Прозаические произведения. Иван франко биография Да, путь к свободе и правде труден! Поэт не желал скрывать этого от своих читателей

Был рожден в семье коваля 27 августа 1856г ., в с. Нагуевичи (Львовская область). Учился Франко в сельской школе, сначала в Нагуевичах, а потом в соседнем селе Ясенице Сильном. В 1864 перешел учиться в Дрогобицкую «нормальную» школу.

В 1865г . в его семье случается горе - умирает отец. Вскоре в дом Ивана Франка приходит отчим Гринь Гаврилик. Именно про смерть отца Иван Франко напишет свое первое стихотворение «Великдень 1871 року» (1871г .). Отчим оказался не злым человеком и дал возможность пасынку продолжать учебу. В 1867г . будущий писатель оканчивает школу, а с 1873г . учиться в гимназии, которую заканчивает на «отлично» 26 июля 1875г . и получает аттестат зрелости. Во время учебы в гимназии у Франка умерла мать Мария (в 1872г .), которую он очень любил и посвятил ей свои воспоминания в стихотворении «Пісня і праця» (1883г .), в поэме «Гадки на межі» (1881г .).
После смерти матери отчим женился вновь, но своего отношения к приемному сыну не поменял и помогал ему продолжать учиться.

С ранних лет «Кобзарь» Т. Шевченка стал любимой книжкой И. Франка. В гимназии он продолжал формирование своего мировоззрения, поэтому интересовался также польской, немецкой, французской литературами. В итоге Франко пришел к мысли, что основой украинского литературного языка должен быть родной язык.

Летом 1874г . Иван Яковлевич Франко впервые путешествует самостоятельно по Подкарпатью и делает фольклорные записи. После Дрогобича осенью 1875г . он едет в Львов, поступает на философский факультет Львовского университета. Очень много пишет и становится самой влиятельной персоной в редакции журнала «Друг».

Еще гимназистом он печатает свои первые литературные произведения в студентском университетском журнале во Львове «Друг». Вступив в студентский «Академический кружок», Франко стал активным работником и автором журнала «Друг». В журнале он помещает поэзии, переводы, печатает первую большую повесть «Петрії і Довбущуки». Также Франко напечатал перевод романа «Что делать?» М. Чернышевского в журнале «Друзья» (1877г .).

Его деятельность, благодаря доносам завистников, скоро была замечена, и его вместе с членами журнала «Друг» арестовали. В тюрьме И.Франко просидел 8 мес. до суда, а присудили ему только 6 недель. После выхода с тюрьмы писатель не сдался и продолжал свою деятельность. Вместе с М.Павликом И.Франко начинает издавать журнал «Общественный досуг», в котором печатает свои стихотвореня «Товаришам із тюрми», «Патріотичні пориви», начало повести «Boa constrictor». К сожалению, после второго номера милиция конфисковала журнал, поэтому название журнала пришлось сменить на «Дзвін».

В переименованном журнале Франко напечатал свое знаменитое стихотворение «Каменярі» и рассказ «Моя стріча з Олексою». Последний номер журнала(четвертый по счету) вышел под названием «Молот».В этом выпуске Иван Яковлевич закончил печатать повести «Boa constrictor», сатирическое стихотворение «Дума про Наума Безумовича», свою очень популярную статью «Література, її завдання і найважніші ціхи».


В конце 1878г . И. Франко стал редактором «Praca», который в конечном итоге он превратил на орган для всех работников Львова. Иван Яковлевич начал выдавать «Дрібну бібліотеку», писать для «Словянського альманаха» целый список новелл, среди которых «Муляра» для задуманной новой газеты «Нова основа», «Борислав сміється», работает над переводами «Німеччина» Г. Гейне, «Фауст» Гете, «Каїн» Байрона и т. д., создает «Катехізис економічного соціалізму».

В марте 1880г . И. Франко едет в Коломойский повет. По дороге его арестовывают второй раз в связи с судовым процессом, который вело австрийское правительство против селян Коломии. В тюрьме Франко просидел три месяца, после чего его отправили в сопровождении полиции до Нагуевичей, но по дороге еще раз посадили в Дрогобицкую тюрьму, которую И.Я. Франко описал позже в рассказе «На дні».

Вернувшись после таких приключений во Львов, он принимает активное участие в рабочей газете «Praca», пишет социалную программу «Чого хоче Галицька робітницька громада». Также в газете «Praca» Франко публикует свое известное стихотворение «Гімн» («Вічний революціонер»).

В 1881г . Франко выдает на польском языке брошюру «Про працю. Книжечка для робітників». В этом же году он начинает издавать журнал «Світ». В нем он практически в каждом номере публикует части повести «Борислав сміється», к сожаленью И.Я.Франко так и смог опубликовать повесть до конца, т.к. журнал закрыли. Но до закрытия журнала он еще успел напечатать многим известную статью «Причинки до оцінення поезій Тараса Шевченка». В 1881г ., в апреле, Иван Франко едет в с. Нагуевичи. Там он, кроме написания новых произведений, исполняет ежедневную селянскую работу.

