Компететностно-ориентированные задания по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Анализ «Евгений Онегин» Пушкин Просмотр содержимого документа «Почему глава открывается зимним пейзажем»

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» — это попытка автора показать всю жизнь России, постичь характер русского народа, определить дальнейшие пути его развития. Сам Н.В. Гоголь говорил, что сюжет «Мертвых душ» хорош тем, что «дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». Поэтому такую важную роль в поэме играет мотив дороги, путешествия. В разъездах героя происходят с ним случайные встречи (заблудившись, приехал к Коробочке, в трактире неожиданно повстречал Ноздрева), разные происшествия, порою неприятные (пьяный Селифан опрокинул экипаж в грязь). Эпизод из V главы — столкновение экипажей — происходит с героем по пути к Собакевичу и тоже имеет немаловажное значение для раскрытия идейного содержания поэмы.

Чичиков уезжает от Ноздрева в дурном расположении духа, взволнованный пережитым страхом. Дурное мнение о Ноздреве составилось у Селифана и даже у лошадей, не получивших овса. Размышления путников были прерваны внезапно: на них наехала «коляска с шестеркой коней», и упряжь двух экипажей перепуталась. Брань и ругань обоих кучеров усугубилась советами сбежавшихся деревенских мужиков, как расцепить экипажи. Коней развели, но они не двигались дальше и «стояли как вкопанные». В попытках сдвинуть их с места кучерам помогают дядя Митяй и дядя Миняй — эпизодические персонажи, отличающиеся силой и в то же время крайней бестолковостью, и пока кучер их не прогнал, заставить лошадей идти так и не удалось. Два этих деревенских мужика — лица, как уже было сказано, эпизодические, но они оба составляют собирательный образ русского народа. Как и девчонка, не знающая, где право, где лево, как и пьющий Селифан, и малограмотный Петрушка, бестолковые дядя Митяй и дядя Миняй — реальные характеры русских людей. Да, Гоголь изображает их в неприглядном свете, но в этом и есть художественное мастерство и объективность автора. Не приукрашивать действительность, а показать ее такой, как она есть, — вот задача честного художника. И если русский народ не только трудолюбив и талантлив, но еще и дик, невежествен, склонен к пьянству, то это не вина его, а его беда, ответственность за которую должна нести более образованная часть общества, в чьей власти находятся эти крестьяне.

Еще один значимый момент этой встречи — это впечатление, произведенное на Чичикова пассажирками злополучной коляски. В ней сидели две испуганные женщины — старуха и молоденькая девушка, очевидно, только выпущенная из института, где она воспитывалась. Девушка хороша собой, но более того, она удивительно естественна. И Чичиков размышляет по этому поводу, что главная ее привлекательность — в этой искренности и непосредственности. «Она теперь как дитя, все в ней просто, она скажет, что ей вздумается, засмеется, где захочет засмеяться». Но она не останется такой: женское воспитание предполагало заученные жесты, общепринятые фразы, жеманное поведение, искусно рассчитанные на определенное впечатление манеры. Маменьки и тетушки возьмутся за ее воспитание, научат лицемерию, и девушка «станет наконец врать всю жизнь», что обычно для светского общества. Чичиков сожалеет о ее будущем, но он не был бы Чичиковым, если бы не подумал, чья она дочь и есть ли у нее хорошее приданое. Он даже досадует на себя, почему не расспросил, кто были эти дамы, и только деревня Собакевича, показавшаяся вдали, рассеяла эти его мысли. Однако эта встреча вовсе не так случайна: в дальнейшем Чичиков снова встретит прекрасную незнакомку. Мало того, что она окажется дочкой губернатора, — предпочтение, оказанное ей Чичиковым среди лучших дам, сделает ни в чем не повинную девушку предметом разговоров и сплетен, покажет, на что способны завистливые дамы губернского города.

Таким образом, незначительный, казалось бы, эпизод, произошедший в пути с героем, сыграет свою роль в дальнейших событиях, а также даст автору возможность добавить некоторые мысли о собирательном образе русского народа, о характере женского воспитания в России и роли женщины в светском обществе.

Наконец, мы подошли к анализу 4-й главы романа Пушкина «Евгений Онегин». Драматизм нарастает. «Едва ли кто писал стихами на русском языке с такою легкостью, какую замечаем во всех стихотворениях Пушкина. У него неприметно работы; все непринужденно; рифма звучит и выкликает другую», — писал Воейков о поэме.

Онегин пришел к Татьяне в сад. Сцена встречи Онегина с Татьяной является ключевой в этой главе, несущей психологическую нагрузку. И чтобы подчеркнуть это, Пушкин не вставляет в эту главу никаких значимых действий.

