Лауреаты премии золотая маска. Объявлены лауреаты премии «Золотая маска

Среди только что объявленных лауреатов «Золотой маски» в разных номинациях так много петербуржцев, что город можно поздравить: балет, куклы, мюзикл, драма — всё у нас, как выясняется, лучшее. Но нюансы предпочтений высокого жюри заставляют насторожиться и думать о перспективе с некоторой тревогой. Результаты так предсказуемы и понятны по раскладам, что очевидно: победителей выбирало не жюри как таковое, а его «внутренний цензор», не допустивший прежде всего стратегических просчетов.

Для начала назовем (и поздравим) тех, кто везет в город «Золотые маски». Фактически гран-при в разделе «Театра кукол» получил спектакль «Колино сочинение» петербургского режиссера Яны Туминой, появившийся как проект независимой продюсерской компании «КонтАрт» (за которую стоит отдельно порадоваться) при поддержке театра «Кукольные формат» (которому — отдельный респект). Это спектакль не просто отличный по качеству постановки, по уровню театрального текста, он еще и, как говорится, социально-ответственный: он поставлен по книге художника Сергей Голышева «Мой сын — даун», но без единой сентиментальной ноты, без дурного пафоса и конъюнктурного педалирования темы «особых людей/детей». Это высокая лирика для семейного просмотра. Отдельно награждены как лучшие актеры участники спектакля Анна Сомкина и Александр Балсанов.

Не задалось нынче с оперой — призы поделили Москва и Пермь. Но вот в области балета мы по- по-прежнему лучшие и по-прежнему усилиями Мариинки: лучшим хореографом назван постановщик балета «Скрипичный концерт №2» по Прокофьеву Антон Пимонов, а лучшей актрисой балета — безукоризненная Виктория Терешкина.

Что касается номинации мюзик/музыкальный спектакль, то тут у петербуржцев два приза: Андрей Алексеев назван лучшим дирижером, а Виктор Кривонос — лучшим актером. Оба — за работы в спектакле Геннадия Тростянецкого «Белый. Петербург» петербургского Театра музкомедии.

Что касается драматических номинаций, самых, как водится, интригующих и многонаселенных. Тут в числе победителей — художественный руководитель БДТ им. Г.А.Товстоногова Андрей Могучий, второй год подучающий награду как лучший драматический режиссер: нынче — за «Грозу» по Островскому, очищенную от вульгарно-социальных «школьных» трактовок персонажей, превращенную в страшную сказку, рассказанную средствами фольклорно-ярмарочного театра — оммаж через век новатору Мейерхольду отметили все без исключения критики.

Также среди лауреатов в разделе «Драма» Николай Рощин — художник и режиссер-постановщик спектакля «Ворон» в Александринке. Награжден как художник и по заслугам. В этой еще одной страшной сказке (на сей раз итальянской, в обработке Гоцци) Рощин прорисовал всё — и даже новые лица актеров: гуттаперчевые сходные маски меняют исполнителей до неузнаваемости, фактически лишая индивидуальной мимики (тоталитарный мир того требует). Но ни под какой личиной не спрячешь Елену Немзер, чей острый, гротесковый дар (она сыграла женский вариант Панталоне — синьору Панталону) тут проявился едва ли не сильнее, чем в других спектаклях — так что «Маска» как лучшей драматической актрисе второго плана оказалась ей куда как к лицу.

В Александринку отправились и еще две «Маски». Одна — спецприз жюри «любовному треугольнику» Вершинин — Маша — Кулыгин из спектакля «По ту сторону занавеса» (экстремальной фантазии Андрия Жолдака по мотивам «Трех сестер», требующей от актеров отваги и самоотверженности): соответственно Игорь Волков — Алена Вожакина — Виталий Коваленко. Вторая — внеконкурсная — Николаю Мартону «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (напомним, что год назад этот феноменальный актер поднимался на сцену за «Маской» в номинации «Лучший драматический актер второго плана» - за роль Неизвестного, сыгранную ювелирно и масштабно и, даст бог, поднимется еще не раз).

