Жанр и композиция поэмы «Мертвые души» Н. В

Что касается композиции произведения, то она предельно проста и выразительна. В ней три звена.

Первое: пять портретных глав (2 - 6), в которых даны все имеющиеся в то время типы помещиков; второе - уезды и чиновники (главы 1, 7 - 10); третье - 11 глава, в которой предыстория главного героя. В первой главе - приезд Чичикова в город и его знакомство с чиновниками и окрестными помещиками.

В пяти портретных главах, посвященных Манилову, Коробочке, Ноздреву, Собакевичу и Плюшкину, описано посещение Чичиковым помещичьих усадьб с целью покупки «мертвых душ». В последующих четырех главах - хлопоты по оформлению «покупок», возбуждение и толки в городе по поводу Чичикова и его предприятия, смерть прокурора, испугавшегося толков о Чичикове. Одиннадцатая глава завершает первый том.

Во втором томе, дошедшем до нас не полностью, много больше трагичности и динамичности. Чичиков продолжает наносить визиты помещикам. Вводятся новые персонажи. Одновременно происходят события ведущие к перерождению главного героя.

Композиционно поэма состоит из трех внешне не замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов - помещики, город, жизнеописание героя - объединенных образом дороги, сюжетно связанных аферой Чичикова.

«… Не в шутку назвал Гоголь свой роман «поэмою» и что не комическую поэму разумеет он под нею. Это нам сказал не автор, а его книга. Мы не видим в ней ничего шуточного и смешного; ни в одном слове автора не заметили мы намерения смешить читателя: все серьезно, спокойно, истинно и глубоко… Не забудьте, что книга эта есть только экспозиция, введение в поэму, что автор обещает еще две такие же большие книги, в которых мы снова встретимся с Чичиковым и увидим новые лица, в которых Русь выразится с другой своей стороны…» («В.Г. Белинский о Гоголе», ОГИЗ, Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1949).

В.В. Гиппиус пишет, что Гоголь построил свою поэму в двух планах: психологическом и историческом.

Задача первого плана - вывести как можно больше характеров, которые прикреплены к помещичьей среде. «Но значение гоголевских героев перерастает их первоначальную социальную характеристику. Маниловщина, Ноздревщина, Чичиковщина получили… значения больших типических обобщений. И это не было только позднейшим историческим переосмыслением; обобщенный характер образов предусмотрен в авторском замысле. Об этом Гоголь напоминает по поводу почти каждого из своих героев». (В.В. Гиппиус, «От Пушкина до Блока», издательство «Наука», Москва-Ленинград, 1966, стр. 127).

С другой стороны, каждый Гоголевский образ историчен, потому что отмечен чертами своей эпохи. Длительно пребывающие во времени образы дополнены вновь возникающими (Чичиков). Образы из «Мертвых душ» получили длительное историческое значение.

Роман остается неизбежно в пределах изображения отдельных людей и событий. В романе нет места образу народа и страны.

Задачи Гоголя жанр романа не вмещал. «Исходя из этих заданий (не отменявших, но включавших в себя углубленное изображение реальной жизни), нужно было создать особый жанр - большую эпическую форму, более широкую, чем роман. Гоголь и называет «Мертвые души» поэмой - отнюдь не в шутку, как говорила враждебная критика; не случайно на обложке «Мертвых душ», рисованной самим Гоголем, слово поэма выделено особо крупными буквами». (В. В. Гиппиус, «От Пушкина до Блока», издательство «Наука», Москва-Ленинград, 1966).

В том, что Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой была новаторская смелость. Называя свое произведение поэмой, Гоголь руководствовался следующим своим суждением: «роман не берет всю жизнь, но значительное происшествие в жизни». По-другому Гоголь представлял себе эпопею. Она «объемлет на некоторые черты, но всю эпоху времени, среди которого действовал герой с образом мыслей, верований и даже признаний, какие сделало в то время человечество…» «…Такие явления от времени до времени появлялись у многих народов. Многие из них хотя и писаны в прозе, но тем не менее могут быть причислены к созданиям поэтическим». (П. Антопольский, статья «Мертвые души», поэма Н. В. Гоголя», Гоголь Н. В., «Мертвые души», Москва, Высшая школа, 1980, стр. 6).

Поэма - это произведение о значительных явлениях в государстве или в жизни. Она подразумевает историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность.

«Гоголь задумал «Мертвые души» как поэму историческую. С большой последовательностью он отнес время действия первого тома, по меньшей мере, лет на двадцать назад, к середине царствования Александра Первого, к эпохе после Отечественной войны 1812 года.

