Мифологические сюжеты в искусстве. Мифологические сюжеты в произведениях искусства IV

Введение

Миф -- предание, в котором воплощены представления древних народов о происхождении мира и различных явлениях природы. В мифах повествуется о богах, духах, обожествленных героях и предках. Они возникли во времена первобытного общества, на заре человеческого существования. Древний человек не мог понять причин возникновения различных природных явлений. Многие вопросы возникали в его голове: как появились люди на земле? почему гремит гром и идет дождь? по какой причине дует ветер? и др. Не умея подойти к этим вопросам с научной точки зрения, человек придумывал свои, понятные для него ответы. Этими ответами и стали мифы.

Данная работа актуальна, поскольку мифы и искусство являются неотъемлемой частью культуры. Целью работы является доказательство утверждения о том, что мифы-это не иссекаемый источник творчества художников разных времен и эпох. Задачи исследования: раскрыть понятие миф, показать историю развития мифа в искусстве, доказать поставленную гипотезу. Объекты: Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», Санти Рафаэль «Видение Иззекиля», Никола Пуссен «Царство флоры», Буше Франсуа «Юпитер и Каллисто», Карл Брюллов «Последний день Помпеи».

1. Основная часть

Миф не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека. Сущность мифа состоит в том, что он представляет собой породнение человека с силами бытия природы или общества. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.

Параллельно с мифом в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Художники разных эпох и стилей не обходили своим вниманием древнегреческую мифологию. И хотя в средние века живопись сосредоточилась в основном на христианских сюжетах, в эпоху Возрождения живописцы с большим энтузиазмом принялись изображать мифологические сюжеты на своих полотнах. В эпоху модерна на фоне общих изменений в изобразительном искусстве интерес к классическим мифологическим сюжетам несколько иссяк, зато возродился интерес к мифическим чудовищам, образы которых активно используются в современном искусстве. Русские живописцы традиционно обращались к теме славянской мифологии, изображая на своих картинах, как былинных богатырей, так и мифических существ славянской мифологии.

Для начала обратимся к произведению живописи 15 века. Знаменитая картина художника Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». Боттичелли - итальянский живописец эпохи раннего Возрождения, представитель флорентийской школы, один из самых ярких художников итальянского ренессанса. «Рождение Венеры» художник написал для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Сюжет этой картины основан на мифе о том, как из пены морской появилась на свет богиня любви

Венера, стоя в раковине, плывет, подгоняемая Зефиром и Хлоридой, а навстречу ей идет Ора, одна из спутниц богини, которая держит покрывало, чтобы окутать ее. Трепещущие на ветру прихотливые складки покрывала и одежд, волны на море, изломанная линия берега, «гофрированная» створка раковины, наконец летящие волосы Венеры - все это оттеняет плавные очертания тела богини и усиливает то чувство высшей гармонии, которое вызывает ее облик. Над головой Венеры едва ли не смыкаются руки персонажей, и кажется, будто ее осеняет арка, которой вторит круглящийся низ раковины. Таким образом, фигура богини замыкается в воображаемый овал. Венера здесь - центр, к которому стремится все.

Прекрасное лицо героини напоминает лики Мадонн на картинах Боттичелли, и потому в этой работе сквозь античную тему звучит христианская, именно это соединение античного гуманизма и христианства и дало феномен итальянского Возрождения.

Следующая картина Рафаэля Санти «Видение Иезекииля» относится уже к 16 веку. Это небольшое полотно было написано для частного заказчика. Фон картины полностью соответствует библейскому описанию этого видения: «...бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него» (Иезекииль 1:4). В самом же видении Бог изображен плывущим по воздуху, поддерживаемый «подобиями четырех животных». традиция с их с четырьмя крылатыми созданиями: человек или ангел, лев, бык и орел, которые символизируют в изобразительном искусстве четырех Евангелистов. Именно этой Христианской традиции, а не собственно описанию видения Иезекииля следовал Рафаэль при написании этой картины. По своим размерам картина небольшая, но она дает представление о мастерстве Рафаэля в области решения столь сложной композиции. В ней художник разрабатывает исключительную по своей трудности задачу-показать стремительный полет. Фигура самого Бога Саваофа дана в очень сложном ракурсе. Живописный образ Бога полон такой титанической силы, а движение передано настолько совершенно, что зрителю кажется, будто «Видение Иезекииля»-большое полотно, а не крохотная картина, размеры которой едва превышают миниатюру. Картина написана на один из самых насыщенных мифической символикой библейских сюжетов.

На очереди полотно 17 века, а именно «Царство флоры» известнейшего французского художника-Николы Пуссен. Мастер изображал античность такой, какой он себе ее представлял. На его полотнах герои античности ожили вновь, чтобы совершать подвиги, идти против воли богов или просто петь и веселиться. Картина Пуссена "Царство Флоры" создана на основе античной легенды, рассказанной римским поэтом Овидием. Это поэтическое иносказание происхождения цветов, где изображены герои античных мифов, превращенные в цветы

Герои, погибающие в расцвете сил, превращаются после смерти в цветы и оказываются в царстве Флоры. Жизнь человека трактуется в ее неразрывности с жизнью природы. Строгий порядок царит в мироздании, разумны его законы. Это чувствуется и в картине Пуссена, которая отличается уравновешенностью композиции, красотой героев, вдохновенных образами античной пластики. Логика и поэзия гармонично сосуществуют на этом полотне. Здесь он изображает свой идеал - человека, живущего единой счастливой жизнью с природой.

Во всех своих произведениях Пуссен выражал эстетический идеал классицизма, в основе которого лежит подражание "украшенной природе". Это означает, что художник отражал только возвышенное, прекрасное и совершенное в человеке и жизни, игнорируя при этом низменное, безобразное и уродливое.

"Царство Флоры" принадлежит к числу картин Пуссена, отличающихся тонкой и богатой разработкой колорита.

