Раскройте роль поэтических средств художественной структуре слова. Средства художественной выразительности в «Слове о полку Игореве

Введение к работе

Диссертационное исследование посвящено рассмотрению особенностей поэтики «Слова о полку Игореве» в свете фольклорной традиции.

«Слово о полку Игореве» - это выдающееся литературное произведение светского характера, основанное на историческом материале, написанное неизвестным автором ХП века. Изучение «Слова» выявило его важную художественную особенность: являясь самобытным авторским произведением, ориентированным на жанровые и стилевые литературные традиции своего времени, оно в то же время обнаруживает тесную связь с фольклором. Это проявляется на разных уровнях поэтики: в композиции, в построении сюжета, в изображении художественного времени и пространства, в стилистических особенностях текста. Одной из характерных особенностей средневековой литературы, имеющей с фольклором общие традиции, была анонимность. Автор древнерусского произведения не стремился прославить своё имя.

История вопроса. Исследование вопроса о взаимоотношении «Слова» и фольклора получило развитие в двух основных направлениях: «описательном», выразившемся в поисках и анализе фольклорных параллелей к «Слову», и «проблемном», приверженцы которого ставили своей целью выяснить природу памятника - устно-поэтическую или книжно-литературную.

Впервые наиболее яркое и полное воплощение идея о связи «Слова» с народной поэзией нашла в работах М.А.Максимовича. Однако в работах Вс. Ф. Миллера были рассмотрены параллели между «Словом» и византийским романом. Полярные точки зрения - о фольклорности или книжности «Слова» - впоследствии объединились в гипотезу о двойственной природе памятника. Некоторые итоги разработки проблемы ««Слово» и фольклор» были подведены в статье В.П. Адриановой-Перетц ««Слово о полку Игореве» и русская народная поэзия», где было указано, что сторонники идеи «народнопоэтического» происхождения «Слова» часто упускают из виду, что «в устной народной поэзии лирика и эпос имеют каждый свою художественную систему», тогда как в цельной органической поэтической системе автора «нерасторжимо слиты лучшие стороны лирического и эпического стиля» . Д.С. Лихачев также обоснованно указывал на близость «Слова» к фольклору, особенно к народным плачам и славам, по идейному содержанию и по форме. Так была заявлена неразрешённая ещё в литературоведении проблема о соотношении фольклорных и литературных элементов в тексте известнейшего памятника древнерусской литературы.

В ряде работ высказывались идеи о родстве «Слова» с отдельными жанрами фольклора. Различные аспекты проблемы взаимосвязи памятника и фольклора освещались в работах И. П. Еремина, Л.А. Дмитриева, Л.И. Емельянова, Б.А. Рыбакова, С.П. Пинчука, А.А. Зимина, С.Н. Азбелева, Р. Манна. Эти и многие близкие им по типу работы объединяет общая установка: по мнению их авторов, «Слово» генетически и по форме связано с народно-поэтическим творчеством, к которому оно уходит своими корнями.

В своё время очень точную, с нашей точки зрения, мысль высказал академик М.Н. Сперанский, который писал: «В «Слове» мы видим постоянные отзвуки тех элементов и мотивов, с которыми мы имеем дело и в устной народной поэзии... Это показывает, что ««Слово» есть памятник, соединяющий в себе две области: устную и письменную» . Эта установка и стала для нас стимулом обращения к сравнительному изучению «Слова о полку Игореве» и фольклорной традиции и необходимости затронуть вопрос о происхождении и связи мифологических образов с мировоззрением автора.

Научная новизна: Несмотря на научные поиски исследователей, о которых сказано выше, вопросы формирования художественного мастерства автора в эпоху раннего средневековья, опоры на фольклорную традицию еще не получили исчерпывающего ответа в литературоведении. Д.С. Лихачев писал: «Сложный и ответственный вопрос… о взаимоотношении системы литературных жанров древней Руси и системы жанров фольклорных. Без ряда больших предварительных исследований вопрос этот не только не может быть разрешен, но даже …правильно поставлен .

