Герои неба. Катрич Алексей Николаевич

Герой Советского Союза (28.10.41). Награждён орденами Ленина и Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Красной Звезды и «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, орденом Почета, медалями.


Родился в семье крестьянина. Украинец. Окончил семилетку. Работал в колхозе «Червонiй факел». Окончил рабфак и поступил на 1-й курс Харьковского зоотехнического института.

В РККА с 1935 г. В 1938 г. окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков.

Служил летчиком в 27-м иап ВВС Московского военного округа. К началу войны 36 из 53 летчиков уже освоили МиГ-3. Но и они только приступили к полетам на боевое применение новой машины.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был заместителем командира эскадрильи 27-го истребительного авиаполка 6-го истребительного авиакорпуса Московской зоны ПВО.

Член ВКП(б) с 1941 г.

11.08.41 г. в 9.30 лейтенант Катрич на истребителе МиГ-3 в паре с лейтенантом Медведевым М.И. вылетел на перехват вражеского разведчика Do.215 идущего курсом на Бологое. Вскоре у ведомого перегрелся двигатель, и он был вынужден вернуться на аэродром. Тогда Катрич продолжил погоню в одиночку. Не дойдя до Бологого, противник развернулся и пошёл вдоль железной дороги Москва-Ленинград. Катрич настиг его над Осташковым на высоте около 9000 м, с расстояния 100 м открыл огонь, поджег один из двигателей и поразил стрелка. И тут у него оказали пулеметы. Тогда он решил таранить вражеский самолет. Сблизившись с бомбардировщиком, Катрич винтом повредил его стабилизатор. Самолёт противника свалился на крыло и пошёл вниз. Вскоре он врезался в землю возле села Старица и сгорел. Экипаж погиб. Лейтенант Катрич благополучно приземлился на свой аэродром. Единственным повреждением истребителя оказались погнутые концы двух лопастей винта. Это был первый высотный таран.

Генерал-полковник авиации Катрич вспоминает: «В тот день, 11 августа 1941 года, мне повезло четырежды…

В первый раз мне повезло, когда, идя на излюбленной для «мига» высоте около восьми тысяч метров, заметил тянущийся с запада на восток белый шлейф от идущего надо мной самолета. Здоровье позволяло мне тогда летать без кислородной маски и повыше. Я нагнал его, забравшись на девять тысяч метров…

Второе везенье – солнышко светит мне в затылок… Они меня не видят, а я наблюдаю и делаю вывод: снимают, гады, на фотокамеру железную дорогу Москва-Ленинград. А по ней – эшелон за эшелоном, а при той ясной погоде – и эшелоны, и все узловые станции как на ладони. Не встреть я этого «фотографа» - придет следом косяк бомберов, разбомбят!

Третье везенье – первой же очередью я поразил их стрелка, и один мотор задымил. Они – в драп. Я следом, жму на гашетки, а пулемет заклинило! Боеприпас есть – на земле потом проверил всенародно, - пулеметы молчат. В подобные моменты такая страшная злость охватывает, что ни о чем другом не думаешь, кроме одного – сбить!..

И везет мне в четвертый раз: таранил – и остался жив!

Думаю, помогла выучка парадов на Красной площади, когда мы шли точно на метр друг от друга, вырисовывая в небе сложные фигуры.

Ну, а как провести удар, чтоб живым остаться, я теоретически знал и не раз прикидывал еще на земле, как многие наши летчики, свои действия. Произвел расчет скоростей, зашел сверху справа, чтобы под его обломки не попасть, и рубанул винтом по стабилизатору.

Скрежет металла. Тряхнуло меня. Мотор издал какой-то надсадный рев. Все…

Он пошел вниз, а я отслеживал внимательно место его падения, у нас ведь в ВВС на слово не поверят, вещественное доказательство – рухнувший самолет врага – потребуют. Он грохнулся, как я определил по карте, на окраине города Зубова, при впадении в Волгу реки Вазузы.

А я на своем еле дышащем моторе «мигаря», не любящего крутые пике, осторожно дотянул до родного поля в Мигалово под Калинином и сел как положено».

12.09.41 г. в воздушном бою на дальних подступах к Москве лейтенант Катрич вторично применил таран и уничтожил бомбардировщик противника. Произвёл посадку на своём аэродроме.

17.10.41 г. он сбил бомбардировщик Не.111.

27.10.41 г. сбил истребитель Bf.109.

28.10.41 г. лейтенанту Катричу Алексею Николаевичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 549.

29.10.41 г. у Ново-Петровского он сбил бомбардировщик Ju.88.

Летом 1942 г. капитан Катрич был назначен комэска 12-го гвардейского истребительного авиаполка.

Вспоминает один из его однополчан Н.Н. Штучкин: «Катрич был спокойным, уравновешенным, волевым человеком. Выше среднего роста, строен, подтянут, атлетически сложён. Всё гармонировало в нём: чёрные волнистые волосы, голубые глаза, улыбка на смуглом лице. И ещё, что заметили сразу - удивительная скромность этого человека. Просто, обычно вошёл он в наш коллектив, хотя гордиться ему было чем. Некоторые даже думали: «Не успел ещё загордиться, только назначили на новую должность». А потом узнали: он пришёл к нам не с повышением, а с понижением. Ещё до прихода к нам командовал эскадрильей, был заместителем командира полка, потом его назначили на должность инспектора по технике пилотирования авиационного соединения.

Но лётчику трудно не летать. Вместо аэродрома - штаб, вместо кабины истребителя - кабинет и бумаги. Ни боевого дежурства, ни вылетов по тревоге. И Катрич стал добиваться возвращения на фронт. Поскольку его должность была уже занята, ему предложили командование эскадрильей в нашем 12-м гвардейском авиаполку».

В сентябре 1942 г. полк был перевооружен на истребители Як-7.

С июня 1943 г. имел на вооружении Як-1, а позже получил Як-9.

Летом 1943 г. гвардии капитан Катрич получил самолёт Як-1, построенный на средства председателя колхоза «Чапаевец» Саратовской области И.Д. Фролова.

На этой машине гвардии капитан Катрич одержал ещё несколько побед.

Однажды капитан Катрич и старший лейтенант Крюков вылетели на перехват. Следуя целеуказаниям с КП, они заметили в чёрном небе выхлопные огни моторов. Катрич остался справа, ведомому приказал зайти для атаки слева. Через несколько минут бомбардировщик огромным горящим метеором прорезал ночное небо.

На следующий день колхознику И.Д. Фролову было отправлено такое письмо - рапорт: «Дорогой Иван Дмитриевич! Сообщая вам, что боевой счёт на вашем самолёте открыт. Вместе с моим товарищем Крюковым, летающим на самолёте, подаренном ему колхозниками Дурасовского района Саратовской области, мы сбили вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88». Пусть это будет не последний фашистский самолёт, уничтоженный нашими общими усилиями».

6.08.43 г. четвёрка истребителей 12-го гиап ПВО, возглавляемая гвардии капитаном Катричем, выполняя боевую задачу по прикрытию сухопутных войск в границах Московской армии ПВО, вступила в ночной бой с восемью бомбардировщиками Ju.88 и вынудила их сбросить бомбы на позиции своих войск. Советские лётчики сбили один и подбили другой бомбардировщик, а сами без потерь возвратились на аэродром.

С августа 1944 г. по февраль 1945 г. 12-й гиап ПВО входил в состав 318-й иад ПВО.

Войну гвардии майор Катрич закончил в должности заместителя командира полка.

Всего за время войны он совершил более 250 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 5 самолётов противника лично и 9 в группе.

После войны командовал авиаполком, а затем дивизией.

В 1950 г. окончил с отличием Краснознамённую Военно-воздушную академию, в 1959 г. - Военную академию Генерального штаба.

Был командующим Воздушной армией, а затем заместителем Главкома ВВС по боевой подготовке.

