Фильм матильда почему. Неспокойная "Матильда": что известно о ситуации вокруг фильма Алексея Учителя

Ожесточенные дискуссии. TUT.BY сходил на фильм, сравнил авторскую версию Алексея Учителя с реальными историческими событиями, проанализированными в научной литературе, а также нашел прямые ошибки, которых вполне можно было избежать.

Уточним, что TUT.BY не намеревается осуждать режиссера за (не)сознательное отклонение от исторической правды. В конце концов, каждый художник имеет право на творческую интерпретацию событий. Другой вопрос, что многие зрители (автор строк — не исключение) склонны во многом доверять таким биографическим лентам. А правда, к сожалению, часто остается неизвестной.

Помолвка при жизни царя

Самая главная претензия историка к фильму «Матильда» — сознательное смещение акцентов. Согласно сюжету фильма, император Александр III одобряет выбор своего сына, который, говоря современным языком, встречается с балериной Матильдой Кшесинской. Но умирает, когда решение о кандидатуре невесты еще не принято. В результате после смерти отца молодой император оказывается перед нелегким выбором между своей невестой Аликс (будущей императрицей Александрой Федоровной) и Матильдой.

В реальности никакого любовного треугольника не было. О помолвке Николая и Аликс было публично объявлено еще при жизни Александра III. Невеста находилась с семьей своего суженого до смерти императора, свадьба состоялась менее чем через неделю после похорон. Отношения между балериной и наследником закончились перед помолвкой последнего. С того времени герои ни разу не общались наедине.

Решение о браке — краеугольный камень в сюжете картины, придуманный сценаристом. Если следовать исторической правде, то придуманный конфликт разваливается на глазах. Поэтому логичнее воспринимать «Матильду» как работу в жанре «альтернативная история». К примеру, в фильме Тарантино «Бесславные ублюдки» один из героев расстреливает Гитлера из автомата и вся верхушка рейха гибнет при взрыве и пожаре кинотеатра. И это никого не смущает.

Матильда — княгиня? Почему бы и нет!

Согласно сюжету фильма, Николай II до последнего не оставлял надежды жениться на Матильде. Для этого он решил доказать, что род Кшесинской имел княжеские корни. Балерина и великий князь Андрей Владимирович (друг молодого императора и будущий муж балерины) отправляются в библиотеку, где ищут сведения о древнем роде, к чьей родословной можно приписать Кшесинских. Увы, тут создатели фильма передают нам привет из ХХ века.

В то время будущий монарх мог заключить брак только с особой, равной ему по статусу. Поскольку европейских династий было совсем немного, выбор невест оказывался минимальным, а кровосмешение — неизбежным. Например, по линии своего отца Аликс являлась и четвероюродной теткой, и троюродной сестрой Николая. За десять лет до их брака Элла (в православии Елизавета Федоровна), старшая сестра Аликс, вышла замуж за Сергея Александровича, дядю Николая.

Но даже если бы Кшесинская была княгиней, она могла в лучшем случае рассчитывать на морганатический брак. Так, дедушка ее возлюбленного Александр II заключил подобный союз с Екатериной Долгоруковой, которая получила титул княгини Юрьевской. Да и то это случилось, когда император уже был давно на троне, а у него имелся наследник.

Что касается отречения от престола — кстати, в мемуарах балерина утверждала, что никогда не обращалась к наследнику с таким предложением, — то похожая история случилась в Англии, когда король Эдуард VIII отрекся от трона, чтобы жениться на любимой женщине (к тому же разведенной). Правда, это событие случилось в 1936 году. Так что за сорок лет до этого счастье Матильды с Николаем было невозможным.

Голой груди не было!

«Матильда» вряд ли порадует и любителя эротики. По словам кинокритика Анны Ефременко, там «даже спонтанный секс происходит по интуитивно понятной инструкции от IKEA». Но одна радость для любителя ню все-таки есть: в одном из эпизодов у Матильды оголяется грудь (это мелкая пакость со стороны конкурентки, которая дергает завязку сценического костюма на ее спине). Но смелая солистка не тушуется и танцует партию до конца. Тем более что потрясенный Николай обратил на нее внимание только после этого эпизода (теперь понятно, чем надо удивлять 22-летних наследников престола).