Третий федеральный драматический театр тоже не остался без награды: единственную «Маску» получил спектакль «Гамлет», и получил ее не режиссер Лев Додин, а исполнитель заглавной роли Данила Козловский. И это как раз — пример хитрости судей, коим выпало озвучивать вердикт в смутные времена. Вообще обойти вниманием спектакль Додина для жюри, очевидно, было невозможно, и, вроде бы, наградить главного артиста — неплохая идея. Но проблема в том, что застроен спектакль Додиным так дерзко и по таким радикальным законам, что его можно либо целиком принять, либо начисто отвергнуть. Это мир, до последнего гвоздя придуманный Додиным в контрапункте с Шекспиром, это жесткий антигуманизм — такая система ценностей, в которой артист Козловский, как и все остальные актеры, выполняют выверенные до миллиметра задачи мастера на грани фола. Возможно, это не лучший спектакль Додина в плане цельности, совершенства формы, но это в полной мере «езда в незнаемое», поиск нового, без которого никакое творчество не может таковым называться. Но в том-то и дело, что новое, радикальное, экстремальное, провокационное (а «Гамлет» от начала и до конца — отчаянная провокация, удары поддых и по другим болевым центрам обезумевшему миру) — нынче не в тренде. Награждать сегодня во избежание неприятностей от тех или иных «смотрящих за культурой» нужно понятное, прозрачное, благопристойное хотя бы чисто внешне (считывать потаенные смыслы культурные министры-администраторы не горазды, так что фронда в эстетической упаковке пока проходит).

По большому счету, соревноваться за главный приз в драме - «Лучший спектакль» - по масштабу и уровню осмысления экзистенциальных проблем современности могли три спектакля: «Гроза» Могучего, «Гамлет» Додина и «Три сестры» Тимофея Кулябина. При этом было понятно, что Кулябин с «Тангейзером» в анамнезе для главной «Маски» сезона заведомо непроходной. Мне даже мерещилась прекрасная картинка — как Могучий или Додин, получив гран-при (а у каждого из этих мастеров «Масок» уже точно более пяти), торжественно передает свою награду младшему товарищу, а зал при этом аплодирует стоя. Собственно, после того, как «Три сестры» Кулябина, где сестры общаются на языке глухонемых (образованных и культурных людей сегодняшнее общество не слышит, не поспоришь), были отобраны в программу Венских театральных недель и пережили у тамошней искушенной публики подлинный триумф, «Маску» этому молодому театральному автору можно было давать не глядя. Но единственное, что смогли сделать для Кулябина жюристы, - это предложить спецприз, да и то не ему, а актерскому ансамблю спектакля (фамилии Кулябина в формулировке спецприза нет, можете проверить на сайте "Маски"). И это еще одно решение, за которым — железный расчет. А гран-при получил спектакль не столько выдающийся, сколько правильный: «Русский роман» Миндаугаса Карбаускиса — история о Льве Толстом с главной героиней Софьей Андреевной Толстой в исполнении Евгении Симоновой. Тут надо признать, что литовский драматург Мариус Ивашкявичус написал изящную умную пьесу об особенностях национальной семьи (разумеется, российской), и персональная «Маска» ему — единственная в данном случае награда, которая не вызывает никаких вопросов.

Однако не везде получилось сохранить, что называется, «хорошую мину». Подлинным конфузом выглядит «Золотая маска» Бобу Уилсону — режиссеру из США, который имел репутацию одного из лучших постановщиков мира, когда далеко не все члены жюри даже на свет родились. Так вот Уилсона (внимание) умудрились наградить как «Лучшего художника по свету в музыкальном театре». Для тех, кто не в курсе: именно работа со светом, который для каждой новой постановки выставляется Уилсоном более 300 часов, - одно из ключевых содержательных открытий его режиссуры, но сделал он его несколько десятков лет назад. В прошлом году, напомню, Уилсон поставил «Сказки Пушкина» в Театре Наций с Евгением Мироновым в роли Пушкина. И как же прав был театр, который принципиально отказался номинироваться на «Маску».

