Золотая царская пектораль. Золотая пектораль Золотая пектораль

Крупнейшим археологическим открытием ХХ века признали обнаружение сокровищницы фараона Тутанхамона. Но мало кто знает, что в степях Украины, в начале 70-х годов был найден могильник, который по своей значимости и богатству не уступает египетскому наследию. Речь идет о раскопках скифского кургана близ Керчи. Великий народ, раскинувший свои владения от Восточной Европы до азиатских пустынь, оставил после себя множество тайн и загадок. Главным артефактом племени скифов была царская Пектораль…

Степи Украины, воспетые Гоголем, Шевченко и Брюсовым, пестрят холмами. То тут, то там можно встретить курган, который является молчаливым памятником какого-нибудь события. Эти могилы окружены завесой тайн и суеверий. Народные легенды говорят о то, что запорожцы хоронили убитых товарищей, насыпая землю собственными шапками. А до них курганы возводили племена, кочевавшие по этим степям задолго до славных подвигов воинов Запорожской Сечи. Кочевники пришли на берега Дона еще в 3 тысячелетии до н.э. Это были племена скотоводов, охотников, воинов. Они впервые узнали остроту медного оружия. Они навсегда вписали свои имена в страницы истории. Киммерийцы уступали место склотам. Склоты ушли под давлением скифов. А скифы основали свое великое царство, посреди "коридора" между Азией и Европой. Именно властителям Скифии и принадлежат первые курганы, которые похожи на пирамиды. В них находили последний покой могучие владыки. Геродот, посетивший древнюю Скифию, был поражен богатством этого народа. Еще больше его удивили, с какой помпезностью и пышностью хоронят усопших царей. На тот свет с ними отправляли жен, слуг, коней, утварь, порой целые караваны. Все для того, чтобы царь предстал перед предками в подобающем виде. Курган Куль-Оба, расположенный в нескольких километрах от Керчи, начали раскапывать еще в 1830 году. Уже первые слои земли были под завязку набиты украшениями работы древних греков. Там было золото, серебро, великолепные вазы. Даже серьги с головой богини Афины. Курган обследовали много лет. Он принес немало интересных экспонатов, осевших в хранилищах украинских музеев. Но то, что нашел Борис Мозолевский, оказалось сенсацией. Будучи внештатным сотрудником киевского Института археологии, он с энтузиазмом взялся за раскопки кургана Толстая Могила, на который коллеги давно махнули рукой. Они считали, что там не может быть ничего стоящего внимания, сосредоточив свой взгляд на более "перспективные" южные гробницы. Раскапывать курган начали случайно. Груда земли мешала днепропетровскому горнодобывающему комбинату расширить своё производство. Просто снести курган не позволял закон, поэтому попросили археологов "быстро раскопать". В холодной февральской степи, под мощными порывами ветра два десятка историков-романтиков вступили в противоборство с курганом. На протяжении двух недель Мозолевский и его товарищи просыпались в 5 утра, и до 4 вечера без устали копали, разглядывая каждый клочок земли. Видя мучения археологов, директор комбината Григорий Середы сжалился, и выделил бульдозер. Работать стало легче. Внезапно на южном склоне ученые натолкнулись на удивительной красоты колесницу, которая была отделана бронзовыми плитами, обвешана колокольчиками. Каждый сантиметр повозки был покрыт узорами. В институте поняли, что курган стоит усилий и выделили дополнительный отряд. Чем дальше они углублялись в толщу грунта, тем более древние богатства находили они. Их минула участь расхитителей гробниц. В этом месте был погребен наследник скифского престола. Он лежал в изумительном по красоте алебастровом саркофаге. Тело его было увешано драгоценностями. Рядом была могила матери, которая покоилась в шикарном золотом платье, расшитом ликами животных. На шее у нее был массивный золотой обруч в виде гривы льва. Таких находок не ожидали даже бывалые археологи. Наконец пришло время главной камеры, где покоился царь. Но там уже успели побывать мародеры. Ученые с сожалением сворачивали работы, когда Мозолевский внезапно посмотрел на глиняный пол и заметил тайник. Со всеми возможными осторожностями он сдвинул плиту и... "21 июня 1971 года, в 14 часов 30 минут, близ г. Орджоникидзе Днепропетровской области, Борисом Мозолевским была найдена золотая пектораль - нагрудное украшение скифского царя IV века до н. э. - весом в 1150 граммов, 30, 6 см в диаметре, выполненная из золота 958 пробы". Такую фразу вы можете найти в любом учебнике археологии. Это было чудесное произведение искусства, вышедшее из-под руки греческого мастера. Ничего подобного прежде на территории Украины не находили. Пектораль представляла собой четыре полых трубки, изящно переплетенных между собой. Они составляли своеобразный каркас. Каждая трубка венчалась головкой небольшого льва, который сжимал в своей пасти кольцо. Через них пропускались шнурки. На них украшение вешалось на шею царю. Пектораль имела три яруса, что отражало представление древних скифов об устройстве Вселенной. Нижний ярус - битва фантастических диких зверей - мир стихий, дикой природы, мир подземного царства, откуда идут корни дерева, и куда все рано или поздно уводят. Средний яру - голубые цветы, птицы - мир живых. Наверху же была жизнь кочевников. Их быт, их подвиги и простые дела. Безусловно, пектораль являлась магическим и религиозным символом, которому поклонялись кочевники. Но смысл пекторали не раскрыт по сей день. Автором этого величественного ювелирного чуда является древний эллин, потомок греков Средиземноморья. Он был настоящим Мастером, в совершенстве обращался не только с металлом, но и прекрасно знал верования и обычаи скифов. Предположительно люди, изображенные на пекторали, имели реальные прообразы. Может среди них есть и заказчики этого чуда. Ныне она хранится в киевском музее исторических древностей Украины. Есть и копия, установленная в Донецке на Театральной площади. Она входит в скифскую композицию. А еще, по сей день, в качестве высшей театральной премии Украины используется точная копия пекторали из кургана Толстая Могила. Имя Бориса Мозолевского навеки вписано в историю археологии. Он стал кандидатом исторических наук и до конца жизни преподавал в родном институте.

