Зачем толстой убивает болконского. Почему толстой убивает болконского

На протяжении всего романа Л.Н.Толстого «Война и мир» мы встречаемся с разными героями. Одни только появляются и сразу уходят, у других проходит целая жизнь перед нашими глазами. И мы вместе с ними радуемся за их успехи, переживаем за неудачи, волнуемся и думаем, как поступить дальше. Неслучайно Л.Н.Толстой показывает нам в своем романе «Война и мир» путь исканий Андрея Болконского. Мы видим некое перерождение человека, переосмысление ценностей жизни, нравственное восхождение к человеческим идеалам жизни.

Андрей Болконский – один из самых любимых героев Л.Н.Толстого. Мы можем посмотреть весь его жизненный путь в романе «Война и мир», путь становления личности, путь исканий души.

Идеалы Андрея

Андрей Болконский, которого мы встречаем в начале романа, отличается от Андрея Болконского, с которым мы расстаемся в начале четвертого тома произведения. Мы видим его на светском вечере в салоне Анны Шерер гордого, высокомерного, не желающего участвовать в жизни общества, считая это для себя недостойным. В его идеалы входит образ французского императора Наполеона Бонапарта. В Лысых Горах в разговоре со своим отцом Болконский говорит: «…как вы можете так судить о Бонапарте. Смейтесь как хотите, а Бонапарте все-таки великий полководец!

»

К жене Лизе он относился неласково, с видимым превосходством. Уходя на войну, оставляя беременную жену на попечение старого князя, он попросил отца: «Ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя…чтоб он вырос у вас…пожалуйста». Андрей считает жену неспособной вырастить достойного сына.

Искренние чувства дружбы и любви Болконский испытывает к Пьеру Безухову, единственному преданному его другу. «Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света», – говорил он ему.

Очень насыщенна событиями военная жизнь Болконского. Он попадает в адъютанты к Кутузову, помогает решить исход Шенграбенского сражения, защищает Тимохина, едет на прием к императору Францу с доброй вестью о победе русских (так ему кажется), участвует в Аустерлицком сражении. Потом делает значительный перерыв в военной кампании – в это время раз и происходит переосмысление его жизни. Затем возвращение в военную службу, увлечение Сперанским, Бородинское поле, ранение и смерть.

Разочарования Болконского

Первое разочарование пришло к Болконскому, когда он лежал под Аустерлицким небом и думал о смерти. Увидев своего кумира – Наполеона, стоявшего рядом с ним, Болконский почему-то не испытал от его присутствия того величия, какое считал до этого возможным. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял», – вот что занимало теперь Болконского.

Вернувшись домой после ранения, Болконский застает жену Лизу в родах. После ее смерти он осознает, что отчасти виноват в случившемся, в своем отношении к Лизе. Он был слишком горд, слишком высокомерен, слишком далек от нее, и это приносит ему страдание.

После всего Болконский дает себе слово больше не воевать. Безухов пытается возродить его к жизни, рассказывает о масонстве, говорит о спасении души в служении людям, но Болконский на все это отвечает: «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие двух этих зол».

Готовясь к Бородинскому сражению, князь Андрей болезненно перебирал все события своей жизни, произошедшие с ним. Толстой описывает состояние своего героя: «Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России». Болконский называет «ложными» образами славу, некогда так волновавшую его, любовь, которую он когда-то не воспринял всерьез, отечество, которое сейчас находилось под угрозой. Раньше ему казалось, что все это великое, божественное, недосягаемое, наполненное глубоким смыслом. А теперь это оказалось так «просто, бледно и грубо».

Любовь к Наташе Ростовой

Истинное прозрение к жизни пришло к Болконскому после встречи с Наташей Ростовой. По роду своей деятельности Андрею нужно было встретиться с уездным предводителем, каковым был граф Илья Андреевич Ростов. По дороге к Ростовым Андрей увидел огромный старый дуб с обломанными ветвями. Все кругом благоухало и наслаждалось дыханием весны, только этот дуб, видимо, не хотел подчиняться законам природы. Дуб казался Болконскому мрачным и невеселым: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!» Именно так думал князь Андрей.

Но по возвращению домой Болконский с удивлением заметил, что «старый дуб, весь преображенный… Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно…» стоял на том же месте. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год» – решил Болконский. Впечатление, которое произвела на него Наташа, было настолько сильно, что он пока и сам не понимал, что произошло на самом деле. Ростова пробудила в нем все прежние желания и радости жизни, радости от весны, от близких людей, от нежных чувств, от любви, от жизни.

