Ценности в структуре профессиональной позиции психолога-практика. Общественная ценность труда

Общественная ценность труда - это то, насколько тот или иной вид труда значим для общества с точки зрения достижения его целей.

Для социологии труда данное явление представляет наибольший интерес, поскольку позволяет установить степень значимости различных видов труда для любого типа общества.

Оценка обществом труда человека имеет двойственную форму проявления. С одной стороны, общество производит оценку человеческой деятельности на предмет ее полезности. Труд - это исключительно общественно- полезная деятельность, и, как об этом говорилось выше, бесполезного труда не существует. Более того, полезность труда всегда постоянна. Например, труд учителя, врача, шахтера или дворника не может сравниваться с точки зрения различий в полезности. Труд каждого одинаково полезен для общества, поскольку востребован им наравне с другими. Представим, что нет такого труда (и, соответственно, тех, кто его осуществляет), который позволяет избавляться от болезней или получать среднее образование, который обеспечивает сырьем для поддержания тепла в домах или содержит в чистоте и порядке дворы и дорога. Очевидно, что невозможно установить, какой труд из перечисленных полезнее других. Все они одинаково полезны, поскольку каждый решает свой перечень задач, тем самым удовлетворяя определенный блок общественных потребностей. Если, например, труд дворника окажется невостребованным обществом, то он просто перестанет существовать как труд.

С другой стороны, очевидно, что общество неодинаково оценивает труд различных профессий, т.е. разные виды труда имеют различную общественную ценность. Все зависит от того, насколько тот или иной труд востребован обществом, ценен для общества. Ценность того или иного вида труда определяется достаточно большим перечнем разнообразных требований для его осуществления. К наиболее значимым можно отнести следующие:

  • 1. Жизненно важные для каждого человека виды трудовой деятельности. Например, во все времена труд учителя и труд врача имели высокую ценность в обществе.
  • 2. Виды труда, которые требуют длительной подготовки, специальных знаний и сами создают новые знания для общества. Здесь примером может служить труд ученых, конструкторов, менеджеров ИТ-проектов.
  • 3. Особые, нестандартные, узкоспециализированные виды труда, предполагающие творческие способности и навыки для осуществления. В качестве примера можно привести профессии дирижера или композитора, требующие не только длительного специального образования, но и таланта.

Таким образом, высокую ценность для общества представляет труд, требующий высокого уровня знаний, длительной специализированной подготовки, творческого потенциала и креативных способностей.

Можно также перечислить труд, имеющий относительно низкую ценность. Это труд, нс требующий специальной длительной подготовки, стандартизированный, т.е. доступный в своем выполнении большинству людей, не предполагающий особых дарований и способностей. Сюда можно отнести труд продавца в магазине, контролера в общественном транспорте, охранника, гардеробщика и т.д.

Следует указать, что ценность является динамичной характеристикой труда. В разные времена ценность одного и того же вида труда может быть различной. Например, труд кузнеца в Средние века высоко почитался в обществе, так как требовал особой подготовки, мастерства, профессиональных знаний, в том числе секретов. Продукт кузнечного ремесла был очень востребован крестьянскими хозяйствами, поскольку земледельцы, как правило, не могли самостоятельно создавать высокотехнологичные на тот момент времени орудия труда. Все изменилось с распространением индустриальных производств. Использование машин, таких как кузнечный пресс, прокатный стан, упростили и интенсифицировали работы но ковке металла. Их выполнение более не требует от работника высоких профессиональных знаний. Он, скорее, стал вспомогательной рабочей силой, зависящей от машины и обслуживающей ее, а не основным производителем. Такой труд не получает высокой оценки общества.

Оценка ценности позволяет сравнивать труд различных профессий. Более того, можно назвать критерии ценности того или иного вида труда. Экономический критерий оценки труда в условиях рыночной экономики - это доход (заработная плата). Социальный критерий - уважение и признание обществом значимости определенных профессий. Следует обратить внимание на то, что экономический критерий далеко не всегда тождественен социальному. Например, в сфере шоу-бизнеса гонорары высоки, хотя часто ценность труда и его продукта весьма сомнительны. Напротив, труд сферы образования и медицины имеет высокую общественную оценку, а вот оплата труда, например в Российской Федерации, оказывается явно заниженной.

