Буквы и ы после приставок задания. Правописание букв -и -ы после приставок

Русский язык является одним из довольно сложных для изучения. Огромное количество разнообразных правил и исключений из этих правил может поставить в тупик не только иностранца, но и маленьких носителей русского языка. В 6 классе изучается такое правило, как правописание букв "и", "ы" после приставок. Подробнее об этом правиле читайте ниже.

Правило правописания "и", "ы" после приставок

Правило это не так сложно. Главное, что необходимо сделать, так это определить, какого происхождения приставка - русского или иноязычного.

Вам будет интересно:

В русскоязычных приставках, которые оканчиваются на согласную, в корне слова следует писать букву Ы. Например - "игра - разыграть".

Исключение составляют русские приставки меж- и сверх-. Например - "интересный - сверхинтересный". Также к исключениям относится глагол "взимать", в котором после приставки вз- пишется буква "и" и произносится звук [и]. В сложносокращенных словах также сохраняется "и" в корне слова. Например - "институт - пединститут".

После приставок иноязычного происхождения, которые оканчиваются на согласную, (дез-, контр-, пан-, пост-, суб-, супер-, транс- и др.), в корнях пишется буква И. Например - "игра - суперигра".

Упражнения на закрепление правила

Рассмотрим, как представлено правило на "и", "ы" после приставок в упражнениях для 6 класса. Традиционным упражнением для закрепления правил правописания является диктант. Учитель диктует учащимся слова на обозначенную орфограмму. Ученики после сами проверяют свои работы и исправляют ошибки. Задание можно усложнить, если дополнительно использовать и другие виды орфограмм в упражнении.

1. В предыдущих выпусках местной газеты была затронута очень важная тема.

2. Жюри подытожило результаты соревнований.

3. В темной комнате трудно разыскать черную кошку.

4. Пединститут является одним из старейших вузов в городе.

5. Он разыграл неплохую комедию.

6. В Интернет попала дезинформация относительно нового телешоу.

7. Школьный спортинвентарь находится под отчетностью.

8. Он привык бывать в изысканном обществе.

9. Важно знать предыдущую тему.

Выборочное списывание также является популярным упражнением на закрепление правил правописания. Примером такого упражнения может быть следующее: учитель диктует слова на изучаемое правило. Ученики первого варианта записывают слова, в которых после приставки необходимо писать букву "и"; второй вариант, соответственно, записывает слова, в которых после приставки пишется буква "ы":

  • безымянный;
  • безынтересный;
  • безысходный;
  • взимать;
  • видоизменить;
  • доиграться;
  • контригра;
  • небезызвестный;
  • подытожить;
  • разыграть;
  • разыскивать;
  • сверхинтересный;
  • суперинтересный.

И, Ы после приставок - упражнения творческие

К творческим можно отнести различного рода задания на исправление ошибок. Например, ученикам предлагаются словосочетания со словами на изучаемую орфограмму, в которых допущены ошибки. Задача их - исправить эти ошибки: межынститутский конкурс, безымянная высота, сыграть в прятки, подискивать работу, началась суперигра, сверхынтересное интервью, неизвестный исполнитель, взымать налоги (ошибки в 1, 4, 6, 8 словосочетаниях).

Выполнение такого упражнения развивает орфографическую зоркость и способствует лучшему закреплению правила.

Еще один вид творческого задания - преобразование слов. К исходному слову добавить по очереди следующие приставки.

Задача учеников - не просто подставить все предлагаемые приставки, но и понять, употребляется ли такая приставка с конкретным словом, и в некоторых случаях добавить к словам суффиксы.

Также можно предложить учащимся при изучении написания "и", "ы" после приставок упражнение следующее: представить графически изучаемое правило. То есть создать самостоятельно схему или таблицу правила с примерами.

Учитель, объясняя орфограмму "Буквы "и", "ы" после приставок", упражнения выбирает в соответствии с образовательными задачами урока и личностными особенностями каждого ученика класса. Но тем не менее все упражнения, предлагаемые классу, должны носить продуктивный характер и должны быть нацелены на активизацию мышления.

