Анализ 3 эпизода горе от ума. Конспект урока на тему: "Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова»

Разделы: Литература

Уроки развития речи занимают одно из самых важных мест в системе преподавания литературы в 9-м классе. Подготовка к сочинению-анализу эпизода – наиболее сложный вид работы, так как ученики впервые пишут сочинение данного жанра. Поэтому необходимо, чтобы урок прошел ярко, наглядно, познавательно, целенаправленно.

Цели урока:

  • Обучающие – ученикам необходимо усвоить структуру плана-анализа эпизода и систематизировать материал к сочинению;
  • Развивающие – урок литературы должен способствовать развитию монологической речи учеников, умения высказывать собственную точку зрения, работы с текстом; общению в группе, творческому воображению;
  • Воспитывающие – урок предполагает воспитание эстетического чувства учеников средствами поэтического языка, художественного чтения, музыки, артистической игры.

Оборудование и материалы к уроку:

ХОД УРОКА

Звучит вальс Штрауса. На фоне медленной музыки учитель читает стихи Е. П. Ростопчиной “Искушение”.

Двенадцать бьет, двенадцать бьет!..
О, балов час блестящий, –
Как незаметен твой приход
Среди природы спящей!
Как здесь, в безлюдной тишине,
В светлице безмятежной,
Ты прозвучал протяжно мне,
Беззывно, безнадежно!

И мне представилось: теперь танцуют там,
На дальней родине, навек избранной мною...
Рисуются в толпе наряды наших дам,
Их ткани легкие с отделкой щегольскою;
Ярчей наследственных алмазов там блестят
Глаза бесчетные, весельем разгоревшись;
Опередив весну, до время разгоревшись,
Там свежие цветы свой сыплют аромат...
Красавицы летят, красавицы порхают,
Их вальсы Ланнера и Штрауса увлекают
Неодолимою игривостью своей...
И все шумнее бал и танцы все живей!

Всем женским склонностям покорна я вполне;
Я только женщина, – гордиться тем готова,
Я бал люблю!.. отдайте балы мне!

Под музыку в класс входят несколько пар в бальных костюмах, становятся кругом, одна пара танцует вальс.

Слово учителя.

Сегодня мы приглашены с вами на бал в доме Фамусова, на котором один из гостей скажет:

Ну, бал! Ну, Фамусов!
Умел гостей созвать!

Наша первая с вами задача – понять, почему с такой иронией были произнесены эти слова, что произошло на балу. Анализируя эпизод комедии Грибоедова, вспомним, как такого вида работу выполняли на уроках, соберем материал для сочинения – анализа эпизода, с жанром которого мы впервые с вами будем работать.

Беседа с классом о плане урока. На доске написано слово эпизод .

На какие вопросы нам нужно будет ответить при анализе эпизода?

В результате ответов на доске возникает схема.

Постараемся ответить на вопросы, поставленные вами для анализа эпизода. Каково же место эпизода “Бал в доме Фамусова” в комедии Грибоедова?

Ученики: – Кульминация произведения в развитии конфликта.

Учитель: – Докажите на развитии сюжетной линии, что это кульминация произведения и на развитии основной мысли произведения.

Ученик: – По сюжету комедии и развитии любовной истории Чацкий на балу хочет узнать, кого любит Софья.

Ученик: – Чацкий на балу узнает, что Софья любит Молчалина.

Развитие конфликта между Чацким и фамусовским обществом также достигает своей наивысшей точки: общество отвергает Чацкого.

Запись на выданных листах вывода.

Учитель: – Вспомним, как начинался конфликт Чацкого с фамусовским обществом, по каким вопросам разошлись Чацкий и Фамусов?

Ученик: – Служба, чинопочитание, времяпрепровождение, отношение к иностранщине, к крепостным, к учению.

Проведем словесную дуэль, вспомним цитаты из речей Чацкого и Фамусова по перечисленным темам.

Учитель: – Конфликт завязался. Какое же он будет иметь продолжение?

Звучит музыка. Мы снова в гостиной Фамусова. Инсценирование явлений 5, 6, 7, 8, 10.

Учитель: – Мы посмотрели не весь эпизод бала, а только одну его часть, первую. Как ее озаглавить? Работаем над композицией, делаем записи на листах.

