Пабло Пикассо - биография, личная жизнь художника: Я умру, никогда никого не полюбив. Жизнь Пабло Пикассо: история гения и донжуана Семья пикассо и личная жизнь

130 лет назад, 25 октября 1881 года, в испанском городе Малага на свет появился Пабло Пикассо, ставший знаменитым автором эмблемы Первого конгресса сторонников мира «Голубь мира», эпохальной «Герники» и еще 80 тысяч работ.

– Я все время думаю о смерти, – признавался Пабло Пикассо в последние годы жизни. – Она всего лишь женщина, которая никогда не покинет меня.

Меж тем недостатка в женском внимании он никогда не испытывал, несмотря на свою невыдающуюся внешность и всего лишь 158 сантиметров роста. Он обладал особой властью над прекрасным полом. Поэт Макс Жакоб, давний приятель Пабло Пикассо, утверждал, что Пабло Пикассо обменял бы свою славу великого художника на славу Дон Жуана.

В 92 года, умирая на своей французской вилле, владелец миллиардного состояния великий Пабло Пикассо время от времени разглядывал свои работы.

– Да-а, – вздыхал он, – ничто так не похоже на пуделя, как другой пудель. То же самое могу сказать о женщинах, – повторял мэтр. Возле него сидела последняя его страсть – красивая и молодая Жаклин Рок. Она стала его второй законной женой. До их свадьбы в 1961 году она была для художника секретаршей и натурщицей. Жаклин Рок помогла мастеру залечить душевную травму, когда его покинула Франсуаза Жило.

Когда Жило и Пабло Пикассо встретились впервые, ему было 62 года, а ей на 40 лет меньше. Эта женщина стала не только женой, но и, пожалуй, самой талантливой ученицей Пабло Пикассо. Многому научившись у мастера, она выработала собственную манеру и стала известной художницей. Пикассо она подарила двух чудесных детей – сына Клода и дочь Палому.

Клод стал популярным фотохудожником, Палома – модельером. Имя ей дал папа, что в переводе означает «голубка». Но вот только спасти брак Жило была не в силах. Она так и не смирилась с тем, что Пабло Пикассо был неспособен долго любить одну и ту же женщину. Однажды она застала мужа в постели с предыдущей любовницей Дорой Маар. Пабло Пикассо не смог удержать Жило. Дора была одной из тех немногих женщин, кому Пикассо хотя бы пытался хранить верность, правда, до того, как в его жизни появилась Франсуаза.

Существует целая серия картин Пабло Пикассо, на которых изображена одна и та же женщина. Это и есть Маар. К несчастью, эта дама обладала столь же необузданным темпераментом, как и ее любовник. Частые скандалы разрушили и их отношения. А начиналось все, как всегда у Пабло Пикассо, очень красиво. С ней он познакомился в одном из кафе. Его привлекли темные глаза девушки. Дора сама была фотографом и художником и умела не только рассуждать о творческом процессе, но и делать это на испанском языке. Потихоньку он начал ее знакомить со своими прежними любовницами. Например, четверги и воскресенья были днями, когда Пикассо посещал Марию-Терезу, мать своей дочери Майи. Если же Пикассо уезжал из Парижа, он ежедневно получал от Марии-Терезы письма, в которых она подробно рассказывала о своих с Майей успехах и трудностях, в особенности финансовых. Скорее всего родительская ответственность угнетала тогда еще молодого художника, поэтому он и расстался с Марией-Терезой, но был дружен с ней всю жизнь.

Ради Марии-Терезы он оставил мать своего первого сына Пауло и первую законную супругу Ольгу Хохлову. Отомстил он этой женщине за то, что у них не сложились отношения, как мог, нарисовав целую серию портретов, на которых были изображены женщины-чудовища с ссохшейся грудью и огромными половыми органами. А в далеком 1917 году ему так понравились вкус и манеры этой Ольги, что он немедленно решил жениться. К тому же, как хвастал художник друзьям, Ольга оказалась девственницей и он стал ее первым мужчиной.

С Ольгой Пикассо познакомился, когда ездил в Рим с Жаном Кокто и труппой «Русский балет». Там он расписывал занавес для балета «Парад». Во время ночной прогулки он обратил внимание на одну из танцовщиц труппы. Это и была Ольга.

