Синяя телефонная будка доктор кто. Доктор Кто

ТАРДИС (анг. The TARDIS [ˈtɑː(r)dɪs] (Time And Relative Dimension(s) In Space) - машина времени и космический корабль из британского телесериала «Доктор Кто ».

Продукт технологии Повелителей Времени, хорошо управляемая ТАРДИС может доставить своих пассажиров в любую точку пространства и времени. Изнутри ТАРДИС намного больше, чем снаружи. Внешний вид её может меняться (система «хамелеон»). В сериале, Доктор плохо управляет кораблём - он украл вышедший из употребления ТАРДИС 40 типа (названный когда-то ТТ-капсула, чья система «хамелеон» была повреждена, и сама ТАРДИС «застряла» в виде полицейской будки Лондона 1963 года). Была украдена с Галлифрея , где была устаревшей.

ТАРДИС в классических сериях также называли просто «корабль», «капсула» или даже «Полицейская Будка».

Доктор Кто стал такой большой частью британской поп-культуры, что не только форма телефонной будки стала ассоциироваться с ТАРДИС, но и само слово «ТАРДИС» употребляется для описания чего-либо, что больше изнутри, чем снаружи. ТАРДИС является зарегистрированной торговой маркой Би-Би-Си .

Главные характеристики

ТАРДИС растут, не делаются (The Impossible Planet). Они берут энергию из нескольких источников, но в первую очередь из ядра искуственной чёрной дыры , Глаза Гармонии, созданного легендарным Повелителем Времени Омегой. В The Edge of Destruction (1964) источник силы ТАРДИС (он же «сердце ТАРДИС») находится под консолью, а именно под центральной колонной, подъемом и опусканием которой показывает, что функционирует.

Другие элементы, необходимые для качественной работы ТАРДИС и требующиеся время от времени, включают ртуть (используемую в жидком состоянии), редкую руду Цейлон-7 (Vegeance on Varos, 1985) и «артронную энергию». Последняя представляет собой форму темпоральной энергии, вырабатываемой разумом Повелителей, что также помогает работе ТАРДИС (The Deadly Assassin, 1976; Four to Doomsday, 1982 и т. д.).

До того, как ТАРДИС начнет полностью функционировать, сначала нужно его соединить с биологией Повелителя, что обычно достигается простым руководством ТАРДИС Повелителем, по крайней мере, на первое время. Это пришло от ещё одного устройства Рассилона, части биологического грима Повелителей, дающее симбиотическую связь с ТАРДИС и возможность противостоять физическому стрессу при путешествиях во времени (The Two Doctors, 1985). Без этого приспособления результатом будет молекулярная дезинтеграция; это служит гарантией отсутствия неправильного употребления путешествий во времени, даже если технология ТАРДИС будет копирована. Однажды машина времени совершенно возглавенствовала, но, тем не менее, с запасом в устройстве под названием «бриолевый небулайзер» её могли использовать любые виды.

В соответствии с законами Повелителей, незаконное использование ТАРДИС влечет за собой «только один штраф», в смысле - смерть. Помимо способности путешествовать в пространстве и времени (а периодически - и в других измерениях), наиболее удивительная характеристика ТАРДИС заключается в том, что внутри она намного больше, чем снаружи. Это объясняется тем, что ТАРДИС является «пространственно трансцедентальной» - имеется в виду, что её внешняя и внутренняя части находятся в разных измерениях. В The Robots of Death (1977) Четвертый Доктор пытается объяснить это своему компаньону Лиле, используя в качестве аналогии такой пример: больший куб может появиться в меньшем, если находится вдалеке, однако непосредственно доступен в некоторое время. Согласно Доктору, межпространственная инженерия была ключом к открытиям Повелителей. Из-за этого непривычного аспекта ТАРДИС, заходящий внутрь корабля впервые обыкновенно в результате бывает шокирован и не верит глазам. Сьюзан, «внучка» Доктора, заявила, что дала имя ТАРДИС: «Я сделала (его) из инициалов». Как бы то ни было, слово «TARDIS» (Time And Relative Dimension In Space) точно так же употребляется для описания других транспортирующих капсул Повелителей.

Также в сериях 2005 на мобильном Розы Тайлер высвечивается «звонит Тардис», что подразумевает - эту аббревиатуру можно писать и так (как Нато вместо НАТО). Как было показано в The Trial of a Time Lord (1986), опыт, собранный ТАРДИС и его командой, может быть записан и пересмотрен в Матрице - компьютерной системе Повелителей, хранящей все их знания. Доктор в этом эпизоде своими протестами подразумевает, что для ТАРДИС общаться с Матрицей не нормально.

ТАРДИС Доктора

ТАРДИС Доктора является устаревшим 40 типом ТТ-капсулы (вероятно, «ТТ» следует воспринимать как «time travel» - «путешествие во времени»), которую он неофициально «позаимствовал», покидая свою родную планету, Галлифрей. В "Planet of the Dead" он утверждает, что украл ее

Было 305 зарегестрированных 40 типов, но все остальные не прошли комиссию и были переделаны в новые, улучшенные модели (The Deadly Assassin). Как бы то ни было, спустя годы появляются изменения в главной консольной комнате, и утверждение Второго Доктора в The Three Doctors (1972) - «А! Я вижу, ты слегка изменл ТАРДИС. Мне не нравится» - наводит на мысль, что Доктор обновлял системы ТАРДИСа от случая к случаю, считая, что это подразумевает: способности корабля с реконфигурацией внутренней архитектуры затрагивают и консольную комнату тоже.

ТАРДИС уже был старым, когда Доктор впервые взял его, но насколько он древний, непонятно. В The Empty Child Девятый Доктор утверждает, что у него за спиной «900 лет путешествий в телефонной будке», имея в виду, что его ТАРДИС по крайней мере настолько стар (а судя по всему, и ещё древнее) на тот момент.

Внешний вид

Как уже было отмечено, хотя ТАРДИС способен превращаться во что-то из внешней среды, у Доктора он застрял в форме общественной полицейской телефонной будки (когда приземлился в 1963 и начал материализоваться вокруг настоящей будки), потому что у него сломалась система маскировки - буквально «устройство-хамелеон». В чем конкретно заключается поломка, никогда не уточнялось.

Система впервые была упомянута во втором эпизоде серий, где Первый Доктор и Сьюзан отметили, что она сломалась, но без технического названия. Первоначально система называлась «камуфляж» (The Time Meddler, 1965). Название было изменено на «систему маскировки» в Logopolis (1981). Попытки починить маскировку были предприняты в Logopolis и Attack of the Cybermen, но успешная трансформация ТАРДИСа в форму оргАна и в замысловатые ворота была недолговечной, и вскоре ТАРДИС вернулся в первоначальное состояние. В Вооm Town (2005) Девятый Доктор намекает, что оставил попытки починить систему лишь некоторое время назад, привыкнув к будке - «Мне и так нравится».

Косметически, внешность полицейской будки практически не изменялась, хотя небольшие изменения с годами всё же появлялись. Например, скрывающий телефон знак на двери изменялся - вместо черных букв на белом фоне появлялись белые по черному и белые по синему - в разное время. Другие обновления включают постоянные перемещения слов на панели: от «Срочные звонки» до «Все звонки». Знак «Полицейская будка» не менялся с 18 сезона. Раньше у ТАРДИСа была аптечка на двери, но она быстро исчезла. В The Empty Child открывается, что ТАРДИС, невзирая на внешний вид, как телефон не работает, поскольку не подключен.

