Жизненные принципы идеалы мораль фамусова. Сочинение на тему: Жизненные идеалы фамусовского общества в комедии Горе от ума Грибоедов
Каким обнаруживает себя Молчалин во время диалога с Чацким? Как он себя ведет и что дает ему право так себя вести?
Молчалин циничен и откровенен с Чацким относительно своих жизненных воззрений. Он разговаривает, с его точки зрения, с неудачником («Вам не дались чины, по службе неуспех?»), дает советы съездить к Татьяне Юрьевне, искренне удивляется резким отзывам Чацкого о ней и Фоме Фомиче, который «при трех министрах был начальник отделенья». Его снисходительный, даже поучительный тон, а также рассказ о завещании отца объясняются тем, что он не зависит от Чацкого, что Чацкий при всех своих талантах не пользуется поддержкой фамусовского общества, потому что их взгляды резко отличаются. И, конечно, немалое право так вести себя в разговоре с Чацким дает Молчалину его успех у Софьи. Принципы жизни Молчалина могут показаться только смешными («угождать всем людям без изъятья», иметь два таланта — «умеренность и аккуратность», «ведь надобно ж зависеть от других»), но известная дилемма «Смешон или страшен Молчалин?» в этой сцене решается — страшен. Молчалин заговорил и высказал свои взгляды.
Каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества?
Анализируя монологи и диалоги героев во втором действии, мы уже касались идеалов фамусовского общества. Некоторые принципы выражены афористично: «И награжденья брать, и весело пожить», «Мне только бы досталось в генералы!». Идеалы гостей Фамусова выражены в сценках их приезда на бал. Вот княгиня Хлестова, хорошо зная цену Загорецкому («Лгунишка он, картежник, вор / Я было от него и двери на запор…»), принимает его, потому что он «мастер угодить», достал в подарок ей арапку-девку. Жены подчиняют своей воле мужей (Наталья Дмитриевна, молодая дама), муж-мальчик, муж-слуга становится идеалом общества, стало быть, и у Молчалина намечаются хорошие перспективы войти в эту категорию мужей и сделать карьеру. Все они стремятся к родству с богатыми и знатными. Человеческие качества не ценятся в этом обществе. Истинным злом дворянской Москвы стала галломания.
Почему возникла и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого? Почему гости Фамусова так охотно поддерживают эту сплетню?
Возникновение и распространение сплетни о сумасшествии Чацкого — очень интересная в драматургическом отношении серия явлений. Сплетня возникает на первый взгляд случайно. Г. Н., уловив настроение Софьи, спрашивает ее, как она нашла Чацкого. «Он не в своем уме». Что имела в виду Софья, находясь под впечатлением только что закончившегося разговора с героем? Вряд ли вкладывала в свои слова прямой смысл. Но собеседник понял именно так и переспросил. И вот тут-то в голове Софьи, оскорбленной за Молчалина, возникает коварный замысел. Большое значение для объяснения этой сцены имеют ремарки к дальнейшим репликам Софьи: «помолчав, смотрит на него пристально, в сторону». Ее дальнейшие реплики уже направлены на сознательное внедрение этой мысли в голову светских сплетников. Она уже не сомневается, что пущенный слух будет подхвачен и обрастет подробностями.
Готов он верить!
А, Чацкий! любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себе примерить?
Слух о сумасшествии распространяется с поразительной быстротой. Начинается череда «маленьких комедий», когда каждый вкладывает в эту новость свой смысл, пытается дать свое объяснение. Кто-то говорит с неприязнью о Чацком, кто-то сочувствует ему, но все верят, потому что его поведение и его взгляды неадекватны нормам, принятым в этом обществе. В этих комедийных сценках блестяще раскрываются характеры персонажей, составляющих фамусовский круг. Загорецкий дополняет новость на ходу придуманным враньем, что дядя-плут упек Чацкого в желтый дом. Верит и графиня-внучка, ей суждения Чацкого показались безумными. Смешон диалог о Чацком графини-бабушки и князя Тугоуховского, которые из-за глухоты своей многое прибавляют к пущенному Софьей слуху: «окаянный вольтерьянец», «переступил закон», «в пусурманах он» и т. д. Затем комические миниатюры сменяются массовой сценой (действие третье, явление XXI), где почти все признают Чацкого за сумасшедшего.
Объясните смысл и определите значение монолога Чацкого о французике из Бордо.
