Кардиналы римской католической церкви. Кардинал — это сан или должность? Сколько человек сейчас входит в Коллегию кардиналов

В итальянской прессе обнародована информация о заработках различного уровня ватиканских сановников, включая самого Папу Римского.

Отношения между Церковью и деньгами - тема скользкая и весьма деликатная и поэтому интересующая абсолютно всех, в особенности в свете многочисленных скандалов и слухов, обрушившихся в последние годы на государство-град.

Издалека Ватикан кажется неким царством с неограниченным бюджетом, где священники и кардиналы получают заоблачные жалования, которые они якобы могут потом тратить направо и налево по своему разумению. Как выясняется, это как раз тот случай, когда имидж не совсем соответствует реальности. Чтобы расставить все точки на "i" и раз и навсегда положить конец многочисленным спекуляциям на эту тему, римская "Иль Мессаджеро" решила опубликовать подробный отчет о заработках клириков.

Издание, в частности, поясняет, что часть денег для обеспечения духовных сановников берется из добровольных пожертвований верующих, а другая часть - из специального фонда "Otto per mille", регулярно пополняемого за счет налогоплательщиков, Исходя из действующего итальянского законодательства, каждый житель Апеннин может перечислить 0,8 процента с подоходного налога одному из следующих субъектов: государству, Католической Церкви, либо религиозным организациям. В 2012 году благодаря этому фонду церкви в Италии получили почти 1,2 миллиарда евро.

В среднем заработок приходского священника составляет всего около 1000 евро в месяц - приблизительно столько же в Италии получает простой рабочий или земледелец. Оклад священников и епископов вычисляется по оценочной шкале и зависит также от их возраста. В итоге, "потолком" для наиболее опытных падре является сумма в 1200 евро, а для епископов она составляет не более трех тысяч евро.

Самой привилегированной и высокооплачиваемой категорией оказались кардиналы. Доход "пурпурных шапочек" достигает в среднем пять тысяч евро в месяц, к которым, помимо всего прочего, добавляются еще и благотворительные пожертвования. Для сравнения, их заработок ровно в два раза превышает пенсию бывшего Папы Римского (ныне "Почетного Папы") Бенедикта XVI, который ежемесячно получает лишь 2,5 тысячи евро. Однако в эту сумму, как подчеркивает "Иль Мессаджеро", не входят авторские гонорары, выплачиваемые Ратцингеру от продажи его многочисленных книг и монографий. Содержание бывшего предстоятеля Католической Церкви, в целом соизмеримо с общеватиканскими пенсиями, отличающимися умеренностью. Пожалуй, единственным исключением является пенсия кардинала, который по рангу приравнивается к генералу вооруженных сил (4 тысячи евро в месяц).

Тем не менее, дальше всех пошел, пожалуй, нынешний Понтифик, известный своим аскетизмом и скромностью. Взойдя на папский престол, Хосе Марио Бергольо немедленно взялся за ватиканские финансы, начав реализацию своей собственной политики "жесткой экономии". Перед тем, как урезать пособия четырем тысячам служащих Ватикана и пяти кардиналам, надзирающим за деятельностью Института религиозных дел (Банка Ватикана), махом лишив их 25-тысячной годичной надбавки, Папа Франциск публично отказался от своей зарплаты. Правда, в жаловании Папа Бергольо особо и не нуждается - для реализации интересующих его проектов Франциск может пользоваться по своему усмотрению всеми существующими церковными фондами.

Кардиналы римско-католические . Институт кардиналов – характерное учреждение римской церкви, направленное к возвышению и укреплению папского могущества в римско-католическом мире. Самое слово саrdinalis, происходя от саrdo (крюки, на которых висят и вращаются двери), в приложении к человеку филологически должно обозначать такое лицо, которое является как бы главным остовом, неподвижным центром, напр., государства или церкви. В сфере государственной этот титул усвоялся префектам Египта и преторий асийского округа (при императоре Феодосии), некоторым начальникам флота и армии (с I до V в. но р. Хр.) и; др. приближенным к государю сановникам. В первой половине II в. этот титул перешел в римскую церковь. Вполне естественно предположить, что он прежде всего стал иногда применяться к лицу римского первосвященника; действительно, такое употребление этого термина встречается во многих западных сочинениях, и сам папа Геласий (в V в.) называл себя ерiscopus ordinarius cordinalis роntifex. Но и ближайшие к папе лица, сочлены римского пресвитериума, как „ближе других прилегающие к тому саrdo, чрез который все приходит в движение» (по замечанию папы Льва IX в послании к патриарху константинопольскому Михаилу), назывались уже оо II в. (наряду с прочими наименованиями) и рresbyteri еt diaconi cardinis nostri или саrdinales . Так как кардиналами могли быть и на самом деле были лица всех трех степеней священства, то в интересах отчетливости проследим первоначальную историю института кардиналов для каждой степени священства отдельно.

Приблизительно в конце I в. по р. Хр. Рим в церковном отношении был разделен на 7 округов, которые назывались „диакониями“ от имени своих управителей – 7 диаконов первенствующих (diaconi primores). Каждая диакония являлась благотворительным учреждением и в то же время церковным зданием, в котором совершали богослужение пресвитеры и клирики. Семь диаконов, имевшие надзор за округами диаконий, назывались еще (кроме вышеприведенного наименования) раtres diaconiarum, capita regionum, а в 6-м каноне римского собора при папе Сильвестре (314–335 г.) прямо титулованы „кардиналами“. Эти кардиналы-диаконы по недельной чреде присутствовали при священнослужении папы в Латеранской базилике Спасителя, состояли членами римского пресвитериума и председательствовали на соборах областного их клира.

