Кто был воспитателем александра 2. Воспитание царя Александра II

Российский император Александр II родился 29 (по старому стилю 17) апреля 1818 года в Москве. Старший сын императора и императрицы Александры Федоровны. После вступления в 1825 году на престол его отца, был провозглашен наследником престола .

Получил блестящее домашнее образование. Его наставниками были юрист Михаил Сперанский, поэт Василий Жуковский, финансист Егор Канкрин и другие выдающиеся умы того времени.

Унаследовал престол 3 марта (по старому стилю 18 февраля) 1855 года на исходе неудачной для России , которую сумел завершить с минимальными потерями для империи. Венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля 8 сентября (по старому стилю 26 августа) 1856 года.

По случаю коронации Александр II объявил амнистию декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1830-1831 годов.

Преобразования Александра II затронули все сферы деятельности российского общества, сформировав экономико-политические контуры пореформенной России.

3 декабря 1855 императорским указом был закрыт Высший цензурный комитет и обсуждение государственных дел стало открытым.

В 1856 году был организован секретный комитет "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян".

3 марта (по старому стилю 19 февраля) 1861 года император подписал Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, за что его стали называть "царем-освободителем". Превращение крестьян в свободную рабочую силу способствовало капитализации сельского хозяйства и росту фабричного производства.

В 1864 году изданием Судебных Уставов Александр II отделил судебную власть от властей исполнительной, законодательной и административной, обеспечив ее полную независимость. Процесс стал гласным и состязательным. Реформировалась полицейская, финансовая, университетская и вся светская и духовная образовательная система в целом. К 1864 году относится и начало создания всесословных земских учреждений, которым было вверено заведование экономическими и прочими общественными вопросами на местах. В 1870 году на основании Городового положения появились городские думы и управы.

В результате реформ в области образования самоуправление стало основой деятельности университетов, получило развитие среднее женское образование. Основано три Университета — в Новороссийске, Варшаве и Томске. Нововведения в сфере печати существенно ограничили роль цензуры и способствовали развитию средств массовой информации.

К 1874 году в России было произведено перевооружение армии, создана система военных округов, реорганизовано Военное министерство, реформирована система подготовки офицерских кадров, введена всеобщая воинская повинность, сокращен срок военной службы (с 25 до 15 лет, включая службу в запасе), отменены телесные наказания.

Также императором было проведено учреждение Государственного банка.

Внутренние и внешние войны императора Александра II были победоносными — подавлено восстание, вспыхнувшее в 1863 году в Польше, закончилась Кавказская война (1864). По Айгунскому и Пекинскому договорам с Китайской империей Россия в 1858-1860 годах присоединила Амурский и Уссурийский края. В 1867-1873 годах территория России увеличилась за счет завоевания Туркестанского края и Ферганской долины и добровольного вхождения на вассальных правах Бухарского эмирата и Хивинского ханства. Одновременно в 1867 году заморские владения — Аляска и Алеутские острова были уступлены США, с которыми установились добрые отношения. В 1877 году Россия объявила войну Османской империи. Турция потерпела поражение, предопределившее государственную независимость Болгарии, Сербии, Румынии и Черногории.

© Инфографика

© Инфографика

Реформы 1861-1874 годов создали предпосылки для более динамичного развития России, усилили участие наиболее активной части общества в жизни страны. Оборотной стороной преобразований стало обострение социальных противоречий и рост революционного движения.

На жизнь Александра II было совершено шесть покушений, седьмое стало причиной его смерти. Первым стал выстрел дворянина Дмитрия Каракозова в Летнем саду 17 (по старому стилю 4) апреля 1866 года. По счастливой случайности императора спас крестьянин Осип Комиссаров. В 1867 году во время визита в Париж на императора покушался деятель польского освободительного движения Антон Березовский. В 1879 году революционер-народник Александр Соловьев попытался застрелить императора несколькими револьверными выстрелами, но промахнулся. Подпольная террористическая организация "Народная Воля" целенаправленно и систематически готовила цареубийство. Террористы произвели взрывы царского поезда под Александровском и Москвой, а потом в самом Зимнем дворце.

Взрыв в Зимнем дворце заставил власти принять неординарные меры . Для борьбы с революционерами была образована Верховная распорядительная комиссия во главе с популярным и авторитетным в то время генералом Михаилом Лорис-Меликовым, фактически получившим диктаторские полномочия. Он принял суровые меры для борьбы с революционно-террористическим движением, в то же время проводя политику сближения правительства с "благонамеренными" кругами русского общества. Так, при нем в 1880 году было упразднено Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Полицейские функции были сосредоточены в департаменте полиции, образованном в составе министерства внутренних дел.

14 (по старому стилю 1) марта 1881 года в результате нового нападения народовольцев Александр II получил смертельные ранения на Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова) в Санкт-Петербурге. Взрывом первой бомбы, брошенной Николаем Рысаковым, была повреждена царская карета, ранено несколько охранников и прохожих, но Александр II уцелел. Тогда другой метальщик, Игнатий Гриневицкий, подойдя вплотную к царю, бросил ему бомбу под ноги. Александр II скончался через несколько часов в Зимнем дворце и был погребен в родовой усыпальнице династии Романовых в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. На месте кончины Александра II в 1907 году был воздвигнут храм Спаса-на-Крови.

В первом супружестве император Александр II состоял с императрицей Марией Александровной (урожденной принцессой Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией Гессен-Дармштадской). Во второй (морганатический) брак с княжной Екатериной Долгоруковой, пожалованной титулом светлейшей княгини Юрьевской, император вступил незадолго до кончины.

Старший сын Александра II и наследник российского престола Николай Александрович скончался в Ницце от туберкулеза в 1865 году, и престол унаследовал второй сын императора Великий князь Александр Александрович (Александр III).

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Личность и воспитание императора Александра II

Неожиданная кончина императора Николая Павловича, умершего от случайной простуды, послужила началом важных перемен в жизни Русского государства. С императором Николаем отошла в вечность его правительственная система. Приемник его был совсем иной человек. Император Александр II во многом составлял противоположность своему отцу. Отец отличался суровым и непреклонным характером; сын был мягок и доступен влиянием. Отец не получил в своё время хорошего образования, сын же был тщательно воспитан и подготовлен к предстоящему важному делу правления государством. Александр вступал на престол тридцати шести лет от роду (родился в 1818г.), зрелым человеком, достаточно опытных в делах. Русские люди ждали от него много доброго – и не ошиблись.

Воспитание императора Александра II было поставлено прекрасно. С малых лет воспитателем его был гуманный и умный человек капитан Мердер. Лет девяти Александр начал учиться под главным руководством своего “наставника” – известного поэта В.А.Жуковского. Жуковский предварительно составил глубоко обдуманный “план учения” цесаревича, утверждённый императором Николаем. По этому плану целью всего учения было сделать будущего государя человеком просвещённым и всесторонне образованным, сохранив его от преждевременных увлечений мелочами военного дела. Жуковскому удалось осуществить свой план. Цесаревич много учился и имел хороших учителей; между прочим, знаменитый Сперанский вёл с ним “беседы о законах”. Домашние занятия добавлялись образовательными поездками. Из них особенно памятно было большое путешествие по России и Западной Сибири (в 1837г.). Двадцати трёх лет цесаревич вступил в брак с Марией Александровною, принцессою Гессен – Дармштадской, с которою он познакомился во время большого заграничного путешествия.

С этого времени началось служебная деятельность Александра Николаевича. Император Николай систематически знакомил сына с разными отраслями государственного управления и даже поручал ему общее руководство делами на время своих отъездов из столицы. В течение десяти лет наследник престола был ближайшим помощником своего отца и свидетелем всей его правительственной работы. Император Николай нежно относился к сыну; он говорил ему перед самой своей кончиною: “Мне хотелось, приняв на себя всё трудное, всё тяжкое, оставить тебе царство мирное, устроенное и счастливое… Провидение судило иначе.”

Провидение судило иначе. Император Александр II вступал во власть в очень тяжкое время. Трудная и неудачная война потрясла государство и требовала больших усилий и большого искусства для того, чтобы сохранить честь империи и привести дело к хорошему миру. Всё внимание нового государя было устремлено в эту сторону.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru


Великий князь Александр Николаевич родился 17 апреля 1818 года в Москве, в доме митрополита Платона при Чудовом монастыре в Кремле. Чудов монастырь был основан в 1385 году, а в XVIII веке здесь располагалось греко-латинское училище. Отцом Александра был третий сын императора Павла I великий князь Николай Павлович, матерью - дочь прусского короля Фридриха III принцесса Шарлотта, ставшая после православного крещения, необходимого для свадьбы с Николаем Павловичем, Александрой Федоровной. Она доводилась племянницей и крестной дочерью английской королеве Шарлотте, супруге короля Георга III, а значит, являлась родственницей будущей главы Великобритании королевы Виктории. Однако к радости родителей Саши примешивалась изрядная доля грусти, объясняемая предчувствием неизбежно трудной участи сына. «В 11 часов утра, - вспоминала Александра Федоровна, - я услыхала первый крик моего первого ребенка. Нике (Николай Павлович)целовал меня... не зная еще, даровал нам Бог сына или дочь, когда матушка (вдовствующая императрица Мария Федоровна), подойдя к нам, сказала: "Это сын". Счастье наше удвоилось, однако, я помню, что почувствовала что-то внушительное и грустное при мысли, что это маленькое существо будет со временем императором». Эти слова, хотя они и написаны задним числом, можно считать первым предостережением нашему герою. Материнское сердце, как говорят, вещун.

201 орудийный залп и плошки повсеместной иллюминации возвестили москвичам о рождении будущего наследника престола, положив начало соответствующим торжествам по городам и весям Российской империи. Крещение новорожденного произошло в церкви Чудова монастыря, где в свое время крестили детей Ивана Грозного и Алексея Михайловича (в том числе и преобразователя России Петра Великого). В первые годы своей жизни Саша попал в ласковые руки женщин: его воспитательницами стали Ю. Ф. Баранова и Н. А. Тауберг, а боннами (то есть нянями) - М. В. Коссовская и А. А. Кристи (тезка знаменитого автора детективных романов действительно была англичанкой, что не удивительно, поскольку именно англичанки считались в то время лучшими няньками в мире). До шестилетнего возраста жизнь великого князя не была обременена чрезмерными заботами. Зимой он жил с родителями в Аничковом дворце, а летом выезжал в Павловск к бабушке Марии Федоровне, которая успешно командовала маленьким внуком. Впрочем, эта властная и решительная дама считала себя главой клана Романовых и стремилась, с большим или меньшим успехом, руководить ими всеми. Жены Александра и Николая Павловичей перед ней трепетали, можно представить себе, как воспринимал ее команды маленький Николаевич.

С шестилетнего возраста компания воспитателей великого князя становится, как это было принято, чисто мужской. Ее главой был назначен Карл Карлович Мердер, ротный командир школы гвардейских подпрапорщиков, ветеран войн с Наполеоном. В. А. Жуковский, близко знавший заслуженного офицера и работавший вместе с ним над образованием наследника, отмечал: «Отменно здравый ум, редкое добродушие и живая чувствительность, соединенные с холодной твердостью воли и неизменным спокойствием души - таковы отличительные черты его характера». Сестра нашего героя, Ольга Николаевна писала о Мердере в своих воспоминаниях: «Он не признавал никакой дрессировки, не подлаживался под отца, не докучал матери, он просто принадлежал Семье: действительно драгоценный человек!».

Главной задачей, поставленной перед ним родителями Саши, являлось военно-физическое воспитание великого князя, включавшее обучение верховой езде, знакомство с военными уставами, «фрунтом» (строевой подготовкой и приемами с оружием), гимнастические упражнения. Вскоре Александр увлеченно гарцевал на парадах и разводах, отдавая звонким голосом команды гвардейским гусарам. Однако только военными занятиями воспитатель великого князя ограничиться, к счастью, не захотел. В своем дневнике, Мердер писал: «Государь дал мне то, что для него и для целой России всего драгоценнее. Да поможет мне Бог исполнить свое великое дело... Буду считать себя несчастным, если не достигнутого, что он будет считать единственным наслаждением - помогать несчастным».

