Соц мобильность примеры. Виды социальной мобильности

ПЛАН

Введение

1. Сущность социальной мобильности

2. Формы социальной мобильности и ее последствия

3. Проблемы социальной мобильности в России в 20-21вв.

Заключение

Литература

Введение

Важное место в изучении социальной структуры занимают вопросы социальной мобильности населения, то есть перехода человека из одного класса в другой, из одной внутриклассовой группы в другую, социальные перемещения между поколениями. Социальные перемещения носят массовый характер и по мере развития общества становятся все более интенсивными. Социологи изучают характер социальных перемещений, их направленность, интенсивность; перемещения между классами, поколениями, городами и регионами. Они могут носить позитивный и негативный характер, поощряться или, наоборот, сдерживаться.

В социологии социальных перемещений изучаются основные этапы профессиональной карьеры, сравнивается социальное положение родителей и детей. В нашей стране десятилетиями на первый план в характеристике, биографии ставилось социальное происхождение, и преимущество получали люди с рабоче-крестьянскими корнями. Например, молодые люди из интеллигентных семей, чтобы поступить в вуз, первоначально шли на год-другой поработать, получить трудовой стаж, сменить социальное положение. Таким образом, получив новый социальный статус рабочего, они как бы очищались от своего "ущербного" социального происхождения. Кроме того, абитуриенты, имеющие трудовой стаж, получали льготы при поступлении, зачислялись на самые престижные специальности практически без конкурса.

В западной социологии также очень широко исследуется проблема социальной мобильности. Строго говоря, социальная мобильность - это изменение социального статуса . Есть статус - реальный и мнимый, приписываемый. Любой человек получает определенный статус уже при рождении в зависимости от принадлежности к определенной расе, полу, места рождения, положения родителей.

Во всех общественных системах действуют принципы как мнимых, так и реальных заслуг. Чем больше при определении социального статуса преобладают мнимые заслуги, чем жестче общество, меньше социальная мобильность (средневековая Европа, касты в Индии). Такое положение может сохраняться только в предельно простом обществе и то до определенного уровня. Дальше оно просто тормозит общественное развитие. Дело в том, что по всем законам генетики талантливые и одаренные молодые люди встречаются одинаково равномерно во всех социальных группах населения.

Чем более развито общество, чем оно динамичней, тем больше в его системе работают принципы реального статуса, реальных заслуг. Общество в этом заинтересовано.

1. Сущность социальной мобильности

Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов их одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы. Обычный ребенок из семьи представителей творческой интеллигенции с меньшей вероятностью будет усваивать привычки и нормы, помогающие ему впоследствии работать крестьянином или рабочим. То же можно сказать о нормах, помогающих ему в работе в качестве крупного руководителя. Тем не менее в конечном счете он может стать не только писателем, как его родители, но и рабочим или крупным руководителем. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение "различие в стартовых возможностях". Скажем, у сыновей министра и крестьянина разные возможности для получения высоких должностных статусов. Поэтому общепринятая официальная точка зрения, состоящая в том, что для достижения любых высот в обществе нужно только трудиться и иметь способности, оказывается несостоятельной.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что всякое социальное перемещение происходить не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым условиям.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П.Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».

2. Формы социальной мобильности и ее последствия

Существует два основных типа социальной мобиль­ности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта -из единой социальной группы в другую, рас­положенную.на одном и том же уровне. Перемещение некоего индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного граждан­ства в другое, из одной семьи (как мужа, так и жены) в другую при разводе или при повторном браке, с одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса, - все это примеры горизонтальной.социальной мобильности. Ими же являются перемещения социальных объектов (радио, автомобиля, моды, идеи коммунизма, теории Дарвина) в рамках одного социального пласта, подобно перемещению из Айовы до Калифорнии или с некоего места до любого другого. Во всех этих случаях "перемещение" может проис­ходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида или социального объекта в вертикальном направлении. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отноше­ния, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения, существует два типа вертикальной мобиль­ности: восходящая и нисходящая, то есть социальный подъем и социа­льный спуск. В соответствии с природой стратификации есть нис­ходящие и восходящие течения экономической, политической и профес­сиональной мобильности, не говоря уж о других менее важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникнове­ние индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он ранее принадлежал; другая форма, проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства. В первом случае падениё напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором - погружение в воду самого судна со всеми пас­сажирами на борту или крушение корабля, когда он разбивается вдребезги.

Случаи индивидуального проникновения в более высокие пласты или падения с высокого социального уровня на низкий привычны и понятны. Они не нуждаются в объяснении. Вторую форму социального восхождения, опускания, подъема и падения групп следует рассмотреть подробнее.