История кардиналов-пресвитеров дает первое более или менее определенное известие от второй половины II в., – известие о том, что папа Гигин (139–142 г.) в каждом „титуле“ учредил многих пресвитеров и клириков, присвоив пресвитеру начальнику „титула“ название саrdinalis. Римские „титулы», бывшие первоначально частными домашними церквами, со II в. в виду возрастания христианской общины в Риме стали, в количестве 25, крещальными церквами (ессlesiae baptismales), – соответственно чему Рим был разделен на 25 крещальных округов. Другое важное, идущее от древности, известие о кардиналах-пресвитерах относится к 384 г., когда папа Марцелл (Маркелл) для крещения обращающихся в христианство и для погребения мучеников устроил 25 „титулов“ в Риме на подобие диоцезов (quasi diocoeses); так как городские „титулы“ существовали и раньше, то нового в этом известии то, что „титулы“, quasi-диоцезы, должны были заключать в себе значительный округ приходских церквей, находившихся в окрестностях римских. Эти округи церквей, зависевшие от „кардинальских титулов“, при папе Александре III (4159–1181 г.) стали обозначаться термином „кардиналии“ (саrdinaliae). Карднналы-пресвитеры, начальники „титулов“, состояли членами римского пресвитериума, в великие праздники вместе с прочими кардиналами принимали обязательно участие в священнослужении папы в Латеранской церкви и со времени распоряжения папы Симилиция (468–483 г.) до времен папы Гонория II (1124 г.) совершали очередное служение по неделе в так называемых патриархальных церквах (св. Марии, св. Петра, св. Лаврентия и св. Павла). Юрисдикция кардиналов-пресвитеров в их округах подходила к епископской и была утверждена конституциею папы (872–882 г.) „de jure саrdinalium» и особенно папы Гонория III („Нis quae“... 1216 г.), который спор между „кардиналами“ титула Лаврентия и клириками подчиненных этому титулу церквей решил в том смысле, что последние обязаны слушаться своих кардиналов-пресвитеров на словах и на деле обязаны подчиняться налагаемым от них исправительным и карательным мерам.

Что касается кардиналов-епископов, то первое определенное упоминание о них падает на довольно позднее время – папы Стефана IV, который в 817 г., как передает Liber pontificalis, распорядился, чтобы 7 кардиналов-епископов совершали по недельной чреде мессы в Латеранской церкви, а в великие праздники участвовали бы там в священнослужении все. По документам XI в., кардиналами были епископы Остии, Албании, Порто, Сильвы-Кандиды, Пренесте, Сабинума и Тускулума. Несомненно, что „римские епископы“ (епиcкопы отдельных близ Рима лежащих церквей в собственно папском диоцезе) издавна принимали живое участие в совете и в выборе папы и исполняли миссию его легатов; но, так сказать, постоянных помощников папы из числа епископов уже к VIII в. установилось только семь, которые с этого времени стали называться ерiscopi cardinales Romanae sedis, episcopi collaterales, episcopi Romanae ecclesiae, или ерiscopi curiae. Кардиналы-епископы были членами римского пресвитериума и вмели свои диоцезы, которые состояли из некоторых городских римских и подгородних приходских церквей, не находившихся в зависимости от кардинальских титулов.

Второй период истории кардинальства можно начать со времени избирательного декрета папы Николая II (1059 г.), который только кардиналам предоставил право выбора папы. Вскоре титул кардинала запрещено было носить клирикам провинциальных церквей . Кардиналам постепенно предоставлены были почетные атрибуты и инсигнии. Либеральное рассуждение на 40-м заседании Констанского собора о бесполезности и тягостности „сословия» кардиналов, при том же не учрежденного ни Апостолами, ни соборами, не было поддержано тогдашними богословами; апологетами кардинальства оказались даже свободомыслящие ученые того времени И. Герсон и Петр де-Аллиако. К возвышению кардинальства послужили и особые условия избрания в кардиналы, выработанные и установленные папою Львом X в 1513 г., Тридентским собором, а потом специальным декретом папы Сикста V (1585–1590 г.). От кандидата кардинальства требуются те же качества, что и от кандидата в епископы, за исключением следующего: кардинал-диакон не должен быть моложе 22 лет (для получения епископского сана требуется другой возраст); рожденные вне законного брака – даже в том случае, если они чрез последовавший затем брак родителей будут признаны по законам римской церкви законнорожденными и, таким образом, не лишаются права на занятие епископской кафедры, – даже и в этом случае все равно не могут быть кардиналами; кандидат кардинальства, состоявший в законном браке, не должен иметь ни детей, ни внуков; у него не должно быть среди кардиналов близкого (до второй степени) родственника. Чин наречения в кардинальский сан, употребляемый теперь, окончательно редактирован в XII – XIII в.; изложен он в Оrdo Rmaanus Канетана.

Новонареченные кардиналы при торжественной обстановке в Сикстинской капелле дают присягу „никогда ни задумывать, ни соглашаться, не допускать что-либо ни против величия папства, не против личности пап,... помогать в сохранении и поддержании, по мере сил своих, всего римского папства и верховных прав св. Петра“. Можно еще отметить, что иногда кардиналы назначались по рекомендации римско-католических королей и князей, для защиты церковных интересов их стран, и носили в таком случае титул саrdinаlis protector nationis. Всех привилегий кардинальства насчитывается до 300. Папы не пренебрегали никакими маловажными по существу вещами, чтобы только возвысить и отличить своих „князей церкви“. Иннокентий IV дал им красную шляпу, Павел II пожаловал им красную камилавку и митру из шелковой камки (для торжественных процессий) и право выезжать на белой лошади с красным покрывалом и 8олотыми поводьями. Согласно декрету папы Урбана VIII от 1630 г., кардиналов в обращениях верующие обязаны называть „достопочтеннейшими и светлейшими“ (Reverendissimi et Eminentissimi), каковой титул до тех пор принадлежал только гофмейстеру ордена Иоаннитов и трем немецким курфюрстам. Кардиналы имеют трон в своей собственной церкви, известный установленный для них экипаж и горб, носят золотое кольцо с сапфиром на руке и пр. Внешним знакам почета соответствует и высокое положение кардиналов в иерархической лестнице, достигнутое ими постепенно. Первоначально преимущество первостояния при совершении богослужения определялось степенью священства; только на соборах, являясь представителями папы, кардиналы имели преимущество пред всеми епископами. Уже в сравнительно позднее время избирательный декрет папы Николая II (1059 г.), соборы Клермонский (1095 г.), Лионский (1245 г., при папе Иннокентия IV) окончательно установили и подтвердили право первостояния кардиналов независимо от степени священства пред епископами. Но в римских уставах XIV-XV в. заметны еще некоторые следы древней богослужебной практики: „патриархам“ указывается в них место между кардиналами-епископами. Со времени же папы Евгения IV (1431–1447 г.) и до ваших дней кардиналы-диаконы стоят выше „патриархов“. Особые преимущества кардиналов при священнослужении папы наглядно выражаются в том, что они целуют (в известный момент) руку папы, тогда как „патриархи“, митрополиты и епископы целуют его колено. Если случится участвовать в торжественных процессиях правоверным государям, то император должен занимать место среди старших кардиналов-епископов, а король – позади их. Папы заботились об особой неприкосновенности кардиналов; судьею последних был только папа. Тридентский собор и папа Сикст V (1585–1590 г.), подтвердили почти епископскую их юрисдикцию, которую, впрочем, – по причине многократных столкновений между епископами и кардиналами – вынуждены были ограничить папа Гонорий III и особенно папа Иннокентий ХII (в 1691 г.): кардиналам оставлены дисциплинарная юрисдикция в их кардинальских титулах и право визитации подведомственных им церквей. Состоя при римской курин, кардиналы участвуют в годовых доходах священной коллегии (Rotulus); им принадлежит – jus орtandi – важное право, согласно которому старшие живущие в Риме кардиналы (именно по старшинству, т. е. без различия трех классов) могут требовать (орtаrе) себе освободившуюся вакансию (епископскую, пресвитерскую или диаконскую) подгороднего „кардинальского титула“, и важную обязанность „легата от ребра“ – legatus а latere (см. ,Легаты“) – могут нести только кардиналы. Эти „князья церкви», наделенные всякими привилегиями, суть самые приближенные лица к папе, его агенты; чрез них он управляет римско-католическою церковию. Это управление сосредоточено в консистории (см. „Консистория римско-католическая“), в конгрегациях (см. „Конгрегации“), членами которых состоят исключительно кардиналы, и в различных трибуналах римской курии (см. „Курия римская“). Отметим особо важное значение кардиналов-начальников некоторых трибуналов: кардинал-епископ, президент трибунала „Пенитенциария“ (с 1744 г.), по особому полномочию папы дает индульгенции, напутствует его самого перед смертию и пр.; кардинал-продатарий, президент трибунала „Датария“, заведует канцеляриею, назначенной первоначально для приема адресованных на имя папы прошений, а теперь – да управления церковными имениями; кардинал – камергер (саmmerlengo) заведует финансами и в случае смерти папы является местоблюстителем папского престола; кардинал – статс-секретарь отвечает за министра иностранных дел; помощником ему (с 1838 г.) служит кардинал – статс-секретарь внутренних дел и др. Пока существовала „Церковная область“ (до 1870 г.), в руках кардиналов (особенно статс-секретаря и его помощника) сосредоточивалась и вся административно-юридическая власть в папских владениях. Но и после 1870 г. церковно-иерархическое значение кардинальства сохранилось в своей силе. Властвуя над каждым в отдельности кардиналом, папа почти бессилен против священной коллегии ; последняя de facto осуществляет ту власть, которая в идее принадлежит папе.

