День святых праотец в году. Жития святых

В это время года мы видим наших соседей празднующих западное Рождество и многие из нас, возможно, думают: почему же и мы не можем праздновать Рождество Христово в один день с ними? Сегодняшнее воскресенье дает нам на это ответ...

Как бы предвидя возникновение такого вопроса, святая Православная Церковь начинает приготовлять нас в великому дню Рождества Христова посредством рождественского поста. По мере того, как мы приближаемся к этому дню, Церковь особым образом отмечает последние два воскресенья перед Рождеством и подчеркивает их значение названиями несколько иными от обычных воскресных дней. За две недели до Рождества мы отмечаем Неделю (т.е. воскресенье) Святых Праотцев. Воскресенье непосредственно перед Рождеством называется Неделей Святых Отцов.

Чем отличались Святые Праотцы и кто они были такие? Слово «праотцы» именно то и означает: наши прародители. Самые дальние наши предки были Адам и Ева, а за ними следовали библейские патриархи Ной, Авраам, Исаак, Иаков и другие, которые упоминаются в Библии. Что было в них особенного? Адам и Ева были первыми людьми которые согрешили, но они же были и первые которые покаялись . За свои грехи они каялись всю свою жизнь .

Общим знаменателем всех Праотцев была их вера в истинного Бога , Творца этого мира и всего видимого и невидимого, как мы поем в Символе Веры за каждой Божественной литургией.

Святые Праотцы очень строго и верно придерживались всех законов, которые Бог им посылал: они никогда не компрометировали свою веру из-за окружающих обстоятельств. Они твердо верили, что правда была правдой, а кривда – кривдой , вне зависимости от того, что делало и думало большинство других людей. Иными словами, святые Праотцы не следовали человеческому учению о «политической корректности» ! Не всегда это было им легко, но они никогда не поступались своей верой.

Христианство всегда было и всегда будет борьбой. Моральные и духовные ценности никогда не меняются. Добро всегда остается добром, а зло всегда остается злом. Люди часто забывают или не обращают внимания на то, что Бог находится вне времени. Время существует только для смертных существ и когда-то закончится, а Божьи законы – вневременные и поэтому вечно ценные.

В святом Евангелии Господь Иисус Христос говорит: «Не мир принес Я на землю, а меч» (Мф. 10, 34). Меч является символом борьбы – преимущественно борьбы духовной. Мы должны бороться всю свою жизнь, и самая трудная борьба – это внутри нас самих . Но прежде чем начинать бороться, мы должны знать – на правильном-ли мы находимся пути? Поэтому мы не должны слепо следовать тому, что делает большинство окружающего нас общества. В древние времена великий греческий философ Сократ говорил: « Большинство никогда не право». Все революции были основаны на этом принципе – как управлять и руководить большинством.

И вот Святые Праотцы показали нам много светлых примеров того, как нам быть и как думать: во-первых, что Господь Бог должен быть для нас весьма реален, а не абстрактен, и во-вторых, что в свете этого нам нужно проверять и окружающее нас общество. Таким образом мы сможем увидеть, насколько западное христианство утратило свою сосредоточенность на Боге и жизнь в Боге. Западные христиане, к сожалению, утратили истинное понимание Бога. Образ Бога в западном христианстве изменился от плохого к худшему и является весьма далеким от истины. Подумать только: что в окружающей среде имеет вечную ценность в наши дни? Кругом лишь одна духовная пустота или искажение всего божественного.

Человеческое мировоззрение во времена Праотцев в общей сложности не на много отличалось от наших дней, но они сами твердо держались своей веры и не компрометировали эту веру только потому, что большинство думало иначе. Они держались веры и за это благодать Божия укрепляла их.

Подумаем об этом, дорогие братья и сестры, и постараемся последовать примеру святых Праотцев, т.к. мы сейчас находимся в схожем положении. Мы можем уважать верования наших соседей, но мы не должны поступаться нашей собственной верой. Наша православная вера имеет лучшие образцы и глубокие корни в наших Праотцах, чью память мы сегодня светло празднуем. Аминь.

Протоиерей Игорь Гребинка

line-height:normal;background:white">Неделя святых праотец - предпоследняя Неделя перед Рождеством Христовым. Неделя святых праотец приходится на промежуток с 24 до 30 декабря (по новому стилю).

