Сообщение о многообразии моллюсков. Многообразие моллюсков, их значение в природе

Большинство представителей такого типа имеют голову, туловище и ногу (у некоторых она эволюционировала в щупальца), а также раковину с мантией, защищающей внутренние органы. У них незамкнутая кровеносная система.

Все моллюски делятся на 3 основных класса: брюхоногие, двустворчатые и головоногие.

Наиболее популярный представитель брюхоногих – улитки, слизни. Этот класс составляет 80% от всех моллюсков, за счет освоения ими не только водных территорий, но и суши. По размеру они достаточно малы и, в среднем, не превышают пол метра в длину.

Свое название брюхоногие получили из-за характерного строения – так называемая нога, с помощью которой они передвигаются, занимает всю брюшную поверхность. На голове расположены глаза, ротовая полость и чувствительные усики. Из внутренних органов есть пищевод, желудок, кишка, легкое, почка, находящиеся почти всегда в раковине. Присутствует простая нервная система.

Рацион питания брюхоногих составляет растительная пища. Все брюхоногие гермафродиты.

Ареал обитания двустворчатых моллюсков – вода, у большинства – соленая вода. Из наиболее известных животных к ним относятся мидии, устрицы. Этот класс составляет 19% от общего числа моллюсков. По своим размерам они различны, от не большой мидии, до огромного тридакна, способного весить до 300 килограмм.

Название данного класса также соответствует внешнему виду моллюсков – все они имеют двустворчатую раковину с мышцами-замыкателями. В целом, их строение гораздо проще, чем у брюхоногих, но также имеются желудок, кишечник, печень, нога, жабры.

Питаются они методом фильтрации, засасывая в себя воду с кусочками подводного мира, которая проходит через желудок и кишечник, а затем остатки также выходят обратно. Среди двустворчатых есть как двуполые, так и гермафродиты. Некоторые из этих моллюсков откладывают личинки на других рыб и развиваются за счет них, расселяясь на более дальние дистанции.

Головоногие обитают исключительно в высокосоленой воде и составляют всего 1% от всех моллюсков. К ним относятся каракатица, наутилус, кальмары. Их тело состоит из головы, тела и щупалец. У них хорошо развита нервная система и сложный головной мозг.

Головоногие – разнополы.

Вариант 2

Все животные чем – либо отличаются друг от друга. Одни быстрее, вторые умнее, а третьи берут количеством. Тип Моллюски также выделяются из всей общей толпы. А чем? Будет рассказано далее.

Общая характеристика

Численность данного типа составляет от 100 до 200 тысяч. На территории России их 2900. Тип Моллюски состоит из десяти классов, только два из них уже вымерли. Могут обитать в любой среде. У моллюсков царит огромное разнообразие в плане размеров и анатомии, поэтому рассматривать конкретно тип Моллюсков нет смысла. Далее информация пойдет про классы.

Описание класса Брюхоногие

Брюхоногие занимают 80% от всего типа Моллюсков. Если точнее, то их 110 тысяч видов. Главный признак класса – это поворот внутреннего мешка на 180 градусов угла. Раковина коническая или спиральная, у активных хищников и малой части наземных видов раковина редуцирована. Тело Брюхоногих состоит из головы, туловища и одной ноги. Сама голова делится на щупальца и парные глаза. В глотке расположен язычок. Представители: прудовик, слизень, виноградная улитка.

Самое главное про класс Двустворчатые

Количество всех видов – 9200. В отличие от первого класса, Двустворчатые – строго водные моллюски. Их особенность в том, что у них отсутствует головной отдел. Зато присутствуют жабры по обеим сторонам ноги и почки. Двустворчатые питаются планктоном и мелкой рыбешкой. Представители: перловицы, мидии, устрицы, гребешки.

Главные данные про класс Головоногие

Как и Двустворчатые, этот класс обитает только в воде. Наверное, самые крупные моллюски. Имеют от 8 до 10 щупалец, благодаря которым может очень быстро передвигаться. Глаза и рот с радулой. Головоногие – раздельнополые моллюски. Оплодотворение внутреннее. Представители: осьминоги, кальмары, каракатицы, наутилусы.

Роль моллюсков в природе и деятельности человека

Входят в цепи питания.

Они могут очищать воду, потому их используют для чистки водоемов.

Из кальмаров и осьминогов получают чернильные краски.

Корабельные черви повреждают портовые постройки.

В качестве промысла.

Любопытные факты про моллюсков

Самый тяжелый моллюск был выловлен в Японии в 1956 году. Он весил 340 килограмм!

Самому старому моллюску было 405 лет!

Устрицы умеют менять свой пол.

На Кубе обитает моллюск, способный излучать световые сигналы, когда раздражается.

Некоторые моллюски умеют осуществлять фотосинтез.

Сообщение 2

Моллюски – тип животных, включающий в себя улиток, слизней, моллюсков, кальмаров и осьминогов. Большинство из них обитают в морской воде, многие пресноводные, а некоторые улитки и слизни наземные. Название происходит от слова «мягкий». У многих видов организм защищен твердой оболочкой из карбоната кальция – ракушками, хорошо знакомыми пляжникам.

Моллюски, которые существуют в настоящее время, делятся на семь классов. Основные из них:

  • брюхоногие (улитки, слизни);
  • двухстворчатые моллюски (устрицы, гребешки, мидии);
  • головоногие (осьминоги, кальмары, каракатицы).

Наиболее изощренными в поведении беспозвоночными животными являются головоногие моллюски. Они имеют длинные гибкие руки-щупальца, оснащенные в большинстве случаев присосками для захвата добычи. Они активные пловцы. У некоторых глаза удивительно похожи на человеческие, у них более сложный мозг, чем у любого другого беспозвоночного и, соответственно, они демонстрируют удивительно тонкое социальное поведение и способности к обучению. У видов без внешней оболочки, таких как осьминоги, мантия образует внешнее кожистое покрытие тела. У некоторых, не имеющих раковин видов – кальмаров и каракатиц – раковина встроена в мантию и может быть найдена только путем рассечения. Это единственные моллюски с замкнутой системой кровообращения, и некоторые способны к очень быстрому движению. Самый большой из когда-либо пойманных колоссальных кальмаров был 10 метров в длину (почти длина школьного автобуса) и весил более 400 килограмм. Это удивительное существо было поймано у берегов Антарктиды в 2007 году.

Брюхоногие составляют самый большой класс моллюсков, и включают в себя улиток и слизней. Они составляют более 80% всех живых видов моллюсков, и это единственный класс, который имеет наземные виды. Наземные виды включают слизней и наземных улиток. Улитки, имеют одну оболочку, которая часто свернута. В отличие от улиток, большинство видов слизней потеряли или уменьшили свои раковины в ходе эволюции.

Брюхоногие обычно асимметричны, хотя они произошли от двухсторонне-симметричного предка моллюска. Асимметрия брюхоногих достигается с помощью процесса, называемого кручение, которое происходит, когда животное взрослеет. Во время кручения верхняя, или спинная, часть тела изгибается относительно нижней, или брюшной, области. Это приводит к тому, что анус ориентируется чуть выше рта. Имеют довольно хорошо развитую голову со щупальцами и примитивными глазами, способными воспринимать свет. Они хорошо известны своими красивыми структурами оболочки.

Двухстворчатые моллюски не имеют головы. Их раковина двойная, то есть из 2-х створок. Их способ питания – фильтрационный. У них имеется специальный сифон с ресничками, куда поступает пища – водоросли и другие частички растений. С помощью ресничек еда отправляется в рот, а затем в желудочно-кишечный тракт.

Из устриц производят устричный кальций. Их мясо богато белком, углеводами, витаминами, минералами. Мясо этих моллюсков стимулирует нервную систему.

Из моллюсков готовят очень вкусные блюда. Их можно жарить, варить, готовить на пару. Многие считаются деликатесом: устрицы, омары, крабы.

2, 3, 7 класс. Биология. Окружающий мир

  • Пифагор - сообщение доклад (5, 8 класс. Геометрия)

    Пифагор Самосский известен нам в качестве одного из самых интеллектуальных людей. Его биография полна множества интересных фактов, и можно сказать, что это свыше ему предоставлялась такая насыщенная и увлекательная жизненная дорога.

  • Где сейчас Вояджер 1 и 2

    «Вояджер» - это исследовательский автоматический зонд, который нацелен на изучение Солнечной системы. Изначально эта программа создавалась для того, чтобы исследовать такие планеты, как Юпитер и Сатурн

  • Стекло - сообщение доклад по химии 9 класс

    Стекло универсально в применении и на данный момент в мире широко используется практически во всех сферах жизни. В максимально нагретом виде стеклу можно придать нужную форму.

  • Внутренняя и внешняя политика первых Романовых

    Царствование первых Романовых началось сразу после Смутного времени, поэтому во время правления Михаила Федоровича (1613 – 1645) пришлось очень многое исправлять и восстанавливать

  • Река Амур - сообщение доклад

    Река Амур самая крупная и самая таинственная, окутанная легендами, река на всем Дальнем Востоке, ее протяженность составляет 2824 км, а ширина 5 км. Рождается Амур от слияния рек Аргунь и Шилка.

Тело четко разделено на голову с глазами, щупальцами и ртом, на ногу и туловище. Черепашка цельная, спирально закрученная 4-7 см длиной.

Условия существования – пресные водоемы, прибрежная территория.

Передвижения – на брюшной стороне за счет сокращения мышц ноги.

Питание – питается растениями мелкими животными и трупами животных, из которых зишкрябують слои тканей с помощью радулы. Кишка загибается петлей и заканчивается анальным отверстием в передней части мантии.

Транспорт веществ осуществляется незапертой кровеносной системой. Бесцветная кровь течет по сосудам и между клетками паренхимы. Движение крови обеспечивается сокращением двухкамерного сердца (20-30 сокращений в минуту).

Выделение веществ – одна почка, протоков которой открывается в мантийную полость.

Реагирование на раздражители – нервная система имеет хорошо выраженный главный ганглий. Есть глаза, орган равновесия (в ноге), органы осязания и органы химического чувства, с помощью которых распознается качество воды. В случае опасности быстро скрывается в раковину.

Размножение – гермафродиты. Оплодотворение внутреннее перекрестное. Яйца покрыты слизью, откладывают на поверхности подводных растений. Стадия личинки продолжается в яйце, наружу молодой моллюск выходит в полностью сформированном состоянии.

Класс Двустворчатые (беззубка).

Тело имеет двустороннюю симметрию, распределенное на туловище и ногу. Раковина состоит из двух створок, соединенных между собой эластичной связкой и замыкающими мышцами, благодаря их сокращению створки быстро закрываются. В спинной части расположены вводный и выводной сифоны. Через первый вода попадает в мантийную полость, через второй – выводится наружу.

Условия существования – живет на дне пресных водоемов, погружаясь в песок и ил.

Передвижения – с помощью ноги углубляется в песок или ил и движется со скоростью 20-З0 см / час.

Питание – питается мелкими организмами и их остатками попадают вместе с водой через вводной сифон в мантийную полость. В мантийной полости находится рот с двумя лопастями, через который вода с частицами пищи попадает в кишечник. Кишка образует несколько петель и заканчивается анальным отверстием в мантийной полости.

Дыхание – дышит растворенным в воде кислородом, который поглощает через жабры, расположенные в мантийной полости.

Транспорт веществ – незамкнутую кровеносная система с трехкамерным сердцем.

Выделение веществ – две почки.

Реагирование на раздражители – нервная система состоит из трех пар нервных ганглиев, расположенных около рта, задней мышцы-замыкателя и в ноге. Такое размещение нервных ганглиев обеспечивает мгновенное закрытие створок беззубки в случае опасности. По краям мантии расположены осязательные рецепторы и хеморецепторы, а у ноги – органы равновесия.

Класс Головоногие.

Тело разделено на голову, туловище и щупальца (разветвленная нога). Туловище укрыт мантией, под которой на спинной стороне, содержатся остатки раковины (внешняя черепашка есть только у наутилуса). Щупальца окружают рот. Размеры тела могут достигать 2,5 м (гигантские кальмары).

Условия существования – исключительно морские животные. Плавают с помощью щупалец и реактивным способом – набирают воду в мантийную полость и резко выталкивают ее наружу через воронку. Некоторые кальмары могут развивать скорость до 40 км / ч.

Питание – хищники. Ловят добычу щупальцами, убивают ее хитиновым клювом и съедают.

Дыхание – такое же, как и у двустворчатых.

Транспорт веществ – кровеносная система хорошо развитые капилляры, практически закрыта.

Выделение веществ – почки.

Реагирование на раздражители – отличаются сложными формами поведения, способны к обучению и легкого формирования условных рефлексов. Нервные ганглии сливаются в мозг, окруженный хрящевой оболочкой. Имеют большие, сложно построенные глаза. Отличаются тонким обонянием. Защитной формой поведения в некоторый является выброс чернильной облака с особой полости при приближении врага.

Размножение – раздельнополые животные. Оплодотворение внутреннее. Развитие прямой – личинка имеет все органы взрослой особи, но иногда отличается по форме тела. Характерная забота свое потомство.

ПОДІЛИТИСЯ:

Разработка урока по биологии по технологии развития критического мышления.

Урок в 7 классе по теме

Предмет: Биология.

Тема урока : «Многообразие и значение Моллюсков»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: формирование понятия о многообразии и значении моллюсков.

Задачи :

Изучить многообразие пресноводных и морских моллюсков;

Сформировать навыки работы в группах при изучении текста и при работе с рисунками, коллекциями.

Способствовать к формированию бережного отношения к природе на примере моллюсков

Планируемые результаты:

предметные : знание учащимися разнообразия морских и пресноводных моллюсков, знание роли моллюсков как биофильтраторов и промысловых животных.

метапредметные: умение работать с текстом учебника, с раздаточным материалом, наблюдать, распознавать, визуально определять представителей Типа Моллюски.

личностные : развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы.

Оборудование и материалы : компьютер, проектор, презентация, коллекция раковин моллюсков, карточки с моллюсками, распечатанный текст.

Основные понятия, изучаемые на уроке :

« биофильтраты», «промежуточный хозяин», «глохидий», «реактивное движение», «чернильный мешок»

Организационная структура урока

План урока:

1. Организационный этап урока.

2 . Актуализация опорных знаний.

Фронтальная работа

3.Изучение новой темы:

А) Актуализация.

Б) Мотивация.

В) Восприятие и осмысление учащимися нового материала ( визуализация результатов деятельности).

4.Закрепление.

5.Домашнее задание.

6. Анализ.

7. Рефлексия.

Ход урока:

1 .Организационный этап урока: (учитель приветствует класс)

2.Актуализация опорных знаний

Фронтальная работа

Дополните предложения:

Тело моллюсков делится на три отдела …, …, … .

Голова отсутствует у моллюсков …

Моллюски, обитающие в воде, дышат …

Наземные формы моллюсков дышат с помощью …

Тело моллюсков покрыто кожной складкой - …

Раковина образуется из … …

Между мантией и телом находится …

Раковина выполняет функции … и … .

Раковина состоит из трех слоев:…, …, ….

У головоногих моллюсков раковина ….

У двустворчатых моллюсков раковина … .

У брюхоногих моллюсков раковина … .

Кровеносная система моллюсков …

Органами чувств у моллюсков являются …

Органом выделения является …

Нервная система … .

Раздельнополыми являются моллюски … и … .

Гермафродитами являются моллюски класса … .

Учащиеся проводят самопроверку теста, ответы на который проектируется на экран с критериями оценок: 0 -2 ошибок - «5», 3 -5 ошибок - «4», 6-10 ошибок - «3»,более 10 ошибок - «2».

3. Изучение новой темы:

А) Актуализация знаний:

Учитель: На ваших столах находятся рисунки животных. Каждому обучающемуся необходимо определить животных типа Моллюски. По каким признакам вы их определили? (Признаки: выделяется голова, туловище, ногу, мантию, раковину).

Б) Мотивация:

Учитель: Ребята! Отгадайте загадки.

1.Симпатичный он на вид,

Хоть бывает ядовит!

У моллюска - восемь ног.

То придонный… (Осьминог)

2. Этот домик я могу

Отыскать на берегу.

В нем укрытие моллюска,

И хозяин гордый:

«Домик выдержит нагрузку,

Известковый, твердый». (Ракушка)

3. Иногда он прячет рожки,
Из семейства «брюхоножки»
Выползает вечерами,
Сам - с похожими концами,
Длинный, мокрый… Не червяк!
И при всём улитке - брат.(Слизень)

А это кто, рогатая,
Приползла в наш дворик?
Испугалась воробья
И спряталась в свой домик. (Улитка)

Учитель: Ребята! О каких животных идёт речь? Какой вопрос у вас возникает? Как вы думаете, о ком мы с вами будем говорить на уроке? (Ребята формулируют тему урока сами).

Учитель: Сегодня мы с вами изучим тему « Многообразие и значение Моллюсков». Запишите в тетрадь сегодняшнее число, название темы.

«Многообразие и значение Моллюсков»

Сегодня на уроке мы познакомимся с многообразием моллюсков, с их отличительными признаками, поговорим о значении их в природе и жизни человека. Тип Моллюски насчитывает 8 классов, но по школьной программе мы изучаем только

В). Восприятие и осмысление учащимися нового материала

(используется прием «Кластер»

( Класс Брюхоногие) (Класс Двустворчатые) (Класс Головоногие)

(используется прием «Зигзаг»)

В типе Моллюски выделяют несколько классов. Среди них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие моллюски.

Сейчас вам предстоит самостоятельно выяснить особенности строения и жизнедеятельности класса Брюхоногие моллюски, класса Двустворчатые моллюски, класса Головоногие моллюски.

Прием «Зигзаг»

Каждому ученику выдается текст. На каждом тексте проставлены номера. Учащиеся, получившие карточку подразделяются на три группы. Каждый ученик должен самостоятельно прочитать текст.

Затем учащиеся совместно определяют главную мысль текста, обсуждают и записывают в таблицу. Итогом работы каждая группа читает свою колонку и другие группы записывают колонки соседних групп. Четко обозначена продолжительность рабочего времени.

Линии сравнения

Брюхоногие

Двустворчатые

Головоногие

Среда обитания

Строение раковины

Части тела

Способ питания

Значение

Типичные представители

Текст 1.

Класс Брюхоногие моллюски.

Класс брюхоногие — это единственный класс, представители которого освоили не только водоемы, но и сушу, поэтому по числу видов моллюсков — это самый многочисленный класс. Его представители сравнительно небольшие по размерам: черноморский моллюск рапана до 12 см высотой, виноградная улитка — 8 см, некоторые голые слизни — до 10 см, крупные тропические виды достигают 60 см.

Тело брюхоногого моллюска разделено на голову, туловище и ногу, занимающую всю брюшную поверхность тела (отсюда и название класса).

Тело моллюска покрыто мантией и заключено в спирально закрученную раковину. Передвижение моллюска происходит благодаря волнообразному сокращению мышцы ноги. На нижней стороне головы помещается рот, а на боковых сторонах — два чувствительных щупальца, у их основания находятся глаза.

К брюхоногим моллюскам относятся слизни, получившие название из-за обильно выделяемой слизи. Раковины у них нет. Обитают на суше во влажных местах и питаются растениями, грибами, некоторые встречаются на огородах, нанося вред культурным растениям.

К растительноядным брюхоногим относится виноградная улитка, также наносящая вред сельскому хозяйству. В некоторых странах ее используют в пищу.

Среди многочисленных видов брюхоногих моллюсков особенно известны благодаря красивым раковинам — морские. Их используют в качестве сувениров, из перламутрового слоя изготавливают пуговицы, а из раковины очень мелкого моллюска каури некоторые народы Африки и Азии изготавливают деньги, украшения. У мурекса слизь используются для приготовления краски «королевский пурпур»

Текст 2.

Класс Двустворчатые моллюски.