В 1965 г. ему было присвоено звание «Заслуженный военный лётчик СССР».

В 1972 г. генерал-полковник авиации Катрич был назначен 1-м заместителем министра Гражданской авиации.

Жил в Москве.

Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.

В 1993 году окончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1993-1994 годах работал системным инженером в компании LVS Corporation.

С 1994 по 1999 год являлся руководителем отдела развития ИТ в ИНГ Банк (Евразия) , Москва. Также в 1999 г. получил ученую степень кандидата социологических наук в Институте социологии РАН.

В 1999 - 2001 годах работал в ING Bank, где занимал должность старшего бизнес-аналитика, руководителя блока в департаменте региональной ИТ и операционной поддержки филиалов в регионе EMEA .

С 2001 по 2004 год занимал пост директора по ИТ в КМБ-Банке .

В 2004 - 2006 годах являлся директором по ИТ ЗАО "Объединенная Финансовая Группа".

2006-2011: ИТ-директор в банке "Траст"

С 2006 по 2011 годы работал в банке "ТРАСТ" , где занимал пост управляющего директора по информационным технологиям. Среди ключевых достижений в информатизации «Траста» под руководством Катрича его преемник Алексей Иванов называл централизацию автоматизированных банковских систем (АБС) на базе «Новой Афины» (до этого филиалы банка пользовались большим количеством АБС собственной разработки) и преобразование ИТ-инфраструктуры при конвертации филиальной сети (часть филиалов банка была преобразована в операционные офисы).

В 2007 году окончил обучение по программе EMBA в Высшей школе менеджмента Государственного Университета - Высшей школы экономики (Москва).

2011: Управляющий директор департамента развития ИТ в Сбербанке

В феврале 2011 г. Алексей Катрич перешел на работу в «Сбербанк » на должность управляющего директора департамента развития ИТ. В «Сбербанке» Алексей Катрич подчинялся Виктору Орловскому , старшему вице-президенту, руководителю блока «Информационные технологии». Позже Катрич занимал в Сбербанке пост CIO по корпоративному блоку и по компании Sberbank CIB (бывшая «Тройка Диалог»)

В 2011 г. Алексей Катрич стал акционером "Сбербанка", купив 0,00009% его акций.

В августе 2013 года Алексей Катрич покинул Сбербанк.

2013: Консультант в IBM Россия

В 2013 году назначен старшим управляющим консультантом по развитию финансового рынка в IBM Восточная Европа и Азия.

2018-03-18T23:41:58+00:00

Катрич Алексей Николаевич (1917-2004).

Родился 25 октября 1917 года в селе Алексеевка Валковского уезда Харьковской губернии Российской Империи.
В 1933 году окончил 7 классов школы.
До 1934 года работал зоотехником в колхозе «Червоный Факел» (Валковский район Харьковской области).
В 1935 году окончил рабфак при Харьковском зоотехническом институте.
С сентября 1935 года в рядах Красной Армии.
В 1938 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. Служил в ВВС Московского военного округа.

С июня 1941 года лейтенант А.Н.Катрич на фронтах Великой Отечественной войны в составе 27-го ИАП (лётчик, заместитель командира и командир эскадрильи). Летал на МиГ-3 . Участвовал в обороне Москвы.

