Татарстан пытается взять реванш по языковому вопросу. «Татарский из учебного плана ушел, но пришел под названием «родной язык»: в школах республики идут родительские собрания Что с русским языком в татарстане

В школах республики Татарстан наступила вторая четверть, а вместе с ней - перемены и новая неразбериха с языковыми дисциплинами. Напуганные прокурорскими проверками школы наспех вносят изменения в учебные планы, меняя татарский язык на такие новообразования, как "казаневедение", "риторика", "наследие Татарстана" , иные и вовсе ничего не меняют, потому что "нет возможности". Родители, отчаявшиеся писать в прокуратуру запросы об отказе от изучения неродного татарского, недоумевают, почему вместо более глубокого изучения русского языка дети "шатаются по коридорам" в часы национального языка, а местные власти, как заколдованные, повторяют мантру про "компромиссный вариант с федеральным центром". Тем временем приближается 1 декабря - день, ставший для Татарстана "днем икс", - обозначенный президентом РФ срок, до которого власти республики должны довести объем изучения русского языка до рекомендованного Минобром уровня. За пару дней до этого острую проблему рассмотрят в Госсовете республики. Об особенностях нового этапа лингвистического конфликта в Татарстане читайте в материале Накануне.RU .

"Ничего не изменилось, только хуже стало, родители в отчаянии, не знают, что делать. Дети в коридорах, фактически беспризорные!" - рассказала мама восьмиклассника Инесса Гудочкина .

В школе, где учится ее ребенок, объемы изучения русского языка довели до рекомендованных Министерством образования объемов: три часа в неделю - "русского языка" и два часа - "родного русского языка" . Согласно образовательным программам школ Татарстана, это два разных предмета. У школ, а, следовательно, и у русскоязычных родителей, возникла новая проблема - отсутствие учебных планов и пособий для преподавания "родного русского". Из-за этого дети, чьи родители отказались от родного татарского языка, вынуждены бездельничать, пока их сверстники занимаются изучением национального языка республики. Этот факт вкупе с давлением на родителей приводит к тому, что они отзывают свои заявления, соглашаясь на возвращение к татарскому.

"Многие родители забрали свои заявления. Им звонили из школы домой, просили, они переписали заявления. Давление на родителей идет колоссальное. Предложили моего сына-отличника перевести в класс послабее. Он согласился. Пообещали, что там вместо татарского языка дети будут изучать какой-то другой предмет. В итоге другого предмета нет, он у меня остался "коридорным", девать его некуда. Он и еще два мальчика сидят на том же татарском, но на задних партах и делают свои уроки. Так во многих школах" , - поделилась Инесса.

Во многих, но не во всех. Мама второклассницы Рая рассказала о положительных изменениях в школе, где учится ее дочь.

"У нас довели количество уроков русского языка и литературы до требований, предъявляемых Министерством образования и науки РФ. И вместо татарского языка (которого раньше было четыре урока в неделю) сделали родной язык (в объеме два урока в неделю). В эти часы класс теперь делится на две подгруппы. Те, кто выбрал русский язык, изучают родной русский (в настоящий момент - без учебников), те, кто выбрал татарский - изучают родной татарский язык" , - рассказала она корреспонденту Накануне.RU .

Правда, возникла новая проблема: администрация школы не может угодить всем родителям - одни хотят, чтобы ребенок учился пятидневку, другие - исключить "родной русский".

"Учебные планы с родным языком невозможно реализовать при пятидневной учебной неделе - в СанПиН не укладываемся. У нас не вводят учебный план без родного языка, как я понимаю, в том числе и из-за того, что тогда русскоязычные дети начнут претендовать на пятидневку. А те, кто хочет изучать татарский язык, вынуждены будут учиться по шестидневке. А так - мол, никому не обидно. У всех шестидневка. А то, что наши дети чем-то непонятным занимаются на ненужных им уроках родного русского языка (потому что глупо это - делить русский язык на "государственный" и "родной" для детей - носителей русского языка), никого не волнует" , - добавила родительница.

Проходить на "родном русском" программу "русского языка" дети не могут: тогда возникнет перекос в скорости усвоения программы теми, кто выбрал для изучения русский язык как родной, и теми, кто выбрал для изучения татарский язык как родной, пояснила она.

Чтобы наполнить урок "родного русского" содержанием, директора исхищряются как могут. Где-то вводят "казаневедение", где-то "риторику", а где-то "наследие Татарстана".

"В одной из школ Татарстана на уроках родного русского языка даже на ложках играть учатся!" - добавила она.

Отдельного внимания заслуживает содержание уроков татарского языка, где зачастую отсутствует дисциплина. Это подтверждает и тот факт, что после выпуска из школы дети не владеют национальным языком на разговорном уровне. А в некоторых школах учителя татарского и вовсе пытаются заниматься политпросвещением .

"Меня волнуют национальные классы в школах. У сына есть друг из татарского класса, они встречаются на перемене. Он рассказывает, что им учительница по татарскому, она у них классный руководитель, говорит, что Путин плохой , что якобы государство Татарстан самостоятельно , что у нас свои законы и Путин не имеет право вмешиваться, говорит, что Иван Грозный был плохим, а татары самоотверженно защищались от него. Учителя татарского таким образом обрабатывают детей, воспитывают маленьких сепаратистов. А после родительского собрания, когда я написала отказ от изучения татарского, учитель сказала моему сыну: "Иди в класс, учись. А если не хочешь учиться, езжай в Москву и Россию" , - вспоминает Инесса Гудочкина откровенно сепаратистские высказывания.

