Система образов в пьесе вишневый сад таблица. Пьеса «Вишневый сад»

А.П.Чехов. Пьеса «Вишнёвый сад» (1903)

Новаторство драматургии Чехова

Стало уже привычным слышать выражение «театр Чехова». Действительно, пьесы Чехова узнаваемы приглушенностью конфликтов, особой авторской интонацией одухотворенной грусти, глубиной «подводного течения».

Особенность конфликта. Основная категория драмы – конфликт, однако в пьесах Чехова нет прямых столкновений, прямого противостояния героев. Все герои в большей или меньшей степени добры, деликатны, все благожелательно относятся друг к другу. Конфликты приглушены, причины несчастья чеховских героев не лежат на поверхности. Чехов отражает потаенный драматизм самой обыденной жизни: «Пусть на сцене всё будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни».

Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия, которое усиливается ощущением всеобщего же одиночества. При взаимном участии и даже любви люди не могут пробиться друг к другу, «все враздробь». Эти слова, произнесенные Фирсом, становятся одним из основных мотивов пьесы «Вишневый сад»: все и всё «враздробь». Аня, например, искренне и нежно любит свою мать, понимает, что не вправе осуждать ее за что-либо, но в конце пьесы сдержанные рыдания Раневской заглушаются веселым голосом Ани: она уже не со своей матерью, да и вряд ли когда будет с ней, хотя не стала ее меньше любить. Петя Трофимов пытается найти слова сочувствия, но говорит не то и не так, отчего Раневская восклицает: «Но надо иначе, иначе это сказать». Лопахин, желающий помочь Раневской спасти имение, любящий ее, «как родную, больше, чем родную», после покупки вишневого сада торжествует: «Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья!» И тут же с укором и слезами говорит Раневской: «Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь». Все «враздробь», все страдают, любят, радуются или отчаиваются поодиночке.

Чеховские герои ощущают свою постоянную, глубинную несчастливость, но не могут понять ее истинные причины. «Я всё жду чего-то, как будто над нами должен обвалиться дом», «Я точно потеряла зрение, ничего не вижу», - в тревоге произносит Раневская. В городе идут торги, имение продается с аукциона, а в саду играет оркестр, в зале танцуют. Раневская понимает всю несовместимость этих событий, но не отказывается от неуместного бала, который напоминает пир во время чумы. Создается впечатление, что все происходит помимо ее воли, независимо от ее желаний, как будто какие-то неведомые силы руководят событиями и судьбами, соединяют и разъединяют людей. Такой силой в пьесе «Вишневый сад» становится само время – время рубежа, безжалостное и мудрое одновременно. Драма Раневской и Гаева более глубока, чем простое разорение, их драма в том, что время не оставляет им надежды, что их Россия безвозвратно уходит, а в новой для них нет места. Судьба человека в потоке времени – так можно определить основную тему пьесы.

«Подводное течение». Еще одна новаторская особенность драматургии Чехова – подтекст, «подводное течение». Если в традиционной драме герой раскрывается только через действие и слово, то чеховские герои, кроме этого, еще и через скрытый смысл слов и действий, интонации, жесты, даже паузы. В пьесах Чехова важен тот невидимый подтекст, который складывается из высказываний, обладающих скрытым смыслом, не передающих прямой информации, а лишь сигнализирующих о том, что в душе героя происходит напряженная внутренняя работа. «Подводное течение» чеховских пьес – это диалог не только слов, но и чувств, настроений, не высказанных вслух мыслей.

Смысловое наполнение авторской ремарки. Авторская тоска по более одухотворенной, осмысленной, прекрасной жизни ощутима не только в диалогах героев, но даже в авторских ремарках. Например, первое и последнее действие пьесы «Вишневый сад» происходит в одной и той же комнате – детской. Однако если в первом действии авторская ремарка создает ощущение бодрости, свежести, радости, то в последнем действии вместо мая будет уже октябрь, вместо устроенной и по-своему прекрасной человеческой жизни – пустота, вместо цветущих вишен – стук топора по дереву. Можно вспомнить и еще одну ремарку – звук лопнувшей струны, замирающий и печальный, который слышится словно с неба. Это как сгусток тревоги, скопившейся в душах героев.