Несмотря на свой анахроничный вид полицейской будки, присутствие ТАРДИСа редко вызывало вопросы, когда он материализовался. В Вооm Town Доктор просто отметил, что люди не замечают странные вещи вроде ТАРДИСа, повторяя схожую мысль Седьмого Доктора в Remembrance of thе Daleks (1988) о том, что люди имеют «удивительную способность самообмана». В большинстве серий наружные двери будки ТАРДИСа действуют отдельно от серьёзных внутренних дверей, хотя иногда оба комплекта могут быть открыты одинаково, позволяя пассажирам выглядывать непосредственно наружу и наоборот. Вход в ТАРДИС открывается и запирается снаружи ключом, который Доктор хранит лично у себя, лишь изредка давая копии компаньонам. В сериях 2005 ключ также связан с ТАРДИСом, он способен сигнализировать о его присутствии или задержке его прибытия. Сигнал проявляется в нагревании и свечении ключа. Ключ от ТАРДИСа варьировался в дизайне от обычного ключа «Yale» до похожего на египетский ключ жизни с инопланетным уклоном - во время Третьего Доктора. Он появился вновь в виде ключа «Yale» в сериях 2005.

Уровень охраны ТАРДИСа менялся от истории к истории. Первоначально у него было 21 различное отверстие, и ключ плавился, будучи помещенным не туда, куда следует (The Daleks, 1963). Первый Доктор также был способен разблокировать ТАРДИС своим звонком (The Web Planet) и восстановить его, используя свет инопланетного солнца, направляя его сквозь алмаз в звонке (The Dalek’s Master Plan).

Изменение дизайна ключей наводит на мысль, что Доктор каждый раз менял и блокирующую систему, которая в некоторых случаях не всегда срабатывала. В Spearhead From Space (1970) Третий Доктор сказал, что у замка есть детектор метаболизма, так что даже если кто-нибудь незаконно и будет обладать ключом, двери все равно не откроются. Девятый Доктор утверждал, что через двери ТАРДИСа «не смогли прорваться орды Чингисхана - поверь, они очень старались» (Rose, 2005). В сущности, несколько людей ухитрились попросту забрести в ТАРДИС безо всяких проблем спустя годы, включая и тех, кто в последствии стали помощниками Доктора.

Двери предположительно должны быть закрыты во время полета; в Planet of Giants открытие дверей во время дематериализации привело к тому, что ТАРДИС и все, кто в нем находился, усохли до кукольного размера. В The Enemy of the World (1967) взлет в то время, пока двери ещё были открыты, привел к немедленной декомпрессии - «выдуванию» злобных Саламандр из ТАРДИСа. Второй Доктор и его компаньоны прицепились к консоли, и кризис прошел, только когда Джемми смог закрыть двери. В The Warriors" Gate (1981) двери открылись во время полета между двумя вселенными, впустив тхарила Бирока.

Повелители Времени (также, как и равные им по силе существа) способны перенаправлять полет ТАРДИСа (The Ribos Operation, 1978), как однажды сделала Рани, Повелитель (The Mark of Rani, 1985). Рани использовала удаленный контроль Статтенхейма, чтобы вызвать свой ТАРДИС. В The Two Doctors Второй Доктор также использовал переносной контроль Статтенхейма. В заключительной серии 2005 Девятый Доктор с помощью звуковой отвертки включил ТАРДИС, послал Розу домой и одновременно активировал в ТАРДИС тревожную программу, находясь снаружи. Внешние измерения могут быть усилены через внутренние при экстраординарных обстоятельствах. В Frontios (1984), когда ТАРДИС был разрушен вызванным Трактаторами метеоритным дождем, то, что было внутри, частично вывалилось из будки, но Доктор в конечном счете обманул Грависа, предводителя Трактаторов, воссоздав корабль. В The Father’s Day (2005) темпоральный парадокс привел к ране во времени, выкинув из неё внутреннюю обстановку корабля и оставив ТАРДИС пустой оболочкой телефонной будки (к тому же, как известно, неработающей). Тем не менее, Доктор пытался использовать ключ от ТАРДИСа в сочетании с небольшим электрическим зарядом, чтобы вернуть корабль, хотя процесс был прервал и ТАРДИС восстановился сам, после разрешения парадокса.

Внутренний вид

Даже сквозь двери будки видно, что ТАРДИС огромен. Конкретная вместительность ТАРДИСа не уточнялась, но помимо жилых частей, интерьер вмещает в себя художественную галерею (которая вообще-то неработающая станция), ванную с бассейном, медицинский отдел и несколько кирпичностенных складов (всё показано в The Invasion of Time, 1978). Части ТАРДИСа могут быть изолированны друг от друга или изменены; Доктор в Castrovalva был способен рассказать о 25 % структуры ТАРДИСа для обеспечения дополнительного доверия. Несмотря на распространенное заблуждение, что ТАРДИС внутри безграничен, это не так. В Full Circle (1980) Романа утверждает, что вес ТАРДИСа в схожей с земной гравитации Альзариуса был равен 5*10 6 кг. Возможно, имелся в виду вес его внутренней обстановки, так как несколько раз было показано, что ТАРДИС настолько легок, что его без труда способны поднять несколько людей (как обычную будку).

Явная архитектура будущего в ТАРДИСе «закруглена». В контексте ТАРДИСа это значит, что украшающий стены комнат (включая консольные) и корридоры декор основан на круге. Некоторые кругляшки скрывают устройства и механизмы ТАРДИСа (это показано во многих сериях - The Wheel in Space, 1968; Logopolis, Castrovalva, 1981; Arc of Infinity, 1983; Terminus, 1983 и Attack of Cybermen, 1985). Дизайн кругляшек варьировался от основ, вырезанных на черном фоне до фотографических изображений, напечатанных на стенах и до прозразных, светящихся дисков в более поздних сериях. Во второй консольной комнате большинство кругляшков были исполнены в деревянной панели, с некоторым декором, проявившемся в стеклянных вкраплениях. В новых сериях кругляшки также присутствуют, встроены в стены новой консольной комнаты.

Прочие комнаты включают жилые помещения для многих компаньонов Доктора, хотя спальня самого Доктора не упоминалась и не показывалась. Также в ТАРДИСе есть Нулевая комната, защищенная от остальной вселенной и и обеспечившая спокойную обстановку для Пятого Доткора на время его пострегенерационного периода - и это только среди известных Доктору 25 %! Хотя внутренние корридоры не были показаны в сериях 2005, факт, что они всё ещё существуют, был отражен в Unquiet Dead, где Доктор давал Розе несколько очень четких указаний пути к гардеробу ТАРДИС. Гардероб несколько раз упоминался в оригинальных сериях и был показан в The Androids of Tara (1978), The Twin Dilemma (1984), Time and Rani (1987). Обновленная версия гардероба, из которой Десятый Доктор выбирал себе новую одежду, былы показана в The Christmas Invasion (2005) как крупная многоуровневая комната со спиральной лестницей. Много комнат обещают показать в последующих сериях.

Чаще всего из комнат показывается консольная, где находится панель контроля полета. В оригинальных сериях у ТАРДИСа есть по меньшей мере две комнаты управления - главная, с белыми стенами, футуристического вида, очень часто используемая на протяжении всей истории программы, и вторая, использовавшаяся во время 14 сезона, более античного вида, с деревянными панелями.

