С1- Что мешает считать Лопахина подлинным спасителем вишнёвого сада? Анализ эпизода «Первое деловое предложение Лопахина Почему предложение лопахина отвергается хозяевами вишневого сада.

Род: драма

Лит. направление: реализм

Жанр: комедия

Автор отказал персонажам «Вишневого сада» в праве на драму: они представлялись ему неспособными на глубокие чувства. Чехов подчеркивает, что грусть его героев часто легковесна, что в их слезах скрывается обычная для слабых и нервных людей слезливость. Сочетание комического и серьезного – отличительная черта чеховской поэтики. Это ЧЕХОВСКИЙ ЖАНР, сочетающий вечные драматические противоположности – СМЕХ и СЛЕЗЫ.

Почему Лопахин хочет помочь Раневской? Лопахин хочет помочь Раневской, потому что когда-то в прошлом Раневская помогала Лопахину. Лопахин очень хорошо относится к Раневской. Он ей благодарен за ее доброе отношение в прошлом. Почему Раневская отказывается от предложения Лопахина? Раневская отказывается от предложения Лопахина, потому что она – легкомысленный и неделовой человек. Для нее вишневый сад – это символ ее молодости и счастья. Она не хочет извлекать выгоду из этого. Зачем и почему Лопахин покупает вишневый сад? Лопахин купил вишневый сад, потому что имение с садом находится в прекрасном месте. Оно может приносить хороший доход. Также Лопахину приятно стать хозяином имения, в котором когда-то его отец и дед были крепостными. Почему сад достается именно Ермолаю Лопахину? Сад достается именно Ермолаю Лопахину, потому что на аукционе он дает за него самую высокую цену. Судя по всему, на торгах цена поднимается довольно высоко. Но Лопахин не жалеет денег. Он выкупает имение и становится его полноправным хозяином. Что значит вишневый сад для Лопахина? Вишневый сад для Лопахина – это символ старой жизни, символ барщины и лени, символ крепостной жизни. Для Лопахина вырубить вишневый сад – значит покончить с прошлой жизнью и старым режимом. Почему Лопахин не делает предложение Варе и не женится на ней? Варя и Лопахин нравятся друг другу давно. Но Лопахин и Варя - разные люди. Лопахин - человек с "тонкой душой", хотя и простого происхождения. А Варя - девушка с ограниченная. Варя не пара Лопахину. Лопахин восхищается такими женщинами, как Раневская, а Варя для него просто хорошая девушка. Лопахин - целеустремленный человек. Он покупает вишневый сад за большие деньги, потому что он этого хочет. А значит, Лопахин не женится на Варе, потому что он этого не хочет.

Герои:

· Раневская (Раневская Любовь Андреевна. Девичья фамилия Раневской - Гаева, как у ее брата. У Раневской есть две дочери - родная дочь Аня и приемная дочь Варя: "...Аня, ее дочь, 17 лет. Варя, ее приемная дочь, 24 лет..." Раневская - разорившаяся помещица. Она растратила свое состояние. Теперь у нее нет денег. Раневская - хороший, простой и легкий человек. Раневская - добрая, славная женщина. Раневская привыкла сорить деньгами. Она не умеет экономить: "...Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая..." "...Сестра не отвыкла еще сорить деньгами..." "...И мама не понимает! Сядем на вокзале обедать, и она требует самое дорогое и на чай лакеям дает по рублю..." Раневская понимает, что сорит деньгами, но не может остановиться. Раневская называется себя грешной женщиной. Раневская - глупая, доверчивая женщина. Она любит негодяя, который ее использует: "...Ведь он негодяй, только вы одна не знаете этого! Он мелкий негодяй, ничтожество…" .Раневская любит Россию. Когда она едет домой из-за границы, она плачет в поезде. Имение с вишневым садом выставляют на аукцион за долги. Купец Лопахин предлагает Раневской вырубить вишневый сад и сдавать землю в аренду. Так можно выплатить долги.Для Раневской вишневый сад - это жизнь, молодость и счастье. Раневская и ее брат Гаев не делают ничего, чтобы спасти вишневый сад. Они надеются на чудо.



· Лопахин (Ермолай Алексеевич Лопахин богатый купец, сын крепостного крестьянина. Отец и дед Лопахина были крепостными ("рабами") в имении Раневской. Необразованный человек, однако умный. Не стесняется своего прошлого. У Лопахина было трудное детство. В детстве Лопахин ходил босиком зимой. Отец бил его палками. Трудолюбивый. Восхищается Россией. Лопахин знает Раневскую с детства. Занимает ей деньги. Предлагает вырубить Вишневый сад, дабы сделать лучше. В конце концов Лопахин сам выкупает вишневый сад на торгах. Лопахин и Варя влюблены.)