Ученик: – 1) Конфликт Чацкого с гостями бала.

Учитель: – Сколько будет еще частей в эпизоде?

Ученики: – Еще 2 части.

2) Слух о сумасшествии.

3) Приговор.

Учитель: – Проанализируем I часть: Чацкий и гости, это начало бала. Спокойным ли Чацкий приходит на бал? Каково его состояние?

Ученик: – Чацкий взволнован тем, что Софья его не любит, и пытается выяснить, кто его соперник. Раздражен из-за разговора с Фамусовым. И это раздражение усиливается при встрече с гостями.

Учитель: – Понаблюдаем развитие конфликта между Чацким и гостями и отметим художественные приемы комедии, помогающие изобразить данный конфликт. Какие вы знаете приемы смешного?

Ученик:

1) ирония – скрытая насмешка;

2) сатира – высмеивание человеческих пороков;

4) гротеск – сочетание в фантастической форме уродливого и смешного;

5) сарказм – едкая насмешка с обличительным смыслом.

Учитель после ответов открывает доску с записями.

Учитель: – Какие из названных приемов использованы в комедии Грибоедова?

Ученик: – Ирония, сатира, сарказм.

Учитель: – Распределимся на 4 группы и проанализируем, в чем выразился конфликт между Чацким и гостями в первой части. Для этого мы должны заполнить таблицу на листке цитатами и определить, какой художественный прием использует Грибоедов в каждой сцене. (Ученики работают по группам и заполняют следующую таблицу на листе.)

Гости бала. Конфликт. Приемы

Чацкий Горичи
“А кто любезный друг велит тебе быть праздным? В полк эскадрон дадут”. Ирония “Платон Михайлович здоровьем очень слаб”.
“Теперь, брат, я не тот”.

Тугоуховские

Чацкий представлен как жених, но небогатый. Ирония – Богат?
– О, нет.
– Князь, князь, назад.

Хрюмины

“Несчастные! Должны ль упреки несть от подражательниц модисткам?”. Сатира – На ком жениться мне?
– В чужих краях на ком?..
Там женятся … с искусницами модных лавок.

Хлестова

“Не поздоровится от эдаких похвал”. Сарказм “… мне и сестре Прасковье двоих арапченков на ярмарке достал… дай бог ему здоровья”.

Ученики защищают свои работы перед классом, вместе делаем вывод по I ч.: Чацкий, взволнованный отказом Софьи, искренне возмущается лицемерием, рабским подражанием иностранному, стремлением к богатству и чинам, жестокому крепостничеству. Тем самым конфликт между главным героем и фамусовским обществом обостряется, автор подчеркивает это в умении сатирических приемов.

Звучит музыка бала.

И мы снова в гостиной Фамусова.

Инсценирование явлений 14-21 действия 3.

Вы посмотрели 2 и 3 ч. эпизода бала.

Учитель: – Почему Софья распространяет слух о сумасшествии Чацкого?

Ученик: – Софья мстит Чацкому за злые отзывы о Молчалине.

Учитель: – Почему слух распространяется так быстро? Как это характеризует фамусовское общество?

Ученик: – Для светского общества привычна ситуация распространения слухов.

Учитель: – Какой приговор выносит фамусовское общество Чацкому?

Ученик: – Чацкого объявляют сумасшедшим и объясняют причины сумасшествия: “Ученость - вот причина”.

Учитель: – Мы на уроке посмотрели, послушали проанализировали эпизод “Бал в доме Фамусова”. Воспроизведите план нашей работы на обратной стороне листа в месте – основная часть сочинения.

Ученики работают над составлением плана, в результате на обратной стороне:

I ч. Вступление

II ч. Основная часть

  1. Место эпизода бала в идейном и композиционном содержании комедии
  2. Что предшествует эпизоду? (Начавшийся конфликт между Чацким и Фамусовым)
  3. Композиция эпизода
  4. Гости. Конфликт Чацкого с московским обществом
  5. Сатирические приемы в изображении гостей
  6. Значение слуха о сумасшествии
  7. Смысл приговора

III ч. Заключение

Учитель: – Мы составили план основной части нашего сочинения “Анализ эпизода”, но две части остались еще не заполненными: вступление и заключение. Подумаем, о чем можно написать во вступлении. Ваши версии.

Ученики:

1) Время создания комедии, появление людей нового типа, стремящихся изменить общество.

2) Современность звучания комедии и ее проблем.

3) Вечная проблема отцов и детей.

Учитель: – Класс делится на группы. Каждая группа выбирает тему вступления и разрабатывает ее на листе.

Обсуждение работы учеников.

Учитель: – Какой мыслью мы должны закончить свое сочинение?

Ученик: – Каким Чацкий выходит из этого конфликта: победителем или побежденным?

Учитель: – Как вы ответите на этот вопрос?

Ученик: – Сравнение мнений А.С. Пушкина и И.А. Гончарова о значении образа Чацкого. Высказываем свое мнение.

Учитель: – Мы составили с вами подробный план сочинения “Анализ эпизода “Бал в доме Фамусова”. Выскажитесь, понятна ли вам работа над сочинением такого жанра и что дал вам наш урок.

Звучит музыка. Ученики танцуют вальс.

Эпизод «Бал в доме Фамусова» чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко звучать главная идея пьесы: противостояние «века нынешнего» и «века минувшего».

Чацкий, олицетворяющий современность, всячески бранит Фамусова. Он открыто выражает свои мысли, «служит делу, а не лицам». Фамусов же осуждает молодежь за новые начинания. Таковы и его гости: они дорожат дворянством, думают лишь о развлечениях, выставках, нарядах. Молодые барышни заботятся о том, как найти выгодного жениха. Загорецкий – яркий пример отъявленного мошенник, плута, вора. Когда появляется старуха Хлёстова, Чацкий дерзко осмеивает Загорецкого, и гостья этим поступком крайне недовольна.

Софья дает понять главному герою, что не любит его, и открывает свои чувства Молчалину, а о Скалозубе говорит как о «герое не ее романа». Но Чацкий не верит девушке. Он понимает, что скрывается под любезно-фальшивой маской Молчалина, не верит в ее любовь к такому ничтожеству. Окружающим на балу начинает казаться, что, действительно, у Чацкого «ум с сердцем не в ладу».

Главный герой все больше раздражает Софью своими резкими выпадами в сторону Молчалина, и она в отместку пускает слух о его сумасшествии. Сплетня заинтересовала людей, любящих посудачить, попала на подготовленную почву: Чацкий к тому моменту успел настроить против себя многих гостей. Слух быстро распространился в обществе, обрастая такими подробностями, какие по отношению к Чацкому и представить трудно. Кто-то вдруг сообщает, что ему прострелили голову, а в конце вообще оказывается, что молодой человек – беглый преступник!

Когда гости объявляют Чацкого сумасшедшим, Фамусов утверждает, что он первый сделал столь знаменательное открытие. Причину сумасшествия все московское общество видит в науке, в просвещении. Фамусов говорит об этот так:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем тогда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Старуха Хлестова тоже вставила свое веское слово не в пользу образования:

И впрямь с ума сойдешь от этих,
От одних, от пансионов, школ, лицеев…

На сторонника крепостнических взглядов и старой морали идет в наступление умный, свободолюбивый защитник прав человека, смотрящий на жизнь и людей иными глазами. Во взглядах на образование, службу, в отношении к людям, в понимании цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Фамусовское общество встало единым фронтом против Чацкого: оно почувствовало в нем идейного врага.

В последнем монологе третьего действия Чацкий осуждает Москву и Петербург за то, что они берут пример с других стран, обличает странную моду:

Москва и Петербург – во всей России то,
Что человек из города Бордо,
Лишь рот открыл, имеет счастье,
Во всех княжён вселять участье…

Но все эти восклицания и гневные тирады гости стараются пропускать мимо ушей. Они расходятся и начинают заниматься каждый своим делом. И снова гости Фамусова делятся своими мыслями. Они думают лишь об увеселениях, выставках, нарядах и женихах, боятся только за свой дворянский чин.

Этот эпизод сорвал маски с героев, открыл все лица, стал кульминацией комедии. Мы узнали, что Чацкий не одинок в обществе Фамусова, но ряды его сторонников весьма немногочисленны, и старый мир, «прошедший век», еще силен.

