Давид - скульптура микеланджело, фото, история скульптуры. Ближе, чем в музее: Как выглядит статуя обнаженного Давида во всех подробностях на расстоянии вытянутой руки Из чего сделана статуя давида


Самой большой скульптурой Микеланджело стал «Давид». Высота его более 5 м. С тех пор это пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом.

Микеланджело де Франческо де Нери де Миниато дель Сера и Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони, более известный как просто Микеланджело, родился 6 марта 1475 года в тосканском городе Капрезе в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти. Мать Микеланджело Франческа ди Нери ди Миниато дель Сера рано вышла замуж и умерла от истощения частыми беременностями в год шестилетия сына. Лодовико Буонаротти не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать юного Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать. В 1488 г. отец Микеланджело смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. Он занимался там в течение одного года. Год спустя Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронажем Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции. Медичи первым распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Приблизительно с 1490 до 1492 Микеланджело находится при дворе Медичи. Так начинался творческий путь великого итальянского художника.

В библейской истории Давида и Голиафа, Давид сначала надел кольчугу, потом латунный шлем, а затем опоясал себя мечом: он готовился к обычной битве на мечах с Голиафом. Но затем он остановился. «Я не могу ходить в этой амуниции, потому что я не привык к ней», - сказал он, и взял те пять гладких камней.

16 августа 1501 года 26-летний Микеланджело получил заказ от старосты цеха торговцев шерстью Флоренции (цеху было поручено следить за украшением соборного храма Санта Мария дель Фьоре) на изготовление скульптуры библейского царя Давида. Этому предшествовала следующая история.

Еще в XIV веке великий итальянский живописец Джотто, бывший одним из строителей флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре, изобразил его с мраморными статуями на крыше. За 100 лет до «Давида» Микеланджело решено было осуществить давнюю мечту о статуях. Молодой Донателло высек из мрамора двухметрового «Давида». Скульптура показалась мала, и попечители собора продали ее флорентийскому правительству за ненадобностью. Для того чтобы поднять на высоту большие статуи Донателло и Брунеллески думали сделать их из легкого дерева, обитого для прочности металлом, и выкрасить под мрамор; предлагались и другие материалы. Сомнения и колебания продолжались на протяжении десятилетий. Наконец, флорентийцы понадеялись на мощь новой техники, и в середине XV века была заготовлена огромная мраморная глыба для первой фигуры. Заказ на большого «Давида» получил Агостино ди Дуччо. За всю жизнь он не создал ни одной статуи, только рельефы, но часто помогал Донателло в подобных работах. Он должен был только обтесать глыбу, а за дело взялся бы Донателло. Но Донателло умер, и глыба осталась лежать во дворе храма Санта Мария дель Фьоре много лет, постепенно теряя товарный вид под воздействием дождя и ветра. Назрела необходимость срочно спасать народное добро. Тут и подвернулся молодой скульптор Микеланджело, которого посоветовал отцам города Леонардо да Винчи.

Еще полвека спустя после изваяния «Давида» писатель и художник Джорджо Вазари описал всю историю создания скульптуры иначе. У Вазари в его «Жизнеописаниях» сказано, что глыба считалась испорченной, и Микеланджело выпросил ее как ненужную, а потом удивил готовой статуей. Добавлен даже анекдот о том, как глава Флорентийской республики попросил скульптора укоротить нос «Давида». Микеланджело притворился, что укорачивает, а правитель тут же сказал: «Теперь хорошо». Но все это лишь легенды.

Как только Микеланджело закончил своего «Давида», оказалось, что поднять его на крышу не удастся, попечители собора передали статую городу. Специальная комиссия, в которую входили Боттичелли и Леонардо да Винчи, нашла ей удачное место на площади перед Палаццо Веккьо – дворцом флорентийского правительства. Соорудили особый механизм для транспортировки статуи, и 8 сентября 1504 г. «Давид» был воздвигнут перед входом во дворец. Там он и простоял под открытым небом почти 4 века. В 1873 г. его перенесли в здание флорентийской Академии художеств, а на площади установили копию. Поставленный в центре Флоренции, «Давид» стал восприниматься как патриотический символ – образ защитника города. Дело в том, что к 1501 г., когда Микеланджело начал работать над статуей, граждане Флоренции одобрили новую республиканскую Конституцию, свергнув тиранию клана Медичи.