В серии Третьего Доктора The Time Monster (1972) была драматически изменена консольная комната ТАРДИСа, даже кругляшки. Впрочем, в следующей же серии Доктор всё привел в порядок. В сериях 2005 эта комната стала куполообразной, с органически смотрящимися поддерживающими колоннами. Теперь внутренние двери отсутствуют, зато внешние - двери будки - отчетливо видны изнутри ТАРДИСа. Как произошло такое радикальное изменение, не объяснено, хотя есть мнение, что ТАРДИС самовосстановился после серьезного повреждения, своеобразно «регенерировавшись».

Консоль ТАРДИСа

Главная черта комнат управления, в любой из известных конфигураций, это консоль ТАРДИСа, содержащая инструменты, контролирующие функции корабля. Появления главной комнаты управления широко варьировались, но всегда делились на ведущие детали: пьедъесталы, контролирующие периферию, и движущуюся колонну в центре, подпрыгивающую вверх-вниз при полете ТАРДИСа, как насос. Хотя существуют различные мнения, но расположение панелей подразумевает, что они созданы для управления больше, чем кем-то одним. Поэтому считается (хотя об этом нигде не упоминается), что ТАРДИСом должны управлять от трех до шести Повелителей Времени. Это может объяснить, почему Доктор склонен маниакально носиться вокруг консоли, пилотируя ТАРДИС. Консолью можно управлять вне зависимости от ТАРДИСа. Во время Третьего Доктора он отсоединил консоль от ТАРДИСа, чиня её. В Inferno (1970) Доктор избавился от отсоединенной консоли в параллельной вселенной.

Центральная колонна по-другому называется «временнoй ротор», хотя впервые это название было употреблено в The Chase (1965) по отношению к другому инструменту на консоли ТАРДИСа. Тем не менее, этот термин по отношению к колонне существовал довольно долго. В текущий момент это определение практически не используется. Вторая комната была меньше, с контролем, спрятанным под деревянными панелями, и без центральной колонны.

В новых сериях главная консоль расположена по кругу и делится на шесть сегментов (что подтверждает версию «от трёх до шести»), а колонна и панели слегда светятся зеленым, вновь соединяясь с потолком.

В новых сериях консоль больше бросается в глаза, чем предыдущие, и с кое-каким барахлом из различных докторских эр, включая небольшой звонок и «велосипедный насос», позже идентифицированный в Attack of the Graske (интерактивном мини-эпизоде Десятого Доктора) как контроллер петли воронки. Два других контроллера, пространственный стабилизатор и векторный прослеживатель, тоже были идентифицированы, но как-то расплывчато. А как показано в World War Three, сейчас на консоли закреплен работающий телефон. Насколько Доктор контролирует ТАРДИС, в течение серий описывалось противоречиво. Поначалу Первый Доктор не мог аккуратно пилотировать ТАРДИС, но, естественно, набираясь опыта на практике, он управлял кораблем всё лучше.

После сезона The Key to Time (1978-79) Доктор установил наобумер на консоль, и это мешало ему (и задерживало сильного и злого Черного Стража) узнать, где ТАРДИС окажется в следующий раз. В конце концов это устройство было убрано (Leisure Hive,1980). В новых сериях Доктор демонстрирует неплохое владение ТАРДИСом, хотя иногда он и допускал ошибки, вроде возвращения Розы на Землю годом позже планированного (Aliens of London, 2005) или приземления в 1879 вместо 1979 (Tooth and Claw, 2006). В Boom Town часть консоли ТАРДИСа открылась, и там было видно нечто светящееся, описанное Доктором как «сердце ТАРДИСа» (или его «душа»). В The Parthing of the Ways (2005) было показано, что «сердце» соединено с мощнейшей энергией воронки.

Системы ТАРДИС

Из-за того, что ТАРДИС такой старый, он склонен ломаться. Доктор часто залезает с головой под панели, с некоторой любезностью или без, время от времени давая консоли «поддержку восприятия» (хороший удар кулаком по консоли), чтобы она работала как следует. С другой стороны, сущность ТАРДИСа может основываться на чем-то вроде этого. Усиление восстановления, контроля и поддержки часто составляло «заговор» устройств ТАРДИСа на протяжении всего показа, создавая забавную иронию, весьма продвигавшую пространственно-временную машину, которая иногда становилась устаревшим и ненадежным куском хлама.

Контролирующие системы

ТАРДИС владеет телепатическим устройством, хотя Доктор предпочитает управлять им вручную. В Pyramids of Mars (1975) Четвертый Доктор говорит Сутеку, что контроль ТАРДИСа изоморфичен, подразумевая, что только Доктор может им управлять. Тем не менее, эта характеристика появляется и исчезает в драматически подходящие ситуации, и различные компаньоны Доктора были способны не только управлять ТАРДИСом, но даже и помогать пилотировать его.

Предполагается, что либо Доктор наврал Сутеку, чтобы от него отделаться, либо изоморфическая характеристика - охранная, и Доктор может включать и выключать её в любое удобное для него время.

В Journey"s End (2007) доктор сообщает, что управления ТАРДИСа рассчитано на шесть пилотов, но ему приходится управляться с этим в одиночку - так он объясняет жуткую тряску при полёте и свои метания вокруг консоли.

Помимо шума, сопровождающего дематериализацию, в The Web of Fear (1966) консоль ТАРДИСа также ритмично светилась во время приземления, хотя главный индикатор полета - движение центральной колонны. Ещё у ТАРДИСа есть сканер, с помощью которого команда может исследовать обстановку снаружи до того, как покинуть корабль. В сериях 2005 дисплей сканера установлен на консоли и способен отображать телевизионные сигналы - так же, как и различные компьютерные функции.

В некоторых сериях Первого Доктора консольная комната также содержала машину, распределяющую еду между Доктором и его помощниками. Эта машина исчезла после первых же нескольких серий, хотя и упоминалась в связи с созданием кухни ТАРДИСа.

Защита

Некоторые из прочих функций ТАРДИСа включали силовое поле и Враждебную Переместительную Систему (HADS), которая могла телепортировать корабль, если он атакован (The Krotons, 1968). Силовое поле, возможно, сейчас больше не существует, так как для его обеспечения было подключено внешнее устройство, экстраполятор (The Parthing of the Ways). Звонок Хлойстера звучит при «природных катастрофах» (Logopolis).

Интерьер ТАРДИСа подходит под «межпространственную темпоральную грацию» (The Hand of Fear, 1976). Четвертый Доктор пояснял, что это значит чувствовать вещи, не выходя из ТАРДИСа. Практический эффект от этого выражается тем, что никакое оружие не может быть использовано внутри ТАРДИСа. Но судя по всему, эта система ненадежна и постоянно ломается, так как оружие стреляло и в Earthshock (1982), и в The Parthing of the Ways. В Arc of Infinity Пятый Доктор планировал починить это устройство, но отвлекся событиями серии.

Прочие системы

ТАРДИС также предоставляет своим пассажирам способность понимать и разговаривать на любых языках. Это заранее было описано в The Masque of Mandragora (1976) как «дар Повелителя Времени», которым Доктор поделился со своими компаньонами, но в конечном счете этот «дар» был приписан телепатическому полю ТАРДИСа (The End of the World, 2005). В The Christmas Invasion открывается, что Доктор - сам необходимый элемент для этой способности. Роза была неспособна понимать Сикораксов, пока Доктор был в пострегенерационном кризисе. В The Impossible Planet (2006) сказано, что ТАРДИС в норме переводит и надписи; в этом эпизоде ТАРДИС не был способен перевести инопланетную надпись, и Доктор сказал, что это значит - язык «невероятно» стар.