В комедии "Горе от ума" А. С. Грибоедова важное место занимает сцена бала. В этом вы убедитесь, прочитав эту статью. В ней представлен анализ эпизода "Бал в доме Фамусова".

Подготовка сцены бала

В комедии сцена бала подготавливается заранее. Развитие действия с позиции идейного конфликта этой пьесы предвосхищается монологами Фамусова и Чацкого, в которых противопоставляются идейные убеждения и взгляды "века минувшего" и "века нынешнего", выявляется также неприятие обществом мыслей и идей главного героя, который представляет передовую дворянскую молодежь в России 10-20-х годов 19 века.

Проводя анализ эпизода "Бал в доме Фамусова", следует отметить, что явления и картины, предшествующие этой сцене, имеют большое значение. Стремясь добиться признания у Софьи в начале третьего действия, Чацкий подает ей сам повод для насмешек: "Не правда ли, смешон?" Он отождествляет любовь, которую испытывает к этой героине, с безумием. Реакция девушки на это сравнение и послужила основой для быстро разнесшейся на вечере у Фамусова сплетни.

"Галерея типов", представленная на балу

Как показывает анализ эпизода "Бал в доме Фамусова", сцена эта является типичной картиной, изображающей царящие в то время нравы. Это "галерея типов" Москвы. Каждая приглашенная к Фамусову семья состоит из повсеместно распространенных представителей тогдашнего общества. Она разыгрывает свою собственную маленькую комедию.

Чета Горичей

Анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" по плану можно начать с семьи Горичей, поскольку она приезжает первой. Платон Михайлович, муж, - сослуживец и старый друг Чацкого. Он был в молодые годы живым, подвижным и веселым человеком. Сейчас, по словам Чацкого, этот человек "ленив" и "спокоен", он позабыл товарищей и "шум лагерный". Думается, что до замужества Наталья Дмитриевна также знала главного героя довольно хорошо. Судить об этом можно по ее реакции при встрече с Александром Андреевичем: "Ах! Александр Андреич, вы ли?" Эта женщина - яркий пример женской власти. Она убила в своем муже своими заботами о его здоровье живость, присущую ему в молодости. В результате он превратился в безвольного человека. Жена полностью подчинила супруга постоянными волнениями о его здоровье, замечаниями. В этой паре роль мужа сведена до уровня забавы, игрушки в руках жены. Он сам признается, что скучна.

Чета Тугоуховских

Продолжая анализ эпизода "Бал в доме Фамусова", переходим к следующим гостям. После Горичей появляется чета Тугоуховских: княгиня и князь вместе с шестью дочерьми, которые представляют, "контингент невест", по словам Гончарова. Поведение этих дам соответствует полностью тому, как Фамусов описывает московских барышень: "вкус", "отменная манера". Они умеют по моде "принарядиться" "дымкой", "бархатцем" и "тафтицей". К разговорам о нарядах сводятся все их диалоги.

Поведение гостей во время бала подтверждает, что в этом обществе определяющими являются деньги и чин. Княгиня Тугоуховская отправила уже было к Чацкому мужа посватать дочерей, однако, узнав, что Александр Андреевич небогат и не служит нигде, начала звать князя обратно.

Прием "говорящих фамилий"

Грибоедов в комедии использует прием "говорящих фамилий", традиционный для классицистических пьес. Князь Тугоуховский служит ярким тому примером. Он считает единственным своим недостатком глухоту. Этот человек плохо слышит сам и вынужден по нескольку раз переспрашивать, приставив слуховую трубку к уху. Как и Платон Михайлович, Тугоуховский находится в подчинении у своей жены. Настолько незначительна его роль в семейной жизни, что он не произносит в течение бала никаких слов, кроме различных междометий типа "У-хм!"

Старуха Хлестова

Старуха Хлестова, что доказывает проведенный нами анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" ("Горе от ума"), является пережитком екатерининского века. Это "Фамусов в юбке", ярая крепостница, которая в обществе держится уверенно, высказывает смело свои суждения, зная, что никто возражать ей не смеет. Эта героиня старается всеми силами защитить "подлейшие черты" "прошедшего житья", выступая против всего нового, что может изменить действующий порядок, в частности, образования.