Золотая пектораль – уникальный памятник эпохи скифов – народа, проживавшего в степях Северного Причерноморья, Приазовья, Крыма на протяжении почти тысячи лет и переживших за это время взлеты и падения.

Археологические раскопки кургана Толстая Могила

30 марта 1971 года под руководством археолога Б.М. Мозолевского в чрезвычайно сложных условиях промышленной зоны в районе города Орджоникидзе Днепропетровской области начались раскопки одного из наиболее крупных курганов Правобережной Украины Толстая Могила. На протяжении нескольких месяцев была снята земляная масса кургана.

Под насыпью было обнаружено несколько захоронений, и археологи приступили к непосредственному изучению этих захоронений. Многочисленные богатые находки свидетельствовали о том, что это — захоронение одного из могущественных скифский царей и его семьи. Основная часть захоронений оказалась не разграбленной, в отличие от большинства скифских курганов.

Уникальная находка Б.М.Мозолевского – Золотая Пектораль

Как писал сам Мозолевский в книге «Скіфський степ», 21 июня 1971 года в 14 часов 30 минут на дне подземелья он нашел нагрудное украшение скифского царя IV века до нашей эры — золотую пектораль.
Латинское слово «пекторалис» означает «нагрудный». Но пекторалью называли только те нагрудные украшения, которые носили правители. Пектораль из Толстой Могилы необычайно красива и свидетельствует о могуществе Скифского царства. Вес пекторали — 1150 граммов, диаметр – 30.6 см. Пектораль изготовлена из золома 958 пробы.

Она поделена на три месяцеподобных яруса. В центре нижнего яруса – сцены борьбы коня с двумя грифонами (мифическими крылатыми существами). Рядом – поединок дикого кабана и оленя с леопардом и львом. Далее – погоня собаки за зайцем.

Центральный эпизод верхнего яруса – изображение двух скифов, которые шьют меховую одежду. Лица скифов наделены индивидуальными чертами. Слева и справа от центральной сцены – домашние животные, рядом — фигурки юных скифов, которые доят овец.

Средний ярус представляет собой растительный орнамент. Все три яруса соединяются скрученными пустотелыми трубочками. Пектораль слева и справа завершается креплениями в форме головок львов.

На протяжении десятилетий выдвигаются различные гипотезы о смысловом содержании изображений пекторали. Как считал Мозолевский и другие ученые, пектораль – это культовый предмет, который отражал представление скифов о трех сферах мироздания: сферы недр земли, астрально-космической сферы и сферы, населенной людьми и животными.

