Подготовка к ОГЭ (ГИА). Мальчику было всего лет семь Позже я понял что мне просто повезло

Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Христианом Андерсеном.

Случилось это в зимний вечер 31 декабря 1899 года – всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. Веселый датский сказочник встретил меня на пороге нового века.

Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза. Сразу же вся комната наполнилась ее серебряным светом и непонятным медленным звоном. Оказалось, что это звенят лепестки розы, ударившись о кирпичный пол подвала, где жила тогда наша семья.

Случай с Андерсеном был тем явлением, которое старомодные писатели называли «сном наяву». Просто это мне, должно быть, привидилось.

В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали елку. По этому случаю взрослые отправили меня на улицу, чтобы я раньше времени не радовался елке.

Я никак не мог понять, почему нельзя радоваться раньше какого-то твердого срока. По-моему, радость была не такая частая гостья в нашей семье, чтобы заставлять нас, детей, томиться, дожидаясь ее прихода.

Но как бы там ни было, меня услали на улицу. Наступило то время сумерек, когда фонари еще не горели, но могли вот-вот зажечься. И от этого «вот-вот», от ожидания внезапно вспыхивающих фонарей у меня замирало сердце. Я хорошо знал, что в зеленоватом газовом свете тотчас появятся в глубине зеркальных магазинных витрин разные волшебные вещи: коньки «снегурки», витые свечи всех цветов радуги, маски клоунов в маленьких белых цилиндрах, оловянные кавалеристы на горячих гнедых лошадях, хлопушки и золотые бумажные цепи. Непонятно почему, но от этих вещей сильно пахло клейстером и скипидаром.

Я знал со слов взрослых, что вечер 31 декабря 1899 года был совершенно особенный. Чтобы дождаться такого же вечера, нужно было прожить еще сто лет. А это, конечно, почти никому не удастся.

Я спросил у отца, что значит «особенный вечер». Отец объяснил мне, что этот вечер называется так потому, что он не похож на все остальные.

Действительно, тот зимний вечер в последний день 1899 года не был похож на все остальные. Снег падал медленно и важно, и хлопья его были такие большие, что, казалось, с неба слетают на город легкие белые розы. И по всем улицам слышался глухой перезвон извозчичьих бубенцов.

Когда я вернулся домой, елку тотчас зажгли, и в комнате началось такое веселое потрескиванье свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации.

Около елки лежала толстая книга – подарок от мамы. Это были сказки Христиана Андерсена.

Я сел под елку и раскрыл книгу. В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. Приходилось осторожно отдувать эту бумагу, чтобы увидеть эти картинки, еще липкие от краски.

Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором, как лепестки цветов, отражались розовые облака и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья.

Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом – сказку о снежной королеве. Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.

Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу. С тех пор мое представление о нем всегда было связано с этим приятным сном.

Тогда я еще не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. Я не знал, что в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые.

Это я понял гораздо позже. Понял, что мне просто повезло, когда в канун трудового и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня светлой вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом. Тогда я уже знал пушкинские слова «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» и был почему-то уверен, что Пушкин и Андерсен были закадычными друзьями и, встречаясь, долго хлопали друг друга по плечу и хохотали.

Биографию Андерсена я узнал значительно позже. С тех пор она всегда представлялась мне в виде интересных картин, похожих на рисунки к его рассказам.

Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований. Родился он в 1805 году, во времена наполеоновских войн, в старом датском городе Одензе в семье сапожника.

Одензе лежит в одной из котловин среди низких холмов на острове Фюн. В котловинах на этом острове почти всегда застаивался туман, а на вершинах холмов цвел вереск и уныло шумели сосны.

Если хорошенько подумать, на что был похож Одензе, то, пожалуй, можно сказать, что он больше всего напоминал игрушечный город, вырезанный из почернелого дуба.

Недаром Одензе славился своими резчиками по дереву. Один из них, средневековый мастер Клаус Берг, вырезал из черного дерева огромный алтарь для собора в Одензе. Алтарь этот – величественный и грозный – наводил оторопь не только на детвору, но даже на взрослых.

Но датские резчики делали не только алтари и статуи святых. Они предпочитали вырезать из больших кусков дерева те фигуры, что, по морскому обычаю, украшали форштевни парусных кораблей. То были грубые, но выразительные статуи мадонн, морского бога Нептуна, нереид, дельфинов и изогнувшихся морских коньков. Эти статуи раскрашивали золотом, охрой и кобальтом, причем клали краску так густо, что морская волна не могла в течение многих лет смыть ее или повредить.

По существу, эти резчики корабельных статуй были поэтами моря и своего ремесла. Не зря же из семьи такого резчика вышел один из величайших скульпторов XIX века, друг Андерсена, датчанин Альберт Торвальдсен.

Маленький Андерсен видел замысловатые работы резчиков не только на кораблях, но и на домах Одензе. Должно быть, он знал в Одензе тот старый-престарый дом, где год постройки был вырезан на деревянном толстом щите в рамке из тюльпанов и роз. Там же было вырезано целое стихотворение, и дети выучивали его наизусть. (Он даже описал этот дом в одной из сказок.)

А у отца Андерсена висела над дверью, как у всех башмачников, деревянная вывеска с изображением орла с парой голов в знак того, что башмачники всегда шьют только парную обувь.