Смерть Болконского

Многие читатели задаются вопросом, почему Л.Толстой уготовил такую судьбу своему любимому герою? Некоторые считают особенностью сюжета смерть Болконского в романе «Война и мир». Да, Л.Н.Толстой очень любил своего героя. Жизнь Болконского была нелегка. Он прошел трудный путь нравственных исканий, пока не обрел вечную истину. Поиск душевного покоя, душевной чистоты, настоящей любви – вот теперь идеалы Болконского. Андрей прожил достойную жизнь и принял достойную смерть. Умирая на руках любимой женщины, рядом с родной сестрой и сыном, постигнув всю прелесть жизни, он знал, что скоро умрет, он чувствовал дыхание смерти, но желание жить было в нем велико. «Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете», говорил он Ростовой, и улыбка в это время светилась на его лице. Он умер счастливым человеком.

Написав сочинение на тему «Путь исканий Андрея Болконского в романе «Война и мир», я увидел, как меняется человек под влиянием жизненных перепитий, событий, обстоятельств, судеб других людей. Каждый может обрести истину жизни, пройдя сложный путь, как это сделал герой Толстого.

Тест по произведению

Всех поклонников великой русской литературы приглашают на лекцию

Подходит к концу цикл лекций «Метасюжеты русской литературы XIX века», который читает в Волгоградской областной универсальной научной библиотеке им. М. Горького доцент ВолГУ Сергей Калашников. К маю Сергей Борисович и его свободные слушатели добрались до эпопеи Льва Толстого «Война и мир». Очередная встреча состоится в это воскресенье - 15 мая - в 15.00 и будет носить название «Зачем Лев Толстой убил князя Андрея: смерть героя как спасение сюжета».

Война важнее любви

— Сейчас на российские экраны вышел сериал «Война и мир» производства Великобритании, который вызвал большой интерес за рубежом. Авторы картины подчеркивают: она о нас, сегодняшних. Получается, произведение Льва Толстого продолжает оставаться актуальным в контексте нынешнего дня?
— Да, оно остается актуальным, хотя бы потому, что это грандиозный эпос о войне. Мы уже как-то упоминали в курсе лекций, что существует 3 типа литературных сюжетов: это сюжеты о войне, сюжеты о путешествии и сюжеты о гибели Бога. Все остальное - вариации, комбинации этих трех типов. Собственно, все литературное и кинематографическое разнообразие можно свести к этим трем сюжетным схемам…

— А как же любовь?
— Любовь будет вписываться, интегрироваться в более глобальные сюжеты. Любовь, в том понимании, в котором она зачастую воспринимается, с томлением, внутренними переживаниями и страданиями, вообще-то, становится самостоятельным объектом художественного, эстетического осмысления только на рубеже средних веков и эпохи Возрождения, и только в европейской литературе. В русскую литературу она приходит в 19 веке благодаря романтикам.

— Получается, война и Бог важнее любви?
— Война и Бог важнее любви, и это объясняется следующим. Война - это форма самоидентификации этноса. Чем, кстати, уникален Толстой? Он первым в русской литературе создал произведение о национальной идентификации во время войны. До него даже свидетели тех событий (ведь Л. Толстой у нас не является участником и даже современником Отечественной войны 1812 года), а среди участников были и писатели: В.А. Жуковский, Д.В. Давыдов, П.А. Вяземский, К.Батюшков - не сделали из своих впечатлений от этой войны национального эпоса.

Почему оказывается важен сюжет о Боге или гибели Бога? А это то, что мы наблюдали как раз у Достоевского: главная идея «Преступления и наказания» - убийство Бога в душе человека. Сюжет о Боге есть онтологическая, бытийная идентификация. Относительно того, есть Бог или нет, в разных культурах устанавливаются структуры собственности, права, обязанности, модели поведения отдельно взятого человека. Любовь и в первом, и во втором случае занимает место локальное, частное, определяющие характер отношений между людьми противоположного пола - не более того. И она отнюдь не определяет национальную или религиозную идентичность.