Временами ТАРДИС показывает признаки своего собственного сознания. В сериях, начиная с The Edge of Destruction - а это вторая серия с начала показа - упорно намекается, что корабль «живой», обладает интеллектом и связан с теми, кто в нем путешествует; Восьмой Доктор назвал ТАРДИС «сентиментальным». В The Parthing of the Ways Доктор оставил послание Розе, где он, в уверенности, что никогда не вернется, просит её «позволить ТАРДИСу умереть». Позже в этом же эпизоде Роза говорит, что «эта штука живая», хотя неизвестно, говорила она в прямом смысле или переносном.

Прочие ТАРДИСы

В сериях появлялись и другие ТАРДИСы. ТАРДИС Рани принимал вид двухэтажного красного автобуса № 22. У Мастера был свой ТАРДИС, более усовершенствованная модель. Его маскировка полностью функционированная, так что он появлялся в различном виде, включая напольные часы, камин и ионическую колонну.

- The TARDIS used from 2005 to 2010 on display at BBC Television Centre … Wikipedia

  • Доктор Кто - британский научно-фантастический телесериал компании Би-Би-Си о загадочном инопланетном путешественнике во времени, известном как «Доктор ». Вместе со своими спутниками он исследует время и пространство, путешествуя в космическом корабле ТАРДИС.

    «Доктор Кто» два раза попал в Книгу Рекордов Гиннеса (как самый длительный научно-фантастический сериал и как самый успешный научно-фантастический проэкт), несколько раз получал такие премии как BAFTA (British Academy Television Awards) и NTA (National Television Awards). Он узнаваем по всему миру, фрагменты серий показывают во многих научных передачах, а в Великобритании практически каждый хоть раз смотрел «Доктора Кто» – это же практически классика кинематографа!

    Сериал делится на две части: Классические серии (или Старая школа, Олдскул, с 1963 года по 1989, а также фильм 1996 года) и Новые серии (или Новая школа, Ньюскул, возрождённый сериал, с 2005 года). В России Классический Доктор практически не известен, зато серии 2005 года дважды транслировались по телеканалам СТС , НСТ и Карусель . Ещё у «Доктора Кто» есть три непосредственных сериала-ответвления (или спин-оффа): «Торчвуд» (известный в России как «Охотники за чужими» ), «Приключения Сары Джейн» и «Класс» . К сожалению, первые два спин-оффа уже закрыты, как и сериал «К9» от австралийской компании ABC, имеющий косвенное отношение к «Доктору Кто».

    Главный герой сериала – Доктор . Ему более 2000 лет (по крайней мере, он так утверждает), настоящее его имя никому не известно (некоторые ошибочно полагают, что его имя – Тета Сигма, но это всего лишь старое прозвище Доктора из Академии, которое пару раз упоминалось в сериале). В данный момент он – последний из своего народа, Повелителей Времени (в оригинале – Time Lords, поэтому фанаты их часто называют Таймлордами). Родная планета Доктора, Галлифрей , была уничтожена в Последней Великой Войне Времени (но затем по сюжету сериала выясняется, что всё не так-то просто). В этой же войне были убиты главные враги Доктора – далеки (что, впрочем, не помешало им неоднократно появляться в Новых сериях).

    С года первой трансляции «Доктора Кто» прошло более 50 лет, и, естественно, ни один актёр не смог бы сниматься в сериале настолько долго. Поэтому создатели сериала придумали лазейку – если Доктор умирает, его тело полностью перестраивается. Этот процесс называется регенерацией . Меняется не только внешность Доктора, но и его характер, манеры, вкусы. К данному моменту, Доктора играли 13 актёров (8 в Классике и 5 в Новых сериях). Из-за этой смены существует «нумерация» инкарнаций Доктора. Нынешний Доктор (Питер Капальди ) является Двенадцатым Доктором. Раньше считалось, что всего у Доктора тринадцать жизней, то есть когда-нибудь он должен будет умереть, но в одной из серий «Приключений Сары Джейн» Одиннадцатый Доктор утверждает, что может регенерировать 507 раз (возможно, в шутку). Хотя сценаристы утверждают, что пока «Доктора» будут смотреть, он будет продолжаться, ведь в научной фантастике возможно всё. В конце седьмого сезона Доктор получил новый набор регенераций, поэтому его приключения продолжаются!

    Доктор практически всегда не один, с ним путешествуют спутники. Это не только люди из разных эпох и планет, но и роботы, инопланетяне, даже Повелители Времени. Самой первой спутницей Доктора была его внучка, Сьюзан. Сейчас с Доктором путешествует девушка по имени Билл (её играет Пёрл Маки).

    Во вселенной Доктора (среди фанатов также называемой Whoniverse ) путешествия во времени не только возможны, но и являются неотъемлемой частью сериала. Космический корабль Доктора – ТАРДИС (TARDIS, Time And Relative Dimension(s) In Space ) обладает системой "хамелеон", которая должна перестраивать экстерьер корабля под окружающую обстановку. В данный момент система сломана, поэтому ТАРДИС выглядит как обычная синяя полицейская будка 60-х годов (она «застряла» в таком состоянии ещё со времён Первого Доктора). Внутри же ТАРДИС огромна, в ней множество комнат и помещений, но обычно в сериях мы видим консольную комнату. ТАРДИС – живое существо, у неё (а ТАРДИС женского пола) есть сердце. В одном из эпизодов душа ТАРДИС даже перемещается в тело женщины.

    Из инопланетных гаджетов, помимо ТАРДИС, Доктор часто использует звуковую отвёртку . Она способна на многое, от открывания/закрывания дверей до взламывания компьютеров. Впервые отвёртка появилась в Классических сериях, во времена Четвёртого Доктора, но использовалась Доктором довольно редко. В Новых сериях 2005 года мы видим отвёртку чуть ли не в каждой серии. Доктор неоднократно менял её вид – на данный момент она по дизайну напоминает ТАРДИС и светится синим цветом.

    Также Доктор иногда прибегает к помощи слегка телепатической бумаги – она показывает людям то, что хочет её владелец.

    При взлете и приземлении издает характерный, ни на что не похожий звук (Wroomp Wroomp), однако в сериале было показано, что этот звук издавал инерционный гаситель, который Доктор не выключал.

    ТАРДИС в классических сериях также называли просто «корабль», «капсула» или даже «полицейская будка», «синяя коробка», «синяя будка».

    Доктор Кто стал такой значительной частью британской поп-культуры, что не только форма синей полицейской будки стала ассоциироваться с ТАРДИС, но и само слово «ТАРДИС» употребляется для описания чего-либо, что больше изнутри, чем снаружи. ТАРДИС является зарегистрированной торговой маркой Би-би-си .

    В её честь в 2015 году назван каньон Тардис на Хароне .

