Программа внеурочной деятельности "нравственное воспитание". Программа "я и моя родина" по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в начальных классах Планирование кружка по духовно нравственному воспитанию

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Красногорский детский сад «Сказка»

Росток

программа кружка по духовно-нравственному воспитанию

Составил:

воспитатель МДОУ Красногорский

детский сад «Сказка»

Федорова Светлана Анатольевна

старший воспитатель

МДОУ Красногорский

детский сад «Сказка»

Латфуллина Гузель Минулловна

п.Красногорский

Пояснительная записка

Программа “Росток” духовно-нравственного воспитания направлена на обеспечение духовно-нравственного развития дошкольников МДОУ Красногорский детский сад «Сказка».

Актуальность программы очень значима, так как наше общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис.

Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.

Программа «Росток» не ставит своей задачей введение ребенка в мир религиозного опыта духовной жизни, это задача семьи. Она только знакомит, подводит к храму.

Нормативно-правовой и методологической основой Программы являются Закон Российской Федерации “Об образовании”, Федерально государственный образовательный стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Добрый мир» под редакцией Шевченко Л.Л.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития направлена на воспитание в каждом воспитаннике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов.

Портрет воспитанника.

Обобщенный результат реализации программы кружка «Росток» фиксируется в портрете ее выпускника:

способный организовать свою деятельность

любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

любящий свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, создание благоприятных условий для освоения ценностей культуры православия.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

начальная общеобразовательная школа №12

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружок «Наследие»

2. Пояснительная записка

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся «Наследие» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности младшего школьника оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех её духов­ных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, осно­ванному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

В Концепции духовно-нравственного развития и вос­питания личности гражданина России обоснован национальный воспитательный идеал и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творчес­кий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответ­ственность за настоящее и будущее своей страны, уко­ренённый в духовных и культурных традициях многона­ционального народа Российской Федерации.

Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Наследие»: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи программы:

Образовательные – формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа; приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства; способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм.

Развивающие – развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

Воспитательные – воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

воспитывать нравственные качества личности ребёнка.

Планируемые результаты программы «Наследие» определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

1. Изменения в модели поведения школьника:

– проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

– соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи,

– использование полученной на занятиях информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

– краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;

– объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

2. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

– способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,

– сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить;

– способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Обобщенный результат программы «Наследие» фиксируется в портрете ее выпускника:

    умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

    владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах;

    обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

    любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

    владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

    любящий свой край и свою Родину;

    уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

    готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

    доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

    выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Возраст обучающихся – 7 - 10 лет. Программа рассчитана на 4 года обучения

(170 занятия: 68 занятий в год, 2 часа в неделю в 1классе; 34 занятия в год, 1 час в неделю во 2 – 4 классе).

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в следующих формах

    Фронтальная и индивидуальная беседа.

    Сюжетно-ролевые игры.

    Творческие конкурсы.

    Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.

    Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.

п/п

Разделы программы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Права, свободы и обязанности

Гражданина

Культура общения

Мы – патриоты

В мире природы

Край наш Тульский

Мы за здоровый образ жизни

Безопасность жизнедеятельности

Слава труду!

Семейные посиделки

В мире прекрасного

Итого 238 ч.

34 ч.

      Учебно-тематический план (2 класс)

п/п

Раздел программы

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

Права, свободы и обязанности

Гражданина

Я – гражданин

Всемирный день прав ребёнка

Культура общения

Правила общения с окружающими

Волшебные слова

Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций.

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Правила приличия в житейских ситуациях.

Мы – патриоты

Символы моей Родины

Слава армии российской

Я люблю тебя, Россия!

Россия – одна большая семья

В мире природы

В мире интересного

Разнообразие фауна моей Родины

Птичья столовая

Времена года (осень, зима, весна, лето)

Земля – наш дом родной

Край наш Тульский

Тайны тульского кремля

Оружейный завод и тульский Левша

Тула мастеровая

Мы за здоровый образ жизни (3ч)

Режим дня – основа жизни человека

Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье»

Безопасность жизнедеятель-

Поведение в экстремальной ситуации

Если ты один дома

Школа светофорных наук

Слава труду!