Каждый элемент на пекторали не случаен и наделен определенным символом. Все сферы взаимосвязаны. Подобная символика встречается и на иных памятниках, как скифской эпохи, так и памятников Восточного Ирана. Эта связь не случайна,так как сами скифы, как и их предшественники киммерийцы, относились к ирано-язычным народам.Существуют и иные трактовки значений символики пекторали.

Ведутся так же споры о мастере, который создал пектораль. Высказываются различные предположения. По одной из таких версий автор этого шедевра — причерноморский эллин - потомок переселенцев из Средиземноморья. По другой версти — скиф, (потому, что мастер знал скифскую мифологию, обычаи и обряды).

Золотая Пектораль стала главной археологической находкой ХХ века в Украине. Эта бесценная археологическая находка была перевезена в Киев для хранения в музее исторических драгоценностей Украины (филиал Национального музея истории Украины).

Пектораль (нагрудное украшение, сделанное из одного килограмма 150 граммов золота) вместе с другими сокровищами скифского царя была обнаружена 40 лет назад в Днепропетровской области под курганом Толстая Могила После просуществовавшего около 500 лет скифского царства в степях Украины осталось большое количество курганов (по сути, надгробий), но чуть ли не каждый из них был разграблен еще в древности. Разворовывать могилы правителей начали сами же скифы: их привлекало большое количество золота, которое клали в усыпальницы. Мародеры похозяйничали и в царском погребении под курганом Толстая Могила. Грабители знали свое дело: прорытый ими ход вел прямиком в погребальную камеру, где покоились останки царя. Именно там, рядом с усопшим, должны были находиться самые ценные вещи - такова вековая традиция. Но в этом случае злоумышленников ждало разочарование. По крайней мере, они не смогли найти пектораль, являющуюся настоящим шедевром древнего ювелирного искусства, а также меч и плётку, рукоятки которых сделаны из золота и украшены великолепной чеканкой.

Находка пекторали стала причиной по-своему уникального случая: руководитель Советской Украины Владимир Щербицкий пригласил на встречу человека, занимавшего должность младшего научного сотрудника, к тому же не имевшего ученой степени. Скромным тружеником, удостоенным такой чести, был Борис Мозолевский, ставший впоследствии одним из самых известных отечественных археологов. Человек, обладавший кипучей энергией, сумел, несмотря на невысокую должность, которую он, кстати, занимал в Институте археологии внештатно, организовать и возглавить раскопки кургана Толстая Могила.

Мы с Борисом дружили, и он предложил мне стать его заместителем в этой экспедиции, - рассказывает доктор исторических наук профессор Евгений Черненко. - Когда Бориса вызвали в Киев на встречу со Щербицким, я остался на раскопках. Вернувшись, Мозолевский сказал, что Владимир Васильевич произвел на него хорошее впечатление. Он подробно расспросил о раскопках, о вещах, которые мы нашли, и поинтересовался, когда будет опубликован отчет об экспедиции. На встрече присутствовал тогдашний директор нашего Института археологии Федор Павлович Шевченко. За несколько дней до этого я ему рассказывал, что Боря с семьей живет в общежитии, условия примерно такие, о каких Владимир Высоцкий сказал в одной из песен: на 20 комнат один туалет. Директор моментально сообразил, что настал подходящий момент сообщить Щербицкому о том, что у Мозолевского нет отдельной квартиры, поэтому работа над отчетом может затянуться. Щербицкий взглянул на Бориса Патона, президента Академии наук Украинской ССР, и спросил: "Вы сможете помочь товарищу или мне этим заняться?" Патон, конечно же, взялся помочь. "А зарплата у вас какая?" - задал Щербицкий вопрос Борису. Как младший научный сотрудник тот получал всего 98 рублей в месяц. "Академия что-либо сможет сделать для товарища?" - Щербицкий вновь обратился к Патону. "Может", - коротко ответил Борис Евгеньевич. В результате Мозолевскому дали трехкомнатную квартиру на проспекте Науки и персональную зарплату - 200 рублей.

А остальных участников экспедиции поощрили?