Впрочем, список режиссеров-номинантов в этом году достиг без малого тридцати человек. И это, с одной стороны, сильно увеличивает рейтинг победителя, Андрея Могучего, а с другой — неслабо отдает абсурдом. Тут нашлось место практически всем мало-мальски достойным, но не нашлось - Кириллу Серебренникову и Константину Богомолову. Ну и если уж вы, господа, номинировали столько молодых, так дайте вы публике выучить хоть одно новое имя. Ну да, положим, с «Грозой» мало какой спектакль сравнится — и фурор спектакля во время столичных показов это подтвердил. Но спецпризами-то жюри могло распорядиться иначе. Могло, но проторенными тропами ходить, конечно, спокойнее. Безопасней.

Ну и, конечно, эта «Маска» выявила не только общенациональные болезни, но и проблемы «наших Васюков». При всем, что называется, уважении, факты — вещь упрямая. Федеральные театры, работающие в Петербурге, каждый год привозят урожай «Масок», а за все городские который сезон отдувается Музкомедия (иные стационары не только не стали лауреатами, а не были даже номинированы). Видимо, без ощутимых перемен ситуацию к лучшему в театральном Петербурге не изменить.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Около 50 наград вручили на торжественной церемонии театральной премии «Золотая маска», которая прошла в среду в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в Москве.

В списке номинантов театральной премии представлены все виды и жанры сценического искусства: балет, мюзикл, драма, кукольный театр. Чтобы выбрать лучших, эксперты в этом сезоне отсмотрели почти тысячу спектаклей, поставленных более чем в ста российских городах.

Это был самый масштабный театральный марафон за всю историю «Золотой маски». За два с половиной месяца зрители увидели 74 постановки. Создатели лучших из них стали участниками последнего и самого непредсказуемого представления этого фестиваля - вручения премии. По традиции, оно проходит на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Заранее были известны только имена лауреатов в номинации «За вклад в развитие театрального искусства». В этом году среди победителей - Владимир Этуш, Резо Габриадзе и Олег Табаков. Зал встречал их стоя.

Лучшей драматической артисткой была признана Евгения Смирнова за роль в спектакле «Русский роман» театра имени Маяковского. Данила Козловский стал лауреатом в номинации “Лучшая мужская роль в драме большой формы” за роль Гамлета в одноимённом спектакле МДТ – Театра Европы.

Также лауреатами Национальной театральной премии “Золотая Маска” – 2017 стал дирижер Теодор Курентзис за работу над оперой «Травиата». В номинации «Современный танец» лучшим был признан спектакль «Все пути ведут на север».

Полный список лауреатов:

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ

БИНДЮЖНИК И КОРОЛЬ, Театр юного зрителя, Красноярск

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА

Андрей АЛЕКСЕЕВ, «Белый. Петербург», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА

Роман ФЕОДОРИ, «Биндюжник и Король», Театр юного зрителя, Красноярск

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Мария БИОРК, Соня, «Преступление и наказание», Театр мюзикла, Москва

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ

Виктор КРИВОНОС, Аполлон Аполлонович Аблеухов, «Белый. Петербург», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург

ОПЕРЕТТА-МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Владимир ГАЛЬЧЕНКО, Князь Серпуховской, «История лошади», Театр драмы им. М. Горького, Самара

БАЛЕТ/СПЕКТАКЛЬ

РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА, Театр оперы и балета, Екатеринбург

СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ

ВСЕ ПУТИ ВЕДУТ НА СЕВЕР, Театр «Балет Москва», Москва

БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА

Павел КЛИНИЧЕВ, «Ундина», Большой театр, Москва

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА

Антон ПИМОНОВ, «Скрипичный концерт №2», Мариинский театр, Санкт-Петербург

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Виктория ТЕРЕШКИНА, «Скрипичный концерт №2», Мариинский театр, Санкт-Петербург

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ

Игорь БУЛЫЦЫН, Меркуцио, «Ромео и Джульетта», Театр оперы и балета, Екатеринбург

ОПЕРА/СПЕКТАКЛЬ

РОДЕЛИНДА, Большой театр, Москва

ОПЕРА/РАБОТА ДИРИЖЕРА

Теодор КУРЕНТЗИС, «Травиата», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