Мы труд воспеваем и славим работу

«Работ хоть сколько перевороши и намотай на ус: профессии все хороши – любую выбирай на вкус!»

Семейные посиделки

День матери

Путешествие в страну Прекрасной Дамы

В мире прекрасного

Что за прелесть эти сказки

Праздники на Руси

Чудеса народного искусства

1. Права, свободы и обязанности гражданина.

Знакомство с основными правами и свободами, научить применять их в жизни.

2. Культура общения.

Употребление детьми в своей речи вежливые слова в различных ситуациях, привитие детям вежливого обращения друг с другом, с учителями. Привитие этических норм поведения, общения людей в обществе.

      Мы – патриоты.

Расширить знания учащихся о символике государства; способствовать формированию интереса к истории нашей страны.

4. В мире природы.

Занятия включают яркие примеры из жизни, природоохранные акции и мероприятия.

5. Край наш Тульский.

Знакомство с историей создания родного города; расширение знаний учащихся о родном городе.

6. Мы за здоровый образ жизни.

Знакомство с понятиями «здоровье», «здоровый образ жизни». Беседа о способах сохранения и укрепления здоровья. Конкурс рисунков «Здоровый образ жизни».

7. Безопасность жизнедеятельности.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, привитие юным гражданам навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях, учить предотвращать эти ситуации.

8. Слава труду!

В ходе беседы раскрываются понятия «труд», «профессия». Значимость труда. Беседы с людьми разных профессий.

9. Семейные посиделки.

Раскрытие понятий слов «род», «родные», « Родина»; исторический аспект данных понятий. Понятие значимости семьи для всех её членов в течение всей жизни.

10. В мире прекрасного.

Формировать у учащихся эстетических вкус посредством знакомства с произведениями художественной литературы, народными промыслами, песнями.

6. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности : любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности : ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности : ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности : ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности : планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности : дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества.

Приоритетным направлением программы является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания, формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Программа предусматривает различные формы и методы работы:

    групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний в дискуссиях и сообщениях с использованием элементов ролевой и деловой игры, экскурсиях, массовых мероприятиях в школе;

    работа с учебной и художественной литературой;

    подготовка сообщений, индивидуальных и групповых проектов;

    работа с наглядными пособиями и наглядным материалам.

7. Список используемой литературы

Вежнович И.Н. Программа “Развитие эмоциональной сферы” //Школьный психолог. 2005. № 17

Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. Этикет для малышей, или “Что такое хорошо и что такое плохо” - Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Кочергина А.В., Гайдина Л.И., Жиренко О.Е. Дневник классного руководителя – М.:5 за знание, 2007.

Пятьдесят сценариев классных часов. М., 2000

Соловейчик С. Час ученичества. М.: Детская литература, 1986

Зима Д.и Н.Тайна имени. – М. 2002.

Волина В.Н. Занимательная экология. – Тула. 1998

Алтарёва С.Г. Календарные, фольклорные, тематические праздники. – М. 2006.

Персидская И.В. Классные часы в 1 – 4 классах. – Волгоград. 2005.

Попова Г.П. Классные часы. 2 класс. – Волгоград, 2010.

Амелина В.Е. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению ПДД. – М: Глобус, 2008.

Календарно-тематический план (2 класс)

урока

Дата проведения урока

Практика

Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. ИОТ – 049 – 2003. Я – гражданин.

Конкурс рисунков на данную тему.

Всемирный день прав ребёнка.

Разработка знаков на тему: «Права ребёнка»

Правила общения с окружающими.

Разработка знаков на тему: «Правила поведения в школе»

25.09

Волшебные слова. Работа над пословицами о вежливости.

02.10

Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Рисование на тему: «Портрет моего друга»

09.10

Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Составление рассказов на заданную тему.

16.10

Правила приличия в житейских ситуациях. Обыгрывание ситуаций общения.

