Жизненные принципы идеалы мораль фамусова. Сочинение на тему: Жизненные идеалы фамусовского общества в комедии Горе от ума Грибоедов

Каким обнаруживает себя Молчалин во время диалога с Чацким? Как он себя ведет и что дает ему право так себя вести?

Молчалин циничен и откровенен с Чац­ким относительно своих жизненных воз­зрений. Он разговаривает, с его точки зре­ния, с неудачником («Вам не дались чи­ны, по службе неуспех?»), дает советы съездить к Татьяне Юрьевне, искренне удивляется резким отзывам Чацкого о ней и Фоме Фомиче, который «при трех министрах был начальник отделенья». Его снисходительный, даже поучитель­ный тон, а также рассказ о завещании от­ца объясняются тем, что он не зависит от Чацкого, что Чацкий при всех своих та­лантах не пользуется поддержкой фаму­совского общества, потому что их взгляды резко отличаются. И, конечно, немалое право так вести себя в разговоре с Чацким дает Молчалину его успех у Софьи. Прин­ципы жизни Молчалина могут показаться только смешными («угождать всем людям без изъятья», иметь два таланта — «уме­ренность и аккуратность», «ведь надобно ж зависеть от других»), но известная ди­лемма «Смешон или страшен Молчалин?» в этой сцене решается — страшен. Молча­лин заговорил и высказал свои взгляды.

Каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества?

Анализируя монологи и диалоги героев во втором действии, мы уже касались идеалов фамусовского общества. Некото­рые принципы выражены афористично: «И награжденья брать, и весело пожить», «Мне только бы досталось в генералы!». Идеалы гостей Фамусова выражены в сценках их приезда на бал. Вот княгиня Хлестова, хорошо зная цену Загорецкому («Лгунишка он, картежник, вор / Я было от него и двери на запор…»), принимает его, потому что он «мастер угодить», дос­тал в подарок ей арапку-девку. Жены под­чиняют своей воле мужей (Наталья Дмит­риевна, молодая дама), муж-мальчик, муж-слуга становится идеалом общества, стало быть, и у Молчалина намечаются хорошие перспективы войти в эту катего­рию мужей и сделать карьеру. Все они стремятся к родству с богатыми и знатны­ми. Человеческие качества не ценятся в этом обществе. Истинным злом дворян­ской Москвы стала галломания.

Почему возникла и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого? Почему гости Фамусова так охотно поддерживают эту сплетню?

Возникновение и распространение сплет­ни о сумасшествии Чацкого — очень инте­ресная в драматургическом отношении серия явлений. Сплетня возникает на пер­вый взгляд случайно. Г. Н., уловив на­строение Софьи, спрашивает ее, как она нашла Чацкого. «Он не в своем уме». Что имела в виду Софья, находясь под впечат­лением только что закончившегося разго­вора с героем? Вряд ли вкладывала в свои слова прямой смысл. Но собеседник понял именно так и переспросил. И вот тут-то в голове Софьи, оскорбленной за Молчали­на, возникает коварный замысел. Боль­шое значение для объяснения этой сцены имеют ремарки к дальнейшим репликам Софьи: «помолчав, смотрит на него при­стально, в сторону». Ее дальнейшие реп­лики уже направлены на сознательное внедрение этой мысли в голову светских сплетников. Она уже не сомневается, что пущенный слух будет подхвачен и обрас­тет подробностями.

Готов он верить!

А, Чацкий! любите вы всех в шуты рядить,

Угодно ль на себе примерить?

Слух о сумасшествии распространяется с поразительной быстротой. Начинается череда «маленьких комедий», когда каж­дый вкладывает в эту новость свой смысл, пытается дать свое объяснение. Кто-то го­ворит с неприязнью о Чацком, кто-то со­чувствует ему, но все верят, потому что его поведение и его взгляды неадекват­ны нормам, принятым в этом обществе. В этих комедийных сценках блестяще рас­крываются характеры персонажей, со­ставляющих фамусовский круг. Загорец­кий дополняет новость на ходу придуман­ным враньем, что дядя-плут упек Чацкого в желтый дом. Верит и графиня-внучка, ей суждения Чацкого показались безум­ными. Смешон диалог о Чацком графи­ни-бабушки и князя Тугоуховского, ко­торые из-за глухоты своей многое при­бавляют к пущенному Софьей слуху: «окаянный вольтерьянец», «переступил закон», «в пусурманах он» и т. д. Затем комические миниатюры сменяются массо­вой сценой (действие третье, явление XXI), где почти все признают Чацкого за сумасшедшего.