Дед Андерсена тоже был резчиком по дереву. В старости он занимался тем, что вырезал всякие причудливые игрушки – людей с птичьими головами или коров с крыльями – и раздаривал эти фигурки соседским мальчишкам. Дети радовались, а родители, как водится, считали старого резчика слабоумным и дружно насмехались над ним.

Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах.

В них цвели тюльпаны. Их запах сливался с дребезжащим перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков около казармы, свистом флейты бродячего музыканта и хриплыми песнями матросов, выводивших по каналу неуклюжие барки в соседний фиорд.

По праздникам матросы устраивали борьбу на узкой доске, перекинутой с борта одного корабля на другой. Побежденный падал в воду под хохот зрителей.

Во всем этом разнообразии людей, небольших событий, красок и звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы радоваться и выдумывать всякие невероятные истории.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Христианом Андерсеном.
Случилось это в зимний вечер 31 декабря 1899 года – всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. Веселый датский сказочник встретил меня на пороге нового века.
Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза. Сразу же вся комната наполнилась ее серебряным светом и непонятным медленным звоном. Оказалось, что это звенят лепестки розы, ударившись о кирпичный пол подвала, где жила тогда наша семья.
Случай с Андерсеном был тем явлением, которое старомодные писатели называли «сном наяву». Просто это мне, должно быть, привидилось.
В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали елку. По этому случаю взрослые отправили меня на улицу, чтобы я раньше времени не радовался елке.
Я никак не мог понять, почему нельзя радоваться раньше какого-то твердого срока. По-моему, радость была не такая частая гостья в нашей семье, чтобы заставлять нас, детей, томиться, дожидаясь ее прихода.
Но как бы там ни было, меня услали на улицу. Наступило то время сумерек, когда фонари еще не горели, но могли вот-вот зажечься. И от этого «вот-вот», от ожидания внезапно вспыхивающих фонарей у меня замирало сердце. Я хорошо знал, что в зеленоватом газовом свете тотчас появятся в глубине зеркальных магазинных витрин разные волшебные вещи: коньки «снегурки», витые свечи всех цветов радуги, маски клоунов в маленьких белых цилиндрах, оловянные кавалеристы на горячих гнедых лошадях, хлопушки и золотые бумажные цепи. Непонятно почему, но от этих вещей сильно пахло клейстером и скипидаром.
Я знал со слов взрослых, что вечер 31 декабря 1899 года был совершенно особенный. Чтобы дождаться такого же вечера, нужно было прожить еще сто лет. А это, конечно, почти никому не удастся.
Я спросил у отца, что значит «особенный вечер». Отец объяснил мне, что этот вечер называется так потому, что он не похож на все остальные.
Действительно, тот зимний вечер в последний день 1899 года не был похож на все остальные. Снег падал медленно и важно, и хлопья его были такие большие, что, казалось, с неба слетают на город легкие белые розы. И по всем улицам слышался глухой перезвон извозчичьих бубенцов.
Когда я вернулся домой, елку тотчас зажгли, и в комнате началось такое веселое потрескиванье свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации.
Около елки лежала толстая книга – подарок от мамы. Это были сказки Христиана Андерсена.
Я сел под елку и раскрыл книгу. В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. Приходилось осторожно отдувать эту бумагу, чтобы увидеть эти картинки, еще липкие от краски.
Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором, как лепестки цветов, отражались розовые облака и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья.
Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку.
Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом – сказку о снежной королеве. Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.
Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу. С тех пор мое представление о нем всегда было связано с этим приятным сном.
Тогда я еще не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. Я не знал, что в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые.
Это я понял гораздо позже. Понял, что мне просто повезло, когда в канун трудового и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня светлой вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом. Тогда я уже знал пушкинские слова «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» и был почему-то уверен, что Пушкин и Андерсен были закадычными друзьями и, встречаясь, долго хлопали друг друга по плечу и хохотали.

Биографию Андерсена я узнал значительно позже. С тех пор она всегда представлялась мне в виде интересных картин, похожих на рисунки к его рассказам.
Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований. Родился он в 1805 году, во времена наполеоновских войн, в старом датском городе Одензе в семье сапожника.
Одензе лежит в одной из котловин среди низких холмов на острове Фюн. В котловинах на этом острове почти всегда застаивался туман, а на вершинах холмов цвел вереск и уныло шумели сосны.
Если хорошенько подумать, на что был похож Одензе, то, пожалуй, можно сказать, что он больше всего напоминал игрушечный город, вырезанный из почернелого дуба.
Недаром Одензе славился своими резчиками по дереву. Один из них, средневековый мастер Клаус Берг, вырезал из черного дерева огромный алтарь для собора в Одензе. Алтарь этот – величественный и грозный – наводил оторопь не только на детвору, но даже на взрослых.
Но датские резчики делали не только алтари и статуи святых. Они предпочитали вырезать из больших кусков дерева те фигуры, что, по морскому обычаю, украшали форштевни парусных кораблей. То были грубые, но выразительные статуи мадонн, морского бога Нептуна, нереид, дельфинов и изогнувшихся морских коньков. Эти статуи раскрашивали золотом, охрой и кобальтом, причем клали краску так густо, что морская волна не могла в течение многих лет смыть ее или повредить.
По существу, эти резчики корабельных статуй были поэтами моря и своего ремесла. Не зря же из семьи такого резчика вышел один из величайших скульпторов XIX века, друг Андерсена, датчанин Альберт Торвальдсен.
Маленький Андерсен видел замысловатые работы резчиков не только на кораблях, но и на домах Одензе. Должно быть, он знал в Одензе тот старый-престарый дом, где год постройки был вырезан на деревянном толстом щите в рамке из тюльпанов и роз. Там же было вырезано целое стихотворение, и дети выучивали его наизусть. (Он даже описал этот дом в одной из сказок.)
А у отца Андерсена висела над дверью, как у всех башмачников, деревянная вывеска с изображением орла с парой голов в знак того, что башмачники всегда шьют только парную обувь.
Дед Андерсена тоже был резчиком по дереву. В старости он занимался тем, что вырезал всякие причудливые игрушки – людей с птичьими головами или коров с крыльями – и раздаривал эти фигурки соседским мальчишкам. Дети радовались, а родители, как водится, считали старого резчика слабоумным и дружно насмехались над ним.
Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах.
В них цвели тюльпаны. Их запах сливался с дребезжащим перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков около казармы, свистом флейты бродячего музыканта и хриплыми песнями матросов, выводивших по каналу неуклюжие барки в соседний фиорд.
По праздникам матросы устраивали борьбу на узкой доске, перекинутой с борта одного корабля на другой. Побежденный падал в воду под хохот зрителей.
Во всем этом разнообразии людей, небольших событий, красок и звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы радоваться и выдумывать всякие невероятные истории.

