Презентация "древнегреческая вазопись". Презентация к уроку мхк "скульптура древней греции от архаики до поздней классики" Куросы похожи друг на друга: прямостоящие статичные фигуры с выставленной вперед ногой, руки со сжатыми в кулак ладонями вытянуты вд

СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ОТ АРХАИКИ ДО КЛАССИКИ

Куросы и коры.

Поликлет. Дорифор. Фидий.

Торс богини.

Скопас. Менада.


  • Помимо рельефа, ставшего неотъемлемой частью архитектуры, антропоморфизм греков наиболее полно проявился в монументальной скульптуре. Её отличает естественная, жизненная пластика, доносящая до зрителя радостное мироощущение греческих ваятелей.
  • в период архаики ведущее место занимали куросы и коры.

  • Статуя к у роса – обнаженного шагающего юноши – трактовалась как образец силы, доблести, физического здоровья. Этот атлетический идеал красоты сформировался на стадионах в спортивных состязаниях и отражал в высшей степени целомудренное восприятие человеческой наготы.


  • Подстать куросам безмятежные к о ры – юные девушки, задрапированные в длинную одежду, с устремленным вперед взором и «архаической» улыбкой.
  • Они охраняли вход в древний храм Афины на Акрополе и, как считалось, вызывали у богини особую радость. Главная интрига при создании кор заключалась в том, что однообразные по чертам и выражению лиц, они приобретают неповторимую индивидуальность благодаря драпировкам тканей, складкам одежд, размещению и рисунку узоров на них.

КОРА В ПЕПЛОСЕ. 530 Г. ДО Н.Э. Музей акрополя. Афины.

Сравнивая кору в пеплосе и высокую мраморную кору, можно легко в этом убедиться.

  • Первая кора облачена в шерстяной пеплос, надетый на тонкий льняной хитон. Простая накидка из плотного материала скрывает её плечи, и весь наряд даёт ощущение наивной чистоты и девического простодушия. Свежесть и душевную ясность этого и без того пленительного образа некогда усиливала мажорная цветовая гамма в раскраске скульптуры. В соответствии со вкусом архаики брови и ресницы были синими, глаза и губы – коричневыми, струящиеся по плечам волосы – розовато-красными, края льняного хитона и накидки – зелёными.

  • Совершенно иной типаж – высокая мраморная кора в роскошном, прихотливо задрапированном коротком плаще, сохранившем местами зеленый цвет, сгущающийся до сизого в глубине ниспадающих складок. Левой рукой (ныне утраченной) кора поддерживала струящийся розовато-коричневый хитон с сине-зелёной каймой по краю. Весь это каскад драпировок, созвучный завитым прядям волос, складки одежды, то плавные, то резко обрывающиеся, волнообразно змеящиеся узоры говорят о натуре кокетливой, изворотливой и лукавой. Мерцающее в волосах золото, чёрные брови, красные губы и тронутые прозрачной синевой веки добавляют её внешнему облику игривость и легкомыслие.



  • Во-первых, это хи а зм – поза, при которой перенос тяжести тела на правую ногу влечёт за собой определенные соотношения: правому поднятому бедру соответствует левое поднятое плечо, а левому опущенному бедру –правое опущенное плечо. Возникает крестообразная симметрия: напряжение концентрируется справа снизу и слева сверху, покой – наоборот. Во-вторых, поворот тела и головы в одну сторону. В-третьих, пластика мышц и чёткие грани между грудной клеткой и животом, туловищем и бёдрами. Усиленные блеском бронзы, они дают возможность почти физически осязать костяк фигуры, плоть, кожный покров.

  • В то же время разработанный Поликлетом геометрический канон стал причиной внешней бесстрастности его героев, соответствующий призыву, который прозвучал в стихах поэта Феогнида из Мегар:
  • «Не выдавай лишь лицом, что несчастье тебя удручает».
  • Геометрический канон берет за основу пропорций квадрат, за единицу измерения принимает рост и следует строгим пропорциям туловища, головы, лица, ступней.



  • Упадок городов-государств во второй четверти V в. до н.э. вызвал размывание той почвы, на которой произрастал образ героя с его простым, ясным, гармоничным восприятием бытия.
  • Философ Сократ своим «Я знаю, что я ничего не знаю» выразил тотальную растерянность греков. Трагическое мироощущение и стремление замкнуться в мире личных переживаний обусловили появление в скульптуре поздней классики нового лика красоты, исполненного динамизма и внутреннего накала.

  • Скопас (380-330 гг. до н.э.) изобразил безумную спутницу бога вина Диониса Менаду (IV в. В до н.э.) в момент принесения жертвы. Скопас выбирает тип лица, далёкий от классического совершенства: низкий лоб с глубокой продольной складкой, близко посаженные глаза, резко изогнутые брови, нервная линия рта.
  • Чтобы изобразить шквал эмоций, Скопас использовал небывалые для греческой пластики приёмы. Во-первых, скульптура рассчитана на круговой обзор. Резкий излом тела менады, распахнувшийся хитон, запрокинутая голова, оттянутая тяжёлой копной волос, позволяют ощутить ритм танца, нагнетание страсти. Во-вторых, новое соотношение ткани и плоти – здесь не осталось и следа от классической гармонии одежд, воспринимающихся как «эхо тела», - обеспечивает резкий контраст светотени в драпировках, создающий эффект полного самозабвения в танце.

  • 1. В чём, на ваш взгляд, состоит прелесть архаической скульптуры? Какую роль играет одежда в трактовке образа?
  • 2. Как скульптура позволяет представить мироощущение греков в эпоху ранней, высокой, поздней классики?



КУРОС - в искусстве древнегреческой архаики - статуя юноши-атлета (обычно обнаженного) «Архаический Аполлон» Высота статуи до 3 метров; Воплощали идеал мужской красоты, силы и здоровья; Фигура прямостоящего юноши с выставленной вперёд ногой, руки сжаты в кулаки и вытянуты вдоль тела. Лица лишены индивидуальности; Выставлялись в общественных местах, в близи от храмов;


КОРА (от греч. «девушка») В древнегреческом искусстве статуя прямостоящей девушки, одетой в традиционную греческую одежду. Фигуры кор – воплощение утончённости. Как и у куросов, позы их статичны, движения схематичны, но причёски и наряды проработаны тщательно. И куросов и кор отличает загадочная «архаическая улыбка». VI в. до н. э. Музей Акрополя, Афины




Чернофигурный стиль вазописи Эксекий - крупнейший мастер чернофигурной керамики Ахил и Аякс, играющие в кости Роспись на амфоре из Вульчи гг. до н. э. Этрусский музей, Ватикан








Поликлет Дорифор Хиазм – скульптурный приём передачи скрытого движения в состоянии покоя. В трактате «Канон» Поликлет определил идеальные пропорции человека: голова – 1\7 роста, лицо и кисть руки – 1\10, ступня – 1\6. V в. до н. э. Реконструкция в бронзе с мраморной римской копии Национальный археологический музей, Неаполь




СКОПАС (420 - около 355 гг. до н.э.) Один из первых мастеров греческой классики, отдавший предпочтение мрамору, отказавшись от применения бронзы, излюбленного материала предшествующих мастеров. Отказавшись от свойственного искусству V в. гармонического спокойствия образа, Скопас обратился к передаче движения, сильных душевных переживаний, борьбы страстей. Для воплощения их Скопас использовал динамическую композицию и новые приёмы трактовки деталей, особенно черт лица: глубоко посаженные глаза, складки на лбу и приоткрытый рот. Скопас. Менада. 335 г. до н. э. Римская копия.


Пракситель (около гг. до н. э.) В скульптуре на смену мужественности и суровости образов строгой классики приходит интерес к душевному миру человека, и в пластике находит отражение более сложная и менее прямолинейная его характеристика. В мраморной статуе Праксителя прекрасный юноша Гермес изображен в состоянии покоя и безмятежности. Задумчиво и нежно глядит он на младенца Диониса. На смену мужественной красоте атлета V в. до н.э. приходит красота более изящная, утонченная и более одухотворенная. Гермес с младенцем Дионисом IV в. до н. э. Мрамор. Музей в Олимпии, Греция