В своем желании пробудить в наследнике сострадание, человеколюбие Карл Карлович не был ни оригинален, ни одинок. Лучшие люди России, в том числе один из ее крупнейших поэтов В. А. Жуковский, желали видеть в Александре Николаевиче образец нравственного совершенства. С самого раннего возраста на Александра Николаевича обрушились огромные и, честно говоря, маловыполнимые ожидания современников. Помимо всего прочего, они хотели, чтобы, совершая на ниве служения отечеству поистине геркулесовы подвиги, будущий император оставался скромным гражданином и человеком. Наследники же престола, прислушиваясь к подобным пожеланиям, пытались сопоставить их со своими реальными возможностями, и трудно сказать, что они при этом испытывали - то ли гордость от своего положения, то ли ужас от невозможности исполнить пожелания подданных.

Как бы то ни было, благие намерения Мердера получили конкретное воплощение, особенно после воцарения Николая I в декабре 1825 года. О событиях на Сенатской площади у Александра, которому в ту пору не исполнилось и восьми лет, не могло остаться ярких и отчетливых воспоминаний. День восстания декабристов он провел в Зимнем дворце вместе с матерью и бабушкой под охраной гвардейского саперного полка, шефом которого был его отец. Однако нервный тик Александры Федоровны, начавший мучить ее после восстания, и частые упоминания отцом «друзей 14-го» не давали ему забыть об этом страшном для Романовых событии.

Регулярное обучение наследника престола началось с 1826 года, когда Александру исполнилось восемь лет. План обучения, рассчитанный, как бы мы сейчас сказали, на десять классов, поручили составить все тому же Василию Андреевичу Жуковскому. Причем литературные заслуги Василия Андреевича вряд ли принимались Зимним дворцом в расчет. На решение родителей наследника повлияло то, что поэт состоял чтецом при вдовствующей императрице Марии Федоровне и успешно преподавал русский язык Александре Федоровне. Данное назначение еще раз убеждает нас в том, что иногда совершенно случайные решения необычайно точно попадают в цель.

Жуковский отнесся к почетному и ответственному заданию весьма серьезно. Он отпросился с придворной службы для лечения за границей, но использовал отпуск вовсе не для хождения по докторам, а для ознакомления с новейшими педагогическими системами и приемами. В результате его шестимесячных занятий педагогикой появился план обучения наследника российского престола. В основу своего плана Жуковский положил идеи швейцарского педагога Песталоцци, который считал, что в воспитании человека участвуют три фактора: личность воспитателя, то есть его влияние на питомца своем примером и убеждениями; сама жизнь, то есть условия, в борьбе с которыми вырабатывается самостоятельность и закаляется характер; наконец, чувство человеколюбия, сознание долга перед людьми, деятельная любовь к ним. Александр II воспитывался, не испытывая прямого политического давления со стороны педагогов. Основой его образования, как уже говорилось, стало нравственное начало, этические принципы и ценности. Именно этим целям были подчинены все три периода плана Жуковского. Первый из них назывался «Приготовление к путешествию» (эпоха романтизма давала себя знать даже в названиях разделов педагогических сочинений) и охватывал период с 8 до 13 лет ребенка. Он включил в себя краткие сведения о мире, человеке, понятие о религии, знакомство с иностранными языками. Второй период плана, собственно «Путешествие» (13-18 лет) содержал занятия науками в полном смысле этого слова. Жуковский разбил науки, как это было принято в его время, на «антропологические» (история, политическая география, политика и философия) и «онтологические» (математика, физическая география, физика и т. п.). Третий этап - «Окончание путешествия» - время от 18 до 20 лет. Он сопровождался чтением «немногих истинно классических книг», завершая образование «совершенного человека». Путеводной нитью образования, главным его предметом Жуковский не без оснований считал историю, на примере которой должны были вырабатываться правила поведения, нормы жизни будущего монарха. Если попытаться воспроизвести их вкратце, то они гласили следующее: верь, что власть царя происходит от Бога, но не делай эту власть насмешкой над Богом и человеком... Уважай закон, если законом пренебрегает царь, он не будет храним и народом... Люби и распространяй просвещение. Народ без просвещения есть народ, без достоинства. Им, кажется, легко управлять, но из слепых рабов легко сделать свирепых мятежников... Свобода и порядок - одно и то же... Окружай себя достойными помощниками... Уважай народ свой...

Отметим, что эти правила, во всяком случае, некоторые из них, наследник усвоил так прочно, что позднее старался, насколько это ему казалось возможным, действовать в соответствии с ними. Конечно же, жизнь порой вносила в эти правила жесткие коррективы. Кроме Жуковского, читавшего русскую историю и новейшую отечественную словесность, великого князя обучали такие знатоки своего дела, как К. И. Арсеньев - историк, географ, статистик.

Невеселые представления были у наследника о своем блестящем будущем. Вообще же, он рос резвым, физически крепким подростком, многое схватывал, что называется, на лету, умел нравиться людям, был добр и сентиментален, обожал своих родных, особенно мать и сестер. Доброта и сентиментальность быстро стали чертами его характера, а черты характера - это те инструменты, с помощью которых мы пытаемся приспособиться к окружающей нас действительности. Так что он выбрал не самый плохой набор инструментов.

Однако наставники постоянно отмечали и те негативные черты характера великого князя, которые требовали, по их мнению, исправления и даже искоренения. Самым неприятным и непонятным и для них, и для родителей Александра была странная апатия, хандра, нападавшая на ребенка совершенно внезапно и погружавшая его в некое подобие транса. В такие минуты для него не существовало ни уроков, ни игр, ни соучеников или наставников, и он, разоткровенничавшись, начинал говорить, «что не хотел бы родиться великим князем». Это состояние особенно усиливалось, когда наследник сталкивался с задачей, которую ему не удавалось решить сразу, одним махом. И кто знает, были ли такие проблемы связаны только с учебными занятиями? Прежде чем порассуждать на эту тему, приведем еще одно свидетельство из «Записок воспитателя» Мердера.

«В великом князе, - растерянно свидетельствовал генерал, - совершенный недостаток энергии и постоянства; малейшая трудность или препятствие останавливает его и обессиливает. Не помню, чтобы когда-нибудь он чего-нибудь желал полно и настойчиво. Малейшая боль, обыкновенный насморк достаточен, чтобы сделать его малоспособным заняться чем бы то ни было... Ему случается провести час времени, в продолжение которого ни одна мысль не придет ему в голову; этот род совершенной апатии меня приводит в отчаяние...». Мердер, понятно, говорит здесь о не слишком частых минутах хандры, которая иногда нападала на наследника, потому что вообще-то, как отмечал во многих местах своего дневника генерал-воспитатель, его воспитанник рос энергичным и веселым мальчиком. Интересно, а откуда генерал знал, что ни одна мысль не приходила в голову Александру во время его «транса», если ребенок в такие минуты практически ни с кем не разговаривал?