Паустовский Константин

Паустовский Константин

Сказочник (Христиан Андерсен)

Константин Паустовский

Сказочник

(Христиан Андерсен)

Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Христианом Андерсеном.

Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. Веселый датский сказочник встретил меня на пороге нового века.

Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза. Сразу же вся комната наполнилась ее серебряным светом и непонятным медленным звоном. Оказалось, что это звенят лепестки розы, ударившись о кирпичный пол подвала, где жила тогда наша семья.

Случай с Андерсеном был тем явлением, которое старомодные писатели называли "сном наяву". Просто это мне, должно быть, привиделось.

В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали елку. По этому случаю взрослые отправили меня на улицу, чтобы я раньше времени не радовался елке.

Я никак не мог понять, почему нельзя радоваться раньше какого-то твердого срока. По-моему, радость была не такая частая гостья в нашей семье, чтобы заставлять нас, детей, томиться, дожидаясь ее прихода.

Но как бы там ни было, меня услали на улицу. Наступило то время сумерек, когда фонари еще не горели, но могли вот-вот зажечься. И от этого "вот-вог", от ожидания внезапно вспыхивающих фонарей у меня замирало сердце. Я хорошо знал, что в зеленоватом газовом свете тотчас появятся в глубине зеркальных магазинных витрин разные волшебные вещи:

коньки "Снегурка", витые свечи всех цветов радуги, маски клоунов в маленьких белых цилиндрах, оловянные кавалеристы на горячих гнедых лошадях, хлопушки и золотые бумажные цепи. Непонятно почем, но от этих вещей сильно пахло клейстером и скипидаром.

Я знал со слов взрослых, что этот вечер был совершенно особенный. Чтобы дождаться такого же вечера, нужно было прожить еще сто лет. А это, конечно, почти никому не удастся.

Я спросил у отца, что значит "особенный вечер". Отец объяснил мне, что этот вечер называется так потому, что он не похож на все остальные.

Действительно, тот зимний вечер в последний день девятнадцатого века не был похож на все остальные. Снег падал медленно и очень важно, и хлопья его были такие большие, что, казалось, с неба слетают на город легкие белые цветы. И по всем улицам слышался глухой перезвон извозчичьих бубенцов.

Когда я вернулся домой, елку тотчас зажгли и в комнате началось такое веселое потрескиванье свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации.

Около елки лежала толстая книга - подарок от мамы. Это были сказки Христиана Андерсена.

Я сел под елкой и раскрыл книгу. В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. Приходилось осторожно отдувать эту бумагу, чтобы рассмотреть эти картинки, липкие от краски.

Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором отражались розовые облака, и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья.

Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом - сказку о снежной королеве Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.

Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу. С тех пор мое представление о нем всегда было связано с этим приятным сном.

Тогда я еще не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. Я не знал, что в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые.

Это я понял гораздо позже. Понял, что мне просто повезло, когда в канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом. Тогда я уже знал пушкинские слова "Да здравствует солнце, да скроется тьма!" и был почему-то уверен, что Пушкин и Андерсен были закадычными друзьями и, встречаясь, долго хлопали друг друга по плечу и хохотали.

Биографию Андерсена я узнал значительно позже. С тех пор она всегда представлялась мне в виде интересных картин, похожих на рисунки к его рассказам.

Андерсен "всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований. Родился он в 1805 году, во времена наполеоновских войн, в старом датском городе Одензе в семье сапожника.

Одензе лежит в одной из котловин среди низких холмов на острове Фюн. В котловинах на этом острове почти всегда застаивался туман, а на вершинах холмов цвел вереск.

Если хорошенько подумать, на что был похож Одензе, то, пожалуй, можно сказать, что он больше всего напоминал игрушечный город, вырезанный из почернелого дуба.

Недаром Одензе славился своими резчиками по дереву. Один из них средневековый мастер Клаус Берг вырезал из черного дерева огромный алтарь для собора в Одензе. Алтарь этот - величественный и грозный - наводил оторопь не только на детвору, но даже на взрослых.