Буква Ы после приставок на согласный.

Цели. Учить воспринимать информацию на слух, преобразовывать её из одной формы в другую (в таблицу, схему), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения; находить слова с орфограммой­буквой ы , и после приставок, правильно писать слова с названной орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы. Воспитывать чувства языка.

Тип урока: урок открытия новых знаний. Метод: проблемный

Ход урока:

I . Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой на урок.

II . Проверка домашнего задания.

    Фронтальный опрос по пройденным темам.

    Проверка выполнения домашнего упражнения №272. Учитель читает правильные варианты с объяснением, учащиеся проверяют свои работы.

    Выполнение работы на листочках слайдам 7, 12 «Вставь пропущенные буквы» и «Проверь себя». Учитель собирает работы.

    Словарная работа упражнение №268.

    Индивидуально: выполнение компьютерного теса «Правописание приставок на З/С.

III . Изучение нового материала.

1. Определяем проблему урока. Ученики работают в парах, выявляют особенность: разные буквы Ы и И в корне однокоренных слов, формулируют основной вопрос урока.

Прочитайте пары слов. Как они называются? (Однокоренные )

об Ы грать – И гра без Ы мянный – И мя раз Ы щет – И щет

Что необычного заметили в этих словах. Какой вопрос возникает? (Почему в корне однокоренных слов пишутся разные буквы – ы , и ? Когда нужно писать букву ы в корне?)

В чём отличие этой темы от двух предыдущих, на которых мы открывали новые знания (Новые буквы –Ы или Ы , не в приставках, а после приставок .)

2. Работа в группах.

Вы И грать – об Ы грать по И мённый – без Ы мянный

по И щет – раз Ы щет

Что общего в каждой паре слов? В чём различие?
- Сравните произношение и написание гласных после приставок.
- Выявите закономерность в написании буквы Ы после приставок.

(Выявляется общее правило написания приставок. Запись на доске и в тетрадях. Делаются необходимые обозначения: в обоих столбиках в словах выделяются приставки, после приставок разные буквы: в 1­м столбике и , во 2­м – ы ).

Сравните произношение с написанием (Устанавливается их совпадение ).

Выявляется закономерность, определить основное условие выбора. (При необходимости – подсказка : на какой согласный оканчивается приставка?)

3. Проводится наблюдение над написанием буквы после приставки сверх­

контр-; дез-. сверхИнтересный контрИгра дезИнформация

Какое противоречие вы заметили? В чём особенность этих слов (Делается вывод, что эти приставки можно назвать исключением ).

– Почему в словах поискать, наиграть буква ы на месте и не пишется? (Приставка не оканчивается на согласный)

4
. Обобщаются выводы, формулируется правило. Сверяется с материалом пособия на стр. 131.

Слайды 14, 15

Видеофизминутка

И СОГЛ . Ы

Искл.


СВЕРХ

И МЕЖ И

КОНТР

III . Закрепление изученного. Стр. 132 пособия

    Орфографическое чтение рифмованного алгоритма Слайд 16

    Упражнение №285 Объяснительное письмо с графическим обозначением орфограммы. (Выполняется в тетради)

    Упражнение №286. Работа со словарными словами. Записать, образовать слова приставочным способом.

    Упражнение № 287. Выборочно-распределительная работа (Выполняется у доски и в тетрадях)

IV . Итог урока.

– Найдите «третье лишнее»:

1) а) раз…скать , б) по…скать , в) от…скать ;

2) а) раз…грать , б) об…грать ,) про…грать .

3) а) раз…скать , б) сверх…нтересный , в) дез..нформация .

– Чему учились на уроке?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

V . Домашнее задание .

Повторить предыдущие темы. Выучить материал стр. 131, упражнение №288 в пособии. Выучить рифмовку по желанию.