Наконец, ценность труда определяет социальный статус человека, его осуществляющего. В современном мире сложно говорить о тесной корреляции между двумя данными параметрами, однако она, безусловно, существует и может быть определена следующим образом: чем выше общественная ценность труда, тем выше статус человека в обществе. Деятельность во благо социума предполагает общественное поощрение, которое заключается в подтверждении либо изменении статуса включенного в общество человека. Движение по карьерной лестнице от рядового бухгалтера до топ- менеджера корпорации и от музыканта областной филармонии до дирижера Большого театра вне всяких сомнений предполагает повышение социального статуса.

Итак, ценность труда представляет собой наиболее важное для социологических исследований явление. Благодаря изучению данного феномена социология может выявлять предпочтения, формирующиеся у людей в процессе выбора профессии, привлекательность того или иного вида труда, мотивированность к его осуществлению, ожидания от процесса его выполнения, общественные установки и стереотипы в отношении труда и пр. Самое важное: определение ценности труда позволяет узнать, представляет ли он для человека цель, а значит, источник развития, или является лишь средством достижения целей другого порядка. Ценность труда в обществе зависит от того, какое содержание и характер он имеет.

Любое гармоничное общество в идеале должно состоять из самоактуализирующихся личностей, при этом гармония в обще­стве может быть достигнута, прежде всего, через внутреннюю гармонию каждого его члена.

Условием внутренней гармонииличности является развитие соответствующей системы ценнос­тных ориентации в процессе целенаправленного воздействия и обучения.

Ценностная ориентация - это и есть выбор личностью такого типа поведения (поступка), в основе которого лежат определенные, с той или иной глубиной осознанные (или вообще неосознанные) ценности.

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Содержание образования в настоящее время, в условиях переоценки ценностей в кризис­ном обществе, должно быть посвящено не столько усвоению про­фессиональных знаний и навыков, сколько личностному росту и развитию, формированию ценностных ориентации самоактуа­лизирующейся личности. Это становится особенно актуальным, когда речь идет о подготовке к деятельности типа «человек - человек», в которой ведущее место должны занимать этико-де-онтологические аспекты, поскольку для данного вида профессий предметом трудовой деятельности выступает сама человечес­кая личность. Такие виды профессиональной деятельности яв­ляются областями существования и развития общечеловечес­ких ценностей. Именно здесь реализуются ценности альтруизма и творчества, которые придают смысл данной деятельности.

Одним из ярких примеров подобной деятельности является деятельность практического психолога.

В качестве наиболее специфи­ческой характеристики профессии психолога, который должен быть готов работать с людьми, кардинально отличающимися от него по образовательному и культурному уровню, национально­сти, политическим и религиозным убеждениям и т. п., можно вы­делить, в частности, необходимость принимать и уважать иной взгляд на мир, отличный от собственного, не теряя при этом сво­ей индивидуальности.

Система ценностных ориентации личности органично включено в структуру профессионально значимых качеств специалистов широкого профиля. Так, она занимает центральное место в структуре профессиональных качеств практических психологов.

Система ценностных ориентации психолога проходит ряд своеобразных модификаций. Она осмысливается и оценивается в процессе обучения, в процессе выработки личностной и профессиональной позиции, в процессе осознания этических норм профессиональной деятельности. Деятельность психолога - это такой вид социальной активности где обобщённые идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в словах и действиях, направленных на другого человека. Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.

В том случае если ценностные ориентации личности плохо согласуются с профессиональной системой ценностей и этическими нормами практических психологов, наблюдается серьезный кризис, связанный с разочарованием в профессиональной деятельности. Это обуславливает необходимость детально и глубоко изучить проблему согласования ценностных ориентации личности и профессиональную систему ценностей будущих практических психологов.

Усложнение сис­темы личностных конструктов приводит, тем самым, к осознанию значимости высших ценностей-целей - профессиональной и личностной самореализации, творчества и свободы, а также к выбору более адекватных средств их достижения.

Описанные высшие ценности занимают ведущее место в структуре профессионально значимых качеств практических пси­хологов. Организованный на основе внедрения выделенных в ходе формирующего эксперимента принципов развития выс­шего уровня ценностной системы процесс психологического обу­чения создает адекватные условия для формирования профес­сиональной системы ценностей практического психолога.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Ценности и ценностные ориентации практического психолога как основа его личностно-профессионального саморазвития.:

  1. 60. Ценности и ценностные ориентации. Ценности и оценки. Переоценка ценностей в современных условиях.
  2. Профессиональная ориентация, профессиональная адаптация и профессиональная пригодность как проблемы профессиональной педагогики.
  3. 3.Развитие идеи опережающего профессионального образования как усиления его влияния на развитие экономики. Принципы реализации идеи опережающего образования: опережающего потребности производства уровня профессионального образования населения; опережающей подготовки кадров для регионов; профессионального саморазвития личности обучаемых.
  4. 1.Развитие идеи гуманизации профессионального образования как усиление его личностной направленности. Принципы реализации идеи гуманизации профессионального образования: его гуманитаризация; фундаментализация; деятельностная направленность; национальный характер профессионального образования.

