Классический ирландский танец. Ирландские танцы

Ирландия славится несравненно богатой танцевальной культурой. Мировой интерес к ирландским танцам последних 10-20 лет обусловлен появлением эффектных ирландских шоу.

В России широко известны "Riverdance" и "Lord of the Dance". Чем объяснить притягательность ирландского танца?

История ирландского танца

Возможно, история традиционного ирландского танца должна исчисляться со времени возникновения кельтских народов - галлов), которые основали собственное государство уже в 5 веке до н.э. Эти народы были распространены по всей Западной Европе, а к третьему столетию нашей эры галлы добрались и до Ирландии.

Самый старинный известный вид, связанный с ирландским танцем, - это Sean-Nos кельтов, живших на Британских островах с 2000 года до н.э. В двенадцатом веке под влиянием культуры норманнских завоевателей в Ирландии стали танцевать хоровод вокруг человека, поющего песню. В 16-ом веке танцы танцы стали исполнять во дворцах.

А два века спустя в Ирландии появились странствующие учителя танцев - основоположники двух популярных сегодня видов: группового и сольного. В пятом столетии Святой Патрик объявил земли Ирландии христианскими. Из-за угнетения культуры Ирландии, начавшегося в 18-ом веке, национальные танцы долгое время исполнялись только под покровом строгой тайны. Народные танцы резко осуждались христианской церковью как "безумные" и "приносящие несчастья". Некоторые историки даже считают, что характерное неподвижное положение рук на поясе появилось в ирландском танце как раз после того, как церковь объявила движения рук в ирландских танцах непристойными .

По мере того, как Англия завоевывала прилежащие земли, соседствующие с ней народы подвергались жестокому давлению: известно, что для уничтожения нации, прежде необходимо уничтожить ее культур у. В ходе английской колонизации усиливались гонения на все проявления ирландской культуры. Карательные законы, которые были введены англичанами в середине 17-го века запрещали обучение ирландцев чему-либо, включая музыку и танец.

Поэтому на протяжении более полутора веков ирландским танцам учились тайно . Танцевальная культура существовала в виде тайных занятий, которые проводили в деревнях бродячие учителя танцев и в виде больших сельских вечеринок, на которых люди танцевали в группах, часто под руководством тех же мастеров. Появление мастеров танца - бродячих учителей, в начале 18-го века положило начало современной танцевальной школе. Давать у себя приют учителю танцев считалось большим почетом. Мастер танцев обычно нанимался на месяц.

В начале 19-го века в ирландских деревнях и маленьких городах стали также популярны соревнования . Большой пирог ставился в центре танцплощадки и служил призом для лучшего танцора. Стиль сольных танцев получил название Sean-nos. Сольные танцы исполнялись мастерами. В массовых групповых танцах переосмысливались на ирландский лад французские кадрили и котильоны.

Современный период в ирландских танцах начинается с конца 19-го века в связи с созданием Гэльской Лиги. Она поставила перед собой цель: сохранение и развитие ирландского языка и культуры, музыки и танцев. Их кропотливая работа часто сводилась не только к сохранению и обогащению существовавших традиций, но и к искусственному объединению их в рамках нового, часто спорного, но единого для всех свода правил. Однако такой спортивный подход был очень удобным для повышения зрелищности и для проведения соревнований.

В 1929 г. была основана Комиссия Ирландских Танцев для установления единых правил исполнения танцев, проведения соревнований и судейства. В результате значительно изменилась техника танца. Танцевальные школы получили возможность использовать большие залы и широкую сцену. Танцоры перестали ограничивать себя в пространстве и движении, и это обогатило ирландские танцы множеством новых шагов и прыжков, включая проходы по всей сцене. Окончательно закрепилось правило держать руки строго вдоль тела. Но некоторые иные положения существуют до сих пор. Начиная с 20х-30-х гг. благодаря Гэльской лиге женщины стали гораздо чаще участвовать в соревнованиях и преподавать в танцевальных школах. Четко определенная последовательность исполняемых шагов стала основой для групповых сет-танцев и произошедших от них в период создания гэльской лиги кейли-танцев, которые развились из элементов стэп-танцев и французских кадрилей.

Разновидности ирландских танцев

Три главных вида ирландского танца: сольный, кейли и сет . Сольный танец в основном выступает как зрелище, подготовленное мастерами, или как соревновательный вид. Он требует профессионализма и многих лет опыта. Кейли, заслуга Гэльской Лиги, это группа танцев фольклорных ирландских пластов - длинные танцы в линию и танцы в кругу, и танцев, созданных искусственно. Для кейли характерны прыжки и плотно прижатые к корпусу руки - "руки по швам".

Сет-танцы появились немного спустя после того, как ирландские солдаты, вернувшиеся с войн Наполеона, привезли с собой кадриль - четыре пары друг напротив друга, образующие квадрат. Кадриль с увеличенным темпом и собственно ирландскими движениями и стала называться сет. Сеты состоят из фигур - движений, выполненных в определенной последовательности. Число фигур может быть разным - от двух до шести, и каждая со своим размером - джигой (6/8), рилом (4/4) или хорнпайпом (4/4). В сете нет прыжков, характерных для степ-танцев, но из-за множества разновидностей шагов танец выглядит весьма разнообразно.

Изначально ирландские танцы исполнялись только мужчинами . Когда появился степ , женщинам не доверили и его. Сейчас все смешалось. Но, тем не менее, самыми зрелищными на чемпионатах признаются соревнования молодых танцоров в возрасте от двадцати лет и старше - именно на их выступления набираются полные залы. Несмотря на приверженность танцоров традициям ирландского танцевального искусства, в последние годы приобрела популярность балетная пальцевая техника: в жесткой обуви ходят, встав на носки, что противопоказано детям до двенадцати лет.

Сегодня ирландские танцы продолжают покорять мир . Танцевальные школы, в программу которых входят национальные ирландские танцы, привлекают множество учеников не только в самой Ирландии, но и во многих других странах. Регулярно в мире проводятся четыре крупных соревнования - Национальный чемпионат Америки, Всеирландский чемпионат, Чемпионат Великобритании и Чемпионат мира. По традиции, Чемпионат мира проходит в Ирландии, и на него прибывают тысячи танцоров, для которых достойный результат на чемпионате может стать началом звездной карьеры. К примеру, в 1998 году Чемпионат мира, проходивший в Эннисе (Ennis), собрал три тысячи участников и еще семь тысяч тренеров, учителей и болельщиков. Интересно, что в чемпионате может принять участие танцор любого уровня, будь то начинающий любитель или профессионал высокого класса.

Студия Диваданс, Санкт-Петербург.

Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha

Ирландский танец - целая группа традиционных танцевальных форм, возникших в Ирландии, - подразделяется на бытовые (общественные, социальные) танцы и концертные танцы (театральные танцы или постановочные танцы, как принято называть в Великобритании). Общественные или бытовые ирландские танцы – кейли и сет-танцы. Постановочные танцы традиционно называют сольными танцами.

История ирландского танца

Самые ранние свидетельства об ирландских танцах относятся к временам постоянного перемещения различных народов за счет миграции и вторжений на территорию Ирландии. Каждый из народов приносил с собой свои предпочитаемые виды танца и музыки. Очень мало свидетельств о развитии ирландского танца в самой древней истории, но существуют доказательства того, что друиды практиковали «круговые» танцы для исполнения религиозных обрядов, посвященных Солнцу и Дубу, признаки которых явственны и сейчас.

Когда кельты заполнили ирландские земли, прибыв из Центральной Европы, они, конечно, имели свои формы народного танца. После введения христианства монахи иллюстрировали языческими кельтскими символами освященные рукописи, а крестьяне предпочитали сохранять языческий дух в музыке и танцах. Англо-нормандские завоевания в двенадцатом веке соответственно повлияли на обычаи и культуру Ирландии. Музыка Кэрол, популярная среди норманнов, представляла собой следующую форму: солист исполнял песню в окружении танцоров, вторивших ему той же песней. В шестнадцатом веке письменные источники удостоверяют три основных ирландских танца:

Ирландский «Hey» (танцовщицы кружатся вокруг партнеров)

Rinnce Fada (длинный танец)

Trenchmore (старинный крестьянский танец)

В одном из писем английского представителя в Ирландии сэра Генри Сиднея к Елизавете I в 1569 году есть упоминания о девушках, исполнявших ирландскую джигу в Голуэй. Он писал, что они очень красивые, великолепно одетые и первоклассно танцуют/ В середине шестнадцатого века танцоров приглашали в большие залы недавно построенных замков. Некоторые танцы были адаптированы английскими колонизаторами для исполнения в королевских залах Елизаветы, как, например «Trenchmore» и «Hey». Когда роялисты подплыли на корабле к берегам в Ирландию, их встречали девушки, исполнявшие народный ирландский танец, а короля Георга III - в 1780 году в Кинсейл (графство Корк) встречали три пары. Они стояли в ряд и держали белый платок. Как только зазвучала музыка, они выдвинулись и образовали отдельные пары. Сначала пары танцевали с платком в медленном темпе, потом темп увеличивался и танец становился все больше энергичным.

Ирландские танцы сопровождались музыкой, исполняемой на волынке и арфе. В домашних хозяйствах англо-ирландской аристократии, хозяева часто объединялись со служащими для исполнения некоторых танцев. Танцевали даже утром после пробуждения или во время похоронных шествий, следуя по кругу под грустные звуки волынки. В восемнадцатом веке в Ирландии появляются учителя танцев. Главным образом, это были вояжирующие люди, они переходили из деревни в деревню и учили местных жителей основным танцевальным па. Учителя были колоритными персонажами, одетые в цветистую одежду, часто имели помощников. Многие ученики не могли из-за неграмотности определить где левая или правая нога. Для этого учитель танцев привязывал к одной ноге солому, к другой ноге сено и учил так: «поднимите ногу с сеном» или «поднимите ногу с соломой». Преимущественно у каждого учителя определялся свой район, и он не посягал на чужие «танцевальные» владения. Уровень исполнения наиболее одаренных учеников был очень высокий, а танцоры-солисты оказывались в огромном почете. Часто двери снимали с петель, укладывали на землю, а танцор исполнял на них танец. На ярмарках устраивались открытые конкурсы танцев, на которых соревнования продолжались до того момента, пока один из танцоров не падал от усталости. Несколько вариантов тех танцев все ещё исполняют в разных районах Ирландии. Богатое наследие в виде танцевальных форм бережно сохраняется и сегодня на весь мир известны ирландские джига, рил, хорнпайп, сеты, польки, степ танцы. Соло-танцы и степ-танцы появились в конце восемнадцатого века.

Костюмы для ирландских танцев

Костюмы танцоров сегодня - лишь только напоминание о старинных танцевальных костюмах. Мужчины в прошлом обычно носили высоко застегнутый жилет, галстук, бриджи, чулки и башмаки. Дамы надевали цветные домотканые юбки по щиколотку и черные лифы.
Каждая школа в сегодняшние дни отличается своими оригинальными костюмами. Большинство платьев украшено вышивкой в кельтском стиле, копиями знаменитой броши Тара, закалывающей переброшенную через плечо на спину накидку.
Одежда мужчин менее декорирована, но у неё богатая история. Часто это однотонного цвета килт, жакет со сложно драпированным плащом на плече. Обувь – и для мужчин и женщин – тяжелые жесткие ботинки с набойками для хорнпайпа, джиги, для рила – мягкая «балетная» обувь.

Ирландские танцы сегодня

В наши дни Ирландский Танец – культурный символ страны и понятно, что в Ирландии много танцевальных организаций, поощряющих занятия танцем. Взрослые и дети участвуют в в отдельных конкурсах под названием «феш» (feis, когда-то так назывались сельские танцевальные вечеринки) за ценные призы. Есть соло выступления и групповые выступления-соревнования, в которых танцоры определены по возрастным группам, от шести лет до семнадцати лет, и группы старшей категории. Во всех четырех провинциях Ирландии устраиваются отборочные соревнования, победители затем участвуют в все ирландском чемпионате. Чемпионат Мира по ирландским танцам проходит в Дублине на Пасху, и в нем за звание чемпиона мира соревнуются между собой представители из Англии, Ирландии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.

Кейли

История ирландского «кейли» начинается со сборов соседей для приятного проведения времени, с музыкой, танцами и дружескими беседами. Танцевальные вечера обычно проводились летними воскресными вечерами, когда молодые люди собирались на перекрестках дорог. Музыку исполнял скрипач, сидящий на трехногом стуле с перевернутой шляпой для сбора денежных пожертвований. Скрипач обычно начинало с музыки для рила, но должен был повторить несколько раз мелодию, прежде чем молодые люди начинали танцевать, Но через некоторое время площадка заполнялась, и тогда уже танцором было не остановиться.

В Ирландии и сегодня существует много возможностей, чтобы наслаждаться ирландскими танцами. Неофициальные танцевальные вечера, сессии «кейли», когда новичкам показаны первые шаги, проходят в крупных городах в летний сезон, в которых с одинаковым довольствием принимают участие и старшее поколение и молодежь. Благодаря профессиональному танцевальному шоу Riverdance, потрясающему Майклу Райану Флэтли и его ошеломляющим шоу «Властелин Танца» (Lord of the Dance) и «Языки Пламени» (Dance Feet of Flames) сегодня ирландский танец не просто знают во всем мире. В танцевальные школы продолжают приходить ученики, чтобы в будущем добиться такого же признания, как Джин Батлер, Колин Данн или Майкл Флэтли.

В Ирландии есть поверье, что холмы – это ворота в иной мир. Мир, населённый фэйри (феями). Нередко люди и жители холмов встречаются. И всегда такие встречи сулят нечто необычное. Часто, следуя очарованию фейри, люди уходят за ними в волшебную страну, а возвращаются через много-много лет, будучи уже глубокими стариками. Те же, кто не поддался соблазнам, или заслужил благодарность фейри, приобретал всякие интересные способности и, уж точно, надёжного помощника. Но никто из увидевших фейри не остался прежним.

Март 4, 2018

564

Применительно к танцу можно сказать, что никто из увидевших ирландский танец не остается прежним. А сам ирландский танец часто называют “танцем дивного народа”. Лёгкие, неземные прыжки, скользящие шаги, стремительные броски и захлёсты ног, в сочетании со спокойным корпусом производят завораживающее впечатление. Не привычное сочетание гордости и озорства, достоинства и темперамента!

История ирландского национального танца отражает происходившие с самой Ирландией события, начиная с XX века до нашей эры, и заканчивая XX веком нашей - переселения народов и вторжения завоевателей, смены религий… Каждая культура, с которой соприкасались ирландцы, вносила свою лепту в их танцевальную традицию. Хотя на сегодняшний день существуют лишь смутные представления о самом древнем этапе развития ирландских танцев, известно, что первыми их стали исполнять друиды. Первоначально танец имел обрядовое значение: их исполняли, вознося хвалы священным деревьям и солнцу. Придя с материка в Ирландию, кельты принесли с собой религиозные пляски, некоторые элементы которых сохранились до нашего времени.

Самый старинный вид ирландского танца, сохранившийся и сейчас, называется Sean-Nos. Он ведет свое происхождение от кельтов, которые жили на Британских островах в период с 2000 г. до н.э. и по 200 г. н.э. Старинные летописи свидетельствуют, что этот танец имеет ирландское происхождение, хотя моряки из дальних земель, Северной Африки и Испании, бывавшие в местных портах, например, в Лимерике, привнесли в него свои национальные черты. Соревнования по Sean-Nos проводятся и сегодня. Наиболее популярен этот танец в Западной Ирландии.

Примерно в 400 годах, уже после обращения местных жителей в христианство, католические священники продолжали широко использовать элементы национальной культуры в своих богослужениях. Святое Писание украшали кельтскими архаическими орнаментами; кельтские обряды и пляски сопровождали христианские праздники. В XII веке, на волне англо-нормандского завоевания в Ирландию пришли традиции норманнов, их обычаи и культура, в том числе и самый популярный танец того времени, Carol. Ведущий партию в Carol становится в центре круга и поет песню, которую подхватывают окружающие его хороводом танцоры. Стиль Carol сильно повлиял на развитие ирландского танца.

К XVI веку в хрониках уже упоминаются три основных вида ирландских танцев: Irish Hey, Rinnce Fada и Trenchmore. Одно из древнейших описаний национального танца содержится в письме сэра Генри Сиднея, написанного королеве Елизавете I, который был «весьма поражен ирландскими мелодиями, а равно и танцами». Сидней описал свои наблюдения за танцующими на поляне людьми, отметив, что участники танцуют, выстроившись в две линии. Это говорит о том, что английский рыцарь видел раннюю версию танца Rinnce Fada.

К середине XVI века народные танцы перекочевали в парадные залы дворцов и замков. Некоторые из них, адаптированные на английский манер, обрели популярность при дворе Ее Величества. Среди них был и Trenchmore, вариант старинного крестьянского танца. Примерно в то же время обрел популярность и Irish Hey.

Из-за угнетения и преследований ирландской культуры, начавшихся еще в XVIII веке, национальные танцы долгое время исполнялись только под покровом строгой тайны. Поговорка того времени говорит: «Танцор пляшет, покуда не вернется в деревню». Более того, народные танцы резко осуждались христианской церковью. Священники называли их «безумными» и «приносящими несчастья». Некоторые историки полагают, что характерное неподвижное положение рук на поясе появилось в ирландском танце после того, как церковь объявила движения рук непристойными.

В XVIII же веке в Ирландии появились «учителя танцев», с которыми связывают эпоху возрождения танцевальных традиций. Неизвестно, где впервые зародилось это движение, но оно сыграло решающую роль в сохранении и развитии древних обычаев. Учителя странствовали по деревням, обучая танцам местных жителей-крестьян. Одеты учителя танцев были в яркие национальные костюмы. Нередко они устраивали друг с другом состязания, которые обычно заканчивались лишь тогда, когда один из них падал в изнеможении. Многие учителя танцев преподавали также игру на музыкальных инструментах, фехтование или хорошие манеры.

Разновидности ирландского танца:

Сольные танцы (Solo Dances)

Сольные танцы были разработаны мастерами танца в последней четверти восемнадцатого века и с тех пор продолжали развиваться как в физическом, так и в артистическом аспектах. Сегодня они выражают величайшую свободу экспрессии, превосходное настроение, подлинную комбинацию великолепия, легкости и силы движений, достигаемой годами упорной работы. Ирландские сольные танцы в современном виде включают в себя джигу, хорнпайп, рил и сетовые танцы.

Джига (The Jig)

В качестве сольного танца джига может исполняться в различных формах: Слип (The Slip Jig) или хоп (The Hop Jig) джига в настоящее время танцуется исключительно женщинами, однако приблизительно до 1950 года по данному танцу проводились соревнования и среди мужчин, и парные. Слип джига, танцуемая на 9/8, является наиболее изящным и грациозным танцем, исполняемым в мягкой обуви и выдвинутым на первый план в шоу ”Riverdance”. Сингл джига (The Single Jig) в настоящее время исполняется как light dance (без ударов или звука) на 6/8 и в редких случаях на 12/8. Дабл джига (The Double Jig) может танцеваться как light dance (в мягкой обуви), так и в жесткой обуви с отстукиванием ритма. Если она танцуется в жесткой обуви, то иногда она относится к The Treble Jig, или The Heavy Jig, или The Double Jig, которые танцуются на 6/8. The Heavy Jig – единственная из них, которая танцуется исключительно в жесткой обуви, так что танцор может особенно оттенить танец звуком и ритмом.

Хорнпайп (The Hornpipe)

В Ирландии он танцуется совершенно иначе и с середины восемнадцатого века исполняется под музыку 2/4 или 4/4. Танцуется он в жесткой обуви и на сегодняшний день является одним из самых популярных ирландских танцев во всем мире.

Рил (The Reel)

Большинство риловых шагов исполняются под double reel, в то время как single reel мелодии используются больше для простых шагов, используемых начинающими танцорами. Исполняются они под музыку 4/4 и танцуются в мягкой обуви. The treble reel танцуется в жесткой обуви. В то время как он стал весьма популярен по всему миру среди зрителей, кто хоть раз видел ”Riverdance” и другие ирландские танцевальные шоу, он весьма редко (если вообще) исполняется на соревнованиях. Этот танец с его быстрыми ритмичными ударами и зрелищными движениями, привел в восторг миллионы зрителей во всем мире, когда был впервые исполнен в качестве номера ”Riverdance” во время конкурса Евровидения. Можно сказать, что за несколько минут это выступление перевернуло все в ирландских танцах вверх дном и обеспечило им общественного признания и уважения больше, чем за предыдущие семьдесят лет. Стиль treble reel получил популярность благодаря усилиям The National Folk Theatre (Siamas Tire) под художественным руководством преподобного Pat Ahern и преподавательницы Patrica Hanafin из Tralee.

Сетовые сольные танцы (Solo Set Dances)

Сетовые сольные танцы исполняются в жесткой обуви под специальную сетовую музыку или отрывки танцевальных мелодий и многие из них датируются серединой девятнадцатого века. Сетовая музыка отличается от обычной джиги или хорнпайпа тем, что последние строго соответствуют структуре на 8 счетов (8-bar). Сетовые же мелодии обычно состоят из двух частей, которые разделяются танцорами на “the step” (первая часть) и “the set” (вторая часть), при этом как степ так и сет могут не соответствовать 8-bar структуре. В сетовом танце исполнитель танцует под строго определенную музыку, так что движения и ритм танца точно соответствуют сопровождающей мелодии. Ниже приведены некоторые из сольных сетовых танцев: На 2/4 – The Blackbird, Downfall of Paris, King of The Fairies, The Lodge Road, Rodneys Glory. На 6/8 – The Blackthorn Stick, The Drunken Gauger, The Three Sea Captains, The Orange Rogue, Planxty Drury, Rub The Bag, St Patrick”s Day. На 4/4 – The Garden of Daises, The Hunt, Kilkenny Races, Madame Bonaparte, The Job of Journeywork, Youghal Harbour.

Кейли (Ceilis – Irish Group Dances)

Кейли танцы представляют собой групповые танцы, которые исполняются как на соревнованиях, так и на ceilis (разновидность общественных танцев, танцевальных вечеринок). Кейли представляют собой подборку танцев с различными построениями – круговые танцы (round dances), танцы в линию (long line dances) и танцы колонной (long column dances). Тридцать из них описаны в первой, второй и третьей частях сборника ирландской комиссии по танцам “An Rince Foirne”, и знание этих тридцати танцев является необходимым условием для получения статуса преподавателя ирландских танцев. Они танцуются одинаково во всем мировом “ирландском” танцевальном сообществе с незначительными местными вариациями. Танцы, исполняемые во время ceilis и соревнований, могут слегка отличаться, в качестве хорошего примера может быть приведен the square в the Fairy Reel. Наиболее же распространенные танцы на соревнованиях – 4-hand и 8-hand джиги и рилы.

Социальные групповые танцы (Social Group Set Dances)

Эти танцы, известные как сеты или полусеты, в их многообразии происходят от кадрилей, танцев, в которых пары стоят друг напротив друг друга, образуя квадрат. Кадрили были очень популярны в наполеоновском Париже. Победоносные армии Веллингтона познакомились с ними и затем ввели в обиход в Англии и Ирландии. Мастера танцев адаптировали эти танцы под уже существовавшие традиционные шаги и ускорили темп до привычных рилов и джиг. Различия существовали в количестве фигур, число которых колебалось от трех до шести, при этом первоначально их было пять. В оригинальных кадрилях наличие пяти фигур обуславливалось музыкой на 6/8 и 2/4.

Групповые сетовые танцы были практически искоренены за первые семьдесят лет двадцатого столетия, поскольку рассматривались Гэльской Лигой как инородные. В последние годы сетовые танцы, такие как Kerry и Clare сеты, вернулись на арену ирландского танца и стали довольно популярны в среде людей среднего возраста.

Поскольку эти танцы не являются типично ирландскими, то подобный стиль танца и подробные шаги могут быть обнаружены во многих европейских странах, особенно в России. Сегодня групповые сетовые танцы часто танцуются с очень высокой скоростью и на дикий манер, не имеющий никакого сходства с оригинальными сетами, которые характеризуются строгой дисциплиной и хорошими манерами, определяемыми их характером (сетов).

Сегодня ирландские танцы завоевали весь мир. Танцевальные школы привлекают множество учеников не только в самой Ирландии, но и во многих других странах. Ирландские танцы стали популярны повсюду. Регулярно проводятся четыре крупных соревнования - Национальный чемпионат Америки, Всеирландский чемпионат, Чемпионат Великобритании и Чемпионат мира. По традиции, Чемпионат мира проходит в Ирландии, и на него прибывают тысячи танцоров, для которых достойный результат на чемпионате может стать началом звездной карьеры. К примеру, в 1998 году Чемпионат мира, проходивший в Эннисе (Ennis), собрал три тысячи участников и еще семь тысяч тренеров, учителей и болельщиков.

Ar Rinci Foirne ("групповые танцы") – книга, описывающая танцы кейли. Вышла впервые в виде 10 описанных схем в 1939 году. К 1943 году вышла вторая книга с еще десятью схемами, а в 1960 г. вышла последняя часть. Далее части были объединены, и существуют по сих пор в виде одной книги с 30 описанными схемами кейли.

Адисиарджи (A.D.C.R.G. - Ard Diploma Coimisiun le Rinci Gaelacha) – сертификат судьи ирландского танца.

Бегиннерс (Beginners level) – начальный базовый уровень владения техникой ирландского танца.

Грейды (Grade Exams) – экзамен для танцоров, включающий теоретические и практические вопросы по сольным ирландскми танцам и групповым. По версии WIDA - состоит из 11-ти частей. После сдачи всех частей танцор получает два учительских сертификата - T.C.R.G. и T.M.R.F.

Драма (Drama Dance) – соревнования шоу-номеров/мини-спектаклей, небольшой сценический небольшой номер на соревнованиях по ирландскому танцу

Дриллинг (drill, drilling) - разновидность тренировки, заключающаяся в многократном повторении элемента, связки элементов или степов целиком с целью улучшения техники исполнения.

Интермидиат (Intermediate level) – третий уровень развития ирландского танцора. Подготовительный этап к более сложному уровню Оупен (Open).

Лидераунд (lead a round) – первый степ любого танца. Традиционно может исполняться по кругу, но чаще направление бывает самое разное.

Ойряхтас (Oireachtas) или Open Championship - крупный чемпионат. Бывают квалификационными с названием Nationals, которых может быть несколько и проходящих в разных регионах; крупными итоговыми, такими как Чемпионат Европы и Чемпионат Мира, а также наикрупнейшими и главными - All Ireland, All Scotland и т.д.

Оупен (Open level) – наивысший уровень техники ирландского танца.

Открытая платформа - (Open platform) - статус проведения мероприятий, когда организации разрешают участие в своих соревнованиях танцоров любых комиссий, школ, преподавателей.

Премьершип (Premiership) соревнования за кубок – за звание победителя в своей возрастной группе. На соревнованиях WIDA исполняют рил и джигу лайт либо требл.

Прелиминари (Preliminary, Pre-championship) – соревнования уровня Open, для танцоров пока не имеющих право танцевать Open Championship.

Праймери (Primary level) – второй базовый уровень исполнения ирландского танца. Подготовительный этап к более сложному уровню Интермидиат (Intermediate). Движения танцев сложнее, а музыка исполнения медленнее.

Реколл (Recall) – решающий раунд в чемпионате по ирландским танцам, отсеивающий 50 и более процентов участников.

Силлабус (Syllabus) – свод танцев, обязательных к исполнению на конкретном чемпионате или феше, а также расписание феша или чемпионата.

Сет (Set) – имеет несколько значений:
Часть традицонного танца (trad set) – вторая его часть
Общее краткое название сольного танца (traditional set, modern set)
Общее название народного танца (народные ирландские сеты)
Тип постороения в групповых танцах (в виде сета)

Степ (Step) – имеет несколько значений:
1. В значение «схема», «связка» - общее название части танца, например, первый степ или первая связка.
2. В значении, определяющей часть сетового традицонного танца в жесткой обуви, где первая часть так и называется «степ», а вторая «сет».
3. В значении собственно «степ» - от общего определения танцевального направления, где ритм отбивается ногами, облаченными в специальную обувь с набойками.

Тайминг (T, timing) - как требование к исполнению означает четкое попадание движения танцора под музыку. Как музыкальный термин означает определенный музыкальный размер (джиговый, риловый, хорнпапйповый)

Тисиарджи (T.C.R.G. - Teastas Coimisiun ле Rinci Gaelacha) – сертификат преподавателя сольных ирландских танцев. Нормы и правила для сертификата впервые были введены в 1943 году An Coimisiun. Это первый сертификат учителя по ирландскому танцу, позднее были структурирован экзамен на судью и учителя кейли.

Тэмээрэф (T.M.R.F. - Teastas Muinteora Rince Foirne) – сертификат преподавателя танцев кейли

Фэш (Feis) - фестиваль различных направлений ирландской культуры. Конкретно в ирландских танцах означает региональное соревнование. Как правило, название мероприятия связано с городом либо фешу присваивают свое уникальное имя. Например, Moscow Open feis или Sweets of May Open feis.

Чемпионшип (Open Championship) – соревнование уровня Open, где победитель получает титул Чемпиона

Трофи (Trophy) соревнования за кубок. На соревнованиях An Coimisiun исполняют 16 тактов любого сольного танца, кроме традиционного сета.

Шан Нос (sean-nos) - исконно народный, сольный традиционный ирландский стиль танца («sean-nos - старый стиль»). Это особый вид народных ирландских танцев, отличающихся простыми движениями и схемами.

Шоу (show) – большое продолжительное представление, танцевальный спектакль из множества номеров, если говорить о большой сцене или небольшой сценический номер, если говорить о соревнованиях (show competitions).

Аут (out) – элемент продвинутого уровня в ирландских танцах - высоко поднятая вверх прямая нога. Может существовать как отдельный элемент или как связующий с остальными (см. Джамп аут)

Антраша (от фр. «entrechat») – элемент для продвинутых танцоров. В основе элемент классической хореографии, где за один прыжок танцор совершает от двух и более скрещенных движений ногами в воздухе спереди назад. В случае ирландских танцев основную работу выполняет одна нога.

Бабочка (butterfly) – движение для продвинутых ирландских танцоров. Совершая прыжок вверх с двух ног, стопы делают круговые движения вниз внутрь и вверх в сторону и далее вниз, похожие на взмах крыльев.

Байсикл (bicycle, «велосипед») – сложный элемент ирландского танца. В процессе прыжка движение ног танцора при этом напоминает движение ног при езде на велосипеде.

Браш (brush) – мягкое иди степовое движение. Представляет собой движение вытянутой стопы снизу наверх на «кат» - напоминает смахивающие движения щеткой.

Бокс (box) – движение в ирландском степе, когда пятками и стопами создается элемент, очертаниями напоминающий "коробочку"

Боди (body) - фигура в ирландских кейли, состоящая в свою очередь из нескольких фигур, которая повторяется в течение танца несколько раз

Драм ролл (drumming rolls) – степовый элемент, состоящий их трех ударов: шаг задней ногой, удар передней набойкой и удар набойкой пятки. Передняя нога при этом совершает выкручивающие движения.

Джамп (jump, «прыжок») – общее название движений, когда есть прыжок. Есть множество разновидностей в зависимости от техники исполнения: например, «джамп два три» (jump 2-3) - простой базовый прыжок, иногда называют «риловый прыжок». При связке с прочими элементами может иметь соответствующие названия: хоп-джамп, кат-джамп и т.п.

Джамп овер (jump over, leap) – высокий прыжок с зависанием в воздухе, которое достигается удержанием ноги спереди и резким поднятием задней

Джамп аут (jump out) - высокий прыжок с зависанием в воздухе с выносом задней ноги вперед на движение аут

Кат (cut, «резать») – базовый элемент, как правило, совершаемый одной согнутой в сторону и вверх ногой (стопа стремится к бедру, колено смотрит вниз), при этом опорная нога прямая. Бывает двойным передним, когда передняя нога при одном прыжке делает два повторения элемента, а также двойным двусторонним, когда кат делает и передняя нога и задняя опорная – обе ноги смотрят в разные стороны.

Клик (click) – степовый элемент. Общее название, когда удар производится каблуками, где одна нога ударяет по другой. Звук напоминает щелчок. Есть масса разновидностей.
Simple clicks (click 2-3) – простые элементарные клики
Through clicks – клики с продвижением
Click-out – удары происходят при движении прямых ног, где ударная рабочая нога поднимается высоко вверх
Click-cut – удар задней ногой о переднюю с выносом вперед на кат
Back click – движение происходит сзади
Double/Triple/Guadruple clicks – двойной, тройной, четверной удар

Кик (kick) – движение в ирландском танце, где удар передней частью стопы задней ноги приходится на переднюю пятку. Встречается чаще в степовых танцах.

Лидераунд (lead around) – первый степ любого сольного танца, может представлять собой круг либо другую траекторию.

Пойнт (point) – базовый элемент. Нога вытянута от бедра до стопы, пальцы ног собраны, касание пола происходит в виде «точки» вытянутым большим пальцем, пятка смотрит наверх.

Пойнт энд бэк (point&back) - базовый элемент, состоящий из собственно пойнта и убранной затем ноги назад.

Променад (promenade step, «прогулочный шаг») – базовый элемент в ирландских танцах, используемый в основном как шаг в групповых танцах и в простых сольных танцах, может быть связующим звеном и в более сложных степах. В «народе» иногда его называют кантри-шаг (country step), то есть «деревенский шаг».

Птичка (bird) – сложный элемент, представляющий из себя прыжок с высоко поднятой передней ногой, согнутой толчковой и с приземлением на нее же.

