Презентация "Китайская живопись" по мхк – проект, доклад. Презентация на тему "искусство древнего китая" Презентация на тему искусство древнего китая

Слайд 2

С древнейших времен и до вторжения колонизаторов в середине XIX в. на Дальнем Востоке последовательно, непрерывно и почти исключительно на собственной основе развивалась одна из ярких и самобытных цивилизаций - китайская. Развитие этой закрытой от внешних влияний и воздействий цивилизации обусловлено громадными размерами территории и длительной изоляцией от других древних обществ. Древнекитайская цивилизация развивалась так изолированно, как будто находилась на другой планете. Лишь во II в. до н.э. произошел первый контакт с другой высокой культурой благодаря путешествию Чжан Цяня в Среднюю Азию. И должно было пройти еще 300 лет, чтобы китайцы всерьез заинтересовались пришедшим из-за рубежа культурным явлением - буддизмом.

Слайд 3

Устойчивость древнекитайской цивилизации придавало и этнически однородное население, называвшее себя народом хань. Жизнеспособность и потенциал развития ханьского общества поддерживались сильным централизованным государством, тенденция к созданию и укреплению которого была ведущей на всем протяжении древнекитайской цивилизации. Была создана настоящая восточная деспотия с исключительно высокой централизацией власти в руках правителя, с четким административно-территориальным делением и огромным штатом ученых чиновников. Такая модель государственности, скрепляемая идеологией конфуцианства, просуществовала в Китае до падения маньчжурской династии в начале XX в. Уникален и пример утверждения в Китае уже с древних времен преимущества государственной собственности, ее доминирующей роли в развитии цивилизации. Частный собственник находился под строгим контролем власти для сохранения в обществе консервативной стабильности.

Слайд 4

Древний Китай - уникальный образец сословной иерархии. В китайском обществе выделялись земледельцы, ремесленники, купцы, чиновники, жрецы, воины и рабы. Они составляли, как правило, замкнутые наследственные корпорации, в которых каждый человек знал свое место. Вертикальные корпоративные связи преобладали над горизонтальными. Основа китайской государственности - многочисленная семья, состоящая из нескольких поколений родственников. Общество снизу до верху было связано круговой порукой. Опыт тотального контроля, подозрительности и доносительства - также одно из достижений цивилизации Древнего Китая.

Слайд 5

Древнекитайская цивилизация по своему прорыву в развитии человека, общества и государства, по своим достижениям и влиянию на окружающий мир сравнима с античностью. Ближайшие соседи Китая, страны Восточной Азии (Корея, Вьетнам, Япония) использовали, приспосабливая к нуждам своих языков, китайскую иероглифическую письменность, древнекитайский язык стал языком дипломатов, государственное устройство и система права выстраивались по китайским образцам, на формирование официальной идеологии значительное влияние оказывали конфуцианство или буддизм в китаизированном виде.

Слайд 6

Древнейший период

Древнейшие племена, заселившие плодородные долины больших рек Китая в эпоху неолита (V-III тыс. до н.э.), создавали поселения из небольших, углубленных в землю глинобитных хижин. Они возделывали поля, разводили домашних животных, знали многие ремесла. В настоящее время на территории Китая открыто большое количество неолитических стоянок. Обнаруженная на этих стоянках керамика того времени принадлежит к нескольким культурам, древнейшая из которых - культура Яншао, получившая свое название по месту первых раскопок, произведенных в 20-х гг. XX в. в провинции Хэнань. Сосуды Яншао делались из бледно-желтой или красновато-бурой обожженной глины, вначале вручную, затем - с помощью гончарного круга.

Слайд 7

Те, что делались на гончарном круге, отличались необычайной правильностью форм. Керамику обжигали при температуре около полутора тысяч градусов по Цельсию, а затем лощили кабаньим зубом, благодаря чему она становилась гладкой и блестящей. Верхнюю часть сосудов покрывали сложными геометрическими узорами - треугольниками, спиралями, ромбами и кругами, а также изображениями птиц и зверей. Особенно были популярны рыбы, стилизованные под геометрическую роспись. Орнамент имел магическое значение и, по-видимому, был связан с представлениями древних китайцев о силах природы. Так, зигзагообразные линии и серповидные знаки, вероятно, являлись условными изображениями молний и луны, впоследствии перешедшими в китайские иероглифы.

Слайд 8

Период Шан-Инь

Следующий период истории Китая получил название Шан-Инь (XVI-XI вв. до н.э.) по имени племени, заселившего долину реки Хуанхэ во II тыс. до н.э. Именно тогда образовалось первое китайское государство, во главе которого стоял правитель - ван, бывший одновременно и верховным жрецом. В то время во всех сферах жизни обитателей Китая произошли значительные перемены: были изобретены шелкопрядение, бронзолитейное дело, иероглифическое письмо, зародились основы градостроительства. Столица государства - великий город Шан, расположенный недалеко от современного города Аньян, - в отличие от древнейших поселений имела отчетливый план.

Слайд 9

Когда в Китае образовалось государство, возникло представление о Небе как могущественном верховном божестве Вселенной. Древние китайцы полагали, что их страна находится в центре Земли, последняя же является квадратной и плоской. Небо над Китаем имеет форму окружности. Поэтому они и называли свою страну Чжунго (Срединное царство) или Тянься (Поднебесная). В разные времена года Небу и Земле приносили обильные жертвоприношения. С этой целью за чертой города возводили специальные алтари: круглые - для Неба, квадратные - для Земли.

Слайд 10

До наших дней дошло множество изделий художественных ремесел, которые предназначались для ритуальных церемоний в честь духов предков и божеств, управляющих силами природы. Мастерством исполнения отличаются ритуальные бронзовые сосуды, использовавшиеся для жертвоприношений. В этих тяжелых монолитных изделиях соединились все сложившиеся к тому времени представления о мире. Внешние поверхности сосудов покрыты рельефом. Главное место в нем отводилось изображениям птиц и драконов, воплощавших стихию неба и воды, цикад, предвещавших хороший урожай, быков и баранов, суливших людям сытость и благоденствие.

Слайд 11

Весьма частый мотив украшения бронзовых сосудов - изображение зооморфной маски демона (так называемого Тао Тие).

Слайд 12

Высокий, стройный, расширяющийся вверху и внизу кубок («гу») предназначался для жертвенного вина. Обычно на поверхности этих сосудов изображали тонкий спиралевидный «узор грома» («лэй-вэнь»), на фоне которого и выполнялись основные изображения. Объемные звериные морды как будто вырастают из бронзы. Сами сосуды часто имели форму зверей и птиц (Ритуальный бронзовый сосуд), ибо они должны были охранять человека и защищать посевы от злых сил. Поверхность таких сосудов сплошь заполняли выступы и гравировка. Причудливую и фантастическую форму древнекитайских бронзовых сосудов с драконами упорядочивали четыре вертикальных выпуклых ребра, расположенных по сторонам. Эти ребра ориентировали сосуды по сторонам света, подчеркивая их ритуальный характер.

Слайд 13

Слайд 14

Подземные захоронения знати в эпоху Шан-Инь представляли собой две расположенные друг над другом глубокие подземные камеры крестообразной или прямоугольной формы. Их площадь достигала иногда четырехсот квадратных метров, стены и потолок были расписаны красными, черными и белыми красками или инкрустированы кусочками камня, металла и т.п. Входы в погребения охраняли каменные фигуры фантастических зверей. Чтобы души предков ни в чем не нуждались, в могилы помещали различные ремесленные изделия - оружие, бронзовые сосуды, резные камни, драгоценности, а также магические предметы (Бронзовая фигура на пьедестале). Все предметы, которые клали в захоронения, а также украшавшие статуи и бронзовую утварь узоры имели магический смысл и были связаны единой символикой

Слайд 15

Периоды Чжоу и Чжаньго

В XI в. до н.э. государство Шан-Инь было завоевано племенем Чжоу. Победители, основавшие династию Чжоу (XI-III вв. до н.э.), быстро переняли многие технические и культурные достижения побежденных. Государство Чжоу существовало многие века, однако его процветание было недолгим. На политической арене появилось много новых государств, и Китай уже к VIII в. до н.э. вступил в полосу междоусобных войн. Период с V по III в. до н.э. получил название Чжаньго («борющиеся царства»).