Борису, мне, нашему ангелу-хранителю директору Орджоникидзевского марганцевого комбината Григорию Лукичу Середе (если бы он не помог техникой, раскопки были бы невозможны), а также первому секретарю Орджоникидзевского горкома партии Юрию Крушинскому вручили золотые часы с надписью "Вчд Ради Мчнчстрчв УРСР". С тех пор минуло уже 35 лет, а мои часы исправно работают. Кроме этого нам выдали большие премии. Помню, Боря получил 500 рублей, я - 300 (это были две мои месячные зарплаты).

Ну а в штат Института археологии Мозолевского зачислили?

Конечно, еще до поездки на встречу со Щербицким. На раскопки - посмотреть пектораль - приехали директор нашего института Федор Шевченко, заместитель председателя Совета Министров УССР Петр Тронько, вице-президент Академии наук Иван Билодид, еще какое-то начальство. По этому случаю местные власти устроили прием. Вот я и решил напомнить директору, что Борис до сих пор внештатный сотрудник. А Федор Павлович заявил: "Мозолевский в штате". "Это с каких пор?" - удивился я. - "Да вот, приняли пять минут назад".

В археологию Мозолевский пришел довольно поздно - в 30 лет. В юности поступил в военное училище летчиков в Ейске, что в Краснодарском крае. Но учебу пришлось оставить из-за повального сокращения численности армии при Хрущеве. Затем Борис стал студентом-заочником исторического факультета Киевского государственного университета имени Тараса Шевченко. Учился, работал кочегаром, писал стихи. Мозолевский был талантливым поэтом. Получив диплом, устроился редактором в издательство "Наукова думка" и внештатно - в Институт археологии.
"Платье царицы было обшито тысячами золотых чешуек"

Чувствовали члены экспедиции, что в кургане Толстая Могила ожидает ошеломляющий "улов"?

Мозолевский тогда десятки, если не сотни раз повторял своего рода заклинание: "Ой, там буде, буде щось велике и буде блищати!" Забегая вперед, расскажу о показательном эпизоде: вернувшись с раскопок Толстой Могилы в Киев, Борис заговорил о предстоявшей экспедиции на курган Желто-Каменка. С жаром доказывал, что и там нас ожидают богатые находки, и даже написал шутливую расписку: "Я, Борис Николаевич Мозолевский, обещаю, что в таком-то кургане будет найдено..." Далее шел длинный перечень сокровищ.

У Бориса был талант внушать веру в успех. Если бы не его настойчивость, Толстая Могила до сих пор осталась бы нераскопанной или вообще погибла, поскольку находится посередине дачного поселка. Признаться, тогда на этот курган многие скифологи махнули рукой. В 1960-е годы у нас случилась такая история: за три месяца раскопали 25 курганов, истратив 50 тысяч рублей, а все находки (наконечники стрел) помещались в спичечный коробок. В тех курганах в принципе нельзя было найти что-то большее, поскольку они не скифские, насыпаны еще в эпоху бронзы, когда в могилы клали только стрелы и пищу. Наш с Борисом учитель Алексей Иванович Тереножкин придумал, как отличать курганы разных эпох. Для этого ручными бурами берут пробы грунта с глубины. Так вот, две пробы в кургане Толстая Могила не подтвердили, что он скифский. Бориса это не смутило. Осенью 1970 года, несмотря на непогоду, он поехал в Орджоникидзе. Вместе с рабочими еще дважды пробурил курган (это очень тяжелый ручной труд) - результат неутешительный. Решил: еще одна попытка - и баста. К счастью, последняя проба была положительной. С этого момента началась полоса везения. В марте после сильных дождей затопило карьер по добыче марганца. Работы там приостановили, и уже упоминавшийся Середа позвонил Борису: "Дам тебе несколько грейдеров (огромных землеройных машин. - Авт.)". Они снесли курган, и начались археологические раскопки. По пятнам на грунте мы определили, что под курганом два погребения - в центре и сбоку. К центральному, где затем была найдена пектораль, вел ход, проделанный грабителями. Мы оставили эту усыпальницу на потом, а в первую очередь занялись боковой, ведь не было никаких признаков того, что к ней добрались мародеры.

Однако затем оказалось, что "несанкционированный" ход ведет и в боковую гробницу. "И здесь побывали грабители", - сокрушались археологи. Мозолевский описал охватившие его тогда чувства: "Земля и небо перед моими глазами поменялись местами. Не помня себя от обиды, я вылез из ямы, добрел до каких-то кустов и, словно мальчишка, расплакался". Когда вечером члены экспедиции уехали спать, Мозолевский остался в раскопе, работал до тех пор, пока не нашел нишу с бронзовой посудой и остатками пищи. Все это лежало в порядке.