Предложенный краткий исторический очерк кардинальства показывает, что этот институт ведет свое начало не от Христа и не от Апостолов. Предоставление кардиналам – священникам и кардиналам-диаконам высшего положения в иерархической лестнице сравнительно с епископами (не кардиналами) приводит к тому, что последние иногда домогались получить пресвитерство в кардинальском титуле; не менее странно и то, что кардиналы-пресвитеры пользуются правом посвящения в низшие церковные должности (хиротезия), а кардиналы-диаконы совершают литургию, как пресвитеры. Такое положение вещей с большою определенностию осуждается 23-м правилом IV вселенского собора.

А. В. П – в.

Провинциальные церкви делились на tituli monores и tituli majores; пресвитеры последних иногда позволяли титуловать себя кардиналами, очевидно, в подражание пресвитерам «титулов» «кардинальских» города Рима (tituli саrdinales). Окончательное строгое запрещение для клириков провинциальных церквей украшать себя титулом кардинала последовало в булле папы Пия V от 1567 г. Кроме того, имеющий дело с историческими документами должен не упускать из вида другой случай несобственного употребления имени «кардинал», которое прилагалось иногда к епископам, временно причисленным к известному саrdo по причине разорения или уничтожения их собственных диоцезов. В посланиях папы Григория великого еще упоминается 12 кардиналов-иподиаконов, которые, может быть, имели какие-либо полномочия от папы в известных провинциях.

В различные времена количество кардиналов не было одинаковым. Достаточно указать, что Констанцский собор остановился на цифре 24, как достаточно определяющей число кардиналов; окончательное распоряжение сделано было в 1586 г. папою Сикстом V, который по аналогии с 70 старейшинами израильскими () нашел всего более приличною в данном случае цифру 70. В число 70 кардиналов входят 6 подгородних епископов, 50 пресвитеров и 14 диаконов; но священная коллегия редко имела это количество своих членов. Установился такой порядок, что папа не публикуют всех имен избранных им кандидатов на вакантные кардинальские места, а хранит их до поры до времени в своем уме (собственно, „в груди“, in petto ).


Подписаться на этот канал RSS

Его Высокопреосвященство кардинал Франц Роде́ (словен. Franc Rode; род. 23 сентября 1934, в Родике около Любляны, Словения). Словенский кардинал. Лазарист. Архиепископ Любляны с 5 марта 1997 по 11 февраля 2004. С 11 февраля 2004 префект Конгрегации Институтов Посвященной Жизни и Обществ Апостольской Жизни. Кардинал-дьякон с 24 марта 2006 с дьяконством Сан-Франческо Саверио делла Гарбателла.

Ранняя жизнь
Родился Франц Роде 23 сентября 1934, в Родике, митрополия Любляны, Югославия (теперь Словения). В 1945 его семья нашла убежище в Австрии, а в 1948 переехала в . Вступил Конгрегацию Миссии (лазаристов), в Буэнос-Айресе, в 1952. Образование получил в Папском Григорианском Университете, в Риме и в Католическом Институте, в Париже (докторантура в богословии, 1968).
Посвящён в священники 29 июня 1960, в Париже, Андре Дефебром, лазаристом, высланным епископом Нингсьена. В 1965, по требованию его главы конгрегации, возвратился в Югославию, где в 1956—1978 работал вице-пастором; директором обучения его конгрегации; провинциальным надзиратилем; профессором фундаментального богословия и миссионологии на теологическом факультете Любляны. В 1978—1981 советник Секретариата по делам неверующих. Перешёл на службу в эту дикастерию в 1981. В 1982—1993 заместитель секретаря Совета. Он помог организовывать некоторые существенные сессии диалога с европейскими марксистами. В 1993, папа римский объединил и Папский Совет по делам неверующих и назначил Роде секретарем нового Папского Совета по Культуре.

Архиепископ и кардинал
Избран архиепископом Любляны, 5 марта 1997. Посвящён в епископы, 6 апреля 1997, в соборе Любляны, Алоизем Шустаром, emeritus архиепископом Любляны, которому помогали Франц Перко, архиепископ Белграда, и Алоизиус Маттиас Амброзич, архиепископ Торонто. Он успешно вел переговоры по новому конкордату к заключительному одобрению в 2004.
Назначен префектом Конгрегации Институтов Посвященной Жизни и Обществ Апостольской Жизни, 11 февраля 2004.
возвёл Роде в кардиналы на своей первой консистории от 24 марта 2006, делая его кардиналом-дьяконом с дьяконством Сан-Франческо Саверио делла Гарбателла.
Он — первый словенский кардинал, после того как страна стала независимой 25 июня 1991.