Следующие исторические примеры могут служить в качестве ил­люстраций. Историки кастового общества Индии сообщают нам, что каста брахманов навсегда находилась в позиции неоспоримого превос­ходства, которую она занимает последние два тысячелетия. В далеком прошлом касты воинов, правителей и кшатриев не располагались ниже брахманов, а, как оказывается, они стали высшей кастой только после долгой борьбы. Если эта гипотеза верна, то продвижение ранга касты брахманов через все другие этажи является примером второго типа социального восхождения. До принятия христианства Константином Великим статусы христианского епископа или христианс­кого служителя культа были невысокими среди других социальных рангов Римской империи. В последующие несколько веков социальная позиция и ранг христианской церкви в целом поднялись. Вследствие этого возвышения представители духовенства и, особенно, высшие цер­ковные сановники также поднялись до самых высоких страт средневеко­вого общества. И наоборот, падение авторитета христианской церкви в последние два столетия привело к относительному понижению социа­льных рангов высшего духовенства среди прочих рангов современного общества. Престиж папы или кардинала еще высок, но он, несомненно, ниже, чем был в средние века 3 . Другой пример - группа легистов во Франции. Появившись в XII веке, эта группа быстро росла по своему социальному значению и положению. Очень скоро в форме судейской аристократии они вышли на позицию дворянства. В XVII и особенно в XVIII веке группа в целом начала "опускаться" и наконец вовсе исчезла в пожарище Великой французской революции. То же происходило и в процессе восхождения аграрной буржуазии в средние века, привилегированного Шестого корпуса, купеческих гильдий, аристократии многих королевских дворов. Занимать высокое положе­ние при дворе Романовых, Габсбургов или Гогенцоллернов до революции означало иметь самый высокий социальный ранг. "Паде­ние" династий привело к "социальному падению" связанных с ними рангов. Большевики в России до революции не имели какого-либо особо признанного высокого положения. Во время революции эта группа преодолела огромную социальную дистанцию и заняла самое высокое положение в русском обществе. В результате все ее члены в целом были подняты до статуса, занимаемого ранее царской аристократией. Подобные явления наблюдаются и в ракурсе чистой экономической стратификации. Так, до наступления эры "нефти" или "автомобиля" быть известным промышленником в этих областях не означало быть промышленным и финансовым магнатом. Широкое распространение отраслей сделало их самыми важными промышлен­ными сферами. Соответственно, быть ведущим промышленником - нефтяником или автомобилистом - значит быть одним из самых влиятельных лидеров промышленности и финансов. Все эти примеры иллюстрируют вторую коллективную форму восходящих и нисходящих течений в социальной мобильности.

С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности. Под интенсивностью пони­мается вертикальная социальная дистанция или количество слоев - эко­номических, профессиональных или политических, - проходимых ин­дивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени. Если, например, некий индивид за год поднимается с позиции человека с годовым доходом в 500 долларов до позиции с доходом в 50 тысяч долларов, а другой за тот же самый период с той же исходной позиции поднимается до уровня в 1000 долларов, то в первом случае интенсивность экономического подъема будет в 50 раз больше, чем во втором. Для соответствующего изменения интенсив­ность вертикальной мобильности может быть измерена и в области политической и профессиональной стратификации.

Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается чис­ло индивидов, которые изменили свое социальное положение в вер­тикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсо­лютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность верти­кальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности.

Наконец, соединив интенсивность и относительную всеобщность вертикальной мобильности в определенной социальной сфере (скажем, в экономике), можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества. Сравнивая, таким об­разом, одно общество с другим или одно и то же общество в разные периоды своего развития, можно обнаружить, в каком из них или в какой период совокупная мобильность выше. То же можно сказать и о совокупном показателе политической и профессиональной верти­кальной мобильности.

3. Проблемы социальной мобильности в России в 20-21вв.

Процесс перехода от экономики, в основе которой лежал административно-бюрократический способ управления общественным производством и распределением, к экономике, базирующейся на рыночных отношениях, и от монопольной власти партгосноменклатуры к представительной демократии происходит чрезвычайно болезненно и медленно. Стратегические и тактические просчеты в радикальном преобразовании общественных отношений отягощаются особенностями созданного в СССР экономического потенциала с его структурной асимметричностью, монополизмом, технологической отсталостью и т. д.

Все это нашло отражение в социальной стратификации российского общества переходного периода. Чтобы дать ее анализ, понять особенности, необходимо рассмотреть социальную структуру советского периода. В советской научной литературе в соответствии с требованиями официальной идеологии утверждался взгляд с позиций трехчленной структуры: два дружественных класса (рабочий и колхозное крестьянство), а также социальная прослойка - народная интеллигенция. Причем в данном слое как бы на равных оказывались и представители партийной и государственной элиты, и сельская учительница, и библиотечный работник.

При таком подходе вуалировалась существовавшая дифференциация общества, создавалась иллюзия движения общества к социальному равенству.

Разумеется, в реальной жизни дело обстояло далеко не так, советское общество было иерархизировано, притом весьма специфически. По мнению западных и многих российских социологов, оно представляло собой не столько социально-классовое, сколько сословно-кастовое общество. Господство государственной собственности превратило подавляющую массу населения в наемных работников государства, отчужденных от этой собственности.

Решающую роль в расположении групп на социальной лестнице играл их политический потенциал, определявшийся местом в партийно-государственной иерархии.

Высшую ступень в советском обществе занимала партийно-государственная номенклатура, объединявшая высшие слои партийной, государственной, хозяйственной и военной бюрократии. Не являясь формально собственником национального богатства, она обладала монопольным и бесконтрольным правом его использования и распределения. Номенклатура наделила себя широким кругом льгот и преимуществ. Это был по существу закрытый слой типа сословия, не заинтересованный в росте численности, ее удельный вес был невелик - 1,5 - 2% населения страны.

Ступенью ниже находился слой, обслуживавший номенклатуру, работники, занятые в сфере идеологии, партийной прессы, а также научная элита, видные деятели искусства.

Следующую ступеньку занимал слой, в той или иной степени причастный к функции распределения и использования национального богатства. К ним относились государственные чиновники, распределявшие дефицитные социальные блага, руководители предприятий, колхозов, совхозов, работники материально-технического снабжения, торговли, сферы обслуживания и т. д.

Отнести эти слои к среднему классу вряд ли правомерно, поскольку они не имели свойственной этому классу экономической и политической независимости.

Представляет интерес анализ многомерной социальной структуры советского общества 40-50-х годов, данный американским социологом А. Инкельсом (1974 г.). Он рассматривает ее как пирамиду, включающую 9 страт.

На вершине находится правящая элита (партийно-государственная номенклатура, высшие военные чины).

На втором месте - высший слой интеллигенции (видные деятели литературы и искусства, ученые). Обладая значительными привилегиями, они не имели тех властных полномочий, которыми располагал высший слой.