Лисипп (гг. до н. э.) Человеческая фигура строится Лисиппом по-новому, в некоем мимолетном аспекте, такой именно, как она представилась (показалась) художнику в данное мгновение и какой она еще не была в предыдущем и уже не будет в последующем. Лисипп был единственным ваятелем, которого Александр Македонский признавал достойным запечатлевать его черты. «


В конце II в. до н. э. работал в Малой Азии ваятель по имени Александр или Агесандр (в надписи на единственной дошедшей до нас статуе его работы сохранились не все буквы). Статуя эта, найденная в 1820 г. на острове Милое (в Эгейском море), изображает Афродиту Венеру и ныне известна всему миру как «Венера Милосская». В этой статуе все так стройно и гармонично, образ богини любви одновременно так царственно величав и так пленительно женствен, так чист весь ее облик и так мягко светится чудесно моделированный мрамор, что кажется нам: резец ваятеля самой великой эпохи греческого искусства не мог бы высечь ничего более совершенного!

«Вазопись Древней Греции» - На вазах изображались охота,битвы,танцы и пр. В Греции процветала вазопись, которая свидетельствует о любви греков к цвету и краскам. В 6 веке в Афинах появился новый стиль росписи греческих сосудов. Древняя Греция. Геометрический стиль. Краснофигурный стиль. Атлет, герой победитель. Излюбленной темой в искусстве Древней Греции был человек.

«Культура Древней Греции» - В школах учили письму, счету, пению и танцам. 8. Изучение новой темы «Театр Диониса» Получение хороших оценок. Найди ошибки в тексте: Скене. Решение исторических задач и головоломок. Культура древней греции. Живопись Школа Архитектура Скульптура Олимпийские игры Театр. 3. Найди ошибки в работе ученика:

«Культура и история Греции» - Людям философского склада открывается суть вещей. В греческих мифах можно провести много параллелей с легендами других народов. Greece. Впечатляют знания древних греков о происхождении Вселенной и человека. Современные скульпторы учатся по шедеврам древнегреческих мастеров. И кажется, что с течением времени ничего не меняется.

«Школы Древней Греции» - Логическая цепочка. II. Хайрете пайдес! В 6 в.до н.э. Пифагор составил таблицу умно-жения. В школах обучались сыновья свободных греков с 7 лет. Содной стороны сти-ло было острым. Школа и наука в Древней Греции. Эратосфен –отец географии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. Древнегреческий алфавит, письменность.

«Культура в Древней Греции» - ПОСЕЙДОН- один из богов-олимпийцев. Боги древней греции. Цель проекта: Древняя греция. Уже монументальные критские дворцы XIX-XVI вв. поражают масштабами. ГЕРМЕС, бог торговли и прибыли. (Видео). За право входить в театр полагалась небольшая сумма. Показать Грецию: Рассказать о литературе, письменности, музыке, религии, театра, архитектуре.

«Олимпийские игры в Древней Греции» - Олимпийские игры. Пятиборье: Бег Прыжки в длину Метания копья Метания диска Борьба. Начало игр. Бег с оружием. Первые Олимпийские игры. Награда -лавровый венок. Родина Олимпийских игр. Победитель становился героям. Кулачный бой. Гонки колесниц. Следующие три дня отводились состязаниям. Спортивные дни.

Всего в теме 19 презентаций

Слайд 1

Слайд 2

В архаический период уже стала складываться особая государственная система, объединяющая затем греческие государства: не единое государство, расширяющееся в стремлении к мировому господству, как на Востоке, а ряд небольших государств в границах, определяемых островной природой и родовой организацией. Каждый греческий полис (город-государство) имел свой диалект, собственных богов и героев, календарь и монету. Доминантой в создании древнего грека – гражданина полиса – являлось ощущение свободы, нарастающее в архаический период, достигшее апогея в классический период и болезненно утрачиваемый в эллинистический.

Слайд 3

Различия в характерах, пристрастиях граждан отдельных полисов вели к соперничеству и самоутверждению древних греков в своем обособленном уголке – полисе. Однако впечатляющим свидетельством принадлежности греков к некоему единству были греко-персидские войны, оборонительные для греков, а также возможность участвовать в Олимпийских играх.

Стадион в Древней Олимпии.

Слайд 4

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ, в античности древнейшие и самые знаменитые из всегреческих игр. Справлялись в честь Зевса Олимпийского через каждые четыре года, летом, в Элиде (области на северо-западе Пелопоннеса) в Священном городе Олимпии у подножия горы Олимп.

Реконструкция храма Зевса в Олимпии.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

В апреле 1896 по инициативе Пьера де Кубертена в Афинах состоялась Первая Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению.

О спорт, ты – мир!

Слайд 9

В период архаики появились все важнейшие тенденции, характерные для зрелого искусства Древней Греции. В это время складывается рабовладельческое общество, в недрах которого появляются первые ростки демократии. Развиваются наука, литература, философское мышление, театр. Наступает время первого расцвета греческого искусства. Складывается греческий архитектурный ордер (система пропорционального соотношения между несомыми и несущими чертами постройки), ставший одним из важнейших элементов архитектурных сооружений последующих столетий.

Слайд 10

Все достижения архитектуры того времени как конструктивные, так и декоративные связаны со строительством храмов. Храм, посвященный богу-покровителю города, строился на деньги

города-полиса, и, таким образом, принадлежал всему обществу. Номинально оставаясь жилищем бога, он служил земным общественным целям: был хранилищем городской казны, художественных ценностей, считавшихся достоянием всего города-полиса. Храм возводился на самом высоком месте, обычно на акрополе, доминируя над городскими постройками, в центре городской площади, служившей местом общественных собраний, празднеств, религиозных шествий.

Слайд 11

В процессе развития греческого храмового зодчества сложилось несколько типов храмов.

Типы греческих храмов. 1 - периптер, 2 - псевдопериптер, 3 - псевдодиптер, 4 - амфипростиль, 5 - простиль, 6 - храм в антах, 7 - толос, 8 - моноптер, 9 - диптер.

Слайд 12

Классическим, наиболее распространенным типом греческого храма стал периптер (что означает "оперенный") - прямоугольный храм, со всех сторон окруженный колоннами.

Слайд 13

В результате длительной эволюции храма сложилась архитектурная система, впоследствии названная ОРДЕРОМ (что означает "порядок"). В узком смысле ордер - это система соотношений между колоннами (несущая часть) и антаблементом (несомая часть).

Слайд 14

Греческий архитектурный ордер состоял из следующих элементов: колонна, поставленная на базу или без базы, стоящая на стилобате -верхней плите каменного основания); колонну украшает капитель, на которую опирается несущая балка - архитрав, вместе с декоративным фризом и карнизом, образующий антаблемент. Двускатная крыша и карниз создали треугольные фронтоны.

Слайд 15

В пору архаики ордер сложился в двух вариантах: дорическом и ионическом

Дорический периптер стоял на каменном основании - стереобате (обычно из трех ступеней). Колонна, украшенная вертикальными желобками - каннелюрами, не имела базы, ее завершала простая по форме круглая подушка - эхин, над ней - квадратная плита - абака. Фриз представлял собой чередование квадратных плит - метопы - и вертикально вытянутых плит - триглифы. Метопы и фронтоны украшались скульптурными рельефами.

Слайд 16

Слайд 19

Слайд 21

Колонны ионического ордера заменялись женскими фигурами - кариатидами.

Портик с кариатидами в Афинском акрополе.

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Греческий архитектурный ордер нашел применение не только в античном зодчестве, но стал основным элементом архитектуры Возрождения, барокко, классицизма.

Восхищаясь мраморной белизной величественных руин древнегреческих святынь, мы забываем, что античные мастера покрывали стены храмов многоцветными росписями. Шедевры греческого зодчества гордились своим полихромным (многоцветным) убранством, блистая на солнце множеством красок: синей, красной, зеленой, золотой. Время уничтожило многоцветный наряд древних храмов, но даже время не властно над совершенством античных сооружений.

Храм Геры в Пестуме

Слайд 25

Скульптура. Эпоха архаики - время рождения греческой монументальной скульптуры. Статуи высекали из различных пород камня, дерева, делали из обожженной глины (терракоты). Наивысшее достижение архаической скульптуры - разработка образа человека в статуях богов и богинь, героев, воинов - куросов, девушек - кор. До середины 6в. до н.э. создавались статуи богов и богинь строго фронтальные, словно застывшие в торжественном покое, условностью абстрактно-геометрических форм напоминающие искусство Древнего Египта.