Начитавшаяся романов, Татьяна ждет, что после ее признания ее будут ожидать тайные встречи с любимым героем, любовные приключения и переживания. Но Евгений повел себя не как герой ее любимых романов, а как обычный человек. Пока он шел в сад, он вспомнил свое пребывание в Петербурге, свои любовные похождения, накопленный горький опыт.

Прежде чем осуждать нашего героя, поставьте себя на его место. Татьяну он едва успел заметить за мелькающей прислугой, самоваром, чашками чая. Вспомните, когда друзья возвращались домой, Онегин первой отметил матушку.

А кстати, Ларина проста,

Но очень милая старушка;

Грустившая молчаливая девочка, вряд ли могла обратить на себя внимание. И уж тем более успеть влюбиться человек, познавший женщин, за пару часов не мог. Татьяна со своим признанием явно поторопилась.

Еще раз я предлагаю поставить себя на место нашего героя. Он получает письмо. Пусть даже трогательное и искреннее, от девочки, которую едва знает. Как он должен был поступить? Любой порядочный человек, неважно, дворянин, или мещанского сословия, на его месте поступил бы точно также. Даже в наши дни, 200 лет спустя. Здесь 2 варианта развития событий. Подонок воспользовался бы наивностью и неопытностью девочки, поматросил бы и бросил. Да еще ославил бы на всю округу. Впрочем, в российском обществе ХIX нравы были куда как строгими, и ему пришлось бы держать ответ перед дворянским собранием. Жениться он не был готов. Поэтому он поступил так, как и должен был поступить.

Он предлагает девушке любовь брата и дружеские отношения. Автор тоже говорит, что Онегин мог воспользоваться любовью неопытной Татьяны, но благородство и чувство чести взяли вверх. Онегин предлагает Татьяне выслушать исповедь, но его монолог больше похож на отповедь. Он признается Татьяне, что не стремится связать себя узами брака, показывает, какое будущее ждет Татьяну, если он женится на ней.

Поверьте (совесть в том порукой), Супружество нам будет мукой. Я, сколько ни любил бы вас, Привыкнув, разлюблю тотчас; Начнете плакать: ваши слезы Не тронут сердца моего.

И в заключение своего монолога Онегин дает Татьяне совет: «учитесь властвовать собою». Эта фраза за неполные 200 лет успела стать крылатой.

Татьяна ничего не ответила Евгению.

Сквозь слез, не видя ничего,

Едва дыша, без возражений,

Татьяна слушала его.

Но какое смятение, какая буря чувств царили в ее душе, читатель может лишь догадываться. Благородство в характеристике Евгения подчеркивается и тщательно подобранной Пушкиным лексикой: «умолкнувшие чувства», пленился, «младая дева», «блаженство».

В заключение разговора, чтобы смягчить жесткость и холодность своих слов, Евгений подал ей руку, на которую Татьяна оперлась, и они вместе возвратились в дом.

Но если бы Татьяна выбрала бы своей наперсницей не няню, которая ничего не смыслила в любви, а матушку, сюжет романа мог бы развиться иначе. Матушка не позволила бы ей писать это письмо, поскольку понимала, что этим можно только отпугнуть потенциального жениха. Но Онегину были бы расставлены такие сети, на которые способны только дворянские матушки. Находились бы тысячи предлогов приглашать Онегина в имение Лариных, и Онегин не смог бы им отказать. Были бы созданы все условия для того, чтобы Евгений поближе узнал Татьяну, а там, глядишь, и влюбился бы в нее, и сделал бы ей предложение.

Впрочем, дорогой читатель, вы вправе не согласиться с нашим суждением.

Как уже было сказано выше, кроме встречи Татьяны с Онегиным, автор не развивает повествование, не описывает в этой главе никаких существенных действий.

Сначала он анализирует поступок Онегина, отметив, что

очень мило поступил

С печальной Таней наш приятель.

Далее следует рассуждение о друзьях, которое можно выразить одной пословицей: Боже, избавь меня от друзей, а от врагов я сам избавлюсь. От врагов никогда ничего хорошего не ждешь. На то он и враг, чтобы ждать от него удара в спину и предательства. Но когда клевету повторяет человек, называющий себя другом, это и обществом воспринимается иначе, и бьет больнее.

В завершение лирического отступления занявшего 5 строф главы, автор дает совет, ставший лозунгом нашего с вами, ХХI века – любите самого себя.

Пушкин вновь возвращается к образу Татьяны, описывает ее душевное состояние после разговора с Евгением. Неразделенная любовь оставила тяжелый отпечаток на сердце Татьяны. Она совершенно утратила вкус к жизни, свежесть. На ее состояние стали обращать внимание соседки из уездных деревень, поговаривали, что ее пора выдать замуж.