Объясните смысл и определите значение мо­нолога Чацкого о французике из Бордо.

Монолог «Французик из Бордо» — важ­ная сцена в развитии конфликта между Чацким и фамусовским обществом. После того как герой вел разговоры отдельно с Молчалиным, Софьей, Фамусовым, его гостями, в которых обнаружилось резкое противостояние взглядов, здесь он произ­носит монолог перед всем обществом, со­бравшимся на балу в зале. Все уже пове­рили в слух о его сумасшествии и потому ждут от него явно бредовых речей и стран­ных, быть может агрессивных, поступков. Именно в таком ключе и воспринимаются гостями речи Чацкого с осуждением кос­мополитизма дворянского общества. Па­радоксально, что герой высказывает здра­вые, патриотические мысли («рабское слепое подражанье», «умный бодрый наш народ»; кстати, осуждение галломании порой звучит и в речах Фамусова), его принимают за безумного и покидают его, перестают слушать, старательно кружат­ся в вальсе, старики разбредаются по кар­точным столикам.

Комедия "Горе от ума" была восторженно встречена революционно настроенными дворянами. Она отражала жизнь России, дух эпохи, разоблачала состояние русского общества, В основу комедии Грибоедовым было положено столкновение взглядов декабристов с реакционной массой дворянства. В своем произведении Грибоедов поставил рад важнейших проблем: проблему крепостного права и взаимоотношение дворян-помещиков и крепостного крестьянства, проблему государственной службы, просвещения и культуры, ложного и истинного патриотизма. 5га проблематика придала комедии острый политический характер.

«Скопище уродов общества, из которых каждый окарикатурил какое-нибудь мнение, правило, мысль, извративши по своему законный смысл их...» (Гоголь).

Грибоедов - реалист вывел на сцену целую толпу обитателей дворянской Москвы. Это «тузы», как они гордо зовут себя, богатые и знатные вельможи. Они славятся не только своими заслугами на служебном поприще, не отличным выполнением гражданского долга, не орденами и ранами, полученными на полях сражений. Нет! Мы знаем, что некую Татьяну Юрьевну здесь уважают за то, что она

Балы дает нельзя богаче
От рождества и до поста
И летом праздники на даче.

Рисуя себе идеалы человека, у которого следует учиться жить, Фамусов говорит:

Он не то на серебре,
На золоте едал, сто человек к услугам,
Весь в орденах, езжал-то вечно цугом.
Богатство для них - главное,
Будь плохонький, но если наберется
Душ тысячи две родовых
Тот и жених.

К людям беднее себя они относились с презрением. Они могут «допустить» до себя бедняка, если он им нужен, но никогда не упустят случая надменно упрекнуть его:

«Безродного пригрел и ввел в мое семейство.
Дал чин асессора и взял в секретари
В Москву переведен через мое содейство,
И будь не я, коптел бы ты в Твери» -

напоминает Фамусов Молчалину.

Московское дворянство - это кружок тесно связанных между собой знакомых людей. Связи помогают им вершить дела, получать новые чины и должности. Здесь выручают, но только «родного человека», здесь ездят в гости к Татьяне Юрьевне, но больше потому, что

Чиновные и должностные -
Все ей друзья и все родные.

Продвигаются же по службе здесь лишь для того, чтобы

И награжденье брать и весело пожить.

С восторгом рассказывает Фамусов молодым людям о вельможе Максиме Петровиче, который служил еще при Екатерине. Это идеал всего дворянского общества. Максим Петрович, добиваясь места при дворе, не проявил никаких деловых достоинств или талантов, а лишь, как остроумно замечает Чацкий «отважно жертвовал затылком», т. е. падал в угоде императрице, и прославился тем, что у него часто «гнулась шея» в поклонах.

И многие посетители дома Фамусова создают себе почет и богатство таким же образом, как этот старый вельможа.

«Кому нужда, тем спесь в пыли,
А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели».

Например, Репетилов для того чтобы занять свое место в обществе, то же использовал обходные пути:

«Барон фон Клаз в министры метил,
А я -
К нему в зятья шел напрямик».

А Скалозуб? Из его рассказа мы узнаем, что он в августе 1813 г. «засел в траншею», т.е. по-видимому, отсиживался в укрытии. После столь «блестящего» воинского подвига Скалозуб не только получил орден «на шею», но вот-вот ждет производства в генералы. И здесь он надеется не на свои заслуги, а на причины совсем иные:

«Вакансии как раз открыты,
То старших выключат иных,
Другие, смотришь перебиты».