Данная работа является попыткой разрешить вопрос о том, почему «Слово о полку Игореве» так насыщено фольклором, а также ключевой вопрос о взаимоотношении системы литературных жанров древней Руси и системы жанров фольклорных. В работе проводится комплексный анализ фольклорной традиции в «Слове о полку Игореве»: выявляется, как мировоззрение влияло на оформление замысла и воплощение идеи произведения, внесены уточнения в проблему изучения системы фольклорных жанровых форм, использованных автором, проанализирована связь элементов фольклорного хронотопа, фольклорных образов и поэтических приемов, которые обнаруживаются в тексте литературного памятника ХП века, с образами и тропами «Слова о полку Игореве».

В исследовании доказывается, что поэтическая система, сформировавшаяся в устном народном творчестве, несомненно, повлияла на поэтику формирующейся средневековой русской литературы, в том числе и на художественную структуру «Слова о полку Игореве» потому, что в период художественных поисков, в период становления письменной литературы отработанная веками культура устного поэтического творчества

влияла на формирование литературы тем, что уже были готовые жанровые формы и художественные поэтические приемы, которые использовались древнерусскими писателями, в том числе автором «Слова о полку Игореве».

«Слово» обычно публикуется параллельно: на языке подлинника и в переводе или же отдельно в каждом из этих двух вариантов. Для нашего анализа «Слова о полку Игореве» необходимо было обратиться к древнерусскому тексту, поскольку текст подлинника позволяет лучше понять художественную специфику произведения.

Объектом исследования является текст «Слова о полку Игореве» на древнерусском языке, а также фольклорные тексты разных жанров в записях Х1Х-ХХвв., необходимые для сопоставительного анализа.

Актуальность работы . Обращение в диссертационном исследовании к взаимоотношению устной (фольклорной) и письменной (древнерусской литературной) традиций весьма актуально, т.к. выявляет взаимосвязь поэтики литературного произведения с поэтикой фольклора, а также процесс влияния одной художественной системы на другую в ранний период становления русской литературы.

Предмет исследования - реализация фольклорной поэтики в тексте древнерусского литературного памятника.

Целью диссертационного исследования является комплексное изучение особенностей поэтики фольклора в художественной структуре «Слова о полку Игореве.

На основе общей цели сформулированы следующие частные задачи:

Выявить основу художественного мировосприятия автора, определить роль ее различных структурных элементов в поэтике «Слова», рассмотреть элементы анимистических и языческих верований, отраженных в произведении.

Рассмотреть в «Слове» элементы фольклорных жанров, общие жанровые модели, элементы композиции, особенность хронотопа, общие с фольклором, фольклорные образы.

Определить в «Слове» специфику изображения человека, типа героя, его связь с фольклорной системой образов.

Выявить художественные особенности, общие стилистические закономерности в создании текста памятника и фольклорных произведений.

Методологической основой диссертации послужили фундаментальные труды академика Д.С. Лихачева «Человек в культуре Древней Руси», «Развитие русской литературы XI - XVII веков: эпохи и стили», «Поэтика древнерусской литературы», «Слово о полку Игореве. Сб. исследований и статей (Устные истоки художественной системы «Слова о полку Игореве». А также работы В.П. Адриановой-Перетц «Слово о полку Игореве и русская народная поэзия», «Слово о полку Игореве и памятники русской литературы XI - XIII веков» Сб. исследований. Данные работы позволили рассмотреть следующие аспекты поэтики «Слова»: категории художественного времени и пространства, систему художественных средств в контексте фольклора.

Методика исследования включает в себя комплексный анализ текста, сочетающий историко-литературный, сравнительно-типологический методы.

Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном изучении особенностей поэтики фольклора в художественной системе «Слова о полку Игореве», что немаловажно для понимания эстетических ценностей древнерусской литературы в целом. Выявление фольклорных традиций на разных уровнях поэтики текста предполагает дальнейшую разработку проблемы в литературоведении.

Практическое значение исследования: материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении лекций в вузовских курсах по истории русской литературы, в спецкурсе «Литература и фольклор», для составления учебных и методических пособий по древнерусской литературе, а также в школьных курсах литературы, истории, курсов «Мировая художественная культура».

Положения, выносимые на защиту :

1. Поэтика «Слова» отражает мировоззрение древнерусского человека, впитавшего древнейшие мифологические представления славян о мире, но уже воспринимающего их на уровне эстетических категорий. В литературу проникают мифологические персонажи, связанные с древними представлениями об окружающем мире, но они воспринимаются уже не как божественные существа, а как некие мифологические волшебные персонажи.