Интерес к проблеме ценностей обостряется в переломные периоды жизни общества. Таковой является и современная эпоха, когда происходят динамичные социальные трансформации, глобальные природные и техногенные катастрофы, обусловливающие поиск смыслов, стержневых ценностных оснований существования человека как на уровне мировой цивилизации, российской государственности, так и на уровне самосознания конкретного человека, осуществляющего жизнедеятельность в изменяющемся мире. Поиск ценностных ориентиров осуществляется также и в сфере образования, отвечающей на вызовы современности.

Выдающийся философ ХХ-го в. Э. Фромм писал, что «самосознание, разум и воображение – все эти новые свойства человека… требуют создания такой картины мира и места человека в нем, которая имеет четкую структуру и обладает внутренней взаимосвязью... Человеку необходима система координат, жизненных ориентиров, ценностных ориентаций , без которой он может заблудиться и утратить способность действовать целенаправленно и последовательно... Потребность в наличии жизненных координат включает также и необходимость цели, которая указывает ему, куда он должен идти. Мир для человека имеет определенный смысл, и совпадение его собственной картины мира с представлениями окружающих его людей является для него лично критерием истины» . Э. Фромм утверждал, что нет ни одной такой культуры, которая могла бы обойтись без подобной системы ценностных ориентаций, или координат, в обязательном порядке есть она и у каждого индивидуума. Ценности усваиваются человеком в процессе социализации, получения образования, когда формируются самосознание, мировоззрение, профессиональная позиция и идентичность личности.

Система ценностных координат необходима для реализации субъектом профессиональной деятельности, особенно тех ее видов, которые имеют непосредственное отношение к человеку как объекту труда.

Учитывая, что имеющая самое прямое отношение к человеку профессиональная деятельность психолога получила в последнее пятнадцатилетие широкое распространение, проблема ценностных оснований профессии и психологического образования все более требует настоятельного рассмотрения.



Ценности, ценностные ориентации, ценностные координаты, – понятия, широко используемые в социальных науках. Разработка проблемы ценностей имеет продолжительную традицию в философии, к ней обращались Ф. Брентано, М.Вебер, В. Виндельбанд, В.Вундт, Дильтей, Дж. Дьюи, К.И. Льюис, Ф. Нодль, Ф. Таульсен, Алексиус фон Мейнонн, М. Шелер и др., сформировавшие следующие типы ценностных теорий: натуралистические, психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.

Анализ историко-философской литературы по проблеме ценностей показывает, что ценности на протяжении истории рассматривались как «регулятивный механизм» со­циальной жизни людей. Данный механизм представляет собой сложно организован­ную систему, в которой вместе с ценностя­ми, осуществляющими самую общую, стра­тегическую регуляцию поведения, имеются и нормы. В общечеловеческой ценности вопло­щаются общеродовая сущность человека, его природа.

В философской литературе сложились различные подходы к определению ценностей: ценность отождествляется с идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение, синонимизируется с культурно-историческими стандартами; ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем. В современной аксиологии утвердилась позиция, связанная с признанием существования ценностного отношения в системе объектно-субъектных отношений, значения объекта для субъекта. Например, в исследованиях М.С. Кагана показано: ценностей вне человека и общества нет, и вне отношения к человеку предметы сами по себе ценностной квалификации не подлежат. Ценности рассматриваются как личностно окрашенное отношение человека к миру, возникшее на основе знания и собственного опыта. При этом к ценностям автор относит только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом . А.Г. Здравомыслов определяет ценности как «обособившиеся в ходе истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы, объектом которых являются моральные, нравственные и эстетические нормы» .

В «Российском энциклопедическом словаре» ценности определяются как «положительная или отрицательная значимость объектов или явлений окружающего мира для человека, определяемая их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности. Критерии и способы оценки этой значимости получают выражение в нормативных представлениях, идеалах, установках, целях» .

Психологический словарь ценность трактует как понятие, характеризующее социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности, отмечая регулятивную функцию: «ценности служат важным фактором регуляции поведения личности и взаимоотношений людей» .