11 августа 1941 года лейтенант Алексей Катрич на истребителе МиГ-3 в паре с лейтенантом М.И.Медведевым вылетел на перехват вражеского разведчика Do-215 идущего курсом на Бологое. Катрич настиг его над Осташковым на высоте около 8000 м и с расстояния 100 м прошил пулемётной очередью весь самолёт. Второй очередью Катрич поджёг один из двигателей, третьей — убил стрелка, однако «Дорнье» продолжал лететь. Тогда Катрич принял решение таранить. Быстро сближаясь с бомбардировщиком, зашёл к нему под небольшим углом с левой стороны и концами винта своего самолёта повредил стабилизатор и киль. Вскоре «Дорнье» врезался в землю возле села Старица и сгорел. Лейтенант Катрич благополучно приземлился на свой аэродром. Единственным повреждением истребителя оказались погнутые концы двух лопастей винта. Это был первый в мире высотный таран.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1941 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С июля 1942 года — командир эскадрильи 12-го Гвардейского ИАП ПВО. С ноября 1943 года — штурман полка. Воевал в составе Московского и Западного фронтов ПВО. Летал на Як-1 , Як-7 и Як-9 (в том числе — на 3 самолётах с дарственными надписями). В период с 10 апреля по 5 августа 1944 года группа из 10 лётчиков полка под командованием Гвардии майора А.Н.Катрича выполняла боевой приказ командования 1-й Воздушной истребительной армии ПВО по прикрытию перевозок войск, совершив 187 боевых вылетов.

К маю 1945 года Гвардии майор А.Н.Катрич совершил 258 боевых вылетов, провёл 27 воздушных боёв, в которых сбил лично 5 и в составе группы 9 самолётов противника.

После окончания войны продолжал служить в ВВС.
В 1950 году окончил Военно-Воздушную академию (в Монино). Служил командиром истребительного авиаполка, заместителем командира и командиром истребительной авиадивизии (Московский и Северный военные округа).
С января по декабрь 1957 года — заместитель командующего 37-й Воздушной армией по ПВО (Северная группа войск, Польша).
В 1959 году окончил Военную академию Генерального штаба.
В 1959-1960 годах — 1-й заместитель командующего 73-й Воздушной армией (Туркестанский военный округ).
С 1960 года — заместитель начальника, а в 1964-1967 гг. — начальник боевой подготовки ВВС.
С июля 1967 года по июль 1973 года — командующий 24-й (с апреля 1968 — 16-й) Воздушной армией (Группа советских войск в Германии).
В августе 1968 года участвовал в вводе советских войск в Чехословакию.

В 1973-1977 годах — 1-й заместитель министра Гражданской авиации СССР.
В 1978 году окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба.
В 1978-1986 гг. — заместитель главнокомандующего Объединёнными вооружёнными силами государств — участников Варшавского договора по ВВС.
В феврале-сентябре 1987 года — военный консультант Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

С ноября 1987 года генерал-полковник авиации А.Н.Катрич — в отставке. Жил в Москве. Умер 25 ноября 2004 года, похоронен на Троекуровском кладбище.

Награды:
— медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 549 (28.10.1941 г.)
— орден Ленина (28.10.1941 г.);
— орден Октябрьской Революции (18.02.1981 г.);
— четыре ордена Боевого Красного Знамени (03.11.1943 г., 22.02.1956 г., 31.10.1967 г., 21.02.1969 г.);
— орден Александра Невского (31.08.1944 г.);
— два ордена Отечественной войны 1-й степени (24.07.1943 г., 11.03.1985 г.);
— два ордена Красной Звезды (15.11.1950 г., 23.10.1987 г.);
— орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (17.02.1976 г.);
— орден Почёта (26.01.1998 г.);
— медали;
— иностранные ордена.

Лейтенант А.Н.Катрич в кабине истребителя МиГ-3.

Слева направо: зам. ком. 27 ИАП капитан А.Н.Катрич, комэск капитан Ф.С.Чуйкин, комполка майор В.А.Иванов, командир БАО п-полковник И.П.Кудинов у истребителя Катрича.

Генерал-полковник авиации А.Н.Катрич.

Список источников:
Сайт «СОВЕТСКИЕ АСЫ 1936-1953». Катрич Алексей Николаевич.
Сайт «Герои страны». Катрич Алексей Николаевич.

Герой Советского Союза, генерал-полковник, заслуженный военный летчик СССР

Родился 25 октября 1917 года в селе Алексеевка, ныне Краснокутского района Харьковской области Украины. Отец – Катрич Николай Григорьевич. Мать – Анна Яковлевна. Супруга – Тамара Ивановна (1918 г. рожд.). Сын – Борис Алексеевич Катрич. Дочь – Тамара Алексеевна.

