Презентация "древнегреческая вазопись". Презентация к уроку мхк "скульптура древней греции от архаики до поздней классики" Фигуры кор – фигуры девушек – воплощение изысканности и утонченности

«Вазопись Древней Греции» - На вазах изображались охота,битвы,танцы и пр. В Греции процветала вазопись, которая свидетельствует о любви греков к цвету и краскам. В 6 веке в Афинах появился новый стиль росписи греческих сосудов. Древняя Греция. Геометрический стиль. Краснофигурный стиль. Атлет, герой победитель. Излюбленной темой в искусстве Древней Греции был человек.

«Культура Древней Греции» - В школах учили письму, счету, пению и танцам. 8. Изучение новой темы «Театр Диониса» Получение хороших оценок. Найди ошибки в тексте: Скене. Решение исторических задач и головоломок. Культура древней греции. Живопись Школа Архитектура Скульптура Олимпийские игры Театр. 3. Найди ошибки в работе ученика:

«Культура и история Греции» - Людям философского склада открывается суть вещей. В греческих мифах можно провести много параллелей с легендами других народов. Greece. Впечатляют знания древних греков о происхождении Вселенной и человека. Современные скульпторы учатся по шедеврам древнегреческих мастеров. И кажется, что с течением времени ничего не меняется.

«Школы Древней Греции» - Логическая цепочка. II. Хайрете пайдес! В 6 в.до н.э. Пифагор составил таблицу умно-жения. В школах обучались сыновья свободных греков с 7 лет. Содной стороны сти-ло было острым. Школа и наука в Древней Греции. Эратосфен –отец географии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. Древнегреческий алфавит, письменность.

«Культура в Древней Греции» - ПОСЕЙДОН- один из богов-олимпийцев. Боги древней греции. Цель проекта: Древняя греция. Уже монументальные критские дворцы XIX-XVI вв. поражают масштабами. ГЕРМЕС, бог торговли и прибыли. (Видео). За право входить в театр полагалась небольшая сумма. Показать Грецию: Рассказать о литературе, письменности, музыке, религии, театра, архитектуре.

«Олимпийские игры в Древней Греции» - Олимпийские игры. Пятиборье: Бег Прыжки в длину Метания копья Метания диска Борьба. Начало игр. Бег с оружием. Первые Олимпийские игры. Награда -лавровый венок. Родина Олимпийских игр. Победитель становился героям. Кулачный бой. Гонки колесниц. Следующие три дня отводились состязаниям. Спортивные дни.

Всего в теме 19 презентаций

СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ОТ АРХАИКИ ДО КЛАССИКИ

Куросы и коры.

Поликлет. Дорифор. Фидий.

Торс богини.

Скопас. Менада.


  • Помимо рельефа, ставшего неотъемлемой частью архитектуры, антропоморфизм греков наиболее полно проявился в монументальной скульптуре. Её отличает естественная, жизненная пластика, доносящая до зрителя радостное мироощущение греческих ваятелей.
  • в период архаики ведущее место занимали куросы и коры.

  • Статуя к у роса – обнаженного шагающего юноши – трактовалась как образец силы, доблести, физического здоровья. Этот атлетический идеал красоты сформировался на стадионах в спортивных состязаниях и отражал в высшей степени целомудренное восприятие человеческой наготы.


  • Подстать куросам безмятежные к о ры – юные девушки, задрапированные в длинную одежду, с устремленным вперед взором и «архаической» улыбкой.
  • Они охраняли вход в древний храм Афины на Акрополе и, как считалось, вызывали у богини особую радость. Главная интрига при создании кор заключалась в том, что однообразные по чертам и выражению лиц, они приобретают неповторимую индивидуальность благодаря драпировкам тканей, складкам одежд, размещению и рисунку узоров на них.

КОРА В ПЕПЛОСЕ. 530 Г. ДО Н.Э. Музей акрополя. Афины.

Сравнивая кору в пеплосе и высокую мраморную кору, можно легко в этом убедиться.

  • Первая кора облачена в шерстяной пеплос, надетый на тонкий льняной хитон. Простая накидка из плотного материала скрывает её плечи, и весь наряд даёт ощущение наивной чистоты и девического простодушия. Свежесть и душевную ясность этого и без того пленительного образа некогда усиливала мажорная цветовая гамма в раскраске скульптуры. В соответствии со вкусом архаики брови и ресницы были синими, глаза и губы – коричневыми, струящиеся по плечам волосы – розовато-красными, края льняного хитона и накидки – зелёными.