Для того чтобы безошибочно писать гласные Ы и И после приставок, необходимо запомнить, что после русских приставок, оканчивающихся на согласную, в корнях пишется не И, а Ы в соответствии с произношением. Например: ПОДЫТОЖИТЬ, ПРЕДЫДУЩИЙ.

Это правило не распространяется:

    на слова с иностранными приставками ДЕЗ-, СУБ-, КОНТР-, ТРАНС-, ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР- и др.(СУПЕРИГРА, ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ);

    на слова с русскими приставками МЕЖ- и СВЕРХ- (МЕЖИНСТИТУТСКИЙ, СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ);

    на сложносокращенные слова (СПОРТИНВЕНТАРЬ);

    а также на слово-исключение ВЗИМАТЬ, в котором после приставки ВЗ- произносится звук [и].

Упражнение

1. Два месяца он отлично раз_ грывал роль бешеного. (Н. В. Гоголь)

2. Ну что, до_ грался?! Эх, надоела такая жизнь! (Н. В. Гоголь)

3. У черных есть определенная контр_ гра на ферзевом фланге.

4. Раздражали меня пуще всего эти без_ мянные письма. (Ф. М. Достоевский)

5. Но стоит мне на пару дней отлучиться, как тут происходит что-то сверх_ нтересное.

6. Ему, впрочем, небез_ звестно было, что я кое-что имел… (Ф. М. Достоевский)

7. Вот тот пиджак, что вы раз_ скиваете, посмотрите, он даже не помялся. (Н. В. Гоголь)

8. Посему письма сии показались мне не совсем без_ нтересными. (Ф. М. Достоевский)

9. Они как-то очень странно видо_ зменили раму и украшения… (Л. Н. Толстой)

10. А сейчас эта надежда, уже не надежда, а уверенность в чуде заполнила его до самой макушки, и он уже удивлялся, как мог раньше жить в таком беспросветном, без_ сходном мраке... (А. и Б. Стругацкие)

11. Все беды и напасти изменили природу человека, сделали его без_ нициативным. (Л. Н. Толстой)

12. Нужно хоть раз испытать жизнь в ее небез_ скусственной красоте. (Л. Н. Толстой)

13. Энергетикам запрещено вз_ мать штрафы за перерасход электроэнергии.

14. Однако же во что бы то ни стало он решился до_ скаться в них последней мелкой черты и оттенка, постигнуть их тайну... (Н. В. Гоголь)

15. Вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются... извольте сами нарочно раз_ скать. (Н. В. Гоголь)

16. Из этого коллежский асессор мог видеть, что частному приставу были небез_ звестны изречения древних мудрецов… (Н. В. Гоголь)

17. Необходимо наладить выпуск меж_ нтернатской электронной газеты.

18. Если уж вам пришло этакое, так сказать, фантастическое желание, то с своей стороны я передаю их вам без_ нтересно и купчую беру на себя. (Н. В. Гоголь)

19. На самом деле ничего супер_ нтересного внутри не обнаружилось.

20. До_ скались, что он живет в какой-то странной компании, связался с каким-то отребьем петербургского населения… (Н. В. Гоголь)

21. Харьковский завод "Спорт_ нвентарь" был основан в 1948 году.

22. Арагва, обнявшись с другой без_ менной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею. (М. Ю. Лермонтов)

23. Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я раз_ грывал жалкую роль палача или предателя… (М. Ю. Лермонтов)

24. Сборник материалов Четвертой меж_ нститутской научно-практической конференции молодых ученых.

25. Пора уж под_ тожить, Как я живу и как вооружен. (М. Светлов)

26. Транс_ орданский эмират был создан Англией весной 1921 г.

27. Он зашел в «Серую Радость», выпил стакан арканарской кислятины, потрепал хозяйку по щеке, перевернул, ловко двинув мечом, столик штатного осведомителя, пялившего на него пустые глаза, затем прошел в дальний угол и от_ скал там обтрепанного бородатого человечка с чернильницей на шее. (А. и Б. Стругацкие)

28. За годы войны пед_ нститут пострадал больше всех томских вузов, перенеся шесть переездов с места на место.