Разумеется, такой сцены в реальности не было. Скандал в балетном Петербурге произошел лишь в 1911 году. И случился не с женщиной, а с мужчиной. Во время постановки балета «Жизель» великий танцовщик Вацлав Нижинский вышел на сцену в обтягивающем трико (до этого исполнители этой партии надевали наверх шаровары). Александра Федоровна, сидевшая в царской ложе, засмеялась, но у остальных членов императорской семьи такая вольность вызвала смятение. В результате Нижинский был уволен из Мариинского театра.

Если читатель обратится к фотографиям спектаклей того времени (например, они опубликованы в книгах Веры Красовской, наиболее авторитетного специалиста по истории дореволюционного балета), то увидит, что лиф (верхняя часть костюма у танцовщиц) был более закрытый, а его ширина на плечах оказывалась намного толще, чем у современных артистов. Тогда в костюмах почти не использовались теперешние, почти невидимые шлейки. Поэтому если обтягивающее трико, как у Нижинского, на рубеже веков было возможно, то легкий стриптиз — никак.

Бал на крови

Во время коронации Николая II случилась Ходынка — массовая давка на Ходынском поле (теперь оно находится на территории современной Москвы). Не менее полумиллиона человек пришло туда на массовое гулянье в честь коронации. Многих привлекли слухи о подарках и раздаче ценных монет. В ходе давки погибли 1379 человек и были покалечены более 900. Если верить фильму, Николай прибыл на место трагедии, распорядился похоронить каждого убитого в отдельной могиле (а не в общей, как предлагали нерадивые подчиненные), выделить их родственникам из казны деньги, а потом стал на колени, раскаиваясь в неумышленном преступлении.

В реальности Ходынское поле очистили от следов трагедии… и продолжили празднование. К примеру, на этом же поле оркестр играл концерт. Вечером в Кремлевском дворце продолжились празднования, а во французском посольстве прошел бал. Монархисты доказывали, что Николай II не отменил бал, верный союзническим обязательствам. Но в любом случае репутация императора была серьезно испорчена.

После этой сцены даже странно, что Наталья Поклонская обвиняла режиссера фильма Алексея Учителя в осквернении памяти последнего российского императора. Скорее, в фильме есть идеализация его образа.

Император в коляске и Аликс на мотоцикле

В картине хватает и других неточностей. К примеру, крушение императорского поезда произошло за шесть лет до смерти императора Александра III, когда его сын даже не был знаком с Кшесинской. Но для фильма очень не хватало красивой картинки. Поэтому в кадре появляется и подвода с мужиком, которая не успела переехать пути, в результате чего в нее врезался поезд (в реальности никакого крестьянина не было. По одной версии, причиной оказалась слишком высокая скорость, по другой — гнилые шпалы). А императора после аварии мы видим в инвалидной коляске. Для того времени это было немыслимо: слухи о состоянии Александра III тотчас бы разлетелись по столице.

Или другой пример. Александра Федоровна привозит с собой немецкого доктора. Будущая свекровь выгоняет его из дворца. Доктор уже заводит мотоцикл, когда Аликс выходит из дворца, садится у него за спиной, и они выезжают вместе. Вы можете себе представить, чтобы в конце ХIХ века без пяти минут жена императора ездила по столице на мотоцикле за спиной малознакомого мужчины? Не побоюсь показаться категоричным — это невозможно.

Ради объективности добавлю: если бы «Матильда» оказалась удачным фильмом, ее художественные достоинства перекрыли бы многие из этих перечисленных недостатков. Но, судя по фильму, король, точнее император, оказался голым. Или все-таки только Матильда?

Грандиозный скандал, который захватил уже всю территорию России, продолжает набирать обороты. Многие россияне уверены, что ни одна отечестенная кинокартина не привлекла к себе такое огромное внимание как кинематографическая лента Алексея Учителя «Матильда».

Напомним, что недавно несколько человек, в том числе лидер организации «Христианское государство — Святая Русь» Александр Калинин, доставлены в полицию в рамках уголовного дела о поджоге транспортных средств возле офиса адвоката режиссера фильма «Матильда» Алексея Учителя Константина Добрынина.

Фильм Матильда 2017 режиссера Алексея Учителя: Смотреть ВИДЕО

Фильм Матильда 2017 режиссера Алексея Учителя: Скандальная «Матильда»

Фильм «Матильда» режиссера Алексея Учителя - безусловно, самая скандальная кинопремьера 2017 года. О чем же фильм и почему его требуют запретить? Почему Поклонская считает, что просмотр «Матильды» — грех?