Загорецкий

Следующий персонаж, без которого была бы неполной представленная на балу галерея типов, - это Загорецкий. Он описывается как "плут" и "отъявленный мошенник". Об этом знают все, однако принимают этого человека всюду, поскольку он "мастер услужить". Загорецкий предлагает учтиво Софье билет на спектакль, соглашается во всем с окружающими, поддакивает всем.

Чем вызывает Чацкий неприязнь гостей?

Чацкий умудряется на балу вызвать раздражение и неприязнь у всех гостей, которые присутствуют у Фамусова, своими резкими высказываниями и едкими замечаниями. Проведя анализ эпизода "Бал в доме Фамусова", кратко изложенный в этой статье, мы заметили, что этим главный герой приближает развязку общественного конфликта, который состоит в столкновении с "веком минувшим" "века нынешнего". Например, он говорит колкости графине-внучке, которая "целый век" сидит в девках.

Характеристика фамусовского общества

Сплоченность, единство, согласие - важные характеристики описанного в эпизоде бала общества. Единство заключается в том, как оно восприняло речи Чацкого. Фамусовская Москва столь же единодушна была и в распространении сплетни о том, что Александр Андреевич якобы а также в быстроте, с которой она разнеслась благодаря господам N. и П.. Вы можете убедиться в этом, проведя самостоятельно анализ эпизода "Бал в доме Фамусова". Вывод: общество исключительно единодушно.

Всех героев объединяет эта сплетня. Пущенный слух о сумасшествии Александра Андреевича - единственное оружие против его речей. Таким образом московский "свет" выразил отношение к поведению этого героя. Сплетня является средством раскрытия характеров, причем это относится не только к главным, но и к второстепенным персонажам. Например, Платон Михайлович не верит сначала в сумасшествие Чацкого, но вынужден его признать, когда понимает, что так считают все.

Завершая анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" по плану, скажем пару слов о том, чем же закончились все эти события для главного героя. Трагичен для Александра Андреевича финал. Он узнает, что слух был пущен Софьей - девушкой, в которую он влюблен. В финале сцены от Чацкого отвернулись все гости, и герой оказался одинок среди толпы.

Итак, как показывает анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" ("Горе от ума"), данная часть произведения играет в комедии важную роль. Происходит кульминация любовного и общественного конфликта. Приближается также благодаря этому эпизоду развязка. Перед зрителем на балу предстает галерея типов барства Москвы первой четверти 19 века.

Мы провели анализ эпизода "Бал в доме Фамусова". Краткое содержание этой сцены не исчерпывается изложенными событиями. Мы отметили лишь основные, необходимые нам для анализа.

Комедия Грибоедова "Горе от ума" входит в число самых известных произведений русской литературы. Она не потеряла свою актуальность даже в наше время, спустя два века. Конфликт поколений, взаимоотношение человека и общества - эти проблемы существовали, и будут существовать всегда. И сейчас существуют люди, точно сошедшие со страниц комедии Грибоедова "Горе от ума". И сейчас передовая творческая мысль не всегда находит поддержку окружающих. Молодежи кажутся смешными советы старшего поколения. А старики все время брюзжат, что во времена их молодости все было гораздо лучше. Так и главный герой Грибоедова оказался не понят окружающими его людьми.

Сцена бала типична для Москвы Грибоедовского времени. И гости Фамусова – самые обыкновенные люди московского общества начала 19 века. Одни ездят на балы от скуки, другие, чтобы завести знакомство с нужными людьми, третьи, чтобы устроить судьбы своих детей. Здесь собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом. Чацкий со своей правдой и критическим взглядом на жизнь просто не мог стать своим среди этих людей. За глаза гости Фамусова осуждают друг дуга. Но если сказать графине-внучке, что она зла оттого, что "в девках целый век", или сказать Хлестовой, что она вздорная, глупая старуха – за это можно прослыть и сумасшедшим. Первые, с кем встречается Чацкий на балу – это супруги Горичи. Платон Горич – давний знакомый Чацкого, бывший военный, после женитьбы полностью попал "под каблук" своей жены. Чувствуется, что Чацкий хорошо относится к Платону Михайловичу и искренне огорчен переменой, произошедшей со своим старым другом. Он хоть и подшучивает над Горичем, но с явным сочувствием. А вот и князья Тугоуховские со своим семейством, со своими многочисленными дочерьми. Первое, что интересует княгиню: женат ли Чацкий. И как быстро пропадает ее интерес, когда она узнает, что кандидат в женихи небогат. А вот графини Хрюмины: бабушка и внучка. Внучка – злая старая дева. На ее едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Это ее он сравнивает с французскими модистками.