· Гаев (разорившийся помещик, много пьет и ест. Болтливый, постоянно говорит глупости. Любит леденцы и постоянно их ест.)



· Петя Трофимов (Петр Сергеевич. Петя Трофимов - бывший учитель Гриши, сына Раневской. Петю называют "облезлым барином" из-за его бедности. Петя Трофимов - вечный студент. Он никак не может закончить учебу, его отчисляли 2 раза, зарабатывает на жизнь переводами с иностранных языков)

· Аня (17 лет. Мечтательница. Хочет учиться и работать. Петя Трофимов и Аня беседуют не о любви, а о свободе, счастье, будущем)

· Варя (24 года. На монашку похожа. Занимается хозяйством. Варя мечтает бросить все и уйти в монастырь. Простая и трудолюбивая, не может сидеть без дела. Варе нравится купец Лопахин.Уже 2 года Варя ждет предложения от Лопахина. Но он не решается на этот шаг.)

· Симеонов‑Пищик (Борис Борисович обедневший помещик. Сосед Раневской. постоянно занят тем, где и как занять денег. Засыпает во время разговоров.

· Шарлотта Ивановна (гувернантка в семье Раневской, родилась в семье циркачей. Показывает фокусы, меняет голоса, умеет говорить по-немецки)

· Фирс (старый слуга в семье Раневской и Гаева. Фирс отказался от свободы, когда отменили крепостное право в 1861 году. Он остался служить семье Раневской. Грустит по тому времени, когда было крепостное право, считает что отмена к.п. – несчастье. В конце пьесы Фирс заболевает, его хотят отправить в больницу, но забывают дома. Когда все уезжают, в запертом доме остается больной Фирс)

· Яша (лакей помещицы Раневской. Прожил 5 лет вместе с ней за границей. Бесстыдный, жестокий, плохо относится к матери. Дуняша влюблена в него. Яша развлекается несколько месяцев с Дуняшей, но потом бросает ее.)

· Дуняша (гувернантка. одевается и ведет себя как барышня. Епиходов делает Дуняше предложение. Она становится его невестой. Но в это время в из Парижа приезжает лакей Яша. Дуняша влюбляется в него. Влюбившись в Яшу, Дуняша избегает своего жениха Епиходова. Несколько месяцев Яша развлекается с Дуняшей, а потом бросает ее и уезжает в Париж)

· Епиходов (Епиходов - конторщик в имении Раневской. Он занимается хозяйством. С Епиходовым все время случаются неприятности. За это его называют "двадцать два несчастья". Епиходов - ленивый человек. Он не занимается делами имения. Варя выгоняет Епиходова за его лень. Когда Лопахин покупает вишневый сад, он берет к себе на работу Епиходова)


В основу знаменитой пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад» положена совершенно бытовая ситуация – продажа старого дворянского имения. Но вовсе не участь прекрасного вишневого сада волнует писателя: сад – это только символ, олицетворяющий всю Россию. Поэтому судьба страны, ее прошлое, настоящее и будущее становятся главной темой чеховского произведения.

Отношения действующих лиц показывают исторических процесс смены старого сословия дворянства новым классом предпринимателей в России.

Раневская и Гаев являются представителями минувшей эпохи, они – старые хозяева вишневого сада. Им на смену пришла новая общественная сила – буржуазия, воплощенная в образе предпринимателя Лопахина.

Этот персонаж – один из главных в драме «Вишневый сад», и ему Чехов уделял особое внимание. Он писал: «Роль Лопахина – центральная. Если она не удастся, то значит и пьеса вся провалилась». Поэтому перед читателями (зрителями) представлен сложный и противоречивый персонаж. Ермолай Алексеевич вообще человек простой, добрый, сердечный. Он вышел из крестьянской среды. Но у него нет агрессивности и затаенной злобы на Гаевых и Раневских, которые жили трудом его предков. Наоборот, он искренне желает помочь семье Любови Алексеевны, предлагает правильный план по спасению любимого вишневого сада. Его трезвый практический ум подсказывает верные решения. Этот герой деловит и предприимчив, но он думает только о своей выгоде и деньгах. Все, чего достиг Лопахин, он достиг только благодаря своему уму, трудолюбию и честолюбию. Это и отличает его от Гаева и Раневской, уходящих в прошлое помещиков, которые привыкли жить только за счет своих крестьян.