Достаточно высокое - третье место отводилось «аристократии рабочего класса». Это стахановцы, «маяки», ударники пятилеток. Этот слой также имел большие привилегии и высокий престиж в обществе. Именно он олицетворял «декоративную» демократию: его представители были депутатами Верховных Советов страны и республик, членами ЦК КПСС (но не входили в партийную номенклатуру).

Пятое место занимали «белые воротнички» (мелкие управленцы, служащие, не имевшие, как правило, высшего образования).

Шестой слой - «преуспевающие крестьяне», работавшие в передовых колхозах, где создавались особые условия труда. С целью формирования «образцово-показательных» хозяйств им выделялись дополнительные государственные финансовые и материально-технические ресурсы, что позволяло обеспечить более высокую производительность труда и уровень жизни.

На седьмом месте находились рабочие средней и низкой квалификации. Численный состав этой группы был достаточно велик.

Восьмое место занимали «беднейшие слои крестьянства» (а такие составляли большинство). И, наконец, внизу социальной лестницы находились заключенные, которые были лишены практически всяких прав. Данный слой был весьма значительным и составлял несколько миллионов человек.

Нельзя не признать, что представленная иерархическая структура советского общества весьма близка к той реальности, которая существовала.

Исследуя социальную структуру советского общества второй половины 80-х годов, отечественные социологи Т. И. Заславская и Р. В. Рывкина выделили 12 групп. Наряду с рабочими (этот слой представлен тремя дифференцированными группами), колхозным крестьянством, научно-технической и гуманитарной интеллигенцией они выделяют такие группы: политические руководители общества, ответственные работники аппарата политического управления, ответственные работники торговли и бытового обслуживания, группа организованной преступности и др. Как видим, это уже далеко не классическая «трехчленка», здесь использована многомерная модель. Разумеется, это деление весьма условно, реальная социальная структура «уходит в тень», поскольку, к примеру, огромный пласт реальных производственных отношений оказывается нелегальным, скрытым в неформальных связях и решениях.

В условиях радикального преобразования российского общества в его социальной стратификации происходят глубокие изменения, которые имеют ряд характерных черт.

Во-первых, наблюдается тотальная маргинализация российского общества. Дать ей оценку, а также спрогнозировать ее социальные последствия можно лишь исходя из всей совокупности конкретных процессов и условий, в которой это явление функционирует.

К примеру, маргинализацию, обусловленную массовым переходом из низших слоев общества в более высокие, т. е. восходящую мобильность (хотя она и имеет определенные издержки), в целом можно оценить положительно.

Маргинализация, которая характеризуется переходом в низшие слои (при нисходящей мобильности), если к тому же носит долговременный и массовый характер, приводит к тяжелым социальным последствиям.

В нашем обществе мы видим как восходящую, так и нисходящую мобильность. Но тревогу вызывает то, что последняя приобрела «обвальный» характер. Особо следует выделить растущий слой маргинален, выбитых из своей социокультурной среды и превратившихся в люмпенизированный слой (нищие, бомжи, бродяги и т. д.).

Следующая особенность - это блокирование процесса формирования среднего класса. В советский период в России существовал значительный слой населения, который представлял собой потенциальный средний класс (интеллигенция, служащие, высококвалифицированные рабочие). Однако превращения этих слоев в средний класс не происходит, отсутствует процесс «классовой кристаллизации».

Дело в том, что именно эти слои опустились (и этот процесс продолжается) в низший класс, находясь на грани бедности или за ее чертой. Прежде всего это относится к интеллигенции. Здесь мы сталкиваемся с явлением, которое можно назвать феноменом «новых бедных», исключительным, не встречавшимся, вероятно, в истории цивилизации ни в одном обществе. И в дореволюционной России, и в развивающихся странах любого региона современного мира, не говоря уже, разумеется, о развитых странах, она имела и, имеет достаточно высокий престиж в обществе, ее материальное положение (даже в бедных странах) находится на должном уровне, позволяющем вести достойный образ жизни.

Сегодня в России доля отчислений на науку, образование, здравоохранение, культуру в бюджете катастрофически уменьшается. Заработная плата научных, научно-педагогических кадров, медицинских работников, работников культуры все больше отстает от средней по стране, не обеспечивая прожиточного, а у отдельных категорий физиологического минимума. А поскольку почти вся наша интеллигенция «бюджетная», на нее неотвратимо надвигается обнищание.

Происходит сокращение научных работников, немало специалистов переходят в коммерческие структуры (огромную долю в которых составляют торгово-посреднические) и дисквалифицируются. Падает престиж образования в обществе. Следствием может быть нарушение необходимого воспроизводства социальной структуры общества.

В аналогичном положении оказался слой высококвалифицированных рабочих, связанных с передовыми технологиями и занятыми прежде всего в сфере ВПК.

В результате низший класс в российском обществе составляет в настоящее время примерно 70% населения.

Наблюдается рост высшего класса (по сравнению с высшим классом советского общества). Его составляют несколько групп. Во-первых, это крупные предприниматели, владельцы капиталов разного типа (финансового, торгового, промышленного). Во-вторых, это государственные чиновники, имеющие отношение к государственным материально-финансовым ресурсам, их распределению и передаче в частные руки, а также осуществляющие надзор за деятельностью полугосударственных и частных предприятий и заведений.

Следует подчеркнуть при этом, что значительную часть этого слоя в России составляют представители бывшей номенклатуры, сохранившие места во властных государственных структурах.

Аппаратчики в основной своей массе сегодня осознают, что рынок экономически неизбежен, более того, они заинтересованы в появлении рынка. Но речь идет не о рынке «европейском» с безусловной частной собственностью, а о рынке «азиатском» - с усеченно-реформированной частной собственностью, где главное право (право распоряжения) оставалось бы в руках бюрократии.