Монолог «Французик из Бордо» — важная сцена в развитии конфликта между Чацким и фамусовским обществом. После того как герой вел разговоры отдельно с Молчалиным, Софьей, Фамусовым, его гостями, в которых обнаружилось резкое противостояние взглядов, здесь он произносит монолог перед всем обществом, собравшимся на балу в зале. Все уже поверили в слух о его сумасшествии и потому ждут от него явно бредовых речей и странных, быть может агрессивных, поступков. Именно в таком ключе и воспринимаются гостями речи Чацкого с осуждением космополитизма дворянского общества. Парадоксально, что герой высказывает здравые, патриотические мысли («рабское слепое подражанье», «умный бодрый наш народ»; кстати, осуждение галломании порой звучит и в речах Фамусова), его принимают за безумного и покидают его, перестают слушать, старательно кружатся в вальсе, старики разбредаются по карточным столикам.
Комедия "Горе от ума" была восторженно встречена революционно настроенными дворянами. Она отражала жизнь России, дух эпохи, разоблачала состояние русского общества, В основу комедии Грибоедовым было положено столкновение взглядов декабристов с реакционной массой дворянства. В своем произведении Грибоедов поставил рад важнейших проблем: проблему крепостного права и взаимоотношение дворян-помещиков и крепостного крестьянства, проблему государственной службы, просвещения и культуры, ложного и истинного патриотизма. 5га проблематика придала комедии острый политический характер.
«Скопище уродов общества, из которых каждый окарикатурил какое-нибудь мнение, правило, мысль, извративши по своему законный смысл их...» (Гоголь).
Грибоедов - реалист вывел на сцену целую толпу обитателей дворянской Москвы. Это «тузы», как они гордо зовут себя, богатые и знатные вельможи. Они славятся не только своими заслугами на служебном поприще, не отличным выполнением гражданского долга, не орденами и ранами, полученными на полях сражений. Нет! Мы знаем, что некую Татьяну Юрьевну здесь уважают за то, что она
Балы дает нельзя богаче
От рождества и до поста
И летом праздники на даче.
Рисуя себе идеалы человека, у которого следует учиться жить, Фамусов говорит:
Он не то на серебре,
На золоте едал, сто человек к услугам,
Весь в орденах, езжал-то вечно цугом.
Богатство для них - главное,
Будь плохонький, но если наберется
Душ тысячи две родовых
Тот и жених.
К людям беднее себя они относились с презрением. Они могут «допустить» до себя бедняка, если он им нужен, но никогда не упустят случая надменно упрекнуть его:
«Безродного пригрел и ввел в мое семейство.
Дал чин асессора и взял в секретари
В Москву переведен через мое содейство,
И будь не я, коптел бы ты в Твери» -
напоминает Фамусов Молчалину.
Московское дворянство - это кружок тесно связанных между собой знакомых людей. Связи помогают им вершить дела, получать новые чины и должности. Здесь выручают, но только «родного человека», здесь ездят в гости к Татьяне Юрьевне, но больше потому, что
Чиновные и должностные -
Все ей друзья и все родные.
Продвигаются же по службе здесь лишь для того, чтобы
И награжденье брать и весело пожить.
С восторгом рассказывает Фамусов молодым людям о вельможе Максиме Петровиче, который служил еще при Екатерине. Это идеал всего дворянского общества. Максим Петрович, добиваясь места при дворе, не проявил никаких деловых достоинств или талантов, а лишь, как остроумно замечает Чацкий «отважно жертвовал затылком», т. е. падал в угоде императрице, и прославился тем, что у него часто «гнулась шея» в поклонах.
И многие посетители дома Фамусова создают себе почет и богатство таким же образом, как этот старый вельможа.
«Кому нужда, тем спесь в пыли,
А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели».
Например, Репетилов для того чтобы занять свое место в обществе, то же использовал обходные пути:
«Барон фон Клаз в министры метил,
А я -
К нему в зятья шел напрямик».
А Скалозуб? Из его рассказа мы узнаем, что он в августе 1813 г. «засел в траншею», т.е. по-видимому, отсиживался в укрытии. После столь «блестящего» воинского подвига Скалозуб не только получил орден «на шею», но вот-вот ждет производства в генералы. И здесь он надеется не на свои заслуги, а на причины совсем иные:
«Вакансии как раз открыты,
То старших выключат иных,
Другие, смотришь перебиты».
