Спектакль за закрытой дверью.

Вчера на сцене областной филармонии прошел антрепризный спектакль по пьесе Жана-Поля Сартра «За закрытой дверью», главные роли в котором сыграли народные артисты России Андрей Соколов и Ирина Алферова.

Кемеровчане увидели крайне необычную для отечественной антрепризной сцены постановку по одной из пьес Жана-Поля Сартра. Именно в этом произведении знаменитый французский философ и писатель высказал мысль, что «ад - это другие люди».

Сюжет спектакля вкратце таков: в просторную комнату с тремя лежаками и мягкими стенами по очереди входят нервный молодой человек и две встревоженные дамы. Выясняется, что все они - грешники, причем уже умершие: трус, расстрелянный за дезертирство, и женщины-убийцы. Сейчас они попали то ли в ад, то ли в чистилище и, запертые вместе, начинают вести себя как пауки в банке: то норовят заняться любовью, то грызутся до драки. И непрерывно спорят.

Перед началом спектакля журналисты поинтересовались у Андрея Соколова, а готовы ли зрители к такого рода постановкам? Ведь обычно антрепризы - легкие и смешные, а эта заставляет всерьез задуматься.

Этому спектаклю уже 10 лет, и все это время он пользуется популярностью, - ответил артист. - Я еще не встречал негативных отзывов о спектакле в прессе, да и зрители всегда есть. Просто сейчас в искусстве слишком много «фастфуда», а мы стараемся избегать его...

- Ваша партнерша на сцене - Ирина Алферова. Как вы к ней относитесь - как к актрисе и к женщине?

Я даже не знаю, как ответить на этот вопрос, - немного подумав, произнес Соколов. - Чтобы и муж не обиделся, и Ирине было приятно (улыбается). Понимаете, наш проект существует уже очень долго, и возникло такое «чувство локтя», когда все делаем вместе и рефлекторно. Хотя я только в последние два года стал четко осознавать, что я делаю в этом спектакле. Раньше моя игра была сплошным поиском. Пьеса ведь очень трудная, материал сложный. А вот партнеры у меня замечательные!

Андрей, вы в Кемерове выступаете не впервые - играли на сцене драмтеатра, были на дне рождения Дома кино «Москва», да и День города с нами отмечали. Что можете сказать о кемеровской публике?

Был один забавный случай на одном из моих спектаклей. Мы выходим на сцену, играем, а в зале тишина. Проходит десять минут, двадцать - зрители никак не реагируют. После первого акта мы «заслали казачка». Как оказалось, зрителям дали установку не мешать актерам. Но, слава богу, второй акт прошел уже лучше, публика стала реагировать на нашу игру. Я не хочу выделять кемеровчан как отдельный вид публики. Могу только сказать, что в Сибири зрители живые.

- Возвращаясь домой после спектакля, чем предпочитаете заниматься? Как отдыхаете?

Все зависит от количества свободного времени, - Соколов пожимает плечами. - Сейчас у нас очень большой тур - восемь городов, поэтому отдыхать в машине довольно трудно. Если времени больше и есть возможность куда-нибудь уехать, то самое лучшее место - лес. Я по своей природе человек, который любит быть поближе к деревьям, природе. И предпочитаю активный отдых - охоту, например.

Дом культуры имени С.М. Зуева представляет собой не просто одну из столичных театральных площадок. Это уникальный памятник архитектуры конструктивизма. Его уникальный облик известен специалистам во всем мире, поскольку он является одним из первых рабочих клубов столицы, открытым в 1926 году. Автор проекта — знаменитый советский архитектор Илья Голосов. Со стороны кажется, что массивный бетонный корпус здания будто бы надет на огромный цилиндр из стекла. При постройке предполагалось, что ДК будет использован для проведения культурных и политических мероприятий.

Репертуар Дома культуры имени С.М. Зуева

В настоящее время в афише Дома культуры имени С.М. Зуева можно увидеть различные спектакли и концерты. В частности, здесь в 1990 году нашли приют комедианты необычного коллектива под названием «Квартет И». Его участники в настоящее время известны по всей стране, но и по сей день своим родным местом они считают ДК имени С.М. Зуева. Здесь состоялись премьеры их известных спектаклей «День радио», «Разговоры мужчин среднего возраста», «Быстрее чем кролики», «День выборов». Также на этой сцене показываются постановки других коллективов - «Не такой как все», «Искуситель», «Вокзал на троих», «Первый номер», «Возвращение домой».

Как добраться до ДК имени С.М. Зуева

Здание ДК находится на севере Москвы, на Лесной улице, которая расположена между Садовым и Третьим транспортным кольцом. Сначала вам необходимо доехать до станции метро «Белорусская». Оттуда вам нужно выйти на улицу Лесную. Там поверните направо и пройдите пешком пять минут. Затем поверните налево и уже вскоре вы сможете увидеть здание ДК имени С.М. Зуева . Оно располагается на повороте на 2-ой Лесной переулок.

