«Идейный смысл романа Замятина «Мы. Анализ романа "Мы" (краткий обзор тем)

Писатели нашей страны — талантливые люди, в чем убеждаешься, когда читаешь их произведения, что входят в школьную программу. Среди обязательных к изучению писателей находится и Замятин, что написал прекрасную работу Мы.

Замятин «Мы» краткое содержание по главам

Как раз сегодня вашему вниманию предлагаем книгу Замятина Мы в кратком содержании по главам, благодаря которому вы быстро познакомитесь с сюжетом. Изучив Роман Замятина Мы по главам в кратком содержании, вы сможете ответить на поставленные вопросы и сделать анализ произведения. Сама работа о далеком будущем, где талантливый инженер делает записи, чтобы потом их могли почитать потомки.

Пишет, чтобы потомки могли узнать о Едином государстве и идеальном правителе — Благодетеле, почитать о жизни, где есть Мы и это от Бога, а вот Я — идет от дьявола.

Глава 1

Из записки первой главы мы узнаем о том, что земля покорилась Единому государству и правителю Благодетелю. Люди не имеют имен, лишь номера. Они здесь счастливы. И вот завершается строительство Интеграла. Этот космический корабль должен проинтегрировать вселенную, уничтожить дикую кривую и выпрямить ее. Ведь линией идеального единого государства является прямая, мудрая и точная. Благодаря Интегралу, всем остальным существам планеты можно будет принести математическое счастье. Над строительством корабля работает великий математик Единого государства Д-503, он же ведет записи, где записывает все мысли счастливых жителей.

Глава 2

Однажды весенним днем в послеобеденное время к Д-503 заглянула его любимая О-90 и они пошли прогуляться. Это было дополнительное время, во время которого под Марш государства гуляли такие же номера. Гуляя, герой встретил незнакомку, что звали I-330. Каким-то образом ей удавалось читать мысли нашего строителя. Герой заинтересовался дамой, которая пригласила его в аудиторию 112. Д-503 сказал, что придет, если будет наряд. Дальше, оставшись с О наедине, девушка сказала возлюбленному, что хотела бы к нему прийти ночью. Но он сказал, что их встреча назначена на послезавтра. Герой попрощался с девушкой, три раза ее поцеловав на прощание.

Глава 3

В 3 главе автор решил познакомить будущего читателя с такими понятиями цивилизации как Скрижаль, Материнская и Отцовская нормы, Зеленая стена. Д говорит о том, что после войны никто не переступал черту Зеленой стены, что отделяет город от леса. При этом Скрижаль, как та икона, которой хочется читать молитвы. Благодаря этим часам, проходит спланированная жизнь населения, которое одновременно просыпается, ест, работает, гуляет, ложится спать. Каждый день два раза в день у людей есть личное время, во время которого могут гулять, встречаются со своими половинками или же творить и писать, как это делает автор записок.

Д непонятно, как раньше люди могли жить не по часам, не по научной этике, без урегулирования времени. Он не может подобное осмыслить. Абсурдно было и то, что не урегулировалась и сексуальная жизнь, где люди, как животные рожали вслепую. Автор пишет, что в такое сложно поверить, но были времена, когда жил народ в состоянии диких зверей или стада, и даже сейчас такие личности можно повстречать. Д пишет, что такое редко встречается и это быстро устраняется. За всем следят Хранители.

Глава 4

Д и правда получил наряд в аудиторию 112. По громкоговорителю говорили о музыке прошлого. Один из примеров был исполнен той незнакомкой по имени I. Сегодня Д был в настроениии и все время искал глазами О, которая вечером должна была прийти к нему. Вообще все их помещения были стеклянными, чтобы можно было следить за их жизнью. Это облегчало и функции Хранителей и только в сексуальные дни разрешалось закрывать шторы. И вот в 21 пришла О с розовым талоном.

Глава 5

В этой части Д знакомит будущего читателя со своим миром, который для него понятен, хотя многие зададутся вопросом, например о том, что такое розовый талон. Автор пишет, как государство в двухсотлетней войне победило голод, пишет о том как изобрели нефтяную еду, как победили такое чувство, как Любовь. Теперь живут по формуле, где номер может выбрать любой. Сделав заявление, к вам приставят нужный номер и в сексуальные дни можете пользоваться указанным номером, получив розовую книгу с талонами. Такие отношения намного приятнее и полезнее для организма.

Глава 6

В шестой главе упоминается о том, что пока их жизнь не идеальна. Д пишет о том, что на площади будет Правосудие, так как кто-то из номеров нарушил правила. Да что далеко ходить, когда и с ним приключилось нечто непонятное, пусть и в его личное время. Он пишет, как ему позвонила I и назначила встречу в Древнем доме. И вот уже через пять минут Д и I-330 были в аэро. Они приехали к дому, где сидела странная старуха. Она пустила приехавших. Герой стал рассматривать помещение, где вокруг царил хаос. I-330 переоделась в странное платье. Заметив, что уже пора, математик предложил ехать, чтобы не опоздать. Однако женщина отказывается и предлагает остаться, нарушая все правила. Автор записки отказывается, принимая решение доложить Хранителям по поводу выявленных нарушений.

Глава 7

Нашему герою снится сон. Проснувшись, он понимает, что заболел, ведь сны считаются психической болезнью. Далее автор говорит, насколько гениальным был Тэйлор, что сумел проинтегрировать жизнь. Д, позавтракав, отправился к Интегралу. По пути он встретил Хранителя S, которого уже видел. Хотел было рассказать об I и ее нарушении, но передумал, так как оказалось, что Хранитель очень хорошо знал женщину. Позже он встретился с О, которая предположила, что герой болен. И вот автор записок решает пойти к доктору, а вечером Д с О решали задачки, которые помогают расслабиться и очистить мысли.

Глава 8

В данной записи Д вспоминает, как в детстве его страшило иррациональное число. Математик идет в Бюро Хранителей, но по дороге встретил О и писателя R-13. Разговорившись с ними, писатель предлагает всем вместе пойти к нему в гости, несмотря на то, что к нему сегодня записана О. Все идут к писателю, где разговаривают о поэтах и об их творчестве. Далее Д идет домой, а R-13 опускает шторы. Автор записей делает вывод, что писатель он и О, как семья, некий не равнобедренный треугольник.

Глава 9

Глава 9 переносит нас на площадь Кубу, где собрался народ. Был там и Д. Взоры все обращены на Благодетеля. Он стоял возле Машины на площади, где ожидается казнь преступника, что написал кощунственные стихи. На сцене стали зачитывать стихотворения поэта, среди них был и знакомый нам поэт, друг Д. Преступник поднялся к Машине. Нажав на рычаг, Благодетель убил поэта, послав на него сотни тысяч вольт электрического тока. Произошло расщепление атомов, поэт превратился в воду.