В феврале 1885г . И.Франко едет в Киев, где встречается с О. Кониским и В. Антоновичем по поводу издания газеты. Но к, сожалению, переговоры не увенчались успехом. Единственное теплое воспоминание о Киеве осталось про встречи с семьями Лысенков, Старицких и Косачей .Тарас Шевченко

В журнале «Світ» Иван Яковлевич Франко печатает ряд революционных поэзий, которые позже вошли в сборку «З вершин і низин». После закрытия и этого журнала Франку пришлось зарабатывать на жизнь в журналах «Діло» и «Зоря». В «Зорі» он публикует историческую повесть «Захар Беркут», и очень большую статью «Іван Сергійович Тургенєв».

Мечтая про издание своего собственного журнала, Иван Яковлевич дважды ездит в Киев (1885г ., 1886г .), что бы получить от киевской «Громады» материальную помощь. Но киевские либералы попросту не сдержали слова и отдали деньги «Зорі», а не писателю.

В 1886г . в Киеве Иван Франко обвенчался с Ольгой Хорунжинской и повез ее во Львов. Но его счастье было омрачено увольнением с «Зорі», с этого момента ему нужно было искать как заработать на хлеб.Ему повезло- он стал работником газеты «Курьер львовский». В этом же году выходит сборка «З вершин і низин».

Тяжелое материальное состояние вынуждает Ивана Франка работать в «Правді». Но даже нужда денег не смогла его долго там удержать - в мае 1889г . он разрывает свои связи с «Правдою» и в письме «Кому за цесаром» обвиняет «правдян» в националистической замкнутости.

В августе 1889г . И.Франко едет со студентской группой из Росси в туристическое путешествие. Австрийское правительство увидело в попытку писателя отделить Галечину от Австрии и присоединить ее к России. За это его арестовали вместе со студентами. В результате Франко просидел в тюрьме 10 недель, после чего его выпустили без суда.

В 1890г . вместе с М. Павликом Иван Франко издает двухнедельник «Народ», который стал органом основанной в этом году «Української радикальної партії». В «Народе» писатель печатает рассказы «Свиня», «Як то згода дім будувала». В этом же году выходит его сборка рассказов «В поті чола» с автобиографией Франка.

Во Львове Иван Франко организовывает «Наукову читальню», в которой он сам и выступает по вопросам политэкономии, научного социализма, истории революционной борьбы. Борьбу Франко решил устроить и в научной сфере. Он задумал написать докторскую диссертацию, выбрав тему: «Политическая поэзия Т.Г. Шевченка».

Львовский университет не взял диссертацию к защите. Поэтому писатель едет в Черновцы, но и там его ждет неудача. Разочаровавшись Франко пишет новую докторскую диссертацию «Варлам і Йоасаф» - старохристиянський духовний роман і його літературна історія». В июне 1893г . ему дают ступень доктора философии.

В 1893г Франко издает второе (дополненное) издание сборки «З вершин і низин». После нее выходят еще четыре замечательные сборки: «Зів’яле листя» (1896г .), «Мій Ізмарагд» (1898г .), «Із днів журби» (1900г .) и повесть «Перехресні стежки» (1900г .).

С 1898г . во Львове начинает выходить журнал «Літературно-науковий вісник». Естественно. Что Франко сразу же становится самым активным работником журнала, а потом и редактором. В этом журнале он публикует свои статьи «Із секретів поетичної творчості», «Леся Українка» другие.

В 1905г . И. Франко пишет в честь революции в России свою знаменитую поэму «Мойсей», стихотворение «Конкістадори».В это же время писатель пишет статью-рецензию «Нова історія російської літератури». Также он выступает со своей знаменитой и популярной статьей «Ідеї» і «ідеали» галицької москвофільської молодіжі», в которой показывает Галицких москвофилов во всей их «красе».

В 1906г . выходит сборка поэзий «Semper tiro», а годом позже - повесть «Великий шум».

В 1907г . Франко пытается занять место на кафедре Львовского университета, но на свою просьбу он не получает ответа, т.к. это место уже занял Грушевский.

В 1908г . Иван Франко заболевает. Большая перенагрузка привела к нервным расстройствам, контрактуры обеих рук. Вылечиться от этого помогло лечение в Хорватии. Но со временем здоровье снова начало ухудшаться. Он выезжал на лечение в Киев, Карпаты, Одессы (1913г .). Как только ему становилось хоть чуть-чуть легче, он сразу брался за работу. Благодаря такой самоотдаче он написал статью про драму Пушкина «Борис Годунов» (1914г .), статью «Тарас Шевченко» (1914г .), поэмы «Євшан-зілля», «Кончакова слава» и другие.


В 1915г . состояние здоровья писателя ухудшилось дальше не куда. Весной 1916г . больной Франко переехал в свой дом во Львове. 9 марта 1916г предчувствуя скорую смерть, Иван Яковлевич Франко составляет завещание, в котором все свои рукописные произведения вместе с собственной библиотекой просит передать Научному обществу им. Т.Г. Шевченка. 28 мая 1916г . Иван Франко скончался. Через три дня труна с его телом была временно поставлена в склепе. Но «временно» растянулось на 10 лет, только после этого срока останки великого писателя были перенесены на Личаковское кладбище во Львове. На могиле Ивана Франка был построен памятник с высеченным на нем работником - каменяром. Этот памятник можно увидеть и сейчас.

Франко Иван Яковлевич родился 27 августа 1856 года в с. Нагуевичи Дробецкого повета. Умер 28 мая 1916 года во Львове в возрасте 60 лет. Украинский писатель, публицист и поэт, ученый, переводчик, политический и общественный деятель, доктор философии, действующий член Научного общества имени Т. Шевченко, почетный доктор Харьковского университета.