Пятерка - элемент ирландского степа, состоящий из пяти ударов

Райзинг степ (rising step, сходен с rise&grand) – базовый джиговый элемент, представляющий из себя по сути связку «хоп, хоп бэк, хоп бэк, 3 шага на месте». Используется в базовых танцах и как связующий элемент в джиговых кейли танцах.

Риловый прыжок - базовый прыжок, иначе джамп-2-3. В разговорной речи его могут сокращать до слова "рил".

Сайд степ (side step, «боковой шаг») – связующий элемент в ирландских танцах, шаги в сторону или вперед, совершаемые последовательно правой и левой ногой.

Свинг (swing) – имеет два значения:
1. Круговые вращения парами в кейли танцах
2. Сольный элемент, представляемый собой прыжок вверх с высокой поднятой согнутой ногой сзади.

Стамп (stump) – базовый элемент степового танца, состоит из одного удара, совершаемого одной ногой (полной стопой или каблуком) с полностью перенесенным на нее весом тела или в чистом виде одиночным ударом одной ногой.

Слайд (slide иначе «tip&dawn») – базовый элемент, как правило, ирландского степа. Состоит из одного скользящего движения, совершаемого вперед или в сторону с переступами. Встречается разновидность исполнения одной ногой и попеременно меняемыми ногами. Может быть коротким, иначе "tip" или скользящим/протяженным "slide"

Семерка - как правило, элемент ирландского степа, состоящий из семи ударов. Иногда это Севенс (см. Севенс).

Севенс (sevens) - элемент ирландских кейли танцев, представляющий собой повторяющийся сайд степ слева-направо и обратно. Иногда так называют сайд-степ в сольных танцах. См. Сайд степ.

Тёрнс (turns) - общее название движений, где происходит поворот

Твист (twist) – общее определение круговых движений стопой. Может быть как украшательным элементом при исполнении самого разного рода элементов мягкого и степового танца, или как самостоятельным элементом: при движении вперед раскрывается передняя стопа, задняя стопа выходит вперед; при движении назад – наоборот.

Тоу (toe) – характерный часто используемый элемент больше степовых ирландских танцев. Одинарный удар производится передней частью стопы, которая ставится «на палец». Может исполняться в виде двойного удара – double toe. При этом удар может быть спереди или сзади. Встречается и вариант исполнения в мягких танцах.

Требл (treble) – основной элемент степового ирландского танца, состоящий из двух ударов. Различают передние треблы (front trebles), задние (back trebles); а также они могут быть медленными (slow trebles), быстрыми (fast trebles), двойными, тройными и т.д.

Тоу волк, тоуз, тоу стэнд (toe walk, toes, toe stand) – исполнение ирландского степового танца в положение «на пальцах», аналогично движению в балете на пуантах. Может быть статичным - toe stand, или происходить в движении - Toe walk. Существует масса разновидностей и вариантов таких движений.

Тройка - элемент ирландского степа, состоящий из трех ударов. Иногда так называют 3-хенд.

Фигура - часть ирландских кейли

Хил (heel) – простое движения, что называется, на пятку. Также общее название движений, когда в схеме танца используется пятка.

Хоп (hop, «прыжок, скачок») – базовый элемент, представляющий из себя прыжок, где опорная нога прямая, а передняя нога согнута в колене. Бывает передним одинарным, а также двойным – в случае двойного повторения при одном прыжке. Исполняется также сзади – иначе бэк дабл хоп (back double hop) или бэк дабл ап (back double up).

Хоп бэк (hop back) – базовый элемент, общее название движения, где нога поднятая на хоп затем убирается назад и опускается последовательно после опорной. В случае, когда при движении ноги назад совершается прыжок на две ноги, это «хоп бэк джамп» или «хоп джамп».

Чендж (change) - базовое движение, представляющее собой смену ног

Четверка - элемент ирландского степа, состоящий из четырех ударов. Иногда так называют 4-хенд.

2-хенд, 3-хенд – малые фигурные танцы, участвуют соответственно 2 или 3 человека, и это, как правило, рил. Авторские танцы.

4-хенд, 6-хенд, 8-хенд, 16-хенд – групповые танцы кейли с соответствующим участием от 4 до 16-ти человек. Имеют описанные схемы и исполняются строго по описанию.

Джига (Jig) – тип тайминга и общее название старейшего ирландского танца. Бывает: медленной, быстрой, степовой и мягкой. Существуют: требл джига, сингл джига, лайт джига, слип джига.

Кейли (Ceili) - общее наименование групповых ирландских танцев. 2 или 3 участника - малые фигурные танцы, 4-6-8-16 - большие групповые танцы, 30 схем которых описаны в книге Ar Rinci Foirne.

Лайт джига (Light Jig) - ирландский танец, двойная джига (Double Jig), музыкальный тайминг 6\8. Простейший танец, исполняется в мягкой обуви.

Модерн сет (Modern set) - сложный танец продвинутого уровня, может быть джигой или хорнпайпом, исполняется под традицонные мелодии, но с авторской хореографией. Танцуется сольно в решающем последнем раунде соревнований Open Championships.

Нон-трад (Non-Traditional Set) = Модерн сет (Modern set)

Рил (Reel) – ирландский танец с шотландскими корнями, музыкальный тайминг 4/4. Может иметь разную скорость с соответствующей ей сложностью. Может быть мягким (soft reel) или исполняться в ботинках (treble reel).

Сингл джига (single jig) – ирландский танец, музыкальный тайминг 6\8 или 12\8, одинарная джига. Простейший танец, исполняется в мягкой обуви. Отличается большим количеством прыжков, простых шагов и элементов, иногда называется еще и Hop Jig

Слип джига (Slip Jig) – ирландский танец, музыкальный тайминг 9\8. Исполняется преимущественно в мягкой обуви, считается преимущетвенно женским танцем.

Требл джига (Treble Jig, Heavy Jig) – ирландский танец, музыкальный тайминг 6\8, джига в жесткой обуви, сопровождается характерным ритмическим рисунком, и бывает медленной и быстрой

Требл рил (Treble Reel) - танец в жесткой обуви, исполняемый в тайминге рила. См. Рил

Трад сет (Traditional Set) - ирландский танец, может быть джигой или хорнпайпом, исполняется под узнаваемые мелодии с традиционной хореографией. Обязательный танец сольных соревнований, для каждого уровня - свой танец.

Фигурник (Figure Dance) – групповой танец. Может быть малым (2- и 3-хенды) и более массовым (от 10 человек и более)

Хорнпайп (Hornpipe) - ирландский танец с английскими корнями, музыкальный тайминг 2\4 или 4\4, исполняется преимущественно в жесткой обуви.

Хоп джига = см. Сингл джига

Ассоциация или Комиссия – организация, объединяющие в себе целый ряд школ со своим уставом, правилами, президентом и т.д. Под патронажем этой комиссии проводятся соревнования и другая танцевальная деятельность. На данный момент таких организаций около 20-ти, часть из которых независимые, а часть региональные ответвления от АнКом

A.I.D.A. - Australian Irish Dancing Association Inc –самая крупная ассоциация ирландского танца базирующаяся в Австралии. Входит в число сильнейших. Состоит в C.L.R.G. Официальный сайт http://aidainc.com/

Conradh na Gaeilge - Гэльская лига - организация, созданная в 1893 году 31 июля для сохранения ирландского языка и культуры. Организаторы: Дуглас Хайд, Юджин О’Гроуни, Еойн МакНейл, Люк Уолш. Именно с основанием Лиги официально стали открываться ирландские школы, в том числе ирландского танца. Комиссия C.L.R.G. - официальное детище этой комиссии. Официальный сайт https://cnag.ie

C.I.D.T. - The Congress of Irish Dance Teachers или АнКогал (An Comhdhail, Comhdhail na Muinteoiri le Rinci Gaelacha Teoranta) – вторая по старшинству комиссия по ирландскому танцу после C.L.R.G. Платформа закрыта на территории Англии и Ирландии, исключая Дэрри. Данный феш проводится совместно с C.L.R.G. На территории Америки все феши проводятся с открытой платформой. Официальный сайт http://www.irishdancingorg.com

C.L.R.G. - АнКом (An Com, An Coimisiun le Rinci Gaelacha)– старейшая и крупнейшая комиссия по ирландскому танцу. С 1930г. существовала как орган, регулирующий все действия в ирландском танцевальном мире, была и находится под патронажем Гэльской лиги. Президентом с основания и до 2004 был Tomas O Faircheallaigh. В 1932г. был утвержден состав комиссии и началась ее основная деятельность. Имеет порядка 9ти официальных ответвлений, платформа закрытая с обеих сторон, к членству допускаются только сертифицированные комиссией учителя и судьи. С подачи именно этой комиссии выпускаются книги, структурирующие и описывающие все кейли-танцы. Официальный сайт http://www.clrg.ie/

C.R.N. (Cumann Rince Naisiunta) – существует с 1982г. Одна из немногих комиссий с открытой платформой. Основной девиз: "Do not do to others what you would not like done to you". Создана группой из 12-ти преподавателей. Придерживаются традиционного стиля, где больше ценят технику танца, его тайминг, нежели сложные трюки. Официальный сайт: http://www.crn.ie

C.A.I.D. - Celtic Association of Irish Dance. - организация, пропагандирующая ирландские танцы для удовольствия - «just for fun». Войти в состав можно, не имея учительского сертификата. Имеет школы на территории Англии, преимущественно на Юго-Востоке и в Ирландии. Часть фешей закрыты и участие возможно только по приглашениям, другая часть – открытая платформа. Официальный сайт: http://caid-irishdance.webs.com

C.C.E. - Comhaltas Ceoltoiri Eireann – большая организация, пропагандирующая традиционную ирландскую музыку. Проводят музыкальные, танцевальные и языковые классы. Официальный сайт: http://comhaltas.ie

C.I.D.A. (ранее C.D.A.) - Celtic and Irish Dance Association Inc. – небольшая ассоциация на территории юга Австралии. Существует с 2001 г. Пропагандируют простоту и доступность ирландских танцев всем, без гламура и огромных финансовых вложений, в частности это касается строгости в традиционности костюмов. Примечательны тем, что каждому участнику выдается диплом участника соревнований. Официальный сайт: http://www.celticdance.com.au

C.M.F.A. - Cead Mile Failte Association - небольшая танцевальная организация на территории нескольких графтств в Англии (Hertfordshire, Kent, Essex, Sussex and Wiltshire). Проводят феши среди своих школ. Но есть исключение, летний феш Hemel Open с открытой платформой. Официальный сайт: http://cmfa-id.co.uk

C.R.D.M. - Cumann Rince Dea Mheasa – комиссия, существующая с 2002 года, имеет открытую платформу. Целью основания было сохранение истории ирландского танца и продвижения ее в будущее, стремится сделать ирландские танцы доступными для всех. Называет себя организацией с деловой репутацией. Официальный сайт: http://www.crdm.ie

C.R.G. Cumann Rince Gaelach, существующая примерно 20 лет, создана в Ирландии и пропагандирует высокие стандарты танца с сохранением как удовольствия так и его конкурентноспособности. Комиссия с открытой платформой. Проводят одно соревнование в месяц и стараются, чтобы все участники получили награды. Официальный сайт: http://crgirishdance.webs.com/

F.D.T.A. (Festival Dance Teachers Association) - с 1971 года называлась Nine Glens Association, с 2002 г существует как FDTA. Уникальны своим исконно традиционным стилем танцевания именуемым как «фестивал-стайл». Располагаются преимущественно в Северной Ирландии. предлагают спокойную и яркую атмосферу, в которой учиться, танцевать и соревноваться. Фестиваль танцы очень традиционный и отличается, что видел в других feiseanna но есть продолжает перекрестный стилей между ними и их членов школ могут танцевать открытую платформу feiseanna, если пожелает. Официальный сайт: http://www.fdta.net

J.I.D.A.- Japan Irish Dancing Association - комиссия ирландского танца в Японии, существующая с 2000г. Официальный сайт: http://www.roisindubh.jp/jida/

I.D.T.A.N.A. - The Irish Dancing Teachers Association of North America – ассоциация, основанная в 1964 году. Состоит в содружестве с An Coimisiun и имеет несколько ветвей: Mid Atlantic, Mid America, Western US, Eastern Canada, Western Canada, New England, Southern US. Официальный сайт: http://www.idtana.org

I.D.T.A.C. - Irish Dance Teachers Association of Canada состоит в содружестве с Irish Dance Teachers Association of North America, North American Feis Commission и An Coimisiun Le Rinci Gaelacha. Официальный сайт: https://idtace.wordpress.com/

I.M.D.A. - Irish Music and Dance Association ассоциация ирландской музыки и танца Благотворительная некоммерческая культурная и образовательная организация. Она была создана для развития, поддержки, координации всех программ в области ирландского танца и музыки. Миссия ассоциации заключается в оказании поддержки и содействия ирландским культурным традициям, обеспечивая их дальнейшее развитие.
Официальный сайт: http://irishmusicanddanceassociation.org

N.A.F.C. - North American Feis Commission – управляющая организация An Coimisiun le Rinci Gaelacha в Канаде и Америке. Официальный сайт: http://northamericanfeiscommission.org

N.S.I.D. - Nordic Society of Irish Dancers – существует с февраля 2000г. Создана с целью коммуникации людей, интересующихся ирландской культурой в скандинавских странах и за их пределами. Объединяет школы Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии. Под эгидой организации ежегодно проводится Nordic Feis – фестиваль ирландской культуры и феш. Официальный сайт: http://nsid.org/

R.T.N. - Rince Tuatha Nua – Rince Tuatha Nua (Rink-a Two-a New-a) примерно в переводе означает «Новое сообщество ирландского танца». Существуют с 2013г. Организована преподавателями, желающими сделать другой надежный тип организации ирландского танца. Базируются в Америке, платформа открытая. Проводят North American Nationals Официальный сайт: http://www.rtnirishdance.com

R.T.M.E. - Registered Teachers Mainland Europe ветка An Coimisiun le Rince Gaelacha, группа, объединяющая преподавателей континентальной Европы Официальный сайт: http://www.europeirishdancing.com/

T.I.D.A.N.Z. - Traditional Irish Dance Association of New Zealand – ветка An Coimisiun le Rinci Gaelacha в Новой Зиландии. Официальный сайт: http://www.irishdance.co.nz

W.I.D.A. - World Irish Dance Association – независимая полноценная комиссия, основанная в 2004 г в Нидерландах. Объединяет школы в более чем 20-ти странах по всему миру. Открытая платформа для всех ассоциаций. Проводит феши и чемпионаты в полном ассортименте, включая Мировой, Европейский и Все-Ирландский, принимает экзамены, дает открытые мастер-классы. Официальный сайт: http://irish.dance

Организации бывшие ранее

AFC/AAIDT - American Feis Association/American Association of Irish Dance Teachers - Американская Ассоциация учителей Северной Америки, была основана в 1998 году. Ныне распущена.

BAID - British Association of Irish Dance, существовала между 2000-2010г.г.

FIDT - Federation of Irish Dance Teachers, северо-американская организация.

IDN - Irish Dancing Net - началась как движение, чтобы противостоять коммерциализации, собственности и власти, направленное на обеспечение качества и ценности ирландских танцев

NAIDF – North American Irish Dance Federation Некогда существовавшая независимая Северо-Американская Федерация с открытой платформой. Ассоциация на данный момент влилась в WIDA.

PIDTA - Performance Irish Dance Teachers Association - была организована для объединения школ, преподавателей и танцоров, не заинтересованных в соревновательной деятельности

S.P.I.D.A - St Patrick’s Irish Dance Association - организация, базировавшаяся в Южной Англии в 90-х. После ее закрытия школы влились в CAID и CMFA.

Пампсы – pumps – обувь для ирландского мягкого женского танца

Ботинки – обувь для ирландского жесткого танца

Риловые ботинки – обувь для мягкого мужского танца

Тиара, Диадема – яркое украшение для головы, женский аксессуар как дополнение к прическе

Бан – пучок – небольшой шиньон как украшение для ношения на выступлениях

Виг или фул виг – полный кудрявый парик, традиционно применяется на соревнованиях девушками для сохранения традиций и сохранения своих волос.

Харды – обувь для ирландского степа, или общее название танцев в твердой обуви

Софты – обувь для мягкого танца или общее название танцев в мягкой обуви

Пояс – некогда бывшая ранее деталь костюма ирландского танцора. В старых школах носили в виде пояса-шнура с кистями, потом трансформировались в широкие пояса. На данный момент такими поясами традиционно награждают молодых людей – победителей больших чемпионатов.

Термины, которые часто употребляются в процессе практических занятий:)

Бирюлёво - одноимённое внутригородское муниципальное образование Москвы, через которое иногда танцор разворачивает ногу, хотя знает кратчайший путь - от собственного бедра

Дом - место, где обычно забывают всё, начиная от схемы танца, заканчивая выворотностью, скрещенностью и даже таймингом.

