Конспект урока астафьев далекая и близкая сказка. В.П

На тему «Анализ текста. По рассказу В. Астафьева «Далекая и близкая сказка»

1. ФИО учителя –

2. Предмет – русский язык

3. Класс –11

4. Технология – РКМЧП

5. Форма работы – групповая

Цель урока - повышение уровня текстовой компетенции.

Задачи урока:

· обучение правильному, тонкому, глубокому пониманию текста, побуждение к творческому его восприятию;

· развитие коммуникативных навыков (говорение, письмо, слушание), мышления, способности анализировать и синтезировать;

· воспитание умения видеть красоту человека и окружающего мира, формирование ценностных ориентаций учащихся.

Методы – «погружение» в текст, частично-поисковый, исследовательский

Технология - РКМЧП

Оборудование: текст из рассказа «Далекая и близкая сказка» , запись полонеза «Прощание с Родиной» Михала Клеофаса Огинского (1765-1833), компьютерная презентация о.

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Обратим внимание на слова, записанные на доске: Анализ текста. Эпиграф: «Искусство писателя состоит в том, чтобы находить единственно нужное размещение единственно нужных слов».

Какие задачи мы можем поставить перед собой? (Озаглавить наш урок. Анализировать текст. Понять его, определить его стиль, тип речи, роль изобразительно-выразительных средств. Выявить, как автор нашел « единственно нужное размещение единственно нужных слов» и т. д.)

На слайде портреты Астафьева и Огинского. Как вы думаете, что связывает их: русского писавека и польского композитора, который родился почти 250 лет назад?


Чтобы узнать точный ответ на этот вопрос, обратимся к тексту. Он взят из рассказа Виктора Петровича Астафьева «Далекая и близкая сказка». Но читать текст я буду с остановками. А вы каждый раз попробуете придумать продолжение текста.

Чтение с остановками

1.На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2) Я первый раз в жизни здесь услышал музыку - скрипку. (3) На ней играл Вася-поляк. (4) О чём же рассказывала мне музыка? (5) О чём-то очень большом, (6) На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7) Тревожно и горько мне, (8) Хочется заплакать, оттого

________________________________________________________________________

что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(9) Вася, не переставая играть, говорил: «(10) Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11) Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12) Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, - но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13) Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14) Написал на границе, прощаясь с родиной. (15) Он посылал ей последний привет. (16) Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

(17) «Спасибо вам, дяденька», - прошептал я. (18) «3а что, мальчик?» -

_____________________________________________________________________

(19) «3а то, что я не сирота». (20) Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21) В эти минуты не было для меня зла. (22) Мир был добр и одинок так же, как я. (23) Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (24) А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла,- это и была моя родина.

(25)…Прошло много лет. (26) И вот однажды

_____________________________________________________________________________

в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27) Кругом пахло гарью, пылью. (28) И вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29) Эта музыка разбередила воспоминания. (30) Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского, (31) Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32) Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33) Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34) Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву)

_______________________________________________________________________

После трех первых предложений звучит первая часть полонеза.

Вторая часть после текста.

Когда же родился этот страстный и драматичный полонез, которому композитор дал название – «Прощание с родиной»? Представьте себе, полонезу ровно 220 лет!

«Простые слова таят в себе множество загадок… Их простота обманчива, как крохотный полевой цветок, который устроен сложнее самого современного механизма». Мир слов, действительно, сложен и многоцветен. А как бы вы «простыми словами» озаглавили наш урок? («Во мне звучала музыка…», «Тоска по родине», «Мелодия сердца» и т. д.)


Сегодня мы будем работать с текстом. Но прежде нам нужно рассказать об авторе.

Что вы знаете о Викторе Петровиче Астафьеве?

Презентация учащихся о писателе. Краткий рассказ.

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края . Отец Астафьева попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». В 1931 г. мать Виктора утонула в Енисее. Мальчику тогда было семь лет, он остался сиротой. После смерти матери Виктор жил у её родителей.

О детстве, проведённом с бабушкой и дедом, у писателя остались светлые воспоминания. Об этом Астафьев рассказал в автобиографическом цикле «Последний поклон», откуда этот отрывок.

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Был шофёром, связистом. Награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».

