Как представлена семейная тема в эпилоге романа. Художественная роль эпилога в «Войне и мире

Мыслимои - плод всей умственной работы моей жизни…

Л.Толстой

ЛевНиколаевич Толстой - художник большого и мощного таланта, философ, рассуждающийо смысле жизни, предназначении человека, непреходящих ценностях земного бытия.Все это в полной мере отразилось в его крупнейшем и прекраснейшем творении«Война и мир».

Напротяжении романа автор много размышляет об интересующих его темах. В нашебыстротекущее время почти невозможно заставить себя прочесть неторопливо егоколоссальное произведение, но как это необходимо именно нам, молодым, чтобыпроникнуться «русским духом», патриотизмом, истинной народностью, а не тойнаносной суетой, которая так активно насаждается в последнее время различнымиисточниками.

ФилософиюТолстого понять сложно, но необходимо. И эпилог романа «Война и мир»приоткрывает дверь в тайную кладовую автора. Можно соглашаться или несоглашаться с писателем, творившим в середине XIX века, нам - читателям XXI. Ноистинный художник, он предвидел изменения, грядущие во времени, и гениальносказал об этом. «Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самомсебе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого,-так и каждая личность носит в самом себе свои цели и между тем носит их длятого, чтобы служить недоступным человеку целям общим…

Человекудоступно только наблюдение над соответственностью жизни пчелы с другимиявлениями жизни. То же с целями исторических лиц и народов». Разворачиваяогромное полотно исторических событий 1805-1820, Толстой поначалу неспешноведет рассказ, включая в повествование огромные пространства и бесчисленноеколичество героев. Главным историческим событием, 1812 годом, это неспешноеповествованием заканчивается, и в эпилоге автор конкретно рассказывает одальнейших судьбах своих любимых героев: Безуховых и Ростовых. Жизнь неостанавливается, что бы ни происходило, и герои подчиняются течению времени, ане наоборот. Жизнь намного мудрее, чем все рассуждения философов о ней.

Вэпилоге мы видим идеал женщины, созданный писателем. Княжна Мария и НаташаРостова, некогда романтические девушки, становятся добрыми подругами мужей,верными наставницами детей, истинными ангелами-хранительницами семейного очага.Налет романтичности сошел, как ненужный, а осталась душевность, искренность,доброта. Они ограничиваются кругом семейных проблем, но исподволь влияют и намужей. Так, Николай Ростов невольно смягчается под влиянием жены, становитсятерпимее к людским слабостям и несовершенствам. И когда все же «срывается»,именно Мари помогает мужу обрести душевное равновесие.

Ноне только о ценностях семьи говорит Толстой, писатель рассказывает о техполитических изменениях, которые произошли в русском обществе после 1812 года.Толстой предполагал написать продолжение романа, где бы показал декабристскоевосстание. Можно предположить, что Пьер не остался бы в стороне от стольвеликих событий. А Наташа? Она последовала бы за мужем. Но нам остаются толькодогадки и домыслы. А в эпилоге - конкретное описание семейного уклада людейпервой четверти XIX века, их мысли, переживания, мечты и помыслы. Многоеизменилось с тех пор, но неизменными остались патриотизм, трепетное отношение кРодине, непреходящая ценность семьи и воспитания детей.

Рассуждаяв эпопее о важных общественных проблемах и событиях, Толстой лишь в эпилогеприступает к тому идеалу, который видел в предназначении женщины - матери ихранительницы домашнего очага. Без этого не был бы понятен образ «опустившейся»Наташи, ее нежелание жить в свете. Л. Н. Толстой, нисколько не принижая лиженщины, высказывает свои взгляды на воспитание детей, любовь, общественнуюроль человека в жизни страны.

Вэпилоге повествование убыстряет свое течение, события концентрированы и даныавтором в общем виде. Понимаешь, что дальше последует продолжение, жизнь необрывается концом романа. Но писателю не удалось продолжить эпопею, осуществитьзадуманное. Эпилог к роману «Война и мир» явился не столько послесловием кпроизведению, сколько достойным завершением его, связующим с жизнью. Ибо герои,созданные фантазией художника, продолжают жить в нашей памяти.