Система образов в пьесе «Вишневый сад»

Новаторство Чехова ощутимо и в обрисовке характеров героев. В отличие от традиционной драмы, с ее достаточно четко и более прямолинейно, чем в эпосе, обрисованными характерами, герои чеховских пьес – личности сложные и неоднозначные.

Раневская. У каждого из героев пьесы свой вишневый сад, своя Россия. Вишневый сад для Раневской – это ее молодость, воспоминания о самых близких и любимых людях – матери, погибшем сыне. Никто так, как Раневская, не ощущает одухотворенности и красоты вишневого сада: «Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо! О сад мой, ангелы небесные не покинули тебя». Вишневый сад стал для Любови Андреевны ее счастьем, жизнью, погубить сад – значит для нее погубить себя. На протяжении всей пьесы мы чувствуем, как нарастает в Раневской ощущение тревожности. Она лихорадочно пытается удержать неудержимое, чувствуя радость встречи с вишневым садом, тут же вспоминает, что скоро торги. Пик напряжения – третье действие, когда она мечется, молит о спасении, говорит: «Я точно потеряла зрение, ничего не вижу. Пожалейте меня. У меня сегодня тяжело на душе… Дрожит душа от каждого звука, а уйти к себе не могу, мне одной в тишине страшно». И всё это – на фоне нелепого бала, так некстати затеянного самой Раневской. Слезы на ее глазах соседствуют со смехом, правда невесёлым, нервным. Она как потерянная: что делать, как жить, на что опереться? Ни на один из этих вопросов у Раневской нет ответа. Героиня Чехова живет с ощущением неизбежной скорой катастрофы: «Я всё жду чего-то, как будто над нами должен обвалиться дом».

Герои Чехова – обыкновенные люди, нет идеальности и в Любови Андреевне: она деликатна, добра, однако ее доброта не приносит счастья ни ей самой, ни тем, кто ее окружает. Поспешным вмешательством она разбивает судьбу Вари, уезжает в Париж, забыв удостовериться, что ее просьба устроить Фирса в больницу действительно выполнена, в результате больной старик остается брошенным. В Раневской, как почти в каждом человеке, совмещается и светлое, и греховное. Есть художественная правда в том, что Чехов показывает, как время проходит через судьбы самых обыкновенных людей, как разлом двух эпох отражается в каждом.

Гаев. Гаев – это «лишний человек» конца 19 века, он сам называет себя «человеком восьмидесятых годов». Он действительно задержался в прошлом, настоящее ему непонятно и тягостно. Сталкиваясь с чем-то новым и непривычным, Гаев по-детски недоумевает: надо почему-то терпеть присутствие Лопахина, его вмешательство в их жизнь, надо что-то решать, в то время как он не способен ни на какое решение. Все проекты Гаева спасения сада наивны и невыполнимы: «Хорошо бы получить от кого-нибудь наследство, хорошо бы выдать Аню за очень богатого человека, хорошо бы поехать в Ярославль и попытать счастья у тетушки графини». В воображении Гаева появляется какой-то генерал, который может дать «под вексель», на что Раневская тут же откликается: «Это он бредит, никаких генералов нет». Единственное, на что способен Гаев, - говорить пространные речи перед «многоуважаемым шкафом» да играть в бильярд. Однако и в нем живет постоянная тревога, ощущение душевного дискомфорта не покидает его. Состояние «проедено на леденцах», жизнь проходит, впереди малопонятная служба в банке, поэтому не случайно его последнюю реплику сопровождает ремарка «в отчаянии».