Другой чертой характера наследника, волновавшей воспитателей, была его, как они это называли, «невыдержанность». Тот же Мердер вспоминал, как во время прогулки по реке Виельгорский, дурачась, неосторожно вел шлюпку и зачерпнул бортом воду. Великий князь так рассердился, что схватил Иосифа за шею и дал ему несколько пинков, прежде чем вмешались воспитатели, сделавшие выговор наследнику. Уже став императором, Александр Николаевич мог накричать на незадачливого собеседника, в сердцах плюнуть в него, но тут же обнять и просить прощения. Подобные сцены не являлись, конечно, нормой поведения монарха, но они действительно случались. И кто знает, не были ли эти крики и плевки человека, родившегося наследником престола, подавленного контролем воспитателей, местью или протестом за отсутствие у него нормального детства. Тем более что вообще-то Александр Николаевич умел прекрасно владеть собой, что он не раз доказывал и на охотах (однажды спас егеря, попавшего в лапы к медведю), и во время покушений террористов, и во время тушения многочисленных пожаров, случавшихся в Петербурге.

Так откуда же это бралось: шармерство и равнодушие к людям, острота мысли и апатия? Чтобы нащупать один из возможных ответов, обратимся к очередному наставлению-нотации, которыми Жуковский постоянно потчевал царственного воспитанника. «На том месте, - говорил учитель, - которое вы со временем займете, вы должны будете представлять из себя образец всего, что может быть великого в человеке». Представляете, что происходило ежедневно, если не ежечасно? От наследника, сначала мальчика, потом юноши постоянно требовали не просто хорошей учебы и приличного поведения, а образцовости, эталонности во всем. Для ребенка, да и для взрослого, такой груз неподъемен, психологически травмоопасен. Александр должен был всегда быть настороже, в полной готовности захватить пальму первенства в учебе, танцах, гимнастических упражнениях, светской беседе, и ни в чем не ошибиться, не «засбоить». В юношестве стимулом для него была не столько внутренняя потребность к лидерству, сколько тщеславие учителей и родителей, а также благоприобретенное желание угодить взрослым, избежать выговора или, еще хуже, разноса.



Неожиданная кончина императора Николая Павловича, умершего от случайной простуды, послужила началом важных перемен в жизни Русского государства. С императором Николаем отошла в вечность его правительственная система. Приемник его был совсем иной человек. Император Александр II во многом составлял противоположность своему отцу. Отец отличался суровым и непреклонным характером; сын был мягок и доступен влиянием. Отец не получил в своё время хорошего образования, сын же был тщательно воспитан и подготовлен к предстоящему важному делу правления государством. Александр вступал на престол тридцати шести лет от роду (родился в 1818г.), зрелым человеком, достаточно опытных в делах. Русские люди ждали от него много доброго – и не ошиблись.

Воспитание императора Александра II было поставлено прекрасно. С малых лет воспитателем его был гуманный и умный человек капитан Мердер. Лет девяти Александр начал учиться под главным руководством своего “наставника” – известного поэта В.А.Жуковского. Жуковский предварительно составил глубоко обдуманный “план учения” цесаревича, утверждённый императором Николаем. По этому плану целью всего учения было сделать будущего государя человеком просвещённым и всесторонне образованным, сохранив его от преждевременных увлечений мелочами военного дела. Жуковскому удалось осуществить свой план. Цесаревич много учился и имел хороших учителей; между прочим, знаменитый Сперанский вёл с ним “беседы о законах”. Домашние занятия добавлялись образовательными поездками. Из них особенно памятно было большое путешествие по России и Западной Сибири (в 1837г.). Двадцати трёх лет цесаревич вступил в брак с Марией Александровною, принцессою Гессен – Дармштадской, с которою он познакомился во время большого заграничного путешествия.

С этого времени началось служебная деятельность Александра Николаевича. Император Николай систематически знакомил сына с разными отраслями государственного управления и даже поручал ему общее руководство делами на время своих отъездов из столицы. В течение десяти лет наследник престола был ближайшим помощником своего отца и свидетелем всей его правительственной работы. Император Николай нежно относился к сыну; он говорил ему перед самой своей кончиною: “Мне хотелось, приняв на себя всё трудное, всё тяжкое, оставить тебе царство мирное, устроенное и счастливое… Провидение судило иначе.”

Провидение судило иначе. Император Александр II вступал во власть в очень тяжкое время. Трудная и неудачная война потрясла государство и требовала больших усилий и большого искусства для того, чтобы сохранить честь империи и привести дело к хорошему миру. Всё внимание нового государя было устремлено в эту сторону.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

С окончанием Крымской войны в истории России началась новая полоса. Она получила название эпохи Освобождения, или эпохи Великих реформ . В сознании современников и потомков она прочно соединилась с именем императора Александра II .

Александр II — сын царя, воспитанник поэта.

Будущий император родился 17 апреля 1818 г. В то время царствовал его дядя, Александр I, но поэт В. А. Жуковский, видимо, догадывался, какая судьба ожидает младенца. В стихотворном послании к его матери, великой княгине Александре Федоровне, поэт высказал пожелание, чтобы «на чреде высокой» ее сын не забыл «святейшего из званий: человек».

Прошло восемь лет, и император Николай I предложил Василию Андреевичу должность наставника великого князя Александра Николаевича.

Жуковский был близок ко двору, но не гнался за придворной карьерой. Предложение не привело его в восторг, ибо он знал придворный быт русских царей, пронизанный духом милитаризма.

Наставники императоров России

Но и отказываться от должности, как он понимал, не следовало, раз судьба даровала ему редкую возможность повлиять на будущее России.

Жуковский составил план учения и подал его на высочайшее утверждение. По сути это были те условия, на которых он брался за дело. Во главу угла ставилось изучение отечественной истории, а военному делу отводилось всего шесть недель во время летних каникул. В письме матери наследника поэт предостерегал от увлечения «воинственными игрушками».

«Государыня, простите мои восклицания, — писал он, — но страсть к военному ремеслу стеснит его душу; он привыкнет видеть в народе только полк, в отечестве — казарму» .

План получил одобрение императора, и поэт вступил в должность наставника. Но в обстановке, в которой рос цесаревич, ничто не изменилось. Едва ли не каждый вечер устраивались военные игры, в которых участвовали родители.

Императрица назначала Николая I «начальником штаба» то к одному из сверстников Александра, то к другому, а то и к нему самому. Николай стал вмешиваться в учебные дела. «Я заметил, — сказал он однажды, — что Александр показывает вообще мало усердия к военным наукам.

Я буду непреклонен, если замечу в нем нерадивость по этим предметам; он должен быть военный в душе».


Александр Николаевич цесаревич c наставником В.А.

Жуковским. Гравюра. 1850-е гг.

Жуковский, видя, как рушится составленный им план, постепенно отходил от воспитания и надолго уезжал за границу.

Но он полюбил резвого и отзывчивого мальчика, и между ними не прекращалась переписка. «Владычествуй не силою, а порядком, — наставлял поэт будущего царя, — истинное могущество государя не в числе его воинов, а в благоденствии народа… Люби народ свой: без любви царя к народу нет любви народа к царю».

Александр рос здоровым и веселым.

Он хорошо плавал и стрелял, успешно учился. Хотя воспитатели замечали в нем отсутствие упорства в достижении цели. Столкнувшись с трудностями, он нередко впадал в апатию. Отличался он большой впечатлительностью. Уроки Жуковского глубоко запали в его душу. Но не меньшее влияние оказал на него отец. Он боялся его и восхищался им. В 18 лет, явно не по заслугам, цесаревич получил чин генерал-майора. Военного дела в той степени, как Николай (отличный военный инженер), он все же не постиг.

Но мишуру парадов, смотров и разводов он знал до мелочей и самозабвенно любил. Всю жизнь в его душе боролись два начала — гуманное, привитое Жуковским, и милитаристское, унаследованное от отца. В этом отношении он напоминал Александра I.

Навсегда запомнилось будущему царю путешествие по России в 1837 г.

Его сопровождал Жуковский. За семь месяцев они посетили 30 губерний. В Сибири они встречались с декабристами. В Вятке им рассказывал о богатствах местного края ссыльный Герцен. По возвращении наследник просил о смягчении участи декабристов. Тогда же Герцен был переведен во Владимир.

Кроме парадов и балов, было у Александра еще одно увлечение, чисто спортивное, которое странным образом повлияло на события в стране. Он страстно любил охоту, и, конечно, не мог пройти мимо «Записок охотника» И.

С. Тургенева. Впоследствии он говорил, что эта книга убедила его в необходимости отмены крепостного права.

§Накануне отмены крепостного права
§Революционная газета «Колокол»
§Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов
§Подготовка крестьянской реформы
§Крестьянская реформа 1861 года

Александр II – российский император из династии Романовых. Прославился прежде всего отменой крепостного права, за что и получил эпитет Освободитель.
Биография Александра II: молодые годы
Александр Николаевич Романов родился в Москве 17 апреля 1818 года.

В честь появления у императора Николая I и императрицы Александры Федоровны наследника в Москве по традиции был дан грандиозный салют.

Александр II получил блестящее домашнее образование. Любопытный факт из биографии императора: его основным наставником был известный русский поэт Василий Жуковский. Законодательство Александр изучал под чутким руководством Михаила Сперанского, военное дело преподавал Карл Мердер, закон Божий – Герман Павский.
В апреле 1834 года, достигнув совершеннолетия, Александр принял присягу и вошел в состав государственных институтов Российской империи, став членом Сената, Синода (в 1835 году), а несколько позже – членом Государственного совета и Комитета министров.

В 1837 году Александр отправился в большую поездку по российским губерниям — Сибирь, Закавказье, центральная часть страны, а в 1838 году предпринял путешествие в Европу.
Обязательной частью биографии наследника престола должна была стать военная служба.

Уже через два года после принятия присяги, в 1836 году, Александр стал генерал-майором, в 1844 году – генералом. В 1853 году началась Крымская война, и на будущего императора легла обязанность командовать войсками столицы.
В самом конце зимы 1885 года отец Александра, Николай I, скончался от стремительного воспаления легких. Получив хорошее образование, солидный военный опыт, став членом Сената и Государственного совета, Александр, однако, к этому времени так и не выработал сколько-нибудь определенных политических взглядов и концепции развития страны.

2. ПЕРВЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ

Положение усугублялось тем, что «в наследство» от Николая ему достался целый ряд нерешенных проблем: положение крестьян, запутанный и неоднозначный польский вопрос, проигранная Крымская война.
Биография Александра II: зрелые годы
Одним из первых важных решений в биографии Александра-самодержца стало в 1856 году заключение Парижского мира.

По случаю восшествия на престол нового императора была объявлена амнистия участникам Польского восстания 1830 – 1831 годов и декабрьского восстания 1825 года, а также петрашевцам. Кроме того, в честь коронации императора были приостановлены рекрутские наборы.
Безусловно, одним из самых сложных и болезненный оставался крестьянский вопрос. Прекрасно осознавая необходимость давно назревших перемен, Александр в 1858 году дал согласие на реализацию подготовленной либералами реформы, предполагающей возможность выкупа крестьянами земли в собственность.

В 1861 году им был подписан Манифест об отмене крепостной зависимости. Согласно положениям манифеста, крестьяне не только получали свободу и право лично распоряжаться своим имуществом, но и могли создавать органы общественного самоуправления.
Кроме того, в годы правления Александра I были претворены в жизнь реформы, сыгравшие немаловажную роль в развитии государства.

Так, в 1864 году были проведены земская и судебная реформы, в 1870 – городская. В 1860-е в рамках реформирования системы образования в стране были созданы реальные училища, а университеты стали частично автономными. При Александре II в России открылись первые высшие курсы для женщин.

Царствование Александра II ознаменовалось несколькими важными военными событиями: в состав империи вошла значительная часть Туркестана, начались военные действия против Турции (1877 – 1878 годы). Для долгосрочного пользования была передана Америке Аляска, ставшая впоследствии одним из ее штатов.

Император был женат дважды. В браке с первой супругой Марией Александровной, в девичестве принцессой Гессен-Дармштадтской, родились Александра, Николай, Александр (будущий российский император), Владимир, Алексей, Мария, Сергей и Павел.

Вторая супруга, княжна Екатерина Михайловна Долгорукая, подарила Александру четверых детей: Георгия, Ольгу, Бориса и Екатерину.
Темными страницами в биографии Александра стали несколько серьезных покушений. Наиболее известным стал выстрел Дмитрия Каракозова, однако известно о еще по крайней мере четырех попытках.

Последнее покушение стало роковым. Комитетом партии «Народная воля» решение об убийстве императора было принято еще летом 1879 года, а в марте 1881 бомба, брошенная Игнатием Гриневицким, смертельно ранила Александра. Считается, что Александр II погиб именно в тот день, когда намеревался одобрить проект конституции России, подготовленный графом графа Лорис-Меликовым.
Наиболее важным итогом царствования Александра по праву считается крестьянская реформа и отмена крепостного права: не случайно в его биографии фигурирует эпитет «Освободитель».

Памятники Александру II установлены в Санкт-Петербурге, Москве, Софии, Хельсинки, в городе Генерал-Тошево. Памятник в Москве был торжественно открыт в 2005 году. Памятник Александру II в Киеве просуществовал всего 8 лет и в 1919 году был уничтожен большевиками.

© Биография Императора Александра II. Биография Царя Александра II. Политический портрет Императора Александра II. Исторический портрет Императора Александра II.

Психологический портрет Императора Александра II

Author by .Posted in Археология.

Кто был наставником Александра 2.

Воспитание и характер императора Александра II

  1. Генерал-лейтенант П. П. Ушаков главный воспитатель.
    Поэт Жуковский, Василий Андреевич самый известный из учителей царской семьи. Благодаря литературной среде, в которой он являлся яркой фигурой, о нм в роли учителя великих князей и княжон сохранился ряд литературных анекдотов.

    Его также высоко оценивают как воспитателя будущего Александра II, принявшего решение отменить крепостное право, возможно, под влиянием прогрессивных взглядов Жуковского. В 1816 Жуковский стал чтецом при вдовствующей императрице Марии Фдоровне.

    В 1817 он стал учителем русского языка принцессы Шарлотты будущей императрицы Александры Фдоровны, а в 1826 занял должность воспитателя наследника престола, будущего императора Александра II. В 1837 Жуковский объездил с наследником цесаревичем Россию и часть Сибири; в 183839 Жуковский путешествовал с ним по Западной Европе.
    Протоиерей Герасим Павский учитель Закона Божия и Священной истории
    Капитан К.

    К. Мердер военный инструктор.
    М. М. Сперанский законодательство.
    К. И. Арсеньев статистика и история.
    Е. Ф. Канкрин финансы.
    Ф. И. Брунов внешняя политика.
    Академик Коллинз арифметика.
    К. Б. Триниус естественная история.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Н. Лавров "Русский император Александр II"

«Он не хотел казаться лучше, чем был, и часто был лучше, чем казался» (В.О.Ключевский).

Император всероссийский, царь польский и великий князь финляндский Александр Николаевич Романов – первый сын Николая I от брака с Александрой Федоровной, дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III, родился в Кремле, крещен в Чудовом монастыре и при крещении награжден высшим российским орденом Андрея Первозванного.

Воспитание

Его рождение – долгожданное событие в царской семье, т.к. старшие братья Николая не имели сыновей. В связи с этим он воспитывался как будущий наследник престола.

По традиции он сразу же был назначен шефом лейб-гвардии гусарского полка. В 7-летнем возрасте произведен в корнеты, а в 11 лет уже командовал ротой. Александру нравилась и военная служба, и военные игры, но ему, как наследнику престола, постоянно внушалась мысль о его особом предназначении – «жить для других».

Его систематическое домашнее образование началось с 6 лет. Отец выбрал ему наставников сам. Воспитателем был назначен поэт В.А. Жуковский, который составил «План учения» на 12 лет. В основе этого плана лежало всестороннее образование, соединенное с нравственностью. Жуковский являлся одновременно и учителем русского языка. Учителем Закона Божия и Священной истории стал протоиерей Г. Павский, военным инструктором — капитан К. Мердер, простой офицер, награжденный за храбрость при Аустерлице. Это был умный и благородный человек, работавший в юнкерской школе и имевший опыт работы с детьми. Законодательство преподавал М.М. Сперанский, статистику и историю – К.И. Арсеньев, экономику – Е.Ф. Канкрин, внешнюю политику – Ф.И. Бруннов, арифметику – академик Коллинз, естественную историю – К.Б. Триниус, известный немецкий и российский ботаник, академик Петербургской Академии наук.

Ф. Крюгер "Цесаревич Александр Николаевич"

В результате царевич получил хорошее образование, свободно владел французским, немецким и английским языками, с детства отличался отзывчивостью и впечатлительностью, живостью ума, хорошими манерами и общительностью.

Но вместе с тем воспитатели отмечали, что он вспыльчив и несдержан; пасует перед трудностями, не обладая твердой волей, в отличие от отца. К. Мердер отмечал, что иногда он действовал не из внутренней потребности, а из тщеславия или стремления угодить отцу, получить похвалу.

Николай I лично следил за образованием сына, два раза в год устраивал экзамены и сам присутствовал на них. С 16 лет он стал привлекать Александра к государственным делам: царевич должен был участвовать в заседаниях Сената, затем был введен в состав Синода, а в 1836 г. произведен в генерал-майоры и был причислен к свите царя.

Процесс образования цесаревича заканчивался путешествиями по России (май-декабрь 1837 г.) и за границу май 1838 г. – июнь 1839 г.). Перед поездкой по России Николай I подготовил сыну специальное «наставление», в котором говорилось: «Первая обязанность твоя будет все видеть с тою непременною целью, чтобы подробно ознакомиться с государством, над которым рано или поздно тебе определено царствовать. Потому внимание твое должно равно обращаться на все…дабы получить понятие о настоящем положении вещей».

Великий князь Александр Николаевич

Во время этого путешествия Александр посетил 28 губерний, воочию увидев всю неприглядность российской действительности. Он был первым из рода Романовых, посетившим Сибирь, где встретился с декабристами, в результате чего в нескольких письмах обращался к отцу «о прощении некоторых несчастных» и добился смягчения их участи. В путешествии цесаревича сопровождали генерал-адъютант Кавелин, поэт Жуковский, преподаватель истории и географии России Арсеньев, лейб-медик Енохин и молодые офицеры.

Позже он побывал даже на Кавказе, где отличился в бою при нападении горцев, за что был награжден орденом Св. Георгия 4 степени.