Но в то время, как Татьяна молча увядала, Ольга и Владимир Ленский были счастливы, они наслаждались бесхитростным общением друг с другом, и уже был назначен день свадьбы.

В завершение анализа 4-й главы, следует обратить внимание на антитезу Ленского к Онегину в последней строфе. Ленский юн и не настолько опытен, как Онегин. Он верит в любовь Ольги и тем счастлив. «Но жалок тот, кто все предвидит» — это об Онегине. Знания, излишняя опытность зачастую мешают жить и быть счастливыми.

Лирические отступления в конце главы свидетельствуют о том, что между событиями 4-й и последующей 5-й главы будет допущен временной интервал. Объяснение Онегина с Татьяной состоялось в августе – начале сентября (девушки собирали в саду ягоды). Действия 5-й главы совершатся в январе, на святки.

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин создал пленительный образ русской девушки, которую назвал своим «верным идеалом», Татьяна, по словам поэта, «русская душою». Само простонародное имя ее - Татьяна, введенное поэтом в русскую литературу, ассоциируется со «стариной», с народной жизнью. Она и выросла среди лесов и полей, в атмосфере русских народных сказок и преданий. Известно, что она была в стороне от шумных детских забав, а «страшные расскаы // Зимою в темноте ночей // Пленяли больше серде ей». Провинциальная барышня, она легко и естественно ощущала себя в мире русского фольклора.

Да, автор не раз говорит о том, что его героиня читала иностранные романы и верила в «обманы и Ричардсона, и Руссо». Более того, он отмечает, что Татьяна «по-русски плохо знала... и изьяснялася с трудом на языке своем родном». И даже письмо Онегину она пишет по-французски. Но в то же время поэт с помощью тонкого художественно-психологического штриха раскрывает «русскость» души героини: в роман введен ее сон. Включая его в повествование, автор помогает читателю понять образ Татьяны Лариной и обстановку, в которой жили и воспитывались провинциальные барышни. Татьяна читает иностранные романы (русских тогда еще не создали), но снятся ей русские сны.

Ее вещий сон, весь сотканный из фольклорных образов и символов, вероятно, вызван тоской героини по несбыточному счастью. Именно поэтому над ней витает Лель, славянский бог любви, чтобы предсказать девушке ее участь. Татьяна одержима мыслью об Онегине, она обеспокоена его равнодушием к ней, отсюда и тревожный, полный страшных предчувствий сон.

Уснув за гаданием в святочную ночь (как известно, на Руси считалось, что святки - лучшее время для того, чтобы узнать свою судьбу), Татьяна видит, будто бы она «идет по снеговой поляне, // Печальной мглой окружена...». Согласно сонникам, идти по снежной равнине ночью - значит встретиться с трудноразрешимыми проблемами, с бедой. Да и сама картина холодой, заснеженной местности символична: она явно указывает на интуитивное понимание Татьяной того, что ее возлюбленный не ответит ей взаимностью, что он холоден к ней и равнодушен. На пути Татьяне встречаются разнообразные препятствия: незамерзающий ручей, «кипучий, темный и седой...», с хлипким мостиком через него, «снег, рыхлый по колено ей», деревья, ветви которых цепляются за серьги. Все эти трудности ей помогает преодолеть не ее возлюбленный, а выступающий в роли суженого медведь - «лакей косматый». Именно он подает ей руку, переводит через ручей и несет ее в дом, И здесь сон также не отступает от русских фольклорных традиций. Медведь - характерный образ народных сказок. Татьяна замирает от ужаса, когда ее, упавшую в снег, подхватывает медведь, но сопротивляться своей судьбе она не может: «Она бесчувственно-покорна, // Не шевельнется, не дохнет».

Конечно же, сон в святочную ночь не мыслим без возлюбленного. И Татьяна видит его сидящим за столом. Сначала, заметив среди сказочных чудовищ Онегина, который выступает как «предводитель» и хозяин компании, Татьяна пытается успокоиться, но драматизм ситуации сохраняется.