Лопахин. «Рубежность» ощутима и в душевном состоянии Лопахина, который, казалось бы, защищен от безжалостности времени, напротив, время ему помогает. В Лопахине совмещаются «хищник» и «нежная душа». Петя Трофимов скажет: «Я, Ермолай Алексеич, так понимаю: вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает всё, что попадается ему на пути, так и ты нужен», но тот же Петя позднее заметит: «У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа».

Россия Лопахина – это царство «дачника», Россия предпринимателя, однако Лопахин не чувствует полной душевной гармонии в такой России. Он тоскует, мечтает о людях-великанах, которые должны жить на российских просторах, уже после покупки вишневого сада с горечью говорит Раневской: «О, скорее бы всё это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». Не удивительно, что его слова: «Идет новый помещик, владелец вишневого сада», - сопровождает ремарка «с иронией». Лопахин – герой новой эпохи, однако и это время не дает человеку всей полноты счастья.

Молодое поколение – Петя и Аня. Казалось бы, счастье видит Петя Трофимов, восторженно говорит Ане: «Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его». Столь же восторженно он говорит о «яркой звезде, которая горит там вдали» и на пути к которой нужно просто обойти «всё мелкое и призрачное, что мешает человеку быть свободным и счастливым».

Петя и Аня устремлены в будущее, они без сожаления прощаются с прежней Россией: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». Однако Петя – мечтатель, который еще очень мало знает жизнь, по словам Раневской, он еще не успел «перестрадать» свои убеждения. У него нет отчетливой программы, как же дойти к этой «яркой звезде», он умеет только красиво говорить о ней. Единственная жизненная программа, которую предлагает Петя Ане: «Будьте свободны, как ветер!»

Единственное, что смог сделать Петя, - зародил в душе Ани симпатию к себе, желание новой жизни. Однако Чехов подчеркивает, что Аня «прежде всего ребёнок, до конца не знающий и не понимающий жизни». Неизвестно, к чему приведет желание Ани изменить свою жизнь, навсегда оставить «вишневый сад», поэтому вряд ли стоит утверждать, что именно в Ане Чехов показывает возможное будущее России.

За кем будущее России – этот вопрос остался в пьесе без ответа, потому что время рубежа не дает окончательного знания о будущем, возможны лишь предположения о том, каким оно будет и кто станет его героем.

Образ сада в пьесе "Вишневый сад" неоднозначен и сложен. Это не просто часть усадьбы Раневской и Гаева, как может показаться на первый взгляд. Не об этом писал Чехов. Вишневый сад - образ-символ. Он означает красоту русской природы и жизни людей, которые его взрастили и восторгались им. Вместе с гибелью сада погибает и эта жизнь.

Центр, объединяющий персонажей

Образ сада в пьесе "Вишневый сад" является центром, вокруг которого объединяются все герои. Сначала может показаться, что это лишь старые знакомые и родственники, которые собрались по воле случая в поместье, чтобы решить житейские проблемы. Однако это не так. Антон Павлович неслучайно объединил персонажей, представляющих различные социальные группы и возрастные категории. Их задача - решить судьбу не только сада, но и свою собственную.

Связь Гаева и Раневской с усадьбой

Раневская и Гаев - русские помещики, которые владеют усадьбой и вишневым садом. Это брат и сестра, они чуткие, умные, образованные люди. Они способны ценить красоту, очень тонко ее чувствуют. Поэтому им так дорог образ вишневого сада. В восприятии героев пьесы "Вишневый сад" он олицетворяет собой красоту. Однако эти персонажи инертны, из-за чего не могут ничего сделать для спасения того, что им дорого. Раневская и Гаев при всем своем душевном богатстве и развитости лишены ответственности, практичности и чувства реальности. Поэтому они не могут позаботиться не только о близких людях, но и о себе. Эти герои не хотят прислушаться к совету Лопахина и сдать в аренду принадлежащую им землю, хотя это принесло бы им приличный доход. Они считают, что дачи и дачники - это пошло.