Борис вновь воспрянул духом, - продолжает Евгений Черненко. - И на следующий день, когда к нам приехал директор марганцевого комбината Середа, Борис разыграл перед ним настоящий спектакль. Мы спустились в раскоп, и Мозолевский сказал Середе: "Вот вам нож. Ткните в любом месте, и я найду там какую-нибудь золотую вещицу". Середа скептически заметил: "Что это вы, Борис, разыгрались?" А Мозолевскому только это и было нужно: он знал, где должно лежать тело похороненного здесь человека (как затем оказалось, молодой скифской царицы), и выбрал точку. Ковырнул ножиком землю и достал золотую пластинку. Потом ткнул в другом месте, говоря: "Я и здесь золото выкопаю" - и выкопал. Одежда скифянки была почти полностью обшита тонкими, словно фольга, золотыми чешуйками - их сотни! Это была первая обнаруженная археологами женская скифская могила, которую не разграбили мародеры! Мы нашли там очень много золотых вещей. В частности, на шее у царицы была золотая гривна весом 478,5 грамма. На ней - скульптурные фигурки двух оленей, за каждым из которых гонятся по семь львов. Кстати, в скифские времена - а это период с VII по III век до нашей эры - в степях Причерноморья водились львы. Что же касается хода, который мы поначалу приняли за грабительский, то оказалось, что через несколько лет после смерти царицы его прорыли, чтобы подхоронить ребенка. В усыпальнице мы нашли останки еще четырех человек - это были слуги, в том числе девочка. Их убивали во время обряда погребения.
"От сокровищ царя грабителей отделял слой грунта толщиной с ладонь"

После находки неразграбленной усыпальницы царицы у нас сразу же поставили пост милиции, даже провели к нам телефонную линию, - вспоминает Евгений Черненко. - Скелеты и все найденные вещи извлекли вместе с грунтом - единой глыбой.

Центральная гробница, где был похоронен царь, находилась на большой глубине - 8,5 метра от уровня поля, - поэтому в экспедиции, кроме ученых и рабочих, участвовали шахтеры. Раскопки здесь были сложными из-за обвалов, а еще на дне гробницы стояла вода. Пришлось вырыть яму для ее стока. В нескольких сантиметрах от того места, где орудовали грабители, мы нашли парадные вещи царя и главную из них - пектораль. Это произошло 21 июня 1971 года в 14 часов 30 минут. Борис ощупал руками пол, копаясь в глине, и вдруг больно, до крови, о что-то оцарапал руку. Позвал меня, и мы вместе стали освобождать этот предмет от глины. Увидели, что он золотой с маленькими фигурками людей и животных. Когда наконец расчистили вещь, Борис спросил: "Что это может быть?" Я накануне закончил работу над книгой "Скифский доспех", так что сразу сообразил: "Это пектораль. Она могла быть частью защитной амуниции воина или украшением. Это украшение, причем царское". Тогда слово "пектораль" было неизвестно широкой публике. Но вскоре благодаря прессе его узнали все. Название "Пектораль" получили гостиница и ресторан Академии наук УССР, а также киевская театральная премия.

Находку здесь же, под землей, вымыли в яме, вырытой для отвода воды. Вынесли на дневной свет, стали рассматривать и на радостях целовать!

Пектораль сохранилась хорошо - 2300 лет она пролежала под землей, словно в сейфе. Правда, немного погнулась (ее затем возили на реставрацию в Эрмитаж и Германию), кроме того, на ней почти облупилась эмаль, которой был покрыт растительный орнамент. По остаткам эмали подлинную пектораль можно легко отличить от двух копий - их сделали мастера Эрмитажа для зарубежных выставок. Каждая копия стоила около шести тысяч рублей.

И все-таки, почему грабители не смогли найти самые ценные вещи?

Сокровища положили там, где ничего ценного скифы обычно не клали, - в дромосе. Это небольшое помещение перед погребальной камерой. От золота грабителей отделяли лишь несколько сантиметров грунта - расстояние шириной с ладонь.