Список литературы

Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/

Введение

Лев Николаевич Толстой -- художник большого и мощного таланта, философ, рассуждающий о смысле жизни, предназначении человека, непреходящих ценностях земного бытия. Все это в полной мере отразилось в его крупнейшем и прекраснейшем творении - "Война и мир". На протяжении романа автор много размышляет об интересующих его темах. В наше быстротекущее время почти невозможно заставить себя прочесть неторопливо его колоссальное произведение, но как это необходимо именно нам, молодым, чтобы проникнуться "русским духом", патриотизмом, истинной народностью, а не той суетой, которая так активно насаждается в последнее время различными источниками. Философию Толстого понять сложно, но необходимо. И эпилог романа "Война и мир" приоткрывает дверь в тайную кладовую автора. Можно соглашаться или не соглашаться с писателем, творившим в середине XIX века, нам -- читателям XXI. Но истинный художник предвидел изменения, грядущие во времени, и гениально сказал об этом. "Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого,-- так и каждая личность носит в самом себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим", - говорил Л.Н. Толстой.

Эпилог - заключительная часть произведения, в которой окончательно проясняется развязка сюжета, судьба героев, формулируется основная мысль произведения. Эпилог представляет собой итог романа. В романе Л. Н. Толстого роль эпилога чрезвычайно велика. Во-первых, он логически завершает сюжет произведения, во-вторых, эпилог содержит авторскую философскую и жизненную позицию, оценку сюжетных событий и персонажей. Рассмотрим, как достигают этих целей авторы романов “Война и мир”. В романе Толстого две самостоятельные части эпилога соответствуют двум вышеназванным целям. Философская позиция Толстого настолько отдалена от сюжета произведения, что могла бы существовать самостоятельно, в качестве философского трактата. Сюжетная развязка (первая часть эпилога) занимает существенно меньшую часть эпилога.

Первая часть эпилога богата выражением авторской позиции, как и весь роман Толстого. Она содержит в себе лишь описание фактов, подчеркивающих позицию Толстого, причем в описание этих фактов автором искусно вставлены многочисленные свои наводящие мысли. Писатель показывает нам своих героев уже после событий войны 1812 года (действие эпилога происходит в 1821 году). Пьер стал прекрасным мужем, семьянином и, по мнению Толстого, настоящим человеком. Тот первый жизненный цикл, который наметил для своего героя Толстой, пройден с честью. Что ждет героя дальше? Тихая уютная семейная жизнь? Занятия поместьем? Нет. На эти вопросы автор дает совсем другой ответ: Пьера ждут новые испытания. Испытания, связанные с участием героя в политическом кружке. Толстой доказывает нам, “что люди, как реки”, все время меняются, ищут что-то, к чему-то стремятся, и это стремление к гармонии, к истине делает их “вполне хорошими”.

В эпилоге мы видим идеал женщины, созданный писателем. Княжна Мария и Наташа Ростова, некогда романтические девушки, становятся добрыми подругами мужей, верными наставницами детей, истинными ангелами-хранительницами семейного очага. Они ограничиваются кругом семейных проблем, но исподволь влияют и на мужей. Так, Николай Ростов невольно смягчается под влиянием жены, становится терпимее к людским слабостям и несовершенствам. И когда все же "срывается", именно Мария помогает мужу обрести душевное равновесие.

Меня удивил образ Наташи. Она стала сильной, мудрой. К этому моменту она уже имела трех дочерей и сына. Героиня пополнела, и теперь в ней трудно узнать прежнюю Наташу Ростову: "Черты ее лица имели теперь выражение спокойной мягкости и ясности. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно". Она совсем не походит на ту девочку, грациозную, жизнерадостную, какой в начале романа представляет нам Толстой. Смысл жизни Наташи -- в материнстве. А именно так представляет судьбу и предназначение женщины сам писатель.

Но не только о ценностях семьи говорит Толстой. Писатель рассказывает о тех политических изменениях, которые произошли в русском обществе после 1812 года. Толстой предполагал написать продолжение романа, где бы показал декабристское восстание. Можно предположить, что Пьер не остался бы в стороне от столь великих событий. А Наташа? Она последовала бы за мужем. Но нам остаются только догадки и домыслы. А в эпилоге -- конкретное описание семейного уклада людей первой четверти XIX века, их мысли, переживания, мечты и помыслы. Многое изменилось с тех пор, но неизменными остались патриотизм, трепетное отношение к Родине, вечная ценность семьи и воспитания детей.