Гоголь прямо заявляет: «Впрочем, нужно помнить, что все это происходило вскоре после достославного изгнания французов». Вот почему в представлениях чиновников и обывателей губернского города Наполеон еще жив (он умер в 1821году) и может угрожать высадкой с острова Святой Елены. Вот почему быль или сказка о несчастном одноруком и одноногом ветеране - капитане победоносной русской армии, бравший Париж в 1814 году, так живо действует на слушателей почтмейстера. Вот почему один из героев второго тома (над которым Гоголь… работал значительно позже), генерал Бетрищев, целиком вышел из эпопеи двенадцатого года и полон воспоминаний о ней. И если Чичиков выдумал за Тентетникова какую-то мифическую историю генералов двенадцатого года, то и это обстоятельство льет воду на историческую мельницу Гоголя». (Вступительная статья П. Антопольского, «Мертвые души», Москва, Высшая школа, 1980, стр. 7). Это с одной стороны.

С другой - нельзя было назвать «Мертвые души» ничем иным, как поэмою. Потому что само название выдает свою лиро-эпическую сущность; душа - понятие поэтическое.

Жанр «Мертвых душ» стал своеобразной формой возведения повседневного жизненного материала до уровня поэтического обобщения. Принципы художественной типизации, используемые Гоголем, создают идейно-философскую ситуацию, когда действительность осознается исключительно в контексте глобальной этической доктрины. В этой связи особую роль играет название поэмы. После появления «Мертвых душ» разгорелись ожесточенные споры. Автора упрекали в посягательстве на священные категории, в покушении на основы веры. Название поэмы основано на приеме оксюморона, социальная характеристика персонажей соотносится с их духовным и биологическим состоянием. Конкретный образ рассматривается не только в аспекте морально-этических антиномий, но и в пределах доминантной бытийно-философской концепции (жизнь-смерть). Именно эта тематическая коллизия определяет специфический ракурс авторского видения проблем.

Гоголь определяет жанр «Мертвых душ» уже в титуле произведения, что объясняется желанием автора предварить читательское восприятие намеком на лирическую эпику художественного мира. «Поэма» указывает на особый тип повествования, в котором лирический элемент во многом преобладает над эпической масштабностью. Структура гоголевского текста представляет органический синтез лирических отступлений и сюжетной событийности. Особую роль выполняет в повествовании образ рассказчика. Он присутствует во всех сценах, комментирует, дает оценки происходящему, выражает горячее негодование или искреннее сочувствие». («Своеобразие повествовательной манеры в поэме «Мертвые души», грамота.ру).

В «Мертвых душах» художественно воплощено два мира: мир «реальный» и мир «идеальный». «Реальный» мир - это мир Плюшкина, Ноздрева, Манилова, Коробочки, - мир, который отражает современную Гоголю российскую действительность. По законам эпоса Гоголь создает картину жизни, наиболее плотно охватывая действительность. Как можно больше показывает он характеров. Чтобы показать Русь художник отстраняется от происходящих событий и занят созданием достоверного мира.

Это страшный, уродливый мир, мир перевернутых ценностей и идеалов. В этом мире душа может быть мертвой. В этом мире перевернуты духовные ориентиры, законы его аморальны. Мир этот - картина современного мира, в которой и карикатурные маски современников, и гиперболические, и доведение происходящего до абсурда…

Мир «идеальный» строится в соответствии с критериями, по которым судит себя и жизнь автор. Это мир истинных духовных ценностей, высоких идеалов. Для этого мира человеческая душа бессмертна, ибо она воплощение Божественного в человеке.

«Мир «идеальный» - мир духовности, духовный мир человека. В нем нет Плюшкина и Собакевича, не может быть Ноздрева и Коробочки. В нем есть души - бессмертные человеческие души. Он идеален во всех значениях этого слова. И потому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает иной род литературы - лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав «Мертвые души» поэмой». (Монахова О. П., Малхазова М. В., Русская литература XIX века, часть 1, Москва, 1995 год, стр. 155).

Вся композиция огромного произведения, композиция всех томов «Мертвых душ» подсказана Гоголю бессмертно «Божественной комедией» Данте, где первый том - ад и царство мертвых душ, второй том - чистилище и третий - рай.

В композиции «Мертвых душ» огромное значение имеют вставные новеллы и лирические отступления. Особенно важна «Повесть о капитане Копейкине», которая находится как бы вне сюжета, но показывает пик омертвления человеческой души.

Экспозиция «Мертвых душ» перенесена в конец поэмы - в одиннадцатую главу, которая является почти началом поэмы, показывая главного героя - Чичикова.

