Притчи. Душеполезное чтение

Покаяние

Упал человек в глубокую пропасть. Лежит израненный, погибает... Прибежали друзья. Попытались, держась друг за друга, к нему на помощь спуститься, да чуть сами в нее не свалились. Пришло милосердие. Опустило в пропасть лестницу, да - эх!.. - не достает она до конца! Подоспели добрые дела, сделанные когда-то человеком, бросили вниз длинную веревку. Но тоже - коротка веревка... Так же тщетно пытались спасти человека: его громкая слава, большие деньги, власть... Наконец, подошло покаяние. Протянуло оно руку, ухватился за нее человек и... вылез из пропасти! - Как это тебе удалось? - удивились все. Но покаянию некогда было отвечать. Оно спешило к другим людям, спасти которых могло только оно...

Старый и молодой мо нах (Послушник и монах)

Однажды старый и молодой монах возвращались в свою обитель. Путь их пересекала река, которая из-за дождей очень сильно разлилась. На берегу стояла молодая женщина, которой также нужно было перебраться на противоположный берег, но она не могла обойтись без посторонней помощи. Обет строго-настрого запрещал монахам прикасаться к женщинам, и молодой монах демонстративно от нее отвернулся.

Старый же монах подошел к женщине, взял ее на руки и перенес через реку. Весь оставшийся путь монахи хранили молчание, но у самой обители молодой монах не выдержал: "Как ты мог прикоснуться к женщине!? Ты же давал обет!" На что старый спокойно ответил: "Странно, я перенес ее и оставил на берегу реки, а ты до сих пор ее несешь".

...про осуждение

Одна семейная пара переехала в новую квартиру. Утром жена выглянула в окошко и, увидев соседку, развешивающую выстиранное бельё, говорит мужу: - Посмотри, какое у неё белье грязное, наверное, она не умеет стирать". И так всякий раз, когда соседка развешивала белье, жена удивлялась тому, какое оно грязное. Однажды, проснувшись и глянув в окно, она воскликнула: - Сегодня белье чистое! ...Наконец-то соседка научилась стирать. - Да нет, - сказал муж, - просто я сегодня встал пораньше и вымыл твое стекло.

Семена

Два лесоруба

Два лесоруба участвовали в соревновании по рубке леса. Каждому отводился определенный участок леса, а победителем становился тот, кто смог бы повалить больше деревьев с 8 утра до четырех часов дня. В восемь часов утра раздался свисток и два лесоруба заняли свои позиции. Они рубили дерево за деревом, пока Первый не услышал, как Второй остановился. Поняв, что это его шанс, Первый удвоил усилия... В девять часов Первый услышал, что Второй опять принялся за работу. И снова они работали почти синхронно, как вдруг без десяти десять Первый услышал, что Второй снова остановился. И снова Первый принялся за работу, желая воспользоваться слабостью противника.

Так продолжалось целый день. Каждый час Второй останавливался на десять минут, а Первый продолжал работу. Когда раздался сигнал об окончании соревнования, Первый был совершенно уверен, что приз у него в кармане. Представьте, как он удивился, узнав, что проиграл. - Как это получилось? - спросил он товарища. - Ведь каждый час я слышал, как ты на десять минут прекращаешь работу. Как ты умудрился нарубить больше древесины, чем я? Это невозможно. - На самом деле все очень просто, - прямо ответил Второй. - Каждый час я останавливался на десять минут и точил свой топор.

Лекарство от греха

Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые - трудно и остаются непрочны в нем?»

Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? - спросил старец.

Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, - ответили ученики.

Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры.

Что такое Рай и что такое Ад

Один Монах очень хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад. На эту тему он размышлял днями и ночами. И вот в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.

Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлами с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ющей ручкой. Черпануть из котла они могут, а в рот никак не попадут...

Вдруг к нему подбегает местный служащий (судя по всему, черт) и кричит:

Быстрее, а то ты опоздаешь на поезд, идущий в Рай.

Приехал Человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек - а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.

Притча...

Есть такая притча. После того, как Бог создал мир, человек сразу же шагнул за пределы дозволенного. Это обстоятельство очень обеспокоило Бога.

Он созвал семь архангелов на совет и сказал: «Возможно, Я совершил ошибку, создав человека, теперь Мне не будет покоя. Люди будут преступать дозволенное, а потом бесконечно жаловаться на свою несчастную жизнь. Куда бы Мне спрятаться от них?»...

Архангелы долго думали. Один из них посоветовал Богу спрятаться на вершине Эвереста. Но Бог сказал: «Пока тебе не известно, но очень скоро люди доберутся и туда». Другой архангел предложил: «Спрячься на дне океана». Бог только вздохнул. Еще один посоветовал укрыться на Луне. Было еще множество разных предложений, но Бог все их отверг.

Наконец, один из архангелов сказал: «Спрячься в сердце человека, там Тебя никто не будет беспокоить, а найти сможет лишь человек с открытым сердцем». Это предложение понравилось Богу. Он так и поступил.

Копейка

Шел по дороге паренек. Смотрит - копейка лежит. - «Что ж, - подумал он, - и копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошель потяжелел. Поглядел в него - а там тысяча рублей. - «Странное дело! - Подивился паренек. - Была копейка, а теперь в кошеле тысяча рублей! ...