"Как на Украине "онижедетей" воспитали, так и у нас. Когда я училась, у нас не было такого разделения, мы не задумывались, кто по национальности татарин, а кто русский. А теперь в школе делят на татар и на русских. Вроде, Кремль заявляет о принципе добровольности, но в реальности его нет" , - добавила она.

Кремль, действительно, выступает за добровольное изучение национальных языков в российских школах. Позицию федеральных властей на прошлой неделе напомнил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков .

"Все будет в соответствии с законодательством - национальные языки изучаются на добровольной основе. Это правило для всех национальных республик, исключений не будет ни для кого" , - заявил РБК федеральный чиновник.

Заявление Кремля местные власти проигнорировали, рассказал член родительского комитета русскоязычных родителей, председатель Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов .

"Заявление Кремля никак не повлияло на ситуацию. Школы с этой нахлынувшей проблемой воюют в одиночку, воюют против родителей - не только русскоязычных, но и татар. Идет настоящая война школы против родителей. Действуют запугиванием, на детей давят, при проведении бесед требуют убрать мобильные телефоны, чтобы родители не могли записать на диктофон или на видео этот разговор и потом пожаловаться в прокуратуру. Больше никакого регулирования со стороны регионального руководства нет. Школы не допускают, чтобы во время отсутствующего у части школьников татарского языка они учили русский язык в полном объеме. Ведут себя как собака на сене. Конечно, ведь те дети, которые в это время будут учить русский и литературу, окажутся потом более конкурентоспособными, легче поступят в вузы, и так далее. Доходит до того, что требуют на это время покинуть школу!" - отметил в разговоре с Накануне.RU Михаил Щеглов.

Конкретику в разрешение наболевшего вопроса внес 24 ноября во время рабочей поездки в Казань полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе (ПФО) Михаил Бабич .

"Минобразования РФ разработало методические указания по реализации права граждан на изучение государственных языков республик, входящих в состав РФ. Впервые в учебных планах в части, формируемой участниками образовательных отношений, предусматривается возможность до двух учебных часов в неделю на изучение государственного языка республики" , - сообщил Бабич журналистам.

Полпред добавил, что во всех республиках Поволжья изменены учебные планы, а количество часов русского языка доведено до установленного и рекомендуемого Министерством образования РФ, во всех регионах округа организована, а где-то уже завершена работа по выбору детьми и их родителями или законными представителями родного языка. Соответствующие методические указания, по его информации, Минобрнауки РФ направит в регионы в ближайшее время.

"Тем самым, вопросы изучения русского языка, а также родных языков и государственных языков республик и нормативно, и методологически будут окончательно урегулированы. И тем самым поручение президента РФ будет выполнено в полном объеме. Далее практической деятельностью органов государственной власти регионов необходимо довести эти вопросы до фактического исполнения" , - отметил полпред, его слова приводит РИА Новости.

При этом нельзя утверждать, что власти Татарстана игнорируют проблему. Языковой вопрос поднимался на заседаниях госсовета республики в конце ноября и начале октября.

"Как государственный язык может быть добровольным? Он добровольный в Швейцарии, где из четырех языков выбирают один. А у нас один государственный язык нашего субъекта . Я согласен, нам надо работать над риторикой, над количеством часов. Мы эти вопросы понимаем и эту работу ведем! Если кто-то хочет сказать, что президент республики не реагирует, не занимается - я работаю над этим вопросом, и не надо его политизировать!" - взволнованно заявил президент республики Рустам Минниханов и попросил прокуратуру все претензии адресовать ему, а не директорам школ.

"К директорам школ так относиться нельзя. Завтра я должен с ними организовывать выборы. В преддверии выборов разве такие вещи можно делать? Или специально это делается, чтобы в Татарстане было плохо по отношению к нашему президенту Владимиру Владимировичу Путину?" - недоуменно вопрошал глава региона.

Минниханов согласился: за 20 лет законы республики несколько устарели и требуют внесения коррективов.

Обсуждение продолжилось 8 ноября на заседании госсовета. Тогда президент республики призвал школы "сохранять спокойствие" и заверил учителей татарского, что те не останутся без работы.

Разговор продолжится незадолго до знакового для республики дня - установленного президентом срока для проверки добровольности изучения татарского в школах. 29 ноября на заседании госсовета парламентарии рассмотрят "вопрос о преподавании и изучении государственных языков Республики Татарстан и родных языков народов, проживающих в Республике Татарстан".

Тем временем, министр образования и науки республики Энгель Фаттахов обивает пороги кабинетов Министерства образования РФ в попытках утвердить "компромиссный вариант". Об этом пишут местные СМИ.

"Во вторник на приеме у чиновника Минобрнауки РФ я рассказала о текущей ситуации в школах и поинтересовалась, что решено насчет татарстанского "компромисса". Он мне ответил, что вариант учебного плана от Татарстана у них "лежит"… По его словам, Энгель Фаттахов бывает в министерстве через день, "ходит из кабинета в кабинет" и всюду ему отвечают одно и то же: "Ваш вариант прекрасен, если его одобрит высшее руководство страны. Ведь ваш вариант с двумя часами обязательного татарского не согласуется с поручениями президента России" , - пересказала свой диалог с сотрудником Минобрнауки РФ активистка интернет-сообщества "Елабужский контроль образовательных организаций" Оксана Ермакова .

Успеют ли власти Татарстана смириться с необходимостью выполнять поручения президента РФ и вернется ли регион в правовое пространство остальной России, станет ясно уже скоро - 1 декабря. На следующий день после "дня икс" русскоязычные родители республики планируют масштабный митинг в поддержку решений Путина, но, как и следовало ожидать, его согласованию препятствуют местные власти. К слову, не в восторге они и от деятельности организаторов - комитета русскоязычных родителей. На днях человек, представившийся представителем МВД, звонил "за дачей показаний" администратору группы комитета "Вконтакте" Инессе Гудочкиной.