«Чичиков задуман как герой, которому предстоит грядущее возрождение. Способ мотивировки самой этой возможности ведет нас к новым для XIX в. сторонам гоголевского художественного мышления. Злодей в просветительской литературе XVIII в. сохранял право на наши симпатии и на нашу веру в его возможное перерождение, поскольку в основе его личности лежала добрая, но извращенная обществом Природа. Романтический злодей искупал свою вину грандиозностью своих преступлений, величие его души обеспечивало ему симпатии читателя. В конечном счете, он мог оказаться уклонившимся с пути ангелом или даже мечом в руках небесного правосудия. Гоголевский герой имеет надежду на возрождение потому, что дошел до предела зла в его крайних - низких, мелочных и смешных - проявлениях. Сопоставление Чичикова и разбойника, Чичикова и Наполеона,

Чичикова и антихриста делает первого фигурой комической, снимает с него ореол литературного благородства (параллельно проходит пародийная тема привязанности Чичикова к «благородной» службе, «благородному» обращению и пр.). Зло дается не только в чистом виде, но и в ничтожных его формах. Это уже крайнее и самое беспросветное, по мнению Гоголя, зло. И именно в его беспросветности таится возможность столь же полного и абсолютного возрождения. Такая концепция связана органически с христианством и составляет одну из основ художественного мира «Мертвых душ». Это роднит Чичикова с героями Достоевского. (Ю.М. Лотман, «Пушкин и «Повесть о капитане Копейкине. К истории замысла и композиции «Мертвых душ», gogol.ru).

«Гоголь любит Русь, знает и отгадывает ее творческим чувством лучше многих: на всяком шагу мы это видим. Изображение самых недостатков народа, если взять его даже в нравственном и практическом отношениях, наводит у него на глубокие размышления о натуре русского человека, о его способностях и особенно воспитании, от которого зависит все его счастье и могущество. Прочтите размышления Чичикова о мертвых и беглых душах (на стр. 261 - 264): насмеявшись, вы глубоко раздумаетесь о том, как растет, развивается, воспитывается и живет на белом свете русский человек, стоящий на самой низшей ступени жизни общественной.

Да не подумают также читатели, чтоб мы признавали талант Гоголя односторонним, способным созерцать только отрицательную половину человеческой и русской жизни: о! конечно, мы так не думаем, и все, что говорено прежде, противоречило бы такому утверждению. Если в этом первом томе его поэмы комический юмор возобладал, и мы видим русскую жизнь и русского человека по большей части отрицательною их стороною, то отсюда никак не следует, чтобы фантазия Гоголя не могла вознестись до полного объема всех сторон русской жизни. Он сам обещает нам далее представить все несметное богатство русского духа (стран. 430), и мы уверены, заранее, что он славно сдержит свое слово. К тому же и в этой части, где само содержание, герои и предмет действия увлекали его в хохот и иронию, он чувствовал необходимость восполнить недостаток другой половины жизни, и потому в частых отступлениях, в ярких заметах, брошенных эпизодически, дал нам предчувствовать и другую сторону русской жизни, которую со временем раскроет во всей полноте ее. Кто же не помнит эпизодов о метком слове русского человека и прозвище, какое дает он, о бесконечной русской песне, несущейся от моря до моря о широкому раздолью нашей земли, и, наконец, об ухарской тройке, об этой птице-тройке, которую мог выдумать только русский человек и которая внушила Гоголю жаркую страницу и чудный образ для быстрого полета нашей славной Руси? Все эти лирические эпизоды, особенно последний, представляют нам как будто взгляды, брошенные вперед, или предчувствие будущего, которое должно огромно развиться в произведении и изобразить всю полноту нашего духа и нашей жизни». (Степан Шевырев, «Похождения Чичикова или мертвые души», поэма Н.В. Гоголя»).

Степан Шевырев пишет также, что полный ответ на вопрос, почему Гоголь назвал свое произведение поэмой, можно будет дать, если произведение будет окончено.

«Теперь же значение слова: поэма - кажется нам двояким: если взглянуть на произведение со стороны фантазии, которая в нем участвует, то можно принять его в настоящем поэтическом, даже высоком смысле; - но если взглянуть на комический юмор, преобладающий в содержании первой части, то невольно из-за слова: поэма - выглянет глубокая, значительная ирония, и скажешь внутренно: «не прибавить ли уж к заглавию: «Поэма нашего времени»?» (Степан Шевырев, «Похождения Чичикова или мертвые души», поэма Н.В. Гоголя»).

Душа не должна быть мертва. А воскрешение души - это из области поэтического. Потому задуманное произведение в трех томах Гоголя «Мертвые души» - поэма; дело тут не в шутке и не в иронии. Другое дело, что замысел не был доведен до конца: читатель не увидел ни чистилища, ни рая, а только ад российской действительности.

Жанровое своеобразие «Мертвых душ» до сих пор вызывает споры. Что это - поэма, роман, нравоописательная повесть? В любом случае, это великое произведение о значительном.

Соотношение частей в «Мертвых душах» строго продумано и подчи-нено творческому замыслу.

Первая глава поэмы является своеобразным вступлением. Автор зна-комит читателя с главными действующими лицами: с Чичиковым и его постоянными спутниками — Петрушкой и Селифаном, с помещиками Ма-ниловым, Ноздревым, Собакевичем. Здесь же дана зарисовка общества гу-бернских чиновников. Главы со второй по шестую посвящены помещикам, олицетворяющим собой «благородное» сословие России, «хозяев жизни». В седьмой-десятой главах мастерски нарисовано губернское общество. Го-родские верхи, мелкие чиновники, дамы «просто приятные» и «приятные во всех отношениях» пестрой толпой проходят перед взором читателя. В одиннадцатой главе дана биография Чичикова, нечистоплотного дельца буржуазного склада, приобретателя мертвых душ. Заключительные строки «мертвых душ» посвящены горячо любимой родине: Гоголь-патриот воспе-вает величие и силу России. Значительное место в идейно-композиционной структуре произведения занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как для литературного жанра.