Глава 10

Д получает письмо, в котором говорится о том, что его к себе записала I. Так как в этот вечер к нему должна прийти О, то он отсылает ей копию извещения, сам же идет к женщине. О не понимал, почему она его позвала. Он же дал ей понять, что она ему не нравится. Сама же I сказала, что он в ее власти, ведь тот не пошел к Хранителям. Женщина курила, да еще и пила ликер. Это запрещалось, но ей было все равно. Алкоголь она предложила и Д, вот только тот отказался. Тогда женщина, набрав ликер в рот, во время поцелуя, залила жидкость в рот автору записок. И тут герой, как с ума сошел, чуть было не признался в любви, но не успел. Нужно было попасть домой, ведь после половины одиннадцатого на улицу нельзя было выходить. Дома он уснуть не смог.

Глава 11

Теперь Д не понимает, кто он на самом деле, он разуверился в себе. Далее к мужчине приходит поэт. Они разговаривают. В разговоре R говорит о том, что на послезавтра к Д записана О, а дальше наш герой узнает, что и поэт знаком и с I. Вот тут проснулась в мужчине ревность. Поэт уходит, а математик понимает, что теперь нет у них треугольника, всплывшие чувства все развалили.

Глава 12

Д надеется выздороветь. Он верит, что все пройдет и будет, как раньше. Он ждет встречи с О. Направляясь на работу, он читает стихи поэта, а вместе с ним их читает и Хранитель.

Глава 13

Математик выспался, посчитав себя выздоровевшим. Он в ожидании вечера, когда к нему должна прийти О. Но тут звонок от I, которая просила его выйти. Он хотел поставить все точки, сказав, что им управляет государство, но не тут-то было. Встретившись с I, Д опаздывает на работу. Знакомый доктор пишет справку, после чего герои отправляются в Древний дом. Там они любили друг друга. После I исчезает.

Глава 14

К Д приходит О, которая сразу замечает, что математик иной, не ее. Д стал ее целовать, но не смог дальше отдаться любви. Девушка убегает, а герой понимает, что I разбила отношения его не только с поэтом, но и с О.

Глава 15

Д приходит на место, где строится Интеграл. Там ему второй строитель сообщает о шпионе, которого отправили в Операционное бюро, где его будут пытать. Второй помощник говорит, что вокруг строительства много нарушителей, однако Д советует ему сделать операцию, чтобы умерить фантазию.

Глава 16

Д тоскует по I, которую давно не видел. Лишь пару раз она промелькнула в окружении мужчин. К Д у нее был розовый талон, но она не явилась. Герой начинает ее ревновать, и тут еще ему кажется, что за ним следит Хранитель.

Д приходит к дому I из-за чего опаздывает. Он идет к доктору, дабы получить освобождение от работы, и доктор ставит диагноз — болен, у Д появилась душа. Но, переживать не стоит, ведь душа не только у него одного. Вылечить его могут прогулки пешком. Он говорит, что ему нужно пройтись до Древнего дома, как бы намекая на то, что там его ждет I.

Глава 17

Д отправляется к Дому в надежде увидеть женщину. Старуха сообщает, что I в доме, но герой не может ее отыскать. Тут он видит, как идет хранитель S. Математик прячется в шкаф и куда-то проваливается. Как оказалось, там был лифт. В подземном коридоре Д встретил знакомого доктора, который провел его к I. Та в своем желтом платье. Они выходят из дома, I назначает свидание на послезавтра.

Глава 18

Продолжая читать произведение Евгения Замятина Мы в кратком содержании, вновь видим нашего героя. Ему снится I и тут он вспоминает все то страшное иррационально число. Вечером Д решил пройтись, как советовал доктор. Наблюдая за лекциями, математик понимает, что не хочет находиться среди остальных. Возвратившись с прогулки, ему вручают письмо от О-90, которая написала, что отпускает его, хоть и очень любит. Она понимает, что он любит другую.

Глава 19

Проходит первый запуск двигателя Интеграла, во время которого погибло несколько человек. Но, это ничего, такую потерю даже не заметили. Д ждет встречи с I, но она не пришла. Зато прислала письмо, где просит математика опустить шторы, создавая иллюзию, будто она у него. Герой разозлился, но просьбу выполнил. Д идет на лекцию о детоводстве, где ему встретилась О. После лекции он идет домой. Там его ждет О. Она признается, что вопреки всему, хочет от Д ребенка. Они совокупляются.

Глава 20

Герой размышляет о произошедшем, в случае чего, он готов к смерти.

Глава 21

Несмотря на то, что I вновь записана к математику, она не приходит. Д опускает шторы, как прежде, сам же пишет записки. Дальше герой направляется в Древнему дому, чтобы найти там девушку, но встречает Хранителя S, который просит Д быть аккуратнее. Вечером к Д приходит контролерша Ю рассказывая о том, что дети в школе нарисовали карикатуру на нее из-за чего та сдала их Хранителям.

Глава 22

Идет шествие. Ведут преступников на казнь. И вот к одному из преступников бросилась женщина из толпы. Математику показалось, что это его пропавшая девушка. Он бросился к ней на защиту и его схватили, как соучастника. Но его защитил Хранитель S, сказав, что тот болен.

Глава 23

Наконец I пришла к герою. Она любит его и хочет быть уверенной, что и он ее любит. Хочет знать, что он готов ради нее на все. Д чувствует, что женщина что-то скрывает. I обещает все рассказать, но после Единогласия.

Глава 24

Д думает о дне Единогласия, во время которого выбирают одного и того же правителя. Математик звонит I и предлагает идти в этот день на площадь вместе. Но женщина отказывается.

Глава 25

Вот день настал. Благодетель со своими речами за трибуной. Рядом I, поэт и хранитель. Герой ревнует, а дальше происходит немыслимое. Во время голосования тысячи людей взбунтовались проголосовав против Благодетеля. Вокруг паника. I — ранена, ее несет на руках R. Математик отбирает у него женщину и несет ее на верхнюю трибуну. Они договариваются о встрече в подземном коридоре. Д размышляет о произошедшем, не понимает, как такое случилось и люди взбунтовались.

Глава 26

Как ни странно, но мир не изменился, все как и раньше. В газете сообщалось, что Благодетель избран, хоть и пытались сорвать выборы. По улице были расклеены листовки Мефи, одну из них Д помог сорвать номеру S.

Глава 27

Д и I встретились. Женщина повела математика туда, где он никогда не был. Они оказались за зеленой стеной. Там герой увидел многих людей, обросших шерстью. I призывает собравшихся разрушить стену, захватить Интеграл, чтобы полететь на иные планеты с единомышленниками. Нужно менять установившиеся порядки и законы. Кто-то сказал, что это безумие, но Д подхватил свою спутницу, сказав, что именно без этого безумия не обойтись. После сборов, все пили какое-то содержание чаши, и тут Д в толпе увидел знакомое лицо. Он сказал, что видел Хранителя, но I утверждала, что об этом месте никому не известно.

Глава 28

К Д приходит I, за ней вламывается Ю, но Ю выставляют за дверь. Сама же I говорит, что математик может сдать ее Хранителям, но Д говорит, что он уже другой и не сдаст ее. Дальше женщина рассказывает, что государство что-то готовит, ведь отменены все аудитории, где готовятся медицинские столы. Еще женщина предположила, что герой потомок смешанного рода, от женщины с города и мужчины, что жил за стеной. Рассказала она и о Мефи, что борется за свободу и движение, в отличие от государства, которое стоит за порядок и стабильность. Она уходит. Позже Д получает письмо, что к нему направляются Хранители. Он прячет опасные записи. Хранитель ничего не найдя уходит.

Глава 29

Д в очередной раз идет в Древний дом, где ему назначена встреча с I. Направляясь в дом, он видит беременную О. Она счастлива, однако Д понимает, что ей грозит опасность. Он хочет попросить I, чтобы та перевела ее за стену, но О, услышав имя соперницы, отказывается идти с математиком.

Глава 30

I делится с Д своими планами. Мефи запланировал захватить во время первого пробного полета Интеграл. Герой утверждает, что это революция, но ее не избежать. I просит во время обеда всех запереть в столовой, чтобы те осуществили свои планы.

Глава 31

Газеты пишут о том, что изобрели метод, который полностью сделает людей идеальными. Для этого нужно прийти на операцию, что проводится в аудиториях. Д счастлив, поделился радостью с I. Та назначает свидание. Сам же запуск Интеграла откладывается из-за операций, чему математик рад, ведь не нужно предавать Интеграл. Вернувшись домой, он видит Ю, которая сообщает, что всех детей отвела принудительно на операцию. За действиями все могут следить, ведь операции проводятся на виду. Д, прежде чем идти на операцию по удалению центра мозга, что отвечает за фантазию, встречается с I. Она ставит его перед выбором. Счастливая идеальная жизнь без нее или же он выбирает I. Он выбирает второе.

Глава 32

Интеграл готовят к запуску, а люди отказываются от операции. Их начинают загонять насильно, но они убегают. Среди убегающих был и Д. Он встретил О, которая согласна идти к I и прятаться за стеной. Однако Д замечает слежку. Он отправляет девушку одну, написав письмо I. Многие люди утверждают, что у Древнего дома видели голого волосатого человека.

Глава 33

В газетах стали писать о необходимости операции, а всех кто не явится, предадут Машине Благодетеля.

Глава 34

Корабль готов к испытаниям. Математик видит I, которая сообщает, что О в безопасности. И вот обед наступил, все должно было произойти, но человек, которого Д считал Мефи, оказался Хранителем. Революции помешали состояться. I подозревает Д в предательстве. Тот же понимает, что на него донесла Ю, которая могла прочитать последние записи, когда его не было в комнате.

Глава 35

Д ищет по городу Ю, чтобы убить, но не находит. В толпе он видит I, которую заставляют идти на операцию. Он хочет ей помочь, но не может пробиться через толпу. Началась облава и Д убегает. Вечером Ю сама приходит к Д. Он опускает шторы, чтобы не видели убийство, но Ю, подумав о соединении, сбрасывает одежды. Д смеется и это убивает женщину. Ю одевается и признается, что I она не выдавала. Герой верит женщине.

Глава 36

Д позвал к себе Благодетель. Тот уверял, что Д использовали не более того. Из него просто хотели вытащить информацию. Эти слова ранят мужчину. Он хочет увидеться с I.
Он на площади рядом с машиной Благодетеля, представляет, как будут казнить I. В этот момент он впервые пожалел о том, что у него нет мамы.

Глава 37

Когда происходил завтрак, все услышали грохот и увидели летящих птиц. Люди поняли, стена взорвана. Все направляются в то место, где образовалась дыра. Математик узнает, что I где-то в городе. Он идет в ее квартиру, но там пусто и какой-то погром. Он видит розовые талоны к нему и к еще одному мужчине. Не дождавшись женщину, герой уходит домой.

Глава 38

Утром он проснулся от света. Открыв глаза, увидел I. Она пришла на несколько минут, и ее ждут внизу. Д рассказал о встрече с Благодетелем и их разговоре. Однако I ничего не ответив, ушла.

Глава 39

В городе хаос, летают птицы идут бои. Д решает идти к Хранителям. О решил во всем признаться. По дороге он увидел труп знакомого поэта, а дальше, в Бюро все рассказывает S. Как оказалось, он один из повстанцев и все знал. Так что Д не ошибся, когда за стеной увидел похожего на Хранителя человека. Д уходит и встречает ученого, который работает над своими расчетами. Он утверждал, что Вселенная не бесконечная. Д заинтересовал вопрос о том, что же находится на конце Вселенной. Но ответа не получил, так как услышал топот.

Глава 40

Герой и ученый схвачен. Они в аудитории. Им делают операции. Д чувствует себя здоровым. На следующий день Д у Благодетеля. Он все ему рассказывает. В этот же вечер все были схвачены. Д и Благодетель находились в газовой комнате, где пытали I, но она не сознавалась, хотя остальные признались во всем. Их всех должны казнить на площади.
Далее Д пишет в записке, что бунтари еще ходят по городу, но от них возвели временную стену. Он надеется, что Единое государство победит, ведь разум и номера просто обязаны победить. На этом и завершается произведение Мы Замятина в .

4 (80%) 3 votes


«Мы»


Замятин искал новые пути творчества. Он полагал, что после революции жизнь стала иной и изображаться должна по-другому. Новую реальность не может адекватно отразить ни толстовский реализм, ни символизм - на смену им должен прийти неореализм.

Е. Замятин полемизировал с теоретиками Пролеткульта, утверждавшими, что «машинизирование» жизни влияет и на психологию пролетариата, что со временем не станет индивидуальности, индивидуального мышления, а будет существовать «объективная психология целого класса». Во многом роман «Мы» направлен против такого толкования. Однако только политической полемикой это произведение не ограничивается. Роман «Мы» стал образцом жанра антиутопии.

Аллегорические антиутопии существовали в литературе давно. В русской литературе первой антиутопией называют роман М. Хераскова «Кадм и Гармония» (1786), к антиутопии относят Легенду о Великом Инквизиторе из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». В ней есть то, что является одним из признаков этого жанра - мотив навязанного счастья, к которому ведут силой. На рубеже XIX-XX веков в русской литературе появилось много произведений, имеющих признаки - скорее на уровне социально-философском, чем на художественном - антиутопии.

Антиутопия является опровержением в художественной форме веры в достижение справедливого миропорядка в исторической реальности. Если утопия изображает совершенный мир, чаще всего изолированный, «земной рай», то антиутопия развенчивает принципы идеального общества, в ней прослеживается мотив «изгнания из рая». Утопическое общество чаще всего показано глазами стороннего наблюдателя, оказавшегося там и восхищающегося новым миропорядком. Мир будущего в антиутопических произведениях показан изнутри, с позиции обитателя этого мира, который может узнать все принципы устройства этого общества на собственном опыте. Утопические произведения - произведения фантастические, так как продемонстрировать устройство нового мира можно лишь при помощи фантастики. Антиутопия тоже фантастична, основные приёмы этого жанра - пародия и гротеск. Не случайно появление романа-антиутопии в то время, когда возникло государство, воплощавшее мечты человечества о всеобщем счастье.