Принцип «из грязи в князи», часто встречающийся в американских биографиях, со временем получил две различные интерпретации. Версия XIX века делала упор на недостатки, которые компенсируются в будущем. Если ты хочешь подняться наверх намного лучше начать снизу: так ты получишь необходимые навыки и мотивацию для того, чтобы достичь успеха. В наши дни мы не учимся у бедности, мы избегаем её.

«Давид» стал самой большой скульптурой Микеланджело. Высота его более 5 м. С тех пор это пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. Статуя изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя - классический пример контрапоста - уже подготавливает смертоносное движение.

Едва ли в мире найдётся статуя, которая может сравниться с «Давидом» по количеству копий и слепков. Одна из копий стоит сейчас в итальянском дворике Пушкинского музея в Москве. Интересно, что гипсовая копия «Давида», установленная в лондонском музее Виктории и Альберта, была одно время снабжена съемным фиговым листочком на случай визитов королевы.

В конце XX века в Израиле отмечалось 3000 лет Иерусалиму. Юбилей очага трех мировых религий стал событием далеко не местного значения. Муниципалитет Флоренции решил подарить Иерусалиму копию «Давида» Микеланджело в натуральную величину. Международный этикет предписывает, что «дареному коню в зубы не смотрят». Но не тут-то было! Израильские раввины посмотрели и …обалдели: «А Давид-то голый! И к тому же необрезанный!» В Израиле, как известно, религия не отделена от государства. В стране существуют много религиозных политических партий и голос религиозных деятелей имеет далеко не последнее значение. Раввинов тогда поддержали духовные авторитеты палестинских арабов. Власти Израиля вынуждены были подчиниться религиозной волне. Подарок не был принят.

Тем не менее, 7 октября 2008 года на горе Сион в Иерусалиме все-таки был открыт памятник царю Давиду. Но это был уже другой «Давид» – современного российского скульптора Александра Демина. Отлитое из бронзы изваяние легендарного царя иудеев в одежде, в сидящем положении и с лирой в руках было получено израильскими властями в дар от российского благотворительного фонда Святителя Николая Чудотворца. Установку памятника царю Давиду в Иерусалиме благословил Патриарх Московский и всея Руси

Алексий II. На этот раз, чтобы избежать неприятных недоразумений, на всех этапах создания памятника царю Давиду лично присутствовал советник мэра города Иерусалима по вопросам искусства и дизайна Давид Сусанна.

Изваяние было установлено неподалеку от гробницы царя Давида, под стенами церкви Успения Богородицы и окнами комнаты, в которой состоялась Тайная Вечеря. Место для установки памятника было выбрано крайне удачно, можно сказать, аналогичное тому, на котором стоит памятник Георгию Жукову в Москве.

Памятник простоял три дня. 10 октября неизвестные вандалы надругались над ним. Вандалы отбили нос памятнику, испачкали его грязью и обрывками ваты, в бронзовую арфу кто-то воткнул банку из-под кока-колы. О постамент памятника били яйца, за ограду набросали мусор. Местные жители рассказывают, что акт вандализма был совершён ультраортодоксальными евреями. По словам известного иерусалимского гида Михаэля Короля, утром 11 октября, после совершения акта вандализма, около осквернённого памятника не было ни одного полицейского.

Можно только гадать, что стало бы с копией статуи необрезанного еврейского царя Давида Микеланджело, если бы мэрия Иерусалима приняла дар муниципалитета Флоренции.

Надо полагать, что в свете назревающей злобы дня и касательно символики, которую несет скульптура Давида работы Микеланджело, она подходит столице России больше, нежели Иерусалиму. Вот бы водрузить «Давида» Микеланджело на улицах Москвы!? Религиозной нетерпимости к искусству у граждан России, в отличие от граждан Израиля, вроде бы не наблюдается. Москва хоть и моложе Иерусалима, но тоже мировая столица. Как никак, а третий Рим. Москве не надо ждать дара муниципалитета Флоренции. У нее есть свой «Давид» – сто лет пылится в Пушкинском музее.

«Давид» Микеланджело легко вписался бы, например, в архитектурный ансамбль Охотного ряда, у фонтана около Большого театра, напротив памятника Карлу Марксу скульптора Льва Кербеля. У фонтана около Большого театра когда-то был разбит сквер, где тусовались московские гомосексуалисты. Микеланджело числится у них кумиром, наряду со многими другими гениями человечества. Однако главное функциональное предназначение «Давида» лежало бы в другой плоскости. Давид, вооруженный пращей, стал бы вечно напоминать основоположнику научного коммунизма, чтобы тот никогда больше не выпускал призрак на волю. А то можно и по лбу получить.



У каждого города, претендующего на звание культурной столицы в какой-либо номинации, есть свой всемирно узнаваемый символ. У Парижа – Эйфелева башня, у Нью-Йорка – статуя Свободы, у Санкт-Петербурга – Медный всадник. У «столицы» Итальянского Возрождения таким символом стала статуя Давида Микеланджело. Впрочем, Статуя прекрасно известна и сама по себе, без привязки к городу, эпохе, стране и даже скульптору. Как и почему она вдруг обрела такую популярность, а также о том, как увидеть Давида, будучи во Флоренции, BlogoItaliano и расскажет в этой статье.

Брошенный «Гигант»

В первой половине XV в. едва ли не все культурные и финансовые силы Флоренции были брошены на завершение строительства и создание интерьеров . Генеральным «спонсором» и заказчиком внутреннего убранства грандиозного храма была гильдия торговцев шерстью (Arte della Lana).

Учитывая, что именно «продвинутые» флорентийские методы отделки шерсти стали базой для неимоверного богатства города, нетрудно догадаться, что над собором работали лучшие мастера того времени, которых только можно было найти за деньги.

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции

По окончании основных работ по строительству и созданию интерьеров храма в гильдии решили, что несравненная красота собора станет еще неотразимей, если украсить его 12-ю огромными скульптурами ветхозаветных пророков.

Однако этот скульптурный ансамбль так и остался в планах. Как осталась под открытым небом во дворе собора и огромная глыба каррарского мрамора, прозванная горожанами «Гигантом» и изначально предназначенная для статуи Давида.

С 1464 по 1501 гг. неоднократно предпринимались попытки создания статуи, и каждый раз безуспешно. В мышлении скульпторов еще не произошел ренессансный поворот, и подражание античным образцам еще не стало «трендом» эпохи.

Объединить реализм изображения фигуры Давида с античными традициями (и учтя при этом эскизы и работу предшественников, из-за чего мраморная глыба стала почти «неликвидом») удалось только Микеланджело.

Флорентийская каторга мастера

16 августа 1501 года Микеланджело подписал контракт стоимостью 200 флоринов со старшинами собора: статуя Давида во Флоренции должна была появиться через 2 года.

Чтобы скрыть процесс создания статуи от взглядов любопытствующих – и особенно от Леонардо, который довольно ревниво относился к успехам 26-летнего скульптора, пусть уже и создавшего изумительную Пьету – Микеланджело обнес место работы высоким забором.

Глыба имела массу повреждений, и разметка статуи должна была быть максимально точной: что-либо переделать было бы невозможно. Именно поэтому работа началась с создания левой руки Давида, согнутой в локте – сделать по-другому не позволила бы большая выбоина в глыбе.

Стоя на высоких шатких лесах, Микеланджело пришлось изрядно потрудиться над теми частями глыбы, к которым нельзя было прикасаться резцом, чтобы не нарушить пропорции будущего Давида. Эти части можно было обработать только полировкой.

Ничего более совершенного современникам Микеланджело видеть еще не приходилось

Он трудился над Давидом в одиночку, без подмастерьев, и днем и ночью, и под палящими лучами летнего солнца, и в пронизывающий до костей зимний холод (работа шла под открытым небом).

Инструменты Микеланджело выковывал себе сам, но резцы быстро затуплялись от интенсивной работы – и он снова раздувал кузнечный горн. Это был каторжный труд, но и своеобразный экзамен для молодого мастера. Что там – Микеланджело было важно, чтобы его признала Флоренция!

Работа заняла 2 года, как и было указано в контракте. Но еще в течение 4-х месяцев Микеланджело полировал статую, придавая ей завершенный и совершенный вид.

По одной из легенд, закончив работу, он водрузил на голову Давида лавровый венок из начищенной меди. Это было не просто украшение – таким образом, Микеланджело подчеркнул духовную связь своей статуи с античными традициями скульптуры, согласно которым лавровый венок, позолота и даже разукрашивание статуй было в порядке вещей.

Совершенная красота на службе у республики

25 января 1504 года у Собора Санта-Мария-дель-Фьоре собрались лучшие из лучших мастеров Флоренции: художники Леонардо, Боттичелли, Перуджино, Филиппино Липпи, архитекторы Антонио и Джулиано Сангалло, скульпторы Андреа делла Роббиа и Андреа Сансовино.