Но Лопахин не может стать подлинным спасителем вишневого сада. Во-первых, потому, что он духовно ограничен. Ермолай Алексеевич не способен понять красоту сада. Вместо прекрасных цветущих деревьев он видит лишь хорошие участки под дачи и, желая получить как можно больше личной выгоды, варварски уничтожает вишневый сад, который для Гаева и Раневской был символом идиллического времени, чистоты, невинности, снов, надежд и воспоминаний. А во-вторых, этот персонаж только временный хозяин жизни. Господство капиталистов недолговечно, потому что они стремятся построить новую Россию, уничтожив ее прошлое и все то прекрасное, что было в ней. И здесь явно просматривается авторская позиция: новый класс предпринимателей, несмотря на свою энергию и силу, несет за собой разрушение.

И Лопахин сам понимает, что является только временным хозяином вишневого сада. Он чувствует, что придут новые, молодые силы, которые превратят Россию в цветущий сад. И от ощущения, что он только промежуточное звено в исторической цепи, что он не может спасти вишневый сад, Лопахин остается недоволен жизнью. Ему кажется, что все идет не так и оттого восклицает: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».

Обновлено: 2018-03-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Для ответа на вопрос, ставший заглавием работы, попробуем разобраться с причинно-следственной связью событий, описанных в последней чеховской пьесе.

Что происходит? После долгого отсутствия в родное имение возвращаются хозяйка Любовь Андреевна Раневская с дочерью Аней. Их встречают брат помещицы Гаев, сосед-помещик Симеонов-Пищик и купец Лопахин. Последний родился в семье крепостных, сам себя считает «мужик-мужиком», хоть и при деньгах. Он напоминает Раневской о насущной печали: вскоре ее вишневый сад, их с Гаевым родовое гнездо, будут продавать с аукциона за долги. А вот дальше начинается самое интересное.

Для Любови Андреевны и Леонида Андреевича имение с вишневым садом очень дорого. Здесь прошло их , с этой усадьбой связаны самые теплые и самые больные воспоминания (У Раневской несколько лет назад в местной реке утонул шестилетний сын). Сама мысль о расставании с поместьем приводит Любовь Андреевну в ужас, да и брат ее также не рад такой перспективе. Однако ни одного реального действия к спасению своей святыни ни один из них не предпринимает. И брат, и сестра плохо приспособлены к жизни, расточительны и недальновидны. Зато имеют изрядную склонность к рефлексирующей ностальгии, и можно было б вместе с ними насладиться их страданиями, если б к последним не было никакой причины. Но увы. Привязанность к родным местам не заслуживает высмеивания.

Лопахин, рассказав о ситуации и предстоящих торгах, сразу предлагает решение: нужно разбить сад на дачные участки и сдавать их в аренду. Таким образом можно будет сохранить поместье и при этом еще значительно приумножить доход. Но и Раневская, и Гаев это предложение отвергают безо всяких раздумий. Как так? Вырубить?! Самое интересное и замечательное место во всей губернии - разорить?

Ермолай Алексеевич Лопахин - человек дела. Это купец, но купец не по происхождению, а по нынешнему социальному статусу. Заработанному в поте лица. Он - трудяга, который чужд излишним рефлексиям, привыкший идти «от сохи» и трудом приумножать свое состояние. При этом его никак нельзя отнести к категории людей бездушных и черствых, готовых ради копейки продать всех и вся.

Возвращаясь к теме работы - почему Лопахин не может стать спасителем вишневого сада? Тут скорее не «почему не может», а зачем бы ему это сдалось, вообще говоря? Во имя чего ему следовало бы спасать вишневый сад? Он не стремится его уничтожать. И любой ценой прибрать его к своим рукам не стремится. Для того, чтоб Лопахин мог его «спасти», должно было бы быть выполнено одно условие.

С самых первых строк мы видим, что Ермолай Алексеевич неравнодушен к своей прежней хозяйке. С трепетом ждет ее приезда, переживает, узнает ли та его при встрече… Он помнит доброту Раневской, когда та, еще будучи девушкой, помогала ему, мальчишке, смыть кровь с лица от отцовского удара. Он полон желания помочь. Вместо того, чтоб просто выкупить имение, вырубить сад и реализовать затею с дачниками самому, он предлагает эту идею Любови Андреевне. И свою помощь при этом. Желание нажиться на продаже вишневого сада уступает привязанности к его хозяевам, и Лопахин до последнего пытается их вразумить.