В противовес деятельности русскоязычных родителей активизируются татарские семьи, который выкладывают в сеть видео со страдающими без татарского языка детьми. Что странно, на одном из таких роликов девочка говорит на русском.

"Это настоящая информационная война, в которую суют детей" , - прокомментировала Инесса Гудочкина.

Подпишитесь на нас

Министерство образования и науки Татарстана должно сделать акцент на обеспечении высокого уровня знаний и владения русским языком. Об этом в ежегодном послании Госсовету заявил президент республики Рустам Минниханов. Заявление примечательное — еще пару месяцев назад глава вышеупомянутого ведомства Энгель Фаттахов заявлял, что в регионе нет проблем с изучением русского и татарского языков.

Архивное фото

Изучение татарского языка в общеобразовательных учреждениях республики является обязательным, поскольку в Конституции Татарстана за русским и татарским языками закреплен статус государственных. При этом в последнее время родители учеников отдельных классов стали инициировать коллективные обращения к руководству как учебных заведений, так и министерств образования России и Татарстана, а также прокуратуры, в которых речь шла либо от отказе от уроков татарского языка, либо о сокращении часов, отведенных на изучение предмета. Многие родители жалуются на недостаточное количество уроков по изучению русского языка.

Разумеется, это рождает ответную реакцию, которая сводится к тому, что "раз вы живете в Татарстане, то обязаны знать татарский". Но эта реакция, скажем так, неформальная. Формальная же заключается в том, что чиновники признают недостатки в преподавании татарского языка, прежде всего по причине нехватки кадров и достаточно сложной программы, что является следствием не слишком удачной проработки методики преподавания. В то же время в профильных ведомствах республики отмечают, что результаты ЕГЭ по русскому языку в Татарстане являются одними из лучших в России.

Следовательно, проблемы нет? Если судить по заявлению министра образования и науки Татарстана Энгеля Фаттахова, нет.

"У нас все нормально. Мы федеральные стандарты выполняем, ничего не нарушаем. По Конституции РТ у нас два государственных языка. На мой взгляд, президент России не имел в виду Татарстан", — заявил министр в июле этого года. Так он прокомментировал выступление президента России Владимира Путина на заседании совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле. Тогда президент заявил о недопустимости принудительного изучения неродных языков.

Владимир Путин подчеркнул на заседании совета, что русский язык — "естественный духовный каркас" страны, и знать его должен каждый. "Изучать эти языки — гарантированное Конституцией право, право добровольное. Заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов Российской Федерации", — подчеркнул Путин.

Судя по сегодняшнему выступлению Рустама Минниханова, заявлениями "у нас проблем нет" вопрос закрыть не удалось. "Особого внимания требуют вопросы языковой политики. При сохранении приоритетов изучения государственных и родных языков министерству образования и науки республики надо сделать акцент на обеспечение высокого уровня знаний и владения русским языком", — сказал Минниханов.

Вместе с тем, по словам главы республики, необходимо совершенствовать методику преподавания татарского языка как государственного языка Татарстана, а также подготовку и переподготовку учителей. В целом при изучении языков, по его мнению, следует развивать прежде всего коммуникативные навыки.

"Эти задачи неоднократно ставились перед министерством образования и науки республики. Однако эффективность проводимой работы по-прежнему невысока и вызывает обоснованные нарекания граждан. Министерству, как центру ответственности, следует сделать соответствующие выводы и принять необходимые меры", — подчеркнул Минниханов.

По случайному совпадению или нет, но в день выступления президента Татарстана перед Госсоветом в социальных сетях начали распространять заявление, которое приписывают Энгелю Фаттахову. Якобы на одном из совещаний в министерстве он заявил, что "у нас государственный язык татарский, поэтому в следующий раз совещания будут на татарском языке".

"Так же и по служебным вопросам заходя ко мне, говорите по-татарски. Если не знаете татарского, то просите своих подчиненных Вам на бумажке написать текст, зайдете и прочитаете", — продолжил свою речь министр.

Вот только новость об этом появилась в прессе республики еще пять лет назад, когда Фаттахов только занял пост министра образования. И были эти слова произнесены в самом деле или нет — неизвестно, ссылались на "анонимный источник".

Хотя, в общем, сегодняшнее заявление президента Татарстана оснований для разночтений не оставляет. Не очень, правда, понятно, каким образом планируется исправлять ситуацию , которая складывалась годами. И как скоро это будет сделано.

Рособрнадзор продлит проверку в школах Татарстана на добровольность изучения татарского языка. Как выяснили родители, ревизоры задержатся у нас до конца октября. Тем временем школы, выполняя прокурорские предписания, проводят родительские собрания. Их задача - ознакомить пап и мам с вариантами учебного плана и совместно выбрать удовлетворяющий всех вариант. Вчера корреспондент «Вечерней Казани» побывала на одном из таких собраний - для родителей девятиклассников в казанской гимназии №19.

В 18.30 актовый зал был заполнен наполовину. Сидевшие рядом с автором этих строк мамы учеников оживленно перешептывались: «И зачем нам этот татарский? Мой ребенок все равно в Москве поступать будет», - возмущалась одна. «Да пусть этот татарский останется, - махнула рукой другая. - Лишь бы после девятого нас из гимназии не выкинули. Завуч сказала, что будет только три десятых класса. В полном составе перейдут классы А и Б. А из нашего несколько человек всего возьмут...»

