Троекуров и Дубровский: сравнительная характеристика героев. Почему Дубровский стал разбойником? Подумайте как друзья становятся врагами дубровский

Дружба — это то, что мы очень ценим в отношениях с близкими нам людьми. В то же время дружба это настолько шаткое чувство, что даже простое обидное слово способно разрушить дружественные отношения, превращая друзей в настоящих врагов. Вот только можно ли назвать это настоящей дружбой? Может это лишь видимость, ведь настоящая дружба нерушима. Вот и затронул тему дружбы в своем произведении, описывая отношения Троекурова и Дубровского.

Раскрывая тему дружбы двух героев в своем сочинении, стоит упомянуть дружбу старшего Дубровского и Троекурова, которые были соседями. Троекуров был богаче, Дубровский более бедный. Связывало их знакомство по службе, а затем и вовсе стали соседями два служаки. Объединяла их и похожая судьба, ведь оба соседа были одного возраста, к тому же еще и вдовцами, на чьих руках остался ребенок. Так и началась история дружбы двух этих людей. Отношения у героев складывались наилучшим образом, даже существовала такая вероятность, что они и породниться могли, поженив своих детей. Их дружба была настолько сильной, что казалось со стороны, не могло ее ничто разрушить. Таким отношениям завидовали все. Может это людская зависть все изменила, а может и не было на самом деле настоящей и искренней дружбы, а была просто похожая судьба, которая и сблизила таких разных по характеру людей. Однако дружба двух соседей вскоре переросла в ненависть.

Дружбу и ссору Дубровского и Троекурова показал в своем произведении Пушкин. Эта тонкая грань, когда два друга становятся врагами, да и причина то совсем смешная. Нелепый случай оскорбления Дубровского слугой Троекурова смог разрушить такие прекрасные взаимоотношения, казавшиеся нерушимыми. При этом вражда друзей привела к болезни Дубровского и к трагическому завершению их дружбы.

Почему невозможно примирение старшего Дубровского и Троекурова? Уж очень гордые и властолюбивые оказались наши герои дворяне. Никто из них не смог переступить через себя, чтобы сохранить дружеские отношения, а ведь порой достаточно было одного «Прости», чтобы все сохранить. И здесь, как мне кажется, нельзя было сохранить дружбу только потому, что как таковой настоящей дружбы и не было. Были просто хорошие соседские отношения, которые длятся до поры до времени. И грош цена такой дружбе, ведь она разрушилась, как тот карточный домик, легко и быстро.

А. С. Пушкин. Дубровский. Расскажите о дружбе старшего Дубровского и Троекурова. Что ее породило? Почему она так трагически прервалась?

2.8 (55.24%) 63 votes

Сочинение «Владимир Дубровский и Маша Троекурова» Пушкин, Краткое содержание Дубровский, План Сочинение на тему: Андрей Гаврилович Дубровский и Кирила Петрович Троекуров в повести А.С. Пушкина «Дубровский»

Друзей приобретай не спеша, а приобретенных не отвергай.
Солон

Потеря друга – величайшая из потерь.
Публиций Сир

Цель :

  • воспитание способности к контролю над собственными чувствами; бережному отношению к чувствам другого человека;
  • формирование у учащихся представления об актуальности и современности произведений Пушкина, в частности романа “Дубровский”;
  • усвоение литературных понятий “конфликт”, “персонаж”, “герой”.

План урока:

  1. Краткая беседа на близкую для 6-классников тему: ссора друзей.
  2. Установление связи с изучаемым произведением.
  3. Чтение по ролям отрывка романа – момент ссоры. Беседа по вопросам.
  4. Проверка д/з: рассказ о героях в начале и в конце произведения по вопросам.
  5. Тестовая проверка понимания текста.
  6. Беседа о финале романа.
  7. Этическая беседа.
  8. Рефлексия.

Оборудование: текст романа “Дубровский” (учебник), аудиозапись (музыка из кинофильма “Дубровский), аппаратура для воспроизведения презентации, 3-4 иллюстрации Шмаринова к роману “Дубровский”.

Ход урока

1. Вводная, мотивационная беседа.

У вас есть друзья? У кого есть друзья в классе, поднимите руку? Подумайте, вам всегда просто с вашими друзьями? У вас бывают ссоры? Из-за чего вы ссоритесь? Что вы чувствуете во время ссоры?