Праотец (греч.) - один из ветхозаветных святых, почитаемых православной церковью как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи. Праотцы являются предками Иисуса Христа по человечеству и тем самым прообразовательно участвуют в истории спасения, в движении человечества к Царству Небесному. К праотцам относятся прежде всего ветхозаветные патриархи (греч. родоначальник, праотец). Церковь почитает десять ветхозаветных патриархов, которые, согласно Библии, были образцами благочестия и хранителями обетования ещё до дарования Израилю Закона и отличались исключительным долголетием (Быт. 5:1-32).
В своей песне в честь святых праотцев Церковь взывает: "Приидите, да восхвалим собор праотцев - Адама праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека, Авраама, Исаака и Иакова".
Основными в приготовлении к празднику Рождества Христова являются службы двух последних Недель, посвященных воспоминанию прародителей Спасителя и всех ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествия. Одна называется из недель называется Неделей святых праотец, а другая — Неделей святых отец. Наименование "праотец" указывает только на то, что эта Неделя предшествует Неделе "отец".
В службе праотец и отец наибольшее внимание уделяется пророку Даниилу и трем отрокам как прообразовавшим в пещи огненной Рождество Христово, не опалившее "Утробу Девичу". В Неделю праотец положен отдельный канон праотцам. А в Неделю отец пророку Даниилу и трем отрокам посвящен тропарь. Им же посвящены в Недели праотец и отец кондак, икос и ипакои. В обе Недели читаются на Литургии особые Апостол и Евангелие, и поется особый прокимен (воскресные Апостол, Евангелие и прокимен отменяются).

Нравственно-догматическое содержание песнопений служб Недели святых праотец и Недели святых отец.

После грехопадения всеродного Адама поток тления и греха разлился по земле. "Средостение греха" уносилось человеком в загробную жизнь. Души умерших нисходили в темницу (греч. — ад, евр. — шеол), как бы в заключение, будучи связаны еще в земной жизни узами греха и невольным рабством врагу рода человеческого — диаволу. "Узами греха" были связаны даже и праведно пожившие на земле, ибо и они не имели достаточно сил и чувств, необходимых для райской жизни: духовные силы их не были подготовлены к райскому Богообщению.

normal">Человеку оставалась юдоль плача и воздыхания по Избавителю и Освободителю от рабства греха и диавола. "Простри руку Твою (Боже), — так, вероятно, взывал ветхозаветный человек, — не остави нас, да не пожрет нас смерть, жаждущая нас, и сатана, ненавидящий нас, но прииди и приближися нам, и пощади души наша". Обещание, что придет Избавитель — Христос, данное Богом еще Адаму, сохранилось в предании его потомков. Но не скоро пришел на землю Христос Спаситель. Потребовались многие и многие века, чтобы подготовить человечество к Его принятию. И это понятно. Человек был создан существом свободно-разумным и мог быть спасен Богом не иначе, как при своем добровольном желании. Господь подготавливал человечество ко спасению: до Авраама — через праотцев, а после Авраама — через избранный народ Израильский.
О пришествии Спасителя многие "законнии образы и пророческие проречения яве предвозвещаху". Пророки народа Израильского, начиная от Моисея и кончая "печатью пророков" Малахией, пророчествовали о Христе Спасителе. "Образы неизреченного Твоего воплощения проявляя, Щедре, умножил еси видения и пророчествия вдохнул еси".
Бог, изрекая Свой суд Адаму и его потомству, предсказал и ту борьбу, которая будет происходить между семенем змия (диавола) и семенем жены. Если под первым понимаются все люди, которые через грех работают диаволу, то под вторым следует понимать лучших потомков Адама, праотцев и отцов древности, которые своей праведной жизнью противоборствовали "семени диавола" — греховной части человечества. Они жили непреложной, живой верой и ожиданием явления Божественного Посланника. Человечество могло принять Христа только верою. И первое, чего потребовал Христос от людей, была вера (Евр., гл. 11). Задолго до Рождества Христова человечество в лице праотцев и отцов, которых воспевает Церковь в своих песнопениях перед праздником Рождества Христова, явило благие плоды веры. "Верою (греч. "в вере") Бог оправдал праотцев", — говорится в кондаке Недели праотцев. Поскольку многие из праотцев не принадлежали к избранному народу, Христос через них предобручил Себе язычников, чтобы впоследствии призвать языческие народы в Свою Церковь. Христос "возвеличил их (праотцев и отцов) во всех языцех", ибо от их рода происходила Пресвятая Дева Мария, которая без семени родила Христа.
Спаситель должен был родиться на земле телесно. Насколько важно было телесное рождение, доказывается тем, что Евангелие начинается именно с родословия Христа. Хотя рождение Спасителя и было чудесным, безмужным, но оно произошло от Матери, и благословенная Дева и Матерь не могла не иметь Своих предков. "Закон наследственности, как и всякий закон, строгий и неумолимый, иногда бывает ужасен по своим последствиям. Человеку приходится страдать всю жизнь — с детства, с колыбели за грехи своих предков, мучиться от нажитых ими болезней, порочных наклонностей. Но этот же закон и весьма благодетелен для рода человеческого. Он закрепляет все хорошее, нажитое человеком, закрепляет в потомках — и не только закрепляет, но и развивает, совершенствует. Этот закон делает один род, один даже народ хорошим, честным, даже святым, другой — плохим, худшим, по крайней мере".

