Проблема сохранения культурного наследия — аргументы и сочинение. Проблема сохранения культурного наследия — аргументы и сочинение Текст из ЕГЭ

  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • М.Ю. Лермонтов - стихотворение «Бородино». В сти­хотворении «Бородино» М. Ю. Лермонтов обращается к одно­му из самых драматических моментов в русской истории - Бородинской битве. Все произведение проникнуто патриоти­ческим пафосом, автор гордится героическим прошлым сво­ей Родины, восхищается русскими солдатами, героями Боро­динской битвы, их мужеством, стойкостью, силой духа, лю­бовью к России:

Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!..

Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал. - Молись!

Образ будущего в стихотворении А. Блока символичен. Своеобразным провозвестником этого будущего является сама душа русского человека, противоборство в ней темного и свет­лого начал, и как следствие - сложная, непредсказуемая судь­ба Родины, собравшиеся над ней тучи. И наша история пока­зала, насколько поэт был прав в своем предвидении.

  • Н. Рубцов - стихотворение «Видения на холме». В сти­хотворении «Видения на холме» Н. Рубцов обращается к ис­торическому прошлому Родины и прослеживает связь времен, находя отголоски этого прошлого в настоящем. Времена Ба­тыя давно прошли, однако для Руси всех времен есть свои «татары и монголы»: Россия, Русь!Храни себя, храни! Смотри, опять в леса твои и долы Со всех сторон нагрянули они, Иных времен татары и монголы.

Однако есть у поэта то, что он может противопоставить это­му всемирному злу. Это образ Родины, чувства лирического героя, красота русской природы, незыблемость народных ус-. тоев и сила духа русского народа.

  • В. Распутин - повесть «Прощание с Матерой» (см. со­чинение «Проблема исторической памяти»)
  • В. Солоухин - «Черные доски: Записки начинающего коллекционера». В этой книге автор пишет о том, как он стал коллекционером, собирателем икон. В. Солоухин рассказы­вает об отношении нашего государства к иконам, о безжалос­тном сжигании шедевров советскими властями. Интересен материал о том, как отреставрировать старые иконы, об ико­нописных сюжетах. Изучение старинных икон, по мысли ав­тора, - соприкосновение с душой народа, с его вековыми тра­дициями...
  • В. Солоухин - сборник очерков «Время собирать кам­ни». В этой книге автор размышляет о необходимости сохра­нения памятников старины - писательских усадеб, домов, монастырей. Он рассказывает о посещении имения Аксако­ва, Оптиной пустыни. Все эти места связаны с талантливыми русскими писателями, с русскими подвижниками, старца­ми, с духовным развитием народа.
  • В. Астафьев - повесть в рассказах «Последний поклон».

В этой повести В. Астафьев рассказывает о своей малой роди­не -деревне, в которой он вырос, о воспитавшей его бабушке Катерине Петровне. Она смогла воспитать в мальчике луч­шие качества - доброту, любовь и уважение к людям, душев­ную чуткость. Мы видим, как мальчик взрослеет, вместе с ним переживаем радость его маленьких открытий мира, лю­дей, музыки, природы. В каждой главе этой повести бьются живые чувства - негодование и восторг, горе и радость. «Пишу я о деревне, о своей маленькой родине, а они - боль­шая и маленькая - неразделимы, они - друг в друге. Сердце моё навеки там, где я стал дышать, видеть, запоминать и тру­диться», - пишет В. Астафьев. Это чувство Родины стано­вится в книге всеобъемлющим. И тем острее чувство горечи писателя от тех несчастий, что выпали надолю его малой ро­дины: пришла коллективизация, были разорены семьи, раз­рушены церкви и вековые устои жизни, отец, дед и дядя писа­теля были арестованы НКВД. Не сохранив своей истории,- деревня стала превращаться в пригород старых дачных по­селков. С грустью пишет обо всем этом автор. И призывает читателей не становиться Иванами, не помнящими родства, уважать свои корни, истоки.