ОПЕРА/РАБОТА РЕЖИСCЕРА

Ричард ДЖОНС, «Роделинда», Большой театр, Москва

ОПЕРА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Надежда ПАВЛОВА, Виолетта Валери, «Травиата», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

ОПЕРА/МУЖСКАЯ РОЛЬ

Липарит АВЕТИСЯН, Шевалье де Грие, «Манон», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

РАБОТА КОМПОЗИТОРА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

Эдуард АРТЕМЬЕВ, «Преступление и наказание», Театр мюзикла, Москва

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ ЖЮРИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА

Спектакль «the_Marusya», Компания «Диалог Данс», Кострома

Спектакль «Геракл», Башкирский театр оперы и балета, Уфа

РАБОТА ХУДОЖНИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

Этель ИОШПА, «Саломея», театр «Новая опера», Москва

РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

Елена ТУРЧАНИНОВА, «Снегурочка», театр «Старый дом», Новосибирск

РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

Роберт УИЛСОН, «Травиата», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА

Николай РОЩИН, «Ворон», Александринский театр, Санкт-Петербург

ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ

Елена СОЛОВЬЕВА, «Корабль дураков», Театр «Грань», Новокуйбышевск

ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ

Александр МУСТОНЕН, «Плешивый Амур», Московский театр юного зрителя

КОНКУРС «ЭКСПЕРИМЕНТ»

СНЕГУРОЧКА, Театр «Старый дом», Новосибирск

КУКЛЫ/СПЕКТАКЛЬ

КОЛИНО СОЧИНЕНИЕ, Продюсерский центр «КонтАрт», Санкт-Петербург

КУКЛЫ/РАБОТА РЕЖИССЕРА

Наталья ПАХОМОВА, «Сказка с закрытыми глазами “Ёжик в тумане”», Московский театр кукол

КУКЛЫ/РАБОТА ХУДОЖНИКА

Виктор АНТОНОВ, «Железо», Театр кукол Республики Карелия, Петрозаводск

КУКЛЫ/РАБОТА АКТЕРА

Анна СОМКИНА, Александр БАЛСАНОВ, «Колино сочинение», Продюсерский центр «КонтАрт», Санкт-Петербург

ДРАМА/ СПЕКТАКЛЬ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ

РУССКИЙ РОМАН, Театр им. Вл. Маяковского, Москва

ДРАМА/ СПЕКТАКЛЬ МАЛОЙ ФОРМЫ

МАГАДАН/КАБАРЕ, Театр «Около дома Станиславского», Москва

ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА

Андрей МОГУЧИЙ, «Гроза», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург

ДРАМА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Евгения СИМОНОВА, Софья Толстая, «Русский роман», Театр им. Вл. Маяковского, Москва

ДРАМА/МУЖСКАЯ РОЛЬ

Данила КОЗЛОВСКИЙ, Гамлет, «Гамлет», Малый драматический театр – Театр Европы, Санкт-Петербург

ДРАМА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Елена НЕМЗЕР, Панталона, «Ворон», Александринский театр, Санкт-Петербург

ДРАМА/МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Хольгер МЮНЦЕНМАЙЕР, Дьякон, «Жили-были», Драматический театр, Шарыпово

ДРАМА/РАБОТА ДРАМАТУРГА

Марюс ИВАШКЯВИЧЮС, «Русский роман», Театр им. Вл. Маяковского, Москва

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ ЖЮРИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И ТЕАТРА КУКОЛ

Актерский ансамбль актеров в спектакле «Три сестры», театр «Красный факел», Новосибирск

Игорь Волков, Виталий Коваленко, Елена Вожакина – актеры в спектакле «По ту сторону занавеса», Александринский театр, Санкт-Петербург

ПРЕМИИ «ЗА ВЫДАЮЩИЙСЯ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Айгум АЙГУМОВ, художественный руководитель Дагестанского музыкально-драматического театра им. А.П. Салаватова, народный артист РФ, лауреат Государственной премии Правительства Республики Дагестан.