Первая его книга «До будущей весны» вышла в 1953 году.

С 1980 года жил на родине в Красноярске, затем в родном селе Овсянка.

Герой социалистического труда, Лауреат Государственных премий СССР и России.

Умер в 2001 году, похоронен в селе Овсянка. Горячо любил Родину, которую защищал в годы войны, прославлял в своих книгах.

1. Давайте поработаем с текстом. Скажите, к какому стилю вы отнесли бы этот текст?

Каковы черты художественного стиля, какова его главная функция?

Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование средств других стилей. Главная функция художественного стиля - эстетическая.

2. Какого типа речи текст?

3. Какова композиция текста? Из скольких частей состоит текст по смыслу?
Что мы узнали о герое из первой части? Какие чувства вызвала музыка у мальчика? Какое у него было детство? Найдите в тексте подтверждение этому.
- Чему Вася-поляк научил мальчика? Что общего в судьбе мальчика и Васи? Кто из них более несчастен? За что мальчик благодарит Васю-поляка?

Что мы узнали о герое из второй части текста? Какие чувства вызвала музыка у взрослого мужчины? Объясните, почему. Вспомнил ли он Васю-поляка, скрипача, из своего далекого детства? Найдите в тексте подтверждение этому.

Работа в группах

Не забывайте, что наша задача – определить, как писатель находит «единственно нужное размещение единственно нужных слов».

1 группа

Понаблюдайте над лексикой текста:

Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение (возможные варианты: полонез, задворки, свая и т. д.);

Найдите опорные слова в каждой части текста;

Найдите в тексте контекстуальные синонимы и /или антонимы и т. д.;

Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов , историзмов , неологизмов ; на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля.

2 группа

Какими морфологическими средствами пользуется автор? (Возможные варианты: обилие глаголов и деепричастных оборотов; обилие прилагательных при описании предметов и пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных и т. д.)

3 группа

Понаблюдайте над синтаксисом текста. (Возможные варианты: употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных; употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, диалога, прямой речи и т. д.)

4 группа

Языковые средства выразительности в тексте.
Какие средства художественной выразительности, на ваш взгляд, играют в этом тексте важную роль?

Выступление групп

Главное для человека – Родина, если есть родина, он не сирота.

В годы войны происходит переоценка ценностей. Война меняет человека внутренне, добавляет ощущение страдания и в то же время не может убить в нём чувство прекрасного, умение сопереживать другим.

Настоящая музыка – это всегда гимн, прославляющий любовь к жизни, зовущий к свету, добру…

Какие ключевые слова можно выделить в этом тексте? (Музыка и родина).
Какое слово более значимо, более важно для писателя?
- Сформулируйте проблемный вопрос, опираясь на ключевое слово «родина».
(Что такое родина для человека?)

Сформулируйте проблемный вопрос, опираясь на ключевое слово «музыка».
(Какова роль музыки или искусства вообще для человека?)

Проблемы, поднимаемые в тексте:

Любовь к родине (Что значит родина для человека?)

Войны и мира (Как меняется человек на войне?)

Влияние музыки на человека (Как музыка воздействует на человека?)

Давайте вспомним критерии написания части С в ЕГЭ.

На слайде

Попробуйте поработать в группах и составить наброски к сочинению. Давайте обратимся лишь к нескольким пунктам, а аргументы вы подберете дома.

Пишут эскизы сочинений по одной из проблем, поднятых в тексте.

«Цель музыки – трогать сердца».

«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может». Джордж Ноэл Гордон Байрон

Читаем, слушаем, анализируем.

Итоги урока.

Что узнали, чему научились? Тронул ли ваше сердце рассказ? Поможет ли урок в дальнейшей работе по подготовке к экзамену? Как оцениваете свой вклад в общую работу? Поставьте себе оценку.

Любите русский язык, литературу и музыку. Цените и понимайте искусство, и ваша жизнь будет интересней и ярче. Спасибо за урок.


1 слайд

2 слайд

Жизненный путь Родился 1 мая 1924 г. в деревне Овсянка Красноярского края. Деревня Овсянка находится недалеко от города Красноярска на берегу реки Мана.