Перед отъездом за границу Николай I напутствовал сына: «Многое тебя прельстит, но при ближайшем рассмотрении ты убедишься, что не все заслуживает подражания; … мы должны всегда сохранять нашу национальность, наш отпечаток, и горе нам, если от него отстанем; в нем наша сила, наше спасение, наша неповторимость».

Во время зарубежного путешествия Александр посетил страны Центральной Европы, Скандинавию, Италию и Англию. В Германии он познакомился со своей будущей женой, Марией Александровной, дочерью великого герцога Людвига Гессен-Дармштадтского, с которой через два года произошло бракосочетание.

И. Макаров "Императрица Мария Александровна"

Мария Александровна любила музыку и хорошо в ней разбиралась, хорошо знала новейшую европейскую литературу. Широта ее интересов и душевные качества поражали многих, с кем ей довелось встречаться. «Своим умом она превосходит не только других женщин, но и большинство мужчин. Это небывалое сочетание ума с чисто женским обаянием и… прелестным характером», — писал поэт А.К Толстой. В России Мария Александровна скоро стала известна широкой благотворительностью – Мариинские больницы, гимназии и приюты были в ее поле зрения и распространялись, заслужив высокую оценку современников.

В 1841 г. Николай I назначил наследника членом Государственного Совета, что фактически явилось уже началом его государственной деятельности.

А с 1842 г. Александр исполнял уже обязанности императора во время его отсутствия в столице. На этом этапе деятельности он разделял консервативные взгляды своего отца: поддержал в 1848 г. предупредительные меры по ужесточению цензуры в связи с революционными событиями в Европе, касающиеся ограждения учебных заведений от «революционной заразы».

Начало царствования

Монограмма Александра II

Скоропостижная смерть Николая I, ускоренная трагическими событиями Крымской войны, естественным образом привела Александра к престолу. Перед Россией остро стоял ряд задач, которые не удалось решить Николаю I: крестьянская проблема, восточная, польская и др. проблемы, государственные финансовые проблемы, расстроенные крымской войной, международная изоляция России и др. Николай в последние часы своей жизни сказал сыну: «Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал, оставляя тебе много трудов и забот».

Первым решительным шагом Александра было заключение Парижского мира в 1856 г. с условиями, не самыми плохими для России. Затем он посетил Финляндию и Польшу, где выступил с призывом местной знати «оставить мечтания», что укрепило его позицию как решительного императора. В Германии он закрепил с прусским королем (братом своей матери) Фридрихом Вильгельмом IV «двойственный союз», тем самым ослабив внешнеполитическую блокаду России.

Но, начав свое царствование с действенной поддержки консервативных взглядов своего отца, он под давлением обстоятельств вынужден был перейти к политике реформ.

Н. Лавров "Портрет императора Александра II"

Реформы Александра II

В декабре 1855 г. был закрыт Высший цензурный комитет и разрешена свободная выдача заграничных паспортов. Ко дню коронации (в августе 1856 г.) была объявлена амнистия политическим заключенным, ослаблен полицейский надзор.

Но Александр понимал, что крепостное право тормозит развитие государства, и это было основанием для того, чтобы снова вернуться к крестьянскому вопросу, который был главным на этот момент. Выступая перед дворянами в марте 1856 г. он сказал: «Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крепостного состояния. Это не справедливо… Но не скажу вам, чтобы я был совершенно против этого. Мы живем в таком веке, что со временем это должно случиться… Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, чем снизу».

В 1857 г. для рассмотрения этого вопроса был составлен Секретный комитет из доверенных лиц императора, который начал разработку положений в отдельных регионах, чтобы объдинить их затем для всей России в «Положение» об отмене крепостного права. Члены комиссии Н. Милютин, Я. Ростовцев и др. пытались подготовить компромиссные решения, но постоянное давление дворянства на власть привело к тому, что проект защищал прежде всего помещичьи интересы. 19 февраля 1861 г. был подписан Манифест об освобождении крестьян, и таким образом были созданы условия для капиталистического производства (23 млн. помещичьих крестьян получили личную свободу, гражданские права), но многие пункты «Положения» ограничивали крестьян экономической и правовой зависимостью от сельской общины, контролируемой властями. По отношению к помещику крестьяне оставались «временнообязанными» до выплаты долга (в течение 49 лет) за предоставленные земельные наделы и должны были вести прежние повинности – барщину, оброк. Помещики же получили за собой лучшие участки и огромные выкупные суммы.

Но, несмотря на ограниченность крестьянской реформы, Александр II вошел в историю как царь-освободитель.

1 января 1864 г. была проведена Земская реформа . Вопросы местного хозяйства, взыскание налогов, утверждение бюджета, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания поручались выборным учреждениям - уездным и губернским земским управам. Выборы представителей были двухстепенными, но с преобладанием дворянства. Избирались сроком на 4 года.

В. Тимм "Коронация"

Земства занимались решением вопросов местного управления. В то же время во всем, что касалось интересов крестьян, земства руководствовались интересами помещиков, контролировавших их деятельность. То есть самоуправление явилось просто фикцией, и выборные должности замещались по указанию помещика. Земские учреждения на местах были подчинены царской администрации (в первую очередь губернаторам). Земство состояло: земские губернские собрания (законодательная власть), земские управы (исполнительная власть).

Реформа городского самоуправления. Обеспечила участие различных слоев населения в местном управлении, но при этом самодержавие по-прежнему оставалось как высшим законодательным, так и исполнительным органом, что сводило эти реформы на нет, так как отсутствие достаточных материальных ресурсов усиливало зависимость местного самоуправления от правительства.

Судебная реформа 1864 г. явилась крупным шагом в истории России к развитию цивилизованных норм законности, в основу их были положены принципы современного права:

  • независимость суда от администрации;
  • несменяемость судей;
  • гласность;
  • состязательность (в уголовных судах был введен институт присяжных заседателей, избираемых из населения; для юридической помощи населению – институт присяжных поверенных).

Но как только новые суды продемонстрировали свою работу в новом качестве, власть тут же стала подчинять их режиму. Например, судопроизводство политических дел осуществлялось не присяжными, а военными судами, сохранялись особые суды для крестьян, духовенства и др.

Военная реформа. Учитывая уроки Крымской войны, в армии были проведены серьезные преобразования в 1861-1874 гг. Были облегчены условия солдатской службы, улучшилась боевая подготовка, была упорядочена система военного управления: Россия разделилась на 15 военных округов. В 1874 г. утвержден Устав о всеобщей воинской повинности, сменивший рекрутчину.

Кроме этих реформ, преобразования затронули сферу финансов, образование, средства массовой информации, церковь. Они получили наименование «великих» и способствовали укреплению экономики страны и формированию правового государства.

Историки отмечают однако, что все реформы Александра II были проведены им не в силу его убеждений, а в силу осознаваемой им необходимости, поэтому современники чувствовали их неустойчивость и незавершенность. В связи с этим начал нарастать конфликт между ним и мыслящей частью общества, опасавшейся, что все сделанное «рискует погибнуть, если Александр II останется на престоле, что России грозит возврат ко всем ужасам николаевщины», — так писал П. Кропоткин.

С середины 60-х годов современники отмечают в поведении императора утомление и некоторую апатию, приведшую к ослаблению преобразовательной деятельности. Это связано как с несчастьями и неурядицами в семье, так и с многократными (всего 7) покушениями «благодарных» подданных на жизнь императора. В 1865 г. в Ницце умер от тяжелой болезни его старший сын Николай, наследник престола. Его смерть подорвала здоровье императрицы, и без того слабое. Рекомендации врачей воздерживаться «от супружеских отношений» усилили давно начавшееся отчуждение в семье: в короткий срок Александр сменил несколько любовниц, пока не встретил 18-летнюю Е. Долгорукую. Эта связь тоже повлекла неодобрение со стороны общества.

Покушения на Александра II

4 апреля 1886 г. произошло первое покушение на императора. Стрелял Д. Каракозов, входивший в тайное общество «Ад», примыкавшее к «Земле и воле», когда Александр II направлялся к своей карете, выйдя из ворот Летнего сада. Пуля пролетела мимо императора – стрелявшего толкнул крестьянин О. Комиссаров.

25 мая 1879 г. во время визита на Всемирную выставку в Париже в него стрелял поляк А. Березовский. Пуля попала в лошадь.

2 апреля 1879 г. член «Народной воли» А. Соловьев у ворот Зимнего дворца сделал 5 выстрелов, но император остался невредимым – стрелявший промахнулся.

18 и 19 ноября 1879 г. члены «Народной воли» А. Желябов, А. Якимова, С. Перовская и Л. Гартман безуспешно пытались взорвать царский поезд, следовавший из Крыма в Петербург.

5 февраля 1880 г. народоволец С. Халтурин подготовил взрыв в Зимнем дворце, погибли солдаты охраны на первом этаже, но никто из царской семьи, находившейся на третьем этаже, не пострадал.

Покушение произошло, когда император возвращался после войскового развода в Михайловском манеже. При взрыве первой бомбы он не пострадал и мог бы уехать с набережной Екатерининского канала, где произошло покушение, но он вышел из кареты к раненым – и в это время Гриневицкий бросил вторую бомбу, от которой погиб сам и был смертельно ранен император.

Александр II с женой. Фото Левицкого

Итог царствования

Александр II вошёл в историю как реформатор и освободитель. В его царствование

  • отменено крепостное право;
  • введена всеобщая воинская повинность;
  • учреждены земства;
  • проведена судебная реформа;
  • ограничена цензура;
  • проведён ряд других реформ;
  • империя значительно расширилась за счёт завоевания и включения среднеазиатских владений, Северного Кавказа, Дальнего Востока и других территорий.

Но М. Палеолог пишет: «Порой им овладевала тяжелая меланхолия, доходившая до глубокого отчаяния. Власть его более не интересовала; все то, что он пытался осуществить, кончалось неудачей. Никто из других монархов не желал более счастья своему народу: он уничтожил рабство, отменил телесные наказания, провел во всех областях правления мудрые и либеральные реформы. В отличие от других царей, он никогда не стремился к кровавым лаврам славы. Сколько усилий потратил он, чтобы избежать турецкой войны… И после ее окончания он предотвратил новое военное столкновение… Что получил он в награду за все это? Со всех концов России поступали к нему донесения губернаторов, что народ, обманутый в своих чаяниях, во всем винил царя. А полицейские донесения сообщали об угрожающем росте революционного брожения».

Единственное утешение и смысл жизни Александр II обрел в любви к Е. Долгорукой – «человеку, думающему об его счастье и окружавшему его знаками страстного обожания». 6 июля 1880 г., через полтора месяца после смерти супруги императора Марии Александровны, они заключили морганатический брак. Е. Долгорукая получила титул светлейшей княгини Юрьевской. Этот брак также увеличил раздоры в царской семье и при дворе. Существует даже такая версия, что Александр II намеревался провести задуманные преобразования и отречься от престола в пользу сына Александра и уехать с новой семьей жить в Ниццу.

Так «первое марта трагически пресекло и государственные преобразования, и романтические мечты императора о личном счастье… Он имел смелость и разумность отменить крепостное право и приступить к строительству правового государства, но при этом оставался фактически пленником той системы, фундамент которой начал упразднять своими реформами», — пишет Л. Захарова.

Император Александр II с детьми. Фото 1860 г.

Дети Александра II от первого брака:

  • Александра (1842-1849);
  • Николай (1843-1865);
  • Александр III (1845-1894);
  • Владимир (1847-1909);
  • Алексей (1850-1908);
  • Мария (1853-1920);
  • Сергей (1857-1905);
  • Павел (1860-1919).

От брака с княжной Долгорукой (узаконены после венчания):

  • светлейший князь Георгий Александрович Юрьевский (1872-1913);
  • светлейшая княжна Ольга Александровна Юрьевская (1873-1925);
  • Борис (1876-1876), посмертно узаконен с присвоением фамилии «Юрьевский»;
  • светлейшая княжна Екатерина Александровна Юрьевская (1878-1959).
    • Помимо детей от Екатерины Долгорукой, имел несколько других внебрачных детей.

По настоянию Александра III Долгорукая-Юрьевская вскоре покинула Петербург со своими детьми, рожденными еще до брака. Она умерла в Ницце в 1922 году.

В память о мученической смерти императора Александра II на месте его убийства построили храм.

Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883-1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Храм выполнен в «русском стиле» и несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строился 24 года. 6 августа 1907 года, в день Преображения, собор был освящён как храм Спаса-на-Крови.

Храм Спаса-на-Крови