Иван Федорович Крузенштерн - "человек и пароход", исполняющий за танцоров всю их самостоятельную черную работу. Иногда заменяет АС Пушкина.

Кракозябра - очень сложный элемент ирландского танца, который прекрасен в идеальном исполнении, но не даётся для изучения даже с сотого повторения

Кузнечик - фигура сольного танца, отдаленно напоминающая "хоп".

Крокодильчик - фигура сольного танца, где две поднятые вверх прямые ноги напоминают кровожадного крокодильчика.

НУИДА (NUIDA, Nemnogo Ubogo Irish Dance Association) альтернативная или диванная танцевальная комиссия ирландского танца с полным отсутствием технических требований, куда обычно отправляют танцора, если он не подошел ни одной официальной организации

Огурцы - лидераунд неправильной формы, а также фигура в кейли, состоящая из подряд исполненных семерок.

Порнпайп – танец, исполненный не самым приличным образом, но отдаленно по хореографии напоминающий традиционный хорнпайп.

Трабл - появляется у танцора и его тичера, когда не пробивается требл. В этом случае иногда требл джига трансформируется в "трабл джигу".

Тичер - человек, обучающий ирландскому танцу с нуля. Бывает также тренером, когда заставляет делать планку и прыгать на скакалках, а также преподом, когда читает воспитательные лекции

Ушки - коленки, воротность которых вышла из-под контроля.
http://сайт/irish-dance-dictionary

© Killarney Irish Dance School 2014-2016

ВВЕДЕНИЕ

Танец зародился вместе с первыми людьми и неотступно следовал за человечеством, помогая преодолевать страхи, выражать свои мысли и делиться этими мыслями с окружающими.

Первые танцы носили, прежде всего, ритуальный, и, говоря современным языком, терапевтический характер. А так как в зависимости от условий обитания того или иного народа изменялся характер опасностей, стиль жизни, то и танцы разных групп значительно отличались друг от друга.

С развитием национальных особенностей того или иного народа, с формированием характера и темперамента формировались и народные танцы. Именно благодаря различиям между представителями различных этнических групп, особенностям той или иной нации мы можем наслаждаться такими разными народными танцами.

Народный танец - это история народа, его самобытность, олицетворение его души.
Танцы народов мира - это своеобразное путешествие не только по планете, но и во времени. Но в то же время - это бесконечный источник вдохновения для хореографов и балетмейстеров, и для самих танцоров. Ведь в каждом национальном танце мы можем найти элементы, которые позволяют обогатить танцевальную композицию.

Народные танцы легли в основу бальных танцев, в основу современных танцев и даже в основу некоторых боевых искусств.
Национальный танец каждой страны по-своему прекрасен, но некоторые народные танцы заняли особенное место. Это относится к латиноамериканским танцам зажигательные ритмы которых присутствуют практически во всех современных клубных танцах или ирландские танцы, которые собирают огромные залы, а знаменитый Майкл Флэтли является одним из самых высокооплачиваемых танцоров мира. Так в чём же феноменальная популярность шоу Lord Of The Dance, Rhythm of the Dance, Riverdance? Ответить на этот вопрос можно вернувшись на несколько веков назад и оказавшись в древней Ирландии.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
История ирландских танцев

Первые упоминания об ирландских танцах относятся к XI веку. Речь идёт о традиционных танцевальных гуляниях, которые называются feis (феш). Но лишь в XVI веке появляется подробное описание ирландского танца.

Для всех древних ирландских танцев были характерны быстрый темп и приставные шаги. На ирландские танцы серьёзное влияние оказали французские и шотландские танцы. И быть может танцевальная культура Ирландии повторила печальную судьбу многих национальных танцев и со временем они стали бы лишь призраком ушедшего времени. Но английская метрополия помогла сохранить самобытный ирландский танец.

Колонизаторы столь упорно боролись с проявлением всего «народного» и в середине XVII века Англий был введён «Карательные законы», которые запрещали обучать ирландцев чему бы то ни было, в том числе – танцам. К тому же католическая церковь признала ирландские танцы демоническими и наложила на них строжайший запрет. По сути ирландские танцы одни из немногих, на которые был наложен официальный запрет. В своё время осуждали вальс, кубинскую мамбу, аргентинское танго, но официально эти танцы не были запрещены. Хотя запреты добавили им популярности. Что же говорить об ирландских танцах, которые сразу же обрели особую притягательность. Более ста пятидесяти лет!!! ирландские танцы были вожделенным запретным плодом, им обучались тайно, а знания передавали бродячие мастера. Согласитесь, что вполне логично, что в такой атмосфере популярность танцев росла с каждым днём. Ведь часто то, что запрещают становится особенно привлекательным.

В конце XVIII века начали появляться первые школы танца. Мастера, преподававшие ирландские танцы привносили в танец собственные элементы (прыжки, подскоки, повороты) и каждая школа обладала собственным стилем.
В конце XIX века начался процесс, получивший название Гэльское возрождение. Суть его сводилась к возрождению традиционной ирландской культуры и танцы были одним из важнейших направлений этого процесса. Для возрождения ирландской танцевальной культуры Гэльской лигой в начале XX века была создана Комиссия по ирландским танцам, которая занималась формализацией и описанием ирландских танцев. В результате танцы, у которых были сильно заметны иностранные корни, например, сетовые танцы были проигнорированы. За основу же Лигой была принята южная («мюнстерская») танцевальная школа.

Виды и разновидности ирландских танцев
Как говорилось выше комиссия по ирландским танцам строго следит за тем, чтобы танец был как можно ближе к своим историческим корням. Соответственно все виды ирландских танцев исполняются под традиционные ирландские танцевальные мелодии. Это - рилы, джиги и хорнпайпы.

Ирландские сольные танцы (Irish Stepdance)
Отличительной чертой ирландских сольных танцев являются быстрые и чёткие движения ногами при остающихся неподвижными корпусе и руках. Неподвижные руки обусловлены, по одной из версий, гонениями церкви, утверждавшей, что движение рук танцоров - это часть сатанинского обряда. Есть более прозаическая версия, по которой у танцоров раньше было слишком мало места для выступлений (импровизированная сцена создавалась из обычной двери). Ирландские сольные танцы развивались ирландскими мастерами танца в XVIII-XIX веках и жёстко стандартизированы Комиссией по ирландским танцам. Именно на этой технике основывается зрелищность шоу Riverdance.

Ирландские кейли (céilí)
Это как парные, так и групповые танцы, основанные на стандартных шагах ирландских сольных танцев. Кейли представляют собой подборку танцев с различными построениями.

Круг: танцоры парами берутся за руки, образуя круг.
Шеренга: танцоры выстраиваются в две шеренги, девушки напротив молодых людей. На количество пар в разных танцах накладывается разное ограничение: любое чётное количество, не больше 5 пар и т. п.
Сет: от двух до восьми пар на одинаковом расстоянии друг от друга образуют треугольник, квадрат или многоугольник.
Улица, или колонна: к сету из двух пар спина к спине строится следующий сет, к ним следующий и так далее, в зависимости от количества желающих танцевать и свободного места. Улица может также строиться из троек танцоров (две партнёрши с одним партнёром) и четвёрок (две пары рядом).
Для танца характерны сложные перестроения внутри своего сета. В танцах шеренгой и улицей после окончания сюжета партнёры оказываются на других местах и начинают танец снова с другими контр-партнёрами. Танцы в сете обычно имеют сложное строение танца с вступлением, завершением, «боди» - телом танца которое повторяется несколько раз, и фигурами, которые танцуются между боди и не повторяются.

Сет-танцы (Set Dancing) - парные ирландские социальные танцы. В отличие от кейли базируются на относительно простых шагах французских кадрилей.

Шан-нос (sean-nós) - особый стиль исполнения традиционных ирландских песен и танцев, не затронутый деятельностью мастеров танца и Гэльской лиги, сохранившийся в регионе Коннемара.

Постановочные фигурные танцы (Choreographed Figure Dances)
Эти танцы основываются на стандартных сольных ирландских танцах и фигурах кейли. Но это, прежде всего, зрелищный вид танцев. Здесь участвует много танцоров. Так как это прежде всего, шоу, то при постановке номеров допускают различные отступления от стандартов для повышения зрелищности. Большинство известных ирландских танцевальных шоу - это постановочные фигурные танцы.

Каждая разновидность танца исполняется под традиционную мелодию, которая имеет свой размер. Основные виды - это джига, рил, хронпайп.

Джига - это старинная мелодия кельтского происхождения. В зависимости от музыкального размера мелодии, в которой исполняется танец, выделяют лайт (дабл)-джигу, слип-джигу, сингл-джигу и требл-джигу. Обычный музыкальный размер этих видов джиги составляет 6/8.

