Основное содержание произведения человек в футляре.

Название: Человек в футляре

Жанр: Рассказ

Продолжительность: 10мин 57сек

Аннотация:

Автор рассказывает нам историю Беликова, работающего учителем древнегреческого языка в провинциальной гимназии. Он был необычайно аккуратен как в личной, так и в профессиональной жизни. Строгий, дисциплинированный, он никогда не делал исключений из правил. Он всегда делал все по-своему, стараясь избежать даже малейшего проявления непристойности.
Хотя ему и его коллегам не о чем было говорить, он регулярно посещал каждого из них, потому что так принято было делать. Каждый раз, когда начиналось что-то, даже слегка неправильное, Беликов переживал, как бы это не дошло до ушей власти. Естественно, другие учителя ненавидели его.
В какой-то момент Беликов влюбился в Вареньку, сестру Коваленко, нового учителя в школе. Все поощряли эти отношения, надеясь, что брак смягчит Беликова.
Однажды кто-то нарисовал юмористическую карикатуру на Беликова и Вареньку, которая его очень задела. Затем Беликов увидел в парке Вареньку и ее брата, катающихся на велосипеде. Возмущенный Беликов пошел к Коваленко жаловаться на столь неприличное, по его мнению, поведение, и Коваленко в разгаре ссоры спустил его с лестницы. После этого происшествия Беликов впал в депрессию, перестал вставать с постели и спустя месяц умер. На похоронах все его знакомые почувствовали облегчение.

А.П. Чехов — Человек в футляре. Прослушать краткое содержание в аудио онлайн.

Меню статьи:

Грустный рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» берет за живое. Написанный автором в 1956 году, он открывает голую правду о зверствах Великой Отечественной войны и том, что довелось пережить в немецком плену Андрею Соколову, советскому солдату. Но обо всем по порядку.

Главные герои рассказа:

Андрей Соколов – советский солдат, которому пришлось в годы Великой Отечественной войны испытать много горя. Но, несмотря на невзгоды, даже плен, где герой терпел зверские издевательства от фашистов, он выстоял. Лучиком света в мраке безысходности, когда герой рассказа потерял на войне всю семью, засияла улыбка усыновленного мальчика-сироты.

Предлагаем прочитать повесть Михаила Шолохова“Они сражались за Родину”, где говорится о стойкости и мужестве советских солдат в годы Великой Отечественной войны

Жена Андрея Ирина: кроткая, спокойная женщина, настоящая супруга, любящая мужа, которая умела утешить и поддержать в трудные минуты. Когда Андрей уезжал на фронт, была в огромном отчаянии. Погибла вместе с двумя детьми, когда снаряд попал в дом.


Встреча у переправы

Михаил Шолохов ведет свое произведение от первого лица. Стояла первая послевоенная весна, а рассказчику нужно было во что бы то ни стало попасть на станцию Букановская, до которой было шестьдесят километров. Переплыв вместе с водителем машины на другой берег реки под названием Епанка, он стал ждать отлучившегося на два часа шофера.

Вдруг внимание привлек мужчина с маленьким мальчиком, двигающиеся к переправе. Они остановились, поздоровались, и завязался непринужденный разговор, в котором Андрей Соколов – так звали нового знакомого – поведал о своей горькой жизни в годы войны.

Нелегкая судьба Андрея

Какие только мучения ни переносит человек в страшные годы противостояния между народами.

Великая Отечественная война покалечила, изранила людские тела и души, особенно тех, кому пришлось побывать в немецком плену и выпить горькую чашу нечеловеческих страданий. Одним из таких был и Андрей Соколов.

Жизнь Андрея Соколова до Великой Отечественной войны

Лютые беды постигали парня еще с юности: умершие от голода родители и сестра, одиночество, война в Красной Армии. Но в то нелегкое время отрадою для Андрея стала умница-жена, кроткая, тихая и ласковая.