Ирина БОГАЧЕВА, солистка Мариинского театра, народная артистка СССР, Лауреат Государственной премии СССР, Лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» «За выдающийся вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга».

Андрей БОРИСОВ, артист театра и кино, режиссер, народный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ и Республики Саха (Якутия), лауреат Государственных премий СССР и РФ, заслуженный деятель искусств Республики Алтай.

Резо ГАБРИАДЗЕ, грузинский кинорежиссер и сценарист, драматург, художник, скульптор, художественный руководитель Тбилисского театра марионеток.

Георгий КОТОВ, актер и режиссер Омского Музыкального театра, народный артист РСФСР. Николай МАРТОН, актер Александринского театра, народный артист РФ.

Олег ТАБАКОВ, художественный руководитель МХТ им. А.П. Чехова, народный артист СССР, Лауреат Государственных премий СССР и РФ, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Владимир ЭТУШ, актер Театра им. Евг. Вахтангова, народный артист СССР, художественный руководитель Театрального училища им. Б. Щукина.

ПРЕМИЯ «ЗА ПОДДЕРЖКУ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА РОССИИ»

Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт»

"Золотая маска 2017": Данила Козловский, Елизавета Боярская, другие герои вечера и полный список лауреатов

Вчера на сцене московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась 23-я церемония вручения наград "Золотая маска". Число номинантов на национальную театральную премию было рекордным - 213 режиссеров, актеров, художников, композиторов, драматургов. Гостями главной театральной премии страны стали Елизавета Боярская, Евгений Миронов, Евгений Табаков, Анна Чиповская, Ингеборга Дапкунайте и многие другие. Лауреатами премии стали актеры Данила Козловский и Евгения Симонова, режиссер Андрей Могучий, дирижер Теодор Курентзис. Всего в рамках фестиваля "Золотая маска 2017" были показаны 74 спектакля из 25 городов России.

Данила Козловский стал лучшим драматическим актером за главную роль в спектакле "Гамлет" Малого драматического театра в Петербурге, а лучшей драматической актрисой - Евгения Симонова, сыгравшая в спектакле "Русский роман" Театра имени Маяковского.

Владимир Мишуков Дмитрий Брусникин

Лучшим режиссером снова стал Андрей Могучий - он был отмечен за работу над спектаклем "Гроза" в петербургском Большом драматическом театре имени Товстоногова. В прошлом году награду лучшего режиссера также забрал Могучий - за спектакль "Пьяные".

Теодор Курентзис был признан жюри лучшим дирижером за оперу "Травиата" в пермском театре оперы и балеты имени Чайковского.

Гостья премии Елизавета Боярская поделилась впечатлениями от "Золотой маски" на своей страничке в социальной сети Instagram.

Вчера Данила получил "Золотую Маску" в номинации "Лучшая мужская роль" за Гамлета! Как же я бесконечно рада! Не мог не получить, он блистательно, неистово и страстно живет эту роль! Лучший из лучших партнеров, самый добрый и отзывчивый человек, верный, заботливый друг, преданный ученик, ответственный, талантливейший, уникальный, чуткий, тонкий артист, любимый однокурсник! Редкой души человек! Заслуживает всего самого лучшего и доброго! Поздравляю от всего сердца! Ура!

Елизавета Боярская на вечере "Золотая маска-2017"

"Золотая маска-2017" Надежда Павлова (опера)

Премии Союза театральных деятелей за выдающийся вклад в развитие театрального искусства получили Олег Табаков, Владимир Этуш, Резо Габриадзе, Николай Мартон, Айгум Айгумов, Ирина Богачева, Андрей Борисов, Георгий Котов (посмертно).



Полный список лауреатов премии "Золотая маска-2017":


Лучшим большим драматическим спектаклем стал "Русский роман" московского Театра им. Маяковского.

Лучшим драматическим спектаклем малой формы жюри признали "Магадан/Кабаре", Театр "Около дома Станиславского", Москва.

Награду за лучшую драматическую роль второго плана присвоили Елене немзер, за спектакль "Ворон", Александринский театр в Санкт-Петербурге.

Лучшим драматическим актером стал Хольгер Мюнценмаейр за роль Дьякона в спектакле "Жили-были" Драматического театра, Шарыпово.