Если б Раневская могла рассмотреть в этом герое свою судьбу, все, возможно, сложилось бы иначе. И вишневый сад остался бы целым и невредимым. Но помещица продолжает видеть в Ермолае Алексеевиче все того же мальчонку с разбитым носом, себе не ровню -у нее и мысли ни о чем подобном не возникает, она вся в своих парижских драмах.

Лопахин давно не мальчишка. Нежные чувства - это прекрасно, но он в первую очередь - человек дела. И он покупает имение на аукционе. С тем самым расчетом, что некогда предлагал теперь уже бывшим помещикам - вырубить деревья и сдать в аренду дачные участки. Увы, аналогии очевидны: не разрушив старого, нового не построить. Для начала ХХ столетия тема эта стояла как никогда остро. Другой вопрос, что не Лопахин является подлинным олицетворением новизны, его обойдут Пети Трофимовы с Анечками, которые мчатся в светлое будущее, сметая за собой мосты.

В этом плане, наверное, можно было бы выделить три основные фигуры: прошлое (Раневская и Гаев с их абсолютной беспомощностью перед временем перемен и неумением хоть сколько-нибудь адаптироваться к окружающей их изменчивой действительности), настоящее с памятью (Лопахин, который, хоть и становится новым владельцем усадьбы, но помнит все, что ранее там происходило, в том числе и то, что будучи мальчишкой, он не смел проходить дальше порога кухни в этом имении) и будущее, безоглядное и беспощадное (Трофимов, Аня). Есть персонажи, которым не найдется места нигде из перечисленных временных измерений, но речь сейчас не о них.

Финальная сцена заставляет задуматься. Лопахин, получив в свое распоряжение имение Раневской, не испытывает торжества. Гордость перед отцом и дедом, бывшими крепостными на этой земле - да. Но не подлинное торжество. Есть и горечь в его словах. Это временная победа, да и победа ли? Живые теплые ниточки, связывающие успешного предпринимателя Лопахина с дворовым мальчиком, у которого есть доброе и благодарственное воспоминание, порваны. Раневская уедет в свой Париж. Прошлое поболит и перестанет; кого уже особенно волнует то, что осталось позади? А вот будущее, которое строится с утратой дорогих сердцу элементов душевного тепла…

Лопахин не вишневый сад не спас. Не спас он уходящую в Лету дворянскую эпоху, на смену которой пришли люди действия, руководствующиеся не сердцем, не памятью предков, не уважением родной культуры, а чистым разумом и банальной коммерческой выгодой. Трагедия героя в том, что он, трудяга и действительно талантливый делец, не сможет влиться в новое время, не заплатив за это вновь частичкой своего неравнодушия и сердечной теплоты. И лишь мерный стук топора станет аккомпанементом наступления нового витка истории на ее вечном серпантине…

Любовь Андреевна ходит по комнате, не может сдержать своих эмоций по поводу возвращения в родной дом, целует шкаф, затем садится и пьет кофе, слушает предложение Лопахина. Меняется ли у нее голос в момент ответа ему?" Школьники отметили, что Раневская несколько раз меняет интонацию во время данной мизансцены, градация колеблется от выражения тихого счастья до усталости. После предложения Лопахина вырубить сад в голосе Любови Андреевны появляется высокомерие: "Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеевич. Гаев и Раневская воспринимают предложение Лопахина как личное оскорбление. "Извините, какая чепуха!" - говорит Гаев. Но это возмущение аристократов, проявляющееся лишь в отдельных нюансах. В ходе проведенной беседы школьники описали основные пластические формы данной мизансцены: "Гаев чуть чашку с кофе из рук не выронил"; "Раневская сжалась вся, глаза широко раскрыты".

Через поведенческие особенности Раневской и Гаева учащиеся поняли, что значит для них вишневый сад, о котором "даже в Энциклопедии написано". Вишневый сад - гордость их рода. Уничтожение сада равно уничтожению сути его владельцев. "Раневскую сейчас ранили, ей даже физически больно", - говорят ученики.

В результате мы приблизились к образному постижению мотивов поведения героев. На первый взгляд необъяснимое поведение Лопахина, искренне преданного Раневской, в то же время намеревающегося вырубить сад, в котором она видит дух матери, было осознано учащимися как непреднамеренное ("он не понимает сад"). Лопахин - человек иного склада, он искренне пытается помочь хозяевам имения выпутаться из долгов, не понимая причин их стремления сохранить сад, не приносящий более прибыли.