А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком отца с матерью!» И быстро посмотрел в кошель, а там - десять тысяч рублей! - «Чудеса! - Порадовался паренек. - А что бы я сделал, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме отца с матерью!» И снова посмотрел в кошель - точно: лежат сто тысяч рублей! Закрыл паренек свой кошель, и тут раздумье его взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. И подарков много не стану покупать, мне самому кое-какую одежонку нужно справить!» И чувствует паренек, что кошель-то легкий-прелегкий! Быстренько раскрыл его, глядь: а там всего одна копейка лежит, одна - одинешенька...

Симеон Афонский «Восхождение к небу»

Необыкновенная пуговица

Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал. Как-то он шел по улице, видит - у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом...

Потом он умер, и видит - весы: слева - его зло лежит, тянет вниз, а справа - ничего нет, пусто! И зло перетягивает. «Эх, - говорит себе человек, - и здесь не повезло!» Смотрит, Ангелы пуговицу кладут... И чаша с добрыми делами перевесила. «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? - удивился человек. - Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!» И услышал, как Ангел говорит ему: «Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»

Добрые дела не в добрых делах живут, а в добром сердце

Притча о добрых и злых помыслах. Кого прогнать легче?

Женщина жалуется:

Батюшка, лезут в голову злые мысли. А как с ними справиться, не знаю. Священник улыбается:

Если к вам придут два человека - один добрый, а другой злой, кого легче прогнать?

Доброго, - откликается женщина.

Вот и мысль добрую тоже легко спугнуть. А от злых - не отвяжешься. Приходится просить: «Господи, помоги!» И ведь уходят...

Притча о лягушатах и высокой башне

Как-то лягушата решили устроить соревнование: кто первый влезет на вершину башни.

Собралось много зрителей. Всем хотелось посмотреть, как лягушата будут прыгать, и посмеяться над участниками. Разумеется, никто из зрителей не верил, что хоть один лягушонок сможет залезть наверх. Соревнования начались, и со всех сторон послышались крики:

У них ничего не получится! Это слишком сложно...

Нет шансов! Башня слишком высокая!

Лягушата один за другом падали вниз, но некоторые все же еще карабкались. Толпа кричала громче:

Слишком трудно!!! Ни один не сможет это сделать!

Вскоре все лягушата устали и упали. Кроме одного, который поднимался все выше и выше... Он единственный сумел подняться на вершину башни.

Все стали расспрашивать победителя, как ему удалось найти в себе столько сил. Оказалось, победитель был глухим.

Может, иногда и нам лучше оставаться глухими к чужим сомнениям и даже похвалам?

Деревянная кормушка

Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке...

Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё.

Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошел их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.

Что ты хочешь сделать? - спросил отец.

Деревянную кормушку, - ответил малыш. Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.

Притча про старого кота

Однажды старый кот, повстречал молодого котёнка. Котёнок бегал по кругу и пытался поймать свой хвост.

Старый кот стоял и смотрел, а молодой котёнок всё крутился, падал, вставал и опять гонялся за хвостом.

Почему ты гоняешься за своим хвостом? - спросил старый кот.

Мне сказали - ответил котёнок - что мой хвост, это моё счастье, вот я и пытаюсь его поймать.

Старый кот улыбнулся, так как это умеют делать только старые коты и сказал:

Когда я был молодым, мне тоже сказали, что в моём хвосте, моё счастье. Я много дней бегал за своим хвостом и пытался схватить его...

Я не ел, не пил, а только бегал за хвостом. Я падал без сил, вставал и опять пытался поймать свой хвост. В какой то момент я отчаялся и пошёл.

Просто пошёл куда глаза глядят. И знаешь что я вдруг заметил?

Что? - с удивлением спросил котёнок?

Я заметил, что куда бы я не шёл, мой хвост везде идёт со мной...

Глиняные горшки

Монах пришёл как-то к своему наставнику и говорит:

Отче, сколько раз хожу я к тебе, каюсь в грехах, сколько раз ты наставлял меня советами, но я не могу исправиться. Какая мне польза приходить к тебе, если после наших бесед я снова впадаю во грехи свои?

Авва ответил:

Сын мой, возьми два глиняных горшка - один с мёдом, а другой пустой.

Ученик так и сделал.

А теперь, - сказал учитель, - перелей несколько раз мёд из одного горшка в другой.

Ученик снова послушался...

Теперь, сынок, посмотри на пустой горшок и понюхай его.

Ученик посмотрел, понюхал и говорит:

Отче, пустой горшок пахнет мёдом, и там, на донышке осталось немного густого мёда.

Вот так, - сказал учитель, - и мои наставления оседают в твоей душе. Если ты ради Христа усвоишь в жизни хоть часть добродетели, то Господь, по милости своей восполнит их недостаток и спасёт твою душу для жизни в раю. Ибо и земная хозяйка не сыплет перец в горшок, который пахнет мёдом. Так и Бог не отринет тебя, если сохранишь в душе хоть начала праведности.

Рецепт от греха

Некий старец зашёл в лечебницу и спросил у врача:

Есть ли у вас лекарство от греха?

Есть, - отвечал врач, - вот рецепт:

Нарой корней послушания;

Собери цветов душевной чистоты;

Нарви листьев терпения;

Собери плодов нелицемерия;...

Не упивайся вином прелюбодеяния;

Всё это иссуши постом воздержания;

Вложи в кастрюлю добрых дел;

Добавь слёзы покаяния;

Посоли солью братолюбия;

Добавь щедрот милостыни;

Во всё это положи порошок смирения;

И коленопреклонения;

Принимай по три ложки в день страха Божия;

Одевайся в одежду праведности;

Не входи в пустословие,

а то простудишься и заболеешь грехом опять.

