Анализ стихотворения Александра Пушкина “Пророк”.

Это стихотворение было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1826 году. На процесс его создания повлияло крайне неприятное событие – арест восставших декабристов. Большинство из них были друзьями поэта, поэтому их задержание и последующее наказание очень его огорчили. Под влиянием смешанных и бурных чувств несправедливости и обиды, Пушкин пишет это стихотворение. Неудивительно, что оно получилось довольно зловещим и мрачным.

В стихотворении описывается человек, идущий один по пустыне. Как вдруг его одиночество нарушает шестикрылый серафим. Он очищает путника с помощью физического страдания, даже вырывает язык и рассекает мечом грудь, показывая, что у людей грехи накоплены везде. Еще серафим вставляет человеку вместо вырванного сердца пылающий огнем уголь. Для путника эти мучения не прошли даром. Он лежал подобно трупу в пустыне, но внезапно голос с небес воззвал к нему. Бог объявил его пророком и отправил наказывать остальных людей за их грехи.

Пушкин употребляет в произведении много устаревших церковных слов, дабы уподобить его некой древней легенде. Надо отметить, что ему это удалось.

Поэт преподносит в этом стихотворении жестокую правду о том, что нет безгрешных. Что даже пророк, которого избрал сам Господь, в прошлом был самым обычным земным человеком. Шестикрылый серафим очистил каждый участок его тела, прежде чем путник возвысился над остальными людьми.

Миссия пророка заключается в том, чтобы наказать виновных и грешных.

Автор держит обиду на правительство, которое подвергло страданиям его большинство его друзей, бывших декабристов. Их убили или сослали в Сибирь. Александр Сергеевич верит, что это было совершенно неоправданно и несправедливо и что невиновные люди будут отмщены пророком.

Анализ стихотворения Пушкина Пророк

Стихотворение «Пророк» является своеобразной авторской интерпретацией Библии. А.С Пушкин затрагивает в своем произведении не только тему идеализации поэта, он выносит идею божественного призвания поэта-пророка. Несмотря на то, что автор в своем стихотворении ссылается на сюжет из VI главы книги пророка Исайи, не сложно обнаружить огромный философский подтекст. Ведь в 1826 году после восстания декабристов поэт потерял много друзей. Одни подверглись расстрелу, другие были сосланы в ссылку.

Это стихотворение, написанное в жанре оды, является неким завуалированным ответом правительству на его жестокие деяния. Анализ «Пророка» позволяет обозначить лирического героя, который был наделен Богом особой властью избранного. Бог дает ему возможность наказывать тех людей, которые поступают жестоко и подло. Благодаря этому лирический герой не чувствует себя уязвимым и слабым. Основной темой стихотворения является не только сложная миссия, которая возложена на пророка. Это так же и вера. Вера в то, что однажды появится человек, который сможет наказать тех, кто сеет беззаконие.

Произведение, безусловно, очень тонко передает настроение автора - боль от потери близких друзей и протест.

Анализ стихотворения Пророк Пушкина для 9 класса

Данное стихотворение было написано в тысяча восемьсот двадцать шестом году и представляет собой мнение Пушкина на призвание поэта и его обязанности.

Конечно, главная мысль стихотворения - затронуть тему поэта и поэзии. Поэт представляется неким пророком, а его работа в поэзии - легендой.

Пушкин в своем стихотворении "Пророк" ясно и четко описал, какими качествами должен обладать поэт, чем должен отличаться от обычного человека. Описывая это, Пушкин делает акцент на библейскую мифологию.

По мнению Пушкина, у поэта должна быт цель, ради которой он должен творить, которая дополняет и придает смысл его работам. Но кроме этого, поэт должен передавать действительность, описывать жизнь без маски, даже самые суровые и жестокие моменты жизни передавать такими, как они есть.

В то время, когда был написано стихотворение, были наказаны многие декабристы. Поэтому в стихотворении "Пророк" можно найти и отсылки к этому моменту.

