«Травка» и «под листок. Хохломская роспись

«Узоры хохломской росписи» - Слова-помощники. Происхождение хохломской росписи. Чёрное кружево. Изделия с хохломской росписью. Хохлома. Стилизованное кафе. Матрена. Рамка для фотографий. Легенда появления хохломской росписи. Распространение народного промысла. Русские умельцы. Элементы хохломской росписи. Деревянной. Волшебная красота.

«Хохломская роспись» - Узор «листочки». II Основная часть. «Волшебный узор». Узор состоит из повторяющихся в определённом порядке элементов. I Вступительное слово. «Золотая посуда». Красна птица перьем, а человек - уменьем. Хохлома. «Золотая посуда». Ты, как душа у народа, красива! III Выполнение узора в полосе. Не то дорого, что красного золота, а то, что мастера доброго.

«Роспись хохлома» - 1. Делают грубые бруски-заготовки из дерева 2. Изготавливают «бельё» 3. Грунтуют вапой 4. Сушат и покрывают несколькими слоями олифы. Этапы выполнения травяного орнамента. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома». Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку».

«Хохлома» - Такая сладкая хохлома!!! Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень. Литература. Хохломской орнамент. Сувениры. Древесину приготовляют из следующих видов деревьев: липы, осины, березы. Стук о высушенное дерево должен быть звонким, а не приглушенным. Орнамент хохломской росписи очень разнообразен и декоративен.

«Хохломская посуда» - Половник. Орешница. Ложка. Лебедь большой. Набор для варенья. Ваза. Рюмка малая. Миска средняя. Фужер. Подсвечник малый. Миска малая. Сухарница. Солонка. Кувшин. Розетка. Хохлома. Набор для вина. Хохломское блюдо. Кружка малая. Креманка. Орнамент. Набор для меда. Салфетница. Тарелка. Набор для икры.

«Золотая хохлома» - Фоновое письмо. В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок. Что такое золотая хохлома. Хохломская роспись. Декоративные элементы. Как создавали посуду. Золотая хохлома. Откуда пришла эта роспись. Расписная деревянная посуда. Роспись. Два типа росписи. Азбука хохломской росписи. Работы мастеров. Узор «Травка».

Всего в теме 8 презентаций


Открытое занятие 01.2012

ТЕМА: «Хохломская роспись. Зарисовка элементов композиции»

ЦЕЛЬ: 1. Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.

2. Формировать умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.

3. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Задание:

Украшение различных форм росписью с использованием традиционных для данного промысла приемов письма, соблюдая стилевые особенности хохломской росписи.

Материалы: формы для раскрашивания, гуашь, акварель, большие и маленькие кисти,

Баночка для воды, салфетка, простой карандаш.

^ Зрительный ряд: изделия с хохломской росписью, открытки, репродукции, альбомы,

Таблицы с элементами росписи, плакат «Хохломская роспись», презентация «Хохломская роспись».


  1. Организационный момент. Проверка готовности к занятию. 3-5 мин.

  2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией хохломской росписи, презентации. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.

  3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.

  4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Беседа:

  1. Из истории возникновения и развития Хохломской росписи .
Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

Хохломская роспись - это вид художественной обработка дерева. Возникло это искусство в конце XVII века в Заволжье (село Хохлома Горьковской области). От древних ремесел Хохлома унаследовала классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство древней Руси обогатило ее рисунками растительных мотивов и приемами свободного их исполнения кистью. Оригинальная техника «золотой окраски» изделия выделяет Хохлому из других промыслов. Технология «золочения» дерева сохраняется и в наши дни.


  1. Рассматривание образцов изделий (выставка работ).

  1. Презентация:

  • Техника Хохломской росписи:
1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы". Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».


  • ^ Особенности Хохломской росписи:

Два приема письма:

верховое письмо, где узор рисуется красной или черной краской поверх золотого фона.

^ Второй прием – «под фон»: сначала рисуются контуры узора, затем покрывается цветом фон и после этого оставшийся не закрашенный узор расписывается краской.

Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.

Особенность «фоновой» росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.

Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.


  • цветовая гамма: красный, черный, золотой цвет, иногда темно-зеленый и желтый

  • основной элемент узора: «травка»

  • элементы: листья, цветы, ягоды,


  • композиция: узор строится из травки расположенной на извилистой линии, рисунок строится по типу розеты.

Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки.

Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.

Травинка – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.

«Кудрина» - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

Из таких элементов можно составить узор.


  1. Последовательность выполнения элементов хохломской росписи (на примере «тарелочка»).

  2. Практическая работа: работа над композициями.

  3. Викторина.
- Где и когда возникла Хохломская роспись?