Почему усадьба так дорога Гаеву и Раневской?

Гаев и Раневская не могут сдать землю в аренду из-за чувств, связывающих их с поместьем. У них особое отношение к саду, который для них как живой человек. Многое связывает этих героев со своей усадьбой. Вишневый сад представляется им олицетворением ушедшей молодости, прошлой жизни. Раневская сравнила свою жизнь с "холодной зимой" и "темной ненастной осенью". Когда помещица вернулась в усадьбу, она снова ощутила себя счастливой и молодой.

Отношение Лопахина к вишневому саду

Образ сада в пьесе "Вишневый сад" раскрывается и в отношении к нему Лопахина. Этот герой не разделяет чувств Раневской и Гаева. Он считает их поведение нелогичным и странным. Этот человек удивляется тому, почему они не хотят прислушаться к очевидным, казалось бы, доводам, которые помогут найти выход из затруднительного положения. Следует отметить, что Лопахин тоже способен ценить красоту. Вишневый сад восхищает этого героя. Он считает, что прекраснее его ничего нет на свете.

Однако Лопахин - практичный и деятельный человек. В отличие от Раневской и Гаева, он не может лишь любоваться вишневым садом и сожалеть о нем. Этот герой стремится сделать что-то для его спасения. Лопахин искренне желает помочь Раневской и Гаеву. Он не перестает убеждать их в том, что следует отдать в аренду и землю, и вишневый сад. Это необходимо осуществить как можно скорее, так как аукцион будет уже скоро. Однако помещики не хотят к нему прислушаться. Леонид Андреевич может только клясться в том, что имение никогда не будет продано. Он говорит, что не допустит аукциона.

Новый владелец сада

Тем не менее аукцион все-таки состоялся. Владельцем имения стал Лопахин, который не может поверить собственному счастью. Ведь его отец и дед работали здесь, "были рабами", даже в кухню их не пускали. Покупка имения для Лопахина становится своеобразным символом его успешности. Это заслуженная награда за долгие годы труда. Герой хотел бы, чтобы его дед и отец встали из могилы и смогли порадоваться вместе с ним, увидеть, насколько их потомок преуспел в жизни.

Отрицательные качества Лопахина

Вишневый сад для Лопахина - это всего лишь земля. Ее можно купить, заложить или продать. Этот герой в своей радости не посчитал себя обязанным проявить чувство такта по отношению к бывшим хозяевам купленной усадьбы. Лопахин сразу же принимается вырубать сад. Он не захотел дожидаться отъезда бывших владельцев поместья. Бездушный лакей Яша чем-то похож на него. В нем напрочь отсутствуют такие качества, как привязанность к месту, в котором он родился и вырос, любовь к матери, доброта. В этом отношении Яша является полной противоположностью Фирсу, слуге, у которого необычайно развиты эти чувства.

Отношение к саду слуги Фирса

Раскрывая необходимо сказать пару слов и о том, как к нему относился Фирс, самый старый из всех в доме. Долгие годы он преданно служил своим господам. Этот человек искренне любит Гаева и Раневскую. Он готов оберегать этих героев от всех бед. Можно сказать, что Фирс - единственный из всех персонажей "Вишневого сада", наделенный таким качеством, как преданность. Это очень цельная натура, что проявляется во всей полноте в отношении слуги к саду. Для Фирса поместье Раневской и Гаева - родовое гнездо. Он стремится оберегать его, как и его обитателей.