Примером мифологических сюжетов в живописи 18 века является холст Франсуа Буше «Юпитер и Каллисто». В картине художник обратился к «Метаморфозам» римского писателя Овидия, пересказавшего миф о боге Юпитере, который, влюбившись в нимфу Каллисто и желая ее соблазнить, принял облик богини Дианы. Художник интерпретировал чувственный эпизод античной мифологии в поверхностном, игривом духе. Грациозные, изящные фигурки его античных героинь похожи на фарфоровые статуэтки. Буше любил светлую живопись и отдавал предпочтение нарядным голубым, розовым и зеленым тонам. В творчестве самого Буше то и дело мелькают нимфы и Венеры. И названия работ говорят сами за себя - «Триумф Венеры», «Туалет Венеры», «Купание Дианы». Он умел радоваться красоте жизни и призывал к этому других. Стиль рококо был его родной стихией, здесь он чувствовал себя, как рыба в воде - естественно и органично. Декоративность, изящная интимность, атмосфера будуара, пастельные тона - таковы основные черты художественного стиля Франсуа Буше.

И наконец, одно из известнейших полотен 19 века-картина Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи», также относится к мифологическому жанру живописи. Карл Брюлловизвестный живописец, акварелист, рисовальщик. Учился в Петербургской Академии художеств. Его творчество внесло в живопись академического классицизма свежесть романтики, жизненности, увлечения красотой действительности и этим способствовало развитию реализма в русской живописи. Всемирную славу художнику принесла картина «Последний день Помпеи». Гибель Помпеи в представлении Брюллова -- это гибель всего античного мира, символом которого становится самая центральная фигура холста -- прекрасная женщина, разбившаяся насмерть, упав с колесницы. Брюллов потрясен внутренней красотой и самоотверженностью этих людей, не теряющих человеческого достоинства перед лицом неотвратимой катастрофы. В эти страшные минуты они думают не о себе, а порываются помочь свои близким, оградить их от опасности. Художник видит и самого себя среди жителей Помпеи с ящиком красок и кистей на голове. Он здесь, рядом с ними для того, чтобы помочь, поддержать их дух. Но даже перед гибелью его не покидает зоркая наблюдательность художника -- он отчетливо в блесках молний видит совершенные в своей пластической красоте человеческие фигуры. Они прекрасны не только благодаря необыкновенному освещению, но так же и потому, что как бы сами излучают свет душевного благородства и величия. Прошло почти шесть лет с того памятного дня, когда на улицах безжизненной Помпеи у Брюллова возникла мысль написать картину о гибели этого древнего города. В последний год художник так неистово работал, что его не раз выносили из мастерской в состоянии полного изнеможения.

Заключение

миф искусство картина брюллов

Проделанная нами работа подтверждает гипотезу о том, что мифы являются не иссекаемым источником для творчества художников разных веков и эпох. Для этого были рассмотрены работы мастеров различных веков. Также был проведен опрос.

Список источников информации

  • · http://citaty.su/
  • · http://muzei-mira.com
  • · http://jivopis.org
  • · http://www.mifyrima.ru/
  • · https://ru.wikipedia.org

Те, кто хочет увидеть то, чего не было на самом деле, могут обратиться к картинам определенного жанра. На таких полотнах изображены сказочные существа, герои легенд и преданий, события фольклора. В такой манере пишут художники мифологического жанра.

Как оживить картину

Несомненно, для того чтобы отобразить события, которых не видел своими глазами, мастер должен обладать отменной фантазией и знать сюжет произведения, на основе которого он собирается творить. Чтобы зрителю понравилась картина, надо умело пользоваться кистью, тогда образы, существующие в голове у художника, оживут и превратятся в сказку наяву. Мастера, умеющие сделать это, прославились во всем мире. Среди известных имен: Боттичелли, Васнецов, Мантенья, Кранах, Джорджоне.

Зарождение

Мифологический жанр в искусстве появился тогда, когда люди перестали верить в то, что им рассказывали их предки. Произведения на тему былых событий стали простыми рассказами, в которых существование их героев на самом деле ставилось под сомнение. Тогда-то художники смогли дать волю своему воображению и изобразить на холстах участников древних событий такими, какими они их представляли. Мифологический жанр в изобразительном искусстве особенным образом расцвел в эпоху Ренессанса. Причем в каждом веке сюжетами для творчества становились разные легенды, благо недостатка в них не было. Изначально мифологический жанр предполагал изображение героев Древней Греции и событий, связанных с их жизнью. Постепенно, в 17 веке, на картинах появлялись сюжеты, наполненные особенным смыслом, затрагивающие эстетические и нравственные проблемы, приближенные к жизненным реалиям. А уже в 19-20 веках поле деятельности художника, работающего в таком направлении, как мифологический жанр, стало особенно широким. В качестве основы для изображения служат кельтские, германские, индийские, а также славянские мифы.

Сандро Боттичелли

Этот живописец стал первым, кто начал использовать мифологический жанр для создания До него сюжеты такой тематики использовали для декоративных украшений. Частные заказчики делали заказ, часто сами придумывая то, что должно быть изображено и какую смысловую нагрузку оно будет нести. Поэтому они были понятны только тем, кто покупал такую работу. Интересно, что мастер писал свои картины так, чтобы они сочетались с какими-либо предметами мебели и быта. Поэтому необычный размер или форма его полотен оправдана тем, что в совокупности с предметом, под который они писались, все смотрелось вполне гармонично. Среди его работ известны «Рождение Венеры», «Весна». Также Боттичелли использовал мифологический жанр для того, чтобы расписывать алтари. К знаменитым работам такого рода относят «Благовещение Честелло» и вместе с Иоанном Крестителем.

Андреа Мантенья

Мифологический жанр в изобразительном искусстве принес известность этому художнику. В частности, в этом направлении выполнена его картина «Парнас». Только такой знаток древности, как Мантенья, мог создать такое полотно, наполненное тонкими аллегориями, некоторые из которых до сих пор не разгаданы. Основной сюжет картины — это любовь Марса и Венеры. Именно их фигуры художник поместил в центре. Это адюльтер, поэтому Мантенья посчитал нужным отразить негодование обманутого мужа — Гефеста. Он покинул свою комнату и стоит у входа в кузницу, посылая проклятия в сторону влюбленной пары. Два и Меркурий, способствующие сближению Марса и Венеры, также присутствуют на картине. Кроме того, здесь изображены девять танцующих муз, которые способны своим пением вызвать извержение вулкана. Но справа от центра картины стоит Пегас. Этот крылатый конь, по преданию, был способен остановить извержение, топнув копытом.