Учитель подводит итог рассуждениям ребят: ссоры бывали у каждого, даже с самыми лучшими друзьями. Иногда вражда начинается с пустяка, иногда просто из-за плохого настроения или самочувствия. Сначала мы чувствуем злость, потом нам одиноко грустно без друга, а через некоторое время уже страстно хочется помириться.

2. Установление связи.

Как вы думаете, имеет ли наша беседа отношение к уроку литературы? Связана ли она с тем произведением, которое мы читаем?

(Герои произведения тоже хорошие старые друзья, между которыми происходит ссора).

Быстро ли смогли помириться герои? Как повлияла эта ссора на их жизнь? В процессе анализа эпизодов из рассказа нам предстоит с вами решить, кем же все-таки считать Андрея Гавриловича и Кирилу Петровича, друзьями или врагами? Запись темы в тетрадь.

(Учащиеся отмечают, что основной конфликт произведения начинается именно с инцидента на псарне, поэтому он очень важен для понимания произведения). Таким образом, дети подготовлены к внимательному, вдумчивому чтению отрывка.

3. Чтение по ролям. Глава 1. Со слов “Раз в начале осени…” до слов “…приписав к барскому скоту”.

Беседа после чтения:

Удалось ли, на ваш взгляд, передать ребятам характеры героев и их настроение? Что помогало нам понять чувства и настроение героев?

Какое чувство руководило Андреем Дубровским, когда он говорил “вряд людям вашим житье такое же, как вашим собакам”?

Что стало причиной обиды Андрея Гавриловича?

Что чувствовал Кирила Петрович, когда получил письмо от Дубровского? Это дружеские чувства?

Какая из представленных иллюстраций подходит к прочитанному отрывку, что на ней изображено?

4. Проверка домашнего задания.

Как нагляднее всего показать, что эта ссора, казалось бы, на пустом месте, вроде бы между людьми, которых связывала долголетняя искренняя дружба, изменила коренным образом жизни героев?

Да, нам необходимо проанализировать результаты вашей домашней работы с текстов.

Сравните в группах таблицы, отражающие положение героев до ссоры и в конце произведения. Подготовка 3-4 минуты. Выступление 1 группы, добавления.

5. Тестовая работа.

Итак, мы подтвердили, что именно с этого эпизода началась вражда между Троекуровым и Дубровским, которая привела к трагическим последствиям. Выполняя тестовые задания индивидуально, вы сможете оценить, насколько хорошо вы понимаете причины развития и обострения конфликта между друзьями-соседями. Чтобы вам лучше удалось погрузить в атмосферу произведения, будет звучать музыка из кинофильма по роману Пушкина (звучит мелодия до окончания времени работы над тестом).

Тест.

1. Когда Троекуров перестает испытывать дружеские чувства к Дубровскому?

а) Когда не застает Дубровского утром в Покровском.

б) Когда Дубровский требует прслать ему для суда Парамошку.

в) Когда терпит неудачу на охоте.

2. Из-за чего конфликт между Дубровским и Троекуровым обострился?

а) Из-за того, что Кирила Петрович не выслал псаря Парамошку.

б) Из-за того, что “покровские мужики” воровали лес у Дуровского.

в) Из-за того, что Дубровский высек “покровских мужиков”.

3. “Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале, он взглянул нечаянно в окно и увидел у ворот остановившуюся тройку; маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги и пошёл во флигель…” Кого увидел Троекуров?

а) помощника судьи Шабашкина.

б) приказчика Ивана Демьяновича.

в) псаря Парамошку.

4, Почему у Дубровского не было доказательств, что Кистенёвка принадлежит ему?

5. Почему Троекуров начал судебное дело против Дубровского?

а) Потому что сельцо Кистеневка действительно принадлежало Троекурову.

б) Потому что он был разгневан поступком Дубровского.

в) Потому что его подговорил на это помощник судьи Шабашкин.

Самопроверка по слайду. Разбор спорных ситуаций с опорой на текст.

Учитель подводит итог: обратите внимание, что к трагическим последствиям приводит не череда объективных причин, а поступки, основанные на сильных негативных чувствах (злоба, зависть, гордыня, самолюбие).

6. Беседа о финале романа.