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 1

      ✪ Speed Comparison 2: Faster than Light

    Субтитры

    История появления

    ТАРДИС появляется в первой же серии сериала Доктор Кто - «Неземное дитя », вышедшей в 1963 году. Доктор утверждает, что позаимствовал устаревшую машину, когда покидал родную планету . Как выяснилось в серии «Имя Доктора », Первый Доктор собирался взять другую ТАРДИС, но под воздействием одной из версий Клары Освальд изменил решение. Четвёртый Доктор не согласился заменить свою машину на более новую, мотивируя отказ «отсутствием души» у новой модели. Исправная ТАРДИС способна маскироваться под разнообразные предметы (например, машина Мастера выглядела как напольные часы, фургон для перевозки лошадей, железная дева, колонна, часть компьютера и т. д.), но у Доктора она застряла в обличии общественной полицейской телефонной будки, так как у неё неисправна система маскировки - буквально «устройство-хамелеон» (хотя в самой первой серии Сьюзен Форман упоминает, что она принимала вид ёлки и сиденья седана). Шестой Доктор один раз пробовал починить систему маскировки, и в итоге ТАРДИС превратилась сначала в расписную колонну, а потом в орган, и оба раза совершенно не к месту. В чём конкретно заключается неисправность, никогда не уточнялось. ТАРДИС уже была старой, когда Доктор взял её, но насколько именно она древняя, непонятно. Девятый Доктор утверждает, что у него за спиной «900 лет путешествий в телефонной будке», имея в виду, что его ТАРДИС по крайней мере настолько стара (а судя по всему, и ещё древнее).

    Устройство ТАРДИС

    ТАРДИС выращивают, а не производят. Они берут энергию из нескольких источников, но в первую очередь из ядра искусственной чёрной дыры , Глаза Гармонии, созданного легендарным Повелителем Времени Омегой. По словам Доктора , она застыла во времени. Источник силы ТАРДИС («сердце ТАРДИС») находится под консолью, под центральной колонной, подъём и опускание которой показывает, что машина функционирует. Другие элементы, необходимые для работы ТАРДИС - редкая руда «Зейтон-7» и «артронная энергия». Последняя представляет собой форму темпоральной энергии, открытие Повелителей. До того, как ТАРДИС начнет полностью функционировать, нужно соединить её с биологией Повелителя Времени с помощью устройства Рассилона , дающего симбиотическую связь с ТАРДИС и возможность противостоять физическому стрессу при путешествиях во времени. Без этого приспособления последует молекулярная дезинтеграция . Это служит гарантией отсутствия злоупотреблений при путешествиях во времени, даже если технология ТАРДИС будет скопирована. В серии «Конец путешествия » Доктор рассказывает: управление рассчитано на шестерых пилотов, а ему приходится справляться одному. ТАРДИС Доктора при перемещениях сильно сотрясается, однако в серии «Время ангелов » Ривер Сонг управляет ею плавно, пользуясь стабилизаторами (Доктор называет их «скукозаторами», англ. boringers ). К тому же Ривер совершает посадку совершенно беззвучно, объяснив, что Доктор забывает отжимать стояночный тормоз. В ответ Доктор заявляет, что ему просто нравится звук. Это не объясняет тот факт, что ТАРДИС Мастера издаёт такие же точно звуки, хотя он управляет ею гораздо более искусно, чем Доктор. Ривер также сообщает, что её обучал самый лучший учитель. Мы видим в серии «Давай убьём Гитлера », как её обучает интерфейс ТАРДИС, который, также, до этого общался с умирающим Доктором.

    Экстерьер

    Внешность полицейской будки практически не менялась, кроме некоторых косметических изменений. Например, скрывающий телефон знак на двери изменялся - вместо черных букв на белом фоне появлялись белые по чёрному и белые по синему. Менялось и написание слов на панели: от «Срочные звонки» до «Все звонки». Знак «Полицейская будка» не менялся с 18 сезона. В какой-то момент появилась аптечка на двери, однако просуществовала недолго.

    В большинстве серий наружные двери будки действуют отдельно от серьёзных внутренних дверей, хотя иногда оба комплекта могут быть открыты одинаково, позволяя пассажирам выглядывать наружу и наоборот. Вход в ТАРДИС открывается и запирается снаружи ключом, который Доктор хранит у себя, изредка давая копии компаньонам. В сериях 2005 года ключ также связан с ТАРДИС - он способен сигнализировать (нагреванием и свечением) о присутствии корабля или задержке его прибытия. Десятый , Одиннадцатый и Двенадцатый Доктора способны открыть двери щелчком пальцев.

    Интерьер

    Даже сквозь двери будки видно, что ТАРДИС огромна. Вместительность никак не уточнялась численно (однако доктор упоминал, что она бесконечна), но корабль вмещает, помимо жилых частей, художественную галерею, библиотеку, бассейн, медицинский отсек, корт для крикета (до серии «Жена Доктора»), несколько складов с кирпичными стенами, многоуровневую гардеробную комнату со спиральной лестницей и т. д. Прочие комнаты включают жилые помещения для компаньонов Доктора, при этом спальня самого Доктора не упоминалась и не показывалась. Есть и Нулевая комната, защищенная от остальной Вселенной и обеспечившая спокойную обстановку. Части ТАРДИС могут быть изолированы друг от друга или изменены. Некоторые круглые объекты скрывают устройства и механизмы ТАРДИС, их дизайн варьируется от основ, вырезанных на чёрном фоне до фотографических изображений, напечатанных на стенах и прозрачных светящихся дисков в более поздних сериях. В серии «Путешествие к центру ТАРДИС » Одиннадцатый Доктор говорит, что корабль бесконечен. В «Имя Доктора » Доктор, обнаружив на планете Трензалор огромную ТАРДИС, объясняет это тем, что если ТАРДИС сломана, «Корабль принимает свои истинные размеры».

    Из помещений корабля чаще всего показывается консольная, где находится пульт управления. В оригинальных сериях у ТАРДИС есть по меньшей мере две комнаты управления - главная, с белыми стенами, футуристического вида, очень часто используемая на протяжении всей истории сериала, и вторая, использовавшаяся во время 14 сезона, на вид более древняя, с деревянными панелями.

    Функции

    • Перемещение в пространстве и времени.
    • Телепатические функции.
    • Компьютерные функции.
    • Способность переводить все существующие языки, кроме древнегаллифрейского (Пассажиры ТАРДИС могут не только понимать все языки, но и говорить на них; эта способность может остаться на всю жизнь: в серии «Ангелы захватывают Манхэттен » Рори Уильямс сумел прочитать иероглифическую надпись на вазе, находясь очень далеко от ТАРДИС); но есть и исключения: в серии «Невозможная планета » ТАРДИС не сумела перевести надпись на осколках вазы. Также в серии «Время ангелов » надпись на «родном ящике» так и остаётся нерасшифрованной, пока Доктор сам её не переводит, поскольку она была написана на древнегаллифрейском - «забытом языке Повелителей Времени».
    • Защита от внешних врагов при закрытии дверей.
    • Состояние временной неагрессивности (англ. State of temporal grace ) - ТАРДИС автоматически делает невозможным применение всех видов оружия (интересный пример приведён в рассказе «Копьё Судьбы», где Третий Доктор, находясь внутри ТАРДИС, ловит брошенное в него копьё). Это состояние нестабильно, и периодически отключается (к примеру, в серии «Давай убьём Гитлера » Мэлс повреждает панель управления ТАРДИС выстрелом из пистолета).
    • При материализации в вакууме ТАРДИС создаёт вокруг себя поле, удерживающее атмосферу. Эта функция не является автоматической - в некоторых сериях, при открытии дверей в вакууме происходило выдувание воздуха из ТАРДИС.

    Живая ТАРДИС

    В эпизоде «Жена Доктора » (The Doctor’s Wife) Одиннадцатый Доктор встречает свою ТАРДИС в облике женщины. Доктор получает сообщение с планеты, именуемой «Дом». Такое сообщение могли отправить только Повелители Времени , и Доктор отправляется на их поиски, но находит лишь двоих странных существ, уда и сумасшедшую женщину по имени Идрис, которая называет Доктора своим похитителем. Доктор понимает, что матрица ТАРДИС переместилась в Идрис. Ему нравится, что он может разговаривать со своей любимой машиной, но тело женщины не способно долго выдерживать поток энергий, свойственный ТАРДИС, и матрица возвращается в корпус машины. Доктор называет ТАРДИС «старушкой» и «секси», она навсегда останется его верной подругой, но те дни, когда они могли разговаривать, видимо, больше не повторятся . Впоследствии Доктор тщетно пытался установить с ТАРДИС голосовой контакт, а контакт телепатический у них был всегда. В некоторых сериях был показан голосовой интерфейс ТАРДИС, который устроен на основе воспоминаний Доктора и появляется в виде людей, которые сыграли особую роль в его жизни.

    Актриса, сыгравшая живое воплощение ТАРДИС - Сюранна Джонс (англ.), известная в Великобритании своими ролями на телевидении и в театре.

    Примечания

    1. По устоявшейся традиции ТАРДИС пишется заглавными буквами, однако в серии «Третья мировая война» слово было написано как имя, только первая буква была заглавной (Тардис).
    2. Временные и относительные измерения в пространстве
    3. Эпизод Невозможная планета
    4. В ожидании доктора К началу нового телесезона «Доктор Кто» (Doctor Who), научно-популярный, 2005 год, 4 сезона, снимается
    5. В октябре 2006 года британский премьер-министр Тони Блэр сравнил свой офис на Даунинг-стрит, 10 с ТАРДИС, сказав, что он больше, чем кажется с улицы: «Yes. I mean a lot bigger, we call it like the TARDIS.»
    6. Case details for Trade Mark 1068700 (неопр.) . UK Patent Office . Дата обращения 28 января 2007. Архивировано 18 февраля 2012 года.
    7. Paul Jones. Doctor Who: New Zealand Mint aims to cash in on 50th anniversary with commemorative Tardis coin (неопр.) . RadioTimes (24 января 2013). Дата обращения 1 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
    8. Fraser McAlpine. You"ve Seen The Stamps, Now Spend The Money! (неопр.) . Anglophenia . BBC America (25 января 2013). Дата обращения 3 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
    9. Dan Satherley. Tardis coin to mark Doctor Who"s 50th anniversary (неопр.) . 3 News (MediaWorks) (30 января 2013). Дата обращения 1 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
    10. Dave Golder. New Zealand Issues Official Doctor Who 50th Anniversary Coins (неопр.) . SFX . Future Publishing Limited (24 января 2013). Дата обращения 3 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.

    Примечание: События происходят по окончанию третьего сезона, но до встречи с Донной.

    Часть 1. Часы

    Доктор резко потянул за рычаг, нажал несколько кнопок, набрал код времени и отправился куда глаза глядят. Когда ТАРДИС не издала характерного шума, он с силой ударил по консоли резиновым молотком.

    — Ну давай же! — воскликнул Доктор досадливо.

    Такое привычное ему действие внезапно отозвалось в нем эхом. Что-то мимолетное, но безумно знакомое, будто забытое воспоминание. Молоток. Он его уже держал, и не раз. Но то, что он видел было много, безумно много лет назад. Он был тогда еще ребенком. И кто-то был рядом с ним. Но этот образ терял четкость и уплывал за грань сознания (прим. заменила немного неловкий оборот). Доктор встряхнул головой, и воспоминание исчезло, растаяло как туман, оставив легкую тревогу.

    — Ба-а-бах!

    В консоли что-то взорвалось, рассыпав сноп искр, и всю машину встряхнуло с такой силой, что её владелец упал.

    «ЧТО?!» — хотел было вскрикнуть Доктор, но не успел.

    От второго удара распахнулась одна из частей пульта управления — там где находилось прямое соединение с сердцем ТАРДИС. Доктор был не на шутку испуган, ведь если Вихрь Времени вырвется на свободу, то произойдет катастрофа.

    «Все время и пространство будут повергнуты в хаос, а последние дети Галлифрея падут в Великой битве между Светом и Тьмой, борясь за существование Вселенной».

    Так звучало пророчество о Вихре Времени, а уж Доктор помнил о нем хорошо, и даже очень хорошо. Он знал все пророчества, легенды и даже сказки Галлифрея. Не раз на его веку Сердце ТАРДИС было открыто.

    «Но ведь Роза заглянула в Сердце ТАРДИС, и осталась жива — думал он, — Битва конечно была, но не настолько масштабная. Да и я был тогда один, а в пророчестве сказано „дети“. Что же это значит?».

    Но у Доктора не было времени на раздумья. Вся комната затряслась, в двигателе нехорошо зашумело. На секунду Доктору почудилось, будто его кто-то зовет, затем зов перешел на крик боли и отчаянья. Невозможно было выдержать этот вой, который спустя минуту потонул в общем гуле, свисте и звоне! «Что за чертовщина!» — думал Доктор во время судорожных попыток взять все под контроль. Доктор даже не мог подняться на ноги, чтобы окончить весь этот ужас, нажав всего несколько кнопок и потянув рычаг. Лампы пошли трещинами и со звоном лопнули. Погрузившись во тьму, ТАРДИС продолжала рушиться.
    Дождавшись небольшой передышки, Доктор подполз на четвереньках к консоли, собираясь захлопнуть её, но в этот момент прогремел еще один, последний, взрыв!

    Доктора бросило на пол.

    Сияние Сердца ТАРДИС почти ослепило его, но тут изнутри вылетел какой-то предмет. В тот же миг крышка захлопнулась, а тряска прекратилась также неожиданно, как и началась. Зажглось аварийное освещение. Доктор, не поднимаясь с пола, дотянулся пальцами до загадочного предмета. Поднял и тут же выронил, словно обжег пальцы. Это были аккуратные, с изящной цепочкой, золотые часы с галлифрейскими письменами. Часы Повелителя Времени.

    Пустая память

    Доктор был необычайно поражен. Откуда в Сердце ТАРДИС часы Повелителя времени? Он боялся открыть их, сам не зная почему.
    «Я ведь отдал свои часы Тиму, после того как был человеком — мелькнула у него мысль — А часы Мастера- уничтожены вместе с ним. Тогда откуда эти здесь?».

    Доктор внимательно рассмотрел их. Часы были похожи на его, но все же отличались изяществом и аккуратностью. Крышка была настолько повреждена, что имя невозможно было разобрать. Позолота отстала в некоторых местах и обнажила какой-то металл; последние звенья цепочки расплавились, как от высокой температуры. Даже замок держался плохо, что называется, на честном слове.
    Доктор положил часы в выемку на консоли, решив заняться ими попозже. Ему предстояла починка ТАРДИС.

    — Что же с тобой произошло, а? — спрашивал он беспокойно, обращаясь к машине. — Капризничаешь, дорогая? О часах Доктор старался сейчас не думать. Спустя некоторое время Доктор отряхнул руки и вновь взял часы.

    Теперь они в слабом свете отсвечивали мягким золотистым сиянием, будто излучая тепло. Сияние это неприятно напоминало Доктора регенерационную энергию. Где-то глубоко, в сознании, он слышал шелест деревьев, шум антигравитационных двигателей, голоса

    «Однажды мы найдем такую звезду, которая говорит…»
    «Небо никогда не перестанет быть оранжевым…»
    «Доктор, оставь меня, уходи!..»
    «Чей это голос? Чье прошлое?» — задумывался Доктор, проводя пальцами по ободку часов, не решаясь их открыть.
    В некоторые моменты ему казалось, словно в его памяти, в самом начале, не хватало кусков. Будто они были здесь, в этих странных часах. Стоит только их открыть — и он вспомнит все. Слишком велик соблазн узнать, что в них таится, какой секрет они скрывают?.. И не пожалеет ли он, если вернет часть своей памяти?