Московское высшее дворянство живет однообразно и не интересно. Зайдем в дом Фамусова. Здесь каждый день собираются гости. Чем же они заняты? Ужин, игра в карты, разговоры о деньгах и нарядах, сплетни. Здесь все знают о других: завидуют успехам, злорадно отмечают промахи. Чацкий еще не появился, а здесь уже злословят о его неудачах по службе. Княгиня Тугоуховская завидует княгине Хрюминой, а графиня Хрюмина «зла на весь свет», Хлесгова затевает ссору с Фамусовым и Скалозубом.

С каким удовольствием ухватились эти скучающие сплетники за выдумку Софьи о сумасшествии Чацкого. Слух мгновенно разносится по комнатам, сплетню подхватывают и раздувают люди, даже не знающие, не видевшие Чацкого.

Вот их мелкие мыслишки и нелепые выдумки. Оказывается сошел с ума потому, что

По матушке пошел, по Анне Алексеевне,
Покойница с ума сходила 8 раз.

Он якобы пил шампанское «стаканами», "бутылками-с" и пребольшими и «бочками сороковыми». А какую осведомленность в чужих делах проявляют эта скучающие бездельники! Бойкий разговор переходит в спор - но о чем? Да, конечно же, о богатстве Чацкого. Сколько у него крепостных душ? Разъяренная Хлестова отчеканивает:

«Нет, триста - уж чужих имений мне не знать!»

Есть ли в их головах другие сведения, кроме чужих богатств? Нет, никто из них газет не читает, а если и попадается им печатное слово, то сколько злых мыслей оно вызовет!

Просвещенность для них - чума, опасность, угрожающая привычным устроям жизни. Фамусов говорит с ненавистью:

«Ученье - вот чума, ученость - вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел и мнений», -

и заканчивает свою мысль категорическим требованием:

«...нет! уж коли не пресечь:
Собрать все книги бы да сжечь!»

Московские дворяне спесивы и надменны. Свысока относятся он к людям беднее себя. Но особенно презрение слышится в репликах, обращенных к крепостным. Они «фильки», «фомки», «чурбаны», «ленивые тетери». С ними один разговор

«В работу вас! На поселенье вас!»

Дворяне не видят в своих слугах людей, подобных себе Тем более это относится к людям другой расы. Рассказывая о своей покупке, Хлесгова забывает, что она приобрела не зверюшку, а человека:

«Какая у меня арапка для услуг:
Курчавая! Горбом лопатки!
Сердитая! Все кошечьи ухватки!
Ведь создал же господь такое племя!
Черт сущий».

А в монологе «А судьи кто?» Чацкий с возмущением рассказывает, как дворяне, «разливаясь в пирах и мотовстве» распоряжаются жизнью своих крепостных. Вот портрет крепостника:

«Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его спасали, вдруг
На них он выменял борзые три собаки!!!»

Московские дворяне кичатся своим патриотизмом, своей любовью к родному городу, к своей стране Фамусов восторженно рассказывает Скалозубу об «особом отпечатке на всех московских». Но мы замечаем, что как раз русского, простого и естественного в них мало. Наоборот, все в них, начиная от их полурусского языка, нарядов «с тафтицей, бархатицем и дымкой» да их отношение к своему народу, глубоко чуждо русскому. Девицы поют французские романсы, читают французские книги, русские имена на иностранный лад в Москве.

«Дверь отперта для званых и незваных,
Особенно из иностранных».

Сомкнутым строем фамусовцы выступают против всего нового, передового. Вот с раздражением рассказывает Скалозуб о своем двоюродном брате, который

«крепко набрался каких-то новых правил,
Чин следовал ему, он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать».

Это поведение «не исправно» по мнению Фамусова и Скалозуба. Они и сами полиберальничать могут, но коренных изменений боятся:

«Не то, чтоб новизны вводили - никогда,
Спаси нас, боже! Нет».

И когда Чацкий осмелился «гласно» объявить пять-шесть мыслей «здравых», как напугался старый барин Фамусов! Он назвал Чацкого «опасным человеком», а мысли его «завиральными идеями». Для него, воспитанного в духе Максимов Петровичей, в минувшем 18 веке, век 19 кажется опасным временем. В каждом похожем на него человеке, Фамусов видит «карбонара», «фармазона», «вольтерьянца».

Членов фамусовского общества много, в каждом из них есть свои личные черты, но всех их объединяют в один лагерь идеалы «И награжденье брать и весело пожить», «И золотой мешок и метит в генералы!», консерватизм, косность, боязнь нового, страх перед передовыми людьми.

Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.

Проблема ума в комедии

А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам».

Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Выводы

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению