году в агентстве по делам азиатских беженцев, Марк время от времени приходил в ярость от фразы, произнесенной в шутку Джоном Ленноном еще в 1965 году: "Битлз" стали более популярны, чем Иисус Христос". Для Чэпмэна никого выше Христа не было. В ходе следствия по делу убийцы Леннона в руки полиции попал подписанный документ, в котором утверждается, что Чэпмэн услышал "голоса сверху" и что на убийство его "толкнул дьявол".

Есть еще один момент в биографии этого американца, который, несомненно, свидетельствует о ненормальности его психики. Чэпмэн признался своему адвокату, что дважды пытался покончить с собой. Первый раз мысль о самоубийстве пришла к нему, когда развелись его родители, второй - когда его покинула девушка, на которой он намеревался жениться. Чэпмзн был также активным наркоманом.

701-я жертва

Разумеется, биосоциальные пружины, подобные тем, что были заложены природой и обществом в Чзпмэне, не всегда толкают человека на преступление. У человека может трудно сложиться жизнь, может расшататься нервная система, но он не впадает в отчаяние, не уходит в фанатизм, не прибегает к "крайней психотерапии", как это сделал Чэпмэн. У Чэпмэна психика не выдержала - и он "успокоил" себя, разрядил напряженность, выпустив пистолетную обойму в невинного человека.

Но, может быть, поведение Чэпмэна не характерно для американского общества? Может быть, его преступление - лишь сугубо патологический, из ряда вон выходящий, не типичный для "американского образа жизни" случай, что и нужно было учитывать психиатрам и следователям при поисках ответа на вопрос: "Почему этот человек убил Леннона?"

Но в том-то и дело, что "казус Чэпмэна" весьма типичен для Америки. Британец стал 701-й жертвой вооруженного нападения в Нью-Йорке лишь в 1980 году. В 1979 году по стране в целом от пуль погибло, по данным Федерального бюро расследований, 10 тысяч 728 человек - это 29 смертей в день, по убийству каждые 50 минут! Всего же с начала века в США от выстрелов преступников и психически неуравновешенных граждан вроде Чэпмэна погибло более 800 тысяч американцев - на 250 тысяч больше, чем погибло во всех войнах, в которых участвовали Соединенные Штаты за свою 200-летнюю историю. Есть также данные о том, что каждый четвертый американец живет в постоянном страхе быть ограбленным или убитым. Страх перед насильственной смертью и сама смерть от руки психопата, фанатика или политического террориста - уже одна эта трагическая и реальная возможность "общества изобилия" сводит на нет любые разглагольствования о его преимуществах...

Но преступность и преступники, как всякая сорная трава, не растут на голом месте, в безвоздушном пространстве. Для жизнедеятельности им нужны определенные условия, определенный климат, среда. Так вот, уже не статистика ФБР, а другие данные - наблюдения ученых, деятелей культуры и искусства, высказывания государственных и политических деятелей-свидетельствуют о том, что такая среда, почва для "преступномании" в США прочно утвердилась. Эта среда - сама американская действительность, весь комплекс политических, экономических, юридических и нравственных институтов крупнейшей страны капиталистического мира.

"Американское общество - больное общество, - заявил представителям печати профессор Калифорнийского университета Питер Сэмпсон, когда узнал об убийстве Леннона. - Всякий в нем может начать стрелять в кого вздумается и когда вздумается. А известные люди в любой момент могут оказаться здесь жертвой безумцев, имеющих при себе оружие". Президент американского "Общества Джона Берча" Р. Уэлч сравнил Америку с "огромным домом для сумасшедших", в котором верховодят "самые безнадежные пациенты". Американский историк А. Шлезингер еще лет десять назад указывал, что американская нация таит в себе угрозу для других народов. Киноактер Марлон Брандо, сыгравший главную роль в "Крестном отце", фильме об американской мафии, назвал действующие в США синдикаты преступников "эталоном капиталистического предпринимательства".

Мафия действует не только в системе капиталистического хозяйничанья США. Дух "мафиози", "коза ностра", так или иначе, в большей или меньшей степени пронизывает, по сути, все судебно-правовые инстанции, все законодательные и исполнительные органы страны. Главная общая черта всех этих юридических систем - мягкотелость по отношению к преступникам, которые подчас пользуются полной безнаказанностью.