В-третьих, это руководители государственных и полугосударственных (АО) предприятий («директорский корпус»), в условиях бесконтрольности как снизу, так и сверху назначающих себе сверхвысокие оклады, премии и использующих в своих интересах приватизацию и акционирование предприятий.

Наконец, это представители криминальных структур, которые тесно переплетаются с предпринимательскими (или собирают с них «дань»), а также все более смыкаются с государственными структурами.

Можно выделить еще одну особенность стратификации российского общества - социальную поляризацию, в основе которой лежит имущественное расслоение, которое продолжает углубляться.

Соотношение заработной платы 10% самых высокооплачиваемых и 10% самых низкооплачиваемых россиян составляло в 1992 г. 16:1, а в 1993 г. уже 26:1. Для сравнения: в 1989 г. это соотношение в СССР было 4:1, в США - 6:1, в странах Латинской Америки - 12:1. По официальным данным, 20% самых богатых россиян присваивают 43% совокупных денежных доходов, 20% самых бедных - 7%.

Существует несколько вариантов деления россиян по уровню материальной обеспеченности.

Согласно им, на вершине находится узкий слой сверхбогатых (3-5%), далее слой средне обеспеченных (7% по этим расчетам и 12-15% - по другим), наконец, бедные (25% и 40% соответственно) и нищие (65% и 40% соответственно).

Следствием имущественной поляризации неизбежно являются социальная и политическая конфронтация в стране, нарастание социальной напряженности. Если данная тенденция будет сохраняться, это может привести к глубоким социальным потрясениям.

Особо следует остановиться на характеристике рабочего класса и крестьянства. Они представляют сейчас крайне неоднородную массу не только по традиционным критериям (квалификации, образованию, отраслевому признаку и т. д.), но и по форме собственности и доходам.

В рабочем классе происходит глубокая дифференциация, связанная с отношением к той или иной форме собственности - государственной, совместной, кооперативной, акционерной, индивидуальной и т. д. Между соответствующими слоями рабочего класса углубляются различия в доходах, производительности труда, экономических и политических интересах и т. д. Если интересы рабочих, занятых на государственных предприятиях, состоят прежде всего в увеличении тарифов, обеспечении финансовой поддержки со стороны государства, то интересы рабочих негосударственных предприятий - в сокращении налогов, в расширении свободы хозяйственной деятельности, правового обеспечения ее и т. д.

Изменилось и положение крестьянства. Наряду с колхозной собственностью возникли акционерная, индивидуальная и другие формы собственности. Процессы преобразования в сельском хозяйстве оказались крайне сложными. Попытка слепого копирования западного опыта в плане массированной замены колхозов фермерскими хозяйствами потерпела провал, поскольку изначально была волюнтаристской, не учитывающей глубокой специфики российских условий. Материально-техническая оснащенность сельского хозяйства, развитие инфраструктуры, возможность государственной поддержки фермерских хозяйств, правовая необеспеченность, наконец, менталитет народа - учет всех этих составляющих является необходимым условием эффективных реформ и пренебрежение ими не может не дать негативного результата.

В то же время, к примеру, уровень государственной поддержки сельского хозяйства постоянно падает. Если до 1985 г. он составлял 12-15%, то в 1991 - 1993 гг. - 7-10%. Для сравнения: государственные субсидии в доходах фермеров в этот период в странах ЕС составили 49%, США - 30%, Японии - 66%, Финляндии - 71 %.

Крестьянство в целом относят сейчас к консервативной части общества (что подтверждают результаты голосований). Но если мы сталкиваемся с сопротивлением «социального материала», разумный выход не в обвинении народа, не в использовании силовых методов, а в поиске ошибок в стратегии и тактике преобразований.

Таким образом, если изобразить стратификацию современного российского общества графически, она будет представлять пирамиду с мощным основанием, представленным низшим классом.

Такой профиль не может не вызывать тревоги. Если основную массу населения составляет низший класс, если истончен стабилизирующий общество средний класс, следствием будет нарастание социальной напряженности с прогнозом вылиться в открытую борьбу за перераспределение богатства и власти. Пирамида может опрокинуться.

Россия находится сейчас в условиях переходного состояния, на крутом изломе. Стихийно развивающийся процесс стратификации несет в себе угрозу стабильности общества. Необходимо, используя выражение Т. Парсонса, «внешнее вторжение» власти в формирующуюся систему рационального размещения социальных позиций со всеми вытекающими последствиями, когда естественный профиль стратификации станет залогом и устойчивости и прогрессивного развития общества.

Заключение

Анализ иерархической структуры общества показывает, что она не является застывшей, в ней постоянно происходят колебания и перемещения как по горизонтали, так и по вертикали. Когда мы говорим об изменении социальной группой или индивидом своей социальной позиции, мы имеем дело с социальной мобильностью. Она может быть горизонтальной (при этом используется понятие социального перемещения), если осуществляется переход в другие профессиональные либо иные, но равные по статусу группы. Вертикальная (восходящая) мобильность означает переход индивида или группы на более высокую социальную позицию с большим престижем, доходом, властью.

Возможна также нисходящая мобильность, предполагающая движение к более низким иерархическим позициям.

В периоды революций, социальных катаклизмов происходит коренное изменение социальной структуры, радикальная замена высшего слоя с низвержением прежней элиты, появление новых классов и социальных групп, массовая групповая мобильность.

В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в периоды структурной перестройки экономики. При этом важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность, выступает образование, роль которого возрастает в условиях перехода от индустриального общества к информационному.