Затрагивать словом и строкой душу людей - несомненно главное предназначение поэта, не быт лояльным к проблемам общества и мира.

Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении использует следующие выразительные средства для передачи смысла, который заложил в стихотворении "Пророк":

Первое, это конечно, метафоры. Например, "глаголом жги сердца людей". Далее эпитеты и перифраз. Если еще глубже рассматривать данное стихотворение Пушкина, то можно назвать его монологом. Поэтому виден ораторский стиль.

Рассматривая стихотворение в более широком свете, то можно сказать "Пророк" занимает культовое место. В сложный период для России Пушкин не побоялся изобразить в своем творении правоту декабристов (и их взглядов), которые были казнены.

В стихотворении читатель может заметить то, как поэт меняется со временем. Сначала поэт ничем не отличается от других, а в конце, после встречи с посланником, преобразовывается, находит новый смысл для себя и понимает для чего нужно творить.

В заключении можно сказать, что данное стихотворение поднимает проблему предназначения поэта и поэзии, которое заключается в том, чтобы донести до других людей только правду и истинный смысл, не боясь последствии. Поэт должен интересоваться событиями и в своих произведениях не должен передавать лож.

Поэт отличается от обычного человека тем, что своим пером может изменить мир и донести до других правильное понимание происходящего.

Анализ стихотворения Пророк по плану

Образ природы как храма является довольно распространенным в пейзажной лирике. Никитин вообще известен именно как классик пейзажной лирики, довольно много его стихотворений представляют собой зарисовки природы

  • Анализ стихотворения В будущем Брюсова

    Произведение Валерия Брюсова В будущем относится к раннему творчеству поэта. На момент создания стихотворения Брюсов был еще совсем юным мальчишкой. Как и свойственно всем юношам, поэт Валерий Брюсов был высокого о себе мнения

  • «Пророк» – одно из наиболее известных стихотворений Пушкина . Александр Сергеевич написал его осенью 1826 года во время ссылки в Михайловском. Для поэта это был очень сложный период. Пушкин глубоко переживал расправу над декабристами, со многими из которых дружил, и переосмысливал свое место в обществе.

    Основой произведения стал библейский сюжет из VI главы книги пророка Исайи. Но автор наполнил его совершенно иным философским смыслом, превратив в манифест о предназначении писателя. Эту тему Пушкин поднимал в своих произведениях и раньше, используя традиционные образы античной мифологии: Парнас, Аполлон, муза, лира. Но до «Пророка» ничего подобного по силе эмоционального воздействия и глубине мысли в его творчестве еще не было.

    Стихотворение «Пророк», написанное в жанре оды , поражает торжественностью стиля и яркостью художественных образов. Поскольку монолог представлен от первого лица, читатель невольно ассоциирует лирического героя с автором произведения. Некоторые современники Пушкина даже обвинили поэта в том, что он возгордился и возомнил себя «божьим избранником». Но анализ произведения показывает, что Александр Сергеевич лишь декларировал творческую программу каждого настоящего поэта.

    «Пророк» состоит из трех частей, в которых последовательно прослеживается преображение героя. В первой части он «духовной жаждою томим» влачится в «пустыне мрачной» . Всего одно предложение, но какой емкий образ! Поэт находится в духовном и творческом поиске. И вдруг «на перепутье» он встречает шестикрылого серафима – вестника Бога. Нисколько не удивляет «перепутье» в пустыне, где нет дорог. Ясно, что это символ выбора , к которому подошел герой.

    Встреча с серафимом, согласно библейским канонам, говорит о многом. Ведь это наиболее приближенные к Богу ангелы, которые являются только исключительным людям. Пушкин подчеркивает значимость поэта, его избранность для важной миссии.

    Во второй части стихотворения мы видим поэтапное перерождение героя, которое происходит на глазах. Первая ступень – символическое открытие глаз и приобретение чуткого слуха. Это лишь результат простого прикосновения. Но следующие метаморфозы далеко не так безболезненны. Видеть и слышать более тонко и глубоко, чем обычный человек, для настоящего поэта – мало. Чтобы выражать открывшуюся мудрость, не годится «празднословный» , «лукавый» и «грешный» язык. Его следует вырвать и поменять на «жало мудрыя змеи» .

