Тайна кремлевского корабля, ведущего наблюдение за побережьем флориды буксир "николай чикер". Как выводили индийский авианосец из акватории северодвинских предприятий Буксир николай чикер

Шикарно снято и смонтировано!
Хотелось бы сделать акцент на капитане (думается мне, что это он). Спокойный, уверенный в команде и в возможностях судна. Таким должен быть настоящий капитан.

Погода нормальная, видали и похуже, всё идёт по плану.


Эх, в этот раз долго тащить будем. Здоровый "попался". Рутина.

Естественно, заинтересовался самим буксиром и немножко нарыл информации про этого Героического Малыша:

«Фотий Крылов» , проектное название СБ 135 (проект Р-5757 ) - океанский спасательный буксир в составе Тихоокеанского флота ВМФ России, был изготовлен на верфи «Холлминг Лтд» (ныне компания STX Europe) в финском городе Раума в 1989 году по заказу ВМФ СССР. Вместе с однотипным буксиром «Николай Чикер» (СБ 131) образует тип судов «Фотий Крылов». Постройка двух судов обошлась Советскому Союзу в 50 миллионов долларов.

По развиваемой тяговой мощности в 291 тонну занесён в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой и мощный буксир на Земле . Способен транспортировать суда водоизмещением до 250 тысяч тонн при 8-балльном волнении моря со скоростью 4 узла, что позволяет ему обслуживать суда всех типов в широком погодном диапазоне.

Одни корабли и суда обладают невероятной мощностью, другие - удивительной точностью. У морского буксира "Николай Чикер" есть и то и другое. Он использует свою мощность и феноменальную маневренность. Винто-рулевые колонки специального судна демонстрируют удивительные возможности. Морские буксиры закрепляются к буксируемому судну при помощи каната. Он толще руки и сделан из материала под названием стиллайдер.

Морской буксир "Николай Чикер" создает огромное тяговое усилие. Движение обеспечивают не только дизельные двигатели. Каждый трехметровый винт помещен в разомкнутый цилиндр, что осуществляет направленность действия и создает количество производимой тяги. Это означает, что на морской буксир воздействует и тяговое и вращающее усилие. Именно сила тяги буквально «вгрызается» в воду, поэтому его мощность столь велика.

Судно оснащено рядом комплексов предназначенных для выполнения спасательных работ, в том числе подводных - барокамера, водолазное снаряжение, дистанционные подводные видео камеры, устройства для размывки грунта, сварки и резки металла под водой, металлоискатели. «Фотий Крылов» оборудован устройствами для тушения пожара на других судах с помощью пламегасящей жидкости. Медицинская служба представлена операционной и тремя больничными палатами. На носовой части судна расположена вертолётная площадка, способная принимать вертолёты с пострадавшими 24 часа в сутки и производить их дозаправку.

Мостик судна оборудован тремя пультами управления, что позволяет управлять им при необходимости с правого и левого бортов или с кормы.

Технические характеристики морского буксира "Николай Чикер" (брат близнец "Фотий Крылов"):
Длина - 98,8 м;
Ширина - 19,45 м;
Осадка - 7 м;
Водоизмещение - 5250 тонн;
Судовая силовая установка - четыре дизельных двигателя «Wartsila» мощностью 24480 л. с.;
Дальность плавания - 20 000 км;
Скорость - 18,2 узла;
Экипаж - 46(50) человек;

Николай Петрович родился 9 августа 1910 года на станции Сиверская Гатчинского района Ленинградской области в семье фельд­шера. Русский. Отец – Пётр Иванович Чикер (1875 – 1954) до 1902 года служил солдатом. С 1902 года безвыездно проживал на станции Сиверская (улица Федоровская, дом 20) до выхода на пенсию по старости. Работал фельдшером на железнодорожной станции, в волостном исполкоме, в совхозе, в детских садах и школе. Мать – Зинаида Васильевна Чикер (урождённая Ананьева) (1889 – 1936). Русская. Домохозяйка.

Годы учёбы

Николай Петрович в 1929 году закончил 9 классов Сиверской школы-колонии, где одновременно изучал токарное и слесарное мастерство. В 1930 – 1931 годах обучался на вечернем Рабфаке при Ле­нинградском институте путей сообщения (ЛИИПС).
По окончании Раб­фака поступил в 1931 году на I курс ЛИИПС. С 1932-го учебного года перевёлся на вечернее отделение Ленинградского кораблестроительного института (ЛКИ). В 1935 году в связи с окон­чанием теоретического курса вечернего отделения ЛКИ переведён на дневное отделение, зачислен на стипендию. В январе 1936 года успешно защитил диплом с оценкой «отлично» и был выпущен из ЛКИ с присвоением квалификации инженера-кораблестроителя.

Начало трудовой деятельности

Самостоятельную трудовую жизнь начал с 1929 года. В 1929 и 1930 годах работал грузчиком в артели «Север» в Ленинграде. Затем по разна­рядке биржи труда был направлен на работу слесарем, а затем то­карем в Ленинградский Институт Металлов, где проработал до 1931 года. По окончании Рабфака в 1931 году поступил на работу на су­достроительный завод «Судомех» в Ленинграде, где работал до 1933 года заведующим планового бюро корпусного цеха, а в последу­ющем – заведующим столом заказов завода. В 1933 году переведён на судо­ремонтный завод треста «Ленводпуть» в Ленинграде, где работал до 1934 года начальником ППО. Затем перешёл на Балтийский завод в Ленинграде, где в качестве руководителя корпусной группы бюро нормирования производственного отдела проработал до середины 1935 года.
В ноябре 1931 года женился на Новиковой Надежде Андреевне 1912 года рождения, уроженке Ленинграда. С 1931 по 1934 год она училась в Ленинградском химико-технологическом институте на спецфаке. С рождением сына Юрия в 1934 году бросила учёбу. В различные периоды работала на заводах судостроительной промышленности в Ленинграде. В 1946 году закончила в Москве кур­сы иностранных языков. В 1949 – 1951 годах работала в ПСБ НИИ ACС ВМФ в Ленинграде – в должности техника. После этого не работала. Сын Николая Петровича – Юрий Николаевич Чикер – закончил ЛКИ. Рабо­тал в ЦНИИ им. А. Н. Крылова. Умер в 1975 году.

На службе в ЭПРОНе

Николай Петрович (по окончании ЛКИ) добровольно вступил в марте 1936 года в кадры ВМС с присвоением ему воинского звания ко­мандир РККФ категории 7-Т (с 1939 года – военинженер 3 ранга) и был нап­равлен для прохождения службы в Каспийскую экспедицию ЭПРОН в должности корабельного инженера – начальника технической части. Во второй половине 1938 года Николай Петрович Чикер проходит службу в этой же должности уже в Балтийской экспедиции ЭПРОН – до сентября 1939 года.
В период службы в ЭПРОНе Чикер успешно руководил выполнением ряда аварийно-спасательных и судоподъёмных работ. Подъём танке­ра «Советская Армения» в открытом море на траверзе города Махач-Кала в 1937 году; парохода «Пушкин» в открытом море в районе острова Обливной в 1938 году. В обоих случаях Николай Петрович был ко­мандиром спасательной группы-руководителем работ и автором про­ектов подъёма. Там же, на Каспии, под его руководством были выполнены работы по спасению (снятие с камней) ледокола «Молодец» в районе Махач-Калы (1936 год), танкера «Рабочий» в судоходном канале Махач-Калы (зима 1936 – 1937 годов), танкера «Луначарский» (зима 1936 – 1937 годов) и ряд других работ. Во время командировки на Северный Флот (в 1937 году) руководил переводом аварийного английского траулера из Мурманска в Норве­гию.

Уникальная операция – подъём транспорта «Челюскинец»

На Балтике Николай Петрович руководил подъёмом крейсера «Олег» (1938 – 1939 годы); снятием с камней разломившегося в результате шторма на две части транспорта «Челюскинец» (с грузом станков и металла общим весом 6132 тонны). Носовая часть транспорта была снята с банки Таллинамадал (Ревельстейн), а кормовая, оставшаяся на плаву и во время дрейфа по штормовому морю выброшенная на камни, была снята с банки Усмадалик (в 5 милях от Таллинамадал). Работы выполнялись в условиях жестокого шторма в открытом море. Для снятия с камней носовой части кроме разгрузки и заделки про­боин требовалось соорудить сборную древесно-металлическую пере­борку в трюме, способную выдержать удары 9-балльных волн. Николай Петрович был начальником и главным инженером (и автором проекта работ) экспедиции по спасению транспорта. Экспедиция вышла к месту катас­трофы на ледоколах «Трувор» и «Октябрь» 27 марта 1939 года.Для разгрузки тяжеловесов и доставки их в Ленинград в помощь экспедиции были даны плавбаза «Трефолев», транспорты «Пинега» и «Луга», па­роход «Диксон». Обе части транспорта «Челюскинец» были отбук­сированы в Кронштадт, где в доке на Морском заводе и были соединены. Транспорт после восстановления ещё много лет плавал в различных районах Мирового океана. Эта уникальная операция вызвала чувство восхищения не только у советских, но и иностранных специалистов. На Балтике Николай Петрович руководил также спасением подводной лодки М-90 с личным составом (в том же 1939 году).

Служба в АСУ во время войны

В сентябре 1939 года по рекомендации академика А. Н. Крылова (члена научно-технического совета ЭПРОНа) Николай Петрович без вступительных экзаменов был зачислен слушателем Военно-морской академии им. К. Е. Ворошилова, которую успешно закончил в декабре 1941 года. Диплом защитил на «отлично». Будучи слушателем акаде­мии, в октябре-ноябре по приказу Наркома ВМС был временно отозван из ВМА и руководил проводкой нескольких подводных лодок на понтонах и в до­ках по Волге из района Сталинграда до Астраханского рейда на Кас­пии.
С января 1942 года несколько месяцев Чикер служил в отделе плав­средств и гаваней ВМС в должности старшего корабельного инженера, а затем был переведён в АСУ ВМФ на должность начальника I отде­ления 2 отдела (аварийно-спасательных и судоподъёмных работ). С марта 1943-го по июль 1948-го Николай Петрович – начальник 2 отдела АСУ ВМФ.
Во время службы в АСУ ВМФ с середины 1942 года до конца Великой Отечественной войны в различные периоды, по заданиям начальника АСУ ВМФ, оказывал помощь АСС Черноморского Флота по аварийно-спасательному обеспе­чению десантных операций (Геленджик – Новоросийск, Чушка – Керчь, Тамань – Эльтиген), по подъёму затопленных боевых кораблей и судов: эсминца «Бдительный», танкера «Ваньян-Кутюрье» и трофейного 5000 тонного дока. По роду деятельности контролировал организацию аварийно-спаса­тельной службы и судоподъёма в период войны и в первые послевоен­ные годы на всех флотах и флотилиях. Также занимался обеспечением выполнения судоподъёмных работ на Каспийской Флотилии (подъём нефтеналивного флота на Астра­ханском рейде), ряда кораблей и судов на Балтике, на реке Кубань, Азовском море. После капитуляции Румынии и Болгарии по прика­зу Наркома ВМФ организовывал подъём затонувших кораблей и судов немецкого флота в водах этих стран.
В 1942 году при непосредственном участии Николая Петровича ВМФ организовал изготовление новой спасательной и судоподъёмной и водолазной техники на своём заводе в Москве и в ряде других городов. В Управлении АСУ было создано научно-исследовательское подразделение. Организован систематический выпуск «Сборника АСС ВМФ» для обмена опытом ведения аварийно-спасательных и судоподъёмных работ.
Для решении кадровой проблемы в сентябре 1942 года в Москве были организованы краткосрочные курсы по подготовке специалистов аварийно-спасательного и судо­подъёмного дела, получившие в подразделениях АСС на флотах наименование «Академия Чикера».На них зачислялись офицеры-инженеры с кораблей и частей флотов, пожелавшие перейти в АСС. За годы вой­ны на курсах были подготовлены десятки отличных специалис­тов, успешно проявивших себя на боевой и практической работе.
В 1942 году Николай Петрович стал членом КПСС. В 1945 году Воениздатом была издана созданная коллективом АСУ при непосредственном участии и в значительной степени под его руководством «Справочная книга по аварийно-спасательному, судоподъёмному и водолазному делу» в трёх томах. Этот труд почти двадцать лет служил ведущим руководством для флотских спасателей-судоподъёмщиков.
По мере освобождения аннулированных немцами портов и военно-морских баз АСС ВМФ организовало учёт и обследование затонувших кораблей и судов, разрушенных гидротехнических сооружений. Николай Петрович Чикер участвовал в работе комиссий Государственного Комитета обороны по установлению объёмов мероприятий, связанных с восстановлением освобождаемых портов и военно-морских баз. В этот период Николай Петрович, наде­лённый полномочиями Главкома ВМФ, при непосредственном своём участии и руководстве, организовал работу по созданию новых подразделений АСС на флотах, их материально-техническому обеспечению, определению мест дислокации, укомплектованию кадрами, осуществлял подбору командного и инженерно-технического состава и других специалистов на Балтийском и Черноморском флотах.

Восстановление АСС ВМФ

В июне 1948 года Николай Петрович был назначен заместителем На­чальника НИИ АСС ВМФ по научно-исследовательской работе. В этой должности он прослужил до августа 1949 года, а затем (после перерыва на выполнение специального задания в Германии) с января 1950 го­да по январь 1956 года. На должности заместителя Начальника НИИ АСС ВМФ по НИР Николай Петрович многое сделал для становления Ин­ститута и превращение его в полноценное научно-исследовательское подразделение ВМФ. Занимался организацией научно-исследовательской работы, планированием и проведением НИР и ОКР, оснащением лабораторий, опытных мастерских, оснащением отрядов кораблей Института в Ленинграде и в Поти, испытательной группы на Ладоге, организацией работы научно-технического Совета Института, редакционно-издательского подразделения, научно-технической библиотеки, укомплектованием Института подготовленными специалистами,организацией взаимодействия и сотрудничества с другими Институтами ВМФ и Министерства обороны СССР, Академии наук СССР, а также с институтами и предприятиями промышленности, научно-техническим Комитетом ВМФ, ПУ ВМФ и Министер­ствами.

Капитан 1 ранга
К. А. Цыбин

(Продолжение следует)

Спасательное буксирное судно «Николай Чикер» (бывший «СБ-131») является головным в серии из двух спасательных морских буксиров проекта Р-5757, которая была построена на финской верфи «Rauma» для СССР. Позже корабли данной серии были переклассифицированы в спасательные буксирные суда.

Спасательное буксирное судно «Николай Чикер» под именем «СБ-131» было заложено 28 мая 1987 года (строительный номер 268). Спущено на воду 19 апреля 1988 года. Введено в строй 12 апреля 1989 года. Также в 1989 году было переименовано в «Николай Чикер». Вошел в состав Северного флота.

Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 5289 тонн, полное 7542 тонны. Длина 97,6 метра, ширина 19,42 метра, осадка 7,2 метра. Скорость полного хода 18,1 узла. Дальность плавания 11000 миль при 16 узлах. Автономность 50 суток. Экипаж 51 человек. Число спасаемых 20 человек.

Силовая установка: 4х6120 л.с., дизели 12V32D, 2 ВРШ в насадке, 1 носовое подруливающее устройство, 2 ДГ по 1120 кВт, 2 ДГ по 600 кВт, 1 ДГ 300 кВт

Вооружение: ВПП для вертолета Ка-27.

РТВ: 2 НРЛС МР-212/201 «Вайгач-У».

Специальное снаряжение: 1 водолазный комплекс (1 барокамера) – 60 м, 4 лафетных ствола по 500 м3/ч.

По сообщению от 13 декабря 2013 года в морской полигон Баренцева моря для участия в тренировках по оказанию помощи аварийному судну, потерявшему ход. По сообщению от 19 декабря к российско-норвежскому учению сил поисково-спасательного обеспечения (ПСО) «Баренц-2014».

По сообщению от 29 апреля 2014 года совместно с кораблем связи впервые в международном антинаркотическом учении «Шторм-2014», прошедшем в акватории Карибского моря.

15 октября 2016 года, в составе корабельной авианосной группы, в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря. 08 февраля 2017 года на главную базу Северного флота РФ - Североморск, где 09 февраля состоялась торжественная встреча экипажа. 30 мая в составе сил поисково-спасательного обеспечения Северного флота, задействованные в российско-норвежском учении «Баренц-2017», из главной базы Северного флота города Североморска.

По сообщению от 17 июня 2017 года тяжёлого атомного ракетного крейсера и ракетного крейсера , которые вышли в Баренцево море для отработки взаимодействия в составе соединения. 24 июля в Финский залив, сопровождая подводную лодку , которая направляется на день ВМФ России в Кронштадте, где пройдёт морской парад.

26 февраля 2019 года в составе отряда кораблей Северного флота в Баренцево море и взял курс в Атлантику. 20 марта в составе кораблей переход из Средиземного в Красное море через Суэцкий канал. 23 апреля

"Совершенно очевидно, что большому спасательному российскому буксиру "Николай Чикер" нравится находиться у побережья Флориды, особенно теперь, когда кризис на Восточной Украине вошел в самую напряженную фазу", - пишет автор статьи.

"Этот корабль ВМФ России совершает интересные маневры. В середине февраля "Чикер" вышел из Гибралтара и достаточно быстро достиг Карибских островов. На его борту находится 50 человек, команда специалистов по подводным работам, современная аппаратура, платформа для вертолета, вместительный трюм, в котором хранятся запасы, обеспечивающие длительное автономное плавание корабля. "Чикер" - мощный зверь, буксир, чья высота позволяет ему действовать и в арктических водах. Корабль участвовал во многих сложных операциях, в том числе и в работах по подъему подводной лодки "Курск". Действительно, субмарины являются привычными товарищами по плаванию: буксир оказывает им поддержку, сопровождает их как тень. По мнению многих экспертов, буксир оказывает поддержку, по меньшей мере, двум подводным лодкам, которые Москва направила к берегам США. Буксир также работает и с другими кораблями-шпионами. Именно такого рода деятельность осуществлялась в последние недели", - сообщает корреспондент.

"После пребывания у Карибских островов буксир прибыл в квадрат в районе Кингс-Бей, базы американских атомных подводных лодок 7-го флота США. Говорят, что "Чикер" был там не один: неподалеку курсировал "Виктор Леонов", разведывательный корабль. Появление российских кораблей совпало по времени с первой фазой кризиса в Крыму. После этого буксир побывал в районе мыса Канаверал, затем совершил еще один заход на Карибы, и во вторую неделю апреля вновь оказался у берегов Флориды. 15 апреля корабль вновь вышел в район космодрома. По времени данный эпизод совпал с обострением ситуации на Украине, переброской колонн военной техники и угрозами", - отмечает автор.

"Вчера утром "Чикер" остановился к югу от полигона NASA, как будто заняв наблюдательную позицию. Теорий по поводу "Николая Чикера" у пляжей Флориды много. Начиная с самой очевидной: выполнение разведывательных задач. Другие эксперты полагают, что речь идет о встрече с российской ядерной подводной лодкой. Или даже о встрече с разведывательным кораблем "Виктор Леонов", который уже длительное время находится в данном регионе. Странные передвижения в районе Карибского моря наводят на мысль о каких-то подводных работах. Наконец, речь может идти о наблюдении за космическим центром на мысе Канаверал, быть может, о сборе секретной информации", - подытоживает издание.

В истории Аварийно-спасательной службы северной экспедиции ЭПРОН (ЭПРОН — АСС) было три человека, которые внесли наибольший вклад в её становление и развитие. Это контр-адмиралы Фотий Иванович Крылов, Александр Алексеевич Фролов и Николай Петрович Чикер. В моём рассказе речь пойдёт о нашем земляке — сиверчанине Николае Чикере.

Николай Петрович Чикер основную часть своей сознательной жизни посвятил ЭПРОН — АСС. После окончания в 1936 году Ленинградского кораблестроительного института он был направлен для прохождения службы в Каспийскую экспедицию ЭПРОН, где проявил себя незаурядным корабельным офицером и хорошим организатором. В 1938 году служил в Балтийской экспедиции ЭПРОН.
В 1939 г. Николай Петрович, по ходатайству академика А.И. Крылова, который видел в нём незаурядного специалиста-инженера, поступил учиться в Военно-морскую академию, которую и закончил в 1942 г.

В 1942 г. бригадой авторов, которую возглавлял Николай Петрович, была создана «Справочная книга по аварийно-спасательному, судоподъёмному и водолазному делу». В 1960-е годы под руководством Н.П. Чикера был написан второй справочник «Специалист АСС ВМФ». В обоих случаях Николай Петрович был организатором и мозгом творческого коллектива. В период 1948-1956 гг. Н.П. Чикер был заместителем начальника НИИ АСС и сделал многое для его становления и развития. В это же время, в 1949-1950 гг., он возглавил работы по подъёму лайнеров на Балтике у побережья Германии. Эти работы по постановке крупнотоннажных судов на ровный киль и их подъёму выполнялись по проектам, разработанным на основании идей Н.П. Чикер.
За разработку и коренное усовершенствование методов подъёма крупнотоннажных судов группа специалистов во главе с руководителем Н.П. Чикером была удостоена Сталинской премии за 1950 г.
Большой период деятельности Николая Петровича связан с Черноморским флотом. Сразу после освобождения Крыма, а затем и остального Черноморского побережья, возникла задача подъёма большого количества затопленных кораблей и судов, а, следовательно, разработки проектов судоподъема. Для этих целей под Москвой в г. Зеленодольск под руководством Н.П. Чикера было создано проектное бюро.