Да и жизнь вроде бы стала налаживаться: работа шофером, хороший заработок, трое смышленых деток-отличников (о старшем, Анатолии, даже писали в газете). И наконец, уютный дом из двух комнат, который они поставили на скопленные деньги как раз перед войной… Она внезапно обрушилась на советскую землю и оказалась гораздо страшнее прежней, гражданской. И счастье Андрея Соколова, достигнутое с таким трудом, разбилось на мелкие осколки.

Предлагаем ознакомиться с биографией Михаила Шолохова , произведения которого являются отображением исторических переворотов, которые тогда переживала вся страна.

Прощание с семьей

Андрей уходил на фронт. Жена Ирина и трое детей провожали его со слезами. Особенно убивалась супруга: «Родненький мой… Андрюша… не увидимся… мы с тобой… больше… на этом… свете».
«До самой смерти, – вспоминает Андрей, – не прощу себя, что тогда её оттолкнул». Все помнит он, хоть и хочется забыть: и белые губы отчаявшейся Ирины, шептавшей что-то, когда сели они в поезд; и детишек, у которых, как они ни старались, не получалось улыбаться сквозь слезы… А эшелон уносил Андрея все дальше и дальше, навстречу военным будням и ненастьям.

Первые годы на фронте

На фронте Андрей работал шофером. Два легких ранения не шли ни в какое сравнение с тем, что пришлось пережить позже, когда, тяжело раненый, попал он в плен к фашистам.

В плену

Какие только издевательства ни довелось перенести от немцев по дороге: и прикладом били по голове, и на глазах у Андрея пристреливали раненых, а потом загнали всех в церковь ночевать. Еще больше страдал бы главный герой, если бы среди пленных не оказался военный врач, который предложил свою помощь и поставил на место вывихнутую руку. Сразу наступило облегчение.

Предотвращение предательства

Среди пленных оказался человек, который задумал на следующее утро, когда прозвучит вопрос, есть ли среди пленных комиссары, евреи и коммунисты, выдать немцам своего взводного. Сильно боялся за свою жизнь. Андрей, услышав разговор об этом, не растерялся и задушил предателя. И впоследствии ни капли не пожалел об этом.

Побег

Со времени пленения все более и более посещала Андрея мысль о побеге. И вот представился реальный случай совершить задуманное. Пленные копали могилы для своих же умерших и, увидев, что охранники отвлеклись, Андрей незаметно сбежал. К сожалению, попытка оказалась неудачной: после четырех дней поисков его вернули, спустили собак, долго издевались, на месяц посадили в карцер и, наконец, отправили в Германию.

На чужбине

Сказать, что жизнь в Германии была ужасной – не сказать ничего. Андрея, значившегося в плену под номером 331, постоянно били, очень плохо кормили, заставляли тяжело работать на Каменном карьере. А однажды за опрометчивые слова о немцах, произнесенные в бараке ненароком, вызвали к герр лагерфюреру. Однако, Андрей не струсил: подтвердил сказанное ранее: «четыре кубометра выработки - это много…» Хотели сначала расстрелять, и привели бы приговор в исполнение, но, увидев смелость русского солдата, не побоявшегося смерти, комендант зауважал его, изменил решение и отпустил в барак, даже при этом снабдив продуктами.

Освобождение из плена

Работая шофером у фашистов (он возил немецкого майора), Андрей Соколов стал подумывать о втором побеге, который мог оказаться удачнее предыдущего. Так оно и вышло.
По дороге в направлении Тросницы, переодевшись в немецкую форму, Андрей остановил машину со спящим на заднем сидении майором и оглушил немца. А затем свернул туда, где воюют русские.

Среди своих

Наконец-то, оказавшись на территории среди советских солдат, Андрей смог вздохнуть спокойно. Так соскучился он по родной земле, что припал к ней и целовал. Поначалу не узнали его свои, но потом поняли, что вовсе это не фриц заблудился, а свой, родной, воронежец сбежал из плена, да еще и документы важные с собой привез. Накормили его, в бане искупали, выдали обмундирование, но в просьбе взять в стрелковую часть полковник отказал: необходимо было подлечиться.