О послушании и смирении

Как-то оптинскому иеросхимонаху Анатолию пришла женщина и попросила у него благословения жить одной, чтобы без помех поститься, молиться и спать на голых досках. Старец сказал ей:

Ты знаешь, лукавый не ест, не пьет и не спит, а все в бездне живет, потому что нет у него смирения. Покоряйся во всем воле Божией - вот тебе и подвиг; смиряйся перед всеми, укоряй себя во всем, неси с благодарением болезни и скорби - это выше всяких подвигов!...

Другой своей духовной дочери, попросившей у него благословение на приобретение Евангелия и Псалтири, преподобный Анатолий посоветовал:

Купить купи, но, главное, неленостно исполняй послушание, смиряйся и все терпи. Это будет выше поста и молитвы.

Создатель Мироздания

Пришел однажды атеист к мудрецу и начал говорить ему, что не верит в Бога. Он просто не мог поверить в некоего «Создателя», сотворившего Вселенную.

Пару дней спустя мудрец наведался к атеисту с ответным визитом и принёс с собой великолепную картину. Атеист был изумлен. Он еще не видел более совершенного полотна!

Какая прекрасная живопись. Скажите, кто это написал? Кто автор?

Как кто? Никто. Лежал себе чистый холст, а над ним полка с красками. Они случайно опрокинулись, разлились -и вот вам результат...

Зачем же так шутить? - засмеялся атеист. - Ведь это невозможно: прекрасная работа, точные линии, мазок и сочетания оттенков. За всем этим великолепием чувствуется и глубина замысла. Без автора в таком деле не обойтись!

Тогда мудрец улыбнулся и сказал:

Вы не в состоянии поверить, что эта небольшая картина возникла случайно, без предварительного замысла создателя. И хотите, чтобы я поверил, что наш прекрасный мир - с лесами и горами, океанами и долинами, со сменой времен года, волшебными закатами и тихими лунными ночами - возник по воле слепого случая, без замысла Творца?

Я нес тебя на руках...

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним - Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну - от его ног, другую - от ног Господа.

Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни...

Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:

Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?

Господь отвечал:

Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.

Молитвы по привычке

В доме одних богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришёл проповедник. Стол накрыли очень изысканно, достали самые лучшие фруктовые соки и подали очень вкусное блюдо. Семья села за стол. Все смотрели на проповедника и думали, что теперь он помолится перед едой. Но проповедник сказал:

Отец семейства должен молиться за столом, ведь он первый молитвенник в семье. ..

Наступило неприятное молчание, потому что в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал: "Знаете, дорогой проповедник, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. Молитвы по привычке - это пустая болтовня. Эти повторения каждый день, каждый год, поэтому мы больше не молимся."

Проповедник удивлённо посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала:

Папа, неужели мне не нужно больше утром приходить к тебе и говорить "доброе утро"?

Общественное служение. Притча старца Паисия Святогорца

Пришел как-то к старцу Паисию Афонскому в монашескую келью человек и стал допытываться: - Почему монахи здесь сидят? Почему они не идут в мир на общественное служение?

А разве маяки не должны стоять на скалах? - ответил старец. - Или прикажете им тоже переехать в город и подключиться к работе уличных фонарей? У маяков свое служение, у фонарей - свое.

Монах - это не лампочка, которая висит над городским тротуаром и светит пешеходам, чтобы те не спотыкались. Монах это маяк в высоких скалах, призванный светить в морях и океанах для того, чтобы корабли шли верным путем и достигали главного пункта своего назначения Бога.

«ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ », «ежемесячное издание духовного содержания», - журнал, издаваемый в Москве; основан по мысли священника московской Казанской y Калужских ворот церкви Алексея Осиповича Ключарева, впоследствии Амвросия, архиепископа харьковского (о нем см. особую статью), который вместе с приглашенными им другими двумя московскими священниками - Николаевской в Толмачах церкви Василием Петровичем Нечаевым и церкви св. Николая Заяицкого Вас. Ив. Лебедевым - и стал издавать этот журнал с 1860 г. Основание журнала вызвано было народившеюся неотложною потребностию времени. Митрополит моск. Филарет, ходатайствуя пред Св. Синодом о разрешении издания «Душеполезного Чтения», писал: «и правительством, и частными людьми усиленно распространяемая грамотность и любовь к чтению требуют здравой пищи, и особенно тогда, когда светская литература повсюду предлагает чтение, большею частию суетное и неблагоприятное для истинного назидания народа». С кончиною о. Лебедева в 1863 г. и выходом из состава редакции о. Ключарева в 1866 г., единоличным редактором-издателем журнала остался о. Нечаев. Он вел это трудное дело до 1889 г, когда приняв монашество, с именем Виссариона (см. о нем особую статью), был хиротонисан во епископа. Тогда свой журнал, в октябре, он передал своему зятю и преемнику по приходу, профессору московской духовной академии, протоиерею Димитрию Феодоровичу Касицыну. Новый редактор вёл журнал 12 лет и скончался в 1901 г., 3 декабря, 62 лет. Замечательна была его кончина: в предсмертном «бреду» он произнес по порядку все молитвословия литургии, помянул на память всех усопших, которые поминаемы были в его приходской церкви, и закончил возгласом: «да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Он был сын диакона московской епархии, магистр московской академии, начал службу преподавателем вифанской семинарии, с 1867 г. перешел в академию, где и занимал кафедры - в первое время истории западной церкви, с 1869 г. - новой церковной истории, с 1884 г. - истории и разбора западных исповеданий. Священником он был назначен в августе 1889 г., в 1892 г. получил протоиерейство. Погребен на Даниловском кладбище («Душеполезное Чтение» 1902 г. № 2). После о. Касицына издательницей осталась жена покойного О. В. Касицына, а редактором назначен профессор московской академии Алексей Ив. Введенский.