В антиутопических романах отчётливо выделяются два типа «идеального» общества. В романах «Мы» Е. Замятина и «Приглашение на казнь» В. Набокова благополучие государства и граждан основано на удовлетворении самых примитивных потребностей.

Это «благополучное небытие взрослых истуканов» (В. Набоков). Более поздние романы немецкого писателя Г. Гессе « И гра в бисер» и американского фантаста А. Азимова «Конец вечности» предлагают иной принцип благоденствия. Однако принцип устройства общества одинаков: оно основывается на духовной! несвободе людей, его населяющих. Роман-антиутопия, однако, не с только социальная сатира, сколько жанр философский, предполагающий размышления о принципах организации человеческого общества, о внутренней свободе и несвободе личности.

Единое Государство, показанное в романе «Мы», это царство победившей утопии. Люди в нём не думают о жилье, 111 ггании - государство обеспечивает им необходимый уровень жизненного комфорта. Жизнь в Едином Государстве предельно механизирована. Но за удобства существования пришлось расплачиваться утратой имени и индивидуальности. Единое Государство не является пародией на Страну Советов, потому что в 1920 1921 годах Советское государство только создавалось. Однако система, господствующая в Едином Государстве, демонстрирует, к чему приводит насильственное движение к счастью, всеобщее планирование и «машинизация». Существование нумеров может быть приравнено к существованию людей в «золотом веке», во всяком случае, так считают сами граждане Единого Государства.

Государство построено на принципе несовместимости счастья и свободы. Понятие «идеальной несвободы» кажется гражданам Единого Государства единственным разумным принципом построения общества: нумера по расписанию получают возможность удовлетворять все естественные потребности. Удовлетворены потребности в пище, любви, в «зрелищах». Человечество приведено к счастью железной рукой. У счастья появилась формула: «Счастье равно блаженство, делённое на зависть». В этой формуле не учтены только духовные потребности человека. Нумера не знают таких слов - их счастье остается в сфере физиологии.

Развитие, движение вперёд в Едином Государстве уже невозможно. Нумера благоденствуют, государственная машина отлажена. Но отсутствие движения означает отсутствие прогресса. Для Замятина существовало два важнейших состояния общества - энтропия и революция.

В статье «О литературе, революции, энтропии и прочем» (1923) он писал: «Когда пламенно-кипящая сфера (в пауке, религии, социальной жизни, искусстве) остывает, огненная магма покрывается догмой - твёрдой, окостенелой, неподвижной корой.

Догматизация в науке, религии, социальной жизни, искусстве - энтропия мысли; догматизированное уже не сжигает, оно - греет, оно - тепло, оно - прохладно». Процесс догматизации и последующего революционного взрыва, по Замятину, неизбежен. Под энтропией он подразумевал «стремление мировой энергии к покою - к смерти». Энтропия предполагает отсутствие свободы, а свобода - это то, что в замятинской концепции человека занимает важнейшее место. Причём для него наиболее ценен человек, имеющий внутреннюю свободу. Такая свобода невозможна для того, кто руководствуется только разумом. Разум ограничивает человека. Замятин всегда приветствовал проявления всего иррационального.

Идеальным не только нумером, но и человеком для Замятина является нумер 1-330, в котором сосуществуют разум и иррациональное. Именно 1-330 высказывает заветные мысли автора: «А какую же ты хочешь последнюю революцию? Последней - нет, революции - бесконечны. Последняя - это для детей: детей бесконечность пугает, а необходимо - чтобы дети спокойно спали по ночам...»; «Тебе, математику, - разве не ясно, что только разности - разности - температур, только тепловые контрасты - только в них жизнь. А если всюду, но всей вселенной, одинаково тёплые - или одинаково прохладные тела... Их надо столкнуть - чтобы огонь, взрыв, геенна. И мы - столкнём».

Центральный персонаж романа Д-503 боится таких мыслей своей возлюбленной. Он вслед за всеми жителями Единого Государства воспевает «божественно-ограничивающую мудрость стен, преград». Стена отделяет «машинный, совершенный мир от неразумного, безобразного мира деревьев, птиц, животных...». Природное начало чуждо механизированному миру нумеров. Вообще, в романе «Мы» рациональное и виерациональ-ное противопоставлены на уровне вполне материальном. Природное начало выражено не только в речах 1-330, но и в Древнем Доме, его интерьере и наполняющей его утвари, старинных платьях героини, наконец, в том, что существует за Зелёной Стеной.

Очень значимой в романе является цветовая символика. В мире Единого Государства господствуют прозрачные, прохладные тона: юнифы - серо-голубые, небо - «синее, не испорченное ни единым облаком», «стерильное, безукоризненное», глаза 0-90 - тоже синие, не омрачённые ни единым облачком. Это стеклянный мир, и его цвета - это оттенки стекла. Несвобода проявляется даже на уровне регламентации цветовой гаммы.

В иррациональном мире всё иначе. В Древнем Доме господствует «дикая, неорганизованная, сумасшедшая - как тогдашняя музыка - пестрота красок и форм». Доминирующим цветом Древнего Дома, 1-330 является огненный, жёлто-золотой.

Усилению основного конфликта подчинена и очень существенная в структуре романа поэтика чисел. Будучи математиком, Замятин видит символику чисел как никто другой. Мир Единого Государства - это мир числовой прямой. Числа для его граждан заменяют искусство.

Тоталитарная система пользуется цифрами для обозначения человека. Числовое обозначение может принадлежать любому человеку или предмету, в то время как имя неповторимо. Эта стандартизация использовалась на практике по отношению к тем, кто перестал для государственной системы быть людьми, а стал «лагерной пылью», утратил ценность как личность, стал идеальным винтиком государственного механизма. В романе «Мы» нет лагерей, но унификация всех граждан доведена до совершенства. Те понятия, которые не могут быть выражены с помощью чисел, имеют иной вариант наименования, тоже обезличивающий: Машина Благодетеля, Древний Дом и т. д.

В мире, где люди лишены привычных имён, функцию «говорящих имён» исполняют их номера. Так, об 0-90 герой говорит так: «Милая О! - мне всегда это казалось - что она похожа на своё имя: сантиметров на 10 ниже Материнской Нормы - и оттого вся кругло обточенная, и розовое О - рот - раскрыт навстречу каждому моему слову. И ещё: круглая, пухлая складочка на запястье руки - такие бывают у детей». Слева от Д-503 в шеренге шагает 0-90, а справа - 1-330, «тонкая, резкая, упрямо-гибкая, как хлыст». Преследователь героя - «какой-то дважды изогнутый, вроде буквы S». Портретные характеристики присущи и гражданам Единого Государства, как бы ни стремились они к унификации. И эти портретные особенности связаны с теми номерами, которые им присвоены.