Страшное известие

Так Андрей попал в госпиталь. Его хорошо кормили, обеспечили уходом, и после немецкого плена жизнь могла бы показаться чуть ли не хорошей, если бы не одно «но». Истосковался душой солдат по жене и детям, письмо домой написал, ждал весточки и от них, а ответа все нет. И вдруг – страшное известие от соседа, столяра, Ивана Тимофеевича. Пишет он, что нет в живых уже ни Ирины, ни младших дочки и сына. В их избу попал тяжелый снаряд… А старший Анатолий после этого пошел добровольцем на фронт. Сжалось сердце от жгучей боли. Решил Андрей после выписки из госпиталя сам поехать на то место, где стоял когда-то его родной дом. Зрелище оказалось до того удручающим, – глубокая воронка и по пояс бурьян – что не смог бывший муж и отец семейства оставаться там ни минуты. Попросился обратно в дивизию.

Сначала радость, потом – горе

Среди непроглядной тьмы отчаяния блеснул лучик надежды – старший сын Андрея Соколова – Анатолий – прислал с фронта письмо. Оказывается, он закончил артиллерийское училище – и уже получил звание капитана, «командует батареей «сорокапяток», имеет шесть орденов и медали…»
Как же обрадовало отца это неожиданное известие! Сколько пробудило в нем мечтаний: вернется сын с фронта, женится и будет дедушка нянчить долгожданных внуков. Увы, и это кратковременное счастье разбилось вдребезги: 9 мая, как раз в День Победы убил Анатолия немецкий снайпер. И страшно, невыносимо больно было отцу видеть его мертвым, в гробу!

Новый сын Соколова – мальчик по имени Ваня

Словно что-то оборвалось внутри у Андрея. И не жил бы он вовсе, а просто существовал, если бы не усыновил тогда маленького шестилетнего мальчика, у которого на войне погибли и мать, и отец.
В Урюпинске (из-за обрушившихся на него несчастий главный герой повести не захотел возвращаться в Воронеж) приняла Андрея к себе бездетная пара. Работал шофером на грузовой машине, иногда возил хлеб. Несколько раз, заезжая в чайную перекусить, видел Соколов голодного мальчика-сироту – и прикипело его сердце к ребенку. Решил забрать его себе. «Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернемся сюда, пообедаем» – позвал Андрей малыша.
– Ты знаешь, кто я такой? – спросил, узнав у мальчика, что он круглый сирота.
– Кто? – спросил Ваня.
– Я твой отец!
В ту минуту такая радость охватила и только что обретенного сына, и самого Соколова, такие светлые чувства, что понял бывший солдат: поступил правильно. И уже не сможет жить без Вани. С тех пор они уже не расставались – ни днем, ни ночью. Окаменелое сердце Андрея стало мягче с приходом в его жизнь этого озорного малыша.
Только вот в Урюпинске не пришлось долго задержаться – пригласил героя еще один приятель в Каширский район. Так и шагают теперь с сыном по русской земле, ведь не привык Андрей на одном месте засиживаться.

Антон Павлович Чехов

«Человек в футляре»

Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь день, располагаются на ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает Иван Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии.

Беликов был известен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Часы, зонтик, перочинный нож Беликова были уложены в чехлы. Он ходил в тёмных очках, а дома закрывался на все замки. Беликов стремился создать себе «футляр», который защитил бы его от «внешних влияний». Ясны для него были лишь циркуляры, в которых что-нибудь запрещалось. Любые отклонения от нормы вызывали в нем смятение. Своими «футлярными» соображениями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Но однажды с Беликовым произошла странная история: он чуть было не женился.

Случилось, что в гимназию назначили нового учителя истории и географии, Михаила Саввича Коваленко, человека молодого, весёлого, из хохлов. С ним приехала его сестра Варенька, лет тридцати. Она была хороша собой, высока, румяна, весела, без конца пела и плясала. Варенька очаровала всех в гимназии, и даже Беликова. Тут и пришла в голову учителям мысль поженить Беликова и Вареньку. Беликова стали убеждать в необходимости жениться. Варенька стала оказывать ему «явную благосклонность», а он ходил с ней гулять и все повторял, что «брак вещь серьёзная».