За столом сидят страшные существа: «Один в рогах с собачьей мордой, // Другой с петушьей головой, // Здесь ведьма с козьей бородой…», «Там карла с хвостиком, а вот // Полужуравль и полукот». В описании чудовищ угадываются сказочные, фольклорные образы. Перед глазами героини смешались рога, костяные пальцы, копыта, хоботы, «кровавы языки». Наверное, эти образы Татьяна встречала в сказках няни. Однако, несмотря на то, что сказка должна заканчиваться благополучно, здесь все готовит героиню, а вслед за ней и читателя, к трагической развязке. Именно поэтому существа за столом сидят, «как на больших похоронах», и дико хохочут. И развязка незамедлительно наступает. Уже во сне случается та самая трагедия, которой суждено быть и наяву. Стоит только Татьяне остаться наедине с Онегиным, как появляются Ольга и Ленский. Онегин бранит незваных гостей, спорит с ними, а затем «хватает длинный нож» и убивает Ленского. Ольга также появляется неслучайно. Татьяна интуитивно чувствует, что ее сестра невольно сыграет трагическую роль в предстоящих событиях.

Неподдельный ужас охватывает Татьяну, и она просыпается. Но если Светлана (героиня одноименной баллады Жуковского), пробуждаясь, видит в окне солнечное морозное утро и поднимающегося по ступенькам крыльца жениха, то Татьяна встревожена после пробуждения не меньше, чем во время сна. Она старается осмыслить увиденное, так как верит в предзнаменование: «Татьяна верила преданьям // Простонародной старины, // И снам, и карточным гаданьям, // И предсказаниям луны». На уровне интуиции героиня догадывается, что тот, кого она считала своим суженым, никогда не будет с ней. Ее судьба иная.

Сон героини настраивает читателя на то, что предсказанные события свершатся, поэтому «странное» поведение Онегина в гостях у Лариных, его ухаживание за Ольгой - логическая цепь, за которой последует катастрофа - дуэль недавних приятелей. Сон, введенный в ткань романа, многое объясняет читателям, ждущим дальнейшего развития событий. И логичным предстает концовка произведения, когда вновь появляется Татьяна, уже светская замужняя дама, но таая же несчастная, как прежде. «...Вы должны, // Я вас прошу, меня оставить... Я вас люблю (к чему лукавить?), // Но я другому отдана; // Я буду век ему верна», - говорит она Онегину. Это ее судьба, против которой героиня не пойдет. Она останется верна долгу, в этом ее суть. В таком понимании русской женщиной ее судьбы в романе Пушкина угадываются и ассоциации с поэмами В. А. Жуковского «Людмила» и «Светлана». Тем более что образ Светланы считается первым достоверным образом русской девушки в отечественной литературе.

Итак, сон Татьяны занимает важное место в романе и имеет сразу несколько значений. Он предсказывает дальнейшее течение событий, с одной стороны, и помогает лучше узнать пушкинскую героиню, с другой, Сцена гадания и сам сон Татьяны, сопряженный с русским фольклором и литературной традицией в разработке русского национального женского характера, выявляет глубинную психологию русской женщины. Идея же суженого связана с представлениями о долге; будущий супруг мыслится как предначертанный судьбой. Татьяна неотделима от национальной народной стихии с ее поверьями, обрядами, гаданиями, ворожбой и вещими снами, Сон Татьяны лишний раз доказывает, насколько близко героине народное, фольклорное восприятие миа. Она думает и чувствует как русский человек.

О, не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана!

Жуковский

А.С. Пушкин "Евгений Онегин".

Глава 5. Анализ сцен «Сон Татьяны», «Именины».

Здравствуйте, ребята!

Прочитайте главу 5 романа в стихах "Евгений Онегин".

Вопросы урока:

В чём сходство именин со сном Татьяны?

Почему Татьяна смогла предугадать столкновение Онегина и Ленского?

В пятой главе завязывается, возникает тот романтический конфликт между Онегиным и Ленским, который приведёт друзей к расплате. Один заплатит за свою наивную восторженность жизнью; другой - за свой эгоизм, за неумение думать о других людях - муками совести, горьким раскаянием, одиночеством, крушением всех надежд. Трагические собятия надвигаются - их неизбежность станет очевидной во время бала, на именинах Татьяны. Поэтому и глава была названа в пушкинском плане "Именины". Читатель ещё не предвидит трагедии, но автор знает, что ждёт героев впереди, и с первых же строк пятой главы уточняет время, когда происходят события.

Такая бесснежная зима, конечно, многим запомнилась - это было именно в 1821 году. Сам Пушкин в это время не был в Михайловском и знал о поздней зиме по рассказам няни и соседей, может быть, барышень из Тригорского, в одной из которых современники увидели черты Татьяны.

Следующие строки известны вам с детства.

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.

Почему глава открывается зимним пейзажем?

Гаданья Татьяны

Перечитайте строфы 4-10.

Удивительное это свойство человеческого характера: очень хочется, очень надо неприменно заглянуть в будущее, знать, что будет завтра, и через год, и через 10 лет. Но это невозможно и, пожалуй, хорошо, что невозможно. Разумом мы всё это понимаем, а всё-таки очень хочется знать, что будет впереди.