К микрофону вышел замдиректора Артур Галиахметов - и сразу перешел к делу.

Учебный план согласно закону «Об образовании» принимает сама школа. То есть никто, кроме нас... Почему мы вас позвали? Сегодня мы вас познакомим с учебным планом. В связи с изменениями, которые произошли. Посмотрите, татарский язык из учебного плана ушел, - показал он на плохо читаемый в освещенном зале слайд на экране. - Но пришел под другим названием - «Родной язык». Почему? Потому что в федеральных образовательных стандартах нет понятия «татарский язык» - есть понятие «родной язык»... Кстати, статья 14-я закона гласит, что регионы вправе вводить в образовательных учреждениях свои государственные языки. В Татарстане это русский и татарский.

Для кого-то он, возможно, чувашский, удмуртский, турецкий, китайский, для кого-то, может быть, и русский, - выдержал паузу замдиректора. - Но русский по ФГОС родным быть не может. Обратите внимание - уроки русского языка и литературы у нас по количеству не изменились.

Если русский язык не может быть родным и он в программе и так есть, тогда чего мы здесь собрались? - поинтересовался из зала солидного вида отец.

А если для моего ребенка родной китайский, вы предоставите ему одному возможность изучать китайский? - задал вопрос другой папа.

Должно быть заявление: «согласен/не согласен на татарский язык», а вы нам про «родной язык»! - возмутилась группа мам с передних рядов. Зал загудел.

По этому заявлению работаем не только мы - все школы, - попытался снизить градус замдиректора.

Неправда! В других школах предлагают на выбор четыре варианта учебных планов, - возразили родители.

Родители, давай не будем устраивать шум. Это не базар - это школа, - призвал к порядку Галиахметов. - Объясняю: это заявление нам нужно, чтобы вести образовательную деятельность. Я не заставляю вас написать «татарский язык» или «русский» - можете написать хоть какой язык. В любом случае большинство выбирает тот язык, о котором мы говорили, - татарский. Те дети, которые выберут другие языки, - по ним будем искать варианты. До сих пор сверху нам еще не спустили универсальное решение по тем, кто выбирает не татарский, понимаете? Пожалуйста, выбирайте русский - никаких проблем. Но русского в чистом виде не будет.

Повисла гробовая тишина: родители пытались осмыслить сказанное.

Если выберем татарский, тестирование сохранится (единое республиканское тестирование по татарскому языку для девятиклассников . - «ВК» )? - осторожно поинтересовалась одна из мам.

Тестирование не является пропуском на ОГЭ, оценка не идет в аттестат. Никаких проблем, - бодро заверил с трибуны представитель школьной власти.

Но она влияет на общую успеваемость, - скептически заметил отец солидного вида.

Так как ситуация изменилась, возможно, по ЕРТ тоже будут изменения, решение минобром еще не принято… Просто напишите заявления... А татарский у нас будет, просто в мягкой форме, - устало вздохнул Артур Галиахметов.

Покажите, пожалуйста, учебный план, - не сдавались родители.

Тут на авансцену вышел директор 19-й гимназии Андрей Талманов и опытной рукой управленца (до того, как возглавить в 2016 году гимназию, он занимал пост замруководителя аппарата исполкома Казани . - «ВК» ) повернул родительскую мысль в иное русло. Директор напомнил родителям, что они выбрали для своих детей «передовое учебное заведение, которое входит в топ-200 лучших школ России».

Поэтому у нас свой, индивидуальный учебный план, не первый, не второй и не третий. Это я вам точно говорю. У нас профессора занимаются с детьми… Уважаемые родители, вам сейчас надо думать не об уменьшении нагрузки татарского языка… Дорогие мои, вам надо думать вообще об успеваемости детей, профориентации, о десятом классе. Ситуацию в гимназии вы прекрасно знаете. У нас обучается полторы тысячи учеников, гимназия рассчитана на 900 мест. Я смогу сделать «сальдо-бульдо» только за счет вас, - по-голливудски улыбнулся родителям Андрей Талманов.

Затем он обратился к тем папам и мамам, которые склонялись к выбору родного русского: дескать, учителя-русоведы в гимназии уже сейчас перегружены - на одного педагога в среднем приходится 30 часов. И если гипотетически представить, что 132 часа татарского нужно будет заменить русским, то ему, «как и директорам еще двух тысяч школ республики», придется днем с огнем искать учителей русского языка.

На этом директор закрыл собрание, предложив родителям пройти в классы и заполнить розданные бланки заявлений.

Однако в классы пошли не все. Часть родителей направилась к выходу и принялась на улице обсуждать, стоит ли что-то подписывать. Одни паниковали, придавленные необходимостью выбора, другие шутили: «Надо "японский" написать. Пусть предоставят». «Русский» писать бессмысленно, они все равно скажут, что учителей не хватает, но есть безработные учителя татарского». «Что бы мы ни написали, будет татарский», - сделал вывод из всего происходившего все тот же отец солидного вида.

Тем временем редкое единодушие проявили в Бугульме руководство гимназии №7 и родители учащихся. На общешкольном собрании 23 октября они выбрали учебный план №2, рассчитанный на шестидневку, согласно которому родители могут сами формировать вариативную часть образовательной программы. «Мы выбрали английский, биологию, краеведение и проектную деятельность. Это обязательные предметы, по которым будут выставляться оценки, - рассказала «Вечерней Казани» мама ученика 6-го класса Надежда Ушанова. - В нашем классе изучать родной (татарский) никто не пожелал, но на факультативный татарский написали заявления несколько человек, причем не только татары». По словам родительницы, к такому консенсусу родители и администрация гимназии пришли после горячих дискуссий и многомесячной переписки с надзорными органами. Директор гимназии Анатолий Шалев, которого в соцсетях уже окрестили героем нового времени, от комментариев отказался.

Напомним, сейчас во многих школах Татарстана учебный план №3, в котором предусмотрено три часа того самого «родного языка» с оценками в дневнике.

В Татарстане вновь стала актуальной тема преподавания русского и татарского языков в школе. Местное Общество русской культуры направило письмо министру образования и науки РФ Ольге Васильевой, заявив о «страдании по крайней мере половины детей» региона: им преподают «фактически ненужный предмет “татарский язык”» в ущерб русскому языку и литературе. Ранее о недопустимости сокращения часов изучения русского языка заявлял Владимир Путин. Чиновники Татарстана заявляют об отсутствии в регионе проблем с языками. Эксперты, напомнив об истечении срока договора о разграничении полномочий между Татарстаном и РФ, ждут от федерального центра «политического решения».


Вчера Общество русской культуры Татарстана сообщило, что совместно с Комитетом русскоязычных родителей республики подготовило обращение к министру образования и науки РФ Ольге Васильевой о «ситуации с изучением языков» в регионе. Общественники заявляют, что руководством республики она «доведена до предела» и, несмотря на то, что «о проблеме уже заявил президент России… страдания по крайней мере половины детей в республике… продолжатся с нынешнего 1 сентября». Активисты отмечают, что русскоязычные школьники региона изучают русский язык и литературу в сокращенных объемах. К тому же посещают «по 5-6 уроков в неделю фактически ненужного предмета “татарский язык”». «Очевидно, что в целом ситуация в нашем регионе уже представляет угрозу для безопасности страны»,- говорится в обращении. Активисты выражают надежду, что госпоже Васильевой, которая родилась в Бугульме, «удастся не только легко и быстро разобраться в ситуации, а найти пути ее исправления»: «Очевидно, что обучение… русскоязычных детей татарскому языку не дает никакого эффекта для сохранения татарского языка, и что упор здесь необходимо сосредоточить на его носителях и желающих изучать».

Обращение написано спустя месяц после выступления Владимира Путина на выездном заседании Совета по межнациональным отношениям в столице Марий Эл Йошкар-Оле. «Заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов»,- сказал тогда президент. Он отметил, что русский язык «знать должен каждый», это «государственный, язык межнационального общения и его ничем заменить нельзя». Вместе с тем другие языки, как считает господин Путин, не должны изучаться в обязательном порядке: «Языки народов России - это тоже неотъемлемая часть самобытной культуры народов России. Изучать эти языки - гарантированное Конституцией право, право добровольное».

Вместе с тем в Татарстане татарский язык преподается в школах в обязательном порядке. Это предусмотрено региональным законом 1992 года. Он гарантирует, что оба языка в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах. Татарский и русский - государственные языки в Татарстане, согласно Конституции республики.

В 2011 году сторонники Общества русской культуры уже направляли письмо тогдашнему президенту России Дмитрию Медведеву, в котором указывали, что в Татарстане «дети за весь период обучения получают вместо 1,2 тыс. всего 700 часов русского языка». В этом году активисты провели в Казани митинг «против языковой тирании». Однако он собрал не более 50 человек.

Глава Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов вчера сообщил “Ъ”, что новое обращение к Ольге Васильевой планируется передать «лично в руки» на Общероссийском родительском собрании 30 августа. Копия письма уже направлена по почте. К обращению прикреплены документы и прежняя переписка родителей с региональными и федеральными чиновниками, которая «не дала результата». Господин Щеглов рассчитывает, что в связи с заявлением Путина будет принято «кардинальное решение вопроса», вплоть до изменения языкового законодательства республики.

Вместе с тем в Министерстве образования и науки Татарстана отрицают, что русскоязычные школьники в регионе испытывают какие-либо проблемы. «У нас есть Конституция республики, есть закон о языках, закон об образовании, два государственных языка: русский язык и татарский язык»,- комментировал прежде заявление Владимира Путина региональный министр Энгель Фаттахов. Он отмечал, что в Татарстане работают по федеральным стандартам: «В этом плане у нас нарушений нет. Все наши действия согласованы с Министерством образования РФ». А вице-президент Академии наук Татарстана Рафаэль Хакимов заявлял “Ъ”, что если госязыки в республиках не будут преподаваться в школах, то это грозит «ликвидацией республик»: «В чем тогда будет отличие республики от Кировской области?»

Политолог, профессор Казанского национального исследовательского технологического университета Сергей Сергеев полагает, что на этот раз «есть шанс», что федеральный центр может отреагировать на обращения родителей. Он напоминает, что сейчас отношения между республикой и федеральным центром достаточно сложны в связи прекращением договора между Татарстаном и РФ: «Я думаю, в Кремле хорошо осведомлены о проблемах с преподаванием языков в республике. Руководство Татарстана могут вежливо попросить привести региональное законодательство в соответствие федеральному». Он считает «компромиссным вариантом», если в части школ будут изменены учебные планы и русский язык будет преподаваться в тех же объемах, что и в других регионах. «В любом случае решение в отношении Татарстана будет политическим. И в случае, если оно не будет принято, это тоже политическое решение»,- заключает эксперт.