Московское высшее дворянство живет однообразно и не интересно. Зайдем в дом Фамусова. Здесь каждый день собираются гости. Чем же они заняты? Ужин, игра в карты, разговоры о деньгах и нарядах, сплетни. Здесь все знают о других: завидуют успехам, злорадно отмечают промахи. Чацкий еще не появился, а здесь уже злословят о его неудачах по службе. Княгиня Тугоуховская завидует княгине Хрюминой, а графиня Хрюмина «зла на весь свет», Хлесгова затевает ссору с Фамусовым и Скалозубом.
С каким удовольствием ухватились эти скучающие сплетники за выдумку Софьи о сумасшествии Чацкого. Слух мгновенно разносится по комнатам, сплетню подхватывают и раздувают люди, даже не знающие, не видевшие Чацкого.
Вот их мелкие мыслишки и нелепые выдумки. Оказывается сошел с ума потому, что
По матушке пошел, по Анне Алексеевне,
Покойница с ума сходила 8 раз.
Он якобы пил шампанское «стаканами», "бутылками-с" и пребольшими и «бочками сороковыми». А какую осведомленность в чужих делах проявляют эта скучающие бездельники! Бойкий разговор переходит в спор - но о чем? Да, конечно же, о богатстве Чацкого. Сколько у него крепостных душ? Разъяренная Хлестова отчеканивает:
«Нет, триста - уж чужих имений мне не знать!»
Есть ли в их головах другие сведения, кроме чужих богатств? Нет, никто из них газет не читает, а если и попадается им печатное слово, то сколько злых мыслей оно вызовет!
Просвещенность для них - чума, опасность, угрожающая привычным устроям жизни. Фамусов говорит с ненавистью:
«Ученье - вот чума, ученость - вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел и мнений», -
и заканчивает свою мысль категорическим требованием:
«...нет! уж коли не пресечь:
Собрать все книги бы да сжечь!»
Московские дворяне спесивы и надменны. Свысока относятся он к людям беднее себя. Но особенно презрение слышится в репликах, обращенных к крепостным. Они «фильки», «фомки», «чурбаны», «ленивые тетери». С ними один разговор
«В работу вас! На поселенье вас!»
Дворяне не видят в своих слугах людей, подобных себе Тем более это относится к людям другой расы. Рассказывая о своей покупке, Хлесгова забывает, что она приобрела не зверюшку, а человека:
«Какая у меня арапка для услуг:
Курчавая! Горбом лопатки!
Сердитая! Все кошечьи ухватки!
Ведь создал же господь такое племя!
Черт сущий».
А в монологе «А судьи кто?» Чацкий с возмущением рассказывает, как дворяне, «разливаясь в пирах и мотовстве» распоряжаются жизнью своих крепостных. Вот портрет крепостника:
«Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его спасали, вдруг
На них он выменял борзые три собаки!!!»
Московские дворяне кичатся своим патриотизмом, своей любовью к родному городу, к своей стране Фамусов восторженно рассказывает Скалозубу об «особом отпечатке на всех московских». Но мы замечаем, что как раз русского, простого и естественного в них мало. Наоборот, все в них, начиная от их полурусского языка, нарядов «с тафтицей, бархатицем и дымкой» да их отношение к своему народу, глубоко чуждо русскому. Девицы поют французские романсы, читают французские книги, русские имена на иностранный лад в Москве.
«Дверь отперта для званых и незваных,
Особенно из иностранных».
Сомкнутым строем фамусовцы выступают против всего нового, передового. Вот с раздражением рассказывает Скалозуб о своем двоюродном брате, который
«крепко набрался каких-то новых правил,
Чин следовал ему, он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать».
Это поведение «не исправно» по мнению Фамусова и Скалозуба. Они и сами полиберальничать могут, но коренных изменений боятся:
«Не то, чтоб новизны вводили - никогда,
Спаси нас, боже! Нет».
И когда Чацкий осмелился «гласно» объявить пять-шесть мыслей «здравых», как напугался старый барин Фамусов! Он назвал Чацкого «опасным человеком», а мысли его «завиральными идеями». Для него, воспитанного в духе Максимов Петровичей, в минувшем 18 веке, век 19 кажется опасным временем. В каждом похожем на него человеке, Фамусов видит «карбонара», «фармазона», «вольтерьянца».
Членов фамусовского общества много, в каждом из них есть свои личные черты, но всех их объединяют в один лагерь идеалы «И награжденье брать и весело пожить», «И золотой мешок и метит в генералы!», консерватизм, косность, боязнь нового, страх перед передовыми людьми.
Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.
Проблема ума в комедии
А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.
Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.
Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.
Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова
Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».
Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам».
Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.
Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.
Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».
Семейные ценности Чацкого и Фамусова
Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».
Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.
Выводы
Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.
Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»
Тест по произведению