Некоторые гадания привлекали людей самого разного возраста ещё и своей красотой, поэтичностью. Ведь сбывалось, по преданью, не всякое предсказание, а полученное в определённые дни, особенно на святках - зимних праздничных днях от Рождества (25 декабря по старому стилю) до Крещенья (6 января).

Что обозначает примета, когда кот умывается?

Какие плохие приметы знала Татьяна?

Когда надо было загадывать желанья?

Почему Татьяна спрашивает имя у прохожего?

С какой целью у неё под подушкой лежит зеркало?

Некоторые литературоведы отмечают, что Татьяна у Пушкина всегда связывается с текстом зимы, холода, ночи, луны, сумерек.

Вы согласны с литературоведами?

Докажите свою точку зрения. Приведите примеры из текста.

Кроме того, Татьяна связана и с образом луны. Смотрит в зеркало, но видит себя, потому что луна - это Татьяна. А луна - Диана - девственна, чиста, связана с древним, она предсказательница и пророчица. Именно поэтому Татьяна и может предвидеть всё, что случится.

Сон Татьяны

Главное место в 5 главе занимает сон Татьяны - вещий сон, который очень скоро сбудется. Литер атуровед Гуковский считал сон Татьяны ключом к пониманию её души, её сущности.

Что видит Татьяна во сне?

Итак, Сон Татьяны заключает в себе одну из главных идей романа: героиня не могла бы так тонко чувствовать, если бы не ее близость к народу. Мы знаем, что Татьяна с детства любила "страшные рассказы зимой, в темноте ночей", в её сне оживают чудовища из народных сказок, но среди этих чудовищ оказывается Онегин... Внимательно рассмотрите схему. Приведите примеры.


Другая часть пятой главы посвящена именинам Татьяны, которые по описанию тесно связаны с её сном. Гости, съехавшиеся на праздник, удивительно напоминают адских созданий из сна.

В чём сходство чудищ сна и гостей на именинах Татьяны? Найдите в тексте цитаты, описывающие гостей.

Как Пушкин относится к поместному дворянству?

Как к нему относится Онегин?

Почему взбешён Онегин?

Почему Онегин перестал быть снисходительным к Ленскому?

Как объясняют поведение Онегина на именинах Ленский, Татьяна, автор?

Подведём итоги! Тупые, ничтожные соседи Лариных только внешне походили на людей, а на самом деле "один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой... вот череп на гусиной шее вертится в красном колпаке...".

Татьяна видела во сне не сказку, не просто ужасы, рождённые фантазией. Её тонкий, хотя и суеверный ум не мог не оценить по заслугам окружающих жалких людей; она не смогла бы объяснить, конечно, почему ей кажется неизбежной ссора Онегина с Ленским, но ведь эта ссора и на самом деле была неизбежна: слишком холоден и себялюбив был Онегин, слишком наивен Ленский.

Из мелких, необдуманных поступков Онегина и Ольги складывается трагедия. Далеко не всегда большие беды и большие радости происходят от крупных, значительных причин. Разве могла представить Ольга, принимая приглашение Онегина на последний танец, что приближает трагическую развязку? И Онегин, конечно же, не думал о тех последствиях, к которым приведёт его "мщение". А между тем события развивались и направляла их не судьба, а сами люди.

Наивный, восторженный, ничего в жизни не понимающий Ленский уничтожен, разбит, раздавлен изменой друга и невесты. Изменой! Иначе он не может назвать то, что происходит. Ведь его представление о жизни прямолинейно. Первое же столкновение его розовых мечтаний с жизнью разрушает весь его мир, красивый и хрупкий.

Для Ленского теперь наступила ночь. Всё рухнуло... "Две пули - больше ничего - вдруг разрешат судьбу его", - так заканчивается 5 глава. Мир мечты приходит в соприкосновение с миром реальности - и разрушается.

Задание 1: Письменно проанализируйте эпизоды: «Сон Татьяны» (1 вариант) «Именины Татьяны» (2 вариант)

Цели урока:

обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать V главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; определить место и роль “сна Татьяны” в произведении;

  • развивающая:
  • воспитывающая:


«Конспект урока по литературе на тему 5 глава»

Конспект урока по литературе на тему: «Анализ 5 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Сон Татьяны. Именины» .

Цели урока:

обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать V главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; определить место и роль “сна Татьяны” в произведении;

    совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся;

    развивающая: развить умения логически мыслить и самостоятельно делать выводы;

    воспитывающая: углубить понятия об истинной ценности дружбы и красоте, величии любви; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Ход урока

1. Оргмомент

2.Проверка домашнего задания.