Алексей Катрич родился в небольшой деревеньке на Харьковщине, в украинской семье, где отец был местным лесничим. Родители с детских лет приучали сына к труду. Он любил лес и родную природу. После окончания семилетки 14-летний Алеша наравне со взрослыми начал работать в колхозе «Червоный факел». Надо было помогать семье, где росли младший брат и сестренка. Однако тяга к знаниям вскоре привела его в школу крестьянской молодежи, а затем – в 1935 году – на рабфак Харьковского зоотехнического института. Но в том же году, по комсомольскому набору и исполняя свою тайную мечту, стал курсантом Чугуевского военно-авиационного училища.

Отец одобрил выбор сына. Мать возражала: «Лучше бы ты, Алеша, вместе с отцом работал, целый день в лесу, на свежем воздухе!»

Весь жар своего сердца вложил Алексей в новое дело. Три курсантских года пролетели как одно радостное мгновение. И вот он, в новеньких лейтенантских петлицах, – младший летчик подмосковного истребительного авиационного полка.

Он в совершенстве овладел своим самолетом, в полете сливался с ним воедино. Ему нередко казалось, что он летает всю жизнь. Как опытного летчика, его включили в состав парадного расчета для праздничного полета над Красной площадью. И он гордился этим. Именно тогда он приобрел навыки слетанности, строгого соблюдения дистанции и строевой дисциплины. Это потом пригодилось ему в боевых сражениях с немецкими самолетами, которые уже в первые месяцы войны стали проникать в московское небо.

Лейтенант Катрич с нетерпением ждал встречи с врагом, мысленно представляя ход схватки. И этот день настал!

11 августа 1941 года, оторвавшись от бетонки аэродрома и привычно убрав шасси, он на своем МиГе взмыл в подмосковное небо на свободный поиск врага. Набрал более 7000 метров, стал напряженно вглядываться в безбрежный воздушный океан. Вскоре заметил в вышине инверсионный след самолета. Надев кислородную маску, бросился в погоню и настиг врага. Это оказался новейший фашистский бомбардировщик «Дорнье-217».

Катрич хорошо знал этот самолет, помнил, что его пулеметы бьют дальше, чем пулеметы МиГа. Но ни секунды не раздумывая, он ринулся в атаку. Приблизившись со стороны солнца, с 200 метров дал длинную очередь из всех пулеметов. Затем еще и еще, перенося огонь с фюзеляжа на моторы и кабину летчиков.

Но бомбардировщик, несмотря на дымный след от одного из моторов, продолжал свой путь. Катрич решил дальше поливать вражеский самолет свинцом. Но пулеметы вдруг замолкли – кончился боекомплект. Молниеносно принял решение: идти на таран! Им владела одна-единственная мысль: уничтожить врага.

Сохраняя твердость рук, он прибавил скорость и, как в парадном строю над Красной площадью, максимально приблизился к фашисту. Неуловимым движением сектора газа ювелирно подал свой МиГ вперед, к хвостовому оперению бомбардировщика. Выровнял скорость. Еще мгновение, и винт, вращаясь с бешеной скоростью, коснулся врага, срезав ему стабилизатор. Истребитель Алексея вздрогнул, мотор затрясло, но летчик, убрав газ, отвернул, вывел самолет из пикирования и, умело регулируя обороты погнутого винта, с трудом, но благополучно дотянул до родного аэродрома. А «Дорнье», лишенный управления, быстро потерял высоту и через какие-то мгновения с грохотом врезался в землю.

Так отважный летчик Алексей Катрич впервые в истории авиации совершил высотный таран, уничтожил врага и сохранил свой самолет!