Аргументы в сочинении части С ЕГЭ по русскому языку по теме «Проблема сохранения культурного наследия»

Текст из ЕГЭ

(1) Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая — куда, не замечая подъёма. (2) И ноги устали, вывихиваясь от неровностей. (3) И тогда с высокого места, куда он забрёл, он уже разумными глазами огляделся, пытаясь понять, где он. (4) Земля под ногами в обломках кирпича, в щебне, в битом стекле, и какой -то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству, и оставшийся внизу забор вокруг большой площади под не начатое строительство. (5) А в горке этой, подвергшейся странному запустению неподалёку от центра столицы, шли вверх белые ступени, числом около семи, потом прекращались и начинались, кажется, вновь.

(6) Какое-то глухое воспоминание колыхнулось в Яконове при виде этих белых ступеней, а куда вели ступени, плохо различалось в темноте: здание странной формы, одновременно как бы разрушенное и уцелевшее. (7) Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и заваленным слежавшимся щебнем.

(8) Да! (9) Да! (10) Разящее воспоминание подхлестнуло Яконова. (11) Он оглянулся. (12) Промеченная рядами фонарей, далеко внизу вилась река, странно знакомой излучиной уходя под моста дальше к Кремлю. (13) Но колокольня? (14) Её нет. (15) Или эти груды камня — от колокольни? (16) Яконову стало горячо в глазах. (17) Он зажмурился, тихо сел. (18) На каменные обломки, завалившие паперть.

(19) Двадцать два года назад на этом самом месте он стоял с девушкой, которую звали Агния. (20) Той самой осенью под вечер они шли переулками у Таганской площади, и Агния сказала своим тихим голосом, который трудно расслышивался в городском громыхании: — (21) Хочешь, я покажу тебе одно из самых красивых мест в Москве? (22) И подвела его к ограде маленькой кирпичной церкви, окрашенной в белую и красную краску и обращённой алтарём в кривой безымянный переулок. (23) Внутри ограды было тесно, шла только вокруг церквушки узкая дорожка для крестного хода. (24) И тут же, в углу ограды, рос старый большой дуб, он был выше церкви, его ветви, уже жёлтые, осеняли и купол, и переулок, отчего церковь казалась совсем крохотной. — (25) Вот эта церковь,— сказала Агния. — (26) Но не самое красивое место в Москве. — (27) А подожди. (28) Она провела его к паперти главного входа, вышла из тени в поток заката и села на низкий парапет, где обрывалась ограда и начинался просвет для ворот — (29) Так смотри! (30)

Антон ахнул. (31) Они как будто сразу вывалились из теснины города и вышли на крутую высоту с просторной открытой далью. (32) Река горела на солнце. (33) Слева лежало Замоскворечье, ослепляя жёлтым блеском стёкол, почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза, справа за ней высились резные контуры Кремля, а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя. (34) И во всём этом золотом сиянии Агния, в наброшенной жёлтой шали, тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце. -(35) Да! (36) Это — Москва! — захваченно произнёс Антон. — (37) Но она — уходит, Антон, -пропела Агния. — Москва — уходит!.. — (38)Куда она там уходит? (39) Фантазия. — (40) Эту церковь снесут, Антон,— твердила своё Агния. — (41) Откуда ты знаешь? — рассердился Антон.— (42) Это художественный памятник, его всё равно оставят. (43) Он смотрел на крохотную колоколенку, в прорези которой, к колоколам, заглядывали ветки дуба. — (44) Снесут! — уверенно пророчила Агния, сидя всё так же неподвижно, в жёлтом свете и в жёлтой шали. (45) Яконов очнулся. (46) Да, … разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу, спускавшуюся к реке. (47) Совершенно даже не верилось, что тот солнечный вечер и этот декабрьский рассвет происходили на одних и тех же квадратных метрах московской земли. (48) Но всё так же был далёк обзор с холма, и те же были извивы реки, повторённые последними фонарями…

(по тексту А.И. Солженицына)

Вступление

Сохранить прошлое, выраженное в памятниках, старинных зданиях, произведениях искусства, наша основная задача. Это важно сделать ради будущих поколений, которые имеют право не только знать, что происходило раньше, но и иметь возможность ощутить прошлое материально.

К сожалению, часто во имя каких-то бытовых нужд исторические памятники и памятники культуры не реставрируются, разрушаются, сносятся, а на их месте выстраиваются современные торговые центры.

Проблема

Проблему сохранения культурного наследия поднимает А.И. Солженицын на примере утраты старинной церкви, которая имела большую культурную значимость, при этом много значила лично для героя текста Яконова.

Комментарий

Текст начинается с того, что Яконов идет по маленькой, едва заметной тропинке, преодолевая усталость, неровности пути. Путь его усыпан стеклом, щебнем и обломками кирпичей. Оказавшись на месте, он обнаружил остатки будки и подготовленное, но давно заброшенное место для строительства. На горке, практически в центре столицы, Яконов увидел несколько белых ступеней, которые заставили ожить воспоминания в сердце героя. Из-за сумерек уже было не различить, куда вели эти ступени. Виднелись лишь большие железные ворота, скрытые слежавшимся щебнем.

Ему вспомнилась текущая внизу речка, колокольня, которой сейчас уже не было. От осознания разрушения колокольни, Яконов ощутил сильнейшую боль в сердце, зажмурился, присел.

И тут его осенило: 22 года назад он бывал тут с девушкой по имени Агния. Тогда осенним вечером они гуляли у Таганской площади, и девушка предложила показать одно из самых красивых мест в Москве.

Они долго шли к небольшой кирпичной церкви. В ее ограде было тесно, вмещалась только узкая тропинка, для свершения крестного хода. Там рос огромный, высокий многолетний дуб, от его высоты церковь казалась совсем миниатюрной.

Агния сказала, что это еще не самое красивое место, оно располагалось внизу, где горела река, где лежала вся Москва, сияющая на закатном солнце. Агния сказала, что Москва эта уходит, что это место собираются уничтожать, церковь будут сносить. Антон не верил в это, он утверждал, что художественный памятник останется неприкосновенным.

Когда Яконов очнулся, он понял, что пророчества Агнии сбылись, колокольня и лестница были разрушены. Он не мог в это поверить.

Авторская позиция

Автор выражает свою боль через переживания лирического героя. Для него это стало настоящим потрясением. А.И. Солженицын призывает сохранять памятники культуры, потому что это не только историческая память, это еще и воспоминания людей, их духовная память.

Своя позиция

Нужно очень трепетно относиться к наследию прошлого, давая возможность потомкам прочувствовать дух прошедшего времени, насладиться историей, которая находится прямо перед глазами и которую можно запросто потрогать рукой. Разрушение памятников истории и культуры влечет за собой разрыв времен, разрушение преемственности поколений.

Аргумент 1

В произведении В. Солоухина «Черные доски» говорит о том, что множество старинных икон, церквей было уничтожено после революции. Он вопрошает о том, неужели стены, где венчались отцы, деды и прадеды, не достойны лучшей участи. В них хоронили своих предков наши соотечественники. Разве достойны эти места подобного обхождения? Солоухин предупреждает о том, что от разрушения церквей недалеко до надругательства над могилами. Писатель утверждает, что разрушая памятники прошлого, мы теряем человеческий облик.

Аргумент 2

В другом произведении В. Солоухина «Письма из русского музея» автор рассуждает о реконструкции Москвы, вспоминая, что на месте величайших, ценнейших исторических памятников архитектуры сейчас пустоты, незавершенные или не начатые строительства. Отказываясь от прошлого, мы практически ставим крест на своем счастливом будущем, так как опыт, накопленный поколениями, исчезает вместе с ним.

Заключение

Разрушая памятники прошлого, наше культурное наследие, наши историческую архитектуру, мы обрубаем свои исторические корни, уничтожаем память о прошлом.

О сохранении памятников культуры

Данный текст написан в публицистическом стиле. В этом тексте просматриваются важные проблемы нравственного вос­питания общества.

Первая проблема - о необходимости бережного отноше­ния к памятникам культуры. К этому призывает нас академик Д.С. Лихачёв, признанный авторитет в области филологии. Ком­ментируя эту проблему, можно сказать, что памятники, которые он призывает сохранить, отражают историю нации, в частности некоторые важные моменты в жизни нашего Отечества.

Вторая проблема состоит в том, что памятники культуры - это отражение духовной жизни народа, его национальных осо­бенностей, его художественного мышления. Комментируя эту проблему, нужно отметить, что памятники культуры, оставляю­щие яркий след в нравственной жизни народа, могли создать лишь талантливые мастера.

Автор текста высказывает мысль о том, что слово «памятник» напрямую связано со словом «память», и это есть выражение авторской позиции. Небрежное отношение к памятникам куль­туры и даже их уничтожение обедняют духовность нации, явля­ются причиной утраты связи искусства с жизнью общества.

Я согласен с мнением автора и хочу привести доказательство правильности его позиции. Первый храм Христа Спасителя был построен на народные деньги в знак победы над Наполеоном. А памятник Дзержинскому, возведённый на Лубянке, олице­творял порядок в молодой стране Советов. Оба эти памятника культуры были рождены временем, символизировали черты своей эпохи. Уничтожение храма было кощунством, надруга­тельством над народной святыней. Это счастье, что по его об­разу построили новый. А стоило ли сносить памятник Дзержин­скому? Это вопрос спорный. Можно осудить за неправедные дела человека, исторического деятеля. Но умолчать о его роли, значимой и масштабной, нельзя.

Доказательство второе. Базаров в романе Тургенева «Отцы и дети» в своём стремлении перестроить Россию собирался «место расчистить». Он имел в виду, очевидно, разрушение прежнего государственного порядка революционным, насиль­ственным путём. И тут не до культуры с её памятниками и вся­ческими излишествами. И «Рафаэль гроша медного не стоит». Это его, Базарова, изречение.

История показала, насколько не правы люди базаровского типа. Смысл жизни - в созидании, а не в разрушении.

Здесь искали:

  • проблема сохранения культурного наследия аргументы
  • проблема вклада в отечественную культуру аргументы
  • проблема сохранения памятников культуры аргументы

Какой вклад в отечественную культуру способен внести человек? Я полагаю, что любая преобразовательная деятельность человека, оказывающая положительное влияние на развитие страны, может стать настоящей культурной ценностью. Однако далеко не каждый способен реализовать себя в современном обществе. Именно такую проблему вклада в отечественную культуру рассмотрел Даниил Александрович Гранин.

В предложенном для анализа тексте рассказывается о жизни известного русского деятеля Дмитрия Сергеевича Лихачёва, который извлек древнерусскую литературу из изоляции.

Тем самым он внес огромный вклад в развитие отечественной культуры. Как же достичь такого результата? Дмитрий Сергеевич советует не отмалчиваться и всегда высказывать свое мнение, потому что активность может принести пользу отечеству. Это является основной мыслью, которая содержится в предложениях № 37-38: "Даже в случаях тупиковых, - говорил Дмитрий Сергеевич, -когда всё глухо, когда вас не слышат, будьте добры высказывать свое мнение. Не отмалчивайтесь, выступайте".

Я думаю, что авторская позиция сформулирована в предложении №36:"Он не создал учения, но он создал образ защитника культуры, настоящего гражданина". Здесь Даниил Александрович Гранин выражает своё отношение к человеку, чью жизнь описывает. Автор утверждает, что весомым вкладом может быть защита отечественной культуры.

Разделяя точку зрения писателя, хочу добавить, что каждый гражданин должен защищать культурные ценности своего отечества. Кроме этого, человек способен реализовывать деятельность таким образом, чтобы она принесла пользу государству и стала культурным вкладом.

Мы убеждаемся в этом, читая книгу Л. Волынского "Лицо времени". Вспомним эпизод о Павле Михайловиче Третьякове, известном предпринимателе и меценате. Он питал любовь к живописи и хотел открыть в Москве картинную галерею для простого народа, в которой будут собраны работы русских художников. Для достижения своей цели Пётр Михайлович много ездил по мастерским и выставкам, скупал понравившиеся картины. Открытие Третьяковской галереи стало огромным вкладом в отечественную культуру.

Ещё одним примером служит рассказ К. Г. Паустовского "Скрипучие половицы" об известном русском композиторе Петре Ильиче Чайковском. Действие произведения происходило в доме в Рудном Яру, вокруг которого был лес, вдохновлявший гения. Пётр Ильич запрещал ходить по комнатам, когда он работал, так как скрип старых половиц мешал ему. Композитор создал классические образцы русского музыкального искусства. Его творчество является настоящей культурной ценностью для России.

Таким образом, каждый человек способен внести вклад в развитие отечественной культуры. Это может проявляться в защите культуры или в создании чего-то нового, приносящего пользу стране.

Вариант 17. Разбор текста из сборника Цыбулько 2018. Аргументы.

Текст





Дмитрий Сергеевич Лихачёв жил, работал в полную силу, работал ежедневно, много, несмотря на плохое здоровье. От Соловецкого лагеря особого назначения он получил язву желудка, кровотечения.
Почему он сохранил себя полноценным до 90 лет? Сам он объяснял свою физическую стойкость «резистентностью». Из его школьных друзей никто не сохранился. «Подавленность - этого состояния у меня не было. В нашей школе были революционные традиции, поощрялось составлять собственное мировоззрение. Перечить существующим теориям. Например, я сделал доклад против дарвинизма. Учителю понравилось, хотя он не был со мною согласен.
Я был карикатурист, рисовал на школьных учителей. Они смеялись вместе со всеми. Они поощряли смелость мысли, воспитывали духовную непослушность. Это всё помогло мне противостоять дурным влияниям в лагере. Когда меня проваливали в Академии наук, я не придавал этому значения, не обижался и духом не падал. Три раза проваливали!»
Он рассказывал мне: «В тридцать седьмом году меня уволили из издательства с должности корректора. Всякое несчастье шло мне на пользу. Годы корректорской работы были хороши, приходилось много читать. В войну не взяли, имел белый билет из-за язвы желудка.
Гонения персональные начались в семьдесят втором году, когда я выступил в защиту Екатерининского парка в Пушкине. И до этого дня злились, что я был против порубок в Петергофе, строительства там. Это шестьдесят пятый год. А тут, в семьдесят втором году, остервенели. Запретили упоминать меня в печати и на телевидении».
Скандал разразился, когда он выступил на телевидении против переименования Петергофа в Петродворец, Твери в Калинин. Тверь сыграла колоссальную роль в русской истории, как же можно отказываться! Сказал, что скандинавы, греки, французы, татары, евреи много значили для России.

В 1977 году его не пустили на съезд славистов.
Членкора Академии наук Лихачеву дали в 1953 году. В 1958-м провалили в Академии, в 1969-м - отклонили.
Ему удалось спасти в Новгороде застройку Кремля высотными зданиями, он спас в Питере - Невский проспект, портик Руска. «Разрушение памятников всегда начинается с произвола, которому не нужна гласность».
Он извлек древнерусскую литературу из изоляции, включив её в структуру европейской культуры.
У него ко всему был свой подход: ученые-естественники критикуют астрологические предсказания за антинаучность. Лихачёв - за то, что они лишают человека свободы воли.
Он не создал учения, но он создал образ защитника культуры, настоящего гражданина
Даже в случаях тупиковых, -говорит Дмитрий Сергеевич,- когда все глухо, когда вас не слышат, будьте добры высказывать своё мнение. Не отмалчивайтесь, выступайте. Я заставляю себя выступать, чтобы прозвучал хоть один голос.
Д.А. Гранин


Примерный круг проблем:


1. Проблема творческого долголетия человека. (Что является причиной творческого долголетия человека?)

Авторская позиция: Мужество, смелость мыслей, способность к противостоянию, сопротивление злу не позволяет человеку падать духом: такие люди, как Д.С. Лихачев, открыто высказывают свое мнение, отстаивают свою точку зрения. Этим и объясняется их творческое долголетие.

Авторская позиция: У общественного деятеля, настоящего гражданина ко всему должен быть свой подход; этот человек должен быть способен противостоять обстоятельствам и власти, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрению, извлекать уроки из всякого несчастия, не обижаться и не падать духом.