Что побудило его жениться? На этот вопрос он и сам не смог ответить. Но тогда он был очарован юной танцовщицей настолько, что, будучи убежденным атеистом, пошел с любимой под венец, да еще и в православной церкви. Он свозил Ольгу в Испанию, где представил ее своим родным и друзьям, и нарисовал ее портрет в испанской накидке. Затем супруги поселились в шикарно обставленной парижской квартире. Но в их спальне стояли две кровати, что оказалось, как выяснилось позже, дурным предзнаменованием. Но тогда никто на это не обратил внимания, Пабло Пикассо дал себе слово, что порывает со своим богемным образом жизни, и решил, что Ольга для него просто дар небес. Именно его русская Оля смогла помочь ему пережить смерть от туберкулеза его любимой натурщицы Марселлы Амбер. Маленькую хрупкую Марселлу он называл Евой, чтобы убедить ее в том, что она была его первой женщиной.

Ева, как и все бывшие возлюбленные великого и успешного Пабло Пикассо, не могла и представить, что щедрый любовник когда-то едва сводил концы с концами. Его голодную юность делила с ним Фернанда Оливье. С этой зеленоглазой красавицей Пабло Пикассо познакомился около обшарпанного дома на Монмартре, в котором они оба жили. Им было по 23 года, но Пикассо всегда говорил, представляя Фернанду друзьям: «Очень красивая девушка. Старая, правда». Она позже говорила о нем, что у Пикассо был «магнетизм, которому я просто не могла сопротивляться».

Она очень любила позировать, особенно в наклонном положении, и не особенно возражала, когда не могла выйти из квартиры на протяжении двух месяцев подряд, поскольку у нее не было туфель, а у Пикассо не было тогда денег, чтобы ей их купить. На его заработки они жили кое-как. А в качестве единственного развлечения они всегда использовали секс.

Крылатые выражения Пабло Пикассо:

И среди людей больше копий, чем оригиналов.

Начинающего художника понимают лишь несколько человек. Знаменитого – еще меньше.

Однажды в мастерскую Пабло Пикассо в Париже зашел офицер гестапо. На стене висела «Герника».

– Это сделали вы? – спросил офицер.

– Не-ет, ну что вы! Это сделали вы, – сухо ответил художник.

Элла Ермолова

ОНИ всегда были красивы и молоды. Это Пикассо сначала было девятнадцать лет, затем тридцать пять, пятьдесят, семьдесят четыре, а им — всегда семнадцать, двадцать три…

Первой в этом ряду стала Фернанда Оливье, молодая женщина с весьма пышной фигурой, вдохновившей мастера на создание образа женщины-гитары. Да он, собственно, никогда и не относился к женщинам как к живым существам. Не раз художник заявлял, что делит представительниц прекрасного пола на «богинь» и «половые коврики». При этом особым наслаждением был процесс превращения первых во вторых. Но, что странно, женщины и не сопротивлялись.

Перед Пикассо вообще было сложно устоять — испанская кровь бурлила, невероятный взгляд завораживал и заставлял подчиняться. Фернанда

С этой необычайно красивой девушкой, внешность которой можно по праву было бы отнести к идеалу красоты начала века, Пикассо познакомился во Франции, а точнее в Париже, куда гений перебрался, втайне мечтая снискать себе всемирную известность. На тот момент у обоих за душой не было ни гроша, но, казалось, что сей факт их особенно не заботил -- ведь они были еще так молоды.

Хотя, правду сказать, некоторый жизненный опыт за плечами каждого из них все же был. Пикассо уже снискал славу в Испании, а Фернанда, которую родители слишком рано выдали замуж за старца, к этому моменту вдоволь «насытилась» супружеской жизнью с человеком, который в довершение всего к концу своего жизненного пути стал еще и слабоумным.

Фернанда настолько пленила Пикассо своей красотой, что тот незаметно для себя перешел в своем творчестве от мрачных синих тонов к розовым и бледно-синим. Целых девять лет художник будет страстно любить свою музу и желать при этом только одного - чтобы она целыми днями, ничего не делая, лежала на диване и создавала чувственную обстановку в его мастерской, которую охотно посещали знаменитые французские писатели, поэты и художники. Что, впрочем, ей отлично удавалось.

"Фернанда в черной мантилье". 1905 г

"Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой,
по-моему ощущению это должно быть сказано". Пабло Пикассо.

Когда он родился, акушерка думала, что он мертворожденный.
Пикассо спас его дядя. «Врачи в то время курили большие сигары, и мой дядя
не был исключением Когда он увидел меня лежащим без движения,
он выпустил дым мне в лицо На что я,с гримасой, издал рев ярости ".
Вверху: Пабло Пикассо в Испании
Фото: LP / Роже-Виолле / Rex Features

Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в городе Малага, анадалузской
провинции Испании.
При крещении Пикассо получил полное имя Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула
Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспин Криспиньяно де ла Сантисима
Тринидад Руис и Пикассо - что по испанскому обычаю являлось чередой имен
почитаемых святых и родственников семейства.
Пикассо - фамилия матери, которую и взял Пабло, поскольку фамилия отца
казалась ему слишком обыденной, к тому же отец Пикассо, Хосе Руис,
сам был художником.
Вверху: художник Пабло Пикассо в Мужен, Франция в 1971 году,
за два года до его смерти.
Фото: AFP / Getty Images

Первое слово Пикассо было "Пиз" - которые является сокращением от "La piz",
что означает карандаш, на испанском языке.