Энгель Фаттахов заранее сказал Юрию Чайке твердое нет: татарский язык остается обязательным для всех предметом в школах республики

«Родители всех школьников Татарстана должны знать — появилась реальная возможность изучать татарский язык добровольно или не изучать его совсем», — на подобные сообщения, массово распространяемые через мессенджеры и соцсети, отреагировали власти РТ, заодно ответив и на документ, опубликованный на сайте Кремля. Прокуратура РТ пока не получала задания из Москвы о соответствующих проверках. Но, похоже, если политики и эксперты не сядут за стол переговоров, «лобовое столкновение» неизбежно.

Главный защитник татарского языка в школах Татарстана — вице-премьер и глава минобразования РТ Энгель Фаттахов — выступает последовательно / Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРИЗЫВЫ ПО ОТКАЗУ ОТ ИЗУЧЕНИЯ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА ПРОТИВОРЕЧАТ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ»

Татарстанские власти прервали молчание по вопросу об обязательном изучении татарского языка в школах республики, продолжавшееся с момента поручения президента РФ в адрес российской генпрокуратуры, обнародованного 28 августа. Согласно ему ведомство Юрия Чайки до 30 ноября должно проверить обеспечение изучения «родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации, на добровольной основе по выбору их родителей (законных представителей)». Аналогичного рода требование выдвинуто и главам регионов, срок доклада — до 1 декабря.

И вот вчера вечером минобрнауки РТ на своем сайте опубликовало «Разъяснение министерства образования и науки Республики Татарстан по вопросу обучения татарскому языку в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан». Поводом стало распространение в социальных сетях и мессенджерах призывов к отказу от изучения татарского языка в образовательных учреждениях.

Ведомство Энгеля Фаттахова непреклонно. «В качестве государственного языка Республики Татарстан Конституцией Республики Татарстан (статья 8) и законом Республики Татарстан „О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан“ устанавливается наряду с русским татарский язык. В соответствии с федеральным законодательством законами РТ „Об образовании“ и „О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан“ предусмотрено его изучение как государственного языка Республики Татарстан в сфере общего образования», — говорится в разъяснении минобрнауки Татарстана.

После этого вновь приводится известное постановление Конституционного суда России от 2004 года, согласно которому изучение в общеобразовательных учреждениях русского и татарского языков как государственных языков в Республике Татарстан признано не противоречащим Конституции Российской Федерации. Соответственно, татарский язык как обязательный предмет подлежит изучению во всех общеобразовательных учреждениях РТ. Таким образом, распространяемые в социальных сетях призывы (и образцы заявлений) по отказу от изучения татарского языка противоречат действующему законодательству и вводят в заблуждение родителей учащихся.

Таким образом, власти Татарстана продемонстрировали, что пока не собираются сдавать позиций в этом вопросе, несмотря на прямое поручение президента России Владимира Путина генпрокурору РФ.

В последние дни в родительских рассылках в популярном мессенджере было распространено сообщение с призывами к родителям отказаться от изучения татарского языка в школах и детских садах Фото: kpfu.ru

«НЕ ВЕДИТЕСЬ НА ЛОЖЬ»

Действительно, в последние дни в родительских рассылках в популярном мессенджере WhatsApp было распространено сообщение с призывами к родителям отказаться от изучения татарского языка в школах и детских садах. В нем, в частности, говорилось: «Родители всех школьников Татарстана должны знать — появилась реальная возможность изучать татарский язык в школах и детских садах добровольно или не изучать его совсем. Для этого нужно всего лишь написать заявление в свободной форме на имя директора школы или заведующей детским садом и зарегистрировать его у секретаря. Исполняя распоряжение президента России Путина В. В., они обязаны будут освободить вашего ребенка от обязательного изучения татарского языка. Распоряжение о добровольности изучения национальных языков входит в перечень поручений президента и находится на сайте Кремля... Исполнение контролируется Генеральной прокуратурой РФ и Рособрнадзором. И еще. Школьная администрация вводит в заблуждение (откровенно врет) об обязательном экзамене по татарскому языку в конце 9 класса. На самом деле это не экзамен, а ДОБРОВОЛЬНОЕ тестирование. Никакого отношения к ГИА, ОГЭ это не имеет и не является допуском к сдаче остальных экзаменов. Обязательны экзамены только по русскому языку и математике. Не ведитесь на ложь».

При этом участники сообщества «ВКонтакте» «Комитет русскоязычных родителей Татарии» — аналогичных сейчас на просторах соцсетей немало — выкладывают в своей группе подробные инструкции, куда и к кому обращаться с заявлениями об отказе изучения татарского языка с образцами этих самых заявлений.

В ответ на это сообщение появилось другое, рассылаемое уже не в родительских, а в учительских чатах, которое разъясняло, что поручение президента России касается не государственных языков республик, а родных. «Путин говорил о родных языках, в Татарстане это чувашский, марийский, удмуртский и так далее. Есть школы, где эти языки преподаются, естественно, добровольно. Татарский язык — государственный и преподается как государственный. Об этом есть решение Конституционного суда РФ. Быть против культуры и языка целого народа — это бытовой шовинизм». Впрочем, авторы этой рассылки заблуждаются: в поручении на сайте Кремля речь идет как раз и про родной, и про государственный язык.

Именно для того, чтобы поставить точку в этом споре, а также остановить нарастающую истерию, по всей видимости, и появилось вышеупомянутое официальное заявление министерства образования Татарстана.


В КАЗАНСКОМ КРЕМЛЕ НЕ ВСЕ ДОВОЛЬНЫ ЖЕСТКОЙ ПОЗИЦИЕЙ ЭНГЕЛЯ ФАТТАХОВА?

Главный защитник татарского языка в школах Татарстана — это вице-премьер и глава минобразования РТ Фаттахов, который выступает последовательно. Сразу же после известного заявления Путина в Йошкар-Оле он говорил журналистам, что никаких нарушений в республике нет: «У нас есть Конституция Республики Татарстан, есть закон о языках, закон об образовании, у нас два государственных языка: русский и татарский. Мы работаем по форме федерального стандарта, в этом плане у нас нарушений нет».

При этом во вчерашнем разъяснении ведомства Фаттахова присутствует и несколько двусмысленная формулировка: «На основании предложений межведомственной комиссии по реализации поручений президента Российской Федерации по итогам заседания совета при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, состоявшегося 20 июля 2017 года в городе Йошкар-Оле, премьер-министром Республики Татарстан А. В. Песошиным принято решение о доведении с 1 января 2018 года объемов изучения русского языка до объемов, рекомендуемых министерством образования и науки Российской Федерации. Также прорабатываются иные меры по совершенствованию языковой политики в Республике Татарстан». Получается, что до этого в республике все-таки игнорировали рекомендации федерального минобрнауки? Кроме того, в случае увеличения объемов изучения русского языка возникает вопрос о дополнительных часах татарского языка — требование о равных объемах изучения заложено в татарстанский закон о языках.

Также обращает на себя внимание, что последнее решение принимает Алексей Песошин , для которого сфера языка и культуры не близкая. С одной стороны, он таким образом прикрывает вышестоящую инстанцию, сохраняя люфт для дальнейшего маневра. С другой, русская фамилия премьер-министра РТ в данном случае выглядит некоторым реверансом в сторону Москвы.

При этом, по словам информированных источников «БИЗНЕС Online», в казанском Кремле есть и недовольные жесткой позицией Фаттахова. В частности, называют имена руководителя департамента аппарата президента РТ по вопросам внутренней политики Александра Терентьева и непосредственно подчиняющемуся ему главы управления по реализации национальной политики Данила Мустафина , которые якобы пишут на самый верх записки, призывающие к компромиссу с Москвой. Один из собеседников газеты утверждает, что Терентьев давний сторонник того, чтобы дети не из татарских семей изучали татарский на добровольной основе.

А сторонники позиции Фаттахова продолжают апеллировать к п. 3 ст. 14 федерального закона «Об образовании», где сказано, что преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации может вводиться в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. В ФГОСе сказано, что учебные планы «обеспечивают <...> возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации». Принцип добровольности нигде прямым текстом не оговаривается, как и по другим предметам школьной программы. Значит, если и можно вносить изменения в эту систему, то только через принятие новых федеральных законов, которые должны пройти через Госдуму и Совфед.

Федеральное минобразования, напомним, заняло двойственную позицию. Министр Ольга Васильева так и не дала ясный ответ на вопрос, должны ли быть национальные языки обязательными для изучения. «Когда мы говорим о насильственном, недобровольном [изучении языка]... Хотя я думаю, что каждый случай надо рассматривать отдельно... Мне кажется, не совсем правильно, если ты родился и живешь на территории Башкирии или Татарстана и не знаешь языка на бытовом уровне. А татарский язык такой богатый. Поэтому надо рассматривать каждый отдельный случай. И мы это делаем», — сказала она, вспомнив и про вышеупомянутое решение Конституционного суда. Но рецепт «рассматривать индивидуально» на практике не очень-то и работает.

Последнее решение принимает Алексей Песошин, то есть премьер-министр Татарстана с русской фамилией оказывается главным проводником политики изучения национальных языков / Фото: «БИЗНЕС Online»

ДЕЛО ПОЙДЕТ ПО «БАШКИРСКОМУ СЦЕНАРИЮ»?

Даже яростные сторонники сохранения нынешнего статуса-кво в отношении изучения татарского языка в школах признают, что в республике вполне возможно развитие событий по «башкирскому образцу», и оно в конечном счете приведет к тому, что татарский язык будет изучаться только на добровольной основе.

«Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского», — напомним, что эти громкие слова президента России на июльском совещании в Йошкар-Оле были спровоцированы ситуацией в соседней республике. Там в одной из школ Уфы возник комитет по защите прав русскоязычных школьников, который пожаловался прокурору РБ Андрею Назарову на навязывание преподавания башкирского языка. Тот учинил проверку свыше трехсот школ Башкортостана, по итогам которой 25 мая вынес представление на имя главы республики Рустэма Хамитова . Суть претензий заключалась в том, что башкирский язык школы вносили в обязательную часть программы, причем кое-где в ущерб русскому.

Далее последовала череда заявлений самого Хамитова, а также министра образования и науки РБ Гульназ Шафиковой , не всегда последовательных, а иногда даже противоречащих друг другу. Там тоже поначалу делали акцент на разнице в правовом статусе башкирского языка как «родного» и как «государственного». Мол, часы родного языка действительно должны быть по выбору, а часы государственного — для всех. Но в итоге это не сработало. 22 августа на сайте прокуратуры РБ появилось разъяснение по этому вопросу: «В школах может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации, граждане имеют право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации (ст. 14 федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“). Таким образом, законом закреплено право, а не обязанность по изучению родных языков и государственных языков субъектов Российской Федерации». И далее: «Преподавание родных языков, в том числе башкирского языка вопреки согласию родителей (законных представителей) учащихся не допускается. За нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина предусмотрена уголовная ответственность по ст. 136 УК РФ». В итоге вопрос спустили на уровень школ: с родителей правдами и неправдами собирают заявления о том, что они хотят учить башкирский. Министр образования РБ Шафикова недавно отрапортовала, что 80% родителей заявления написали.