Какие приемы письма Хохломской росписи вы знаете?

Основной элемент Хохломской росписи?

Элементы Хохломской росписи?

Цветовая палитра Хохломской росписи?

Композиционное построение рисунка?

Орнамент, декор, украшение?

7. Выставка работ. Подведение итогов.

Список литературы:


  1. В.Вишневская Хохлома. Русские художественные промыслы. Издательство «Плакат», Москва 1981 г.

  2. В.Вишневская Искусство народных художественных промыслов. Комплект цветных открыток.

  3. С.К. Жигалова. Русская народная живопись. Издательство «Просвещение», Москва 1974 г.

  4. Е.Субочева. Хохлома. Народные промыслы. Издательство «Околица», Москва 1997г.

  5. Л. Яхнин. Веселое слово Хохлома. Издательство «Малыш», Москва 1987 г.

^ Золотая Хохлома.

(Литературный ряд)

Хохломская роспись,

В зелени травы.

Рощи, перелески,

Шелковые всплески,

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

(П. Синявский)

Эти липовые ложки,

Блюдца, ковшики, матрешки,

Расписала нам сама

Золотая Хохлома!

(Л. Куликова)

Стулья, доски и полати,

И кроватки и кровати,

Расписала нам сама

Золотая Хохлома!

(Л. Куликова)

Нет наряднее раскраски,

Будто к нам пришла из сказки,

Где цари и терема,

Золотая Хохлома!

(Л. Куликова)

«Мир волшебной хохломы»

Удивляя,

Прорастая,

Как-то празднично жива

Молодая,

Непростая,

Чёрно-красная трава.

Листья рдеют,

Не редея

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея -

В мир волшебной Хохломы.

Римма Карагозян
Конспект занятия по изодеятельности в подготовительной группе «Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись»

Программное содержание :

Познакомить с росписью на изделиях Хохломы ;

Учить выделять элементы узора Хохломы (листок , ягодка , травка) и видеть красоту;

Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;

Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи ;

Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеровумельцев;

Формировать знания об особенностях росписи игрушек , посуды и других промыслов.

Оборудование : изделия (репродукции изделий) Хохломы , Гжели, Дымки; листы бумаги (силуэты посуды, акварель (гуашь) красного, желтого, черного, зеленого цветов, кисти, баночки.

Ход занятия:

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья.

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я.

Посмотрите, ребята, на эти изделия. Какие из них вам знакомы? Как они называются? (дымковские и гжельские изделия)

Разделите их по группам . Рассмотрите внимательно, найдите похожие. Покажите, какие изделия можно объединить в отдельную группу . Рассмотрим незнакомые нам изделия (Хохломские ) . Что общего у них, что их объединяет? (эти изделия сделаны из дерева, одинаковые узоры : ягоды , листья , декоративные цветы, «травка» , веточки). Что отличает от изделий других групп ? (хохломские изделия сделаны из дерева, а остальныеиз глины и фарфора. Хохломские - на черном и желтом фонах узорами украшены, а дымковские и гжельскиена белом фоне)

Посмотрите, это будто необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые!

Нарисованы на них травы, листья , цветы, листья , сказочные жарптицы, чудесные рыбы. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Как же появилось это диво дивное - «золотая хохлома » ?

Старинное предание рассказывает : жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился : «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома . Так и родилось название «золотая хохлома » .

А сделать настоящую хохлому совсем не просто .

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы » и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки» . И происходит чудо : деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара , ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото» . Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

Кто скажет мне, из каких растительных элементов состоит хохломской узор ? (ягоды , листья , завитки) .

Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники , и завитки трав и листьев . И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем учиться рисовать такие узоры.

Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (черный, красный, зеленый)

Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем на ветке изображают ягоды и листья (листья можно нарисовать концом кисти, примакиванием, а ягоды - тоже концом кисти или приемом тычка). Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки – линиями (дугообразными) . И получится гирлянда.

Я вижу вы устали. Сейчас вы можете встать, и мы немножко отдохнем

Физкультминутка.

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

(Вращательные движения головой)

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

(наклоны головы вперед-назад.)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным

(Руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!

(Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах) .

Молодцы! Присаживайтесь!

Ребята, посмотрите. У меня здесь есть посуда : миски, ложки, вазы. У этой посуды золотойжелтый фон.

Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и украсите изделия узорами.

Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).

Работа детей.

А теперь посмотрите на эти изделия и скажите, какое настроение вызывает хохломская посуда ?

Выберите и покажите самую красивую ложку. Расскажите о ней : какого она цвета, какими красками расписана она, какие ягоды на узоре , чем эта ложка лучше других.

Теперь покажите самую красивую миску вазу

Ребята, посмотрите, теперь наша выставка пополнилась хохломскими изделиями .

А теперь послушайте стихотворение о Хохломе :

Как волшебница Жар-птица ,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома .

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету :

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала, словно память :

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют , не редея,

От дыхания зимы.

Входит в царство Берендея,

В мир волшебной Хохломы .

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Волшебные сказки Шарля Перро» Задачи: Образовательные: закрепить знания детей о последовательности чисел натурального ряда закрепить знания таблиц сложения и вычитания.


ОТГОЛОСКИ ЛЕТА В ЗЕЛЕНИ ТРАВЫ.
РОЩИ-ПЕРЕЛЕСКИ.
ШЕЛКОВЫЕ ВСПЛЕСКИ
СОЛНЕЧНО-МЕДОВОЙ ЗОЛОТОЙ ЛИСТВЫ
У КРАСЫ ТОЧЕНОЙ - САРАФАН ПАРЧОВЫЙ
ПО ВОЛНАМ УЗОРОВ ЯХОНТЫ ГОРЯТ.
ЧТО ЗА ЧАРОДЕИ ХОХЛОМУ ОДЕЛИ
В ЭТОТ НЕСКАЗАННЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ НАРЯД?
РОСПИСЬ ХОХЛОМСКАЯ СЛОВНО КОЛДОВСКАЯ
В СКАЗОЧНУЮ ПЕСНЮ ПРОСИТСЯ САМА.
И НИГДЕ НА СВЕТЕ НЕТ ТАКИХ СОЦВЕТИЙ
ВСЕХ ЧУДЕС ЧУДЕСНЕЙ НАША ХОХЛОМА!
П. Синявский

Игорь Бельковский

Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы.

Искусство хохломской росписи родилось очень давно. Вы, наверное, понимаете и сами, почему так трудно сказать, когда, в каком именно столетии это произошло, ведь дерево - недолговечный материал. Мастера расписывали бытовые предметы - мебель, посуду, домашнюю утварь. Никто не относился к ним как к произведениям искусства, хотя всегда ценились их красота и нарядность.

Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях - алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне - синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи.

Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи - "верховая" (красным и чёрным на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне).

Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.

Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел - одна из самых известных росписей в России. Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области - центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 - начале 20 вв.

Поначалу крестьяне сами продавали свои изделия, но это отнимало драгоценное время, поэтому вскоре скупать их стали скупщики: нерасписанные, "белые" изделия они перепродавали красильщикам, готовые предметы свозили на склады, а затем - на продажу в торговые сёла и городки. Хохлома - большое старинное торговое село в бывшей Нижегородской губернии.

В Хохломе были красильни, склады и торговые ряды, в которых продавали привезенный на подводах в красивых плетёных из луба коробах-плетюхах "хохломской товар" - нарядные золотистые миски, ложки, поставцы, бурлацкие чаши и братины - шаровидные сосуды с широко раскрытым венчиком-горлышком.

Это село, как вы уже догадались, дало название всему промыслу.

Хохломские изделия продавали и на базарах Городца, и на самой многолюдной ярмарке России - Макарьевской, располагавшейся у стен Макарьевского монастыря близ Нижнего Новгорода. В конце XIX века Макарьевская ярмарка была переведена в этот город и стала называться Нижегородской.

У пристаней пестрели разноцветными парусами и флагами волжские суда, которые потом сменили пароходы с цветными и разноголосыми трубами.

Отсюда вниз и вверх по Волге развозилась "хохлома" по деревням, сёлам и городам России, добиралась до Средней Азии, Ирана, Турции, Индии, заходила в Европу. В конце XIX и начале XX века хохломской промысел заслужил всемирную славу. Изделия русских мастеров покупали в Румынии, Болгарии, Норвегии, Франции, доплывали они и до берегов Америки, Африки, Австралии.

Хохломские предметы, нарядные и дешёвые, можно было встретить и в крестьянской избе, и в жилище ремесленника и торговца средней руки, и в нехитром скарбе солдат и бурлаков. Красоту этих простых изделий оценили художники, ученые, их стали покупать горожане.