White;">Особенно ярко это видно в родословии Иисуса Христа, в праотцах и отцах древности, от которых по плоти произошел Христос, — все они отличались высокой и праведною жизнью. Вот восхваляется "первый Адам, рукою Зиждителя (через создание) почтенный", всех праотец; сын его Авель, дары принесший "душою благороднейшею", "которые и принял всех Бог и Господь"; "поется в мире Сифово к Зиждителю пламенное устремление, ибо в непорочном жительстве и душевной любви Тому истинно угоди". "Чудный Еноc богомудренно положился в Духе на призывание устами, языком и сердцем Владыки всех и Бога". И Енох, "благоугодив Господу, преставился в славе, явился лучше смерти, Божий быв раб искреннейший". Бог, видя благородство и простоту нрава Ноя во всем совершенными, "соделал его главным вождем (родоначальником) второго мира". Отец верующих — Авраам, образец кротости и покорности — Исаак, пример терпения — Иаков, покорности и целомудрия — Иосиф, милосердный Вооз, преданная Руфь, мужественный Давид, премудрый Соломон, несчастный Ровоам, благочестивый Езекия, кающийся Манассия, праведный Иосия и многие другие ветхозаветные праведники. Так от одного праведника к другому передавалось благочестие на земле до Христа. От таких благочестивых предков произошла Пресвятая Дева Мария, достигшая высочайшей святости и непорочности и послужившая великой тайне спасительного Боговоплощения. К святости и высокому жребию Дева Мария была предуготована еще до Своего рождения подвигом праведной жизни предыдущих поколений ветхозаветных праведников, праотцев и отцов, ибо через них таинственно предвозвещалось явление в мир Христа, спасающего людей, "взывающа вся сущия в мире". line-height:115%;Times New Roman" new="" roman="">
Чем ближе становилось время пришествия Христа, тем сильнее была вера и ожидание праведников Ветхого Завета. Три отрока, находившиеся в пламени, верою побеждают огненную стихию, думая только о Боге отцов своих. И пророк Даниил, будучи брошен в ров львиный, силою веры укрощал диких зверей. Христос явился ожиданием не только избранного народа Божия, но и "чаянием (всех) языков". Наконец, когда "оскуде князь от (племени) Иуды, время наста прочее (уже) в неже явится языков упование (чаяние народов) Христос" — "пророческая проповедания, речения и видения — конец прияша (начали осуществляться)" .
"Се, время приближися спасения нашего, готовися вертепе, Дева приближается родити. Вифлееме, земле Иудова! Красуйся и веселися, яко из тебе возсия Господь наш. Услышите горы и холмы, и окрестные страны иудейские, яко грядет Христос, да спасет человека, его же созда". "Ныне чаяние языков от Девы предгрядет, Вифлееме, приими Христа! К Тебе бо воплотивыйся приходит, Едем отверзая мне".

