Путешествия от а до я. Храм Зевса в Олимпии — чудо света и хранитель священной рощи

Третье чудо света Древнего мира. Была воздвигнута в V веке до нашей эры. Мраморный Зевс превосходил по размерам все существующие на тот момент храмы. Массивную крышу здания размером 27 на 64 м поддерживали колонны, выполненные из известняка. На мраморных фронтонах храма были изображены подвиги Зевса. Статую Зевса возвёл Фидий .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    Семь чудес света. Зевс Олимпийский.

    Статуя Зевса в Олимпии (чудо света №3) - Statue of Zeus at Olympia (wonder of the world №3)

    Презентация на тему: " Статуя Зевса"

    Проект 3 Статуя Зевса в Олимпии

    Субтитры

Создание храма

Олимпийские игры, проводимые вот уже 300 лет в честь бога Зевса, пользовались огромной популярностью у народа. Несмотря на это, в Греции не было главного храма Зевса и лишь в 470 г. до н. э. начали собирать пожертвования на его строительство.

Описание храма

По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора. Его окружали 34 массивные колонны из известняка . Каждая была высотой в 10,6 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 1728 м 2 . На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами с изображениями 12 подвигов Геракла . Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма.

В V веке до н. э. граждане Олимпии решили построить храм Зевса. Величественное здание возводилось между 466 и 456 годами до н. э. Оно было сооружено из огромных каменных блоков, и его окружали массивные колонны. В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор Фидий.

Создание статуи

Строительство храма заняло около 10 лет. Но статуя Зевса появилась в нём не сразу. Греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия для создания статуи Зевса. Фидий успел к этому времени создать две знаменитые статуи Афины («Афину Промахос» и «Афину Парфенос»). Ни одно из его творений до нашего времени не сохранилось). По его приказу была построена мастерская в 80 метрах от храма, которая точно соответствовала размеру храма. Там он работал над статуей Зевса вместе с учеником Колотом и братом Паненом за огромным пурпурным занавесом и создал статую Бога-громовержца в хрисоэлефантинной технике . Сам Фидий был очень придирчив к материалу, который ему доставляли. Особенно он был придирчив к слоновой кости , из которой он создал тело бога. Затем под усиленной охраной в храм к ногам громовержца внесли драгоценные камни и 200 кг чистого золота.

Описание статуи

Золотом покрыты накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы - Ника , которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены кентавры , лапифы , подвиги Тесея и Геракла , фрески , изображающие битву греков с амазонками . Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла, по разным данным, от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление, «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу». Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека. Человек рядом с этой статуей казался ничтожной букашкой.

«Бог сидит на золотом троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У неё на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица - орёл. Обувь бога и верхняя одежда - также из золота, а на одежде - изображения разных животных и полевых лилий»

Открытие статуи

В 435 году до н. э. состоялось торжественное открытие статуи. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции. Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушёл в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отражённые лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию.

По преданию, когда статуя была окончена, Фидий обратился к богу с молитвой: дать зна́мение, угодна ли ему новая работа, - разразившаяся вскоре молния ударила в мраморный пол, и с тех пор на том месте стояла специальная медная чаша .

Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии он, спустя 3 года, был осуждён и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6-7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении.

Судьба третьего чуда света

Статуя пострадала после землетрясения во II веке до н. э., затем была отреставрирована скульптором Димофоном.

Древнегреческий город Олимпия, расположенный в северо-западной части Пелопоннеса, был религиозным центром, местом культа верховного бога древних греков Зевса и проведения, посвящённых ему Олимпийских игр. Это был величайший художественный центр Древней Греции. Архитектурный ансамбль Олимпии в основном сложился в VII - IV веках до н.э. Здесь были возведены великолепные храмы богов - большие и малые.

Там находилось и одно из семи чудес света - Статуя Зевса Олимпийского - прославленная статуя царя богов и людей работы великого греческого скульптора Фидия.

Статуя помещалась в культовом центре Олимпийского святилища - храме Зевса, в священной роще Альтисе (единственное чудо света, оказавшееся на Европейском материке). По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора. Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника. Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 64x27 м. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами, с изображениями 12 подвигов Геракла. Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма.

Спустя примерно 10 лет после начала строительства, храм был построен. Но статуи Зевса в нём не было. Греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия, для создания статуи Зевса. Фидий успел к этому времени создать две знаменитые статуи Афины («Афину Промахос» и «Афину Парфенос». К сожалению, ни одно из его творений до нашего времени не сохранилось). По его приказу была построена мастерская в 80 метрах левее храма. Эта мастерская точно соответствовала размеру храма. Там он, с двумя своими помощниками, которые были ему нужны только как сборщики мусора, за огромным пурпурным занавесом, создал статую бога-громовержца в хрисоэлефантинной технике. Сам Фидий был очень придирчив к материалу, который ему доставляли. Особенно он был придирчив к слоновой кости, из которой он создал тело бога. Затем под усиленной охраной в храм к ногам громовержца внесли драгоценные каменья и 200 кг чистого золота. По современным расценкам стоимость одного только золота, пошедшего на отделку статуи, составляла около 8 миллионов долларов.


На вопрос художника Панэна, каким он (Фидий) задумал представить верховного бога, мастер ответил:

«...Так, как Зевс представлен Гомером в следующих стихах «Илиады»:
Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями:
Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида
Окрест бессмертной главы; и потрясся Олимп многохолмный».

В 435 г. до н.э. состоялось торжественное открытие статуи. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции. Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушел в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отраженные лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию. Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии он, спустя 3 года, был осужден и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6-7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении.

Современник писал:
"Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,
Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?".

Из золота были сделаны: накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы - Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены: кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу». Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.

«Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У нее на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица -орел. Обувь бога и верхняя одежда - также из золота, а на одежде - изображения разных животных и полевых лилий»
(Павсаний. «Описание Эллады».)

Когда Фидий закончил свою работу, он спросил: «Ты доволен, Зевс?». В ответ раздался удар грома, и пол перед троном треснул. Это, надо полагать, означало: Громовержец доволен.

Зевс Громовержец был самым главным богом у греков. Вместе с остальными богами - женой и детьми, он жил на высокой горе Олимп. А внизу, у самого подножья этой горы, люди построили город Олимпию, где проводили спортивные состязания. Греки считали, что сам Зевс завещал им состязаться в силе, быстроте и ловкости. Сначала в играх участвовали только окрестные жители, но очень скоро слава об Олимпийских играх облетела всю страну, и сюда стали приезжать воины. Но вооруженных людей не подпускали к Олимпии, объясняя им, что побеждать нужно силой и ловкостью, а не железом.

На время Олимпийских игр в Греции прекращались войны

Семь столетий Зевс, доброжелательно улыбаясь, наблюдал за спортсменами, пока во II в. н. э. не случилось мощное землетрясение, сильно повредившее статую. Но игры в Олимпии все равно продолжались: спортсмены верили, что им помогает если не храмовая статуя, то сам бог, восседающий на вершине горы. Конец спортивным состязаниям положил в 393 г. христианский император Феодосий. Он считал, что мужчины должны сражаться с оружием в руках I и убивать друг друга, а не тратить время на состязания в силе и ловкости.

После запрета Олимпийских игр воры обдирали статую Зевса, похищая золото и слоновую кость. Все, что осталось от знаменитой скульптуры Фидия, вывезли из Греции в город Константинополь, но там деревянная скульптура сгорела во время сильного пожара. Так погибло одно из чудес света, но основанные Громовержцем Олимпийские игры были восстановлены и сейчас собирают атлетов из разных стран, готовых померяться силой в разных видах спорта.

Статуя Зевса в Олимпии - третье по значению Чудо света, история которого началась задолго до его создания - в 776 года до н.э. Тогда впервые в храм, который был построен в честь отца богов, прибыли участники очередных Олимпийских игр.

Представители Малой Азии, Сирии и Сицилии, Египта и, разумеется, Великой Эллады присутствовали на открытии величайшего в истории мероприятия. Первое святилище Зевса было построено в 150 км от Афин. Но с течением времени Игры обретали все больший политический вес, поэтому правители Греции решили выстроить новый Храм.

Храм Зевса

Строительство продолжалось свыше 15 лет, и в 456 году до н.э. мир увидел один из самых монументальных и прекрасных Домов Зевса. Проект разрабатывал известнейший античный архитектор - Лебон, творение которого обладало всеми признаками знаменитых греческих святилищ, но превосходило их размахом.

Здание Храма было установлено на высокой прямоугольной платформе. Крышу поддерживали 13 величественных колонн высотой около 10 м и диаметром не менее 2 м, а всего их насчитывалось целых 34.

Творение Фидия

Правительство Эллады пригласило в Афины Фидия, прославленного скульптора, который сумел создать нечто превосходное - статую Зевса. Весть об этом произведении искусства мигом облетела весь античный мир, и шедевр занял свое место в списке Чудес света.

Создание статуи датируется приблизительно 440-м годом до н.э. Скульптура отца богов была создана в основном из отборнейшей слоновой кости. По описанию очевидцев, которым удалось застать статую в «добром здравии», она обладала весьма внушительными размерами.

Высота ее составляла не менее 15 м, в конструкции присутствовало около 200 кг золота, современный денежный эквивалент которого превышает 8 млн. долларов. Открытие статуи Зевса Олимпийского припадает на 435 год до н.э.

Судьба статуи Зевса

Исторические источники утверждают, что во второй половине IV века н.э. Храм Зевса был закрыт римским императором Феодосием, который был христианином и с неприязнью относился к языческим верованиям греков.

В 363 году статуя была перевезена в Константинополь. Хотя некоторые факты свидетельствуют о том, что этот памятник архитектуры не пережил разграбления и разрушения Храма, которые имели место в конце V века.

В 1875 году были найдены остатки Храма Зевса, а в 1950 году археологи обнаружили мастерскую Фидия. Тщательные исследования места, где был найден архитектурный памятник, позволили воссоздать и сам Храм, и статую Зевса Олимпийского.

Со спортивными играми была связана история появления в Олимпии статуи Зевса. Эти соревнования проводились по традиции раз в четыре года. Земля Древней Эллады в это время становилась особой территорией, поскольку не только состязания были задачей Олимпийских игр. Одной из важнейших целей их проведения являлось объединение городов-государств, разрозненных по различным причинам. Их жители участвовали в соревнованиях, состязаясь с сильнейшими соперниками.

Почему было решено построить храм Зевса?

Так как Олимпийские игры - масштабное событие, посмотреть на которое приезжали представители из Сицилии, Малой Азии, Сирии и Египта, для проведения их нужно было вместительное сооружение. Властями Олимпии на основании данной потребности принято было решение построить большой храм, вмещавший свободно всех присутствующих, поскольку имевшееся в 150 километрах от Афин первое святилище Зевса для такой цели уже не годилось.

Строительство храма

Около 15 лет понадобилось на возведение нового храма. Лебон, архитектор, руководил работами. В 456 году Дом Зевса предстал на обозрение местных жителей. Он был построен в духе святилищ Олимпии, однако существенно превосходил их как по оформлению, так и по размеру. Так, здание Зевса было расположено на платформе прямоугольной формы. 13 колонн, диаметр каждой из которых составлял 2 метра, удерживали его крышу. Они достигали в высоту 10 метров. 34 колонны потребовалось для украшения этой конструкции.

Статуя Зевса в Олимпии: краткое описание

Несмотря на всю величественность сооружения, без своего божества храм был бы неполноценным. По приглашению правительства в Афины поспешил скульптор Фидий. Перед ним встала задача создания скульптуры Зевса.

Когда статуя Зевса в Олимпии была завершена, жители увидели огромную скульптуру, высота которой по разным данным составляла от 12 до 17 метров. 200 кг золота ушло на изготовление этой конструкции. В денежном эквиваленте стоимость ее можно оценить более чем в 8 млн долларов.

Описание статуи Зевса в Олимпии можно дать следующее. Божество, почитаемое олимпийцами, занимало изготовленный из черного дерева, драгоценных камней, золота и слоновой кости трон. Ветви оливкового дерева венчали голову громовержца. Это был символ миролюбия. Сама статуя Зевса в Олимпии выполнена из слоновой кости розового цвета, поэтому казалась реалистичной, живой. Громовержец в одной руке держал фигуру богини Ники, а второй опирался о декорированный золотым орлом скипетр.

Статуя Зевса в Олимпии (фото представлено ниже), установленная на возвышении, соответствовала по высоте четырехэтажному зданию. Удивительно, как точно смог Фидий рассчитать ее размеры, ведь скульптура практически упиралась в потолок, однако не задевала его. На троне величественный Зевс восседал обнаженным по пояс, однако нижняя часть тела его была прикрыта золотой накидкой, которую украшали рисунки животных и цветов. На скамье стояли ноги бога. На пьедестал был установлен трон. Размеры пьедестала также впечатляли (9,5х6,5 м.). Такова статуя Зевса в Олимпии.

Украшение трона

Мастер подошел к украшению трона не менее ответственно. Его покрывали содержащие мифологические сцены изображения. По четыре богини Ники было на ножках трона. На соединявших их перекладинах изображались сцены войн или спортивных соревнований. Брат Фидия, мастер Паненом, отвечал за качество расписных работ, выполненных на троне. В переданных с помощью его таланта сценках задействованы были образы божеств, известных грекам: самого Зевса, Афродиты, Афины, Артемиды, Геры, Геракла, Посейдона, Ахилла, Аполлона, Прометея.

Впечатление, которое производила статуя Зевса в Олимпии

Не было границ восхищению прихожан, так как каркас статуи покрывали играющие роль кожи пластинки слоновой кости, а одеяние выполнено было из чистого золота. Настолько тщательно были скрыты стыки между материалами, что эта скульптура имела вид монолитного объекта. Людям казалось при взгляде на божество, что оно проломит крышу храма, если вдруг поднимется со своего трона. Предусмотрев бесчисленное количество желающих полюбоваться Зевсом, строители соорудили вдоль каждой из стен специальные площадки. Каждый пришедший в храм человек мог увидеть как можно ближе лицо божества.

Настолько поражало величие, которое внушала статуя Зевса в Олимпии (фото ниже), что стоявший рядом человек испытывал два противоположных чувства одновременно. Это был животный страх перед находящимся перед ним божеством, к которому примешивался благоговейный трепет. Паломники, которые были наиболее впечатлительными, падали в ноги Зевсу и долго не решались поднять головы, боясь на себе ощутить его строгий взгляд.

Бассейн, расположенный у подножия статуи

У подножия статуи по распоряжению Фидия обустроили бассейн. Он был наполнен сначала водой, а потом оливковым маслом (сверху). Проникавший через открытые двери и ниспадавший на бассейн свет отражался в маслянистой глади, окутывая таинственно плечи и лицо скульптуры. Из-за регулярной тщательной обработки оливковым маслом вся фигура бога блестела. Делалось это для того, чтобы избежать появления на слоновой кости трещин, поскольку материал этот чутко реагировал на влажность. Ежедневно жрецы осуществляли такую обработку. Масло, по словам Павсания, было для статуи чрезвычайно полезным, так как предохраняло от порчи, которую болотистый воздух Альтиса мог принести с собой в храм. Находящийся перед скульптурой пол выстлан был черным мрамором. Приподнятой полосой, выполненной из паросского мрамора, было окаймлено это отдельное пространство. Ее функция состояла в задержке сливающегося масла.

Дары, которые подносили статуе

Чувствуя гордость за свое творение, любил прятаться в глубине храма, наблюдая тайно за реакцией посетителей, ее создатель, Фидий. Статуя Зевса в Олимпии никого не оставляла равнодушным. Фидию было особенно приятно наблюдать, как скульптуре подносят дары. Не было предусмотрено для этой цели специального места, поэтому они навешивались прямо на трон или даже на самого Зевса. Весть о ставшей достопримечательностью Олимпии и одним из Семи чудес света прекрасной статуе быстро облетела мир, передаваясь из уст в уста.

Попытки похитить статую

Император Калигула, зная о существовании этого шедевра, приказал своим подчиненным привезти статую Зевса из Греции, а также изображения других богов, имевших художественную ценность. Он хотел отнять головы у божеств и приставить на их место свою собственную. Павел Эмилий, завоеватель Греции, также собирался увезти в Рим статую Зевса. Однако ни у Павла, ни у Калигулы ничего не получилось - гигантское чудо света продолжало оставаться на своем месте. По легенде статуя при попытке ее похищения просто расхохоталась, и присланные повелителями испуганные рабочие в ужасе разбежались.

Реставрации скульптуры

Скульптура божества в разные времена подвергалась реставрациям. В эллинистическую эпоху их осуществлял Дамафон Мессенский, скульптор. После повреждения молнией статую приводили в порядок при Юлии Цезаре. История знает несколько попыток похищения некоторых ее частей. В свое время факты исчезновения фигуры атлета и двух золотых локонов бога были описаны Павсанием и Лукианом.

Как погибла статуя?

В целом почти 800 лет прихожан храма радовала статуя Зевса. Однако, когда у власти оказался римский император Феодосий I, принявший христианскую веру, в Олимпии спортивные соревнования были запрещены, поскольку считались языческим мероприятием. По этой же причине был закрыт в середине 3 века н. э. храм Зевса. Он перестал представлять собой культурную ценность. Свирепствовали мародеры, обдирая золото, драгоценные камни и слоновую кость, которой была покрыта статуя Зевса. Наделенные властью лица приняли решение сохранить ее. Так, в 363 году была перемещена в Константинополь статуя Зевса Олимпийского. Однако при пожаре во дворце римского императора в 5 веке это творение Фидия сгорело.

Открытия, сделанные в месте нахождения храма Зевса

Группа французских археологов в 1829 году провела раскопки в месте, где предположительно находился храм Зевса, в котором располагалась статуя Зевса Олимпийского. Они отыскали очертания самого здания, а также некоторые части скульптур и фрагменты барельефов на тему подвигов Геракла. Найденные экспонаты представляют большую историческую ценность. Посмотреть на них можно в парижском Лувре.

Олимпию через 46 лет посетили вновь немецкие археологи. Им повезло несколько больше - были обнаружены фрагменты скульптур, фундамент храма, а также бассейна.

Внимание проводивших в Олимпии раскопки немецких археологов привлекли также остатки одного античного здания, которое было перестроено в христианскую византийскую церковь. Обследовав его, они убедились, что именно в этом месте располагалась мастерская Фидия (фото ее представлено ниже). Это каменное сооружение по размерам немногим уступало самому храму. Среди прочего, здесь были обнаружены орудия труда ювелиров и скульпторов, а также остатки литейного цеха. В яме, куда мастера в течение многих веков сбрасывали отбракованные детали и отходы, были сделаны самые интересные находки. Здесь обнаружили отлитые формы тоги Зевса, железные и бронзовые гвозди, множество пластин, выполненных из слоновой кости, а также донышко кувшина со словами "принадлежу Фидию", выцарапанными на нем.

Развалины храма по сей день для многочисленных туристов остаются привлекательным местом. Однако былой загадочности и таинственности не ощущается при нахождении здесь. Все, что дошло до наших современников из древности, - несколько разрушенных наполовину колонн. А ведь когда-то на этом месте располагалась величественная статуя Зевса в Олимпии. Краткое содержание отчетов о проведенных раскопках и найденных предметах, конечно, дает лишь поверхностное представление о том, как это место выглядит сегодня. Многие туристы приезжают сюда для того, чтобы самостоятельно прикоснуться к истории.

Статуя Зевса в Олимпии

Статуя Зевса Олимпийского относится к чудесам света. Ее создал приблизительно в 430 г. до н.э. Фидий Афинский, великий скульптор V века до н. э. для храма в Олимпии. По мнению самих греков, это самое величайшее творение Фидия. Считается, что величие и красота образа Зевса открылись Фидию в стихах "Илиады".

Фигура сидящего на троне главного греческого божества была высотой двадцать метров (по другим источникам - четырнадцать метров), что равняется шестиэтажному дому. Впервые в греческом искусстве Фидий создал образ милостливого бога. Возможно, что в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. Это была хризо-элефантинная статуя. Лицо и тело статуи Зевса сделаны из слоновой кости (по-гречески - ""элефас"). Через его левое плечо перекинут плащ из золота ("хризос"). Хризо-элефантинная техника считалась вершиной искусства. Наложение на дерево пластинок золота и слоновой кости требовало тончайшего мастерства. Великое искусство ваятеля сочеталось с кропотливым искусством ювелира.

Статуя Зевса простояла 900 лет. Статую уничтожило германское племя готов, разорившее Грецию.

Фидий (около 500 г. - после 430 г.), выдающийся древне-греческий архитектор, скульптор и живописец. Главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах. Автор знаминитых громадных статуй: Афины Промахос (Афины-воительницы) на Акрополе из бронзы, Зевса Олимпийского и Афины Парфенос (Афины-девы) из золота и слоновой кости. Под его руководством оформлялся интерьер Парфенона скульптурами. Произведения Фидия - в ряду наивысших достижений достижений мирового искусства. Их отличает красота духа и сила жизни.

Главной святыней Олимпии был храм Зевса с его статуей работы великого Фидия. Фидий был знаменит не только статуей Зевса Олимпийского, но и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах.

Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина - 28, а высота внутреннего помещения была около 20 метров. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнажённый до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, тёплой слоновой кости, одежду - золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники - богини победы, другой опирался на высокий жезл. Зевс был столь величествен, что, когда Фидий завершил свой труд, он подошёл к статуе, как бы плывущей над чёрным мраморным полом храма, и спросил: "Ты доволен, Зевс?" В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул. Зевс был доволен

С
татуя Зевса Олимпийского - единственное чудо света, оказавшееся на Европейском материке.

Ни один из храмов Эллады не показался грекам достойным звания чуда. И, выбрав в качестве чуда Олимпию, они запомнили не храм, не святилище, а только статую, стоявшую внутри.

Зевс имел к Олимпии самое прямое отношение. Каждый житель тех мест отлично помнил, что именно здесь Зевс победил кровожадного Крона, родного своего отца, который в страхе, что сыновья отнимут у него власть, принялся их пожирать. Зевс спасся также, как спасались сказочные герои всех народов: всегда найдется добрая душа, которая пожалеет младенца. Вот и жена Крона, Рея, подсунула мужу вместо Зевса крупный камень, который тот и проглотил.

Очевидно, Крон своих детей заглатывал целиком.

Когда Зевс подрос и победил отца, он вызволил на волю всех своих братьев и сестер. Аида, Афину, Посейдона...

Олимпийские игры, в частности, были учреждены в честь этого события и начинались жертвоприношениями Зевсу.

Главной святыней Олимпии был храм Зевса с его статуей работы великого Фидия. Фидий был знаменит не только статуей Зевса Олимпийского, но и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах. Вместе с Периклом Фидий разработал план перестройки и украшения Афин, что, правда, дорого обошлось Фидию: враги его могущественного друга и покровителя стали врагами скульптора. Месть их была банальной и грязной, но обыватели жаждали скандала: Фидий был обвинен в том, что утаивал золото и слоновую кость при сооружении статуи Афины в Парфеноне.

Слава скульптора оказалась сильнее злопыхателей. Жители Элиды внесли залог за заключенного, и афиняне сочли этот предлог достаточным, чтобы отпустить Фидия работать в Олимпию. Несколько лет Фидий оставался в Олимпии, сооружая статую - синкретическую по материалу и известную нам по описаниям и изображениям на монетах.

Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина - 28, а высота внутреннего помещения была около 20 метров. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнаженный до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, теплой слоновой кости, одежду - золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники - богини победы, другой опирался на высокий жезл. Зев был столь величествен, что, когда Фидий завершил свой труд, он подошел к статуе, как бы плывущей над черным мраморным полом храма, и спросил: “Ты доволен, Зевс?” В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул. Зевс был доволен.

Остались описания кресла Зевса, которое было украшено барельефами из слоновой кости и золотыми статуями богов. Боковые стенки трона были расписаны художником Панэном, родственником и помощником Фидия.

Впоследствии византийские императоры перевезли со всеми предосторожностями статую в Константинополь. Хотя они и были христианами, рука на Зевса ни у кого не поднялась. Даже христианские фанатики, враги языческой красоты, не посмели разрушить статую. Византийские императоры на первых порах дозволяли себе ценить высокое искусство. Но, к глубокому удовлетворению христианских проповедников, бог покарал своего языческого соперника, наказав тем самым сошедших с праведного пути императоров. В V веке нашей эры дворец императора Феодосия II сгорел. Деревянный колосс стал добычей огня: лишь несколько обугленных костяных пластинок да блестки расплавленного золота остались от творения Фидия.

Так погибло и седьмое чудо света...

Когда от памятника не остается и следа, появляется соблазн (часто мотивированный) приписать его существование человеческому воображению. Подобная участь не миновала и статую Зевса, тем более что от нее не сохранилось копий.

Для того чтобы убедиться, что статуя существовала и была именно такой, Руины храма Зевса как описывали современники, следовало отыскать хотя бы косвенные свидетельства ее создания.

Уже в наше время была сделана попытка найти мастерскую Фидия.

Сооружение такой статуи требовало многих лет работы, и поэтому Фидию и его многочисленным помощникам необходимо было солидное помещение. Статуя Зевса

Не мраморная глыба, которую можно оставить на зиму под открытым небом.

Внимание немецких археологов, проводивших раскопки в Олимпии, привлекли остатки античного здания, перестроенного в византийскую христианскую церковь. Обследовав здание, они убедились в том, что именно здесь располагалась мастерская - каменное сооружение, немногим уступавшее по размерам самому храму. В нем, в частности, нашли орудия труда скульпторов и ювелиров и остатки литейного “цеха”. Но самые интересные находки сделаны по соседству с мастерской - в яме, куда в течение многих сотен лет мастера сбрасывали отходы и отбракованные детали статуй. Там удалось отыскать отлитые формы тоги Зевса, множество пластин слоновой кости, сколы полудрагоценных камней, бронзовые и железные гвозди - в общем, полное и бесспорное подтверждение тому, что именно в этой мастерской Фидий изготовил статую Зевса, причем именно такую, как рассказывали древние. И в довершение всех доказательств в груде отбросов археологи нашли и донышко кувшина, на котором были выцарапаны слова: “Принадлежу Фидию”.

В северо-западной части Эллады был расположен город Олимпия, слава о котором распространилась далеко за пределы страны. По преданиям, именно здесь Зевс вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так как оракул предсказал ему гибель от руки сына. Спасенный матерью, возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона отрыгнуть своих братьев и сестер. В честь этой победы были учреждены Олимпийские игры, впервые состоявшиеся в 776 г. до н. э. Прошло более двух столетий, и в 456 г. до н. э. в Олимпии появился посвященный Зевсу храм, ставший главной святыней города. Храм украшала статуя бога высотой 12 м 40 см, величие и красота которой настолько поразили воображение современников, что она была признана новым чудом света. Создатель Зевса Олимпийского - прославленный скульптор Фидий (начало 5 в. до н. э. - ок. 432-431 гг. до н.э.). Сочинения древних историков, археологические находки (небольшие копии, изображения на монетах) донесли до нас скульптурный образ древнегреческого божества. Фидий изобразил Зевса сидящим на троне. Оливковый венок украшал голову бога-громовержца, борода волнистыми прядями обрамляла его лицо, с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног. Скульптор придал облику Зевса выражение доброты и глубокой человечности. Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и железных гвоздей, специальных крючков крепились детали из слоновой кости и золота (такая техника называется хрисоэлефантинной). Лицо, руки, другие обнаженные части тела были из слоновой кости, волосы и борода, венок, плащ и сандалии - из золота, глаза - из драгоценных камней. Трон был сделан, по одним источникам, из кедра, по другим - из черного дерева и покрыт золотом и слоновой костью. Ножки трона украшали фигурки танцующей Ники - богини Победы. Ручки трона поддерживали сфинксы, а его спинку украшали Хариты - богини Красоты, дочери Зевса и Геры. Перед пьедесталом, с изображением сцены рождения Афродиты, был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым элевксинским камнем и белым мрамором. Он служил, по словам древнегреческого писателя Павсания (2 в. н. э.), для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую; Потомки высоко ценили творение Фидия. Знаменитый оратор и политический деятель Рима Цицерон (1 в. до н. э.) назвал Зевса Олимпийского воплощением красоты; римский писатель и ученый Гай Плиний Старший (1 в. н. э.) считал скульптуру несравненным шедевром. В конце 4 в. - начале 5 в. н. э. статую перевезли в Константинополь: византийские императоры собирали все лучшие произведения искусства. В 5 в. н. э. дворец императора Феодосия II (401-450) сгорел, от Зевса Олимпийского остались лишь несколько обгоревших костяных пластин и кусков расплавленного золота.