Совершенным особняком стоит слип-джига, исполняемая на особый размер 9/8 и исключительно в мягкой обуви. Именно слип джига взята за основу шоу Riverdance.

Сингл джига в настоящее время исполняется как light dance (без ударов или звука) на 6/8 и в редких случаях на 12/8.
Дабл джига (The Double Jig) может танцеваться как light dance (в мягкой обуви), так и в жёсткой обуви с отстукиванием ритма. Если она танцуется в жёсткой обуви, то иногда она относится к The Treble Jig, или The Heavy Jig, или The Double Jig, которые танцуются на 6/8.

The Heavy Jig - единственная из них, которая танцуется исключительно в жёсткой обуви, так что танцор может особенно оттенить танец звуком и ритмом.

Рил возник во второй половине XVIII века в Шотландии. Обычный музыкальный размер рила 4/4. Рил танцуют в мягкой обуви (изи-рил) и в жёсткой (трэбл-рил). Мужской "мягкий" рил исполняется в специальных ботинках с каблуком, но без набоек на носке. Часто является частью шоу, но редко исполняется на традиционных соревнаваниях.
Хорнпайп произошёл из Англии елизаветинских времен, в которой он исполнялся в качестве сценического действа. В Ирландии он танцуется совершенно иначе и с середины восемнадцатого века исполняется под музыку 2/4 или 4/4 в жёсткой обуви.

Одежда и обувь для ирландских танцев
Обувь для ирландского танца делится на два вида:
мягкая (англ. soft shoes)
жёсткая (англ. hard shoes).

Мягкая обувь (ghillies или pumps) представляет собой лёгкие кожаные тапочки без каблука и набоек, с длинными шнурками. Тапочки, как правило, одинаковые для обеих ног. Обычно для этой обуви используется чёрная кожа, однако можно найти и цветную пару для шоу-выступлений.

Мужская мягкая обувь - кожаные ботинки с мягкой подошвой и небольшим каблуком, позволяющем танцорам делать клики даже в танцах в мягкой обуви. Жёсткая обувь более специфична: туфли, как правило, чёрные, на небольшом каблуке с набойкой на носу, из-за чего нос приподнимается и становится немного выпуклым. Для лучшего крепления на ноге помимо шнурков у них есть кожаный ремешок. Для производства набоек и каблуков используется различный пластик.
Женский костюм для ирландского степа часто представлен коротким платьем с довольно широкой юбкой, так как в этом виде танца основное внимание уделяется движениям ног, которыми в некоторых танцевальных шагах нужно успеть сделать довольно широкое и быстрое движение. Платье яркое, часто - разноцветное, украшается кельтскими узорами. Женский костюм дополняется также белыми гольфами, длиной чуть ниже колена.

Мужской костюм для ирландского степа представляет собой неширокие штаны и рубашку, часто с широкими рукавами.

Ирландские танцы: восхождение
Ирландские танцы так бы и остались популярными лишь в национальном масштабе. Но1994 год изменил всё. Именно в апреле этого года на музыкальном шоу Евровидение, которое проходило в Ирландии мир увидел танцевальное шоу Riverdance, в котором участвовали чемпионы по ирландским танцам Джин Батлер и Майкл Флэтли. Шоу настолько потрясло зрителей, что в скором времени появилось ещё несколько проектов. Среди них особенно выделятся шоу:

Lord of the Dance
Lord of the Dance («Повелитель Танца», также «Властелин Танца», «Король Танца») - ирландское танцевальное шоу, поставленное хореографом Майклом Флэтли в 1996 году. Автором саундтрека является Ронан Хардиман.
Сюжетное шоу, базирующееся на кельтской фолк-музыке и ирландских народных танцах, завоевало широкую популярность. Труппа неоднократно совершала туры по Европе и США.

Feet of Flames
Feet of Flames («Языки пламени») - ирландское танцевальное шоу, поставленное хореографом Майклом Флэтли. Автором музыки является Ронан Хардиман. Шоу Feet Of Flames является переработанной, более современной версией Lord of the Dance. Хотя сюжет шоу остался тем же, хореография танцев изменилась, музыкальные композиции были переаранжированы, изменились костюмы и состав участников.

Celtic Tiger
Celtic Tiger (англ."Кельтский тигр") - шоу ирландского танца, поставленное Майклом Флэтли, который также исполняет одну из главных ролей. Celtic Tiger совмещает в себе ирландские танцы с балетом, фламенко, хип-хопом и сальсой. Музыка к шоу написана Ронаном Хардиманом.

Dancing on Dangerous Groun d
Dancing on Dangerous Ground - шоу ирландского танца, созданное Джин Батлер и Колином Данном. Оно было презентовано в Лондоне в Theatre Royal Drury Lane (англ.) в 1999. Американская премьера шоу состоялась в Нью-Йорке в Radio City Music Hall в 2000.

Riverdance
Танцевальное шоу Riverdance впервые было представлено на конкурсе Евровидение 1994. В этом выступлении участвовали чемпионы по ирландским танцам Джин Батлер и Майкл Флэтли и кельтский хор Anúna; музыка была написана композитором Биллом Уиланом. Флэтли сам был хореографом своей партии, Джин Батлер поставила танцы и для себя, и для всей остальной труппы. Riverdance the Show. Riverdance был спродюсирован и срежиссирован семейной парой, Джоном МакКолганом и Мойей Доэрти. Riverdance до сих пор выступает по всему миру, хотя и в сокращённом формате и на меньших концертных площадках.

Звёзды ирландского танца
Джин Ба́тлер - профессиональная ирландская танцовщица. Родилась 14 марта в Минеоле, штат Нью-Йорк. Окончила Бирмингемский университет, получив диплом с отличием по специальности Театр и Драма. Получила Irish Post Award за «выдающиеся достижения в ирландских танцах» в апреле 1999. Мать начала учить Джин ирландским танцам, когда ей было 4 года. Был приглашён известный преподаватель Donny Golden. Джин также училась классическому балету и американскому степу, но основной упор делался на ирландский степ. Благодаря своему таланту, Джин выигрывала региональные и национальные турниры, занимала хорошие места на мировых соревнованиях. Джин выступала вместе с группами Green Fields of America и Cherish the Ladies; когда ей было 17, она дебютировала с Карнеги-холле на концерте The Chieftains. В 1994 по приглашению продюсера Мойи Дохерти, Джин приняла участие в семиминутном перерыве на конкурсе Евровидение в номере, названном Riverdance.

Майкл Флэтли
Майкл Райан Флэтли (англ. Michael Ryan Flatley) - американо-ирландский танцор, хореограф, музыкант и продюсер, известный постановкой танцевальных шоу Lord of the Dance и Feet of Flames. Дважды становился рекордсменом Книги Гиннеса как самый быстрый танцор чечетки в мире (в 1989 году 28 ударов в секунду, в 1998 году 35 ударов в секунду). Майкл родился 16 июля 1958 года в Детройте и вырос в Чикаго, США. Танцевать начал с одиннадцати лет, в семнадцать лет выиграл Ирландский национальный конкурс танца. Параллельно некоторое время успешно занимался боксом. В 1975 выиграл чикагский чемпионат «Золотые Перчатки». Занимался также игрой на ирландской поперечной флейте. Записал сольный альбом. С 1980 года был участником ирландской фолк-группы, где играл на флейте. В 1978-79х как танцор гастролировал с группой Green Fields of America. В 1994 году Флэтли стал одним из главных исполнителей и хореографов танцевального шоу Riverdance. В качестве независимого хореографа Флэтли основал компанию «Unicorn Entertainments Ltd» и в 1996 поставил собственное шоу Lord of the Dance.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как мы видим, ирландские танцы – живой пример того, что народный танец может быть сверх популярным как у самого народа, так и за пределами одной страны. Причём не обязательно радикально менять стилистику в угоду современным тенденциям. Ирландский танец, исполняемый под традиционную музыку не меняется в течении столетий и вместе с тем живёт водном ритме со своим народом. Живой и динамичный, яркий и образный ирландский танец покоряет сердца не только зрителей, но и профессиональных танцоров. И доказательством тому служат крупные соревнования и чемпионаты, которые породят по всему миру и самым младшим их участникам меньше 8 лет.

Традиционные ирландские танцы - это постоянный источник вдохновения для танцоров, хореографов, балетмейстеров, педагогов. И, что особенно интересно, что хореография ирландского танца проста и неимоверно сложна одновременно, а картинка танца завораживает и удерживает внимание зрителя на протяжении двух часов.

Вконтакте