Его Высокопреосвященство кардинал Да́рио Кастрильо́н О́йос (исп. Darío Castrillón Hoyos), (род. 4 июля 1929). Колумбийский кардинал. Титулярный епископ Вилла дель Ре и коадьютор епархии Перейра со 2 июня 1971 по 1 июля 1976. Епископ Перейры с 1 июля 1976 по 16 декабря 1992. Генеральный Секретарь Латиноамериканского епископского совета 1983 - 1987. Председатель Латиноамериканского епископского совета 1987 - 1991. Архиепископ Букараманги с 16 декабря 1992 по 15 июня 1996. И. о. префекта с 15 июня 1996 по 23 февраля 1998. Кардинал-дьякон с дьяконством Ss. Nominis Mariae ad forum Traiani. Префект Конгрегации по делам Духовенства с 23 февраля 1998. Председатель Папской Комиссии с 13 апреля 2000.

Ранняя жизнь
Родился Кастрильон Ойос 4 июля 1929, в Медельине, Колумбия. Образование получил в двух семинариях Антиаквия и Санта-Роза де Осос. А также в Папском Григорианском Университете, где он получил доктарантуру в каноническом праве и на социологическом факультете Университета Лувена, в Бельгии.
26 октября 1952 посвящён в священники, в Риме. Рукоположение совершил Альфонсо Каринчи - титулярный архиепископ Селеучи ди Изаурия, секретарь Священной Конгрегации Обрядов.
После его обучения в Папском Григорианском Университете в Риме, Кастрильон Ойос вернулся в Колумбию. В Колумбии, он был викарием двух сельских приходов, в Сеговии де Ярумал. Директор национальной пасторской программы; чиновник епархиальной курии Санта-Розы де Осос; директор радиофонических школ; церковный ассстент католической рабочей молодежи; епархиальный директор катехизации. Преподавал каноническое право в Свободном Гражданском Университете и был генеральным секретарем конференции колумбийских епископов.

Епископ
2 июня 1971, он был избран титулярным епископом Виллы дель Ре и назначен коадьютором, с правом наследования епархии Перейра. Посвящён в епископы 18 июля 1971, Анджело Палмасом, титулярным архиепископом Вибианы, нунцием в Колумбии.
Наследовал епархию Перейры, 1 июля 1976. В 1983 - 1987, он был генеральным секретарем Латиноамериканского епископского совета и был председателем совета в 1987 - 1991. 16 декабря 1992, Кастрильон Ойос был назначен папой римским Иоанном Павлом II архиепископом Букараманги. Оставил митрополию 15 июня 1996.

Кардинал на службе
15 июня 1996 Кастрильон Ойос был назначен и. о. префекта Конгрегации по делам Духовенства; на этом посту, он был ответствен за празднования, 50-й годовщины рукоположения Иоанна Павла II, в священники.
Возведён в кардиналы-дьяконы на консистории от 21 февраля 1998 папой римским Иоанном Павлом II, с дьяконством Ss. Nominis Mariae ad forum Traiani. Префект Конгрегации по делам Духовенства с 23 февраля 1998. Председатель Папской Комиссии Ecclesia Dei с 13 апреля 2000.
Кастрильон Ойос был одним из кардиналов-выборщиков, которые участвовали в папском Конклаве 2005, который избрал папу римского Бенедикта XVI. Также Кастрильон Ойос рассматривался в качестве папабиля.
При новом папе сохранил свои посты в Римской Курии.


Его Высокопреосвященство кардинал Иван Диас (англ. Ivan Dias; род. 14 апреля 1936, Бомбей [сейчас Мумбаи], Индия) — индийский кардинал, префект с 20 мая 2006, архиепископ Бомбея с 8 ноября 1996. Кардинал с 21 февраля 2001.

Образование
Закончил семинарию в Бомбее, Папскую церковную академию (одно из старейших дипломатических учебных заведений Европы и мира) в Риме, степень доктора канонического права получил в Папском Латеранском университете. Свободно говорит на хинди, английском, итальянском, испанском и французском языках.

На дипломатической работе
8 декабря 1958 в Бомбее архиепископом этого города, кардиналом Валерианом Грасиасом посвящён в священники. В 1958—1961 — пастырское служение в приходах бомбейского архидиоцеза. С 1961 по 1964 продолжал обучение в Риме, после чего поступил на службу в Государственный секретариат Римской Курии. Участвовал, в частности, в подготовке визита папы Павла VI в Бомбей в 1964.
С 1965 по 1973 — секретарь нунциатур в Дании, Швеции, Норвегии, Исландии, Финляндии, Индонезии, на Мадагаскаре, Коморских островах, островах Реюньон и Маврикий. В 1973—1982 Диас опять работает в Риме, в Государственном секретариате , возглавляет отдел по отношениям с СССР, балтийскими республиками, Белоруссией, Украиной, Польшей, Болгарией, Китаем, Вьетнамом, Лаосом, Камбоджей, ЮАР, Намибией, Лесото, Свазилендом, Зимбабве, Эфиопией, Руандой, Бурунди, Угандой, Замбией, Кенией и Танзанией.

Епископ
8 мая 1982 назначен про-нунцием в Гане, Того и Бенине (по совместительству) и одновременно титулярным епископом Рузибизира. Рукоположен в сан 19 июня 1982 в Патриаршей Ватиканской базилике государственным секретарём Ватикана кардиналом Агостино Казароли. Ординацию помогали проводить секретарь Совета по общественным делам Церкви, титулярный архиепископ Новалицианы и будущий кардинал Акилле Сильвестрини и секретарь Конгрегации евангелизации народов, почётный архиепископ Бангалора и также будущий кардинал Дурайсами Саймон Лурдусами.
20 июня 1987 стал апостолическим нунцием в Корее, а 16 января 1991 — нунцием в Албании, одновременно с 1992 занимая должность апостолического администратора Южной Албании. Работая в Албании, Диас сыграл важную роль в возрождении католической церкви в этой стране после краха коммунистического режима. 8 ноября 1996 назначен архиепископом Бомбея.