Какие чувства у вас вызывает финал романа? Из-за чего нам особенно горько, в чем мы разочарованы, чувствуем несправедливость? (Когда оглашали решение суда, когда дворянин стал разбойником, когда Троекуров собрался выдавать Машу за богатого старика. Но самое большое разочарование вызвано тем, что Владимир Дубровский не успел увезти Марью Кирилловну). Скажите, пожалуйста, а Троекуров что-нибудь потерял из-за этой вражды, чего-нибудь лишился? Пострадал ли он? (Если самостоятельных ответов не последует, прибегаем к помощи эпиграфов ). Кто же понес самую страшную потерю, если исходить из слов Публиция Сира? Запишите эпиграфы в тетрадь.

Что бы вы считали счастливой развязкой этого произведения? Могла бы она быть? В какой момент повествования после ссоры нужно изменить слова и поступки героев?

7. Этическая беседа.

Как вы думаете, такая история могла произойти на самом деле? А в современной жизни? Что описанное Пушкиным не истлевает и не устаревает? (Чувства людей, межличностные отношения).

Наверное, каждый взрослый человек сможет вспомнить хотя бы один случай в жизни, когда ссора с другом или приятелем обернулась чередой неудач разочарований бед. Несколько минут назад мы с вами проектировали как можно изменить поведение героев, чтобы привести их к счастливому финалу, а в жизни так получится? Представьте, что по истечению десятков лет вы вдруг поймете, что однажды оттолкнули, предали лучшего друга, хорошего человека, потому что в какой-то момент ваши личные интересы оказались выше и важнее его интересов и чувств? Стоит ли ради сохранения дружбы напрягать свои душевные силы и бороться с завистью, ленью, злословием? Вы способны на это?

Настало время ответить на поставленный в начале урока вопрос: друзья или враги? (Вывод: Дубровский и Троекуров – друзья, которые не смогли вовремя совладать со своими чувствами, дали волю сиюминутному порыву и гордыне, что, к сожалению, разрушило их дружбу, но причины быть врагами у них не было никакой).

8. Рефлексия.

На такой глубокий и важный разговор нас настроил роман Пушкина “Дубровский”. И это лишь начало нашего знакомства с романом.

Чем вы можете объяснить, что “Дубровского” читают по прошествии более 180 лет после написания?

Подготовьте ответ в группах. Выступление 1 группы, добавления. По итогам обсуждения записывают выводы в тетрадь.

9. Домашнее задание: Написать текст по мотивам романа Дубровский, изменив поведение одного или обоих героев после ссоры, привести сюжет счастливой развязке.

Одним из центральных героев романа Александра Пушкина "Дубровский" был богатый помещик Троекурову, бывший сослуживец и хороший приятель Дубровского. Невольно всплывает вопрос о том, что же такое дружба и как она показана в произведении?

С одной стороны это общение с близкими по духу людьми, но в то же время это что-то очень хрупкое и абстрактное. Ведь даже обидное слово может разрушить отношения двух друзей и превратить их в злейших врагов. Отношения Троекурова и Дубровского это яркий пример дружбы и вражды - ранее они были друзьями, но потом повздорили: "Некогда были они товарищами по службе и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера."

Троекуров был богаче, Дубровский более бедный. Впервые их знакомство произошло на службе, а затем и вовсе Троекуров был ему ближайшим соседом и владел семидесятью душами. Переезд послужил отличным поводом для их крепкой дружбы - так и началась история дружбы двух этих людей.

Отношения у героев складывались наилучшим образом. Но их искренняя и крепкая дружба быстро переросла в откровенную ненависть. В этом моменте Пушкину удалось наглядно показать тонкую грань, когда два друга становятся злейшими врагами. Причем дружба рухнула по смешной причине, которую легко можно было бы обойти стороной. Дерзкий ответ слуги Троекурова послужил причиной разрушения таких прекрасных взаимоотношений, которые казались нерушимыми. "Прошло несколько дней, и вражда между двумя соседами не унималась. Новое обстоятельство уничтожило и последнюю надежду на примирение."

Потом Дубровский заметил, что Троекуров ворует у него лес. "...наехал на Покровских мужиков, спокойно ворующих у него лес. Увидя его, они бросились было бежать". Это была вторая их "крупная" ссора, которая оказала существенное влияние на отношения в итоге.

В конечном итоге, незначительные ссоры привели не только к разрушению крепкой товарищеской связи, но и к болезни Дубровского. Также, стоит отметить, что война двух помещиков нанесла отрицательный отпечаток на их детей. Казалось бы, для решения такого конфликта достаточно было одного "прости", но дворяне из романа были слишком гордые и властолюбивые. Никто из них не смог сделать первый шаг для того, чтобы не потерять друга. А была ли тогда дружба? Скорей всего, это невозможно назвать настоящей дружбой, это были самые обычные соседские отношения бывших сослуживцев. А такие отношения, обычно, носят кратковременный характер. Невозможно назвать дружбой то, что разрушилось, как тот карточный домик, легко и быстро, и, возможно, именно эту мысль вкладывать писатель, описывая отношения этих двух героев произведения.

Рассуждать о том, помирились ли Троекуров и Дубровский можно достаточно долго, так как Пушкин позволил читателю самостоятельно предложить какими будут отношения двух соседей. Остается только строить различные предположения насчет того, помирились ли бывшие друзья в конечном итоге, или так и остались непримиримыми врагами на всю оставшуюся жизнь.

Расскажите о дружбе старшего Дубровского и Троекурова. Что ее породило? Почему она так тра­гически прервалась?

Дружба Андрея Гавриловича Дуб­ровского и Кирилы Петровича Троекуро­ва существенно отличалась от взаимо­отношений богатого и могущественного барина с другими его соседями-помещиками и знакомыми. Они некогда были то­варищами по службе. Один из них вышел в отставку в чине поручика гвардии, другой - в чине генерал-аншефа. У обо­их были характеры независимые. Дуб­ровский, несмотря на его небогатое положение и скромную должность, отли­чался гордостью, нетерпением и реши­тельностью характера, за что был уважа­ем Троекуровым. Он не позволял со своим другом тех грубых и жестоких шуток, ко­торым подвергал других, а также терпел замечания, которые делал Дубровский по поводу его образа жизни. Старший Дуб­ровский к тому же был интересным собе­седником, в его отсутствие Кирила Петро­вич скучал. Пушкин объяснял причины их особой дружбы тем, что они были ро­весниками, получили одинаковое воспи­тание, оба овдовели, имели по одному ре­бенку. Иногда Троекуров высказывал мысль поженить Машу и Владимира, на что Дубровский отвечал, что муж должен быть главой семьи, а не «приказчиком из­балованной бабенки», поэтому ему лучше жениться на бедной дворяночке. Все сосе­ди завидовали согласию, царившему меж­ду ними. По выражению автора, «нечаян­ный случай все расстроил» и изменил их отношения. Однажды во время осмотра псарни Дубровского оскорбил слуга Трое­курова Парамошка. В ответ на это Андрей Гаврилович удалился из Покровского и потребовал, чтобы Троекуров прислал слугу на его суд, а будет воля наказать или помиловать - решит сам. Этого стер­петь не мог своенравный Троекуров и ре­шил поставить бывшего друга на колени. Весь дальнейший сюжет романа опреде­ляется этим событием.

Дружба Андрея Гавриловича Дуб­ровского и Кирилы Петровича Троекуро­ва существенно отличалась от взаимо­отношений богатого и могущественного барина с другими его соседями-помещиками и знакомыми. Они некогда были то­варищами по службе. Один из них вышел в отставку в чине поручика гвардии, другой - в чине генерал-аншефа. У обо­их были характеры независимые. Дуб­ровский, несмотря на его небогатое положение и скромную должность, отли­чался гордостью, нетерпением и реши­тельностью характера, за что был уважа­ем Троекуровым. Он не позволял со своим другом тех грубых и жестоких шуток, ко­торым подвергал других, а также терпел замечания, которые делал Дубровский по поводу его образа жизни. Старший Дуб­ровский к тому же был интересным собе­седником, в его отсутствие Кирила Петро­вич скучал. Пушкин объяснял причины их особой дружбы тем, что они были ро­весниками, получили одинаковое воспи­тание, оба овдовели, имели по одному ре­бенку. Иногда Троекуров высказывал мысль поженить Машу и Владимира, на что Дубровский отвечал, что муж должен быть главой семьи, а не «приказчиком из­балованной бабенки» , поэтому ему лучше жениться на бедной дворяночке. Все сосе­ди завидовали согласию, царившему меж­ду ними. По выражению автора, «нечаян­ный случай все расстроил» и изменил их отношения. Однажды во время осмотра псарни Дубровского оскорбил слуга Трое­курова Парамошка. В ответ на это Андрей Гаврилович удалился из Покровского и потребовал, чтобы Троекуров прислал слугу на его суд, а будет воля наказать или помиловать - решит сам. Этого стер­петь не мог своенравный Троекуров и ре­шил поставить бывшего друга на колени. Весь дальнейший сюжет романа опреде­ляется этим событием.