Но датские резчики делали не только алтари и статуи святых. Они предпочитали вырезать из больших кусков дерева те фигуры, что, по морскому обычаю, украшали форштевни парусных кораблей. То были грубые, но выразительные статуи мадонн, морского бога Нептуна, нереид, дельфинов и изогнувшихся морских коньков. Эти статуи раскрашивали золотом, охрой и кобальтом, причем клали краску так густо, что морская волна не могла в течение многих лет смыть ее или повредить.

По существу эти резчики корабельных статуй были поэтами моря и своего ремесла. Не зря же из семьи такого резчика вышел один из величайших скульпторов девятнадцатого века, друг Андерсена, датчанин Альберт Торвальдсен.

Маленький Андерсен видел замысловатые работы резчиков не только на кораблях, но и на домах Одензе. Должно быть, он знал в Одензе тот старый-престарый дом, где год постройки был вырезан на деревянном толстом щите в рамке из тюльпанов и роз. Там же было вырезано целое стихотворение, и дети выучивали его наизусть. А у башмачников висели над дверью деревянные вывески с изображением орла с двумя головами в знак того, что башмачники всегда шьют только парную обувь.

Отец Андерсена был башмачником, но над его дверью не висело изображение двуглавого орла. Такие

вывески имели право держать только члены цеха башмачников, а отец Андерсена был слишком беден, чтобы платить взносы в цех.

Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах.

В них цвели тюльпаны. Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков около казармы, свистом флейты бродячего музыканта и хриплыми песнями матросов, выводивших по каналу неуклюжие барки в соседний залив.

Во всем этом разнообразии людей, небольших событий, красок и звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы радоваться и выдумывать всякие истории.

В доме Андерсенов у мальчика был только один благодарный слушатель старый кот по имени Карл. Но Карл страдал крупным недостатком - он часто засыпал, не дослушав до конца какую-нибудь интересную сказку. Кошачьи годы, как говорится, брали свое

Но мальчик не сердился на старого кота Он все ему прощал за то, что Карл никогда не позволял себе сомневаться в существовании колдуний, хитреца Клум-пе-Думпе, догадливых трубочистов, говорящих цветов и лягушек с бриллиантовыми коронами на голове.

Первые сказки мальчик услышат от отца и старух из соседней богадельни. Весь день эти старухи пряли, сгорбившись, серую шесть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал эти рассказы по-своему, украшал их, как бы раскрашивал свежими красками и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя богаделкам. А те только ахали и шептали между собой, что маленький Христиан слишком умен и потому не заживется на свете.

Пожалуй, неправильно называть это свойство умением. Гораздо вернее назвать его талантом, редкой способностью замечать то, что ускользает от ленивых человеческих глаз.

Мы ходим по земле, но часто ли нам является в голову желание нагнуться и тщательно рассмотреть эту землю, рассмотреть все, что находится у нас под ногами. А если бы мы нагнулись или даже больше - легли бы на землю и начали рассматривать ее, то на каждой пяди мы бы нашли много любопытных вещей.

Разве не интересен сухой мох, рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, или цветок подорожника, похожий на сиреневый солдатский султан? Или обломок перламутровой ракушки-такой крошечный, что из него нельзя сделать даже карманное зеркальце для куклы, но достаточно большой, чтобы бесконечно переливаться и блестеть таким же множеством неярких красок, каким горит на утренней заре небо над Балтикой.

Разве не прекрасна каждая травинка, наполненная пахучим соком, и каждое летучее семечко липы? Из него обязательно вырастет могучее дерево.

Да мало ли что увидишь у себя под ногами! Обо всем этом можно писать рассказы и сказки, - такие сказки, что люди будут только качать головами от удивления и говорить друг другу:

Откуда только взялся такой благословенный дар у этого долговязого сына башмачника из Одензе? Должно быть, он все-таки колдун.

Детей вводит в мир сказки не только народная поэзия, но и театр. Спектакль дети почти всегда принимают как сказку.

Яркие декорации, свет масляных ламп, бряцанье рыцарских доспехов, гром музыки, подобный грому сражения, слезы принцесс с синими ресницами, рыжебородые злодеи, сжимающие рукоятки зазубренных мечей, пляски девушек в воздушных нарядах - все это никак не походит на действительность и, конечно, может происходить только в сказке.

В Одензе был свой театр. Там маленький Христиан впервые увидел пьесу с романтическим названием "Дунайская дева". Он был ошеломлен этим спектаклем и с тех пор стал ярым...

Итоговая контрольная работа

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 8 классе

Инструкция для учителя по выполнению работы

Итоговая контрольная работа состоит из части 1, включающей в себя 12 заданий.

На выполнение контрольной работы по русскому языку отводится 45 минут .

Часть 1 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 12 заданий (1– 12).

Ответы к заданиям 1–12 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в бланке работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его и запишите рядом новый.

На контрольной работе запрещено пользоваться орфографическим словарём.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

Вариант 1

Прочитайте текст

(1)Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Христианом Андерсеном. (2)Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. (3)Веселый датский сказочник встретил меня на пороге нового века.

(4)Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза. (5)Сразу же вся комната наполнилась ее серебряным светом и непонятным медленным звоном. (6)Оказалось, что это звенят лепестки розы, ударившись о кирпичный пол подвала, где жила тогда наша семья. (7)Случай с Андерсеном был тем явлением, которое старомодные писатели называли «сном наяву». (8)Просто это мне, должно быть, привиделось.