Безнаказанность - благодатная почва для преступников и кошмар для честного человека. О том, насколько обеспокоены таким положением честные американцы, говорят данные опроса общественного мнения, проведенные статистическими службами Гэллапа и Харриса. В 1965 году 45 процентов всех опрошенных граждан США считали, что американская Фемида относится к правонарушителям слишком снисходительно. В 1970 году это число возросло до 64 процентов, а в 1973-м 74 процента американцев считали, что отношение органов правосудия США к преступникам должно быть в корне изменено, стать более строгим. По данным той же службы Гэллапа, основная причина роста преступности в США - "недопустимая мягкость законов". За примерами далеко ходить не надо. Во время войны во Вьетнаме американский лейтенант Колли приказал расстрелять и сам участвовал в расстреле нескольких сот ни в чем не повинных вьетнамских крестьян в деревне Сонгми. Сегодня этот военный преступник на свободе. Десять лет назад маньяк Мэнсон убил в Голливуде актрису Шарон Тэйт, а недавно из США пришло сообщение о том, что ему тоже собираются дать "вольную". Наверняка отделается легким испугом и убийца Леннона - если, конечно, с ним не расправится кто-нибудь без суда и следствия.

Кулак и пистолет - символы "образа жизни"

Одним из законов США, который наиболее активно потворствует деятельности преступников, стал закон о продаже огнестрельного оружия населению. Пример Чэпмэна показывает, насколько легко можно приобрести пистолет в американском магазине. Если оружие попадет в руки "спокойному с виду" садисту - ждите очередной трагической сенсации. На следующий день после убийства Джона Леннона новому американскому президенту Рейгану был задан вопрос: не собирается ли он запретить продажу огнестрельного оружия частным лицам? Глава вашингтонской администрации ответил, что не собирается. Зловещая усмешка судьбы: через три с половиной месяца после этого врачи университетского госпиталя в Вашингтоне извлекали пулю, которую всадил в президента Джон Хинкли, 25 лет, неонацист по политическим симпатиям и владелец пяти (пяти!) пистолетов, "типичный американский парень", согласно характеристике, которую дал ему один из его школьных учителей...

Нежелание американских властей взять под эффективный контроль продажу оружия частным лицам английская газета "Таймс" прокомментировала так: "Тупое упрямство властей США, не желающих изменить закон о продаже оружия, - лишь одна из сторон давно сложившейся практики правления в этой стране".

Преступности в США способствуют не только общий "больной" климат Америки, не только антигуманная "мягкотелость" ее юридических институтов, не только "тупое упрямство" политического "истэблишмента". Важнейшим звеном в цепи многочисленных причин и факторов, которые могут лежать в основе совершаемых преступлений, нередко оказываются определенные черты культивируемого "национального духа", присущие янки мерила нравственности.

Во многих странах считают - и тому в немалой степени способствовала и способствует пропагандистская машина США, - что типичному американскому национальному характеру издавна присущи такие черты, как энергичность, практическая сметка, целеустремленность, мужественное благородство. Да, американцев с такими чертами много. Однако не все знакомы с выводами тех ученых, которые считают, что Америка с самого начала заселялась людьми не только дерзающими и благородными, но и такими, которые из-за своих личных качеств не могли добиться успеха в родной стране и поэтому уезжали куда глаза глядят - и прежде всего в Новый Свет. Такие люди составляли львиную долю иммигрантов в США, пишет американский социолог Ф. Слэйтор в своей книге "Преследование одиночества". Это были люди, которые "нигде не имели пристанища, не брезговали никакими средствами, люди, которые ставят деньги выше человеческих отношений, а самовозвеличивание - выше любви и порядочности".

Кстати, люди с такими качествами составляют немалый процент и сегодняшних иммигрантов в США. И они, как и первые европейцы, осевшие в Новом Свете из-за неудач в родной стране, продолжают закреплять и углублять эту черту в американском национальном характере - когда материальное благополучие ставится выше духовного богатства, а надменность и себялюбие выше доброты, таланта и порядочности.

"Надменность и самоуверенность" - наиболее зримые, выпуклые черты в характере сегодняшнего американца, отмечал старейший американский поэт, профессор Гарвардского университета Арчибальд Маклейш. В том, что это так, мне довелось не раз убеждаться, пока я жил за океаном.

Неуступчивость и надменность (открытая или замаскированная) присущи не только тем или иным американцам-живым носителям американского духа. Эти черты присущи также всей официальной, политической и даже эстетической иерархии Америки. В газетах, публицистических статьях, трудах ученых, речах государственных деятелей США постоянно мелькают набившие оскомину штампы: "великая американская мечта", "великое американское разочарование", "великий американский роман", "великое общество" и т. п. Самовозвеличивание стало неотъемлемой чертой внешней политики США еще со времен военной колонизации "дикого Запада" в XIX веке - с тех пор, как американский генерал Шерман "узаконил" разбойничьи действия "людей, не брезговавших никакими средствами", человеконенавистнической фразой: "Хороший индеец-это мертвый индеец!"