    Выполнить задания теста по 4 главе (Приложение №1)

3.Целевая установка

Сегодня мы постараемся разгадать ещё одну тайну поэта – тайну V главы; проследить, каким образом она связана с другими сценами и как помогает понять весь роман в целом.

4. Анализ 5 главы « И снится чудный сон Татьяне… »

Беседа по тексту.

(«Татьяна … любила русскую зиму»).

(Картина зимы дана через восприятие Татьяны, это то, что она любит, что ей близко и дорого.)

Гаданья Татьяны . Перечитаем строфы 4-10.

- Чем занимались девушки в крещенские вечера? (гадали)

Во что верила Татьяна? («Татьяна верила преданьям и снам, и гаданьям»).

Какие плохие приметы знала Татьяна? Видеть месяц с правой стороны, встреча с монахом, заяц перебегает дорогу : «Младой двурогий лик луны на небе с левой стороны»; «Когда случалось где – нибудь ей встретить чёрного монаха иль быстрый заяц меж полей перебегал дорогу ей»).

(«Когда падучая звезда по небу тёмному летела»).

Почему Татьяна спрашивает имя у прохожего?

С какой целью у неё под подушкой лежит зеркало? (Чтобы приснился вещий сон).

Вещий

Чтение учителем XI строфы романа.

Главное место в 5 главе занимает сон Татьяны - вещий сон, который очень скоро сбудется.

Природа во сне Татьяны живая, земная: печальная зимняя ночь, бегущий поток, хрупкий мостик.

(Ведёт себя естественно: она боится.)

Что видит Татьяна во сне? (Добрый медведь. Природа во сне Татьяны живая, земная: печальная зимняя ночь, бегущий поток, хрупкий мостик).

- . (Ручей мешает Татьяне, сучья цепляются за её шею и вырывают серьги из ушей).

( В хижине, в которую попадает Татьяна, “крик и звон стакана” “ как на больших похоронах”. И это не предвещает ничего хорошего). XVI строфа.

Кого она видит за столом? Пируют страшные чудовища. Опишите их.

Кто был главным среди них? (Татьяна видит того, кто “мил и страшен ей”, Евгения в роли “хозяина”, атамана шайки нечисти). XVIII строфа

(Входят Ольга, Ленский. Онегин убивает Ленского).

Вывод: дуэль, будущее героев.

XXVI II строфы.

-Вторая часть V главы посвящена именинам Татьяны. Пушкин начинает описывать этот день легко, весело.

Кого они нам напоминают? (Гости похожи на чудищ из сна Татьяны).

- В чём сходство чудищ сна и гостей на именинах Татьяны? Зачитайте цитаты из текста, описывающие гостей.

Как Онегин относится к поместному дворянству?

Из-за чего произошла ссора? (Ленский пригласил Онегина на именины Татьяны. Онегин не хотел ехать. Он не хотел никого видеть, слушать глупые разговоры. Ленский успокоил его, сказал, что будут свои. Когда Онегин появился в доме Лариных, он понял, что Ленский его обманул. Было очень много гостей. И Онегина посадили напротив Татьяны ).

(Онегин испытал обиду, досаду, раздражение, злость).

Что решил сделать Онегин? (Онегин решил отомстить Ленскому).

Как он отомстил? (Онегин начинает ухаживать за Ольгой , приглашает её на танец. Весь вечер танцует только с ней, развлекает ее).

На какой последний танец приглашает Онегин Ольгу?

Котильон

(Ленский стал ревновать, уехал домой и вызвал Онегина на дуэль).

Как ведут себя герои? (Онегин мстит: для него это развлечение. Ленский решил, что его оскорбили: так друзья не поступают).

Как изменились суждения Ленского об Ольге?

Итоги:

Выводы урока.

5. Домашнее задание.

    Рассказ с цитированием «Сон Татьяны».

    Дать характеристику гостям на именинах Лариных.

    Выполнить тестовые задания по содержанию 5 главы.

Приложение №1

Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?

2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?

3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?

4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?

6.Что стало следствием свиданья?

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?

14. Почему Ленский весел был?

15. . С какого известного выражения о любви начинается четвертая глава?