(9)В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку. (10)Меня взрослые отправили на улицу, чтобы раньше времени не радовался ёлке, а, когда я вернулся, на зимней красавице уже зажигали свечи. (11)Около ёлки лежала толстая книга – подарок от мамы. (12)Это были сказки Христиана Андерсена.

(13)Я сел под елкой и раскрыл книгу. (14)В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. (15)Приходилось осторожно отдувать эту бумагу, чтобы рассмотреть картинки, липкие от краски.

(16)Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в нем отражались розовые облака, оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья. (17)Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку. (18)Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом – сказку о снежной королеве, где любовь преодолевает все преграды. (19)

(20)Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.

(21)С тех пор мое представление о нем всегда было связано с этим приятным сном. (22)Тогда я еще не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. (23)Я не знал, что в каждой детской сказке заключена еще одна, которую в полной мере могут понять только взрослые. (24)Это я понял гораздо позже. (25)Понял, что мне просто повезло, когда в канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом.

(По К.Г.Паустовскому)

1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой «зачитался» сказками « Андерсена »?

1) Около елки лежала толстая книга – подарок от мамы.

2) В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой.

3) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.

4) Я не знал, что в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые.

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение .

1) Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия.

2) Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза.

3) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.

4) Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.

3. Из предложений 14–16 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - "неполнота действия"

4. Из предложений 21–23 найдите слова, в которых правописание Н определяется правилом: «Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий».

5. Замените слово КАРТИНОК в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

6. Замените словосочетание ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДОБРОТА , построенное на основе согласования управление

7. Выпишите грамматическую основу предложения 11.

8. Среди предложений 12–16 найдите предложения с обособленным определением.

9. вводном слове.

Тогда я еще не знал,(1) конечно,(2) двойного смысла андерсеновских сказок. Я не знал,(3) что в каждой детской сказке заключена вторая,(4) которую в полной мере могут понять только взрослые.

10 Укажите количество грамматических основ в предложении 25.

11. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.

Он долго рассматривал меня,(1) прищурив один глаз и посмеиваясь,(2) потом достал из кармана белоснежный душистый платок,(3) встряхнул им,(4) и из платка вдруг выпала большая белая роза.

12. Среди предложений 16–19 найдите сложное бессоюзное

Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс

Вариант 2

Прочитайте текст

(1)В школе я никак не мог найти себе занятия. (2)Точнее, не в самой школе, а в школьном возрасте. (3)А занятие хотелось найти. (4)Спортом я никаким не увлёкся. (5)Какое-то время ходил на хоккей. (6) Моментально научился хорошо кататься на коньках, но играл я плохо. (7)И бросать шайбу, казалось, могу, и пас отдать могу, но игра не шла. (8)Я не видел, что происходит на площадке, не понимал ситуации, а главное, мне было всегда все равно, выиграем мы или нет. (9)Когда тренер через какое-то время это понял, то порекомендовал мне прекратить занятия хоккеем, и я не стал больше приходить на тренировки.

(10)Тогда я пошел в кружок современного авиасудомоделирования. (11)Там люди моего возраста творили подлинные чудеса. (12)Их самолеты летали, подхваченные ветром, корабли плавали. (13)Там я увидел тринадцатилетних, таких же, как я, парней, которые целый год могли конструировать и, не торопясь, изготавливать модель катера или яхты. (14)Быстрых успехов я там не добился, руки у меня оказались не золотые, в число любимых и перспективных учеников я не попал и ушел.

(15)В общем, я искал, искал занятие и в итоге к четырнадцати годам его нашел. (16)Точнее, занятие нашло меня, потому что родители подарили мне на тринадцатилетие фотоаппарат. (17)И я стал ходить в фотокружок при станции юных техников. (18)Мы ходили с нашим учителем по городу и фотографировали все подряд при разном освещении. (19)«Запомни, друг, ты не жизнь фотографируешь, – давал уроки мастерства Владимир Лаврентьевич. – (20)Ты делаешь фотографию.

(21)И нужно, чтобы фотография была живая. (22)Все ходят по одному и тому же городу, полю или лесу. (23)Все! (24)И никто ничего не видит. (25)А ты должен увидеть, как тут упал свет, как солнце отразилось в стекле троллейбуса, как заблестели капельки росы на паутине в траве, как улыбается девушка, которая сидит на остановке и чего-то ждет».

(26)Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать. (27)Родители вполне справедливо пытались ограничить мое рвение, но с этим было трудно справиться. (28)Я впервые узнал, что такое творчество, а главное, в творческом процессе я почувствовал серьезное и

взрослое отношение к себе.

Ответами к заданиям 1 - 12 являются число, слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа бланка.

1. обоснования ответа на вопрос: «Почему герой увлёкся фотографией?»

1) (26) Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать.

2) (9) Когда тренер через какое-то время это понял, то порекомендовал мне прекратить занятия хоккеем, и я не стал больше заниматься спортом.

3) (27) Родители вполне справедливо пытались ограничить мое рвение, но с этим было трудно справиться.

4) (19) «Запомни, друг, ты не жизнь фотографируешь, – давал уроки мастерства Владимир Лаврентьевич. – (20) Ты делаешь фотографию. (21) И нужно, чтобы фотография была живая».

2. эпитет .

1) Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать.