Джорджоне

Мастер написал несколько картин в мифологическом жанре. Среди них «Спящая Венера», которую автор не смог закончить, так как в процессе создания заболел чумой и скончался. До сих пор продолжаются споры о том, кто завершил полотно. Также знаменита «Юдифь». Эта картина создана на основе библейского сюжета. Эта тема занимала и других художников, но на полотне Джорджоне она изображена скромной, нежной и полной собственного достоинства. Ногой она наступает на голову Олоферна. Это отрицательный персонаж, но внешность его не отталкивает зрителя, хотя в то время отрицательных героев изображали безобразными.

Виктор Васнецов

Создатель полотен, на которых ожили всеми любимые сказки, представляет в своих работах мифологический жанр в живописи. Неспроста его картины очень нравятся детям. Ведь на них изображены герои всеми любимых и знакомых с детства произведений русского фольклора. Мифологический жанр позволяет художнику проявить фантазию и изобразить на полотне то, что он представляет в своем воображении. Но работы Васнецова настолько затрагивают душевные струны человека, что находят отклик в каждом сердце.

Может быть потому, что он любил и умел передавать в своих работах многогранность русской природы. Всеми любимые березки не могут не тронуть своей тихой грустью. Все, что видит человек на картинах Васнецова, ему знакомо. Даже узнаваемы, хотя их невозможно было увидеть нигде раньше. Работы мастера не просто изображают, они учат тому, как должна выглядеть чистая женская красота, мужественность и богатырская сила. Поэтому его творчество знакомо каждому. Это такие картины, как «Снегурочка», «Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич и Серый Волк», «Кощей бессмертный».

Михаил Врубель

Мифологический жанр стал основой творчества не менее известного живописца Михаила Врубеля. Всем известна его картина «Царевна-лебедь», написанная по мотивам сказки Пушкина. Хотя образ вполне мифологический, на самом деле Врубель изобразил свою жену в Она пела в опере, декорации для которой также нарисовал ее супруг. Цвета, которые использовал мастер, наполняют изображение нежностью и легкостью. Автор старался передать момент, когда птица превращается в прекрасную царевну. Это ему вполне удалось. До сих пор волшебный эффект его картин заставляет многих людей становиться поклонниками его творчества.

Мифологический жанр интересен, пробуждает фантазию не только у художника, но и у зрителя. А самое главное - источников для вдохновения множество, так что просторы для творчества безграничны.

Мифы Древней Греции – это захватывающие приключения богов, героев и злых существ. Они интересны во всех отношениях.

Это и развлечение похлеще голливудских блокбастеров. И возможность понять совершенно иное мировоззрение людей дохристианской цивилизации.

О мифах мы знаем не только благодаря античным авторам.

Художники, жившие до нашей эры, также активно создавали фрески с мифологическими сюжетами. И часть из них сохранились до наших дней.


Дионис (Вакх) встречает Ариадну на острове Наксос. Фреска в Стабии, вилла Ариадны, 1 до н.э.

Но почти на 1,5 тысячи лет мифы исчезли из искусства.

Они вновь появились в живописи лишь в . В 15 веке в Риме стали откапывать скульптуры времён Римской империи (копии работ древнегреческих мастеров). Начал расти интерес к Древней Греции. Стало модным, а потом и обязательным чтение античных авторов.

И уже в 16-17 веках мифы – одни из самых популярных сюжетов в живописи.

Мифологические картины для современного зрителя

Когда Вы находитесь в музее, Вы вряд ли долго задерживаетесь у картин с мифологическими сюжетами. По одной простой причине.

Мы мало знакомы с мифами Древней Греции.

Да, мы знаем Геракла. Слышали о Персее и Андромеде. И назовём пару античных богов вроде Зевса и Афины.

Но кто сейчас сможет похвастаться, что прочитал хотя бы «Одиссею» Гомера? Я сама прочла ее лишь в 30 лет.

А если Вы не понимаете сюжет картины, насладиться ей будет сложно. Потому что возникнет барьер в виде недоумения «А кто все эти люди?»

А вот если сюжет понятен, то живописные особенности картины как бы сразу раскрываются перед нашими прозревшими глазами.

Эта статья – небольшой сборник мифологических картин.

Я помогу Вам сначала разобраться в их героях и символах. А затем мы вместе насладимся всеми достоинствами этих шедевров.


Боттичелли. Весна (путеводитель по картине). 1482 г. Галерея Уффици, Флоренция

Боттичелли первым в истории европейской живописи (после древних греков и римлян) стал изображать мифологических героев.

Мифологические картины Боттичелли иногда нелестно называют живописными комиксами. Герои стоят в ряд. Между собой не взаимодействуют. Осталось только облачка с их речью добавить.

Но именно Боттичелли первым спустя 1,5 тысяч лет стал изображать мифы. Так что ему можно.

К тому же такое расположение в ряд не мешает той же «Весне» Боттичелли быть одной из самых прекрасных картин в мире.

Ещё «Весна» – одно из самых загадочных полотен. Существует множество его интерпретаций. Я выбрала ту, которая лично мне кажется наиболее правдоподобной. И дополнила ее своими собственными размышлениями.

2. Тициан. Вакх и Ариадна


Тициан. Вакх и Андромеда (путеводитель по картине). 1620 г. Национальная лондонская галерея

После Боттичелли в Эпоху Возрождения мифы изображали многие художники. Но самым плодовитым был Тициан.

Его мифы уже совсем другие. Это уже конкретные истории, как «Встреча Вакха и Андромеды на острове Наксос».

Ещё это порывистые движения, как прыжок бога виноделия с колесницы к ногам красавицы. Это выраженные в позах эмоции, как например, удивление и испуг Андромеды. А ещё реалистичный пейзаж, который является фоном для героев.