Подвиг Ивана Франко.

Франко - великий классик украинский литературы №2 после Т. Г. Шевченко, прославивший Украину в образе Каменяра , так, что его талант и величие мирового уровня признали

В СССР - его именем в 1962 г. был переименован город Станислав - областной центр в УССР, ставший Ивано-Франковском;

В независимой Украине - на купюре в 20 гривен фото Франко;

В современной России именем Франко названы улицы в Москве, Туле, Уфе, Калининграде, Тамбове, Липецке, Перми, Чебоксарах, Иркутске и ряде других городов современной России;

В Канаде имя Франко носит улица в Монреале, а в Виннипеге установлен памятник работы Игнащенко;

В Казахстане улица в г. Рудный Костанайской области Казахстана так же носит имя Ивана Франко;

Еще при жизни Ивана Франко его произведения были переведены на немецкий, русский, польский и чешский языки.

Такое мировое признание имени Франко, как и его увлечение марксизмом (хотя позднее стал его ярым критиком), вызвало обратную реакцию у ряда националистических деятелей независимой Украины, а среди массового круга украинских читателей выросло равнодушие, а в отдельных случаях - почти нескрываемая неприязнь к самому Франко и пренебрежительное отношение к его наследию. Кем для нас является Иван Франко? Ответить на этот вопрос невозможно без знания того, кем он был в свое время для Галичины и всей Украины.

- Иван Франко начал работать на благо Украины в 1873 г., начиная с литературы . Позже он работал на научном поле как общественный и политический деятель, как журналист, и везде, где надо было работать на благо народа. В начале своей карьеры Иван Яковлевич Франко был известен вовсе не как писатель, а как экономист;

Изучал проблемы, которые тем или иным способом возникали в связи с отменой барщины, а также внедрением капиталистических отношений в селе . Так, не только теоретически, но и на практике старался разъяснять учение Маркса - Энгельса о создании добавочной стоимости, показывая это на примере добычи соли в Нагуевичах, и т. п. В статье "Что такое прогресс?" (1903 г.), давая общую характеристику взглядов Энгельса на будущее социалистического общества, Франко писал:

Время показало правильность прогнозов Франко относительно будущего государства, которое строилось по основным положениям марксистской теории. Эти прогнозы поразительно совпадают с общими контурами административно-бюрократической системы, действовавшей в Украине на протяжении 70 лет.

- В 1904 году Иван Франко предсказал то, что происходило в Украине за 70 лет господства советской системы. Он писал, что если бы осуществить коммунистическую программу, то это было бы "отрицание всяких свободных рабочих союзов", это был бы "одинаковый принудительный труд для всех, было бы заведение принудительных армий, особенно для земледелия". Автор "Моисея" 90 лет назад писал о "всевластии коммунистического государства, указанная во всех 10-х точках коммунистического манифеста, в практическом переводе означало бы триумф новой бюрократии над всем ее материальным и духовным жизнью".

Позицию, которую занимал Иван Франко в последние годы своей жизни, можно назвать национализмом. Он хорошо почувствовал разницу между марксистской теорией и практикой национальных движений. Выдвинутые Марксом и Энгельсом лозунги "Пролетарии всех стран, соединяйтесь" и "Рабочие не имеют Отечества" предусматривает международный характер рабочего и социал-демократического движения. Зато национальные движения, по словам Франко, выдвигают на первое место интересы "одиночной нации" как крупнейшей единицы, которую человек может обнять своим трудом.

Читая произведения Ивана Франко, убеждаемся, что писатель был против национального и социального порабощения. В 1887 году он напечатал сказку«Как русин топтался по том свете», где верно представил политику России в отношении Украины.

Иван Франко глазами художника Юрия Журавля.

Известный украинский художник и аниматор Юрий Журавель следующим образом изобразил Ивана Франко:

Иван Франко и социальные сети.

Группа , посвященная Франко в соцсети "Вконтакте".

Биография Ивана Франко.

1875 год - закончил гимназию в Дрогобыче, стал студентом философского факультета Львовского университета;

Активная издательская и общественно-политическая деятельность Франко, а также его переписка с Михаилом Драгомановым привели к аресту писателя по обвинению в принадлежности к тайному социалистическому обществу;

1880 год - арестован во второй раз по обвинению в подстрекательстве селян против власти;

1881 год - соиздатель журнала "Свет";

1882 год - после закрытия "Света" работает в журнале "Заря" и газете "Дело";

Май 1986 года - женился на Ольге Хоружинской;

1888 год - работал в журнале "Правда";

1889 год - арестован третий раз за свои связи с надднепрянцами;

1890 - при поддержке Михаила Драгоманова Франко становится сооснователем Русско-Украинской радикальной Партии;

1908 год - отмечается значительное ухудшение состояние здоровья писателя. Тем не менее он продолжает работать;

Организаторам похорон выступал Кость Левицкий.

У Ивана Франко было три сына. Один из них - Андрей, умер в возрасте 26 лет. Двое других - Петр и Тарас - стали писателями. Была и дочь Анна, также украинская писательница, публицист и мемуарист.

На телеканале "Интер" об Иване Франко сняли документальный фильм. В проекте "Великие Украинцы" Святослав Вакарчук рассказывает про Ивана Франко. Телеканал Интер, 2008 г.