Одним из оснований при рассмотрения ценностей в отечественной психологии является направленность личности, которая в разных концепциях обозначается по-раз­ному: как «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), «смысло-образующий мотив» (А.Н.Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев, А.В.Братусь), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев).

Д.А.Леонтьев , характеризуя формы существования ценностей (социальные идеалы, предметно воплощенные и личностные ценности), он уточняет, что социальные идеалы и предметно воплощенные ценности изучает философия и социология, а психология апеллирует к изучению личностных ценностей.

Личностные ценности, во-первых, не ограничены данным моментом, данной ситуацией, во-вторых, не влекут человека к чему-то изнутри, а притягивают его извне, и, в-третьих, не эгоистичны, придают оценкам элемент объективности, поскольку любая ценность переживается как нечто, объединяющее меня с другими людьми. Хотя эта объективность относительна, ведь даже самые общепринятые ценности, становясь частью внутреннего мира конкретного человека, трансформируются и приобретают в нем свои отличительные способности.

Д.А. Леонтьев описывает механизм превращения социальной ценности в личностную. Любой социальной группе – от отдельной семьи до человечества как целого – присущи направленность на определенные общие ценности – идеальные представления о хорошем, желательном, должном, обобщающие опыт совместной жизнедеятельности всех членов группы. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себе новые, независимые от потребностей регуляторы поведения. Соответственно механизмом превращения социальной ценности в личностную является включение человека вместе с группой в практическое реализацию конкретной ценности, причем принципиально важным является ощущение этой ценности как собственной. .

Практика показывает, что психолог, осуществляя работу с клиентом, оказывает определенное влияние на него: изменяя его отношение к ситуации, расширяя видение и понимание себя, других людей, помогая осознать возможность реализации иных моделей поведения в проблемных ситуациях, кроме тех, что сложились в индивидуальном опыте клиента. Психолог, оказывая изменение на сознание и самосознание клиента, реализует лидерскую позицию. Безусловно, что форма проявления данного лидерства существенно отличается от лидерства, проявляющегося в руководстве организацией, большими и малыми группами и т.д. Лидерство психолога - прежде всего экспертное лидерство. Он знает то, что помогает человеку обрести точку опоры, он находит способы оказания психологической помощи конкретному клиенту. Вышесказанное обусловливает необходимость рассмотрения сущности понятия о лидерстве и его различных проявлениях.

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Лидер - это ведущий, идущий впереди. Лидер - член группы, за которым она признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях (37).

Кричевский Р.Л. характеризует лидера как человека, обладающего высоким личным статусом, оказывающего сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций (38) .

Наряду с понятием лидер рассматривается понятие «лидерство», которое определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей (Шрисхайн); или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Стогдилл) (38).

По мнению Ф.Фидлера, лидерство есть конкретные действия по координации и управлению деятельностью группы.

Лидерство -отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе (38).

Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь - вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными (37).

В зависимости от направленности влиянияна реализацию целей организации и личности лидерство делится на:

1. конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;

2. деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство, сформировавшееся на предприятии группе воров или взяточников);

3. нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).

Конечно, в реальной жизни грани между типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством. Для эффективного влияния психолога на клиента необходимо, чтобы он одновременно являлся и деловым и эмоциональным лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемойпсихологом в системе эмоциональных отношений, также влияет на эффективность его профессиональных отношений.

Для психолога приемлемо конструктивное лидерство, потому что основная задача профессиональной деятельности психолога - оказание помощи клиенту в решении его проблемы, что в свою очередь, предполагает возможность и реализацию влияния психолога на клиента, а значит, проявление лидерства: «Не навредить, а сделать лучше» (1).

Интересной на наш взгляд является типология, представленная Э.Шейном:

1. Лидерство посредством доминирования и силы (осуществляется тогда, когда у лидера больше власти и силы, т.е. это не его личностная черта, а приобретенная посредством статуса, должности. «Я начальник, и ты будешь делать то, что я скажу»).

2. Лидер-манипулятор. (Посредством обмана, введения в заблуждение. «Ты - мне, я - тебе»). Эксплуатируются как низменные инстинкты, как зависть, корысть, так и положительные качества за счет хитрости (трудолюбие, честность, ответственность, преданность, порядочность). Т.е. человек используется для достижения целей манипулятора.

3. Харизматический лидер - яркая личность, имеющая какие-то свои идеи, имеет последователей, которые восхищаются им, хотят подражать ему, и он управляет за счет того. Что люди хотят быть рядом, участвовать в одном деле с интересным человеком. Он приемлет только поклонение. (Например, гуру и его секта; фанаты и певец). Он сам выбирает не насилие (как властный лидер) и не обман (как лидер-манипулятор). Харизматический лидер оказывает влияние на людей, восхищение и поклонение.