Беликов часто бывал у Коваленок и в конце концов сделал бы Вареньке предложение, если бы не один случай. Какой-то озорник нарисовал карикатуру на Беликова, где тот был изображён с зонтом под руку с Варенькой. Экземпляры картинки были разосланы всем учителям. На Беликова это произвело очень тяжёлое впечатление.

Вскоре Беликов встретил на улице Коваленок, катающихся на велосипедах. Он был крайне возмущён этим зрелищем, так как, по его понятиям, учителю гимназии и женщине ездить на велосипеде не пристало. На другой день Беликов отправился к Коваленкам «облегчить душу». Вареньки не было дома. Брат же её, будучи человеком свободолюбивым, с первого дня невзлюбил Беликова. Не стерпев его поучений насчёт катания на велосипедах, Коваленко попросту спустил Беликова с лестницы. В этот момент в подъезд как раз входила Варенька с двумя знакомыми. Увидев катящегося по лестнице Беликова, она звонко рассмеялась. Мысль о том, что о происшедшем узнает весь город, привела Беликова в такой ужас, что он пошёл домой, слёг в постель и через месяц умер.

Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было счастливое. Казалось, он достиг своего идеала, «его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Хоронили Беликова с приятным чувством освобождения. Но через неделю жизнь потекла прежняя — «утомительная, бестолковая жизнь, не запрещённая циркуляром, но и не разрешённая вполне».

Буркин заканчивает рассказ. Размышляя об услышанном, Иван Иваныч произносит: «А разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?»

События разворачиваются в конце 19 века, в России. В селе Мироносицком, ветеринар Иван Иванович, и преподаватель гимназии Буркин, расположились на ночёвку в сарае у старосты села. Бурки начинает рассказывать историю одного учителя, Беликова, в которым они работали вместе. Беликов отличался от других тем, что ходил в любую погоду с зонтиком, в калошах и тёплом пальто. Все вещи Беликова, были аккуратно сложены в чехлы. Он был замкнутым человеком, и жил в своём собственном мирке. Однажды, с ним приключилась такая история, в ходе которой, он почти женился.

В гимназии появился новый учитель географии, Михаил Коваленко. Он был молод, красив, и весел. С ним приехала и его сестра, Варя. Она была похожа на брата своей красотой, высокой и живой девушкой, которая всё время пела песни. Варя покорила сердца всех учителей гимназии, и даже замкнутого Беликова. Здесь учителя и решили женить его на девушке. Беликова стали убеждать, что ему необходимо уже жениться. Варя стала оказывать ему внимание, а он всё говорил, что супружество является серьёзным решением.

Беликов часто приходил к Коваленкам, и наконец, он решился сделать предложение Варе. Однако ему помешал один случай. Какой-то "художник" изобразил карикатуру на Беликова, где тот был с зонтиком и с Варей. Карикатура была в нескольких экземплярах разослана преподавателям гимназии. Эта картинка оказала большое впечатление на Беликова.

Через некоторое время, он увидел Варю и её брата, катающихся на велосипедах. Беликов считал, что женщине, преподавателю гимназии, противоречит катание на велосипеде. На следующий день он пришёл к Коваленкам и высказал своё мнение брату Вари. Тот не стал его слушать и выгнал из дома пинком. В это время, Беликов встретил Варю, входящую в парадное. Она увидела его, выкатывающимся из подъезда и рассмеялась. Ему стало нестерпимо стыдно за это. Он пошёл домой и через месяц умер.

Когда его положили в гроб, у Беликова было счастливое выражение лица. Наконец-то он находился в футляре, о котором мечтал.

Когда Буркин закончил рассказ, Иван Иванович сказал ему, что все мы в этом мире, находимся в своём футляре.