Представители нового поколения

Образ вишневого сада в пьесе "Вишневый сад" дорог лишь тем героям, у которых с ним связаны важные воспоминания. Представителем нового поколения в является Петя Трофимов. Судьба сада его и вовсе не интересует. Петя заявляет: "Мы выше любви". Тем самым он признается в том, что не способен испытывать серьезные чувства. Трофимов смотрит на все чересчур поверхностно. Он не знает настоящей жизни, которую пытается переделать, основываясь на надуманных идеях. Аня и Петя внешне счастливы. Они жаждут новой жизни, для чего стремятся порвать с прошлым. Для этих героев сад - это "вся Россия", а не конкретный вишневый сад. Но можно ли полюбить целый мир, не любя своего родного дома? Петя и Аня теряют корни в стремлении к новым горизонтам. Взаимопонимание между Трофимовым и Раневской невозможно. Для Пети нет воспоминаний, нет прошлого, а Раневская глубоко переживает потерю усадьбы, поскольку она родилась здесь, ее предки также здесь жили, и она искренне любит поместье.

Кто спасет сад?

Как мы уже отмечали, является символом красоты. Спасти ее могут только люди, способные не просто ее ценить, но и бороться за нее. Деятельные и энергичные люди, приходящие на смену дворянству, относятся к красоте только как к источнику наживы. Что же будет с ней, кто же ее спасет?

Образ вишневого сада в пьесе Чехова "Вишневый сад" - это символ родного очага и прошлого, дорогого сердцу. Можно ли смело идти вперед, если за спиной раздается стук топора, который разрушает все то, что раньше было свято? Необходимо отметить, что вишневый сад - это и Ведь неслучайно такие выражения, как "ударить топором по дереву", "растоптать цветок" и "подрубить корни", звучат бесчеловечно и кощунственно.

Итак, мы вкратце рассмотрели образ вишневого сада в понимании героев пьесы "Вишневый сад". Размышляя над поступками и характерами персонажей произведения Чехова, мы задумываемся также о судьбе России. Ведь она для всех нас является "вишневым садом".

А.П. Чехов в пьесе "Вишнёвый сад" создаёт сложную систему образов. Писатель в "новой драме" отказывается от устоявшегося деления персонажей на положительных и отрицательных. Он делит их по-своему, вкладывая в каждый образ особый смысл.

В пьесе представлены герои, олицетворяющие три поколения. Любовь Андреевна Раневская, Леонид Андреевич Гаев, приёмная дочь Раневской, Варя и старый лакей Фирс представители уходящей эпохи.

Они непрактичные люди, неприспособленные к жизни, их с головой затянуло в воспоминания о прошлом, да так, что они не в состоянии решить ставшую перед ними серьёзную проблему. Раневская и Гаев не хотят терять имение с драгоценным вишнёвым садом, но и ничего не предпринимают для того, чтобы его сохранить.

Такое отношение к семейному дому вызывает непонимание и даже некую злость у представителя настоящего, Ермолая Алексеевича Лопахина. Как истинный герой-деятель Лопахин ищет пути решения проблемы, предлагает их хозяевам имения, но в ответ получает лишь тишину. Будучи реалистом по натуре, он понимает, к чему приведёт такое нерасторопное поведение, поэтому решает взять инициативу в свои руки. Герой выкупает имение, чтобы превратить его в дачные участки, и приказывает вырубить вишнёвый сад, который так много значит для Раневской. Этот поступок позволяет нам увидеть другую сторону Ермолая. Он не способен понять, в чём состоит ценность сада, и поэтому его поступок кажется бессердечным, словно насмешка над слишком сентиментальной Раневской.

Кроме представителей прошлого и настоящего, Чехов вводит персонажей, которые олицетворяют будущее и высказывают свою позицию по поводу вишнёвого сада, символа уходящей эпохи. К таким героям относятся "вечный студент", Петя Трофимов и семнадцатилетняя дочь Раневской, Аня. Петя довольно чётко выражает свою позицию, когда говорит, что надо покончить с прошлым, чтобы начать жить в настоящем. Эта мысль очень сильно влияет на Аню, и та признаётся, что не испытывает такой сильной любви к вишнёвому саду, как раньше. Казалось бы, именно такие герои, олицетворяющее светлое будущее, должны быть положительными, идеальными. Однако автор никому из своих персонажей не симпатизирует полностью. Петя никак не может применить свои здравые мысли и идеи на деле, да и Аня, влюблённая в "вечного студента", ничего не предпринимает. Герои только и делают, что разглагольствуют о том, как здорово было бы заменить "старый" сад на "новый".

Так почему же мы не можем выделить в пьесе Чехова нет "идеального" героя? Потому что у каждого персонажа есть слабое место. Никто из них не способен мыслить в различных направлениях. Каждый зациклен на своих проблемах, мечтах или воспоминаниях. Это и мешает развитию героев.

Система образов «Вишневого сада», в соответствии с идейно-тематическими особенностями пьесы, также весьма оригинальна. В ней нет места одному главному герою, как и нет деления на поло-жительных и отрицательных персонажей. Ведь все оказываются одинаково далеки от истинного понимания жизни, все беспомощны перед быстротекущим временем, все хотят заглянуть в будущее, но оно остается неизвестным никому. К каждому из них приложимо че-ховское определение: «плохой хороший человек». Таковы прошлые хозяева вишневого сада: Раневская с ее неуравновешенностью и чув-ствительностью, полной непрактичностью и эгоизмом, но при этом она женщина, способная преданно любить, обладающая щедростью и широтой души, внутренней и внешней красотой; Гаев, сентимен-тальный и инфантильный, абсолютно неприспособленный к жизни, но добрый и сердечный человек. Оба они обладают той внутренней культурой, которая всегда характеризовала обитателей «дворянских гнезд», но стала уже уходить в прошлое. В противоположность им в будущее устремлен наивный в своих благородных порывах Петя Трофимов. Этот «вечный студент», несмотря на все свои замечатель-ные речи, насыщенные общественно-политическим, гражданским пафосом, тоже оказывается неприспособлен к реальной жизни, а по-тому его красноречие в чем-то сродни болтливости Гаева. Аня, как это часто бывает у Чехова, воплощение молодости, надежд, веры в прекрасное будущее, но в практической жизни она беспомощна, как и ее мать. Варя же, девушка серьезная, строгая, хозяйственная, на-оборот, оказывается слишком приземленной и, может быть, именно потому счастье ускользает от нее.

Также индивидуализированы и все прочие персонажи, но особое место среди героев пьесы занимает все же Лопахин. Недаром Чехов так заботился о том, чтобы исполнитель роли правильно понял этот характер. Это нетрадиционный для русской литературы образ купца. Делец, и очень удачливый, Лопахин при этом «мягкий человек», на-деленный «душой артиста». Ирония жизни заключается в том, что Лопахин, искренне стремясь спасти сад для Раневской, в конце «неча-янно» завладевает им сам. Но достигнув успеха, он не выглядит побе-дителем. Парадокс состоит в том, что он человек, который один спосо-бен по-настоящему оценить вишневый сад (именно ему принадлежат самые проникновенные, поэтические слова о вишневом саде), именно он должен своими руками губить эту красоту — других выходов из сложившейся ситуации нет. Так удача оборачивается насмешкой над его лучшими надеждами. Почему так случилось — не в силах понять ни сам герой, ни кто-либо другой. Но именно Лопахину принадлежат столь значимые для автора слова о «нескладной, несчастливой жиз-ни», которая «знай себе проходит». Он единственный из героев осозна-ет ограниченность своей «правды» и необходимость поиска «общей идеи», что сближает его позицию с авторской точкой зрения. Материал с сайта