«Война и мир» как психологический роман

— Итак, обратимся непосредственно к теме лекции: почему у нас Толстой убил своего героя?
— Более того, одного из любимых героев. Есть воспоминания Софьи Андреевны Толстой, что Лев Николаевич, когда писал сцены смерти князя Андрея, в течение двух недель ходил по Ясной Поляне и рыдал в голос. В полном собрании сочинений Толстого имеется 7 вариантов смерти Андрея Болконского. То есть сама по себе такая сосредоточенность автора на этом вопросе и создание разных, альтернативных друг другу вариантов гибели данного героя говорят о степени важности момента в структуре произведения.

Для начала надо отметить, что у нас в романе возникает характерная для многих произведений русской литературы 19 века ситуация так называемого «близнечного», или «парного» мифа, когда два героя, являющиеся друзьями, движутся, условно говоря, в одном бытийном направлении. В «Войне и мире» и Андрей Болконский, и Пьер Безухов движутся в сторону постижения истины любви и всепрощения. Но один почему-то, постигнув эту самую истину, оказался из сюжета изъят, а другой благополучно дожил до эпилога, и что там с ним будет дальше, мы можем только догадываться. Но можно быть уверенным, что у него все сложится замечательно и он будет счастлив и за пределами внутренней хронологии произведения.

Опять же, говоря о грандиозности этого эпоса, стоит сказать, что та художественная задача, которую ставит перед собой Толстой, не сводится только к созданию идеи национальной идентичности. В «Войне и мире» представлена и мысль семейная, и идея нравственного самосовершенствования человека, и противоборство категорий хаоса и космоса. Также Толстой ставил перед собой психологическую задачу, и, я считаю, именно она определяет поведение основных героев: Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Между ангелом и бесом

— В чем особенность графа Толстого как писателя-психолога?
— Согласно концепции Льва Толстого, есть два полярных состояния всякого человека: состояние предельного счастья и гармонии, когда наши внутренние переживания и ощущения совпадают с внешними обстоятельствами, и прямая противоположность этому состоянию - когда внутренние и внешнее в человеке не совпадают. Все остальное для Толстого - это промежуточные маятниковые движения. И Толстой подчиняет данной схеме как жизнь Болконского, так и жизнь Пьера: они постоянно вот таким маятниковым образом движутся от одного полюса к другому. Автору очень важно поставить героев в состояние внутренней раздвоенности, когда внутреннее и внешнее не совпадает, и посмотреть, как они выходят из сложившейся ситуации.
И получается, что у Болконского меньше жизненной силы и выживаемости. Когда в его жизни наступают периоды депрессии, апатии и уныния, Андрей Болконский самостоятельно из этих ситуаций выхода не ищет. Выходом для него всегда является событие, условно говоря, навязанное ему извне, инициатором которого он выступать не может. Сам он при этом практически не предпринимает никаких внутренних усилий.
Если мы посмотрим на поведение Пьера в таких кризисных ситуациях, то уникальность этого персонажа именно в том, что достигнув дна, состояния глубокой психологической неудовлетворенности, он сам пытается искать выход и предпринимает некие действия по возвращению себя в состояние гармонии и счастья.

— Примеры можно привести?
— Элементарно. Возьмем начальный эпизод: Андрей Болконский появляется в салоне Анны Павловны, кстати, там же в этом время находится и Пьер. Болконский производит на окружающих впечатление сухого, надменного человека, совершенно лишенного эмоций. Видно, что он терпит свою супругу, маленькую княгиню Лизу, которая чувствует себя как рыба в воде в этом светском сообществе. Причина раздвоенности Болконского состоит в том, что внутренне он мечтает о совершении подвига, о славе. Он - человек из княжеского рода, прежде всего, воин. Самореализация для него наступит в войне, конечно же.
Но! Внешние обстоятельства не позволяют ему реализовать свое желание, поэтому Андрей Болконский находится в депрессии, однако не ищет способов преодоления этого состояния. Ситуация разрешается извне: объявленная Наполеоном война Австрии и Пруссии заставляет Россию вступить в военные действия, и начинается путь самореализации героя. Момент наивысшего счастья он испытывает во время боя под Аустерлицем, когда ведет за собой в атаку солдат. Поднимает знамя, увлекает за собой людей, становится похож на Наполеона во время штурма одного из Тулонских бастионов. И Болконский в этот момент чувствует наступление того самого счастья, но тут же оно прерывается кем-то выпущенной пулей. Событие, навязанное извне, меняет его внутреннее состояние.
Когда князь Андрей очнулся, он уже думает не о славе и любви людской. Герой снова впадает в ситуацию внутренней раздвоенности. Он вынужден оставаться в Австрии на лечении, хотя теперь он больше всего на свете мечтает вернуться домой. В тот момент, когда наступает перемирие, Болконский имеет возможность реализовать новую жизненную установку на семейные ценности… Но как только он приезжает в родительский дом, Толстой устраивает внешнее событие, которое вводит Болконского в состояние трехгодичной депрессии: от родов умирает жена. В течение последующих трех лет Болконский никак преодолеть это состояние не пытается, пока судьба не столкнет его в Отрадном с Наташей Ростовой. Опять-таки, это внешнее по отношению к Болконскому событие станет двигателем его возрождения.