Индейцы, обитавшие на американском континенте в течение многих тысячелетий до прихода "бледнолицых" завоевателей, оказались для Вашингтона просто иностранцами - стало быть, второсортными людьми!

Робот выполняет приказ...

Иностранцем в Америке был и Джон Леннон. Власти не дали ему американского гражданства, предоставив после долгих проволочек лишь вид на жительство. Не дали из-за его прошлого: Леннон выступал против грязной авантюры США во Вьетнаме, боролся за мир, защищал права американских бедняков и нацменьшинств, в том числе индейцев. Официальный Вашингтон не мог простить композитору и поэту таких песен, как, например, "Представь себе", в которой поется: "Представь себе - нет собственников, нет голодных, и незачем убивать... Представь - все люди живут ради мира..."

Свести счеты с английским певцом намеревался, очевидно, и американец Марк Чэпмэн. Этот человек был не только по-американски надменен и неуступчив, но и злопамятен. Многие годы он таил в своей "боговерной" душе злобу на Леннона за его "антихристову" фразу. Уже после ареста возле "Дакоты", во время допроса в полицейском участке, Чэпмэн, как стало известно, заявил, что ему не понравилось, с какой поспешностью и небрежностью Леннон черкнул свое имя на пластинке, когда будущий убийца попросил у него автограф. Возможно, и этот момент сыграл какую-то роль в трагедии у стен "Дакоты".

Но какая теперь разница? Ведь убийца, который давно решил пойти на задуманное преступление, мог выстрелить в любой момент под влиянием любого слова, жеста или воспоминания, мелькнувшего в его голове. И ведь оттого, какие еще детали вскроют криминалисты в ходе следствия по делу Чэлмэна, итог трагедии не изменится. Артист Джон Леннон погиб не из-за поспешности, с какой он дал автограф "спокойному с виду" подонку, не из-за оброненной им шутливой фразы о Христе, которая так задела религиозного фанатика Чэпмэна, и уж никак не из-за того, что его убийца услышал в тот роковой день дьявольские "голоса сверху". Артист Джон Леннон погиб в Америке по другим причинам. Он стал жертвой действительности, выпестовавшей монстра Чэпмэна. По воле случайного или неслучайного стечения жизненных обстоятельств, под неизбежным воздействием всесильных социально-психологических факторов и законов американского общества сын безвестного сержанта оказался "великим избранником", роботом, послушно выполнившим очередной бессловесный приказ (№ 701) безликого земного "дьявола". У нынешних и всех последующих почитателей таланта Джона Леннона и остальных битлов будет лишь одно мнение об американце Чэпмэне: он - выкормыш "великого американского разочарования", обычный бесталанный неудачник, завистливо лелеявший "великую американскую мечту" самоутвердиться, прославиться любой ценой...
Вместо эпилога

По иронии судьбы, за несколько дней до своей смерти Джон Леннон заявил в интервью английской радиовещательной компании "Би-Би-Си", что ему нравится жить в Нью-Йорке, потому что он "чувствует себя в этом городе в безопасности". Певец редко выступал по телевидению, радио или в прессе.

С 1975 года, когда у Джона и Йоко родился сын, экс-битл и вовсе отошел от общественной жизни, решив заняться исключительно его воспитанием. Лишь осенью 1980 года он выпустил свой первый за последние пять лет диск - "Двойную фантазию"...

Утром 9 декабря, когда Джона уже не было в живых, Йоко Оно, плача и дрожа от горя и страха, с трудом объяснила сыну, что у него больше нет отца. Шон, испуганно выслушав мать, спросил, почему же все-таки незнакомый дядя стрелял в папу - ведь "дэдди" был такой хороший. Йоко ответила, что дядя был, наверное, не совсем нормальным человеком.

Мальчик уставился в одну точку, замер. Потом его глаза вдруг налились слезами, и он горько, безутешно заплакал. Шон не мог понять, что же вчера случилось.

Убийца Джона Леннона Марк Чепмен в 10-й раз подал прошение о помиловании. На этой неделе его должна рассмотреть судебная комиссия. Издание The Mirror опубликовало первый за последние шесть лет снимок Чепмена - он сделан 31 января 2018 года. Убийце Леннона сейчас 63 года.