Бунтари, отвергающие всё, что составляет основу Единого Государства, тем не менее избирают своим девизом математический символ - у7!. Но для человека из мира математики этот знак более революционен, чем многие громкие лозунги. Дело в том, что в истории математики существовало время, когда все операции проводились на числовой прямой. Привлечение к математическим операциям «мнимых чисел» привело к тому, что стал возможен математический анализ, оперирующий на плоскости, так как ось «мнимых чисел» перпендикулярна оси простых чисел. Но когда в математический обиход вошли «комплексные числа», среди которых находится и у-1, это стало революцией в науке, потому что позволило оперировать в четырёхмерном пространстве.

Математика Д-503 более всего пугает, но и более всего убеждает математический символ революции - у-1: « Всякому уравнению, всякой формуле в поверхностном мире соответствует кривая или тело. Для формул иррациональных, для моего д/-1, мы не знаем соответствующих тел, мы никогда не видели их... Но в том-то и ужас, что эти тела - невидимые - есть, они непременно, неминуемо должны быть: потому что в математике, как на экране, проходят перед нами их причудливые, колючие тени - иррациональные формулы; и математика, и смерть - никогда не ошибаются. И если этих тел мы не видим в нашем мире, на поверхности, для них есть - неизбежно должен быть - целый огромный мир там, за поверхностью...»

Математический знак революционеров становится для Д-503 обозначением всего необычного, он символизирует даже душу героя. В Едином Государстве «душа» - это понятие из далёкого прошлого, а в настоящем - тяжёлая, опасная болезнь. Строитель «Интеграла» боится происходящих с ним перемен, но не отказывается от них. Он постепенно начинает соединять в себе разум и душу, т. е. происходит восстановление личности, всегда находившейся в центре внимания русской литературы. Герои произведений Л. Толстого, Ф. Достоевского мучительно ищут ответ на вечный вопрос о предназначении человека в жизни и находят его в христианской вере. Замятин же отвергает религию. По его мнению, конечной истины не существует, и поэтому религия, объявляющая, что она владеет такой истиной, абсурдна не менее, чем государственная машина. Для него Церковь - один из инструментов подчинения человека, а значит, энтропии. Бунтари Замятина берут себе имя Мефи, производное от Мефистофеля. Мефистофель - один из величайших революционеров, по их мнению. Они устами 1-330 называют себя « антихристианами ».

Вообще, в поэтике романа довольно значимы библейские мотивы. День Единогласия назван Пасхой. Герой говорит, что все муки, которые он вынес и «принёс сюда, как подвиг, - всё это только смешно, как древний анекдот об Аврааме и Исааке.

Авраам - весь в холодном поту - уже замахнулся ножом над своим сыном - над собою - вдруг сверху голос: “Не стоит! Я пошутил...”». Обращение к христианской лексике и даже библейским преданиям на страницах романа происходит довольно часто. Так, здесь возникают «ангелы-хранители», нумеров Д-503 называет богами: «...боги стали, как мы: эрго - мы стали, как боги». Верховным божеством для жителей Единого Государства является конечно же Благодетель, хотя на самом деле он вовсе не так могущественен и велик, как это декларируется. В беседе со строителем «Интеграла» Благодетель в доказательство своей правоты приводит именно библейский пример: «Вспомните: синий холм, крест, толпа. Одни - вверху, обрызганные кровью, прибивают тело к кресту; другие - внизу, обрызганные слезами, смотрят. Не кажется ли вам, что роль тех, верхних, - самая трудная, самая важная. Да не будь их, разве была бы поставлена вся эта величественная трагедия?» Единое Государство он сравнивает с раем: «...там - блаженные, с оперированной фантазией (только потому и блаженные) - ангелы, рабы Божьи...» В конце романа 1-330 восходит на современный аналог Голгофы - Машину Благодетеля. В жизни Единого Государства вообще важную роль играют ритуалы, похожие уже не на христианские, а на языческие культы.

Более того, библейские мотивы воплощаются и в поэтике чисел. Число три, сакральное для христиан, потому что ассоциируется с Пресвятой Троицей, пронизывает весь роман. Каждая запись состоит из трёх частей, Благодетель появляется трижды, трижды пытают 1-330, да и само её имя состоит из двух троек (кроме того, просматривается параллель с возрастом Христа - 33 года).

В центре авторского внимания в романе «Мы» находятся человеческие личности. Но действие во многом сосредоточено вокруг «Интеграла». Это не просто космический корабль, он призван принести на другие планеты идеологию Единого Государства. Но что будет после того, как он отправится в полёт, не знает никто: ни рядовые нумера, ни Мефи, ни его Строитель. «Интеграл» становится просто объектом поклонения. Завладевший им победит. Разрешение всех проблем персонажи романа связывают с «Интегралом», чьё предназначение им неясно. Но есть человек, знающий, для чего нужен «Интеграл»,- э го Благодетель. Он знает всё. Это именно он связал нумеров «по рукам и ногам благодетельными тенетами счастья». Он создал Единое Государство, воплотив на земле утопию. Но, совершив благодеяние, он неизбежно становится палачом, начинает исполнять карательную функцию.

Однако утопия завершена не до конца. Даже законопослушный нумер может заразиться революционными настроениями. Даже 0-90 не желает подчиняться правилам Единого Государства и отдавать своего ребёнка. Всему мешает фантазия, душа. Но государство нашло решение и этой проблемы. Разделение души и тела происходит путём хирургической операции. Отделение души от тела всегда означало смерть. После Великой Операции и наступает духовная смерть Д-503. В романе «Мы» процесс, бывший всегда таинственным, непостижимым, обретает вполне конкретные черты, но от этого не становится менее страшным. Наоборот - это страшнее, чем естественная смерть. Да и сама смерть становится зримой - человек превращается в лужицу химически чистой воды. Теперь смерть - «знамение нечеловеческой мощи Благодетеля».

Итак, роман Е. Замятина «Мы» - антиутопия. Антиутопия возможна там, где существует противостояние какому-либо идеологическому догмату. В ней реализуются в первую очередь функции предупреждения, предостережения. Антиутопический конфликт представляет собой конфликт между тоталитарным режимом и личностью героя.

Является великолепным примером антиутопии. Это роман, содержащий в себе протест европейскому обществу, нежелание заходить в тупик. По значимость эта книга стоит на одном ряду с такими культовыми антиутопиям, как «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли и « » Джорджа Оруэлла . В этой статье мы проведем небольшой анализ романа «Мы» Замятина.

История создания романа

Замятин возвратился из Англии и под впечатлением начал писать свой роман. В 1920 году работа была окончена. За границей роман был опубликован в 1924 году, а в России лишь в 1988 году в журнале "Знамя". Такой поздний выпуск обусловлен цензурой. Считалось, что роман противоречит политическим интересам страны. В СССР на Замятина обрушился настоящий шквал критики со стороны представителей власти и литературных кругов.