Слайд 16

Образовавшиеся новые царства вовлекли в орбиту китайской цивилизации обширные области. Стала активно развиваться торговля между отдаленными районами Китая, чему способствовало строительство каналов. Были открыты месторождения железа, что позволило перейти к железным орудиям труда и улучшить технику земледелия. В обращение вошли одинаковые по форме круглые монеты, заменившие деньги, изготовлявшиеся в форме заступа (суживающейся лопаты), меча или раковины. Значительно расширился круг ремесел, вошедших в обиход. В городах развивалась наука. Так, в столице царства Ци было создано первое в Китае высшее учебное заведение - Академия Цзися. Огромную роль во всей последующей художественной жизни Китая сыграли возникшие в середине I тыясчелетия до н.э. два учения - конфуцианство и даосизм.

Слайд 17

Конфуцианство и Даосизм

Конфуцианство, стремившееся сохранить порядок и равновесие в государстве, обращалось к традициям прошлого. Основатель учения Конфуций (около 551-479 до н.э.) считал вечным установленный Небом порядок отношений в семье и обществе, между государем и подданными, между отцом и сыном. Полагая себя хранителем и толкователем мудрости древних, которые служили образцом для подражания, он разработал целую систему правил и норм поведения человека - Ритуал. Согласно Ритуалу, необходимо почитать предков, уважать старших, стремиться к внутреннему совершенствованию. Он создал также правила для всех духовных проявлений жизни, утвердил строгие законы в музыке, литературе и живописи. В отличие от конфуцианства даосизм сосредоточивал внимание на основополагающих законах Вселенной. Главное место в этом учении занимала теория о Дао - Пути Вселенной, или вечной изменчивости мира, подчиненного естественной необходимости самой природы, равновесие которой возможно благодаря взаимодействию женского и мужского начал - инь и ян. Основатель учения Лаоцзы считал, что поведение человека должно направляться естественными законами Вселенной, нарушать которые нельзя - иначе в мире нарушится гармония, наступят хаос и гибель. Созерцательный, поэтический подход к миру, заложенный в учении Лаоцзы, проявился во всех областях художественной жизни древнего Китая.

Слайд 18

В периоды Чжоу и Чжаньго появилось множество предметов декоративно-прикладного искусства, служивших ритуальным целям: бронзовые зеркала, колокола, разнообразные предметы из священного камня нефрита. Полупрозрачный, всегда холодный нефрит символизировал чистоту и всегда считался охранителем от яда и порчи (Нефритовая фигурка).

Слайд 19

Обнаруженная в погребениях расписная лаковая утварь - столики, подносы, шкатулки, музыкальные инструменты, богато украшенные орнаментами, - также служила ритуальным целям. Производство лака, как и шелкоткачество тогда было известно только в Китае. Окрашенный в разные цвета натуральный сок лакового дерева многократно наносили на поверхность изделия, что придавало ему блеск, прочность и предохраняло от влаги. В погребениях провинции Хунань в Центральном Китае археологи обнаружили много предметов лаковой утвари (Деревянная фигурка охранителя).

Слайд 20

Периоды Цинь и Хань

В III в. до н.э. после долгих войн и междоусобиц мелкие царства объединились в единую, могущественную империю, во главе которой встала династия Цинь (221-207 гг. до н.э.), а затем Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Правитель и неограниченный властитель Циньской империи Цинь Ши-Хуанди (259-210 гг. до н.э.) был китайским императором недолгое время, но сумел укрепить центральную власть. Он уничтожил границы самостоятельных царств и разделил страну на тридцать шесть провинций, в каждую из которых назначил столичного чиновника. При Ши-Хуанди были проложены новые благоустроенные дороги, прорыты каналы, соединившие провинциальные центры со столицей Сяньян (провинция Шэньси). Была создана единая письменность, что позволило жителям разных областей общаться друг с другом, несмотря на различие местных диалектов.

Слайд 21

Для защиты северных границ империи от вторжений кочевых племен из остатков оборонительных укреплений отдельных царств было создано самое мощное крепостное сооружение времени - Великая китайская стена.

Слайд 22

Ее длина составляла семьсот пятьдесят километров. Толщина стены колебалась от пяти до восьми метров, в высоту стена достигала десяти метров. Верхний край венчали зубцы. По всей длине стены во множестве располагались сигнальные башни, на которых в случае малейшей опасности зажигались огни. От Великой китайской стены до самой столицы была проложена дорога.

Слайд 23

С неменьшим размахом сооружали и гробницу императора Цинь Ши-Хуанди. Ее возводили (в пятидесяти километрах от Сяньяна) в течение десяти лет после восшествия императора на престол. В строительстве участвовало более семисот тысяч человек. Гробница была окружена двумя рядами высоких стен, в плане образовывавших квадрат (символ Земли). В центре располагался высокий конусообразный могильный холм. Круглый в плане, он символизировал Небо. Стены подземной усыпальницы облицованы отшлифованными мраморными плитами и нефритом, пол устлан огромными полированными камнями с нарисованной на них картой девяти областей Китайской империи. На полу стояли скульптурные изображения пяти священных гор, а потолок имел вид небосвода с сияющими светилами. После того как саркофаг с телом императора Цинь Ши-Хуанди перенесли в подземный дворец, вокруг него расположили огромное количество драгоценных предметов, сопровождавших его при жизни: сосуды, ювелирные изделия, музыкальные инструменты.

Слайд 24

Но подземное царство не ограничивалось самим погребением. В 1974 г. на расстоянии полутора километров от него археологи обнаружили одиннадцать глубоких подземных тоннелей, выложенных керамической плиткой. Расположенные параллельно друг другу, тоннели служили пристанищем гигантскому глиняному войску, охранявшему покой своего повелителя.

Слайд 25

Войско, разделенное на несколько шеренг, выстроено в боевом порядке. Есть здесь и кони и колесницы, также вылепленные из глины. Все фигуры выполнены в натуральную величину и раскрашены; каждый из воинов обладает индивидуальными чертами (Терракотовая фигура лучника из гробницы Цинь Ши-хуанди).

Слайд 26

Следы перемен в стране были ощутимы повсюду, однако следует заметить, что власть Цинь Ши-Хуанди основывалась на тотальном контроле, доносительстве и терроре. Порядок и процветание достигались слишком крутыми мерами, вызывая отчаяние жителей Цинь. Традиции, нравственность и добродетели пренебрегались, что вынуждало основную массу населения испытывать духовный дискомфорт. В 213 г. до н.э. император распорядился изгнать Песни и Предания и сжечь все частные бамбуковые книги, кроме гадательных текстов, книг по медицине, фармакологии, сельскому хозяйству и математике. Уцелели памятники, находившиеся в архивах, но большая часть древних источников по истории и литературе Китая погибла в огне этого безумия. Был издан указ, запрещавший частное обучение, критику правительства, а также процветавшие некогда философские учения. После смерти Цинь Ши-Хуанди в 210 г. до н.э. на фоне общей политической нестабильности и недовольства начались восстания, которые и привели империю к гибели.

Слайд 27

В 207 г. до н.э. власть захватил вождь восставших Лю Бан, будущий основатель династии Хань, правившей на протяжении четырех столетий. Во II в. до н.э. Ханьская империя признала конфуцианство и в его лице обрела официальную идеологию с отчетливо выраженным религиозным оттенком. Нарушение конфуцианских заповедей каралось смертью как наитягчайшее преступление. На основе конфуцианства была выработана всеохватывающая система образа жизни и организации управления. Император в своем правлении должен был опираться на принципы человеколюбия и справедливости, а помогать ему проводить правильную политику должны были ученые чиновники.