3. Рубенс. Персей и Андромеда


Питер Пауль Рубенс. Персей спасает Андромеду (путеводитель по картине). 1622 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

После Тициана мифологические картины окончательно вошли в моду. Художники следующих поколений усвоили все уроки великого мастера. Но сильно усложнили композиции.

Тот же Рубенс буквально «сталкивал» своих героев телами. И перед нами – уже невероятное переплетение рук, голов и ног.

Именно поэтому нам так сложно наслаждаться мифологическими картинами 17 века. Мало того, что сюжеты не всегда известны, ещё и всех героев нужно разглядеть.

Итак, золотое время мифологических картин – это 16-17 века.

В 18 веке их немного потеснили вполне земные и милейшие красотки рококо.

А к концу 19 столетия их вытеснили реализм и импрессионизм. Мифы окончательно вышли из моды.

Но мифологические картины по-прежнему висят в музеях. Ведь они являются очень важным культурным пластом. И лишь небольшие пробелы в наших знаниях мешают полноценно ими наслаждаться.

, МХК и ИЗО

ПРЕДМЕТ: литература + история + МХК+ИЗО.

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, полученные на уроках истории, литературы, и проследить связь древнегреческой культуры с культурой современной.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • способствовать развитию межпредметных связей;
  • познакомить учащихся с произведениями искусства, созданными на мифологические сюжеты;
  • вспомнить и повторить мифы Древней Греции;
  • активизировать фантазию и творческое воображение;
  • воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: презентация по теме “Мифологические сюжеты в произведениях искусства”, компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, раздаточный материал для учащихся (приложение №2 и приложение №3 ).

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: рабочие тетради по литературе, фразеологические словари.

КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ: 1.

ПЛАН УРОКА

I. Оргмомент. Проверка организации рабочих мест. На экране заставка презентации (слайд №1 ).

II .Объявление темы урока, целей и задач (на экране слайд №2 ).

Сегодня мы обобщим знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, вспомним мифы Древней Греции.

Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства) античная культура раздвинула рамки исторического существования. Уничтоженная природными стихиями, пожарами, варварскими набегами, погребенная вместе со статуями языческих богов, античная культура стала одной из основ культуры современного человечества.

Мы постараемся сделать вывод о том, как связана культура Древней Греции с современной культурой. Для этого:

– Мы вспомним древнегреческие мифы.

– Познакомимся с произведениями искусства, созданными на мифологические сюжеты.

– А также вам будет предложено творческое домашнее задание по выбору.

III. Запись темы урока в тетрадь.

Открываем тетради по литературе, записываем тему сегодняшнего урока: “Мифологические сюжеты в произведениях искусства” (слайд №3).

IV. Вопросы к учащимся:

Но прежде чем мы начнем разговор о мифологических сюжетах, давайте вспомним, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МИФ? (сказание, предание о богах и героях)

Какую роль играли мифы в жизни древнего человека? (Древний человек не мог объяснить появление жизни на земле, назвать причины, вызывающие стихийные природные явления, перед которыми он был бессилен. Следствием этого явилось очеловечивание всей природы. Само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и познанию самого себя).

V. Рассказ учителя:

Эллада, этот прекрасный и чарующий мир, где всегда светит солнце и зреет виноград. Землёй и воздухом здесь правит Зевс Громовержец, морями и океанами – Посейдон, а царством мёртвых – Аид. На горе Олимп живут прекрасные боги, в реках обитают речные нимфы, на деревьях в лесах – дриады, в морях – нереиды, а по всему миру разбросаны диковинные животные: Цербер, Минотавр, Гидра, Сцилла и Харибда, пегасы, циклопы, кентавры, фавны, сатиры, вакханки, фурии, гарпии... Всё ещё живы титаны, рождаются полубоги…

Из поколения в поколение передавались народные сказания, складывались красочные легенды о богах и героях античного мира. Создатели древних мифов представляли богов подобными людям, наделяли их человеческими чертами. Персонажи мифов были добрыми и злыми, мужественными и трусливыми, благородными и коварными. Они любили и ненавидели, совершали подвиги и злодеяния.

Ребята, каких древнегреческих богов и героев вы помните? (учащиеся называют богов и героев)

Мифы и легенды Древней Греции вдохновляли многих выдающихся художников на создание картин (слайд №4 ). Сейчас я покажу вам живописные произведения художников эпохи Возрождения, а также современных художников, а вы найдите известных вам героев и вспомните мифологический сюжет.

(Показ слайдов №5-14 с картинами, ребята вспоминают мифологические сюжеты, кратко их пересказывают, при необходимости обращение к раздаточному материалу на столах – мифы Древней Греции).

Многие мифологические сюжеты сохранились в устойчивых оборотах и крылатых выражениях, которые можно ежедневно услышать в общении. Давайте, ребята, при помощи фразеологических словарей найдем толкование некоторых фразеологических оборотов.

(На экране показаны фразеологические обороты, ребята, используя словари, должны найти толкование крылатых выражений и записать в тетрадь, слайд №15 ).

Образы античных героев и богов воспроизведены в многочисленных произведениях античного, особенно древнегреческого искусства. В IV-V вв. до н.э. величайшего совершенства достигло искусство художников, украшавших глиняные (керамические вазы). (Слайд №16 ). Керамика сопровождала грека на всем его жизненном пути. Великолепные панафинейские амфоры вручали победителям спортивных состязаний, стройные лекифы ставили на могилы, в пифосах и амфорах хранили оливковое масло, вино и зерно, в больших кратерах смешивали вино с водой. Давайте с вами посмотрим на это разнообразие керамических сосудов и назовем, для чего они служили (слайд №17 ).

(Слайд №18) Афинская керамика преобладала на античном рынке более 200 лет. Первым стилем афинской вазописи стал чернофигурный стиль – традиционно черные фигуры на фоне естественной окраски обожженной глины. На еще сырой сосуд краской, приготовленной из глины, воды и древесной золы, наносили рисунок. Линии, которые должны были остаться красными (складки одежды, ветки деревьев), процарапывали стилом. Затем сосуд закладывали в печь. В определенный момент все отверстия в печи закрывали, происходила реакция, и весь сосуд становился черным. Затем температуру в печи понижали, отверстия открывали. Покрашенные места оставались черными, а неокрашенные – становились красными. Так краска закреплялась на поверхности сосуда.