Социальная мобильность является достаточно достоверным показателем уровня «открытости» или «закрытости» общества. Ярким примером «закрытого» общества может служить кастовый строй в Индии. Высокая степень закрытости характерна для феодального общества. Напротив, буржуазно-демократические общества, будучи открытыми, характеризуются высоким уровнем социальной мобильности. Однако следует отметить, что и здесь вертикальная социальная мобильность не является абсолютно свободной и переход из одного социального слоя в другой, более высокий осуществляется не без сопротивления.

Социальная мобильность ставит индивида в условия необходимости адаптации в новой социокультурной среде. Процесс этот может быть весьма непростым. Человек, утративший привычный для него социокультурный мир, но не сумевший воспринять нормы и ценности новой группы, оказывается как бы на грани двух культур, становится маргиналом. Это характерно также для мигрантов, как этнических, так и территориальных. В таких условиях человек испытывает дискомфорт, стрессы. Массовая маргинальность порождает серьезные социальные проблемы. Она, как правило, отличает общества, находящиеся на крутых переломах истории. Именно такой период переживает в настоящее время Россия.

Литература

1. Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М., 1995.

2. Осипов Г.В. и др. Социология. М., 1995.

3. Смелзер Н.Дж. Социология. М., 1994.

4. Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 1996. №6.

5. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.: Наука, 1994.

6. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Интерпракс, 1995.

7. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 1994.

8.Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебник для гуманитарных вузов. – М.:Интерпракс,1995. – 344с.

9.Основы социологии. Курс лекций. Ответственный редактор д. фил. наук А.Г. Эфендиев. – М.: Общ-во «Знание» России, 1993. – 384с.

Понятие «социальной мобильности» было введено П. Сорокиным. Социальная мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной стратификации, т.е. речь идет об изменении социального статуса.

Вертикальная мобильность - это изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса, переход к более высокому или низкому классовому положению.

В ней разграничивают восходящую и нисходящую ветви (например, карьера и люмпенизация). В развитых странах мира восходящая ветвь вертикальной мобильности превосходит нисходящую на 20%. Однако большинство людей, начиная свою трудовую карьеру на одинаковом с родителями уровне, лишь незначительно продвигаются вперед (чаще всего, на 1-2 ступени).

а) Восходящей межпоколенной мобильности.

Межпоколенная (интергенерационная) мобильность предполагает, что дети занимают иное положение по отношению к положению своих родителей.

Например, родители крестьяне, а сын академик; отец рабочий на заводе, а сын, управляющий банком. И в первом и во втором случае, подразумевается, что дети по сравнению с родителями имеют более высокий уровень дохода, социального престижа, образования и власти.

б) Низходящей групповой мобильности.

Групповая мобильность - изменение социального положения целого класса, сословия, касты, группы. Как правило, при групповой мобильности, перемещения происходят в силу каких-то объективных причин, и при этом происходит коренная ломка всего уклада жизни и изменение самой системы стратификации.

Например, изменение положения дворянского сословия и буржуазии в России в результате революции 1917 г. В результате различного рода репрессий (от принудительного изъятия имущества, вплоть до физического уничтожения) наследственная аристократия и буржуазия утратили свои ведущие позиции.

в) Групповой географической.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (например, смена рабочего места с сохранением прежней заработной платы, уровня власти и престижа).

Географическая мобильность не связанная с изменением статуса или группы, является разновидностью горизонтальной мобильности. Например, групповой туризм. Туристические поездки российских граждан, например, в Европу с целью ознакомления с историческими и культурными достопримечательностями.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, как в рассмотренном выше примере, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Миграция может быть добровольной. Например, массовая миграция жителей деревни в город, или массовый исход евреев под руководством Моисея из Египта в поисках земли обетованной, описанный в Библии.

Также миграция может носить насильственный характер. Например, переселение диаспоры поволжских немцев в годы правления И.В. Сталина на территорию Казахстана.

2. Индивидуальная и групповая мобильность и факторы, влияющие на нее.

3. Каналы вертикальной мобильности (по П.Соро-кину).

4. Маргинальность и маргиналы.

5. Миграция и причины ее возникновения. Типы миграции.

1. Понятие “социальная мобильность” ввел в социологию известный русско-американский социолог П. Сорокин.

Под социальной мобильностью понимают совокупность социальных перемещений людей между различными позициями в иерархии социальной стратификации.

Существует два основных вида и два типа социальной мобильности.

К основным видам относят:

ü Межпоколенную мобильность , которая предполагает, что дети по отношению к своим родителям занимают более низкую или более высокую статусную позицию.

ü Внутрипоколенную мобильность , которая подразумевает, что один индивид на протяжении всей своей жизни несколько раз меняет статусные пози-

ции. У внутрипоколенной мобильности есть второе название - социальная карьера.

К основным типам социальной мобильности относят:

ü Вертикальную мобильность , которая подразумевает перемещение из одной страты в другую.

В зависимости от направления перемещения вертикальная мобильность может быть восходящей (движение вверх, пример: повышение в должности) и нисходящей (движение вниз, пример: разжалование). Вертикальная мобильность всегда предполагает изменение статуса индивида.

ü Горизонтальную мобильность , которая подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне. При горизонтальной мобильности не происходит изменение статуса индивида.

Разновидностью горизонтальной мобильности является мобильность географическая.

Географическая мобильность предполагает перемещение индивида или группы из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Она может превратиться в миграцию , если к перемене места жительства индивида добавится перемена статуса.

2. Можно классифицировать социальную мобильность по иным критериям. Различают также:

ü Индивидуальную мобильность , когда социальные перемещения (вверх,

вниз по горизонтали) происходят у индивида независимо от других.

На индивидуальную мобильность влияют такие факторы как :

Социальный статус семьи;

Уровень получения образования;

Национальность;

Физические и умственные способности;

Внешние данные;

Место жительства;

Выгодный брак и др.

Именно они являются причинами того, что один человек достигает больших

успехов, чем другой. Мобильный индивид начинает социализацию в одном классе, а заканчивает в другом.

ü Групповую мобильность - изменение положения социальной группы в системе социальной стратификации.

Причинами групповой мобильности, по мнению П. Сорокина, являются следующие факторы :

Социальные революции;

Военные перевороты;

Смена политических режимов;

Замена старой конституции, новой.

Групповая мобильность происходит тогда, когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. И имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации.

3. Между стратами нет непроходимых границ, а существуют различные “лифты”, по которым индивиды перемещаются вверх или вниз, так считал П.Сорокин.

В качестве каналов социальной циркуляции используютсясоциальные институты.

ü Армия как социальный институт функционирует в качестве канала вертикальной циркуляции в большей степени в военное время.

ü Церковь - является как нисходящим, так и восходящим каналом циркуляции.

ü Школа , под которой понимаются институты образования и воспитания. Во все века она служила мощным толчком для социального подъема индивидов.

ü Собственность , проявляющаяся в виде богатства и денег - именно они одни из самых простых и действенных способов социального продвижения.

ü Семья и брак становится каналом вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители различных социальных слоев.

4. Маргинальность (от французского marginal - побочный, на полях) является особым явлением социальной стратификации. Это понятие описывает положение больших социальных групп людей, занимающих положение «на границах» между стратами.

Маргиналы - это люди, покинувшие одну страту и не адаптировавшиеся к другой. Они находятся на границе двух культур, имеют некоторую идентификацию с каждой из них.

В ХХ веке Парк (основатель чикагской социологической школы США) выдвинул теорию маргиналов и маргинальных групп.

В России к явлению маргинальности впервые обратились в 1987 г. По мнению отечественных социологов, причиной возникновения маргинальных групп является переход общества от одной социально-экономической системы к другой. В России маргинализация охватывает огромные массы населения. Особая озабоченность вызвана увеличением количества стойких маргинальных социальных групп («бомжи», беженцы, беспризорные и т.д.) Но маргиналами могут быть вполне благополучные люди, не определившиеся в нынешней социальной структуре общества.

5. Миграция (от лат. migration - переселение) - смена места жительства, перемещение людей на иную территорию (регион, город, страна и т.д.)

В миграции обычно выделяют четыре вида : эпизодическую, маятниковую, сезонную и безвозвратную.

Важное значение для социального, экономического и демографического развития имеет безвозвратная миграция.

Государство прямо или косвенно воздействует на направление миграций.

Причины миграции могут носить политический, экономический, религиозный и криминальный характер.

Миграция заметно влияет на этнические процессы. В результате миграционного обмена различными этническими совокупностями происходят разнообразные взаимодействия в языке, быте, культуре.

Различают также иммиграцию и эмиграцию .

Миграция - перемещение населения внутри страны.

Эмиграция - выезд за пределы страны на постоянное место жительства или на длительное проживание.

Иммиграция - въезд в данную страну на постоянное место жительства или на длительное проживание.

38 социальные взаимосвязи

Изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным, опубликовавшим в 1927 году книгу “ Social Mobility , Its Forms and Fluctuation”.

Он писал: “Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальная социальная мобильность

Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некоего индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как мужа, так и жены) в другую при разводе или при повторном браке, с одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса - все это примеры горизонтальной социальной мобильности . Ими же являются перемещения социальных объектов (радио, автомобиля, моды, идеи коммунизма, теории Дарвина) в рамках одного социального пласта, подобно перемещению из Айовы до Калифорнии или с некоего места до любого другого. Во всех этих случаях “перемещение” может происходить без каких - либо заметных изменений социального положения индивида или социального объекта в вертикальном направлении.

Вертикальная социальная мобильность

Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск. В соответствии с природой стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности, не говоря уже о других менее важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения так же имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой исходной группы, к которой он ранее принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или разрушении ее социального единства. В первом случае падение напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором - погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту или крушение корабля, когда он разбивается вдребезги.

Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурными изменениями (например индустриализацией и демографическими факторами). При урбанизации и индустриализации происходит количественный рост профессий и соответствующие изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке. Как следствие индустриализации наблюдается относительный рост рабочей силы, занятости в категории “белых воротничков”, уменьшение абсолютной численности сельскохозяйственных рабочих. Степень индустриализации фактически коррелирует с уровнем мобильности, так как ведет к росту числа профессий высокого статуса и к падению занятости в профессиональных категориях низшего ранга.

Следует отметить, что многие сравнительные исследования показали: под влиянием сил изменения в стратификационных системах. Прежде всего, возрастает социальная дифферентация. Передовая технология дает толчок возникновению большого числа новых профессий. Индустриализация приводит в большее соответствие профессионализм, подготовку и вознаграждение. Иными словами для индивидов и групп становится характерной тенденция к относительно устойчивым позициям в ранжированной стратификационной иерархии. В итоге усиливается социальная мобильность. Уровень мобильности возрастает в основном вследствие количественного роста профессий в середине стратификационной иерархии, т.е. за счет вынужденной мобильности, хотя активизируется и добровольная, так как большой вес приобретает ориентация на достижение.

Столь же, если не в большей мере, влияет на уровень и характер мобильности система общественного устроения. Ученые давно обратили внимание на качественные различия в этом отношении между обществами открытого и закрытого типа. В открытом обществе нет формальных ограничений мобильности и почти отсутствуют ненормальные.

Закрытое общество, жесткой структурой препятствующее увеличению мобильности, тем самым противостоит нестабильности.

Социальную мобильность правильнее было бы назвать обратной стороной той же проблемы неравенства, ибо, как отмечал М. Бьютл, “социальное неравенство усиливается и узаконивается в процессе социальной мобильности, функцией которой является отвод в безопасные каналы и сдерживание недовольства.

В закрытом обществе мобильность вверх ограничена не только количественно, но и качественно, поэтому индивиды, достигшие верхов, но не получающие той доли социальных благ, на которую они рассчитывали, начинают рассматривать существующий порядок как помеху к достижению своих законных целей и стремятся к радикальным изменениям. Среди лиц, мобильность которых направлена вниз, в закрытом обществе часто оказываются те, кто по образованию и способностям более подготовлен к руководству, чем основная масса населения, - из них и формируются вожди революционного движения в тот период, когда противоречия общества приводят к конфликту в нем классов.

В открытом обществе, где сохранилось мало барьеров, мешающих продвижению вверх, те, кто поднимаются вверх, имеют тенденцию отходить от политической ориентации класса, в который они перешли. Аналогично выглядит поведение тех, кто снижает свое положение. Таким образом, те, кто поднимаются в высшую страту, менее консервативны, чем постоянные члены высшей страты. С другой стороны, “сброшенные вниз” являются более левыми, чем стабильные члены низшей страты. Следовательно, движение в целом способствует стабильности и в то же время динамизму открытого общества.

Социальная мобильность виды и примеры

Понятие социальной мобильности

Понятие "социальной мобильности" было введено в научный обиход Питиримом Сорокиным. Это различные перемещения людей в социуме. Каждый человек при рождении занимает определенную позицию и является встроенным в систему стратификации общества.

Позиция индивида при рождении не является неизменной, и на протяжении жизненного пути она может изменяться. Она может повышаться или понижаться.

Виды социальной мобильности

Существуют разнообразные виды социальной мобильности. Обычно выделяются такие:

  • межпоколенная и внутрипоколенная;
  • вертикальная и горизонтальная;
  • организованная и структурная.

Межпоколенная мобильность означает, что дети изменяют свое социальное положение, и становятся отличными от их родителей. Так, например, дочь швеи становится учителем, то есть,она повышает свой статус в обществе. Или, например, сын инженера становится дворником,то есть, его социальный статус понижается.

Внутрипоколенная мобильность означает, что статус индивида может меняться на протяжении его жизни. Обычный рабочий может стать начальником на предприятии, директором завода, затем руководителем комплекса предприятий.

Вертикальная мобильность означает, что перемещение человека или группы людей внутри общества меняет социальный статус этого человека или группы. Такой вид мобильности стимулируется с помощью различных систем вознаграждения (уважение,доход, престиж, льготы). Вертикальная мобильность имеет разные характеристики. одна из них - это интенсивность, то есть, определяется, сколько страт проходит индивид в своем пути наверх.

Если общество социально дезорганизовано, то показатель интенсивности становится выше. Такой показатель, как всеобщность, определяет количество людей, которые изменили свою позицию в вертикальном отношении за определенный промежуток времени. В зависимости от типа вертикальной мобильности различаются два типа общества. Это закрытое и открытое.

В закрытом обществе продвижение наверх по социальной лестнице очень затруднено для определенных категорий людей. Например, это общества, в которых есть касты, сословия, также общество, в котором есть рабы.Таких сообществ было много в Средние века.

В открытом обществе равные возможности у всех. К этим обществам можно отнести демократические государства. Питирим Сорокин утверждает, что нет и никогда не было обществ, в которых были бы абсолютно закрыты возможности для вертикальной мобильности. Вместе с тем,никогда не было сообществ, в которых вертикальные перемещения были бы абсолютно свободными. Вертикальная мобильность может быть как восходящей (в этом случае она добровольная),так и нисходящей (в этом случае она принудительная).

Горизонтальная мобильность предполагает, что индивид перемещается из одной группы в другую без изменения социального статуса. Например, это может быть изменение религии. То есть, индивид может перейти из православия в католичество. Также он может сменить гражданство, может создать свою семью и уйти из родительской, может сменить профессию. При этом статус индивида не меняется. Если происходит переезд из одной страны в другую, то такая мобильность называется географической. Миграция - это разновидность географической мобильности, при которой статус индивида после переезда меняется. Миграция может быть трудовой и политической, внутренней и международной, легальная и нелегальная.

Организованная мобильность - это процесс, зависящий от государства. Оно направляет движение групп людей вниз, вверх или в горизонтальном направлении. Это может происходить как с согласия этих людей, так и без него.

Структурная мобильность вызвана изменениями, которые происходят в структуре общества. Социальная мобильность может быть групповая и индивидуальная. Групповая мобильность подразумевает, что перемещение происходит у целых групп. На групповую мобильность влияют такие факторы:

  • восстания;
  • войны;
  • замена конституции;
  • вторжение иностранных войск;
  • изменение политического режима.
  • Индивидуальная социальная мобильность зависит от таких факторов:
  • уровень образованности гражданина;
  • национальность;
  • место проживания;
  • качество воспитания;
  • статус его семьи;
  • состоит ли гражданин в браке.
  • Большое значение для любого вида мобильности имеют возраст, пол, рождаемость и смертность.

Социальная мобильность примеры

Примеры социальной мобильности можно найти в нашей жизни в больших количествах. Так, образцом повышения роста в социуме можно считать Павла Дурова, который изначально был простым студентом филологического факультета. Но в 2006 году ему рассказали про Facebook, и тогда он решил, что создаст аналогичную сеть в России. Вначала она получила название "Студент.ру", но потом получила название Вконтакте. Сейчас в ней более 70 миллионов пользователей, а Павел Дуров владеет состоянием более 260 миллионов долларов.

Cоциальная мобильность часто развивается в пределах подсистем. Так, школы и вузы являются такими подсистемами. Студент в вузе должен усвоить учебную программу. Если он успешно сдаст экзамены, он перейдет на следующий курс, получит диплом, станет специалистом, то есть, получит более высокую должность. Отчисление из вуза за неуспеваеость является примером социальной мобильности нисходящего типа.