    Но и острым «жалящим» словом, несущим истину, не создать образцы высокого искусства. Ясный разум, наблюдательность и талант будут холодны и мертвы без горячего сердца. Поэтому ангел вонзает в грудь героя «угль, пылающий огнем» . После такого преобразования поэт достоин нести людям свет истины. И «божий глас» воскрешает духовный «труп» , которым тот был до встречи с серафимом, чтобы новоявленный пророк напоминал людям о «божьей искре» в каждой душе.

    В стихотворении «Пророк» арсенал выразительных средств Пушкина необычайно широк. Это:

    • многочисленные метафоры «неба содроганье» , «глаголом жги» ;
    • эпитеты «жало мудрыя змеи» , «язык празднословный» , «духовная жажда» ;
    • сравнения «как сон» , «как труп» , «как у испуганной орлицы» .

    Для усиления божественности сюжета поэт использует много старославянских слов: персты, зеницы, глас, виждь, внемли, горний . Они наполняют текст библейской атмосферой. Это было необходимо Пушкину, чтобы подчеркнуть истинность своих суждений, опираясь на непререкаемый авторитет Святого Писания. Эмоциональной напряженности добавляют и строки, которые начинаются с союза «и». Такое стилистическое построение характерно для библейских текстов.

    Большое количество шипящих звуков и медлительный четырехстопный ямб без деления на строфы создают «мучительный» ритм, который соответствует страданиям героя. Пушкин использует различные виды рифмовки. Похоже, в этом произведении Александр Сергеевич не добивался совершенства формы, а полностью был сконцентрирован на содержании стиха.

    Используя библейскую легенду и стиль изложения, Пушкин четко донес нам главную идею стихотворения: поэт, подобно пророку, должен «глаголом жечь сердца людей» . В этом его подлинное призвание.

    • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
    • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
    • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

    Стихотворение "Пророк" было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в тысяча восемьсот двадцать шестом году, то есть практически сразу после трагичных событий в истории России, происходивших при восшествии Николая Первого на престол в тысяча восемьсот двадцать пятом году на Сенатской площади в Санкт- Петербурге.

    Темой данного произведения является назначение и судьба поэта и поэзии в обществе. Александр Сергеевич описывает полумертвого путника, одинокого, с трудом перемещающегося по пустыне. Но вдруг, к нему спускается шестикрылый серафим, нарушая предшествующее спокойствие. Он уничтожает в путнике все человеческое: грешный язык, зеницы, сердце, уши; после чего, герой, "как труп лежит в пустыне".

    Основной мыслью в произведении стала горькая миссия, тяжелая судьба пророка.

    Пушкин использует следующие сравнения: "отверзлись вещие зеницы. как у испуганной царицы", "как труп в пустыне я лежал". Эпитеты: грешный язык, перстами легкими, шестикрылый серафим. Так же, огромную роль в этом стихотворении играют глаголы, например, "жечь", "вырвал".

    "Пророк написан четырехстопным ямбом, использованы перекрестная и кольцевая рифмовки.

    Лирический герой в данном произведении страдает, испытывает мучения, при чем не столько физические, сколько моральные. Неспроста он так изображен Пушкиным.

    Автор хотел продемонстрировать читателю, что судьба творца тяжела и стать им тоже очень непросто. Лирический герой осознает, что он теперь является пророком, что он должен достучаться до сердца и разума людей, что на него возложена ответственная миссия. Он изображен своеобразным изгоем, измученным и одиноким, как и поэт в обществе.

    Я думаю, стихотворение "Пророк" является определенным посланием Александра Сергеевича Пушкина будущим поколениям литераторов, до которых он хочет донести, что искусство ничтожно, когда его лишь используют для удовлетворения собственных амбиций. Оно должно не просто нести свет людям, но и просвещать их умы и души.