Первая картина Пикассо была названа "Пикадор",
человек верхом на лошади в корриде.
Первая выставка Пикассо состоялась, когда ему было 13,
в задней комнате магазина зонтиков.
В возрасте 13 лет Пабло Пикассо с блеском поступил в
Барселонскую Академию художеств.
Но в 1897 году в возрасте 16 лет приехал в Мадрид,для занятий в Школе искусств.


"Первое причастие". 1896 г Картина была создана 15-летним Пикассо


"Автопортрет". 1896 г
Техника: Холст, масло.Коллекция: Барселона, Музей Пикассо


"Знание и милосердие". 1897 г Картина написана 16 летним Пабло Пикассо.

Уже будучи взрослым и посетив как-то выставку детских рисунков, Пикассо сказал:
"В их возрасте я рисовал как Рафаэль, но мне потребовалась целая жизнь,
чтобы научиться рисовать как они".


Пабло Пикассо написал свой шедевр в 1901 году,
когда художнику было всего 20 лет.

Пикассо один раз был допрошен полицией на то, что он украл Мону Лизу.
После того, как картина пропала из Лувра в Париже в 1911 году, поэт и "друг"
Гийом Аполлинера указал пальцем на Пикассо.
Ребёнок и голубь, 1901. Pablo Picasso (1881-1973)
currently on display as part of the Courtauld Gallery"s Becoming Picasso exhibition.
Picture: Private collection.

Пикассо сжёг несколько своих картин, когда был начинающим художником в Париже,
для того чтобы согреться.
Вверху: Любительница абсента 1901 года. Пабло Пикассо (1881-1973)

Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Пабло Пикассо.Гладильщица.1904г
Якобы в этой работе замаскированный автопортрет Пикассо!

Сестра Пикассо Кончита умерла от дифтерии в 1895 году.

Пикассо встретил французского художника Анри Матисса в 1905 году
в доме писательницы Гертруды Стайн.
Вверху: Гном-Dancer, 1901 Пабло Пикассо (1881-1973)
в настоящее время экспонируется в рамках Курто галереиСтать Пикассо выставки.
Фото: Музей Пикассо, Барселона (gasull Fotografia)


Пабло Пикассо.Женщина с вороной.1904г

У Пикассо было много любовниц.
Женщины Пикассо - Фернанда Оливье, Марсель Умбер, Ольга Хохлова,
Мария Тереза Вальтер, Франсуаза Жило, Дора Маар, Жаклин Рок...

Первой женой Пабло Пикассо была русская балерина Ольга Хохлова.
Весной 1917 года поэт Жан Кокто, сотрудничавший с Сергеем Дягилевым,
предложил Пикассо сделать эскизы костюмов и декорации к будущему балету.
Художник отправился работать в Рим, где влюбился в одну из танцовщиц Дягилевской труппы -
Ольгу Хохлову. Дягилев заметив интерес Пикассо к балерине, счел своим долгом
предупредить горячего испанского повесу о том, что русские девушки непростые -
на них надобно жениться...
Они поженились в 1918 году.Венчание состоялось в Париже православном соборе
Александра Невского, среди гостей и свидетелей были Дягилев, Аполлинер, Кокто,
Гертруда Стайн, Матисс.
Пикассо был убежден, что женится на всю жизнь, и поэтому в его брачный контракт
вошла статья о том, что их имущество - общее.
В случае развода это подразумевало его раздел поровну, включая все картины.
А в 1921-м у них родился сын Поль.
Однако жизнь супружеской пары не сложилась...
но это была единственная официальная жена Пабло,
они не были разведены.


Пабло Пикассо и Ольга Хохлова.


Пабло Пикассо.Ольга.

Пикассо много ее рисовал в манере сугубо реалистической, на чем настаивала сама
балерина, которая не любила непонятные ей эксперименты в живописи.
«Я хочу, - говорила она, - узнавать свое лицо».


Пабло Пикассо.Портрет Ольги Хохловой.

Франсуаза Жило.
Эта удивительная женщина сумела наполнить Пикассо силами, не растратив при этом свои.
Она подарила ему двух детей и сумела доказать, что семейная идиллия — это не утопия,
но реальность, существующая для свободных и любящих людей.
Дети Франсуазы и Пабло получили фамилию Пикассо и после смерти художника стали
обладателями части его состояния.
Точку в своих отношениях с художником Франсуаза поставила сама, узнав о его неверности.
В отличие от многих возлюбленных мастера, Франсуаза Жило не сошла с ума и не покончила с собой.

Почувствовав, что любовная история подошла к концу, она сама ушла от Пикассо,
не дав ему возможность пополнить список брошенных и опустошенных женщин.
Издав книгу «Моя жизнь с Пикассо», Франсуаза Жило во многом пошла против воли художника,
но обрела всемирную известность.


Франсуаза Жило и Пикассо.


С Франсуазой и детьми.

У Пикассо было четверо детей от трех женщин.
Вверху: Пабло Пикассо с двумя детьми своей любовницы Франсуазы Жило,
Клод Пикассо (слева) и Палома Пикассо.
Фото: REX


Дети Пикассо.Клод и Палома.Париж.

Мария-Тереза Вальтер родила ему дочь Майю.

На своей второй жене -Жаклин Рок, он женился, когда ему было 79 (ей 27).

Жаклин остается последней и верной женщиной Пикассо и ухаживает за ним,
уже больным, ослепшим и плохо слышащим, до самой его смерти.


Пикассо.Жаклин со скрещенными руками, 1954

Один из многих муз Пикассо была такса Лумп.
(именно так, на немецкий манер. Lump по-немецки - "каналья").
Собака принадлежала фотографу Дэвиду Дугласу Дункану.
Умерла за неделю до Пикассо.

В творчестве Пабло Пикассо несколько периодов:голубой,розовый,африканский...

К "голубому" (1901-1904)периоду относят работы, созданные в промежутке между 1901 и 1904 гг.
Серо-голубые и сине-зеленые глубокие холодные цвета, цвета печали и уныния, постоянно
присутствуют в них. Пикассо называл голубой "цветом всех цветов".
Частые сюжеты этих картин - изможденные матери с детьми, бродяги, нищие, слепые.


«Нищий старик с мальчкиком» (1903 г.) Музей изобразительного искусства.Москва.


"Мать и дитя" (1904, Музей Фогга, Кембридж, штат Массачусетс, США)


Завтрак слепого". 1903 гКоллекция: Нью-Йорк, Музей искусства Метрополитен

"Розовый период" (1904 - 1906) характеризуется более жизнерадостными тонами - охристыми
и розовыми, а также устойчивыми темами изображений - арлекинами, бродячими актерами,
акробатами
Очарованный комедиантами, ставшими моделями его картин, он часто посещал цирк Медрано;
в это время арлекин - любимый персонаж Пикассо.


Пабло Пикассо, два Акробаты с собакой, 1905


Пабло Пикассо, Мальчик с трубкой, 1905

"Африканский" период (1907 - 1909)
В 1907 году появилась знаменитые "Авиньонские девицы". Над ними художник работал больше года -
долго и тщательно, как не работал до этого над другими своими картинами.
Первая реакция публики - шок. Матисс был в бешенстве. Даже большинство друзей не приняли эту работу.
"Такое ощущение, что ты хотел накормить нас паклей или напоить бензином", -
говорил художник Жорж Брак, новый друг Пикассо. Скандальная картина, название которой дал
поэт А. Сальмон, была первым шагом живописи на пути к кубизму, а многие искусствоведы считают
ее отправной точкой современного искусства.


Королева Изабелла.1908г.кубизм Музей Изобразительных искусств.Москва.

Пикассо также был писателем. Он написал около 300 стихотворений и две пьесы.
Вверху: Арлекин и Companion, 1901. Пабло Пикассо (1881-1973)
в настоящее время экспонируется в рамках Галерея Курто вСтать Пикассо выставки.
Фото: Государственный музей А. С. Пушкина, Москва


Акробаты.Мать и сын.1905г


Пабло Пикассо.Влюблённые.1923г

Картина Пикассо "Обнаженная, зеленые листья и бюст", на которой изображена его
любовница Мари-Терез Вальтер, была продана на аукционе за $ 106,5 миллиона.
Этим побив рекорд для картин продающихся на аукционе,
который был установлен картиной Мунка "Крик".

Крали картины Пикассо чаще,чем любого другого художника.
550 его работ числятся пропавшими без вести.
Вверху: Плачущая женщина 1937 года Пабло Пикассо
Фото: Гай Bell / Alamy

Вместе с Жоржем Браком, Пикассо основал кубизм.
Также он работал в стилях:
Неоклассицизм (1918 - 1925)
Сюрреализм (1925 - 1936) и др.


Пабло Пикассо.Две читающие девушки.

Пикассо подарил обществу свои скульптуры в г. Чикаго, США в 1967 году.
Друзьям он дарил картины неподписанные.
Он говорил:иначе вы их продадите,когда я умру.

Ольга Хохлова в последние годы жила в Канне в полном одиночестве.
Она долго и мучительно болела и 11 февраля 1955 года скончалась от рака
в городской больнице. На похороны пришли только ее сын и несколько друзей.
Пикассо в это время в Париже заканчивал картину «Алжирские женщины» и не приехал.

Две любовницы Пикассо- Мари-Терез Вальтер и Жаклин Рок (которая стала его женой)
покончили с собой. Мария-Тереза повесилась через четыре года после его смерти.
Рок застрелилась в 1986 году, через 13 лет после смерти Пикассо.

Мать Пабло Пикассо говорила: «С моим сыном, который создан только для самого себя
и ни для кого другого, не может быть счастлива ни одна женщина»

Вверху: Сидящий Арлекин, 1901. Пабло Пикассо (1881-1973)
в настоящее время экспонируется в рамках Галерея Курто вСтать Пикассо выставки.
Фото: Музей Метрополитен Музей Метрополитен / Art Resource / Scala, Флоренция

Согласно пословицы Испания это страна, в которой мужчины презирают секс,
но живут ради него. «Утром - церковь, днем - коррида, вечером - бордель» -
этого кредо испанских мачо свято придерживался Пикассо.
Сам же художник говорил, что искусство и сексуальность это одно и то же.


Пабло Пикассо и Жан Както на корриде в Валлорисе.1955г


Вверху: Герника Пабло Пикассо, Museo Nacional Centro де Arte Reina Sofia в Мадриде.

Картина Пикассо "Герника" (1937). Герника - это маленький городок басков на севере Испании, практически стертый с лица земли немецкой авиацией 1 мая 1937 года.

Однажды гестапо устроило обыск в доме Пикассо. Нацистский офицер, увидев на столе фотографию "Герники", спросил: "Это вы сделали?". "Нет" - ответил художник - "это сделали вы".


В годы второй мировой войны Пикассо живет во Франции, где сближается с коммунистами-
участниками Сопротивления (в 1944 Пикассо даже вступает во Французскую компартию).

В 1949 году Пикассо рисует своего знаменитого "Голубя мира" на плакате
Всемирного конгресса сторонников мира в Париже.


На фото: Пикассо рисует голубя на стене своего дома в Мужене. Август 1955.

Последними словами Пикассо были «Пейте ради меня, выпейте за мое здоровье,
вы знаете, я не могу больше пить."
Он умер, когда он и его жена Жаклин Рок, развлекали друзей за ужином.

Пикассо был похоронен в основании замка,который он купил в 1958 году
в Vauvenargues, на юге Франции.
Ему был 91 год. Незадолго до смерти отличавшийся пророческим даром
художник сказал:
«Моя смерть станет кораблекрушением.
Когда погибает большое судно, все, что находится вокруг него, затягивается в воронку».

Так и произошло. Его внук Паблито просил разрешить ему присутствовать на похоронах,
но последняя жена художника Жаклин Рок ответила отказом.
В день похорон Паблито выпил флакон с деколораном - обесцвечивающей химической
жидкостью. Спасти Паблито не удалось.
Его похоронили в той же могиле на кладбище в Канне, где покоится прах Ольги.

6 июня 1975 года от цирроза печени умер 54-летний Поль Пикассо.
Его двое детей - Марина и Бернар, последняя жена Пабло Пикассо Жаклин
и еще трое внебрачных детей - Майя (дочь Мари-Терез Вальтер),
Клод и Палома (дети Франсуазы Жило) - были признаны наследниками художника.
Начались долгие баталии за наследство

Марина Пикассо, унаследовавшая знаменитый особняк деда «Резиденция короля» в Канне,
живет там со взрослыми дочерью и сыном и тремя усыновленными детьми-вьетнамцами.
Она не делает между ними никакого различия и уже составила завещание, по которому
все ее огромное состояние после кончины будет поделено на пять равных частей.
Марина создала носящий ее имя фонд, который построил в пригороде Хошимина
деревушку из 24 домов для 360 вьетнамских сирот.

«Любовь к детям, - подчеркивает Марина, - я унаследовала от бабушки.
Ольга была единственным человеком из всего клана Пикассо, кто относился к нам, внукам,
с нежностью и вниманием. И свою книгу «Дети, живущие на краю света» я во многом
написала для того, чтобы восстановить ее доброе имя.

Всем известен Пабло Пикассо - гениальный художник, но мало кто знает его со стороны, которой он поворачивался к женщинам. Его можно смело назвать разрушителем - почти все, кого он любил, сходили с ума или кончали с собой. Он говорил, что женщины продлевают жизнь, и если увлекался кем-то, то создавал целую серию работ. Ровно 45 лет назад в возрасте 91 года Пикассо ушел из жизни - предлагаем вспомнить семь муз художника.

Фернанда Оливье

Натурщицу Фернанду Оливье - первую большую любовь - Пикассо встретил в Париже в 1904 году. Именно с появления Фернанды мрачная живопись Пикассо приобрела краски. Они были молоды, быстро сблизились и прошли вместе через нищету и безызвестность первого десятилетия художника в Париже. Когда его картины стали покупать, их отношения уже были на исходе. Пикассо без сожаления порывал с бывшими возлюбленными: так получилось и с Фернандой, когда художник встретил Марсель Умбер, ставшей его привязанностью на трехлетний период кубизма. Портрет Фернанды «Женщина с грушами» - один из первых опытов в период раннего кубизма.

Ольга Хохлова

Балерину Ольгу Хохлову - первую жену и мать первого ребенка - Пикассо встретил в Италии в 1917 во время работы над «Русскими сезонами». Дягилев предупреждал Пикассо, что с русскими женщинами не шутят, на них женятся. Ольга Хохлова не просто стала женой Пикассо - он венчался с ней по православному обряду. Расставшись после 17 лет противоречивой семейной жизни, они так и не развелись - Пикассо не хотел делить имущество поровну, что требовалось по условиям брачного договора.

Охлаждение к жене пришло вместе с охлаждением к буржуазной жизни, которую так любила Хохлова. Натянутые отношения нашли отражение в картинах - если в начале их любовной истории портреты Ольги реалистичны, то ко времени распада брака Пикассо пишет ее только в стилистике сюрреализма. «Женщина в шляпе» создана в 1935-м - в год, когда Ольга узнала, что у Пикассо ребенок от любовницы Марии-Терезы Вальтер. Она хоть и ушла сама, но долгие годы преследовала Пикассо - ее смерть в 1955 году принесла художнику лишь облегчение.

Мария-Тереза Вальтер

Мария-Тереза Вальтер появилась в жизни Пикассо в 1927 году. Ей было всего 17, ему уже 45. До встречи с художником она даже не слышала его имени. В 1935-м Вальтер родила ему дочку Майю, которую он продолжал навещать даже после расставания с ее матерью. Мария-Тереза долгие годы писала бывшему возлюбленному нежные письма, которые тот зачитывал новым подругам. Она покончила с собой через четыре года после смерти Пикассо. Обычно художник изображал ее блондинкой с короткой стрижкой, но на портрете 1937 года появляются яркий макияж и накрашенные ногти - знак того, что у Пикассо роман с Дорой Маар.

Дора Маар

Дора Маар - та самая «плачущая женщина» Пикассо. Этот сюжет отражает не только восприятие художником характера этой женщины, но и предвоенные настроения в Европе. На момент их знакомства в 1935 году Дора была уже сама сформировавшимся художником и фотографом - их отношения носили скорее интеллектуальный характер, чем романтический. Разрыв с Пикассо после девятилетнего романа довел Дору до психиатрической клиники, а последние годы она вела затворническую жизнь. Перед вами - одна из самых известных картин из серии «плачущих женщин».

Франсуаза Жило

Франсуаза Жило - единственная женщина, которой удалось выйти сухой из воды после десятилетнего романа с Пикассо. Художник познакомился с годившейся ему во внучки Франсуазой в ресторане в 1943 году - она была прекрасной собеседницей и со временем Пикассо стал нуждаться в ней. Франсуаза родила ему двоих детей, сына Клода и дочь Палому, а в 1953-м вместе с ними ушла, став единственной женщиной, которой удалось выйти из-под влияния Пикассо без психологических проблем - она состоялась как художник, дважды вышла замуж, написала книгу о Пикассо, которая легла в основу фильма «Прожить жизнь с Пикассо» с Энтони Хопкинсом в главной роли. Образ «женщины-цветка» появился весной 1946-го, когда художник наконец-то уговорил Франсуазу переехать к нему.

Жаклин Рок

Жаклин Рок - последняя любовь Пикассо и вторая официальная жена - стала главным персонажем его картин в последние 20 лет. На момент их знакомства в 1953 году ей было 27, ему - 73. Жаклин сносила его тяжелый характер и называла монсеньором - с ней он прожил до самой смерти. Уход Пикассо она переживала тяжело, балансируя на грани безумия, а спустя 13 лет накануне ретроспективы его работ застрелилась. «Жаклин со скрещенными руками» - один из самых известных портретов последней музы Пикассо.

Пабло Пикассо - один из самых дорогих и прибыльных художников в истории. Он же является автором самой дорогой картины, когда-либо проданной на открытых торгах. Имя Пикассо - настоящий бренд. Как же живут потомки легендарного художника?

В наше время династия Пикассо управляет колоссальным наследием своего великого предка. Потомки Пикассо считаются самыми состоятельными людьми в мире искусства. Вот тому пример: только одна из картин Пикассо “Алжирские женщины (версия О)” была продана на Christie’s 11 мая 2015 г. за 179,4 миллиона долларов.

Бизнес на авторском праве

Сегодня Пикассо остается самым популярным художником, которого копирует масса последователей. Его произведения становятся рекордсменами не только по числу подделок, но и краж. С этими “черными” делами ежедневно разбирается Администрация Пикассо - основанная в 1996 г. его сыном Клодом организация. Она получила статус законного распорядителя имущества Пикассо. Цель Администрации - управлять наследством великого художника, защищать авторское право при копировании картин и организации выставок, а также бороться с подделками и поддерживать репутацию Пикассо.

Сотрудниками Администрации являются всего лишь восемь человек, так что многие высказывают недовольство из-за медленного рассмотрения заявок на разрешение использовать картины или имя Пикассо. В свою очередь Клод жалуется, что в год к ним поступает около 900 заявок, часть из которых неправильно написаны.

Другие недовольные люди отмечают, что Администрации стоило бы издать каталог-резоне Пикассо и созвать совет из квалифицированных экспертов, ведь среди наследников художника никто не является ученым в сфере искусств. Впрочем, невзирая на критические замечания, Клода Пикассо считают талантливым, иногда даже бескомпромиссным менеджером.

Пабло Пикассо оставил после себя более пятидесяти тысяч картин, рисунков, гравюр, скульптур, произведений керамики, но так и не написал завещания. Пятеро потомков художника от двух жен в течение шести лет вели переговоры по поводу разделения наследства. Этот процесс обошелся семье в $30 млн. Этими людьми являются сын Клод, дочери Майя Видмайер-Пикассо и Палома, а также внуки Марина и Бернар Пикассо.

После смерти отца Клод Пикассо якобы так сказал о семейном наследии: “Нам придется арендовать Эмпайр-Стейт-Билдинг, чтобы поместить все эти картины”. Кроме них, Пабло Пикассо оставил три дома, два замка, ценные бумаги, 4,5 млн долларов наличных средств и 1,3 млн долларов золотом. Эксперты отмечают, что даже после того, как семья потеряет унаследованное авторское право в 2043 г. (через 70 лет после смерти художника), их денег хватит для безоблачной жизни следующих двух поколений.

Формальные родственники

Вся проблема в любвеобильности художника. Известно о шести женщинах Пикассо, с которыми у него были длительные отношения. Любовниц художника не счесть.

Пауло, Клод, Франсуаза Жильо, Палома, Пабло Пикассо и Майя на Лазурном берегу, 1954. Фото: Edward Quinn

Хотя он и имел четверых детей от трех женщин, но, судя по всему, никогда не испытывал к ним сильной привязанности и, прежде всего, ассоциировал их с их матерями, отношения с которыми складывались непросто. Сам художник цинично говорил: “Для меня существует лишь два типа женщин - богини и тряпки для вытирания ног”. Причем всех богинь Пикассо быстро превращал в тряпки.

Титан увлек за собой в могилу почти всех своих женщин, а его дети и внуки до сих пор продолжают оспаривать некоторые пункты его завещаний и тексты его биографий.

Формально являясь членами одной семьи, родственники художника очень не любили друг друга и пытались встречаться как можно реже. Если при жизни гения им это удавалось, то после смерти Пикассо избегать более тесных контактов не получилось.

После 1973 г. семейные встречи превратились в необходимость, которая не доставляла удовольствия потомкам Пикассо. К тому времени каждый из них обзавелся собственным адвокатом, нотариусом и художественным экспертом.

С самого начала все складывалось очень сложно. Сын от первого брака Пауло унаследовал большую часть состояния, вторая жена Жаклин получила все остальное. Внебрачные дети – Майя, Палома и Клод - остались с пустыми руками. Разумеется, они начали атаковать суды и, в конце концов, добились признания в качестве законных наследников. После этого переговоры о наследии продолжились в расширенном составе, но это не помогло их участникам найти общий язык.

Никто не думал о репутации и добром имени семьи, никто не пытался сохранить даже видимость пристойности. Наследники ругались между собой и с радостью портили друг другу жизнь с помощью прессы.

Когда деление наследства почти подошло к концу, Пауло попросил, чтобы ему достался собственный детский портрет, нарисованный отцом. Члены семьи без лишних сантиментов предложили внести приблизительную стоимость произведения в общую сумма наследства. В том же 1975 г. Пауло, испытывавший проблемы со здоровьем, внезапно умер.

Невзирая на все разногласия, каждый из членов семьи не хотел выяснять отношения в суде. Но вовсе не потому что они не хотели вредить имени своего отца, а из-за боязни проиграть судовой процесс. Окончательное решение потомки Пикассо выработали только за семь лет, оно считалось внесудебным компромиссом. В 1980 г. соглашение было подписано всеми членами семьи, которые ради этого события в последний раз собрались вместе.

После получения художественного наследства Пикассо, каждый из его потомков получил право быть активным участником большого творческого рынка. Но для этого необходимо было бороться с случайными продажами произведений. В итоге, наследникам снова пришлось разрабатывать соглашения, создавать общества и независимые комиссии.Тем временем Жаклин, вторая жена Пикассо, не выдержала семилетней борьбы и в 1986 г. покончила с собой.


Рисунок Пикассо из коллекции Марины Пикассо - «Портрет семьи» (1962 г.). Фото Sotheby’s

“Семейные” разногласия

При жизни Пабло Пикассо его отношения с детьми сложно было назвать идеальными. Когда в 1964 г. вышли мемуары его бывшей любовницы Франсуазы Жило “Жизнь с Пикассо” (матери Клода и Паломы), художник практически перестал с ними общаться. Вторая жена Пикассо, Жаклин, только способствовала накалу страстей. На похоронах художника присутствовала лишь она (у них с Пикассо не было детей) и сын Пабло от первого брака с Ольгой Хохловой.

В 2012 г. в семье Пикассо случился один из самых крупных скандалов. До тех пор все крупные аукционные дома в процессе аутентификации картин Пикассо советовались с его детьми - Клодом и Майей. Это создавало массу проблем, поскольку мнения потомков часто отличались. Чтобы изменить положение, четыре года назад Клод, Палома, Бернар и Марина написали письмо, в котором установили новый порядок определения подлинности картин Пикассо – они признали эксклюзивное право Клода на эту деятельность.

Однако никто не сообщил об этом Майе, которая потом призналась, что, услышав о письме, она “едва не упала замертво”. Ходят слухи, что с тех пор у нее очень напряженные отношения с семьей. Хотя ее сын Оливьер уверяет, что даже сейчас мать принимает участие в деятельности Администрации, встречается с Клодом и Бернаром, занимается поиском необходимой информации и помогает в процессе аутентификации произведений.

Ни горький опыт прошлого, ни существование Администрации не смогли полностью обезопасить семью от возникновения новых разногласий по поводу отцовского наследия. После подписания контракта с Citroën по выпуску автомобилей серии Picasso, часть друзей семьи объявила эту сделку предательством имени Пикассо со стороны Клода. Марина Пикассо тоже выступила против этого решения. Тогда она заявила: “Я не могу принять то, что имя моего деда было использовано ради продажи чего-то настолько тривиального, как машина. Он был гением, а теперь его имя используется таким глупым образом”.

Но все же существует одна вещь, которая объединяет потомков Пикассо - потрясающая щедрость. Без громких заявлений они передавали произведения Пикассо в музеи разных стран и отдавали на благотворительность деньги от продажи картин. Марина Пикассо - мать пятерых детей, трое из которых являются усыновленными вьетнамцами.

Дочь Жаклин Пикассо от первого брака, Кэтрин, получив в наследство картины после смерти матери, отдала их музею Пикассо в Париже. Также она регулярно пускает посетителей в принадлежащий ей замок Пабло Вовенарг.
В 2015 г. Майя создала Фонд художественного образования Майи Пикассо (The Maya Picasso Foundation for Arts Education). В 2017 г. она собирается открыть в качестве образовательного и исследовательского заведения студию в Париже, в которой в свое время работал отец.

Адвокат Администрации Пикассо Жан-Жак Нойер рассказывает, что в последние годы увеличилась стоимость картин Пикассо. Это спровоцировало волну подделок. Иногда случаются кражи. Например, во время одного из последних инцидентов в гараже пенсионера, который ранее работал электриком в семье Пикассо, нашли 271 картину художника.