Увековечивание памяти Ивана Франко.

1962 год - город Станислав был переименован в Ивано-Франковск;

В честь Ивана Франко во множестве городах Украины названы улицы и площади;

В его честь названо астероид 2428 "Каменяр";

В память об Иване Франко было открыто множество памятников в Украине и за границей. В частности, в Ивано-Франковске есть памятник и бюст Ивану Франко:

27-29 июля 2012 года в н. п. Нагуевичи прошел музыкально-творческий фестиваль "Франко Фест";

В с. Криворивня Веховинского района открыт музей имени Ивана Франко, в котором выставлено множество вещей, которых касалась его рука:

Еще один музей в с.Лолин;

В Калуше - дом-музей семьи Франко;

Национальный литературно-мемориальный музей имени Ивана Франко во Львове:

2006 год - монета с изображением Франко:

Марка, номинал которой составлял 70 копеек:

2003 год - изображение Франко на 20-гривневой купюре:

Как часто пользователи Яндекса из Украины ищут информацию об Иване Франко в поисковой системе?

Как видно из фото, пользователи поисковой системы Яндекс в сентябре 2015 года интересовались запросом "иван франко" 7 169 раз.

А согласно данному графику, можно проследить, как изменялся интерес пользователей Яндексе к запросу "иван франко" за последние два года:

** Если у вас есть материалы о других героях Украины, просьба выслать их на этот почтовый ящик

Иван Яковлевич Франко (укр. Іван Якович Франко; 27 августа 1856 - 28 мая 1916) - украинский писатель, поэт, учёный, публицист, декадент и деятель революционного социалистического движения в королевстве Галиции и Лодомерии (Австро-Венгерской Империи). В 1915 году был выдвинут на получение Нобелевской премии, но преждевременная смерть помешала рассмотрению его кандидатуры.

Один из инициаторов основания «Русско-украинской радикальной партии» (позже «Украинская радикальная партия» - УРП), действовавшей на территории Австрии.

В честь Франко город Станислав переименован в Ивано-Франковск, а во Львовской области пгт Янов - в Ивано-Франково.

Биография

Родился в семье зажиточного крестьянина-кузнеца; мать, Мария Кульчицкая, происходила из обедневшего русинского шляхетского рода Кульчицких, герба Сас, была на 33 года моложе мужа. Первые годы детства описал в своих рассказах самыми светлыми красками. В 1865 году умер отец Ивана. Отчим, Гринь Гаврилик, внимательно относился к детям, фактически заменил мальчику отца. Франко поддерживал дружеские отношения с отчимом в течение всей жизни. В 1872 году умерла мать Ивана, воспитанием детей стала заниматься мачеха.

Учился сначала в школе села Ясеница-Сольная (1862-1864), затем в так называемой нормальной школе при василианском монастыре Дрогобыча (1864-1867). Окончив Дрогобычскую гимназию в 1875 году (ныне Дрогобычский педагогический университет), вынужден был зарабатывать на жизнь репетиторством. Из своего заработка выделял деньги на книги для личной библиотеки.

Во многих автобиографических рассказах Франко («Грицева школьная наука», «Карандаш», «Schnschreiben») художественно воссоздана атмосфера тогдашнего школьного образования с его схоластикой, телесными наказаниями, моральным унижением учеников. По ним видно, насколько трудно было получать образование одарённому крестьянскому парню. Франко жил на квартире у дальней родственницы Кошицкой на окраине Дрогобыча, нередко спал в гробах, которые изготавливались в её столярной мастерской («В столярке»). Уже учась в гимназии, обнаружил феноменальные способности: мог почти дословно повторить товарищам часовую лекцию учителя; знал наизусть всего «Кобзаря»; домашние задания по польскому языку нередко выполнял в поэтической форме; глубоко и на всю жизнь усваивал содержание прочитанных книг. Круг его чтения в это время составляли произведения европейских классиков, культурологические, исторические труды, популярные книги на естественнонаучные темы. В целом личная библиотека Франко-гимназиста состояла из почти 500 книг на различных языках. В это же время Франко начал переводить произведения античных авторов (Софокл, Еврипид); под влиянием творчества Маркиана Шашкевича и Тараса Шевченко увлекся богатством и красотой украинского языка, начал собирать и записывать образцы устного народного творчества (песни, легенды и т. п.).

Осенью 1875 года стал студентом философского факультета Львовского университета. Во время обучения материальную помощь Франко оказывал Емельян Партицкий. Входил в русофильское общество, которое в качестве литературного языка пользовалось «язычием». На язычии написаны первые произведения Франко - стихотворение «Народная песня» (1874) и длинный фантастический роман «Петрии и Довбущуки» (1875) в стиле Гофмана, опубликованные в печатном органе студентов-русофилов «Друг». Одним из первых, кто обратил внимание на творчество молодого Франко, был украинский поэт Кесарь Белиловский, который в 1882 году в киевской газете «Труд» опубликовал статью «Несколько слов о переводе гётевского „Фауста“ на украинский язык Иваном Франко»,и во львовском студенческом журнале «Друг» под псевдонимом Джеджалык впервые появляются стихи восемнадцатилетнего Франко - «Моя песня» и «Народная песня».