    Стихотворение «Пророк» нельзя рассматривать в отрыве от исторических событий, потрясших в то время Россию. Написанное в 1826 году, меньше, чем через полмесяца после казни главных участников, зачинщиков восстания на Сенатской, оно является своеобразным ответом Александра Сергеевича Пушкина на декабристов, царскую власть и настроения в обществе в целом. В «Пророке», несмотря на явную растерянность, распространившуюся в то время по мыслящей, прогрессивной части дворянства, есть яростная сила и надежда — надежда на то, что словом удастся изменить многое, на то, что пророк — то есть, поэт, - способен повлиять на мировоззрение людей, зажечь их сердца.

    Важно отметить, что «Пророк» - это некое подведение итогов знаменитой ссылки опального поэта, осмысление времени, проведенного в Михайловском. Во время написания Пушкин уже знал о ссылке и казнях, но собственная судьба оставалась для него загадкой. Несмотря на это, тревожные нотки в произведении почти не слышны — все заглушает мощный призыв к действию и осознание истиной миссии поэта: пророческого служения правде, и не земной, а «высшей» власти.

    Главная тема стихотворения

    В «Пророке» Пушкин формулирует свою поэтическую декларацию, принцип и смысл, которому будет следовать в течение всей жизни. Поэт, по утверждению Александра Сергеевича, это современный пророк, вестник Бога, который должен нести святую истину людям, неспособным познать ее самостоятельно. Именно назначение поэзии в целом и особая, неповторимая роль поэта — важнейшие темы данного произведения.

    Художник ответственен перед Богом, и не перед кем больше — так понимает Пушкин поэтическое служение, проводя эту мысль и раскрывая ее на протяжении всего произведения. Именно Бог (или его посредник — ангел-серафим) является движущей силой, которая заставляет пророка-поэта преобразиться, прислушаться к раздающемуся гласу, прекратить жалкое существование и жить в соответствии со своим предназначением.

    При этом Пушкин, конечно, понимает, что без жертв невозможно никакое служение, ни религиозное, ни поэтическое. Принимая дар, художник меняет себя — его уши наполняет шум и звон, язык грешный, мирской, вырывается, а на его месте появляется «жало мудрыя змеи», а вместо трепетного сердца в груди поэта теперь — незатухающий уголь. Такова плата за возможность слышать глас Божий и нести его в мир, и Пушкин принимает это условие.

    Поэт для Пушкина — одновременно и избранник, и учитель, и провидец, который должен служить свободе и правде, не обращая внимания на тяготы и невзгоды, сопровождающие его, просвещать людей, нести им свет истиной мудрости. Обобщая это, можно сказать, что Пушкин признает для себя божественную природу поэзии.

    Тема ответственности перед высшей властью особенно важна, поскольку Александр Сергеевич, едва отбывший одну ссылку, едет в столицу, не зная, известно ли о его связи с декабристами, и если известно, то насколько много. При этом в «Пророке» он декларирует готовность идти на жертвы ради правды, готовность говорить прямо и честно, невзирая на цензуру. В тот момент поэт уже отдавал себе отчет, что если он желает и дальше творить в соответствии со своими идеалами, всеобщего признания и лояльности власть предержащих ему не видать.

    Структурный анализ стихотворения

    Произведение написано в одическом стиле, немного сходном с библейским. Пушкин активно использует высокую лексику и архаизмы, добиваясь ритмической и фонетической схожести с религиозными текстами. Деление на строфы отсутствует, размер — четырехстопный ямб. В произведении много анафор, славянизмов, сравнений и метафор. Напряженную и одновременно с этим торжественную атмосферу поэт создает путем применения контрастов, как в мироощущении пророка, так и в неподвижности, чередующейся с призывом действовать. Призывом же автор заканчивает свою лирическую декларацию.