29 октября 1955 г. — в Севастопольской бухте в результате подводного взрыва опрокинулся и затонул линейный корабль «Новороссийск». В январе 1956 г. Н.П. Чикера назначили командиром экспедиции особого назначения ЭОН-35 по подъёму линкора. Генеральный план подъёма корабля был разработан Н.П. Чикером. Он был руководителем всех работ на линкоре, включая его перевод из Севастопольской бухты в бухту Казачья.

В августе 1957 г. на Чёрном море на глубине 83 метров затонула подводная лодка М-351 проекта А-615. Работы по спасению подводной лодки выполняло спасательное судно «Бештау». На него прибыли командующий Черноморским флотом В.А. Касатонов и сопровождающие его адмиралы и офицеры. Но настолько был велик авторитет Чикера, что главнокомандующий ВМФ приказал найти Николая Петровича (он ехал в поезде Ленинград — Мурманск) и самолётом доставить на место аварии. Через 15 часов после аварии подводной лодки Н.П. Чикер прибыл на СС «Бештау», вступил в непосредственное руководство спасательными работами. За 84 часа М-351 была поднята с полным составом экипажа.


В мае 1959 г. ему было присвоено звание контр-адмирал. Н.П. Чикер продолжал свою работу на самых трудных участках спасательных работ. В 1962 г. под его руководством подняты две аварийные подводные лодки на Северном флоте. В успехе уникальных работ по подъёму в 1969 г. в Баренцевом море с глубины 200 метров подводной лодки С-80 с использованием СПС «Карпаты» есть большая доля сил, знаний и опыта Н.П. Чикера.
В 1963 году, после неоправданного объединения ВФ и АСС ВМФ Н.П. Чикер был назначен заместителем начальника этой организации и прослужил до увольнения в запас по возрасту в январе 1972 года. Весь этот период был насыщен энергичной работой на флотах, заботами о проектировании и строительстве новых типов спасательных судов, подводных аппаратов, спасательной и водолазной техники. Плоды этой работы видны и сейчас.
Жизнь этого обаятельного человека, строгого к себе, внимательного и отзывчивого к людям, высококультурного и грамотного морского офицера, большого труженика и безупречного семьянина, была непростой.
Николай Петрович Чикер родился 9 августа 1910 года в семье фельдшера, в посёлке Сиверская близ Петербурга. Окончив школу, рабфак, он сочетал работу на заводах с учёбой в институте, который сумел окончить с оценкой «отлично». Затем длительные годы жизни, полной тяжёлых физических и моральных нагрузок, на авариях, других работах в морях, служба в ЭПРОН — АСС.
Были и личные невзгоды — Николай Петрович и верная подруга всей его жизни Надежда Андреевна потеряли единственного сына Юрия в 35-летнем возрасте.
Не обошли Н.П. Чикера и невзгоды сороковых годов. Родная сестра Николая Петровича в 1941 году вместе с «другом» — народным артистом СССР Печковским — ушла к немцам и, будучи его аккомпаниатором, выступала в городах Германии и на оккупированной фашистами территории СССР. Николай Петрович (в этом ещё раз проявилась его безукоризненная порядочность) не отрёкся, а усыновил тогда сына сестры, своего племянника. Что это значило в то время, известно: недоверие, задержки в назначении на высшие должности, многое другое. Но ничто не сломило Николая Петровича Чикера. Он всегда оставался в центре событий, был энергичен и открыт, вёл активную научную и общественную работу.
Н.П. Чикер был другом и заместителем знаменитого Жак-Ива Кусто по международной федерации подводной деятельности, членом ЦК ДОСААФ двух созывов, членом редколлегии издательства «Судостроение». Автор книги «Служба особого назначения», ряда трудов и статей по аварийно-спасательному делу. С 1974 г. — бессменный председатель президиума Совета ветеранов АСС ВМФ.
В его последний, 75-летний юбилей в августе 1985 г., сотни коллег и учеников Николая Петровича участвовали в его чествовании в зале ЦКБ «Малахит», затем в 40-м НИИ. А на следующий день было обильное застолье в родной Сиверской. За столом сидел юбиляр — красивый, с гордо посаженой головой человек, немного смущённый, но с ясным, полным ума взглядом. Его окружали друзья — учёные, адмиралы, главные конструкторы, кораблестроители, родные.
Николай Петрович Чикер скоропостижно скончался 9 октября 1989 г. в возрасте 79 лет там, где и родился — в посёлке Сиверская под Ленинградом.
По морям и океанам ходит мощное спасательное судно «Николай Чикер» как память о выдающемся организаторе аварийно-спасательного дела нашей Родины — России, человеке, достойном поклонения.