В лирических отступлениях Гоголь касается самых острых, самых важ-ных общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении чело-века, о судьбе народа контрастно противопоставлены мрачным картинам русской жизни. Герцен говорил, что когда читаешь «Мертвые души», «об-дает ужас, с каждым шагом вязнете, тонете глубже. Лирическое место вдруг оживит, осветит и сейчас заменяется опять картиной, напоминаю-щей еще яснее, в каком рве ада находимся...». Материал с сайта

В поэму входят внесюжетные, вставные эпизоды, сцены, картины, рассуждения автора. Например, в первой главе Гоголь как бы мимоходом набрасывает портреты тонких и толстых чиновников. «Увы, толстые умеют лучше на этом свет обделывать дела свои, нежели тоненькие», — пишет автор. В третьей главе дается сатирический портрет некоего правителя кан-целярии. Среди своих подчиненных правитель — «Прометей, решитель-ный Прометей!.. а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожается в песчинку!». В девятой главе Гоголь рассказывает о проис-шествии, случившемся в селе Вшивая Спесь. Крестьяне «снесли с лица зем-ли... земскую полицию в лице заседателя, какого-то Дробяжкина». В деся-той главе помещена «Повесть о капитане Копейкине», который прибыл в Петербург просить «монаршей милости».

Внесюжетные, вставные эпизоды, портретные зарисовки и сцены по-могают всестороннему освещению жизни различных социальных слоев крепостнической России, начиная с забитых крестьян и кончая сановни-ками. В «Мертвых душах» отразилась вся Русь с ее добром и злом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

/ / / Композиция поэмы Гоголя «Мертвые души»

Начиная писать свою великую творческую работу, Н.В. Гоголь хотел поднять тему всей России, осветлить проблемы противостояния простого, душевного народа и бесправных чиновников, которые совершенно потеряли все человеческие качества и превратились в ничтожества. Действительно, так оно и получилось. Перед читателем открываются самые горящие темы того времени: моральные поступки помещиков, их бесчеловечные облики, состояние помещичьих угодий, судьба народа в таких тяжких условиях. Поэтому, такое количество различных тем для рассуждения и задали особую композицию для поэмы « ».

Вчитываясь в строки поэмы, мы видим перед собой логически связанные части произведения, которые объединяются участием в них персоны главного героя - Чичикова Павла Ивановича. Он путешествует и объезжает земли помещиков в поисках мертвых дух. В эпизодах встречи и остальных персонажей поэмы, раскрывается действительность отношений между людьми, мы обращаем внимание на социально–экономическое положение, как зажиточной части населения, так и простого народа. Автор описывает моральные, культурные и правовые отношения в крепостной России.

Прочитывая текст первой главы, мы знакомимся с общими чертами города NN, с героями, которые проживают в этом городе и его округах. Следующие главы посвящены описанию помещиков, с которыми Павел Иванович заключал сделку.

Общей чертой всех этих людей была замкнутость и оторванность от внешнего мира. Они настолько жадны и скупы, что не хотят вступать в какие–либо отношения с другими особами.

Описание происходит по одинаковой схеме: характеристика усадьбы, хозяйства, дома помещика. Особое внимание Гоголь уделяет характеристикам внешности героев, их повадкам и отношениям с Чичиковым. Автор поэмы пытается показать читателю ужасную деградацию, и разрушение человека изнури.

При помощи сатиры, пытается высмеять моральную отсталость каждого помещика. Все эти богатые люди были давно уже мертвы, ведь их внутренний мир остановился.

За несколькими портретами помещиков, которых Гоголь представляет на все обозрение, скрывается общая масса чиновников того времени, которые руководили жизнью в городах и губерниях.

На протяжении всех глав мы все больше и детальнее знакомимся с образом главного героя. Его манеры поведения, черты характера раскрываются совершенно по-разному в общение с людьми. И только в самом конце, в одиннадцатой главе, Н.В. Гоголь делает заключительное описание Чичикова Павла Ивановича. Он называет его мошенником и подлецом.

Народ в «Мертвых душах» - это образ положительного героя, который любит свою родную землю, который прославляет могучую Русь. Из главы к главе, прославление о простом люде возрастает. При помощи многочисленных лирических отступлений, Н.В. Гоголь пытается показать прогрессивный рост простого человека, возвышает его достоинства. Также, автор особо часто использует образ дороги, которая символизирует порывы к движению вперед. Во время поездок по дороге перед ним открываются прекрасные природные пейзажи всей Руси Матушки.

Поэтому, можно смело заявить, что композиция поэмы «Мертвые души» просто великолепна. Она раскрывает неимоверно интересный образ главного героя, а также показывает всю жизненную ситуацию, которая царила в то время на русских землях.

Композицияпоэмы Гоголя Мертвые души По замыслу Н. В. Гоголя темойпоэмы должна была стать вся современная ему Россия. Конфликтом первого тома Мертвых душ писатель взял два типа противоречий, присущих русскому обществупервой половины XIX века между мнимой содержательностью и действительнойничтожностью господствующих слоев общества и между духовными силами народа иего закабалителями.Действительно, Мертвые души можно назвать энциклопедическим исследованием всех насущных проблем тоговремени состояния помещичьих хозяйств, морального облика помещичьего ичиновничьего дворянства, их взаимоотношений с народом, судеб народа и родины.

Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! ВсяРусь явится в нем писал Гоголь Жуковскому о своей поэме. Естественно, чтотакой многоплановый сюжет определил своеобразную композицию.Прежде всего построение поэмыотличается ясностью и четкостью все части связаны между собойсюжетно-образующим героем Чичиковым, путешествующим с целью добыть миллион.Это энергичный делец, ищущий выгодных связей, вступающий в многочисленныезнакомства, что позволяет писателю изобразить действительность во всех еегранях, запечатлеть социально-экономические, семейно-бытовые, морально-правовыеи культурно-нравственные отношения в крепостнической России.В первой главе,экспозиционной, вводной, автор дает общую характеристику провинциальногогубернского города и знакомит читателей с основными действующими лицами поэмы.Следующие пять глав посвященыизображению помещиков в их собственной семейно-бытовой жизни, в своих усадьбах.Гоголь мастерски отразил в композиции замкнутость помещиков, их оторванность отобщественной жизни Коробочка даже слухом не слыхивала о Собакевиче иМанилове. Содержание всех этих пяти глав строится по одному общему принципу внешний вид усадьбы, состояние хозяйства, господский дом и его внутреннееубранство, характеристика помещика и его взаимоотношений с Чичиковым.

Такимспособом Гоголь рисует целую галерею помещиков, в своей совокупностивоссоздающих общую картину крепостнического общества.Сатирическая направленностьпоэмы проявляется в самой последовательности представления помещиков, начиная сМанилова и завершая Плюшкиным, который уже обратился в прореху на человечестве.Гоголь показал страшную деградацию человеческой души, духовное и нравственноепадение крепостника-корыстолюбца.Но наиболее яркореалистическая манера и сатирический пафос писателя проявились в созданииобразов русских помещиков.

Гоголь выдвигает на первый планморально-психологическую сущность героя, его отрицательные черты и типическиепризнаки, как, например, прекраснодушную мечтательность и полное непониманиежизни у Манилова наглое вранье и распоясанность у Ноздрева кулачество ичеловеконенавистничество у Собакевича и пр.Широта обобщения образоворганически сочетается с их явно обозначенной индивидуальностью, жизненнойосязаемостью, которая достигается путем преувеличенной конкретизации ихтипических особенностей, резкая обрисовка моральных черт и их индивидуализацияприемами заострения подкрепляется обрисовкой внешности действующих лиц.За портретами помещиков,выписанных крупным планом, в поэме следует сатирическое изображение жизнигубернского чиновничества, представляющего собой социально-политическую властьдворянства.

Замечательно, что Гоголь избирает предметом своего изображения весьгубернский город, создает собирательный образ провинциального бюрократа.В процессе изображенияпомещиков и чиновничества перед читателями постепенно развертывается образглавного героя повествования - Чичикова.

Лишь в заключительной, одиннадцатойглаве Гоголь раскрывает его жизнь во всех деталях и окончательно разоблачаетсвоего героя как ловкого буржуазного хищника, мошенника, цивилизованногоподлеца.

Именно поэтомуего характер показан в развитии, в столкновениях со множеством самых различныхпрепятствий, возникающих на его пути. Замечательно, что все другие персонажи Мертвых душ предстают перед читателем психологически уже сложившимися, тоесть вне развития и внутренних противоречий исключение в какой-то мересоставляет Плюшкин, которому дана описательная предыстория. Такая статичностьхарактеров подчеркивает застойность быта и всего образа жизни помещиков испособствует концентрации внимания на особенностях их характеров.Через всю поэму Гогольпараллельно сюжетным линиям помещиков, чиновников и Чичикова непрерывнопроводит еще одну - связанную с образом народа.

Композицией поэмы писатель всевремя настойчиво напоминает о наличии пропасти отчуждения между простым народоми правящими сословиями.На протяжении всей поэмыутверждение народа как положительного героя сливается с прославлением родины, свыражением автором своих патриотических и гражданских суждений.

Эти суждениярассеяны по всему произведению в форме проникновенных лирических отступлений.