    «Пророк» - произведение, значение которого в литературном наследии Пушкина трудно переоценить. Это веха, знаменующая переломный момент в развитии поэта, важный этап его эволюции. Именно Александр Сергеевич дерзнул впервые в русской литературе вознести поэта так высоко, сравнить его с религиозным пророком, обозначить особую, святую роль поэтов в России.

    Современник Пушкина С. Булгаков считает, что для «нет прямого оригинала в Библии». Однако если прочитать 6-ю главу Пророка Исайи, то аналогии заявят о себе сами. Это и шестикрылые Серафимы, и уголь, которым Серафим коснулся уст Исайи, и глас Божий, вопрошавший: кого мне послать? Но если в Библии Бог спрашивает, то в стихотворении Пушкина Он утверждает: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли».

    Хотя по признанию самого поэта в «Пророке» он перефразировал главу из Иезекииля.

    В какой-то момент Пушкин ощутил свое предназначение, почувствовал, что его талант должен служить не только ради написания эпиграмм или романтических поэм. На него возлагается миссия «глаголом жечь сердца людей». Это ощущение и он передал в данном произведении. Случайна ли связь стиха с библейским сюжетом? На этот вопрос попробуем ответить проведенным анализом стихотворения Пушкина «Пророк».

    Произведение было написано в 1826 году. Нельзя исключать тот факт, что на создание этого стихотворения поэта вдохновило восстание декабристов и последовавшая за этим событием казнь. Среди людей, сосланных в Сибирь и на Кавказ, было немало друзей и единомышленников Пушкина. Ставя перед собой задачу глаголом жечь сердца людей, поэт понимал, что он должен показывать в своих произведениях правду о самодержавии, о жизни крепостных крестьян, и призывать людей к Свободе.

    Одни литературоведы причисляют его к жанру духовной оды, другие признают стихотворение философской притчей. В нем присутствуют элементы обоих жанров. По композиции его можно разделить на 3 части.

    Первая часть — состояние поэта до его встречи с Серафимом. Она короткая, состоит из двух строк. Но в эти строки вместилась едва ли не вся прошлая жизнь поэта.

    Вторая часть составляет основную мысль стихотворения. Это ─ духовное перерождение, перестройка сознания автора. Оно происходит постепенно. Сначала открылись глаза, и поэт стал замечать все то, на что другие люди в спешке и суете не обращают внимание. Затем ангел коснулся ушей, и поэт стал слышать небо, полет ангелов, и воспринимать, что происходит в морях. Затем ангел вырвал язык поэта и вложил «жало мудрыя змеи». Вместо сердца Серафим вложил горящий уголь.

    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.

    Стихотворение написано четырех — и пятистопным стопным ямбом, который своим неспешным ритмом с максимальной полнотой передает страдания, испытываемые поэтом в процессе духовного перерождения,

    В этом стихотворении Пушкин активно использует художественные приемы. Это –

    • сравнения (легкие, как сон, персты, лежал как труп, зеницы, как у испуганной орлицы);
    • метафоры (духовная жажда, горний полет, легкие персты, вещие зеницы);
    • эпитеты (пустыня мрачная, язык празднословный и лукавый, уста замершие);
    • славянизмы (зеницы, уста, десница, виждь и внемли).

    Использование славянизмов Пушкиным преследовало двоякую цель. Первое ─ славянизмы подчеркивали жанр оды, и второе, они сближали стих со Священным Писанием, поскольку Ветхий завет и Евангелие, переведенные однажды с греческого на старославянский, на протяжении веков не изменялись, и до ХХ века не переводились на современный язык.

    По воспоминаниям современников, у Пушкина было 4 стихотворения о Пророке. Видимо, эта тема очень волновала поэта. Но три стихотворения были уничтожены по причинам, о которых мы можем догадываться, зная политическую ситуацию в России и стремление самодержавия удержать власть в своих руках. Но сохранившийся «Пророк» представляет собой творческую программу поэта. Александр Сергеевич взял библейского Пророка для аналогии, поскольку этот образ оказался ближе всего к его мировоззрению и мироощущению, и с наибольшей полнотой передает главную идею стихотворения.