Примером социальной мобильности является и такая ситуация: человек, который получил наследство, разбогател, и переместился в более зажиточный слой людей. Примерами социальной мобильности можно считать повышение учителя школы до директора, повышение доцента кафедры до профессора, переезд работника предприятия в другой город.

Вертикальная социальная мобильность

Вертикальная мобильность подвергалась наибольшему количеству исследований. Определяющим понятием является дистанция мобильности. Она измеряет, сколько ступенек проходит индивид по мере своего продвижения в обществе. Он может проходить одну-две ступеньки, может взлетать внезапно на самую вершину лестницы или падать к ее основанию (последние два варианта встречаются довольно редко). Важным является объем мобильности. Он определяет, сколько индивидов переместилось с помощью вертикальной мобильности вверх или вниз за определенный промежуток времени.

Каналы социальной мобильности

Между социальными слоями в обществе нет абсолютных границ. Представители одних слоев могут пробираться в другие слои. Перемещения происходят с помощью социальных институтов. В военное время в качестве социального института действует армия, которая возвышает талантливых солдат и дает им новые звания в том случае, если прежние начальники погибли. Другой мощный канал социальной мобильности - церковь, которая во все времена находила преданных себе представителей в низах общества и возвышала их.

Также каналами социальной мобильности можно считать институт образования,а также семью и брак. Если в брак вступали представители разных социальных слоев, то один из них поднимался по социальной лестнице, или спускался. Например, в древнеримском обществе свободный человек, который женился на рабыне, мог сделать ее свободной. В процессе создания новых слоев общества - страт - появляются группы людей,которые не имеют общепринятых статусов, или утратили их. Их называют маргиналами. Такие люди характеризуются тем, что им сложно и некомфортно в их нынешнем статусе, они испытвают психологический стресс. Например, это работник предприятия,который стал бомжом и потерял жилье.

Существуют такие виды маргиналов:

  • этномаргиналы - люди, которые появились в результате смешанных браков;
  • биомаргиналы, о здоровье которых перестало заботиться общество;
  • политические маргиналы, которые не могут смириться с существующим политическим порядком;
  • религиозные маргиналы - люди, не относящие себя к общепринятой конфессии;
  • криминальные маргиналы - люди, нарушающие Уголовный кодекс.

Социальная мобильность в обществе

Социальная мобильность может различаться в зависимости от типа общества. Если рассматривать советское общество, то оно было поделено на экономические классы. Это были номенклатура,бюрократия и пролетариат. Механизмы социальной мобильности тогда регулировались государством. Работники районных организаций часто назначались парткомами. Быстрое перемещение людей происходило с помощью репрессий и строек коммунизма (например, БАМ и целина). В западных обществах другая структура социальной мобильности.

Главный механизм социального движения там-конкуренция. Из-за нее одни разоряются, а другие получают высокие прибыли. Если это политическая сфера,то главным механизмом передвижения там являются выборы. В любом обществе есть механизмы, которые позволяют смягчить резкий переход индивидов и групп по нисходящей. Это разные формы социальной помощи. С другой стороны, представители более высоких слоев стремятся закрепить свой высокий статус, и не допустить проникновения в высокие слои представителей низших слоев. Во многом социальная мобильность зависит от того, какое общество. Оно может быть открытым и закрытым.

Открытое общество характеризуется тем, что деление на социальные классы условное, и перейти из одного класса в другой довольно легко. Чтобы достичь более высокой позиции в общественной иерархии, человеку нужно бороться.У людей есть мотивация постоянно работать, потому что упорный труд ведет к повышению их общественного положения и улучшению благосостояния. Поэтому люди низшего класса стремятся постоянно прорваться наверх, а представители высшего класса хотят сохранить свое положение. В отличие от открытого, закрытое социальное общество имеет очень четкие границы между классами.

Социальная структура общества такова, что продвижение людей между классами практически невозможно. В такой системе упорный труд не имеет никакого значения, таланты представителя низшей касты тоже никакого значения не имеют. Такая система поддерживается с помощью авторитарной правящей структуры. Если правление ослабевает, то становится возможным изменение границ между стратами. Наиболее выдающимся примером кастового закрытого общества можно считать Индию, в которой самым высоким статусом обладают брахманы - высшая каста. Самая низшая каста - это шудры, уборщики мусора. Со временем отсутствие значительных изменений в обществе приводит к вырождению этого общества.

Социальная стратификация и мобильность

Социальная стратификация разделяет людей по классам. В постсоветском обществе стали появляться такие классы: новые русские, предприниматели, рабочие, крестьяне, правящий слой. Социальные страты во всех обществах имеют общие черты. Так, люди умственного труда занимают более высокую позицию, чем просто рабочие и крестьяне. Как правило, между стратами не существует непроницаемых границ, в то же время полное отсутствие границ невозможно.

в последнее время социальная стратификация в западном обществе претерпевает значительные изменения в связи с нашествием в западные страные представителей восточного мира (арабы). Изначально они приезжают как рабочая сила, то есть,они выполняют низкоквалифицированные работы. Но эти представители привозят свою культуру и свои обычаи, зачастую отличные от западных. Зачастую целые кварталы в городах западных стран живут по законам исламской культуры.

Надо сказать, что социальная мобильность в условиях общественного кризиса отличается от социальной мобильности в условиях стабильности. Война, революция, продолжительные экономические конфликты приводят к изменениям в каналах социальной мобильности, часто к массовому обнищанию и повышению заболеваемости. В этих условиях стратификационные процессы могут значительно отличаться. Так, в правящие круги могут пробираться представители криминальных структур.