Таким образом, рассказывая о судьбах героев в первой части эпилога. Толстой достигает того, что любому внимательному читателю приходят на ум те самые выводы, которые и желает получить от него автор, несмотря на то что сам автор эти выводы не формулирует.

Во второй части эпилога Толстой задается более глобальной проблемой: “Что движет миром, его историей?” И дает на него ответ: “Законы необходимости”.

Совсем другую роль отводит человеку Толстой: по его мнению, человек -- лишь пешка в сложной игре, исход которой предопределен, и цель пешки -- осознать правила игры и следовать им и в конечном итоге оказаться в числе победителей, а в противном случае пешка будет наказана судьбой, сопротивление которой бесполезно. Гигантская иллюстрация такой позиции - картины войны, где все, включая царей и великих полководцев, бессильны перед судьбой, где побеждает тот, кто лучше понимает законы необходимости и не противится им.

Заключение

В эпилоге повествование убыстряет свое течение, события концентрированы и даны автором в общем виде. Понимаешь, что дальше последует продолжение, жизнь не обрывается концом романа. Но писателю не удалось продолжить эпопею, осуществить задуманное. Эпилог к роману "Война и мир" явился не столько послесловием к произведению, сколько достойным завершением его, связующим с жизнью. Ибо герои, созданные фантазией художника, продолжают жить в нашей памяти.

В эпилоге своего романа Лев Толстой изобразил не только окончание огромной истории, сотканной из хитрых переплетений человеческих судеб, но и представил собственные историко-философские размышления о законе бесконечных взаимовлияний и взаимосвязей человеческой жизни. Именно этот, неуловимый разумом, иррациональный закон и определяет, по мнению автора, судьбы народов и отдельных людей.

Эпилог – логическое завершение главной мысли романа – мысли о предназначении человека, о том, как жить. Толстой показал два основных пути, которые выбирает человек: для одних главное – внешнее благополучие, внешние ценности (богатство, карьера), для других – ценности духовные (жизнь не только для самих себя). Для князя Андрея это потребность выразить себя, совершить что-то большое; для Пьера, княжны Марьи – делать добро; для Наташи – любить. А любить для нее значит быть счастливой самой и дать счастье другому человеку. В эпилоге мы видим героев, которые именно на этом пути обрели истинное счастье. В смысле глубокого удовлетворения своей жизнью. Пьер после долгих и трудных поисков нашел счастье в гармоническом слиянии общественной деятельности и счастливой семейной жизни. Мысль семейная прозвучала в эпилоге романа. 12 глава – почему приезд Пьера – радостное событие для всех? Для жены, детей, стариков, слуг? Пьер стремится принести радость каждому и эта радость, это тепло возвращаются к нему. Пьер и Наташа хорошая семья? Пьер – семейный человек. Княжна Марья как жена и мать. Что было главным для княгини Марьи в воспитании детей? Не к внешнему результату стремится она, не к тому, чтобы дети были удобными для нее, послушными и тихими, а к тому, чтобы выросли хорошими, добрыми людьми. Митя шалил за столом, Николай велел не давать ему сладкого. Мальчик притих – внешний результат был достигнут. Но мать видит взгляд мальчика и понимает: с этим наказанием вошли в душу ребенка недобрые чувства – зависть и жадность. И это для нее гораздо важнее. Лев Николаевич Толстой сумел сделать вещь уникальную – показать поэзию и прозу семейной жизни в их неразрывной связи. В его счастливых семьях есть проза, но нет приземленности. Проза не противоречит высокой поэзии чувств и отношений. Вот Наташа встречает Пьера, задержавшегося в Петербурге дольше условленного срока, злыми, несправедливыми упреками. Но Пьер считает, что это говорит страх за сына, волнения, а не сама Наташа. Понимает, что Наташа любит его. Потому он не обижается на жену. Наташа боялась быть помехой мужу в его делах, она верила в них, с глубоким уважением относилась ко всему, что касалось духовной жизни мужа. Это – главное. И Пьер, со свойственной ему терпимостью и умением понять другого человека, прощает Наташе вспышки раздражения и озлобления. Этот эпизод учит многому. Значимость счастливой семейной жизни в системе главных человеческих ценностей подчеркнута писателем ссылкой на Платона Каратаева. Пьер говорит Наташе: «Он одобрил бы нашу семейную жизнь». Платон Каратаев, по Л. Толстому, - выразитель народного духа, народной мудрости. Образ Николая Ростова. Пьер высказывает взгляды декабристов, а Николай возражает. Именно Николай считает, что должен повиноваться правительству. Какое оно бы ни было. Почему такой добрый, великодушный, благородный человек, как Николай Ростов, стоит на такой страшной позиции? Он не думает. Почему ограниченный, почему не задумывается? Почему не думает? От природы такой, что не может, или не хочет, боится думать? Чтение эпизода – война с французами 1805-1807 годов. Сомнений нет о позиции Николая. Он не хочет осложнять свою жизнь. Человек, который не хочет думать, даже добрый и благородный, может оказаться пособником темных сил. Не все же могут раздумывать обо всем на свете? Есть люди, которые не расположены к анализу и раздумьям. Или жизнь человека может сложиться так, что у него нет сил и времени думать. Что нужно делать такому человеку, чтобы не оказаться слепым исполнителем чужой злой воли или просто чужих ошибок? Не участвовать в том, в чем не разбираешься. Это достойно. И для этого порой нужно больше мужества, чем для самого рискованного действия. Только мужественный человек, отбросив самолюбие, может сказать себе и другим: «Я в этом плохо разбираюсь. И потому не могу, не вправе действовать». Николай? Собственно, неизвестно ведь, как поступил бы он на самом деле. Может быть, так, как говорит, а возможно, его природная доброта не позволила бы этого. И ушел бы он в отставку. В эпилоге главные герои романа изображены в зрелую пору их жизни. Показывая их самоотверженное служение людям (обществу или просто семье, близким), Толстой описывает их с любовью. Не пропала и безвременно оборвавшаяся жизнь князя Андрея – растет достойный отца Николенька Болконский. Отношение автора к Николаю Ростову не столь однозначно. Пока его страшные слова – только слова, он симпатичен. Однако в этом образе заложено и предостережение всем нам: от слепого следования общепринятым взглядам, от некритического отношения к действительности. От бездумья.

Самым важным элементом композиции романа «Война и мир» в идейном понимании является эпилог. Он несет большую смысловую нагрузку в общем замысле произведения.Л. Н. Толстой подводит итог своей огромной истории, затрагивая такие насущные темы, как семья и роль личности в историческом процессе.
Мысль о духовных основах семейственности как внешней формы единения между людьми получила особое выражение в эпилоге. В семье как бы стирается противоположность между супругами, в общении между ними взаимодополняется ограниченность любящих душ. Такова семья Марьи Болконской и Николая Ростова, где соединяются в высшем синтезе столь противоположные начала Ростовых и Болконских. Прекрасно чувство «гордой любви» Николая к графине Марье, основанное на удивлении «перед ее душевностью, перед тем почти недоступным для него, возвышенном, нравственном миром, в котором всегда жила его жена». Когда княжна Марья в эпилоге приезжает в Москву и узнает о положении Ростовых и, как говорили в городе, о том, «что сын жертвует собой для матери», она начинает испытывать еще большую любовь к Николаю. И трогательно «покорное, нежное чувство Марьи к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает, и как бы от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любила его». Теперь Николай много работает, состояние быстро увеличивается, несмотря на большие долги; мужики из других имений приходят просить, чтобы он купил их хозяйства.
В эпилоге романа под крышей лысогорского дома собирается новая семья, соединяющая в прошлом разнородные ростовские, болконские, а через Пьера Безухова еще и каратаевские начала: «Как в настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое».
Это новое семейство возникло неслучайно. Оно явилось результатом общенационального единения людей, рожденного Отечественной войной. Так по-новому утверждается в эпилоге связь общего хода истории с индивидуальным, интимным отношениям между людьми. 1812 год, давший России новый, более высокий уровень человеческого общения, снявший многие сословные преграды и ограничения, привел к возникновению более сложных и широких семейных миров. Каратаевское принятие жизни во всей ее пестроте и многосложности, умение жить в мире и гармонии со всеми присутствует в финале романа. В разговоре с Наташей Пьер замечает, что Каратаев, будь он жив сейчас, одобрил бы их семейную жизнь.
Как и во всякой семье, в большом лысогорском семействе возникают порою конфликты и споры. Но они носят мирный характер и лишь укрепляют прочность отношений. Хранителями семейных устоев оказываются женщины - Наташа и Марья. Между ними есть прочный, духовные союз. «Мари, это такая прелесть! - говорит Наташа. - Как она умеет понимать детей. Она как будто только душу их видит». «Да, я знаю, - перебивает графиня Марья рассказ Николая о декабристских увлечениях Пьера. - Мне Наташа рассказала».
Наташа в эпилоге предстает уже в ином облике. К этому времени у нее уже три дочери и один сын. Она пополнела, и теперь в ней трудно узнать прежнюю Наташу Ростову: «Черты ее лица имели теперь выражение спокойной мягкости и ясности. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно». По выражению Толстого, она - «плодовитая самка». Все, кто знал Наташу до замужества, удивляются произошедшей в ней перемене.
И, наконец, в конце эпилога, наполненном философскими рассуждениями, Толстой еще раз повествует об историческом процессе, о том, что не личность делает историю, а делают ее только народные массы, руководимые общими интересами. Личность важна в истории лишь настолько, насколько она понимает и принимает эти интересы.