23.10

Символы моей Родины. Разучивание текста гимна РФ.

30.10

Слава армии российской. Конкурс чтецов стихов об армии.

13.11

Я люблю тебя, Россия! Сообщение на тему: «Традиции России»

20.11

Россия – одна большая семья. Рисование на тему: «Национальный костюм»

27.11

В мире интересного. Сообщение на тему: «Удивительное рядом»

04.12

Разнообразие фауна моей Родины. Рисование на тему: «Животные нашей полосы»

11.12

Птичья столовая. Изготовление кормушек.

18.12

Времена года (осень, зима). Рисование на тему: «Золотая осень». Конкурс чтецов стихотворений о зиме.

25.12

Времена года (весна, лето). Подбор народных примет, загадок о весне, лете.

15.01

Земля – наш дом родной. Рисование на тему: «Беречь природу – значит охранять свою Родину»

22.01

Тайны тульского кремля. История кремля. Рисование на тему: «Древний кремль»

29.01

Тайны тульского кремля. Башни кремля. Соборы кремля. Лепка на тему: «Башня кремля»

05.02

Оружейный завод и тульский Левша. Разучивание гимна нашего города.

12.02

Тула мастеровая. Тульский пряник. Лепка из пластилина модели пряника.

19.02

26.02

Режим дня – основа жизни человека. Составление собственного режима дня.

04.03

«Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье». Весёлые старты.

11.03

Поведение в экстремальной ситуации.

Разработка памяток

Екатерина Гордиенко
Рабочая программа кружка по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Горенка»

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

«Никто не может стать сыном своего народа,

если он не проникнется теми основными

чувствами, которыми живёт народная душа»

В. В. Зеньковский

Россия- родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа , принять историю и культуру страны, как свою собственную и творчески утвердить себя в ней.

Духовный и творческий патриотизм нужно прививать с раннего возраста. И именно поэтому наша культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом которое порождает личность.

Каждый взрослый желает детям добра. И дети ждут от нас, чтобы мы показали им путь, который определит каждому из них дорогу в жизнь. Особенно актуальное сейчас в православной педагогике –это духовное возрождение России .

Программа духовно-нравственного воспитания содействует духовному развитию детей , понятию что они являются частью великого русского народа, приобщению к общечеловеческим нравственным ценностям и ко всем видам национального искусства. Именно так представляется стратегия развития личностной культуры детей, как основы их любви к Родине.

1.2 Цель программы :

Создать условия для приобщения дошкольников к духовно нравственным ценностям и формирование нравственно-патриотических ценностей через воспитание любви к семье и родному краю.

Образовательные задачи :

1. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.

2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомства с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.

3. Способствовать общему развитию ребёнка, прививать ему любовь к Родине (русской культуре, языку, природе) .

4. Развивать творческие и познавательные способы детей с учётом их возрастных и психологических способностей.

5. Реализовать идею активного воспитания гражданина РФ , патриотизма малой родины.

6. Объединить усилия дошкольного образования и семьи , создавая единый конспект воспитания и развития на основе общей цели, содержания педагогических технологий.

Тип программы : образовательный.

Программа составлена с учётом межпредметных связей по областям.

Физическая культура : включает в себя подвижные игры, досуги, развлечения.

Музыка : включает музыкальные произведения в соответствии с темой занятия, музыкальные игры, праздники (в том числе и фольклорные) .

Художественная литература : включает познавательной направленности (сказки, притчи, стихи, былины, сказания, легенды, рассматривание картинок и иллюстраций.

Социализация : включает экскурсии, сюжетно-ролевые и дидактические игры.

Познание : включает занятия, игры, прогулки , беседы.

Художественное творчество : мастер-классы, конкурсы, выставки, изготовление изделий в соответствии с темой занятия, произведение живописи и икон.

Программа охватывает широкий круг деятельности детей дошкольного возраста , с учётом учебного плана ДОУ.

1.3 Сроки реализации программы :

Данная программа рассчитана на 3 возрастных группы : среднюю, старшую и подготовительную.

Занятия проводятся в течении всего учебного года, в период с октября по апрель, один раз в неделю.

Продолжительность занятий : 15-20 минут в средней группе, 20-25 минут в старшей группе, 25-30 минут в подготовительной группе.

В программу входит 28 занятий в каждой возрастной группе.

Кроме теоретических занятий в программу входят практические занятия, которые служат закреплением полученной информации.

Коллективные работы , рисунки, аппликации, изготовление поделок позволяют намного лучше усвоить пройденный материал.

1.4 Планируемые результаты освоения программы :

1. Знание и понимание воспитанниками истоков отечественной русской культуры, традиций русского народа и других малых народностей Родины, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

2. Духовно -нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

3. Убежденность детей в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу.

4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

5. Взаимодействие семьи и детского сада в процессе , детский сад - центр социокультурной среды.

6. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

1.5 Система оценки результатов освоения программы :

Результативность, эффективность программы можно выявить путем психодиагностического исследования. Обследование дошкольников проводится два раза в год : до проведения данной программы и после – итоговая диагностика, по результатам, которой на основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.

При проведении психодиагностического обследования используется следующий психодиагностический инструментарий :

Для оценки уровня духовно – нравственного развития дошкольников используется «Методика по выявлению степени его соответствия высоким требованиям культуры»» (метод наблюдения) .

Критерии оценки духовно – нравственного развития :

В установлении критерия оценки являются наивысшие ценности жизни, они же определяют содержание воспитательного процесса , выявить реальное отношение детей к ценностным явлениям и присутствие в индивидуальной жизни детей этих ценностей т. е. принятие либо игнорирование их. Учитывая развитие ребенка необходимо выявить тенденцию формирующегося ценностного отношения. Выявленная тенденция и станет играть роль критерия оценки детей.

Показатели духовно – нравственного развития дошкольников :

1. Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;

2. Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;

3. Культура внешнего вида (аккуратность) - соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в порядке своего рабочего места , тетрадей, книг, игрушек.

4. Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим , сострадание;

5. Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;

6. Самостоятельность - самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;

7. Любознательность - устойчивый интерес к знаниям;

8. Честность - искренность, умение говорить всегда только правду;

9. Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека;

Уровни развития : высокий, средний, низкий.

Для выявления нарушений в сфере межличностных отношений используется детский тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки «Ребенок – ребенок» ;

Для диагностики развития нравственной сферы дошкольников используется методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Г. М. Фридмана;

Диагностика межличностных отношений в коллективе – оценивается по социометрической методике «Выбор в действии» ;

В качестве критериев развития взяты : коммуникативная культура, установление связи между поведением и поступками : наблюдение, опрос.

2.1 Структура программы :

1. Блок : «Мой внутренний мир» -основы православной культуры.

2. Блок : «Родина моя» - патриотическое воспитание .

3. Блок : «Кладязь доброты» -нравственные ценности.

4. Блок : «Горница» -традиции национальной культуры.

5. Блок : «Природа и я» -экология.

6. Блок : - национально-региональный компонент.

Направления работы :

1. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность) .

2. Духовно-образовательное (занятия, беседы) .

3. Культурно-познавательное (целевые прогулки , экскурсии) .

4. Воспитательно-оздоровительное (утренники, подвижные и ролевые игры, прогулки ) .

2.2 Методы и принципы реализации программы :

Принципы : принцип систематичности и последовательности, принцип культуросообразности, принцип сочетания и доступности, принцип интеграции, принцип природосообразности, принцип наглядности.

Методы : словестно-образный, практический, наглядно-действенный.

Принцип систематичности и последовательности : предполагает усвоение материала в определённом порядке, системе; доступность и привлекательность необходимой информации.

Принцип культуросообразности : воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущими традициями.

Принцип наглядности : который просматривается при проведений наблюдений в природе, на основе народного календаря наших предков.

Принцип интеграции : определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей.

Принцип сочетания научности и доступности : -исторического материала, учитывающий приоритет ведущей деятельности дошкольника-игры .

Принцип природосообразия : учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности обучающихся при включении их в разные виды деятельности.

Словестно-образный метод используется : чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем ; разбор житейских ситуаций, ответы на вопросы педагога, детей; чтение сказок, былин, христианских притч; сообщение дополнительного материала воспитателем ; беседы с элементами диалога; рассматривание наглядного материала; загадывание и отгадывание загадок.

Практический метод включает : организацию продуктивной деятельности; проведение игр.

Наглядно-действенный метод используется : наблюдения; проведения музыкальных и дидактических игр; показ сказок; воплощения впечатлений детей в творческих направления; рассматривание икон, иллюстраций, репродукций.

2.3 Формы работы с детьми :

Первичная диагностика (сентябрь)

Итоговая диагностика (май)

Утренники, развлечения

Факультативные занятия по духовному воспитанию

Интегрированные занятия

Чтение художественных произведений в том числе и духовно -нравственного содержания

Беседы, беседы обсуждения

Моделирование жизненных ситуаций требующих нравственного выбора

Продуктивная деятельность, выставки, конкурсы

Разучивание стихов, песен, колядок, потешек

Целевые прогулки

Рассматривание икон, иллюстраций

2.4 Формы работы с родителями :

Родительские собрания с элементами духовно -нравственной тематики

Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении

Организация с родителями субботников в детском саду (облагораживание территории)

Изготовление декораций к праздникам, организация угощения детей во время утренника

Диспуты, беседы, консультации

Обмен опытом по духовному воспитанию в семье

Индивидуальное собеседование

2.5 Формы работы с педагогами :

Консультации, семинары-практикумы

Выставки методической, духовной , коррекционной литературы

Подбор художественных произведений духовно -нравственной направленности для работы с детьми

Подготовка и проведение занятий-утренников

Анкетирование и тестирование

2.6 Материально-техническое обеспечение :

Для более эффективного усвоения программы в ДО оформлена комната народного творчества «Горенка » в виде «мини-музея» , здесь дети знакомятся с :

Русским бытом (предметы трудовой жизни русского крестьянства, утварь крестьянской избы)

Фольклором (древние музыкальные инструменты, игровая дидактика)

Народным искусством своих предков (одежда, обувь, гончарные круги, прялицы)

Русской народной игрушкой (деревянные и глиняные предметы Богородских, Гжельских, Дымковских, Сергиево Посадских мастеров)

Осуществляется театрализованная деятельность (народные костюмы, ростовые куклы, куклы би-ба-бо, пальчиковый театр) .

3. Организационный раздел

Темы занятий

1. Блок :«Мой внутренний мир» 2. Блок : «Родина моя» 3. Блок :«Кладязь доброты» 4. Блок :«Горница» 5. Блок :«Природа и я» 6. Блок :«Смоленский край- любимый край»

1.«Покров»

2.«Скоро праздник Рождества Христова»

3.«Преподобный Серафим Саровский –скорый помошничек»

4.«Праздник Крещение»

5.«Сретение Господня»

6.«Прощённое воскресенье»

7.«Христос Воскресе, Христос Воскресе.»

8.«Троица»

9.«Сошью Маше сарафан»

10.«Волшебные спицы»

11.«Весёлые ложки»

12.«Тень-тень-потетень, веселимся целый день»

13.«Шутки шутить, людей насмешить»

14.«Колыбельная песня»

15.«Плачет хлебушко, когда его ест лентяй"

16.«Петушок и баба Яга»

17.«При солнышке тепло, при матушке добро» 18.«Жихарка

19.«Теремок

20.«Ой, вы гости-господа»

21.«Прощание с избой»

22.«У бабушки в деревне»

23.«Зимние забавы»

24.«Здравствуй, зимушка зима»

25.«Весна, весна поди сюда»

дед и баба»

27.«Крестьянская

игрушка»

28.«Сия прялка изрядна, хозяюшка обрядна»

29.«Весёлая ярмарка»

1. Блок : «Мой внутренний мир» 2. Блок : «Родина моя» 3. Блок : «Кладязь доброты» 4. Блок : «Горница» 5. Блок : «Природа и я» 6. Блок : «Смоленский край- любимый край»

1.«Рождество Пресвятой Богородицы»

2.«Покров»

3.«Архангел Хранитель»

4.«Праздник Святителя Николая Чудотворца»

5.«В огне рождественских свечей»

6.«Вербное воскресенье»

7.«Пасха»

8.«Этот волшебный завиток»

9.«Роспись по дереву»

10.«Приданное бабы Яги»

11.«Нет милей дружка, чем родима матушка»

12.«У страха глаза велики»

13.«Знакомство детей с масляничными обрядами»

14.«Птицы возвращаются на Родину»

15.«Пасхальные радости»

16.«Ой, вы гости-господа»

17.«Зимние святки»

18.«Сказка для Кузи»

19.«Семейное занятие на Масленицу»

20.«Маленькое дела лучше большого безделья»

21.«Красно летичко, дай грибов в берестечко»

22.«Проказы старухи зимы»

23.«Подснежника глянул глазок голубой»

24.«Весна, весна, поди сюда»

25.«Хороша кашка, да мала чашка»

26.«Коляда-моляда прикатила молода»

27.«Святки»

28.«Тонко бело полотенечко, хитро-мудро рукодельице»

Темы занятий

1. Блок :

«Мой внутренний мир» 2. Блок :«Родина моя» 3. Блок :«Кладязь доброты» 4. Блок :«Горница» 5. Блок :«Природа и я» 6. Блок :«Смоленский край-любимый край»

1. «Бог-творец» . Дни творения.

2. «Рождество Пресвятой Богородицы

3. «Николай Чудотворец-жизнь и чудеса» .

4. «Прощённое воскресенье

5. «Вербное воскресенье 6.«Покров» .

7.«Проведение праздника Покров» .

8 .«Празднование Масленицы» .

9.«Пасха» .

10. «Празднование Пасхи» .

11.«Красная горка» .

12. «Человек без родины, что соловей без песни» . 13. «Хлеб-всему голова» .

14. «Придёт беда-не купишь ума» .

15. «Синичкин день» .

16. «Праздник Рождества» .

17. «Солдатушки бравые ребятушки» .

18. «В гости к хозяюшке» .

19. «Михайлов день» .

20. «Подготовка к Новому году и Рождеству Христову» .

21. «Знакомство с русской матрёшкой» занятие первое.

22. Занятие второе.

23. «Прощание с избой» . 24. «Октябрь-грязник, ни колеса, не полоза не любит» .

25. «Зима не лето-в шубу одето» .

26. «Крещение празднуем Господне» .

27. «Кузьминки-об осени поминки» .

28. «Русские богатыри-защитники Отечества» .

29. «Край родной на век любимый» .

4. Используемая литература :

1. «Основы православной культуры» Л. П,Гладких

2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева

3. «Российский этнографический музей детям» О. А. Ботякова

4. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Т. А. Бударина

5. «Культура русского народа : Обычаи, обряды, занятия, фольклор» Л. С. Лаврентьева

6. «Забытая старина : Турнир знатоков народного творчества» М. Н. Маслова

7. «Сказки Смоленского края» народный сборник.

8. «Наследие и быль, и сказка» Е. В. Соловьёва

9. «Народная культура и традиции» ФГОС в ДО

Задачи духовно-нравственного воспитания:

В области формирования личностной культуры:

формирование способности к духовному развитию социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности дошкольника поступать согласно своей совести;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

формирование патриотизма;

формирование осознанного и уважительного отношения к традициям православия, к вере и религиозным убеждениям.

В области формирования семейной культуры:

формирование отношения к семье как основе российского общества;

формирование у воспитанников уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

знакомство воспитанников с традициями православной семьи.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется по следующимнаправлениям:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к Родине, своему народу, своему краю; служение Родине; свобода личная и национальная; доверие к людям.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.