С первых же дней журнал привлек к себе надежный круг сотрудников из московского духовенства, профессоров духовной академии и светских лиц богословского направления. В журнале приняли участие многие духовно-литературные светила (как протоиерей A. В. Горский, П. А. Смирнов, преосвященные Филарет Гумилевский, Феофан Затворник и нынешний обер-прокурор Св. Синода Κ. П. Победоносцев) во главе с митрополитом Филаретом.

Журнал поставил себе задачею «служить духовно-нравственному наставлению христиан и удовлетворять потребности общеназидательного и общепонятного духовного чтения», и этой задаче остался верен всё время. По собственному признанию о. Нечаева в день 25-летняго юбилея журнала, «Душеполезное Чтение» наполнялось статьями, столь близкими к разумению каждого, что, по отзывам читателей, каждую книжку его можно читать с первой страницы до последней, не пропуская ни одной статьи. Статей отвлеченных и головоломных редакция всячески избегала, хотя и не чуждалась исследований строго-научных, только бы они отличались популярным изложением. Известий о текущих событиях, так называемой хроники, в «Душеполезном Чтении» всегда было немного; все выдающиеся явления в жизни церкви и общества находили себе в журнале отображение в суждениях, а не в сообщениях. В 1863 г. журнал сделал было попытку быть журналом в тесном смысле, т. е. завел хронику, обозрение современных событий, но недолго выдержал такой характер и окончательно превратился в духовный альманах; явления современной жизни стали находить в нём отклик только в виде статей, имеющих характер назидания, положительного наставления, не исключая и таких явлений, как пашковство, раскол и т. п. В редакторство о. Касицына кой-когда проскальзывала нервная полемическая струйка, но скоро растворялась в общем содержании и духе журнала. Из предметов, которым посвящен целый ряд статей, следует указать статьи о Святой Земле - научные исследования и путешествия; толкование на паремии самого редактора; толкование на послания апостольские епископов Феофана и Михаила; поучения по руководству Пролога протоиерея Гурьева; чтения из библейской истории; объяснение богослужения, перевод канонов; о древних палестинских и сирийских лаврах, киновиях и монастырях; история христианской восточной церкви, проф. Ал. П. Лебедева; история русской церкви в патриарший период, проф. А. П. Доброклонского; письма епископа Феофана Затворника по нравственным вопросам; переводы псалмов, древнего Патерика, слов Симеона Нового Богослова. Целая масса статей, заметок, сообщений и материалов посвящена митрополиту Филарету московскому и в последние годы «Душеполезное Чтение» дается в особом приложении полное собрание резолюций владыки. В последние годы в журнале помещаются портреты и снимки картин, а также заведен особый живой отдел «Отклики на современность».

* Степан Григорьевич Рункевич,
доктор церковной истории, обер-секретарь
Св. Синода, член Учебного Комитета при Св. Синоде.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 139. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1904 г. Орфография современная.

  • Заботами и трудами своей матери я была определена в число воспитанниц Званского Державинского училища 9 с половиной лет, 15 августа 1876 года, где продолжала свое учение три года с половиною, до 18 января 1880 года, в добром здравии. Того же года 18-го числа января я ушибла себе правую ногу повыше ступни и немедленно была помещена в училищную больницу... 13 января 1881 года я была отправлена на излечение в Петербург, в больницу при Свято-Троицкой общине сестер милосердия, где определена моя болезнь воспалением надкостниц в сочленениях, и здесь я пробыла до 10 июня настоящего года. 11 июня я опять была возвращена в Державинское училище не получившею никакого облегчения и не могущую ходить без костыля и проводника и при этом чувствовала боль во всей правой стороне своего организма. Видя такое свое горькое, тяжелое положение, по внушению своей матушки начальницы, я уразумела, что остается одно - искать помощи у Врача небесного, и я обратилась с усердною молитвою к угоднику Божию, святому великомученику и целителю Пантелеимону (которого икона, с частью его святых мощей, находится в нашем храме), и читала по нескольку раз в день акафист ему.
  • Вестник, Душеполезное чтение, 2012
    Слово Божие бесконечно велико. И человеческое вглядывание в него, даже не выходящее за пределы разумения Святой Православной Церкви, постоянно обретает и новые оттенки постижения, и нераскрытые прежде значения вечного и постоянного смысла. Хорошо известна и обширно применяется притча Спасителя о нечистом духе, вышедшем из человека. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя. И не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, пришедши, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф. 12, 43 – 45)… Что бы нужно было сделать человеку, сумевшему победить греховную привычку? Для начала поставить ум свой на страже сердца, чтобы он рассматривал, по крайней мере, самые грубые греховные помыслы и, как сторож, даже не очень хороший, старался бы не пропускать самые несомненно враждебные. А когда этого нет?.. Посмотрим, что может получиться…
  • Вестник, Душеполезное чтение, 2012
    За год до пожалования мне заповеди о служении Божией Матери при Дивеевской обители, великий старец Серафим исцелил меня от тяжких и неимоверных, великих ревматических и других болезней, с расслаблением всего тела и отнятием ног, скорченных и в коленках распухших и язвами пролежней на спине и боках, коими я страдал неисцельно более трех лет. 1831 года, 9 сентября, батюшка отец Серафим одним словом исцелил меня от всех болезней моих.
  • Вестник, Душеполезное чтение, 2012
    Приступая к повествованию о блаженном Пимене, заметим, что здесь мы познакомимся с великими его страданиями и узнаем о примере безропотного перенесения недугов и научимся, как переносить доблестно, с благодарением, болезни телесные и как в немощи совершается сила Божия.
  • Дмитрий Александрович, скажите, почему один человек склонен к неврозам, а другой – нет?