Квартет И
квартет и
театр квартет И
театр квартет и

“Аргументы и факты” № 32 (август 1999)

Светлана Кузина:

В просторной комнате со стенами, обитыми, как в психушках, чем-то мягким, из обстановки – лишь три лежака и “оскароподобная” статуя. Зато сюда ведут целых три двери. Через них по очереди невозмутимый распорядитель пропускает нервного молодого человека и двух встревоженных дам: одна помоложе, зато другая – элегантнее. Эти трое явно незнакомы, но, запертые вместе, начинают себя вести, как пауки в банке, - то норовят заняться любовью, то грызутся до драки. И непрерывно спорят. Вот так выглядит, по мнению режиссера Александра Мохова , один из кругов ада – суд собственной совести.

Как они колоритны - трус, расстрелянный за дезертирство (Андрей Соколов ) и две очаровательные… убийцы (Ирина Алферова и Наталья Петрова )! Как цепляются за ушедшую жизнь, не в силах смириться с жестоким итогом – приговором их земному пути! Как истово ищут сочувствия друг у друга! Но их спонтанные исповеди правдивы лишь отчасти.

Если Н.Петрова известна больше по кино и достаточно новое лицо на московской сцене, то А.Соколов и И.Алферова – актеры более чем знакомые зрителю. Однако спектакль “За закрытой дверью” выявил в них какие-то новые, удивительные грани”; может быть, знаменитый “Ленком” не до конца использует возможности своих звезд?

“Независимая газета” 30.03.99

Валентина Федорова:

Отечественная театральная антреприза, не перестает удивлять. Вслед за появлением в одной антрепризе пьесы Фриша, в другой появляется… Жан-Поль Сартр. Причем с одной из его наиболее концептуальных пьес “За закрытой дверью”, во многом определившей целое направление исследований о Сартре…

…В этом аду нет ничего страшного. Странное – да, но не ужасное. И хотя веселье вновь прибывших имеет несколько истерический оттенок, они, тем не менее, чувства юмора не теряют. Несомненная удача постановщика – правильно найденная тональность спектакля, его стремительный ритм, взнервленная бравада. Пожалуй, наиболее ясный персонаж – Инес Серано. В исполнении Натальи Петровой – это длинноногая эффектная брюнетка в раздражающе красном, нарочито резкая и провоцирующая. Эта стерва бессердечна и жестока, как сама жизнь.

Эстель Риго в исполнении Ирины Алферовой поначалу кажется ее полной противоположностью. Изящная, обворожительная дама, она кажется прелестной кокеткой, блестящим мотыльком. Но постепенно раскрывается и ее трагедия. Жестокость этого милейшего создания вдруг проявляется в ее почти базарном крике… Алферовой не так часто приходилось играть отрицательные персонажи. Здесь она демонстрирует неизвестные нам грани своего дарования. Она не боится быть даже смешной, когда нелепо цепляется за единственного мужчину, оставшегося у нее навсегда.

Жозефа Гарсена, журналиста-пацифиста, который сам себя уличает в трусости, играет популярный актер театра и кино Андрей Соколов . Невозмутимость и респектабельность первых эпизодов, чуть приправленные вполне понятной нервозностью, сменяются почти детским отчаянием, мальчишеской жаждой признания. Странное соединение силы и зависимости от других актер передает, не жалея сатирических красок…

Ад – это другие. Мы все палачи и жертвы. Но не все так мрачно, господа. В наш страшный век поиск нравственного императива представляется неизбежным. Так, может, он там, за закрытой дверью?

“Новое время” 28.11.99

Лариса Давтян:

…В обращении театра “Игроки” к пьесе Сартра “За закрытой дверью” можно усмотреть некий опыт “интеллектуального стёба” в исполнении Андрея С околова, Ирины Алферовой , Натальи Петровой и Рудольфа Саркисова , которым не стоит бояться переусердствовать в иронии. Ведь воображаемое Сартром вместилище ада, где происходит встреча грешника с двумя грешницами, отнюдь не предполагает пафоса хождения по “Дантовым круга”. Герои этого спектакля (сценография Виктора Крылова ), по мысли его постановщика Александра Мохова (режиссерский дебют артиста “Табакерки”), скорее, загнаны в угол. И в его тупике им предстоит открыть предельно простую истину, что “ад – это другие”, и принять обреченность на “сосуществование”, неизбежность которого способен разбавить лишь смех. И, пожалуй, символично, что озвучил эту так называемую “адскую историю” композитор из бывшей команды “Веселых ребят” Сергей Шустицкий , находя оправдание благозвучным гармониям в столь, казалось бы, чуждом для них месте, а изломанными ритмами танго придавая потустороннему действу привкус фарса…

“Вечерняя Москва”, 2 июня 1998 года

Ирина Кретова:

…Режиссер воссоздает сартровский “театр ситуаций”, в котором “пытка мыслью” оттесняет интригу, жизнь заострена до графичного, лабораторного этюда. Действие трагического фарса ограниченно рамками заранее заданной, сконструированной условной ситуацией – “адом”, в котором людей ожидает наказание за их земные грехи. В этом аду нет жаровен, вертелов и котлов, нет палачей. Просто комната с закрытыми дверями, а в ней три совершенно разных человека…На первый взгляд они никак не связаны друг с другом, тем не менее, каждый из них от рождения несет в себе “бациллу зла”, причем любой из них – палач другого. Но героям с этим трудно согласиться… Для того, чтобы понять это и обрести спасение от “адских” мук, им предстоит пройти через все круги…