Если сравнивать новый снимок киллера с тем, который был сделан в 2012 году, то он заметно похудел, поседел и облысел. На фото Чепмен слегка улыбается.

Просит помиловать раз в два года

В 1980 году суд признал Чепмена вменяемым и приговорил его к пожизненному заключению с правом подачи прошения о помиловании через 20 лет. Этот срок истек в 2000 году. В случае отказа следующее прошение можно подавать через два года. Раз в два года, начиная с двухтысячного, в августе Чепмен подаёт очередное прошение, но получает отказ.

Накануне очередного слушания поклонники Леннона в разных городах выходят на улицы и просят не освобождать Чепмена досрочно. Иногда аналогичные заявления делает и вдова Леннона Йоко Оно.

Сам Чемпен уже давно покаялся в содеянном, однако ему не верят ни члены комиссии о помиловании, не семья Леннона, ни многомилионная армия его поклонников.

Мне жаль, что я причинил им такую боль. Мне жаль, что я был таким идиотом и в своих поисках славы выбрал настолько неправильный путь. Многие, многие люди любили его. Он был великим, очень талантливым человеком, и этим людям все еще больно. Это, конечно, не было обычным преступлением, - заявлял Чепмен.

Убийцу Леннона защищает и его супруга, Глория Чепмэн. Она уверяет, что киллер раскаялся.

Убийство Джона Леннона

Самого знаменитого музыканта ХХ века, участника группы The Beatles убили 8 декабря 1980 года. Леннон и его жена Йоко Оно как раз входили в арку своего дома, возвращаясь из студии звукозаписи. Убийца пять раз выстрелил ему в спину. Четыре пули достигли цели. Леннон за несколько минут доставили в госпиталь Рузвельта. Но попытки врачей спасти музыканта оказались безрезультатны - из-за большой потери крови он скончался.

Чепмэн был малосимпатичным, толстым религиозным фанатиком, испытывавшим ненависть к Джону Леннону за то, что тот неосторожно сказал в интервью: "Сейчас The Beatles популярнее, чем Иисус. Иисус был ничего, но его последователи глупы и заурядны. И именно их извращение губит христианство во мне"... По признанию Чепмэна, он убил Леннона, потому что не мог смириться с его славой.

Сразу после убийства Чепмэн признавался, что не испытал никакого раскаяния за содеянное. За несколько часов до убийства он взял у Леннона автограф на обложку нового альбома музыканта. И это не помешало ему всадить четыре пули в спину Леннона с близкого расстояния. И нет ничего удивительного в том, что после убийства он спокойно уселся читать Сэлинджера "Над пропастью во ржи", в то время как на его глазах великий музыкант истекал кровью на руках у ошеломленной Йоко Оно.

Содержимое

1980 год, который поразил фанатов печальной новостью, должен был стать новой взлетной полосой в карьере музыканта. После 5-летнего перерыва (Джон захотел посвятить время новорожденному сыну Шону) выпустил новый альбом «Double Fantasy». Его успех поразил всех. Как критики, так и фанаты восторгались альбомом. Но поздравлять музыканта пришлось недолго…

Путь к громкому успеху и славе

Когда Джон родился, его родители не ладили между собой, а через 4 года развелись. Воспитывать маленького мальчика взялись тетя и дядя по линии матери. С юного возраста мальчишка уверял: будет заниматься музыкой. Среди сверстников выделялся настойчивостью. Тетя сопротивлялась увлечению парня, а дядя всячески поддерживал.

В школе Джон не придавал внимания получению новых знаний. Активно занимался творческой деятельностью при школе. Ходил на журналистику, пел, рисовал иллюстрации к комическим рассказам. Учителя заметили талант школьника и отправили его в другую школу, откуда мальчик перешел в Ливерпульский художественный колледж.


Легендарный коллектив «The Beatles» Джон создал совместно из близкими друзьями. Участники группы, как и все на тот момент, показывали бунтарский дух, одевались как рок-звезды. Но их менеджер уговорил сменить образ на классические костюмы и убрать ругательства из речи. С появлением новых песен известность и востребованность коллектива возрастала.

Со временем в участников группы начали появляться разногласия. И в 1970 году легендарный коллектив распался.

С началом сольной карьеры Джон ударился в тематику мира и любви. В то же время его поведение по отношению к жене ухудшилось. Джон начал злоупотреблять наркотическими веществами. Забросил занятия музыкой. Но в 1972 году выпустил альбом «Walls And Bridges», который сразу же завоевал поклонников. Критики также оценили сборник.