Кардинал
Возведён в сан кардинала на консистории 21 февраля 2001. Кардинал-священник церкви Святого Духа в Феррателле (итал. Spirito Santo alla Ferratella). С 10 марта 2001 член Совета кардиналов по изучению организационных и экономических проблем .
Участвовал в Конклаве 2005 года, рассматривался специалистами в качестве папабиля, одного из вероятных претендентов на вакантный папский престол.
По некоторым данным тесно связан с католической светской организацией «Опус Деи», что было, однако, решительно опровергнуто представителями Ватикана.
20 мая 2006 папой Бенедиктом XVI назначен префектом Конгрегации евангелизации народов.


Его Высокопреосвященство кардинал (англ. Francis Arinze; род. 1 ноября 1932, Эзиовелле, шт. Анамбра, Нигерия) - префект с 1 октября 2002 по 9 декабря 2008, кардинал-епископ субурбикарной епархии Веллетри-Сеньи с 25 апреля 2005, председатель Папского Совета по межрелигиозному диалогу с 27 мая 1985 по 1 октября 2002. Кардинал с 25 мая 1985.

Аринзе был одним из ближайших советников покойного папы римского Иоанна Павла II и рассматривался во время Конклава 2005 года в качестве папабиля - одного из основных претендентов на вакантный папский престол.

Свободно говорит на английском, итальянском и испанском языках.

Начало карьеры
Третий ребёнок из семи детей в семье, придерживавшейся местных языческих верований. Будущий кардинал Аринзе был крещён только в возрасте 9 лет 1 ноября 1941 отцом Киприаном Майклом Танси, который в 1998 был причислен к лику блаженных Католической церкви.

В возрасте 15 лет поступил в семинарию Всех Святых в нигерийском городке Нуэви, которую закончил спустя 3 года в 1950, после чего остался в ней преподавателем. В 1953 поступил в семинарию другого нигерийского города Энугу, где изучал философию, а в 1955 уехал в Рим, где в Папском Урбанианском университете ему преподавалась теология. Там же, в Риме, 23 ноября 1958 в университетской часовне Аринзе был посвящён в священники кардиналом Грегуаром-Пьером Агаджаняном, про-префектом Конгрегации Пропаганды Веры.

После окончания обучения в университете в 1961 вернулся на родину, где на протяжении следующих двух лет преподавал литургию, логику и основы философии в семинарии г. Энугу, которую в своё время закончил сам. В 1962 был назначен региональным секретарём по вопросам католического образования в Западной Нигерии, а в 1963 уехал в Лондон, где до 1964 учился в Институте Педагогики.

Самый молодой в мире епископ
6 июля 1965 в возрасте 32 лет стал самым молодым в мире епископом, будучи назначен коадъютором архиепископа Онитши и титулярным епископом Фиссианы. Рукоположен в сан 29 августа 1965 архиепископом Онитши Чарльзом Хири. А всего менее чем через два года, после смерти Хири, 26 июня 1967 сам занял архиепископскую кафедру в Онитше.

В 1979 продвижение Аринзе по служебной лестнице продолжилось: он был избран председателем Епископской конференции Нигерии и занимал этот пост до 1984. В 1982 также стал вице-президентом от Африки Объединённого Библейского общества.

На работе в Ватикане

8 апреля 1984 папа Иоанн Павел II решает перевести африканского архиепископа на работу в Ватикан и назначает его и.о. председателя Секретариата по делам не-христиан. Архиепископскую кафедру Аринзе оставляет 9 марта 1985, и с этого времени вся его дальнейшая карьера связана с Римской Курией.

25 мая 1985 всего в возрасте 52 лет Фрэнсис Аринзе возводится в сан кардинала-дьякона с титулом церкви Сан-Джованни делла Пинья, а спустя два дня 27 мая назначается уже председателем Папского совета по межрелигиозному диалогу - структуры-наследницы Секретариата по делам не-христиан. Кардинал Аринзе курирует отношения Римско-католической церкви с другими религиями на протяжении более чем 17 лет, до 1 октября 2002, когда Иоанн Павел II переводит его на другой важный пост в Курии, назначая префектом Конгрегации богослужения и дисциплины таинств.

29 января 1996 Аринзе становится кардиналом-священником с сохранением титула церкви Сан-Джованни делла Пинья.

Кардинал-епископ

Участвовал в конклаве 2005 года, выбиравшем преемника Иоанна Павла II, где был одним из главных претендентов на папский престол. Новый папа Бенедикт XVI 21 апреля 2005 подтверждает назначение Аринзе префектом Конгрегации богослужения и дисциплины таинств и в дополнение 25 апреля того же года возводит его в сан кардинала-епископа, высший у кардиналов, с назначением в субурбикарную епархию Веллетри-Сеньи, которую ранее возглавлял сам Бенедикт XVI, будучи ещё кардиналом Ратцингером.

Ещё с тех пор, как он работал в Совете по межрелигиозному диалогу, кардинал Аринзе - один из самых видных ватиканских кардиналов.

8 мая 1994 он председательствовал на специальной ассамблее Синода епископов по делам Африки, проходившей в соборе Св. Петра. А 24 октября 1999 Аринзе получил золотую медаль от Международного Совета христиан и евреев за свой выдающийся вклад в межрелигиозные отношения. Кардинал Аринзе много путешествует, став в частности чрезвычайно популярной фигурой среди католиков США. Он также входил в число членов Комитета по празднованию юбилейного 2000 года, тесно сотрудничая со множеством епископов и священников по всему миру в подготовке к празднованию Церковью этой редкой даты.

В настоящее время Фрэнсис Аринзе - один из самых влиятельных кардиналов в Ватикане, примыкает к той группе кардиналов, которые поддерживают нынешнего понтифика. Известен своими консервативными взглядами по многим моральным вопросам.

9 декабря 2008 года папа римский Бенедикт XVI принял отставку кардинала Аринзе с поста префекта Конгрегации Богослужения и Дисциплины Таинств, в связи с достижением предельного возраста.

По некоторым данным, кардинал Аринзе возвратится обратно в Нигерию.

1 ноября 2012 года кардиналу Аринзе исполнилось восемьдесят лет и он потерял право на участие в Конклаве.


Его Высокопреосвященство кардинал Мар Игнатий Мусса́ I Дау́д (род. 18 сентября 1930, Месканех, Сирия). Сирийский кардинал. Сирийский епископ Каира с 2 июля 1977 по 1 июля 1994. Архиепископ Хомса с 1 июля 1994 по 13 октября 1998. Патриарх Антиохийский Сирийской Католической церкви с 13 октября 1998 по 8 января 2001. Префект и великий канцлер Папского Восточного Института с 25 ноября 2001. Кардинал-патриарх с 21 февраля 2001.