    С математической точностью я, конечно, на этот вопрос не отвечу. Об одном могу сказать с уверенностью. Невротические расстройства свойственны расстроенной грехами душе. Именно они дезорганизуют волю, выводят эмоции и воображение из-под контроля сознания. Проще говоря, разум человека, его воля и чувства становятся подобны лебедю, раку и щуке из известной басни: каждый тянет в свою сторону, нет гармонии, в то время как все должно быть в соподчинении. Разуму подчиняется воля, а воле - чувства.
  • Жизнь дана нам Господом

    Аборт – это убийство ребенка во чреве матери. К великой скорби, миллионы нерожденных детишек по всему миру умерщвляются в материнской утробе. Этот факт не укладывается в голове. Умертвляются дети самими матерями! По их желанию или с их согласия. И цифры абортов, к великому сожалению, не только не снижаются, а даже растут. Сегодня встречаются девочки 13-14 лет, которые уже совершили этот страшный грех. 13 октября 2016 года западные СМИ сообщили о сенсационном открытии европейских ученых: сердце человека «стучит» ранее, чем на 16-й день после зачатия, пишет сайт «Русские матери». Ранее в науке бытовало мнение, что сердце ребенка начинает биться, как минимум, на неделю позже. В три месяца врачи перестают называть малыша зародышем. Это уже сформированный плод, которому осталось только вырасти и созреть. Я не забуду, как один старенький священник уговаривал молодую женщину не делать аборт. По щекам у батюшки текли слезы. Он говорил ей про грех детоубийства, и еще много-много о чем. Когда у старца кончились «аргументы», то он воскликнул: «А может в твоей утробе святой, а может это кормилец твой в старости. Опомнись! Жизнь дана нам Господом!»…

Фоторепортажи

Фоторассказы о важных мероприятиях, интересных встречах, паломнических путешествиях.

На вопросы телезрителей отвечает митрофорный протоиерей Владимир Зязев, настоятель храма Рождества Христова г. Екатеринбурга. Передача из Екатеринбурга. Эфир 16 апреля 2014 г.

- Здравствуйте, дорогие телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой».

Сегодня в студии настоятель храма Рождества Христова на «Уралмаше» в г. Екатеринбурге митрофорный протоиерей Владимир Зязев.

Отец Владимир, здравствуйте, благословите наших телезрителей.

Здравствуйте. Бог благословит всех нас.

- Тема нашей сегодняшней беседы «Душеполезное чтение».

Если ты читаешь книгу, слушаешь песню или исполняешь, и тебе хочется стать лучше, чище, быть ближе к Богу, тогда это душеполезно для тебя. Скорее всего, слова «душеполезное чтение» для большинства наших телезрителей, прежде всего, ассоциируются с такими книгами, как Евангелие, Ветхий завет, Псалтирь, святоотеческая литература. Конечно, это так. Но я считаю, что такие классики, как Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Державин, такие писатели, как Короленко, Фейхтвангер - очень глубокие писатели, которые достойно творили. И это тоже душеполезное чтение. Читать нужно, и нужно читать много.

Моя мама была литератором, она научила меня читать в четыре года, и с тех пор я читаю. Момент, который упущен в наше время, это чтение семейное. Помню, как мы занимались чем-то, а мама читала нам, и я явно замечал у нее на глазах слезы. Как замечательны были эти вечера. Здесь важно и умение читать, но и умение слушать. Когда ты слушаешь, у тебя еще остается время для мыслей. Как жаль, что это теперь потеряно: семья занимается рукоделием, а кто-то один читает. Так же читали и Евангелие, и святоотеческую литературу.

Второе: хочется, чтобы у каждого дома была пусть не большая библиотека, но хоть 20, 50, 100 любимых книг. У человека должны быть любимые книги. Кроме того, когда книга лично твоя, очень хорошо делать какие-то пометки, выписки, это очень помогает сосредоточиться на той мысли, которая пришлась тебе по сердцу. Наверное, нет более высшего занятия, чем следить за мыслью, сердечными чаяниями великого человека: Достоевского, Толстого. Есть и более близкие авторы, например А.С. Пушкин. По сию пору я перечитываю его сказки. Как они очищают сердце и приближают к Богу. Например, стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», это стихотворение глубоко осознанного христианина. А стихотворение Пушкина «Пророк»? Такие произведения можно перечитывать раз за разом.

Если же говорить о таких великих книгах, как Евангелие, Ветхий Завет, Псалтирь, здесь надо раз и навсегда поставить себе задачу пусть по несколько строчек, страничек или даже по одной страничке, по одной строчке, но сознательно, в раздумье прочитывать каждый день. Без этого мы утратим очень и очень много.