Упражнение подготовили А. Копеина и Б. А. Панов (школа № 1199 г. Москвы «Лига Школ»).

Задания предназначены тем, кто решил избавиться от ошибок в письменной речи. Русский язык по праву считается одним из самых трудных, и наибольшие трудности вызывает орфография и пунктуация. Кто не делает ошибок в диктантах? Эти упражнения помогут выработать навыки грамотного письма.

Правила, которые когда-то учили, забываются и грамотность школьников резко снижается, однако каждый может самостоятельно поправить положение. Предлагаю работу над первым правилом.

Желаю удачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания предназначены тем, кто решил избавиться от ошибок в письменной речи. Русский язык по праву считается одним из самых трудных, и наибольшие трудности вызывает орфография и пунктуация. Кто не делает ошибок в диктантах? Эти упражнения помогут выработать навыки грамотного письма.

Правила, которые когда-то учили, забываются и грамотность школьников резко снижается, однако каждый может самостоятельно поправить положение. Предлагаю работу над первым правилом.

ГЛАСНЫЕ Ы-И ПОСЛЕ ПРИСТАВОК

Правописание гласных ы - и после приставок в русском язы ке чаще всего соответствует произношению. В устной речи после твердых согласных на конце приставки корневой звук и изменя ет свое качество, переходит вы, например: разыскать (сравните: искать ). В соответствии с произношением в таких случаях пи шется ы (не и). Только после шипящих, а также буквы х по об щему правилу пишется и (не ы) вопреки произношению.

Не являются фонетическими и написания слов с иноязыч ными приставками (контр-, транс-, пан- , суб-).

Упражнение 111. Прочитайте слова. При этом обращайте внимание на твердое произношение согласных в приставках. Сформулируйте правило пра вописания гласных ы - и после приставок, оканчивающихся на согласный

1. Безыдейный, безыскусственный, безынвентарный, безынициативный, небезынтересный, небезызвестный, предыстория, предыдущий, предыюльский, подытожить, подымать - поднимать, изыскать, сыграть, розыгрыш, бе зымянный, безысходный, изыскательский, предынфаркт ное (состояние).

2. Сверхизысканный, межинститутский, спортинвен тарь, субинспектор, Трансиордания.

Упражнение 112. Перепишите слова с орфограммами.

БУКВЫ Ы- И ПОСЛЕ ПРИСТАВОК безымянный контригра

безыдейный сверхинтересный

предыюльский межимпериалистический

подынтегральное (число) межиздательский предыстория панисламизм

трансиранский

Упражнение 113. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописа ние слов с приставками. Употребите эти слова в словосочетаниях или пред ложениях.

За...грать - раз...грать, до...скаться - под...скать, по- ...мпровизировать - с…мпровизировать, пред...гровой - меж...гровой, до...нфарктный - предынфарктный, до...н- дустриальный - сверх…ндустриальный, за…скриться - без...скровой, про…нформировать - дез…нформировать, про…нвентаризовать- без...нвентарный, до…сториче ский - пред...стория, сверх…скусный - без...скусный, на …менование - без...мянный, до..лоньский - пред…юньский, за…нтересоваться - без…нтересный.

Упражнение 114. Вставьте пропущенные буквы.

1. Без…дейная информация, без…мпульсный датчик, без…нициативный помощник, небез…нтересный фильм, без...скровая сварка, без...скусный рассказ, без...сходное положение, вз…мать налоги, вз…гравшее самолюбие, вз...скательный вкус, дез...нтегральная схема, из…скан ная обстановка, предложить контр...гру, предъявить контр...ск, меж...гровая тренировка, меж...нститутская конференция, меж...рригационный период, меж...здательское соглашение.

2. Раз…гранный жребий, уголовный роз...ск, сверх...зысканные манеры, с...грать шутку, с...змала закаляться, затеять с...знова.