2) Мы ходили с нашим учителем по городу и фотографировали все подряд при разном освещении.

3) Тогда я пошел в кружок современного авиасудомоделирования.

4) Их самолеты летали, подхваченные ветром, корабли плавали.

3. Из предложений 4 - 9 выпишите слово, в котором правописание приставки обозначает "приближение "

4. В предложениях 10–12 найдите слово(-а), в котором(-ых) правописание НН определяется правилом: « НН пишется в суффиксах полных страдательных причастий, образованных от глаголов совершенного и несовершенного вида». Выпишите найденное(-ые) слово(-а).

5. Замените слово УЧИТЕЛЕМ в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

6. Замените словосочетание В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ (предложение 28), построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

7. Выпишите грамматическую основу предложения 1.

8. Среди предложений 12–14 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

«Запомни,(1) друг,(2) ты не жизнь фотографируешь,(3) – давал уроки мастерства Владимир Лаврентьевич. – Ты делаешь фотографию. И нужно,(4) чтобы фотография была живая.

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 27.

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

В общем,(1) я искал,(2) искал занятие и в итоге к четырнадцати годам его нашел. Точнее,(3) занятие нашло меня,(4) потому что

родители подарили мне на тринадцатилетие фотоаппарат.

12. Среди предложений 13–16 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс

Вариант 3

Прочитайте текст

(1)Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц. (2)Потом эти воспоминания возникают с поразительной силой по самому ничтожному поводу: например, от мелькнувшего за окнами вагона мимолетного пейзажа, который вызывает непонятное нам самим чувство волнения и счастья… (3)Такое чувство давно виденных милых мест остается от «волжских» и «осенних» картин Левитана.

(4)Однажды художник плыл на пароходе по Волге. (5)Все дни он просиживал на палубе и смотрел на берега – искал места для этюдов. (6)Но хороших мест не было, Левитан все чаще хмурился и жаловался на усталость. (7)Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными селами, ни задумчивыми и плавными поворотами. (8)Наконец в Плесе Левитан увидел с палубы старинную маленькую церковь, рубленную из сосновых кряжей. (9)Она чернела на ночном небе, и первая звезда горела над ней, переливаясь и блистая.

(10)В этой церкви, в тишине вечера, в певучих голосах деревенских женщин, продававших на пристани молоко, Левитану почудилось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плесе. (11)С этого времени начался светлый промежуток в его жизни.

(12)Маленький городок был беззвучен и безлюден. (13)Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам – колотушки сторожей. (14)По уличным косогорам и оврагам цвел репейник и росла лебеда. (15)В домах за кисейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет.

(16)Дни стояли солнечные, устойчивые, сухие. (17)Русское лето, чем ближе к осени, тем больше бывает окрашено в спелые цвета. (18)Уже в августе розовеет листва яблоневых садов, сединой блестят поля; вечерами над Волгой стоят облака, покрытые жарким румянцем.

(19)Каждый день приносил трогательные неожиданности. (20)То подслеповатая старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стертый пятак. (21)То дети, подталкивая друг друга в спину, попросят, чтобы их нарисовали, потом прыснут от смеха и разбегутся. (22)А то придет тайком молодая соседка и будет певуче жаловаться на свою долю. (23)Пожалуй, именно в Плёсе художник в полной мере ощутил тепло и ласковость русской земли. (24)В «волжских» работах Левитана впервые появились свет и блеск. (25)Об этих полотнах Чехов сказал ему: (26)«На твоих картинах уже есть улыбка».

(По К.Г. Паустовскому)

Ответами к заданиям 1 - 12 являются число, слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа бланка.

1. В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему в Плесе «начался светлый промежуток » жизни Левитана?»

1) (1) Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц.

2) (15) В домах за кисейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет.

3) (16) Дни стояли солнечные, устойчивые, сухие. (17) Русское лето, чем ближе к осени, тем больше бывает окрашено в спелые цвета.

4) (23) Пожалуй, именно в Плёсе художник в полной мере ощутил тепло и ласковость русской земли. (24) Так в «волжских» работах впервые появились у Левитана свет и блеск.

2. Укажите предложение, в котором содержится фразеологизм .

1) Все дни он просиживал на палубе и смотрел на берега – искал места для этюдов.

2) То подслеповатая старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стертый пятак.

3) Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам – колотушки сторожей.

4) То дети, подталкивая друг друга в спину, попросят, чтобы их нарисовали, потом прыснут от смеха и разбегутся в мгновение ока.

3. Из предложений 10–12 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание согласной(-ых) в приставке зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

4. В предложениях 1–3 найдите слово(-а), в котором(-ых) правописание НН определяется правилом: «Две буквы –Н пишутся в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн- , -енн- ». Выпишите найденное(-ые) слово(-а).

5. Замените слово ДОЛЮ в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

6. Замените словосочетание КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН (предложение 13), построенное на основе согласование , синонимичным словосочетанием со связью управления . Напишите получившееся словосочетание.

7. Выпишите грамматическую основу предложения 12.

8. Среди предложений 5–8 найдите предложение(-я) с обособленным(-ими) определением(-ями) . Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

То дети,(1) подталкивая друг друга в спину,(2) попросят,(3) чтобы их нарисовали,(4) потом прыснут от смеха и разбегутся. А то придет тайком молодая соседка и будет певуче жаловаться на свою долю. Пожалуй,(5) именно в Плёсе художник ощутил тепло и ласковость русской земли.