Им предстояло принять важное решение: достойно ли справился Микеланджело со своей задачей – создать чуть ли не из бросовой глыбы мрамора более-менее приличную статую прославленного иудейского царя.

Давид Микеланджело - символ победы разума над силой

Давид сразил всех. Не было больше места ни ревности, ни соперничеству – статуя была превосходна. Обычно произведение искусства требует времени для его осмысления и признания. Но впечатление, которое произвела статуя Давида во Флоренции, едва разобрали окружавший ее забор, было подобно удару молнии.

Ничего более совершенного современникам Микеланджело видеть еще не приходилось. Полвека спустя Вазари писал, что, когда видишь эту статую, бессмысленно искать что-то более совершенное – как в прошлом, так и в современности.

Незамедлительно Синьория приняла решение о том, что Давид Микеланджело , как символ победы разума над силой, должен стать и символом обновленной Флорентийской республики, избавившейся от тирании Медичи (как показало время, ненадолго).

Установить Давида решили на площади Синьории, перед главным входом в , вместо «Юдифи» Донателло, бывшей символом флорентийской свободы до момента появления шедевра Микеланджело. Перевозка статуи от собора до площади производилась с величайшей осторожностью и заняла 4 дня – 14-18 мая 1504 года.

500 лет истории Давида

В 1527 году, во время восстания во Флоренции, в результате которого Медичи в очередной раз вернулись к власти, защитники республики, укрывшись в , оборонялись от нападавших всем, что попадется под руку.

Одна из тяжелых лавок, пущенная из окна, угодила в статую Давида. Результат был плачевен: левая рука гиганта была разбита вдребезги. Собрать осколки удалось только спустя 3 дня, и собрал их тогда еще совсем юный Вазари вместе с другом, будущим известным художником Чеккино Сальвиати.

Но восстановить статую Вазари удалось только через 16 лет, в 1543 году, по распоряжению Козимо I Медичи, пожелавшего задобрить свободолюбивых флорентийцев милосердным жестом по отношению к символу ненавистной республики.

У входа в Палаццо Веккьо установлена отличная копия Давида

Дожди, зной, пыль веками изнуряли статую. В XIX веке было проведено 2 крайне неудачных реставрации: в результате первой статуя Давида Микеланджело была покрыта воском, во время второй – воск смыли вместе со старинной патиной, защищавшей мрамор от разрушения.

В 1873 году власти города приняли решение о ее переносе в , несколько позже пристроив для нее и других шедевров Микеланджело специальное крыло – круглую Трибуну.

Вместо оригинала у входа в Палаццо Веккьо установили отличную копию. Во время Второй мировой войны из-за опасения, что во время бомбежек Флоренция утратит свой символ, над статуей надстроили дополнительный саркофаг. После войны он был разобран, и доступ к Давиду снова был открыт.

Как и где увидеть статую Давида

Статуя Давида Микеланджело по-прежнему находится в , в самом центре Трибуны. Доступ к статуе свободный, несмотря на то, что в 1991 г. некто Пьеро Канната нанес по ней два удара молотком, отбив средний палец левой ноги Давида. Но теперь предприняты беспрецедентные меры безопасности, и статуе, так же как и посетителям Галереи, ничто и никто не угрожает.

Галерея Академии открыта ежедневно – со вторника по воскресенье – с 8:15 до 18:50. По понедельникам, а также 1 января, 1 мая и 25 декабря Галерея закрыта.

Билеты можно приобрести на месте, но нередко, и особенно в сезон школьных экскурсий, очередь в кассу может отнять от 1-го до 3-х драгоценных часов.

Статуя Давида во Флоренции – самая большая скульптурная фигура известного скульптора Микеланджело Буонаротти. Это пятиметровое изваяние еще со времен Флорентийской республики стала символом искусства и гения человека в целом.

История создания

Статуя иудейского правителя была заказана Буонаротти в 1501 году гильдией торговцев шерстью, которые отвечали за украшение флорентийского храма Санта-Мария-дель-Фьоре.

Скульптор работал над ней довольно продолжительное время – 2 года и 4 месяца. Микеланджело тогда минуло всего 26 лет, тем не менее, он был уже довольно прославленным скульптором. Взявшись работать над библейским Давидом, он хотел доказать, что может стоять наравне с другими признанными мастерами Флоренции. Согласно воспоминаниям его современника Джорджо Вазари, мастер должен был высечь статую из вторично использованного материала – огромной мраморной глыбы, испорченной предыдущим скульптором. Помощников у Микеланджело не было, поэтому он сам создавал Давида, передвигаясь вокруг нее при помощи строительных лесов. О колоссальном пласте труда скульптора свидетельствует то, что только на шлифовку и окончательную отделку статуи ваятель потратил около 4 месяцев.

Новшества мастера

Библейские мотивы и до Микеланджело вдохновляли скульпторов. Однако в случае с Давидом мастер показал его отличным от предыдущих авторов (Вероккьо, Донателло). Вместо изображения человека-победителя у поверженного Голиафа юноша предстает перед нами в гордой, расслабленной позе, с перекинутой через плечо пращей, готовый к решающей битве.

Уже в 1504 году, после оценки статуи ведущими флорентийскими скульпторами (в том числе и Леонардо да Винчи) мраморный Давид был установлен прямо в центре Флоренции у входа в Лоджию Ланци на площади Синьории. Здесь он простоял около 300 лет, а в 1873 году, во избежание быстрого разрушения, был передан в фонды Галереи Академии искусств.

Копии шедевра

Статуя настолько популярна в мире, что многие страны, города, учреждения тоже хотят лицезреть ее где-нибудь рядом.

  • Наиболее известная копия статуи находится на той же площади во Флоренции, где когда-то стоял оригинал.
  • На площади Микеланджело также во Флоренции в 1869 году установлена бронзовая копия скульптуры.
  • Гипсовое изваяние можно найти в лондонском музее Виктории и Альберта.
  • Россия также может гордиться собственным «Давидом». Он установлен в московском Музее изобразительных искусств имени Пушкина.
  • После открытия изваяние было доставлено к площади Синьории на бычьей повозке. 4 дня Флоренция была свидетелем этого зрелища. Несколько завистников скульптора даже попытались закидать мраморную статую камнями, за что их взяли под стражу.
  • Давид все-таки пострадал, но уже в 1527 году, во время политических дебатов. Тогда из окна Палаццо Вероккьо вылетела скамья, которая врезалась и повредила руку творению Микеланджело. Её реставрацией занялся Вазари.
  • Флоренция пыталась подарить Иерусалиму слепок со статуи. Однако власти отказались принимать подарок, по причине того, что Давид обнажен и не обрезан.
  • Ко дню Рождения шедевра (500 лет) в 2004 году его отчистили от грязи первый раз за 130 лет.
  • Современные исследования выявили подземные толчки в районе, где находится мраморная фигура. Министерство культуры Италии собирается выделить на изготовление сейсмостойкого постамента около 200 000 евро.

Галерея Академии искусств, где можно увидеть именитого Давида, расположена по адресу: Флоренция, улица Риказоли, дом № 66.

Стоимость посещения: 8 евро, для граждан Евросоюза (18-25 лет) – 4 евро. Чтобы не стоять в очередях рекомендуется покупать билеты онлайн либо бронировать их заранее.

Скульптора, живописца и по совместительству поэта Микеланджело Буонарроти.

Он является величайшим творцом и неподражаемым мастером эпохи Ренессанс, которая возводила человека на лидирующее место, делая его

Ярким примером, иллюстрирующим идею и течение той эпохи, является пятиметровая статуя Давида, ставшая символом всей Флоренской республики и являющаяся идеалом в искусстве Возрождения и человеческого гения.

Впервые шедевр архитектуры был представлен в сентябре 1504 года во Флоренции, на знаменитой площади Синьории. На сегодняшний день великое изваяние демонстрируется во Флоренской Академии изящных искусств.

Мужественность и сосредоточенность в лике Давида таит невероятное благородство и силу, а физическая красота отражается в могучем торсе, идеально спроектированных руках и ногах героя.

Статуя Давида была создана в 1501 году, когда автору необходимо было создать библейского героя из огромной мраморной глыбы, испорченной мастером Симоне. Потрясающее умение Микеланджело извлекать максимум выразительности из камня принесло свои плоды. После составления сотен набросков будущей скульптуры, изготовления глиняной модели статуи, преодоления тяжелых погодных условий и высокой конкуренции, гениальный скульптор создал поистине невероятный шедевр. было закончено в 1504 году.

Произведение изначально заложено в камне, основная задача - суметь извлечь его.