Анализ композиции романа «Мы» Замятина

Роман «Мы» написан в стиле конспекта рабочего. В произведении Евгений Замятин создал два мира и их разделил цветовой гаммой. Единое государство имеет серую и голубую палитру, а пространство за Зелёной стеной пестрит изобилием красок. Преобладает розовый оттенок, как будто это иллюзорный мир. Это как раз и подчеркивает то, что вне рамок возможности намного шире, чем в них. Жизнь как будто играет новыми красками и сияет во всех своих проявлениях.

Если же говорить о жанровом своеобразии романа, то произведение считается романом-антиутопией. Основная идея этого жанра - это растворение собственного «Я» ради общих интересов. Роман является антиутопией во всех своих проявлениях. В романе содержится любовная линия. В конце произведения девушку казнят в Газовом Колоколе, а парня лишают фантазии, проводя операцию. Замятин постарался явно показал жизнь в таком закрытом государстве и за его пределами. Более подробно познакомиться с сюжетом вы можете, прочитав краткое содержание романа «Мы» .

У героев нет имен, фамилий или прозвищ. Каждому присвоен свой номер. Такой прием создан, чтобы показан тоталитарный режим их государства. Они нужны лишь для общего дела, никто не рассматривает жителей как личностей. Это место, где все друг другу равны.

Анализ проблематики романа «Мы»

Основная проблема романа - поиск человеческого счастья. К чему приводят такие поиски, можно прочитать в романе. Мир показан огромным механизмом, сравниваемым с вечным двигателем, а каждый человек в нем рабочее звено, без которого полноценное функционирование невозможно.

Проводя анализ романа «Мы» можно заметить, что Замятин в своем романе показал мир будущего, полного бездушности и условностей. Чтобы выйти из такого государства, достаточно получить Y и быть изгнанным за Зелёную стену. Этот мир полностью контролирует человек, у него нет ничего своего: ни мнения, ни голоса, ни прав. Фантазию и вдохновение населения, считают болезнями, вся их жизнь - математика.

Мысль главного героя, что "Разум превыше всего", пришла к нему уже после операции по удалению вдохновения, ведь именно оно делало его человеком, а не бездушным устройством для выполнения технических задач.

Смысл название заключается в том, что же произойдет с людьми, если искусственно создать будущее.

Подводя итог нашему краткому анализу романа «Мы» Замятина стоит отметить, что это действительно книга, которая заслуживает нашего внимания. Автор поднял серьезные вопросы, на которые должен дать ответ в первую очередь человек сам себе.

Мы предлагаем вам полностью прочитать книгу «Мы» . Будет рады, если после прочтения вы поделитесь своими мыслями и оставите отзыв на нашем сайте.

Отправил рукопись в Берлин в издательство Гржебина, с которым был связан договорными отношениями. В 1923 г. издательство переслало копию для перевода на английский. Впервые роман был опубликован в Нью-Йорке в 1924 г. на английском языке. Может быть, именно поэтому он повлиял на англоязычные антиутопии Хаксли и Оруэлла.

Из-за публикации романа за рубежом в 1929 г. началась кампания травли Замятина, его произведения не печатали, а пьесы снимали с репертуара и запрещали к постановке. Травля закончилась отъездом Замятина за границу после его письменного обращения к Сталину.

Литературное направление и жанр

Роман принадлежит к жанру социальной антиутопии. С него начался расцвет антиутопий 20 в., описывающих жизнь человека в тоталитарном государстве: «Чевенгур» Платонова , «1984» Оруэлла , «О дивный новый мир» Хаксли. Несмотря на фантастический сюжет, роман ближе всего к направлению реализма. Это социальная критика существующих идей и общественных изменений.

Антиутопия – это всегда реакция на социальные преобразования и полемика с уже существующими утопиями. Антиутопии называют социальными предвиденьями, потому что авторы описывают социальные отношения, которые ещё не сформировались, угадывая события очень точно.

Но Замятин, обладая, как и его герой, инженерным мышлением, ничего не угадывал. Он основывался не столько на рационалистических утопиях нового времени (Т.Мора), сколько на существующих и очень популярных в 20 в. социалистических утопиях пролеткультовцев, в частности Богданова и Гастева. Они считали, что вся жизнь и мышление пролетариата должны быть машинизированы. Гастев предлагал даже присвоить людям номера или буквы, чтобы исключить индивидуальное мышление.

Идея глобального преобразования мира и уничтожения человеческой души и любви, способных помешать утопии, тоже родилась у идеологов пролеткульта. Пародии Замятина подвергнуты идеи пролеткультовцев о безграничных возможностях науки, о покорении вселенной и подчинении её идеям социализма и коммунизма.

Замятин основывался не только на идеях пролеткульта. Дома из стекла и бетона напоминают описанные в романе «Что делать?» Чернышевского, а также города будущего, придуманные футуристами (Хлебниковым, Крученых). Единое Государство не раз возникало в урбанистических утопиях. А образ технически совершенной машины («Интеграла») описан в произведениях современников (Платонова, Маяковского).

Неизвестный в СССР роман Замятина был подвергнут резкой критике. Его назвали злым памфлетом, а самого Замятина считали испугавшимся прихода социализма. Замятин до конца жизни оставался верным идеям социализма, но его роман – логическое доведение этих идей до абсурдного предела.

Проблематика и конфликт

Единое Государство ставит перед собой задачу осчастливить не только своих граждан, о и жителей других планет. Проблема в том, что счастливым может быть только несвободный человек, а свобода мучительна. Ведёт к боли. Но именно свободу и боль каждый раз выбирает человек.

Социальная проблема. которая поднимается в романе – взаимодействие личности, которая становится винтиком и колёсиком тоталитарного государства, и самого этого государства. Личность обесценивается до полного исчезновения: или физическоого, как убитые в Машине Благодетеля, или морального, как люди без души, какими становятся в романе прооперированные.

Внешний конфликт между Единым Государством и сторонниками Мефи усиливается к концу романа, как и внутренний конфликт героя, который, с одной стороны, чувствует себя нумером, а с другой – всё больше стремится к свободе.

Сюжет и композиция

Действие романа происходит через 1000 лет после Двухсотлетней войны - последней революции на земле. Читатель мог уловить намёк на недавнюю революцию. Таким образом, в романе описан примерно 32 век в истории человечества.

Действие романа начинается весной и заканчивается осенью, во время крушения надежд.

Роман написан от первого лица главным героем, математиком, инженером-строителем «Интеграла» - совершенного механизма, который должен принести идеи Единого Государства во вселенную, проинтегрировать её, сделать повсюду одинаковой.

Роман представляет собой конспект из 40 записей, который герой начинает для того, чтобы прославить Единое Государство и его идею всеобщего счастья во вселенной, а продолжает, чтобы достоверно описать события для жителей других планет. Об устройстве Государства он говорит как о чём-то само собой разумеющемся. Поэтому эти сведения рассыпаны по разным записям, перемежаются сообщениями о событиях и логическими рассуждениями героя.