Чехов в «Вишневом саде» показывает фатальное расхождение между личными хорошими качествами человека, субъективно доб-рыми его намерениями и результатами его социальной деятельно-сти. Именно с Лопахиным входит в пьесу одна из давних и основных тем чеховского творчества: враждебность, алогизм, непосильная сложность, непонятность жизни для обыкновенного «среднего» чело-века, кем бы он ни был. Столь же безуспешно бьются над загадками жизни и многие другие герои Чехова — и в его пьесах, и в рассказах и повестях. Они оказываются столь же одинокими, страдающими, зависимыми от враждебных им обстоятельств, а потому Лопахин — это один из героев, стоящих на главной линии чеховского творчества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • система образов в пьесе "вишнёвый сад" а.а.чехова
  • образ вишневого сада в пьесе чехова вишневый сад
  • вишневый сад в системе образов чеховской пьесы сочинение
  • СИСТЕМА ОБРАЗОВ В ПЬЕСЕ ЧЕХОВА ВИШНЕВЫЙ САД
  • система образов и главный образ пьесы Вишневый сад

МЕСТО ВИШНЁВОГО САДА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ ПЬЕСЫ А. П. ЧЕХОВА "ВИШНЁВЫЙ САД». СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ. Цуркан Алла Владимировна учитель русского языка и литературы Одесская общеобразовательная школа 20


«Погода чудесная. Всё поёт, цветёт, блещет красотой. Цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания». (Из письма А.П. Чехова г.)


«Слушая пьесу Чехова – в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового – ни слова. Всё – настроение, идеи, - если можно говорить о них, - лица, всё это уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и – разумеется – со сцены повеет на публику зелёной тоской. А о чём тоска – не знаю». (М. Горький)






Сюжет (от франц. sujet – предмет, содержание) – - система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым явлениям; - последовательность, ход событий, составляющий содержание художественного произведения. В основе сюжета –конфликт.













Аналитическая беседа В чём проявляется взаимосвязь понятий символ - аллегория? В чём состоит принципиальное отличие этих понятий? Выразите мысль, вставив в предложение с пропусками слова «символ» и «аллегория»: «В единичное привлечено для наглядного показа общности, а в наглядная картина иллюстрирует какую - либо общность» (А. Ф. Лосев). Назовите центральный образ-символ пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» и дайте максимальное количество его интерпретаций, обосновав все трактовки.


Тезисы Обобщённо-символический подтекст заложен в системе образов: представлены все основные сословия, три поколения; герои делятся на «людей фразы» и «людей дела», вычленяются в системе образов «жертвы и хищники, несчастные и счастливые»; все герои так или иначе могут быть названы «недотёпами».


В пьесе есть система символических противопоставлений (мечта - реальность, счастье - беда, прошлое - будущее). -В речи героев встречаются традиционные символы, слова-эмблемы. (Трофимов: «мы идём неудержимо к яркой звезде». -Сюжетные повороты в пьесе А. П. Чехова часто приобретают символический подтекст. (Финал пьесы. Вина за трагическую развязку жизни Фирса возлагается на всех основных героев пьесы).


Авторские ремарки порой переводят действие в условный план. (Петя завораживает Аню громкими словами, которые исполнены верой в прекрасное будущее: «Я предчувствую счастье..., я уже вижу его... ». В авторской ремарке не случайно упоминается Епиходов, который «играет на гитаре ту же грустную песню». Так проявляется авторское сомнение в справедливости предчувствий Пети.


Обобщающая беседа Определите хронологические рамки действия пьесы. В чём состоит особенность пространственно-временной организации «Вишнёвого сада»? Как раскрывается тема уходящего времени в действиях персонажей? В чём, на ваш взгляд, внутренний конфликт пьесы? Драмой или комедией представляется вам пьеса А. П. Чехова «Вишнёвый сад»? Кто виновен в гибели «Вишнёвого сада»? Как влияет окружение Раневской, соседство с другими героями пьесы на отношение читателя к драме Любови Андреевны? О чём заставляет сожалеть, и какие надежды вызывает «Вишнёвый сад» А. П. Чехова? Каковы ваши впечатления от творчества писателя, драматурга, просто человека? Изменилось ли что-то в вашем первоначальном восприятии его творчества и его самого?


Интернет-ресурсы ugolki.html