И, конечно, Чацкого возмущает то, что московское общество, осуждая таких пройдох, как Загорецкий, не закрывает перед ним двери, а продолжает принимать на балах. Откровеннее всех об этом говорит по своей глупости Хлестова: "Я от него было и двери на запор; да мастер услужить".

Устами Чацкого говорит сам Грибоедов. Да и действующие лица комедии описаны автором так, будто это писал сам Чацкий. Если Горичей он изображает, иронически улыбаясь, то Тугоуховские, Хрюмины, Загорецикй – это уже сатира на московское общество тех времен. Когда же автор представляет нам Хлестову, мы слышим уже неподдельный сарказм. Особая фигура у Грибоедова – Репетилов. Вот, казалось бы, с кем Чацкому найти общий язык: говорит о новых идеях, ездит на секретные собрания в Английский клуб. Однако, Чацкий достаточно умен, чтобы понять, что это пустые слова, за которыми ничего не стоит.

Пустые никчемные люди, не желающие не только никаких перемен, но и не желающие даже слышать о них. Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, своей правдивостью вызывает неприятие у этого общества. Вот почему слух о безумии Чацкого, выдуманный Софьей, так легко был принят за правду гостями Фамусова. Они просто жаждали, чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если он нормальный, и все, что он говорит, правда, то это значит, что у это них не все в порядке. А этого невозможно даже в мыслях представить.

Итак, московское общество выносит Чацкому приговор: безумен. Но и Чацкий выносит свой приговор московскому обществу:

Из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним

И в нем рассудок уцелеет.

Так чем же заканчивается комедия Грибоедова? Так кто же победил в этом споре: Чацкий или Фамусов со своим окружением? Мне кажется, что конфликт этот неразрешим. Чацкий уезжает из Москвы разочарованным. Его чувства растоптаны, его сердце разбито, его надежды найти здесь понимание рассыпались в прах. А что же фамусовское общество? Они даже не поняли, что произошло, о чем говорил Чацкий. Они не поняли ни его шуток, ни его острот и, приговорив Чацкого к безумию, вынесли приговор сами себе. И в наши дни в подобных кругах не любят людей умных, острых на язык. Их считают возмутителями спокойствия. Без них удобнее и привычнее. Чацкий открыл в русской литературе галерею "лишних" людей. За ним последовали Онегин, Печорин и другие. Каждый по-своему, но все они не нашли места в окружающем их обществе.

Эпизод «Бал в доме Фамусова» чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Конфликт стремительно развивается с первых же явлений пьесы и достигает кульминации в сцене бала.

Чацкий – революционер, типичный представитель молодёжи 10-20-х годов XIX века. Он хочет добиться перемен в стране, улучшения системы образования, выступает против чинопочитательства. Он открыто противопоставлен Фамусову, который обладает житейским умом и ему ничего не нужно, кроме высокого чина, выгоды в замужестве Софьи, да жить в угоду себе.

Все фамусовское общество – это консерваторы, боящиеся всего нового, неизведанного. Это общество во всей его полноте мы видим именно в 3 действии, в сцене бала. В этом эпизоде особенно четко видны разногласия между Чацким и фамусовской Москвой.

Светское общество, как стадо неразумных животных, похоже в целом, но отличается мельчайшими деталями, которые Грибоедов подчеркнул в описании этих людей. Первыми на сцену выходят Платон Михайлович и Наталья Дмитриевна Горичи. Она доминирует в паре, руководит податливым мужем и забоится о нем, будто это не взрослый мужчина, а дитё: «Мой милый, застегнись скорей». Она отвечает на все вопросы, а муж лишь твердит: «Теперь брат, я не тот…». Чацкий удивляется такой перемене в образе жизни своего бывшего товарища. Грибоедов постоянно подчеркивает, что мужчины в светском обществе зависимы от женщин, они не стремятся быть главными в семье.