Приложение №2

Тест по 5 главе


а) зимы

а) Ольга

б) Татьяна

в) Онегин

а) о святках

б) о Крещении

в) о Пасхе

б) страшных чудовищ

а) лев

б) собака

в) медведь

а) страшных чудовищ

б) Ленского

в) медведя

а) любовный роман

б) толкователь снов

в) стихи Пушкина

а) кибитки, брички

б) возки, кибитки, брички, сани

в) возки, кибитки, брички

а) Флянова

б) Буянова

в) Петушкова

а) рядом с Ольгой

б) рядом с Татьяной

в) прямо против Тани

а) жирный, подгорелый

б) жирный, пересоленый

в) жирный, недосолёный

а) «он молча поклонился ей»

б) «он молча посмотрел на неё»

в) «он прочитал ей стихи»


а) во время польки

б) во время вальса

в) во время мазурки

а) мазурка

в) котильон

а) к ссоре Ленского с Ольгой

б) к ссоре Онегина с Татьяной

Просмотр содержимого документа
«Почему глава открывается зимним пейзажем»

Почему глава открывается зимним пейзажем?

Во что верила Татьяна?

В какие приметы Татьяна верила?

Что обозначает примета, когда кот умывается?

Какие плохие приметы знала Татьяна?

Когда надо было загадывать желанья?

С какой целью у неё под подушкой лежит зеркало?

Что видит Татьяна во сне?

- Найдите примеры одухотворённости природы.

Куда приносит медведь Татьяну?

Кого она видит за столом?

Чем заканчивается сон Татьяны?

Опишите гостей, которые приехали на именины.

Кого они нам напоминают?

- В чём сходство чудищ сна и гостей на именинах Татьяны?

Из-за чего произошла ссора?

Какие чувства испытал Онегин?

Что решил сделать Онегин?

Как он отомстил?

Как отреагировал на это Ленский?

Как изменились суждения Ленского об Ольге?

Вывод: Сон Татьяны вещий. Он предрекает будущие события: дуэль, будущее героев.

Ве ́ щий – предвидящий будущее, пророческий

Котильо ́ н - танец, которым обычно заканчивается бал.

Просмотр содержимого документа
«Тест по 5 главе»

Тест по 5 главе

1.Какого времени года ожидала природа, по I строфе 5 главы?
а) зимы

2. Кто любовался из окна «зимы блистательным ковром»?

а) Ольга

б) Татьяна

в) Онегин

3.О каком народном празднике, длящемся от Рождества до Крещения, идет речь в начале пятой главы?

а) о святках

б) о Крещении

в) о Пасхе

4. Кого она видит за столом в хижине?

а) страшных чудовищ и Онегина

б) страшных чудовищ

в) гостей, которые должны приехать на её именины

5.Какое большое взъерошенное животное приходит во сне к Татьяне?

а) лев

б) собака

в) медведь

6.Кого убивает Онегин во сне Татьяны?

а) страшных чудовищ

б) Ленского

в) медведя

7.Какую книгу держала в руках Татьяна, проснувшись поутру после странного сна?

а) любовный роман

б) толкователь снов

в) стихи Пушкина

8.На каких транспортных средствах приехали гости на именины к Татьяне?

а) кибитки, брички

б) возки, кибитки, брички, сани

в) возки, кибитки, брички

а) Флянова

б) Буянова

в) Петушкова

10.Какое место за столом занимают Онегин и Ленский?

а) рядом с Ольгой

б) рядом с Татьяной

в) прямо против Тани

11.Какой пирог был на именинах Татьяны?

а) жирный, подгорелый

б) жирный, пересоленый

в) жирный, недосолёный

12. Каким образом Евгений поздравил Татьяну?

а) «он молча поклонился ей»

б) «он молча посмотрел на неё»

в) «он прочитал ей стихи»

13.Во время какого танца «в огромной зале все дрожало»?
а) во время польки

б) во время вальса

в) во время мазурки

14.Какой первый танец танцевал Онегин с Ольгой?

а) мазурка

в) котильон

15.К чему привели ухаживания Онегина за Ольгой?

а) к ссоре Ленского с Ольгой

б) к ссоре Онегина с Татьяной

в) к ссоре Онегина с Ленским и вызову на дуэль

Просмотр содержимого презентации
«Евгений Онегин 5 глава»

А.С.Пушкин

«Евгений Онегин». Анализ 5 главы. Сон Татьяны. Именины.

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».


Цели урока:

  • продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать V главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; определить место и роль “сна Татьяны” в произведении;
  • совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся

Учимся понимать текст

-Выразительно прочитайте наизусть строфу 2.

-Почему глава открывается зимним пейзажем?

-А чьими глазами мы видим этот зимний пейзаж?


Учимся понимать текст

Гаданья Татьяны. Перечитаем строфы 4-10.

- Чем занимались девушки в крещенские вечера?

-Во что верила Татьяна?

-В какие приметы Татьяна верила?

- Что обозначает примета, когда кот умывается?


Учимся понимать текст

- Какие плохие приметы знала Татьяна?

- Когда надо было загадывать желанья?

- Почему Татьяна спрашивает имя у прохожего?