В 1975 году к Джону вернулась его жена, родила сына. С тех пор Джон ушел в тень и скрылся от глаз камер. Даже если показывался публике, то лишь на каком-то событии у друзей или для получения наград.

После выхода последнего альбома музыкант планировал через несколько месяцев выпустить еще один, но не было суждено…

Причина смерти Джона Леннона

О том, как произошла смерть Джона Леннона, говорили все газеты и новости. Еще задолго до своей гибели музыкант чувствовал угрозу жизни. Подозрения и опасения начали появляться еще в 1964 году во Франции, где Джон получил страшную тайную записку с угрозами смерти. В жутком волнении артист провел целую ночь, но ничего не произошло. Такие записки приходили много раз. Джон расценивал их как неудачную и глупую шутку какого-нибудь странного поклонника.

Итак, как погиб Джон Леннон?

8 декабря в полночь Джон вместе с женой возвращались с работы домой. Они готовили новый альбом, поэтому дел в студии звукозаписи было предостаточно. Когда супруги подходили к подъезду, Джона неожиданно позвали сзади из темноты. Как только артист обернулся, в него сразу же последовали выстрелы. Один, затем второй, третий… В целом прозвучало 5 выстрелов: две пули попали в плечо, и еще две в спину. Йоко не сдержалась и пронзительно закричала.

Леннон, истекающий кровью, медленно начал ползти к подъезду. Музыкант добрался до охранника и еле звучно прохрипел: «В меня стреляли…» В этот момент у умирающего из рук выпала кассета с песней, над которой они так упорно работали в студии с Йоко.

Через пару минут примчалась полиция и, забрав раненого, отвезла в ближайший медицинский пункт. Как ни пытались спасти музыканта на операционном столе, ничего не вышло. Кровопотеря составила 80%. Шансов на спасение не осталось.

Кто был убийцей великого музыканта

Умер Джон Леннон по вине Марка Чепмена. В день смерти артиста Марк встретил Джона по пути в звукозаписывающую студию и попросил дать автограф. Удивительно: их вдвоем запечатлели на снимке, который в итоге стал роковым. Его сделал преданный фанат «Битлз» Пол Гореш. Позже выяснилось, что сам Марк подошел к Полу и за 50 долларов попросил запечатлеть их с Ленноном на совместном фото. Чепмену задавали вопрос по поводу этого поступка. Парень аргументировал тем, что на Гавайях ему не поверят, что он разговаривал с Джоном Ленноном.

После того, как Чепмен выстрелил в Леннона, он даже не попытался скрыться, хотя поблизости было метро. Парень спокойно сел напротив дома музыканта, открыл книгу Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и погрузился в чтение. Эту книгу захватил не случайно, так как приравнивал себя к главному герою – Холдену Колфилду.

Швейцар дома, увидев спокойно читающего убийцу, выскочил к нему и закричал не своим голосом: «Ты хоть понимаешь, что ты наделал?!» На что с невозмутимым спокойствием парень ответил: «Да, убил Джона Леннона.»

Дабы помянуть мужа, Йоко позвала поклонников прийти в Центральный парк Нью-Йорка. Минутой молчания великого артиста помянуло более 225 тыс. человек.

Что побудило Марка Чепмена совершить жестокое преступление

Причина смерти Джона Леннона и поведение его убийцы стали загадкой для прессы и фанатов. Во время расследования выяснилось: у Марка раздвоение личности. Убийца сам признался на следующий день. Сказал, что в нем живут две личности: темная и светлая. Темная – дьявол, который несколько месяцев подбивал парня совершить преступление. Парень также признался: мечтал быть, как Джон, иметь его славу, роскошь и признание. Даже расписывался как «Джон Леннон».

Другие источники говорят, что Чепмен не просто завидовал музыканту. Убийца думал, что он и есть Джон Леннон, а настоящий музыкант – это подделка.

Все же, несмотря на тронутый ум, Чепмена посадили за решетку. В тюрьме убийца провел уже больше 36 лет. Марк не раз подавал прошения на освобождение, но они не были одобрены. В частности, на это влияла Йоко: не хотела, чтобы убийца выходил на свободу. Иначе снова бы нарушился ее покой.

Творчество и личность великого музыканта навсегда останется в памяти фанатов. Музыка Джона Леннона находит преданных поклонников в любые времена. Творчество музыканта будет жить вечно.