Герой романа, Андрей Гаврилович Дубровский - отставной поручик гвардии, небогатый помещик.
Живет он весьма скромно, но это не мешает ему поддерживать добрососедские отношения с Кирилой Петровичем Троекуровым, известным всей округе барином, отставным генерал-аншефом, очень богатым и знатным человеком, имеющим многочисленные связи и весомый авторитет. Все, кто знает Троекурова и его нрав, трепещут при одном только упоминании его имени, они готовы угождать малейшим его прихотям.
Троекуров надменен и груб даже с людьми самого высокого звания. Никто и ничто не способно заставить его преклонить голову. Кирила Петрович постоянно окружает себя многочисленными гостями, которым он демонстрирует свое богатое имение, псарню и которых шокирует сумасшедшими забавами. Это своенравный, самолюбивый, тщеславный, избалованный и извращенный человек.
Единственный, кто пользуется уважением Троекурова, - это Андрей Гаврилович Дубровский. Троекуров сумел разглядеть в этом бедном дворянине смелого и независимого человека, способного горячо отстаивать чувство собственного достоинства перед кем бы то ни было, умеющего свободно и прямо высказывать собственную точку зрения. Подобное поведение - редкость в окружении Кирилы Петровича, поэтому иначе, чем с другими, сложились его отношения с Дубровским.
Кто виноват в ссоре? Троекуров властолюбив, а Дубровский решителен и нетерпелив. Это человек горячий и неосмотрительный. Поэтому несправедливо было бы возлагать вину только на Кирилу Петровича.
Троекуров, безусловно, неправильно повел себя, не только позволив псарю оскорбить Андрея Гавриловича, но и поддержав слова своего дворового громким смехом. Не прав он был и когда рассердился на требо­вание соседа выдать Парамошку для наказания. Однако и Дубровский виноват. Он прутьями проучил пойманных покровских мужиков, ворующих у него лес, и отобрал у них лошадей. Подобное поведение, как утверждает автор, противоречило «всем понятиям о праве войны» , а написанное несколько ранее письмо Троекурову по тогдашним понятиям об этикете было «весьманеприлично» .
Коса нашла на камень. Кирила Петрович выбирает самый страшный способ мести: он намеревается лишить соседа крыши над головой, пусть даже и неправедным путем, унизить, раздавить его, заставить повиноваться. «В том-то и сила, - утверждает Троекуров, - чтобы безо всякого права отнять имение» . Богатый барин подкупает суд, не задумываясь ни о нравственной стороне дела, ни о последствиях совершающегося беззакония. Своенравие и властолюбие, горячность и пылкий нрав в два счета разрушают дружбу соседей и жизнь Дубровского.
Кирила Петрович отходчив, через некоторое время он решается на примирение, так как «от природы не корыстолюбив» , но оказывается слишком поздно.
Троекуров, по словам автора, всегда «выказывал все пороки человека необразованного» и «привык давать полную волю всем порывам своего пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума» . Дубровский не захотел смириться с этим и понёс тяжелое наказание, обрекая на нищету не только себя, но и собственного сына. Обостренное честолюбие и уязвленная гордость не позволили ему трезво взглянуть на сложившуюся ситуацию и пойти на компромисс, ища примирения с соседом. Будучи человеком глубоко порядочным, Андрей Гаврилович не мог предположить, как далеко Троекуров может зайти в желании отомстить, как легко может быть подкуплен суд, как без законного основания могут выставить на улицу. Он мерил окружающих своей меркой, был уверен в собственной правоте, «не имел ни охоты, ни возможности сыпать около себя деньгами» , а потому «мало беспокоился» о возбужденном против него деле. Это сыграло на руку его недоброжелателям.