Современный человек уже утратил много человеческого, именно человеческого. Посмотрите, мы читаем «Евгения Онегина», ведь это личность - отрицательная, но найдите сейчас такую отрицательную личность? А Печорин в «Герое нашего времени». Нам нельзя оставлять литературу, а уж тем более святоотеческую.

Современная молодежь, по мнению многих, либо читает очень мало, либо читает книги, которые отнюдь не являются душеполезными.

Так и есть, если не говорить о тех немногих, что читают. Если мы проведем опрос, кто что читал, то будет просто страшно. Если даже мы насчитаем из сотни два-три, которые читают, то это вовсе не говорит о чтении большинства.

Вопрос телезрительницы из г. Новороссийска: Завтра Великий четверг, с чем связано такое название? Традиция купаться в этот день на рассвете приемлема для православного христианина или это языческая традиция?

Название Великого четверга «чистым» никак не связано с купанием. Великим он назван потому, что связан с теми великими событиями, которые мы вспоминаем в это время.

Обрядом будет то, что мы сами считаем обрядом. Если ты не нашел времени помыться раньше, то, конечно, можно мыться. Но это не потому, что это связано с рекомендациями Православной Церкви. Если мыться нужно, но мойтесь, но придавайте этому какого-то особенного значения.

- Что делать, если молодой человек не читает?

Мы уже делаем тем, что говорим об этом. Нужно себя к этому приучать, заставлять, потому что это доброе дело. Но что читать, надо посоветоваться со своим духовником или знакомым интеллигентным человеком.

Сейчас молодежь читает в основном детективы. Выбор литературы для чтения молодежью сейчас очень затруднен: преимущественно это либо яркая обложка, либо наличие таких моментов, как убийство. Что будешь в душу вливать, то в ней и будет.

Достоевский сказал: Бог борется с дьяволом, и поле битвы - сердце человеческое. Одного старца спросили, кто же победит? На что тот ответил: победит тот, кому ты больше помогаешь. Если ты читаешь современную «литературку», то кормишь этого дьявола, чтобы он побеждал Бога. Но если ты читаешь Евангелие, святоотеческую литературу, классику, ты помогаешь Богу, и Бог будет побеждать в твоем сердце.

Надо обязательно советоваться по выбору чтения. Дети должны советоваться с взрослыми, но если взрослые выросли на детективах, то с такими взрослыми советоваться не надо.

Наш телезритель спросил о том, какую книгу Вы бы посоветовали прочитать, чтобы понимать язык Псалтири, который труден ему для восприятия?

Есть рассказ о том, как один молодой человек пришел к писателю и спросил, что ему делать, чтобы стать писателем? На что писатель ответил ему: читайте Пушкина, Гоголя, Достоевского. Он пришел во второй раз и сказал: я прочитал, что делать дальше? И тогда писатель ответил: Читайте дальше, пока не станете писателем.

Так и здесь. Читайте саму Псалтирь. Раньше было такое издание: столбик слева на славянском, справа на русском языке. Сейчас, к сожалению, такого нет. Для себя я решил так: читать сначала на церковнославянском языке, а затем на русском.

Читайте Евангелие, Псалтирь, но читайте и Ветхий Завет, потому что все они перекликаются, тогда будет полная гармония. Главное читайте глубоко. Раньше в некоторых монастырях была такая традиция: монах прочитывает несколько строчек из Псалтири и потом долго над ними размышляет. Потом снова прочитает несколько строк. Может быть, не каждому это по силам, но размышлять надо. Ведь это такая глубина, какая дивная книга. Когда-то Ломоносова спросили, какой псалом надо читать в такой-то ситуации? На что он ответил примерно так: «Псалмы сей дивной книги мне все известны наизусть». Но для этого надо долго трудиться.

Вопрос телезрителя из Екатеринбурга: Как правильно относиться к болезни: можно ли молиться о выздоровлении или просто смиряться и ждать, ведь Бог смиряет нас через болезни?

Молиться об избавлении от болезни, несомненно, нужно, но надо и добавлять такие слова: Господи, да будет на все воля Твоя. Кроме того, надо призывать врачей и молиться за них, чтобы Господь дал им ясный ум и твердую руку во время операции.

Не надо принимать болезнь как наказание, но как вразумление и Божию любовь. Тогда будет все достойно. О здравии же мы молимся всей Церковью.

Вопрос телезрительницы из Новосибирской области: Многое хочется прочитать, и я читаю сразу пять книг: и Псалтирь, и Евангелие, и Ветхий Завет, и другие духовные книги, хочется почитать и классику, но у меня трое детей, работа. Хочется объять многое. Вот и приходится порой читать по страничке из одной, из другой книги. Как читать правильно?

Я не великий специалист в этом деле, но, наверное, у человека в жизни должны быть основные книги. Правда, Ветхий Завет может читать не каждый. Вы сказали «хочется объять многое», а Вы найдите в мире человека, который смог бы объять все. Никто, как Христос, Богочеловек.

Моя личная библиотека до последнего времени составляла восемь с половиной тысяч томов, но когда я понял, что все прочитать не смогу, то большую часть их раздал. Много достойных авторов, но выберите тех, кто Вам более близок, и читайте и перечитывайте именно их.

Вопрос телезрительницы из Ростовской области: Зачем читать постоянно Евангелие и Псалтирь, если уже знаешь наизусть?

- Мы знаем наизусть утренние и вечерние молитвы, но почему-то продолжаем их читать каждый день. Отвечу несколько шутя: «Вода не утоляет жажды: я как-то пил ее однажды». Книга, особенно священная книга, если она осознанно входит в душу, очищает ее. Как пища нужна для физического тела, так духовная пища нужна для души, иначе она ослабеет, не сможет бороться, и дьявол будет побеждать.

Чем питается душа? Святым словом: словом евангельским, словом апостольским, словом Псалтири. Молитвой питается душа. И мы должны ее кормить. Сейчас мы видим многих молодых людей, которые ослабели до того, что не могут бороться даже с маленькими проблемами, идет туда, куда его толкает ветер. Так и здесь. «Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться. И день, и ночь, и день и ночь /…/ Держи плутовку в черном теле и не снимай с нее узды!» и так далее.

Кроме того, я читаю Евангелие много лет, стараюсь каждый день. Может быть, все Евангелие я прочитал триста-четыреста раз, и все равно каждый раз получаю что-то новое. Псалтирь тоже удивительно много открывает.

Святые отцы говорят о том, что даже если ты наизусть знаешь молитвы, все равно бери книгу. Когда читаешь про себя, на секунду мысль оторвалась, и ты уже не вспомнишь, где был. Надо, чтобы читали и глаза, читали и уста, читал и дух.

- Вопрос телезрительницы из г. Омска: Какого автора Толкования на Евангелие Вы бы посоветовали читать?

На самом деле, очень много Толкований на Евангелие, трудно советовать что-то одно. Евангелие надо читать обязательно, а Толкование Вам надо подобрать по своему сердцу и расположению души.

- Есть что-то особенное в том, с каким настроем и ожиданиями мы подходим к чтению. Важно ли это?

Один мой знакомый, теперь уже священник, на мой вопрос, как он пришел к вере, рассказывал, что бабушка подарила ему Евангелие. Он долго возил книгу в чемодане, и вот однажды достал, лег на раскладушку в саду, закурил (тогда он еще курил) - страшно нам представить такое чтение, да? - и прочитал все четыре евангелия от корки и до корки. Если бы кто-то одернул его: «да как ты смеешь?», он, может быть, отложил и не дочитал. А так он прочитал до конца. В скором времени прочитал еще раз, но уже почувствовав, что надо читать как-то иначе, и читал сидя. Потом бросил курить. А теперь читает Евангелие ежедневно, уже будучи священником.

Не надо придавать этому «настрою» какое-то окончательное значение. Важно не как ты это будешь делать, а с каким духом. Если будешь это делать с искренним духом и чистой душой, что даже если что-то пока не знаешь и делаешь не так, Господь со временем тебя научит и вразумит.

- Вопрос телезрительницы из Московской области: Читаю Псалтирь Божией Матери. Как Вы к этому относитесь?

- Главное, как Вы к этому относитесь. Если Вы действительно читаете с желанием прославить Божию Матерь, умолить Ее, то это достойно. Но надо помнить, что Псалтирь у нас одна, это Псалтирь Давида. Псалтирь Божией Матери - это уже более позднее, относитесь к нему как к молитве. Относитесь так, как относится Ваше сердце, Вам хочется стать лучше, чище, выше, угодить Божией Матери - это, несомненно, хорошо.

Сейчас появилось много информации в электронном виде, и можно держать в руках не печатную книгу, а сидеть перед монитором компьютера или держать в руках планшет. Имеет ли для Вас значение, как именно читать?

К сожалению, я не владею электроникой. Но могу сказать так: когда-то были рукописные книги, а потом их стали печатать. Есть ли разница читать рукописную или печатную книгу? Если электронные средства несут добрую информацию, разве это плохо? Как сказал апостол: верующая жена освящает неверующего мужа и наоборот. Так и священные слова освящают электронику. Важно ли, из какой посуды ты будешь принимать пищу: золотой, серебряной или деревянной? Помню, что по своей немощи я не могу пойти в храм, и я до слез грустил об этом. И какая же отрада была на сердце, когда я включит телеканал «Союз», а там транслировали архиерейскую службу.

Вопрос телезрителя из г. Белгорода: Может ли Церковь помочь в формировании мировоззрения и одновременно приучить читать? Ведь это уже возможно только через православный взгляд.

Формировать любовь к чтению в детях можем только мы, родители. Это формируется в детстве, и сколько есть прекрасной детской литературы: стихов, сказок. Мы же не приучали детей. Пришло время юношества, а юноша считает себя уже всезнающим и всемогущим, и там формировать навык гораздо сложнее. Есть детские стихи и книги, прочитанные мне мамой, которые я помню до сих пор. Помню уроки нашего школьного учителя литературы, который прививал любовь к чтению.

Может быть, надо начинать с того, чтобы всей семьей читать Псалтирь и Евангелие, пусть по страничке. И когда ребенок вырастет, и наступят тяжелые времена, он может вспомнить это чтение, и поймет, что только Бог может ему помочь.

Телезритель так же говорил, что классические произведения, такие, например, книги Достоевского, понять через призму православия гораздо легче, чем об этом говорят обыкновенные, светские учителя в общеобразовательных школах, зачастую выдвигая на первый план второстепенное.

Разница между Вашим и моим поколением в том, что для нас учитель всегда был необыкновенным. Во-вторых, Достоевский тяжел для понимания, поэтому надо начинать с более легкого. Возьмите Пушкина, Лермонтова, Тургенева.

Возьмите сейчас «Братьев Карамазовых». Ведь это четыре брата, которые присутствуют в одном человеке. Когда-то мне это объяснила мама, а сейчас думаю, наши учителя это вряд ли могут объяснить ученикам.

- Наша передача подходит к концу, давайте подведем некий итог нашему разговору.

- Итог мы сейчас подводим все, ведь идет Страстная седмица. Давайте еще хоть чуть-чуть попостуем, добавим поста и молитвы. Давайте примиримся с ближними, погладим ребенка по голове, утешим старушку. Вот тогда мы хоть чуть-чуть распнемся с Господом. А если распнемся, тогда и воскреснем. Это надежда великая и непреложная. Сегодня среда Страстной седмицы, еще можно успеть так много сделать. Давайте попытаемся это сделать, и нам будет радостнее встречать Пасху.

- Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга был о том, как убедить ребенка не читать «Гарри Поттера»?

Надо не убеждать, а разъяснять, показывая и хорошую, и плохую сторону. Запретный плод всегда слаще. Надо объяснять, и это будет гораздо лучше. Чем мудрее воспитатель, тем меньше запретов он налагает, потому что он много разъясняет. Начинайте читать вместе, и насколько ближе будут члены семьи друг к другу: муж к жене, дети к родителям. Совместное чтение поможет хоть немного остановить эту бешеную спешку современного мира. Давайте остановимся: кто-то один будет читать, другие заниматься рукоделием. Какая это будет светлая страничка в нашей жизни - это семейное чтение.

Спасибо большое, что пригласили. Храни всех Господь. И дай Бог всем нам встретить Пасху.

Ведущий: Тимофей Обухов.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

А вот издание «Детская Библия» является сокращенным и упрощенным переложением библейских историй для юных читателей. Дословные места из Библии взяты в кавычки.

Православные сказки для девочек «Современность, старина, девочкины имена» на пи сала Надежда Веселовская . В этой книге вы найдете три занятные, но вместе с тем, поучительные истории из жизни девочек, носящих старинные русские имена. Сказочные события в книге оцениваются с православных духовных позиций - с позиций любви и добра, а девочек из разных времен объединяет вера в помощь Божью, в чудеса и готовность отдать свою жизнь за друзей.



Одним из ярких представителей православной художественной литературы является Иван Сергеевич Шмелев (1873-1950) -публицист, писатель, православный мыслитель. Его роман «Лето Господне» описывает русский уклад жизни через церковный богослужебный год, начиная с Великого Поста. Церковные праздники и службы, семейный быт, обычаи показаны в книге глазами маленького мальчика Вани. Книга «Лето Господне» - автобиографическая. «В ней я показываю лицо Святой Руси, которую я ношу в

своём сердце… — говорил Шмелёв. — Россию, которая заглянула в мою детскую душу».

Русские поэты в своих стихотворениях очень часто обращаются к библейским тем ам. Юрий Каплан и Екатерина Кудрявцева составили поэтическую антолог ию «Библейские мотивы в русской лирике ХХ века». В книге представлены очень разные авторы, от религиозного философа Владимира Соловьева и до ниспровергателя всех основ Владимира Маяковского, н о объединяют их всех святые образы Книги Книг.


В Луганске православным литературным объединением «Свете Тихий» в 2014 году выпущен альманах « Писанки ярки » , посвященный Пасхе Господней. В сборнике представлены проза, поэзия и публицистика русских и украинских авторов. «…эта книга - яркий пример того, как добрые творческие люди, объединенные верой, независимо от того, где они проживают, стремятся жить в дружбе, мире, хотят, чтобы дети их жили в высокоморальном, духовном обществе…»,- говорится в статье от составителя.

Издательство Сретенского монастыря выпустило в свет «Зеленую серию надежды». Представляем вашему вниманию три книги из этой серии:
1. Александр Богатырев «Ведро незабудок» и другие рассказы».
2. Протоиерей Алексий Лисняк «Сашина философия» и другие рассказы».
3. Протоиерей Андрей Ткачев «Страна чудес» и другие рассказы».
В этих книгах рассказывается о людях простых и знаменитых, о чудесных событиях, о непростых путях к Богу, о бесконечности Божьего мира, о любви к ближнему. Эта проза одновременно и документальна, и художественна. В ней говорится о вещах серьезных, но она не лишена и юмора. Мудрые, добрые, умные книги.


Островком духовности в литературном море стал «Княжий остров» Юрия Сергеева. Вроде бы приключенческая история времен Великой Отечественной войны, но борьба в книге разворачивается не только на полях сражений, а и между силами добра и зла. Итогом духовных странствий героя стало укоренение в православной вере, которое исключает предательство, лукавство и корысть.

Чтобы православная художественная литература читалась не только людьми верующими, ее авторы пишут в разных жанрах.

В жанре фэнтези писала некоторые свои книги Юлия Николаевна Вознесенская. Ее книга «Юлианна, или Опасные игры» - о сестрах - близняшках Юле и Анне, попавших в школу волшебства для будущих ведьм. Преодолеть зло, выдержать недетские испытания помогает им вера в Бога и заступничество Ангелов-Хранителей.

Душеполезное чтение православной художественной литературы поддержит вас в сложных жизненных ситуациях, не позволит впасть в уныние и умножит вашу веру в торжество добра и любви.