3 слайд

Мать Лидия Ильинична «Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может!» Памяти матери Виктор Петрович посвятил повесть «Перевал»

4 слайд

Бабушка Бабушка Потылицина Екатерина Петровна со своими детьми: Иваном, Дмитрием, Марией В огромном мире детства главным человеком у Виктора Астафьева была бабушка – Екатерина Петровна. Добрая, заботливая, бесконечно прощающая своего любимого внука – сироту… и сильная, выносливая, изворотливая, властная. Генерал да и только! И веселая, говорливая, мудрая знахарка-травница, терпеливая работница, мать огромного семейства. «Всегда слышала меня бабушка. Всегда приходила ко мне в нужную и трудную минуту. всегда спасала меня, облегчала мои боли и беды.» Ей посвящена повесть «Последний поклон» – воспоминание о детстве и отрочестве.

5 слайд

«Когда вы станете взрослыми и у вас будут дети – любите их! Любите! Любимые дети не бывают сиротами. Не надо сирот!» Детский дом. Игарка. Весна 1941 г.

6 слайд

На войне как на войне Астафьев В.П. (1945 г.) В армии с октября 1942 года до октября 1945 года «О войне писать трудно… Счастлив тот, кто не знает её, и я хотел бы пожелать всем добрым людям: и не знать её никогда. И не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие здоровье, сон… боится мое сердце… трудно мне писать о войне, хотя «во мне» книга о войне, о «моей войне», идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое».

7 слайд

Литературное творчество С 1951 года начал заниматься литературным трудом. Итогом писательской деятельности стало 15-ти томное собрание сочинений.

8 слайд

9 слайд

Сборник рассказов о людях Сибири, взрослых и детях, всех тех, кто умеет ценить настоящую дружбу, любить природу. «Конь с розовой гривой»-это рассказ писателя о собственном детстве, в котором были и походы за земляникой и купание в реке, и бабушка с дедушкой, о которых автор пишет с особой теплотой и любовью.

10 слайд

Шла война народная… Особое место в творчестве писателя занимала тема войны. Один из рассказов автобиографической книги «Последний поклон» о суровой юности сибирского паренька в годы войны.

11 слайд

12 слайд

Наиболее известные произведения писателя: "Стародуб" (1960), "Кража" (1968), "Последний поклон" (1968), "Пастух и пастушка" (1973), "Царь-рыба" (1977), "Печальный детектив" (1986), "Зрячий посох" (1991) переведены на многие языки. По произведениям В.П. Астафьева сняты фильмы: «Дважды рожденный», «Звездопад» , «Где-то гремит война», «Таежная повесть»и др. По его произведениям поставлены пьесы: «Черемуха» (по рассказу «Руки жены»), «Прости меня» (по повести «Звездопад») В 1999 году Красноярский государственный театр оперы и балета поставил балет «Царь-рыба» по мотивам рассказов, входящих в книгу «Царь-рыба». Балетмейстер-постановщик Сергей Бобров.

13 слайд

Творчество писателя отмечено многими премиями Государственная премия России (1975, 1978, 1991, 1995,1996, 2003 (посмертно): Международная Пушкинская премия фонда Альфреда Тепфера (ФРГ; 1997); Премия международного литфонда «За честь и достоинство таланта» (1998); Литературная премия имени Аполлона Григорьева за повесть «Веселый солдат» (1999) C 1989 года по 1991 год Астафьев был Народным депутатом СССР. Герой Социалистического Труда,

14 слайд

Часовня Часовня - храм св.Иннокентия - епископа Иркутского, проект известного архитектора г.Красноярска А.С.Демирханова. Всего за три недели возвели его красноярские строители. С 1934 года в селе не было церкви. Наконец, была осуществлена мечта Виктора Петровича Астафьева. По завещанию писателя его отпели после смерти в этом храме.

15 слайд

16 слайд

Был полон зал, все замерли и ждали, Что к нам навстречу выйдет исполин, Что загремят на пиджаке медали, И долго будет говорить... один. Но вот с трудом поднялся к нам на сцену Седой как лунь, сутулый человек. Сомнений нет, он жизни знает цену: Кружил его, мотал двадцатый век. Он говорил, и чудилась царь- рыба, Босое детство, белые снега... Большая жизнь - неписаная книга, Поклон последний - память на века. Аня Мамонтова 1999 год

Тема урока: О вечных нравственных ценностях

(План-конспект урока по повести В.П.Астафьева «Далекая и близкая сказка»)

Цель : обеспечить необходимое воспитательное и эстетическое воздействие на духовный мир учащихся поддержать у них интерес к литературе.

Перед началом урока на доске поместить два отрывка из романа М.Шолохова “Тихий Дон”:

“… Я до чертиков люблю Дон, весь этот старый, веками складывавшийся уклад

казачьей жизни. Люблю казаков своих, казачек – все люблю. От запаха степного

мне хочется плакать. И вот еще, когда цветет подсолнух и над Доном пахнет смоченными

дождем виноградниками, - так глубоко и больно люблю…”

“В чужих краях и земля и трава пахнут по-иному. Не раз он в Польше, на Украине и в Крыму растирал в ладонях сизую метелку полыни, нюхал и с тоской думал: “Нет, не то, чужое…”

Учитель . Объявляет тему урока и зачитывает эти прекрасные высказывания.

Эти слова, - подчеркивает он, - говорят люди разных социальных групп.

Первые – произносит Евгений Лестницкий, барин, образованный человек, владеющий

несколькими иностранными языками. Вторые – принадлежат Григорию Мелехову, он

простой казак, землепашец, человек от сохи, едва постигший начальную грамоту.

Вопрос классу . Что роднит этих людей?

Учащиеся . Любовь к родине.

Учитель . Да, любовь к родине, любовь к Дону роднит этих людей, делает равными.

Они оба любят родину нежной сыновней любовью, любят трепетно и преданно.

Они – патриоты. Ведь отношение человека к родине, отечеству просматривается через отношение человека к малой родине. У каждого из вас, ребята, есть своя малая родина. Я бы хотела, чтобы вы рассказали о своей малой родине.

Ответы учащихся:

Вот железнодорожный полустанок, это родина моих родителей, здесь прошло их детство, вдали от шума городского. Здесь всего несколько домиков. Я родилась уже не здесь… Лучше этого места для моих родителей нет места на всей земле. Свою любовь к своей малой родине они сумели передать и мне. Здесь мы отдыхаем каждое лето За домиками стоит плотная стена из стройных елей,а там, за стеной- смешанный лес, он тянется без конца и без края. Удивительны солнечные лучи, пробивающиеся через крону деревьев. А как пахнет лесной воздух! Удивительный, неповторимый запах! Это гораздо больше. Чем богатство.

А вот большой современный город- это моя малая родина. Каждые сутки отсюда с вокзала уходят десятки поездов в разные стороны России. Миллионный город живет своей жизнью. А там, на окраине, еще сохранилась улочка, не тронутая асфальтом… Здесь каждую весну земля покрывается изумрудной зеленью. Улица состоит из деревянных домов. И один из этих домов - мой. Здесь я выросла, здесь мне все знакомо и дорого. И пожилые женщины каждый вечер выходят посидеть на скамейке. Сюда я спешу, здесь мне хорошо, меня всегда ждут. Это моя малая родина.

Учитель: Давайте подумаем над такими вопросами: как вы понимаете чувство родины? Испытываете ли сами это чувство? Что для вас родина? Все ли так тесно связывают свою жизнь со своей родиной?

Ученики:

За последние годы произошли большие изменения. Люди очерствели душой, волна равнодушия захлестнула многих. Вот почему умирают деревни, забывают в этих деревнях больных стариков. Утрачивается связь с родной землей, со своими корнями, появляется равнодушие друг к другу, к своим близким, к своей земле, искореженной железом, отравленной химией, всеми забытой и поросшей бурьяном. И стоят заколоченными дома, осыпаются в заросших садах переспелые яблоки, засоряются колодцы, разоряются могилы прародителей. Мы ощущаем, как из нашей жизни исчезают добро, бескорыстие и милосердие. Все меньше остается доброты, любви, копится лишь опыт жестокости и бессердечия. Как раньше при нашем молчаливом согласии разрушались храмы, созданные руками наших предков-творцов, так и сейчас порой без всякой нужды и смысла сносятся исторические памятники. Что же с нами происходит? Мы так любим свою родину, но в то же время зачастую так безучастны к ней.

Спасение памяти начинается с выздоровления собственной души. Ведь у каждого есть отчий дом, где учили жить по совести и чести. Родина всегда была спасительницей, она давала силы на исцеление и возрождение души. И как хочется порой бросить все и уехать туда, в родные места, подышать воздухом радости и детства!

Учитель, да, чувство родины – одно из главнейших чувств, оно делает жизнь человека осмысленной, наполненной особым содержанием. Многие соединяют свою жизнь и судьбу с судьбой родины на всю жизнь, отпущенную человеку. Мы знаем массу тому примеров:

Пушкин и Михайловское.

Лермонтов и Тарханы.

Л.Толстой и Ясная Поляна.

М.Шолохов и Вешенская.

В.Астафьев и Сибирь.

Сегодня мы познакомимся с повестью Виктора Петровича Астафьева “Далекая и близкая сказка” . В ней рассказывается о трагедии человека, которого лишили родины. Речь идет о человеке, родиной которого была Польша. Он никогда не видел своей родины, так как родился уже вне ее. Но мысль о родине согревала его, помогала преодолевать тяготы и невзгоды на чужбине. Связующей нитью с далекой родиной для нашего героя была музыка польского композитора Огинского, особенно – полонез Огинского “Прощание с родиной”. Эту вечную музыку наш герой воспроизводил на скрипке, своем любимом инструменте. (Звучит в записи полонез М.Огинского Прощание с родиной.” ) Сообщение об Огинском: Огинский Михаил Андреевич (1765 – 1833) – граф, польский государственный деятель, композитор, скрипач. С 19 лет состоял на государственной службе, был депутатом четырехлетнего сейма. В 1793 – 1794гг. занимал должность государственного казначея. Участвовал в восстании под руководством Костюшко (1794г.). После подавления восстания был изгнан из Польши. Покидая родину, он написал свой знаменитый полонез “Прощание с родиной”.

Чтение повести В.Астафьева “Далекая и близкая сказка” .

Вопросы к классу:

    О чем эта повесть?

    Кто главный герой? Какие чувства он вызывает у вас?

    Можем ли мы назвать его человеком высокого нравственным?

    Какое главное чувство пронес через всю свою жизнь Вася – поляк?

    Что помогало герою выстоять в этой тяжелой жизни и не растерять лучших человеческих качеств.

Задания. Подтвердите свои ответы выдержками из текста.

Заключительный вывод учителя. Да, ребята, мы познакомились с удивительным произведением. Наш герой всю жизнь прожил на чужбине, но горячее и нежно любил свою Польшу. Любовь к родине помогала ему выживать на чужбине. И ниточкой, связующей Васю с его родиной, была музыка, скрипка. В мучительные моменты жизни он брал в руки скрипку. Она плакала, уносясь далеко – далеко, плакала и душа Васи – поляка, обретая силы на жизнь.

Вопрос. Есть ли в произведении еще герой?

Ответ: да, есть. Это сам писатель, тогда мальчик- Витя Астафьев.

Вопросы к классу:

    Что случилось с мальчиком Витей после, как он услышал скрипку?

    Как Витя стал относиться к Васе – поляку после прослушивания музыки?

    Сможете ли вы поступить так, как поступил Витя?

    Что произошло с мальчиком после всего, что он услышал и пережил?

    Будет ли Витя настоящим сыном своего, Отечества? Будет ли он по-настоящему любить свою родину и служить ей?

Вывод учителя:

Да, мальчик Витя Астафьев взрослеет на наших глазах. Он услышал необыкновенную музыку, по далекой родине Польше. Витя совсем по-другому взглянул на окружающую жизнь, он многое понял. Совсем другим мы видим Витю. Он способен на самостоятельный поступок. Витя многому учит нас.

А способны ли вы на настоящий поступок? Ведь настанет время, когда каждый из вас должен спросить себя: «Что для меня есть родина? Способен ли я на поступок во имя родины?» и мы должны снова и снова вслушиваться в слова Васи – поляка: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, - он еще не сирота. Все происходит: любовь, сожаления о ней, горечь утрат, даже боль от ран происходит, но никогда – никогда не проходит и не гаснет тоска по родине…

Слайд 2

Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (Красноярский край) в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Еще когда Виктор был ребенком, он потерял родителей. Отец его был под арестом, а мать умерла во время одной из поездок к мужу. Так что Виктор Астафьев детство провел с бабушкой. Это время, запомнившееся светлыми воспоминаниями, Виктор позже описал в своей автобиографии. После того, как отец Виктора вышел из тюрьмы и еще раз женился, семья переехала в город Игарка Красноярского края. Когда отец попал в больницу, а новая семья отвернулась от Виктора, он оказался в буквальном смысле на улице. Проскитавшись два месяца, был направлен в детский дом.

Слайд 3

Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский заметил в Викторе склонность к литературе и развивал ее. Сочинения воспитанника Астафьева публиковались в школьном журнале. Среди них и ученическая работа о любимом озере, которая через много лет превратится в повесть «Васюткино озеро». После выпуска из детдома Астафьеву удалось скопить на билет и уехать в Красноярск. Там он учился в ФЗО по железнодорожной специальности. По окончании курса обучения Астафьев некоторое время работал на станции Базаиха под Красноярском составителем поездов.

Слайд 4

В 1942 году Астафьев Виктор Петрович добровольно ушел на фронт. В Новосибирской пехотной школе он обучился военному делу. А уже в 1943 году отправился воевать. До 1945 года он служил на передовой, рядовым пехоты, шофером, артразведчиком, связистом. Был ранен, контужен. Закончил войну кавалером ордена «Красной звезды», награжден также медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши».

Слайд 5

Когда война закончилась, Астафьев женился на рядовой Марии Корякиной, вместе с ней поселился в городе Чусовой Пермской области. Проживая там, он сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на местном мясокомбинате. Однако кроме работы Виктор интересовался литературой: даже был постоянным членом литературного кружка.

Слайд 6

Впервые рассказ Астафьева был напечатан в 1951 году («Гражданский человек»). В том же году Виктор стал работать в газете «Чусовский рабочий», это место не покидал 4 года. Для газеты Астафьев написал множество статей, очерков, рассказов, его литературный талант начал раскрываться все полнее. В 1953 году была опубликована книга Астафьева «До будущей весны». А в 1958 году в жизни Виктора Астафьева произошло важное событие – его приняли в Союз писателей. Для повышения своего литературного уровня Астафьев учился на Высших литературных курсах с 1959 по 1961 год.

Слайд 7

Важнейшие темы творчества Астафьева - военная и деревенская. Отечественная война предстает в его произведениях, как великая трагедия(роман «Так хочется жить», повесть «Прокляты и убиты»). Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести «Царь-рыба». Многие его рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл «Последний поклон» – это лирическое повествование о народном характере. Большинство рассказов и повестей, написанных им для детей, вошли в сборники «Конь с розовой гривой», «Дядя Кузя, куры, лиса и кот», «Зорькина песня», книгу «Огоньки».

Слайд 8

В 1997-1998 годах в Красноярске осуществлено издание Собрания сочинений В. П. Астафьева в 15 томах, с подробными комментариями автора.В 1997 году писателю присуждена Международная Пушкинская премия, а в 1998 году он удостоен премии "За честь и достоинство таланта" Международного литфонда.В конце 1998 года В. П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности. В 1999 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Слайд 9

Виктор Петрович Астафьев является автором многочисленных литературных произведений: романа «Тают снега» , повестей «Кража» , «Последний поклон» , «Стародуб», «Пастух и пастушка», «Звездопад», «Слякотная осень», «Из тихого света», «Веселый солдат», «Перевал», книги коротких новелл «Затеси» и др. Виктор Петрович Астафьев умер 29 ноября 2001 года. Похоронен в родном селе Овсянка.

Слайд 10

"Ни дня без строчки" – эти слова были девизом всей жизни неутомимого труженика, истинно народного писателя.

Посмотреть все слайды

Урок русского языка на тему «Анализ текста. По рассказу В. Астафьева «Далекая и близкая сказка»

    ФИО учителя – Бутуханова Регина Владимировна

    Предмет – русский язык

    Класс –11

    Технология – РКМЧП

    Форма работы – групповая

    УМК – Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Цель урока - повышение уровня текстовой компетенции.

Задачи урока:

    обучение правильному, тонкому, глубокому пониманию текста, побуждение к творческому его восприятию;

    развитие коммуникативных навыков (говорение, письмо, слушание), мышления, способности анализировать и синтезировать;

    воспитание умения видеть красоту человека и окружающего мира, формирование ценностных ориентаций учащихся.

Методы – «погружение» в текст, частично-поисковый, исследовательский

Технология - РКМЧП

Оборудование: текст из рассказа «Далекая и близкая сказка» В. А. Астафьева, запись полонеза «Прощание с Родиной» Михала Клеофаса Огинского (1765-1833), компьютерная презентация о В.П. Астафьеве.

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Обратим внимание на слова, записанные на доске: Анализ текста. Эпиграф: «Искусство писателя состоит в том, чтобы находить единственно нужное размещение единственно нужных слов».

Л.Н. Толстой.

Какие задачи мы можем поставить перед собой? (Озаглавить наш урок. Анализировать текст. Понять его, определить его стиль, тип речи, роль изобразительно-выразительных средств. Выявить, как автор нашел « единственно нужное размещение единственно нужных слов» и т.д.)

На слайде портреты Астафьева и Огинского. Как вы думаете, что связывает их: русского писателя 20 века и польского композитора, который родился почти 250 лет назад?

Чтобы узнать точный ответ на этот вопрос, обратимся к тексту. Он взят из рассказа Виктора Петровича Астафьева «Далекая и близкая сказка». Но читать текст я буду с остановками. А вы каждый раз попробуете придумать продолжение текста.

Чтение с остановками

1.На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2) Я первый раз в жизни здесь услышал музыку - скрипку. (3) На ней играл Вася-поляк. (4) О чём же рассказывала мне музыка? (5) О чём-то очень большом, (6) На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7) Тревожно и горько мне, (8) Хочется заплакать, оттого

________________________________________________________________________

что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(9) Вася, не переставая играть, говорил: «(10) Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11) Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12) Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, - но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13) Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14) Написал на границе, прощаясь с родиной. (15) Он посылал ей последний привет. (16) Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

(17) «Спасибо вам, дяденька», - прошептал я. (18) «3а что, мальчик?» -

_____________________________________________________________________

(19) «3а то, что я не сирота». (20) Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21) В эти минуты не было для меня зла. (22) Мир был добр и одинок так же, как я. (23) Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (24) А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла,- это и была моя родина.

(25)…Прошло много лет. (26) И вот однажды

_____________________________________________________________________________

в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27) Кругом пахло гарью, пылью. (28) И вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29) Эта музыка разбередила воспоминания. (30) Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского, (31) Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32) Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33) Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34) Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву)

_______________________________________________________________________

После трех первых предложений звучит первая часть полонеза.

Вторая часть после текста.

Когда же родился этот страстный и драматичный полонез, которому композитор дал название – «Прощание с родиной»? Представьте себе, полонезу ровно 220 лет!

Душевная боль и сила, вложенные в него автором, способны целые века питать людей энергией чувств.

«Простые слова таят в себе множество загадок… Их простота обманчива, как крохотный полевой цветок, который устроен сложнее самого современного механизма». Мир слов, действительно, сложен и многоцветен. А как бы вы «простыми словами» озаглавили наш урок? («Во мне звучала музыка…», «Тоска по родине», «Мелодия сердца» и т.д.)

Сегодня мы будем работать с текстом. Но прежде нам нужно рассказать об авторе.

Что вы знаете о Викторе Петровиче Астафьеве?

Презентация учащихся о писателе. Краткий рассказ.

Виктор Петрович Астафьев родился в селе Овсянка Красноярского края. Отец Астафьева попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». В 1931 г. мать Виктора утонула в Енисее. Мальчику тогда было семь лет, он остался сиротой. После смерти матери Виктор жил у её родителей.

О детстве, проведённом с бабушкой и дедом, у писателя остались светлые воспоминания. Об этом Астафьев рассказал в автобиографическом цикле «Последний поклон», откуда этот отрывок.

В ушёл добровольцем на фронт. Был шофёром, связистом. Награждён , медалями , «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».

Первая его книга «До будущей весны» вышла в .

С 1980 года жил на родине в е, затем в родном селе Овсянка.

Герой социалистического труда, Лауреат Государственных премий СССР и России.

Умер в 2001 году, похоронен в селе Овсянка. Горячо любил Родину, которую защищал в годы войны, прославлял в своих книгах.

1. Давайте поработаем с текстом. Скажите, к какому стилю вы отнесли бы этот текст?

Каковы черты художественного стиля, какова его главная функция?

Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование средств других стилей. Главная функция художественного стиля - эстетическая.

2. Какого типа речи текст?

3. Какова композиция текста? Из скольких частей состоит текст по смыслу?
Что мы узнали о герое из первой части? Какие чувства вызвала музыка у мальчика? Какое у него было детство? Найдите в тексте подтверждение этому.
- Чему Вася-поляк научил мальчика? Что общего в судьбе мальчика и Васи? Кто из них более несчастен? За что мальчик благодарит Васю-поляка?

Что мы узнали о герое из второй части текста? Какие чувства вызвала музыка у взрослого мужчины? Объясните, почему. Вспомнил ли он Васю-поляка, скрипача, из своего далекого детства? Найдите в тексте подтверждение этому.

Работа в группах

Не забывайте, что наша задача – определить, как писатель находит « единственно нужное размещение единственно нужных слов».

1 группа

Понаблюдайте над лексикой текста:

Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение (возможные варианты: полонез, задворки, свая и т.д.);

Найдите опорные слова в каждой части текста;

Найдите в тексте контекстуальные синонимы и /или антонимы и т.д.;

Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов; на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля.

2 группа

Какими морфологическими средствами пользуется автор? (Возможные варианты: обилие глаголов и деепричастных оборотов; обилие прилагательных при описании предметов и пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных и т.д.)

3 группа

Понаблюдайте над синтаксисом текста. (Возможные варианты: употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных; употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, диалога, прямой речи и т.д.)

4 группа

Языковые средства выразительности в тексте.
Какие средства художественной выразительности, на ваш взгляд, играют в этом тексте важную роль?

Выступление групп

Главное для человека – Родина, если есть родина, он не сирота.

В годы войны происходит переоценка ценностей. Война меняет человека внутренне, добавляет ощущение страдания и в то же время не может убить в нём чувство прекрасного, умение сопереживать другим.

Настоящая музыка – это всегда гимн, прославляющий любовь к жизни, зовущий к свету, добру…

Какие ключевые слова можно выделить в этом тексте? (Музыка и родина).
Какое слово более значимо, более важно для писателя?
- Сформулируйте проблемный вопрос, опираясь на ключевое слово «родина».
(Что такое родина для человека?)

Сформулируйте проблемный вопрос, опираясь на ключевое слово «музыка».
(Какова роль музыки или искусства вообще для человека?)

Проблемы, поднимаемые в тексте:

Любовь к родине (Что значит родина для человека?)

Войны и мира (Как меняется человек на войне?)

Влияние музыки на человека (Как музыка воздействует на человека?)

Давайте вспомним критерии написания части С в ЕГЭ.

На слайде

Попробуйте поработать в группах и составить наброски к сочинению. Давайте обратимся лишь к нескольким пунктам, а аргументы вы подберете дома.

Пишут эскизы сочинений по одной из проблем, поднятых в тексте.

«Цель музыки – трогать ». Иоганн Себастьян Бах

«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может». Джордж Ноэл Гордон Байрон

Читаем, слушаем, анализируем.

Итоги урока.

Что узнали, чему научились? Тронул ли ваше сердце рассказ В.П. Астафьева? Поможет ли урок в дальнейшей работе по подготовке к экзамену? Как оцениваете свой вклад в общую работу? Поставьте себе оценку.

Любите русский язык, литературу и музыку. Цените и понимайте искусство, и ваша жизнь будет интересней и ярче. Спасибо за урок.