Начало служения

Родился Мусса Дауд 18 сентября 1930 в Месканехе, архиепархия Хомс, Хама и Набка, Сирия. Образование получил в Сирийской семинарии Святого Бенедикта и Святого Ефрема в Иерусалиме; в семинарии Шарфета в Ливане (философия и богословие), а также в Папском Латеранском Университете, в Риме, (лиценциат канонического права). Говорит на арабском, французском и итальянском языках.

Дауд был рукоположен в священники 17 октября 1954. В 1960 - 1964 он изучал каноническое право в Папском Латеранском Университете в Риме. В 1965 - 1970 секретарь Сирийского Патриарха, в Бейруте. Защитник супружеских обязательств патриархшего трибунала, в Бейруте.

Патриарх, кардинал, префект Конгрегации

2 июля 1977, он был избран Патриаршим Синодом Сирийским епископом Каира. Посвящён в епископы, 18 сентября 1977, в Шарфете, Дарун, Ливан, в церкви женского монастыря Нотр-дам де Ла Дельваранс, Игнатием Антонием II Хейек, Сирийским патриарх Антиохийским, которому помогали Флавиен Захарий Мелки, титулярный архиепископ Амиды деи Сири, и Иосиф Якоб Абиад, Сирийский архиепископ Хомса, Хамы и Набка. Его имя в его посвящении стало Василий Мусса Дауд.

Дауд был назначен Сирийским архиепископом Хомса 1 июля 1994. Избран патриархом Антиохийским Сирийской Католической церкви, 13 октября 1998, в Ливане, Сирийским Католическим Патриаршим Синодом. Взял имя Игнатий Мусса I.

25 ноября 2000 Дауд был назначен префектом Конгрегации по делам Восточных Церквей. Возведён в кардиналы папой римским Иоанном Павлом II на консистории, от 21 февраля 2001.

Он был один из кардиналов-выборщиков, которые участвовали в папском Конклаве 2005, который избрал папу римского Бенедикта XVI.


Его Высокопреосвященство кардинал Уильям Джозеф Левада (англ. William Joseph Levada; род. 15 июня 1936, Лонг-Бич, Калифорния, США) — префект с 13 мая 2005. Председатель Международной Теологической комиссии и Папской Библейской комиссии с 13 мая 2005. Кардинал с 24 марта 2006 (на первой консистории Бенедикта XVI). В 1986—1995 — архиепископ Портленда (Орегон, США), в 1995—2005 — архиепископ Сан-Франциско (Калифорния, США). Главный редактор Катехизиса католической церкви.

Образование Левада родился в семье потомков выходцев из Португалии и Ирландии, иммигрировавших в район Сан-Франциско в 1860-е гг. Вырос в Лонг-Бич и Хьюстоне, учился в одной из семинарий архиодиоцеза Лос-Анджелес и Папском Североамериканском Колледже в Риме. Высшее теологическое образование получил в Папском Григорианском университете. В сан священника был посвящён 20 декабря 1961.

Начало карьеры
В 1961—1966 Левада работал в ряде приходов архидиоцеза Лос-Анджелес и преподавал в средних школах. Затем вернулся в Рим для продолжения обучения в Североамериканском Колледже. В 1971 получил степень доктора теологии, после чего вернулся в США, где преподавал богословие на теологическом факультете семинарии св. Иоанна в Камарильо, Калифорния. C 1976 по 1982 Левада работал уже в Ватикане, в Конгрегации доктрины веры, под руководством сначала кардинала Франьо Сепера, а затем кардинала Йозефа Ратцингера, будущего папы Бенедикта XVI. В 1982 архиепископ Лос-Анджелеса кардинал Тимоти Мэннинг назначил Леваду исполнительным директором Конференции католических епископов Калифорнии, организации, ответственной за общественную политику церкви в Калифорнии.

Епископ
Левада был рукоположен в номинальные епископы Капри 12 мая 1983 и назначен епископом-помощником в лос-анджелеский архидиоцез. В 1984 ему поручили должность генерального викария округа Санта-Барбара. Под руководством нового архиепископа Лос-Анджелеса Роджера Махони Левада занимался реорганизацией внутренней структуры диоцеза. 21 сентября 1986 назначен архиепископом Портленда (Орегон, США). В 1987 кардинал Ратцингер назначает Леваду и ещё шесть епископов редакторами готовящегося к выходу Катехизиса католической церкви. Левада активно участвует в подготовке издания и в его переводе на английский язык. 17 августа 1995 Левада становится сначала архиепископом-коадъютором, а 27 декабря того же года наследует Джону Рафаэлю Куинну на посту архиепископа Сан-Франциско. В ноябре 2000 он назначается одним из членов Конгрегации доктрины веры, возвращаясь к работе под руководством кардинала Ратцингера, но одновременно оставаясь во главе сан-францискской епархии. С ноября 2003 по 2005 Левада является также главой комиссии Конференции католических епископов США по вероучению.

Префект Конгрегации доктрины веры
13 мая 2005 папа римский Бенедикт XVI, бывший кардинал Йозеф Ратцингер, выбирает именно Уильяма Леваду в качестве своего наследника на посту префекта Конгрегации доктрины веры. Среди причин, побудивших понтифика сделать такой выбор, был безусловно и предыдущий опыт совместной работы в этой структуре Римской Курии и роль Левады как главного редактора Катехизиса католической церкви. 17 августа 2005 Левада официально покинул пост архиепископа Сан-Франциско. 24 марта 2006 Левада был назван в числе 15 кардиналов первой консистории Бенедикта XVI. Это назначение было ожидаемо, принимая во внимание значение поста, который он занимает.

Кардинал

Кардинал (лат. Cardinalis, от cardo - дверной крюк) - высшее духовное лицо римско-католической церкви, принадлежащее ко всем трём степеням священства и занимающие иерархически место непосредственно за папой, выше всех архиепископов и епископов.

Такое положение кардиналы приобрели постепенно. Уже при Феодосии Великом слово Cardinalis встречается как название чиновника. С V по XI ст. так назывались духовные лица, занимавшие постоянные места при определённых приходских церквах (не в сёлах), которые были прочно связаны с своими местами, «как дверь соединена с крюком, на котором висит». В то время, как в других местах титул «кардинал» падал и исчезал, в Риме он приобретал всё большее значение. Рим делился на округа, из которых в каждом была своя главная церковь (Titulus), и её настоятель назывался incardinatus, cardinalis. Эти церкви были приходскими в собственном смысле; лишь в них преподавались таинства. Кардиналы священники и кардиналы диаконы Рима присутствовали в совете папы и принимали значительное участие в его избрании, когда выбор зависел от духовенства и народа, но считались ещё (как это можно видеть из соборных актов) ниже всякого епископа. Кардиналов-епископов тогда ещё не было, но епископы римской метрополии, конечно, принимали участие и в совете, и в выборе папы.