Вот появляются князья Тугоуховские с шестью дочерьми. Дочки не отличаются друг от друга, это можно понять даже по их ролям, которые им присвоил Грибоедов: 1-я княжна, 2-я княжна и т.д. Они глупы и говорят лишь о рюшечках, да одежде. «Ах! Прелесть!» - восклицает одна из них, а остальные лишь повторяют, словно отражения. Княжна Тугоуховская заботится только о том, как и куда пристроить своё потомство. Только завидев Чацкого и узнав, что он холост, Наталья посылает мужа к нему, расспрашивая Наталью Дмитриевну: «Какое звания?», «Богат?». Но ответы не удовлетворили княжну и она, не задумываясь, кричит мужу: «Князь! Назад!». Князь Тугоуховский плохо слышит и не особо умён, он отвечает лишь краткими фразами-междометиями: «У-хм?».

Приехали и графини Хрюмины: бабушка и внучка. Бабушка – типичная светская женщина. Даже на волосок от смерти она ходит на балы и играет в карты, ест, да пьет. Внучка же зла от того, что не вышла замуж. В беседе с графиней-внучкой Чацкий высмеивает «подражательницам модисткам», его возмущает, что в России манеры, наряды, культура заимствовали из-за границы.

Тут на сцену входит Антон Антоныч Загорецкий. В ту же минуту, пытаясь услужить Софье, он заговаривает о завтрашнем спектакле, говорит, что достал для нее билет, хотя это было очень трудно. Платон Михайлович говорит Чацкому о Загорецком, мол, он: «Отъявленный мошенник, плут». Хлестова подтверждает, что: «Лгунишка он, картежник, вор», но в то же время Антон Антоныч «мастер услужить», ведь для нее он на ярмарке достал двух арапченков.

После выхода Загорецкого появляется Хлёстова – тетка Софьи, шестидесяти пяти лет. Она имеет большой авторитет в обществе Фамусова. Сам хозяин дома знакомит её со Скалозубом, чтобы она оценил выбор мужа для Софьи. Молчалин же, присаживаясь к Хлёстовой, хвалит её прекрасного шпица и предлагает сыграть в карты.

На балу Чацкий чувствует себя «не в своей тарелке», он одинок как никогда. Люди не понимают его модернистических взглядов, а он не понимает, как можно жить без образования и развития. Чацкий высмеивает образ жизни чиновничий Москвы, шутит, язвит. Он думает, что на его честность ему ответят откровенно. Это и создает конфликт между Чацким и обществом. Все реплики, все монологи героя, направленные на изменения в обществе, пока что безуспешны. Но общество должно прогрессировать и в этом ему должны помочь люди-революционеры. Это, например, двоюродный брат Скалозуба, который из-за каких-то «новых правил»: «…службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать». Это и племянник княгини Тугоуховской – «химик и ботаник». Это и профессора Педагогического института, о которых княгиня Тугоуховская с негодованием говорит, что они «упражняются в расколах и в безверье».

Чацкий и фамусовское общество несовместимы, они «век нынешний» и «век минувший». Люди в этом обществе пустые, не желающие перемен в своей жизни. Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, так остро воспринимается ими. Из-за этого слух о безумии Чацкого, который пустила Софья, так рьяно был принят гостями Фамусова. В распространении этой сплетни показан механизм формирования общественного мнения. Их рассуждения от чего Чацкий мог сойти с ума, делятся на три ветви: пьянство, наследственность и образование. Из-за образования они начали шуметь, словно рой разъяренных пчёл. «Ученье – вот чума, ученость – вот причина!», - вторит Фамусов. Ему поддакивает Хлёстова, а княгиня рассказывает о своём племяннике Фёдоре, который: «от женщин бегает» и «чинов не хочет знать».

Они приняли сумасшествие Чацкого легко, даже объяснили причины, потому что иначе все, что говорил Чацкий, было бы правдой, а это недопустимо для устоев светского общества XIX века, ведь они не потерпят изменений в системе.

Таким образом, данный эпизод имеет большое значение для всего произведения. Здесь особо ярко подчеркивается противостояние Чацкого и фамусовского общества. Кроме того, именно в третьем действии распускается слух о сумасшествии Чацкого, из-за которого герой вынужден бежать из Москвы.