Так, в 5-й главе Гоголь славит живой и бойкий русский ум, его необыкновеннуюспособность к словесной выразительности. В 6-й главе он обращается со страстнымпризывом к читателю сохранить в себе до конца жизни истинно человеческиечувства. В 7-й главе идет речь о роли писателей, о разных их уделах. В 8-йпоказана разъединенность губернского дворянства и народа.Последняя, 11 глава,завершается восторженным гимном Родине, ее прекрасному будущему.Как видно от главы к главе,темы лирических отступлений приобретают все большую социальную значимость, атрудовой народ предстает перед читателем в неуклонно повышающейся прогрессииего достоинств упоминания об умерших и беглых мужиках Собакевича и Плюшкина.Таким образом, Гогольдостигает в композиции поэмы той непрерывно увеличивающейся напряженности,которая в совокупности с усиливающейся драматичностью действия сообщает Мертвым душам исключительную занимательность.В композиции поэмы следуетособо подчеркнуть проходящий через все произведение образ дороги, с помощьюкоторого писатель выражает ненависть к застою и устремленность вперед, горячуюлюбовь к родной природе.

Этот образ способствует усилению эмоциональности идинамичности всей поэмы.Изумительное искусство Гоголяв компоновке сюжета сказалось в том, что множество самых различных вводныхэпизодов и авторских отступлений, вызванных стремлением шире и глубжевоссоздать тогдашнюю действительность, строго подчинено воплощению определенныхидей писателя.

Такие авторские отступления, как о толстых и тонких, о страстирусского человека знаться с тем, кто хотя бы одним чином был его повыше, о господах большой руки и господах средней руки, о широкой типичности образовНоздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина, составляют необходимый социальныйфон для раскрытия основных идей поэмы.

Во многих авторских отступлениях Гогольтак или иначе касался столичной темы, но в предельной сатирической обнаженностиэта опасная тема прозвучала во включенной в композицию поэмы Повести окапитане Копейкине, рассказанной губернским почтмейстером.

По своемувнутреннему смыслу, по своей идее эта вставная новелла является важнымэлементом в идейном и художественном смысле гоголевской поэмы. Она давалаавтору возможность включить в поэму тему героического 1812 года и тем самым ещерезче оттенить бессердечие и произвол верховной власти, трусость и ничтожествогубернской знати.Повесть о капитане Копейкине на короткое время отвлекаетчитателя от затхлого мира Плюшкиных и чиновников губернского города, но этасмена впечатлений создает определенный художественный эффект и помогаетотчетливее понять замысел произведения, его сатирическую направленность.Композиция поэмы не тольковеликолепно развертывает сюжет, в основе которого лежит фантастическая авантюраЧичикова, но и позволяет Гоголю с помощью внесюжетных эпизодов воссоздать всюдействительность николаевской Руси. Все выше сказанное убедительно доказывает,что композиция поэмы отличается высокой степенью художественного мастерства.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Художественные особенности, жанр и композиция поэмы Гоголя "Мертвые души"
Чтобы понять особенности жанра поэмы Мертвыедуши, можно сопоставить это произведение с Божественнойкомедией Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее.. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своейродины - Италии, ее.. С этим образом связано высокое лирическое движение, которымв поэме по временам заменяется комическое..

Лирические фрагменты в композиции поэмы Гоголя "Мертвые души"
Испрошенный молитвой, новорожденный Николай и был встречен в этом мире молитвой благодарения Богу Сумарова И.Р. Незнакомый Гоголь М. Высшая школа.. Мертвые души - одно из величайших произведений Гоголя, оно же одно из самых.. Оригинальность жанровой структуры произведения Мертвые души исключает сплав привычных жанров, эклектическую смесь по..

Россия и русский народ в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"
Читая книгувпервые, я мало обращал внимания на лирические размышления автора о России и русском народе. Эти прекрасные места даже казались.. Порой мне как быслышаться слова Н.А.Некрасова, обращенные к русскому народу Ты.. Но сам Гоголь поясняет, что подобное явление редко попадается на Руси. Здоровяка Собакевича, способного съесть целого..

Смысл названия и своеобразие поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"
История её создания охватывает почти всю творческую жизнь писателя. Первый том создавался в 1835 – 1841 годах и был опубликован в 1842 году. Над.. Это был сюжет «Мертвых душ». Вскоре Гоголь прочел Пушкину первые главы.. Когда же чтение окончилось, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия». Меня это изумило. Пушкин..

Семантическое поле состояния в поэме Мертвые души Н. В. Гоголя
II Глава. Частиречная и тематическая принадлежность слов с семантикой «состояния» в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя. Заключение. Список.. Проблематика слов категорий состояния заключается в том, что нет единого.. Слова категории состояния как лексико-грамматический разряд нуждаются в специальном изучении в силу ряда причин.Эта..

Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Заключение Список литературы Введение Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе это чтение произведения. От.. Как она должна пройти? Следует ли предложить ученикам, чтобы во время первого.. Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принадлежит..