Около VI века до н.э. в Афинах появилась целая плеяда блестящих вазописцев (Евфроний, Евтимид и др.), которые стали работать в новом, краснофигурном стиле, при котором фигуры оставляются в цвете глины, а черным лаком закрывается фон: на черном фоне легче передавать объем и глубину пространства.

Давайте рассмотрим образцы росписей ваз в краснофигурном и чернофигурном стилях (слайды №19-21 ).

На древнегреческих вазах принято выделять орнамент и сюжетную композицию. Наиболее распространенные орнаменты – меандр, пальметта, волна, бутоны лотоса.

(Слайд №22) Давайте рассмотрим наиболее распространенные сосуды и, используя раздаточный материал, определим формы сосудов и стили античной вазописи (слайды №23-27 ).

(Пользуясь раздаточным материалом, ребята определяют формы сосудов и стили античной вазописи).

Подведение итогов:

Сегодня на уроке мы с вами обобщили знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, вспомнили сюжеты некоторых древнегреческих мифов, познакомились с живописными произведениями, созданными на мифологические сюжеты, проследили связь древнегреческой культуры с современным искусством.

Запись домашнего задания:

Домашнее задание предлагаю на выбор: для тех, кто умеет и любит рисовать – изобразить понравившийся мифологический сюжет. А для ребят, которые хотят попробовать себя в роли авторов, предлагаю придумать свой миф.

Выставление и комментирование оценок.

Рефлексия:

Рефлексия “Острова”

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных “островов”: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др. Ребятам выдаются кораблики, с обратной стороны которых нанесен двусторонний скотч.

Карта островов вывешивается на доске и каждому учащемуся предлагается разместить свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока.

Ученик имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта анализируется вместе со всеми детьми.

Введение.

Достижения древних греков удивительны во всех областях, и на них основана вся европейская цивилизация. Античность сопровождает европейское человечество на всем его пути. «Мы видим греков и говорим их оборотами речи», – сказал Якоб Буркхардт.

Одним из самых ранних и существеннейших элементов античной культуры является миф. Миф (от греч. muthos - слово, сказание) это повествование о происхождении мира, богов, героев, различных народов, событиях естественной и общественной истории, которые возникли в глубокой древности и в устной форме передавались из поколения в поколение. Миф исключительно важный шаг в познании и понимании окружающего мира, в самопознании человека. В мифе сочетаются реальное и вымышленное, рациональное и эмоциональное, природное и культурное. Миф - универсальное обобщение человеческой жизни, неотъемлемое свойство всей культуры.

Греческие мифы глубоко проникли в образ мыслей современного человека, и мы порой не замечаем как говорим о паническом страхе, об олимпийском спокойствии,бесстрашного человека сравниваем с Гераклом, а решительную женщину – с амазонкой. А выражения троянский конь, яблоко раздора, нить Ариадны и многие другие понятны практически всем.Мифы веками накапливали опыт народов, их представления о добре и зле, о достойном и недостойном поведении. Передаваясь из поколения в поколение, они учили людей тому, как следует жить.В современной жизни мы очень часто сталкиваемся с названиями и именами из древнегреческой мифологии. Мифы Древней Греции много веков вдохновляют поэтов, художников, скульпторов и композиторов всего мира, а значит без знания сюжетов невозможно понять многие произведения искусства.

Клод Лоррен. Пейзаж с Аполлоном и Меркурием.

Размеры: 55 x 45 см
Материал, техника: Холст, масло
Дата создания: Около 1645

Месторасположение : Франция и Италия, Рим, Галерея Дориа Памфили

Информация о художнике.

Имя при рождении: Клод ЖеллеДата рождения: 1600 годМесто рождения: Шамань, ЛотарингияДата смерти: 23 ноября 1682Место смерти: Рим, ИталияГражданство: ФранцияЖанр:художник-пейзажистХудожественное направление: Классицизм

Клод Лорен родился в 1600 году в крестьянской семье. Рано остался сиротой. Получив начальные познания в рисовании от своего старшего брата, искусного гравёра на дереве во Фрайбурге, в Брайсгау, в 1613-14 гг. он отправился вместе с одним из своих родственников в Италию. Работая слугой в доме художника-пейзажиста Агостино Тасси, усвоил некоторые технические приёмы и навыки. Вначале он выполнял заказные декоративные работы, т. н. «пейзажные фрески», но позже ему удалось стать профессиональным «пейзажистом» и сосредоточиться на станковых работах. Кроме того, Лоррен был великолепным офортистом; он оставил занятие офортом лишь в 1642, избрав окончательно живопись.

