.
Символический смысл названия повести А. Грина «Алые паруса»
«Когда краски жизни блекнут, я беру Грина. Открываю его на любой странице, так весной протирают стекло в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве. Грин - один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости. С ним можно ехать в Арктику и на целину, идти на свидание. Он поэтичен, он мужественный». Так выразил багатотвірну силу влияния Грина на читателя писатель Даниил Гранин.
Думая о Александра Грина, мы прежде всего вспоминаем его повесть-сказку «Алые паруса». Эта сказочная феерия стала символом его творчества. Она вобрала в себя все лучшее, что есть в других произведениях Грина: красивую мечту и правдивую реальность, любовь к человеку и веру в его силы, надежду на лучшее и любовь к прекрасному.
Название повести многозначная. Чтобы парусное судно начало двигаться, должен наполнить его паруса ветер. А жизнь человека должна быть наполнена глубоким содержанием, тогда оно имеет смысл. Если жизнь скучна и безрадостна, содержанием его становится мечта. Мечта может так и остаться красивой несбыточной сказкой. Но может и осуществиться.
«Алые паруса» Грина - символ мечты, которая стала реальностью. Мечта Ассоль «ожила» потому что девочка «умела любить, как учил ее отец, умела ждать вопреки всему». И она смогла сохранить свою веру в прекрасное, живя среди людей, что «не умели рассказывать сказки и петь песни».
Пурпурный цвет шелка, избранный Греем для парусов «Секрета», стал цветом радости и красоты, которого так не хватало в Каперне.
Белый парусник под пурпурными парусами - символ любви и новой жизни для Ассоль, которая дождалась своего счастья.
«Алые паруса» Грина - это еще утверждение правильного способа достижения счастья: «делать чудеса своими руками». Так считал капитан Грей, осуществивший мечту незнакомой ему девушки. Так думал матрос Лонгрен, что сделал когда-то игрушечную яхту с пурпурными парусами, которая принесла счастье его дочери.
СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОВЕСТИ-ФЕЕРИИ А. ГРИНА «АЛЫЕ ПАРУСА»
В сознании многих людей, даже не знакомых с творчеством А. Грина, словосочетание «алые паруса» прочно ассоциируется с понятием «мечта». Но возникает другой вопрос: а что же такое мечта в понимании самого писателя и главных героев его произведения? И почему именно алые паруса стали своеобразным символом мечты? Когда впервые в произведении упоминаются алые паруса, они представляют собой алые паруса на игрушечной гоночной яхте. Эти алые паруса были сделаны из обрезков шелка, «употреблявшегося Лонгреном для оклейки пароходных кают - игрушек богатого покупателя». Маленькое суденышко в этот момент держала в руке наша героиня Ассоль. Каким образом яхта оказалась в ее руках? Дело в том, что девочка росла с отцом, зарабатывающим на жизнь изготовлением игрушек. Мать девочки умерла рано от воспаления легких. Причастным к ее смерти был трактирщик, состоятельный человек Меннерс. Он отказался дать денег в долг женщине, оказавшейся в безвыходном положении. Мери была вынуждена в холодную ветреную погоду отправиться в город заложить за бесценок колечко. Вернувшись, Мери заболела и умерла. Лонгрен взял на себя воспитание дочери: «он делал также сам всю домашнюю работу и проходил несвойственное мужчине сложное искусство ращения девочки». Вскоре Лонгрен совершил поступок, последствия которого оказались весьма печальными. Во время шторма торговец Меннерс оказался в смертельной опасности, но Лонгрен не помог своему обидчику. После этого случая соседи стали недоброжелательно относиться к отцу и дочери. Ассоль росла без подруг, в полном одиночестве, в своем мире мечты и фантазий, которые вскоре приобрели реальные очертания. Момент, когда впервые яхта с алыми парусами оказалась в руках Ассоль, стал едва ли не самым важным во всей детской жизни. Девочка пришла в восторг, любуясь белым суденышком с алыми парусами. Но ее восторг не ограничился только созерцанием: Ассоль решила подвергнуть игрушку небольшому испытанию. Волею случая яхта, как настоящая, поплыла вниз по течению. Пытаясь догнать быструю яхту, девочка в пути встретила настоящего волшебника. В действительности волшебник был известным собирателем песен и легенд Эглем. Эгль, заметив в лице девочки «невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы», решил рассказать сказку. Естественно, его фантазия не могла упустить такой важной детали, как алые паруса. Поэтому принц в сказке Эгля появляется не на белом коне, а на белом корабле с алыми парусами. Лонгрен не пытался опровергнуть интересное предсказание волшебника. Мудрый отец решил не отнимать «такую игрушку»: «А насчет алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса». Как видим, множество неблагоприятных и благоприятных