2. В «Слове о полку Игореве» выявлены элементы многочисленных фольклорных жанров. Из обрядового фольклора отмечаются следы свадебного и похоронного обрядов, присутствуют элементы заговора и заклинаний.

В художественной структуре памятника заметно влияние эпических жанров, в частности, сказочного и былинного: в элементах композиции, в сюжетостроении, в хронотопе. Система образов близка волшебной сказке, хотя обнаруживаются типы героев, сходные с былинными. Фольклорные образы-символы лирической песни повлияли на поэтику «Слова». Малые жанровые формы – пословицы, поговорки, притчи являются средством характеристики и усиления эмоциональности.

3. В «Слове» используется характерная для фольклора неразделимость тропов и символов, с помощью которой автор дает яркую и образную характеристику героям, выясняет причины их поступков. Синтаксис памятника архаичен (влияние устной традиции) и во многом связан с поэтическим синтаксисом народной лирической песни. Ритмический строй «Слова» создает художественный контекст, соотносимый с эпической традицией воспроизведения текста.

4. Фольклор был той «питательной средой», которая повлияла на формирование художественной системы древнерусской литературы в ранний период ее становления, что явствует из анализа выдающегося произведения ХП века, пронизанного фольклорными традициями. В период создания «Слова о полку Игореве» углубляется процесс формирования литературной поэтики, происходящий под влиянием фольклора.

Структура диссертации , определяемая целями и задачами исследования, включает введение, три главы (первая и вторая главы состоят из четырех параграфов, третья содержит три параграфа), заключение и библиографический список использованной литературы, включающий 237 наименований. Общий объем диссертации - 189 страниц.

Тема урока:

Роль изобразительно-выразительных средств языка в произведениях художественной литературы

Цели урока:

познавательная : повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;

развивающая : развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

воспитательная: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово. Начнем наш урок с чтения и анализа стихотворения О.Мандельштама. Чтение и анализ стихотворения О.Мандельштама. (1 слайд).

О чем это стихотворение? Каковы тема и основная мысль данного стихотворения? Что помогает автору создать такую картину Петербурга и передать свои чувства? (сравнения – «как медуза»; эпитеты – «прозрачная весна», олицетворения – «весна одевает», метафоры – «морской волны тяжелый изумруд» и т.д.).

Для чего могут использоваться средства выразительности?

Вывод : изобразительно – выразительные средства делают речь яркой, образной, выразительной.

Исходя из всего сказанного, как мы можем сформулировать тему и цели урока?

3. Запись темы урока. ( 2 слайд). Каковы цели урока? (3 слайд).

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Читаем строки из произведений Н.В.Гоголя, В.Брюсова, А.Ахматовой.

Что объединяет эти цитаты? Как они отражают тему нашего урока?

4. Беседа по вопросам. Повторение.

1 .На какие три группы делятся изобразительно – выразительные средства языка?

2. Перечислить изобразительно – выразительные средства языка, записать термины в тетрадь, дать устно определения.

    МЕТАФОРА – употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений.

    СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.

    ЭПИТЕТ – образное определение.

    МЕТОНИМИЯ – троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета даётся название другого.

    ГИПЕРБОЛА – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения какого-либо явления.

    ЛИТОТА – троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо явления.

    ИРОНИЯ – троп, состоящий в употреблении слова в смысле обратном буквальному.

    АЛЛЕГОРИЯ – выражение отвлечённого понятия или идеи в конкретном художественном образе.

    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия.

    ПЕРИФРАЗА - троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого-либо предмета описательным выражением.

    АНАФОРА – повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения.

    ЭПИФОРА – повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений.

    АНТИТЕЗА – оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия.

    ГРАДАЦИЯ – такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение.

    ИНВЕРСИЯ – особое расположение слов, нарушающее обычный порядок.

    СИНЕКДОХА - , разновидность , основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними .

    ОКСЮМОРОН - «умная глупость» стилистическая или ошибка, сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание ).

    СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ одинаковое синтаксическое строение соседних предложений .

    ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – членение предложения .

Закрепление и обобщение материала

5. Распределить термины на две группы. ( Слайд 5)

6. Найди ошибку в определении тропа. (Слайд 6)

7. Соотнеси определение и стилистическую фигуру. (Слайд 7)

8. Соотнеси определение и лексические средства . (Слайд 8).