Сюжет новой российской кинокартины повествует об отношениях последнего российского императора Николая II с российской артисткой балета польского происхождения, прима-балериной Мариинского театра Матильдой Кшесинской. Любовная линия Николая II с Матильдой Кшесинской, как повествуют источники, имела место быть еще до восхождения Николая Романова на престол как императора и до его женитьбы на Александре Федоровне.

Так в чем все-таки «скандал»? Сочетание нескольких факторов, слитых воедино, и это - оскорбление чувств верующих, помноженное на исторические неточности, плюс личный протест Натальи Поклонской.

*Во-первых, против показа фильма взбунтовалась РПЦ, назвав историю вымыслом.

*Во-вторых, Николай II в 2000 году были причислен Русской православной церковью к лику святых, что как бы намекает: о каких внебрачных интрижках со святым вы говорите?

*В-третьих, основную волну негодования всколыхнула никто иная, как Наталья Поклонская - прокурор республики Крым, член партии «Единая Россия» и депутат Госдумы РФ. Поклонскую возмущает в фильме все - сюжет, актерский состав, и уж конечно, намек о, как она выразилась, «блудстве».

Фильм Матильда 2017 режиссера Алексея Учителя: Объединенная киносеть миллиардера Александра Мамута решила не демонстрировать фильм Алексея Учителя

Объединенная сеть кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино» отказалась от показа «Матильды» режиссера Алексея Учителя из-за угроз безопасности.

В связи с неправомерными действиями со стороны противников кинофильма, произошедшими в последние дни в разных городах Российской Федерации, и участившимися угрозами в адрес кинотеатров руководство объединенной сети приняло решение отказаться от показа кинокартины, говорится в сообщении: «Решение связано исключительно с желанием оградить посетителей киносети от рисков, которые влекут за собой публичные показы фильма». Объединенная сеть «Синема парк» и «Формула кино» — крупнейшая киносеть в России, она принадлежит Александру Мамуту F 40.

Правда, сеть кинотеатров «Московское кино» заявила, что не намерена отказываться от проката, а сеть «Пять звезд» примет решение позднее.

Ученые уверены: все началось задолго до того, как режиссер Алексей Учитель начал работать над фильмом «Матильда», где главными персонажами являются последний российский император Николай II и выдающаяся балерина Матильда Кшесинская.

По мнению социологов, скандал, в центре которого оказалась кинолента, это, отчасти, порождение идеологии, которую на протяжении долгого времени властная элита создавала, играя на раздувании архаических и антилиберальных настроений в массах.

Историки, в свою очередь, считают, что Николай II не является сакральным образом для русского народа. Что касается его канонизации, то он был причислен к лику святых Русской православной церковью за принятие мученической кончины, а не по причине святости жизни, отмечают эксперты.

Уже после этого в Омске прошло молитвенное стояние против выхода «Матильды» в широкий прокат. А до этого произошло несколько откровенно шокирующих случаев.

Неизвестные активисты, выступая от имени православных, устроили поджог кинотеатра в Екатеринбурге, напали на студию Учителя в Питере, а в адрес прокатчиков раздались угрозы о том, что в случае показа картины могут пострадать зрители.

Историк и тележурналист Николай Сванидзе в беседе с Новостями ТВК сравнил эти инциденты с проявлением актов терроризма. По его мнению, роман 22-летнего будущего престолонаследника и юной 18-летней балерины не имеет никакого отношения к тому, что в дальнейшем Николай II был канонизирован.

Сванидзе подчеркнул, что РПЦ причислила царя к лику святых за принятие мученической гибели. Покончить же с конфликтом, по его мнению, должны представители власти:

«Если люди называют себя православными верующими, это не значит, что они должны иметь право выступать от имени всех православных верующих. Мало ли кто себя как назовет. А эти люди ведут себя как террористы, они навязывают свою волю другим людям. При чем здесь их вера? Их вера не имеет никакого отношения – православные они, мусульмане, буддисты или они верят в придорожный пень, это не имеет ровно никакого значения. Они себя противопоставляют другим людям, они не дают смотреть кино, которое люди хотят посмотреть. Они терроризируют авторов фильма, художников, режиссеров. Странные люди, опасные для общества. И конфликт этот закончиться должен вмешательством государства, наконец, которое в соответствии с законом поставит здесь точку и все».