В этой истории есть одно почти мистическое обстоятельство: в дромосе лежали останки царского охранника (скифы убили его, чтобы он сопровождал властелина в загробном мире). Получается, этот воин все-таки сослужил службу: как бы стал преградой на пути мародеров к золоту царя.

Как отметили находку сокровищ?

Не изобретательно - выпивкой. Кстати, Борис любил говаривать: чтобы раскопки удались, на кургане следует обязательно выпить и переночевать. Но не одному - с красивой девушкой.

45 лет назад закончился археологический сезон, принесший Украине самую знаменитую находку из древнего скифского захоронения - золотую пектораль, нагрудное украшение знатного кочевника.

Найденная в июне 1971 года в кургане в Днепропетровской области золотая скифская пектораль - главное археологическое сокровище Украины - по всем параметрам стала настоящим подарком судьбы. Ее нашли два археолога-внештатника, которым помогал не профильный институт, а директор крупного советского предприятия. И пектораль обнаружили тогда, когда успех всей экспедиции уже выглядел сомнительным.

«Моя фантазия оказалась слишком убогой, чтобы представить себе что-то подобное» , — писал в своей книге «Толстая Могила» археолог Борис Мозолевский . 21 июня 1971 года в 14:30 в гробнице царя скифов нашел золотую пектораль — нагрудное украшение. Раскопал 8,5-метровый курган Толстая могила возле города Покров (бывший Орджокинидзе — Gazeta.ua), Днепропетровская область.

Сегодня, пектораль из Толстой могилы называют одной из самых ценных находок 20 века. Это нагрудное украшение, которое носили знатные скифы. Вес — 1150 грамм, диаметр — 30,6 см, выполнена из золота 958 пробы.

Курган Толстая могила 60 метров в диаметре. Находится на территории Орджоникидзевского горнорудного комбината где добывают марганец. Курган хотели срыть и на его месте открыть карьер. Директор предприятия Григорий Середа решает сначала исследовать его. Управлять экспедицией приглашает внештатного сотрудника Института археологии Бориса Мозолевского.

«Две недели подряд я просыпался в 5.30 и по 16 часов ежедневно, без отдыха и выходных, до боли в глазах всматривался в землю, пытаясь прочитать каждую ее комок, чистил и замерял, снова все бросал и бегал от скрепера к скрепера, хватался за лопату, чертил и описывал» , — пишет Борис Николаевич в своей книге.

Мозолевскому в раскопках помогают горняки с комбината. Директор предприятия постоянно приезжает и следит за работой. Шахтеры сначала прокапывают центральную часть кургана. Снимают девять метров почвы, и закапываются на пять метров в глубину. Натыкаются на погребальную камеру царя.

«Сначала нашли центральную камеру царя. Размером 4,5 метра. Она оказалась ограбленной еще в древности. Но все равно там были остатки броненосца и золотые изделия», — рассказывает археолог Марина Стрельник , заведующий отделом древней истории Национального исторического музея Украины.

Техника, которая разрывала курган с восточной стороны, начинает проваливаться под землю.

«Насыпь на восточной половине кургана вдруг начал проваливаться под механизмами. Что проваливалось и над чем проваливалось, понять трудно. На улице была уже ночь. Когда через несколько дней мы вышли на древнюю поверхность, выяснилось, что насыпь проседала над пятью небольшими могилами, заполняя в них полости, которые сохранились до сих пор» , — записывает в дневнике Борис Мозолевский.

С этой стороны археологи раскапывают гробницу царевны и ребенка. К ним грабители не добрались. В середине находят около 600 золотых изделий. Среди них кольца, гривну (нагрудное украшение — Gazeta.ua) и кубки. Рядом захоронения воина, конюха и служанки.

Пектораль находят в дромосе — это проход к главной камеры захоронения царя к царице. Его засыпало землей, вероятно это и спасло ее от грабителей. Рядом меч и нагайка.