Упражнение 116. Выделите слова с приставками, объясните их право писание, сравнивая произношение и написание слов. Отметьте употребле ние буквы ы после приставок на согласные. Напишите изложение.

ОПЕРА П. И. ЧАЙКОВСКОГО «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» Опера Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» - одно из величайших достижений русского оперного ис кусства. Небезынтересна история создания оперы. В ней получили музыкальное воплощение прекрасные образы одноименного романа в стихах А. С. Пушкина. «Евгений Онегин» Пушкина еще при жизни поэта был очень попу лярен и пользовался признанием самых взыскательных критиков. Он по праву принадлежит к лучшим поэти ческим произведениям русской литературы XIX века. Чайковский высоко ценил творчество Пушкина, предпо читая его стихи безыдейным сочинениям многих без дарных своих современников.

И вот пушкинские литературные герои получили вто рую жизнь на оперной сцене, благодаря гениальному произведению Чайковского.

Музыкальная характеристика Татьяны - главной ге роини - дана уже во вступлении к опере и в первой кар тине. Действие происходит в деревенской усадьбе поме щиков Лариных. Звучит дуэт сестер Татьяны и Ольги, да лее к нему присоединяются голоса их матери и няни. Они вспоминают о прошлом. В усадьбу приходят крестьяне и привносят с собой безыскусную мелодию русской песни. В конце картины музыка звучит широко и привольно.

Интересны музыкальные темы всех героев. Востор женный и поэтический образ Ленского находит выраже ние в динамичной и взволнованной музыке; тема Онеги на - хорошо воспитанного, но холодного и сдержанного молодого человека - напоминает торжественный мену эт, изысканную музыку балов.

Страстно звучит в опере тема любви Татьяны, получаю щая наиболее полное развитие в сцене ее письма к Онегину. Это монолог, в котором, сменяя друг друга, звучат восхити тельные лирические мелодии, раскрывающие всю глубину и богатство душевного мира героини. Татьяна произносит простые и выразительные слова: «Як вам пишу, чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь я знаю, в вашей воле меня презреньем наказать». Слова арии прекрасно соеди няются со звучанием оркестра. «Кто ты: мой ангел ли хра нитель или коварный искуситель?» - спрашивает героиня «Онегина».

Драматическое развитие сюжета в опере проходит в третьей и четвертой сценах и заканчивается ссорой Оне гина и Ленского, которая происходит на балу у Лари ных. В этих сценах беспокойная музыка сменяется празд ничным вальсом. Присутствующие на балу гости не могут примирить рассорившихся молодых людей. Мело дия мазурки предвосхищает предсмертную арию Лен ского, полную безысходной печали.

В пятой картине оркестровое вступление предвещает трагический исход дуэли между друзьями. Несмотря на искреннее раскаяние и желание помириться, Онегин все же не может отказаться от поединка и становится при чиной гибели друга.

В шестой картине звучит блестящий полонез, кото рый предваряет появление возвратившегося из дальних странствий Онегина и воссоздает новый облик Татьяны, ставшей светской дамой. Онегин не узнал ее и расспра шивает о княгине своего старого друга князя Гремина. В арии «Любви все возрасты покорны» Гремин рассказы вает о своей любви к Татьяне, которая стала его женой.

Тема любви и здесь звучит взволнованно и страстно. Но спокойно и сдержанно беседует Татьяна с гостями, не показывает своего волнения и в разговоре с Онегиным.

Развязка сюжета наступает в седьмой картине, в доме Греминых. Татьяна в слезах читает письмо Онегина. Вне запно появляется он сам. Происходит объяснение. Он признается в своей безумной любви, но в Татьяне побеж дает чувство долга, она отвергает любовь героя.

Музыка Чайковского искренна и правдива, она воз вышает душу. Композитор писал: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась». Желание композитора сбылось в наши дни.