Лишь в XI веке эти подгородные епископы: Остии (ныне Остии и Веллетри), Порто, Руфина (позже соедин. с Порто), Альбано, Сабинума, Тускулума и Палестрины (Пренесте) были названы кардиналами. Важное значение в истории развития кардинальского сана имеет изданный на латеранском соборе декрета папы Николая II (1059), в силу которого кардинальская коллегия получила право выбора папы. Этот декрет сохраняет свою силу и в настоящее время. При Иннокентии IV кардиналы получили место выше всех епископов и красную шапку, символически обозначающую, что они до последней капли крови, не боясь смерти, будут действовать «pro exaltatione sanctae fidei, pace et quiete populi christiani, augmento et statu Sanctae Romanae Ecclesiae». Бонифаций VIII дал им княжескую мантию, Павел II - право иметь белую лошадь с красным покрывалом и золотыми поводьями. Пий V в 1567 запретил именоваться кардиналами тем, кто не получил этого сана от папы, а при Урбане VIII (1630) кардиналы получили титул «Eminentissimus», «Eminentia», который носили духовные курфюрсты.

Число кардиналов бывало различно (в XII веке редко более 30, нисходило даже до 7) до 1586, когда, по декрету папы Сикста V, оно было определено в 70 (по числу 70 старейшин израильских и 70 учеников христовых): из них 6 кардиналов-епископов, 50 кардиналов-священников и 14 кардиналов-диаконов. В настоящее время число кардиналов значительно больше, хотя право голоса на конклаве имеет не более 120 человек. Кардиналы священники и кардиналы диаконы носят титулы по именам римских церквей и капелл, при которых они числятся. В своих и подчинённых им церквах кардиналы имеют епископскую юрисдикцию и кроме того много других привилегий. Кардиналы назначаются папой сначала в тайном, потом в торжественном заседании консистории, с соблюдением известных обрядов. Папа может назначить кардиналов, но некоторое время не объявлять их имён, хранить их у себя в груди («in petto»), причём счёт старшинства таких кардиналов ведётся со дня заявления папы о совершившемся назначении.

Иностранцы, получившие сан кардинала по рекомендации католических правительств и представлявшие при папских выборах своих государей, назывались кардиналами короны. Кардиналы, вместе с папой, образуют священную коллегию, деканом которой считается старейший кардинал епископ. Образуя папскую консисторию, они помогают ему в важнейших делах (causae majores). Для заведования известным кругом дел из кардиналов образуются комиссии, называемые «конгрегациями».

Далее, известные должности папского управления занимаются кардиналами. Таковы: Кардинал Camerlengo - заведует финансами и от смерти одного до выбора другого папы занимает должность блюстителя папского престола; кардинал викарий - заместитель папы в римской епархии; кардинал вице-канцлер - председатель римской канцелярии; кардинал государственный секретарь (министр иностранных дел), кардинал государственный секретарь по внутренним делам, кардинал великий пенитенциарий, кардинал библиотекарь ватиканской библиотеки и др.

Главные наружные отличия кардинальского сана: красная мантия, красная шапочка, кольцо, крытый красною или фиолетовою материей зонтик, трон (в их собственной церкви) и герб. Полный список кардиналов можно найти в ежегодно выходящей в Риме «La ierarchia catolica e la famiglia pontificia».

Кардиналов-дьяконов возглавляет кардинал-протодьякон, имеющий привилегии объявлять о выборе нового Папы Римского и короновать нового папу. Кардиналов-священников возглавляет кардинал-протопресвитер.

Кардинал - высшее (после Папы) духовное лицо Римско-католической церкви. По-латински: Cardinalis sanctæ romanæ Ecclesiæ (Кардинал Святой Римской Церкви). История кардиналов восходит к семи древним диаконам, избранным апостолами и поставленным заботиться о малоимущих христианах.

Красный цвет одежд кардиналов символизирует верность их папе и готовность защищать престол ценою крови.

При Римском епископе долгое время сохранялась традиция избирать семерых привилегированных архидиаконов, которые вскоре сосредоточили в своих руках огромную финансово-административную и даже духовную власть, так как подчинялись только папе, причём, папы сами часто зависели от своих ближайших и могущественных подчинённых (архидиаконов), которых стали почтительно называть кардиналами.

Титул кардинала архидиаконы не утрачивали даже тогда, когда их повышали по службе, рукополагая во пресвитеры и во епископы. Позже, все кардиналы стали возводиться во епископское достоинство, но при этом они получают двойной (параллельный) духовный сан.

То есть, те католические епископы, которые носят титул кардинала, в какой бы части света они не возглавляли свои епархии, обязательно приписаны к одному из приходских храмов города Рима в качестве простого священника или даже диакона.


Традиционной одеждой всех клириков, а также поставленных служителей, является сутана – разрезное платье с застёжками до пола. Цвет сутаны кардинала красного цвета.

Кардинал носит поверх сутаны широкий полотняный пояс красного цвета, конец которого свисает вниз.

Кардинальская шапка - один из главных символов облачения кардиналов Римско-католической Церкви. Впервые красная шапка была дарована кардиналам папой римским Иннокентием IV в 1245 году. Красный цвет символизирует готовность пролить её носителя кровь за веру и за Церковь.

Первоначально, только шапка символизировала присвоение человеку сана кардинала, однако впоследствии всё облачение кардиналов стало красным и кардиналов стали называть пурпуроносцы. Изречения «дать кардинальскую шапку» или «получить кардинальскую шапку» означали возвести в достоинство кардинала.

Галеро - самая древняя, плоская, красная шляпа с широкими полями, с которых по сторонам свисают по 15 кисточек. Галеро является геральдическим отличием сана кардинала. Также называются Галерами (множественное число) иные подобные знаки на гербах церковных сановников.

После долгих споров с германским императором папа римский Иннокентий IV бежал в Лион. На Рождество 1245 года во время Первого Лионского собора папа римский назначил 13 новых кардиналов вручивши им впервые новые красные шапки.

Галеро происходит от простой шляпы паломников с широкими полями. В церковной геральдике оно используется с разным числом кисточек и в разных цветах.