Заключение

Под влиянием писем киевского профессора Михаила Драгоманова молодёжь, группировавшаяся вокруг «Друга», познакомилась с русской литературой эпохи великих реформ и вообще с русскими писателями, и прониклась демократическими идеалами, после чего и орудием своей литературной речи избрала язык галицкого простого народа; таким образом русинская литература получила в свои ряды, вместе со многими другими талантливыми работниками, и Франко. Старые русофилы, особенно редактор «Слова» Венедикт Площанский, обратились к австрийской полиции с доносами на редакцию «Друга». В 1877 году все члены редакции были арестованы, и Франко провёл 9 месяцев в тюрьме, в одной камере с ворами и бродягами, в ужасных гигиенических условиях. По его выходе из тюрьмы от него, как от опасного человека, отвернулось всё галицкое консервативное общество - не только русофилы, но «народовцы», то есть украинофильские националисты старшего поколения. Франко должен был оставить и университет (окончил курс лет 15 спустя, когда готовился к профессорской кафедре).

Иван Франко – выдающийся украинский беллетрист, поэт, публицист и ученый. Наследие классика огромное, а влияние на культуру трудно переоценить. В 1915 году писателя выдвинули на Нобелевскую премию, но до рассмотрения кандидатура Ивана Франко не дошла из-за кончины претендента.

Детство и юность

Будущий классик украинской литературы родился в зажиточной семье. Ее глава – галицкий крестьянин Яков Франко – зарабатывал деньги кузнечным делом, а мама – Мария Кульчицкая – была из «благородных». Младше мужа на 33 года, женщина из обедневшего рода русинов-шляхтичей растила детей. Первые годы жизни классик называл светлыми.

Когда Ивану Франко исполнилось 9 лет, умер отец. Мама вышла замуж во второй раз, отчим заменил детям отца. С Иваном он наладил дружбу и сохранял ее всю жизнь. В 16 Иван стал сиротой: не стало мамы.

В Дрогобычской школе при католическом монастыре Иван оказался лучшим учеником: преподаватели прочили ему профессорское будущее. У парня обнаружилась феноменальная память – лекции цитировал дословно, а «Кобзаря» знал наизусть.


Франко знал польский и немецкий языки, делал стихотворные переводы Библии, запоем читал европейских классиков, труды по истории и естественным наукам. Зарабатывая деньги репетиторством, гимназист Иван Франко умудрился собрать библиотеку из полутысячи книг. Зная иностранные языки, он ценил родной украинский, собирал и записывал старинные народные песни, легенды.


Жил Иван Франко у дальней родственницы, владевшей столярным бизнесом в Дрогобыче. Случалось, что спал юноша в свежеструганных гробах (рассказ «В столярке»). Летом будущий классик украинской литературы пас скот в родных Нагуевичах и помогал отчиму в поле. В 1875 году Иван Франко получил аттестат с отличием и поступил во Львовский университет, выбрав факультет философии.

Литература

Первые сочинения Иван Франко печатал в университетском журнале «Друг», благодаря ему превратившийся в печатный орган революционеров. Доносы недоброжелателей и реакционеров стали причиной первого ареста Ивана Франко и членов редколлегии «Друга».


Франко осудили на 6 недель, но освободили через 9 месяцев (8 месяцев ждал суда). Юношу поместили в камеру к отпетым уголовникам, беднякам, которых нищета подтолкнула на тяжкие преступления. Общение с ними стало источником написания беллетристических сочинений, которые после освобождения Иван Франко напечатал в редактируемых им изданиях. Рассказы «тюремного цикла» переведены на иностранные языки и названы лучшими в наследии литератора.

Покинув тюремные застенки, Иван Франко столкнулся с реакцией консервативного общества: от «преступника» отвернулись и народовольцы, и русофилы. Из университета юношу отчислили. Молодой революционер с социалистическими взглядами очутился в авангарде борцов с австрийской монархией. С соратником М. Павликом издавал журнал «Общественный друг», где напечатал стихи, очерки и первые главы повести «Boa constrictor».


Вскоре полиция конфисковала издание, но Иван Франко возобновил выход под другим, более говорящим названием – «Колокол». В журнале печатается программное стихотворение Франко – «Каменщики» («Каменярі»). И снова конфискация и смена названия. В четвертом и последнем номере журнала, названном «Молот», Иван Яковлевич напечатал окончание повести и стихи.

Иван Франко издавал журнал и подпольно печатал брошюры с переводами трудов и , к которым писал предисловия. В 1878 году галичанский революционер возглавил журнал «Praca» («Труд»), превратив орган печатников в издание львовских рабочих. В эти годы Иван Франко перевел поэму Генриха Гейне «Германия», «Фауста» , «Каина» , написал роман «Борислав смеется».


Весной 1880 года по дороге в Коломыю Ивана Франко арестовали вторично: политический деятель встал на сторону коломыйских крестьян, с которыми вело судебную тяжбу правительство Австрии. После трехмесячного пребывания в тюрьме Ивана Яковлевича отправили в Нагуевичи, но по дороге в деревню за дерзкое поведение он попал в застенки тюрьмы в Дрогобыче. Увиденное стало поводом для написания рассказа «На дне».