В прокуратуре Республики Татарстан «БИЗНЕС Online» сообщили, что в настоящее время задание Генеральной прокуратуры Российской Федерации по данному вопросу не поступило, проверки в данной сфере прокуратурой республики пока не проводятся. Тем не менее обострение, похоже, становится неизбежным. Пока что разворачивается конфронтационный сценарий — на уровне властей идет юридический спор с обменом «любезностями» через опубликованные на сайтах документы. На уровне общественности и родителей идет усиленная эмоциональная накачка, которая может небезобидно кончится. Казалось бы, всем давно ясна аксиома: вопросы языка и национальной политики настолько тонкие и чувствительные, что обращаться с ними нужно предельно деликатно. Не пора ли сторонам сесть за стол переговоров и прийти к компромиссу, не накапливая счет взаимных обид и недопонимания?

Даже яростные сторонники сохранения нынешнего статус-кво в отношении изучения татарского языка признают, что в республике вполне возможно развитие событий по «башкирскому образцу»
Фото: Максим Богодвид, РИА «Новости»

«ВОПРОС О ЯЗЫКАХ — КАК ПОСЛЕДНЯЯ СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА ЗА СУВЕРЕНИТЕТ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» по-разному оценивают сложившуюся ситуацию.

Михаил Щеглов — председатель общества русской культуры РТ:

— К сожалению, в данном разъяснении минобраза РТ ничего не говорится о поручении генпрокуратуры исследовать добровольность преподавания татарского языка в республике. Вопрос о языках для нашей региональной власти — это как последняя сталинградская битва за суверенитет. Не мытьем, так катанием до последнего будут стараться сохранить его преподавание — может быть, до тех пор, пока Путин по столу не постучит пальцем или брови не сдвинет. Но сколько веревочке ни виться, все равно придется что-то делать. А реакция минобраза понятна, потому что со стороны родителей распространяется информация, что можно отказываться от татарского языка. Они боятся, что сейчас будет шквал таких заявлений, а что с ними делать, они не знают.

Что будет дальше? Худший вариант — это то, что прокуратура РТ напишет ответ, что законодательство не нарушается, а со стороны министерства будет команда «закручивать гайки». А дальше все будет зависеть от родительского сообщества, группа в соцсети «ВКонтакте» «Комитет русскоязычных родителей Татарии» за неделю в два раза увеличило число подписчиков, там все бурлит и кипит. Но интернет интернетом, а для того, чтобы родителям пойти на разговор с директором, это нужно личное мужество. На таких родителей, как правило, начинается давление, в том числе и со стороны других родителей, мол, вы «подставляете» весь класс и школу. Хотя с наиболее цепкими и принципиальными родителями директоры здороваются за руку, а детям разрешают валять «дурака» на уроках [татарского], а оценку потом «рисуют», чтобы только не поднимали бучу. Но таких родителей будет все больше и больше, и что-то с этим нужно будет делать.

Но, как я считаю, руководству республики упорствовать в этой ситуации нельзя. Думаю, упор сейчас нужно делать на носителей татарского языка, туда деньги вкладывать, а русские никогда не были носителями татарского языка и никогда ими не станут. Если бы преподавание татарского языка было добровольным, на позитиве, то может быть, процентов 20 русских знали бы язык, но сейчас, извините, насильно мил не будешь. Пять часов ненужного тебе предмета в неделю, да еще на грамматической основе, тебе преподается! В разъяснении минобраза пишется про совершенствование методик, но про них нам 20 лет говорят, и сейчас, как говорится, поздно пить «Боржоми». Но я хотел бы подчеркнуть, мы совершенно не против татарского языка, мы за добровольность изучения, пусть у татар он будет обязательным, но чтобы для русских оно было добровольным: хочешь учить — учи.

Ркаил Зайдулла — литератор и экс-главред журнала «Гаилә һәм мәктәп»:

— Думаю, что закон должен быть в приоритете. Есть Конституция Российской Федерации, есть Конституция Татарстана, есть решение Конституционного суда... Просто удивляюсь, что люди выступают против преподавания татарского языка, в Европе обычно изучают три-четыре языка, это естественно для них. А у нас почему-то население вообще против изучения других [нерусских] языков. Это насаждение имперского сознания, я считаю. Что русский народ великий, его язык великий и могучий, а другие языки — это якобы какие-то второсортные, это сознание еще действует. Думаю, что татарский язык должны изучать все граждане Татарстана. Но если давление Москвы будет усиливаться, то? думаю, нужно разделить школы по национальному, может быть, по конфессиональному принципу. Как делить детей из смешанных браков? Если человек по происхождению татарин, но считает себя русским, то ради бога: это зависит не от крови, а от культуры, самоидентификации. Если кто-то не хочет изучать государственный язык Татарстана, то, думаю, другого пути нет. Но это очень тонкая вещь. Мы же знаем, как в Молдавии и других странах война началась из-за языка, часть жителей там не хотела изучать молдавский язык, с пренебрежением к нему относилось. Важно не переступить эту тонкую грань.

Сам я родился в Чувашии, 18 лет жил там, и хотя я не изучал чувашский язык (сейчас в моей деревне преподают чувашский язык как государственный), я знаю чувашский язык до сих пор. С интересом читаю новинки чувашский литературы и чувствую себя комфортно, горжусь, что знаю чувашский язык. На моей малой родине все татары знают чувашский язык, а чуваши татарский, и прекрасно себя чувствуют. Надо интересоваться друг другом, знать культуру соседа — это прекрасно. Особенно не понимаю, когда татарские женщины выступают против: вчера только приехали из деревни в город, может быть, вышли замуж за русского, и считают себя больше русскими, чем сами русские, выступают против своего языка.