Сочинения

«Его врагом была пошлость» (по рассказам А. П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») «Маленькая трилогия»(по рассказам «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») Авторская позиция в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» Анализ рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре». Мещанство и пошлость — главные враги А. П. Чехова Образы «футлярных» людей в «маленькой трилогии» А. П. Чехова Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова (по «маленькой трилогии» и рассказу «Ионыч») Почему хоронить таких людей, как Беликов, большое удовольствие? (по рассказу А. П. Чехова «Человек в футляре») Размышления над рассказом А. П. Чехова «Человек в футляре»

В русской литературе очень много талантливых писателей, но по-настоящему жизненных и поучительных произведений не так уж и много. К таким вот удивительным людям, умеющим на бумаге отразить непростые человеческие судьбы, и относится А. П. Чехов. «Человек в футляре», краткое содержание которого позволяет ознакомиться с творчеством великого писателя, переносит читателей в XIX век, где после охоты двое друзей заводят разговор о закрытых и одиноких людях.

Начинается рассказ разговором двух друзей - Иван Ивановича, ветеринарного врача, и Буркина, учителя гимназии. Первый удивлен поведением супруги старосты, у которого они остались ночевать. Дело в том, что женщина все время сидит дома, а на улицу выходит только по ночам. Буркин возражает, говоря, что на свете немало чудных людей и рассказывает другу историю, произошедшую с его коллегой по гимназии, учителем греческого языка Беликовым.

Краткое содержание «Человек в футляре» - это история об учителе, который вел странный образ жизни. Он постоянно хотел отгородиться ото всех, создавал футляры и перегородки между собой и внешним миром. Даже летом он ходил в темных очках, в теплом пальто и с зонтиком, каждую вещь Беликов прятал в чехол. Он понимал лишь указы, где что-то запрещалось, потому что в них все понятно, а вот указания, где что-то разрешалось, учитель не понимал, ведь границ вседозволенности нет, поэтому как бы чего не вышло.

Беликов ходил в гости к своим коллегам, но лишь молча сидел, а потом прощался и уходил, он пытался оградить всех от опасности, но окружающие его боялись и называли не иначе как «человек в футляре». Чехов, краткое содержание произведения которого позволяет понять характер одинокого индивида, был очень хорошим психологом, потому что раскрыл не только проблемы одного Беликова, но и всего общества того времени.

Краткое содержание «Человек в футляре» показывает, что даже с таким чудаковатым человеком могут случиться перемены. С Беликовым они произошли после приезда в гимназию нового учителя истории со своей сестрой. Варя была красива собой, весела, хорошо пела, она очаровала всех, не смог устоять перед ее чарами и Беликов. Он стал с ней гулять, но все время намекал, что женитьба - это очень серьезно.

Учитель был очень ранимым и боязливым человеком, что и показывает краткое содержание «Человек в футляре». После карикатуры, нарисованной на него и Варю, он ходил сам не свой, добила его встреча с Варей и ее братом, которые ехали на велосипедах. По представлению Беликова, девушке и учителю гимназии не пристало так проводить время. Чтобы объясниться с ними, он пошел к семейству домой, но Вари не было, а свободолюбивый брат попросту спустил своего коллегу с лестницы. В момент, когда Беликов катился по ступенькам, пришла Варвара, от увиденной картины девушка залилась звонким смехом.

Краткое содержание «Человек в футляре» показывает, насколько учителю страшно было даже представить, что о его позоре узнает весь город. Он пришел домой, убрал фотографию своей невесты и слег. Беликов скончался через месяц. На лице покойного была радостная улыбка, как будто он нашел то, что искал - надежный футляр, из которого он не выйдет. Люди хоронили его с приятным чувством освобождения, словно освободились от ненужных обязательств.

Антон Павлович Чехов - один из величайших русских писателей, который прекрасно понимал, что власть, чины и деньги - это все внешние факторы, способные поработить человеческую личность. Однако подлинным инструментом все же является всепроникающий страх. Вот о чем предупреждал в своих произведениях Чехов. «Человек в футляре» расскажет о нелепом и ничтожном персонаже. Маниакальный страх безраздельно владел его душою.