Первое время папа римский давал галеро кардиналам при их праздничном назначении. После смерти галеро висит на могиле кардинала пока тело не превратилось в прах. Это служит напоминанием о бренности земного жития.

Биретта - появилась приблизительно в XV-XVI веках. Сегодня она является главным символом кардинальского облачения. Представляет собой четырёхугольную шапку с тремя или четырьмя гребнями наверху, увенчанными помпоном посередине.

Обычно католическая биретта бывает чёрного цвета. Кардинал имеет право носить красную беретту без помпона. Особенности формы и отдельные детали биретты варьируются в зависимости от регионов и времени года.

Священники носили биретту как вне богослужений, так и во время определённых моментов литургии.

Дзуккетто - небольшая камилавка красного цвета, повседневный головной убор кардиналов. Традиционный головной убор клира Римско-католической церкви, а также клира Англиканской церкви. Возник вследствие практической необходимости, а именно для того чтобы содержать тонзуру представителей клира в тепле в зачастую холодных, сырых помещениях церквей.

Продолжил существование, как традиционный головной убор. Состоит из восьми сегментов, сшитых вместе с маленьким хвостиком сверху. Внешне практически идентичен традиционному еврейскому головному убору кипа.


Все члены Римско-католической церкви, посвященные в духовный сан, обязаны носить пилеолус (дзукетто). Цвет пилеолуса определяется рангом его владельца. Пилеолус папы римского белого цвета, кардинала - красный или алый, епископов, территориальных аббатов и территориальных прелатов - фиолетовый, священники и дьяконы носят пилеолус чёрного цвета.

До Второго Ватиканского Собора католическое облачение отличалось большой пышностью, после его окончания пышность заметно сократилась, но среди католиков-традиционалистов сохраняются пышные литургические облачения.

Литургическое облачение кардинала

Сутана (фр. soutane, итал. sottana - юбка, ряса), верхняя длинная одежда католического духовенства, носимая вне богослужения. Застёгивается на пуговицы по центру. По давней традиции пуговиц 33 — по числу земных лет Христа, и на рукавах ещё 5 пуговиц — в знак пяти ран Иисуса. Цвет сутаны зависит от иерархического положения священнослужителя. У кардинала красного цвета.

Ещё одной разновидностью сутаны является дзимарра (итал. zimarra) - основное повседневное облачение католических епископов. Сутана с пришитой накидкой на плечи. Бывает только черного цвета - с красной окантовкой у кардиналов, и фиолетовой (малиновой) - у епископов. В обиходе дзимарра может быть заменена рубашкой с римским воротником и чёрным либо тёмно-серым светским костюмом.

Кардинал в сутане надевает амикт, покрывающий плечи и шею. Возлагая Амикт, он произносит: «Возложи, о Господь, шлем спасения на голову мою, дабы мог я противостоять нападениям диавола». (Амикт - (лат. amicire - «покрывать») - деталь литургического облачения в виде прямоугольника из белой льняной ткани с вышитым крестом в центре и двумя завязками на верхних углах. Амикт покрывает шею и ворот клирика. Размеры амикта - 60 на 80 см.

Поверх сутаны и амикта кардинал надевает альбу, говоря при этом: «Обели меня, О Господь, и очисть сердце моё; дабы, обелённый в Крови Агнца, мог я заслужить награду вечную». (Альба (лат. аlba - «белая») - длинное белое литургическое одеяние католических и лютеранских священников, препоясанное веревкой.

Ношение альбы обязательно для клирика, совершающего литургию. Изготовляется из тонкой льняной, хлопковой или шерстяной ткани. Происходит от древнеримской длинной рубашки, носимой под туникой.

Альбу священник препоясывает вервием. При этом произносится: «Препояшь меня, о Господь, вервием чистоты, и погаси в сердце моём пламя вожделения, дабы добродетели воздержания и целомудрия пребывали во мне».

На левую руку священник надевает манипул, молясь следующим образом: «Да удостоюсь я, о Господь, нести сноп слёз и скорбей, дабы мог я с радостью обрести награду за труды мои».

Манипул - (лат. manipulus - пучок сена) деталь литургического облачения католического священника. Полоса ткани около метра в длину и 5-10 см в ширину с вышитым по центру крестом. Надевается на левую руку во время мессы. Крепится при помощи завязок либо булавок. Изготовляется из шёлка.

Ношение манипула допустимо клириками не ниже иподиакона. Епископ облачается в манипул перед молитвой Confiteor (лат. Исповедую) в алтаре. Прочие священнослужители надевают манипул перед литургией.


На шею священник надевает столу. Молитва при этом такова: «Возроди во мне, о Господь, бессмертие моё, которое утратил я через грех моих прародителей и, пусть недостоен я приблизиться к Твоим Священным Таинствам, всё же дозволь мне заслужить радость вечную».

Стола - элемент литургического облачения католического (и лютеранского) клирика. Шелковая лента 5-10 см в ширину и около 2 метров в длину с нашитыми на концах и в середине крестами. Носится поверх альбы, под далматикой или казулой.

Цвет варьируется в зависимости от времени церковного года. Епископ и священник надевает столу на шею таким образом, чтобы концы её спускались до колен на одном уровне.

Поверх столы надевается казула. При этом совершается моление: «О Господь, рекший «Иго Моё сладко, и бремя Моё легко», даруй мне нести их так, дабы заслужить милость Твою».

Казула - (лат. casula — «плащ») - элемент литургического облачения католического клирика. Главное литургическое облачение епископа и священника. Расшитая риза, схожая с далматикой, но без рукавов. Надевается поверх альбы и столы. Цвет варьируется в зависимости от праздника.

Существуют два покроя казулы: романский и готический. Романский покрой предусматривает использование жёсткой ткани. Казула в этом случае покрывает тело клирика спереди и сзади, оставляя открытыми бока и шею. На казуле вышиваются крест и инициалы Спасителя — IHS («Иисус — Спаситель человека»).


Казула готического покроя покрывает тело клирика со всех сторон и имеет небольшие вырезы для рук и шеи. Спереди и сзади нашивается орнат - полоса с вышитыми крестами. II Ватиканский собор практически отменил использование романского покроя и предписал изготовление готической казулы из лёгких тканей.

Митра, в латинском обряде католической церкви — принадлежность богослужебного литургического облачения высшего католического клира: епископов, архиепископов, митрополитов, кардиналов и папы римского.

Пояс, иначе фашья - (лат. fascia) - деталь облачения католического клирика. Кардинал носит красный муаровый пояс. Носится поверх сутаны или дзимарры.