«Шахтеры, после обеда перекрипившы дромос в слабых местах, уже собирались домой. Мы, археологи, решили еще немного поработать. Я расчистил один из Сагайдачных наборов под стенкой дромоса и, сворачивая густой глиняный чамур, покрывавший пол, почувствовал, как пальцы то больно царапнуло. В сердце сладко екнуло. Осторожно откинув чамур, я увидел, как блеснуло золото, и каким-то неведомым чувством понял, что это именно то: дело было большое и явно лежала на своем первоначальном месте, не сдвинута грабителями» . — Описывает первые секунды находки Борис Мозолевский. — «На волне я оцепенел, потом тихо, чтобы не поднимать в могиле шума, позвал Черненка (Евгений Черненко — профессор Института археологии, который наблюдал за работами. Известный исследователь скифов — Gazeta.ua). С двух сторон мы быстро разгребли глину, и Евгений первый сказал слово, что скоро стало популярным в прессе: пектораль. Пальцы я, оказывается, поцарапал об острый козий рог. Уже было видно, что вещь заполняют скульптурные изображения, однако рассмотреть детали мешала глина, а поднимать произведение до того, как будет расчищено все дно могилы, не позволяла методика исследований».

Найдена пектораль имеет три яруса изображений. Скреплены между собой скрученными цепочками золотых пустых трубочек. На концах — литые головы львов, держащих в пастях кольца для шнурка. На нижнем ярусе изображены сцены поединка фантастических животны х.

«Это так называемые сцены терзания. Те, которые были очень популярны в скифском искусстве. Они получили название — звериный стиль. То есть изображения животных и мифических животных в характерных позах. В центре композиции три сцены борьбы коня с двумя грифонами, напавших на него. далее за ними — поединок дикого кабана и оленя с леопардом и львом, по которым изображена погоню собаки за зайцем «, — рассказывает Марина Стрельник.

«Средний ярус пекторали — это растительный орнамент. Единого мнения нет. Одни говорят, что здесь находится зашифрованный рецепт старого целебного бальзама из корней и цветов. Другие — что это просто изображен растительный мир который был вокруг скифов».

Третий ярус — это изображение скифов за работой.

«Здесь мы можем увидеть как скиф доит овцу, или двух скифов, которые держат рубашку из овечьей кожи. Также лошадей, коров — тех животных, который разводили скифы. Все эти сцены и символика пекторали имела изобразить все мифологические представления о мире и землю и царя», — объясняет археолог.

Золотая царская пектораль древних Скифов занесена во все каталоги и справочники мира, и названа великой археологической находкой XX столетия. Является признанным шедевром мирового искусства. Страховая стоимость — около 2 млн. долларов. Это поистине гениальное творение античной торевтики (греч. Toreutikоs) — искусства рельефной обработки художественных изделий из металла.

Эта милая женская «безделушка» в 1 килограмм 200 граммов чистого золота содержит около 100 различных фигурок, которые выполнены с большим мастерством. Ее диаметр составляет 30,6 сантиметра. Ориентировочно, она была изготовлена где-то н V веке до н. э. и, скорее всего, была не единственной. За свою многовековую историю эта бесценная реликвия пережила сотни владельцев, побывала во многих местах. Из-за неё убивали, грабили, предавали.

Золотая пектораль древних скифов была найдена Борисом Мозолевским 21 июня 1971 года в кургане Толстая Могила (Днепропетровская область).

С тех пор чудо-аксессуар не дает покоя как просто зевакам, так и профессиональным исследователям. В последнее время в учёных кругах появилась версия, что пектораль — это, в первую очередь, зашифрованное послание древних скифов, изготовленное в виде красивого украшения.

Золотая царская пектораль представляет собой символ солнца (коло), состоящих из трёх кругов мира. В первом круге изображена бытовая жизнь скифов, богатство скифов — домашний скот, во втором круге — луговые цветы, лесные травы, дремучий лес, а в третьем круге изображены дикие звери, живущие в дремучем лесу.

Золотая пектораль — это символ царской власти. Одевая пектораль, скифский царь, становился центром солнечного круга и мира. Самоназвание скифов, по Геродоту, сколоты — в этом слове ясно слышен корень «коло» — солнце. «С коло ит», возможно, означало «с солнцем идущий» или «за солнцем идущий», ведь расселение скифских племён шло с востока на запад, то есть скифы всё время шли «за солнцем».

Пектораль состоит из четырех скрученных в жгут трубок, скрепленных на концах застёжкой в виде львиных голов. Вся пектораль по горизонтали разделена на три яруса, заполненные многочисленными изображениями людей и животных, средний ярус украшен цветами и растениями.

Что означают эти замысловатые фигурки на пекторали?