По свидетельству (немецкого художника и писателя, чей обширный труд «Немецкая академия» (2 т., 1675-79) содержит ценные сведения о художниках и коллекциях 17 в.) , «чтобы проникнуть в сущность искусства пейзажа, [Лоррен] старался разными способами подступиться к природе: лежал с раннего утра до поздней ночи под открытым небом, стремясь постигнуть, как наиболее правдоподобно написать зарю на рассвете и в часы заката; и когда ему удавалось уловить искомое, он тотчас темперировал свои краски согласно увиденному, бежал с ними домой и применял их к замысленной им картине, достигая тем высшей правдивости, не известной до него».С большим мастерством художник изображал игру солнечных лучей в различные часы дня, свежесть утра, полуденный зной, меланхолическое мерцание сумерек, прохладные тени теплых ночей, блеск спокойных или слегка колышущихся вод, прозрачность чистого воздуха и даль, застилаемую лёгким туманом. В его творчестве можно различать две манеры: картины, относящиеся к ранней поре его деятельности, писаны сильно, густо, в теплых тонах; позднейшие - более плавно, в холодноватом тоне.Миф. Миф повествует, что в наказание за убийство киклопов, ковавших отцу Аполлона Зевсу молнии, Зевс сделал своего сына пастухом. Аполлон должен был пасти стадо царя Адмета, но небрежно отнесся к порученному делу, и ловкий Меркурий (Гермес) украл у него стадо. Впрочем, Зевс приказал Меркурию вернуть похищенных коров, после чего позволил Аполлону вновь занять свое место среди богов.Анализ картины. Композиция картины построена так, что увлекает взгляд зрителя вглубь картины. Для этого изогнутая линия берега уходит вдаль. На заднем плане в предрассветной дымке виден красивый идиллический пейзаж с римским акведуком. Колорит картины типичен для позднего Лоррена и заключается в преобладании холодных тонов. Расположение с обеих сторон картины на переднем плане деревьев создают эффект некоторой театральности происходящего, герои мифа предстают как действующие лица спектакля, где главное действующее лицо – природа, во всем ее великолепии. На эту мысль нас наводит масштаб изображенных фигур и ракурс их постановки (в пол оборота к зрителю).История создания картины. Согласно записи, сделанной Лорреном в его "Книге истины", эта картина была написана для "Франческа Аберини". По всей видимости, это описка, и работу заказал художнику либо аристократ Франческа Алъберини, либо богатый римлянин Франческа Арберини. "Пейзаж с Аполлоном и Меркурием" с 1750 года хранится в Хоулкхэм Холле. Именно тогда ее купил владелец Хоулкхэм Холла Томас Коук, первый граф Лейстер.Используемые ресурсы:Ларионова Э. И., К. Лоррен. Альбом, М., 1979«Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986 Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Издательство Вече, 2007. Уильям Этти «Геро и Леандр» 1828-1829. Частная коллекция.

Информация о художнике. Этти Уильям (William Etty) (1787-1849), английский живописец периода романтизма, яркий представитель натурализма и исполнения обнаженной натуры Уильям Этти занимает достойное место среди английских художников. В чувстве и навыке колориста художнику не было равных в Англии в первой половине 19 века. Родился в Йорке 10 марта 1787 года. Его отец был мельником и пекарем хлеба. Будущий живописец в возрасте одиннадцати с половиной лет был вынужден оставить отеческую крышу; по настоянию отца он был определен учеником в типографию. После семи лет ученических испытаний и унылой работы в типографии Этти уехал в Лондон.
Помощь старшего брата и покровительство богатого дяди, помогли становлению Уильяма Этти, непосредственно как художника. Этти начал свое обучение, создавая наброски пейзажей, копируя различные изображения, рисунки печатных изданий и прочие иллюстрации; все это было первой художественной школой Уильяма Этти. В Смитфилде Этти сделал копию старинной картины «Купидон и Психея», которая стала известна и благодаря которой Этти был принят в 1807 году студентом академической школы в Сомерсет Хаус. Этти был одержим изображением обнаженной натуры, которую он штудировал и писал на протяжении всей своей творческой жизни. Его полотна часто вызывают в памяти чувственные модели и насыщенный колорит произведений Тициана и Питера Пауля Рубенса. Этти часто обращался за вдохновением к классической мифологии и аллегорическим сюжетам. Его работами восхищались Эжен Делакруа и другие живописцы-романтики.Сюжет мифа. Леандр - юноша из в , который полюбил Геро, жрицу , жившую в Сесте, расположенном на другом берегу пролива . Каждую ночь Геро ждала, когда он переплывет пролив и, чтобы ему было светлее, зажигала огонь на башне. Леандр плыл на и добирался до берега. Однажды огонь погас и Леандр не смог доплыть. Утром его тело прибило к ногам Геро. Увидев его, Геро в отчаянии бросилась в море с башни. «Башню Геро» позднее показывали в Сесте.Анализ картины. Герои показаны в момент последнего трагического объятия, когда жизнь уже покинула их. На фоне темного моря и грозовых облаков выделяются обнаженные тела, написанные светящимися чувственными тонами. Черные волосы и одеяние Геро как бы сливаются с ночной тенью. Несмотря на трагичность сюжета композиция картины скорее как динамичная, об этом свидетельствует диагональное расположение фигур на первом плане, линия набегающих волн и взбудораженное небо. Сочетание в колорите картины красно- коричневых, светлых, темно-синих и черных тонов, усиливает трагическое ощущение произошедшего.Воплощение сюжета у других авторов:-в живописи П.Рубенс "Геро и Леандр"
Д.Фетти "Геро и Леандр"
И.К.Айвазовский "Вид Леандровой башни в Константинополе"-в литературе Мусей "Геро и Леандр" (перевод М.Дриневич, редакция М.Грабарь-Пассек)
Овидий "Послание Леандра Геро и её ответ"
Ф.Шиллер "Геро и Леандр" (перевод В.Левика)
К. Марло "Геро и Леандр" (перевод Ю.Коренева)
А.Фет "Геро и Леандр"
А.Куприн "Геро, Леандр и пастух"
М.Павич "Внутренняя сторона ветра" (роман о Геро и Леандре)
Й. Ван Ден Вондел "Геро и Леандр" (к картине Рубенса, перевод В.Швыряева)-в музыке Кантата Г.Ф.Генделя (Ero e Leandro HWV 150) Кантата А.Скарлатти
Опера Д.Боттезини (Ero e Leandro, 1879; либретто А.Бойто)Симфоническая поэма А.Каталани (1884,),
Четвёртая симфония Д.Хесса