Единое Государство было создано 1000 лет назад после победы в Великой Двухсотлетней войне. В войне между городом и деревней победил город, уцелело только 0,2% населения. Город ограждён стеклянной Зелёной Стеной, за которой дикий лес. Что в нём происходит, горожане не знают. Герой чудом узнаёт о существовании по ту сторону Зелёной Стены покрытых шерстью людей, предков тех, кто выжил в войне и борьбе с голодом. В Городе давно перешли на нефтяную пищу. Город очень технологичен: люди пользуются подземкой и аэро.

Жители Единого Государства равны во всём. У них нет имён, а только буквы (у мужских нумеров согласные, у женских – гласные) и цифры. Нумера живут в одинаковых комнатах в домах со стеклянными стенами, носят одинаковую униформу – юнифы, должны заниматься и интеллектуальным, и физическим трудом.

В Едином Государстве всё строго регламентировано. Расписание жизни определяет Часовая Скрижаль, все в одно и то же время встают, едят, работают и ложатся. В расписании осталось 2 личных часа: с 16 до 17 и с 21 до 22. В это время нумера могут гулять по проспектам (в ряд по 4), сидеть за письменным столом или заниматься любовью – «приятно-полезной функцией организма».

За 300 лет до описываемых событий любовь была побеждена. Чтобы не возникало зависти или ревности, было провозглашено, что каждый нумер имеет право на другой нумер как на сексуальный продукт. Чтобы пользоваться понравившимся нумером, нужно только написать заявление на него и получить книжечку розовых талонов. Отметив розовый талон у дежурной в доме, можно в свой сексуальный день (их частота определяется, исходя из потребностей организма) опустить шторы и соединиться с другим нумером.

Самая важна часть Единого Государства – его идеология. Название романа объясняет её. В Государстве каждая отдельная личность подчинена обществу, «мы». Поэтому нумера даже не прекратили работу, когда во время испытания «Интеграла» около десятка нумеров погибло под трубами двигателя. Ведь десять – это бесконечно мало по сравнению со всеми. Таким образом, для создания законов Единое Государство пользуется так называемой математической этикой.

Единое Государство подменило понятия о любви, счастье, долге, достоинстве, существовавшие у «древних» (то есть у нас). В обществе есть Хранители, которые ищут врагов Единого Государства. Пойти в Бюро Хранителей и рассказать об измене – это огромная честь. Когда находят «преступника», несогласного, проходит «праздник», на котором его казнят совершенным образом, в Машине Благодетеля, расщепляя на атомы, превращая в чистую дистиллированную воду.

Но перед этим с преступников сдирают бляхи с нумерами. Нет ничего худшего для члена такого общества, как перестать быть нумером. Показательны литературные произведения в Едином Государстве. Существует целый Государственный Институт поэзии, которая должна восхвалять Единое Государство и Благодетеля.

Другие произведения поучительны: «Стансы о половой гигиене» или история о трёх отпущенниках, которых освободили от всех работ, и через 10 дней они утопились с горя.

Весь сюжет антиутопии «Мы», как и любой антиутопии, строится на постепенном прозрении героя, у которого сначала появляются смутные сомнения в правильности действий, затем возникает «душа», мешающая быть «винтиком и колёсиком». Операция по удалению фантазии превращает героя в счастливый механизм, спокойно наблюдающий, как любимую пытают под Газовым Колоколом.

Герои романа

Главный герой – строитель «Интеграла», 32-летний Д-503. Он переживает постоянные колебания от восторженного принятия Единого Государства до бунта. В жизни Д всё обращено в формулы или логические доводы. Но он видит мир образно, наделяя людей вместо имён чёткими характеристиками (R – негрогубый, О – круглая, розовая). Главный герой искренен, он стремится к счастью, но отказывается от него ради любви, он невольно предаёт возлюбленную, потому что после Операции перестаёт быть человеком. По тому факту, что нумера не спешат вырезать себе фантазию, Д делает вывод, что даже 1000-летняя несвобода не смогла уничтожить в человеке его сущность – душу.

Женские образы романа представлены двумя типами. О-90 – круглая, розовая, общение с ней не выходит за ограниченные рамки. У неё уже пробуждена душа, она ждёт от Д любви, а когда обнаруживает, что он влюблён в I, рискуя жизнью, просит подарить ей ребёнка. Общество не допускает появления у О ребёнка, потому что она не дотягивает 10 см до Материнской Нормы.

Рождённых детей в обществе всё равно отбирают и воспитывают согласно науке детоводства. О в конце романа выживает, причём оказывается за стеной, так что их с Д ребёнок – надежда на изменение ситуации.

I-330 – острая, гибкая, с белыми зубами, ассоциируется с хлыстом и укусом до крови. Д так и не понимает, она выбирает его потому, что любит, или потому, что он – строитель «Интеграла». Это женщина-тайна, которой нравятся недосказанности, испытания, отсутствие ясности, нарушение правил и игра с судьбой. Она одержима идеей Мефи – борцов с Единым Государством – и умирает за неё.

К концу романа Д с удивлением понимает, что почти все окружающие его мужские нумера связаны с Мефи: друг Д и Государственный поэт R; двоякоизогнутый S, Хранитель, наблюдающий за Д глазами-буравчиками; тончайший доктор, выписывающий Д фиктивные медицинские справки.

Другие нумера остаются верными идее Единого Государства. Например, Ю, которая отводит своих воспитанников на операцию по уничтожению фантазии и даже связывает их, доносит на Д Хранителям, выполняя свой долг.

В конце романа Д встречается с Благодетелем и вдруг видит в нём не нумер из нумеров с чугунными руками, а уставшего человека с блестящими на лысине капельками пота (не Ленин ли был его прообразом), такую же жертву системы Единого Государства.

Стилистические особенности

Роман представляет собой конспекты математика, человека логического склада. Замятину нетрудно было передать образ мыслей такого человека, он писал Д с себя.
Несмотря на желание Д как можно точнее объяснить ситуацию в Едином Государстве, события изложены сумбурно, много предложений с многоточиями, герой сам не всегда может понять, что происходит с ним и в мире.

Краткие, из одного-двух слов, характеристики каждого героя, данные Д, свидетельствуют о том, что человек не может обойтись без имени, называния, ярлыков.
В романе множество афоризмов, отражающих точку зрения несвободного сознания: «Стена – это основа всякого человеческого», «Об оковах – вот о чём мировая скорбь»...