  • Совершенно иной типаж – высокая мраморная кора в роскошном, прихотливо задрапированном коротком плаще, сохранившем местами зеленый цвет, сгущающийся до сизого в глубине ниспадающих складок. Левой рукой (ныне утраченной) кора поддерживала струящийся розовато-коричневый хитон с сине-зелёной каймой по краю. Весь это каскад драпировок, созвучный завитым прядям волос, складки одежды, то плавные, то резко обрывающиеся, волнообразно змеящиеся узоры говорят о натуре кокетливой, изворотливой и лукавой. Мерцающее в волосах золото, чёрные брови, красные губы и тронутые прозрачной синевой веки добавляют её внешнему облику игривость и легкомыслие.



  • Во-первых, это хи а зм – поза, при которой перенос тяжести тела на правую ногу влечёт за собой определенные соотношения: правому поднятому бедру соответствует левое поднятое плечо, а левому опущенному бедру –правое опущенное плечо. Возникает крестообразная симметрия: напряжение концентрируется справа снизу и слева сверху, покой – наоборот. Во-вторых, поворот тела и головы в одну сторону. В-третьих, пластика мышц и чёткие грани между грудной клеткой и животом, туловищем и бёдрами. Усиленные блеском бронзы, они дают возможность почти физически осязать костяк фигуры, плоть, кожный покров.

  • В то же время разработанный Поликлетом геометрический канон стал причиной внешней бесстрастности его героев, соответствующий призыву, который прозвучал в стихах поэта Феогнида из Мегар:
  • «Не выдавай лишь лицом, что несчастье тебя удручает».
  • Геометрический канон берет за основу пропорций квадрат, за единицу измерения принимает рост и следует строгим пропорциям туловища, головы, лица, ступней.



  • Упадок городов-государств во второй четверти V в. до н.э. вызвал размывание той почвы, на которой произрастал образ героя с его простым, ясным, гармоничным восприятием бытия.
  • Философ Сократ своим «Я знаю, что я ничего не знаю» выразил тотальную растерянность греков. Трагическое мироощущение и стремление замкнуться в мире личных переживаний обусловили появление в скульптуре поздней классики нового лика красоты, исполненного динамизма и внутреннего накала.

  • Скопас (380-330 гг. до н.э.) изобразил безумную спутницу бога вина Диониса Менаду (IV в. В до н.э.) в момент принесения жертвы. Скопас выбирает тип лица, далёкий от классического совершенства: низкий лоб с глубокой продольной складкой, близко посаженные глаза, резко изогнутые брови, нервная линия рта.
  • Чтобы изобразить шквал эмоций, Скопас использовал небывалые для греческой пластики приёмы. Во-первых, скульптура рассчитана на круговой обзор. Резкий излом тела менады, распахнувшийся хитон, запрокинутая голова, оттянутая тяжёлой копной волос, позволяют ощутить ритм танца, нагнетание страсти. Во-вторых, новое соотношение ткани и плоти – здесь не осталось и следа от классической гармонии одежд, воспринимающихся как «эхо тела», - обеспечивает резкий контраст светотени в драпировках, создающий эффект полного самозабвения в танце.

  • 1. В чём, на ваш взгляд, состоит прелесть архаической скульптуры? Какую роль играет одежда в трактовке образа?
  • 2. Как скульптура позволяет представить мироощущение греков в эпоху ранней, высокой, поздней классики?

Слайд 1

Слайд 2

В архаический период уже стала складываться особая государственная система, объединяющая затем греческие государства: не единое государство, расширяющееся в стремлении к мировому господству, как на Востоке, а ряд небольших государств в границах, определяемых островной природой и родовой организацией. Каждый греческий полис (город-государство) имел свой диалект, собственных богов и героев, календарь и монету. Доминантой в создании древнего грека – гражданина полиса – являлось ощущение свободы, нарастающее в архаический период, достигшее апогея в классический период и болезненно утрачиваемый в эллинистический.

Слайд 3

Различия в характерах, пристрастиях граждан отдельных полисов вели к соперничеству и самоутверждению древних греков в своем обособленном уголке – полисе. Однако впечатляющим свидетельством принадлежности греков к некоему единству были греко-персидские войны, оборонительные для греков, а также возможность участвовать в Олимпийских играх.

Стадион в Древней Олимпии.

Слайд 4

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ, в античности древнейшие и самые знаменитые из всегреческих игр. Справлялись в честь Зевса Олимпийского через каждые четыре года, летом, в Элиде (области на северо-западе Пелопоннеса) в Священном городе Олимпии у подножия горы Олимп.

Реконструкция храма Зевса в Олимпии.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

В апреле 1896 по инициативе Пьера де Кубертена в Афинах состоялась Первая Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению.

О спорт, ты – мир!

Слайд 9

В период архаики появились все важнейшие тенденции, характерные для зрелого искусства Древней Греции. В это время складывается рабовладельческое общество, в недрах которого появляются первые ростки демократии. Развиваются наука, литература, философское мышление, театр. Наступает время первого расцвета греческого искусства. Складывается греческий архитектурный ордер (система пропорционального соотношения между несомыми и несущими чертами постройки), ставший одним из важнейших элементов архитектурных сооружений последующих столетий.

Слайд 10

Все достижения архитектуры того времени как конструктивные, так и декоративные связаны со строительством храмов. Храм, посвященный богу-покровителю города, строился на деньги

города-полиса, и, таким образом, принадлежал всему обществу. Номинально оставаясь жилищем бога, он служил земным общественным целям: был хранилищем городской казны, художественных ценностей, считавшихся достоянием всего города-полиса. Храм возводился на самом высоком месте, обычно на акрополе, доминируя над городскими постройками, в центре городской площади, служившей местом общественных собраний, празднеств, религиозных шествий.

Слайд 11

В процессе развития греческого храмового зодчества сложилось несколько типов храмов.

Типы греческих храмов. 1 - периптер, 2 - псевдопериптер, 3 - псевдодиптер, 4 - амфипростиль, 5 - простиль, 6 - храм в антах, 7 - толос, 8 - моноптер, 9 - диптер.

Слайд 12

Классическим, наиболее распространенным типом греческого храма стал периптер (что означает "оперенный") - прямоугольный храм, со всех сторон окруженный колоннами.

Слайд 13

В результате длительной эволюции храма сложилась архитектурная система, впоследствии названная ОРДЕРОМ (что означает "порядок"). В узком смысле ордер - это система соотношений между колоннами (несущая часть) и антаблементом (несомая часть).

Слайд 14

Греческий архитектурный ордер состоял из следующих элементов: колонна, поставленная на базу или без базы, стоящая на стилобате -верхней плите каменного основания); колонну украшает капитель, на которую опирается несущая балка - архитрав, вместе с декоративным фризом и карнизом, образующий антаблемент. Двускатная крыша и карниз создали треугольные фронтоны.

Слайд 15

В пору архаики ордер сложился в двух вариантах: дорическом и ионическом

Дорический периптер стоял на каменном основании - стереобате (обычно из трех ступеней). Колонна, украшенная вертикальными желобками - каннелюрами, не имела базы, ее завершала простая по форме круглая подушка - эхин, над ней - квадратная плита - абака. Фриз представлял собой чередование квадратных плит - метопы - и вертикально вытянутых плит - триглифы. Метопы и фронтоны украшались скульптурными рельефами.

Слайд 16

Слайд 19

Слайд 21

Колонны ионического ордера заменялись женскими фигурами - кариатидами.

Портик с кариатидами в Афинском акрополе.

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Греческий архитектурный ордер нашел применение не только в античном зодчестве, но стал основным элементом архитектуры Возрождения, барокко, классицизма.

Восхищаясь мраморной белизной величественных руин древнегреческих святынь, мы забываем, что античные мастера покрывали стены храмов многоцветными росписями. Шедевры греческого зодчества гордились своим полихромным (многоцветным) убранством, блистая на солнце множеством красок: синей, красной, зеленой, золотой. Время уничтожило многоцветный наряд древних храмов, но даже время не властно над совершенством античных сооружений.

Храм Геры в Пестуме

Слайд 25

Скульптура. Эпоха архаики - время рождения греческой монументальной скульптуры. Статуи высекали из различных пород камня, дерева, делали из обожженной глины (терракоты). Наивысшее достижение архаической скульптуры - разработка образа человека в статуях богов и богинь, героев, воинов - куросов, девушек - кор. До середины 6в. до н.э. создавались статуи богов и богинь строго фронтальные, словно застывшие в торжественном покое, условностью абстрактно-геометрических форм напоминающие искусство Древнего Египта.

Слайд 26

Слайд 27

Через все архаическое искусство проходит образ куроса ("курос" - в переводе с греческого - юноша). Высекая из мрамора обнаженную фигуру(по мнению древних греков, совершенство человека можно было раскрыть через целомудренное изображение здоровой наготы, прославляющей природное начало), скульптор стремился подчеркнуть характерные признаки атлетически развитого тела - широкие плечи, узкую талию, крепкие ноги с четко выраженными выступами коленных чашечек, напоминающие столбы. Статуя, которую мастер создавал по заказу жителей города-полиса, должна была выразить представление общества о красоте мужественного и энергичного человека, способного в трудный для города час защитить свою родину от врага, стихии и, может быть, от гнева богов.

Слайд 28

Слайд 29

Самые ранние по времени статуи воинов-куросов отличаются резкой, грубоватой трактовкой форм, замкнутостью, статичность. и строгой фронтальностью изображения. К середине 6в. на устах куроса появляется улыбка, характерная для скульптурных изображений того времени, получившая название "архаической". Со второй половины 6в. до н.э. заметен интерес к пропорциям тела человека, стремление к передаче реального человеческого образа. Одним из достижений архаической скульптуры стали статуи девушек-кор в нарядных одеждах, найденные в афинском акрополе.

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

По сравнению с геометрическим стилем гомеровского периода в вазописи орнамент уступает сюжетно-повествовательным изображениям. В росписи на вазах в 7веке мастера используют контурный рисунок белой и пурпурной красками. Построение композиции - фризовое. Фризы идущих друг за другом изображений животных, людей чередовались с орнаментом. Такое размещение изображений делало росписи похожими на восточные ковры. Вот почему этот стиль вазописи называют "ковровым".

Бой греческих фаланг.

Слайд 34

В конце 7в. до н.э. ковровый стиль вытесняется чернофигурным, достигшим своего высочайшего расцвета в 6в. до н.э.

Чернофигурная амфора. Ахилл с телом убитого им Гектора. На оранжево-красном фоне обожженной глины, свободном от орнамента, четко выделяются фигуры людей, изображенные черным лаком. Детали прорисовывались процарапанными линиями или красками, белой и пурпурной.

Слайд 35

Наибольшей известностью пользовались афинские мастера. Подписи на вазах, свидетельствующие о высокой оценке искусства керамики современниками, знакомят нас с десятками талантливых мастеров. Крупнейшим мастером чернофигурной вазописи был Эксекий, живший во второй половине 6в. до н.э. Любимые темы мастеров чернофигурной вазописи - мифологические сюжеты, сцены гомеровского эпоса. Чернофигурная техника прекрасно справлялась с задачами украшения ваз, но условный плоскостный характер изображения ограничивал художников в передаче движения. Изысканная декоративность росписи, несколько мешающая реалистической передаче образов - черта, свойственная искусству архаики.

Слайд 36

Эксекий. Килик "Дионис, плывущий по морю". На внешней стороне этого сосуда изображены сцены битв и глаз, который должен был уберечь пьющего от сглаза. Дни килика расписано на мифологический сюжет. Эксекий использует легенду о том, как незадачливые пираты похитили бога Диониса, не зная, что похищенный - бог, и собирались продать его в рабство. Корабль вышел в открытое море, и вдруг вино полилось по палубе, мачту обвила виноградная лоза, сочные кисти винограда склонились над парусом,

Слайд 37

В это время складывается рабовладельческое общество, в недрах которого появляются первые ростки демократии. Развиваются наука, литература, философское мышление, театр. Наступает время первого расцвета греческого искусства. Эпоха архаики - время рождения греческой монументальной скульптуры.. Период архаики - время расцвета художественных ремесел, особенно вазописи.

Слайд 38

Домашнее задание:

Рассказать об основных достижениях культуры периода архаики: вазописи архитектуре скульптуре театре Прочитать «Илиаду» или «Одиссею» Гомера Презентация по теме урока.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Монархический строй эллинистических государств. Создание художественных школ в скульптуре. Скульпторы эллинистической эпохи. Искусство Поликлета, Пифагора Регийского и Фидия. Скульптура архаического периода. Влияние мифологии на мировую культуру.

    презентация , добавлен 26.11.2011

    Общая характеристика культуры и искусства Древней Греции. Религия в жизни и культуре древних греков. Описание механизма ограничения в агональную культуру. Основные периоды храмового зодчества Древней Греции. Элементы греческого архитектурного ордера.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2017

    Культура Древней Греции. Культура эллады в XXX-XII вв. Зодчество. Искусство вазописи. Литература. Письменность. Религия. Культура "темных веков" (XI-IX вв.). Культура архаического периода (VIII-VI вв.). Греческая классика. Обособление наук.

    реферат , добавлен 13.05.2006

    Понятие античной культуры. Этапы развития культуры Древней Греции, ее принципы мировоззрения. Основные черты крито–микенской культуры (эгейской). Шедевры гомеровского периода, произведения искусства и архитектуры эпохи архаики. Греческая ордерная система.

    презентация , добавлен 11.04.2014

    История и этапы развития архитектуры Древней Греции. Ионический и дорический стилистический поток. Особенности планирования городов. Общие композиции. Древнегреческая скульптура. Сравнительная характеристика архитектуры храма Парфенона и храма Эрехтейона.

    реферат , добавлен 20.12.2016

    Общая характеристика древнегреческой культуры и цивилизации. Особенности и роль крито-микенской культуры. Нашествие дорийцев и развитие греческого изобразительного искусства и архитектуры. Культура периода архаики. Политическая жизнь Греции в V в. до н.э.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2011

    Культура Эллады XXX-XII ВВ. Культура "темных веков" (XI-IX вв.) и архаического периода (VIII-VI вв.): религия, философия, зодчество и скульптура. Греческая кульура в V веке: религия, философия, литература, театр, изобразительное искусство и архитектура.

    ВАЗОПИСЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

    Афины – один из прекраснейших городов Древней Греции. Он известен своей архитектурой (Парфенон, храм Афины Ники, театр), произведениями скульптуры (бронзовая статуя Афины Промахос (воительницы) и статуя Зевса работы Фидия). Сегодня нас интересует один из районов города – Керамик.

    От названия афинского предместья Керамик, где работали особенно искусные гончары, произошло слово “керамика”. Керамикой называют и все виды изделий из обожженной глины, и само гончарное искусство. Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Когда он выходил из вечной ночи на дневной свет, она стояла у его колыбели, он делал из нее первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на играх.

    Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но, несмотря на свою функциональность, она искусно украшалась росписью. И форма, и размеры, и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.

    АМФОРА ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

    ПЕЛИКА ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

    ГИДРИЯ ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

    КРАТЕР ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

    КИЛИК ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

    КАНФАР ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

    ЛЕКИФ ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

    ОЙНОХОЙЯ ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

    СКИФОС ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

    СТАМНОС ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

    На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись. Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые – пальметта. Очень распространен был меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр. ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ РОСПИСЬ

    Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображены жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, и бытовые сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека. СЮЖЕТНАЯ РОСПИСЬ

    СТИЛИ РОСПИСИ АНТИЧНЫХ ВАЗ Наиболее древний – геометрический. Ковровый стиль характерен для области Коринфа. Если фон вазы оранжево-красный, а фигуры черные, то называется этот стиль чернофигурным. В основе рисунка силуэт. На чернофигурных сосудах детали силуэтов процарапывались по лаковой поверхности. Тело женских фигур окрашивается в белый цвет. Позже, чернофигурную роспись сменила более совершенная – краснофигурная. Сами фигуры оставляются в теплом цвете глины, а фон покрывается блестящим черным лаком. Детали уже не процарапываются, а обозначаются тонкими черными линиями, это позволяет прорабатывать мускулатуру, передавать тонкие складки одежды, волнистые локоны. Голову человека и на чернофигурных и на краснофигурных вазах изображали в профиль.

    ЧЕРНОФИГУРНЫЙ СТИЛИ РОСПИСИ АНТИЧНЫХ ВАЗ

    КРАСНОФИГУРНЫЙ СТИЛИ РОСПИСИ АНТИЧНЫХ ВАЗ

    Покровительницей гончарного дела считалась богиня Афина. Вот о чем просили ее мастера. Внемли молитвам, Афина, Десницею печь охраняя. Дай, чтобы вышли на славу Горшки и бутылки и миски! Чтоб обожглись хорошенько И прибыли дали довольно.