Валентин Серов. Похищение Европы. 1910. Холст, масло.71 х 98. Третьяковская Галерея, Москва, Россия .
Информация о художнике. Валентин Александрович Серов, 1865-1911 гг. русский художник (живописец и график), представитель русского импрессионизма и модерна. Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 г. в семье композитора А.Н. Серова и пианистки В.С. Серовой (урожденной Бергман). В 1874-1875 - 1878-1882 брал частные уроки у И.Е. Репина, оказавшего на него особое влияние; посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880-1885). Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства, и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, ). Жил в Петербурге и Москве. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 г. посетил Грецию. Наезжал в Абрамцево. Был членом «Товарищества передвижников» и объединения «Мир искусства».Миф. Европа была дочерью финикийского царя Агенора. Влюбившийся в нее Зевс явился царевне и ее подругам, гулявшим на берегу моря, в виде прекрасного быка. Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами (обрывок гирлянды можно видеть и в серовской картине). Наконец, Европа решилась сесть на спину быка-Зевса - тот бросился в море и увез царевну на остров Крит, где она стала женой Зевса и впоследствии родила ему трех сыновей-героев.Анализ картины. «Полотно "Похищение Европы" решено декоративно; оно написано большими цветовыми плоскостями, которые ритмически согласованы живой, гибкой линией, приводящей к гармонии объем и плоскость. Серов делает высокую линию горизонта, что позволяет ему трактовать пространство как плоскость. Безбрежное море написано условно, и в то же время мастер добивается ощущения толщи бесконечной глубины воды, которую разрезает по диагонали полотна мощная фигура быка - Зевса. По контрасту с Зевсом фигурка Европы кажется маленькой и беспомощной, она словно робко покорилась судьбе. Ее лицо напоминает лицо коры времен греческой архаики; оно словно маска с невидящим взглядом. В тоже время фигура Европы дана в сложном ракурсе и живом, выразительном движении, словно все ее силы направлены на то, чтобы удержаться на спине быка.» (4)

«Неожиданно живой и осмысленный взгляд быка-Зевса подчеркивает застылость неподвижного лица-лика Европы - маски архаической коры, своего рода символа всего греческого искусства. Одно из значений, имени "Европа" - "широкоглазая", что удивительно созвучно тому изображению лица Европы, которое дает Серов». (1)

«Серов первый из художников, изображавших миф о похищении Европы, отступил от первоисточника, рассказывающего о белом быке с золотыми рогами - коричневый бык напоминает о росписях краснофигурных ваз». (1)

Воплощение сюжета у других художников. , Г. , Ф. , Г. и другие.

Питер Брейгель. Пейзаж с падением Икара. 1555-58, холст, масло, 74 x 112 см.
Музей изящных искусств (Musйes Royaux des Beaux-Arts), Брюссель
Информация о художнике.

Питер Брейгель Старший ( -)- живописец и график, самый известный и значительный из носивших художников. Мастер и жанровых сцен. Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном - тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким. Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в в . В музеях России произведения Брейгеля отсутствуют. Некоторые известные картины: «Самоубийство Саула», «Обращение Савла», Вена «Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев», «Морской бой в гавани Неаполя», «Падение Икара».

Миф. Согласно древней легенде, строитель Дедал появился на острове Крит после того, как у себя на родине, в Аттике, убил своего племянника, которому завидовал. Последний был очень талантлив и сумел создать нужные человечеству инструменты: пилу, циркуль, гончарный круг. На Крите Дедал построил для царя Миноса огромный дворец с подземными лабиринтами. В лабиринте жило страшное чудовище - Минотавр. Жители Афин вынуждены были платить Миносу дань - посылать для прожорливого Минотавра юношей и девушек. Это длилось до тех пор, пока Тезей, попавший в лабиринт, не убил Минотавра. Благодаря Дедалу герой бежал с Крита. Разгневанный Минос повелел заточить Дедала, но тот сделал для себя и своего сына Икара крылья из перьев птиц. С помощью крыльев отец и сын покинули остров. Дедал предупреждал сына, чтобы он не взлетал слишком высоко, но Икар не послушался отца и взмыл вверх, к самому солнцу. От жара солнечных лучей воск, скреплявший перья, растаял, и юноша, лишенный крыльев, упал в море и утонул.

Анализ картины.

«При первом взгляде на картину у зрителя возникает вопрос: «Почему она так называется». Ведь перед зрителем разворачиваются картины мирной трудовой жизни: вот пахарь идет бороздой, следом за своей лошадкой, чуть в стороне от него пастухи среди овечьего стада обсуждают какие-то свои заботы, над морской гладью развеваются паруса поглощены работой и красотой окружающей их природы, перед лицом которой гибель отдельного человека - лишь незначительный эпизод. Смерть отважного юноши не может остановить движения жизни». (1)

В XVI веке легенду о Икаре воспринимали как суровое предупреждение гордецам и недальновидным выскочкам, пренебрегающим своим предназначением. Конечно, Брейгель знал и античный источник сказания - "Метаморфозы" древнеримского поэта Овидия, где о пролетающих по небу Дедале и Икаре говорится следующее:

Каждый, увидевший их, рыбак ли с дрожащей удою,
Или с дубиной пастух, иль пахарь, на плуг приналегший, -
Все столбенели и их, проносящихся вольно по небу,
За неземных принимали богов.
Художник ввел в свою картину фигуры пастуха, пахаря и рыболова, но придал этим образам совсем иной смысл. Они Икара не видят или не хотят видеть: например, рыбак невозмутимо продолжает удить, хотя юноша и упал в воду прямо у него на глазах. А пастух смотрит в небо, хотя его овцы на краю обрыва, и пахарь, и рыболов – все они заняты своим делом. "Ни один плуг не остановится, когда кто-то умирает" - так говорит нидерландская пословица. Картина полна покоя и умиротворения. Известный греческий миф Брейгель трактует весьма неожиданно. Человеческая нога, исчезающая в море, - вот и все, что осталось от бесстрашного героя. Смерти Икара не заметил никто: ни пастух, ни крестьянин на поле, ни рыбак на берегу. Автор картины сделал всё возможное, чтобы зрители в последнюю очередь увидели так называемое падение Икара. Две яркие точки притягивают наш взгляд- это рубаха крестьянина и жёлтое солнце над водной гладью. После этого мы начинаем обращать внимание на мелкие светлые детали - белых овец, белые горы, корабль с белыми парусами, и… барахтающегося человечка рядом с этим кораблём. Главный герой картины – солнце, а человек –песчинка, промелькнувшая в его лучах.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры.

1484-1486. Холст, темпера. 278,5 х 172,5.

Информация о художнике. Са́ндро Боттиче́лли- Родился в семье зажиточного горожанина Мариано ди Ванни Филипепи. Получил хорошее образование. Прозвище Botticelli («бочонок») перешло к Сандро от его брата-маклера, который был толстяком. Учился живописи у монаха и перенял у него ту страстность в изображении трогательных мотивов, которой отличаются исторические картины Липпи. Потом работал у известного скульптора . В г. организует собственную мастерскую.Миф.Существуют разные сказания о происхождении Афродиты.

Классическая Афродита возникла обнаженной из воздушной морской раковины вблизи - отсюда прозвище «Киприда» - и на раковине добралась до берега. в золотых диадемах увенчали её золотым венцом, украсили золотым ожерельем и серьгами, а боги дивились её прелести и возгорались желанием взять её в жены.

Анализ картины.

В «Рождении Венеры» Сандро Боттичелли изобразил образ Афродиты Урании - небесной Венеры, дочери Урана, рожденной из моря без матери. На картине запечатлено не само рождение, а последовавший за тем момент, когда гонимая дыханием гениев воздуха, Венера достигает берега. Кроме Венеры на картине изображена нимфа Ора, являющаяся воплощением природы, она готова прикрыть Венеру плащом. Ора - одна из трех Гор, нимф времен года. Эта Гора, судя по покрывающим ее одежду цветам, покровительствует весне, тому времени года, когда могущество Венеры достигает вершины. Возможно, на эту картину художника вдохновил один из гомеровских гимнов, в котором описывается, как Зефир, бог западного ветра, принес на остров Кипр Венеру, где ее приняли Горы.

В позе Венеры можно отметить влияние классической греческой скульптуры (поза, опора фигуры на одну ногу, жест рукой). Судя по всему, пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты, разработанном ещё и .

Композиция картины благодаря фронтальному изображению Венеры в центре, симметрично расположенным фигурам справа и слева можно определить как статичную. Такая композиция делает картину спокойной и величественной. А линии покрывала Оры и накидки Зефира, линии их тел, волос Венеры, падающие цветы и ритм волн, наполняют картину внутренним движением, движением воздуха. Колорит картины можно определить как мягкий, ласковый, даже для плаща Оры художником выбран приглушенный красный тон, позволяющий поставить акцент, но не вызывающий раздражения.

«Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. Он добавлял минимальное количество жира к пигментам, благодаря чему холст в течение долгого времени оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось». (3)

Уильям Уотерхаус. Пандора, открывающая ларец. 1896 год. Находится в частной коллекцииИнформация о художнике. Джон Уильям Уотерхаус (John William Waterhouse) , английский художник.
Джон Уильям Уотерхаус родился в 1849 в Риме, в семье художника. В 1850-х семья вернулась в Англию. Перед поступлением в Королевскию академическую школу в 1870 Уотерхаус помогал отцу в его студии.

Довольно часто его относят к прерафаэлитам, хотя он формально не принадлежал к данному течению. Уотерхаус поддерживал идею прерафаэлитов в заимствовании сюжетов из поэзии и мифологии. Он с особой точностью передавал драматизм момента, а также демонстрировал блестящее владение композицией и живописной техникой. Своей популярностью художник обязан очарованию и шарму его задумчивых моделей.

Работы Уотерхауса хвалились критиками, его репутация была высока, и ему подражали молодые художники. За свою жизнь он написал примерно 200 полотен на мифологические, исторические и литературные темы.

Он относится к тем немногочисленным художникам, которые при жизни приобрели известность и могли жить в достатке благодаря своим работам.

Миф. Пандора - греч. "всем одаренная". Пандора была первой женщиной, созданной по воле Зевса Гефестом в наказание за то, что Прометей похитил с неба огонь для людей. Пандора должна была стать орудием отмщения. Гефест вылепил Пандору из земли и воды, дал своему творению облик, подобный богине, человеческий голос и прелесть. Афродита одарила Пандору красотой, Гермес - коварством, хитростью, лживостью и красноречием. Афина соткала для Пандоры прекрасные одежды. Одарили Пандору и другие боги.
Зевс отдал Пандору замуж за брата Прометея - Эпиметея, которому она родила дочь Пирру. Эпитемий, несмотря на предостережения Прометея, принял в дар от Зевса ящик, в котором были заключены все людские пороки, несчастья, болезни. Терзаемая любопытством, Пандора открыла его и выпустила на волю бедствия, от которых с тех пор страдает человечество. На дне осталась только надежда, так как Пандора успела захлопнуть крышку.
Иносказательно ящик Пандоры - вместилище бед; дар, чреватый бедами.
Анализ картины.

На первом плане картины изображена девушка необыкновенной красоты. Ее полуобнаженная фигура расположена по центру картины, в статичной позе, что в совокупности с отсутствием диагональных линий и преобладанием линий вертикальных и горизонтальных создает статичную композицию, которая необходима здесь для создания настроения безъисходности и необратимости происшедшего – беды вылетели, и обратного пути нет.

Для усиления трагичности происходящего художником использован специфический колорит, (оттенки серого, коричневого, болотного) на фоне которого обнаженное тело Пандоры привлекает внимание и кажется трогательно незащищенным на фоне изломанных линий мрачного леса, на заднем плане. Мерцающие вдали четыре блика создают мистическое напряжение еще и тем, что дают простор для фантазии, это могут быть окна, а могут быть глаза чудовищ – лес вполне позволяет такое предположение.

Сама Пандора являясь, несомненно, сюжетно-композиционным центром, выделенным цветом, освещенностью, укрупнением изображения, изображена художником несколько отличной от мифа, ее поза говорит о том, что она сама удивлена происходящим и сделала это не по злому умыслу, ее лицо не может принадлежать женщине, которую Гермес наделил коварством, хитростью, лживостью.

Ларец, изображенный рядом с Пандорой, необыкновенно красив, исполненный в золоте он привлек бы внимание и не такой слабой (такое впечатление производит ее облик) женщины как Пандора. Кстати, его расположение в левой части картины, полностью соответствует особенностям нашего зрения – мы рассматриваем картину слева направо и он попадает в поле нашего зрения едва ли не раньше Пандоры.

Еще один элемент, изображенный на картине, требует осмысления – источник, который начинается где-то и протекает, занимая приблизительно половину пространства, справа от Пандоры. Только он движется на картине, по-видимому, символизируя быстротечность жизни, несмотря на которую, совершенный Пандорой замысел Зевса вечен.