Всего существует 3 основные версии трактовки структуры этого украшения: «Модель Вселенной», «Карта владений скифов» и «Календарь».
По первой версии пектораль олицетворяла строение Вселенной, как ее видели скифы.

По второй теории на пекторалях могла быть изображена символическая карта владений древних скифов, которую могли читать лишь специально обученные люди — цари, жрецы, военачальники.

По третьей версии пектораль являлась древним календарем скифов. Скифы были язычниками, поэтому у каждого дня, месяца, года, индикта, и т.д. были свои божества времени в виде домашних животных, которые были расположены по кругу на пекторали. Также, пектораль — это еще и совершенно точный астрономический прибор — древние солнечные часы. Тайну календаря пекторали знали только цари и жрецы, и представители элиты общества скифов, что помогало им, на основе знаний, управлять своим народом.


О чём говорит второй ярус пекторали?

Он полностью занят цветами. Этот мотив не просто так был зафиксирован в пекторали. Дело в том, что это — зашифрованный рецепт древнего и очень целебного бальзама из цветков и кореньев. Он широко использовался в скифской медицине, особенно во времена военных действий, скифы широко использовали лекарственные травы. Главным его компонентом был меотийский корень, или мандрагора. Археолог Мозолевский предполагал, что это греческое растение тока. К сожаленню, до конца разгадать этот рецепт невозможно, потому что по золотому изображению трудно определить название цветка.

В центре пекторали изображены две мужские фигуры (предположительно — это скифские цари Пал и Haп), которые держат шкуру-эгиду (на самом деле — это не просто шкура, а карта). Они сидят в свойственной степнякам позе.

Посмотрев на эту шкуру-карту в прямой проекции, можно разглядеть очертания Крыма, правого и левого берегов Черного моря. Эта «карта» условная. Каждый предмет на ней изображает определённую захваченную скифами территорию.

В верхнем ярусе пекторали изображена вереница идущих в разные стороны животных. Оказалось, что каждая из этих фигур показывает определенный день скифского месяца.
Есть ещё один интересный сюжет — леопард смотрит, как лев терзает кабана. Лев — это скиф, кабан — это Африка, а леопард — это Ассирия. При большом увеличении тут можно рассмотреть знаменитые египетские пирамиды. Они находятся на голове кабана. Эта миниатюра изображает осаду Древнего Египта скифами в VII веке до н.э. и посему является первой картой Африки. Некоторые трофеи этих походов (в виде ювелирных издэлий, перстней с печатями фараонов и т. п.) попали в коллекцию Музея драгоценностей вместе со скифским золотом.

Побережье Азовского моря, находится под крылом Жар-птицы. Эта чудо-птица была у скифов символом греческой богини Геры, супруги Зевса. Она показывала место проживания царских скифов в Северном Причерноморье. К тому же, правое крыло Жар-птицы указывает на местонахождение скифского некрополя. Навстречу Жар-птице «летит» ещё одна такая же птица, но уже селезень, который покрывает территорию Турции и Стамбула. Фигур там много и каждая из них имеет своё символическое значение.

Скифский календарь имеет прямое отношение к астрологии. В отличие от китайского двенадцатилетнего цикла, в скифском календаре-Зодиаке заложен шестнадцатилетний цикл. Начинается он с года Жар-птицы (утки). Кстати, третье тысячелетие начнется именно С года Жар-птицы — птицы счастья. За ним следуют годы Козочки, Козла, Барана, Коровы, Тельца, Лошадки, Коня, Кобылы, Жеребца и Др.

Золотая Пектораль является шедевром древних мастеров. Сложность сплетения фигур, их ракурсы говорят о высочайшем уровне их мастерства. Её необычайная красота и исключительная ценность свидетельствуют о могуществе Скифского царства. Археологи связывают сокровища кургана Толстая Могила с временами царя Скифии Атея.

Автором золотого чуда мог быть причерноморский эллин - потомок переселенцев из Средиземноморья, осевших на берегах Понта Эвксинского в VII-VIвв. До н.э. Однако, некоторые исследователи полагают, что он мог быть и этническим скифом (ведь мастер в совершенстве знал скифскую мифологию, скифские обычаи и обряды), но, несомненно, долгое время прожившим и учившимся в Пантикапее - столице ювелирного ремесла северного Причерноморья. Он отлично владел всеми тонкостями античного ювелирного искусства.