Лучшим драматическим художником жюри назвали Николая Рощина, спектакль "Ворон", Александринский театр в Санкт-Петербурге.

Елена Соловьева получила награду как лучшая художница по костюмам, спектакль "Корабль дураков", Театр "Грань", Новокуйбышевск.

Александр Мустонен получил награду как лучший художник по свету. Спектакль "Плешивый Амур", Московский театр юного зрителя.

Лучшим драматургом назван Марюс Ивашкявичюс за "Русский роман", Театр им. Маяковского, Москва.

Лучший кукульный спектакль - "Колино сочинение", продюсерский центр "КонтАрт", Санкт-Петербург.

Лучший режиссер по куклам Наталья Пахомова, "Сказка с закрытыми глазами", "Ёжик в тумане", Московский театр кукол.

Лучшим художником по куклам стал Виктор Антонов, "Железо", Театр кукол Республики Карелии, Петрозаводск.

Награду за куклу (работа актера) получила Анна Сомкина и Александр Балсанов, "Колино сочинение", Продюсерский центр "КонтАрт".

Специальную премию жюри Драматического театра и театра кукол получили Игорь Волков, Виталий Коваленко, Елена Вожакина - актеры спектакля "По ту сторону занавеса", Александринский театр, Санкт-Петербург.

Лучший актерский ансамбль - в спектакле "Три сестры", театр "Красный факел", Новосибирск.

Лучший режиссер оперы - Ричард Джонс "Роделинда", Большой театр, Москва.

Надежда Павлова получила награду как лучшая оперная певица "Травиата", Театр оперы и балета им. Чайковского, Пермь.

Лучшая мужская роль в опере - Липарит Аветисян, "Манон", Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва.

"Лучший спектаклем в балете" назван "Ромео и Джульетта", поставленный в Театре оперы и балета Екатеринбурга.

Лучший танцевальный спектакль "Все пути ведут на север", Театр "Балет Москва", Москва.

Павел Клиничев получил "Золотую маску" как дирижер в балете. Он был единственным претендентом на эту награду - за три разных спектакля, приз ему принесла "Ундина" Большого театра.

Две "Золотые маски" получил спектакль "Скрипичный концерт №2", Мариинский театр, Петербург: за работу балетмейстера/хореографа награжден Антон Пимонов, за лучшую женскую роль - Виктория Терешкина.

Награду за лучшую балетную постановку получил спектакль "Ромео и Джульетта" (хореограф Вячеслав Самодуров, Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета), "Золотую маску" также получил исполнитель партии Меркуцио Игорь Булыцын.

Спектакль красноярского ТЮЗа "Биндюжник и король" получил "Золотую маску" как лучший мюзикл, а "Лучшим режиссером в оперетте-мюзикле" стал красноярский режиссер Роман Феодори.

"Золотую маску" получил дирижер Андрей Алексеев за "Белый. Петербург", Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург.

"Золотую маску" получила Мария Биорк за женскую роль в оперетте-мюзикл "Преступление и наказание", Театр мюзикла, Москва. А "Золотая маска" за лучшую мужскую роль в оперетте досталась Виктору Кривоносову.

"Золотую маску" за лучшую роль второго плана в оперетте получил Владимир Гальченко, Театр драмы им. Горького, Самара.

Лучшим композитором стал Эдуард Артемьев "Преступление и наказание", Театр мюзикла, Москва.

"Золотую маску" как лучший художник в музыкальном театре получила Этель Иошпа.

Елена Турчанинова стала лучшим художником по костюмам, а лучшим художником по свету признан Робер Уилсон.

Специальную премию жюри музыкального театра получил спектакль "Геракл", Башкирский театр оперы и балета, Уфа и спектакль "the_Marusya", Кострома.

В этом году на нее претендовало рекордное количество спектаклей всех жанров. В итоговый список номинантов попали постановки театров из разных городов России: 28 драматических спектаклей, 13 опер, 5 балетов и 9 спектаклей современного танца, 4 спектакля в жанре «оперетта/мюзикл», а также 8 кукольных спектаклей.