В русле реализации приема "дополнение образа" школьникам было предложено написание этюдов, варианты которых выбирались самостоятельно на основе предложенной тематики, отражающей взаимодействие основного и сопутствующего мотивов: "Раневская и сад", "Гаев и сад", "Аня и сад", "Варя и сад", "Лопахин и сад", "Трофимов и сад", "Шарлотта Ивановна и сад", "Фирс и сад". Для написания этюда необходимо было выбрать из текста реплики избранного персонажа и ремарки, связанные с ним, представить внешность, дальнейшую судьбу персонажа. Этюд предлагалось озаглавить цитатой из текста ("фраза-ключ").

Этюды, написанные старшеклассниками, опирались на знание текста и содержали индивидуальную интерпретацию образов. Образ Раневской оказался "озаглавленным", например, такими репликами: "Что же со мной, глупой, делать?", "А я вот, должно быть, ниже любви...", в которых заключена самооценка героини, или репликами, в которых отражено понимание ее личности другими: "Господь в вами, мамочка...." (Варя) "Ах, мамочка, в доме есть нечего, а вы ему отдали золотой..." (Варя). Пониманию образу Гаева сопутствовали фразы следующего содержания: "Я неисправим, это очевидно...", "Я человек восьмидесятых годов..."; Шарлотты Ивановны - "Эти умники все такие глупые, не с кем мне поговорить..."; Трофимова: "Мы выше любви...", "да, я облезлый барин и горжусь этим..."; Лопахина - "Я купил..."; Фирса - "А Леонид Андреич небось шубы не надел, в пальто поехал...", "Жизнь-то прошла, словно и не жил..."

Детальная опора на текст сказалась на работах, отражающих индивидуальную интерпретацию образов: "...отношение к Гаеву все время меняется... разговоры Гаева до добра не доводят. Но когда речь заходит о саде, он говорит мудрые мысли: "Если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то это значит, что болезнь неизлечима..." Эстетика "Вишневого сада" тоже сыграла немалую роль.

"Раневская - это веточка цветущей вишни, которая оторвалась от дерева. Кора у этой веточки черная, мертвая, а цветы белые и все еще красивые...

Эта веточка скоро погибнет... Останется только аромат, который слышно чуть-чуть..."

Эмоционально-личностное отношение школьников к персонажам повлекло за собой в некоторых случаях чрезмерно субъективную их оценку, объясняемую юношеским максимализмом. Так, встречающееся в ответах безоговорочное осуждение Вари ("она подлая, кормит старых слуг одним горохом и скрывает это"), Фирса ("холоп и холуй, пресмыкается перед господами") были подвергнуты корректировке.

Варя слепо предана усадьбе и господам. Она скрывает подлинную нищету имения, щадя хозяев, не желая причинять им боль. Однако в отношении Вари к саду учащиеся отметили ее ограниченность и обусловленную этим фанатичную, рабскую службу барам. Дальнейшая судьба Вари, оторванной от имения, без которого она не представляла свою жизнь, вызвала у учащихся настроение сочувствия:

"Ей будет сниться Любовь Андреевна, Аня, Лопахин, которого она так любила... И Варя будет горько плакать по ночам..."

Фирс искренне предан барам, усадьбе и саду. За свою службу он не ждет вознаграждения. Фирс живет для других, не осознавая ценности собственной личности. Несмотря на действительно зависимую психологию, он выглядит более позитивно, чем Яша, отказавшийся от матери-крестьянки после перехода лакея в "чистое сословие".

Один из моментов этапа понимания был связан с приходом в жизнь "новых людей", новых хозяев сада. Он проходил под эпиграфом "Настроим мы дач..."

Разделение героев на "старых" и "новых" людей касается в "Вишневом саде" хозяев имения, гостей и даже слуг.

После обсуждения отношения к саду Трофимова и влияния его на Аню внимание школьников было обращено на противоречивые реплики Ани, обращенные к нему {"я уйду, даю вам слово") и обращенные к Раневской ("мы насадим новый сад"). Учащиеся объяснили противоречивость высказываний добротой Ани и ее наивностью. Она верит Трофимову и в то же время не может сделать больно матери.

Влияние Трофимова на Аню было оценено как негативное. Призыв "будьте свободны, как ветер" многими учениками истолковывался как призыв к утрате корней.

Классу были зачитаны выдержки, характеризующие возраст Пети (Лопахин: "Ему пятьдесят лет скоро, а он все еще студент"; Трофимов - Ане: "Мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес!"; Раневская: "Вам двадцать шесть лет или двадцать семь, а вы все еще гимназист второго класса!"). На основе текста школьникам было предложено рассказать о своем образном представлении внешности Пети. Устные ответы отражали негативное отношение к "вечному студенту" ("борода не растет, из под очков блестят злые глаза").