Две России в поэме Гоголя "Мертвые души"
Наиболее широкона страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков. Это и есть мертвые души поэмы. Гоголь показывает их в порядке.. Пообщавшись с нимнемного, вы воскликнете Черт знает, что такое! Его.. Главная его страстишка, по словам самого писателя нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины.Собакевичсродни..

Своеобразие жанра поэмы Гоголя "Мертвые души"
Но когда эти черты, присущие разным жанрам, смешиваются между собой, создают своеобразное неповторимое сочетание - такое произведение поначалу.. Одни нашли его издевательским. Реакционная критика просто глумилась над.. Но почему же именно этот жанр Гоголь избрал для воплощения своих идей Неужели поэма настолько вместительна, чтобы дать..

Помещики в поэме "Мертвые души" Гоголя
Художественный метод Гоголя получил название критического реализма. Новым у Гоголя является заострение главных черт характера героя, излюбленным.. Благодаря Гоголю, мы наконец увидели их без масок, без прикрас. Главы о.. Читая Мертвые души, мы замечаем, что писатель повторяет одни и те же приемы в изображении помещиков дает описание..

Души "мертвые и живые" в поэме Н.В. Гоголя
Гоголь дает эти главы вопределенном порядке.Бесхозяйственного помещика Манилова 2 глава сменяетмелочная Коробочка 3 глава, безалаберного.. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грез,Манилова, к дубинноголовой.. Галерея портретов помещиковоткрывается образом Манилова.На взгляд он был человек видный черты лицаего не были лишены..

0.042

Сюжет поэмы достаточно прост: ее главный герой, Чичиков, - прирожденный аферист и грязный предприниматель - открывает возможность выгодных сделок с мертвыми душами, то есть с теми крепостными, которые уже отправились в мир иной, но еще числились среди живых. Он решает скупить по дешевке мертвые души и с этой целью отправляется в один из уездных городов.

В результате перед читателями предстает целая галерея образов помещиков, к которым наведывается Чичиков с тем, чтобы воплотить свой замысел в жизнь. Сюжетная линия произведения - покупка и продажа мертвых душ - позволила писателю не только необыкновенно ярко показать внутренний мир действующих лиц, но и охарактеризовать их типические черты, дух эпохи.

С большой выразительностью в «портретных» главах дана картина упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грез, к «дубинноголовой» Коробочке, от нее - к бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздреву, затем к «настоящему медведю» Собакевичу, далее - к оскотинившемуся кулаку Плюшкину ведет нас Гоголь, показывая все большее моральное падение и разложение представителей помещичьего мира.

Поэма превращается в гениальное обличение крепостничества, того класса, который является вершителем судеб государства.

Гоголь не показывает никакого внутреннего развития помещиков и жителей города, это позволяет заключить, что души героев реального мира «Мертвых душ» полностью застыли и окаменели, что они мертвы. Гоголь изображает помещиков и чиновников со злой иронией, показывает их смешными, но в то же время очень страшными. Ведь это не люди, а лишь бледное, уродливое подобие людей. В них не осталось ничего человеческого. Мертвящая окаменелость душ, абсолютная бездуховность скрывается как за размеренной жизнью помещиков, так и за судорожной деятельностью города. Гоголь писал по поводу города «Мертвых душ»: «Идея города, возникшая до высшей степени. Пустота. Пустословие... Смерть поражает нетрогающийся мир. Еще сильнее между тем должна представиться читателем мертвая бесчувственность жизни».

Галерея портретов помещиков открывается образом Манилова. «На взгляд он был человек видный; черты лица его не были лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства.

Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами». Раньше он «служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером». Живя в поместье, он «иногда приезжает в город... чтобы увидеться с образованнейшими людьми». На фоне обитателей города и поместий он кажется «весьма обходительным и учтивым помещиком», на котором лежит какой-то отпечаток «полупросвещенной» среды. Однако, раскрывая внутренний облик Манилова, его , рассказывая о его отношении к хозяйству и времяпрепровождении, рисуя прием Маниловым Чичикова, Гоголь показывает полнейшую пустоту и никчемность этого «существователя».

Писатель подчеркивает в характере Манилова его слащавую, бессмысленную мечтательность.

У Манилова не было никаких живых интересов. Он не занимался хозяйством, передоверив его приказчику. Он даже не знал, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. Вместо тенистого сада, обычно окружавшего барский дом, у Манилова «только пять-шесть берез...» с жидкими вершинами.

Свою жизнь Манилов проводит в праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, заложенная все на той же 14-й странице. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными «прожектами» (проектами), вроде постройки подземного хода в доме, каменного моста через пруд. Вместо настоящего чувства - у Манилова «приятная улыбка», вместо мысли - какие-то бессвязные, глупые рассуждения, вместо деятельности - пустые мечты.

Сам Манилов любуется и гордится своими манерами и считает себя чрезвычайно духовным и образованным человеком.