Лучшим драматическим актером признали Данилу Козловского за роль Гамлета в Малом драматическом театре Санкт-Петербурга . Получила признание и актриса Евгения Симонова, сыгравшая Софью Толстую в спектакле «Русский роман» Театра имени Маяковского . Этот же спектакль получил третью «Маску» как лучший спектакль большой формы, а в разделе «Малая форма» отметили спектакль «Магадан/кабаре» московского театра «Около дома Станиславского» .

Лучшим режиссером в драме, как и в прошлом году, стал Андрей Могучий - он получил награду за спектакль «Гроза» в Большом драматическом театре имени Товстоногова . Приз за лучшую женскую роль второго плана в драме достался Елене Немзер из Александринского театра за роль Панталоны в постановке «Ворон», а за лучшую мужскую - Хольгеру Мюнценмайеру (Дьякон в спектакле «Жили-были» Драматического театра Шарыпово).

Лучшим спектаклем в оперетте-мюзикле стал «Биндюжник и король» Красноярского театра юного зрителя , как лучший режиссер за этот спектакль был отмечен Роман Феодори. За лучшую женскую роль в оперетте-мюзикле получила награду Мария Биорк, сыгравшая Соню в спектакле «Преступление и наказание» (Театр мюзикла).

Премия за лучшую мужскую роль в этой категории досталась Виктору Кривоносу за роль в спектакле «Белый. Петербург» (Театр музыкальной комедии , Санкт-Петербург). Лучшую роль второго плана в оперетте-мюзикле сыграл Владимир Гальченко из Театра драмы в Самаре.

Премия «Золотая маска». Фотография: mdt-dodin.ru

Премия «Золотая маска». Фотография: justmedia.ru

Премия «Золотая маска». Фотография: kino-teatr.ru

Лучшим спектаклем в балете был признан «Ромео и Джульетта», поставленный в Екатеринбургском театре оперы и балета . Награду за лучшую мужскую роль получил Игорь Булыцын, станцевавший в спектакле Меркуцио. Лучшим дирижером стал Павел Клиничев - он удостоился премии за работу «Ундина» на музыку Ханса Вернера Хенце (Большой театр). Виктория Терешкина сыграла лучшую женскую роль в спектакле Мариинского театра «Скрипичный концерт № 2». За этот же спектакль был награжден и Антон Пимонов в номинации «Лучшая работа балетмейстера/хореографа». Премию в номинации «Лучший спектакль в современном танце» получила работа «Все пути ведут на Север» (театр «Балет Москва»).

Лучшим дирижером в опере стал Теодор Курентзис со спектаклем «Травиата» в Театре оперы и балета имени Чайковского в Перми. Лучшим режиссером признали Ричарда Джонса (опера «Роделинда», Большой театр»). Награда в номинации «Лучший спектакль в опере» также досталась «Роделинде». Премию за лучшую женскую роль в опере получила Надежда Павлова (Виолетта в «Травиате» Пермской оперы), а за лучшую мужскую роль - Липарит Аветисян (Шевалье де Грие в «Манон» Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве). В номинации «Лучшая работа композитора в музыкальном театре» награду завоевал Эдуард Артемьев - за «Преступление и наказание» Московского театра мюзикла.

В «кукольных» номинациях лучшей работой режиссера признали спектакль «Ежик в тумане» Московского театра кукол , поставленный Натальей Пахомовой, а лучшей постановкой - «Колино сочинение» петербургского центра «КонтрАрт».

В конце церемонии состоялось вручение наград «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» - их получили

Два состава жюри - драматическое и музыкальное - заседали параллельно накануне вручения. Причем драматическое смогло приступить к финальному обсуждению только когда закончился последний спектакль масочного марафона: по воле случая им оказалась постановка из очень дальней точки России - Норильска. Заполярная драма им. Маяковского представила «Дядю Ваню». Ее считали реальным конкурентом другому «Дяде Ване» - из Воронежа и претендентом на нацпремию хотя бы в одной из номинаций. Но... оба «Дяди Вани» уехали из Москвы ни с чем.

Как же разыграла карту на этот раз «ЗМ-2017»? К слову, ее с полным основанием можно считать рекордной с момента своего основания - 1993 год. В «Маске» 290 номинаций, и это не шутка. Для сравнения - в прошлом году их было 200, в предыдущие годы - еще меньше. К списку прошлого года добавились новые - «Драматург», «роль второго плана» теперь разделена в драме на лучшую у мужчин и у женщин, наконец появилась роль второго плана в оперетте. Расширилась и география театров-участников - шесть новых городов привезли в Москву свои спектакли.

Хотя Гран-при как такового на «Маске» нет, тем не менее негласно им считается тот, у кого оказывается премия за «Лучший спектакль». Так, среди спектаклей большой формы в этой номинации безоговорочно побеждает «Русский роман» Московского театра им. Маяковского (режиссер Миндаугас Карбаускис). Вообще, спектакль, посвященный жене Льва Толстого, который, к слову сказать, ни разу не появляется на сцене за 3 часа действия, отмечен аж в трех номинациях - «Лучший спектакль», «Драматург» (Ивашкявичус) и «Лучшая женская роль». Она достается прекрасной актрисе Евгении Симоновой. А вот «Лучшей мужской ролью» признана роль Гамлета в исполнении Даниила Козловского. Замечу, что новый спектакль Льва Додина - «Гамлет» - вызвал жаркие споры и буквально расколол столичную публику ровно напополам: и не просто на «за» и «против», а радикально - «прекрасно» и «ужасно». Однако это - мастерская работа, которую, возможно, по-настоящему оценят со временем.

«Русский роман» имел довольно сильных конкурентов в лице своих основных и, можно сказать, давних соперников - питерских БДТ им.Товстоногова и Александринского театра. Разница в голосах при голосовании была минимальная. В результате БДТ со спектаклем «Гроза» отмечен за «Лучшую режиссуру» Андрея Могучего, что совершенно справедливо. А Александринка увозит в Санкт-Петербург две «Маски» - «Лучший художник» (Николай Рощин, спектакль «Ворон») и спецприз за высокопрофессиональный актерский ансамбль в спектакле «По ту сторону занавеса» (малая форма, реж. Андрий Жолдак по пьесе Чехова «Три сестры»).

Причем жюри единогласно в ансамбль включило актрису, которая не была почему-то номинирована. Таким образом в ансамбль объединены Игорь Волков (отец, Вершинин), Виталий Коваленко (Кулыгин) и Елена Вожакина.(Маша) . В малой же форме спецпризом за актерский ансамбль отмечены «Три сестры» из Новосибирска в постановке Тимофея Кулябина, играющие чеховскую пьесу на языке слабослышащих людей.

«Лучшая мужская роль второго плана» уезжает в крохотный городок Шарыпово (Красноярский край), где проживает всего 38 тысяч жителей. Ее увозит старейший актер труппы Хольгер Мюнценмайер (спектакль «Жили-Были».) А «Лучшая женская роль второго плана» достается Елене Немзер из Александринки (спектакль «Ворон»).

В «Куклах» жарких споров не получилось - полное единодушие в жюри было относительно «Колиного сочинения», проекта «КонтАрта» и театра «Кукольный формат» из Санкт-Петербурга. История тонкая, невероятно трогательная, поставленная по книге Сергея Голышева «Мой сын - даун», где использованы стихи сына автора - Коли Голышева. Никакой спекуляции на болезненной теме - работа режиссера Яны Туминой заслуживает высочайшей оценки. И к тому же выяснилось, что этот проект она предлагала одному большому театру, но тот отказался, и Яна четыре года собирала деньги на реализацию сввоего проект. Не зря - «Колино счастье» становится «Лучшим спектаклем», а два актера, играющие в нем (Анна Сомкина и Александр Балсанов), признаны «Лучшими». Работа художника Виктора Антонова отмечена «Маской» за спектакль «Железо» (театр из Петрозаводска). «Лучшим режиссером кукольного спектакля» признана Наталья Пахомова из Московского театра кукол за спектакль «Сказка с закрытыми глазами» Ёжик в тумане».