После посадки он подошел к погнутому, но выдержавшему тяжелейшее испытание винту. С какой благодарностью обнял бы он в ту минуту хозяина рабочих рук, изготовивших этот винт! На следующий день, после замены винта, лейтенант Катрич снова поднялся в небо на боевое дежурство. Счет сбитым самолетам был не только открыт, но и стал быстро пополняться: 17 октября был сбит «Хейнкель-111», 27 октября – «Мессершмитт-109».

29 октября Катрич вернулся из очередного боевого вылета. Пошатываясь от усталости, доложил: «У Ново-Петровского сбил бомбардировщик «Ю-88». Готов к выполнению нового задания». «Алеша, дорогой! – радостно закричали товарищи. – Вот Указ. Тебе присвоено звание Героя Советского Союза! Поздравляем!!!»

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 549) двадцатичетырехлетнему летчику-истребителю лейтенанту Алексею Николаевичу Катричу присвоено в первые же месяцы войны, 28 октября1941 года.

7 июня 1943 года в авиаполк, где капитан Катрич уже командовал эскадрильей, пришло письмо от председателя колхоза «Чапаевец» (Чапаевский район Саратовской области) Ивана Дмитриевича Фролова. Он сообщал, что на свои трудовые сбережения приобрел боевой истребитель и очень рад, узнав, что его вручили Катричу: «...я горжусь, что моим самолетом управляете Вы, Герой Советского Союза. Путь сотни фрицев найдут себе могилу от Ваших ударов. Я уверен, что на этом самолете Вы собьете не одного фашистского стервятника!».

В тот же день летчик отправил ответное письмо: «... мне приятно сообщить, что боевой счет на Вашем самолете уже открыт. Несколько дней назад я и гвардии старший лейтенант Крюков сбили немецкого ночного хищника «Юнкерс-88». Путь это будет первый, но далеко не последний немецкий самолет, сбитый нашими общими усилиями».

И герой держал слово, увеличивая счет уничтоженных противников.

Настало лето 1944 года. Уже освобождены Киев и Харьков. Но враг еще силен, его надо добивать. Нужны самолеты. Коллектив Харьковского управления лесного хозяйства принимает решение: собрать добровольные взносы на постройку трех боевых самолетов и передать их в авиаполк, где отважно сражается с врагом их земляк – сын лесника Николая Григорьевича Катрича Герой Советского Союза Алексей Катрич. Собрали более 300 000 рублей. Верховный Главнокомандующий одобрил патриотический почин харьковских лесоводов, выразил им благодарность.

Для передачи боевых самолетов в Москву прибыла делегация харьковчан. В числе гостей были и родители героя – Николай Григорьевич и Анна Яковлевна. Прошел торжественный митинг на Центральном аэродроме.

Горячо пожав руки землякам, крепко расцеловав мать и отца, Алексей поднялся в кабину новенького сверхскоростного Яка с надписью на фюзеляже: «Харьков – земляку Герою Советского Союза Алексею Катричу». Заняли места в двух таких же «яках» сослуживцы Катрича. Взревели двигатели, самолеты взмыли в небо. А Анна Яковлевна, три года не видевшая сына и лишь однажды получившая от партизан весточку о геройских подвигах любимого Алеши, все смотрела и смотрела вслед, утирая кончиком платка набежавшие слезы.

За годы войны летчик-истребитель А.Н. Катрич совершил 250 боевых вылетов, участвовал в многочисленных воздушных сражениях, сбил 14 фашистских самолетов.

По окончании войны он стал слушателем в Военно-воздушной академии. Затем командовал авиационной дивизией. Ему было присвоено генеральское звание. И опять – ежедневные полеты на новых сверхскоростных реактивных истребителях. В 1957–1959 годах снова учеба, в Академии Генерального штаба. Потом – служба на ответственных постах: заместитель командующего воздушной армией, начальник Управления боевой подготовки ВВС страны, командующий воздушной армией Группы войск в Германии.

За освоение новейших образцов боевых самолетов Указом Президиума Верховного Совета СССР генералу Катричу в 1965 году было присвоено почетное звание «Заслуженный военный летчик СССР». В 1973 году Алексей Николаевич назначен заместителем министра Гражданской авиации СССР.