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 10.

11. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью .

Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны,(1) засыпанные листвой,(2) также пышные и печальные

уголки родины,(3) что сияют под нежарким солнцем в синеве,(4) в тишине безветренных вод,(5) в криках кочующих птиц .

12. Среди предложений 13–18 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ключи к ответам

итоговой контрольной работы по русскому языку 8 класс

1 вариант

2 вариант

3 вариант

прикрытых

приходить

беззвучен

безлюден

связано, заключено

подхваченные

безветренный

рисунки

преподавателем

(или педагогом)

судьба

Доброта человека

В процессе творчества

Звон колокола

Книга лежала

Я не мог найти

Городок был беззвучен безлюден

14 15

Спецификация

итоговой контрольной работы

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 8-х классах

1. Назначение контрольной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 8-х классов к основному государственному экзамену.

2. Документы, определяющие содержание контрольной работы.

среднего (полного) общего образования»).

3. Структура контрольной работы

Работа по русскому языку состоит из Части 1 и выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 12 заданий (1 – 12).

Ответами к заданиям 1–12 являются цифра (число), слово (несколько слов), словосочетание или последовательность цифр (чисел). Ответ записывается в поле ответа на бланке работы.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные обучающимися за выполненные задания, суммируются.

Контрольная работа составлена в трёх вариантах. Варианты работ являются параллельными, под одними и теми же порядковыми номерами во всех вариантах представлены задания одинаковой сложности, позволяющие проверить сформированность одних и тех же предметных умений у учащихся.

4. Характеристика структуры и содержания контрольной работы.

Каждый вариант контрольной работы состоит из двух частей и включает в себя 12 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 (задания 1–12) – задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа.

Распределение заданий по частям контрольной работы представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Части работы

Количество

заданий

Максимальный

первичный балл

Типы заданий

Часть 1

(задания 1 – 12)

Задание

с кратким ответом

Итого

5. Распределение заданий контрольной работы по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности

Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык»

Таблица 2.

Количество заданий

Максимальный

первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного блока

первичного балла за всю работу, равного 12 баллам

Речь. Чтение. Адекватное

понимание письменной речи

Синтаксис

Орфография

Пунктуация

Выразительность русской речи

Итого

Распределение заданий контрольной работы по способам предъявления языкового материала. Ученик работает с языковыми явлениями, предъявленными в тексте.

Таблица 3.

Виды работы

с языковым

материалом

Количество заданий

Максимальный

первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий,

предусматривающих различные виды работы с языковым материалом, от

максимального первичного

балла за всю работу, равного 12 баллам

Работа с текстом: работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте

(языковой анализ текста)

6. Распределение заданий контрольной работы по уровням сложности

Таблица 4.

7. Кодификатор элементов содержания контрольной работы

Таблица 5.

Код контролируемого элемента

Элементы содержания, проверяемые заданиями контрольной работы

Фонетика

1.1.

Звуки и буквы

Лексика и фразеология

2.1.

Лексическое значение слова

2.2.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

2.3.

Фразеологические обороты

Морфемика и словообразование

3.1.

Значимые части слова (морфемы)

3.2.

Морфемный анализ слова

Грамматика. Синтаксис

5.1.

Словосочетание

5.2.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

5.7.

Осложненное простое предложение

5.8.

Сложное предложение

5.9.

Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения.

Орфография

6.1.

Орфограмма

6.6.

Правописание приставок

6.8.

Правописание – Н-/-НН\ в различных частях речи

Пунктуация

7.3.

Знаки препинания при обособленных определениях

7.4.

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

7.7.

Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение)

7.11.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

7.11.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

7.15

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.

7.19

Пунктуационный анализ

Речь

8.1.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

8.5.

Анализ текста

Выразительность русской речи

10.1

Анализ средств выразительности Различные виды анализа

1.1.

Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.

1.2.

Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста или его фрагмента.

1.3.

Различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, язык художественной литературы.

Аудирование и чтение

2.1.

Адекватно понимать информацию письменного сообщения

2.2.

2.3.

Владеть разными видами чтения

Письмо

3.8.

Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

Примечание. В итоговой контрольной работе, выполняемой обучающимися, может проверяться только часть элементов содержания и умений, перечисленных в вышеприведенных таблицах.

9. Время выполнения работы

На выполнение контрольной работы отводиться 45 минут , из них:

На чтение текста отводится 5 минут.

На выполнение каждого задания требуется от 2 до 4 минут.

На проверку всей работы отводится 10 минут.

10. Дополнительные материалы и оборудование

Строгое соблюдение инструкции по проведению контрольной работы. Дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены. Работа рассчитана на обучающихся 8 класса, изучающих русский язык по учебнику Ладыженской в объеме 3 ч. в неделю.

11. Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом

За верное выполнение каждого задания работы ученик получает 1 балл.

За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

Максимальное количество баллов , которое может получить учащийся за выполнение всей контрольной работы, – 12 .

Шкала перевода баллов в оценку

Оценка "5" - от 11 до 12 баллов

Оценка "4" - от 9 до 10 баллов

Оценка "3" - от 6 до 8 баллов

Оценка "2" - от 5 и менее баллов


Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 - А9, В1 - В14.