Однако во время его беседы с Чичиковым становится ясно, что причастность этого человека к культуре - всего лишь видимость, приятность манер отдает приторностью, а за цветистостью фраз не стоит ничего, кроме глупости. Чичикову оказалось несложно убедить Манилова в пользе своего предприятия: нужно было всего лишь сказать, что это делается в общественных интересах и вполне соответствует «дальнейшим видам России», поскольку Манилов считает себя человеком, стоящим на страже общественного благополучия.

От Манилова Чичиков направляется к Коробочке, которая, пожалуй, является полной противоположностью предыдущему герою. В отличие от Манилова, Коробочку характеризуют отсутствие всяких претензий на высшую культуру и какая-то своеобразная «простота». Отсутствие «парадности» подчеркнуто Гоголем даже в портрете Коробочки: уж слишком у нее малопривлекательный, затрапезный вид. «Простота» Коробочки отражается и в ее отношениях с людьми. «Эх, отец мой, - обращается она к Чичикову, - да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи!» Все мысли и желания Коробочки сосредоточены вокруг хозяйственного укрепления ее поместья и непрестанного накопления.

Она не бездеятельный фантазер, как Манилов, а трезвый приобретатель, вечно копошащийся у своего жилья. Но хозяйственность Коробочки как раз и обнаруживает ее внутреннее ничтожество. Приобретательские побуждения и стремления заполняют все сознание Коробочки, не оставляя места ни для каких иных чувств. Она из всего стремится извлечь выгоду, начиная от домашних мелочей и кончая выгодной продажей крепостных крестьян, являющихся для нее прежде всего имуществом, которым она вправе распоряжаться, как ей вздумается. Она торгуется, пытается поднять цену, получить большую выгоду. Чичикову с ней гораздо труднее договориться: она равнодушна к любым его аргументам, поскольку для нее главное - извлечь пользу самой. Чичиков недаром называет Коробочку «дубинноголовой»: этот эпитет очень метко ее характеризует. Соединение замкнутого образа жизни с грубым стяжательством определяет крайнюю духовную нищету Коробочки.

Далее - снова контраст: от Коробочки - к Ноздрёву. В противоположность мелочной и корыстной Коробочке Ноздрёв отличается буйной удалью и «широким» размахом натуры. Он чрезвычайно активен, подвижен и задорен. Ни на мгновение не задумываясь, Ноздрёв готов заняться любым делом, то есть всем, что по какой-то причине приходит ему в голову: «В ту же минуту он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что ни есть, на все, что хотите». Энергия Ноздрёва лишена какой-либо цели.

Он с легкостью начинает и бросает любое свое предприятие, тут же забывая о нем. Идеалом его являются люди, которые живут шумно и весело, не обременяя себя никакими повседневными заботами. Всюду, где появляется Ноздрёв, затевается кутерьма и возникают скандалы. Хвастовство и ложь - главные черты характера Ноздрёва. Он неистощим в своей лжи, которая стала для него столь органичной, что он врет, даже не ощущая в том какой-либо необходимости. Со всеми знакомыми он держится на короткой ноге, всякого считает своим приятелем, но никогда не остается верен ни своим словам, ни отношениям. Ведь именно он и развенчивает впоследствии своего «друга» Чичикова перед губернским обществом.

Собакевич - один из тех людей, кто крепко стоит не земле, трезво оценивает и жизнь, и людей. Когда это необходимо, Собакевич умеет действовать и добиваться того, чего он хочет. Характеризуя бытовой уклад жизни Собакевича, Гоголь делает упор на том, что здесь все «было упористо, без пошатки». Основательность, крепость - отличительные черты как самого Собакевича, так и окружающей его бытовой обстановки. Однако физическая крепость и Собакевича, и его жизненного уклада сочетается с какой-то уродливой неуклюжестью. Собакевич похож на медведя, и это сравнение носит не только внешний характер: животное начало преобладает в натуре Собакевича, не имеющего никаких духовных запросов.

По его твердому убеждению, единственным важным делом может быть только забота о собственном существовании. Насыщение желудка определяет содержание и смысл его жизни. Просвещение он считает не только ненужной, но и вредной выдумкой: «Толкуют - просвещенье, просвещенье, а это просвещенье - фук! Сказал бы я другое слово, да вот только что за столом неприлично». Собакевич расчетлив и практичен, но, в отличие от Коробочки, он хорошо понимает окружающую обстановку, знает людей. Это хитрый и наглый делец, и Чичикову пришлось с ним довольно трудно. Не успел он и слова вымолвить насчет покупки, а Собакевич уже предложил ему сделку с мертвыми душами, причем заломил такую цену, как будто речь шла о продаже реальных крепостных крестьян. Практическая хватка отличает Собакевича от других помещиков, изображенных в «Мертвых душах». Он умеет устроиться в жизни, но именно в этом качестве с особой силой проявляются его низменные чувства и стремления.