9. Физкультминутка (Слайды 10 - 16)

Метонимия, фразеологизмы, перифраза, параллелизм, эпитет, синонимы, сравнение, риторический вопрос, просторечные слова, литота.

10. Работа с текстами художественных произведений (по распечаткам) Примеры из художественных произведений тропов и стилистических фигур.

Какие средства языка встречаются в этих текстах?

    Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен; Молчит его святая лира: Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он. (А.С.Пушкин, «Поэт») (Метафоры)

    Красною кистью Рябина зажглась . Падали листья. Я родилась

(М.Цветаева, Из стихов о Москве) (Метафора)

    И вы подобно так падаете,

Как с древ упавший лист падёт!

И вы подобно так умрёте,

Как ваш последний раб умрёт .

(Г.Р.Державин, «Властителям и судиям») (Сравнения)

    Но лишь божественный глагол

До слуха чёткого коснётся

Душа поэта встрепенётся,

Как пробудившийся орёл.

(А.С.Пушкин «Поэт») (Сравнение)

    Здесь тёмный дуб и ясень изумрудный,

А там лазури таящая нежность…

Как будто из действительности чудной

Уносишься в волшебную безбрежность.

(А.А.Фет, «Горное ущелье») (Эпитеты)

    Притворной нежности не требуй от меня,

Я сердце моего не скрою хлад печальный .

Ты права, в нём уж нет прекрасного огня

Моей любви первоначальной.

(Е.А.Баратынский, «Признание») (Эпитеты)

    Такой нам надобен язык, как был у греков,

Какой у римлян был и, следуя в том им,

Как ныне говорит Италия и Рим.

(А.Сумароков) (Метонимия)

8. Он человек! Им властвует мгновенье,

Он раб молвы, сомнений и страстей;

Прости ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал Лицей.

(А.С.Пушкин) (Метонимия)

    И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз

(М.Ю.Лермонтов, «Бородино») (Синекдоха)

10.Всё спит - и человек, и зверь, и птица

(Гоголь) (Синекдоха)

11.«В одном месте дожди пролились, так что река, которую за сутки раньше заяц проплывал, вздулась и на десть вёрст разлилась».

(М.Е.Салтыков-Щедрин «Самоотверженный заяц»). (Гипербола)

12.Попрыгунья стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

(И.А.Крылов, «Стрекоза и муравей») (Олицетворение)

13.Где ты, где ты, гроза царей,

Свободы гордая певица?

Приди, сорви с меня венок,

Разбей изнеженную лиру…

Хочу воспеть свободу миру,

На тропах поразить порок.

(А.С.Пушкин, Ода «Вольность») (Перифраза)

14. Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная…

(Н.А.Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо») (Анафора)

15. Пусть громы небо потрясают,

Злодеи слабых угнетают,

Безумцы хвалят разум свой!

Мой Друг! Мы не тому виной.

(Н.М.Карамзин) (Градация)

16. Ни полный гордого доверия покой,

Ни тёмной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

(М.Ю.Лермонтов «Родина») (Инверсия)

17. И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!

(Н.А.Некрасов) (Литота)

18. Лес не тот!
- Куст не тот!
- Дрозд не тот!

(М. Цветаева) (Эпифора)

    И день настал. Встаёт с одра
    Мазепа, сей страдалец хилый,
    Сей труп живой , ещё вчера
    Стонавший слабо над могилой.

( . «

11. Чтение и слушание стихотворения А.Блока «Незнакомка ». (Слайды 17 – 21)

Анализ изобразительно – выразительных средств стихотворения, их роль в тексте.

12. Вывод: какова роль изобразительно – выразительных средств в произведениях художественной литературы?

Какова практическая направленность знаний изобразительно – выразительных средств и их роли в тексте? (Выполнение задания 24 ЕГЭ по русскому языку).

13. Работа с текстом и рецензией из КИМа ЕГЭ по русскому языку. ( Слайды 22 – 26)

Выполнить задание 24, пользуясь алгоритмом.

14. Рефлексия. (Слайд 27). Обобщим, что мы узнали на уроке.

Какую роль играют изобразительно-выразительных средств языка в произведениях художественной литературы и в жизни человека?

Создание новых, ярких, свежих образов.

Полно, точно, глубоко, в соответствии с замыслом выражается мысль

Воздействие на мысли и чувства читателя, очищение на духовном и, как следствие, – на физическом уровне.

15. Домашнее задание. (Слайд28)

1. Проанализировать с точки зрения использования изобразительно – выразительных средств стихотворение поэта Серебряного века.

2. Выполнить задание 24 ЕГЭ по русскому языку.

1. Своеобразие жанра «Слова...».
2. Особенности композиции.
3. Языковые особенности произведения.

Не пристало ли нам, братья, начать старыми словами ратных повестей о походе Игоревом, Игоря Святославича? Начаться же этой песне по былям нашего времени, а не по обычаю Боянову.

«Слово о полку Игореве» Уже давно литературоведами признана несомненная художественная ценность этого произведения древнерусской литературы — «Слова о полку Игореве». Большинство исследователей этого литературного памятника сходятся во мнении, что «Слово...» было создано в XII веке, то есть вскоре после событий, о которых идет в нем речь. В произведении повествуется о реальном историческом событии — неудачном походе князя Игоря Новгород-Северского против степняков-половцев, закончившемся полным разгромом княжеской дружины и пленением самого Игоря. Упоминания об этом походе были обнаружены и в ряде других письменных источников. Что же касается «Слова...», то исследователями оно в первую очередь рассматривается как художественное произведение, а не как историческое свидетельство.

В чем же заключаются особенности этого произведения? Даже при поверхностном знакомстве с текстом произведения легко заметить его эмоциональную насыщенность, которой, как правило, лишены сухие строки летописей и хроник. Автор восхваляет доблесть князей, сокрушается о погибших воинах, указывает на причины поражений, которые русские претерпевали от половцев... Столь активная авторская позиция, нетипичная для простой констатации фактов, каковыми и являются летописи, вполне естественна для художественного литературного произведения.

Говоря об эмоциональном настрое «Слова...», необходимо сказать и о жанре этого произведения, указание на который содержится уже в самом его названии. «Слово...» — это и обращение к князьям с призывом к объединению, то есть речь, повествование и песня. Исследователи полагают, что его жанр правильнее всего определить как героическую поэму. Действительно это произведение обладает главными чертами, которыми характеризуется героическая поэма. В «Слове...» рассказывается о событиях, последствия которых оказались значимыми для всей страны, а также звучит восхваление воинской доблести.

Итак, одним из средств художественной выразительности «Слова...» является его эмоциональность. Также выразительность художественного звучания этого произведения достигается благодаря композиционным особенностям. Какова же композиция памятника Древней Руси? В сюжетной линии этого произведения можно заметить три основные части: это собственно рассказ о походе Игоря, зловещий сон киевского князя Святослава и «золотое слово», обращенное к князьям; плач Ярославны и бегство Игоря из половецкого плена. Кроме того, «Слово...» состоит из тематически цельных картин-песен, которые нередко завершаются фразами, играющими роль припева: «ища себе чести, а князю — славы», «О Русская земля! Уже за холмом ты!», «за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святославича».

Большую роль в усилении художественной выразительности «Слова...» играют картины природы. Природа в произведении отнюдь не пассивный фон исторических событий;. Она выступает как живое существо, наделенное разумом и чувствами. Солнечное затмение перед походом предвещает беду:

«Солнце ему тьмой путь преграждало, ночь стенаниями грозными птиц пробудила, свист звериный поднялся, встрепенулся Див, кличет на вершине дерева, велит прислушаться чужой земле: Волге, и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, Тмутороканский идол».

Очень символичен образ солнца, тень от которого накрыла все войско Игоря. В литературных произведениях князей, правителей порой сравнивали с солнцем (вспомним былины об Илье Муромце, где киевского князя Владимира называют Красным Солнышком). Да и в самом «Слове...» Игорь и его родичи-князья сравниваются с четырьмя солнцами. Но не свет, а сумрак падает на воинов. Тень, тьма, которая окутала дружину Игоря — это предвестие близкой гибели.

Безрассудная решимость Игоря, которого не останавливает и предзнаменование, роднит его с мифическими героями-полубогами, бестрепетно готовыми встретить свою судьбу. Стремление князя к славе, его нежелание поворачивать назад завораживает своим эпическим размахом, вероятно, еще и потому, что мы-то знаем, что этот поход уже обречен: «Братья и дружина! Лучше убитым быть, чем плененным быть; так сядем, братья, на своих борзых коней да посмотрим на синий Дон». Нужно отметить, что в данном случае автор «Слова...», желая усилить художественную выразительность произведения, даже «перенес» затмение на несколько дней раньше. Из летописей известно, что оно случилось, когда русичи уже пришли к границам половецкой степи и повернуть назад было равнозначно позорному бегству.

Перед решающей битвой с половцами «земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает», то есть сама природа словно противится тому, что должно произойти. В то же время следует обратить внимание: земля, реки, растения сочувствуют русичам, а звери и птицы, наоборот, жадно ждут битвы, потому что знают — будет чем поживиться: «Игорь к Дону войско ведет. Уже гибели его ожидают птицы по дубравам, волки грозу называют по яругам, орлы клекотом зверей на кости зовут, лисицы брешут на червленые щиты». Когда же войско Игоря пало в битве, «никнет трава от жалости, а дерево от печали к земле приклонилось». Как живое существо выступает в «Слове...» река Донец. Она говорит с князем и помогает ему во время его бегства.

Говоря о средствах художественной выразительности в «Слове о полку Игореве» конечно же нельзя умолчать о языковых особенностях этого произведения. Чтобы привлечь внимание своей аудитории, создать соответствующий настрой, автор использовал вопросы, на которые сам и отвечает (восклицания, подчеркивающие эмоциональный тон повествования, обращения к героям произведения): «Что шумит, что звенит в этот час рано перед зорями?», «О Русская земля! Уже за холмом ты!», «А Игорева храброго полка не воскресить!», «Яр-Тур Всеволод! Стоишь ты всех впереди, осыпаешь воинов стрелами, гремишь по шлемам мечами булатными».

Автор «Слова...» широко использует эпитеты, характерные для устной народной поэзии: «борзый конь», «сизый орел», «чистое поле». Помимо этого нередки и метафорические эпитеты: «железные полки», «золотое слово».

В «Слове...» мы находим и олицетворение отвлеченных понятий. Например, Обиду автор изображает в виде девы с лебедиными крыльями. А что значит такая фраза: «...завопила Карна, и Жля помчалась по Русской земле, сея горе людям из огненного рога»? Кто они такие, Карна и Жля? Оказывается, Карна образована от славянского слова «карити» — оплакивать покойников, а «Жля» — от «жалеть».

В «Слове...» мы встречаем и символические картины. Например, битва описывается то как сев, то как молотьба, то как свадебный пир. Мастерство легендарного сказителя Бояна сопоставляется с соколиной охотой, а столкновение половцев с русичами описывается, как попытка «черных туч» закрыть «четыре солнца». Автор использует и традиционные для народной поэзии символические обозначения: соколами он называет русских князей, ворон — символ половца, а с кукушкой сравнивается тоскующая Ярославна.

Высокие поэтические достоинства этого произведения вдохновляли талантливых людей на создание новых художественных произведений. Сюжет «Слова...» лег в основу оперы А. П. Бородина «Князь Игорь», а художник В. М. Васнецов создал ряд картин по мотивам «Слова о полку Игореве».

ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.

ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия и др.

ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление или подчеркивает, что он прославляет, а что высмеивает. Гипербола встречается уже в древнем эпосе у разных народов, в частности в русских былинах.
В русской литре к гиперболе охотно прибегали Н. В. Гоголь, Салтыков-Щедрин и особенно

В. Маяковский ("Я", "Наполеон", "150 000 000"). В поэтической речи гипербола часто переплетается с другими художественными средствами (метафоры, олицетворения, сравнения и др.). Противоположность – литота.

ЛИТОТА (греч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе; образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета пли явления. Литота есть в народных сказках: "мальчик с пальчик", "избушка на курьих ножках", "мужичок с ноготок".
Второе название литоты – мейосис. Противоположность литоте –
гипербола.

К литоте часто обращался Н. Гоголь:
«Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить» Н. Гоголь

МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) - троп, скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от

сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек!

А. Блок

Метафоры образуются по принципу олицетворения ("вода бежит"), овеществления ("стальные нервы"), отвлечения ("поле деятельности") и т. д. В роли метафоры могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное. Метафора придает речи исключительную выразительность:

В каждый гвоздик душистый сирени,
Распевая, вползает пчела...
Вознеслась ты под свод голубой
Над бродячей толпой облаков...

А. Фет

Метафора представляет собой нерасчлененное сравнение, в котором, однако, легко усматриваются оба члена:

Со снопом волос своих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда...
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег...

С. Есенин

Помимо словесной метафоры, большое распространение в художественном творчестве имеют метафорические образы или развернутые метафоры:

Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный плен,
Осужден я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм.

С. Есенин

Иногда все произведение целиком представляет собой широкий, развернутый метафорический образ.

МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле ("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" - подразумеваются деревья; и т.п.).

Театр уж полон, ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит...

А.С. Пушкин

В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий. При этом сохраняются сближающие эти явления признаки или связи; так, когда В. Маяковский говорит о "стальном ораторе, дремлющем в кобуре", то читатель легко угадывает в этом образе метонимическое изображение револьвера. В этом отличие метонимии от метафоры. Представление о понятии в метонимии дается с помощью косвенных признаков или вторичных значений, но именно это и усиливает поэтическую выразительность речи:

Ты вел мечи на пир обильный;

Все пало с шумом пред тобой;
Европа гибла; сон могильный
Носился над ее главой...

А. Пушкин

Когда же берег ада
Навек меня возьмет
Когда навек уснет
Перо, моя отрада...

А. Пушкин

ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание) - один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, как правило, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи. («царь птиц» вместо «орел», «царь зверей» - вместо «лев»)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Тёмно-голубые?

И о чём звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

А.К. Толстой

СИНЕКДОХА (греч. synekdoche - соотнесение) - один из тропов, вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения. Синекдоха - выразительное средство типизации. Наиболее употребительные виды синекдохи:
1) Часть явления называется в значении целого:

А в двери -
бушлаты,
шинели,
тулупы...

В. Маяковский

2) Целое в значении части - Василий Теркин в кулачном поединке с фашистом говорит:

Ах, ты вон как! Драться каской?
Ну не подлый ли парод!

3) Единственное число в значении общего и даже всеобщего:

Там стонет человек от рабства и цепей...

М. Лермонтов

И гордый внук славян, и финн...

А. Пушкин

4) Замена числа множеством:

Мильоны вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.

А. Блок

5) Замена родового понятия видовым:

Бьем грошом. Очень хорошо!

В. Маяковский

6) Замена видового понятия родовым:

"Ну что ж, Садись, светило!"

В. Маяковский

СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя…

А.С. Пушкин

"Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория" (М. Шолохов). Представление о черноте и мрачности степи и вызывает у читателя то тоскливо-тягостное ощущение, которое соответствует состоянию Григория. Налицо перенесение одного из значений понятия -"выжженная степь" на другое - внутреннее состояние персонажа. Иногда, для того чтобы сопоставить какие-то явления или понятия, художник прибегает к развернутым сравнениям:

Печален степи вид, где без препон,
Волнуя лишь серебряный ковыль,
Скитается летучий аквилон
И пред собой свободно гонит пыль;
И где кругом, как зорко ни смотри,
Встречает взгляд березы две иль три,
Которые под синеватой мглой
Чернеют вечером в дали пустой.
Так жизнь скучна, когда боренья нет,
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.

М. Лермонтов

Здесь с помощью развернутого С. Лермонтов передает целую гамму лирических переживаний и размышлений.
Сравнения обычно соединяется союзами "как", "как будто", "словно", "точно" и т. д. Возможны и бессоюзные сравнения:
"У меня ль молодца кудри - чесаный лен" Н. Некрасов. Здесь союз опущен. Но иногда он и не предполагается:
"Заутра казнь, привычный пир народу" А. Пушкин.
Некоторые формы сравнения строятся описательно и поэтому не соединяются союзами:

И является она
У дверей иль у окна
Ранней звездочки светлее,
Розы утренней свежее.

А. Пушкин

Она мила - скажу меж нами -
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза.

А. Пушкин

Особым видом сравнения являются так называемые отрицательные:

Не сияет на нёбе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце
Сидит грозный царь Иван Васильевич.

М. Лермонтов

В этом параллельном изображении двух явлений форма отрицания есть одновременно и способ сопоставления и способ перенесения значений.
Особый случай представляют собой используемые в сравнении формы творительного падежа:

Пора, красавица, проснись!
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись.

А. Пушкин

Я не парю - сижу орлом.

А. Пушкин

Часто встречаются сравнения в форме винительного падежа с предлогом "под":
"Сергей Платонович... сидел с Атепиным в столовой, оклеенной дорогими, под дуб, обоями..."

М. Шолохов.

ОБРАЗ - обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэты мыслят образами.

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз - воевода дозором

Обходит владенья свои.

Н.А. Некрасов

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) - конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. Зеленая ветка в руках человека издавна являлась аллегорическим изображением мира, молот являлся аллегорией труда и т. д.
Происхождение многих аллегорических образов следует искать в культурных традициях племен, народов, наций: они встречаются на знаменах, гербах, эмблемах и приобретают устойчивый характер.
Многие аллегорические образы восходят к греческой и римской мифологии. Так, образ женщины с завязанными глазами и с весами в руках - богини Фемиды - аллегория правосудия, изображение змеи и чаши - аллегория медицины.
Аллегория как средство усиления поэтической выразительности широко используется в художественной литературе. Она основана на сближении явлений по соотнесенности их существенных сторон, качеств или функций и относится к группе метафорических тропов.

В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча).

ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях.

Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,

Дикие проклятья дорогой изрыгая.

И вижу: сидят людей половины.

О дьявольщина! Где же половина другая?

В. Маяковский

ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство) - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.

Слуга влиятельных господ,

С какой отвагой благородной

Громите речью вы свободной

Всех тех, кому зажали рот.

Ф.И. Тютчев

САРКАЗМ (греч. sarkazo, букв. - рву мясо) - презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.

АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь) - повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков.

О весна без конца и без краю -

Без конца и без краю мечта!

А. Блок

АЛЛИТЕРАЦИЯ (ЗВУКОПИСЬ) (лат. ad - к, при и littera - буква) - повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн…

К. Бальмонт

АЛЛЮЗИЯ (от лат. allusio - шутка, намек) - стилистическая фигура, намёк посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата»).

АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) - повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка-Русь!…

Н.А. Некрасов

АНТИТЕЗА (греч. antithesis – противоречие, противоположение) - резко выраженное противопоставление понятий или явлений.
Ты богат, я очень беден;

Ты прозаик, я поэт;

Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ и бледен.

А.С. Пушкин

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная…

Н. Некрасов

Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок...

С.Есенин.

Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. Иногда по принципу антитезы построено все произведение

АПОКОПА (греч.apokope – отсечение) - искусственное укорачивание слова без потери его значения.

…Как вдруг из лесу шасть

На них медведь разинул пасть …

А.Н. Крылов

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ!

А.С. Пушкин

БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века -

Всё будет так. Исхода нет.

А. Блок

МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон ) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску. Противоположная фигура - бессоюзие .

Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность:

И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят, и о берег бьют...

М. Лермонтов

И скучно и грустно, и некому руку подать…

М.Ю. Лермонтов

ГРАДАЦИЯ - от лат. gradatio — постепенность) — стилистическая фигура, в которой определения группируются в известном порядке — нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Градация усиливает эмоциональное звучание стиха:

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.

С. Есенин

ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка) - стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.

Преданья старины глубокой

А.С. Пушкин

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням

А. Пушкин

ОКСЮМОРОН (греч. oxymoron - остроумно-глупое) - сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик, жар холодных числ).

ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelos — идущий рядом) — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.

В синем море волны плещут.

В синем небе звезды блещут.

А. С. Пушкин

Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы.

В. Брюсов

Параллелизм особенно характерен для произведений устного народного творчества (былин, песен, частушек, пословиц) и близких к ним по своим художественным особенностям литературных произведений («Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Василий Теркин» А. Т, Твардовского).

Параллелизм может иметь более широкий тематический характер по содержанию, например в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучки небесные — вечные странники».

Параллелизм может быть как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский. «Как обходительна! Добра! Мила! Проста!» Грибоедов. «Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился».

Н. Ильина. «С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего». Г. Успенский.)

ПЕРЕНОС (франц. enjambement - перешагивание) - несовпадение синтаксического членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в его конце.

Выходит Пётр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

А. С. Пушкин

РИФМА (греч. «rhythmos» - стройность, соразмерность) - разновидность эпифоры ; созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их единства и родства. Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы.

ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis - выпадение, опущение) - фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия. Эллипсис — один из видов умолчания. В художественной речи передаёт взволнованность говорящего или напряженность действия:

Мы села — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги.