Структурные подразделения музея. Виды организационных структур музея
Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник расположен в Можайском районе Московской области, в 120 км западнее Москвы.
Официальное название музея ФГБУК «Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник». Сокращенное официальное название – Музей-заповедник «Бородинское поле».
Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник имеет статус федерального государственного учреждения культуры, входит в перечень федеральных государственных музеев (утв. распоряжением Правительства РФ от 5 января 2005 г. N 4-р) и подчиняется непосредственно Министерству культуры РФ.
Музей-заповедник Бородинское поле основан по указу императора 26 августа 1839 г. на месте Бородинского сражения и является старейшим из музеев мира, созданных на полях сражений.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 мая 1961 г. № 683 Бородинское поле было объявлено Государственным Бородинским военно-историческим музеем-заповедником с включением в него памятных мест и исторических памятников Бородинского поля и Государственного Бородинского военно-исторического музея.
В 1995 г. указами Президента РФ Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, включая территорию с расположенными на ней памятниками истории и культуры, включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (Указ Президента РФ от 24 января 1995 г. № 64), а также в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения (Указ Президента РФ от 20 февраля 1995 года № 176).
Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник имеет филиалы в г. Можайске Можайский историко-краеведческий музей (создан приказом Министерства культуры РСФСР от 07.01.86 г. №4) и Дом-музей художника С.В. Герасимова.
В настоящее время усилия музея направлены на формирование и развитие музейного собрания, обеспечение сохранности музейных фондов, создание оптимальные условия для их хранения. Одной из важных задач музея-заповедника является работа по комплектованию, хранению, учету, каталогизации музейных коллекций (фондов). Приоритетным направлением деятельности музея стала экспозиционно-выставочная работа. Важным направлением деятельности музея остается реставрация движимых и недвижимых памятников. Не менее значима работа по подготовке и дальнейшей реализации проектов и планов по воссозданию утраченных недвижимых памятников истории и культуры, реконструкции, восстановлению, сохранению и дальнейшей музеефикации историко-культурного ландшафта и отдельных памятников и объектов Бородинского поля.
Одним из основных направлений деятельности музея остается научно-исследовательская, научно-просветительская и издательская работа. Ежегодно проводятся научные конференции. Издательская и научно-просветительская деятельность музея направлена на публикацию результатов научных исследований, материалов ежегодных научных конференций, популяризацию памятников истории и культуры, расположенных на территории музея-заповедника, его коллекций, привлечению в музей более широких кругов населения.
В настоящее время в Государственном Бородинском военно-историческом музее-заповеднике работают более 200 человек.
При проектировании музеев должен последовательно осуществляться принцип максимального разделения двух основных технологических потоков: маршрута посетителей и путей перемещения экспонатов.
Основными видами деятельности музеев является: формирование и хранение коллекций, научно-исследовательская работа, организация постоянной экспозиции, устройство выставок, культурно-просветительная деятельность.
Таблица 6
Таблица 7
Обслуживание посетителейФункцияМестоПриемВестибюль, кинолекционный зал, кружковыеПоказЭкспозиционные и выставочные залыИнформацияИнформационные службы, библиотека
Формирование и хранение коллекций . Функциональную программу музей выполняет специфическими средствами. Вещественный памятник - основа различных по виду музеев.
Выявление, взятие на учет и комплектование фондов проводятся по профильной принадлежности музея. В зависимости от значимости экспонатов фонды музея разделяются на основные и научно-вспомогательные.
Архитектурный аспект проблемы включает необходимость иметь специальные помещения для хранения фондов по видам экспонатов, рабочие помещения для сотрудников фондов, хранения научного архива, резервные площади для регулярного пополнения коллекций, возможность обновления постоянной экспозиции и устройства выставок.
Прирост музейных фондов в год составляет в среднем 3 - 4%. Таким образом, фонды большинства музеев удваиваются каждые 25 - 30 лет. Развитие музея в основном приходится на долю фондохранилищ.
Научно-исследовательская деятельность складывается из нескольких последовательных фаз: определение и классификация материала, научная обработка в культурно-просветительных целях, размещение поступления в фондах и экспозиции. Научная классификация собраний музея находит отражение в составлении каталогов и другой научно-вспомогательной документации. Завершающей фазой научной обработки музейного материала являются организация экспозиции и подготовка научных публикаций.
Проведение научной работы сотрудниками музея и специалистами фондов обеспечивается доступностью ко всем материалам фондовых коллекций.
План научно-исследовательской работы включает выработку научной концепции развития музея, тематической структуры, тематико-экспозиционных планов и архитектурно-художественных мероприятий по оформлению экспозиций. Головные музеи осуществляют научно-методическую помощь филиалам.
Для научной работы предназначаются специальные кабинеты, располагаемые поблизости от библиотеки. Библиотека комплектует свои фонды в соответствии со спецификой музея, обслуживает сотрудников музея и посетителей.
Площади помещений для научной работы предусматриваются для руководителей отделов (секторов) - 9 м, для научных сотрудников - 4,5 м. Площади помещений для библиотеки приведены в табл. 8.
Таблица 8
Помещения (зоны)Единица измеренияПлощадь, мПомещения (зоны) обслуживания читателейМеста для чтения при одноместных столах1 место3То же, при двуместных столахто же2,4Фонд открытого доступа1000 единиц хранения4,5Кафедра выдачи и приема литературы1 кафедра5Помещения (зоны) хранения и служебной работыФонд без открытого доступа1000 единиц хранения2,5Места для библиотечно-производственной работы1 место6
Постоянная экспозиция - основное звено деятельности музея. Формируется, главным образом, на подлинных экспонатах, прошедших научную обработку. Основные требования к экспозиции: цельность архитектурно-планировочного построения и научной концепции, создание комфортных условий для посетителей (продуманные графики движения, освещение, информация, возможность индивидуального осмотра и в составе экскурсионных групп, учет интересов разных категорий посетителей); выразительная художественная форма подачи всего собрания и отдельных материалов в соответствии со структурой и тематико-экспозиционным планом; меры по сохранности экспонатов (освещение, температурно-влажностный режим, меры по охране).
Организация архитектурного пространства включает как собственно экспозиционные залы, так и открытую экспозицию.
В состав помещений желательно включать вводной зал, как организующее пространственное начало, где посетители получают первую информацию о музее и проводятся торжественные мероприятия.
Выставочная деятельность является оперативной формой участия музея в современной жизни. Выставки организуются из фондов как самого музея, так и других музеев. Они расширяют экспозиционные возможности музеев, привлекают новые категории посетителей. Существуют две основных формы проведения выставок: внутри музея и передвижные, что определяет необходимость специальных выставочных залов и транспортных средств.
Основные требования к выставочным залам:
близость к вестибюлю, возможность беспрепятственного изолированного доступа (без прохождения через другие помещения):
нейтральность пространственного и художественного решения;
возможность легкой и быстрой трансформации.
При залах целесообразно предусматривать помещения для хранения выставочного оборудования и инвентаря.
Примерные соотношения выставочной и экспозиционной площадей приведены в табл. 9.
Таблица 9
Экспозиционная площадь, м150025005000Выставочная площадь, м200250600
Культурно-просветительная работа включает организацию выставок, экскурсий, проведение лекций, конференций, встреч, вечеров, бесед, показ кинофильмов, работу кружков, что обусловливает включение в структуру здания кинолекционного зала и кружковых. В зависимости от величины музея размерные характеристики помещений варьируют следующим образом:
в музеях с экспозиционной площадью до 200 м выявляется зона универсального использования на этой площади;
в музеях с экспозиционной площадью до 1500 м проектируется кинолекционный зал на 100 мест и кружковая;
в музеях с экспозиционной площадью до 2500 м проектируется кинолекционный зал на 200 мест и кружковая;
в музеях с экспозиционной площадью до 5000 м проектируется два зала - кинолекционный зал на 200 мест и малый зал заседаний площадью 45 - 60 м, а также кружковые комнаты.
Характер деятельности отдельных музеев требует внесения корректив в эти показатели.
В практике мемориальных, исторических и краеведческих музеев практикуются вручение правительственных наград, прием в пионеры и комсомол, в художественных - копирование произведений искусств.
Особенностью этнографических музеев является выступление этнографических ансамблей, литературных - систематическое проведение лекций, концертов, выступлений артистов, научных сотрудников.
Кинолекционный зал проектируется в непосредственной близости от вестибюля. Желательно предусматривать его автономное использование.
Хранение коллекций включает проведение мероприятий по сохранности экспонатов в экспозиционных залах, но в основном - в фондах.
Музейный фонд характеризуется количественным и качественным разнообразием экспонатов. Хранение организуется по видам экспонатов.
Основной частью работы является консервация и реставрация экспонатов. В зависимости от величины музея и его значимости в системе предусматривается от одной общей реставрационной мастерской до комплекса мастерских и лабораторий. Прогрессивной формой обслуживания нескольких музеев в условиях централизации их фондов является организация базовых фондохранилищ, мастерских и лабораторий.
Наряду с традиционными формами деятельности в работе музея с посетителями должны внедряться и такие, как показ работы реставраторов, открытый доступ в фонды и др.
– это внутренняя организация музея. Она включает администрацию, фонды, экспозицию, хозяйственные службы, вспомогательные подразделения. Основными структурными подразделениями музея являются: филиал, научный отдел (сектор), лаборатория, мастерская. По основным направлениям деятельности музей имеет научные отделы или сектора: экспозиционный, выставочный, фондовый, научно-методический, научно-просветительный. Для решения отдельных научных задач в музее могут на определенный срок создаваться отделы, сектора или комплексные целевые группы. Основную деятельность музея обеспечивают научно-вспомогательные и производственные подразделения (библиотека, архив, реставрационные мастерские, лаборатория звукозаписи, фотолаборатория, типография, а также отдел кадров, канцелярия и др.). Структурные подразделения музея действуют в соответствии с положениями о них, утвержденными директором музея. В крупных музеях организуются также совещательные органы при директоре: Научно-методический, Редакционно-издательский, Ученый и Художественный советы, а в головных музеях – Совет по координации.
Научно – исследовательская работа в музее – направление музейной деятельности, определяемое задачами музея как научно-исследовательского учреждения. Заключается в получении новых знаний на основе изучения музейного собрания. Включает исследования по профильным дисциплинам и музееведческие исследования. Научно-исследовательская работа в музее является основой всех направлений музейной деятельности – научного комплектования музейных фондов, фондовой, экспозиционной и научно-просветительной работы. Специфическими музейными формами научно-исследовательской работы являются в первую очередь научная обработка музейных фондов и научное проектирование экспозиции. Основными документами, определяющими направления и формы научно-исследовательской работы в музее, являются: научная концепция комплектования музейного собрания, научная концепция фондовой работы, научная концепция экспозиции, объединяющиеся в рамках научной концепции музея .
Экспозиционная работа – одно из главных направлений музейной деятельности, предметом которого является музейная экспозиция. Основное содержание экспозиционной работы в музее составляет проектирование музейных экспозиций. Сюда входит научное проектирование, осуществляемое научными сотрудниками – экспозиционерами, художественное проектирование, осуществляемое художниками экспозиции, рабочее и техническое проектирование, осуществляемое художниками экспозиции и инженерами.
Разработаны методики экспозиционной работы. Это совокупность способов и приемов построения музейной экспозиции. Она возникает в результате обобщения опыта экспозиционной работы. Можно выделить: методику проектирования музейной экспозиции, отражающую основные способы организации экспозиционной работы в целом и конкретные рекомендации и требования, относящиеся к структуре экспозиции, задающие приемы компоновки и группировки материалов. Специфика экспозиционной методики определяется также профилем музея.
Кроме проектирования в экспозиционную работу входит разработка тематики и проблематики системы экспозиций музея, изучение литературы по профильным для музея дисциплинам, реэкспозиция, наблюдение за состоянием экспонатов в экспозиции, монтаж и демонтаж экспозиции. Экспозиционная работа проводится сотрудниками экспозиционных отделов музея. Важным разделом экспозиционной работы в музее является выставочная работа.
Музейная выставка – это временная музейная экспозиция, посвященная актуальной теме и построенная на музейных экспонатах. Она может быть передвижная и стационарная. К музейным выставкам относятся: выставки фондов, выставки новых поступлений, художественные, мемориальные и т.д. Выставочная деятельность музея – это область экспозиционной и научно-просветительной работы, связанная с планированием, созданием и эксплуатацией системы выставок. Выставочная деятельность дополняет работу основной экспозиции и позволяет более полно раскрывать профиль и направление работы музея, шире использовать возможности музейного собрания, привлекать материалы из других музеев и частных коллекций. Осуществлять оперативную разработку актуальной тематики музейными средствами и охватывать большее число посетителей. Выставочная деятельность способствует также пополнению коллекций музея, отработке и совершенствованию методов экспозиционной и научно-просветительной работы. Составной частью выставочной деятельности является обмен выставками с другими музеями. В целом выставочная деятельность характеризуется общим числом, тематикой, типами выставок, посещаемостью и соотношением включенных в них подлинников и воспроизведений. Развертывание системы выставок по актуальной тематике является важным моментом развития всякого музея, способствует более полной реализации его социальных функций.
Ни один музей не мог существовать без наличия коллекции предметов. Формированием музейного собрания, обеспечением его сохранности, изучением музейных предметов и коллекций, созданием условий для их использования занимается одно из основных направлений музейной деятельности – фондовая работа. Формирование музейных коллекций является основой реализации музеем функции документирования. Предметы группируются в коллекции на основе одного или нескольких признаков: по типам источников, происхождению, содержанию и др. Коллекции бывают: личные, частные, мемориальные, персональные, систематические, тематические, учебные. Музейная коллекция – основная форма организации хранения музейных предметов.
Музейные фонды структурированы. Их структура – это система организации музейного собрания, которая остается неизменной при любых возможных изменениях состава фондов. Обычно включает три основных элемента: основной фонд, научно-вспомогательный и фонд временного хранения. Основной и научно-вспомогательный фонды могут подразделяться на профильный фонд, непрофильный фонд и дублетный фонд. Последних два фонда могут объединяться в рамках обменного фонда. Фонд временного хранения подразделяется на фонд музейных предметов и фонд научно-вспомогательных материалов. В естественнонаучных музеях выделяется также фонд сырьевых научных материалов.
Совокупность конкретных предметов и материалов, образующих данное музейное собрание называется составом музейных фондов. Если структура музейных фондов для музея одного профиля является стабильной, то состав фондов в каждом музее – разный; ему свойственна динамичность, определяемая процессами комплектования и изучения музейных коллекций, а также – особенностями их хранения. Состав музейных фондов можно охарактеризовать по числу предметов в основном фонде и в научно-вспомогательном фонде или по числу предметов, относящихся к каждому из основных типов – вещевых, письменных, изобразительных, кино-, фото- и фоно-источников.
Вся деятельность музея основывается на определенной методике. Научно-методическая работа в музее
– это направление музейной деятельности, связанное с разработкой, выявлением, описанием и внедрением передовых методов и профессиональных приемов музейной работы. Она охватывает вопросы комплектования музейных фондов , фондовой, экспозиционной и научно-просветительной работы, а также реставрации музейных предметов, рекламы и пропаганды музейных коллекций и т.д. Научно-методическая работа по профилю музея координируется центральными и головными музеями путем распространения методической литературы, проведения консультаций, рецензирования и т.д. Важным звеном научно-методической работы является система повышения квалификации музейных работников.
Музей в системе воспитательной работы. Понятие музейной педагогики.
Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. Его разработка связана с именами А. Лихтварка, А. Рейхвена, Г. Фройденталя.
Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. На конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение», которая состоялась в Мангейме в 1913 году, А. Лихтварк первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как участнику диалога.
Как особая область знаний и исследований музейной педагогики начинает формироваться в 1960-е годы, чему способствовали процессы возрастания социальной роли музейной педагогики в обществе и его демократизации. Большой вклад в развитие музейной педагогики на втором этапе внесли немецкоязычные страны, где появляется ряд музейно-педагогических центров (например "Школа и музей»).
Для формирования представления о предмете музейной педагогики и ее понятийного аппарата серьезное значение имела состоявшаяся в 1970-1980 годах дискуссия, в которой приняли участие ведущие западногерманские музееведы Р. Ромедер, А. Кунц, В. Клаузевиц и другие. Ее основным итогом стали расширительная трактовка МП и осознание ее связи с исследовательской, экспозиционной, собирательской работой музеев.
В СССР понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 годов и постепенно получало все большее распространение. Аврам Моисеевич Разгон в 1982 году на конференции в Иваново «Музей и школа» первым сказал о том, что создание такой научной дисциплины, как музейная педагогика, «находящейся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей».
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности . С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с посетителями, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе. Несмотря на утверждение идей дифференцированного подхода к различным категориям посетителей, основное внимание музейной педагогики по-прежнему сосредоточено на детской аудитории.
Основными направлениями деятельности музейных педагогов на современном этапе могут рассматриваться:
Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культ. наследию и привитие вкуса к общению с муз. ценностями.
Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы наиболее эффективно.
Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением различных партнеров .
Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации посетителями, определяется как музейная коммуникация, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных предметов, реализуются образовательно-воспитательная и др. функции.
Содержание культурно - образовательной деятельности выражается в формах организации работы с музейной аудиторией, взаимодействии с системой образования. Еще в 1970-е годы отмечалось, что в арсенале музея можно выделить до ста различных форм, среди которых отмечают 10 базовых форм. Это: лекция; экскурсия; консультация; научные чтения; кружки, студии, клубы; литературные вечера, киносеансы, концерты; встречи с интересными людьми; праздники; исторические игры; конкурсы и викторины. Существует множество характеристик форм: традиционные - новые; динамичные - статичные; групповые - индивидуальные; активные - пассивные; простые - комплексные; разовые - цикловые; коммерческие - некоммерческие и т.д. Например, к традиционным формам, послужившим основой для появления новых, относятся лекции и экскурсии, конференции, научные чтения, консультации, клубы, кружки, студии.
В современных условиях культурно - образовательная деятельность ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя, в связи с этим можно обозначить следующие ее основные направления: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых.
Для приобретения методических навыков в музейно - педагогической деятельности необходимо четко представлять цель и задачи работы в каждом из указанных направлений, а также продумывать наиболее оптимальную форму работы с музейной аудиторией и методы педагогического воздействия. Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, становятся основой музейно - педагогической программы.
Чаще всего удачные формы имеют комплексный характер. Как и
направления, формы подвижны, они совершенствуются и развиваются. Основной принцип любой формы культурно - образовательной деятельности - предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации.
Основные направления исследований в сфере музейной педагогики можно структурировать следующим образом:
Проблема изучения образовательной специфики музея.
Эффективность музейной коммуникации.
Изучение музейной аудитории.
Создание и апробация новых методик и программ для различных категорий посетителей.
Установление оптимальных форм взаимодействия с партнерами по культурно-образовательной деятельности.
Изучение истории музейно-педагогической мысли и культурно-образовательной деятельности музеев.
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: теория и практика. Учеб. пособие/ Л. М. Шляхтина. – 2- е изд. стер. – М.: Высш. шк., 2009. – 183 с.: ил. – (Образование через искусство).
Юренева Т. Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. – 2- е изд. – М.: Академический Проект, 2004. – 560 с. – («Gaudeamus»).
1. Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях
2. Организация научно-исследовательской работы в музее
1. Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях
Научно-исследовательская деятельность музеев складывается из
профильных и
музееведческих изысканий.
Научные исследования в рамках профильных наук в целом соответствуют тем направлениям научного поиска, которые характерны для отраслей науки, чей источниковый материал хранят музеи. Музейные специалисты принимают участие в разработке примерно тех же проблем, что и сотрудники других родственных по профилю научно-исследовательских учреждений. Однако при этом они опираются на фонды и сосредотачивают свое внимание на вопросах, недостаточно изученных в профильных дисциплинах, но важных для музеев. Речь идет прежде всего об исследованияхисточниковедческого характера , которые направлены на выявление документирующих свойств музейных предметов и их значения для развития профильных дисциплин. Иными словами, музейные предметы в этих исследованиях изучаются с точки зрения того нового знания, которое они могут дать профильной научной дисциплине.
Таким образом, имея единый предмет исследования, музеи и специализированные научные учреждения выполняют при этом разные функции. Первые заняты сбором эмпирических данных, накоплением, хранением, первичной обработкой и систематизацией источников, обобщением полученных данных, превращением их в систему научных фактов, соотнесением с уже имеющимися знаниями и представлениями. Вторые заняты глобальным обобщением новых данных и их вводом в систему уже сложившихся научных представлений. Но это разделение функций не исключает возможности для отдельных специалистов заниматься той и другой работой.
Музееведческие исследования призваны формировать новые знания в области теории и методики сбора, хранения, обработки и использования музейных предметов. В этой сфере выделяют следующие направления исследовательской деятельности музеев:
Разработка научной концепции музея;
Исследования в области комплектования фондов
Изучение музейных предметов и коллекций;
Исследования в области охраны и хранения фондов;
Научное проектирование экспозиций и выставок;
Исследования в области музейной коммуникации;
Изучение истории музейного дела;
Изучение историографии музееведения.
Разработка научной концепции музея представляет собой всестороннее обоснование целей и задач создания, функционирования и развития музея, а также способов и средств их реализации.
Исследования в области комплектования фондов заключаются в разработке научной концепции комплектования, то есть всестороннего и глубокого обоснования тем комплектования. Такое обоснование является составной частью научной концепции музея, а его детализация считается специальным, относительно самостоятельным направлением научно-исследовательской деятельности музея. Научная концепция комплектования включает в себя следующий комплекс работ:
Оценку структуры и содержания имеющегося музейного фонда, включая анализ уже сложившихся коллекций и определение степени их полноты;
Обоснование направленности и характера комплектования или пополнения коллекций;
Определение критериев отбора материалов в фонды с учетом целей и задач, стоящих перед музеем;
Определение круга и объема информации, фиксируемой в документах комплектования;
Разработку системы каталогов комплектования. Основной результат научно-исследовательской
работы в области комплектования фондов - это создание или пополнение музейных коллекций. По результатам этой работы составляются научные отчеты, создаются выставки новых поступлений, издаются печатные каталоги новых поступлений, публикуются научные статьи и монографии.
Изучение музейных предметов и коллекций является необходимым условием их включения в научный оборот. В ходе источниковедческого анализа из музейных предметов извлекаются новые сведения, которые в дальнейшем привлекаются профильной наукой для более полного понимания изучаемых ею процессов, явлений и закономерностей. Но музейная ценность предмета не исчерпывается его научной ценностью, ведь он может обладать более широкой значимостью - исторической, художественной, эстетической, мемориальной, коммуникативной. Изучение музейных предметов и призвано выявить и оценить весь комплекс информации о них.
Исследования в области хранения и охраны музейных фондов направлены прежде всего на выработку оптимальных условий обеспечения физической сохранности музейных предметов и могут непосредственно осуществляться только в тех музеях, где есть соответствующее оборудование и специалисты - реставраторы, препараторы, таксидермисты. Но и музеи, не располагающие необходимыми техническими и кадровыми возможностями, могут и должны изучать условия хранения своих фондов, чтобы ставить определенные задачи перед специалистами в той или иной области.
В последние десятилетия консервация , то есть деятельность, направленная на обеспечение длительной сохранности музейных предметов, развилась в столь же самостоятельную отрасль прикладного музееведения, как иреставрация, ставящая своей целью не только сохранение музейных предметов, но и устранение имеющихся на них повреждений и восстановление их первоначального вида.
Прежде чем приступить к реставрации памятника, специалисты всегда выявляют состояние его сохранности и прогнозируют результат реставрационных работ. Иконы обязательно подвергаются рентгенографическим исследованиям, которые показывают слои сохранившейся живописи и состояние доски. Затем эти слои идентифицируются, то есть определяются границы записей и авторского красочного слоя. Но техника, даже современная, не всегда выявляет подлинное состояние памятника.
Исследования в области музейной коммуникации ведутся в музееведческом, педагогическом, социологическом и психологическом аспектах, которые дополняют друг друга и требуют междисциплинарного подхода.
Музейно-психологические исследования , направлены на повышение эффективности коммуникации. Посетитель воспринимает экспозицию как некую целостность, поэтому ее содержание и форма должны находиться в единстве, поэтому важны отбор предметов для экспонирования; и наиболее целесообразные формы размещения экспонатов в отдельных комплексах. Эстетическое оформление экспозиции, ее цветовое, световое и пространственное решение, отбор и графическое оформление текстов, применение аудиовизуальных средств - все это важно осуществлять с учетом данных, полученных в результате психологических исследований. Физиологические особенности человека следует принимать во внимание и при разработке экспозиционного оборудования, например, витрин, технические характеристики которых должны соотноситься с ростом, уровнем глаз и полем зрения посетителя.
Исследования, посвященные проблемам эффективности построения экспозиций, основываются на обобщении прежнего экспозиционного опыта, а также используют экспериментальные методы. В ходе экспериментов широко применяется макетирование, а в последние годы - компьютерное моделирование, позволяющее выявить наиболее оптимальный вариант экспозиционного решения.
Все виды взаимоотношений музея и его аудитории исследует музейная педагогика, которая представляет собой одно из отраслей педагогической науки, предметом исследования которой является культурно-образовательная деятельность в условиях музея. Она изучает музейную аудиторию, анализирует потребности различных социальных и возрастных групп посетителей и особенности восприятия ими экспозиции, в определенных случаях вносит коррективы в содержание самой экспозиции, создает и апробирует новые методики и программы работы с разными категориями посетителей.
Музейную аудиторию, ее ценностные ориентации и духовные потребности, эффективность деятельности музеев по их формированию и удовлетворению изучает также особая отрасль социологии - музейная социология. Первые социологические исследования в музеях стали проводиться в середине 1920-х гг. и были направлены на изучение социально-демографического состава посетителей, их запросов и интересов. В зарубежных музеях с помощью методов наблюдения и хронометрирования определяли продолжительность осмотра посетителями экспозиций и отдельных экспонатов, выявляя тем самым их аттрактивность и поведенческую реакцию музейной аудитории. В 1960-е гг. анализировались уже не только социально-демографические показатели, но также психологические и мотивационные; на основе различия в мотивах посещения разрабатывалась типология музейной аудитории. В 1980-е гг. в зарубежных музеях началось комплексное изучение интересов посетителей и выявление эффективности музейной деятельности по таким признакам, как состав и количество посетителей, степень удовлетворения их потребностей. В российских музеях социологические исследования стали приобретать размах в 1970-1980-е гг.; появились социологические подразделения в Эрмитаже, Русском музее, Историческом музее, а в ряде крупных музеев - Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина - в штат ввели социологов. В 1970-е гг. на базе краеведческих музеев и музеев-заповедников Научно-исследовательский институт культуры осуществил крупномасштабное и репрезентативное исследование «Музей и посетитель»; в 1982 г. провел исследование социально-демографического состава аудитории художественного музея, что дало возможность смоделировать ее «портрет».
Главная задача музейной социологии - определение эффективности музейной деятельности путем изучения воздействия музейной экспозиции и различных форм культурно-образовательной работы на разные категории посетителей. При этом анализируются такие аспекты экспозиции, как предметность, наглядность, доступность, последовательность, образность, атграктивность и эмоциональное воздействие в целом. На основе результатов подобного анализа разрабатываются конкретные рекомендации по подготовке экспозиции и определяются наиболее эффективные формы выражения ее содержания.
В последние десятилетия стали проводиться и социально-психологические исследования , направленные на изучение особенностей процесса мышления и восприятия в специфических условиях музея, а также проблем психологического воздействия музея на современного человека. Например, психологами установлено, что зрительное восприятие намного эффективнее, чем слуховое, при этом уровень восприятия значительно повышается, если деятельность оптических и акустических «рецепторов» соединяется с моторными (двигательными) и осязательными. И это открытие уже активно используется музейной педагогикой. Изучается восприятие и других аспектов музейной экспозиции, в частности ее архитектурно-художественного решения.
Исследования в области истории, теории и методики музейного дела могут вестись в каждом музее, но на практике ими занимаются главным образом крупные музеи, имеющие для этого необходимый опыт и кадры. Кроме того, разработкой общих проблем музееведения занимаются специализированные научные учреждения - научно-исследовательские институты и кафедры высших учебных заведений.