Слайд 26

Слайд 27

Через все архаическое искусство проходит образ куроса ("курос" - в переводе с греческого - юноша). Высекая из мрамора обнаженную фигуру(по мнению древних греков, совершенство человека можно было раскрыть через целомудренное изображение здоровой наготы, прославляющей природное начало), скульптор стремился подчеркнуть характерные признаки атлетически развитого тела - широкие плечи, узкую талию, крепкие ноги с четко выраженными выступами коленных чашечек, напоминающие столбы. Статуя, которую мастер создавал по заказу жителей города-полиса, должна была выразить представление общества о красоте мужественного и энергичного человека, способного в трудный для города час защитить свою родину от врага, стихии и, может быть, от гнева богов.

Слайд 28

Слайд 29

Самые ранние по времени статуи воинов-куросов отличаются резкой, грубоватой трактовкой форм, замкнутостью, статичность. и строгой фронтальностью изображения. К середине 6в. на устах куроса появляется улыбка, характерная для скульптурных изображений того времени, получившая название "архаической". Со второй половины 6в. до н.э. заметен интерес к пропорциям тела человека, стремление к передаче реального человеческого образа. Одним из достижений архаической скульптуры стали статуи девушек-кор в нарядных одеждах, найденные в афинском акрополе.

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

По сравнению с геометрическим стилем гомеровского периода в вазописи орнамент уступает сюжетно-повествовательным изображениям. В росписи на вазах в 7веке мастера используют контурный рисунок белой и пурпурной красками. Построение композиции - фризовое. Фризы идущих друг за другом изображений животных, людей чередовались с орнаментом. Такое размещение изображений делало росписи похожими на восточные ковры. Вот почему этот стиль вазописи называют "ковровым".

Бой греческих фаланг.

Слайд 34

В конце 7в. до н.э. ковровый стиль вытесняется чернофигурным, достигшим своего высочайшего расцвета в 6в. до н.э.

Чернофигурная амфора. Ахилл с телом убитого им Гектора. На оранжево-красном фоне обожженной глины, свободном от орнамента, четко выделяются фигуры людей, изображенные черным лаком. Детали прорисовывались процарапанными линиями или красками, белой и пурпурной.

Слайд 35

Наибольшей известностью пользовались афинские мастера. Подписи на вазах, свидетельствующие о высокой оценке искусства керамики современниками, знакомят нас с десятками талантливых мастеров. Крупнейшим мастером чернофигурной вазописи был Эксекий, живший во второй половине 6в. до н.э. Любимые темы мастеров чернофигурной вазописи - мифологические сюжеты, сцены гомеровского эпоса. Чернофигурная техника прекрасно справлялась с задачами украшения ваз, но условный плоскостный характер изображения ограничивал художников в передаче движения. Изысканная декоративность росписи, несколько мешающая реалистической передаче образов - черта, свойственная искусству архаики.

Слайд 36

Эксекий. Килик "Дионис, плывущий по морю". На внешней стороне этого сосуда изображены сцены битв и глаз, который должен был уберечь пьющего от сглаза. Дни килика расписано на мифологический сюжет. Эксекий использует легенду о том, как незадачливые пираты похитили бога Диониса, не зная, что похищенный - бог, и собирались продать его в рабство. Корабль вышел в открытое море, и вдруг вино полилось по палубе, мачту обвила виноградная лоза, сочные кисти винограда склонились над парусом,

Слайд 37

В это время складывается рабовладельческое общество, в недрах которого появляются первые ростки демократии. Развиваются наука, литература, философское мышление, театр. Наступает время первого расцвета греческого искусства. Эпоха архаики - время рождения греческой монументальной скульптуры.. Период архаики - время расцвета художественных ремесел, особенно вазописи.

Слайд 38

Домашнее задание:

Рассказать об основных достижениях культуры периода архаики: вазописи архитектуре скульптуре театре Прочитать «Илиаду» или «Одиссею» Гомера Презентация по теме урока.