Слайд 28

Отношения в обществе регулировались на основе Ритуала, который определял обязанности и права каждой группы населения. Всем людям надлежало строить отношения в семье на основе принципов сыновней почтительности и братской любви. Это означало, что каждый человек должен был беспрекословно выполнять волю отца, слушаться старших братьев, заботиться о своих родителях в старости. Таким образом, китайское общество становилось сословным не только в государственном, но и в нравственном смысле этого понятия. Послушание младших старшим, низших высшим, а всех вместе императору - основа развития китайской цивилизации с ее всеобщей строгой регламентацией жизни вплоть до мелочей.

Слайд 29

Эпоха Хань в истории Китая отмечена новым расцветом культуры и искусства, развитием науки. Зарождается историческая наука. Ее основоположник Сыма Цянь создал пятитомный трактат, где подробно изложил историю Китая с древнейших времен. Китайские ученые приложили немало усилий, чтобы переписать древние сочинения с ветхих бамбуковых пластинок, служивших книгами, на шелковые свитки. Важнейшим открытием стало изобретение в I в. н.э. бумаги. Караванные пути связали Китай с другими странами. Например, по Великому Шелковому пути китайцы везли на запад шелк и тончайшие ручные вышивки, которые славились на весь мир. В письменных источниках сохранились сведения об оживленной торговле Ханьской империи с Индией и далеким Римом, в котором Китай издавна называли Страной Шелка.

Слайд 30

Главные центры Ханьской империи - Лоян и Чанъань - воздвигали по изложенным в древних трактатах правилам - по плану с четким делением на кварталы. Дворцы правителей находились на главной магистрали города и состояли из жилых и парадных покоев, садов и парков. Знатных людей хоронили в просторных гробницах, стены которых были выложены керамическими или каменными плитами, а потолки поддерживали каменные колонны, которые завершались, как правило, парой драконов. Снаружи к погребальному холму вела Аллея Духов - охранителей могил, обрамленная статуями зверей.

Слайд 31

В погребениях обнаружены предметы, дающие представление о повседневной жизни Ханьской эпохи - керамические раскрашенные модели домов, глиняные расписные кувшины, бронзовые зеркала, раскрашенные фигурки танцовщиц, музыкантов, домашних животных.

Слайд 36

Презентация создана по материалам электронных изданий Энциклопедии школьника – «Загадки и тайны архитектуры», «Чудеса света. Древний мир», и Коллекции Мировой художественной культуры Российского общеобразовательного портала (www. school. edu. ru). А так же: Н.А.Дмитриева, Н.А.Виноградова «Искусство древнего мира», М.; «Детская литература», 1986 Энциклопедия для детей.(т.7) Искусство.Ч.1, «Мир энциклопедий Аванта+», Астрель, 2007; «Большая иллюстрированная энциклопедия истории искусств», Москва, «Махаон», 2008 Бронзовый светильник в форме тапира 4в. до н.э.

Посмотреть все слайды


С древнейших времен и до вторжения колонизаторов в середине XIX в. на Дальнем Востоке последовательно, непрерывно и почти исключительно на собственной основе развивалась одна из ярких и самобытных цивилизаций китайская. Развитие этой закрытой от внешних влияний и воздействий цивилизации обусловлено громадными размерами территории и длительной изоляцией от других древних обществ. Древнекитайская цивилизация развивалась так изолированно, как будто находилась на другой планете. Лишь во II в. до н.э. произошел первый контакт с другой высокой культурой благодаря путешествию Чжан Цяня в Среднюю Азию. И должно было пройти еще 300 лет, чтобы китайцы всерьез заинтересовались пришедшим из-за рубежа культурным явлением буддизмом.


Устойчивость древнекитайской цивилизации придавало и этнически однородное население, называвшее себя народом хань. Жизнеспособность и потенциал развития ханьского общества поддерживались сильным централизованным государством, тенденция к созданию и укреплению которого была ведущей на всем протяжении древнекитайской цивилизации. Была создана настоящая восточная деспотия с исключительно высокой централизацией власти в руках правителя, с четким административно-территориальным делением и огромным штатом ученых чиновников. Такая модель государственности, скрепляемая идеологией конфуцианства, просуществовала в Китае до падения маньчжурской династии в начале XX в. Уникален и пример утверждения в Китае уже с древних времен преимущества государственной собственности, ее доминирующей роли в развитии цивилизации. Частный собственник находился под строгим контролем власти для сохранения в обществе консервативной стабильности.


Древний Китай уникальный образец сословной иерархии. В китайском обществе выделялись земледельцы, ремесленники, купцы, чиновники, жрецы, воины и рабы. Они составляли, как правило, замкнутые наследственные корпорации, в которых каждый человек знал свое место. Вертикальные корпоративные связи преобладали над горизонтальными. Основа китайской государственности многочисленная семья, состоящая из нескольких поколений родственников. Общество снизу до верху было связано круговой порукой. Опыт тотального контроля, подозрительности и доносительства также одно из достижений цивилизации Древнего Китая.


Древнекитайская цивилизация по своему прорыву в развитии человека, общества и государства, по своим достижениям и влиянию на окружающий мир сравнима с античностью. Ближайшие соседи Китая, страны Восточной Азии (Корея, Вьетнам, Япония) использовали, приспосабливая к нуждам своих языков, китайскую иероглифическую письменность, древнекитайский язык стал языком дипломатов, государственное устройство и система права выстраивались по китайским образцам, на формирование официальной идеологии значительное влияние оказывали конфуцианство или буддизм в китаизированном виде.


Древнейшие племена, заселившие плодородные долины больших рек Китая в эпоху неолита (VIII тыс. до н.э.), создавали поселения из небольших, углубленных в землю глинобитных хижин. Они возделывали поля, разводили домашних животных, знали многие ремесла. В настоящее время на территории Китая открыто большое количество неолитических стоянок. Обнаруженная на этих стоянках керамика того времени принадлежит к нескольким культурам, древнейшая из которых культура Яншао, получившая свое название по месту первых раскопок, произведенных в 20-х гг. XX в. в провинции Хэнань. Сосуды Яншао делались из бледно-желтой или красновато-бурой обожженной глины, вначале вручную, затем с помощью гончарного круга.


Те, что делались на гончарном круге, отличались необычайной правильностью форм. Керамику обжигали при температуре около полутора тысяч градусов по Цельсию, а затем лощили кабаньим зубом, благодаря чему она становилась гладкой и блестящей. Верхнюю часть сосудов покрывали сложными геометрическими узорами треугольниками, спиралями, ромбами и кругами, а также изображениями птиц и зверей. Особенно были популярны рыбы, стилизованные под геометрическую роспись. Орнамент имел магическое значение и, по-видимому, был связан с представлениями древних китайцев о силах природы. Так, зигзагообразные линии и серповидные знаки, вероятно, являлись условными изображениями молний и луны, впоследствии перешедшими в китайские иероглифы.


Следующий период истории Китая получил название Шан-Инь (XVIXI вв. до н.э.) по имени племени, заселившего долину реки Хуанхэ во II тыс. до н.э. Именно тогда образовалось первое китайское государство, во главе которого стоял правитель ван, бывший одновременно и верховным жрецом. В то время во всех сферах жизни обитателей Китая произошли значительные перемены: были изобретены шелкопрядение, бронзолитейное дело, иероглифическое письмо, зародились основы градостроительства. Столица государства великий город Шан, расположенный недалеко от современного города Аньян, в отличие от древнейших поселений имела отчетливый план.


Когда в Китае образовалось государство, возникло представление о Небе как могущественном верховном божестве Вселенной. Древние китайцы полагали, что их страна находится в центре Земли, последняя же является квадратной и плоской. Небо над Китаем имеет форму окружности. Поэтому они и называли свою страну Чжунго (Срединное царство) или Тянься (Поднебесная). В разные времена года Небу и Земле приносили обильные жертвоприношения. С этой целью за чертой города возводили специальные алтари: круглые для Неба, квадратные для Земли.


До наших дней дошло множество изделий художественных ремесел, которые предназначались для ритуальных церемоний в честь духов предков и божеств, управляющих силами природы. Мастерством исполнения отличаются ритуальные бронзовые сосуды, использовавшиеся для жертвоприношений. В этих тяжелых монолитных изделиях соединились все сложившиеся к тому времени представления о мире. Внешние поверхности сосудов покрыты рельефом. Главное место в нем отводилось изображениям птиц и драконов, воплощавших стихию неба и воды, цикад, предвещавших хороший урожай, быков и баранов, суливших людям сытость и благоденствие. ритуальные бронзовые сосуды




Высокий, стройный, расширяющийся вверху и внизу кубок («гу») предназначался для жертвенного вина. Обычно на поверхности этих сосудов изображали тонкий спиралевидный «узор грома» («лэй-вэнь»), на фоне которого и выполнялись основные изображения. Объемные звериные морды как будто вырастают из бронзы. Сами сосуды часто имели форму зверей и птиц (Ритуальный бронзовый сосуд), ибо они должны были охранять человека и защищать посевы от злых сил. Поверхность таких сосудов сплошь заполняли выступы и гравировка. Причудливую и фантастическую форму древнекитайских бронзовых сосудов с драконами упорядочивали четыре вертикальных выпуклых ребра, расположенных по сторонам. Эти ребра ориентировали сосуды по сторонам света, подчеркивая их ритуальный характер.Ритуальный бронзовый сосуд



Подземные захоронения знати в эпоху Шан-Инь представляли собой две расположенные друг над другом глубокие подземные камеры крестообразной или прямоугольной формы. Их площадь достигала иногда четырехсот квадратных метров, стены и потолок были расписаны красными, черными и белыми красками или инкрустированы кусочками камня, металла и т.п. Входы в погребения охраняли каменные фигуры фантастических зверей. Чтобы души предков ни в чем не нуждались, в могилы помещали различные ремесленные изделия оружие, бронзовые сосуды, резные камни, драгоценности, а также магические предметы (Бронзовая фигура на пьедестале). Все предметы, которые клали в захоронения, а также украшавшие статуи и бронзовую утварь узоры имели магический смысл и были связаны единой символикойБронзовая фигура на пьедестале


В XI в. до н.э. государство Шан-Инь было завоевано племенем Чжоу. Победители, основавшие династию Чжоу (XIIII вв. до н.э.), быстро переняли многие технические и культурные достижения побежденных. Государство Чжоу существовало многие века, однако его процветание было недолгим. На политической арене появилось много новых государств, и Китай уже к VIII в. до н.э. вступил в полосу междоусобных войн. Период с V по III в. до н.э. получил название Чжаньго («борющиеся царства»).


Образовавшиеся новые царства вовлекли в орбиту китайской цивилизации обширные области. Стала активно развиваться торговля между отдаленными районами Китая, чему способствовало строительство каналов. Были открыты месторождения железа, что позволило перейти к железным орудиям труда и улучшить технику земледелия. В обращение вошли одинаковые по форме круглые монеты, заменившие деньги, изготовлявшиеся в форме заступа (суживающейся лопаты), меча или раковины. Значительно расширился круг ремесел, вошедших в обиход. В городах развивалась наука. Так, в столице царства Ци было создано первое в Китае высшее учебное заведение Академия Цзися. Огромную роль во всей последующей художественной жизни Китая сыграли возникшие в середине I тыясчелетия до н.э. два учения конфуцианство и даосизм.


Конфуцианство, стремившееся сохранить порядок и равновесие в государстве, обращалось к традициям прошлого. Основатель учения Конфуций (около до н.э.) считал вечным установленный Небом порядок отношений в семье и обществе, между государем и подданными, между отцом и сыном. Полагая себя хранителем и толкователем мудрости древних, которые служили образцом для подражания, он разработал целую систему правил и норм поведения человека Ритуал. Согласно Ритуалу, необходимо почитать предков, уважать старших, стремиться к внутреннему совершенствованию. Он создал также правила для всех духовных проявлений жизни, утвердил строгие законы в музыке, литературе и живописи. В отличие от конфуцианства даосизм сосредоточивал внимание на основополагающих законах Вселенной. Главное место в этом учении занимала теория о Дао Пути Вселенной, или вечной изменчивости мира, подчиненного естественной необходимости самой природы, равновесие которой возможно благодаря взаимодействию женского и мужского начал инь и ян. Основатель учения Лаоцзы считал, что поведение человека должно направляться естественными законами Вселенной, нарушать которые нельзя иначе в мире нарушится гармония, наступят хаос и гибель. Созерцательный, поэтический подход к миру, заложенный в учении Лаоцзы, проявился во всех областях художественной жизни древнего Китая.


В периоды Чжоу и Чжаньго появилось множество предметов декоративно- прикладного искусства, служивших ритуальным целям: бронзовые зеркала, колокола, разнообразные предметы из священного камня нефрита. Полупрозрачный, всегда холодный нефрит символизировал чистоту и всегда считался охранителем от яда и порчи (Нефритовая фигурка). колоколаНефритовая фигурка


Обнаруженная в погребениях расписная лаковая утварь столики, подносы, шкатулки, музыкальные инструменты, богато украшенные орнаментами, также служила ритуальным целям. Производство лака, как и шелкоткачество тогда было известно только в Китае. Окрашенный в разные цвета натуральный сок лакового дерева многократно наносили на поверхность изделия, что придавало ему блеск, прочность и предохраняло от влаги. В погребениях провинции Хунань в Центральном Китае археологи обнаружили много предметов лаковой утвари (Деревянная фигурка охранителя).Деревянная фигурка охранителя


В III в. до н.э. после долгих войн и междоусобиц мелкие царства объединились в единую, могущественную империю, во главе которой встала династия Цинь (гг. до н.э.), а затем Хань (206 г. до н.э. 220 г. н.э.). Правитель и неограниченный властитель Циньской империи Цинь Ши-Хуанди (гг. до н.э.) был китайским императором недолгое время, но сумел укрепить центральную власть. Он уничтожил границы самостоятельных царств и разделил страну на тридцать шесть провинций, в каждую из которых назначил столичного чиновника. При Ши-Хуанди были проложены новые благоустроенные дороги, прорыты каналы, соединившие провинциальные центры со столицей Сяньян (провинция Шэньси). Была создана единая письменность, что позволило жителям разных областей общаться друг с другом, несмотря на различие местных диалектов.




Ее длина составляла семьсот пятьдесят километров. Толщина стены колебалась от пяти до восьми метров, в высоту стена достигала десяти метров. Верхний край венчали зубцы. По всей длине стены во множестве располагались сигнальные башни, на которых в случае малейшей опасности зажигались огни. От Великой китайской стены до самой столицы была проложена дорога.


С неменьшим размахом сооружали и гробницу императора Цинь Ши- Хуанди. Ее возводили (в пятидесяти километрах от Сяньяна) в течение десяти лет после восшествия императора на престол. В строительстве участвовало более семисот тысяч человек. Гробница была окружена двумя рядами высоких стен, в плане образовывавших квадрат (символ Земли). В центре располагался высокий конусообразный могильный холм. Круглый в плане, он символизировал Небо. Стены подземной усыпальницы облицованы отшлифованными мраморными плитами и нефритом, пол устлан огромными полированными камнями с нарисованной на них картой девяти областей Китайской империи. На полу стояли скульптурные изображения пяти священных гор, а потолок имел вид небосвода с сияющими светилами. После того как саркофаг с телом императора Цинь Ши-Хуанди перенесли в подземный дворец, вокруг него расположили огромное количество драгоценных предметов, сопровождавших его при жизни: сосуды, ювелирные изделия, музыкальные инструменты.


Но подземное царство не ограничивалось самим погребением. В 1974 г. на расстоянии полутора километров от него археологи обнаружили одиннадцать глубоких подземных тоннелей, выложенных керамической плиткой. Расположенные параллельно друг другу, тоннели служили пристанищем гигантскому глиняному войску, охранявшему покой своего повелителя.глиняному войску


Войско, разделенное на несколько шеренг, выстроено в боевом порядке. Есть здесь и кони и колесницы, также вылепленные из глины. Все фигуры выполнены в натуральную величину и раскрашены; каждый из воинов обладает индивидуальными чертами (Терракотовая фигура лучника из гробницы Цинь Ши- хуанди).Терракотовая фигура лучника из гробницы Цинь Ши- хуанди


Следы перемен в стране были ощутимы повсюду, однако следует заметить, что власть Цинь Ши-Хуанди основывалась на тотальном контроле, доносительстве и терроре. Порядок и процветание достигались слишком крутыми мерами, вызывая отчаяние жителей Цинь. Традиции, нравственность и добродетели пренебрегались, что вынуждало основную массу населения испытывать духовный дискомфорт. В 213 г. до н.э. император распорядился изгнать Песни и Предания и сжечь все частные бамбуковые книги, кроме гадательных текстов, книг по медицине, фармакологии, сельскому хозяйству и математике. Уцелели памятники, находившиеся в архивах, но большая часть древних источников по истории и литературе Китая погибла в огне этого безумия. Был издан указ, запрещавший частное обучение, критику правительства, а также процветавшие некогда философские учения. После смерти Цинь Ши-Хуанди в 210 г. до н.э. на фоне общей политической нестабильности и недовольства начались восстания, которые и привели империю к гибели.


В 207 г. до н.э. власть захватил вождь восставших Лю Бан, будущий основатель династии Хань, правившей на протяжении четырех столетий. Во II в. до н.э. Ханьская империя признала конфуцианство и в его лице обрела официальную идеологию с отчетливо выраженным религиозным оттенком. Нарушение конфуцианских заповедей каралось смертью как наитягчайшее преступление. На основе конфуцианства была выработана всеохватывающая система образа жизни и организации управления. Император в своем правлении должен был опираться на принципы человеколюбия и справедливости, а помогать ему проводить правильную политику должны были ученые чиновники.


Отношения в обществе регулировались на основе Ритуала, который определял обязанности и права каждой группы населения. Всем людям надлежало строить отношения в семье на основе принципов сыновней почтительности и братской любви. Это означало, что каждый человек должен был беспрекословно выполнять волю отца, слушаться старших братьев, заботиться о своих родителях в старости. Таким образом, китайское общество становилось сословным не только в государственном, но и в нравственном смысле этого понятия. Послушание младших старшим, низших высшим, а всех вместе императору основа развития китайской цивилизации с ее всеобщей строгой регламентацией жизни вплоть до мелочей.


Эпоха Хань в истории Китая отмечена новым расцветом культуры и искусства, развитием науки. Зарождается историческая наука. Ее основоположник Сыма Цянь создал пятитомный трактат, где подробно изложил историю Китая с древнейших времен. Китайские ученые приложили немало усилий, чтобы переписать древние сочинения с ветхих бамбуковых пластинок, служивших книгами, на шелковые свитки. Важнейшим открытием стало изобретение в I в. н.э. бумаги. Караванные пути связали Китай с другими странами. Например, по Великому Шелковому пути китайцы везли на запад шелк и тончайшие ручные вышивки, которые славились на весь мир. В письменных источниках сохранились сведения об оживленной торговле Ханьской империи с Индией и далеким Римом, в котором Китай издавна называли Страной Шелка.


Главные центры Ханьской империи Лоян и Чанъань воздвигали по изложенным в древних трактатах правилам по плану с четким делением на кварталы. Дворцы правителей находились на главной магистрали города и состояли из жилых и парадных покоев, садов и парков. Знатных людей хоронили в просторных гробницах, стены которых были выложены керамическими или каменными плитами, а потолки поддерживали каменные колонны, которые завершались, как правило, парой драконов. Снаружи к погребальному холму вела Аллея Духов охранителей могил, обрамленная статуями зверей.


В погребениях обнаружены предметы, дающие представление о повседневной жизни Ханьской эпохи керамические раскрашенные модели домов, глиняные расписные кувшины, бронзовые зеркала, раскрашенные фигурки танцовщиц, музыкантов, домашних животных.бронзовые зеркала музыкантов

В оформлении погребения главную роль играли рельефы. Наиболее богаты по содержанию рельефы в погребениях провинций Шаньдун и Сычуань. На рельефах представлены сцены жатвы, охоты на диких уток, мчащиеся легкие колесницы, в которые впряжены тонконогие горячие кони («Процессия с колесницей и всадниками»). Все изображения очень реалистичны.Процессия с колесницей и всадниками




Презентация создана по материалам электронных изданий Энциклопедии школьника – «Загадки и тайны архитектуры», «Чудеса света. Древний мир», и Коллекции Мировой художественной культуры Российского общеобразовательного портала (www. school. edu. ru). А так же: Н.А.Дмитриева, Н.А.Виноградова «Искусство древнего мира», М.; «Детская литература», 1986 Энциклопедия для детей.(т.7) Искусство.Ч.1, «Мир энциклопедий Аванта+», Астрель, 2007; «Большая иллюстрированная энциклопедия истории искусств», Москва, «Махаон», 2008 Бронзовый светильник в форме тапира 4в. до н.э.

Художественная культура китая

Общая характеристика Значительное влияние на культуру Китая оказала картина мира китайцев. По их мнению, небо представляет собой бескрайнее пространство, а под ним находится квадратная земля, в центре которой и расположен Китай. Отсюда название – Поднебесная. Немалую роль играет религия – конфуцианство, буддизм и даосизм.

Общая характеристика Китай – самая древняя цивилизация на Земле, ее история берет начало в 4 тысячелетии до н.э. Важнейшими достижениями китайской цивилизации стали изобретения бумаги, шелка, туши, пороха, компаса. Излюбленные мотивы орнамента – драконы, птицы, цветы. Дракон – воплощение мудрости и доброты. Дракон с пятью когтями – символ императорской власти.

Династия Мин Средневековая династия Мин считалась одной из самых могущественных династий Китая. Время правления – 1368 – 1644 гг.

Шедевры архитектуры Секрет китайской архитектуры – в полном гармонии с природой. В целом для китайской архитектуры характерна монументальность, спокойствие и величие форм. Одним из шедевров китайской архитектуры является Великая Китайская стена. Ее возведение началось в 3 в. до н.э., а закончилось к 15 веку. Ее протяженность около 5 тысяч километров.

Великая Китайская стена IV век до н.э.

Монастырь Юньган V – VI вв. Буддийский пещерный монастырь Юньган принадлежит к шедеврам мировой архитектуры. В скале высотой 60 метров находится около 20 пещер, которые достигают высоты 15 метров и удалены вглубь скалы на 10 метров.

Скульптура в монастыре Юньган Каждая из пещер храма Юньган посвящена какому – либо божеству, статуи которых расположены тут же. Колоссальным размером обладает статуя Будды. Она достигает 50 метров высоты.

Китайские храмы Одна из распространенных построек – пагода – мемориальная башня, возведенная в честь деяний знаменитых людей. Пагоды отличаются грандиозными размерами и красотой конструкций. Отличительная черта – слегка приподнятые кверху заостренные края, что подчеркивает устремленность здания вверх.

Пагода – мемориальная башня Даяньта Сунъюэсы

Пагода Даяньта Один из лучших образцов зодчества в Китае – пагода Даяньта, высота которой 64 метра.

Летний дворец императора в Запретном городе Основной формой жилых зданий является прямоугольный в плане павильон.

Запретный город Нашествие монголов в 13 – 14 веках нанесло сокрушительный удар по культуре Китая. В это время были возведены крупные города (Пекин, Нанкин). В 1421 г. Пекин стал столицей, где был сооружен замечательный комплекс, названный Запретным городом. Старый Пекин был разделен на Внутренний и Внешний город. Во Внутреннем городе жил император с семьей и приближенными.

Панорама Запретного города

Храм Неба Пекин Эмблемой Китая стал Храм Неба, построенный во внешнем городе в 1420 году. В своих формах он воплотил древние символические образы и мифологические представления о строении Вселенной. Комплекс посвящен древним религиозным культам, связанным с получением урожая, в которых почитались небо и земля.

Китайский дворец Россия

Изобразительное искусство Характерной особенностью китайской скульптуры являлась ее теснейшая связь с буддийской религией. Поэтому множество их китайских скульптур находятся в храмах.

Статуя Будды Вайрочаны, 672 г. Одной из совершенных скульптур является 25 метровая статуя Будды Вайрочаны, высеченная в пещерном монастыре Лунмэнь. Лицо Будды величественно прекрасно в отличие от стражников, чьи лица обезображены. Эта гигантская статуя до сих пор воспринимается как величественный символ буддийской религии.

Живопись Начиная с 8 века формируется живопись Китая: тщательная, детальная, эскизная, имеющая незавершенный характер. Пейзажная живопись монохромна. Китайские художники искали разные способы изображения природы. Кроме пейзажей «горы – воды» был распространен пейзаж «цветы – птицы». Особый почет оказывался таким растениям, как орхидея, мейхуа, бамбук, хризантема, сопровождаемые поэтичными каллиграфическими надписями. В пейзажах много символов: пара уток – семейное счастье, фазан – удачная карьера, лотос – чистота, бамбук – мудрость.

Го Си (1020 – 1090) Ранняя весна, свиток на шелке, 1072 г Один из проникновенных художников лирического пейзажа. Пейзажи Го Си монохромны. Они построены на сочетании четких линий и расплывшихся пятен.

Ма Юань. Утки, скала и мейхуа. 18 век. В средневековой живописи Китая также распространен жанр пейзажа, над которым работал Ма Юань (1190 – 1224)

Лян Кай Портрет поэта Ли Бо, 18 век. Жанр портрета – один из древнейших в китайской живописи. Он известен еще с 5 в. до н.э. Наиболее популярны портреты видных общественных и политических деятелей. Назначение китайского портрета не в передаче внешних данных, а духовной эмоциональной стороны лица.

В конце 18 – начале 19 века средневековая китайская живопись пришла в упадок. Хотя в творчестве некоторых мастеров продолжали развиваться лучшие традиции, но стремление к вычурности, излишняя перегруженность орнаментом стали характерными чертами творчества.

Вопросы и задания 1. Назовите последовательность правления древнекитайских династий. 2.Дайте описание древнекитайской стены. В чем заключалась ее роль? 3. Что такое терракотовое войско? В какой комплекс входило это скульптурное сооружение? 4.Назовите характерные черты ИЗО средневекового Китая.


С древнейших времен и до вторжения колонизаторов в середине XIX в. на Дальнем Востоке последовательно, непрерывно и почти исключительно на собственной основе развивалась одна из ярких и самобытных цивилизаций китайская. Развитие этой закрытой от внешних влияний и воздействий цивилизации обусловлено громадными размерами территории и длительной изоляцией от других древних обществ. Древнекитайская цивилизация развивалась так изолированно, как будто находилась на другой планете. Лишь во II в. до н.э. произошел первый контакт с другой высокой культурой благодаря путешествию Чжан Цяня в Среднюю Азию. И должно было пройти еще 300 лет, чтобы китайцы всерьез заинтересовались пришедшим из-за рубежа культурным явлением буддизмом.


Устойчивость древнекитайской цивилизации придавало и этнически однородное население, называвшее себя народом хань. Жизнеспособность и потенциал развития ханьского общества поддерживались сильным централизованным государством, тенденция к созданию и укреплению которого была ведущей на всем протяжении древнекитайской цивилизации. Была создана настоящая восточная деспотия с исключительно высокой централизацией власти в руках правителя, с четким административно-территориальным делением и огромным штатом ученых чиновников. Такая модель государственности, скрепляемая идеологией конфуцианства, просуществовала в Китае до падения маньчжурской династии в начале XX в. Уникален и пример утверждения в Китае уже с древних времен преимущества государственной собственности, ее доминирующей роли в развитии цивилизации. Частный собственник находился под строгим контролем власти для сохранения в обществе консервативной стабильности.


Древний Китай уникальный образец сословной иерархии. В китайском обществе выделялись земледельцы, ремесленники, купцы, чиновники, жрецы, воины и рабы. Они составляли, как правило, замкнутые наследственные корпорации, в которых каждый человек знал свое место. Вертикальные корпоративные связи преобладали над горизонтальными. Основа китайской государственности многочисленная семья, состоящая из нескольких поколений родственников. Общество снизу до верху было связано круговой порукой. Опыт тотального контроля, подозрительности и доносительства также одно из достижений цивилизации Древнего Китая.


Древнекитайская цивилизация по своему прорыву в развитии человека, общества и государства, по своим достижениям и влиянию на окружающий мир сравнима с античностью. Ближайшие соседи Китая, страны Восточной Азии (Корея, Вьетнам, Япония) использовали, приспосабливая к нуждам своих языков, китайскую иероглифическую письменность, древнекитайский язык стал языком дипломатов, государственное устройство и система права выстраивались по китайским образцам, на формирование официальной идеологии значительное влияние оказывали конфуцианство или буддизм в китаизированном виде.


Древнейшие племена, заселившие плодородные долины больших рек Китая в эпоху неолита (VIII тыс. до н.э.), создавали поселения из небольших, углубленных в землю глинобитных хижин. Они возделывали поля, разводили домашних животных, знали многие ремесла. В настоящее время на территории Китая открыто большое количество неолитических стоянок. Обнаруженная на этих стоянках керамика того времени принадлежит к нескольким культурам, древнейшая из которых культура Яншао, получившая свое название по месту первых раскопок, произведенных в 20-х гг. XX в. в провинции Хэнань. Сосуды Яншао делались из бледно-желтой или красновато-бурой обожженной глины, вначале вручную, затем с помощью гончарного круга.


Те, что делались на гончарном круге, отличались необычайной правильностью форм. Керамику обжигали при температуре около полутора тысяч градусов по Цельсию, а затем лощили кабаньим зубом, благодаря чему она становилась гладкой и блестящей. Верхнюю часть сосудов покрывали сложными геометрическими узорами треугольниками, спиралями, ромбами и кругами, а также изображениями птиц и зверей. Особенно были популярны рыбы, стилизованные под геометрическую роспись. Орнамент имел магическое значение и, по-видимому, был связан с представлениями древних китайцев о силах природы. Так, зигзагообразные линии и серповидные знаки, вероятно, являлись условными изображениями молний и луны, впоследствии перешедшими в китайские иероглифы.


Следующий период истории Китая получил название Шан-Инь (XVIXI вв. до н.э.) по имени племени, заселившего долину реки Хуанхэ во II тыс. до н.э. Именно тогда образовалось первое китайское государство, во главе которого стоял правитель ван, бывший одновременно и верховным жрецом. В то время во всех сферах жизни обитателей Китая произошли значительные перемены: были изобретены шелкопрядение, бронзолитейное дело, иероглифическое письмо, зародились основы градостроительства. Столица государства великий город Шан, расположенный недалеко от современного города Аньян, в отличие от древнейших поселений имела отчетливый план.


Когда в Китае образовалось государство, возникло представление о Небе как могущественном верховном божестве Вселенной. Древние китайцы полагали, что их страна находится в центре Земли, последняя же является квадратной и плоской. Небо над Китаем имеет форму окружности. Поэтому они и называли свою страну Чжунго (Срединное царство) или Тянься (Поднебесная). В разные времена года Небу и Земле приносили обильные жертвоприношения. С этой целью за чертой города возводили специальные алтари: круглые для Неба, квадратные для Земли.


До наших дней дошло множество изделий художественных ремесел, которые предназначались для ритуальных церемоний в честь духов предков и божеств, управляющих силами природы. Мастерством исполнения отличаются ритуальные бронзовые сосуды, использовавшиеся для жертвоприношений. В этих тяжелых монолитных изделиях соединились все сложившиеся к тому времени представления о мире. Внешние поверхности сосудов покрыты рельефом. Главное место в нем отводилось изображениям птиц и драконов, воплощавших стихию неба и воды, цикад, предвещавших хороший урожай, быков и баранов, суливших людям сытость и благоденствие. ритуальные бронзовые сосуды




Высокий, стройный, расширяющийся вверху и внизу кубок («гу») предназначался для жертвенного вина. Обычно на поверхности этих сосудов изображали тонкий спиралевидный «узор грома» («лэй-вэнь»), на фоне которого и выполнялись основные изображения. Объемные звериные морды как будто вырастают из бронзы. Сами сосуды часто имели форму зверей и птиц (Ритуальный бронзовый сосуд), ибо они должны были охранять человека и защищать посевы от злых сил. Поверхность таких сосудов сплошь заполняли выступы и гравировка. Причудливую и фантастическую форму древнекитайских бронзовых сосудов с драконами упорядочивали четыре вертикальных выпуклых ребра, расположенных по сторонам. Эти ребра ориентировали сосуды по сторонам света, подчеркивая их ритуальный характер.Ритуальный бронзовый сосуд



Подземные захоронения знати в эпоху Шан-Инь представляли собой две расположенные друг над другом глубокие подземные камеры крестообразной или прямоугольной формы. Их площадь достигала иногда четырехсот квадратных метров, стены и потолок были расписаны красными, черными и белыми красками или инкрустированы кусочками камня, металла и т.п. Входы в погребения охраняли каменные фигуры фантастических зверей. Чтобы души предков ни в чем не нуждались, в могилы помещали различные ремесленные изделия оружие, бронзовые сосуды, резные камни, драгоценности, а также магические предметы (Бронзовая фигура на пьедестале). Все предметы, которые клали в захоронения, а также украшавшие статуи и бронзовую утварь узоры имели магический смысл и были связаны единой символикойБронзовая фигура на пьедестале


В XI в. до н.э. государство Шан-Инь было завоевано племенем Чжоу. Победители, основавшие династию Чжоу (XIIII вв. до н.э.), быстро переняли многие технические и культурные достижения побежденных. Государство Чжоу существовало многие века, однако его процветание было недолгим. На политической арене появилось много новых государств, и Китай уже к VIII в. до н.э. вступил в полосу междоусобных войн. Период с V по III в. до н.э. получил название Чжаньго («борющиеся царства»).


Образовавшиеся новые царства вовлекли в орбиту китайской цивилизации обширные области. Стала активно развиваться торговля между отдаленными районами Китая, чему способствовало строительство каналов. Были открыты месторождения железа, что позволило перейти к железным орудиям труда и улучшить технику земледелия. В обращение вошли одинаковые по форме круглые монеты, заменившие деньги, изготовлявшиеся в форме заступа (суживающейся лопаты), меча или раковины. Значительно расширился круг ремесел, вошедших в обиход. В городах развивалась наука. Так, в столице царства Ци было создано первое в Китае высшее учебное заведение Академия Цзися. Огромную роль во всей последующей художественной жизни Китая сыграли возникшие в середине I тыясчелетия до н.э. два учения конфуцианство и даосизм.


Конфуцианство, стремившееся сохранить порядок и равновесие в государстве, обращалось к традициям прошлого. Основатель учения Конфуций (около до н.э.) считал вечным установленный Небом порядок отношений в семье и обществе, между государем и подданными, между отцом и сыном. Полагая себя хранителем и толкователем мудрости древних, которые служили образцом для подражания, он разработал целую систему правил и норм поведения человека Ритуал. Согласно Ритуалу, необходимо почитать предков, уважать старших, стремиться к внутреннему совершенствованию. Он создал также правила для всех духовных проявлений жизни, утвердил строгие законы в музыке, литературе и живописи. В отличие от конфуцианства даосизм сосредоточивал внимание на основополагающих законах Вселенной. Главное место в этом учении занимала теория о Дао Пути Вселенной, или вечной изменчивости мира, подчиненного естественной необходимости самой природы, равновесие которой возможно благодаря взаимодействию женского и мужского начал инь и ян. Основатель учения Лаоцзы считал, что поведение человека должно направляться естественными законами Вселенной, нарушать которые нельзя иначе в мире нарушится гармония, наступят хаос и гибель. Созерцательный, поэтический подход к миру, заложенный в учении Лаоцзы, проявился во всех областях художественной жизни древнего Китая.


В периоды Чжоу и Чжаньго появилось множество предметов декоративно- прикладного искусства, служивших ритуальным целям: бронзовые зеркала, колокола, разнообразные предметы из священного камня нефрита. Полупрозрачный, всегда холодный нефрит символизировал чистоту и всегда считался охранителем от яда и порчи (Нефритовая фигурка). колоколаНефритовая фигурка


Обнаруженная в погребениях расписная лаковая утварь столики, подносы, шкатулки, музыкальные инструменты, богато украшенные орнаментами, также служила ритуальным целям. Производство лака, как и шелкоткачество тогда было известно только в Китае. Окрашенный в разные цвета натуральный сок лакового дерева многократно наносили на поверхность изделия, что придавало ему блеск, прочность и предохраняло от влаги. В погребениях провинции Хунань в Центральном Китае археологи обнаружили много предметов лаковой утвари (Деревянная фигурка охранителя).Деревянная фигурка охранителя


В III в. до н.э. после долгих войн и междоусобиц мелкие царства объединились в единую, могущественную империю, во главе которой встала династия Цинь (гг. до н.э.), а затем Хань (206 г. до н.э. 220 г. н.э.). Правитель и неограниченный властитель Циньской империи Цинь Ши-Хуанди (гг. до н.э.) был китайским императором недолгое время, но сумел укрепить центральную власть. Он уничтожил границы самостоятельных царств и разделил страну на тридцать шесть провинций, в каждую из которых назначил столичного чиновника. При Ши-Хуанди были проложены новые благоустроенные дороги, прорыты каналы, соединившие провинциальные центры со столицей Сяньян (провинция Шэньси). Была создана единая письменность, что позволило жителям разных областей общаться друг с другом, несмотря на различие местных диалектов.




Ее длина составляла семьсот пятьдесят километров. Толщина стены колебалась от пяти до восьми метров, в высоту стена достигала десяти метров. Верхний край венчали зубцы. По всей длине стены во множестве располагались сигнальные башни, на которых в случае малейшей опасности зажигались огни. От Великой китайской стены до самой столицы была проложена дорога.


С неменьшим размахом сооружали и гробницу императора Цинь Ши- Хуанди. Ее возводили (в пятидесяти километрах от Сяньяна) в течение десяти лет после восшествия императора на престол. В строительстве участвовало более семисот тысяч человек. Гробница была окружена двумя рядами высоких стен, в плане образовывавших квадрат (символ Земли). В центре располагался высокий конусообразный могильный холм. Круглый в плане, он символизировал Небо. Стены подземной усыпальницы облицованы отшлифованными мраморными плитами и нефритом, пол устлан огромными полированными камнями с нарисованной на них картой девяти областей Китайской империи. На полу стояли скульптурные изображения пяти священных гор, а потолок имел вид небосвода с сияющими светилами. После того как саркофаг с телом императора Цинь Ши-Хуанди перенесли в подземный дворец, вокруг него расположили огромное количество драгоценных предметов, сопровождавших его при жизни: сосуды, ювелирные изделия, музыкальные инструменты.


Но подземное царство не ограничивалось самим погребением. В 1974 г. на расстоянии полутора километров от него археологи обнаружили одиннадцать глубоких подземных тоннелей, выложенных керамической плиткой. Расположенные параллельно друг другу, тоннели служили пристанищем гигантскому глиняному войску, охранявшему покой своего повелителя.глиняному войску


Войско, разделенное на несколько шеренг, выстроено в боевом порядке. Есть здесь и кони и колесницы, также вылепленные из глины. Все фигуры выполнены в натуральную величину и раскрашены; каждый из воинов обладает индивидуальными чертами (Терракотовая фигура лучника из гробницы Цинь Ши- хуанди).Терракотовая фигура лучника из гробницы Цинь Ши- хуанди


Следы перемен в стране были ощутимы повсюду, однако следует заметить, что власть Цинь Ши-Хуанди основывалась на тотальном контроле, доносительстве и терроре. Порядок и процветание достигались слишком крутыми мерами, вызывая отчаяние жителей Цинь. Традиции, нравственность и добродетели пренебрегались, что вынуждало основную массу населения испытывать духовный дискомфорт. В 213 г. до н.э. император распорядился изгнать Песни и Предания и сжечь все частные бамбуковые книги, кроме гадательных текстов, книг по медицине, фармакологии, сельскому хозяйству и математике. Уцелели памятники, находившиеся в архивах, но большая часть древних источников по истории и литературе Китая погибла в огне этого безумия. Был издан указ, запрещавший частное обучение, критику правительства, а также процветавшие некогда философские учения. После смерти Цинь Ши-Хуанди в 210 г. до н.э. на фоне общей политической нестабильности и недовольства начались восстания, которые и привели империю к гибели.


В 207 г. до н.э. власть захватил вождь восставших Лю Бан, будущий основатель династии Хань, правившей на протяжении четырех столетий. Во II в. до н.э. Ханьская империя признала конфуцианство и в его лице обрела официальную идеологию с отчетливо выраженным религиозным оттенком. Нарушение конфуцианских заповедей каралось смертью как наитягчайшее преступление. На основе конфуцианства была выработана всеохватывающая система образа жизни и организации управления. Император в своем правлении должен был опираться на принципы человеколюбия и справедливости, а помогать ему проводить правильную политику должны были ученые чиновники.


Отношения в обществе регулировались на основе Ритуала, который определял обязанности и права каждой группы населения. Всем людям надлежало строить отношения в семье на основе принципов сыновней почтительности и братской любви. Это означало, что каждый человек должен был беспрекословно выполнять волю отца, слушаться старших братьев, заботиться о своих родителях в старости. Таким образом, китайское общество становилось сословным не только в государственном, но и в нравственном смысле этого понятия. Послушание младших старшим, низших высшим, а всех вместе императору основа развития китайской цивилизации с ее всеобщей строгой регламентацией жизни вплоть до мелочей.


Эпоха Хань в истории Китая отмечена новым расцветом культуры и искусства, развитием науки. Зарождается историческая наука. Ее основоположник Сыма Цянь создал пятитомный трактат, где подробно изложил историю Китая с древнейших времен. Китайские ученые приложили немало усилий, чтобы переписать древние сочинения с ветхих бамбуковых пластинок, служивших книгами, на шелковые свитки. Важнейшим открытием стало изобретение в I в. н.э. бумаги. Караванные пути связали Китай с другими странами. Например, по Великому Шелковому пути китайцы везли на запад шелк и тончайшие ручные вышивки, которые славились на весь мир. В письменных источниках сохранились сведения об оживленной торговле Ханьской империи с Индией и далеким Римом, в котором Китай издавна называли Страной Шелка.


Главные центры Ханьской империи Лоян и Чанъань воздвигали по изложенным в древних трактатах правилам по плану с четким делением на кварталы. Дворцы правителей находились на главной магистрали города и состояли из жилых и парадных покоев, садов и парков. Знатных людей хоронили в просторных гробницах, стены которых были выложены керамическими или каменными плитами, а потолки поддерживали каменные колонны, которые завершались, как правило, парой драконов. Снаружи к погребальному холму вела Аллея Духов охранителей могил, обрамленная статуями зверей.


В погребениях обнаружены предметы, дающие представление о повседневной жизни Ханьской эпохи керамические раскрашенные модели домов, глиняные расписные кувшины, бронзовые зеркала, раскрашенные фигурки танцовщиц, музыкантов, домашних животных.бронзовые зеркала музыкантов

В оформлении погребения главную роль играли рельефы. Наиболее богаты по содержанию рельефы в погребениях провинций Шаньдун и Сычуань. На рельефах представлены сцены жатвы, охоты на диких уток, мчащиеся легкие колесницы, в которые впряжены тонконогие горячие кони («Процессия с колесницей и всадниками»). Все изображения очень реалистичны.Процессия с колесницей и всадниками




Презентация создана по материалам электронных изданий Энциклопедии школьника – «Загадки и тайны архитектуры», «Чудеса света. Древний мир», и Коллекции Мировой художественной культуры Российского общеобразовательного портала (www. school. edu. ru). А так же: Н.А.Дмитриева, Н.А.Виноградова «Искусство древнего мира», М.; «Детская литература», 1986 Энциклопедия для детей.(т.7) Искусство.Ч.1, «Мир энциклопедий Аванта+», Астрель, 2007; «Большая иллюстрированная энциклопедия истории искусств», Москва, «Махаон», 2008 Бронзовый светильник в форме тапира 4в. до н.э.

Китайская живописьЖивопись Китая -
важная часть
традиционной
китайской культуры и
бесценное сокровище
китайской нации, она
имеет долгую историю и
славные традиции в
области мировых
искусств.
Китайскую
живопись также называют
традиционной китайской
живописью. Традиционная
китайская живопись
восходит к периоду неолита,
около восьми тысяч лет
назад. Найденная на
раскопках цветная керамика
с нарисованными
животными, рыбой,
оленями, и лягушками
показывает, что в период
неолита китайцы уже
начали использовать кисти
для рисования.

Во времена династии Цинь и
Хань развивается
фресковая живопись. Ее
применяли при захоронениях, а
также в храмах и дворцах. С
развитием буддизма в период с 3
по 6 век развивается храмовая
живопись, например,
изображения Будды в горных
пещерах.
Древняя китайская
живопись сильно отличалась от
европейской живописи. В Европе
широко использовались
возможности цвета, теней, а в
Китае живописцы создавали
удивительные картины игрой
линий. Главное, что отличает
китайскую живопись от
европейской – это стремление
передать «дух картины», или, как
говорят китайцы «с помощью
формы выразить настроение».

Древняя китайская
живопись, как в прочем и
современная, знала два
основных стиля: «гун би»
(прилежная кисть) и «се и»
(выражение идеи).
Принципы китайской
живописи заключаются в
любовании природой как
совершенным творением.

Жанры китайской живописи довольно разнообразны: - анималистические жанры, - бытовые жанры, - парадный портрет, - миниатюра на веерах и других

предметах обихода,
- китайская пейзажная живопись.
В Китае не существовало
натюрморта в привычном
для нас смысле,
неподвижные предметы с
точки зрения китайцев
мертвы без динамики
движения жизни и
времени.

Китайская живопись тяготеет к определенным устойчивым образам: одним из самых излюбленных объектов эстетического воплощения в живописи я

Китайская живопись
тяготеет к определенным
устойчивым образам:
одним из самых
излюбленных объектов
эстетического
воплощения в живописи
является бамбук
На китайских
картинах бамбук - это
не просто растение, а
символ человеческого
характера.

Китайская живопись и каллиграфия

В Китае использование
одного инструмента и
для живописи, и для
каллиграфии - кисти
- связало эти два вида
искусства.
Каллиграа фия (от греч. слов
κάλλος kallos "красота" + γραφή
graphẽ "писать") - вид
изобразительного искусства,
эстетическое оформление
рукописного шрифта.

Общее количество китайских иероглифов доходит до 80 000. Но реально во всех видах текстов используется не более 10 тысяч иероглифов. Китайские

иероглифы трудны для
написания: каждый из них
состоит из нескольких
черт (от 1 до 52).
Каллиграфия подобна
живописи, и процесс
создания иероглифа
кистью и тушью сродни
процессу создания
картины.