Тропарь праотцем, глас 2:

Background:white;"> Верою праотцы оправдал еси, / от язык теми предобручивый Церковь: / хвалятся в славе святии, / яко от семене их есть Плод благославен, / без семене Рождшая Тя. / Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Седален праотцев, глас 8:
Авраама, Исаака же и Иакова восхвалим вси песненно, / Давида кроткаго, Иисуса и дванадесять патриархи / купно с треми юношами, угасившими огненный пламень силою духовною, / радуйтеся, - вопиюще к ним, - прелесть доблественне обличивше царя безумнаго, / и Христу молитеся / согрешений оставление даровати празднующим любовью святую память вашу.

Из 8 песни канона праотцем в Неделю святых праотец:
Днесь сущих от века Божественную память совершаем честных отец, / Адама, Авеля же, Сифа, и Ноя, / и Еноса, и Еноха, и Авраама, / Мелхиседека и Иова, Исаака и вернаго Иакова, / да благословит тварь, вопиюще, Господа / и превозносит во вся веки.

источник www/vsetsaritsa.ru

В предпоследнюю неделю перед Рождеством Православная Церковь празднует Неделю святых праотец .

Праотцами называют всех ветхозаветных праведников, которые спасались верой в грядущего Мессию-Спасителя, сонм ветхозаветных святых, почитаемых Церковью как исполнителей воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи. Среди них выделяют Святых Отцов - непосредственных предков Иисуса Христа, их память отдельно чтится в последнюю неделю перед Рождеством. Так, через Рождественский пост и прославление первых праведников мы готовимся к величайшему празднику - Рождеству Христову, когда совершилось чаемое ими пришествие Христа.

В Неделю Святых Праотец мы вспоминаем историю, записанную в Ветхом Завете. Священный текст начинается с рассказа о Сотворении мира. После по своему образу и подобию Бог создал человека. Адам и Ева были первыми людьми. Нарушив заповедь Божию, они были изгнаны из рая. В утешение Господь обещал им, что родится Спаситель, который искупит грехи мира. Первые грешники Адам и Ева через покаяние сделались первыми же праведниками. Но надежды Евы не сбылись, не ее сын должен был стать Спасителем, человечество ждали многие тысячелетия страдания и созидания, прежде чем в мир пришел Он.

С Адама и Евы начался род ветхозаветных патриархов, которые были образцами благочестия и отличались исключительным долголетием. Первым был Адам, вторым - Сиф - третий сын Адама и Евы. Среди патриархов известен Мафусаил. Он прожил 969 лет, его имя и по сей день ассоциируется с долгожительством. Мафусаил умер перед Всемирным потопом, после которого в живых остался только последний (десятый) ветхозаветный патриарх Ной и его семья.

Всемирный потоп - Божья кара за нравственное падение человечества. Ной был праведником, поэтому Бог его спас. Еще до потопа Ной обращался ко многим людям, чтобы они раскаялись в своих грехах. Пребывая на Ковчеге, он неустанно трудился, заботясь обо всех живых существах, нашедших спасение на его корабле. По окончании потопа ковчег прибыл к горам Арарата, где Ной принес жертвы Богу, и Бог благословил его и его потомство, заключив с Ним Завет (ряд моральных законов). Ной является отражением образа нового человека, спасенного во Христе. Апостол Петр называет Ноя проповедником правды и в его спасении от потопа видит указание на возможность духовного спасения через крещение.

Многие потомки Ноя почитаются в сонме праотцев. Среди потомков его первого сына был Авраам, родоначальник всего еврейского народа. С него начинается история родословия Иисуса Христа.

Сегодня, вспоминая всех ветхозаветных праведников, Церковь поет:
«Верою праотцы оправдал еси,/ от язык теми предобручивый Церковь:/ хвалятся в славе святии,/ яко от семене их есть Плод благославен,/ без семенеРождшаяТя./ Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас».