— С Пьером все не так?
— С Пьером дела обстоят совсем по-другому.
Пьер стал заложником ситуации, когда его, обладателя 40-миллионного состояния, взяли «в разработку» Курагины и подстроили сцену, после которой он стал сначала женихом, а потом и мужем Элен Курагиной. Пьер надеется, что это внешнее изменившееся обстоятельство изменит и его внутреннее содержание: он готов быть хорошим мужем, отцом для своих детей, возлагает на этот брак вполне серьезные надежды. Но не случается! Сначала он узнает о расточительности Элен, а потом о ее изменах… И что делает Пьер? Устав от состояния внутренней раздвоенности, он пытается его преодолеть: вызывает Долохова, которого считает своим соперником, на дуэль.
Герой, который никогда не держал в руках оружие, вызывает на дуэль в очень эмоциональном и необдуманном порыве человека, который неоднократно за дуэли бывал разжалован. Но после того, как по какому-то велению судьбы, иначе не скажешь, Пьер едва не убивает Долохова, его раздвоенность усиливается еще больше. Тогда он предпринимает еще одно исходящее изнутри действие: дает, условно говоря, свободу Элен. То есть он понимает, что источником внутреннего дисбаланса является эта женщина, и готов отказаться от половины своего состояния, от 20 миллионов, для того, чтобы ее рядом с ним не было. Пьер сам пошел на эту меру, не стал ждать изменения внешних обстоятельств.
Дальше: почему Пьер у нас остается в осажденной Москве? После того, что он увидел на Бородинском поле, после того, как чуть не убил другого человека на батарее Раевского, — он снова впал в состояние внутренней депрессии. Он видит в этой войне безумие, ищет причину этого всеобщего европейского безумия и находит ее в Наполеоне. Значит, если устранить эту причину, то восстановится, наконец, то самое равновесие сил, в том числе, баланс внутреннего и внешнего в его душе. Поэтому Пьер принимает решение остаться в Москве и совершить покушение на Наполеона. Он опять же инициирует, исходя из внутреннего ощущения собственной правоты, какие-то события, которые меняют конфигурацию в соотношении внутреннего и внешнего.
Болконский никогда этого не делает. То есть, по большому счету, Пьер как психологический тип больше приспособлен к постижению истины, а кроме того еще и к ее удержанию. Это то самое, что мы видели в романе Гончарова «Обломов». Илья Ильич - человек, живущий с такой истиной внутри, ему не надо ничего искать. У него уже все есть. И налицо здесь, конечно, даже портретное сходство - Пьера Безухова и Ильи Ильича Обломова. Это люди крупной комплекции, отнюдь не холерического темперамента, люди, которые окружают себя семьей и являются центром этой семьи.
Собственно, та же самая Наташа Ростова. За что она благодарна Пьеру? Пьер некрасивый, нельзя сказать, что он также красив, как Анатоль Курагин, или хотя бы так же благороден, как Андрей Болконский. Но Наташа благодарна ему за то, что он позволил ей ощутить женское материнское начало. С Андеем Болконским это не получилось сделать: то была любовь романтическая, любовь-мечта. С Анатолем Курагиным тоже реализовать это намерение не удалось, и, слава Богу, и не удалось бы, потому что на тот момент, когда он пытается ее украсть, он - женатый человек. Там ничего бы и так не вышло. Но вот Пьер, после того, как репутация Наташи оказалась подорванной - роман с Анатолем Курагиным разворачивался в публичном пространстве, все видели эти отношения
- Пьер, конечно, выступает ее спасителем, в эпилоге они уже вместе.
Поэтому, на мой взгляд, для Толстого очень важно показать, что Болконский - это тот персонаж, который истину постичь может, а удержать нет. Потому что он начнет рационально ее препарировать, и самое главное, не может совершить некий поступок, исходя из этого ощущения истины. В отличие от Пьера, который оказывается наделен гораздо большим жизненным инстинктом, большей жизнеспособностью. Поэтому его надо оставить в живых, а от Андрея Болконского надо отказаться.

Почему умер князь Андрей в романе Война и Мир?

    Князь Андрей всегда был не от мира сего. Он не умел жить нормально. Ему нужно было гореть. Он замучил Кутузова своим стараниями и активной деятельностью, со Сперанским работал без устали. А еще когда-то он боготворил Наполеона и усердно искал свой тулон. Нет таким людям места в реальной жизни среди обыкновенных людей. И Наташа бы ему надоела через какое-то время, как первая жена. И он бы потом мучился. Такие люди горят и сгорают довольно быстро. А что касается сюжета, так ведь он был не в штабе, а среди солдат. А такие офицеры долго не живут. Обидно только, что ранен он был даже не в бою, а находясь в резерве.

    А какая была бы красивая пара: князь Андрей и Наташа! Я когда читала первый раз, так хотела, чтобы они поженились. Для меня Андрей Болконский — идеальный герой.

    Думаю что смерть такого важного героя как князь Андрей Болконского способствует обострению сюжетной линии романа, ведь если бы Болконский выжил то его история с Наташей Ростовой была бы продолжена и из великого романа история превратилась бы в Санта-Барбару.

    князь Андрей умер от раны полученной во время Бородинского сражения. Толстой тактично описывает, что рана была получена в бедро, но потом появляются сведения что рана была полостная. пенициллин был еще неизвестен и от таких ран умирали, в наше время князь Андрей скорее всего остался жив. но в последние часы жизни ему открылась истина, он стал другим человеком, простил Наташу и ушел почти счастливым.

    Потому что он получил смертельное ранение в Бородинской битве. А Толстой вероятно умертвил этого персонажа по причине исчерпанности образа — о нем все было сказано и никакого развития уже не предполагалось. Опять же разрешена проблема дальнейших отношений с Наташей Ростовой.

    Думаю, дело не в смертельной ране князя Андрея. Толстой с таким же успехом мог повернуть сюжетную линию на выздоровление героя и продолжение любви с Наташей. Но он этого не сделал. Можно только предполагать, почему. Моя версия складывается из нескольких объяснений.

    1. Линия жизни самого князя. Это по определению не тот герой, который расстался б с музами, женился…, носил бы стеганый халат, подагру б в сорок лет имел и закончил бы свои дни …среди детей, плаксивых баб и лекарей. В нем мы видим эхо романтической эпохи, далекой от приземленности, как Ленский, Данко и др. Такие сгорают во цвете лет…
    2. Насколько князь Андрей далек от обычных смертных, их слабостей и пороков, настолько он далек от человека, который способен подарить своей любимой простое человеческое счастье. Он великолепен как предмет первой влюбленности, но не как муж. В качестве семьянина Наташа с годами получила бы что-то вроде Болконского-старшего (как говорится, не из рода, а в род), с его деспотичностью, требовательностью, геометрией — всем тем, что пережила княжна Марья. Поэтому Наташе — любимой героине Толстого — нужен был другой муж — Пьер. А князь Андрей, соответственно, должен был уйти.
  • Князь Андрей Болконский — образ чистого русского рыцаря, мечтающего о славе и страдающего то ли цезарианством, то ли бонапартизмом. Будучи сыном своего отца, он честен до кристаллности, любит свою родину, он беспокоен, как отец, очень хорошо к нему подходит норма береги честь смолоду. Не для такого героя создана Наташа Ростова — легкая, воспламеняющая, любящая и влюбчивая. Слишком тяжел для не Андрей, нет в нем живости светского красавца, он создан только для чести и ратных деяний. И он должен уйти, как герой. И он ушел…

В романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой говорит о путях развития России, о судьбах народа, его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства, о роли личности в истории. Писатель раскрывает в романе значение Отечественной войны 1812 года, помогает понять черты русского национального характера.
Любимые герои Толстого ищут ответы на вопросы, поставленные временем, они стремятся найти себе достойное место в жизни. К этим героям относится и князь Андрей Болконский. Впервые мы встречаемся с ним в салоне Анны Шерер. Его красивое лицо “с определенными сухими чертами” омрачено выражением скуки и недовольства. Толстой объясняет это тем, что “все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно”. Князь кажется окружающим холодным и недоступным. В разговоре с Шерер он резко выражает свою неприязнь к образу мысли и к нравственным нормам придворного общества. Андрей говорит: “Эта жизнь не по мне”. Он жаждет деятельности, мечтает совершить подвиг во имя людей.
Обладая не только блестящим умом и образованностью, но и сильной волей, Андрей Болконский полностью меняет свою жизнь - поступает на службу в штаб главнокомандующего. Мы видим, что у этого человека уже сформировался четкий взгляд на жизнь. Он знает, к чему стремиться - к “своему Тулону”. Ему нужны слава, власть. Его кумиром стал Наполеон, и князь Андрей во всем желает следовать ему. Подвиг, совершенный Андреем Болконским во время Аустерлицкого сражения, когда он со знаменем в руках вел солдат в бой, был замечен окружающими и даже самим Наполеоном. Но совершив этот героический поступок, Андрей не испытывает счастья. Этот момент в его жизни можно назвать переломным, потому что князь Андрей по-новому оценивает все происходящее. Когда он лежал, тяжело раненный, его взору открылось бесконечное небо. Можно сказать, что он впервые увидел его, а вместе с ним - и ту простую правду жизни, которая заключается в любви человека к дому, семье, к природе.
Болконский глубоко разочаровывается в Наполеоне, который показался ему обыкновенным маленьким сорокалетним мужчиной в сером сюртуке. Мысль, что этот человек приносит несчастье другим людям, окончательно “отрезвляет” Андрея Болконского. Он больше не верит, что исход сражения может зависеть от действий одного лица, от планов и диспозиций. После Аустерлица его представление не только о подвиге, но и о смысле жизни полностью меняется.
Поэтому он возвращается к семье, но там его ждет новое потрясение - смерть жены Лизы, к которой он в свое время охладел, и теперь хотел загладить свою вину. Андрей пытается жить спокойной жизнью, заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных. Триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры говорят нам о передовых взглядах князя. Но преобразования не могут полностью занять его ум и сердце, и Андрей Болконский по-прежнему находится в депрессии.
Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея наступают с приездом Пьера, который старается внушить другу веру в существование добра, правды и счастья. В спорах Андрея с Пьером мы замечаем, что князь критически относится к себе. Он понимает, что “жизнь для себя” означает, что “в тридцать один год жизнь кончена”.
Настоящий душевный подъем испытывает Андрей Болконский при встрече с Наташей Ростовой. Общение с ней открывает для него новую сторону жизни: любовь, красоту, поэзию. Но ему не суждено быть счастливым с Наташей. Продолжая ощущать, что “просто существовать” он не может, Андрей едет в Петербург.
Там он принимает участие в работе комиссии Сперанского. И вновь вечный поиск, размышления о жизни приводят его к выводу о бессмысленности комиссии. Андрей Болконский отказывается от карьеры правительственного чиновника.
Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье с ней Андрея Болконского. Гордый князь не может простить Наташе ее ошибку. А она испытывает угрызения совести, считает, что недостойна такого благородного, идеального человека. Разрыв с Наташей вновь приводит героя к глубокому кризису.
Когда Наполеон вступает в пределы России и начинает стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после Аустерлица, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной работы при штабе императора. Князь Андрей становится обыкновенным полковым командиром. Солдаты любят его и называют “наш князь”. Андрей не мечтает больше о славе и подвиге. Он просто защищает свою страну. Теперь мы замечаем в нем ту же, что и у солдат, “скрытую теплоту патриотизма”.
Взгляды Андрея Болконского, сформировавшиеся за годы мучительных поисков своего места в жизни, раскрываются в беседе с Пьером перед сражением. Князь Андрей понял, что исход битвы зависит не от гениальности полководцев, а от “духа войска”, его уверенности в победе. В момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к жизни. Он задумывается, почему же ему так жаль расставаться с ней. Твердый и холодный характер Андрея Болконского не позволил ему в полной мере испытать простое человеческое счастье. Бородинское сражение можно назвать кульминацией и в жизни князя Андрея. Предсмертные страдания помогли ему постичь смысл христианской любви: “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле... и которой я не понимал”.
Таким образом, Толстой приводит своего героя к ги- бели во имя жизни других, во имя будущего России, духовно же - он приводит его к постижению вечных нравственных ценностей. В образе Андрея Болконского отразились лучшие черты дворянина-патриота: ум, образованность, честность, совестливость, горячая любовь к Родине.

Герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир» привлекательны тем, что устремлены к деятельному участию в общей жизни, смело идут навстречу тяжелым испытаниям, пытаются ставить и решать вопросы, касающиеся не только их личной жизни и жизни своего народа, но и всего человечества. К таким героям, без сомнения, относится князь Андрей Болконский.
«В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский» - так в круговороте лиц салона Анны Павловны Шерер появляется один из главных героев романа.
Князь Андрей безупречен и моден. Безупречен его французский. Даже имя «Кутузов» он произносит с ударением на последнем слоге, как француз. Безупречны сухие черты его лица, мундир адъютанта и походка - тихий, медленный, стариковский шаг. Завершает картину вселенская скука в глазах. Князь Андрей - светский человек. В этом смысле он подвержен всем движениям и переменам моды не только в одежде, но прежде всего в поведении, в стиле жизни. И походка, и скука во взгляде, и манера держать себя с окружающими - все выдает в нем приверженца начинающего входить в светский европейский и российский обиход дендизма.
И действительно, князь Андрей чрезвычайно дистанцирован от посетителей салона. «Его лицо портит гримаса», - замечает Толстой. Все и вся надоело и наскучило. Все окружающее ниже и уже поэтому хуже него. Но подобное отношение к миру не затрагивает людей, симпатичных ему. Он преображается, встретив Пьера. Улыбка князя Андрея становится «неожиданно доброю и приятною». А их дальнейшая беседа - разговор двух добрых товарищей, и, несмотря на то что Пьер младше Болконского, это разговор равных, безмерно уважающих друг друга людей.
Князь Андрей дан нам в романе полностью сформированным, законченным, в отличие от Пьера Безухова, становление которого происходит все семь лет романной жизни. Таким сформированным, готовым Толстой проводит князя через главные событие европейской и отечественной истории, через любовь и смерть. Все его испытания, все сюжетные движения сводятся к поискам момента истины - точки или события, в которых за личиной проступает личность, за телесным - духовное и, самое важное, душевное.
Князь Андрей закрыт, загадочен, непредсказуем. Чего стоит его сватовство к Наташе Ростовой! Князь полюбил шестнадцатилетнюю девочку. Сделал ей предложение и получил согласие на брак. После этого он преспокойно объявляет молодой невесте о своем решении ехать за границу на год. Путешествовать. Однако отсутствует более чем надобно. Любовь невинной черноглазой девочки не тронула Болконского. Его душа по-прежнему спит.
И все семь лет романного существования преследует князя самый прекрасный сон его жизни. Небо Аустерлица. Его описание - одни из лучших страниц романа и одновременно дань байронической романтике эпохи. «Прекрасная смерть», - глядя на КНЯЗЯ Андрея, произносит Наполеон. В этих словах много театра и позы, несмотря на пейзаж, наполненный мертвыми и умирающими людьми. Пробуждение не наступает ни здесь, ни позже, ни даже в «славный день Бородина». Все было ненастоящим: смерть, любовь и, как следствие, сама жизнь. Душа любого человека кристаллизуется в его отношениях с окружающими.
Князь Андрей одинок. Его движения в сюжете подчиняются скрытым от глаз закономерностям. Бородино. Полк Болконского в резерве. Уже в резерве погибла половина солдат. Чтобы сократить потери, солдатам приказано сесть. Но офицеры ходят под выстрелами. Дворянину не должно кланяться пулям. Рядом падает бомба. Глядя на ее горящий фитиль, князь приходит к осознанию некой новой для него истины. Биологическое начало. Желание жить. Ему кричат: «Ложитесь!» Но поклониться смерти не позволяет внутренний кодекс чести.
Только в конце книги, в середине четвертого тома, Толстой приоткрывает тайну души князя Андрея, а возможно, и тайну смысла всей книги. Это касается тех полутора страниц книги, где «князь Андрей умер. Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся». Несомненно, это очень важный эпизод. Ибо с этого дня начинается пробуждение Болконского «от жизни». По чувствованию князя Андрея, смерть высвободила в нем дремавшую прежде светлую и могучую силу, и в душе его появилась легкость, которая уже не оставляла его.
Андрей Болконский умер. Но в этом событии не осталось места трагическому. Его смерть стала «моментом истины» его жизни. С ним прощаются герои романа. Но слишком светло, спокойно и торжественно звучат эти строки. В них нет скорби. Разве что вопрос: «Где он теперь?»