    Часть 2. Темное прошлое

    Нередко Доктор доставал часы из внутреннего кармана и держал их в руках. Они были слегка прохладными, но иногда он чувствовал тепло. А еще в них что-то пульсировало, будто два сердца. Порой «пульс», бившийся в ритме четырех ударов, ускорялся, порой становился медленнее, но никогда не прекращался. Доктор не решался их открыть, но не забывал про них. Напротив заботился — покрыл часы свежей позолотой, выправил цепочку и крепление и попытался восстановить имя, но это оказалось не возможно.

    Хотя и этим часы по-видимому были довольны. Они приобрели почти новый вид, и казалось порой, что они сияют от счастья. И в те моменты Доктор чувствовал какое-то спокойствие, словно его родные были рядом. Но потом всегда оставалась ноющая пустота, которую ничто не в силах было заполнить. Подобное он ощущал, когда сам был человеком, и видел во сне неясные тени своей семьи.

    Боль от расставаний, потерь и смертей всегда была с ним, и от немого спокойствия от часов, Доктору становилось еще тяжелее.
    С каждым днем становилось все сложнее сдержаться, чтобы не открыть их. Временами Последнему Повелителю Времени слышался голос, шептавший:

    «Я тебя понимаю. Потери-самое тяжелое в нашей жизни. Мы видим как те, кого мы любим, увядают и умирают, а мы продолжаем жить».

    Он полюбил этот голос, казавшийся ему знакомым. Голос был женский и тихий, печальный, но все равно в нем чувствовалась какая-то улыбка. Еле заметная, но все же. В один из дней одиночества Доктор вновь рассматривал часы. Их пульс был учащен, как будто они предчувствовали что-то. В один момент шепот усилился до нормального голоса, и четко произнес:

    — Открой меня. Время пришло.

    Подняв часы на уровень глаз, Доктор подумал:

    «Будь что будет. Я столько ждал, и я узнаю, что в них».

    Нажав на замок, так осторожно, словно это был спусковой крючок, Доктор открыл часы и из них вырвалось золотистое сияние, на мгновение оглушившее его. В следующую секунду воспоминания, его и чужие, затопили собой Доктора. Кусочки головоломки сложились воедино.

    Только тогда Доктор увидел всю свою память, все воспоминания. Они были о самом близком человеке, который был с ним всегда.
    О его сестре…

    Вихрь воспоминаний

    «Раньше я считал, что был единственный ребенком в семье. (прим. про одиночку в Академии убрала, потому что там были Мастер-Кощей и Рани). Но это не так. У меня была старшая сестра. Ее звали Эмит».

    То, что раньше было лишь расплывчатым воспоминанием, теперь виделось четко. Каштановые волосы, насмешливые глаза. Тонкие черты лица. Смеющийся рот.

    «Эмит, моя Эмит», — с тоской думал Доктор.

    Она была настоящей умницей. Это знали все еще, когда она построила свой первый манипулятор Временной Воронки, будучи ребенком. Для Доктора, а точнее для маленького Теты, не было никого лучше, чем сестра. И он провалился в тяжелый сон воспоминаний. Заботливые руки Эмит, ее смех и ласковый голос — вот, что помнилось ему с раннего детства. Когда Тета бился над какой-нибудь задачкой, то можно было прийти к Эмит.

    «Видишь, как все просто», — улыбалась она в ответ на просветлевший взгляд Теты. Она, как никто другой, понимала его. Вот они бегут вдвоем по красной траве и смеются, смеются… Эмит и Тета. Тета и Эмит.

    Когда было плохо, она успокаивала его. Улыбки исцеляли его мятежную душу, а шутки заставляли искриться смехом его глаза. Если что-то не ладилось, Эмит всегда находила слова утешения. Обретая эти воспоминания, Доктор не мог не улыбаться. Подрастая, Тета пытался доказать Эмит, родителям да и всему миру, что он уже взрослый. Но после очередной выходки на пару с Кощеем в этом можно было усомниться. Впрочем, Доктор так и не повзрослел. До сих пор оставался тем же мальчишкой, ищущим приключений. Например, разве это не ребяческий поступок — угнать ТАРДИС?..

    Прошло несколько столетий, и выглядел он теперь совсем не юношей. Но однажды Доктор нарвался на крупные неприятности. Он не успел попрощаться с Эмит, когда его попросту изгнали с Галлифрея. Так начались его приключения — вечные путешествия во Вселенной и Времени. Эмит и Галлифрей забывались. Но когда он вернулся на родную планету, то не нашел свою сестру. В те редкие дни, когда Доктор снова туда попадал, Эмит нигде не было. Позже он узнал, что сестра на месте тоже не сидела, а сдала экзамены и отправилась на Дрэйкос-5. Но когда он вернулся на Галлифрей в свой последний раз, Эмит нашла его. Она изменилась, регенерировала. Внешность брата и сестры была другой, но они все равно узнали друг друга. Эмит была рада, что ее братишка останется на Галлифрее… А когда она узнала, что Доктор наконец женится… счастью не было границ!.

    Эмит часто заходила к ним в гости и смотрела, как подрастают дети. Доктору его дети были дороже всех тайн Вселенной. Он не поверил бы, что снова будет странствовать без дома и семьи…
    Но все разрушила Временная Война.

    Первый взрыв разрушил целый город, и уничтожил тысячи Повелителей Времени. Повелители Времени были не готовы к этому, но собрав все военные силы они решили защитить Галлифрей и Вселенную от далеков. Война шла с переменным успехом, к несчастью армия Далеков была многочисленнее.

    Доктор сражался на передовой против далеков — за свою планету, за свой народ, за свою семью. Сколько было страхов, боли и потерь! Жена и дети погибли в первый год войны. И Доктору приходилось лишь молиться, чтобы их судьба минула Эмит.
    Галлифрей — Сияющий Мир Семи Систем — превратился в пылающий ад. Сколько кошмарных тварей видел тогда Доктор!.. Далеки, Даврос, Дитя Кошмара, Орды Чудовищ, Некоронованный Король…

    Но самими страшными оказались сами Повелители Времени. Они решили уничтожить все живое, все пространство и время, чтобы превратиться в бессмертных бестелесных высших богов. Им противостояли двое — Доктор и Эмит. Они не позволили им это эгоистичное, чудовищное преступление. Их семья погибла, весь мир обезумел… Это была идея Эмит, умной, гениальной Эмит. Запереть Галлифрей вместе с Войной Времени во временную ловушку. О, это было очень умно! Доктор теперь помнил это отчетливо. И как он вообще мог это забыть?.. Это был отряд далеков, которые заметили двух Повелителей Времени. Сначала Доктор и Эмит бежали к ТАРДИС, слыша позади себя «Уни-что-жить! Уни-что-жить!» Сестра поняла первая, что им не оторваться.

    «Беги! — крикнула она. — Я их задержу!»
    Одна — против целого десятка далеков!
    «Эмит, я тебя не брошу!»
    «Беги, делай, что велено! Беги же, дурак!»

    И… Доктор побежал. Потому что на кону была вся Вселенная. Времени оставалось мало, еще чуть-чуть — и будет приведен в действие безумный план.

    «Эмит придумает что-нибудь! Обязательно придумает! Она же такая умница!» — толкались в нем отчаянные мысли.
    Он не оглядывался, он бежал… Доктор так и не узнал, был ли у Эмит какой-нибудь план или она просто отвлекала далеков, не оказывая им сопротивления.

    «Уни-что-жить!»

    Пронзительный звук разрезал воздух. Подбежав к двери ТАРДИС, Доктор обернулся. Эмит упала в красную траву, словно срубленное дерево. В следующий миг Доктор открыл дверь ТАРДИС. Влетел, задергал рычаги и переместился на орбиту. Весь мир сошел с ума. Все погибли. Все — погибнут. Временная Ловушка захлопнулась. Все погибли. Повелители времени перестали существовать, забрали с собой в небытие далеков и других тварей Преисподни.

    «Так я стал Последним Повелителем Времени». В ту же секунду Доктор очнулся на полу ТАРДИС. В глазах его были слезы. Он перевернул часы. Теперь он знал, что там написано — «Время, всего лишь ничто, по сравнению с человеком увидевшем его. Эмит». В этот момент свет моргнул и погас. Доктор снова оказался в темноте…

    Кто такая TARDIS? Этот вопрос заинтересовал меня после разложения этой аббревиатуры на отдельные слова и их перевода. Почему наши переводчики назвали TARDIS «машиной для перемещения в пространстве и времени»? Ни одно из слов, входящих в аббревиатуру не обозначает «машину», однако в самом сериале есть эпизод, где Доктор после расшифровки аббревиатуры добавляет: «в общем, это сложно…»

    Итак, давайте внимательно посмотрим на имя корабля. TARDIS – Time and Relative Dimension(s) in Space. В этой расшифровке нет ни единого слова о машине хоть как-либо взаимодействующей с пространством и временем, зато есть само Время и какие-то относительные измерения в Пространстве. Согласитесь, о корабле с таким именем действительно проще сказать: «это сложно».

    Ну что ж, в таком случае, а что вообще мы знаем о TARDIS?

    Во-первых, самое главное то, что она «живая» - на Галлифрее TARDIS растут, а не конструируются (эп. «The Impossible Planet»).

    Во-вторых, имеет свое телепатическое поле (эп. «The End of the World»), а так же телепатический и энергетический симбиоз с пилотом. Упоминается, что для полета и перемещения TARDIS необходима «артронная энергия», представляющая собой форму темпоральной энергии, вырабатываемой разумом Повелителей Времени (эп. «The Deadly Assasin», «Four to Doomsday»).

    Кстати, вопрос почему «Time Lord» перевели как «Повелитель Времени» тоже весьма интересен, но к нему мы вернемся позже.

    Так же между пилотом и TARDIS устанавливается еще и биологический симбиоз, который позволяет избегать физического стресса при перемещениях во времени. Без этого полет может закончиться молекулярной дезинтеграцией (эп. «The Two Doctors»). Но тогда возникает еще один вопрос, как же спутники Доктора могли путешествовать с ним без вреда для себя?

    В-третьих, TARDIS может принимать самостоятельные решения, что ярко показано в эпизоде «Грань уничтожения» («The Edge of Destruction»), проявлять эмоции и даже заботу о своем пилоте. С третьей серии от начала показа упорно намекают, что корабль «живой», обладает интеллектом и связан с теми, кто в нем путешествует. Восьмой Доктор так же называет TARDIS «сентиментальной».

    Теперь давайте поговорим немного о пространстве и времени, ведь TARDIS – «машина» для перемещения между ними. Начнем, пожалуй, со времени – первая буква аббревиатуры – «Time». В эпизоде «Boom Town», когда часть консоли TARDIS открылась, виден белый ослепляющий свет, который Доктор называет «сердцем TARDIS». Позже, в серии «The Parthing of the Ways » нам рассказывают, что так называемое «сердце» соединено с энергией временной воронки (Time Vortex). То есть получается, что сущность TARDIS – это само Время. Живое, разумное, умеющее чувствовать Время.

    Но сущность - это еще не вся TARDIS. Поэтому, посмотрев в начало, давайте посмотрим в конец. Последняя буква аббревиатуры – «Space» - «пространство».

    Все спутники Доктора, попав в TARDIS, говорят одни и те же слова: «она больше внутри». Это очевидно, стоит переступить порог полицейской будки, сразу видно, что TARDIS огромна. Конкретная ее вместимость, правда, не уточняется, но помимо жилых частей, интерьер вмещает в себя художественную галерею, которая является неработающей станцией, ванную с бассейном, медицинский отдел и несколько складов (эп. «The Invasion of Time»). Так же в более поздних сериях упоминается кухня и библиотека. В период Пятого Доктора мы узнаем, что в TARDIS есть Нулевая комната, защищенная от остальной Вселенной. Части TARDIS могут быть изолированы друг от друга или изменены. А в эпизоде «Castrovalva» Доктор говорит, что ему известно только 25% помещений TARDIS. После этого конец аббревиатуры незаметно становится почти что бесконечным.

    Итак, что же мы узнали? Сущность TARDIS – это Время, но также TARDIS является еще и Пространством. А что находится посередине?

    Давайте, теперь разложим мозаику полностью:

    TARDIS
    Time – время
    and – и
    Relative – относительный
    Dimension(s) – измерение(я)
    in – в
    Space – пространство

    И в середине у нас появляется «Relative Dimension(s)» - «относительное измерение» или «отношение измерений».

    В эпизоде «The Robots of Death» то, что TARDIS внутри намного больше, чем снаружи объясняется тем, что TARDIS «пространственно трансцендентальна». Имеется ввиду, что ее внешняя и внутренняя части находятся в разных измерениях. Четвертый Доктор пытается объяснить это своему компаньону, используя в качестве аналогии такой пример: «большой куб может появиться в меньшем, если находится вдалеке, однако непосредственно доступен в некоторое время».

    Исходя из этого, можно сказать, что TARDIS – это Время, Пространство и соединяющие все их измерения.

    А теперь давайте вернемся к вопросу, заданному ранее. Почему «Time Lord» перевели как «Повелитель Времени»?

    Начнем, пожалуй, с того, что попробуем разобраться в значении самого слова «Lord». В переводе с английского у этого слова довольно много значений. И если энциклопедия скажет нам, что это «собирательный титул английской высшей аристократии, который присваивался в IX в. за заслуги деятелям науки и культуры», то в лингвистическом аспекте оно имеет гораздо более разносторонний смысл.

    «Lord» в переводе с английского означает – «Господин», «Лорд», «Владыка», «Повелитель», «Властитель» и «Супруг».

    А теперь добавим к этому слову «Time» и картина заиграет для нас новыми красками. Ведь все эти значения употреблены в отношении разумного, воплощенного Времени.

    «Time Lord» - это не только титул, как статус, не только заявление о могуществе. Это отражение симбиоза с TARDIS. В таком контексте становится понятным, почему не все жители Галлифрея считались Повелителями Времени и, зачем была построена Академия Времени, отбирающая кандидатов и обучающая их на Time Lords.

    Ну что ж, подведем итог и ответим на самый первый, заданный нами вопрос. Кто же такая TARDIS?

    TARDIS – это живое воплощение Времени и Соотношения Измерений в Пространстве.

    При написании статьи использовались материалы, взятые из Википедии - свободной энциклопедии. Использованы такие статьи, как «ТАРДИС» и «Галлифрей».
    Также использована статья с сайта «wikia» - «ТАРДИС», Большой Энциклопедический словарь. И переводчик Google.