4. Социально-ответственный лидер. Говорит: «Если не я, то кто?» Харизматические - сами стремятся быть лидерами, имеют обаятельный, яркий образ, а этот тип воспринимает лидерство как обязанность, ответственность. Лидерство посредством авторитета, уважения и чувства долга. Люди его уважают, слушаются и доверяют ему.

5. Лидер-учитель. Всего достиг, остается лидером посредством передачи знаний, опыта ученикам, развивает их. Лидирует тем, что усиливает людей и поэтому они добровольно принимают его как лидера.

6. Духовный лидер . Люди выбирают его как образец для подражания, сами стараются быть такими, как он. Влияние такого лидера заключается в том, что, вдохновленный примером духовного лидера, человек сам изменяет и развивает себя. Лидер же целенаправленно никак не влияет на людей. Духовный лидер не прикладывает никаких усилий, люди сами его выбирают в качестве своего лидера.

На наш взгляд, данная типология также может быть использована для более глубокого понимания сущности лидерства в профессиональной деятельности психолога. Мы считаем, что психолог чаще всего проявляет лидерство как учитель (не даром в деятельности организационного психолога одной из главных функций является обучение других, например, персонала в организации). В то же время в групповой психотерапии и тренинговом процессе не противопоказано и харизматическое лидерство, особенно на начальных этапах работы с группой.

Многие думают, что психологи - это люди, наделённые особыми талантами. Например, они видят окружающих насквозь и превосходно говорят с людьми в любых обстоятельствах. Конечно, грамотная четкая речь, аналитическое мышление, внимательность и умение слышать других важны для психолога, но эти способности далеко не определяющие. Так что же важно для психолога?

Интерес к людям

Если вас не интересует, как устроены люди, работать в сфере психологии не получится. Интерес к другим - это одна из важнейших ценностей психолога, благодаря которой и происходит понимание людей. Ведь если человеку действительно что-то интересно, он всегда пытается хорошо разобраться в этом.

К примеру, вы когда-нибудь задумывались над тем, почему некоторые пары ругаются прилюдно? Чего им не хватает в жизни? Другие же считают, что выяснение отношений на публике неприлично. Почему для одних такое поведение приемлемо, а для других нет? В чем здесь дело? Если все эти вопросы всерьез занимают вас, то поздравляю - вы обладаете одной из важнейших ценностей профессии.

Интерес к людям проявляется в форме волнующих психолога вопросов, на которые требуется ответить. Именно этот интерес помогает выяснять истинные причины поведения и эмоциональных реакций, а не оценивать людей с точки зрения общепринятых «хорошо» и «плохо».

Желание помогать другим

Искреннее желание помочь другому в трудный момент, разобраться в сложившейся ситуации - еще одна ценность психолога. Ведь именно за помощью и приходят люди. Для психолога важно присоединиться к людям и вместе решить их проблемы.

Например, два человека поссорились и обратились к психологу. Им нужна помощь - решить возникший конфликт. Для психолога решение этого конфликта должно стать таким же важным, как и для этих людей.

Наверняка, вы и сами легко вспомните ситуации, где хотели помочь другим и порой переживали чужую трудность, как свою собственную. Так вот для психолога эта черта - профессиональная.

Стремление к собственному развитию

Психолог - это профессия, требующая постоянного дополнительно обучения. Все психологи посещают различные тренинги, семинары, курсы лекций, чтобы повысить профессиональную грамотность. Психология очень разнообразна и многогранна. Она вбирает в себя множество школ и направлений, которые осваивают всю жизнь, параллельно работая с людьми.

Психологи объединяются в профессиональные сообщества, организуют конгрессы, конференции, супервизии. Это те места, где специалисты узнают новые технологии, обмениваются опытом и учатся друг у друга.

Кроме того, любой практикующий психолог постоянно развивает себя, устраняет собственные внутренние противоречия. Нередко психологи меняют взгляды, убеждения, по-другому начинают относиться к некоторым вещам. Поэтому у каждого психолога есть свой личный психолог, к которому он обращается за консультацией.

Стремление к развитию других людей

Помимо совершенствования себя, для психолога должно быть ценным развитие других людей. Психологи-практики часто занимаются повышением уровня образования окружающих. Они меняют представления людей, расширяют их картину мира. Например, читают лекции, проводят вебинары, делают презентации и открытые семинары.