Однако сейчас остановить нагнетание ситуации для правительства задача не из простых, считает социальный психолог, эксперт Центра политических технологий Алексей Рощин.

«Мы видим сильное низовое движение, которое по сути дела противостоит правительству и президенту. В силу чего это все происходит? Я думаю, что у нас властная элита довольно долгое время играла на понижение, играла на раздувании самых низменных, архаических, антилиберальных настроениях в массах. Полагая, что это способствует сплочению малообразованной и антилиберально настроенной части населения вокруг правительства и вот эта вот темная масса будет хорошим пугалом и союзником, чтобы отбивать атаки затаившихся либералов в правительстве и вообще держать страну под контролем. Вообще история показывает, что почти всегда подобного рода ручные темные массы в какой-то момент перестают подчиняться своим кукловодам и начинают диктовать свою собственную повестку дня. Вот, собственно говоря, в России сейчас это и происходит. Я не думаю, что правительству удастся разгромить движение этих царебожцев, поскольку оно само плоть от плоти этих людей. Возможно, эту битву они выиграют, но выиграют ли они войну с набирающими силами мракобесами – практически черносотенцами, – это уже большой вопрос», – объяснил Рощин.

Во всей этой истории пока не до конца ясной остается позиция Русской православной церкви. С одной стороны, представители РПЦ осудили экстремистские проявления противников картины, а с другой стороны, обвинили министра Мединского в разжигании конфликта.

Впрочем, судя по всему, в РПЦ нет единого мнения по поводу сложившейся вокруг «Матильды» ситуации. Так, митрополит Волоколамский Иларион сообщил, что он против запрета фильма и против цензуры. Но при этом отметил, что фильм он видел, и он ему не понравился.

В то же время другой представитель РПЦ заместитель синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков открыто заявил, что скандал вокруг «Матильды» – это «политическая ошибка» Мединского.

И, наконец, третья позиция – это позиция председателя синодального Отдела Владимира Легойда, который призвал все стороны «сохранять спокойствие».

По мнению религиоведа, руководителя Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Романа Лункина, это объясняется внутриполитическими разногласиями внутри самой церкви:

«Это странная коллизия – внутри одного синодального Отдела представлены разные точки зрения. Но в целом внутри церкви есть разное представление о том, какое общество в России мы хотим построить. С одной стороны, демократическое, открытое, с сильным православием. Другое – совершенно беззаконное, основанное на неведомых корпоративных правилах и отрицающее либерализм и демократию, как нечто враждебное. Это есть в высказываниях Щипкова, в его статьях и книгах».

Чем же все-таки закончится этот конфликт, и сумеет ли государство поставить в нем точку, определенно ответить на этот вопрос не может никто из экспертов.

Впрочем, на ум здесь приходит история с оперой «Тангейзер» новосибирского Театра оперы и балета, против которой выступали представители РПЦ. Несмотря на то, что постановку поддержал местный Минкульт, спектакль убрали из программы, а директора театра уволили.

Фильм Алексея Учителя (65) «» еще не успел выйти в прокат, как оказался в центре скандала. По мнению православных активистов и депутата Госдумы Натальи Поклонской (36) (которая, кстати, сам фильм не видела), картина нарушает нормы этики и судьбу ее, оказывается, должны решать не зрители, а историки и представители православной церкви. А все дело в сюжете фильма: «Матильда» рассказывает о любви последнего русского императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской . Казалось бы, это исторический факт. Но только вот Николай II причислен к лику святых. Так что, по мнению верующих, это крайне оскорбляет их чувства: как можно показывать, что святой человек был подвержен обычным человеческим страстям?

Поклонская уверена: создатели фильма «прикрываясь словами о свободе творчества, грубо нарушают право на неприкосновенность частной жизни государя Николая Александровича Романова и его семьи». Православные активисты с ней согласны и даже перешли к активным действиям. Организация «Христианское государство - святая Русь » отправила в кинотеатры Москвы больше тысячи писем: требовали снять фильм с проката. Более того, Поклонская усомнилась в выборе актеров на главные роли и заявила, что Николая II почему-то играет «немецкий актер, исполнявший ранее одну из главных ролей в порнографическом фильме», имея в виду «Гольциус и Пеликанья компания », эротическую картину о серии работ голландского художника Хендрика Гольциуса на Библейские и античные сюжеты.

Алексей Учитель в ответ на это обвинение заявил: «Выпад и обвинения депутата Поклонской происходят уже второй раз, и текст абсолютно одинаковый - что тогда, что сейчас. Депутат Поклонская все-таки юрист, и теперь мы решили, что я не буду вступать в полемику, объяснять ей, что такое порноактер, что - не порноактер…» и обратился к генпрокурору Юрию Чайке (65): попросил оградить коллектив его фильма «Матильда» от клеветы со стороны Поклонской и отметил, что вокруг ленты нагнетается «необъяснимая с позиций права и здравого смысла истерия».

В общем, фильм наделал много шума за полгода до премьеры. Но смотреть его стоит вовсе не поэтому. Во-первых, в нем снимаются классные актеры – Михалина Ольшанска (24), Ларс Айдингер (41), Луиза Вольфрам (29), (31), (54), Сергей Гармаш (58), Евгений Миронов (50) и Григорий Добрыгин (30). Кстати, то, что полячка Ольшанска была приглашена на роль Матильды, до последнего момента держалось в секрете: таким было условие контракта актрисы.

Во-вторых, за полтора года для съемок было создано около семи тысяч (!) оригинальных костюмов, а также обуви, головных уборов, украшений и аксессуаров. А на их изготовление ушло более 12 тонн шелка, шерсти, бархата, сукна, кожи и других материалов. Колоссальная работа, чтобы полностью погрузить зрителя в эпоху!

В-третьих, съемки проходили в исторических местах: Екатерининский, Елагиноостровский, Юсуповский и Александровский дворцы , а также Дворец Половцева , Константиновский дворец в Стрельне , Мариинский театр , Санкт-Петербургский дом ученых, Большой театр и другие.

В-третьих, как и «», «Матильда» не претендует на историческую достоверность: создатели допустили некоторую вольность в изложении фактов, но сама история отношений Кшесинской и императора была передана точно. В-четвертых, это захватывающая история любви. И любовный треугольник там тоже есть: в Кшесинскую без памяти влюблен не только Николай II, но и офицер Воронцов – Данила Козловский. И он хорош, как и в любом другом фильме.

Ну и в-пятых, Матильда – одна из самых неоднозначных и одновременно вдохновляющих фигур в истории России. Она первая из русских танцовщиц, выполнившая 32 фуэте подряд. Сегодня это считается фирменным знаком русского балета. Кшесинская питала слабость к мужчинам дома Романовых – после расставания с Николаем II она моментально переключилась на князя Сергея Михайловича , затем на князя Владимира Александровича , а потом и на Андрея Владимировича , двоюродного брата Николая II . В 20-х годах XX века Кшесинская уехала в Париж , а в 1929-м открыла там балетную школу. Кшесинская больше не вернулась в Россию и умерла в Париже в 1971 году, не дожив каких-то полгода да столетнего юбилея. В общем, личность крайне незаурядная. Говорить о ней можно долго, но лучше один раз посмотреть.

В России не утихают споры вокруг фильма «Матильда» Алексея Учителя, рассказывающего о романе императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Депутат Госдумы Наталья Поклонская просит Генпрокуратуру проверить сценарий, а кинематографисты предупреждают о возвращении цензуры. Корреспондент Sibnovosti. ru собрал все, что известно о ситуации вокруг фильма, который еще не вышел в прокат, но уже стал предметом дискуссий.

Фильм «Матильда» рассказывает об отношениях последнего русского императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. В фильме отражены реальные события, в том числе крушение царского поезда в Борках, коронация в Успенском соборе, трагедия на Ходынском поле в Москве. Автор сценария - писатель Александр Терехов, лауреат премии «Национальный бестселлер».

В чем суть конфликта

В ноябре прошлого года активисты движения «Царский крест» обвинили авторов ленты в антироссийских и антирелигиозных провокациях. Фильм также подвергался критике со стороны представителей РПЦ и Дома Романовых. Депутат Госдумы, экс-прокурор Крыма Наталья Поклонская направила запрос Генпрокурору РФ с просьбой проверить фильм «Матильда». Она пояснила, что к ней как к депутату обратились десятки граждан. Граждане, в частности, жаловались, что данный фильм оскорбляет их религиозные чувства. По мнению депутата, сценарий картины должна проверить экспертная комиссия, так как «в фильме главными героями являются лица, официально канонизированные».

На фото: депутат Госдумы Наталья Поклонская / РИА «Новости»

В конце января телеканал НТВ распространил в эфире письмо, которое организация «Христианское государство - Святая Русь» разослала директорам кинотеатров с требованиями отказаться от проката «Матильды». В нем, в частности, говорится, что любой баннер или афиша фильма будут рассмотрены как «желание унизить святых православной церкви».

Учитель, в свою очередь, «в юридической форме» ответил на претензии депутата Госдумы, попросив «оградить коллектив фильма, работников прокатных организаций от дальнейших угроз, иных противоправных действий лиц экстремистской направленности, как и от публично распространяемых клеветнических измышлений собственно госпожи Поклонской».

Реакции

В начале этой недели российские кинематографисты опубликовали открытое письмо по поводу конфликта вокруг фильма. Режиссеры обвинили власть в бездействии и потребовали дать оценку происходящему.

«Ситуация вокруг «Матильды» вписывается в ряд других конфликтов последнего времени на ниве культуры: это запрет оперы «Тангейзер», погром выставки Вадима Сидура, недовольство выставочной политикой Эрмитажа (…) Мы, кинематографисты, особенно старшего поколения, хорошо знаем, что такое цензура, в течение нескольких десятилетий советского времени калечившая судьбы художников и препятствовавшая развитию искусства. Мы не хотим, чтобы наша культура попала под пресс новой цензуры, какие бы влиятельные силы ее ни инициировали. Мы хотим жить в светской демократической стране, где не только согласно Конституции, но и на деле цензура запрещена», - сказано в коллективном обращении.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков накануне призвал участников спора обсудить картину после того, как она будет готова. При этом Песков заверил, что анонимные угрозы, которые поступают создателям «Матильды», недопустимы.

На фото: режиссер Алексей Учитель / РИА «Новости»

Режиссер Виталий Манский, который также подписал открытое письмо в поддержку «Матильды», заявил « », что ситуация действительно может измениться и давление на культуру начнет снижаться.

«Кремль показал, что он располагается не на планете Марс, а все-таки находится в России, и знает о том, что происходит в стране. Тревоги, которые выразили кинематографисты в связи с надвигающейся церковной цензурой, и то, что Кремль назвал вещи своими именами, это уже хорошо. Я не думаю, что сегодня власти пойдут дальше. Мне кажется очень важным, чтобы подобную оценку дал не только Кремль, но и Русская православная церковь».

Режиссер Павел Лунгин в интервью радиостанции «Говорит Москва » рассказал, что считает споры вокруг фильма «нездоровой истерией», явление с «Матильдой» меняет атмосферу жизни в обществе и «переводит его в эпоху мракобесия, доносов, страха».

«Вся цензура у нас в стране идет снизу. Она делегирована очень темным слоям населения: некультурным, малообразованным, которые с яростью неофита кричат о том, чего не понимают. Они оперируют страхом. И это не только обращения в полицию, но и «убьем, порежем, сожжем». Какое-то новое явление для современного общества зародилось», - рассказал Павел Лунгин.

Режиссер Борис Хлебников считает, что «действительно очень смешная и невероятно глупая история».

«Сейчас люди часами могут аргументировано доказывать, что цензура нужна и что без нее не проживешь. Эти изменения в жизни очень впечатляют, потому что мы их пропускаем и не успеваем понять, когда это произошло и стало всерьез: клоуны перестали быть клоунами и стали указывать, как нам жить», - цитирует издание «Медуза » режиссера.

Режиссер документального кино Марина Разбежкина отмечает, что независимость художника - это его абсолютное право, которое имеет конституционные основания.

«Никто не имеет права указывать художнику, как ему снимать кино, писать музыку и создавать картину. Ни прокурор, ни главы государства, ни христианское сообщество, ни зрители или слушатели (…)Когда я слушаю, что говорит Поклонская, мне становится странно, что это прокурор и член законодательного собрания. Уровень безграмотности на такой высоте, что я не понимаю, как этот человек может выполнять какие-то обязанности».

Добавим, релиз фильма намечен на октябрь.