В 1881 году Иван Франко издает журнал «Мир», в котором печатает повесть «Борислав смеется». Читатели так и не увидели последних глав произведения: журнал закрыли. Стихи Ивана Франко взял в печать журнал «Свет». Из них вскоре был сформирован сборник «С вершин и низин». После закрытия «Света» литератор вынужден зарабатывать, печатаясь в изданиях народовольцев. В эти годы в журнале «Заря» вышла знаменитая повесть «Захар Беркут», но вскоре сотрудничество писателя с «Зарей» прекратилось.


В середине 1880-х в поисках заработка Иван Франко дважды приезжал в Киев, выпрашивая у столичных либералов денег на издание собственного журнала. Но обещанные деньги попали не Ивану Яковлевичу, а в редакцию «Зари». Летом 1889 года в Галицию приехали российские студенты. Вместе с ними Иван Франко отправился в поездку по стране, но вскоре группу арестовали, Франко обвинили в попытке «оторвать» Галицию от Австрии и намерении присоединить ее к России. Через два месяца всю группу выпустили без суда.

В начале 1890-х Франко написал докторскую диссертацию, взяв за основу политическую поэзию . Но Львовский университет не принял диссертацию к защите. Иван Яковлевич подал диссертацию в Черновицкий университет, но и там ему отказали. Осенью 1892 года литератор отправился в Вену, где написал диссертацию о древнехристианском духовном романе. Через год в Австрии Ивану Франко дали степень доктора философии.


В 1894 году после смерти возглавлявшего во Львовском университете кафедру украинской литературы профессора О. Огоновского Франко пытается занять вакантное место. Его пробная лекция вызвала громадный интерес у студентов, но на кафедру Ивана Яковлевича не взяли. К 25-летию творчества Ивана Франко, которое писатели и творческая молодежь Украины праздновали широко, вышел сборник стихов «Мой измарагд».

Революция 1905 года в России вызвала у писателя воодушевление, он откликнулся на событие поэмой «Моисей» и сборником стихов «Semper tiro», в который вошло стихотворение «Конкистадоры».


В начале 1900-х отношения Ивана Франко с украинскими националистами, во главе которых стоит Михаил Грушевский, обостряются. В 1907 году попытка возглавить кафедру в Львовском университете в очередной раз провалилась: заявление Франко даже не рассматривали. Поддержка пришла с Харькова: университет присудил Ивану Яковлевичу степень доктора русской словесности. Чествуют литератора и ученого в России и Приднепровской Украине.

Иван Франко, как и его предшественники и современники, неоднократно обращался к теме теологической, библейской. Интерпретация писателем христианского гуманизма оригинальная. Ярчайший образец – стих «Легенда о вечной жизни».

В 1913 году литератор и ученый отметил 40-летие творчества, но издание юбилейных сборников приостановилось из-за начавшейся империалистической войны. Десятки прозаических и поэтических сочинений мэтра опубликовали после его смерти.

В общей сложности Иван Франко написал более пяти тысяч произведений. Современники сравнивали его с великими людьми Ренессанса, называли «большим астральным телом, согревающим всю Украину». Но говоря о жизни украинского классика, часто вспоминают его цитату: «Живут, как боги, палачи, и хуже пса бедняк живет».

Личная жизнь

С будущей женой Ольгой Хоружинской писатель познакомился в Киеве в середине 1880-х. Иван Франко красавцем не был: рыжеволосый, со слезящимися глазами, невысокий. Он привлекал женщин невероятной эрудицией, прогрессивными взглядами и энциклопедическими знаниями. Красавица Ольга полюбила галичанина. Предостережения родственников и друзей о том, что молодой человек принадлежит к другому кругу, ни к чему не привели. На свадьбу Иван Франко опоздал: надев свадебный фрак, он зачитался редкой книгой в библиотеке.


Переезд киевлянки в столицу Галиции счастья не принес: чопорные львовянки называли Ольгу «москалькой», молодой женщине вопреки стараниям так и не удалось стать своей. Семья, в которой один за другим появилось четверо детей, остро нуждалась в деньгах. Ивана Франко не брали на работу, его преследовали полиция и власти, творчество приносило скромные доходы.


Сыновьям Андрею, Тарасу, Петру и дочери Анне отец читал сказки братьев Гримм, Иван Яковлевич молниеносно переводил их с немецкого языка. В родной деревне Франко водил детей в лес и на реку. Ольга, уложив детей спать, переводила с немецкого и французского языков, писала статьи для альманахов, обсуждала с мужем его сочинения. Но жизненные неурядицы и бедность подорвали нестойкую психику – у Ольги проявилась наследственная склонность к нервным срывам.


В 1898 году Иван Франко получил национальную премию. К этим деньгам Ольга добавила оставшиеся от приданого и взяла на себя постройку дома во Львове. Но пожить в новом доме счастливо не получилось. Психическое расстройство Ольги усугубилось, нервные расстройства и срывы начались у Ивана Яковлевича. Последней каплей стала смерть старшего сына Андрея в мае 1913 года, Ольга попала в психиатрическую лечебницу.

Смерть

Последние месяцы жизни Иван Франко жил в приюте для сечевых стрельцов: за писателем ухаживали студенты-волонтеры. До 60-летнего юбилея Франко не дожил 3 месяца. Он умирал в полном одиночестве. Сын Тарас в плену, Петр воевал, дочь Анна работала в киевском госпитале.


Писатель умер дома: Франко сбежал из приюта в мае 1916 года. В том году его выдвинули на соискание Нобелевской премии, но ее дают живым. Не стало ученого и литератора 28 мая. Похоронили его на львовском Лычаковском кладбище.

Библиография

  • 1877 – «Обращенный грешник»
  • 1880 – «На дне»
  • 1882 – «Захар Беркут»
  • 1882 – «Борислав смеется»
  • 1884 – «Boa constrictor»
  • 1887 – «Лель и Полель»
  • 1887 – «Яць Зелепуга»
  • 1890 – «Лис Микита»
  • 1891 – «Приключения Дон Кихота»
  • 1892 – «Краденое счастье»
  • 1894 – «Столпы общества»
  • 1895 – «Абу-Касимовы туфли»
  • 1897 – «Для домашнего очага»
  • 1899 – «Нефтяник»
  • 1900 – «Перекрестные тропы»

Был и человек, первым почуявший в ней мужчину, - Иван Франко. Этот добрый господин в вышиванке, большую часть жизни проживший в польско-австрийском Лемберге, негров и папуасов считал низшей расой, а в мужчинах видел не только друзей, но и объект для влюбленности.

Общеизвестно, что Франко родился 27 августа 1856 года в селе Нагуевичи на Львовщине, жители которого твердо верили в нечистую силу и еще незадолго до рождения будущего писателя сжигали колдунов. Но немногие помнят, что по мужской линии предки писателя были немцами. На это указывает их фамилия. «Франками» на Галичине называли выходцев из Германии - преимущественно кузнецов. Они селились между крестьянами-русинами и зарабатывали на жизнь своим ремеслом. Простым кузнецом был и отец писателя - весельчак и гуляка.

Дом Ивана Франко в Нагуевичах

Но «арийские» корни все-таки сказывались. В юности Иван Франко не только увлекался социализмом, но и был убежденным сторонником расистских теорий. Знания по этому вопросу он почерпнул во Львовском университете, где, кроме лекций по филологии, прослушал «бесплатные курсы психологии, палеонтологии и национальной экономии».

Свои воззрения, почерпнутые из немецкоязычных брошюр, он изложил в «Мыслях об эволюции в истории человечества», изданных, когда их автору едва исполнилось двадцать пять. Молодой Франко верил, что расы делятся на низшие и высшие. К первым он относил вымерших неандертальцев, а также негров, бушменов и папуасов, которых скопом вообще называл «найнижчими» - то есть самыми примитивными.

По теории Франко, примитивные расы раньше других «вирізнилися з мавп». И только от них через тысячи лет произошли более совершенные индивидуумы. Случилось это где-то между Африкой и Индией, где сейчас плещется океан, а в допотопные времена, по утверждению Ивана Яковлевича, находилась «суха земля» - утонувший впоследствии континент Лемурия.

К чести Франко следует сказать, что он всегда оставался расистом-теоретиком. Негров на улицах Львова не бил - как по причине отсутствия таковых в Австро-Венгрии XIX в., так и из-за слабого телосложения. Низкорослого, рыжего и физически недоразвитого литератора даже не взяли в армию. Специальная «суперарбитрационная» комиссия признала хилого расиста непригодным для службы императору Францу-Иосифу II с винтовкой в руках.

К сожалению, об интересных антропологических взглядах юного Каменяра у нас сегодня умалчивают.

Наверное, чтобы не привлекать внимание скинхедов к его творчеству.

Расистские взгляды Франко гармонично сочетал с масонством. Стихотворение Ивана Яковлевича «Каменярі» сегодня, как и в советские времена, входит в школьную программу. При социализме его трактовали как гимн революции - свидетельство истинно пролетарской ориентации украинского классика. «Лупайте сю скалу!» - учили мы на уроках, продираясь через завалы франковского творчества.

Иван Франко

На самом деле, в пору написания «Каменярей» поэт пережил бурное увлечение масонством. Именно их называли «вольными каменщиками». Да и вся символика стихотворения - отнюдь не рабоче-крестьянская.

По словам историка и политолога Константина Бондаренко, «в середине XIX столетия, наверное, процентов девяносто всей галицкой интеллигенции (и поляков, и немцев, и украинцев) принадлежали к масонам. Масонских лож существовало несколько. Некоторые вели свой отсчет еще с XVIII века. Некоторые только образовались. Система строгого признания со стороны мирового масонства еще не считалась обязательной. К какой именно ложе принадлежал Франко, неизвестно. Однако его творчество периода 70-х гг. во многом пронизано масонскими мотивами. В «Каменярах» это влияние, несомненно - мессианство, голос сверху, призывающий к жертвенности во имя других - все это очень характерно для идеологии «вільних каменярів». Но масоном Франко пробыл недолго. С конца 70-х годов он включился в социалистическое движение, которое отвергало и религию, и масонство как пережитки прошлого».

Но не стоит полагать, что Иван Франко только то и делал, что горел на общественных работах. Искал он себя и в других сферах. Иногда довольно пикантных.

Вот отрывок из письма слегка растаявшего «каменяра» к невесте Ольге Рошко. В январе 1879 г. он признается ей в своих тайных увлечениях: «Красота людська, - чи то мужчин, чи то женщин, - все робить на мене дуже сильне враження… Впрочім женщини тутешні відстрашують, ні, відражають мене. З мужчинами я сміліший. Ти не знаєш, певно, що коли хто міг бути предметом твоєї заздрості, то скорше мужчини, ніж женщини. Я більше мужчин любив у своїм житті, ніж женщин знав. І знаєш що, - се в мене якась неприродна дика, любов».

Двадцатитрехлетний Франко описывает, как он обожает разгуливать по Львову, всматриваясь в мужские лица, иногда знакомится, заговаривает с приглянувшимися экземплярами, разочаровывается… Все это вызывает у него очень противоречивые чувства: «Мені встидно і страшно не раз, коли почну викликувати в своїй памяті ті лиця, що мені подобалися і притягали мене до себе, але що я можу зробити? Я знаю, що причина того неприродного потягу до мужчин дуже проста - виховання, зовсім відособлене від женщин, - але чи ж міг я се змінити?»

Наслушавшись таких признаний, Ольга Рошко - дочь священника - взяла и вышла замуж. Но не за Франко, а за надежного сельского попа - Владимира Озаркевича. И чего, спрашивается, испугалась? Ну, любил жених цепляться на улицах к понравившимся представителям своего пола. Что ж тут такого? Члены нашего Союза писателей, наверняка, в этом никакой крамолы не усмотрят. Мол, скучал человек, хотел поговорить…

В конце концов, Каменяру все-таки удалось жениться. Невесту он нашел аж «за границей» - в Киеве. Приехав в «мать городов русских» из австрийского Львова за деньгами для задуманного журнала, Иван Яковлевич встретил девушку, которая «созрела». Звали ее Ольга Хоружинская. Она приходилась сестрой жены преподавателя коллегии Галагана Е. К. Тригубова. Свела их так называемая «українська справа», имевшая порой сексуальный подтекст.

Вскоре Франко предложил Ольге руку и сердце. И сразу же получил положительный ответ. Ученой барышне страшно хотелось замуж! Чтобы жених, не дай Бог, не передумал, она приехала во сама с двумя сотнями рублей, собранными на журнал. Впоследствии Франко признавался, что женился без любви - «з доктрини, що треба оженитися з українкою і то більш освіченою, курсисткою». Свой выбор он называл не архиблестящим, утверждая, что с другой женой мог бы «розвитися краще і доконати чогось більшого». В общем, по примеру большинства наших мужчин во всех неудачах винил не себя, а бабу.

Иван Франко и Ольга Хоружинская

Идейный украинский брак оказался не лучшим проектом. Буквально накануне свадьбы странный литератор познакомился с полной противоположностью своей невесты. Девушка была по национальности полькой, украинским вопросом не интересовалась и служила на почте. «Фатальне для мене було те, що вже листуючись з моєю теперішньою дружиною я здалеку пізнав одну паночку польську і закохався в неї, - признался Франко в письме историку Агатангелу Крымскому. - Отся любов перемучила мене дальших десять літ». Звали панночку Целина Журавская. Ради нее Каменяр, плюнув на идейность, даже опубликовал по-польски в одном из львовских изданий повесть «Манипулянтка». Да, да! Сначала по-польски, и только потом - на украинском языке. Чуть было не пропала «українська справа»!

Личная жизнь на два фронта подорвала молодую семью. Не получая должной порции мужниной ласки, супруга писателя медленно, но надежно сходила с ума. Как однажды выразился Иван Яковлевич, «на тлі зразу еротичнім». Если верить Франко, она даже покушалась на его жизнь.

После этого сердце Каменяра стало, как гранит.

В 1914 году великий писатель сдал Ольгу в знаменитое львовское заведение для сумасшедших - «до Кульпаркова». А на ее место пришла Целина Журавская - успевшая за тридцать лет этого кошмара превратиться во вдову с двумя детьми.

К этому времени и сам «идеалист» стал инвалидом - даже писать мог только левой рукой, выводя отдельно каждую букву. По словам канадского исследователя Томаса Примака, «в начале 1908 года Франко переболел тяжелым параличом и расстройством умственной деятельности, от которого так и не оправился».

О причинах болезни франковеды спорят. Одни называют сифилис. Другие - прогрессирующую шизофрению. Возможны, и другие версии. Как бы то ни было, под конец жизни Иван Яковлевич стал все чаще общаться с «духами» и слышать «голоса».

Несмотря на посмертный статус украинского классика, при жизни Иван Франко в основном добывал пропитание как газетный журналист и… корректор. «Я зарабатываю на хлеб, главным образом, корректурой, из-за которой литературная и научная работа является для меня только роскошью», - жаловался он в 1904 году петербургскому профессору Венгерову.

Растроганный Венгеров подбросил Каменяру работенку - заказ на статью «Южнорусская литература» для энциклопедии Броггауза и Эфрона. «Южнорусская» в то время означала то же самое, что сейчас «украинская».

С заданием Иван Яковлевич справился успешно. Работу сдал в срок и, получив 803 кроны гонорара, поинтересовался у Венгерова, не нужен ли какой-нибудь петербургской редакции корреспондент в Галиции? «Или, может быть, кому-нибудь была бы интересна моя беллетристика?» - спрашивал он. - Мне кажется, что работая и на русском языке, я не изменяю интересам моей родины»…

Но беллетристика Франко Петербургу не понадобилась.

Современники вспоминали Франко как человека со странностями - желчного и обидчивого. Трудно найти видную фигуру, о которой он отозвался бы с восхищением. Разве что Лесю Украинку признал «настоящим мужчиной» в литературе. Сейчас мы назвали бы такого субъекта мизантропом.