Тропарь, глас 2-й

Святые праотцы в Раю. XIX в.
Праотец (греч.) - один из ветхозаветных святых, почитаемых православной церковью как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи. Праотцы являются предками Иисуса Христа по человечеству и тем самым прообразовательно участвуют в истории спасения, в движении человечества к Царству Небесному. К праотцам относятся прежде всего ветхозаветные патриархи (греч. родоначальник, праотец). Церковь почитает десять ветхозаветных патриархов, которые, согласно Библии, были образцами благочестия и хранителями обетования ещё до дарования Израилю Закона и отличались исключительным долголетием (Быт. 5:1-32).
В своей песне в честь святых праотцев Церковь взывает: "Приидите, да восхвалим собор праотцев - Адама праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека, Авраама, Исаака и Иакова".
Основными в приготовлении к празднику Рождества Христова являются службы двух последних Недель, посвященных воспоминанию прародителей Спасителя и всех ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествия. Одна называется из недель называется Неделей святых праотец, а другая - Неделей святых отец. Наименование "праотец" указывает только на то, что эта Неделя предшествует Неделе "отец".
В службе праотец и отец наибольшее внимание уделяется пророку Даниилу и трем отрокам как прообразовавшим в пещи огненной Рождество Христово, не опалившее "Утробу Девичу". В Неделю праотец положен отдельный канон праотцам. А в Неделю отец пророку Даниилу и трем отрокам посвящен тропарь. Им же посвящены в Недели праотец и отец кондак, икос и ипакои. В обе Недели читаются на Литургии особые Апостол и Евангелие, и поется особый прокимен (воскресные Апостол, Евангелие и прокимен отменяются).

Нравственно-догматическое содержание песнопений служб Недели святых праотец и Недели святых отец.

После грехопадения всеродного Адама поток тления и греха разлился по земле. "Средостение греха" уносилось человеком в загробную жизнь. Души умерших нисходили в темницу (греч. - ад, евр. - шеол), как бы в заключение, будучи связаны еще в земной жизни узами греха и невольным рабством врагу рода человеческого - диаволу. "Узами греха" были связаны даже и праведно пожившие на земле, ибо и они не имели достаточно сил и чувств, необходимых для райской жизни: духовные силы их не были подготовлены к райскому Богообщению.

Икона святых Праотцев в храме Св.Праотцев в Хевроне.
Человеку оставалась юдоль плача и воздыхания по Избавителю и Освободителю от рабства греха и диавола. "Простри руку Твою (Боже), - так, вероятно, взывал ветхозаветный человек, - не остави нас, да не пожрет нас смерть, жаждущая нас, и сатана, ненавидящий нас, но прииди и приближися нам, и пощади души наша". Обещание, что придет Избавитель - Христос, данное Богом еще Адаму, сохранилось в предании его потомков. Но не скоро пришел на землю Христос Спаситель. Потребовались многие и многие века, чтобы подготовить человечество к Его принятию. И это понятно. Человек был создан существом свободно-разумным и мог быть спасен Богом не иначе, как при своем добровольном желании. Господь подготавливал человечество ко спасению: до Авраама - через праотцев, а после Авраама - через избранный народ Израильский.
О пришествии Спасителя многие "законнии образы и пророческие проречения яве предвозвещаху". Пророки народа Израильского, начиная от Моисея и кончая "печатью пророков" Малахией, пророчествовали о Христе Спасителе. "Образы неизреченного Твоего воплощения проявляя, Щедре, умножил еси видения и пророчествия вдохнул еси".
Бог, изрекая Свой суд Адаму и его потомству, предсказал и ту борьбу, которая будет происходить между семенем змия (диавола) и семенем жены. Если под первым понимаются все люди, которые через грех работают диаволу, то под вторым следует понимать лучших потомков Адама, праотцев и отцов древности, которые своей праведной жизнью противоборствовали "семени диавола" - греховной части человечества. Они жили непреложной, живой верой и ожиданием явления Божественного Посланника. Человечество могло принять Христа только верою. И первое, чего потребовал Христос от людей, была вера (Евр., гл. 11). Задолго до Рождества Христова человечество в лице праотцев и отцов, которых воспевает Церковь в своих песнопениях перед праздником Рождества Христова, явило благие плоды веры. "Верою (греч. "в вере") Бог оправдал праотцев", - говорится в кондаке Недели праотцев. Поскольку многие из праотцев не принадлежали к избранному народу, Христос через них предобручил Себе язычников, чтобы впоследствии призвать языческие народы в Свою Церковь. Христос "возвеличил их (праотцев и отцов) во всех языцех", ибо от их рода происходила Пресвятая Дева Мария, которая без семени родила Христа.
Спаситель должен был родиться на земле телесно. Насколько важно было телесное рождение, доказывается тем, что Евангелие начинается именно с родословия Христа. Хотя рождение Спасителя и было чудесным, безмужным, но оно произошло от Матери, и благословенная Дева и Матерь не могла не иметь Своих предков. "Закон наследственности, как и всякий закон, строгий и неумолимый, иногда бывает ужасен по своим последствиям. Человеку приходится страдать всю жизнь - с детства, с колыбели за грехи своих предков, мучиться от нажитых ими болезней, порочных наклонностей. Но этот же закон и весьма благодетелен для рода человеческого. Он закрепляет все хорошее, нажитое человеком, закрепляет в потомках - и не только закрепляет, но и развивает, совершенствует. Этот закон делает один род, один даже народ хорошим, честным, даже святым, другой - плохим, худшим, по крайней мере".
Особенно ярко это видно в родословии Иисуса Христа, в праотцах и отцах древности, от которых по плоти произошел Христос, - все они отличались высокой и праведною жизнью. Вот восхваляется "первый Адам, рукою Зиждителя (через создание) почтенный", всех праотец; сын его Авель, дары принесший "душою благороднейшею", "которые и принял всех Бог и Господь"; "поется в мире Сифово к Зиждителю пламенное устремление, ибо в непорочном жительстве и душевной любви Тому истинно угоди". "Чудный Еноc богомудренно положился в Духе на призывание устами, языком и сердцем Владыки всех и Бога". И Енох, "благоугодив Господу, преставился в славе, явился лучше смерти, Божий быв раб искреннейший". Бог, видя благородство и простоту нрава Ноя во всем совершенными, "соделал его главным вождем (родоначальником) второго мира". Отец верующих - Авраам, образец кротости и покорности - Исаак, пример терпения - Иаков, покорности и целомудрия - Иосиф, милосердный Вооз, преданная Руфь, мужественный Давид, премудрый Соломон, несчастный Ровоам, благочестивый Езекия, кающийся Манассия, праведный Иосия и многие другие ветхозаветные праведники. Так от одного праведника к другому передавалось благочестие на земле до Христа. От таких благочестивых предков произошла Пресвятая Дева Мария, достигшая высочайшей святости и непорочности и послужившая великой тайне спасительного Боговоплощения. К святости и высокому жребию Дева Мария была предуготована еще до Своего рождения подвигом праведной жизни предыдущих поколений ветхозаветных праведников, праотцев и отцов, ибо через них таинственно предвозвещалось явление в мир Христа, спасающего людей, "взывающа вся сущия в мире".
Чем ближе становилось время пришествия Христа, тем сильнее была вера и ожидание праведников Ветхого Завета. Три отрока, находившиеся в пламени, верою побеждают огненную стихию, думая только о Боге отцов своих. И пророк Даниил, будучи брошен в ров львиный, силою веры укрощал диких зверей. Христос явился ожиданием не только избранного народа Божия, но и "чаянием (всех) языков". Наконец, когда "оскуде князь от (племени) Иуды, время наста прочее (уже) в неже явится языков упование (чаяние народов) Христос" - "пророческая проповедания, речения и видения - конец прияша (начали осуществляться)" .
"Се, время приближися спасения нашего, готовися вертепе, Дева приближается родити. Вифлееме, земле Иудова! Красуйся и веселися, яко из тебе возсия Господь наш. Услышите горы и холмы, и окрестные страны иудейские, яко грядет Христос, да спасет человека, его же созда". "Ныне чаяние языков от Девы предгрядет, Вифлееме, приими Христа! К Тебе бо воплотивыйся приходит, Едем отверзая мне".

Тропарь праотцем, глас 2:

Верою праотцы оправдал еси, / от язык теми предобручивый Церковь: / хвалятся в славе святии, / яко от семене их есть Плод благославен, / без семене Рождшая Тя. / Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Седален праотцев, глас 8:

Авраама, Исаака же и Иакова восхвалим вси песненно, / Давида кроткаго, Иисуса и дванадесять патриархи / купно с треми юношами, угасившими огненный пламень силою духовною, / радуйтеся, – вопиюще к ним, – прелесть доблественне обличивше царя безумнаго, / и Христу молитеся / согрешений оставление даровати празднующим любовью святую память вашу.