(1)Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Христианом Андерсеном. (2)Тогда я еще не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. (3)Я не знал, что в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые. (4)Это я понял гораздо позже. (5)Понял, что мне просто повезло, когда в канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом. (6)Научил радоваться всему интересному и хорошему, что попадается на каждой тропинке и на каждом шагу. (7)3амечать то, что ускользает от ленивых человеческих глаз.
(8)Мы ходим по земле, но часто ли нам является в голову желание нагнуться и тщательно рассмотреть эту землю, рассмотреть все, что находится у нас под ногами. (9)А если бы мы нагнулись или, даже больше, легли бы на землю и начали рассматривать ее, то на каждой пяди мы бы нашли много любопытных вещей.
(10)Разве не интересен сухой мох, рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, или цветок подорожника, похожий на сиреневый солдатский султан? (11)Или обломок перламутровой ракушки - такой крошечный, что из него нельзя сделать даже карманное зеркальце для куклы, но достаточно большой, чтобы бесконечно переливаться и блестеть таким же множеством неярких красок, каким горит на утренней заре небо над Балтикой.
(12)Разве не прекрасна каждая травинка, наполненная пахучим соком, и каждое летучее семечко липы? (13)Из него обязательно вырастет могучее дерево. (14)Да мало ли что увидишь у себя под ногами! (15) 0бо всем этом можно писать рассказы и сказки, — такие сказки, что люди будут только качать головами от удивления и говорить друг другу:
- Откуда только взялся такой благословенный дар у этого долговязого сына башмачника из Одензе?
(16)Должно быть, он все-таки колдун.

(К. Паустовский)

К каждому заданию А1 - А9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1- А9 обведите кружком.

А1 . Выберите заголовок, который содержит главную мысль текста.
1) Писатель Андерсен.
2) Бесценный дар.
3) Добро и зло.
4) Сказки, которые учат радоваться.

А2 . Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: Чему учат сказки Андерсена?
1. Должно быть, он всё-таки колдун.
2. Радоваться всему интересному и хорошему.
3. Да мало ли что увидишь у себя под ногами
4. Замечать то, что ускользает от ленивых человеческих глаз.

А3 . Найдите «данное» в 8-9 предложениях.
1) ходим по земле
2) мы
3) много вещей
4) желание

А5 . В каких предложениях текста содержится аргумент, подтверждающий тезис рассказчика о том, что сказки Андерсена интересны не только детям, но и взрослым?
1) 2, 13
2) 5,6
3) 1, 2
4) 8, 9

А6 . О какой стороне натуры писателя говорит информация, заключённая в предложении 5?
1) Андерсен был странным человеком.
2) Андерсен был наблюдательным человеком.
3) Андерсен был великим оптимистом.
4) Андерсен был весёлым человеком.

А7 . Найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и повторов.
1) 3-е
2) 4-е
3) 7-е
4) 15-е

А8 . В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложениях 3-16?
1) восклицательные предложения, риторические вопросы, риторическое обращение
2) эпитеты, сравнения, метафоры
3) антитеза, гипербола
4) сравнительный оборот, профессиональная лексика

А9 . В каком варианте ответа верно определен(-ы) тип(-ы) речи этого текста?
1) повествование
2) описание
3) рассуждение
4) рассуждение с элементами описания

Ответы на задания В1 - В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1 . Из предложений 1 - 5 выпишите слова с непроизносимым согласным в корне.

В2 . Из предложений 11 - 13 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».

В3 . Из предложений 12 - 14 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В причастии, образованном от глагола на -ИТЬ, пишется суффикс -ЕНН- »

В4 . Из приведённого ниже предложения 10 выпишите все цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие причастный оборот.

Разве не интересен сухой мох,(1) рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу,(2) или цветок подорожника, (3)похожий на сиреневый солдатский султан?

В5 . Среди предложений 6 - 9 найдите сложное предложение, в составе которого имеется сложносочинённое предложение. Напишите номер этого предложения.

В6 . Из приведённого ниже предложения 12 выпишите цифру(-ы), при помощи которой (-ых) обозначена(-ы) запятая(-ые), разделяющая(-ие) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения.

А если бы мы нагнулись или, (1)даже больше, (2)легли бы на землю и начали рассматривать ее, (3)то на каждой пяди мы бы нашли много любопытных вещей.

В7 . Замените словосочетание из предложения 11, построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
небо над Балтикой - …

В8 . Выпишите грамматическую основу из придаточной части 7-го предложения.

В9 . Укажите количество грамматических основ в предложении 9.

В10 . Среди предложений 6 - 10 найдите предложение с обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.

В11 . Среди предложений 1 - 5 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

В12 . Среди предложений 8 - 10 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

В13 . Среди предложений 1 - 5 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением. Напишите номера этих предложений.

В14 . В предложении 15 замените прямую речь косвенной. Напишите получившееся предложение.

Ответы

А1-4;
А2-4;
А3-2;
А4-1;
А5-2;
А6-3
А7-2;
А8-2;
А9-4;

В1- солнца, сердца;
В2-бесконечно;
В3- наполненная;
В4-1,2;
В5-8;
В6-3;
В7- балтийское небо;
В8-что ускользает;
В9-2;
В10-10;
В11-2;
В12-8;
В13-3,5;
В14- Обо всем этом можно писать рассказы и сказки, — такие сказки, что люди будут только качать головами от удивления и говорить друг другу, откуда только взялся такой благословенный дар у этого долговязого сына башмачника из Одензе.