- С какой целью у неё под подушкой лежит зеркало?

  • Вещий предвидящий будущее, пророческий

Учимся понимать текст

Чтение XI строфы романа.

Главное место в 5 главе занимает сон Татьяны - вещий сон, который очень скоро сбудется.

- Природа во сне Татьяны живая, земная: печальная зимняя ночь, бегущий поток, хрупкий мостик.

-Как ведёт себя Татьяна в этом лесу?


Учимся понимать текст

- Что видит Татьяна во сне?

- Найдите примеры одухотворённости природы .


Учимся понимать текст

Выразительное чтение учащимися XVI - XVII строф.

-Куда приносит медведь Татьяну? XVI строфа.

-Кого она видит за столом?

-Кто был главным среди них? XVIII строфа

-Чем заканчивается сон Татьяны?

Вывод: Сон Татьяны вещий. Он предрекает будущие события: дуэль, будущее героев.


Учимся понимать текст

Выразительное чтение учащимися XXV - XXVIII строфы.

Вторая часть V главы посвящена именинам Татьяны. Пушкин начинает описывать этот день легко, весело.

-Опишите гостей, которые приехали на именины.

-Кого они нам напоминают?

- В чём сходство чудищ сна и гостей на именинах Татьяны? Зачитайте цитаты из текста, описывающие гостей.


Учимся понимать текст

-Как Онегин относится к поместному дворянству?

-Из-за чего произошла ссора?

-Какие чувства испытал Онегин?

-Что решил сделать Онегин?

-Как он отомстил ?

-На какой последний танец приглашает Онегин Ольгу?

  • Котильон - танец, которым обычно заканчивается бал.

Учимся понимать текст

-Как отреагировал на это Ленский?

-Как ведут себя герои ?

- Как изменились суждения Ленского об Ольге?


Выводы

Тупые, ничтожные соседи Лариных только внешне походили на людей, а на самом деле "один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой... вот череп на гусиной шее вертится в красном колпаке...".

  • Татьяна видела во сне не сказку, не просто ужасы, рождённые фантазией. Её тонкий, суеверный ум по заслугам оценил окружающих жалких людей.

Выводы

-Какова же композиционная роль сна Татьяны в романе?

(Связывает прошлое и будущее, объясняет поступки героев, определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывает будущее; жизнь героев не удалась, она похожа на дурной сон.)


Тест по 5 главе:

1.Какого времени года ожидала природа, по I строфе 5 главы?

а) зимы

б) весны

в) лета

2. Кто любовался из окна «зимы блистательным ковром»?

а) Ольга

б) Татьяна

в) Онегин

3. О каком народном празднике, длящемся от Рождества до Крещения, идет речь в начале пятой главы?

а) о святках

б) о Крещении

в) о Пасхе

4. Кого она видит за столом в хижине?

а) страшных чудовищ и Онегина

б) страшных чудовищ

в) гостей, которые должны приехать на её именины

5.Какое большое взъерошенное животное приходит во сне к Татьяне?

а) лев

б) собака

в) медведь


Тест по 5 главе:

6.Кого убивает Онегин во сне Татьяны?

а) страшных чудовищ

б) Ленского

в) медведя

7.Какую книгу держала в руках Татьяна, проснувшись поутру после странного сна?

а) любовный роман

б) толкователь снов

в) стихи Пушкина

8.На каких транспортных средствах приехали гости на именины к Татьяне?

а) кибитки, брички

б) возки, кибитки, брички, сани

в) возки, кибитки, брички

а) Флянова

б) Буянова

в) Петушкова

10.Какое место за столом занимают Онегин и Ленский?

а) рядом с Ольгой

б) рядом с Татьяной

в) прямо против Тани


Тест по 5 главе:

11.Какой пирог был на именинах Татьяны?

а) жирный, подгорелый

б) жирный, пересоленый

в) жирный, недосолёный

12. Каким образом Евгений поздравил Татьяну?

а) «он молча поклонился ей»

б) «он молча посмотрел на неё»

в) «он прочитал ей стихи»

13.Во время какого танца «в огромной зале все дрожало»?

а) во время польки

б) во время вальса

в) во время мазурки

14.Какой первый танец танцевал Онегин с Ольгой?

а) мазурка

б) вальс

в) котильон

15.К чему привели ухаживания Онегина за Ольгой?

а) к ссоре Ленского с Ольгой

б) к ссоре Онегина с Татьяной

в) к ссоре Онегина с Ленским и вызову на дуэль


Домашнее задание:

  • Перечитать 6 главу;
  • выполнить тестовые задания;
  • рассказ с цитированием «Сон Татьяны»;

4. дать характеристику гостям на именинах Лариных.