Русский язык является одним из довольно сложных для изучения. Огромное количество разнообразных правил и исключений из этих правил может поставить в тупик не только иностранца, но и маленьких носителей русского языка. В 6 классе изучается такое правило, как правописание букв "и", "ы" после приставок. Подробнее об этом правиле читайте ниже.

Правило правописания "и", "ы" после приставок

Правило это не так сложно. Главное, что необходимо сделать, так это определить, какого происхождения приставка - русского или иноязычного.

В русскоязычных приставках, которые оканчиваются на согласную, в корне слова следует писать букву Ы. Например - "игра - разыграть".

Исключение составляют русские приставки меж- и сверх-. Например - "интересный - сверхинтересный". Также к исключениям относится глагол "взимать", в котором после приставки вз- пишется буква "и" и произносится звук [и]. В сложносокращенных словах также сохраняется "и" в корне слова. Например - "институт - пединститут".

После приставок иноязычного происхождения, которые оканчиваются на согласную, (дез-, контр-, пан-, пост-, суб-, супер-, транс- и др.), в корнях пишется буква И. Например - "игра - суперигра".

Упражнения на закрепление правила

Рассмотрим, как представлено правило на "и", "ы" после приставок в упражнениях для 6 класса. Традиционным упражнением для закрепления правил правописания является диктант. Учитель диктует учащимся слова на обозначенную орфограмму. Ученики после сами проверяют свои работы и исправляют ошибки. Задание можно усложнить, если дополнительно использовать и другие виды орфограмм в упражнении.

1. В предыдущих выпусках местной газеты была затронута очень важная тема.

2. Жюри подытожило результаты соревнований.

3. В темной комнате трудно разыскать черную кошку.

4. Пединститут является одним из старейших вузов в городе.

5. Он разыграл неплохую комедию.

6. В Интернет попала дезинформация относительно нового телешоу.

7. Школьный спортинвентарь находится под отчетностью.

8. Он привык бывать в изысканном обществе.

9. Важно знать предыдущую тему.

Выборочное списывание также является популярным упражнением на закрепление правил правописания. Примером такого упражнения может быть следующее: учитель диктует слова на изучаемое правило. Ученики первого варианта записывают слова, в которых после приставки необходимо писать букву "и"; второй вариант, соответственно, записывает слова, в которых после приставки пишется буква "ы":

  • безымянный;
  • безынтересный;
  • безысходный;
  • взимать;
  • видоизменить;
  • доиграться;
  • контригра;
  • небезызвестный;
  • подытожить;
  • разыграть;
  • разыскивать;
  • сверхинтересный;
  • суперинтересный.

И, Ы после приставок - упражнения творческие

К творческим можно отнести различного рода задания на исправление ошибок. Например, ученикам предлагаются словосочетания со словами на изучаемую орфограмму, в которых допущены ошибки. Задача их - исправить эти ошибки: межынститутский конкурс, безымянная высота, сыграть в прятки, подискивать работу, началась суперигра, сверхынтересное интервью, неизвестный исполнитель, взымать налоги (ошибки в 1, 4, 6, 8 словосочетаниях).

Выполнение такого упражнения развивает орфографическую зоркость и способствует лучшему закреплению правила.

Еще один вид творческого задания - преобразование слов. К исходному слову добавить по очереди следующие приставки.

Задача учеников - не просто подставить все предлагаемые приставки, но и понять, употребляется ли такая приставка с конкретным словом, и в некоторых случаях добавить к словам суффиксы.

Также можно предложить учащимся при изучении написания "и", "ы" после приставок упражнение следующее: представить графически изучаемое правило. То есть создать самостоятельно схему или таблицу правила с примерами.

Учитель, объясняя орфограмму "Буквы "и", "ы" после приставок", упражнения выбирает в соответствии с образовательными задачами урока и личностными особенностями каждого ученика класса. Но тем не менее все упражнения, предлагаемые классу, должны носить продуктивный характер и должны быть нацелены на активизацию мышления.