Роман "Мы" — это протест против тупика, в который упирается
европейско-американская цивилизация, стирающая,
механизирующая, омашинивающая человека .
Е. Замятин

Я читал его "Мы": блестящая,
сверкающая талантом вещь; среди
фантастической литературы редкость тем,
что люди — живые и судьба их очень волнует.
А. Солженицын 1

  • История создания и смысл названия романа "Мы" : Роман создавался вскоре после возвращения автора из Англии в революционную Россию в 1920 году (по некоторым сведениям, работа над текстом продолжалась и в 1921 году). Первая публикация романа состоялась за границей в 1924 году. В 1929 году роман был использован для массированной критики Е. Замятина, и автор был вынужден защищаться, оправдываться, объясняться, поскольку роман был расценен как политическая его ошибка.
  • Образ автора в романе "Мы" : По Замятину (в этом утверждении он не был первым), любой художественный образ в той или иной мере всегда автобиографичен. В случае с названием романа "Мы" и с героем романа это утверждение особенно справедливо. Название романа включает в себя и автобиографический элемент. Известно, что Евгений Замятин в годы первой русской революции был большевиком, восторженно приветствовал революцию 1917 года и, полный надежд, вернулся из Англии на родину — в революционную Россию. Но ему пришлось стать свидетелем трагедии революции: усиления «католицизма» властей, подавления творческой свободы, что должно было неизбежно привести к застою, энтропии (разрушению). Роман "Мы" — это отчасти и автопародия на свои былые миссионерски-просветительские революционные устремления, идеалы, проверка их на жизненность.
  • Мир Единого Государства : В архитектурном плане мир Единого Государства, разумеется, представляет собой также нечто строго рационализованное, геометрически упорядоченное, математически выверенное, господствует эстетика кубизма: прямо угольные стеклянные коробки домов, где живут люди-нумера, прямые просматриваемые улицы, площади. Стерильно чистые плоскости стекла делают мир Единого Государства еще более безжизненным, холодным, ирреальным. Архитектура строго функциональна, лишена малейших украшений, «ненужностей».
  • Жанр и сюжет романа "Мы" : Роман написан в жанре фантастики — антиутопии. Причем наряду с условностью, фантастичностью роману свойствен также психологизм, что драматизирует собственно социально-общественную, идеологическую проблематику. Сюжет романа фантастичен, действие его происходит в далеком будущем в некоем Едином Государстве - утопическом городе всеобщего счастья. За фантастическим сюжетом и антуражем автор видит и показывает человека, его дыхание, пульс, пульсирование мысли.
  • Образ Д-503. Характеристика главного героя романа "Мы" : Д-503 - такой же винтик, нумер, как и другие, представляющий собой продукт рационализированного государства, с выпрямленными, математически выверенными чувствами, что подчеркивается говорящей портретной деталью: «прочерченными по прямой бровями» . Однако плоскостное, «выпрямленное» измерение не единственное его измерение, в нем есть то, что потенциально отличает его от других, в нем заложено особенное, поэтическое начало, которое содержится уже в поэтизации им Часовой Скрижали, вдохновенном восторге перед ее математическим совершенством и гармонией.
  • Любовь в романе "Мы" : Поэма о величии Единого Государства, которую задумал написать инженер Д-503, с появлением любовной линии становится напряженным эмоциональным романным повествованием. Происходит перемена жанровой установки: роман идей становится романом людей. Любовные сцены в этом рационалистическом романе, как это ни удивительно, — одни из самых лиричных и эмоциональных во всей русской литературе. Любовная стихия так захватывает героя, так опьяняет его, что он совершенно иначе смотрит на привычные вещи.
  • Зрительные или слуховые ассоциации, связанные с именем (номером) персонажа : Для Замятина было очень важно зримо представить себе героя, его внешность, которая во многом определяла внутренний мир героя. Писатель много над этим размышлял, экспериментировал, вывел определенную теорию, которую применил в своей художественной практике. Опыт Е. Замятина свидетельствует, что писатель мастерски владеет не только приемами звуковой, но и зрительной характеристики персонажей. Один из самых характерных для Е. Замятина приемов характеристики персонажа - точный выбор имени героя, причем важными оказываются и зрительные, и слуховые впечатления.
  • Женские образы в романе "Мы" (I-330, O-90, Ю) : Еще в 1920-е годы современниками Е. Замятина было замечено, что женские персонажи писателю особенно удаются. В целом герои-мужчины в романе "Мы" более рационалистичны, прямолинейны, обладают менее стойким характером, им свойственна рефлексия, колебания. Именно I-330 и О-90 — сильные характеры, — не колеблясь, противостоят Единому Государству в отличие от рефлексирующих мужских нумеров, при том, что обе героини — совершенно разные по психологии, внешности, жизненным целям.
  • Христианская и числовая символика в романе "Мы" : Христианская символика активно используется в романе. Иногда христианские мотивы присутствуют в опосредованном виде. Например, голод в Едином Государстве устранен с открытием нефтяной пищи , которая, по сути, замещает древнейший символ христиан — хлеб. Системы священных чисел, сложившиеся в древнегреческой, древнееврейской и других древних культурах присредиземноморья, были частью усвоены, частью переосмыслены и в целом получили новое мистическо-символическое содержание в учении христиан. В функции наиболее знаменательных, ключевых стали использоваться числа, хорошо известные по Священному Писанию, - прежде всего 3, 7, 12.
  • Роль художественной детали : При всем разнообразии способов передачи психологического состояния персонажей преобладающим является косвенный психологизм , т.е. передача психологического состояния в его внешнем выражении: жесте, характере речи, мимике . Особенно важной здесь является художественная деталь, всегда в той или иной мере значимая в любом произведении. В эстетике Е. Замятина художественная деталь лидирует, является ведущим принципом организации портрета героя, что определяется общим импрессионистическим характером изображения.
  • Цвет в романе, зримость, живописность романа "Мы" : Живопись словом, цветопись играют в произведениях Е. Замятина очень важную роль: цвет участвует в создании характера, содержит эмоционально-концептуальную характеристику окружающего мира, с его помощью более зримым и наглядным предстает основной конфликт произведения. Противостоящие миры имеют различную цветовую характеристику: в мире Единого Государства преобладает холодный голубовато-серый цвет , в противоположном мире — за Зеленой Стеной царит многообразие красок, пестрота, разноцветье .
  • Импрессионистичность романа "Мы" : Одна из особенностей замятинского романа - импрессионистичность, штриховой, пунктирный характер изображаемого, в результате чего воссоздается целостная объемная картина. Замятин почти никогда не дает развернутых описаний чувства, переживания героя, а дает отдельные штрихи, по которым читатель воссоздает переживание, чувство в целом. Целостная картина создается уже в воображении читателя, Замятин доверяет читателю и предоставляет ему право сотворчества.
  • Экспрессионистичность как средство создания психологической напряженности в романе : Еще одна особенность замятинского психологизма, наряду с импрессионистичностью, — повышенная экспрессия, экспрессионистичность. Предельная эмоциональная напряженность — это отличительная, одна из самых характерных черт замятинской манеры письма. И в этом сказывается влияние экспрессионизма 1910-1920-х годов. Экспрессионизм с его преувеличенностью, заостренностью и условностью образов как нельзя лучше подходит для замятинского романа-опровержения, романа-предупреждения. Автору важно обнажить, заострить мысль, довести ее до абсурда и тем самым скомпрометировать.
  • Различные «коды» прочтения романа. Современность романа "Мы" : У романа "Мы" за восьмидесятилетнюю его историю сложились свои традиции, коды прочтения. Долгие годы преобладало идеологическое, социологическое прочтение романа, в перестроечные годы оно, естественно, укрепилось в связи с тем, что кардинально пересматривалось прошлое страны. В последние же годы содержание романа вписывается в более широкий контекст — в мировую историю ХХ века.