В деревне Семёново-
В русском краю,
Стояли избушки
Там в бытность свою...
И пели там птицы,
Кормила земля.
И жёлтая ржица
Ласкала поля.
Леса там родили
Рябину, цветы.
И люди там жили,
Лелея мечты.
Чтоб жизнь была краше
Для жителей тех-
Писали на чашах
Узор для потех.
Писали узоры
Их руки, души.
Молились в соборах,
Чтоб не было суши.
А в этих узорах
Рябиновых лоз.
Царили Соборы,
Леса и покос.
Там музу вершил
Кистью русский народ.
И сказку творил,
Нежно вписаный плод.
Там сказка вплеталась
В ковши и дома.
Вот так зарождалась
У нас хохлома.
Л. Ларкина

Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII в., связывая его со старообрядцами, бежавшими в Заволжские леса. Согласно легенде , первое поселение их возникло чудесным образом. Далеко на Севере, на Соловецком острове, стоял монастырь Зосимы и Савватия. Обитатели его не приняли нововведений Никона и подняли бунт. Было сюда направлено царское войско, и после долгой осады "соловецких сидельцев" в кандалах вывезли с острова на материк.

<

Лишь одному старцу удалось бежать из-под царского караула. И как только вступил он в лесную чащу, увидел в воздухе икону, которая прежде находилась в монастыре. Летела та икона поверх леса, указывая старцу путь. Шел он за нею, и расступались пред ним деревья, высыхали непроходимые болота, валежник в сторону раскидывался.
Так и пришел старец в керженские леса, где и основал свое первое раскольническое поселение — скит.
Эта легенда объясняла, каким образом между заволжскими и северными старообрядцами возникла тесная связь, которая оказала большое влияние на искусство Хохломы.

Переселяясь в Заволжье, староверы привозили с собой не только иконы и книги, но и домашнюю утварь, являющуюся прекрасным образцом декоративно-прикладного искусства.
Так в Заволжских лесах на берегу Волги вырастали сначала небольшие, в один-два двора деревеньки, а затем стали строиться целые села. Место было удобное. На берегу реки устраивались ярмарки, на которые привозили товары и с севера, и с юга России.
Везли сюда изделия и с Урала, и с Украины, из Сибири и Азии.
Близость к большой реке и ярмарке создавали благоприятные условия для занятий различными промыслами и торговлей.

Как волшебница Жар- птица,
Не выходит из ума

Программное содержание:

  • Познакомить с росписью на изделиях Хохломы;
  • Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту;
  • Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;
  • Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;
  • Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеровумельцев;
  • Формировать знания об особенностях росписи игрушек, посуды и других промыслов.

Оборудование: изделия (репродукции изделий) Хохломы, Гжели, Дымки; листы бумаги (силуэты посуды) , акварель (гуашь) красного, желтого, черного, зеленого цветов, кисти, баночки.

Ход занятия:

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья.

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я.

Посмотрите, ребята, на эти изделия. Какие из них вам знакомы? Как они называются? (дымковские и гжельские изделия)

Разделите их по группам. Рассмотрите внимательно, найдите похожие. Покажите, какие изделия можно объединить в отдельную группу. Рассмотрим незнакомые нам изделия (Хохломские) . Что общего у них, что их объединяет? (эти изделия сделаны из дерева, одинаковые узоры: ягоды, листья, декоративные цветы, «травка», веточки) . Что отличает от изделий других групп? (хохломские изделия сделаны из дерева, а остальныеиз глины и фарфора. Хохломские - на черном и желтом фонах узорами украшены, а дымковские и гжельскиена белом фоне)

Посмотрите, это будто необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые!

Нарисованы на них травы, листья, цветы, листья, сказочные жарптицы, чудесные рыбы. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Как же появилось это диво дивное - «золотая хохлома»?

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал) , что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».

А сделать настоящую хохлому совсем не просто.

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

Кто скажет мне, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (ягоды, листья, завитки) .

Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем учиться рисовать такие узоры.

Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (черный, красный, зеленый)

Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем на ветке изображают ягоды и листья (листья можно нарисовать концом кисти, примакиванием, а ягоды - тоже концом кисти или приемом тычка) . Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки – линиями (дугообразными) . И получится гирлянда.

Я вижу вы устали. Сейчас вы можете встать, и мы немножко отдохнем

Физкультминутка.

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

(Вращательные движения головой)

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

(наклоны головы вперед-назад.)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным

(Руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!

(Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах) .

Молодцы! Присаживайтесь!

Ребята, посмотрите. У меня здесь есть посуда: миски, ложки, вазы. У этой посуды золотойжелтый фон.

Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и украсите изделия узорами.

Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно) .

Работа детей.

А теперь посмотрите на эти изделия и скажите, какое настроение вызывает хохломская посуда?

Выберите и покажите самую красивую ложку. Расскажите о ней: какого она цвета, какими красками расписана она, какие ягоды на узоре, чем эта ложка лучше других.

Теперь покажите самую красивую миску вазу

Ребята, посмотрите, теперь наша выставка пополнилась хохломскими изделиями.

А теперь послушайте стихотворение о Хохломе:

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входит в царство Берендея,

В мир волшебной Хохломы.