Мысль о духовных основах семейственности как внешней формы единения между людьми получила особое выражение в эпилоге романа «Война и мир». В семье как бы снимается противоположность между супругами, в общении между ними взаимодопол-няется ограниченность любящих душ. Такова семья Марьи Болконской и Николая Ростова, где соединяются в высшем синтезе столь противоположные начала Ростовых и Болконских. Прекрасно чувство «гордой любви» Николая к графине Марье, основанное на удивлении «перед ее душевностью, перед тем почти недоступным для него, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена». И трогательна покорная, нежная любовь Марьи «к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает, и как бы от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любила его».
В эпилоге «Войны и мира» под крышей лысогор-ского дома собирается новая семья, соединяющая в прошлом разнородные ростовские, болконские, а через Пьера Безухова еще и каратаевские начала. «Как в настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое. Каждое событие, случавшееся в доме, было одинаково - радостно или печально - важно для всех этих миров; но каждый мир имел совершенно свои, независимые от других, причины радоваться или печалиться какому-либо событию».
Это новое семейство возникло не случайно. Оно явилось результатом общенационального единения людей, рожденного Отечественной войной. Так по-новому утверждается в эпилоге связь общего хода истории с индивидуальными, интимными отношениями между людьми. 1812 год, давший России новый, более высокий уровень человеческого общения, снявший многие сословные преграды и ограничения, привел к возникновению более сложных и широких семейных миров. Хранителями семейных устоев оказываются женщины - Наташа и Марья. Между ними есть прочный, духовный союз.
Ростовы. Особые симпатии писателя вызывает патриархальная семья Ростовых, в поведении которой проявляются высокое благородство чувств, доброта (даже редкая щедрость), естественность, близость к народу, нравственная чистота и цельность. Дворовые Ростовых - Тихон, Прокофий, Прасковья Саввишна - преданы своим господам, ощущают себя с ними единой семьей, обнаруживают понимание и проявляют внимание к барским интересам.
Болконские. Старый князь представляет цвет дворянства эпохи Екатерины II. Его характеризует истинный патриотизм, широта политического кругозора, понимание подлинных интересов России, неукротимая энергия. Андрей и Марья - передовые, образованные люди, ищущие новые пути в современной жизни.
Семейство Курагиных несет одни беды и несчастья в мирные «гнезда» Ростовых и Болконских.
При Бородине, на батарее Раевского, куда попадает Пьер, чувствуется «общее всем, как бы семейное оживление». «Солдаты... мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище. «Наш барин» прозвали его и про него ласково смеялись между собой».
Так чувство семьи, которое в мирной жизни свято берегут близкие к народу Ростовы, окажется исторически значимым в ходе Отечественной войны 1812 года.