Из 8 песни канона праотцем в Неделю святых праотец:

Днесь сущих от века Божественную память совершаем честных отец, / Адама, Авеля же, Сифа, и Ноя, / и Еноса, и Еноха, и Авраама, / Мелхиседека и Иова, Исаака и вернаго Иакова, / да благословит тварь, вопиюще, Господа / и превозносит во вся веки.

(www.portal-slovo.ru; wertograd.narod.ru; иллюстрации - nikolski-sobor.narod.ru;
www.cirota.ru; foto.mail.ru; palomnic.org).

Храм св.праотцев в Хевроне.

Неделя 27-я по Пятидесятнице, святых пра́отец. Глас 2-й.

Свт. Спиридо́на, еп. Тримифу́нтского, чудотворца. Прп. Ферапо́нта Мо́нзенского.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой святых праотец (см. в Минее 11 декабря) .

Примечание. Если случится Рождество Христово в субботу, то Неделя святых праотец бывает 12 декабря, а Неделя святых отцов (она же пред Рождеством Христовым) 19 декабря (см. Типикон, 11 декабря).

Календарные заметки:

Воскресная служба соединяется со службой святых праотец. Порядок соединения указан в Типиконе и в Минее 11 декабря.

Порядок чтений, согласно календарю:

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 6, и праотцев, глас 8-й – 4. «Слава» – праотцев, глас 6-й: «Иже пре́жде зако́на…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Пре́йде сень зако́нная…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма. «Слава» – праотцев, глас 1-й: «Луча́ми облиста́вшеся…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Се, испо́лнися Иса́иино прорече́ние…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – праотцев, глас 3-й: «Пра́отцев собо́р…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Без се́мене от Боже́ственнаго Ду́ха…».

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праотцев, глас 2-й: «Ве́рою пра́отцы оправда́л еси...» (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь праотцев, глас тот же: «Ве́рою пра́отцы оправда́л еси...».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные .

Полиелей. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален праотцев, глас 8-й: «Авраа́ма, Исаа́ка же и Иа́кова…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Благода́рственное похвале́ние…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), отроков (см. в Минее, в службе праотцев) на 4 и праотцев на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Христос раждается…».

По 3-й песни – ипакои праотцев, глас 2-й (единожды).

По 6-й песни – кондак и икос праотцев, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 5-й. «Слава» – светилен праотцев: «Ада́ма восхва́лим...», «И ныне» – Богородичен Минеи: «Со́лнце вели́кое…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 2-й – 4, и праотцев, глас тот же – 4 (с припевами: «Благослове́н еси, Господи…», «Яко пра́веден еси о всех…»; первая стихира – дважды). «Слава» – праотцев, глас 7-й: «Прииди́те вси, ве́рно торжеству́им…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – евангельская стихира 5-я.

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праотцев. Кондак только праотцев.

На Литургии блаженны гласа – 6 и праотцев, песнь 3-я – 4.

По входе – тропарь воскресный, тропарь праотцев. «Слава, и ныне» – кондак праотцев.

Прокимен – Песнь отцев, глас 4-й: «Благослове́н еси, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших…», стих: «Яко пра́веден еси о всех...».

Аллилуиарий – праотцев, глас 4-й: «Моисе́й и Ааро́н во иере́ех Его́...», стих: «Призыва́ху Го́спода...».

Апостол и Евангелие – Недели праотцев.

Примечание. В Неделю святых праотец, согласно Уставу, читается Апостол Недели 29-й (Кол., 257 зач.) и Евангелие Недели 28-й (Лк., 76 зач.). См. также примечание 5 декабря.

Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода…»; и праотцев: «Ра́дуйтеся, пра́веднии…».

Примечание. «Егд а́́ у́́бо быв а́́ет Нед е́́ля свят ы́́х пр а́́отец, оставл я́́ется посл е́́дование прилуч и́́вшагося свят а́́го в ту Нед е́́лю, и по е́́м пр е́́жде в пят о́́к на повеч е́́рии» (Типикон, 11 декабря, Маркова глава).

См.: Минея-Декабрь. М., 2002. Ч. 1. С. 406–421.

По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся па́че смы́сла…».