Класс двустворчатые — исключительно водные животные. Через свою мантийную полость они перекачивают воду, выбирая из нее питательные вещества. Такой способ питания называют фильтрацией. Он не требует особой подвижности организмов, поэтому у представителей класса наблюдается некоторое упрощение в строении по сравнению с представителями других классов. Все моллюски этого класса имеют двустворчатую раковину (отсюда и название класса). Створки раковины соединены находящейся на спинной стороне моллюска особой эластичной связкой. К створкам раковины прикрепляются мышцы — замыкатели, их сокращение способствует сближению створок, закрытию раковины, при расслаблении их — раковина раскрывается.

Представителями данного класса являются беззубка, перловица, устрицы, мидии. Самый крупный морской моллюск — тридакна, весящий до 300 кг.

Наиболее распространенный моллюск в пресных водоемах страны — беззубка. Тело беззубки, состоящее из туловища и ноги, покрыто мантией, свешивающейся с боков в виде двух складок.

Между складками и телом имеется полость, в которой находятся жабры и нога. Головы у беззубки нет. На заднем конце тела обе складки мантии прижимаются друг к другу, образуя два сифона: нижний (вводный) и верхний (выводной). Через нижний сифон вода поступает в мантийную полость и омывает жабры, чем обеспечивается дыхание. С водой приносятся различные простейшие одноклеточные водоросли, остатки отмерших растений. Отфильтрованные пищевые частицы через рот попадают в желудок и кишечник, где подвергаются действию ферментов. У них развитие с превращением (личинка -глохидий).

Двустворчатые моллюски используются человеком. Мидий, устриц — употребляют в пищу, других, например, разводят для получения жемчуга и перламутра: жемчужниц, перловицу.

Текст 3.

Класс Головоногие моллюски.

Современные головоногие насчитывают около 700 видов, исключительно обитателей морей и океанов с высокой концентрацией солей, поэтому они не встречаются ни в Черном, ни в Азовском морях.

Головоногие — это хищники средних или больших размеров. Их тело состоит из туловища и большой головы, нога превратилась в щупальца, которые окружают рог. Большинство из них имеют 8 одинаковых щупалец, например осьминоги или 8 коротких и 2 длинных, как у кальмара.

На щупальцах находятся присоски, с помощью которых удерживается добыча. На голове у представителей класса имеются большие глаза, напоминающие глаза человека.

Раковины у многих представителей головоногих нет, только у каракатицы она расположена под кожей, а у наутилуса имеется многокамерная раковина. У многих головоногих благодаря реактивному способу движения скорость достигает 70 км в час (кальмары).

Головоногие моллюски имеют большое промышленное значение: их используют в пищу (кальмары, осьминоги, каракатицы), из содержимого чернильного мешка каракатиц и кальмаров изготавливают коричневую краску — сепию, натуральную китайскую тушь. В кишечнике кашалотов из непереваренных остатков головоногих образуется особое вещество — амбра, используемое в парфюмерной промышленности для придания устойчивости запаха духов. Головоногие моллюски — это пищевая база для морских животных — ластоногих, зубастых китов и др.

Закрепление нового материала. Стадия рефлексии. (используется прием «Концептуальная таблица») Учитель: Молодцы ребята, вы хорошо потрудились. А теперь вам предстоит разгадать кроссворд, вы узнаете, как называется ископаемый моллюск; имевший спиральную раковину.

1.Хищный моллюск, уничтожающий устриц.

2.Моллюск, слизь которого используются для приготовления краски «королевский пурпур»

3.Источник жемчуга

4.Используются в пищу человеком

5.Разрушает подводные сооружения

6.Моллюск, вредитель полевых и ягодных культур

7.И съедобная и вредитель

Рап а на

М урекс

Же м чужница

О сьминог

Корабель н ый червь

Сл и зень

Виноградная ули т ка

( аммонит )

Составить «синквейн» по теме класс Моллюски.

1.Прудовик (Обыкновенный).

2.Красивый, медленный.

3.Плавает, ползет, размножается.

4.Прудовик откладывает яйца на водоросль.

5.Моллюск.

Итоги урока.

Рефлексия.

Что было главным?

Чему вы научились?

Что было для вас трудным?

Где могут пригодиться эти знания?

5. Домашнее задание. Составить кроссворд, используя названия видов класса брюхоногие, двустворчатые, головоногие моллюски.

7. Рефлексия.

Что вам понравилось на уроке?

Что было главным?

Чему вы научились?

Что было для вас трудным? Где могут пригодиться эти знания?

Брюхоногие моллюски

Рисунок: Многообразие брюхоногих моллюсков

Немало брюхоногих моллюсков обитает на суше. Известны наземные брюхоногие моллюски, например слизни, у которых раковины нет, а тело покрыто густой слизью, предохраняющей его от высыхания. Все они предпочитают влажные местообитания и ведут ночной образ жизни. Некоторые из них, как полевой слизень длиной 3-6 см, вредят культурным растениям.

Подавляющее большинство брюхоногих моллюсков живет в морях. Дышат они с помощью жабры, помещающейся в мантийной полости. Некоторые из низ прикрепляются к камням, сваям и ведут неподвижный образ жизни. Лишь некоторые жабродышащие брюхоногие обитают в пресных водоемах. Раковина их тоже завита спирально. От легочных брюхоногих они отличаются тем, что при втягивании моллюском тела в раковину устье ее закрывается крышечкой. Таковы, например, весьма обычные в наших водоемах живородки, раковина которых длиной до 40 мм. Живородки не откладывают яйца, а рождают живых маленьких моллюсков.

Всего известно около 100000 видов брюхоногих моллюсков.

Двустворчатые моллюски

Кроме беззубки в наших пресных водоемах встречается похожая на нее, но с более толстой раковиной перловица. Двустворчатые пресноводные моллюски - горошинки и шаровки имеют округлую раковину длиной 10-25 мм. Ими охотно питаются многие рыбы и птицы.

Рисунок: Многообразие двустворчатых моллюсков

Особенно много разнообразных двустворчатых моллюсков в морях.

Некоторых из них, например гребешков, устриц и мидий, употребляют в пищу и даже разводят на специальных плантациях в море. Сидячая и самая большая из двустворчатых моллюсков - тридакна: ее раковина бывает длиной до 140 см, а массой - до 250 кг.

Двустворчатые моллюски, захватывая взвешенные в воде мельчайшие организмы и частицы, являются важными природными очистителями воды. Так, мидии, обитающие на 1 м 2 дна, за сутки профильтровывают около 280 м 3 воды.

Известно около 30000 видов двустворчатых моллюсков.

Головоногие моллюски

Все те моллюски, с которыми мы познакомились - это медлительные, даже совсем неподвижные животные. Большинство из них питается растениями. А вот осьминог - очень быстрый хищник. Тело его состоит из мешковидного туловища и большой головы. Вместо одной ноги, что характерно для брюхоногих и двустворчатых, осьминог имеет восемь! Располагаются они на передней части головы. Моллюсков, имеющих, как осьминог, ноги на голове, называют головоногими. Раковины у осьминога нет: она только мешала бы ему плыть.

Рисунок: многообразие головоногих моллюсков

Все головоногие (около 800 видов) - морские животные. В Российской федерации они встречаются в северных и дальневосточных морях. Величина наших осьминогов обычно не более 3 м вместе с щупальцами. Кроме осьминогов еще известны каракатицы и кальмары. Те и другие десятиногие: кроме обычных щупалец у них еще два длинных ловчих. Каракатицы ведут, как и осьминоги, придонный образ жизни. Кальмары держатся в толще воды. Это весьма быстрые пловцы, двигающиеся со скоростью до 50 км/ч. Некоторые из них могут даже выпрыгивать из воды и пролетать в воздухе некоторое расстояние. Глубоководные кальмары, обитающие на глубинах в несколько сот метров - самые крупные не только среди моллюсков, но и из всех беспозвоночных: их тело со щупальцами длиной до 18 м, а массой более 300 кг.

Общая характеристика моллюсков

Моллюски обладают особой кожной складкой - мантией и мантийной полостью. Ноги у них представлены выростами брюшной стенки тела. Часто имеются раковина и терка. Кровеносная система незамкнутая, и в ней появляется сердце. Нервная система и органы чувств слабо развиты у малоподвижных моллюсков, но достигают высокого совершенства строения у быстроплавающих головоногих. Известно около 140000 видов моллюсков.

Моллюски – это тип животных, в который входит несколько десятков тысяч различных их видов. Да, моллюски – это не рыбы, не пресмыкающиеся и не земноводные существа, а именно животные ! Всех моллюсков объединяет одно свойство – мягкое тело (отсюда в переводе с латинского языка и слово «моллюск»). А еще почти все моллюски имеют раковину – панцирь, в который прячут для защиты от внешнего мира свое хрупкое мягкое тело. Некоторые моллюски, например, наземные слизни, утратили раковину и обходятся без нее.

Собирание разнообразных красивых раковин – это очень интересное увлечение многих людей. Коллекционеры раковин, а также ученые, которые изучают моллюсков, называются малакологами.

Головоногие моллюски

Головоногие моллюски встречаются в природе очень редко. При этом это самые «умные» и развитые во всех отношениях представители данного вида. Часто головоногие даже заботятся о своем потомстве, что вообще не характерно для моллюсков. Можно сказать, что головоногие - элита всего типа моллюсков. К ним относятся кальмары, редкостные наутилусы («кораблики»), каракатицы, осьминоги… Чаще всего головоногие моллюски – хищники.

Тело любого моллюска чаще всего состоит из головы, туловища и ноги. Нога у головоногих в процессе эволюции превратилась в щупальце.

Это не только самые развитые, но и самые крупные моллюски не Земле. Некоторые виды кальмаров могут достигать в весе нескольких тонн.

Брюхоногие моллюски

Если вам попадется в природе моллюск, то в восьми случаях из десяти он окажется брюхоногим. Брюхоногие моллюски – это те же улитки. Так что неспешно ползущая после утреннего дождя по дорожке парка улитка – это брюхоногий моллюск на вашем пути. Брюхоногими моллюсками они зовутся из-за того, что нога у них, что характерно для моллюсков вообще, растет из туловища.

Интересно, но улитки чаще всего имеют признаки обоих полов, то есть каждая их особь – это гермафродит. Живут они, как и другие моллюски, и в море, и на суше, и в пресных водоемах. Впрочем, чаще всего брюхоногого вы обнаружите в морской воде.

Некоторые брюхоногие, то есть слизни и легочные улитки, приспособились даже дышать легкими на суше.

Двустворчатые моллюски

Двустворчатые моллюски имеют раковину из двух створок, оттого так и названы. К ним относятся, например, морские мидии, морские гребешки, устрицы, морские финики, корабельные черви. Такие моллюски чаще всего делятся на особей мужского и женского полов. А еще у двустворчатых моллюсков обычно нет головы, и соответственно, и глаз, и ушей. Часто у них и ноги, характерной для брюхоногих моллюсков.

Живут такие существа неспешно, как и улитки, они малоподвижны или вообще не двигаются с места всю жизнь, прикрепившись с помощью водорослей к скале, например. Они лежат на дне ли зарываются в ил. Иногда двустворки вообще врастают в окружающую среду панцирем и не могут больше пошевелиться. Некоторые небольшие и скромные двустворки живут более ста лет, и могут прожить и до 500!

Это очень живучие моллюски. Такой удивительный двустворчатый моллюск, как арктический гребешок, способен жить в воде при температуре ниже нуля, подо слоем льда. А корабельные черви способны специальным сверлильным органом прогрызать ходы в древесине, забираться туда и там обитать.

Моллюски в жизни человека

Моллюски для человека – это и еда, и домашние любимцы, и «поставщики» сувениров, красивых раковин. Кальмары, жареные мидии, вареные морские гребешки – это деликатес для человека, а улитки ахатины используются как косметическое и лечебное средство. С их помощью делают массаж и освежают лицо косметологи. Существует также ряд съедобных улиток, которые выращивают на фермах для дальнейшего употребления в пищу. Во многих азиатских странах также употребляют в пищу слизней.

Морские гребешки из класса брюхоногих способны создавать створками своей раковины реактивное движение. Наблюдения за ними были полезны для ученых при создании реактивных двигателей. А наутилусы из класса головоногих – пример для механиков и для ученых-гидравликов своим сложным устройством. Наутилус умеет, накачивая в свою особую камеру газ, всплывать и погружаться, как подводная лодка. На основе его строения и спроектированы были первые подводные лодки.