Краткое содержание: «Человек в футляре». Начало

В селе Мироносицком, в сарае у старосты Прокофия, расположились переночевать два охотника. Один - Иван Иваныч - ветеринарный врач, а другой - Буркин - учитель гимназии. Первый приехал в эти места поохотиться и подышать свежим воздухом, а другой каждое лето любил погостить у графов П. Больше им заняться и нечем было, кроме как разговорами. И речь сразу зашла о жене старосты Мавре, которая была женщиной здоровой и совсем неглупой. Но на люди она выходить не любит, дальше своего села никогда не выезжала, в общем, живет как рак-отшельник.

Долго не спалось охотникам. На небе светила луна, Иван Иваныч курил трубку у входа, а Буркин лежал на сене.

Беликов

Дальше интересное развитие получает сюжет и наше краткое содержание. «Человек в футляре» продолжается тем, что Буркин рассуждает, что такие люди, как Мавра, - совсем не редкость. Вот, например, у них в городе недавно умер учитель гимназии по греческому языку Беликов, который был на редкость странным человеком. Он всегда ходил в одном и том же, в любую погоду надевал теплое пальто на вате, калоши и обязательно брал зонтик. И все у него было в футляре: часы, очки, перочинный ножичек для карандашей и т. д. Создавалось такое впечатление, что он постоянно стремился окружить себя какой-то оболочкой, наверное, так он прятался от реалий жизни. Он всего боялся, был человеком очень осторожным и мнительным. Его тоже все боялись, даже директор. В страхе он держал всю гимназию целых 15 лет.

Варенька

Но однажды он чуть было не женился. К ним был назначен новый учитель, который приехал вместе со своей тридцатилетней сестрой Варенькой, которая была очень веселой и живой. На именинах директора она очень красиво пела, и Беликов немного увлекся ею. Всем показалось, что вот бы женить сорокалетнего Беликова на Варе. Вроде бы неплохая пара из них получилась бы. Но Беликов не торопился, он хотел все тщательно обдумать и взвесить. И так долго думал, что еще больше похудел и осунулся. Вареньке учитель греческого тоже приглянулся, тем более что с братом ей жилось не больно-то и хорошо, так как любили они поспорить.

Однако все испортила нарисованная карикатура, где Беликов в калошах, в подсученных брюках и зонтом идет под руку с Варей. А внизу была подпись: «Влюбленный антропос». Беликова все это очень сильно встревожило. Но страшней всего был удар, когда он увидел, как Варенька ехала вместе с братом на велосипедах. Беликов посчитал это из рук вон выходящим событием. Вечером того же дня он пришел к ее брату, чтобы поговорить об их непристойном поведении. Он сказал, что недозволительно учителю ездить на велосипеде, ведь гимназистам только и остается, что ходить на головах, и что он обязан доложить об этом директору.

Конечно, многое упущено в описании, так как это только краткое содержание. «Человек в футляре» заканчивается тем, что брат Вари не удержался и спустил Беликова с лестницы, да так, что тот кубарем покатился и упал на землю. Повезло, что ничего не сломал и очки остались целы. Всю эту картину видела подходящая к дому Варя с двумя дамами. Несчастный Беликов встал, отряхнулся, а Варя залилась громким смехом, думая, что тот случайно споткнулся. Но всего этого он уже не слышал и не видел. В полном отчаянии он пришел домой, лег в постель и больше не встал с нее. Через три дня он умер…

Похороны прошли, все вроде бы вздохнули с облегчением, но через неделю жизнь опять стала такой же серой, утомительной и бестолковой, как была раньше.

Рассказ «Человек в футляре»: анализ произведения

Вот, в принципе, и все. Это самое интересное, о чем может рассказать краткое содержание. «Человек в футляре» показывает футлярную жизнь как способ существования. Но сам Чехов всегда был приверженцем полноценной жизни. В этом рассказе он хотел подчеркнуть, что страх перед реальной действительностью для человека и может создать тот самый футляр. В этом произведении явно прослеживается сатирическая и гротескная характеристика жизни русской интеллигенции в России того времени.