обстоятельств послужили тому, чтобы в сердце Ассоль прочное, незыблемое место заняла мечта о счастливом будущем и пламенной любви, которая под алыми парусами должна была ворваться в ее серую жизнь. В Ассоль были перемешаны «в замечательной прекрасной неправильности» дочь матроса, ремесленника и «живое стихотворение со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности их теней и света». И эта вторая Ассоль, которая «сверх общих явлений видела отраженный смысл иного порядка», не могла выйти из власти сказки. Ассоль совершенно серьезно высматривала в море корабль с алыми парусами. Если Ассоль уютно жила в своей фантазии, то Артур Грэй привык с детства нарушать общепринятые каноны, которые каким-либо образом сковывали его свободу. Мечтал ли он о чем-нибудь? Как Ассоль вдохновил вырастить в сердце мечту рассказчик Эгль, так и Артур Грэй был вдохновлен плодом человеческого творчества - картиной с изображением корабля, поднимающегося на гребень морского вала. Над огромным морем, тьмой пучины возвышалась фигура капитана. По мнению Артура, капитан был судьбой, душой и разумом корабля. Мечта заставила Артура в пятнадцать лет покинуть дом и окунуться в мир взрослых игр. И в этом мире из грез мальчика юноше приходилось тяжело работать, но он добился своей цели. Встреча Ассоль и Артура была словно предопределена судьбой. Они каждый по-своему предчувствовали необычные перемены в своей жизни. Грэй увидел спящую молодую девушку. Среди буйства природы Артур «иначе увидел ее». Он увидел ее не столько глазами, сколько сердцем. И с этого момента Артур стал действовать по подсказке сердца. Оставив на мизинце девушки дорогое фамильное кольцо, он пытается разузнать все о прекрасном видении. А услышав рассказ угольщика о чудесной девушке, о пустой корзине, которая вмиг зацвела, понял, что сердце его не обманывало: «Теперь он действовал уже решительно и покойно, до мелочи зная все, что предстоит на чудном пути». Особенно тщательно выбирал Артур ткань для парусов. И выбор его пал на цвет «совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности… В нем не было смешанных оттенков огня, лепестков мака, игры фиолетовых или лиловых намеков; не было также ни синевы, ни тени - ничего, что вызывает сомнение. Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения». Вот какой цвет выбрал Артур Грэй, цвет совершенно чистый, не вызывающий сомнения и отражающий духовное начало - такой же чистой, не вызывающей сомнения является мечта. Только для одних мечта становится объектом страстных желаний, а для других, таких как Артур Грэй, - мощным источником энергии преобразования, совершенствования. Артур полюбил Ассоль и, вполне возможно, мог добиться ее благосклонности иным, более простым и незамысловатым способом. Но внутренняя потребность чуда, неприятие обыденного мира с установленными образцами поведения движут Артуром. И если для кого-то чудо - это улыбка, веселье, прощение, вовремя сказанное слово, то для героев Грина это чудо останется «навсегда в алом блеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь». В равной степени алые паруса - это и символ мечты, воплощенной в жизнь, дарующей счастье, сидящее «в душе пушистым котенком», и символ любви, способной творить чудеса. В сознании многих людей, даже не знакомых с творчеством А. Грина, словосочетание «алые паруса» прочно ассоциируется с понятием «мечта». Но возникает другой вопрос: а что же такое мечта в понимании самого писателя и главных героев его произведения? И почему именно алые паруса стали своеобразным символом мечты? Когда впервые в произведении упоминаются алые паруса, они представляют собой алые паруса на игрушечной гоночной яхте. Эти алые паруса были сделаны из обрезков шелка, «употреблявшегося Лонгреном для оклейки пароходных кают - игрушек богатого покупателя». Маленькое суденышко в этот момент держала в руке наша героиня Ассоль. Каким образом яхта оказалась в ее руках? Дело в том, что девочка росла с отцом, зарабатывающим на жизнь изготовлением игрушек. Мать девочки умерла рано от воспаления легких. Причастным к ее смерти был трактирщик, состоятельный человек Меннерс. Он отказался дать денег в долг женщине, оказавшейся в безвыходном положении. Мери была вынуждена в холодную ветреную погоду отправиться в город заложить за бесценок колечко. Вернувшись, Мери заболела и умерла. Лонгрен взял на себя воспитание дочери: «он делал также сам всю домашнюю работу и проходил несвойственное мужчине сложное искусство ращения девочки». Вскоре Лонгрен совершил поступок, последствия которого оказались весьма печальными. Во время шторма торговец Меннерс оказался в смертельной опасности, но Лонгрен не помог своему обидчику. После этого случая соседи стали недоброжелательно относиться к отцу и дочери. Ассоль росла без подруг, в полном одиночестве, в своем мире мечты и фантазий, которые вскоре приобрели реальные очертания. Момент, когда впервые яхта с алыми парусами оказалась в руках Ассоль, стал едва ли не самым важным во всей детской жизни. Девочка пришла в восторг, любуясь белым суденышком с алыми парусами. Но ее восторг не ограничился только созерцанием: Ассоль решила подвергнуть игрушку небольшому испытанию. Волею случая яхта, как настоящая, поплыла вниз по течению. Пытаясь догнать быструю яхту, девочка в пути встретила настоящего волшебника. В действительности волшебник был известным собирателем песен и легенд Эглем. Эгль, заметив в лице девочки «невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы», решил рассказать сказку. Естественно, его фантазия не могла упустить такой важной детали, как алые паруса. Поэтому принц в сказке Эгля появляется не на белом коне, а на белом корабле с алыми парусами. Лонгрен не пытался опровергнуть интересное предсказание волшебника. Мудрый отец решил не отнимать «такую игрушку»: «А насчет алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса». Как видим, множество неблагоприятных и благоприятных обстоятельств послужили тому, чтобы в сердце Ассоль прочное, незыблемое место заняла мечта о счастливом будущем и пламенной любви, которая под алыми парусами должна была ворваться в ее серую жизнь. В Ассоль были перемешаны «в замечательной прекрасной неправильности» дочь матроса, ремесленника и «живое стихотворение со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности их теней и света». И эта вторая Ассоль, которая «сверх общих явлений видела отраженный смысл иного порядка», не могла выйти из власти сказки. Ассоль совершенно серьезно высматривала в море корабль с алыми парусами. Если Ассоль уютно жила в своей фантазии, то Артур Грэй привык с детства нарушать общепринятые каноны, которые каким-либо образом сковывали его свободу. Мечтал ли он о чем-нибудь? Как Ассоль вдохновил вырастить в сердце мечту рассказчик Эгль, так и Артур Грэй был вдохновлен плодом человеческого творчества - картиной с изображением корабля, поднимающегося на гребень морского вала. Над огромным морем, тьмой пучины возвышалась фигура капитана. По мнению Артура, капитан был судьбой, душой и разумом корабля. Мечта заставила Артура в пятнадцать лет покинуть дом и окунуться в мир взрослых игр. И в этом мире из грез мальчика юноше приходилось тяжело работать, но он добился своей цели. Встреча Ассоль и Артура была словно предопределена судьбой. Они каждый по-своему предчувствовали необычные перемены в своей жизни. Грэй увидел спящую молодую девушку. Среди буйства природы Артур «иначе увидел ее». Он увидел ее не столько глазами, сколько сердцем. И с этого момента Артур стал действовать по подсказке сердца. Оставив на мизинце девушки дорогое фамильное кольцо, он пытается разузнать все о прекрасном видении. А услышав рассказ угольщика о чудесной девушке, о пустой корзине, которая вмиг зацвела, понял, что сердце его не обманывало: «Теперь он действовал уже решительно и покойно, до мелочи зная все, что предстоит на чудном пути». Особенно тщательно выбирал Артур ткань для парусов. И выбор его пал на цвет «совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности… В нем не было смешанных оттенков огня, лепестков мака, игры фиолетовых или лиловых намеков; не было также ни синевы, ни тени - ничего, что вызывает сомнение. Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения». Вот какой цвет выбрал Артур Грэй, цвет совершенно чистый, не вызывающий сомнения и отражающий духовное начало - такой же чистой, не вызывающей сомнения является мечта. Только для одних мечта становится объектом страстных желаний, а для других, таких как Артур Грэй, - мощным источником энергии преобразования, совершенствования. Артур полюбил Ассоль и, вполне возможно, мог добиться ее благосклонности иным, более простым и незамысловатым способом. Но внутренняя потребность чуда, неприятие обыденного мира с установленными образцами поведения движут Артуром. И если для кого-то чудо - это улыбка, веселье, прощение, вовремя сказанное слово, то для героев Грина это чудо останется «навсегда в алом блеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь». В равной степени алые паруса - это и символ мечты, воплощенной в жизнь, дарующей счастье, сидящее «в душе пушистым котенком», и символ любви, способной творить чудеса.В сознании многих людей, даже не знакомых с творчеством А. Грина, словосочетание “алые паруса” прочно ассоциируется с понятием “мечта”. Но возникает другой вопрос: а что же такое мечта в понимании самого писателя и главных героев его произведения? И почему именно алые паруса стали своеобразным символом мечты?
Когда впервые в произведении упоминаются алые паруса, они представляют собой алые паруса на игрушечной гоночной яхте. Эти алые паруса были сделаны из обрезков шелка, “употреблявшегося Лонгреном для оклейки пароходных
кают - игрушек богатого покупателя”. Маленькое суденышко в этот момент держала в руке наша героиня Ассоль. Каким образом яхта оказалась в ее руках? Дело в том, что девочка росла с отцом, зарабатывающим на жизнь изготовлением игрушек. Мать девочки умерла рано от воспаления легких. Причастным к ее смерти был трактирщик, состоятельный человек Меннерс. Он отказался дать денег в долг женщине, оказавшейся в безвыходном положении.
Мери была вынуждена в холодную ветреную погоду отправиться в город заложить за бесценок колечко. Вернувшись, Мери заболела и умерла. Лонгрен взял на себя воспитание дочери: “он делал также сам всю домашнюю работу и проходил несвойственное мужчине сложное искусство ращения девочки”. Вскоре Лонгрен совершил поступок, последствия которого оказались весьма печальными.
Во время шторма торговец Меннерс оказался в смертельной опасности, но Лонгрен не помог своему обидчику. После этого случая соседи стали недоброжелательно относиться к отцу и дочери. Ассоль росла без подруг, в полном одиночестве, в своем мире мечты и фантазий, которые вскоре приобрели реальные очертания.
Момент, когда впервые яхта с алыми парусами оказалась в руках Ассоль, стал едва ли не самым важным во всей детской жизни. Девочка пришла в восторг, любуясь белым суденышком с алыми парусами. Но ее восторг не ограничился только созерцанием: Ассоль решила подвергнуть игрушку небольшому испытанию. Волею случая яхта, как настоящая, поплыла вниз по течению. Пытаясь догнать быструю яхту, девочка в пути встретила настоящего волшебника. В действительности волшебник был известным собирателем песен и легенд Эглем. Эгль, заметив в лице девочки “невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы”, решил рассказать сказку. Естественно, его фантазия не могла упустить такой важной детали, как алые паруса. Поэтому принц в сказке Эгля появляется не на белом коне, а на белом корабле с алыми парусами.
Лонгрен не пытался опровергнуть интересное предсказание волшебника. Мудрый отец решил не отнимать “такую игрушку”: “А насчет алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса”. Как видим, множество неблагоприятных и благоприятных обстоятельств послужили тому, чтобы в сердце Ассоль прочное, незыблемое место заняла мечта о счастливом будущем и пламенной любви, которая под алыми парусами должна была ворваться в ее серую жизнь.
В Ассоль были перемешаны “в замечательной прекрасной неправильности” дочь матроса, ремесленника и “живое стихотворение со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности их теней и света”. И эта вторая Ассоль, которая “сверх общих явлений видела отраженный смысл иного порядка”, не могла выйти из власти сказки. Ассоль совершенно серьезно высматривала в море корабль с алыми парусами.
Если Ассоль уютно жила в своей фантазии, то Артур Грэй привык с детства нарушать общепринятые каноны, которые каким-либо образом сковывали его свободу. Мечтал ли он о чем-нибудь? Как Ассоль вдохновил вырастить в сердце мечту рассказчик Эгль, так и Артур Грэй был вдохновлен плодом человеческого творчества - картиной с изображением корабля, поднимающегося на гребень морского вала. Над огромным морем, тьмой пучины возвышалась фигура капитана. По мнению Артура, капитан был судьбой, душой и разумом корабля. Мечта заставила Артура в пятнадцать лет покинуть дом и окунуться в мир взрослых игр. И в этом мире из грез мальчика юноше приходилось тяжело работать, но он добился своей цели.
Встреча Ассоль и Артура была словно предопределена судьбой. Они каждый по-своему предчувствовали необычные перемены в своей жизни. Грэй увидел спящую молодую девушку. Среди буйства природы Артур “иначе увидел ее”. Он увидел ее не столько глазами, сколько сердцем. И с этого момента Артур стал действовать по подсказке сердца. Оставив на мизинце девушки дорогое фамильное кольцо, он пытается разузнать все о прекрасном видении. А услышав рассказ угольщика о чудесной девушке, о пустой корзине, которая вмиг зацвела, понял, что сердце его не обманывало: “Теперь он действовал уже решительно и покойно, до мелочи зная все, что предстоит на чудном пути”.
Особенно тщательно выбирал Артур ткань для парусов. И выбор его пал на цвет “совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности… В нем не было смешанных оттенков огня, лепестков мака, игры фиолетовых или лиловых намеков; не было также ни синевы, ни тени - ничего, что вызывает сомнение. Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения”.
Вот какой цвет выбрал Артур Грэй, цвет совершенно чистый, не вызывающий сомнения и отражающий духовное начало - такой же чистой, не вызывающей сомнения является мечта. Только для одних мечта становится объектом страстных желаний, а для других, таких как Артур Грэй, - мощным источником энергии преобразования, совершенствования.
Артур полюбил Ассоль и, вполне возможно, мог добиться ее благосклонности иным, более простым и незамысловатым способом. Но внутренняя потребность чуда, неприятие обыденного мира с установленными образцами поведения движут Артуром. И если для кого-то чудо - это улыбка, веселье, прощение, вовремя сказанное слово, то для героев Грина это чудо останется “навсегда в алом блеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь”.
В равной степени алые паруса - это и символ мечты, воплощенной в жизнь, дарующей счастье, сидящее “в душе пушистым котенком”, и символ любви, способной творить чудеса.
Глоссарий:
– анализ произведения Алые паруса
– какие названия кораблей упоминаются в повести а грина алые паруса
– какие названия кораблей упоминаются в повести грина алые паруса
– грин алые паруса анализ произведения
– смысл названия алые паруса
Другие работы по этой теме:
- “Когда дни начинают пылиться и краски блекнут, я беру Грина. Я открываю его на любой странице, так весной протирают стекла в доме. Все становится светлым,...
- Пожалуй, каждая девочка в мире мечтает, что в один прекрасный миг она встретит своего принца на белом коне. Принца, который полюбит ее всем сердцем и...
- Повесть “Алые паруса” - одно из лучших в мировой литературе произведений, посвященных романтической любви. Герои повести - нежная, очаровательная Ассоль и мужественный капитан Грэй -...
- Каждая книга подобна учителю. Книга, ставшая одним из моих учителей – “Алые паруса” А. Грина. По моему мнению, каждая страница этой повести – феерии –...
- Александр Грин написал замечательную повесть “Алые паруса”. В этой повести он не старался показать нам чудо, сказку, волшебство. Писатель хотел сказать, что они бывают, дать...
Создал более 400 произведений, придумал целый мир, населенный отважными и благородными героями. Особой народной любовью и популярностью пользуется его повесть-феерия «Алые паруса».
Шел 1916 год. По петербургским улицам бродил долговязый человек с тяжелым взглядом. Он остановился у одной из витрин и долго разглядывал игрушечный кораблик с парусами из белого шелка. Кораблик был красивым, легким и стремительным, но чего-то в нем не хватало. Если бы паруса были другого цвета. Какого? Возможно, алого, цвета любви и надежды! Так в воображении писателя Александра Грина впервые возникли «Алые паруса».
Окончательно эта феерия была создана в суровом и голодном декабре 1920 года. Отрывок из произведения был опубликован в газете «Вечерний телеграф» полгода спустя, а полностью «Алые паруса» увидели свет отдельным изданием в 1923 году. Писатель посвятил сказочную повесть второй жене Нине, которую считают прообразом Ассоль.
«Алые паруса» – это повествование о сбывшейся мечте. С детства Ассоль верила, что за ней приплывет принц на белом корабле с алыми парусами. Артур Грэй грезил о море и хотел стать капитаном. Их желания сбылись, жизнь подарила героям встречу и любовь. Но сколько прекрасных страниц, сколько движений души умещается в этой романтичной истории!
Грин намеренно создает контраст между серой обыденностью в маленьком рыбацком поселке и богатым внутренним миром юной героини. Мечты Ассоль, ее чистая и прекрасная душа вызывают подозрение у обывателей. Они считают девушку слабоумной и насмехаются над ее верой в чудо. Эти люди погрязли в повседневных делах, не поют песен и не рассказывают сказок. Их ухаживания за женщинами грубы и примитивны. Все, что не вписывается в привычные рамки, жители Каперны отвергают, поэтому смелый и справедливый Лонгрен и его мечтательница-дочь становятся в поселке изгоями.
Детство героини нельзя назвать безоблачным. Лишившись матери в пять месяцев, Ассоль растет в бедности. Ей приходится управляться по хозяйству и помогать отцу делать игрушки. Это единственный источник дохода маленькой семьи. У Ассоль нет подруг, а сверстники награждают ее оскорблениями и насмешками. Прекрасная мечта о корабле с алыми парусами, подаренная старым сказочником, становится опорой для одинокой девочки на долгие годы.
Портрет Ассоль при встрече с Эглем писатель создает крупными мазками: «стиранное много раз ситцевое платье» , «темные густые волосы» , «худенькие, загорелые ноги» . Мало чем отличается описание героини при встрече с Грэем, когда Ассоль уже лет семнадцать: платье из дешевого муслина, старая косынка, выразительное лицо, слишком серьезные для ее возраста глаза. Грин не считает Ассоль красавицей, он называет ее «живым стихотворением» .
В образе Лонгрена писатель воплотил свои представления об идеальном отце. Тот, по сути, посвящает всю свою жизнь дочери. Чтобы не расставаться с малышкой, моряк остается на берегу и находит такой способ заработка, когда можно часто бывать дома. Лонгрен учит Ассоль читать и писать, рассказывает ей о своих странствиях, заботится.
Артур Грэй – мечтатель и романтик. Поэтому он так хорошо понимает Ассоль. Юношу не привлекает обеспеченная жизнь аристократа. Он не хочет, как родители, стать «надменным невольником своего положения». Грэя вдохновляют море, свобода и ветер странствий. Артуру не занимать твердости и упорства в достижении цели, он не боится трудностей. Благородство, щедрость, чувство справедливости и лидерские качества притягивают к нему людей.
Мать многое позволяла Артуру, но мальчик не вырос избалованным. Еще ребенком Грэй демонстрировал доброту и умение сопереживать. Вспомним, как он на себе проверил боль от ожога, замазал краской гвозди на распятии и помог бедной служанке-бесприданнице. Преодоление стихии и себя стали способом жизни Артура Грэя. «Он родился капитаном, хотел быть им и стал» .
Парус всегда считался символом свободы, отваги и надежды, а белый корабль под алыми парусами превратился у Грина в воплощение любви, счастья и радости. Не случайно и название галиота – «Секрет». Не тайна, не загадка, а именно секрет для двоих.
Удивителен язык произведения. Грину удается найти словосочетания, которые буквально расцветают на страницах повести ярким, невероятно свежим и образным узором: «счастливый блеск утра» , «пылающая синяя даль» , «золотой уголь звезды» , «огненная игла далекой планеты» , «море, обведенное по горизонту золотой нитью» , «разбрасывая веселье» , «счастье сидело в ней пушистым котенком» . Вся повесть пронизана образами, которые создают уникальную атмосферу из смеси игры воображения и реальности. Здесь старые деревья говорят басом и «родственно скрипят» , цветы имеют «особенные лица» , а день «полон неизбежности» .
В «Алых парусах» чудо вполне реально. Для его создания Артуру Грэю понадобилась белая краска, оркестр из бродячих музыкантов, бочка столетнего вина и две тысячи квадратных метров алого шелка. Но ощущением причастности к сказке проникается и команда «Секрета», и экипаж военного крейсера, и музыканты оркестра. Реальное чудо заставляет светиться их глаза, раскрыться сердца, пробуждает желание сделать что-нибудь столь же необычное, доброе, светлое. И тогда крейсер салютует из всех орудий, а суровый помощник капитана Пантен идет мириться с матросом.
Автор назвал свое произведение феерией. Этим театральным термином обозначают постановки со сказочным сюжетом в пышных декорациях. Артур Грэй создал феерию для Ассоль, а Александр Грин – для всех благодарных читателей.
Не так много в нашей литературе произведений, которые столь же сильно влияют на общество и могут соперничать по популярности с «Алыми парусами». Светлое мироощущение, всплеск энергии, чистые порывы сердца возникают не только у молодых, но и у зрелых людей, которые знакомятся впервые или с удовольствием перечитывают феерию Грина.