Только в 1987 году, в 70 лет, Алексей Николаевич, пройдя труднейший боевой путь от лейтенанта до генерал-полковника, оставил службу и ушел на заслуженный отдых.

Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик СССР Алексей Николаевич Катрич награжден орденами Почета, Ленина, Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени, многими медалями.

Алексей Николаевич Катрич (25 октября 1917 - 25 ноября 2004, Москва) - заместитель командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус, Московская зона ПВО), генерал-полковник. Герой Советского Союза (звание присвоено 28 октября 1941), Заслуженный военный лётчик СССР (1965).

Биография

Родился 25 октября 1917 года в селе Алексеевка Российской империи, ныне Краснокутского района Харьковской области Украины, в семье крестьянина. Украинец.

Окончил 7 классов Высокопольской средней школы и 4 курса рабфака Харьковского зоотехнического института.

В Красной Армии с 1935 года. Окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков в 1938 году. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. 11 августа 1941 года лейтенант Алексей Катрич на истребителе «МиГ-3» в паре с лейтенантом Медведевым М. И. вылетел на перехват вражеского разведчика Do-215 идущего курсом на Бологое. Катрич настиг его над Осташковым на высоте около 8000 м и с расстояния 100 м прошил пулемётной очередью весь самолёт. Второй очередью Катрич поджёг один из двигателей, третьей - убил стрелка, однако «Дорнье» продолжал лететь. Тогда Катрич принял решение таранить. Быстро сближаясь с бомбардировщиком, зашёл к нему под небольшим углом с левой стороны и концами винта своего самолёта повредил стабилизатор и киль. Вскоре «Дорнье» врезался в землю возле села Старица и сгорел. Лейтенант Катрич благополучно приземлился на свой аэродром. Единственным повреждением истребителя оказались погнутые концы двух лопастей винта. Это был первый в мире высотный таран.

В 1943 году гвардии капитан Катрич А. Н. получил самолёт «Як-1», построенный на средства председателя колхоза «Чапаевец» Саратовской области - И. Д. Фролова.

Войну гвардии майор Катрич закончил в должности заместителя командира полка. Всего за время войны совершил более 250 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 14 самолётов противника.

После войны продолжал службу в авиации. В 1950 году окончил с отличием Краснознамённую Военно-воздушную академию, в 1959 году - Военную академию Генерального штаба.

В 1964-1967 годах был заместителем Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке, в 1967-1973 годах - командующим 16-й воздушной армией, затем - первым заместителем начальника гражданской авиации СССР.

С 1987 года генерал-полковник авиации Катрич А.Н. - в отставке. Жил в Москве.

Семья

Отец - Николай Григорьевич, работал лесничим.
Мать - Анна Яковлевна, была домохозяйкой.
Жена - Тамара Ивановна (род. 1918), домохозяйка.
Сын - Борис Алексеевич (род. 1940-2004), полковник авиации.
Дочь - Тамара Алексеевна (род. 1945), пенсионерка.
Внук - Андрей Сергеевич (род. 05.03), экономист.
Внук - Алексей Борисович (род. 25.07.1966), военный
Внучка - Елена Борисовна (род. 05.09), менеджер
Правнучка - Ольга Алексеевна (род. 19.09.1984), домохозяйка
Правнук - Андрей Андреевич (род. 24.06.99), школьник
Правнучки - Анна Романовна (род. 03.11) и Екатерина Романовна (род. 17.04), школьницы
Правнук - Михаил Романович (род. 10.05. 2009)
Праправнучка - Софья Николаевна (род. 09.08.2010)

Награды

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 549) Алексею Николаевичу Катричу присвоено 28 октября 1941 года.
Награждён орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденами Почёта и За службу Родине в Вооружённых Силах СССР 3-й степени, а также медалями.
Одному из первых Катричу в 1965 году было присвоено звание «Заслуженный военный лётчик СССР».